Структура и пересказ истории
План поможет не только структурировать произведение и запомнить материал, но и понять главную мысль, проанализировать действия героев, использовать полученные знания в реальной жизни.
План произведения
Он может быть кратким и развёрнутым. Сжатый план даст общее представление о сути произведения. Более подробный — почти пересказ.
Развёрнутый план:
- Судно на якоре у Африки. Прекрасную погоду сменяет изнуряющий ветер с пустыни Сахары.
- Капитан разрешает искупаться, и вместе с матросами в воду прыгают два мальчика, бывшие на корабле.
- Ребята плывут в открытое море, соревнуются в скорости и оказываются далеко от судна.
- Внезапно появившаяся акула направляется к детям.
- Ребята не чувствуют опасности. Члены команды плывут к ним, но расстояние слишком велико.
- Отец одного из мальчиков стреляет в акулу из пушки.
- Хищница погибла, дети спасены.
Подробный план раскрывает содержание рассказа для читательского дневника за 3 класс. Пересказ лишь добавит деталей и выразит основную мысль произведения.
Краткий сюжет
У берегов Африки на якоре стоит судно. Лёгкий ветерок и тёплое солнышко сменяет изнуряющая жара.
Капитан разрешает искупаться, и матросы прыгают в воду. Они сооружают из паруса купальню возле корабля. Два мальчика, бывшие на судне, оказываются в воде. Дети начинают соревнования в скорости между собой и плывут в открытое море. Команда весело поддерживает их. А отец одного из ребят, старый артиллерист, с гордостью смотрит на сына. «Не выдавай! Поднатужься!» — радостно кричит бывалый моряк.
Появляется акула и направляется к мальчикам. Её видят все, кроме юных хулиганов. Они ещё веселее плещутся в море. Матросы в ужасе. Быстро на воде оказывается лодка, и моряки, со всей силой налегая на вёсла, плывут к детям, но расстояние слишком далеко. Акула в нескольких шагах от ребят, и трагедия кажется неизбежной.
Один из мальчиков замечает чудовище и резко кричит. В этот момент старый артиллерист подбегает к пушке, целится и стреляет в акулу. Дым застилает глаза людям, собравшимся на палубе. Когда он рассеивается, раздаётся счастливый крик. Вся команда и взволнованный отец радостно видят тело мёртвой рыбины. Дети спасены, и через несколько минут их доставляют обратно на корабль.
Основная мысль
Её можно раскрыть с помощью анализа названия рассказа и действий его героев. Но самое главное — понять, чему он учит нас и от чего предостерегает автор Л. Н. Толстой.
Анализ названия
Главными действующими лицами произведения «Акула» являются люди, ставшие участниками происшествия.
Герои рассказа:
- два мальчика, самонадеянные и легкомысленные;
- старый артиллерист — отец одного из ребят, храбрый, умелый воин;
- капитан корабля и матросы.
Почему писатель дает своему рассказу название «Акула»? Почему, например, не называет его в честь мужественного старого воина? Ответ на этот вопрос и содержит главную мысль текста.
Морское чудовище, появившееся внезапно, в момент, когда его меньше всего ожидали увидеть, олицетворяет опасность, страх. Именно это чувство и реакцию людей, на неожиданное изменение обстоятельств хотел донести до читателя Л. Н. Толстой. Вычеркнув из названия храбрый поступок старого артиллериста, он намеренно не показывает своего отношения к этому герою, подчеркнув тем самым, что и он ошибался, разрешив ребятам безрассудные соревнования в морской воде.
Чему учит рассказ
История, рассказанная Л. Н. Толстым, интересна именно тем, что так близка к реальной жизни. Произведению свойственен жанр приключенческого рассказа, ведь описанные в нём события вполне могли произойти где-нибудь у берегов Африканского континента.
Иллюстрацию к этой остросюжетной истории не придётся долго искать на просторах интернета. Любое изображение жуткой, огромной морской разбойницы и двух растерявшихся пловцов подходит в качестве рисунка к рассказу «Акула».
Тем не менее история мудра. Она учит нас осторожности и внимательности к окружающему миру. Создавая её, Лев Толстой как будто написал инструкцию для всех людей отдыхающих на курортах.
Синее море и яркое солнце создают иллюзию покоя, радости и счастья. Откуда в таком прекрасном мире может появиться злое чудовище? Не только мальчишки, но и бывалые моряки были обмануты внешним спокойствием и кажущейся добротой ласкового моря. Никто из них, включая отца юного матроса, не подумал об опасности, таящейся в его глубинах.
Главная мысль рассказа Толстого — самонадеянность и легкомыслие людей. Из-за беспечности взрослых дети могли погибнуть, и только чудо спасло им жизнь. Примеров подобных случаев в реальности очень много. Каждый человек, наверное, может назвать хоть один такой в своей жизни. К сожалению, не все они заканчиваются так благополучно. Поэтому следует более внимательно относиться к собственной безопасности.
Восторг и удивление вызывают действия смелого артиллериста. Стреляя в акулу, он рисковал жизнью мальчиков, но другим способом их спасти было нельзя. Именно так, по всей видимости, действуют настоящие герои в минуты опасности. Лётчики, сажающие самолёт в тяжёлых условиях, моряки, в момент гибели судна, или просто по-настоящему мужественные люди.
Не только споры и сомнения, но и восхищение может вызывать у детей и взрослых рассказ «Акула» Льва Толстого для 3 класса. План произведения поможет нам закрепить его в памяти и применять в своей жизни.
Отзывы читателей
История учит следовать правилам безопасности. Матросы соорудили специальную купальню из паруса, чтобы ни с кем из команды не случилась беда. Если бы ребята не выплыли за территорию этого бассейна, старому артиллеристу не пришлось стрелять в акулу, рискуя жизнью детей.
Пренебрежение правилами безопасности может закончиться очень плохо. Капитан приказал оградить место для купания, чтобы предотвратить встречу с морскими хищниками. Но ребятам стало скучно в купальне из паруса, они поплыли в открытое море, подвергнув себя смертельной опасности.
swетлана 31 марта 2018
Тяжёлая участь выпала старому матросу: стрелять в акулу, подвергая опасности жизнь собственного сына. Он проявил истинное присутствие духа и показал технику стрельбы. Артиллерист использовал единственную возможность спасти мальчиков. А когда дело было сделано, у него не достало сил видеть результат своего выстрела.
helenaal_zn 16 мая 2018
- Сочинения
- По литературе
- Толстой Лев
- План рассказа Акула
План
- Жара на корабле;
- Команда: «Купаться!»;
- Двое мальчиков уплывают в открытое море;
- Появляется акула, это видит отец одного из мальчиков;
- Ребята не слышат предупреждений об опасности;
- Матросы спускаются в лодке на воду;
- Ребята замечают акулу и расплываются в разные стороны;
- Отец мальчика стреляет по воде;
- Чудовище убито, мальчиков спасают.
Краткое содержание рассказа
У берега Африки стоял корабль. Под вечер погода испортилась, становилось очень жарко, как в пустыне.
Капитан взошел на палубу и прокричал: «Купаться!». Тот же час ребята матросы опустили в воду парус, попрыгали вниз и начали там плавать.
Двоим мальчикам стало слишком тесно плавать с остальными, и они поплыли в море. Словно ящерицы, что есть мочи, они поплыли к бочке под якорем. Один из них сначала плыл впереди, но после начал отставать. Его отец, который наблюдал за всем этим с корабля, прокричал: «Понатужься!».
Неожиданно кто-то вскрикнул: «Акула!». Оглянувшись, все увидели, как чудище проплывает мимо ребят.
Отец мальчика, старый артиллерист, что есть мочи кричал: «Вернитесь!», но ребята не слышали его, продолжали веселиться и смеялись еще сильнее.
Матросы сбросили лодку, спустились в нее и поплыли, что есть мочи, к ребятишкам. Отец, белый как полотно, не двигаясь, наблюдал за детьми. Лодка была еще далеко, а акула не дальше нескольких шагов.
Когда мальчики неожиданно обернулись, все услышали пронзительный крик, ребята стали уплывать в разные стороны.
Визг мальчиков будто вывел артиллериста из оцепенения, он резко бросился к пушкам, лег к ним и прицелился. Все, кто был на судне, замерли в ожидании того, что будет дальше. Послышался выстрел, а отец упал около пушки и закрыл голову руками. На минуту дым не давал разглядеть, что стало с чудовищем и ребятами.
Когда дым рассеялся, со всех сторон все радостно закричали, отец открыл лицо и взглянул на воду. Мертвое тело акулы плыло кверху брюхом. Через несколько минут ребят привезли обратно на корабль.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Акула
Популярные сегодня темы
- План рассказа Робинзон крузо (Даниель Дефо)
С детства Робинзон мечтал о путешествиях, но его родители были против. Когда Робинзону уже исполнилось 18 лет, он отправился в Лондон на корабле.
- Сочинение на тему Дети в семье
Я думаю, что дети в семье – главное. Они основа, так как без детей, что может быть за семья такая? Тут считаются и свои, и приемные дети, если что. Без детей пара только формально семья
- Другие
- Сочинение по поэме Руслан и Людмила 5 класс рассуждение
С детства известная нам поэма великого русского поэта А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в сказочной форме повествует нам о доблести и геройстве, о криводушии и вероломстве, о любви и преданности.
- Анализ сказки Городок в табакерке Одоевского
Жанровая направленность произведения представляет собой литературную познавательную сказку.
Как составить план
План нужен для закрепления прочитанного материала и для того, что бы быстро вспомнить прочитанное. С помощью плана быстро восстанавливается суть повествования, имена героев и их действия. А также план нужен при написании сочинений, изложений и прочих контрольных работ, и при составлении собственного произведения. Планы бывают нескольких типов — цитатный, подробный и сжатый. Составление планов позволяет развить способность к анализу произведений. Нужно прочитать произведение, разделить на смысловые части и озаглавить их. Рассказ, обычно, состоит из вступления или завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. Кульминация — это наивысшая точка напряжения в рассказе. Рассмотрим на примере рассказа Толстого «Акула».
Цитатный план
Пишется с использованием цитат из текста, к примеру:
- «Наш корабль стоял у Африки.»
- «Капитан вышел на палубу, крикнул «Купаться!»
- «Мальчики первые прыгнули в воду, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.»
- «Вдруг с корабля кто-то крикнул: «Акула!»
- «Мальчики не слышали того, что им кричали, и не видели акулы.»
- «Артиллерист сорвался с места и побежал к пушкам.»
- «Раздался выстрел, и мы увидели артиллериста, упавшего подле пушки. Он закрыл лицо руками.»
- «По волнам колыхалась мёртвая акула.»
- «В несколько минут лодка доплыла до мальчиков и привезла их на корабль.»
Подробный и сжатый план
Сначала рассмотрим подробный план:
- Корабль стоял у Африканских берегов.
- Было жарко и капитан разрешил купаться в купальне из паруса.
- На корабле были дети и они уплыли играть в открытое море.
- Навстречу им плывет акула.
- С корабля кричали детям об акуле, но они не слышали.
- Для их спасения послали лодку, но она не успевала.
- Отец одного мальчика побежал к пушке. Он прицелился, а потом выстрелил.
- Он попал в акулу и убил ее.
- Детей благополучно доставили на борт.
А теперь сжатый план:
- Корабль стоит у Африки, и капитан разрешил купаться в жару.
- Дети уплыли далеко и на них плывет акула.
- Артиллерист- отец одного из мальчиков, стреляет из пушки по акуле и убивает ее, а детей доставляют в лодке на корабль.
Как составить план
План нужен для закрепления прочитанного материала и для того, что бы быстро вспомнить прочитанное. С помощью плана быстро восстанавливается суть повествования, имена героев и их действия. А также план нужен при написании сочинений, изложений и прочих контрольных работ, и при составлении собственного произведения. Планы бывают нескольких типов — цитатный, подробный и сжатый. Составление планов позволяет развить способность к анализу произведений. Нужно прочитать произведение, разделить на смысловые части и озаглавить их. Рассказ, обычно, состоит из вступления или завязки, развития сюжета, кульминации и развязки. Кульминация — это наивысшая точка напряжения в рассказе. Рассмотрим на примере рассказа Толстого «Акула».
Цитатный план
Пишется с использованием цитат из текста, к примеру:
- «Наш корабль стоял у Африки.»
- «Капитан вышел на палубу, крикнул «Купаться!»
- «Мальчики первые прыгнули в воду, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.»
- «Вдруг с корабля кто-то крикнул: «Акула!»
- «Мальчики не слышали того, что им кричали, и не видели акулы.»
- «Артиллерист сорвался с места и побежал к пушкам.»
- «Раздался выстрел, и мы увидели артиллериста, упавшего подле пушки. Он закрыл лицо руками.»
- «По волнам колыхалась мёртвая акула.»
- «В несколько минут лодка доплыла до мальчиков и привезла их на корабль.»
Подробный и сжатый план
Сначала рассмотрим подробный план:
- Корабль стоял у Африканских берегов.
- Было жарко и капитан разрешил купаться в купальне из паруса.
- На корабле были дети и они уплыли играть в открытое море.
- Навстречу им плывет акула.
- С корабля кричали детям об акуле, но они не слышали.
- Для их спасения послали лодку, но она не успевала.
- Отец одного мальчика побежал к пушке. Он прицелился, а потом выстрелил.
- Он попал в акулу и убил ее.
- Детей благополучно доставили на борт.
А теперь сжатый план:
- Корабль стоит у Африки, и капитан разрешил купаться в жару.
- Дети уплыли далеко и на них плывет акула.
- Артиллерист- отец одного из мальчиков, стреляет из пушки по акуле и убивает ее, а детей доставляют в лодке на корабль.
Конспект урока в 3 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Акула»
Автор: Попова Надежда Петровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Усмани Липецкой области
Описание материала: Данная работа представляет литературно-методический анализ и конспект урока. Данный материал будет полезен в работе учителям начальных классов. Разработки уроков были апробированы с учащимися 3 класса.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого «Акула»; пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.
2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
3. Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.
Планируемые результаты: учащиеся научатся оценивать границы своего знания и «незнания»; управлять учебной деятельностью; выполнять логические операции; слушать и слышать.
Тип урока: изучение нового.
Ресурсы: ИКТ-презентация.
Учебник «Литературное чтение. Родная речь. 3 класс 1 часть» (стр.152-155).
Портрет Л.Н.Толстого.
Рисунок акулы, рисунки для картинного плана.
1. Организация начала урока
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Улыбнитесь друг другу, садитесь, и приступим к работе.
2. Актуализация знаний.
— С каким писателем мы работали на прошлом уроке?
( Сайды 1-6)
Сообщения детей о жизни и деятельности писателя. ( Опережающее задание)
— Что интересного о его жизни вы запомнили?
3. Самоопределение к деятельности.
Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. Слайд 7-8.
-Основные темы и жанры в творчестве писателя.
— А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!
( Акула.) Слайд 9.
-А что интересного вы знаете об этой рыбе?
(Один из заранее подготовленных учеников рассказывает сообщение про акулу)
4. «Открытие» нового знания.
а) Анализ названия ,прогнозирование содержания.
б) Словарная работа Слайд 12.
Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)
В) Первичное восприятие.Чтение подготовленными учениками.
Опережающее задание. Слайд 10.
Г). Проверка первичного восприятия
— Понравился ли вам рассказ? Кто главные герои ?
Соотнести название и содержание. Слайды 11-12. –Какой это рассказ?
Что особенно запомнилось?
д). Повторное чтение- выборочное Слайд 13
Литературные приемы : сравнение ,описание, противопоставление. Слайд 14.
У: Просмотрите сами текст ещё раз. Пробегите глазками, чтобы восстановить ход событий.
Постараетесь ответить на вопрос. Почему рассказ называется Акула?
е). Составление характеристики героев. Слайды 15-16.
Ж)Повторное чтение текста по смысловым частям и составление плана этого текста. Откроем учебник на стр.152 Слайд 16.
(Чтение первой части)
— Где стоял корабль?
— Как Толстой описывает погоду в этот день
— С чем автор сравнивает погоду?
Как бы вы озаглавили эту первую часть?
— «Корабль у берегов Африки».
(Чтение второй части)
— Где матросы устроили купальню?
— Как бы мы озаглавили эту часть?
— «Купание в парусе».
(Чтение третьей части)
— Кто же был с матросами на корабле?
— Почему дети решили сплавать в открытое море
— Какими пловцами были дети, и какое слово об это говорит? (Дети читают эпизод текста)
— Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
— Что значит «Не выдавай! понатужься!». Как он это крикнул
— Что выражает лицо артиллериста
-Как мы озаглавим эту часть?
— «Плавание наперегонки в открытом море»
(Чтение четвертой части)
— С какого слова автор начинает эту часть? Почему?
— Какими словами автор называет акулу? Почему.
— Да, автор называет так акулу за тем, чтобы мы могли почувствовать страх за мальчиков. Над ними нависла беда.
А как автор описывает отца мальчика? Как вы думаете, что он чувствовал? Прочитайте его реплику.
(Дети читают эпизод текста)
— Как отреагировали дети на его слова?
— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение?
— Какие слова говорят о пережитых им чувствах?
— Как матросы решили помочь мальчикам?
— Найдите глаголы, которые описывают действия матросов. Как действуют матросы?
— Как мы будем читать?
— На каком расстоянии от мальчиков акула? Успеют ли матросы спасти ребят?
— Как озаглавим эту часть?
-«Появление морского чудовища».
(Чтение пятой части).
— Как отреагировали ребята, увидев акулу? Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? В чем разница между словами визг и крик?
— ВИЗГ — это пронзительный, резкий крик. Представьте, что чувствовали ребята…-: Как озаглавим эту часть?
— «Пронзительный визг».
(Чтение шестой части).
— Как подействовал визг мальчика на отца? Как он все делал?
— Какое решение принимает артиллерист?
— Какой будет темп чтения? Какое чувство?
— Как действует команда? Почему все замерли от страха?
-Как ведет себя артиллерист после выстрела? Почему чего он боялся?
— На стр.153 изображена иллюстрация к рассказу. Подходит ли она к этой части, почему? Докажите.
Что художник на ней изобразил?
— Как бы мы озаглавили эту часть?
— «Выстрел».
(Чтение рассказа до конца.)
— Что привело старого артиллериста в чувства? Что он сделал?
— Какое он сейчас он испытывает чувство?
— Что его успокоило?
— Как бы мы озаглавили эту часть?
-« Мальчики на корабле».
— Как вы думаете, почему свой рассказ Л.Н.Толстой назвал Акула?
5.Рефлексия. Слайд 17.
6.Итоги урока. Слайд 18.
— Ребята, кто главный герой этого рассказ?
Какой урок хотел нам преподнести?
— Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну. Хотел показать, что нельзя себя так беззаботно вести.
— Ради чего написан рассказ?
7. Творческая работа
— У меня на доске разбросаны картинки, все ли они подходят к данному рассказу? Какая лишняя, почему?
Помогите мне расположить их по порядку.
Давайте озаглавим их в соответствии с рассказом.
— Попробуйте пересказать рассказ, используя наш план.
8. Домашнее задание
— Дома подготовить пересказ рассказа Л.Н.Толстого. Можно пользоваться готовым планам на стр. 156. Слайд19.
Урок окончен.
Литературно — методический анализ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»
1. Определение жанра.
Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.
2. Тема рассказа.
«Широкая тема» — о смелости и храбрости.
«Узкая тема» – самоотверженная любовь артиллериста.
3. Особенности сюжета.
Это рассказ о том, как отец спасает сына, проявляет находчивость в трагический момент.
«Акула» читательский дневник
«Акула» – увлекательный рассказ об опасном приключении мальчиков у побережья Африки. Поучительная история о детском безрассудстве могла бы иметь весьма печальный финал, если бы не готовность взрослых принимать быстрые, смелые решения.
Краткое содержание «Акула» для читательского дневника
ФИО автора: Толстой Лев Николаевич
Название: «Акула»
Число страниц: 16. Л. Н. Толстой. «Акула». Издательство «Детская литература». Москва. 1981 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1860 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Мальчики – два безрассудных, легкомысленных, азартных подростка.
Старый артиллерист – отец одного из мальчиков, решительный, отважный мужчина.
Сюжет
У берегов Африки стоял военный корабль, на борту которого, помимо взрослых членов экипажа, находились два подростка. В один из жарких дней капитан приказал матросам устроить небольшой импровизированный бассейн – спустить в воду парус, натянуть его и привязать к кораблю. В этом парусе все желающие могли искупаться, однако мальчикам там было слишком тесно, и они решили поплавать в открытом море.
Мальчики решили устроить гонку до бочонка, привязанного верёвкой к якорю. Они с азартом принялись соревноваться, но вскоре команда на корабле с ужасом увидела большую акулу, стремительно приближающуюся к пловцам. Капитал приказал немедленно спустить на воду шлюпку, но акула плыла гораздо быстрее.
Старый артиллерист, отец одного из мальчиков, побледнел, как полотно, и не отрывал глаз от сына. Мальчики наконец заметили акулу и с криком бросились в разные стороны. Этот крик привёл в чувство артиллериста, который кинулся к пушке, развернул её в сторону моря и прицелился в акулу. Раздался выстрел, и сизый дым окутал всё густой пеленой. Все застыли в напряжении, но когда дым развеялся, команда радостно закричала – на волнах покачивалась мертвая акула, а дети остались целы и невредимы.
План пересказа
- Знойный день у побережья Африки.
- Купание в парусе.
- Соревнование мальчиков.
- Появление акулы.
- Матросы спешат на помощь.
- Мальчики замечают акулу.
- Пушечный выстрел.
- Спасение мальчиков.
Главная мысль
Никогда не стоит забывать об осторожности и предусмотрительности.
Чему учит
Рассказ учит быть осторожным, внимательным, благоразумным, не баловаться там, где это запрещено. Также произведение учит не теряться в трудную минуту, сохраняя спокойствие, решительность и твёрдость духа.
Отзыв
Этот рассказ еще раз доказал, что опасность может подстерегать там, где её совсем не ждешь. Детские забавы и шалости должны иметь свои границы, иначе они могут привести к печальным последствиям.
Пословицы
- Осторожность головной боли не причиняет.
- Берегись козла спереди, коня – сзади.
- Баловство до добра не доводит.
- Лучше выстрелить, чем остаться лежать.
- Риск – благородное дело.
Что понравилось
Очень понравилась быстрая реакция старого артиллериста. Заметив, что сын оказался в смертельной опасности, он не растерялся, не запаниковал, а сделал всё возможное, чтобы спасти его. Именно благодаря его решительности всё закончилось хорошо.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Цель урока:
1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого
и содержанием его произведения “Акула”.
2. Формировать навыки правильного,
выразительного, беглого, сознательного чтения,
для более глубокой и точной передачи мыслей и
чувств, заложенных автором в произведении, а
также для выражения собственного отношения
читающего к изображенным событиям, героям и их
поступкам.
3. Расширить и углубить знания детей о природе, в
частности о животных, а также реализовать
программные установки:
а) расширить знания и представления об
окружающем мире;
б) вести активное речевое развитие школьников;
в) изучать русский язык и его эстетические
функции.
4. Работать над выразительностью речи детей,
интонацией, над развитием познавательных
способностей детей.
5. Учить работать со справочной литературой.
6. Развивать воображение, речь, мышление, память.
7. Воспитывать у детей любовь к природе,
стремление к доброте, порядочности,
отзывчивости.
Предметные задачи урока:
- создать условия для формирования умения
анализировать текст и осуществлять пересказ в
зависимости от его цели; - создать условия для выразительного чтения
произведения целыми словами вслух и про себя, для
понимания содержания прочитанного; - создать условия для эмоционального
реагирования на события в тексте при чтении; - способствовать уточнению словаря учащихся на
уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов и
антонимов в речи; - способствовать осознанию на интуитивном уровне
смыслового и грамматического согласования слов; - учить выражать собственное отношение читающего
к изображенным событиям, героям, их поступкам.
Метапредметные задачи урока:
- Познавательные: обеспечить развитие у
учащихся умений сравнивать, группировать,
выделять нужное, анализировать. - Регулятивные: содействовать развитию у
детей умения осуществлять самоконтроль и
взаимоконтроль, самооценку учебной
деятельности, умения принимать и сохранять
учебную задачу. - Коммуникативные: содействовать развитию у
детей умений общаться, развитию монологической и
диалогической речи. - Личностные УУД: создать условия для
формирования положительного отношения к учению,
бережного отношения к животным, умения видеть
красоту окружающего мира, содействовать
воспитанию навыков культуры общения на уроке,
содействовать привитию этических качества
личности — доброты, сострадания, уважения к
старшим, соучастия.
Оборудование: словарь чувств, серия
портретов русских писателей и поэтов, авторская
выставка книг (произведений Л.Н.Толстого),
карточки — цветовые сигналы, задания на карточках
для работы в группах, карта достижений учащихся,
словари: “ Синонимы и антонимы” О. Д. Ушакова,
“Толковый словарь русского языка” С. И. Ожегова,
компьютер, мультипроектор, карточки достижений
учащихся
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Сегодня к нам на урок пришли
гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели.
Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и
приступили к работе. У нас речевая разминка.
Прочитаем четверостишие, записанное на доске.
2. Речевая разминка
Кто хочет разговаривать, Тот должен
выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было
всем понятно.
Учитель. К какому виду устного
народного творчества относятся эти строки?
Дети. Это скороговорка.
Учитель. О чём эта скороговорка?
Дети. Эта скороговорка о том, как нужно
правильно разговаривать?
Учитель. Как нужно правильно
разговаривать?
Дети. Разговаривать нужно внятно,
правильно, не проглатывая окончаний,
проговаривая все звуки.
Учитель. Прочитаем нашу скороговорку
по слогам в медленном темпе. Какие слова нужно
выделить при чтении этой скороговорки? Это
должны быть самые важные слова, и они должны нам
говорить, о том, как правильно говорить. Назовите
эти слова.
Дети называют слова – разговаривать,
выговаривать, правильно, внятно, понятно.
Учитель. Давайте прочитаем эти строки
и выделим эти слова при помощи постановки
логического ударения.
Учитель. Прочитаем в ускоренном темпе,
выделяя слова.
Учитель. Прочитаем с простукивание
гласных. Теперь каждый оценит свою работу во
время речевой работы сам в карте достижений.
Учитель. Молодцы. Приступим к проверке
домашнего задания. Что было задано на дом?
3. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова
“Осень” (3 человека)
Каждому ученику после прочтения стихотворения
дети задают вопросы и дают оценку их работы.
Дети. Какие строки помогли тебе
представить осеннюю картину? Что такое бор? Каким
тебе представляется бор? Какие звуки можно
услышать в осеннем лесу? Почему поэт называет
зелень мрачной? Как понимаешь строки “Зверь
отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит”
Учитель. Всех вас я спросить на уроке
не успела, поэтому оцените себя сами в карте
достижений.
4. Формирование темы и цели урока
Учитель. А теперь приступим к изучению
нового материала. Фамилию автора, с
произведением которого мы сегодня познакомимся,
вы определите сами. Для этого рассмотрите запись
английских и русских букв. Обратите внимание
только на буквы русского алфавита. Назовите
фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на
уроке. Как вы её составили?
Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой)
Дети. Фамилия автора Толстой. Мы её
составили из букв русского алфавита.
Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы
будем говорить о творчестве Льва Николаевича
Толстого. А теперь постарайтесь определить, о чём
писал Л. Н. Толстой. Для этого прочитайте
написанные на доске слова: лев, мальчик, медведь,
тюльпан, сорока, ромашка, ворона, роза, волк,
девочка, синица, дедушка. Распределите их на
четыре равные группы, по одинаковым для каждой
группы признакам
Дети. В первую группу можно отнести
слова – медведь и волк, лев, осёл, так как это
названия зверей. Во вторую сорока и ворона,
синица, так как это названия птиц. В третью группу
можно отнести , роза, ромашка, так как это
названия растений. К четвёртой группе отнесём
слова девочка, мальчик, дедушка. Это названия
людей.
Учитель. Подумайте, и скажите, о ком
или о чём писал Л. Н. Толстой?
Дети. Л.Н. Толстой писал о природе,
животных, птицах и людях.
Учитель. Название произведения Л.Н.
Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы
определите сами. Для этого соедините первые
буквы написанных на доске слов. (На доске
написаны слова: Африка, купался, уплыл, любовался,
артиллерист.)
Учитель. Как называется это
произведение?
Дети. Произведение Л. Н. Толстого
называется “Акула”.
(Учитель пишет название произведения под
именем, отчеством, фамилией писателя.)
Учитель. Какова же тема сегодняшнего
урока?
Дети. Тема сегодняшнего урока: “Лев
Николаевич Толстой и его произведение
«Акула»”.
Учитель. В соответствии с темой
сформулируйте цель нашего урока. Используйте для
этого запись на доске.
Цель:
1) познакомиться с творчеством __________и его
произведением “_____________”
2) учиться правильно, выразительно читать
_______________ и анализировать его
3) составлять ___________пересказа произведения
Дети Цель нашего урока: познакомиться
с творчеством Льва Николаевича Толстого и его
произведением “Акула”; учиться правильно,
выразительно читать произведение, отвечать на
поставленные вопросы.
Учитель. Ребята, вспомните, какие
произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2
классе.
Дети. “Старый дед и внучек”, “Отец и
сыновья”, “Учёный сын”, “Филиппок”,
“Котёнок”, “Осёл и лошадь”
Учитель. Чему учат эти рассказы?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
5. Знакомство с жизнью и творчеством
писателя
Учитель. Какие интересные факты из
жизни и творчества писателя вы нашли дома?
- Дети рассказывают, что они знают о жизни и
творчестве писателя. - Изучение нового материала. Актуализация знаний.
- Чтение текста подготовленными учениками
Учитель. Приступим к реализации
поставленной вами цели. Как вы думаете, о ком
пойдет речь в рассказе?
Дети. В этом рассказе пойдёт речь об
акуле.
Учитель. Давайте узнаем, правильно ли
мы предположили. Прочитаем рассказ “Акула”.
(Чтение текста подготовленными учениками)
Учитель. В тексте нам встретились
такие слова: палуба, парус, матрос, артиллерист,
фитиль, хобот
Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем
с толковыми словарями.
а) Словарная работа. Работа парами с толковым
словарём С.И. Ожегова.
Нахождение и толкование слов: палуба, парус,
матрос, артиллерист, фитиль, хобот
1 ряд — Палуба — горизонтальное
перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также
часть такого перекрытия, прилегающая к наружной
стенке судна.
Парус — укрепляемое на мачте судна и надуваемое
ветром полотнище из парусины, плотной ткани.
2 ряд — Матрос – моряк, не
принадлежащий к командному составу, рядовой
флота, а также служащий команды.
Фитиль — лента жгут или шнурок, служащие для
горения в некоторых осветительных и
нагревательных приборах. Жгут из мягкого
материала, пропитываемый каким — нибудь составом.
Горящий шнур для воспламенения зарядов
3 ряд — Артиллерист — военнослужащий
артиллерии.
Артиллерия – огнестрельные орудия ( пушки,
миномёты, гаубицы), род войск.
б) Проверка первичного восприятия
Учитель. Вы предположили, что речь в
нашем рассказе пойдёт об акуле. Так ли это?
6. Выслушиваются мнения детей.
Учитель. Что хотел показать нам автор
этим рассказом?
Ответы детей: Показать переживание отца, его
любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение
мальчиков. Показать опасности, подстерегающие
детей)
в) Чтение рассказа детьми по цепочке.
7. Закрепление нового материала.
Составление плана. Выборочное чтение.
Учитель. Ребята, давайте выделим
основные события, которые произошли. Завязку
сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета.
Составим план для пересказа текста.
Учитель. Где и когда происходили
описываемые события? Какая была погода? Какую
команду услышали матросы? Как мальчики оказались
в открытом море? Как они соревновались друг с
другом? Как отнёсся старый артиллерист к забавам
сына? Когда отца охватил страх? Почему когда все
пытались спасти мальчика, старый артиллерист
стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал
действовать? Почему все замерли от страха? Как
вёл себя артиллерист после выстрела? Почему он
так повёл себя? Что можно сказать об этом
человеке, какой он? Какими чертами характера
обладал?
Учитель. Какова завязка сюжета?
(Корабль стоял на якоре около берегов Африки.
Было очень жарко и капитан разрешил команде
искупаться.)
Учитель. Как дальше развивались
события? (Два мальчика, которые были на корабле,
вздумали устроить соревнования в открытом море.
Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая
стала к ним приближаться.)
Учитель. Какой эпизод в рассказе стал
кульминационным? (Артиллерист подбежал к пушке и
выстрелил в акулу).
Учитель. Какова развязка сюжета?
(Точным выстрелом акула была убита, а мальчиков
на лодке привезли на корабль)
Дети составляют план пересказа.
1. Остановка корабля.
2. Купание мальчиков.
3. Появление акулы.
4. Артиллерист стреляет из пушки.
5. Спасение мальчиков. Крики радости.
Минутка тишины. Ракушки, которые лежат у вас на
партах, помогут нам услышать шум моря, может быть,
кто-то услышит, крики чаек, плеск волн.
Закройте глаза, послушайте звуки моря,
представьте, что вы находитесь непосредственно
на месте событий.
8. Работа в группах сменного состава.
Первое задание
- 1 группа. Найдите синонимы к слову смелый
(мужественный, сильный духом, решительный,
храбрый), опытный (находчивый, бывалый,
многоопытный, искусный, знающий, сведущий) - 2 группа. Найдите синонимы к слову веселый
(радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный),
проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица) - 3 группа. Найдите синонимы к слову страх (ужас,
испуг, паника, шок, боязнь), радость (веселье,
ликование, жизнерадостность). - 4 группа. Найдите синонимы к слову мудрый (умный,
разумный, глубокий, опытный, светлая голова,
светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный,
прозорливый), добрый (заботливый, понимающий,
добросердечный, сердечный, добродетельный,
добродушный)
Ученики находят синонимы, затем переходят в
другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд
синонимов.
Учитель. А теперь оцените свою работу
в карте достижений.
Второе задание
- 1 группа. Составьте словесный портрет
артиллериста. Опишите, как он выглядит внешне,
какими чертами характера обладает, расскажите,
как он любуется мальчиками, испытывает шок при
виде акулы, принимает решение и стреляет из
пушки. - 2 группа. Подготовьте рассказ о случившемся от
имени мальчика. Расскажите, как мальчики
купаются, испытывают страх при виде акулы,
радость, когда акула погибает. - 3 группа. Ответьте на вопрос. Почему рассказ
назван “Акула”, а не “Артиллерист”, ведь
главный герой артиллерист? - 4 группа. Лев Толстой описывает, как отец с
любовью смотрит на сына. Как вы думаете, какой он
отец? Артиллерист принимает быстрое решение, он
решительный, опытный. Как относится автор к
артиллеристу? Лев Николаевич Толстой заставляет
нас переживать, испытывать страх, радость. Как вы
думаете, какой он писатель?
Проверка работы групп. Самооценка своей работы
в карте достижений.
9. Домашнее задание
1 вариант подготовить пересказ текста от лица
мальчика, 2 вариант от лица артиллериста.
10. Рефлексия.
Учитель. Чему мы учились на уроке? Что
нового узнали? О чем вы задумались после чтения
рассказа “Акула”
Чьи ответы на уроке вам понравились больше
всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока?
Самооценка деятельности учащихся.
11. Подведение итогов урока.
Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою
работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что — то
новое, работали активно, весь урок заставляли
себя думать.
- Зелёный – урок прошёл удачно: я активно
участвовал в работе класса, с заданиями
справился успешно. Я доволен собой! - Жёлтый – сегодня на уроке не все задания
оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я
справился. Я вполне доволен собой! - Красный – задания на уроке оказались слишком
трудными. Мне нужна помощь!
Учитель. У каждого человека в жизни
бывают такие моменты, когда он не знает, как
поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей
жизни тоже наступит такой момент, я советую вам
быть смелыми, решительными, хорошо обдумать
ситуацию и принять правильное решение, как это
сделал в рассказе его главный герой.
Литература
- Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Родная речь.
Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч., Ч. 1.- М.:
Просвещение, 2008г. - Кутявина С.В. Поурочные разработки по
литературному чтению: 3 класс, — М.: ВАКО, 2009г. - Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. “Толковый словарь
русского языка”, — М.:ООО “ИТИ Технология”, 2003 г. - Очерки о детских писателях. Справочник для
учителей начальных классов, М., “Баласс”, 2000г. - Полячихина О.В., Семененко Л.А.
Совершенствование навыков чтения и речи на
уроках обучения грамоте и литературного чтения.
Курск, 2000 г. - Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе.
Дидактическое пособие к урокам литературного
чтения. Выпуск 1 – М., Дрофа, 2007 г. - Толстой Л.Н. “Акула” Изд-во “Детская
литература”. Серия: Мои первые книжки. — М., 1982 г