Пивоварова И., «Как провожают пароходы»
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Как провожают пароходы» и их характеристика
- Люся Синицына. Добрая девочка с красивым голосом.
- Люся Косицына. Важная, хвастливая, обманщица, выпендрежница.
- Коля. Друг Люси. Добрый мальчик.
- Павлик Иванов. Одноклассник ребят. Болтун и трепло.
План пересказа рассказа «Как провожают пароходы»
- Вдвоем на дереве
- Мечты и песни
- Павлик Иванов
- Хвастовство Люськи
- Голос с неба
- Новое хвастовство Люськи
- Приступ зависти
- Обида Коли
- Песня
Кратчайшее содержание рассказа «Как провожают пароходы» для читательского дневника в 6 предложений
- Люся и Коля сидели на дереве, и Люся стала петь песню.
- Павлик не мог понять, откуда поет Люся, а другая Люся стала хвастать, что это она учила петь подругу.
- Люся с дерева одернула Люсю под деревом, и та призналась в обмане.
- Но тут же стала хвастать туфлями, арбузом, билетом на спектакль.
- Люся с дерева погрустнела, и Коля обиделся на нее.
- Но девочка догнала Колю и стала снова петь любимую песню.
Главная мысль рассказа «Как провожают пароходы»
Есть вещи гораздо более важные, чем материальный достаток.
Чему учит рассказ «Как провожают пароходы»
Рассказ учит ценить искренность и настоящие чувства, учит жалеть тех, кто живет только мыслями о деньгах, учит дружбе. Учит не хвастать и не обманывать, учит не завидовать чужому.
Отзыв на рассказ «Как провожают пароходы»
Мне понравился этот рассказ и больше всего девочка Люся. Ей стало обидно, что у ее подруги все есть, но она справилась со своими чувствами. Потому что понимала, что завидовать стыдно, а у нее есть другое, чего нет у подруги — искренность и настоящий друг.
Пословицы к рассказу «Как провожают пароходы»
Злой плачет от зависти, добрый от радости.
Друга на деньги не купишь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Доброе братство лучше богатства.
Хвастовства полный мешок, а в мешке пусто.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Как провожают пароходы»
Люська с Колей сидели на дереве, ели хлеб с вареньем, и радовались. Коля говорил, что когда вырастет обязательно станет летчиком, а Люся спросила, кем стать ей. Коля сказал, что девочке надо стать артисткой, потому что она очень хорошо поет.
Эти слова обрадовали Люсю, и она по просьбе Коли стала петь «Как провожают пароходы».
Вдруг под деревом появился Павлик Иванов, который слышал пение, но не понял откуда. Он искал Люсю.
Дети на дереве притихли, им не хотелось чтобы Иванов их нашел. А Иванов стал кричать, что Люська в подвале сидит.
Из подъезда вышла Люська Косицына и спросила, с какого перепуга она сидит в подвале. Но Иванов объяснил, что ищет Синицыну, которая где-то поет.
Люська Косицына стала говорить, что у Синицыной нет голоса, и что это она научила ее петь все песни, в том числе и «Как провожают пароходы».
Люська на дереве не выдержала и сказала, что стыдно врать. Косицына не поняла откуда раздался голос, и призналась, что соврала. Но зато ей привезли огромный арбуз, купили новые туфли, и она идет на «Доктора Айболита».
После этого Люська и Павлик ушли. А Коля и Синицына слезли с дерева.
Люся чувствовала себя плохо. Она не могла пойти на Айболита, у нее были старые стоптанные сандалии, и у нее не было арбуза.
Коля пытался отвлечь Люсю, но потом отвернулся и пошел домой.
Люся несколько минут смотрела ему в спину, а потом бросилась догонять мальчика. Она кричала, что она не такая, что ей не важны арбуз и туфли. Коля остановился и попросил допеть песню.
И Люся снова стала петь «Как провожают пароходы».
А в своем окне стояла Косицына и жевала грушу.
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Учитель : Зверева А. Н.
Класс: 4 «Б»
Тема: Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы».
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с биографией писательницы, с рассказом И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»; воспитывать интерес к чтению, умение слушать и понимать друг друга; помочь на материале рассказа поразмышлять над вопросом: что такое красота.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся анализировать текст, находить в нем ответы на вопросы, определять, как воздействует красота на героев произведения, читать по ролям; получат возможность научиться понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: — понимать учебную задачу и стремиться её выполнить, осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы.
Познавательные: — строить речевое высказывание в устной форме, читать текст, определяя основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные: — взаимодействовать в паре, адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника.
Предметные: — смогут поупражняться в чтении отрывка в лицах, получат возможность научиться отличать ценности материальные от духовных.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Сегодня мы начинаем работу со второй частью учебника. Вспомните правила обращения с книгой. (Дети называют правила)
П. Подготовка к восприятию.
— Рассмотрите учебник. Обратите внимание на условные обозначения, содержание.
Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали? Какие главы или названия произведений вас заинтересовали? Почему?
П.1. Работа со статьей «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота» на с. 6-7.
На доске высказывания о красоте:
«Красота — это нечто более незыблемое и не зависящее от вкусов и суждений» (Лабрюйер Ж.)
«Чтобы создать красоту, надо самому быть чистым душой» (М. Глинка).
«Мир спасет красота!» (Федор Достоевский).
«Красота — это вечность, длящаяся мгновение» (Альбер Камю)
«Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки» (Френсис Бэкон).
П.2. Обсуждение прочитанного.
— Чья точка зрения вам ближе: Миши или Евдокии Васильевны?
- Освоение нового материала.
1. Знакомство с биографией И. М. Пивоваровой (презентация)
2. Чтение названия рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы».
Создание проблемной ситуации: можно ли по названию определить о чём пойдёт речь? Какое отношение имеют пароходы к красоте? (работа в паре)
3. Первичное восприятие и усвоение прочитанного.
— чтение и слежение по тексту с. 7-8 до слов «И вдруг я услышала…»
— Какое настроение у ребят? Внимательно ли Коля слушал Люську? Как в думаете, о чем он думал?
— чтение в лицах с. 8-10 до слов «И она ушла…»
— Почему Люська говорила громким голосом? Почему она сменила тему разговора? Зачем она продолжала говорить всё так же громко?
— чтение и слежение по тексту с. 10-11 до слов «Он повернулся и пошёл».
— перечитать описание природы в начале текста и этом отрывке. Что-то изменилось? Зачем автор использует повторное описание?
— перечить только слова Коли и Люськи на с.11. Что изменилось? Как события могут развиваться дальше? (работа в паре). Дети высказывают свои предположения.
4. Динамическая пауза. Прослушивание аудиозаписи «Как провожают пароходы».(Дети производят волнообразные движения руками).
5. Проверка качества усвоения темы. Осознание детьми нематериальных ценностей.
— Какое впечатление пение Люси Синицыной производит на ее друзей и знакомых: на Колю, на Люсю Косицыну, на Павлика Иванова? Не забывай подтверждать свое мнение строчками из текста. Примерные ответы учащихся:
— Коле Лыкову нравится пение Люси, он говорит: «Ты поешь здорово… Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела :„Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил». Коля очень внимательно слушает пение : «У Коли было задумчивое и серьезное лицо.» Мальчик советует Люсе стать артисткой и несколько раз просит ее допеть песню до конца.
— Павлика Иванова пение Люси Синицыной оставляет равнодушным, он , не дослушав песню до конца, перебивает Люсю, выкрикивая: «Эй, Люська, ты где?»
— У Люси Косицыной талант подруги вызывает досаду. Девочка говорит Павлику: «…разве она умеет петь? Пищит, как цыпленок. Слушать противно!»; «И, вообще, у нее слуха нет. Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я ее научила петь „Как провожают пароходы». Становится понятно, что Косицына завидует таланту подруги. Чтобы вызвать ответную зависть у Люси Синицыной; она рассказывает о большом количестве доступных ей «богатств»: арбузе, грушах, новых туфлях с дырочками, походе на балет «Доктор Айболит».)
6. Чтение мнения Кости на с. 12.
«Здесь замкнутый круг получается, — сказал Костя. — У Люси Синицыной настроение портится из-за Люси Косицыной. А у Коли настроение портится из-за Люси Синицыной». Вы согласны с Костей? Из-за чего же портится настроение у Люси Синицыной? А у Коли? (Люся Косицына умело вызывает зависть у подруги Люси Синициной, испортив ей настроение. Это понятно из слов Люси Синицыной в адрес Люси Косицыной: «Она пошла смотреть „Доктора Айболита «. А я так давно мечтала о „Докторе Айболите «! И туфли у нее новые… И ей привезли арбуз. Все-таки несправедливо. Почему все ей? И груши». У Коли Лыкова настроение портится, когда он понимает, что Люся Синицына не собирается допеть песню. Он не разделяет чувство зависти, охватившее его подругу. Коля пытается вернуть Люсю Синицыну к самому важному для них обоих, к песне. («Люсь, — сказал Коля, — ты ведь не кончила. Спой дальше, а!»; «Люсь, ну спой, пожалуйста»; «Ты будешь петь дальше?»).)
7. с.13 чтение и обсуждение мнения ребят.
— «Синицына какая-то зависимая от всех, — сказал Миша и в упор посмотрел на Таню Перову. -И Павлика она боится, и Косицыной она завидует, и с Колей поссориться не хочет… Размазня какая-то — никакого стержня нет… Вот Коля — это другое дело. Надежный парень!»
— А вы согласны с Мишиной оценкой Люси Синицыной? Знакомы ли вам чувства, которые испытывала Люся? Нравится Коля? (Многие люди испытывают чувство зависти, но не все, как Люся Синицына, способны с ним справиться. Она поняла свое состояние, ей становится стыдно перед Колей. («Ты не думай!.. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь — туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз — ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…»)
— Коля — человек, который умеет восхищаться чужим талантом, и при этом не завидовать. Ему неприятен поступок Люси, но он не осуждает ее, а просто уходит. Это и заставляет Люсю одуматься, увидеть себя со стороны.)
— Согласны ли вы, что Люся Синицына и Люся Косицына близкие подруги? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Конечно, девочки подруги, об этом говорит предложение: «В это время из подъезда вышла моя Люська».)
— Кто из девочек нарушил правила дружбы?
Вы сможете объяснить, почему этот рассказ помещен в главе «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота»? О какой красоте в нем идет речь? (В рассказе идет речь о красоте человеческого голоса, о красоте характера (Коля Лыков), о взаимоотношениях между людьми, именно поэтому рассказ помещен в этой главе. Как мы убедились, красота на разных людей действует по-разному.)
— «Это рассказ о настоящем и ненастоящем богатстве? — спросила Таня Перова». Как вы ответите Тане? (В этом рассказе речь идет о том, что настоящее богатство — это не груши, и не арбуз и даже не новые туфли, а талант, способный приносить радость людям.)
8. Инсценирование последней части текста. (подготовлено детьми заранее) от слов «Она пошла смотреть «Доктора Айболита» … до слов «Она ела грушу.»
Работа в группах.
9. Разметьте этот отрывок для чтения по ролям и прочитайте его (работа в группах).
1У. Рефлексия. Составление синквейна (индивидуальная работа).
У. Домашнее задание. Прочитать в хрестоматии рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр», уч. стр. 6-13 (чтение по ролям).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Класс: 4
Тема урока: И.М. Пивоварова «Как провожают пароходы»
Тип урока: ОНЗ
Цель
урока:
проанализировать рассказ И.М. Пивоваровой «Как провожают пароходы»
Задачи
урока:
Дидактические: познакомить с биографией Ирины Пивоваровой; помочь в
осмыслении сюжета рассказа; проследить за мыслями, чувствами и поступками главных
героев.
Развивающие: развивать познавательную активность,
внимание, память, связную речь; расширять словарный запас
Воспитательные: воспитывать
гуманистические чувства: любовь и уважение к человеку, сострадание и
сопереживание, ответственность за свои поступки.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭТАПОВ УРОКА
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методы и |
Планирование |
Форма орг. Г-групповая) |
Дидактические интерактивное этапе |
Планируемые |
||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||||
1. Образовательные 1) |
||||||||||||||
— Здравствуйте, ребята. — Прочитайте высказывания известных людей на — Что значит это слово, вы знаете? — Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих |
Приветствуют учителя. Красота — всё красивое, |
Словесные |
Устный |
Ф |
Интерактивная |
Иметь |
П- строят речевое высказывание Р — нацеливание на К — сотрудничать с |
Выражать интерес к учению; понимать |
||||||
2. Образовательные задачи этапа урока: 1) |
||||||||||||||
— Какова — Какая — А как -Для — |
Анализируют: красота |
Словесные Наглядные |
Устный |
Ф |
Интерактивная |
Формировать |
П-умение Р-принимать и К-умение выражать |
Осознают свои возможности в учении; |
||||||
3. Образовательные задачи этапа урока: 1) |
||||||||||||||
— Ирина — Какие — |
Слушают биографию
Определяют: любовь к детям, к творчеству, |
Словесные, |
Устный |
Ф |
Интерактивная |
Имеют |
П — составляют Р – оценивают К -участвовать в |
На основе представлений формируют образ |
||||||
4. Первичное Образовательная задача этапа урока: |
||||||||||||||
— Беседа — Какое — «Здесь — «Синицына какая-то зависимая от всех, — сказал Миша и в упор посмотрел на — — Кто из — Вы — «Это |
Перечисляют: Люся |
Практические |
Самооценка |
Ф |
Интерактивная |
Умеют |
П— умение Р-умение К-оформление своих |
Проявляют целеустрёмлённость. |
||||||
5. Включение Образовательные |
||||||||||||||
— Работа |
Высказывают |
Практические – упражнение, |
Устные и письменные ответы. |
П |
Карточки |
Закрепляют |
П — умение ориентироваться в своей системе Р — умение определять свою деятельность К-оформление своих мыслей в письменной |
Проявляют сотрудничество. |
||||||
6. Рефлексия Образовательные 3) |
||||||||||||||
— С — Какие — Какие — Какие — |
Формулируют ответ:
Записывают домашнее задание.
Прощаются.
|
Словесные Наглядные- |
Самооценка |
Ф |
Презентация |
Умение соотносить цели и результат своей |
П — контроль Р-прогнозируют К-высказывают |
Адекватное |
||||||
Подпись
учителя:_______________________________
Оценка:________________________________
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема:И. ПИВОВАРОВА «КАК ПРОВОЖАЮТ ПАРОХОДЫ»
Цели деятельности учителя: познакомить с рассказом И. Пивоваровой «Как провожают пароходы»; воспитывать интерес к чтению, умение слушать и понимать друг друга; помочь на материале рассказа поразмышлять над вопросом: что такое красота.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся анализировать текст, находить в нем ответы на вопросы, определять, как воздействует красота на героев произведения, читать по ролям; получат возможность научиться понимать роль творческой биографии писателя в создании художественного произведения.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: осуществляют самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы. Познавательные: читают тексты; понимают фактическое содержание текста; выделяют основные части.
Коммуникативные: адекватно воспринимают содержание высказываний собеседника. Личностные: осознают значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Начинаем работу со второй частью учебника. Вспомните правила обращения с книгой: не пачкайте книгу, оберните ее, не загибайте листы, пользуйтесь закладкой. Берегите книги!
Хорошая книга — мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем
И наш разговор потихоньку ведем.
С тобою дорога моя далека —
В любую страну, в любые века.
Ты мне говоришь про движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить,
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу.
Н. Найдёнова
П. Подготовка к восприятию.
— Рассмотрите учебник. Обратите внимание на условные обозначения, содержание. Возникли ли у вас какие-то вопросы ко мне или к создателям учебника? Задайте эти вопросы.
Какие авторы вам уже знакомы? Вспомните, какие произведения этих авторов вы читали? Какие главы или названия произведений вас заинтересовали? Почему?
Работа со статьей «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота».
Слайд:
Высказывания о красоте:
«Красота везде весьма желанный гость» (Иоганн Гёте).
«В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). «Мир спасет красота!» (Федор Михайлович Достоевский). «Луч красоты в одно мгновенье ока / Сгоняет с сердца тучи» (Джон Ките). «Красота действует даже на тех, кто ее не замечает» (Жан Кокто).
«Красота поступка состоит прежде всего в том, что его совершают легко и как бы безо всякого напряжения» (Иммануил Кант).
«Красота обладает силой и даром вносить мир в сердца» (Мигель де Сервантес Сааведра).
«Красота заставляет сверкать добродетели и краснеть пороки» (Френсис Бэкон).
— Чья точка зрения вам ближе: Миши или Евдокии Васильевны? Прочитайте высказывания на слайде. Чье мнение они подтверждают?
III. Освоение нового материала.
Чтение рассказа Ирины Пивоваровой «Как провожают пароходы»
Беседа после чтения.
-рассказ называется «Как провожают пароходы»? (Рассказ называется так же, как песня, которую пела главная героиня рассказа Люся Синицына.)
— Какое впечатление пение Люси Синицыной производит на ее друзей и знакомых: на Колю, на Люсю Косицыну, на Павлика Иванова? Не забывай подтверждать свое мнение строчками из текста. (Коле Лыкову нравится пение Люси, это понятно из его слов, обращенных к ней: «Ты поешь здорово… Мне нравится. Вот ты вчера во дворе пела „Как провожают пароходы», а я сидел дома и слушал. Я даже радио выключил». Коля очень внимательно слушает пение подруги: «У Коли было задумчивое и серьезное лицо. Он смотрел вдаль. Может быть, он думал о том, как станет летчиком, когда вырастет». Мальчик советует Люсе стать артисткой и несколько раз просит ее допеть прерванную песню до конца. Павлика Иванова пение Люси Синицыной оставляет равнодушным, он без раздумий, не дослушав песню до конца, перебивает Люсю, выкрикивая: «Эй, Люська, ты где?» У Люси Косицыной музыкальный талант подруги вызывает зависть. Девочка говорит Павлику: «…разве она умеет петь? Пищит, как цыпленок. Слушать противно!»; «И, вообще, у нее слуха нет. Ты даже не представляешь, как я с ней измучилась, пока я ее научила петь „Как провожают пароходы». Из этих слов становится понятно, что Синицына поет хорошо, а Косицыной хочется быть причастной к таланту подруги. Она пытается вызвать ответную зависть у Люси Синицыной; подробно рассказывая о большом количестве доступных ей «богатств»: арбузе, грушах, новых туфлях с дырочками, походе на балет «Доктор Айболит».)
— «Здесь замкнутый круг получается, — сказал Костя. — У Люси Синицыной настроение портится из-за Люси Косицыной. А у Коли настроение портится из-за Люси Синицыной». Вы согласны с Костей? Из-за чего же портится настроение у Люси Синицыной? А у Коли? (Люся Косицына умело вызывает зависть у подруги Люси Синициной, таким образом испортив ей настроение. Это понятно из слов Люси Синицыной в адрес Люси Косицыной: «Она пошла смотреть „Доктора Айболита «. А я так давно мечтала о „Докторе Айболите «! И туфли у нее новые… И ей привезли арбуз. Все-таки несправедливо. Почему все ей? И груши». У Коли Лыкова настроение портится, когда он понимает, что Люся Синицына не собирается допеть песню. Он не разделяет чувство зависти, охватившее его подругу. Коля пытается вернуть Люсю Си-ницыну к самому важному для них обоих, к песне. («Люсь, — сказал Коля, — ты ведь не кончила. Спой дальше, а!»; «Люсь, ну спой, пожалуйста»; «Ты будешь петь дальше?»).)
— «Синицына какая-то зависимая от всех, — сказал Миша и в упор посмотрел на Таню Перову. -И Павлика она боится, и Косицыной она завидует, и с Колей поссориться не хочет… Размазня какая-то — никакого стержня нет… Вот Коля — это другое дело. Надежный парень!» А вы согласны с Мишиной оценкой Люси Синицыной? Знакомы те чувства, которые испытывала Люся? Нравится Коля? (Многие люди испытывают чувство зависти, но не все, как Люся Синицына, способны с ним справиться. Она вдруг понимает свое состояние, и ей становится стыдно перед Колей. («Ты не думай!.. Не думай… Честное слово, я не такая! Я прямо сама не знаю, что на меня нашло! Подумаешь — туфли! Да у меня ведь есть новые туфли! И арбуз — ерунда! Мой папа сколько хочешь таких арбузов может привезти… И груши…») Коля — человек, который умеет восхищаться чужим талантом, не завидуя при этом. Ему неприятна зависть Люси, но он не осуждает ее, а просто уходит. Этот поступок и заставляет Люсю одуматься, как бы увидеть себя со стороны.)
— Согласны ли вы, что Люся Синицына и Люся Косицына близкие подруги? Подтвердите свой ответ строчками из текста. (Конечно, девочки подруги, об этом говорит предложение: «В это время из подъезда вышла моя Люська».)
— Немецкий драматург и литературный критик эпохи Просвещения Готхольд Лессинг сказал: «Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею». Как вы понимаете эти слова?
Кто из девочек нарушил правила дружбы?
Вы сможете объяснить, почему этот рассказ помещен в главе «Попытаемся понять, как на нас воздействует красота»? О какой красоте в нем идет речь? (В рассказе идет речь о красоте человеческого голоса, о красоте человеческого характера (Коля Лыков), о взаимоотношениях между людьми, именно поэтому рассказ помещен в этой главе. Как мы убедились, красота на разных людей действует по-разному.)
— «Это рассказ о настоящем и ненастоящем богатстве? — спросила Таня Перова». Как вы ответите Тане? (В этом рассказе речь идет о том, что настоящее богатство — это не груши, и не арбуз и даже не новые туфли, а талант, способный приносить радость людям.)
Повторное чтение текста (по ролям).
Работа в группах.
— Разметьте отрывок для чтения по ролям и прочитайте его в группах.
Учитель предлагает отрывки текста для чтения по ролям:
• Разговор Люси Синицыной и Коли. (До слов: «Вода, вода, — Кругом вода… — пела я».)
• Павлик Иванов и Люся Косицына. (До слов: «Это было такое вранье, что я чуть с дерева не свалилась».)
• Павлик Иванов и Люся Косицына (продолжение). (До слов: «Мы с Колей слезли с дерева».)
• Люся Синицына и Коля. (До слов: «Что я такого сказала? Ну что?»)
• Люся Синицына и Коля. (До конца текста.)
Проверка выполненной работы. Чтение вслух.
— Истинных друзей, как правило, у человека немного, их надо беречь.
Прослушайте стихотворение Сергея По горело вс ко го «Друзья»
Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!..
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом — ты, матросом — я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек…
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька — так несмело
Вошел с поникшей головой:
— Прости уж! Сердишься?.. Задело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: — Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь.
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Помирятся ли героини рассказа И. Пивоваровой?
Самостоятельная работа.
— Найдите и прочитайте в «Сведениях о писателях» статью об Ирине Пивоваровой. Что нового вы узнали о писательнице? (Писательница получила художественное образование, работала художником по костюмам на «Мосфильме», прекрасно рисовала и иллюстрировала свои стихи.)
— Подготовьте короткое выступление об Ирине Пивоваровой и ее творчестве. (Выступления учащихся.)
IV. Итог урока.
— Знаете ли вы другие рассказы И. Пивоваровой, где действуют эти же герои? («Сочинение».) Появилось ли желание прочитать другие произведения этого писателя и поэта?
V. Домашнее задание: прочитать в хрестоматии рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр», уч. стр. 6-13 (чтение по ролям).
Задачи этапа
урока
Деятельность
учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
-
Организация класса на работу
Задачи:
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
Приветствие учителя.
Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.
Познавательные:
Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя;
-
Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
Задачи:
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.
-А сейчас я предлагаю вам разгадать ребус, слово, которое в нём спряталось будет сопровождать нас на протяжении всего урока, и оно одно из главных в нашей теме.
|
-Какое слово?
-Конечно, это слово красота!
-Прочитайте высказывания известных людей на слайде
Не красота вызывает любовь, а любовь заставляет нас видеть красоту.
Лев Толстой
Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.
Автор: Оскар Уайльд
Красота есть во всем, но не всем дано это видеть.
Конфуций
Каждому своё красиво.
ЦицеронКрасота спасет мир — из романа «Идиот» (1868) ф. М. Достоевского
Красота — страшная сила Фаина Раневская
-А что значит это слово, вы знаете?
Красота- всё красивое, прекрасное. Например,
красивые, прекрасные места в природе, в художественных произведениях.
Сегодня мы с вами будем вести разговор о человеческих чувствах, которые очень важны для каждого из нас и о том, что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой.
— Какова же сила красоты? (Красота вдохновляет, придает уверенность в собственных силах, вселяет веру в себя).
-Какая бывает красота?
-А как вы думаете, может ли красота воздействовать на человека? Как?
-Для чего нам нужна красота? (чтоб изменить мир к лучшему)
-А чтобы узнать это, прочитаем диалог на странице 6
Тема нашего урока: «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота»
Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая загадку отвечают на вопросы учителя.
С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Познавательные:
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих работ, выдвигать гипотезу и обосновывать её.
Регулятивные:
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала.
Задачи:
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
-О чем сейчас прочитали?
-Далее, мы познакомимся с замечательным произведением писательницы Ирины Пивоваровы «Как провожают корабли».
-Вы уже знакомы с творчеством этой писательницы?
-Какие произведения вы читали?
Ирина Михайловна Пивоварова
(1939 -1986) — русская детская писательница.
Родилась в семье врача. Её отец мечтал, чтобы дочь пошла по его стопам и выбрала медицинскую карьеру. Но с детства Ирину привлекало творчество. После обучения в институте она стала замечательным художником.
После Ирина неожиданно начинает писать стихи и рассказы для маленьких читателей
Дети любят милые, яркие, добрые произведения Ирины — стихи, рассказы, повести — за то волшебство, которым они пронизаны.
Ирина Михайловна говорила о своих произведениях: «Прозу, как и стихи, я пишу весёлую. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было не слишком заметно. При этом я учусь сама».
-Какие качества мы можем отметить у этой писательницы? (любовь к детям, к творчеству, трудолюбие, способность всегда учится, получать новую информацию).
-Прочтите как называется наше произведение?
— можно ли по названию определить о чем пойдет речь?
— какое по- вашему отношение имеют пароходы к красоте?
-Как вы думаете, о чём и о ком в нем пойдет речь?
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;
Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные)
2. Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.
Задача:
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.
-Начнем читать наше произведение и узнаем, верны ли были наши предположения.
-А сейчас почитаем по очереди по абзацам.
-Будем следить за поведением героев, их поступков, происходящих событий в тексте и образов.
Первичное воспитание и усвоение содержания прочитанного текста
Объяснение окончания отрывка для чтения со «стопом»
1.с. 7-8 до слов «И вдруг я услышал»
2.с. 8-10 до слов «И она ушла»
3.с. 10-11 до слов «Он повернулся и пошел»
Чтение и слежение по тексту
— Какое настроение у ребят?
— Какие у них отношения?
— Как думаете, Люська зачем говорила громким голосом?
-Внимательно ли Павлик слушал Люську?
-Почему Люська сменила тему разговора?
-Почему она все так же громко говорила?
Перечитать описание природы в начале текста и в этом отрывке.
— Что-то изменилось?
— Зачем автор использует прием повтора?
_Перечитайте только слова Коли.
-перечитайте только слова Люськи.
— Так что же изменилось?
— Как дальше могут развиваться события?
Выборочное чтение.
Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.
Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя;
Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
Задача:
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.
Беседа после первичного чтения
-А теперь соотнесём наши предположения перед чтением.
-О ком и о чем шла речь в рассказе?
-Какие чувства у вас вызвало это произведение и почему?
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;
Учащиеся обсуждают задание,
Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;
Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.
Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД).
Личностные:
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
4. Подведение итога урока.
Задача:
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились?
– Выразите своё мнение о произведении одним словом. (увлекательное).
– Кто главные герои рассказа?
— Что особенно вас удивило или тронуло в прочитанном?
Каждая сказка нас чему – то учит. Чему вас научила эта сказка?
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.
Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.
Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество |
Бесплатные всероссийские конкурсы |
Бесплатные сертификаты |
Нужна помощь? Инструкции для новых участников |
Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Библиотека
▪Учебно-методические материалы
▪Презентации
Материал опубликовала
Кадырова Ольга Игоревна33081
Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 29 лет, учитель начальных классов. Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
13
#4 класс #Литература #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель начальных классов #Школьное образование
Скачать
презентацию
Просмотреть
презентацию
Дети начинают изучать новый раздел «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота».
1 урок. Пивоварова. Как провожают пароходы
PPTX / 26.74 Мб
Как провожают пароходы
MP3 / 4.16 Мб
Гудок
MP3 / 137.86 Кб
Опубликовано 09.01.19 в 18:18 в группе «Учителя начальных классов»
Комментарии (3)
Дементьева Ирина Михайловна, 09.01.19 в 18:30
2Ответить Пожаловаться
ОТЛИЧНО!!!!!!!!!! А песня замечательная!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Кадырова Ольга Игоревна, 09.01.19 в 18:48
1Ответить Пожаловаться
Детишки ее тоже внимательно слушали!
Легоцкая Вера Сергеевна, 09.01.19 в 21:54
1Ответить Пожаловаться
Зрелищно, для четвероклассников это важно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.