План рассказа детство толстой глава детство

logo

  • Помогите, пожалуйста составьте план «Детство» Л. Н Толстой
    Главы: «Классы»
    «Наталья Савишна»
    «Детство»

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      elsaduke221

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    27 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    28 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    28 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    28 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

atsenke727

atsenke727

Вопрос по литературе:

Составить план по рассказу льва николаевича толстого детство глава детство, срочно.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

gereadrbres372

gereadrbres372

1. Утренние занятия братьев Иртеньевых.2. Отец сообщает детям, что они поедут в Москву. Обида Карла Ивановича.3. Семья Иртеньевых едет на охоту.4. Вечер в кругу семьи.5. Отец с двумя сыновьями и Карлом Ивановичем едет в Москву.6. Подарки и приезд гостей по случаю именин бабушки.7. Бал. Николенька влюбляется в Сонечку Валахину.8. Мать сообщает о своей болезни и о приближающейся смерти.9. Похороны матери. Николенька осознает, что счастливая пора детства закончилась

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Глава XV. Детство
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.
Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу! Отуманенными дремотой глазами я пристально смотрю на ее лицо как она взглянула на меня и как улыбнулась.
Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь на кресло.

— Ты опять заснешь, Николенька, — говорит мне maman, — ты бы лучше шел на верх.

— Я не хочу спать, мамаша, — ответишь ей, и неясные, но сладкие грезы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам.

— Вставай, моя душечка: пора идти спать.

Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку.

— Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берет меня за шею, и пальчики ее быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением

— Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!

Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладет к себе на колени.

— Так ты меня очень любишь?

Она молчит с минуту, потом говорит:

— Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? не забудешь, Николенька?

Она еще нежнее целует меня.

— Полно! и не говори этого, голубчик мой, душечка моя! — вскрикиваю я, целуя ее колени, и слезы ручьями льются из моих глаз — слезы любви и восторга.

После этого, как, бывало, придешь на верх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: «Спаси, господи, папеньку и маменьку» . Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к богу как-то странно сливались в одно чувство.
После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они?
Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь:
«Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать» .

Потом любимую фарфоровую игрушку — зайчика или собачку — уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснешь тихо, спокойно, еще с мокрым от слез лицом.

Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная веселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?
Где те горячие молитвы? где лучший дар — те чистые слезы умиления?
Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.

Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?
Неужели остались одни воспоминания?

Тема: Теплый свет детства ( Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство»)

Цели:

  • Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;
  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Оборудование:

  • книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;
  • фотографии писателя;

Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко)

ХОД УРОКА.

I. Подготовка к восприятию

1Речевая разминка.

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт 
ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют 
СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём – 
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

— Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему? Сможете их объяснить.

Учитель : сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве.

— Как сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении?

(«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»)

_ О чем говорят эти слова? ( Что это произведение крайне дорого писателю)

Знакомство с биографией

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. (Демонстрируем фотографии «Музей-усадьба «Ясная Поляна»). С этой усадьбой связана вся его жизнь

История создания

Сегодня мы познакомимся с отрывками из повести,которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 г., она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года.

Автобиографическое произведение ( работа с учебником)

Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром литературной работы — автобиографией. Найдите определение этого жанра в учебнике стр.8.

— Как вы думаете, чем отличается литературная биография от
обычной?

(В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии — этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих.)

— Что же особенного было в этой автобиографической повести?

( Зачитать в учебнике стр. 3 со слов: «Безусловные автобиографические …до слов то младенчества к юношеству»

Учитель: Оказалось, что молодой автор очень хорошо знает внутренний мир человека, его мысли, чувства.

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать? Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники.

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности… Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Именно поэтому он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести, Николенька Иртеньев, чится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

Литературоведческая разминка

-Давайте из списка литературоведческих терминов выберем те, которые нужны нам для анализа текста сегодня на уроке и дадим определение этим терминам.

Сюжет – ряд событий, описанных в худ. произведении, положенных в основу

Портрет – изображение внешности героя в произведении как одно из средств его характеристики

Тропы — средства художественной выразительности

Композиция — построение литературного произведения;

Тема- это то, о чем идет речь в произведении.

Идея— что хотел сказать автор.

Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.

Риторический вопрос– образно- выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится ответ

Жанр – вид художественного произведения (автобиографическая повесть)

Анализ глав из повести

Глава «Маман».

1.Словарная работа ( у учащихся на столе распечатанные листы со словарной работой)

Глава II «Maman»

Гостиная – комната для приёма гостей;

Воскресить в воображении – вспомнить забытое;

Этюд – небольшое музыкальное произведение;

Октава – интервал между одноименными звуками различной высоты;

Чепец – женский головной убор, завязывающийся под подбородком;

Кацавейка – верхняя короткая кофта;

Подойти к ручке – поцеловать;

Утонченный – изысканный, хорошо развитый;

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлебного колоса

—Итак, начнем с сюжета.

( Главный герой Николенька Иртеньев, от чьего лица ведется повествование. В данных главах мы узнаем о матушке главного героя, об отце, а в третьей главе – размышления – воспоминания о прекрасной поре детстве, о наиболее запомнившихся моментах далекого детства.)

Тема- детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»

Проблема — становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?

Идея — нужно любить своих родителей, близких.

— Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика?

(для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события)

2. Составление плана

Назовем части композиции: завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка

3. Беседа по вопросам.

— Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)

-Почему? ( речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

— Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?

Портрет героя. Из чего он складывается?

(описание внешности, черты характера, отношение к другим персонажам )

Составим портрет матушки (заполняем таблицу)

Описание внешности

Черты характера

Отношение к другим персонажам

Карие глаза

Доброта

Любовь и забота к детям

Родинка на шее

Любовь

Уважение к слугам (голубчик, душечка)

Вьющиеся волосы

Веселая и грустная улыбка

Ласка

Красивое лицо

нежность

Шитый и белый воротночок

Спокойстивие

Нежная сухая рука

Проверка самостоятельной работы. Проверка проводится зачитыванием.

— А каков портрет главного героя

( Мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг)

— Почему? Похожи мама и мальчик?

Чтение главы «Что за человек был мой отец?».

Словарная работа

Человек большого света — общество;

Водился – знался, дружил;

Светский человек — отвечающий понятиям и требованиям общества;

Его конёк – разговор на излюбленную тему;

Патетический – взволнованный;

Публика – люди, находящиеся в роли зрителей;

Нравственные убеждения – соответствующие требованиям высокой нравственности, прочно сложившееся мнение.

Устное словесное рисование. Нарисуем портрет отца. Чем запоминается его портрет.

Внешность: Статный, высокого роста, сильного сложения, маленькие улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, лысина на голове, одевался изящно, носил легкое платье, манжеты, воротнички. (Обратимся к портрету отца )

Характер: предприимчивый, он был самоуверенный, гордый, удачливый в делах, уважаемый в обществе, умел скрывать неприятности, имел блестящие связи в обществе

Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?

(«Бог знает, были ли у него какие- нибудь нравственные убеждения? )

_ Отвечает ли рассказчик на вопрос, поставленный в заголовке? ( Наверное, нет герой до конца так и не понимает отца, он не так близок к детям , как мать)

— Одинаковым ли чувством проникнуты эти главы? ( О матери нежно, открыто , с любовью, а об отце сдержанно, сухо, с вопросом. Видимо отец таил в себе какую-то загадку для маленького Николеньки)

Беседа по главе «Детство»

Словарная работа

Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.

Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.

Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия

Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.

Сладкие грёзы – приятные мечты.

Восточный халатец – лёгкий, воздушный, мягкий.

Ангел-утешитель- сверх естественное существо, посланец Бога, покровитель человека.

Добродетель – положительное нравственное качество человека

Смыкает – закрывает.

— Глава «Детство» звучит очень поэтично. Почему? (Здесь много слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (креслице, пуговка, крошечный, душечка, пальчики, голубчик, папенька, маменька. А еше эпитеты, которые помогают передать атмосферу происходящего, состояние души мальчика – «счастливая, невозвратимая пора детства», отуманенные дремотой глаза. Сладкие грезы, чудесная нежная ручка»светлое счастье, чистая любовь»

— А еще слова категории состояния , которые помогают нам почувствовать что- же происходит с главным героем? ( хорошо, тепло, уютно, тихо, спокойно)

Какие вопросы беспокоят выросшего героя при воспоминании о детстве?

-Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство?»

— О чем молится маленький Николенька?

Глаголы каких форм преобладают в главе? Какое значение это имеет?

(Глаголы в формах настоящего времени: 2—ого лица: «сидишь», не трогаешься», «слушаешь»; 1-ого лица: «смотрю», «вижу», «прищуриваю»; 3—его лица: «наполняют», «трогает», «не боится», «сидит» и т.д. )

Таким повествованием герой словно приближает давно ушедшие детские годы, побуждает читателя вспомнить о своем детстве, которое никуда не ушло, а живет в душе, стоит лишь вызвать воспоминания.)

— Какие средства выразительности использованы в первом и трех последних абзацах главы «Детство»? Какое значение это имеет?

(Глава начинается с риторических предложений: восклицательного и вопросительного. Обилие вопросительных предложений в конце главы — риторический прием. На эти вопросы невозможно дать ответа, их смысл в самом воспоминании о детстве, в самой постановке вопросов, в стремлении к чистоте, любви и вере, «которыми обладаешь в детстве».)

Устное рисование

Рассмотрим иллюстрации к повести «Детство» в учебнике, на экране

  • Какие иллюстрации вам нравятся и почему?
  • Совпадают ли ваши представления о героях, быте семьи Иртеньевых с изображенным на рисунках?

Задание:

Выберите эпизод, который вас заинтересовал больше всего. Попробуйте устно нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду. Каких героев вы бы нарисовали? Как они выглядят? Как одеты? Каково выражение их лиц? Куда направлены их взгляды? Какие предметы их окружают? Опишите интерьер. Какими красками вы бы воспользовались для иллюстрации выбранного эпизода?

  • Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед
    сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, да-
    вала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и
    беспредельной потребности любви.)
  • О чем сожалеет автор? («Неужели остались одни воспомина-
    ния». Неужели «навеки отошли» от него «слезы и восторги», ко-
    торые в детстве являются потребностью и заполняют душу?!)

Обобщение.

Вывод. JI. Н. Толстой бережно хранил духовный облик мате-
ри. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто … я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».

Работа с учебником стр. 6 А.В. Чичерин абзац «С.А.Толстая считала…»

VII. Подведение итогов урока

— Какие уроки вы взяли для себя?

(любить своих родителей, ближнего, ценить и уважать людей, заботится о них, помогать им, утешать в трудную минуту)

Возвращаемся к эпиграфу: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко) и теме урока.

_ Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока.

  • Развивать навыки анализа текста, совершенствовали чтение, учились связной речи, учились находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств.
  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Домашнее задание. Поразмышлять над вопросами, которыми задается автор: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»

Основные персонажи

  • Иртеньев Николай (Николенька) – мальчик десяти лет. Самый младший в семье, он нуждается в любви и внимании матери. Будучи уже повзрослевшим молодым человеком, он становится автором повествования.
  • Наталья Николаевна – мать Николеньки. Она запомнилась мальчику доброй, нежной и ласковой. Внешности ее он не помнил.
  • Петр Александрович – отец главного героя. В семье пользовался авторитетом и уважением. Только повзрослев, мальчик понял, что отец был игроком и женолюбом.
  • Владимир и Любовь Иртеньевы – брат и сестра Николеньки. Они играют с Колей, но не проявляют к нему снисходительности. Брат даже иногда посмеивается над ним.
  • Карл Иваныч – преданный учитель детей. Наставник с доброй душой, очень любим Николенькой.

Очень краткий пересказ

Ниже представлено тезисное содержание рассказа «Детство» Л.Н. Толстого.

Николенька привык к домашнему укладу. Он нуждается в любви, внимании родителей и домашнего учителя. Отец принимает решение переехать вместе с сыновьями из родного села Петровского в Москву – там мальчики будут жить у бабушки и смогут получить достойное образование. Переезд тяжело дается Коле. На новом месте он постепенно привыкает к родственникам. На именины бабушки он пишет свое первое стихотворение. Позже к нему приходит первая любовь. Спустя шесть месяцев отец получает известие из деревни: в письме мать мальчиков сообщает о тяжелой болезни. Отец с сыновьями прибывают в село проститься, однако застают женщину уже в беспамятстве. Дети тяжело воспринимают смерть матери. По истечении трех дней после смерти весь дом переезжает в Москву.

Краткое содержание по главам

Книга состоит из 28 глав. Воспоминания уже взрослого человека о детстве передаются от первого лица и охватывают события одного года жизни. Далее приводится краткое содержание по главам.

Глава 1. Учитель Карл Иваныч Каждое утро домашний учитель Карл Иваныч будит в семь часов десятилетнего Николеньку вместе с братом. В одно утро старик-немец неловко убивает муху перед самым лицом мальчика, и тот от досады злится на учителя.

Краткое содержание Л.Н. Толстой «Детство»

Учитель не придает значения такой мелочи. Он поторапливает детей умываться, одеваться и идти вниз, в зал, где уже сидит маменька. Он много говорит с мальчиками по-немецки. Строгий, справедливый и заботливый, он по-настоящему любит их. Обида Николеньки на милого и доброго Карла Иваныча быстро проходит. Мальчики идут за учителем поздороваться с матерью.

Глава 2. Maman В большой гостиной «mаman» наливала чай из самовара. По истечении многих лет повзрослевший Николенька пытается вспомнить черты любимой матушки, но припоминает только некоторые. Большие карие глаза, светящиеся добротой, родинку на шее, платье с белым воротничком, тонкую руку.

На старом рояле напряженно играла этюды Клементи – сестра Коли. Ей было 11 лет. Все ласково называли ее Любочкой. За игрой следила Марья Ивановна (Мими) – гувернантка сестры, которая сидела рядом.

Мама разговаривала с Карлом Ивановичем по-немецки, осведомляясь о состоянии детей. Этот язык она знала в совершенстве. Будучи уже молодым человеком мальчик вспоминает прекрасную улыбку матушки, которой не хватало ему всю жизнь. Затем дети отправляются к отцу в кабинет.

Глава 3. Папа Не обращая внимания на вошедших, отец разговаривал с приказчиком. Обсуждая с Яковом дела, он горячился и перекладывал на столе бумаги. Они считали расходы, чтобы в срок заплатить Совету. Мальчиков к столу не подпускали. После окончания разговора отец отпустил приказчика. Затем он объявил мальчикам о том, что они уже выросли. Поэтому он решил отправить их к бабушке в Москву продолжать обучение. Матушка с Любочкой должны остаться дома.

Глава 4. Классы На уроке Карл Иваныч рассержено выдавал задания. Володя справлялся хорошо, а Николенька был расстроен и никак не мог собраться. За плохое поведение он был наказан учителем, из-за чего горько расплакался.

Карл Иваныч служил семье на протяжении 12 лет. Он не представлял себя без этой службы. Свой расчет он принял как величайшую неблагодарность.

Время близилось к часу – было пора обедать. Внизу шумели посудой. Ми-ми с дочкой Катенькой возвращались из сада. Но уроки не заканчивались. В класс вошел незнакомец.

Глава 5. Юродивый На вид ему было около 50 лет. Изорванная одежда и посох, кривой глаз, некрасивое лицо, хриплый голос и бессвязная речь наводили ужас. Это был странник Гриша, которого все знали как юродивого.

Пришел дворецкий Фока и позвал к обеду. Внизу отец предложил выехать на охоту. Девочки тоже захотели поохотиться, и отец им разрешил. К ним позже присоединилась и матушка.

Глава 6. Приготовления к охоте В конце обеда предложили пирожные. Отец отдал Якову приказ готовить лошадей. Володе оседлали охотничью лошадь (его была хромая). После обеда взрослые перешли в кабинет. За чашкой кофе велась оживленная беседа. О разлуке не проронили ни слова. Линейка была подана – пришло время выезжать.

Глава 7. Охота Все семейство ехало по дороге. Отец ненадолго отлучился к ржаному полю посмотреть, как идет уборка. После охоты предполагался обед на свежем воздухе, о чем говорила телега с провизией. Отправляясь за дичью, отец дает Николеньке задание вернуться с зайцем. Мальчик спрятался, выжидая момент. Собака Жиран заметила жертву и вырвалась вперед. Но мальчик растерялся, с криком выбежал из укрытия и спугнул зайца. Ему стало очень стыдно за поведение, несвойственное настоящему охотнику.

Глава 8. Игры После охоты наступило время обеда. Управившись с едой, дети отправились играть. Это был, как обычно, «Робинзон», которого всегда предлагала Любочка. Однако успевшая всем наскучить игра не приносила никакого удовольствия.

Глава 9. Что-то вроде первой любви Увлекшись игрой, Катенька активно обрывала листья с куста. Неожиданно вместе с листочком ей в руку попал большой червяк. Испугавшись, она вскрикнула. Николенька осознал в этот момент, что всегда был в нее влюблен. Он поцеловал ее руку, но Володя не одобрил поступка, хотя Коля нисколько не жалел о содеянном.

Глава 10. Что за человек был мой отец По всем признакам отца можно было считать рыцарем «прошлого столетия». Отставной поручик гвардии имел 2 главные страсти: карты и женщины. Он был высокого роста, статен и элегантен. Однако его лицо с маленькими глазками и крупным носом нельзя было назвать красивым. Лысина на голове и вовсе усугубляла положение. Тем не менее, он нравился женщинам и считался удачливым в любовных делах. Кроме того, он прекрасно разбирался в литературе и музыке.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной С охоты вернулись уже под вечер. Дети занялись рисованием, а матушка – игрой на рояле. Николенька рисовал синим цветом сцену из охоты. Отец объявил о том, что Карл Иваныч отбывает из села вместе с мальчиками, а Гриша утром продолжит странствие.

Глава 12. Гриша Дети затаились в чулане. Им очень хотелось посмотреть, как молится юродивый. Ожидалось забавное зрелище. Однако вместо этого мальчик увидел пример сильнейшей веры, и это особенно сильно впечатлило его. Вскоре подсматривать наскучило. Катенька схватила Николеньку за руку, и мальчик поцеловал ее. Дети с криком выбежали из укрытия.

Глава 13. Наталья Савишна Толстая Наташка из села Хабаровка за время службы выросла из няньки до главной прислуги. Она присматривала за детьми и следила за порядком. Однажды она отругала Николеньку за разбитую вазу. Обиженный мальчик разрабатывал план мести. Однако Наталья Савишна задобрила его двумя конфетами и принесла свои извинения. С этого момента Николенька ее полюбил.

Глава 14. Разлука Следующим утром был отъезд. Прощаясь с матерью, маленький Коля горько плакал. Ему казалось, что он никогда сюда не вернется и больше не увидит матушку. Со всеми простившись, отец и мальчики покинули село.

Глава 15. Детство С переездом Николенька понял, что началась другая жизнь. А та, прежняя, которая называлась «детством», закончилась. Не будет больше чайного стола со скучными разговорами взрослых и кресла, в котором он засыпал. Мечты теперь станут совсем другими.

Глава 16. Стихи После переезда прошел месяц. Бабушка встречала свой день рождения. Володя подарил ей рисунок: на нем он изобразил турка в чалме. Николенька же сочинил стихотворение. Карл Иваныч смастерил сам шкатулку. Бабушке стихотворение очень понравилось. К празднику прибыла высокопоставленная особа.

Глава 17. Княгиня Корнакова На вид даме было около 45 лет. Это была женщина с нездоровым цветом лица и крайне сухой манерой общения. Она гордилась собственными детьми и много говорила о сыне. Володя был представлен отцом как светский юноша, а Николенька как талантливый поэт. Тут мальчик вспомнил о словах маменьки. Она наставляла ему быть добрым с людьми, а также прилежно учиться и быть умным. Все это от того, что лицо у него было некрасивое.

Глава 18. Князь Иван Иваныч Из многочисленных бабушкиных гостей особенно привлекал внимание мужчина пожилого возраста в мундире. Несмотря на то, что Иван Иваныч был князем, он был прост в общении. Из их разговора мальчик узнал о возможной неверности отца и полном подчинении Натальи Николаевны воле мужа.

Глава 19. Ивины Три мальчика по фамилии Ивины, с которыми познакомился Николенька, всегда радовали своим появлением. Особенно он подружился с Сережей. К игре присоединялся еще один мальчик, Иленька – сын бедного иностранца. Мальчики недолюбливали его и даже издевались. Следовал примеру и Николенька, о чем потом очень сожалел.

Глава 20. Собираются гости Неожиданно пришла гостья с дочерью. Девочку госпожи Валахиной звали Сонечка. А когда приехали Ивины, Николенька был раздосадован тем, что с Сонечкой может познакомиться Сережа и полностью завоевать ее внимание.

Глава 21. До мазурки Бабушка отправила Николеньку танцевать с Сонечкой. У него не было перчаток, и он прихватил старую перчатку без пальца Карла Иваныча. Девочку позабавил этот случай, и мальчик перестал расстраиваться.

Глава 22. Мазурка Наблюдая за танцующими гостями, мальчик заметил, что они танцуют вовсе не так, как его научила Мими. В танце с княжной он допустил ошибку. Отец увел девочку и сказал Николеньке о том, что ему не стоило танцевать. Мальчик с досадой вспомнил маму, которая обязательно поддержала бы его в такую минуту.

Глава 23. После мазурки Подсевший к детскому столу молодой человек утешает мальчика и тайком от взрослых подливает ему вина. Расхрабрившись, Николенька снова приглашает Сонечку танцевать. Они перешли на «ты», и весь вечер он думал только о ней.

Глава 24. В постели Вечером сон долго не приходил, мальчик думал о новой возлюбленной. Своими чувствами он поделился с братом. Тот посоветовал ему не подвиги ради нее совершать, а просто целовать: именно так делают все взрослые.

Глава 25. Письмо По истечении шести месяцев пребывания в Москве отец получил от матери письмо. В нем она сообщала о своей болезни. Во вложенной записке на французском языке просила привезти детей, чтобы проститься с ними.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне Отец с мальчиками приехал в деревню через два дня. Матушку они застали в забытьи. Детям запомнился лишь запах мяты. Маменька уже никого не узнавала.

Глава 27. Горе В гробу Николенька с трудом узнал милые черты.

Краткое содержание Л.Н. Толстой «Детство»

Все плакали. Плакал и он. Настоящее горе было не в слезах, а в том, что он больше никогда не будет счастлив от общения с ней.

Глава 28. Последние грустные воспоминания Жизненный уклад семьи не изменился с уходом Натальи Николаевны. Николеньке это казалось оскорблением ее памяти. До отъезда в Москву он много говорил о маме с Натальей Савишной. Бабушка тяжело приняла известие о смерти, которое ей передали по возвращении. Наталья Савишна осталась в доме одна и вскоре умерла.

Скачать материал

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 7 класс

Урок 44 Л. Н. ТОЛСТОЙ. ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО». ГЛАВА «КЛАССЫ»

02.02.2012 32830 2307

Урок 44 Л. Н. Толстой. ПОВЕСТЬ «Детство». глава «классы»

Цели:

учить анализировать прочитанные главы повести с целью выявления мотивов и причин поступков героев; развивать речь через ответы на вопросы, память, внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Дома вы прочитали главу «Классы». Расскажите, как учились дети в начале прошлого века. (Дети учились дома, с ними занимался

домашний учитель и воспитатель. Он давал задания по самим предметам и тут же спрашивал ответы своих учеников.)

2. Прочитайте описание классной комнаты. Что интересного об обитателях этой комнаты и их занятиях рассказывает интерьер?

Карл Иванович, с очками на носу и книгой в руке, сидел на своем обычном месте, между дверью и окошком. Налево от двери были две полочки: одна – наша, детская, другая – Карла Иваныча, собственная. На нашей были всех сортов книги – учебные и неучебные: одни стояли, другие лежали. Только два больших тома «Histoire des voyages» («Всеобщей истории путешествий»), в красных переплетах, чинно упирались в стену; а потом пошли длинные, толстые, большие и маленькие книги, – корочки без книг и книги без корочек (…)

На другой стене висели ландкарты, все почти изорванные, но искусно подклеенные рукою Карла Иваныча. На третьей стене, в середине которой была дверь вниз, с одной стороны висели две линейки: одна – изрезанная, наша, другая – новенькая, собственная, употребляемая им более для поощрения, чем для линования; с другой – черная доска, по которой кружками отмечались наши большие проступки и крестиками – маленькие. Налево от доски был угол, в который нас ставили на колени (…)

В середине комнаты стоял стол, покрытый оборванной черной клеенкой, из-под которой во многих местах виднелись края, изрезанные перочинными ножами. Кругом стола было несколько некрашеных, но от долгого употребления залакированных табуретов. Последняя стена была занята тремя окошками.

(Все в этой комнате говорит о том, что здесь учатся: книги, карты, линейки, стол с табуретками, доска… Но каждый предмет рассказывает и о людях: учителе Карле Ивановиче и его учениках. И оказывается, что почти полтора столетия назад дети также иногда ленились, и, волнуясь или задумавшись о чем-то постороннем, могли изрезать ножиком стол или порвать карту, и не прочь были посмотреть в окошко, мечтая, чтобы побыстрее закончился урок. За проступки ученики наказывались – линейкой или стоянием в углу на коленях, или кружками и крестиками на черной доске.

О Карле Ивановиче тоже рассказано много: о его строгости, аккуратности, стремлении утвердить независимость (собственные вещи) и многое другое.)

3. Беседа по вопросам.

– Коротко передать содержание главы.

– Почему Карл Иванович был не в духе? (С. 285. «…теперь дети большие стали, им надо серьезно учиться… Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность?».)

– Каковы отношения у Карла Ивановича с отцом главного героя? (С. 286. «Я знаю, чьи это шутки… говорить правду…».)

– Как воспринимает услышанное Николенька? («…Я был расстроен, что решительно ничего не мог делать». От слез и рыданий не смог произнести диалог и был наказан, хотя Карл Иванович понимал несправедливость наказания.)

– Как характеризуют героя его раздумья о Карле Ивановиче и отце? (С. 286. «Я сочувствовал… между ними согласие».)

III. Изучение новой главы повести – «Наталья Савишна».

1. Чтение учителем главы.

2. Беседа по вопросам.

– За что была наказана и сослана в степную деревню на скотный двор девка Наташка? (За любовь к барскому официанту. Она крепостная, она не имеет права на любовь, на личное счастье. Ее обязанность служить господам и жить для них, только для них.)

– Почему была возвращена к своим господам? («…никто не мог заменить Наталью…» И если она незаменима, за что же ее наказывать, если она и до наказания отдавала господам душу и сердце?! За то, что она пожелала чуточку личного счастья?! Вернулась Наташка (иначе слуг и не звали) оскорбленная, униженная, опустошенная. Ни о какой любви она уже и не думала. «Возвратившись в затрапезнике (простой крестьянской одежде) из изгнания; она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово».)

– Почему отказалась от вольной? (С. 289–290. Куда же ей теперь идти? «С тех пор… счастлива ли она? довольна?»)

Задание: «Один раз я на нее рассердился». За что? (С. 291, 5, 6-й абз.)

– О чем думал главный герой, ходя по комнате? (С. 291. «Как! Наталья Савишна… Нет это ужасно!..» …В мальчике живет, пока он и сам этого не осознает, будущий барин. Сословное воспитание дало о себе знать.)

Вывод. Барин и слуга, помещик и крестьянин, крепостник и крепостной… Грань между ними не стирается, как бы ни относились господа к своим слугам. «…какое редкое, чудесное создание была эта старушка», и вдруг «…просто Наталья, говорит мне ты», «…как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление». А для Натальи, состарившейся в доме своих господ, мальчик – «мой батюшка».

– Что интерьер комнаты, в которой живет Наталья Савишна, говорит о ее хозяйке? (Комната, где живет человек, может многое рассказать о характере, привычках, роде занятий жильца. Наталья Савишна ведет хозяйство в семье Иртеньевых, поэтому в ее сундуках «было решительно все». В голубом сундуке – на крышке наклеен рисунок Володи – брата Николеньки – доказательство того, как дорог Наталье Савишне каждый знак внимания любимых ею детей. Очаковское курение, привезенное еще дедом Николеньки из Турции и бережно хранимое Натальей Савишной, тоже память о прошедших годах верной службы и преданности.)

IV. Подведение итогов урока.

– Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным?

– Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

Домашнее задание:

дочитать повесть.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Основная идея повести

Идея книги «Детство» Толстого – донести до читателя бесценную роль семьи для ребенка. Нежность мамы, гармонично дополненная строгостью папы, гармонично формируют личность детей. Лев Толстой передал трогательные картины детства, которые остаются в воспоминаниях на протяжении всей жизни. С радостью или с сожалением, счастливые и досадные.

Краткий пересказ не передает эмоциональный фон и полное описание сюжета. Для глубокого понимания содержания рекомендуется прочитать рассказ полностью.

Документ

  • Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства

Правительство разработало план мероприятий в рамках Десятилетия детства до 2020 года, то есть на ближайшие три года. Он охватывает все вопросы, которые, по мнению Правительства, являются наиболее важными. Что хотел бы прежде всего с вами обсудить – насколько этот план является достаточным, действительно ли туда попали (хотя мы консультировались со всеми присутствующими) все вопросы, которые там должны быть. План содержит в общей сложности 131 мероприятие, структурирован по 15 разделам: повышение благосостояния детей и семей с детьми, современная инфраструктура детства, обеспечение безопасности детей, всестороннее образование, культурное развитие детей, развитие физкультуры и спорта и целый ряд других направлений. Предполагается, что новый план будет приниматься на каждые три бюджетных года. Конечно, надо будет анализировать, что уже сделано, корректировать дальнейшие шаги, если это требуется, причём ориентируясь не только по показателям и финансам, но и по некоторым другим, самым важным моментам отношения семей к этим всем мероприятиям и решениям и так далее.

  • План рассказ о походе русских войск под предводительством ивана iv на казань
  • План по рассказу иван царевич и серый волк для 3 класса
  • План рассказа дети подземелья
  • План рассказ дубровский 6 класс
  • План по рассказу дубровского по главам