- Сочинения
- По литературе
- Другие
- План рассказа Дон Кихот Сервантеса
План рассказа Дон Кихот Сервантеса
- Дон Кихот идет навстречу приключениям.
- Посвящение в рыцари.
- Санчо Панса верный оруженосец.
- Подвиги рыцаря.
- Популярность «Дон Кихота».
- Жизнь после рыцарства.
Пересказ
В Ламанче жил один 50-летний мужчина, с виду он был не очень. Не было у него никакой собственности, ни чего и звали этого мужчину то ли Кохан, то ли Кесад, но звал он себя Дон Кихотом и считал себя рыцарем.
Случилось это от того, что он читал слишком много книг о рыцарях и начал немного сходить с ума. Вздумал он отправится в путешествие. Выбрал себе в возлюбленные он Дульсинею Тобосскую – даму сердца, которую на самом деле звали Альдонса Лоренса.
Отправился он в дорогу, устав в пути он остановился в замке, хотя то был заежджий двор. Дон Кихот смешно разговаривал и вел себя как настоящий рыцарь, даже не снимал шлем. Хозяин посвятил Дон Кихота, чтобы он не вытворял своих небылиц. В то время, пока Дон Кихот путешествовал, священник и цирюльник уничтожили огнем все его книги о рыцарях.
Как то вечером ехали они и увидели ветряные мельницы. Дон Кихот подумал, что это великаны и начал борьбу с ними. Кихот любил совершать подвиги: то на постоялом дворе он возомнил, что служанка — это влюбленная в него дочь хозяина дома; то стадо баранов он принимает за враждебную рать; то он освободил каторжников. И всегда он получал за это. Санчо Панса из-за этого прозвал его рыцарем печального образа.
В Сьерра-Морени у них воруют осла, но они находят чемодан, в котором лежат стихи о любви и пару монет.
Дон Кихот пишет письма Дульсинеи и племяннице и отправляет их вместе с Санчо Пансой. Санчо Панса встречается со священником, который просит сказать Дон Кихоту, что его ждет его дама сердца. Этот план не сработал. Из-за освобождения каторжников, Санчо Панса и Кихота хотели посадить в тюрьму, но их отпустили дамой. Кихот приболел и он должен был провести целый месяц под наблюдением своей племянницы.
Санчо Панса рассказывает о книге «Дон Кихот», что стала очень популярна. Они тайно покидают поселок. Дон Кихот хочет увидеть Дульсинею, но он не имеет представления как она выглядит. Санчо указывает на первых проходящих крестьянок. Кихот разочарован, думая, что она неземная красавица, а оказалась простой крестьянкой.
Как-то раз, Дон Кихот стал очевидцем охоты герцогов. Герцогиня была увлечена романом о Дон Кихоте. Его очень почтительно встретили и пригласили в замок. Санчо Панса получил награду за свои достижения. Ему достался титул пожизненного губернатора Баратрии, в обязанности которого входила охрана города от врага. После 10 дней губернаторства, он понял, что скучает по временам с Дон Кихотом. Он решил уехать к своему другу и не возвращаться к губернаторству. Вместе они поехали к новым приключениям. После возвратились в родное село. Дон Кихот стал пастухом. При смерти он вспомнил, что его зовут — Алонсо Кихано. Он считал, что именно рыцарские романы свели его с ума.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Дон Кихот Сервантеса
Популярные сегодня темы
- Художественное своеобразие рассказов Бунина (прозы, произведений, поэзии, лирики)
Иван Алексеевич Бунин взошел на олимп русской классической литературы, как талантливый прозаик, и не менее талантливый поэт. Его творчество выделялось среди творчества современников, благодаря неповторимому стилю
- Тема любви в романе Капитанская дочка Пушкина
Тема любви — довольно распространённая тема в литературе XIX века, да и во всей литературе. Любовь — высокое чувство, на которое способны немногие. А вот герои бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина
- Самый холодный материк на Земле Антарктида сочинение
Антарктида по праву считается одним из самых уникальных континентов нашей планеты, здесь зарегистрированы самые низкие температуры (до -89,2°С) и огромные ледяные глыб, которые покрывают собой практически всю поверхность материка
- Анализ сказки Русалочка Андерсена 4, 5 класс
Русалочка — это известная сказка, знакомая всем с раннего детства. На ее основе снято много мультфильмов, с самым разным окончанием истории. Однако оригинальная история, несмотря на грустный финал, наполнена глубоким смыслом.
- Сочинение по рассказу Хирургия Чехова
Для того чтобы раскрыть характеры собственных персонажей Чехов ставит героев рассказов в нестандартные ситуации. Точнее, эти ситуации в целом являются более-менее типичными, но не совсем привычными для героев.
- Дон Кихот идет навстречу приключениям.
- Посвящение в рыцари.
- Санчо Панса верный оруженосец.
- Подвиги рыцаря.
- Популярность «Дон Кихота».
- Жизнь после рыцарства.
Пересказ
В Ламанче жил один 50-летний мужчина, с виду он был не очень. Не было у него никакой собственности, ни чего и звали этого мужчину то ли Кохан, то ли Кесад, но звал он себя Дон Кихотом и считал себя рыцарем.
Случилось это от того, что он читал слишком много книг о рыцарях и начал немного сходить с ума. Вздумал он отправится в путешествие. Выбрал себе в возлюбленные он Дульсинею Тобосскую – даму сердца, которую на самом деле звали Альдонса Лоренса.
Отправился он в дорогу, устав в пути он остановился в замке, хотя то был заежджий двор. Дон Кихот смешно разговаривал и вел себя как настоящий рыцарь, даже не снимал шлем. Хозяин посвятил Дон Кихота, чтобы он не вытворял своих небылиц. В то время, пока Дон Кихот путешествовал, священник и цирюльник уничтожили огнем все его книги о рыцарях.
Как то вечером ехали они и увидели ветряные мельницы. Дон Кихот подумал, что это великаны и начал борьбу с ними. Кихот любил совершать подвиги: то на постоялом дворе он возомнил, что служанка — это влюбленная в него дочь хозяина дома; то стадо баранов он принимает за враждебную рать; то он освободил каторжников. И всегда он получал за это. Санчо Панса из-за этого прозвал его рыцарем печального образа.
В Сьерра-Морени у них воруют осла, но они находят чемодан, в котором лежат стихи о любви и пару монет.
Дон Кихот пишет письма Дульсинеи и племяннице и отправляет их вместе с Санчо Пансой. Санчо Панса встречается со священником, который просит сказать Дон Кихоту, что его ждет его дама сердца. Этот план не сработал. Из-за освобождения каторжников, Санчо Панса и Кихота хотели посадить в тюрьму, но их отпустили дамой. Кихот приболел и он должен был провести целый месяц под наблюдением своей племянницы.
Санчо Панса рассказывает о книге «Дон Кихот», что стала очень популярна. Они тайно покидают поселок. Дон Кихот хочет увидеть Дульсинею, но он не имеет представления как она выглядит. Санчо указывает на первых проходящих крестьянок. Кихот разочарован, думая, что она неземная красавица, а оказалась простой крестьянкой.
Как-то раз, Дон Кихот стал очевидцем охоты герцогов. Герцогиня была увлечена романом о Дон Кихоте. Его очень почтительно встретили и пригласили в замок. Санчо Панса получил награду за свои достижения. Ему достался титул пожизненного губернатора Баратрии, в обязанности которого входила охрана города от врага. После 10 дней губернаторства, он понял, что скучает по временам с Дон Кихотом. Он решил уехать к своему другу и не возвращаться к губернаторству. Вместе они поехали к новым приключениям. После возвратились в родное село. Дон Кихот стал пастухом. При смерти он вспомнил, что его зовут — Алонсо Кихано. Он считал, что именно рыцарские романы свели его с ума.
Дата публикации: 24 октября 2022 в 16:49
План рассказа Дон Кихот Сервантеса
На чтение 3 мин Просмотров 2
Пересказ
В Ламанче жил один 50-летний мужчина, с виду он был не очень. Не было у него никакой собственности, ни чего и звали этого мужчину то ли Кохан, то ли Кесад, но звал он себя Дон Кихотом и считал себя рыцарем.
Случилось это от того, что он читал слишком много книг о рыцарях и начал немного сходить с ума. Вздумал он отправится в путешествие. Выбрал себе в возлюбленные он Дульсинею Тобосскую – даму сердца, которую на самом деле звали Альдонса Лоренса.
Отправился он в дорогу, устав в пути он остановился в замке, хотя то был заежджий двор. Дон Кихот смешно разговаривал и вел себя как настоящий рыцарь, даже не снимал шлем. Хозяин посвятил Дон Кихота, чтобы он не вытворял своих небылиц. В то время, пока Дон Кихот путешествовал, священник и цирюльник уничтожили огнем все его книги о рыцарях.
Как то вечером ехали они и увидели ветряные мельницы. Дон Кихот подумал, что это великаны и начал борьбу с ними. Кихот любил совершать подвиги: то на постоялом дворе он возомнил, что служанка — это влюбленная в него дочь хозяина дома; то стадо баранов он принимает за враждебную рать; то он освободил каторжников. И всегда он получал за это. Санчо Панса из-за этого прозвал его рыцарем печального образа.
В Сьерра-Морени у них воруют осла, но они находят чемодан, в котором лежат стихи о любви и пару монет.
Дон Кихот пишет письма Дульсинеи и племяннице и отправляет их вместе с Санчо Пансой. Санчо Панса встречается со священником, который просит сказать Дон Кихоту, что его ждет его дама сердца. Этот план не сработал. Из-за освобождения каторжников, Санчо Панса и Кихота хотели посадить в тюрьму, но их отпустили дамой. Кихот приболел и он должен был провести целый месяц под наблюдением своей племянницы.
Санчо Панса рассказывает о книге «Дон Кихот», что стала очень популярна. Они тайно покидают поселок. Дон Кихот хочет увидеть Дульсинею, но он не имеет представления как она выглядит. Санчо указывает на первых проходящих крестьянок. Кихот разочарован, думая, что она неземная красавица, а оказалась простой крестьянкой.
Как-то раз, Дон Кихот стал очевидцем охоты герцогов. Герцогиня была увлечена романом о Дон Кихоте. Его очень почтительно встретили и пригласили в замок. Санчо Панса получил награду за свои достижения. Ему достался титул пожизненного губернатора Баратрии, в обязанности которого входила охрана города от врага. После 10 дней губернаторства, он понял, что скучает по временам с Дон Кихотом. Он решил уехать к своему другу и не возвращаться к губернаторству. Вместе они поехали к новым приключениям. После возвратились в родное село. Дон Кихот стал пастухом. При смерти он вспомнил, что его зовут — Алонсо Кихано. Он считал, что именно рыцарские романы свели его с ума.
Картинка к сочинению План рассказа Дон Кихот Сервантеса
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
Контекст
Эпоха: Рубеж ренессанса и барокко знаменуется кризисом ренессансной культуры.Дон Кихот рассматривается не как героический вариант рыцарского повествования, а как рассказ о рыцарском романе другим языком (не «я», а «он»). «XII век был век, когда дали всходы семена великого Возрождения, и в то же время-век контрреформации и учреждения ордена иезуитов. Это был век, когда основатель новой физики Галилей не счел для себя постыдным отречься от своих взглядов, ибо католическая церковь суровой догматической рукой наложила запрет на его учение. Это был век, когда Декарт, едва сформулировав принцип своего метода, благодаря которому теология превратилась в служанку философии, стремглав помчался в Лорето — благодарить Матерь Божию за счастье такого открытия. Это был век победы католицизма и вместе с тем век достаточно благоприятный для возникновения великих теорий рационалистов, которые впервые в истории воздвигли могучие оплоты разума для борьбы с верой».
Жизнь Сервантеса «и в конце концов автор «Дон Кихота», всегда рисковавший ничуть не меньше своего героя, близок к тихой гавани».
Поэтика
Как организован текст: 2 книги и 3 выезда
Смысл первого выезда? > пародия на сословное рыцарство.
Какие традиции рыцарства пародируются в первых 5 главах романа?
> формальные, внешние составляющие рыцарства (имя, доспехи, прекрасная дама, верный конь, посвящение в рыцари)
> страсть к рыцарским романам
Что в них привлекало его больше всего? (любовные письма и торжественные вызовы на поединки)
Кто из героев идеал Дон Кихота?
Росинант – верный конь рыцаря, в чем ирония имени.
Доспехи
Дама сердца
1. Посвящение в рыцари
2. Первый подвиг – спасение мальчика Андреса
3. Встреча с купцами из Толедо
«Получалась яркая назидательная новелла, в финале возвращавшаяся к тому, с чего началась».
Второй выезд
Как меняется время и пространство по сравнению с первым выездом?
Согласны ли вы с тем, что вторая часть выезд перестает быть просто пародией на рыцарство?
«Небу было угодно произвести меня на свет в наш железный век, чтобы я воскресил век золоченый или золотой».
Черты пасторального роман, романа-утопии, плутовского романа?
«Маршрут странствующего рыцаря графически удивителен: с виду никуда не ведущая…» Чего ищет на своем пути Дон Кихот?
1. Ветряные мельницы
2.Приключения на постоялом дворе
3. Стадо баранов
4. Шлем Мембрина
5. Освобождение заключенных
6. Покаяние Дон Кихота в Сиерра Морена
7. Вторая встреча с Андресом
8. Сражение с мехами вина
9. Спасение статуи девы Марии «Между прочим, выходит, что безумный как бы устраивает фанатикам экзамен на милосердие, на котором все они мгновенно оказываются злобными и немилостивыми…»
Третий выезд
Куда держат путь герои? Сарагоса, рыцарский турнир.
Санчо Панса – простодушие и преданность
«Я пожаловал бы ему, если б мог, целое королевство, ибо простодушие его и преданность вполне этого заслуживают».
«Будь я с головой, давно бы я бросил моего господина. Но такая уж, видно, моя судьба и горькая доля, иначе не могу, должен я его сопровождать, и все тут: мы с ним из одного села, он меня кормил, я его люблю, он это ценит, даже ослят мне подарил, а главное, я человек верный, так что, кроме могилы, никто нас с ним разлучить не может».
Где и в чем проявляется мудрость Санчо Пансы?
Губернаторство; Суды Санчо
«кстати, в начале XX столетия известный испанский писатель Асорин повторил этот путь и написал подробнейший репортаж). Маршрут странствующего рыцаря графически удивителен: с виду никуда не ведущая, «мотающаяся» кривая, которая постепенно замыкается в петлю и возвращается к исходной точке: безнадежный, замкнутый круг, столь естественный в поисках справедливости!
-
«Дон Кихот» Сервантеса
А) Сюжет и
композиция
1 Том «Дон Кихота:
52 главы, 4 части (поворотные моменты
в развитии повествования).
Наличие двух
симметрично расположенных глав
литературно-полемического и критического
содержания, — 6 и 48, в которых священник,
цирюльник и толедский каноник рассуждают
о рыцарских романах, о правилах писания
комедий и «других материях» из области
литературы.
Столь же симметрично
расположены две основные и исключительно
важные для понимания замысла романа
речи Дон Кихота – первая, посвященная
«золотому веку» (I, 11), и вторая – «о
военном деле и науках» (I, 38-39).
Особую роль в
композиции первой части романа играет
9 глава. В ней впервые появляется образ
«подставного» автора – арабского
историка Сида Ахмета Бенинхели.
Повествователь сообщает наконец, как
была «найдена» история Дон Кихота.
Рукопись ее на арабском языке он будто
бы купил у какого-то мальчика-старьевщика
на одной из улиц Толедо. Затем отдал
перевести сочинение на испанский одном
мориску (крещеному мавру). Этот рассказ
пародирует популярные в эпоху Возрождения
истории о находках древних рукописей,
а также распространенный прием авторов
рыцарских романов, выдававших свои
сочинения за переводы древнегреческих
и иных хроник. Таким образом, параллельно
с историей Дон Кихот разворачивается
история создания романа о Дон Кихоте.
Это позволяет Сервантесу иронически
отстраниться от повествования и затеять
с читателем своеобразную игру: то и дело
говоря о «правдивости» своего
повествования, автор одновременно
постоянно напоминает, что его роман –
вымысел..
-
Конфликт реального
и идеального и специфика донкихотовской
ситуации
Реальная
действительность жестоко сопротивляется
иллюзиям Дон Кихота. Разрыв между его
представлениями о жизни и подлинной
природой этой жизни составляет главный
мотив романа Сервантеса. Иллюзии Дон
Кихота не ведут его к примирению с миром,
к принятию его. Но они и не порождают в
нем скептического отстранения от мира.
Напротив, Дон Кихот отчаянно борется
с действительностью, косную силу которой
он так недооценивает. На протяжении
первого и второго выездов, описание
которых и составляет первый том «Дон
Кихота», наш рыцарь непрестанно
наталкивается на реальность, которую
не берет в расчет и которая весьма
жестоко ему мстит. Храбрость Дон Кихота
не приносит пользу людям (Дон Кихот
повернул домой, чтобы запастись деньгами
и сорочками. По пути он увидел, как дюжий
сельчанин колотит мальчишку-пастуха.
Рыцарь вступился за пастушка, и сельчанин
обещал ему не обижать мальчишку и
заплатить ему все, что должен. Дон Кихот
в восторге от своего благодеяния поехал
дальше, а сельчанин, как только заступник
обиженных скрылся из глаз, избил пастушка
до полусмерти.). Дон Кихот как бы не
хочет думать о реальных противоречиях
жизни, о реальных результатах своих
поступков, об их целесообразности; ему
важно оставаться верным своим идеалам,
быть готовым ради них пойти на подвиг.
Но большинство людей, в которыми он
встречается, по-видимому, не нуждается
в его героизме. «Сеньор кавальеро! –
обращается к нему хозяин постоялого
двора Хуан Паломеке. – Я вовсе не нуждаюсь
в том, чтобы ваша милость мстила моим
обидчикам… Я хочу одного – чтобы ваша
милость уплатила мне за ночлег». Но
когда это противоречие в какой-то мере
доходит до сознания Дон Кихота, он вовсе
не складывает оружия. Теперь главным
побудительным мотивом для него становится
самоутверждение через подвиг или
готовность к нему.
Основная ситуация
«Дон Кихота» в двояком противопоставлении:
центральной пары «безумцев», действительно
активных персонажей, «трезвому»
самодовольному окружению (большой
план), а внутри самой пары: рыцаря-идеалиста
оруженосцу-реалисту. У каждой из
сторон хватает здравого смысла лишь на
то, чтобы развенчать иллюзии (безумие)
другой стороны. Таков национально-исторический
план, специфически испанская основа
донкихотовской ситуации. Сочетание
гуманистической культурной точки зрения
с народно-буффонной (в гротескном духе
«Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского)
и соответствующая пара персонажей в
центре действия характерная для
литературы Высокого и Позднего Ренессанса,
переход от «сюжета-фабулы» к
«сюжету-ситуации». Сервантес положил
начало роману нового времени, а в истории
комического – «высокому смеху», смеху
над лучшим и благородным, а не над «худшим
и порочным» в характеристике
полемического у Аристотеля. Это – смех
над вечной активностью человеческого
сознания, над его воодушевлением,
вмешательством в стихийный ход жизни,
когда сознание, устремленное к лучшему
и достойному, теряет такт действительности
и становится субъективно высоким:
«гносеологически» обусловленный
непреходящий план донкихотовской
ситуации, потенциально заложенной во
всякой ситуации сознательного прогресса.
-
Рыцарский и
пасторальный миф в романе
С 11 главы пародийное
повествование о комических подвигах
Дон Кихота начинает напоминать
пасторальный роман. Дон Кихот и Санчо
Панса встречаются с козопасами, становятся
свидетелями развязки несчастной любви
студента Хризостома к прекрасной
пастушке Марселе. Дон Кихот произносит
свою знаменитую речь о золотом веке.
Один из центральных
эпизодов второй части – спуск Дон Кихота
в пещеру Монтесиноса. Дон Кихот
рассказывает, что сердце достойного
рыцаря, вырезанное Монтесиносом, весило
не меньше двух фунтов и что Монтесиносу,
ввиду дальнего пути, пришлось посыпать
сердце солью, чтобы он мог «поднести
его сеньоре Белерме, если не в свежем,
то по крайности в засоленном виде». У
сеньоры Белермы синяки под глазами от
пребывания в пещере, а Дульсинея Тобосская
просит у Дон Кихота взаймы шесть реалов
под залог «совсем ещё новенькой юбки».
Эти и другие приземлено-бытовые
подробности «видения» Дон Кихота –
доказательство того, что рыцарский миф
уже начал рушиться в его сознании. Мир
теперь предстает перед ним не как
таинственная, зачарованная реальность,
а как театр. Над этим герой размышляет
после встречи с труппой странствующих
актеров.
-
Пародийные
смежения и карнавализация
Роман Сервантеса
часто называют крупнейшей пародией
в мировой литературе. В этой книге
действительно очень значителен и силен
пародийный элемент. С первых же страниц,
с пролога Сервантес выступает как
пародист, причем объектом насмешки
на этих первых страницах является не
только рыцарский роман. В прологе
Сервантес иронически сетует на то, что
его книга не обладает достаточной
«внушительностью», ибо лишена «выносок
на полях» и «примечаний в конце», нет в
ней «изречений Аристотеля, Платона и
всего сонма философов». Отсутствует
длинный список используемой литературы
– список, которым обычно снабжаются
книги, претендующие на научность или
по крайней мере на наукообразие. Некий
друг автора предлагает простейший
выход: надо снабдить книгу банальнейшими
сентенциями, примечаниями, длинно
поясняющими вещи всем известные. Список
литературы можно где-нибудь списать.
Очень язвителен и другой совет, якобы
данный автору «Дон Кихота» его другом.
Поскольку, говорит он, книга лишена
повальных стихов, коими обыкновенно
открываются другие сочинения, «возьмите
на себя труд и сочините их сами», но
припишите авторство этих стихов «особам
важным и титулованным». Сервантес,
пародируя подобного рода рекомендации,
помещает в начале книги около 10 сонетов
– обращения к Дон Кихоту Неистового
Роланда, Амадиса Галльского и т.д.
Характерное для подобного рода
недобросовестных предисловий
самовосхваление в этих сонетах доведено
до гиперболических размеров (есть
сонеты, обращенные к Дульсинее, к Санчо
Пансе и даже к Росинанту). Здесь типичный
пародийный прием, ибо, как известно,
пародия выявляет, сгущает, подчеркивает
и преувеличивает особенности пародируемого
явления, делая их смешными и абсурдными.
Нелепы и часто
смехотворны «подвиги» Дон Кихота,
который хотел видеть и видел мир таким,
каким его изображали рыцарские романы.
Постоялый двор представлялся ему замком
с четырьмя башнями и блестящими
серебряными шпилями, заурядные потаскухи
— знатными обитательницами замка,
толедские купцы — странствующими
рыцарями, ветряные мельницы — многорукими
великанами и т.п.
-
Сложность образов
Дон Кихота и Санчо Пансы
Свой роман Сервантес
построил так, что происходит «расширение»
образов главных героев – Дон Кихота и
Санчо Пансы. Поначалу автор рисует
своего Дон Кихота подражателем. На
первых порах тот все делает в подражание
то Амадису Галльскому, то Ланцелоту, то
Роланду, то какому-либо иному герою
рыцарских преданий или романов. И
поскольку он является подражателем,
Сервантес над ним смеется и смеется
с безжалостной веселостью, ибо
предметом подражания для Дон Кихота
часто является то, что давно себя
исчерпало, отжило и должно омертветь.
Но образ Дон Кихота усложняется тогда,
когда, продолжая мнить себя подражателем
и даже настаивая на этом своем амплуа,
он на деле все более превращается в
продолжателя и мечтателя. В продолжателя
высоких гуманистических традиций,
выстраданных и выработанных человечеством,
в одержимого носителя того идеала,
который кажется ненужным людям, его
окружающим. По мере того как образ героя
становится все сложнее, усложняется и
отношение автора к нему, к миру воображения
и мечты, в котором он живет, и к миру
реальности, с которым герой находится
в конфликте. Речи героя начинают
звучать мудро. Мысль Дон Кихота углубляется
в такие сферы, к которым не обращались
даже самые благородные герои рыцарских
романов. (Например, речь о золотом веке).
И наше отношение к Дон Кихоту меняется
и углубляется в связи с тем, что мы видим
его в конфликтных ситуациях двоякого
рода. В одних он выступает как зачинщик,
пожинающий горькие плоды своего
благородного безумия. В других случаях
инициаторами конфликтов являются
идейные противники Дон Кихота. По мере
развития повествования каждая из сторон
предстает перед нами в другом свете.
Начиная с 7 главы
первого тома и до конца повествования
Санчо Панса почти не покидает Дон Кихота,
если не считать короткой отлучки для
поездки к Дульсинее (I, 26) и десятидневного
периода «губернаторства» на острове
Баратария (II, 44-45, 47, 49, 51,53-55). Он делается
вторым героем романа, не раз выдвигаясь
на передний план рассказа и выполняя
возлагаемые на него автором ответственные
идейные задачи. Целостность, типичность
и жизненная непосредственность образа
Санчо. Подобно образу Дон Кихота,
образ оруженосца, его содержание и
назначение в развитии повествования
значительно расширяются и обогащаются.
Во второй части романа мы имеем дело в
сущности с новым вариантом этого
персонажа, более глубоким и многосторонним,
чем его первое воплощение. Лукавое
простодушие и наивная жажда прибыли,
рассудительный эгоизм, хозяйственная
деловитость и здравый, практический ум
– таковы основные черты Санчо. В них
Сервантес создает вполне реальный и
типизированный образ крестьянина,
мелкого земледельца, которому живется
весьма нелегко и которого нетрудно
соблазнить будущей сытой и привольной
жизнью правителя острова. Неудачи Дон
Кихота не раз вызывают у него желание
вернуться в родное село.
-
Мотив розыгрыша
и его значении в развитии донкихотвоской
ситуации
Мотив розыгрыша
принимает большое значение во втором
томе, когда после выхода книги Дон Кихот
и Санчо Панса становятся уже небезызвестными
людьми, их многие принимают в гостях,
чтобы вдоволь над ними насмеяться
(см. краткое содержание). Мотив розыгрыша
способствует раскрытию характерных
черт Дон Кихота и его идейных противников
(герцога и герцогини, Карраско и др.)
-
Роль вставных
новелл
Авторское отступление
в главе 44 II части романа о новеллах и
эпизодах ясно свидетельствует о том,
что С. отлично понимал роль этих новелл
и эпизодов в общей композиции повествования.
Каждая новелла, каждый эпизод, прямо
или косвенно связанные с самим дон
Кихотом (или его оруженосцем),
непосредственно вытекают и мотивированы
действиями и поступками ламанчского
рыцаря и их идейной направленностью.
Нет ни одной
новеллы, ни одного вставного эпизода,
которые не представляли бы собой в той
или иной мере воплощения идей и мыслей
дон Кихота. Новеллы и эпизоды являются
ни чем иным, как вторым планом
повествования, выступающим рядом с
первым планом, в котором дон Кихот
сражается с ветряными мельницами, со
стадами баранов, с сонмами волшебников
и великанов. В том плане борьбы, в котором
он призывает себе на помощь исчезнувшие
навеки отвагу и доблесть феодального
класса, он неизбежно терпит поражение
за поражением, вызывая у окружающих
смех. Но идеи, которые он заимствовал у
строя, шедшего на смену феодализму,
возвышенные идеи передового человечества
его времени сильнее рыцарского меча,
взятого на прокат у средневековья. Эти
идеи внедряются в общественное сознание,
в борьбе за эти идеи люди вокруг него
вступают в конфликтные отношения с
социальными условиями и выходят из этой
борьбы победителями. Дела и стремления
дон Кихота так. обр. не остаются
бесплодными, мир очищается на глазах у
читателей от всей скверны средневековья,
и эту очистительную бурю несет с собою
старый дон Кихот, медленно плетущийся
на своем Росинанте, закладывая фундамент
величайшего оптимизма, величайшей веры
в торжество человека, его свободы, его
воли, его достоинства.
-
Образ автора и
тема подложного Дон Кихота
Вторая часть
«Дон Кихота» была написана в 1613 году и
появилась в продаже в ноябре 1615-го. Но
ей предшествовал подложный второй том
«Дон Кихота» некоего Алонсо Фернандеса
Авельянеды, вышедший в свет летом или
осенью 1614 года. Антидемократизм этого
произведения. Дон Кихот изображается
как нечто бездушное, а Санчо Панса как
тупой и ленивый обжора.
Судя по этому
произведению, Авельянеда не принадлежал
к видным представителям литературного
мира начала XVII века, был относительно
молод, не состоя, быть может, в духовном
сане, был, однако, начитан в богословской
литературе. Хорошо зная Толедо, Сарагосу
и Алькала де Энарес, не знал Ламанчи и,
по-видимому, считал себя как-то лично
задетым (или делал вид) первой частью
«Дон Кихота», вышедшей в 1605 году. Что
касается Сервантеса, то он, судя по
всему, не знал имени фальсификатора,
хотя, возможно, имел на этот счет какие-то
подозрения. Как бы то ни было, ему была
совершенно ясна идейная направленность
подложной части, ее принципиальная
полемичность и критическая
противопоставленность ряду существенных
моментов замысла «Дон Кихота». Вот
почему в подлинной второй части так
много место было уделено не только
выпадам против самого факта фальсификации
и ответам на личные нападки Авельянеды,
но и возражениям идейного порядка,
сформулированным и подчеркнутым в
содержании ряда ее глав и эпизодов.
Считается, что большой успех первой
части «Дон Кихота» толкнул этого
Авельянеду написать продолжение и
самому заработать денег. Не получилось!
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
План:
- Начало путешествий дон Кихота.
- Посвящение дон Кихота в рыцари.
- Драка с купцами за Дульсинею.
- Сумасшествие Дон Кихота.
- Знакомство с Санчо Пансом.
- Сражение с мельницами.
- Бой между храбрым бискайцем и Дон Кихотом.
- События на постоялом дворе.
- Встреча с Доротеей.
- Бой Дон Кихота с винными бочками.
- Ранение Дон Кихота посохом.
- Дон Кихот отправляется в новое путешествие.
- Встреча с Дульсинеей.
- Сражение с рыцарем Зеркал.
- Сражение со львами.
- Битва с кукольным театром.
- Сражение с великаном Маламбруно.
- Санчо Пансо становится губернатором острова.
- Дуэль Дона Кихота с молодым ветреным землевладельцем.
- Битва с Рыцарем Серебряной Луны.
- Возвращение Дон Кихота домой.
- Смерть Дон Кихота.
Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский
Главные герои
Дон Кихот – мужчина преклонных лет, страстно увлеченный рыцарством.
Санчо Панса – верный помощник Дон Кихота, его оруженосец
Дульсинея Тобосская – дама сердца Дон Кихота, воображаемая девушка.
Антония – племянница Дон Кихота, единственная близкая его родственница.
Ключница – женщина, заведующая хозяйством рыцаря.
Священник, цирюльник – односельчане Дон Кихота, которые старались образумить и наставить его на путь истинный.
Самсон Карраско – автор книги о приключениях Дон Кихота.
ЧАСТЬ 1.
Глава 1
В некоем селе Ламанчском жил один идальго по имени Кехана. Жил он бедно. При нем жили ключница, племянница и слуга. В часы досуга идальго любил читать рыцарские романы. В конечном итоге, читая их с утра до самого вечера, он потерял рассудок. На романы он потратил практически все свое состояние и почти разорился.
Когда он окончательно потерял рассудок, он решил сам стать рыцарем. Придумал себе имя Дон Кихот Ламанчский, свою клячу окрестил Росинантом, и отправился на поиски приключении. Тут он вспомнил, что у него нет дамы сердца. Он решил, что селянка Альдонса Лоренсо вполне сойдет за Дульсинею Тобосскую, которую он станем именовать своей дамой сердца.
Глава 2.
Он почистил свои доспехи, взобрался на Росинанта. Однако одно его останавливало: он не был посвящен в рыцари. Тем не менее, он отправился в путешествие в надежде найти человека, который сможет посвятить его в рыцари. Устав бродить по окрестностям, и сильно проголодавшись, он увидел постоялый двор. Дон Кихот попросил хозяина таверны позаботиться о Росинанте, а сам вошел в дом. Ему подали ужин из форельки и черного хлеба, но Дону Кихоту показалось, что он в чудесном замке, и ему подают роскошный ужин.
Глава 3.
Затем Дон Кихот попросил хозяина посвятить его в рыцари. Хозяин таверны догадывался, что перед ним человек сумасшедший, но решил, что надо подыграть ему от греха подальше. Поэтому он спросил Кихота, нет у того с собой денег. Тот отвечал, что он надеется быть рыцарем, ему незачем беспокоиться о таких пустяках. Хозяин сообщил ему, что рыцари как раз и путешествуют с запасом сорочек, провианта, денег и всего остального, что необходимо в дороге. В этот момент один из погонщиков мулов дотронулся нечаянно до доспехов идальго. Тот тут же поколотил его. Судьба второго погонщика была точно такой же. Перепуганный хозяин побыстрее спохватился, тут же в сарае посвятил Дона Кихота в рыцари, и отправил его с миром.
Глава 4.
Дон Кихот направился дальше на поиски приключений. Тут же он услышал стоны. Это оказался пастушок, который не уследил за стадом. Нерадивого мальчишку привязали к дереву и стегали хворостиной. Дон Кихот повелел отпустить ребенка и заплатить ему. Хозяин отпустил мальчугана, но не денег не отдал.
Дон Кихот отправился дальше. Навстречу ему ехали шестеро купцов, торговцев шелком. Наш идальго зажал в руках копье и перегородил им дорогу. Он потребовал, чтобы купцы подтвердили, что Дульсинея Тобосская — самая красивая женщина на свете. Купцы удивились, но сказали Дону Кихоту, что они не знают эту женщину. Идальго сильно оскорбился, и стал осыпать проклятиями и ругательствами купцов. Тут Росинант споткнулся и упал, а «рыцарь» перелетел через его голову и упал в траву, но продолжал осыпать проклятиями купцов. Один из них не выдержал и поколотил Дона Кихота.
Глава 5.
Дон Кихот остался лежать на земле, представляя себя рыцарем, лежащим на поле боя. Тут к нему подъехал крестьянин. Он осмотрел его, посадил на своего осла и довез до дома. Домочадцы бросились его обнимать. Пришел священник. Все поняли, что до сумасшествия Дона Кихота довели книги, и принялись их ругать. Священник поклялся их сжечь на костре. Его отнесли в постель, но ран не обнаружили. Сам же Дон Кихот был уверен, что сражался с десятью исполинами. Вскоре он попросил есть, и затем уснул.
Глава 6.
Утром священник зашел к Дону Кихоту, окропил их святой водой, затем ознакомился с ними. После долгого разбора священник приказал дворне сжечь все книги.
Глава 7.
Однако сжечь книги не успели. Дон Кихот проснулся и снова был готов броситься в бой. Ему принесли еды, и он снова заснул. Присутствующие еще раз поразились его сумасбродству. В ту же ночь ключница сожгла все книги. Дону Кихоту сообщили, что книгохранилище унес дьявол или волшебник. После этого Дон Кихот целых две недели сидел смирно дома, беседуя с двумя приятелями: священником и цирюльником.
Одновременно Дон Кихот вступил в переговоры с Санчо Пансой, такому же сумасшедшему, которому пообещал дать должность оруженосца. Дон Кихот посулил ему чин губернатора острова, который они вместе завоюют, и Санчо согласился бросить жену и детей. Он сказал Дону Кихоту, что поедет на осле, так как не любит ходить пешком. Дон Кихот слегка озадачился, и стал перебирать в памяти, не использовал ли в романах кто-нибудь из оруженосцев осла, но так и не припомнил. Но он твердо решил добыть коня своему оруженосцу в «честном бою». Ночью они выехали. Санчо Панса стал мечтать, что его жена и дети после их подвигов станут инфантами.
Глава 8.
Тут они увидели ветряные мельницы. Дон Кихот объявил их великанами и сообщил Санчо Пансе, что намерен с ними сражаться.
Он бросился на них с копьем, но тут подул ветерок, и мельничные лопасти стали кружиться, разбив копье, а самого «рыцаря» сбросили на землю. Санчо Панса бросился спасать своего патрона. Затем он помог ему взобраться на Росинанта и они отправились дальше. Потеря копья огорчала Дона Кихота. Переночевав под деревьями, «рыцарь» отломил от дуба сук и надел на него железный наконечник. Затем они продолжили путешествие.
Навстречу им шли два монаха-бенедиктинца. Позади ехала карета в сопровождении четырех-пяти верховых. Это была дама из Бискайи, которая ехала к мужу в Севилью. Дон Кихот объявил монахов волшебниками, а даму в карете — похищенной принцессой, которую непременно нужно спасти. Дон Кихот тут же объявил им, чтобы они немедленно отпустили «принцессу», а увидев их крайнее замешательство, набросился на монаха. Другой пустился наутек. Санчо Панса стал снимать одежду с поверженного. Увидев этот грабеж, два погонщика избили Санчо. Дон Кихот стал говорить с дамой, но один бискаец попросил его отойти от кареты. Завязалась словесная перепалка, окончившаяся дракой.
Глава 9.
Дон Кихот одолел бискайца, но дама стала просить пощадить бискайца, Дон Кихот согласился, если только дамы передадут пожелания доброго здравия Дульсинее Тобосской.
Глава 10.
У Дона Кихота оказалось окровавленным ухо, и Санчо предложил его полечить. Но его огорчало другое — его разбитый шлем. И Дон Кихот поклялся добыть в бою новый шлем. Они перекусили. немного поговорили с Санчо о том, что настоящие рыцари много постятся, и заночевали под открытым небом.
Глава 11.
Они повстречали пастухов, которые варили козлятину в котле. Дон Кихот милостиво разрешил Санчо сесть рядом с ним и поесть. Вскоре явился еще один погонщик, который умел петь. Пастухи приложили к больному уху Дона Кихота розмарин.
Глава 12.
К пастухам вернулся один из них и рассказал, что в деревне от несчастной любви к красавице Марселе умер некий Хризостом, астролог, и он завещал себя похоронить по языческому образцу. В деревне возник переполох. Дон Кихот захотел посмотреть на похороны Хризостома.
Глава 13.
Беседуя с «рыцарем» пастухи встречают путников. Все вместе скоро поняли, что Дон Кихот не в своем уме.
Глава 14.
Перед погребением друг Хризостома прочел его стихи, где тот излил душу и рассказал о своей любви к Марселе. Вскоре показалась сама Марсела. Она пришла оправдаться и доказать, что не она виновна в смерти Хризостома. Она не любила его, ибо нельзя приказать сердцу любить кого-то. Она не давала надежды этому человеку. Хризостома погубила страсть и пылкий нрав. Сказав это, Марсела скрылась в чаще леса. Восхищенный Дон Кихот заявил, что никто не осмелится преследовать прекрасную Марселу, чтобы не навлечь на себя лютый гнев его самого. Несчастного похоронили, и за Марселой не двинулся никто. Дон Кихот решил отправиться на поиски Марселы и предложить ей свои услуги.
Глава 15.
Дон Кихот отправился на поиски Марселы. Он отпустил Росинанта, и тот увлекся кобылицами. Их хозяева, погонщики, избили его, и тот повалился на землю. Увидев это, Дон Кихот и Санчо Панса бросились спасать коня. Погонщики жестоко их поколотили. Избитые, они ретировались. Вскоре они очутились на постоялом дворе. Дон Кихот вновь уверовал, что это замок.
Глава 16.
Хозяин корчмы и его супруга помогли Дону Кихоту слезть с осла, на котором он доехал до корчмы. Дочь хозяйки и служанка принялись лечить его. Обе они поняли, что «рыцарь» был избит, но Санчо сообщил, что Дон Кихот упал со скалы. Рядом с ними поселился погонщик. Служанка договорилась с ним, что, как только хозяева уснут, она придет к нему под покровом ночи.
Ночью она пробралась к своему погонщику, но нечаянно наткнулась на Дона Кихота. Тот вообразил, что это принцесса, явившаяся тайно, чтобы утешить бедного «рыцаря» и стал изливать ей свою благодарность. Ревнивый погонщик подкрался и ударил Дона Кихота, а затем избил его. Ложе Кихота рухнуло. На шум прибежал хозяин. Служанка со страху спряталась в кровати Санчо. Тот спросонок стал ее колотить, а она стала отвечать ему на тумаки. На крики прибежал стражник.
Глава 17.
Дон Кихот и Санчо Панса стали делиться между собой своими ощущениями. Стражник увидел облепленного пластырями Дона Кихота, и спросил о его самочувствии. Тот попросил его о розмарине, масле, соли и вине. Ему дали это снадобье, он выпил, и его вырвало.
Затем он уснул и проснулся бодрым и здоровым. Санчо последовал его примеру, но ему стало очень плохо. Дон Кихот произнес речь хозяину и заверил его в том, что он отомстит обидчикам за вчерашнюю ситуацию, но тот лишь потребовал денег за ночлег. Кихот не дал денег, тогда хозяин стал их требовать с Санчо Пансы. Тот отказался платить, и тогда над ним хорошенько поиздевались, подбрасывая в воздух, и изрядно поколотив.
Глава 18.
Дон Кихот заявил Санчо Пансе, что те, кто игрались с ним, как с мячиком, не могли быть простыми людьми. Это были, скорее всего, могущественные волшебники. Тут же они увидели стадо баранов, приближающееся к ним, и приняли их за армию. Кихот стал рассказывать Пансе, что на них идут славные рыцари, но Санчо ничего не видел, кроме баранов, и не слышал, кроме блеяния овец. «Рыцарь» бросился на стадо, хотя Санчо стал его отговаривать и кричать, что это вовсе не рыцари, а бараны. Пастухи попросили Кихота оставить в покое их стадо, но тот не прекращал рубить и толкать несчастных животных. Тогда они стали швырять камни в Дона Кихота. Он упал, и там же в пыли нашел его Санчо. Тут же он хватился своей сумки, оставленной в корчме.
Глава 19.
Внезапно они увидели процессию священников с факелами, которая шла с покойником, и Кихот грозно повелел им остановиться. В ответ ему нагрубили. Дона Кихота это только раззадорило. Он стал раскидывать одного всадника за другим. Перепуганные внезапным вторжением, они стали разбегаться. Один вывихнул ногу. Санчо подобрал провизию, которую побросали монахи, и они с Кихотом вкусно поужинали своими трофеями. Санчо дал своему спутнику прозвище Рыцаря Печального Образа.
Глава 20.
Путники услышали шум воды. Дон Кихот решается отправиться в новое приключение, но его конь Росинант внезапно не трогается с места. Оказывается, Санчо, предвидя маневры своего господина, связал ноги лошади путами. Утром копыта Росинанта оказались развязанными (рано утром Санчо тайно отвязал его), и Дон Кихот отправился покорять новые горизонты. Громкие звуки оказались молотами наковальни.
Глава 21.
Внезапно на дороге они увидели «рыцаря в золотом шлеме». Им оказался цирюльник с медным тазом на голове, поскольку накрапывал дождь, и он защищал таким образом свою шляпу. Таз у него отобрали. Так у Дона Кихота появился новый шлем.
Глава 22.
Им встретились каторжники, и Дон Кихоту вздумалось, что их непременно надо спасти. Он их спасает, но в благодарность они избили его за то, что он попросил их отправиться в Тобозо и рассказать о подвиге и передать привет Дульсинее Тобосской. Затем они ограбили Дона Кихота и его друга Санчо Пансу, а после скрылись в лесу.
Глава 23.
Один из каторжников украл у Санчо осла. Обнаружив утром пропажу, Санчо принялся громко рыдать, и разбудил Кихота. Тот пообещал ему трех ослят из собственной конюшни. Они отправились дальше, и вскоре обнаружили потерянный чемодан с платьем и червонцами.
Деньги Дон Кихот отдает своему спутнику, а платье оставляет себе. От козопаса они узнают, что чемодан принадлежит несчастному юноше, помешавшемся от несчастной любви.
Глава 24.
Его звали Карденио, и он был благородным идальго. Он полюбил девушку Люсинду, в которую влюбился также и его друг. Рассказав часть истории, Карденио исчез.
Глава 25.
Санчо выпросил у Кихота разрешение посетить свой родной дом и повидать детишек. Кихот передал ему два письма — для Дульсинеи и для племянницы.
Глава 26.
Прошло три дня. Дон Кихот питался одними желудями, и решал, кому из рыцарей ему подражать. В это время Санчо отправился в свою родную деревню. Его встретили старые приятели Кихота — цирюльник и священник. Они подробно расспросили Санчо Пансу о приключениях «рыцаря». Тот сообщил, что везет письма. Цирюльник попросил выдать ему письмо, но оказалось, что Санчо забыл взять его. Он на ходу сочиняет текст этого письма, искажая его до неузнаваемости. Цирюльник и священник, слушая Санчо, умирают от смеха. Они принимают решение спасти своего друга, сошедшего с ума, и вернуть его домой. Для этого они принимают решение переодеться принцессой и сопровождающим, чтобы вернуть Дона Кихота домой.
Глава 27.
Цирюльник и священник выпросили у хозяйки корчмы юбку и головной убор, рассказали хозяину и его жене о злоключениях их сумасшедшего друга. Те сразу догадались, о ком идет речь, и сообщили им о выходках Дона Кихота.
Друзья отправились на поиски Дона Кихота, и встретили Карденио. Тот рассказал им конец истории — его друг обманул его, и разлучил его с возлюбленной.
Глава 28.
Вскоре они встретили Доротею, прекрасную девушку переодетую в мужскую крестьянскую одежду. Она оказалась невестой дона Фернандо, друга-предателя Карденио. Тогда девушка решилась пойти к нему, и призвать его к совести. Вскоре она узнала, что невеста дона Фернандо упала в обморок при венчании, и оно было сорвано.
Глава 29.
Карденио признался Доротее, что он и есть тот самый обманутый своим другом Фернандо, и они оба решили отомстить ему. Священник предложил Доротее сыграть роль принцессы и помочь им вернуть Дона Кихота домой. Та согласилась. Вскоре они обнаружили Дона Кихота.
Глава 30.
Доротея, переодетая принцессой, уговаривает Дона Кихота помочь ей. Тем временем, Санчо Панса находит своего осла и отбирает его у каторжника.
Глава 31.
Случайно Дон Кихот и Санчо встречают мальчишку-пастуха, которого спасли от побоев. Тот рассказал, как ему досталось от его хозяина, и тот так и не расплатился за работу. Возмущенный Дон Кихот хотел было вернуться и потребовать от хозяина вернуть деньги, но Доротея сообщила ему, что пока он не выполнить просьбу принцессы, он не имеет права помогать другим. Но мальчик от помощи отказался.
Глава 32.
Путники вновь прибыли в корчму. Дон Кихот отправился спать, но через некоторое время проснулся, и пока его спутники обсуждали роль книг в его сумасшествии, он успел переколотить несколько бочек с вином. Хозяин в гневе чуть не убил «рыцаря», но его остановили друзья Дона Кихота.
Глава 33.
Вскоре к корчме прискакали всадники и одна дама. Один из всадников оказался дон Фернандо, а дама — Лусинда. Встретив своего бывшего друга, Фернандо хотел было выхватить шпагу, но Доротея и остальные остановили его. Вскоре Лусинда воссоединилась с Карденио, а Фернандо покаялся и воссоединился с Доротеей.
Глава 34.
Санчо попытался убедить Дона Кихота, что тот сражался вовсе не с великанами, а с бочками вина, но тот не желал этого слушать. Более того, превращение принцессы в обычную девушку Доротею ввело Санчо в уныние.
Глава 35.
Дон Кихот разговорился о силе оружия и его преимуществах. В корчму заглянул незнакомец, а с ним мавританка по имени Зорайда.
Глава 36.
Он рассказал о своей жизни, о своих братьях, с которыми разлучила судьба, странствиях и путешествиях.
Глава 37.
Незнакомец продолжает рассказ о том, как он попадает в плен. Его выкупает из плена Зорайда, Она берет слово С него, что тот после того, как выйдет на свободу, женится на ней.
Глава 38.
Оказывается, Зорайда уверовала в Бога, не захотела жить среди мусульман. Она выбрала себе в мужья христианина, и решила покинуть Алжир.
Глава 39.
Вскоре в корчму явился еще один незнакомец. Он оказался богачом, более того, младшим братом незнакомца. Счастливая встреча братьев состоялась.
Глава 40.
Доротея узнает, что за дочерью младшего брата незнакомца едет ее поклонник, переодетый погонщиком мулов. Тот начал распевать серенады под окнами корчмы. В это время Дон Кихот разъезжал на своем Росинанте вокруг воображаемого замка для охраны его от волшебников и великанов.
Глава 41.
Служанка решила над ним подшутить. Она стиснула его руку ремнем, перекинутым через забор, и заставили его промучиться всю ночь верхом на коне, стоя у стены. На рассвете только отпустили несчастного Кихота. Вскоре прискакали четыре всадника, которые силой захотели увезти молодого возлюбленного, переодетого погонщиком мулов. Приехал также и тот, чей медный таз Дон Кихот похитил и присвоил как собственный шлем.
Глава 42.
Развязался скандал. В конце концов другу Дона Кихота священнику пришлось уговорить всех и расплатиться за порчу имущества.
Глава 43.
Санчо Панса попытался уверить Дона Кихота в том, что «принцесса» не та, за кого себя выдает, но тем только вызывал гнев «рыцаря». Их помирили. Утром участники заговора по возвращению Кихота домой соорудили клетку, в которую решили обманом посадить его, чтобы тот не сбежал дорогой. Они связали его спящим, наговорили ему всяческих «предсказаний», и тот, ни о чем не ведая, дал себя посадить в клетку.
Глава 44.
Дон Кихот сидел в клетке и мучительно вспоминал, нет ли среди его знакомых книжных историй подобной той, что приключилась с ним. Сидел ли кто из рыцарей в клетке? Он вновь подумал о том, что стал причиной нового колдовства. Однако Санчо заверил его, что призраки имеют отличные кулаки и дерутся как настоящие люди.
Процессия с Доном Кихотом распрощалась с Карденио и его друзьями, и отправилась домой. Навстречу им прискакали всадники и один толедский каноник. Он удивился, что одного человека держат в клетке. На его расспросы все отвечали ему странными речами. Пришлось отъехать в сторону, и тихонько объяснить ему все, что случилось с Доном Кихотом.
Глава 45.
Каноник предложил вместе поужинать. Для этого Дона Кихота выпустили из клетки. Побеседовав с несчастным «рыцарем», каноник предложил ему читать историю Греции и Рима, а не рыцарские романы.
Глава 46.
Пир продолжался. Санчо прислуживал Дону Кихоту, а сам потихоньку прятал кусочки еды про запас. Дон Кихот продолжал беседовать с каноником и горячо спорить с ним, отстаивая романы о рыцарях.
Глава 47.
Они повстречали одного пастуха, который рассказал о несчастной любви к прекрасной Леандре. Ее соблазнил и увез обманом один пустой юноша, и он горько переживая, отправился пастухом в горы.
Глава 48-52.
Каноник посочувствовал молодому пастуху, но тут молодой человек обратил внимание на Дона Кихота. Что за гороховое чучело? Такое обращение оскорбило «рыцаря». Вновь завязалась драка, которую прервали звуки трубы. Это кающиеся из деревни вышли к монаху-отшельнику с просьбой вымолить дождь, пока жара не уничтожила все посевы. Дону Кихоту почудилось, что это волшебники, он набросился на них. Один из кающихся ударил его посохом по голове. Дона Кихота все же вернули домой, и уложили в постель.
ЧАСТЬ 2.
Глава 1.
Дон Кихот медленно шел на поправку. Друзья решили проведать его. Они надеялись на его выздоровление, но Дон Кихот заявил, что не оставил намерение быть Рыцарем Печального Образа. Тогда цирюльник рассказал ему поучительную историю о сумасшедшем человеке. Пример возымел обратный эффект. Дон Кихот стоял на своем.
Глава 2.
Вскоре раздался крик: это Санчо Панса требовал, чтоб его пустили к патрону. Ключница и племянница не хотели пускать его к своему хозяину, но тот распорядился пустить его. Санчо рассказал, что про них некий мавр написал книгу. Заинтригованный Дон Кихот отправляется к бакалавру.
Глава 3.
Бакалавр сообщает Кихоту, что такая книга действительно есть. Дон Кихот и бакалавр завязывают спор. Дон Кихот считает, что в книге должно быть все правдой, и никакого вымысла.
Глава 4.
Дон Кихот решается отправиться на поиски новых приключений.
Глава 5.
Санчо решил поговорить со своей женой Терезой. Он снова едет с Доном Кихотом, поскольку он не знает, где еще можно заработать денег. А из предыдущего путешествия Санчо достались деньги и три осла из конюшни Дона Кихота. Жена выразила возражения, что вряд ли нужно Санчо Пансе губернаторство, но тот грубо возразил ей. Поспорив с женой, оруженосец отправился в путешествие.
Глава 6.
Экономка Дона Кихота выразила желание пожаловаться на него королю за его «бродяжничество». Дон Кихот попытался переубедить ее, но тут приехал Санчо Панса.
Глава 7.
Экономка прибежала к Самсону Караско, бакалавру, которому рассказала, что Дон Кихот снова отправляется на поиски приключений. Она попросила уговорить его перестать бродяжничать.
В это время Санчо пришел к Дону Кихоту попросил у него жалованье за его услуги. На это рыцарь ответил ему, что жалованье он платить ему не намерен, а если тот собирается рассчитывать на него, то Дон Кихот готов с ним распрощаться. Обиженный Санчо замер от удивления.
В это время вошел бакалавр, пришедший по просьбе экономки. Но переубедить их не удалось никому. Друзья вновь отправились в путешествие.
Глава 8.
Дон Кихот решил отправиться в Тобозо повидать Дульсинею Тобосскую.
Глава 9.
В темноте путники стали искать «дворец» Дульсинеи. Чтобы вытащить Дона Кихота из города, Санчо решил переждать в лесу, а сам напросился разведать, где находится дворец Дульсинеи.
Глава 10.
Дон Кихот улегся в лесу под елями, а Санчо вернулся на опушку леса и стал разговаривать сам с собой. Он понимал, что Дульсинеи не существует в природе, и решил ,что самое важное, что он может сейчас сделать — это выспаться. Он лег на траву и захрапел. Утром он увидел трех крестьянок, которые сидели на ослицах. Он поскакал на Длинноухе к Дону Кихоту, И сказал ему, что Дульсинея сама едет к нему в сопровождении двух компаньонок.
Когда они подъехали, Дон Кихот вдруг увидел крестьянок, и сильно удивился. Он не узнал в ней свою «несравненную Дульсинею», Крестьянка заорала грубым голосом на «бродяг» и велела посторониться. Тогда «рыцарь» решил, что это волшебники заколдовали Дульсинею.
Глава 11.
Грустный Дон Кихот, удрученный «колдовством коварных волшебников», молча ехал по дороге. Санчо как мог, развлекал его. Тут им на дороге встретились комедианты. Дон Кихот признал в повозке шутов, и отпустил их с миром. Между тем один из комедиантов украл осла Санчо Пансы, а Росинант испугался грохота, и чуть не убил Дона Кихота. Узнав о проделке комедианта, «рыцарь» решил проучить его. Санчо стал отговаривать его, и Дон Кихот покорился.
Глава 12.
Ночью Дон Кихот проснулся от шума. Он увидел в темноте мужчину в доспехах и очень обрадовался, подумав, что это «рыцарь». В темноте они с Санчо услышали песню «рыцаря Леса». Тот восхищался красотой какой -то Кассильды Вандальской. Дон Кихот вышел из укрытия и познакомился с ним.
Глава 13.
А у Санчо завязалась беседа с оруженосцем рыцаря Леса. Оба стали обсуждать преимущества своей жизни и перспективы своего пребывания в оруженосцах. Оказалось, что рыцарь Леса — церковный рыцарь, потому что обещал своему оруженосцу должность каноника.
Глава 14.
Тем временем Дон Кихот продолжал беседу с рыцарем Леса. Тот рассказал ему о таких приключениях, что от изумления Дон Кихот открыл рот. Больше всего его удивило, что рыцарь Леса победил самого Дона Кихота Ламанчского, и что его Кассильда Вандальская красивее Дульсинеи. Дон Кихот не стерпел такого унижения и вызвал его на дуэль. Соперник Кихота выдвинул условие: побежденный отдается во власть победителя. Рассвело, и Дон Кихот увидел ослепительное снаряжение рыцаря, и назвал его про себя рыцарем Зеркал. Завязалось сражение, в котором победил Дон Кихот, в результате оказалось, что рыцарь Зеркал — это Самсон Караско, а его оруженосец -сосед Дона Кихота.
Глава 15.
Оказалось, что священник и цирюльник приняли решение отправить бакалавра и его помощника, соседа Дона Кихота под видом странствующего рыцаря вслед за путешественниками. Целью этой акции было возвращение Дона Кихота домой. Бакалавр был уверен, что победит «рыцаря» и был обескуражен тем, что проиграл.
Глава 16
И снова Дон Кихот подумал, что это проделки злых волшебников. Вскоре их нагнал некий всадник. Он представился доном Диего, и пригласил к себе в гости.
Глава 17.
Вскоре они повстречали повозку с королевскими львами. Дон Кихот приказал открыть клетку со львами, решив сразиться с ними. Львы повернулись к «рыцарю» задом и не пожелали выйти из клетки. С чувством исполненного долга Дон Кихот присоединился к своим спутникам и отправился в гости к дону Диего и сообщил, что он отныне меняет свое имя на рыцаря Львов.
Глава 18.
В доме дона Диего «рыцарь» познакомился с сыном хозяина доном Лоренцо. Завязалась беседа, и хозяева остались поражены страстью Кихота к приключениям.
Глава 19.
По дороге Дон Кихот и Санчо Панса повстречали крестьянина, который предложил им взглянуть на крестьянскую свадьбу.
Глава 20.
Друзья оказались на пиру, и Санчо обрадованно накинулся на еду. Танцовщицы приятно дополняли пир.
Глава 21.
Внезапно веселье прервалось тем, что некий Басильо вонзил кинжал себе в грудь. Оказалось, он влюблен в невесту. Такая жена была не нужна жениху, и он согласился отдать ее другому. Дон Кихот решает посетить пещеру, о которой много говорили. Его спустили на веревке. Вернувшись, он долго не мог прийти в себя.
Глава 22.
Дон Кихот решает посетить пещеру, о которой много говорили. Его спустили на веревке. Вернувшись, он долго не мог прийти в себя.
Глава 23.
Дон Кихот стал рассказывать о своих приключениях в пещере, что его слушатели были поражены услышанным.
Глава 24.
Дон Кихот пустился в умные рассуждения и произвел впечатление на студента, попавшемуся ему на дороге, а вместе с ним и на Санчо Панса. Тот сбит с толку: Дон Кихот все-таки Сумасшедший или нет? Рыцарь Зеркал — это Самсон Караско, а его оруженосец -сосед Дона Кихота.
Глава 25.
На постоялом дворе, где остановился Дон Кихот и Санчо Панса появляется странная личность в козьих шкурах. С ним была обезьяна, показывающая различные трюки. От изумления многие потеряли дар речи.
Глава 26.
Комедианты решили дать представление. Кукольный спектакль был в самом разгаре, когда Дон Кихот решил вмешаться в «сражение» и порубил кукольную армию. Обезьяна в страхе бежала. Пришлось заплатить 40 реалов, чтобы возместить ущерб, нанесенный кукольнику.
Глава 27.
Санчо и Дон Кихот увидели толпу разъяренных крестьян, решивших отомстить одной деревне. «Рыцарь» решил воспрепятствовать их сборищу и попросил их разойтись. Крестьяне выслушали Дона Кихота, отлупили Санчо, а затем и Дона Кихота, и разошлись по домам, довольные собой.
Глава 28.
Дон Кихот и Санчо отправились дальше. Санчо стал жаловаться своему патрону на жизнь и на отсутствие жалованья. Дон Кихот заверил его, что когда-нибудь он получит вознаграждение за свои подвиги.
Глава 29.
Продвигаясь дальше, они заметили лодку без весел. Дон Кихот и Санчо решили сесть в нее. Течение стало быстрее, и лодка прямо шла под колеса огромной водяной мельницы. Мельники стали кричать с берега об опасности, затем им удалось схватить лодку и вытащить бедолаг из воды. Лодка разбилась в щепки, и с друзей снова потребовали компенсацию.
Глава 30.
Дон Кихот и Санчо Панса отправились дальше. Навстречу им вышли охотники во главе с герцогиней. Герцогиня и ее муж пригласила их в свое поместье.
Глава 31.
Друзья приехали во дворец герцогини. Вспомнив об осле, который остался за воротами, расстроенный Санчо попросил дуэнью поухаживать за ним. Дуэнья рассердилась от такого нахальства и пожаловалась герцогине. Та лишь рассмеялась. Обитатели Замка, едва сдерживая смех, пригласили их явно для потехи, но сам Дон Кихот впервые почувствовал себя настоящим рыцарем, поскольку ему воздали честь, как полагается настоящим рыцарям. В замке один лишь управляющий обозвал Дона Кихота Доном дураком и потребовал от него прекратить это шутовство.
Глава 32 .
Обиженный Дон Кихот потребовал извинений. Потешающийся над этой сценой герцог сообщил Санчо Пансе, что готов подарить ему остров. Тогда управляющий упрекнул и герцога, что тот поощряет безумства этих двоих.
Глава 33.
Герцог рассмеялся в ответ, и управляющий в гневе покинул обеденную залу. После обеда девушки-служанки ради потехи решили умыть лицо доблестного рыцаря, намылили его и оставили так сидеть. Умирая от смеха, публика продолжала потешаться над Доном Кихотом. Увидев ритуал омовения лица, Санчо загорелся умыться точно также. Но этот ритуал ему не понравился. С криками он бросил тряпку в мальчишек, и остался неумытым.
Глава 34.
Герцогиня пригласила Санчо на беседу. Тот признался, что знает о безумии Дона Кихота, но притворяется ради блага их обоих. Герцогиня отправилась к мужу, и они решили потешиться над ними еще больше, придумав план.
Глава 35.
Некий голос сообщил Дону Кихоту, что в его услугах нуждается Дульсинея Тобосская, поскольку она заколдована. А для того, чтобы ее расколдовать и стать губернатором, Санчо Пансу необходимо позволить отхлестать себя плетьми.
Глава 36.
Санчо принес письмо, написанное им своей жене от имени губернатора Санчо Пансы, и попросил герцогиню ему помочь исправить его, чтобы оно походило на «губернаторское». Герцогиня показала это письмо герцогу, и они вдвоем вдоволь посмеялись. Вскоре в замок явилась некая дуэнья с просьбой к Дону Кихоту оказать ей помощь.
Глава 37.
Санчо тревожило, что появление этой дуэньи Долориды может Помешать ему стать губернатором, но Дон Кихот так вжился в роль благодетеля страждущих, что никак не хотел уступать.
Глава 38.
Дуэнья в сопровождении огромной свиты явилась в замок. Ее въезд был торжественный.
Глава 39.
Явившаяся донна Долорида сообщила о некоем колдовстве и избавлении от него только с помощью Дона Кихота. Дамы, сопровождавшие ее, и она сама оказались «околдованы» и наделены бородами разных цветов.
Глава 40.
Дуэнья заявила, что Дон Кихот и Санчо Панса должны отправиться на лошади по имени Крылатая деревяшка и сразиться с великаном Маламбруно.
Глава 41.
«Рыцаря» и его «оруженосца» посадили на деревянного коня, зарядили его петардами, и они, водрузившись на него, взрывом был брошены с него. Дон Кихот пришел в себя и увидел надпись на пергаменте, что он «спас» Дульсинею от злобного великана Маламбруно, но для окончания падения чар надо, чтобы Санчо был бит плетьми.
Глава 42.
На следующее утро Санчо объявили, что жители «острова» ждут его и ему срочно надлежит приехать туда. Герцог дал ему советы по ведению дел на острове.
Глава 43.
Пришел Дон Кихот и тоже стал давать советы Санчо Пансе, как стать губернатором острова.
Глава 44.
Началось приготовление к посвящению Санчо Пансы в губернаторы. Между тем какие-то девушки стали петь под окнами Дона Кихота, и признаваться ему в любви. Чтобы не поддаться искушению, Дон Кихот призвал мысленно Дульсинею. и заснул.
Глава 45.
Нового «губернатора» привезли в одну из богатейших деревень герцога и провели обряд «посвящения». Слугам было велено подыграть, новому «губернатору». К нему пришли с просьбами портной и крестьянин. Затем пришли женщина, скотопромышленник и другие. Санчо, как мог, постарался помочь всем. Слуга записывал все, что говорил Санчо, чтоб потом доложить герцогу.
Глава 46.
Дона Кихота начинает «преследовать» прекрасная девушка Альтизидора. Тот покупается на ее чары. О том, что Дон Кихот «клюнул» на новую проделку девушек, докладывают герцогине. Дон Кихот стал петь романс, посвященный тому, что он отказывается от любви Альтизидоры, так как любит Дульсинею. В это время несколько кошек нападает на Дона Кихота, расцарапывает его лицо. Пристыженные девушки понимают, что их «шутка» закончилась плохо.
Глава 47.
Тем временем Санчо сидел за прекрасно сервированным столом, устланным разными яствами. Но как только он притрагивался к блюду, его тот же уносили. Санчо возмутился, но тут же явился врач и заявил, что эти блюда принесут ему вред. Санчо рассердился, и чуть не убил доктора. Но тут внезапно пришла депеша, что на остров собираются напасть. Санчо со страху забыл еде.
Глава 48.
Ночью к Дону Кихоту явилась дуэнья герцогини и попросила его об услуге. Она попросила защиты от землевладельца, коварно соблазнившего ее дочь. Также дуэнья отозвалась плохо о красавице Альтизидоре и герцогине. Внезапно явились некие силы и набросились на дуэнью, сжав ее горло. Затем они подошли к Дону Кихоту, завернули его в одеяло. Неизвестные испарились так же таинственно, как и появились.
Глава 49.
Санчо обошел свой остров, и продолжил разрешать дела простых людей.
Глава 50.
Эти неизвестные, которые набросились на дуэнью и на Дона Кихота, оказались Альтизидорой и герцогиней, которые выследили дуэнью и отомстили за ее нелицеприятные речи в их адрес. Между тем паж герцогини был послан в деревню Санчо Пансы с известием к ее родным и сообщил о «губернаторстве» их отца и мужа.
Глава 51.
Санчо, страдающий от голода, поскольку врач посадил его на диету, снова принялся за дела. Вскоре он получил письмо от Дона Кихота, сообщившего ему о том, что ему наскучило жить в замке.
Глава 52.
Дон Кихот вознамерился ехать в Сарагосу на рыцарский поединок и покинуть замок герцогов, как вдруг ему явились две женщины. Это появление не входило в «программу издевательств над Доном Кихотом», и поэтому герцоги удивились их появлению. Это снова была дуэнья, просившая помощи у Джона Кихота. Она вновь попросила защиты от землевладельца, коварно соблазнившего ее дочь. Был объявлен поединок землевладельца и Дона Кихота.
Глава 53.
Вскоре Санчо сообщили, что на остров двигается некая вражья сила. На него надели два щита, связали веревками, и Панса превратился словно в ломоть сала, зажатый между двумя досками. Он не смог сделать шага, и тут же упал, а остальные стали бегать по нему и кричать. После «победы» Санчо, побитый и придавленный, отверг «губернаторство» и со слезами отправился восвояси.
Глава 54.
Дуэль Дона Кихота с молодым ветреным землевладельцем состояться не могла, потому что тот успел скрыться. Тогда герцог решил сменить его на своего слугу. По дороге домой Санчо встретил своего земляка, побеседовал с ним.
Глава 55.
Санчо решил отправиться дальше, но тут неожиданно провалился в подземелье. Долго бы он там просидел, если бы не Дон Кихот, случайно прогуливавшийся мимо пещеры. Санчо вызволили из пещеры.
Глава 56.
Наступил день сражения Дона Кихота с «молодым, ветреным землевладельцем», то есть переодетым лакеем, но поединок не состоялся, так как он, тайно влюбленный в девушку, сообщил о своей готовности жениться на ней.
Глава 57.
Дон Кихот и Санчо распрощались с герцогами, но тут Альтизидора заявила, что у нее пропали подвязки и платки. После улаженного недоразумения «рыцарь» и его «оруженосец» все же покинули «гостеприимный» замок.
Глава 58.
Дон Кихот и Панчо вновь стали наслаждаться свободой. На их пути оказались 12 крестьян. Они везли скульптуры святых, накрытые холстиной. Их стадо растоптало Дона Кихота и Санчо.
Глава 59.
Отмывшись в речке, «рыцарь» и его верный «оруженосец» решили пообедать. Они отведали припасы, которыми их снабдили в герцогстве, и хорошенько выспались.
Затем они обнаружили неподалеку корчму. Там Дон Кихот познакомился с несколькими идальго, которые заявили ему, что уже написана вторая часть его приключений.
Глава 60.
Рыцарь и его оруженосец попали в густой лес. Их там окружили разбойники. Атаман разбойников предложил им свое покровительство.
Глава 61.
Наконец, избавившись от общества разбойников, Дон Кихот достиг Барселоны.
Глава 62.
Дон Кихот попал в гости к дону Антонио, который придумал потешиться над безумным Доном Кихотом, но по-доброму. Вскоре Дон Кихот узнал, что во всех типографиях Барселоны печатают 2 часть книги о Доне Кихоте.
Глава 63.
Дон Кихот посетил королевскую галеру, пришвартованную на пристани Барселоны. Внезапно капитан увидел алжирское судно и отдал приказ захватить его. Судно было захвачено. Дон Кихот и Санчо, до смерти напуганные, вернулись обратно, практически не пострадав.
Глава 64.
Дон Кихот встретился с Рыцарем Серебряной Луны, с которым сразился, и проиграл сражение. Тот поставил условие побежденному Дону Кихоту удалиться на один год в деревню.
Глава 65.
Рыцарь Серебряной Луны оказался Самсоном Караско, бакалавром, который был в сговоре с друзьями Дона Кихота. Все они мечтали вернуть своего друга домой. Но для Санчо и Дона Кихота это было потрясением и крушением их надежд на дальнейшие приключения и славу. Дону Кихоту пришлось покинуть Барселону.
Глава 66.
Дон Кихот и Санчо Панса возвращались домой, как вдруг на дороге им повстречалась деревня. В ней два толстяка устроили соревнование, но поспорили, и их спор удачно разрешил бывший «губернатор» Санчо Панса. Затем они повстречали «землевладельца», с которым Дон Кихот хотел сражаться в замке герцога. Но тот попытался рассказать Дону Кихоту, как его разыгрывал герцог и герцогиня, но Дон Кихот слушать его не стал.
Глава 67.
Вскоре Дон Кихот снова оказались в лесу. На них напали какие-то неизвестные всадники и привезли в замок герцога. Дон Кихот в ужасе подумал о том, что он чем-то разозлил герцога и герцогиню, и они сделали его своим пленником.
Глава 68.
Во дворе замка Дон Кихот увидел Альтизидору, которая лежала в гробу. Чтобы ее «воскресить», необходимо было дать Санчо несколько тумаков и подзатыльников. Санчо был взбешен и согласился. Затем все же под напором Дона Кихота он согласился пройти издевательство. Тогда Альтизидора «воскресла», и спектакль, разыгрываемый неутомимой фантазией герцогов, закончился.
Глава 69.
В опочивальню к Дону Кихоту вошла Альтизидора и принесла ему новую книгу с его приключениями. Дон Кихот заявил ей, что она напрасно его преследует, он ее не любит.
На эти речи Альтизидора заявила, что Дон Кихот — «треска сушеная», и она никогда его не любила, а просто издевалась над ним.
Глава 70.
Оказалось, что этот спектакль умирающей Альтизидорой придумал Самсон Караско, поскольку он желал найти Дона Кихота и вернуть его домой. Вместе с герцогом они заманили его в ловушку.
Глава 71.
Дон Кихот заявил Санчо Пансе, что тот непременно должен себя отхлестать за сто реалов во имя Дульсинеи Тобосской. Тот с радостью согласился. Поколотив сам себя, Санчо увлекся, что пришлось вырывать у него плеть из рук. Затем они направились в корчму, и к радости Санчо, Дон Кихот снова принял ее за корчму, а не за замок. Неужели рассудок к нему возвратился?
Глава 72.
Санчо и Дон Кихот вернулись домой.
Глава 73.
Дон Кихот, въехав в свою деревню, заметил нехорошие приметы, которые Санчо развенчал. Деревенские ребятишки заявили, что осел Санчо стал нарядным, а Росинант еще больше похудел. Санчо встретила жена и дочь, которым он сообщил, что вернулся с деньгами.
Дон Кихот почувствовал себя нездоровым, и родные уложили его в постель.
Глава 74.
Дон Кихот оказался серьезно болен. Он признал, что он больше не рыцарь, а Алонсо Кихана, и написал завещание. Вскоре он скончался.