План рассказа два брата 4 класс

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План сказки Два брата (Евгений Шварц)
  1. Договор лесничего Чернобородого и Старшего
  2. Ссора Старшего и Младшего
  3. Наказание отца для Старшего
  4. Поиски Младшего
  5. Встреча Старшего с Прадедушкой Морозом
  6. Приказ Прадедушки Мороза
  7. Попытка освободить Младшего
  8. Старший нашёл способ спасения
  9. Как Старший уберёг животных от смерти
  10. Помощь друзей
  11. Старший и Младший выбрались из ледяного плена
  12. Возвращение домой

Пересказ кратко

У лесничего Чернобородого было двое сыновей — Старший и Младший. Сыновья очень часто ссорились.

Однажды, утром двадцать восьмого декабря, отец сказал им, что ёлки в этом году не будет, потому что некому ехать в город за игрушками: маму могут съесть волки, сам лесник не умеет по магазинам ходить, а вдвоём ехать нельзя — Старший с Младшим рассорятся. Тогда Старший пообещал отцу, что всё будет хорошо. Отец поверил, и они с мамой решили ехать вместе. Отец нанёс дров и дал коробку спичек, мама приготовила еду. Родители сказали, что вернутся тридцать первого декабря к восьми часам вечера, и отправились в путь.

Два дня всё было хорошо.

Тридцать первого декабря после ужина Старший принялся читать книгу. Младший стал просить его поиграть. Старшему совсем не хотелось отвлекаться, и он крикнул брату, чтобы тот оставил его в покое, выгнал мальчика во двор, и закрыл дверь на замок. Младший слонялся по двору и тщетно пытался попасть в дом. Старший не заметил, как время приблизилось к восьми часам. Он принялся искать Младшего по двору, но не нашёл. Вернулись родители. Старший рассказал всё отцу, у того поседела борода от новостей. Отец приказал сыну искать Младшего и не возвращаться без брата.

Мальчик шагал по лесу и услышал звук бубенчиков, решил узнать, откуда он исходит. Идя по лесу, он заметил, что всё вокруг него ледяное. Мальчик удивился, что в таком холоде он до сих пор не замёрз. Вдруг Старший услышал голос.  Позади него был высокий старик в снежной шубе, который говорил, что это он распорядился, чтобы мальчик не замерзал. Это был Прадедушка Мороз.

Старик отвёл Старшего в свой замок, где было 49 ледяных зал. В самой последней был заточён Младший. Прадедушка оставил Старшего в замке, т.к. он увидел в Старшем родственную душу. Мальчику было приказано брать полуживых птиц и животных и замораживать их около ледяного костра, чтобы они не нарушали покой.

Несколько дней думал Старший о том, как спасти брата и выбраться. Он нашёл 49 залу и понял, что дубовую дверь ему не открыть. Потом он вспомнил, что отец давал ему спички. На следующий день Старший побежал в лес, нарубил дров и разжёг костёр около заледенелой двери в 49 залу.Старший прятал полумёртвых птиц в рукавах, а потом отогревал их и создавал им жилище в ледяном дворце.

Через несколько таких дней Прадедушка увидел костёр и заморозил дверь в залу, которую Старший почти растопил. В тот же день, когда Прадедушка Мороз уснул, к мальчику прибежали его животные и дали связку ключей от всех зал дворца. Мальчик пришёл к 49 зале, но замочной скважины не нашёл. Поползень помог ему отыскать её, дверь открылась. За ней была целая куча ледяных птиц и животных, а на столе стоял Младший – прозрачный и замёрзший. Старший осторожно взял его и побежал по ледяной земле. За ним погнался Прадедушка Мороз, и Старший, выбравшись в живой лес, поскользнулся и разбил Младшего. Долго плакал Старший, а потом  уснул. Пока он спал, звери собрали Младшего по частям и отогрели его своим теплом. Проснувшись, мальчики вместе побежали домой, где их целую зиму ждали родители. Борода отца стала снова чёрной, и с тех пор мальчики жили в мире и согласии всегда.

Также читают:

Картинка к сочинению План сказки Два брата (Евгений Шварц)

План сказки Два брата (Евгений Шварц)

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Шолохова Наука ненависти

    Произведение относится по жанровой направленности к разряду писательских сочинений, посвященных военной тематике и размышлениям о человеческих судьбах, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах.

  • Маяковский

    Сочинения по Маяковскому

  • Анализ произведения Васса Железнова Горького

    Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую прозу, основной темой которой является изображение семейного конфликта, выразившегося в пагубном воздействии огромных денег

  • Анализ рассказа Самовар Горького

    Главным героем произведения оказывается безмозглый Самовар, случай которого принят за основное содержание сказки. Он находится на широком столе в одном из зданий и утверждает находящейся неподалеку столовой посуде

  • Сочинение на тему Безответная любовь

    Любовь не всегда дарит человеку ощущение радости. Порой она бывает безответной, и тогда влюблённый страдает от своих чувств. Он может продолжать стучаться в закрытые двери или радоваться за счастье любимого человека


0

Шварц «Два брата». Как написать цитатный план сказки?

шварц два брата план сказки

2 ответа:



2



0

Два брата цитатный план

Разделим текст сказки на части и вместо заголовка подберем цитаты из сказки.

Перед цитатами даю пояснение или краткое содержание.

1). Мальчики постоянно ссорились.

O25FLoDSZxB9SMtDRJOkpQsxzFod8p.png

2). Родители уезжают, Старший обещал не обижать брата.

uqU767MEeUodNZGqb79JbCFTo6ab4r.png

3). Ссора все же произошла на третий день.

dDRFC7GgKBjfAE4yzfqCVo5R1gYXS7YR.png

4). Отец отправил искать брата.

WLpYuGSQaWbTUJFfA4NykC3AYLSjtK.png

5). Старший встречает прадеда Мороза, коотрый отводит его в свой дворец.

LFRQHtofH8tJU76g2dhUPDftNbCI6o.png

6). Страший вынжден работать у прадеда Мороза.

q9N5KQQmAA1Rz3h0Vjn2i2IvNoGQ25T.png

7). Старший не терял надежду вернуться домой с братом.

q65zJUGgP3WahXTC0HKkkZ8kNrvjUogM.png

8).

w8XN6zS7Df8f5uWFTlMqc10jtyqxb6bO.png

9). С помощью животных побег удается.

nv7QOCwlqMjXI4hHqXPFGukuTBsVU0Q.png

10). Они возвращаются, родители рады.

i3a1Ws7pJntFtIl3loTCo2RdMyIWTBPc.png

11). С тех отношения между братьями улучшились.

d2MYVe4Efhlp5AKc0PWFrPtkbC1GjWka.png



1



0

Составим цитатный план сказки Шварца «Два брата» и совместим его с обычным планом пересказа:

1). Лесничий и его сыновья

4cOULi3jE9oLuSeBxrRIF7gw013ULa.png

2). Лесничий с женой уезжают в город, а сыновья остаются одни.

VrQ2JupNGHQGybggowOGSnXzEHawz.png

3). Два дня прошли спокойно, но на третий день братья поссорились.

fgLs7t7cwHbtorb0krgdDiUwWwTHNYOw.png

4). Старший забыл про Младшего брата

78TjCnCYZ8Hyehu4cWOZj9RY2x0FdmM.png

5). Младший исчез и Старший не мог его найти

hRLqW1P31gKZvUo2t3CezAkwQMkr4ox.png

6). Вернулись родители и отце выгнал Старшего в лес искать брата

duVqlME4VAV57Utwo8DDt6ZrqT7lN8Y.png

7). Старший долго идет по лесу и вдруг оказывается в горах

RsElg2rB2jMelSlz5WHYTo71oIMQILHM.png

8). Старший оказывается в прозрачном лесу и встречает Прадедушку Мороза

46kCWBluph81L12O1oOpaZWRtOoq695Q.png

9). В доме у Прадедушки Мороза даже огонь был ледяным

Jx3vPWX3v4ODnK263CA0ZJX18OhT1v.png

10). Мороз заставляет Старшего морозить птиц на ледяном огне.

t499BEGecKDYq30c9ediWPK7fnFyfis.png

11). Мороз уходит на промысел, а Старший ищет брата

BinKTDIQoaARx1iYNaEVEWwL6KlNyn.png

12). Старший вспоминает про спички и разводит костер.

LO6xuPgWjCmIgIipXF9xlVbgCSNT.png

13). Старший начал отогревать животных.

mUK8fVX88YGN6tV8DI1MqNx7NekC.png

14). Звери приносят Старшему ледяные ключи

y4Y03vqMI3j4ieO4EkQfQ5ToHmAuBLW.png

15). Старший находит своего брата

ZuQ2Ncz0IELVgmwGMBrK27Y6sc9EwC.png

16). Старший несет Младшего, а за ними гонится Мороз и звери защищают братьев.

Vs1i6Kx6Mn56rLHelpHp5CASvBgkeYuj.png

17). Старший падает и Младший разбивается, но птицы его собирают

GF62MqQH2nhlBv0fEz8FbPLPDHrKQNFy.png

18). Солнце отогревает Младшего и тот оживает.

xpATnTSaQDpg7vpokzwtOrzllxOrVRG.png

19). Братья возвращаются домой и живут дружно.

84QhMUSWJvC7SFqSicZJMra4iY2DaZ00.png

Читайте также

Вот приблизительно такой подойдёт?

Царевна — лягушка.

План.

1.Царевичи выбирают жен:»

Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша»

  1. Разговор Ивана царевича с лягушкой:» Бери,меня замуж царевич, знать судьба твоя такая.»
  2. Испытание невесток:»Хочу посмотреть, которая из ваших жен лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.»
  3. Пир у царя:» И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с женами. «
  4. Иван царевич сжигает лягушачью кожу:»В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашел там лягушачью кожу и бросил ее в печь, сжег на огне.»
  5. Поиски жены :» Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят — искать жену, Василису Прекрасную. «
  6. Иван царевич встречает зверей :» В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим го- лосом:
    — Не бей меня, Иван-царевич, когда-нибудь тебе пригожусь. «
  7. Царевич в гостях у бабушки яги:»Иван-царевич вошел в нее и видит — на печи, на девятом кирпиче, лежит бага-яга, костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос.»
  8. Иван царевич добывает смерть Кощей :» Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит — стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно. «
  9. Царевич встречается с Василисой Прекрасной:»

Иван-царевич с Василисой Прекрасной воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

Речь идёт, по-видимому, о серии детских книг под общим названием «Семейная библиотека» ( цикл «Сказочные повести»), которая печаталась с 1992 по 1996 годы. Это прекрасная подборка любимых детьми книг с захватывающими историями, сказочными рассказами и повестями. В основном в серию вошли книги отечественных авторов, но есть и исключения — например, сказки А.Дюма. Серию книг составляют как авторские сборники, так и антологии.

Произведения Евгения Шварца напечатаны в нескольких сборниках серии, а упоминаемая сказка «Два брата» — в выпуске № 6. Кроме неё, в этом же выпуске — знаменитая «Сказка о потерянном времени».

Произведения Вениамина Каверина также напечатаны в нескольких антологиях серии. Сказка «Песочные часы» расположена в выпуске № 8 (1995 год). Тут же можно познакомиться с повестями-сказками «Немухинские музыканты» и «Летающий мальчик».

Возможно, автор посчитал ненужным давать братьям имена. Ему важно было показать взаимоотношения Старшего и Младшего, соединить сказочные события с реальными, подчеркнуть, что подобная ситуация может произойти в любой семье, где есть старший и младший брат.

Отзыв к сказке «Два брата»:

Сказка Евгения Шварца «Два брата» очень интересная и поучительная. Автор рассказывает нам о двух братьях, которые всегда ссорились. Однажды Старший брат выгнал Младшего на улицу в мороз и забыл про него. Это обернулось большой бедой, Младший брат пропал.

Сказка понравилась тем, что для того, чтобы понять ценности семьи Старшему брату пришлось пройти серьёзное испытание. В сказке добро побеждает зло. Так же понравилось то, что любовь к ближнему невозможно растопить одним огнём, нужна любовь. Старший своей любовью смог растопить лёд в сердце Младшего брата и между ними наладились семейные отношения.

Пословицы к сказке:

  • Вместе тесно, а врозь скучно.
  • Гневайся да не обижай.
  • Любовь братская лучше каменных стен.
  • Единство и братство — великая сила.
  • Кто имеет старшего брата, у того есть защита.

Для начала можно попробовать проанализировать свой день, например за месяц. Т.е. записывать в ежедневник дела которые вы делаете в течение дня и время, которое тратите на эти дела, а потом, в конце месяца все проанализировать, посмотреть на что можно сократить время, куда можно добавить. И уже исходя из этого строить планы на последующие дни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение гимназия № 6 имени дважды

Героя Советского Союза Д.А.Драгунского

Урок литературного чтения

Л. Н. Толстой

«Два брата».

Тема: Л.Н. Толстой «Два брата».

Цели: знакомство с новым произведением Л.Н. Толстого;

развитие умения различать типы текстов.

Задачи:

  • обучающие:
  • учить детей обобщать полученные знания по творчеству Л. Н. Толстого;
  • учить полно отвечать на вопросы, умение адекватно понимать и оценивать прочитанное, выразительность в речи, элементы анализа литературного произведения.
  • воспитательные:
  • воспитывать любовь к чтению и своей Родине на примере творчества Л.Н. Толстого;
  • воспитывать вдумчивого писателя;
  • воспитывать в себе нравственные, моральные, этические качества.
  • развивающие:
  • развивать умения видеть в положительном герое недостатки и объяснять их;
  • развивать умения работать в группах, учить правильному общению и взаимодействию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, листы с заданиями для работы в группах, книги Л. Н. Толстого.

Ход урока:

1. Организационный  момент.      (Слайд 1)

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова.

— О каком писателе эти слова – вы поймёте, послушав информацию  о нём.

2. Актуализация знаний .

  • Его книги, уже более 100 лет читают люди во всём мире.
  • Его с удовольствием слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.
  • Открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука».
  • О каком писателе идёт речь? (Льве Николаевиче Толстом)

 (Портрет на доске)

 3. Знакомство с биографией писателя.

       (Работа в группах)

-Вам хочется узнать еще больше  об этом человеке?

-Вы это сможете сделать, поработав с текстом в парах. У каждой пары свой вопрос, на который вы должны ответить, прочитав текст.

В двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы есть небольшая дворянская усадьба, которая известна во всем мире. Это Ясная Поляна, где родился, жил и работал великий писатель Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910). Толстой родился 26 августа 1828 г. в старинной дворянской семье. Отец его, граф Николай Ильич Толстой, подполковник в отставке в 1922 г. женился на княжне Марии Николаевне Волконской. Воспитание, полученное Толстым в детстве, было типичным для богатых дворянских семей. Но в обстановке, в которой рос и воспитывался Лев Николаевич, была одна сторона, оказавшая огромное влияние на формирование будущего писателя. Это — близость ребенка к природе и простому народу. Много времени маленький Лева и его три брата проводили на природе – в лесу, в парке.  С детства наблюдательный мальчик незаметно набирался впечатлений от деревенской жизни, узнавал жизнь крестьян, их обычаи, взгляды, песни, язык. В 1837 г. семья Толстых переезжает в Москву. В этом же году умирает отец граф Николай Ильич Толстой (мать Льва Николаевича умерла, когда ему было всего полтора года). Заботу о детях берут на себя сестры отца, в частности Юшкова, жена губернатора Казани. Тринадцатилетний Лева переезжает в Казань. В Казани он учится в университете. После университета Толстой поступает на военную службу. Он участвует в военных действиях на Кавказе, в Крыму. В 1856 г. Лев Николаевич выходит в отставку. В этом же году издаются его повести «Детство», «Отрочество», «Юность», в которых писатель отразил впечатления детства. Лев Николаевич много путешествовал за границей. Был во Франции, Швейцарии, Германии, Италии. В 1857 г. он возвращается в свое имение Ясная Поляна, где в 1859 г. открывает первую школу для крестьянских детей. Он сам работает там учителем. Начав учить детей, Лев Николаевич столкнулся с тем, что нет книг для детского чтения. Он поставил перед собой задачу создать эти книги. Для обучения крестьянских детей он написал рассказы, басни, сказки, научно- популярные статьи и поместил их одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя собственно азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Большую часть жизни Лев Николаевич прожил в своем имении Ясной Поляне. Там он вел простую жизнь: возил на санках воду, колол дрова, косил траву. До старости он сохранил замечательную физическую форму. Достаточно указать, что в 75 лет он ездил на велосипеде, а в 80 ездил верхом на лошади. 28 октября 1910 г. Толстой вместе с другом врачом Маковецким поехал путешествовать. Но здоровье 82-летнего писателя не выдержало поездки. В пути он простудился, заболел воспалением легких и 7 ноября 1910 г. Лев Николаевич умер на железнодорожной станции Астапово (теперь станция названа «Лев Толстой»). Похоронили Толстого, по его желанию в Ясной Поляне. Там в глуши парка, приблизительно в одном километре от усадьбы на краю оврага, есть одинокая скромная могила, где похоронен великий русский писатель. В Москве Л.Н. Толстому поставили памятник. В этом году исполнится  194 года со дня рождения Льва Николаевича.

1 пара: —  Где и когда родился Л. Н. Толстой?

2 пара: —  Кто были его родители?  

3 пара: —  Как называется усадьба Толстого и где она расположена?

         4 пара: — Что оказало огромное влияние на формирование будущего писателя?  

          5 пара: — Где воевал Толстой?  

6 пара: — Какие произведения издаются автором после выхода в отставку?

 7 пара: — В каких странах побывал  писатель?

8 пара: — В каком году открыл первую школу для крестьянских детей и кем там работал?    

9 пара: — С какой  проблемой столкнулся Толстой в школе и как вышел из этой ситуации?  

10 пара: — Какую жизнь вел писатель в имении?

11 пара: —  В какой физической форме был Толстой?

12 пара: — Когда и по какой причине  умер писатель?

13 пара: — Где был похоронен?

(Читаем внимательно текст и ищем в нем ответ на свой вопрос)

Дети читают вопрос, а ответ приклеивают на информационный лист на доске.

4. Проверка домашнего задания.

—  Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством этого великого писателя. А с каким произведением мы познакомимся , вы определите сами, правильно выполнив задания теста по рассказу Льва Николаевича Толстого «Акула», который вы читали дома. Название произведения вы узнаете, написав буквы правильных ответов вместе. (работа в парах)

Тест.

1. У берегов какого материка стоял корабль?

    Г.  Австралия.

    Д.  Африка.

2. Горячий воздух дул с пустыни :

    В. Сахара.

    Б.  Гобби.

3.Как мальчики оказались в открытом море?

   О. Они упали в воду с корабля.

   А. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

4.. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

     Б.  Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

    С.  Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

5. Когда отца охватил страх?

     Ф.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

      Р.  Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

6. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

        А. Его сковал страх за детей, за сына.

        З. Ему было все равно, что происходило в море.

7. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

        Т. Визг одного из мальчиков.

        П. Крики матросов.

8. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

        И. Он бросился к  лодке и поплыл к ним.

        А. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.

5. Формулирование темы урока.

(«Два брата»)

 -Именно над этим произведением мы будем работать на уроке.

— Лев Николаевич очень любил слушать классическую музыку. Он переписывался с известным русским композитором, жившим в Подмосковье, в городе Клин, который находится рядом с Солнечногорском. Вы догадались, о ком идёт речь. (П. И. Чайковском)

— Закройте глаза, послушайте отрывок из его произведения и вспомните, в каком мультфильме звучит эта музыка.  (Слайд 1) Звучит фрагмент из музыкального произведения  П. Чайковского  

— Эта музыка подскажет вам литературный жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (сказка)

— Да, литературный жанр этого произведения – сказка. 

(Слайд 2)

«Человек, который думает только о себе, не может быть счастлив».

                            Л. Сенека (великий римский философ, драматург, оратор)

— Глядя на эти строки, предположите, о чём эта сказка? (о счастье)

 — Сейчас мы прочитаем одно из произведений  писателя, в котором он говорит о счастье. А что такое счастье для человека? Каким его  видит  Лев Толстой, как его понимаете вы, современные читатели? На эти вопросы мы ответим сегодня на уроке.          

6. Работа с текстом до чтения.

— Откройте учебники на стр.8 по заглавию и иллюстрации в учебнике определите , о чем будет говориться в сказке?

— Кто из братьев старше? Кто младше? О чем могут беседовать между собой братья?

— Какая это сказка?  Народная или литературная?

7. Работа с текстом во время чтения.

Чтение сказки  вслух с остановками ( во время чтения проводится словарная работа)

Два брата пошли вместе путешествовать. В полдень они легли отдохнуть в лесу. Когда они проснулись, то увидали — подле них лежит камень и на камне что-то написано.

1 остановка

Как вы думаете, что могло быть написано на этом камне?

Они стали разбирать и прочли:

«Кто найдёт этот камень, тот пускай идёт прямо в лес на восход солнца. В лесу придёт река: пускай плывёт через эту реку на другую сторону. Увидишь медведицу с медвежатами: отними медвежат у медведицы и беги без оглядки прямо в гору. На горе увидишь дом, и в доме том найдёшь счастие».

2 остановка

— Выскажите ваши предположения о том, как могли поступить братья?

— Что бы вы сделали на их месте?

Братья прочли, что было написано, и меньшой сказал:

—        Давай пойдём вместе. Может быть, мы переплывём эту реку, донесём медвежат до дому и вместе найдём счастие.

3 остановка

— Что предлжил младший брат?

— Какой ответ мог дать ему старший?

Тогда старший сказал:

        —        Я не пойду в лес за медвежатами и тебе не сове тую. Первое дело: никто не знает — правда ли написана на этом камне; может быть,  всё это написано на смех. Да,  может быть,  мы  и  не так разобрали.  Второе:  если и правда написана, — пойдём мы в лес, придёт ночь, мы не попадём на реку и заблудимся. Да если и найдём ре ку,  как  мы  переплывём  её?  Может  быть,  она  быстра и широка? Третье: если и переплывём реку, — разве лёг кое дело отнять у медведицы медвежат: она нас задерёт, и мы вместо счастия пропадём ни за что. Четвёртое дело: если нам и удастся унести медвежат, — мы не добежим без отдыха в гору. Главное же дело, не сказано: ка кое счастие мы найдём в этом доме? Может быть, нас там ждёт такое счастие, какого нам вовсе не нужно.

4 остановка

— Согласился ли старший брат с младшим?

— Почему он не захотел следовать инструкциям на камне?

— Согласны ли вы с доводами старшего брата?

— Согласится ли с ними младший?

А меньшой сказал:

—        По-моему, не так. Напрасно этого писать на камне не стали бы. И всё написано ясно. Первое дело: нам беды не будет, если и попытаемся. Второе дело: если мы не пойдём, кто-нибудь другой прочтёт надпись на камне и найдёт счастие, а мы останемся ни при чём. Третье дело: не потрудиться да не поработать, ничто в свете не радует. Четвёртое: не хочу я, чтоб подумали, что я чего-нибудь да побоялся.

5 остановка

— Согласился ли младший с рассуждениями старшего?

— Почему?

— Как он рассуждал?

— Согласны ли вы с младшим братом?

— Сумеет ли младший брат убедить в своей правоте старшего?

Тогда старший сказал:

—        И пословица говорит: искать большого счастия — малое потерять; да ещё: не сули журавля в небе, а дай синицу в руки.

А меньшой сказал:

—        А я слыхал — волков бояться, в лес не ходить; да ещё: под лежачий камень вода не потечёт. По мне, надо идти.

6 остановка

Пришли ли братья к единому мнению?

— Объясните смысл пословиц.

— Будут ли они действовать сообща?

— Чем может закончиться спор братьев?

— С кем бы вы пошли?

— Почему?

— Что произойдёт дальше?

Меньшой брат пошёл, а старший остался.

Как только меньшой брат вошёл в лес, он напал на реку, переплыл её и тут же на берегу увидал медведи цу. Она спала. Он ухватил медвежат и побежал без оглядки на гору. Только что добежал доверху, выходит ему навстречу народ, подвезли ему карету, повезли в го род и сделали царём.

Он царствовал пять лет. На шестой год пришёл на него войной другой царь, сильнее его; завоевал город и прогнал его.

7 остановка

— Сбылось ли предсказание на камне?

— Стал ли младший брат счастливым?

— В чём было его счастье?

— Чем закончилось царствование младшего брата?

— Как могла сложиться его дальнейшая судьба?

— Был бы он счастливее, если бы послушался старшего?

— А что произошло со старшим братом?

Тогда меньшой брат пошёл опять странствовать и пришёл к старшему брату.

Старший брат жил в деревне ни богато ни бедно. Братья обрадовались друг другу и стали рассказывать про свою жизнь.

Старший брат и говорит:

—        Вот и вышла моя правда: я всё время жил тихо и хорошо,  а ты хошь и  был царём,  зато  много  горя видел.

А меньшой сказал:

—        Я не тужу, что пошёл тогда в лес на гору; хоть мне и плохо теперь, зато есть чем помянуть мою жизнь, а тебе и помянуть-то нечем.

8 остановка

Как сложилась жизнь старшего брата?

— Доволен ли он ею?

— Как встретились братья?

— Изменилось ли их мнение о верности предсказания?

— Пожалел ли старший о том, что не пошёл с младшим?

— Чья жизнь, по вашему мнению, сложилась счастливо?

8. Работа с текстом после чтения.

— Я хочу проверить, насколько вы внимательно читали и слушали сказку.

1) Выборочное чтение.

1группа: – Что было написано на камне? Прочитайте отрывок.

                 – Проследите, как реагирует старший брат на надпись?

2 группа:– Как объясняет свой выбор старший брат?

                – Как поступает старший брат?

3 группа: – Можно ли согласиться с поступком старшего брата? (Да, можно согласиться. Потому, что действительно может случиться так, как он говорит).

            – Проследите, как реагирует младший брат на надпись.

4 группа: – Как объясняет свой выбор младший брат?

                 – Как поступает младший брат?

5 группа: – Можно ли согласиться с поступком младшего брата? (Да. Можно. Он другой и мыслит по-другому).

                 – А если был бы третий брат, могли бы родиться другие доводы? (Да. Могли бы. Он тоже другой человек).

6 группа:– Рассудила ли братьев жизнь? (Нет.  Каждый остался при своем мнении).

2) Составление характеристики братьев.                     

Линии сравнения

Старший брат

Младший брат

Высказывания о надписи на камне

Пословицы, описывающие жизненную позицию

Как сложилась жизнь

Черты характера

На слайде слова, помогающие дать характеристику (слайд 3)

смелый        спокойный

нерешительный        разумный

эгоист        сомневающийся

пессимист            рассудительный

серьезный        жизнерадостный

решительный                                                         оптимист

Вам встретились следующие слова эгоист, оптимист, пессимист (на доске)

Кто знает значение этих слов? А где мы  можно прочитать значение слова, если сомневаемся или не знаем его значение? ( В толковом словаре, в интернете). Давайте это сделаем. Один ученик находит значение слова в толковом словаре Ожегова, другой в интернете на телефоне.

-Вернемся к высказыванию Сенеки «Человек, который думает только о себе не может быть счастлив».

-Как называют человека, который думает только о себе? (Эгоист)

— Перефразируйте высказывание Сенеки, используя это определение.

— Какая  характеристика подходит к каждому из братьев?

— Назовите положительные  и отрицательные качества братьев.

— Посмотрите, у обоих братьев как и у каждого в жизни, есть положительные и отрицательные качества.

— Пришли ли братья к единому мнению, что такое счастье? (Нет)

Каждый видит счастье по-своему.

В старину на Руси счастье представляли в виде птицы. В каждом доме висели под потолком деревянные Птицы счастья.  Люди верили, что эти птицы берегли от напастей и охраняли покой семьи ( слайд 4)

9. Рефлексия.

-Интересно, а в чем для вас заключается счастье. Напишите на листочках.

Может, кто-то хочет прочитать, что вы написали?

— Для меня, например, счастье –это когда родные и близкие живы и здоровы

Сложите эти листочки гармошкой и давайте сделаем своих птиц. (На столах лежат вырезанные заготовки птиц, дети выбирают по цвету свою птицу и делают из листочков крылья).

10. Подведение итогов.

— Давайте подведем итог нашего разговора. Какими качествами должны обладать люди, чтобы достичь успеха в жизни, быть счастливыми?

 (На доске)  Выберите, эти качества (порядочность, верность, любовь к ближнему,  уважение, доброта, отзывчивость, целеустремленность, злоба,  жадность, зависть, трусость, ненависть, предательство).

10. Домашнее задание ( по выбору).

1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

2. Найти в тексте пословицы, объяснив их смысл на примере братьев.

3. Самим найти пословицы о счастье и объяснить их значение.

На уроке  

мы познакомились с произведением Л .Н. Толстого. Всю свою жизнь Лев Николаевич искал ответ на этот непростой вопрос: «Что такое счастье?». Писатель был убежден, что человек приходит в этот мир для счастья, но приходят к нему все по-своему, он учил людей понимать жизнь и бороться за свое счастье.

— Ребята, я очень хочу, чтобы вы были счастливыми.

Мы на Земле – частички мира,

Возможно, им неведом счет,

Но каждый в чем-то счастье видит –

         Со счастьем встречи каждый ждет!  (Роман Маневич)

— Закончить наш урок я хочу песней с пожеланием всем счастья   ( группа «Самоцветы»  Мы желаем счастья вам)

— Будьте счастливы!        (Слайд 5 )

  • План рассказа каштанка чехов
  • План рассказа дата соответствующая данному положению земли
  • План по самообразованию в 1 младшей группе по сказкам
  • План рассказа капитанская дочка по главам подробно
  • План по рассказу чехова мальчики литературе для 4 класса составить