План рассказа казак чехов

Восстанови цитатный план рассказа «Казак» и нажми на кнопку. «Арендатор хутора Низы Максим Торчаков. | Skysmart

Ответ или решение

«Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вёз только что освещённый кулич». «На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги». «Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свячёной пасочки разговеться!» «— Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная паска, и грех её без толку кромсать». «— А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться». «— Да, так дам я тебе паску портить. Да ещё свячёную! Ты бы её с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь, ты какой!» «— Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! — сказал он жене. — Не даёт спокою. Я всё думаю: а что, ежели это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал». «Он всё чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак…»

Skysmart на схожие темы

  • Восстанови последовательность цитатного плана повести. «…змий ⟨…⟩ пал мёртвым в судорогах…»

  • Восстанови стихотворения, расставив по местам пропущенные слова. М. В. Ломоносов

  • Восстанови сюжет рассказа Р. Брэдбери «Каникулы». Красоту и тишину природы нарушает шум дребезжащих рельсов.

  • Восстанови текст. История Пасхи своими корнями уходит в глубокую древность.

  • Восстанови хронологию конфликта в рассказе «Критики». Попытка Петьки предотвратить конфликт.

  • Восстанови цитатный план рассказа М. Горького «Макар Чудра». Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль?

  • Восстанови череду событий. Еловое дерево старались принести в любой писательский дом тайно от детей, на нём развешивали лакомства, украшения и подарки, которые готовились заблаговременно и держались в строгом секрете.

  • Времена какого правителя описываются в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

  • Вспомни вторую часть поэмы и запиши цифры в соответствии с порядком следования событий во второй части поэмы. В основу второй части поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» легли записки княгини М. Н. Волконской, обнаруженные автором в доме у её сына — М. С. Волконского, встреча с которым была для Н. А. Некрасова случайным стечением обстоятельств.

  • Вспомни прочитанные тобой в 5-м и 6-м классе сказки писателя. Автором какого произведения НЕ является А. П. Платонов? «Спящая царевна»

Урок литературы по рассказу А.П.Чехова «Казак»

Цели урока:

  1. Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Казак», вспомнить жанр пасхального рассказа;
  2. Формировать умение анализировать прозаическое произведение; находить антитезу и определять ее значение;
  3. Помочь учащимся увидеть духовно-нравственную основу данного произведения.
  4. Воспитывать гуманные качества: любовь к ближнему, послушание.

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Основная часть

Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На уроках вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ «Казак». (слайд 1)

Эпиграфом нашего урока будут слова из евангелия от Матфея: « …так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.» Мф. 25:45, 46

(слайд 2)

К какому жанру, по вашему мнению, относится прочитанный вами дома рассказ А.П. Чехова? Обоснуйте свою точку зрения.

Слово учителя: Да, действительно, это «пасхальный рассказ», потому что в нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово Воскресение, то есть на Пасху.

Пасха дала русской литературе жанр пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.

Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.

Первые пасхальные рассказы появились в 80-е годы 19 века. А.П. Чехов с большим удовольствием и волнением читал пасхальные рассказы своих товарищей по перу. А свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в 1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак». (слайд 3)

Что вы знаете о  празднике  Пасхи? Каковы его традиции? (слайд 4)

  1. Составление кластера по рассказу с комментированием (см приложение 1)

(В центре образ Максима Горчакова)

Что мы узнаем из экспозиции рассказа?

Главный герой произведения Максим Горчаков, арендатор хутора «Низы», впервые встречает Пасху вместе с молодой женой. Праздник Пасхи — светлый, радостный, счастливый.

Каково состояние Горчакова? Почему?

Он счастлив по-человечески и силён в своём человеческом счастье, но в этом, духовном случае людские силы не имеют цены.

Как ведет себя Лиза, жена Максима? Как это характеризует ее?

Когда максим восхищается природой, радостью, то Лиза отмечает, что оно не живое. Наверное, эта женщина духовно-бедная.

Чтение отрывка: «На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Горчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

— Христос воскресе! – крикнул ему Максим.

— Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.»

Почему место встречи называется Кривая Балочка?

Может быть, Господь предоставил Максиму возможность выпрямить свой путь — направить его к Богу, прожить вторую часть жизни с Богом и по-Божьи.

Что мы узнали о казаке из диалога? Как к этому отнёсся Максим?

Горчаков, узнав от казака о том, что тот болен, буквально поражён, изумлён этим известием: в его сознании не укладывается: как же так, у людей праздник, а казак хворает ?! Он готов помочь казаку в его беде, выручить его, вылечить его.

Горчаков задается вопросом: «Разве Христос не исцелял болеющих и страдающих? Разве священная Христова пасха не чудодейственное средство против болезни? Конечно, он выполнит просьбу казака и угостит его священной пасхой».

Каково состояние казака?

Состояние казака можно проиллюстрировать словами из русских покаянных молитвословий, готовых, кажется, сорваться с воспалённых губ казака. Словно ещё миг и воззовёт он к Господу: «Откуда начну плакати окаянного моего жития? Кое же положу начало нынешнему рыданию».

Как же меняется отношение автора к светлому празднику Пасхи?

Состояние казака позволяет увидеть главное в мнимо радостном пространстве привычного бытия — человека — больного, страдающего. Торжество воскресения Христа это не праздник обретения сверхмощной человеческой радости, наоборот, это благословенный день потери всех человеческих (физических, плотских) радостей, празднование обретения возможности видеть боль этого мира везде и всюду (ключом, паролем к видению этой боли, к обнаружению её становятся слова «Христос Воскресе», которыми герой рассказа приветствует сидящего казака), понять, что весь мир, как бы он не прятался за свои искусственные или мнимые счастья, есть Боль.

— Что ж у тебя болит?

— Весь болю.

Как вы думаете, что для семьи Горчаковых значит «свячёная пасочка»?

Горчакову  нет особой личной нужды в празднике Пасхи. Дома со всеми как все и разговеется. Для него и его жены освящённый кулич не реальность Божия, которая должна реально присутствовать и действовать в земной жизни, например, помогать больному казаку, но некий «завёрнутый в белую салфетку» музейный экспонат, к тому же хранящийся в запасниках, извлечь который оттуда никоим образом невозможно: «Жена взяла из рук мужа кулич, завёрнутый в белую салфетку, и сказала: «Не дам! Надо прядок знать. Это не булка, а свяченая пасха, и грех её без толку кромсать». — «Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!»…

Как ведет себя Лиза? Какую заповедь она нарушает?

Лиза не только не пытается помочь мужу, а наоборот настаивает на том, что нельзя в поле резать кромсать «свяченую пасочку». Она нарушает заповедь: «Да убоится жена мужа!»

А почему Горчаков не дал свяченой пасочки? Только лишь из-за жены?

Но всё не так просто. Выполнить просьбу казака Горчаков не в состоянии. Не только потому что не велит жена: «Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глазами я её домой порезанную повезу? И видано ль дело — в степи разговляться. Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать».

Дело в том, что Горчаков ещё не готов совершить это духовное, Христово действие. Не в силах. Духовное действие подготавливается медленно, зреет. У тебя должно быть достаточно внутренних сил, чтобы совершить его. Горчаков в момент встречи с больным казаком и слаб и недостоин.

Какую заповедь нарушают Горчаковы? (слайд 5)

Возлюби ближнего твоего,  как самого себя.

Чехов – мастер детали. В этом рассказе он не отступает от своего амплуа. Не случайно здесь и возникают образы дороги и дома. Они символичны. Что же они обозначают?

Для Горчаковых важно не реальное присутствие и действие Божие (дорога как символ живого, быстро меняющегося бытия), а порядок знать (дом — в данном контексте — как символ удобности, успокоенности и духовной неподвижности).

Но где истинный путь-дорога, где настоящий дом? Праздник Христова Воскресения — это торжество обретения не дома, а только пути-дороги к нему — дому истинному. Это праздник не домашнего успокоения и уюта, но торжество пути — тяжёлого, но найденного, очевидного и единственного. «А меня праздник в дороге застал», — говорит казак. Истинный, духовный праздник — соприроден дороге и красен дорогой.

Почему после расставания с казаком резко меняется  настроение Максима?

Максим ещё не знает, что получил от Господа в главный Его праздник необыкновенный подарок — возможность видеть истинный смысл вещей — новое, преображённое зрение — прозрение. А земное его зрение стало меркнуть, весь веер земных красок свернулся: «Солнце взошло, но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто её и не было».

Почему Максим страдает?

Он понимает, что они обидели человека. Есть предание, что после воскресения Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.

Чтение стихотворения С. Есенина «Шел Господь…»

Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железнойю
И подумал: «Вишь, какой убогой,-
Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».

Как дальше развиваются события рассказа?

Максим пытался найти казака, вскоре запил. Примечательны его слова: «…это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал…»

Ребята, как вы считаете, Горчаков стал истинно верующим человеком? Ведь в конце рассказа стоит многоточие, т.е. рассказ не окончен?

Отголоски какой притчи мы слышим в этом рассказе?

Вернемся к эпиграфу урока. Как вы его понимаете после прочитанного рассказа?

Д/З: Составьте синквейн к уроку. (слайд 6)

Первое слово – Максим Горчаков

Максим Горчаков.  Низменный, слабохарактерный.  Радуется, сомневается, ищет. Пойдут сии в муку вечную. Покаяние…

А.П.Чехов «Казак»

Арендатор хутора «Низы» Максим Горчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вёз только что освящённый кулич. Солн це ещё не всходило, но восток уже румянился, зо лотился. Было тихо… Перепел кричал свои «пить пойдём! пить пойдём!», да далеко над курганчиком носился кор шун, а больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

Горчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово Воскресение. Женат он был не давно и теперь справлял с женой первую Пасху. На что бы он ни взглянул, о чём бы ни подумал, всё представ лялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своём хозяйстве и находил, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо: глядел он на жену — и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская виз гливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахи вавший крыльями.

  1. Сказано, велик день! — говорил он. — Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас солнце начнёт играть. Оно каждую Пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!
  2. Оно не живое, — заметила жена.
  3. Да на нём люди есть! — воскликнул Горчаков. — Мне Иван Степанович рассказывал — на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право… А может, учёные и брешут, кто их знает! Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

На половине дороги к дому, у Кривой Балочки Гор чаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

  1. Христос воскресе! — крикнул ему Максим.
  2. Воистину воскрес, — ответил казак, не поднимая головы.
  3. Куда едешь?
  4. Домой на льготу.
  5. Зачем же тут сидишь?
  6. Да так… захворал… Нет мочи ехать.
  1. Что ж у тебя болит?
  2. Весь болю.
  3. Гм… вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в деревню или на постоялый двор ехал, а что так сидеть? Казак поднял голову и обвёл утомлёнными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.
  4. Вы это из церкви? — спросил он.
  5. Из церкви.
  6. А меня праздник в дороге застал. Не привёл Бог доехать. Сейчас сесть бы да доехать, а мочи нет… Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свячёной ласочки разговеться!
  7. Пасочки? — спросил Горчаков. — Оно можно, ниче го… Постой, сейчас… Максим быстро пошарил у себя е карманах, взглянул на жену и сказал:
  8. Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то — не рука, всю пасху испортишь. Вот задача! Поищи-ка нет ли у тебя ножика? Казак через силу поднялся и по шёл к своему седлу за ножом.
  9. Вот ещё что выдумали! — сердито сказала жена Горчакова. — Не дам я тебе пасху кромсать! С какими глаза ми я её домой порезанную повезу? И видано ль дело —1 степи разговляться. Поезжай на деревню, к мужикам дг там и разговляйся!

Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

  1. Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать.
  2. Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и за смеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!

Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена всё ещё говорила, что ре зать кулич, не доехав до дому, — грех и не порядок что всё должно иметь своё место и время. На востоке крася пушистые облака в разные цвета, засияли пер вые лучи солнца, послышалась песня жаворонка. У) не один, три коршуна, над степью. Солнце пригрел! чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечим/ Отъехав больше версты, Горчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

—        Не видать казака… — сказал он. — Экий сердяга, взду мал в дороге хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет… Чего доброго, помрёт в дороге… Не дали мы ему, Лизавета, пасхи, а небось и ему надо было дать. Не бось и ему разговеться хочется. Солнце взошло, но иг рало оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до са мого дома он молчал, о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ни чего, как будто её и не было.

Приехали домой, христосовались с работниками, Гор чаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску свячённого кулича, он невесело поглядел на жену и сказал:

  1. А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.
  2. Чудной ты, ей-Богу! — сказала Лизавета и с удивлени ем пожала плечами.
  1. Где ты взял такую моду, чтобы свячёную пасху раз давать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пускай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?
  2. Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже ни щего и сироты. В дороге, далеко от дому, хворый… Гор чаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не ел и не пил. Есть ему не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно. После разговения легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он сто ял у окна и глядел во двор.
  3. Ты уже встал? — спросила жена.
  4. Не спится что-то…
  5. Эх, Лизавета, — вздохнул он, — обидели мы с тобой казака!
  6. Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним
  7. Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как со свиньёй обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.
  8. Да, так и дам я тебе пасху портить. Да еще свячёную! Ты бы её с казаком искромсал, а я бы потом дома глазами лупила? Ишь ты какой!

Максим потихоньку от жены пошёл в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошёл в сарай к работникам.

—        Кузьма, брось гармонию, — обратился он к одному из них. — Седлай гнедого или Иванчика и езжай побыст рее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он ещё не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не вытерпел, оседлал лошадь и пос какал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

  1. Ну что? Видал казака?
  2. Нигде нету. Должно, уехал.
  3. Гм… история!

Горчаков взял у Кузьмы узелок и поска кал дальше. Доехал до деревни, он спросил у мужиков:

—        Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

—        Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой — такого не было.

Вернулся Максим домой к обеду.

  1. Сидит у меня этот казак в голове, и хоть ты что! — ска зал он жене. — Не даёт покою. Я всё думаю: а что, ежели это Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал? Ведь бывает это. Не хорошо, Лизавета, обидели мы человека!
  2. Да что ты ко мне с казаком пристал? — крикнула Ли завета, выходя из терпения. — Пристал, как смола!
  3. А ты, знаешь, не добрая.
  4. Пущай я не добрая, — крикнула она и сердито стукну ла ложкой, — а только не стану я всяким пьяницам свячё ную пасху раздавать!
  5. А нешто казак пьяный?
  6. Пьяный!
  7. Почём ты знаешь?
  8. Пьяный!
  9. Ну и дура!

…Вечером, когда стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, — хоть в петлю полезай! От скуки и досады на жену он напился, как напивался в пре жнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал жене, что у неё злое, некра сивое лицо и завтра же он прогонит её к отцу.

Утром на другой день праздника он захотел опохме литься и опять напился. С этого и началось расстройс тво. Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена ста новилась постылой… Все эти напасти, как говорил Мак сим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что Бог прогневался на него и на жену… за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил и ждал, не встретится ли ему казак…

Тема. А.
П. Чехов. «Казак» Анализ рассказа.

Цели:
Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Казак»; формировать
умение анализировать прозаическое произведение; помочь учащимся увидеть
духовно-нравственную основу данного произведения; воспитывать любовь к
ближнему, послушание.

                                                                                    
Ход урока

   Сегодня мы
с вами продолжаем знакомство с творчеством  А.П. Чехова.

https://gov.cap.ru/Content2020/news/202001/29/Original/chehov.jpg

   На уроках
вы познакомились с юмористическими рассказами писателя, сегодня мы с вами
посмотрим на его творчество с другой точки зрения. И поможет нам в этом рассказ
«Казак». 

https://prezentacii.org/upload/cloud/19/09/161088/images/screen3.jpg

Прочитайте рассказ «Казак» по ссылке:

https://ilibrary.ru/text/4221/p.1/index.html

    Это «пасхальный рассказ», потому что в
нем рассказывается о событиях, которые произошли в Светлое Христово
Воскресение, то есть на Пасху.

    Пасха дала русской литературе жанр
пасхального рассказа. Пасхальный рассказ связан с праздниками всего Пасхального
цикла от Великого поста до Троицы и Духова Дня.

Пасхальный рассказ назидателен – он учит
добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное
перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к
духовной жизни, изменение человека к лучшему.

   Первые пасхальные рассказы появились в
80-е годы 19 века. А.П. Чехов  свой первый пасхальный рассказ «Письмо» пишет в
1887 году. Потом были рассказы «Накануне поста, «Недоброе дело», «На страстной
неделе», «Тайна», и последним в этом ряду стал «Казак».

Что мы узнаем из экспозиции рассказа?

Главный герой произведения Максим
Горчаков, арендатор хутора «Низы», впервые встречает Пасху вместе с
молодой женой. Праздник Пасхи — светлый, радостный, счастливый.

Каково состояние Горчакова? Почему?

Он счастлив по-человечески и силён в своём
человеческом счастье, но в этом, духовном случае людские силы не имеют цены.

Как ведет себя Лиза, жена Максима? Как это
характеризует ее?

Когда максим восхищается природой,
радостью, то Лиза отмечает, что оно не живое. Наверное, эта женщина
духовно-бедная.

Чтение отрывка: «На половине дороги к
дому, у Кривой Балочки Горчаков и его жена увидели осёдланную лошадь, которая
стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и,
согнувшись, глядел себе в ноги.

— Христос воскресе! – крикнул ему Максим.

— Воистину воскрес, — ответил казак, не
поднимая головы.»

Почему место встречи называется Кривая
Балочка?

Может быть, Господь предоставил Максиму
возможность выпрямить свой путь — направить его к Богу, прожить вторую часть
жизни с Богом и по-Божьи.

Что мы узнали о казаке из диалога? Как к
этому отнёсся Максим?

Горчаков, узнав от казака о том, что тот
болен, буквально поражён, изумлён этим известием: в его сознании не
укладывается: как же так, у людей праздник, а казак хворает ?! Он готов помочь
казаку в его беде, выручить его, вылечить его.

Горчаков задается вопросом: «Разве Христос
не исцелял болеющих и страдающих? Разве священная Христова пасха не
чудодейственное средство против болезни? Конечно, он выполнит просьбу казака и
угостит его священной пасхой».

Каково состояние казака?

Состояние казака можно проиллюстрировать
словами из русских покаянных молитвословий, готовых, кажется, сорваться с
воспалённых губ казака. Словно ещё миг и воззовёт он к Господу: «Откуда
начну плакати окаянного моего жития? Кое же положу начало нынешнему
рыданию».

Как же меняется отношение автора к
светлому празднику Пасхи?

Состояние казака позволяет увидеть главное
в мнимо радостном пространстве привычного бытия — человека — больного,
страдающего. Торжество воскресения Христа это не праздник обретения сверхмощной
человеческой радости, наоборот, это благословенный день потери всех
человеческих (физических, плотских) радостей, празднование обретения
возможности видеть боль этого мира везде и всюду (ключом, паролем к видению
этой боли, к обнаружению её становятся слова «Христос Воскресе»,
которыми герой рассказа приветствует сидящего казака), понять, что весь мир,
как бы он не прятался за свои искусственные или мнимые счастья, есть Боль.

— Что ж у тебя болит?

— Весь болю.

Как вы думаете, что для семьи Горчаковых
значит «свячёная пасочка»?

Горчакову  нет особой личной нужды в
празднике Пасхи. Дома со всеми как все и разговеется. Для него и его жены
освящённый кулич не реальность Божия, которая должна реально присутствовать и
действовать в земной жизни, например, помогать больному казаку, но некий
«завёрнутый в белую салфетку» музейный экспонат, к тому же хранящийся
в запасниках, извлечь который оттуда никоим образом невозможно: «Жена
взяла из рук мужа кулич, завёрнутый в белую салфетку, и сказала: «Не дам!
Надо прядок знать. Это не булка, а свяченая пасха, и грех её без толку
кромсать». — «Ну, казак, не прогневайся! — сказал Горчаков и
засмеялся. — Не велит жена! Прощай, путь-дорога!»…

Как ведет себя Лиза? Какую заповедь она
нарушает?

Лиза не только не пытается помочь мужу, а
наоборот настаивает на том, что нельзя в поле резать кромсать «свяченую
пасочку». Она нарушает заповедь: «Да убоится жена мужа!»

А почему Горчаков не дал свяченой пасочки?
Только лишь из-за жены?

Но всё не так просто. Выполнить просьбу
казака Горчаков не в состоянии. Не только потому что не велит жена: «Не
дам я тебе пасху кромсать! С какими глазами я её домой порезанную повезу? И
видано ль дело — в степи разговляться. Не дам! Надо порядок знать. Это не
булка, а свячёная пасха, и грех её без толку кромсать».

Дело в том, что Горчаков ещё не готов
совершить это духовное, Христово действие. Не в силах. Духовное действие
подготавливается медленно, зреет. У тебя должно быть достаточно внутренних сил,
чтобы совершить его. Горчаков в момент встречи с больным казаком и слаб и
недостоин.

Какую заповедь нарушают Горчаковы?

Возлюби ближнего твоего,  как самого
себя.

Чехов – мастер детали. В этом рассказе он
не отступает от своего амплуа. Не случайно здесь и возникают образы дороги и
дома. Они символичны. Что же они обозначают?

Для Горчаковых важно не реальное
присутствие и действие Божие (дорога как символ живого, быстро меняющегося
бытия), а порядок знать (дом — в данном контексте — как символ удобности,
успокоенности и духовной неподвижности).

Но где истинный путь-дорога, где настоящий
дом? Праздник Христова Воскресения — это торжество обретения не дома, а только
пути-дороги к нему — дому истинному. Это праздник не домашнего успокоения и
уюта, но торжество пути — тяжёлого, но найденного, очевидного и единственного.
«А меня праздник в дороге застал», — говорит казак. Истинный,
духовный праздник — соприроден дороге и красен дорогой.

Почему после расставания с казаком резко
меняется  настроение Максима?

Максим ещё не знает, что получил от
Господа в главный Его праздник необыкновенный подарок — возможность видеть
истинный смысл вещей — новое, преображённое зрение — прозрение. А земное его
зрение стало меркнуть, весь веер земных красок свернулся: «Солнце взошло,
но играло оно или нет, Горчаков не видел. Всю дорогу до самого дома он молчал,
о чём-то думал и не спускал глаз с чёрного хвоста лошади. Неизвестно отчего им
овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто
её и не было».

Почему Максим страдает?

Он понимает, что они обидели человека.
Есть предание, что
 после воскресения
Христос в и его ученике в рубище ходят по земле и проверяют людей на
милосердие, поощряет и наказывает – наставляет, указывает путь.

Домашнее задание. Составить
план к рассказу «Казак». 

  • План русская народная сказка летучий корабль
  • План рассказа история пугачевского бунта 2 глава
  • План рассказа страшный рассказ 2 класс тетрадь
  • План рассказа илья муромец и святогор
  • План рассказа сивка бурка 2 класс