План рассказа июльская гроза


0

Платонов «Июльская гроза»: план и отзыв к рассказу, что писать?

<h2>План рассказа «Июльская гроза» Платонова. </h2>

<h2>Отзыв к рассказу «Июльская гроза» Платонова.</h2>

1 ответ:



3



0

План к рассказу.

  1. Дети отправились в деревню к бабушке.
  2. Трудный путь через поле.
  3. Страхи детей.
  4. В гостях у бабушки.
  5. Детям становится скучно и они тайком уходят.
  6. Приближение грозы.
  7. Пожар в кузнице.
  8. Дети продолжают свой путь домой во время грозы и дождя.
  9. Незнакомый дедушка помогает детям добраться до дома.
  10. Председатель колхоза отчитывает отца детей за равнодушие.
  11. Дети рады, что они снова дома.

Вот мой отзыв.

Рассказ повествует о путешествии двух деревенских детей, старшей сестры и ее младшего брата, в другую деревню в гости к бабушке. Мне понравилось, что старшая сестра проявляет такую заботу о брате, несет его на руках, прикрывает голову своим платком. Но непонятно странное поведение детей, которые сбежали от бабушки, даже не поев блинов. Сестра пошла на поводу у брата, решив с ним вернуться домой. Этим они обидели бабушку. Началась гроза в поле, но дети не вернулись почему-то к бабушке. Они сильно промокли и были испуганы грозой. Спас их незнакомый дедушка, который донес их под дождем прямо до дома. Вот председатель колхоза поступил правильно, отругав отца детей за беспечное к ним отношение. Считаю, что нужно быть благоразумным в трудных ситуациях, не стоит рисковать, когда в этом нет необходимости.

Читайте также

Из рассказа Драгунского «И мы!» читатель узнает об очередных приключениях мальчика Дениса и его друга Мишки. В этот раз ребята решили поиграть в космонавтов. В будущем они планировали стать настоящими космонавтами, поэтому решили уже сейчас начать тренироваться.

Ребята выбрали себе особые имена. А Денис и вовсе начал закаляться под холодным душем. Его затея привела к тому, что он заболел. Когда пришел Миша, на улицу выйти он не смог. Но ребята и в такой ситуации продолжили фантазировать. Вечером они договорились «выйти на связь», то есть созвониться по телефону. Сначала позвонил Дениска, но по ошибке попал в другую квартиру. Затем позвонил Мишка. Ребята поговорили и решили спеть песню космонавтов. Денис стал петь так громко, что вышли соседи. Они были недовольны. Но папа Дениса вступился за мальчиков, заявив соседям, что «космическим близнецам» нужно исполнить песню.

Можно в своем отзыве о рассказе выразить свое отношение и свои впечатления: рассказ Виктора Драгунского «И мы!»показался мне очень интересным. Я с увлечением читал об игре мальчиков. Думаю, в будущем они действительно могли стать космонавтами, как и мечтали в детстве. Рассказ читается легко, его не будет скучно читать детям. Он забавный, но содержит важные уроки. Из него можно научиться тому, что все нужно делать осторожно. Мечтать и ставить цели — это здорово, но к цели нужно идти, проявляя благоразумие и не подвергая свое здоровье опасности.

Как заполнить читательский дневник полностью, можно узнать, если открыть другой вопрос на этом сайте.

Из рассказа Драгунского «Мой знакомый медведь» читатель узнает об очередном веселом приключении мальчика Дениса. На этот раз, отправившись на елку, он забрел далеко от людей. Когда захотел вернуться на праздник, наткнулся на страшного медведя. Денис не сразу понял, что это артист, поэтому стал придумывать, как ему убежать от медведя.

Сначала он притворился мертвым, надеясь, что медведи мертвых не трогают. Затем стал кричать, а потом и вовсе взял ледышку и запустил зверю в голову. После этого состоялся разговор с артистом, а затем денис побывал на его выступлении.

Отзыв об этом рассказе можно написать примерно такой: рассказ мне очень понравился. Он забавный и веселый. Я с удовольствием прочитал его. Я немного волновался за Дениса, ведь он встретил медведя. Мальчик оказался очень находчивым и сразу придумал, что нужно делать. Было забавно, когда дикий медведь заговорил человеческим голосом. Рассказ мне показался очень интересным, я обязательно прочитаю его еще раз.

Рассказ Драгунского «Первый день» является одним из интересных и трогательных рассказов, вошедших сборник под общим названием «Денискины рассказы».

В этой книге автор передаёт переживания мальчика первоклассника, который идёт в школу впервые.

Дениска с волнением ждёт этого дня, плохо спит, рано просыпается, в школе он учит новые слова, знакомится с одноклассниками и учительницей, ему всё интересно.

Мне понравилось то, что в этом рассказе автор точно передаёт переживания мальчика первоклассника.

Ещё мне понравилось то, что Дениска начал учебу в школе с очень хорошим настроем.

Он, вернувшись домой, старательно стал выполнять домашнее задание и только после его выполнения отправился на улицу гулять.

Также мальчик стал ответственно относиться к своему режиму дня и лёг спать раньше, чтобы не проспать школу.

Мне понравилось, что рассказ написан просто, тем не менее он учит ответственному отношению к школьным годам.

В своем рассказе А.А. Аверченко, повествует достаточно поучительную историю про мальчика Сережку Морщинкина, который пристрастился к обману.

Сначала Сережка обманом, получил от дяди рубль, за то что прочитал стихи Пушкина, выдав их за собственное сочинение.

Желая добиться авторитета среди своих сверстников, Сережа договаривается за свой подаренный рубль с первым драчуном Тарарыкиным, что тот в драке поддастся ему. Дальнейшие события развивались уже в гимназии, где Сережа в драке , якобы побил Тарарыкина.

Такая новость быстро облетела гимназию и Сережа стал почти «героем», но… с почестями, на мальчика свалились и «обязанности», как то защита от других драчунов.

Увы… Сережа действительно возомнил из себя силача и даже решил вернуть свой рубль, но Тарарыкин больше подаваться не стал… Да и дядя , поняв, что автором прочитанных стихов, являлся не племянник, а Пушкин, не только наказал мальчика, но и потребовал вернуть рубль.

mKAiQoogAM0pe6ctwgYTF5vFu0NIn2Fm.png

Собственно это краткий пересказ рассказа, касаемо плана к нему, то можно предложить такой:

  • Сережа часто не правильно пишет свою фамилию
  • первые стихи мальчика, которые «написала бы не хуже и извозчичья лошадь «
  • Обман дяди, выдав стихотворение Пушкина, за свое
  • Размен рубля;
  • встреча с Тарарыкиным и договоренность с ним о сделке
  • драка во дворе гимназии
  • Сережа Морщинкин — псевдо герой гимназии
  • Попытка Сережи отобрать у Тарарыкина рубль
  • Обман со стихами Пушкина раскрыт и дядя требует вернуть деньги.

.

Этот рассказ Аверченко посвящает наивному мнению детей, что в жизни многое можно добиться обманом. Автор показывает не только варианты обмана, но и последствия, которые могут произойти с самими обманщиками. Конечно в рассказе не сказано о моральной стороне, но нужно подразумевать, что обман может сыграть очень плохую роль в вопросе дальнейшего взаимоотношения между людьми.

Прочитав все ситуации рассказа «Сережкин рубль», можно сделать вывод, что заработанное нечестным путем, пользы не приносит и любой обман рано или поздно все равно раскрывается.

Отзыв о рассказе Драгунского «Живой уголок» можно составить, например, так:

Рассказ показался мне очень интересным. Когда я читал его, я тоже думал, какое животное можно принести в живой уголок. Денис хотел, чтобы в живом уголке жили большие животные, а я принес бы декоративного кролика. Денис любит животных, я тоже их очень люблю. Мне было интересно читать о том, что друзья решили принести мышек, но я немного огорчился, когда мальчики так и не смогли их купить. Приобрести рыбок тоже не получилось. Дениска остался без животного. Я надеюсь, что потом он кого-то нашел и принес в школу. Очень хороший и добрый рассказ. Я с удовольствием порекомендую его своим друзьям.

Можно полностью заполнить читательский дневник по примеру, приведенному в другом вопросе на сайте.

Казанская школа № 142

УРОК ЧТЕНИЯ

в 5 классе

ТЕМА:  А.Платонов. «Июльская гроза».

 Провела:

учитель I квалификационной категории

Телегина С.А.

2017 год.

Дата проведения: 18 октября 2017 года.

Класс: 5а

Тема: А.Платонов  «Июльская гроза».

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия художественного произведения.
  2. Формирования умения к проживанию вместе с автором произведения и его героями различных состояний, действий.
  3. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи: Обучающие:   развитие интереса к творчеству А.Платонова; осознанно, правильно, выразительно читать вслух; развитие умения работы с текстом (выборочное чтение); составлять устное описание иллюстраций.

Развивающие: развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли, пополнять словарный запас; развивать интерес к  чтению, любознательность; развитие внимания, воображения, памяти, логического и образного мышления.

Коррекционные:  эмоционально-волевая сфера.

Воспитательные:  воспитание чувства товарищества: учить оказывать помощь, не быть равнодушным к проблемам своих близких, воспитание веры в свои силы; воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе; воспитывать уважение к хлебу.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-размышление

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, выставка книг А.Платонова, портрет писателя, иллюстрации, колосья ржи, презентация, тест.

УРОК ЧТЕНИЯ в 5 классе

ТЕМА:  А.Платонов «Июльская гроза».

Этапы

Средства и приёмы учителя

Оргмомент

— Ребята! Поприветствуйте гостей.

— Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, которые вместе с нами совершат путешествие в мир литературы.

Эмоциональная подготовка к восприятию произведения.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья,

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Приятного нам урока!

— Итак, мы начинаем.

— Я желаю вам новых открытий.

Проверка домашнего задания

— Какое домашнее задание у вас было? (выучить стихотворение  И.Сурикова «Ярко солнце светит»).

Проверка дзадания.

Объявление темы урока

— Мы с вами продолжаем изучать большой раздел в учебнике по чтению, который называется «Картины родной природы».

— Вспомним, какие произведения о летней природе мы прочитали? («Июнь», стихотворение «Ярко солнце светит».)

Представление автора.

— Какое время года изображено на картине? (лето)

— Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое называется «Июльская гроза».

— Но прежде мы пополним наши знания о биографии и творчестве писателя А.Платонова.

Андре́й Плато́нов (настоящее имя Андрей Платонович Климе́нтов), родился в 1899 году в городе  Воронеж, умер в 1951 году в городе Москве) — русский советский писатель.

Воспитывался в многодетной семье. У его мамы было 11 детей, Андрей был самым старшим. Помогал маме воспитывать и кормить всех братьев и сестер. Он выучится на инженера. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. На фронте был очень скромным. Участвовал в боях вместе с солдатами. Одной из ярких отличительных черт платоновского творчества является его оригинальный, непохожий ни на кого простой  русский язык.  

Парад

книг.

– Обратите внимание на выставку книг А.Платонова.

— Эти книги станут нашими добрыми и умными друзьями.   Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

Чтение 1 части учителем

— Послушайте 1 часть рассказа «Июльская гроза».

Словарная работа

— Ребята! Вам в 1 части встретились непонятные слова?

— Давайте прочитаем их.

Застило

Наискось

По обочине

Туча истратится

Зажмурил

Рожь полегла

— Какие слова вам были непонятны?

Вопросы по содержанию

1 части текста.

Выборочное чтение.

— Где происходит действие рассказа?  (в поле)

— Назовите главных героев рассказа. (Наташа и Антошка)

— Кем они приходились друг другу? (сестра и брат)

— Откуда и куда шли дети? (от бабушки домой — к маме и папе)

— Какое природное явление описывается в рассказе? (гроза)

— Как автор описывает начало грозы? (Дальняя молния в злобе разделила весь мир пополам, и оттуда, с другой стороны, шёл пыльный вихрь под тяжкой и медленной тучей; там раздался удар грома, сначала глухой и нестрашный, потом звук его раскатился и, повторившись, дошёл до Наташи так близко. Что она почувствовала боль в сердце.)

— Чего больше всего хотелось Наташе? (Наташа спешила изо всех сил, ей хотелось лишь бы только донести Антошку домой, чтобы их не застала буря и гроза в чистом поле.)

— Как вёл себя Антошка? Что его интересовало и чего он боялся? (Антошка молчал; он боялся того, что с ним будет теперь, но его  интересовала туча и молния, и он хотел, чтобы случилось что-нибудь страшное. А он бы посмотрел, но только не умер.)

Почему Наташа не побежала к дороге по ржи? Каким словом назвал автор рожь? Почему? (Наташа вошла в рожь, чтобы спрятаться с Антошкой. Она хотела быстро наискось пробежать по ржи к дороге и по той дороге уйти от тучи домой к отцу и матери, но затем передумала, потому что боялась помять хлеб, и пошла по обочине ржи.)

Почему дети, несмотря на опасность, не пошли через хлебное поле?

— О каком отношении к хлебу говорит их поступок?

Работа с пословицами

— Прочитайте пословицы:

* Хлеб-кормилец.

* Хлеб ногами топтать – народу голодать.

* Смелость города  берёт.

* Друг познаётся в беде.

—  Какие из пословиц подходят к 1-й части рассказа? Докажите свой ответ.

Физминутка

Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись,  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, 2, 3!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись.

Чтение  2 части теста учащимися

 Сейчас мы с вами  возвращаемся к рассказу и начинаем читать  2 часть.

Хорошо читающие ученики. Чтение по цепочке.

Словарная работа

-Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.

Пригнетал

Вихрь

Град

Прилегла

В старой пахоте

Жмурясь

Вопросы по содержанию

2 части текста.

Выборочное чтение.

— Прочитайте о состоянии природы во время дождя. (Вихрь настиг детей и ударил в них песком, землёй, листьями, стеблями травы и деревенским сором.) (Вместе с вихрем, сквозь его горячую пыль, пошёл град и стал бить в хлеб, в землю и в Наташу с Антошкой.) (Град переменился на крупный, прохладный дождь.)

— Какими стали небо, тучи? (Он увидел чёрное, близкое, бегущее  небо, а ниже его неподвижно висели серые облака, пустившие из себя длинные волосы ливня..)

— В чём проявилась забота Наташи о брате? Подтвердите словами текста. (Тогда она сейчас же укрыла Антошку собою, прилегла на него сверху и спрятала его голову в своих объятиях, тесно прижав брата к своему телу.)

(Град бил по Наташе, по её голове и по спине, но она молчала, зная, что Антошке теперь не больно и хорошо – он даже шевелился под ней немного, рассматривая землю около ржаных корней в старой пахоте.)

(-Лежи, а то тебя громом убьёт, — ответила Наташа.)

(Наташа села и взяла на колени брата, укрыв его голову от ветра и дождя.)

— Как закончилась гроза? (Вдруг дождь перестал идти. Ветер упал, стало тихо повсюду. Но тяжёлая рожь больше не поднялась.)

Работа по иллюстрации

Рассмотрите иллюстрацию.

— Какой эпизод рассказа здесь изображён?

Беседа по иллюстрациям

— Что изображено на этих иллюстрациях?

— Какой транспорт вы видите?

— Как называется человек, который собирает хлеб?

— Как думаете, ответственная эта работа или нет?

— Как люди должны относиться к хлебу, зная о тяжести труда хлебороба?

Рассматривание колосьев ржи

Рожь — род травянистых, в основном однолетних, растений семейства Злаки, ведущая зерновая культура во многих странах.

Получаемая из зёрен ржи мука используется при выпекании хлеба,изготовлении макаронных и кондитерских изделий. Рожь также используется как кормовая культура.

Конкурсное чтение

Выразительное чтение отрывка:

— Пусти меня, я выглянуть хочу.

— Лежи, а то тебя громом убьёт, — ответила Наташа.

— Нет, он мимо, — сказал Антошка и вывернулся из-за сестры.

— Кому удалось прочитать  отрывок более выразительно?

Подведение итогов.

Итог урока.

Обобщение.

Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, что мы делали, что нового узнали.

Посмотрите на экран. Выберите одно предложение и закончите его своими словами.

Оцените нашу работу на уроке.

  • Сегодня я….
  • Мне было  интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я научился (научилась)…
  • У меня получилось…
  • Я смог (смогла)…
  • Мне захотелось…
  • Мне не понравилось…

Оценки.

Д/з.

Урок окончен. Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

Домашнее задание – пересказывать 1 и 2 части текста. Оценки за урок следующие…

Дополнительно

Тест:

  1. Выберите рассказ, который написал А.Платонов:

А) «Серая Шейка»

Б) «Июльская  гроза»

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    2. О чём писал А.Платонов?

          А) о машинах

          Б) о взаимосвязи человека и природы

          В) о животных

    3.Найди отрывок из рассказа А.Платонова «Июльская гроза»:

А) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом.

Б) Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет проводить в спячке полгода. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт.

В) Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся ногами на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу.

Дополнительно

Пересказ текста по опорным словам

Гром

Глухой

Нестрашный

Звук раскатился

Молния

Дальняя

Злобная

Разделила весь мир пополам

Туча

Страшная

Тяжкая

Медленная

Ветер

Пыльный вихрь

Буря

Дождь

Крупный

Прохладный

Град

Бил в хлеб

Бил по Наташе

Тест:

1.        Выберите рассказ, который написал А.Платонов:

А) «Серая Шейка».

Б) «Июльская  гроза».

В) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

2. О чём писал А.Платонов?

А) о машинах;

Б) о взаимосвязи человека и природы;

В) о животных;

3. Найди отрывок из рассказа А.Платонова «Июльская гроза»:

А) Река, на которой осталась Серая Шейка, весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом.

Б) Пусть медведь полжизни спит. Отныне он будет проводить в спячке полгода. И кормить его не надо, пусть лапу сосёт.

В) Наташа села и взяла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и дождя. Антошка приподнялся ногами на коленях Наташи и посмотрел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от колосьев и водяных капель, бьющих его по лицу.

Гром

Глухой

Нестрашный

Звук раскатился

Молния

Дальняя

Злобная

Разделила весь мир пополам

Туча

Страшная

Тяжкая

Медленная

Ветер

Пыльный вихрь

Буря

Дождь

Крупный

Прохладный

Град

Бил в хлеб

Бил по Наташе

20.10.2016

оксана

На уроке использованы приемы работы по созданию ситуации успеха, работа в паре, в группе, дифференцированный подход к обучающимся.

Оценить




1640

Содержимое разработки

Гаврилина Оксана Владимировна учитель КГКОУ ШИ №13 Хабаровского каря

Чтение 5 класс.

А.Платонов «Июльская гроза» 2-я часть

Цель: Продолжать знакомить учащихся с содержанием рассказа А.Платонова «Июльская гроза».

Задачи:

продолжать развивать умение определять главную мысль в тексте; отрабатывать навык правильного, осознанного чтения.

развивать память в процессе пересказа содержания прочитанного.

формировать мотивацию к чтению.

Ход урока.

Организационный момент.

Введение в тему урока

Как называется раздел, с которым мы сейчас работаем? (на доске читает Н.)

— О каком времени года мы читали произведения на прошлых уроках?

— Назовите произведения о летней природе, прочитанные на предыдущих уроках.

— Сегодня на уроке мы поработаем все вместе, будем работать в парах и подгруппах.

Проверка домашнего задания:

Минутка любознательных.(приложение)

— Пока мы проверяем домашнее задание 2 и 3 группы, 1 группа самостоятельно прочитает тексты, которые им даны, ответит на вопросы по содержанию прочитанного и кратко перескажет свой текст соседу по парте.

— Что было задано на дом 3 подгруппе? (проверка)

— С каким произведением работала вторая подгруппа? (выборочное чтение и пересказ)

— Какое домашнее задание было у первой подгруппы? (озаглавить первую часть и передать содержание)

Расскажите, как автор описывает начало грозы.

Почему Наташа не побежала к дороге по ржи?

Что мы можем сказать о Наташе по этому её поступку?

Чего больше всего хотелось Наташе?

Что она для этого делала?

Как вёл себя Антошка?

Почему Антошка, несмотря на страх, проявлял любопытство?

Как бы вы озаглавили эту часть?

Мотивация. (Релаксационная пауза)

— Сядьте удобно, плечики расправьте, можно лечь на парту и послушайте красивую музыку. Звучит Вивальди «Лето. Гроза».

— Какую картину вы представили, слушая данное произведение?

— Данное музыкальное произведение называется «Лето.Гроза».

Удалось ли композитору передать наступление грозы?

Какими музыкальными средствами он это сделал?

— Сегодня мы будем работать со второй частью произведения Андрея Платонова «Июльская гроза».

Работа по теме урока:

1) Рассматривание репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» слайд

Как автор передал напряженное ожидание грозы?

Какими красками?

Обратите внимание на лица детей. Опишите их.

Внимательно рассмотрите, что изображено на заднем плане картины.

Почему автор так тщательно прописал поле и перелесок?

Могли ли дети там спрятаться?

2)Чтение учителем 2-й части рассказа А.Платонова «Июльская гроза», стр.56-58 слайды

— Чтобы вы могли представить картину дальнейших событий более ярко, я буду читать под сопровождение музыки.(Звуки грозы, дождя – «Классика для малышей. Звуки природы»)

3) Вопросы на восприятие(сопровождаются слайдами с ответами по тексту после ответов детей):

Что случилось в начале второй части?

Куда спряталась Наташа с Антошкой, когда их настиг вихрь?

Какие осадки принёс вихрь?

Что сделала Наташа, когда пошёл град?

Как это характеризует девочку?

Найдите и прочитайте хором последнее предложение второй части. (Но тяжелая рожь больше не поднялась).

Что этим хотел сказать автор? Как вы думаете, понимали ли это дети?

4) Работа по группам.

1 группа самостоятельное чтение.

3 группа индивидуально КРУ «Составь рассказ по серии картинок»

2 группа чтение учителем сказки « Старик и два медвежонка», вопросы по содержанию

5) Вторичное чтение

1 группа «круглый стол» читают по цепочке — работа помощника и эксперта, выполнить коллективно задание 4.

2 группа самостоятельное «жужжащее» чтение

3 группа работа с учителем индивидуально «сопряженное» чтение

6) Взаимное оценивание и проверка работы 1 группы

6. Работа с пословицами: слайд

-Какая из пословиц подходит ко 2-й части рассказа? Докажите свой ответ

Хлеб ногами топтать — народу голодать.

Смелость города берёт.

Друг познается в беде.

7.Итоги урока. Рефлексия.Оценивание.

— Что больше всего запомнилось сегодня на уроке?

— Подумайте, проанализируйте свою работу на уроке.

— Какой вы для себя сделали вывод?

8.Домашнее задание:

1 группа с 56-58 задание 4

2 группа с.55-56 Пересказ

3 группа с.85-86 пересказ

Приложение

Тексты для самостоятельного чтения 1 группы (по уровню сложности)

Друг

Был у Светланы зайчик. Не живой, не настоящий, но очень красивый. Сам серый, ушки в середине розовые. Хвостик белый, пушистый, похож на снежинку.

Своего зайчика Светлана любила. Кормила его супом, спать с собой клала и другим детям давала поиграть.

Но вот износился зайчик. Сначала хвостик у него оторвался, потом ушко. А шёрстка сбилась и вытерлась.

Увидал зайчика Юра и говорит:

— Какой некрасивый заяц!

Подошла Галя и спрашивает:

— Зачем тебе такой старый, такой бесхвостый?

Витя советует:

— Выкинь его!

А Наташа, старшая сестра Светы, взяла иголку с ниткой и пришила заячий хвостик, потом ухо. Почистила его и сказала:

— Кто старых друзей в беде бросает, тот и новых не заведёт.

Вопросы и задания

1. Расскажи, какой зайчик был у Светланы. Опиши его.

2. Какая беда приключилась с зайчиком? Найди в тексте и прочитай эти предложения.

3. Как друзья Светланы отнеслись к её беде?

4. Что ты можешь сказать о Наташе, сестре Светланы?

5. Подумай, о чём этот рассказ? Прочитай слова, в которых заключена самая главная мысль рассказа.

6. Запомни эти слова. Могут ли они быть пословицей?

Лоси

Как-то вечером к нашему костру пришёл дед из ближайшей деревни и стал нам рассказывать о лосях охотничьи истории.

-Да какие они, лоси-то? — спросил кто-то из нас.

-Хорошенькие, — ответил дед.

-Ну какие же они хорошенькие! — сказал я. — Огромные, а ножки тонкие, голова носатая, рога — как лопаты. Скорее безобразные.

-Очень хорошенькие, — настаивал дед. — Раз вижу, лосиха плывёт с двумя лосятами. Хотел было бить её с ружья, да подумал: деться ей некуда, пусть выходит на берег. Ну вот она плывёт, а дети за ней не поспевают. Она идёт по грязи, а они тонут, отстали. Думаю, покажусь ей: что, убежит она или… не кинет детей?

-Ты же убить её хотел?

— Вот вспомнил! — удивился дед. — Я в то время всё забыл, только думаю убежит она от детей или то же и у них, как у нас? Ну как вы думаете?

-Думаю, — сказал я, — она отбежит к лесу и будет наблюдать.

-Нет, — перебил меня дед. Оказалось — у них, как и у нас. Мать так яро на меня посмотрела. И что же вы думаете? Что они делать стали? Играть! Чисто дети! Наигрались и она их повела…

— И ты их не тронул?

— Так вот и забыл, как мне руки связали. Такие они хорошенькие…

Вопросы и задания

1. Почему дед не выстрелил?

2. Почему для деда лоси были хорошенькие?

Как ты понимаешь предложение: Мать так яро на меня посмотрела.

Природа Алтая

Я всегда любил природу Алтайского края. Вот и этим летом решил отправиться в Белокуриху – небольшой курорт в предгорьях Алтая, знаменитый целебной водой. Когда-то я уже бывал в этих краях. Как сейчас помню недостроенную плотину на горной речушке Безымянке, в трёх километрах от Белокурихи. Я жил в низкой избе, прижатой горами к самой речушке. Безымянка лила прозрачные водопады, бормотала в камнях, должно быть, сердилась на тесноту. И над ней низко, как заботливые няньки, нависали кусты – ежевика, дикая малина и облепиха, – так что не прорвёшься к воде.

Вопросы и задания

О каком курорте идет речь?

Чем знаменит этот курорт?

Как называется горная речка? Почему её так назвали?

Какие кустарники растут у речки?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/221790-urok-chtenija-5-klass-8-vida-aplatonov-ijulsk

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Основные учебные цели:

  • Формирование личностного отношения к
    прочитанному.
  • Осмысление литературы как словесного вида
    искусства на материале произведений,
    учитывающих интересы учащихся данной возрастной
    группы.

Цели урока:

  • Проанализировать рассказ А.Платонова «Гроза».
  • Раскрыть:
    • тему изображения мира и мира детей в рассказе,
    • умение детей заботиться о младших,
    • любовь к родной земле, Родине, хлебу.
  • Понять внутреннее состояние героев и их
    поведение в минуты опасности
  • природного явления – грозы.
  • Смысл названия рассказа.
  • Теория литературы: завязка, кульминация,
    развязка

Оборудование урока:

1. Портрет А.Платонова.
2. Выставка книг А.Платонова.
3. Репродукции картина тему «Лето. Гроза. Рожь»

Эпиграф урока.

1. «Наташа понюхала воздух: пахло соломой,
молоком, горячей землею, отцом и матерью» (Рассказ
А.Платонова «Июльская гроза»
)

2. «Нет! Человеку никак нельзя жить без родины,
как нельзя жить без сердца» (К.Паустовский)

ХОД УРОКА

У. Определим ключевые слова рассказа
А.Платонова «Июльская гроза».

Запишем их на доске:

У. Наша задача: понять, как на
протяжении рассказа они меняются.

У. Проверка домашнего задания:
подобрать эпитеты к ключевым словам рассказа.

Теория литературы. Вспомним, что такое эпитет?

Ответ учащихся:

  • Эпитет – это определения. Они помогают
    «расшифровывать» существительные, поясняют их.
  • Художественное определение предмета или
    явления, помогающее живо представлять себе
    предмет, почувствовать отношение к нему.
  • Образное определение предмета, выраженное
    преимущественно прилагательными.

(«Словарь литературоведческих терминов» Л.,
«Наука», 1979)

Ответ учащихся:

Эпитеты к слову ГРОЗА. (Гроза – гром и молния с
дождем и градом).
Грозная, гулкая, жуткая, зловещая, крушительная,
небывалая, оглушительная, освежающая, свирепая,
сильная, чудовищная, яростная.

Ответ учащихся:

Эпитеты к слову МОЛНИЯ. (Молния – электрический
разряд.)
Эпитеты: быстролётная, далекая, длинная,
зигзагообразная, изогнутая, короткая, косая,
ломаная, летучая.

Ответ учащихся:

Эпитеты к слову ГРОМ. (Гром – грохот, гул,
сопровождающий молнию).
Буйный, грозный, грохочущий, далекий, дальний,
зловещий, могучий, оглушительный, страшный,
трескучий, ужасный, ярый.

Ответ учащихся:

РОЖЬ – (о высоте, густоте, цвете посевов, о
степени зрелости)
Богатая, волнистая, высокая, густая, золотая,
зрелая, колосистая, молодая, наливная, налитая,
недозрелая, низкая, отборная, переспелая,
плотная, сплошная, тяжелая, сыпучая, озимая,
морозоустойчивая, посевная, скороспелая, яровая.

(Из: К.С.Горбачевич, Е.П.Хабло «Словарь эпитетов
русского языка» Л.,»Наука», 1979 «Словарь
синонимов» (справочное пособие) Л., «Наука», 1975)

У.: Мы записали цитаты из текста, чтобы
проследить развитие действия в динамике,

Следует сопоставить:

  • Природное явление – грозу.
  • Состояние поля ржи.
  • Поведение детей.

– до грозы,
– во время грозы,
– после грозы.

Мы должны ответить на вопросы:

  • Что (гроза, рожь)
  • Кто (дети)

Как они изменяются в рассказе?

ГРОЗА

РОЖЬ

ДЕТИ

до грозы
во время грозы
после грозы

ТАБЛИЦА

(заполняется на уроке)

Учащиеся работают с текстом рассказа, находят
цитаты, учитель записывает их в таблицу.

 

ДО ГРОЗЫ

ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ

ПОСЛЕ ГРОЗЫ

  июль град еле-еле капал
жара ветер стало смирно
сушь ночь вспыхивали зарницы
безмолвие ливень  
дальняя молния молния  
пыльный вихрь дождь лил  
удар грома пригнулась и полегла (от бури) не поднялась
РОЖЬ высокая рожь ветер пригнул рожь низко молчаливая
медленно шумела град бил в хлеб полегшая
грустный шум полегла склоненные колосья
росла тихо    
ДЕТИ шли спрятались перестали бояться
бежали мимо ржи град бил по спине «Я не боюсь грозы.
  укрыла руками, прижала к себе брата Я люблю грозу»
  схватила руками  
  продрогли  

У.: Какую характеристику дает автор
Наташе? (Из текста)

Ответ учащихся:

1. Серые, чуткие, задумчивые глаза, внимательно
открытый, домашний детский рот, полные щеки и
светлые волосы, обгоревшие на солнце и
иссушенные полевым ветром.
«Хорошая будет крестьянка!»

2. Бабушка заметила, что Наташа, чем больше
подрастает, тем делается лучше и задумчивей с
лица и все более походит на нёё, когда бабушка
была девушкой.

У.: Как Наташа относилась к брату?

Ответ учащихся:

Любила и жалела его,
спасала его,
относилась к нему, как мама,
защищала его во время грозы,
относилась к нему по-взрослому.

У.: В рассказе Платонова мы видим, как
растет хлеб. Хлеб – это не только подарок дождя и
солнца, а дорогой плод труда человека.

«Наташа вздохнула с утешением, вон уже видна
мельница, где мелют зерно, это, наверное, дедушка
привез мешок; он знает, что придут внучка с внуком
и надо испечь блины из новой муки; старая мука
ведь уже вся вышла у них, и из нее плохо всходит
тесто, а блины получаются не такие праховые и
ноздреватые, как из свежего помола».

Уважение, почтение к хлебу пришло к нам от
многих поколений дедов и прадедов. Мы видим, как в
рассказе 9-летняя Наташа относится к полю ржи.
«Наташа пошла по обочине ржи, потому что боялась
помять хлеб».

У.: Хлеб – чудо земли. «Антошка смотрел
на склоненные колосья и понимал, что это растет
ХЛЕБ, первое добро
жизни, чем
держатся люди».

У.: Проверка домашнего задания.
Подобрать пословицы о хлебе.

Ответ учащихся:

  • Хлеб хлебу брат.
  • Хлебушко – калачу дедушка.
  • Худ обед, когда хлеба нет.
  • Хлеб да вода – мужицкая еда.
  • Хлеба ни куска, так в горнице тоска.

У.: В этом рассказе Платонова мы видим,
как понятия: родные места, родимая сторона,
родной народ
сливаются в одно простое, ёмкое
слово – РОДИНА.

Проверка домашнего задания. Подобрать
пословицы о родной стороне, Родине.

Ответ учащихся:

  • Родная сторона – золотая колыбель (татарская).
  • Человек без родины своей, что без песни соловей
    (татарская).
  • Вырастишь рожь – хлеб пожуёшь (татарская).

У.: Прочитайте эпиграфы к уроку.
Подумайте, почему мы взяли слова К.Паустовского о
родине?

У.: Родина для А.Платонова не была
понятием смутным и отвлеченным.

Он писал в 1921 году:

«Сердце может быть пораженным похилившейся
избенкой на краю деревни, и ты не забудешь, не
разлюбишь её никогда, каким бы мудрым и
бессмертным ни стал, куда бы ни ушел. Всё мне
дорого, ничего нельзя забыть и оставить: и каждой
рытвине, каждому столбу и далекому человеку,
пропадающему на дороге, я говорю: «Я восхищаюсь».

У.: О рассказе А.Платонова «Июльская
гроза» К.Паустовский писал:

«…ничего более ясного, классического и
побеждающего своей прелестью я, пожалуй, не знаю
в современной нашей литературе».

  • План по рассказу филиппок 2 класс литературное чтение
  • План рассказа в обучении детей монологической речи начинается использоваться с
  • План рассказа земляника под снегом
  • План по рассказу стрижонок скрип план
  • План рассказа в москве на трубной площади чехов