План рассказа крепкий мужик

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    28 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    28 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    28 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    28 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


7

Крепкий мужик план, помогите скорее​

1 ответ:



0



0

1. «И осталась она пустая, церковка, а вовсе теперь никому не нужная. «
2. «Я её свалю! «
3. «Взревут тракторы… -упадёт церковь! «
4. «Побежали звонить в район и домой к учителю».
5. «Это народное дело! «
6. «Становитесь все под стену! «
7. «Всех парализовало неистовство Шурыгина».
8. «От церкви остался только невысокий, с неровными краями остов».
9. «Дурацкое дело нехитрое».
10. «И нечего ей стоять, глаза мозолить».
11. «Со стыда усохнешь! «
12. «Пошёл к чёрту! Он теперь дружок тебе! «
13. «Свет фары выхватил из тьмы безобразную груду кирпича».
14. «Шурыгин уважал быструю езду».

Читайте также

А что за задание пожалуйста

Старик хоттабыч .
вот…..

Добрый веселый беззаботный шалунишка справедливый шкодливый 

Ну напиши что планируешь делать на завтра на русском а потом найди в переводчики перевод ну например: I will go to school tomorrow ….

Скромность и смелость

«Только бы
остаться в истории…».

Урок по
рассказу В.М.Шукшина «Крепкий мужик».

Цели
урока:

·   способствовать
развитию интереса к личности и творчеству писателя;

·   проверить
результаты самостоятельной работы, проделанной учениками при чтении рассказов;

·   выявить основные
проблемы, поставленные автором рассказов;

·   развивать
монологическую речь учащихся, воспитывать чувства прекрасного; обратить
внимание учащихся на актуальные сегодня и одновременно вечные проблемы
духовности, нравственности; помочь осмыслить себя как личность, назначение
своей жизни.

Тип урока: 
аналитическая беседа

Технологии:
проблемно-диологическая технология, технология продуктивного чтения

Оборудование: Портрет
В.М.Шукшина, мультимедийный проектор, рассказы В.М.Шукшина.

Добрый, добрый…  Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе
дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!

В.М.Шукшин

Ход урока

I. Организационный
момент.
Разминка
«Роды и жанры литературы». Элементы сюжета.

1.Вспомните
пословицы разных народов. Какую жизненную мудрость они выражают?

Жизнь
прожить  не поле перейти.

Живи так,
чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Жизнь дана
на добрые дела.

В добром
житье лицо белится, в плохом — чернится.

Не суди по
силе рук, а суди по силе сердца.

II.
ОБРАТИМСЯ К ДНЕВНИКУ АЛЕКСЕЯ. (Чтение фрагмента)

1.        
Чтение
высказывания Н.А.Островского.
Алексей считает, что каждый понимает
мысль Островского по-своему. Одни полагают, что «бесцельно прожитые годы» — это
годы без созидания. Другие хотят любой деятельности, даже разрушительной,
только бы войти в историю.

Как вы
думаете, важно ли, что именно приносит человеку известность – созидание или
разрушение? Как вы понимаете смысл этого высказывания?

2.На
прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством В.М. Шукшина. Дома вы
прочитали очерк «Слово о малой родине».

·      Что, по
вашему мнению, сформировало Шукшина как личность и человека искусства?

·      В чем
проявляется искренность автора очерка?

·      В чем
видел В.М. Шукшин смысл жизни?

Перед нами
очерк, познакомьтесь со статьей в словаре литературоведческих терминов:

Что
называется «очерком»? Найдите черты этого жанра в очерке «Слово о малой родине»
В.М. Шукшина.

Как вы
понимаете слова «Мы — люди, потрясенные Шукшиным»?

Шукшин —
мастер короткого рассказа, выработавший свой собственный неповторимый стиль.
Рассказы, которые мы изучаем в седьмом классе, написаны по-разному:
неторопливый сказ «Мастер», описывающий хождения героя за правдой; изложение
бытового эпизода в рассказе «Крепкий мужик». И все-таки есть между ними что-то
общее. За их стилем, построением — стоит неповторимая личность их автора. Но
для Шукшина сюжет — это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но
будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа — один про
одно, другой совсем-совсем про другое».

Размышляя
над жанром рассказа, Шукшин писал: “Вот рассказы, какими они должны быть:

1)
рассказ-судьба,

2)
рассказ-характер,

3)
рассказ-исповедь.

Литература
— это   жизнь души человеческой». Значит, Шукшин пишет свой рассказ не ради
того, чтобы рассказать забавный анекдот или интересную историю. Главное для
него — характер героя, который через этот эпизод раскрывается читателю. В
основе рассказа лежит случай, который может быть как выходящим за рамки
повседневной жизни. Важно, чтобы в этом эпизоде проявился человеческий
характер.

III. АНАЛИЗ
РАССКАЗА В.М. ШУКШИНА «КРЕПКИЙ МУЖИК».

1.Дома вы
прочитали рассказ «Крепкий мужик». По ходу чтения у вас возникали вопросы,
которые вы записывали на стикерах. Какие вопросы более всего вас взволновали?
Какие мысли и чувства у вас возникли по ходу чтения?
(Ответы учащихся).

2.Слово
учителя.

Рассказы «Мастер» и «Крепкий мужик» связаны между собой и сюжетно (мечта о
реставрации церкви и ее разрушение), и пониманием храма как нравственной опоры
и души народа, и полярным сопряжением образов главных героев, двух полюсов —
созидания и разрушения — в природе человеческой и в русском национальном
характере.

В рассказе
«Крепкий мужик» Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней,
утратившего связь с духовными   истоками русского человека.

3.Попробуйте
рассказать о главном герое, что за человек Николай Шурыгин? Как характеризует
Николая его речь?

Шурыгин,
бригадир колхоза «Гигант», получив в эксплуатацию новое складское помещение
(здание церкви), решил снести его, а кирпич, оставшийся после разрушения
церкви, пустить на свинарник. Получив разрешение председателя колхоза, он
готовит тракторы для сноса церкви.

Как
объясняет Шурыгин свое желание  сломать церковь?
Почему бригадир
Николай Шурыгин решил свалить церковь?

1)Он
испытывал удовольствие, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим
начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением: Сначала 
Шурыгин  распоряжался  этим  делом,  как  всяким   делом,- крикливо, с
матерщиной. Но когда стал сбегаться  народ,  когда  кругом стали ахать и охать,
стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг  почувствовал себя  важным  деятелем  с  
неограниченными   полномочиями.   Перестал материться и не смотрел на людей — вроде
и не слышал их и не видел.

2) Он
мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу

«Вырастут,
будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее
крест своротил. А тут — вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам
рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил  тросами  и…-

3)
Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик-
то крепкий.

Что
говорит о нем его намерение построить из церковных кирпичей свинарник (именно
свинарник, даже не клуб, которого нет в деревне, не жилой дом)?

Проследите,
как ведет себя Шурыгин во время сноса церкви. Попробуйте объяснить причину
такого поведения. Как изменились замыслы Шурыгина в процессе его деятельности?

1)Он
испытывал удовольствие, что можно распоряжаться, почувствовать себя большим
начальником, к которому окружающие относятся со страхом и почтением: Сначала 
Шурыгин  распоряжался  этим  делом,  как  всяким   делом,- крикливо, с
матерщиной. Но когда стал сбегаться  народ,  когда  кругом стали ахать и охать,
стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг  почувствовал себя  важным  деятелем  с  
неограниченными   полномочиями.   Перестал материться и не смотрел на людей —
вроде и не слышал их и не видел.

2) Он
мечтает оставить по себе память, пусть геростратову, но славу

«Вырастут,
будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее
крест своротил. А тут — вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам
рассказывать: дядя Коля Шурыгин зацепил  тросами  и…-

3)
Шурыгину просто некуда девать силы. Он свалил церковь от нечего делать. Мужик-
то крепкий.

Мы уже
говорили о неоднозначности  произведений Шукшина. При внешней простоте они
сложны и глубоки. Как вы думаете, чем пугает Шукшина поступок героя? Видит ли
автор в нем определенную закономерность?

5.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ.

Подобных
примеров достаточно в истории человечества.  Сообщение ученика.

В 356 году
до нашей эры в Древней Греции Герострат, грек из Малой Азии, разрушил храм
Артемиды в Эфесе, желая прославиться и остаться в истории. Действительно,
история сохранила его имя.

Другой
эпизод-разрушение храма Христа Спасителя в Москве в 1931 году. Храм этот был
построен на народные деньги, собранные по всей России,  разрушение это
оказалось заснятым на киноплёнку-день за днём, шаг за шагом. Будто гордились
содеянным. Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши.  Он
пишет о том, как трудно погибал храм:

 «Рабочие
батальоны вгрызались в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались
отбойные молотки, ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не
могли преодолеть сопротивление камня». То же сопротивление оказывает старинная-
на века – кладка и в рассказе Шукшина.

Прочитаем
эпизод текста:

Шурыгин говорит
председателю:

  —
Гробанулась здорово! Покрошилось много, ага. Причем они так:  по  три, по
четыре  кирпича  —  кусками.  Не  знаю,  как  их  потом  долбать… Попробовал
ломиком — крепкая, зараза. Действительно, литье!

 Какую
связь вы видите между этим эпизодами из истории человечества и рассказом
Шукшина?

Кульминационной
сценой рассказа является сцена падения церкви, которая не может оставить
читателя равнодушным. Обратим внимание на то, как Шурыгин говорит о гибели
церкви:

 (Отрывок
с курсивом на экране. Читает ученик.)

Хрустнуло
одно бревно, трос,  врезавшись  в  угол,  запел  балалаечной  струной. Странно,
что все это было хорошо слышно  —  ревели  же  три  трактора, напрягая  свои 
железные   силы.   Дрогнул   верх   церкви…   Стена, противоположная той, на
какую сваливали,  вдруг  разодралась  по  всей ширине… Страшная, черная в
глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой
поклонился,  поклонился  и  ухнул вниз…  Церковь  лежала бесформенной грудой,
прахом.

 Какие
ассоциации возникают  у вас при чтении отрывка?

1) Сразу
кажется, что речь идёт о рваной ране на живом теле

Образы, 
созданные Шукшиным, не позволяют воспринимать церковь как простое строение.
Нет! Она — живое существо со своей историей,  жизнью и смертью.
«Смерть» церкви вызывает глубокое сострадание.

2)Церковь
умирала быстро, но мучительно. Мы словно слышим ее стон, жалостный и молящий —
он просит о помощи! Не выдержала — «верх церкви с маковкой поклонился,
поклонился и ухнул вниз». Умерла…Она лежала «бесформенной грудой, 
прахом».

 Каким
приёмом пользуется Шукшин, чтобы добиться такого ощущения у читателей? Шукшин,
используя прием олицетворения,

«оживляет»,
«одушевляет» старое здание и передает ощущение невыразимой боли,
жалости к церкви при помощи образов, напоминающих, если вдуматься, гибель
живого существа.

6. Как
односельчане, в том числе мать и жена Николая, отнеслись к его поступку? Почему
они при этом не смогли защитить церковь?

Работа в
группах.

1 группа. 
Как отнесся к поступку Шурыгина Учитель? Почему он не смог защитить церковь?
Ответ аргументируйте словами из текста.

2 группа.
Как отнеслись к поступку Шурыгина односельчане во время разрушения церкви?
Почему они   защитили  церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

3 группа.
Как отнеслись к поступку Шурыгина мать и жена? Почему они   не защитили 
церковь? Ответ аргументируйте словами из текста.

4 группа.
Как отнеслась к поступку Шурыгина продавщица? Ответ аргументируйте словами из
текста.

Видя как
гибнет Талицкая церковь  толпа застывает словно в оцепенении. Люди жалеют
церковь и ахают, пытаясь образумить Шурыгина, никто кроме учителя не пытается
бороться. Однако люди не забудут о ней, как не забудут и о ее
«убийце» — Николае Шурыгине, который ради самоутверждения
«свалил» церковь.

 Чем же
была эта церковь для односельчан Шурыгина? Почему мы можем сказать, что
разрушив церковь, Шурыгин предал свою «малую родину»?

Для людей
церковь была-символом Веры, нравственная опора, душа народа. Церковь играла
слишком большую роль в жизни людей.

Церковь в
рассказе — образ дома, спокойствия, тех сил, что питают человеческую душу:
«как ни пристанешь, а увидишь ее — вроде уж дома. Она сил
прибавляла…». Она – хранительница прошлого, традиций, через нее
проходили все этапы человеческой жизни: в ней крестили, венчали, отпевали.

Мих
Матусовкий С чего начинается родина

Почему
люди, не остановившие Шурыгина, потом отворачиваются от него

После
содеянного,  стена отчуждения отгораживает Шукшина от людей, в глубине души ощущающих, 
что в тот момент рухнуло не старое здание, давно поруганное, превращённое из
храма в склад, а рухнуло что-то важное, частица их души и бытия.

 Они 
осуждают Шурыгина за отсутствие души, ума, жалости, почтения к старине,
истории, пренебрежение к вере, потому что  его самовыражение происходит через
разрушение святого.

Церковь
выдерживала все: и войны, и революции; не выдержала лишь человеческой
неблагодарности и бездуховности, а ведь  сколько тайн, признаний, исповедей
хранила она в своих стенах; все это — прошлое, являющееся частью жизни, которую
никто не может разрушить, уничтожить или стереть.

 Как к
отнёсся Шурыгин к отчуждению со стороны односельчан?

1)Шурыгин
упирает на то, что «стояла — никому дела не было, а теперь хай
подняли». Однако людям было хорошо от мысли, что есть церковь, а без нее —
пустота — материальная и душевная.

2)«Хоть бы
молиться ходили! А то стояла – никто не замечал…»- возмущался Шурыгин,
столкнувшись с неожиданной для него враждебностью односельчан. Но это все
равно, как если бы отрубили человеку палец: пока он у него есть, человек вроде
бы и не замечал его, не носился с ним, не говорил: «Ах, как я люблю свой
палец!», но попробуй, лиши его этого… А здесь речь о частице души.

Сумел ли
воспользоваться «крепкий мужик» плодами своего труда? К какой мысли подводит
нас автор?

Как вы
понимаете финал рассказа?

Важные
слова Шукшин произносит в последнем абзаце произведения: «Мотоцикл вырулил
из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной
ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду».

Но 
отсутствие духовного начала в сочетании с силой,  удалью, порывом ведет к
разрушительным, непоправимым последствиям.

Посмотрите
на иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли вашему представлению о Николае
Шурыгине  иллюстрация художника? Что точно удалось передать художнику в образе
Шурыгина?

IV
ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ УРОКА

У Шукшина в рассказе  есть одна очень важная деталь: кирпичи, из
которых было сложено старое здание, крепкие, как литье; даже когда церковь 
рухнула, они рассыпались не по отдельности, а кусками — по  несколько штук. Так
же крепка и духовность, объединяющее людей   начало.

  И не
просто на старинное здание покушается «крепкий мужик»  Шурыгин, а на
устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове, — на
корни, истоки, веру. 

 И поэтому
герой поразительно одинок и в своем селе, и даже в родном доме..  И звучат из
толпы неодобрительные голоса,   продавщица не хочет продавать ему бутылку,
называют его  «идолом», «дьяволом», жена не готовит ужин и
уходит к соседям  и даже мать бранится, и теми же словами, что и чужие бабы
на   улице у магазина: «идол», «дьяволина»…  Ей, старой,
совестно и страшно за сына.

Действительно,
вера, традиции — это то, что людей объединяет. А тот, кто пренебрегает
объединяющими началами, остается в полном одиночестве.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ
ИТОГОВ УРОКА

Давайте
сопоставим главных героев рассказов  «Мастер»  и «Крепкий мужик», их
взаимоотношения с окружающими. И Сёмка  Рысь, и Николай Шурыгин-отличаются от
остальных людей. Но один-созидатель, а другой — разрушитель.

Человек
духовный чувствует красоту искусства, природы, народного Сердце его открыто
навстречу людям и всему прекрасному. Такой герой часто говорит, что у него «душа
болит», «ноет»,  «тоскует»

Шукшин  отвергает  жизненные  принципы,  основанные  на  жестокости, 
подчинении,  высокомерии,  отрицает  мещанство,  обывательство  и  призывает 
нас не  быть  равнодушными,  не  проходить  мимо  хамства. Нельзя  не 
согласиться  с  мыслью  Шукшина  о  том,  что  «без  искренней,  тревожной 
думы  о  человеке,  о  добре,  о  зле,  о  красоте»  нет  и  писателя.  И 
каждый  его  рассказ  заставляет  нас  задуматься  о  серьёзных  проблемах 
современности,  о  жизни,  о  поведении  человека,  его  поступках.  И 
вновь  вспоминаются  слова  писателя:

Музы,
делайте, что хотите!

Душу
надо? Могу продать!

Славу
встречу…

Научите

Словом,
как дротиком,

попадать.

Интегрированное занятие по творчеству В.М. Шукшина

9 класс

Занятие внеклассного чтения по программе В.Я.Коровиной (2 часа).        

Тема: «Что же с вами происходит, люди?».         

По рассказам В.М. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую».

                                                         Нам бы про душу не забыть.
                                                                Нам бы немножко добрее быть…
 
                                                                 В.М. Шукшин

Цели и задачи занятия: 

  1. проанализировать рассказы В. Шукшина «Мастер», «Крепкий мужик», «Верую»;        
  1. выявление особенностей правдивого изображения жизни В.М.Шукшиным, особенности характеров шукшинских героев;
  1. помочь учащимся увидеть писательское мастерство Шукшина;
  1. обсудить с учениками актуальность проблем, поставленных в рассказах;
  1. пробудить живой отклик на проблемы времени;
  1. осмысление особенного языка прозы В.М. Шукшина.

Оборудование (наглядность):

∙        портреты писателя,

∙        оформление доски (тема, эпиграф),

∙        компьютерная презентация,

∙        раздаточный материал для викторины, карточки.

Тексты:

∙        рассказы «Мастер», Крепкий мужик», «Верую», 

∙        выставка книг В.М. Шукшина,

∙        подборка критических материалов по творчеству писателя.

Предваряющее домашнее задание:

Ученики должны  прочитать рассказы В.М.Шукшина.

Четверо девятиклассников готовят инсценирование эпизодов рассказов В.М.Шукшина «Мастер» и «Верую», отобранных заранее.

Ход занятия:

Пояснение. Работа идёт в сопровождении слайдов.

I. Выразительное чтение стихотворения Виктора Баянова, посвящённое памяти В.М.Шукшина. 

Покатый взлобок. Голь, Потрава.

Свистящий ветер верховой.
Мне так и видится застава,
Казачий пост сторожевой.
И ныне холм в краю предгорном,
Где сказочно земля щедра,
Стал совести постом дозорным,
Пикетом Правды и Добра.
Высь Шукшина…
Хлеба резные,
Лесок, покос, родник во мху.
Да что там степь, ему – Россия
Вся на виду и на слуху!
В подлеске ветер быстр и юрок.
След сапога росой не смыт.
Он был здесь только что. Окурок
В сырой траве еще дымит.
Где ж уголок его сугревы,
Тепла, которым дорожил?
Спуститесь вниз, а там – налево, —
Кивает некий старожил.
Тропинка на зеленом ворсе.
В низине – дом. И он в дому.
Но не спускаться надо вовсе,
А подниматься нам к нему.

II. Слово учителя.

   В. Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души и заставить нас потрясенно спросить: “ Что с нами происходит?” Не щадил себя, торопился сказать правду и этой правой объединить людей, сблизить. Остались его слова, будоражащие душу: “Нам бы про душу не забыть, нам бы немножко добрее быть, мы один раз, уж так случилось, живем на земле.” Так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее. С этим жил, в это верил, это проповедовал В. Шукшин.

   А писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России

    Основой бытия для русского человека была прежде всего вера. И в рассказах Шукшина отношение героев к религии, к церкви играет первостепенную роль.

  Тема церкви, мотивы духовного возрождения и кризиса прослеживаются в рассказах «Мастер», «Крепкий мужик» и «Верую» (которые были предложены учащимся для прочтения дома)

    В рассказах мы узнаем все о человеке, угадываем  дисгармонию  души, разлад  с  миром, нравственные  поиски,   или   напротив – высшую гармонию с миром,  людьми.  Напряженно-кризисное  духовное  состояние  героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель  акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и  светлые чувства.

III. Работа с текстом. Аналитическая беседа.

Главный герой рассказа «Мастер» – Семка – забулдыга, пропивает все полученные «левые» деньги.

            Выразительное чтение диалога:

            « — У тебя же руки золотые! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то!

            — А я не хочу как сыр в масле. Склизко».

? А почему Семка пьет?                                                                                                              

(Сам он объясняет это тем, что, выпив, он лучше думает про людей. Душа героя ищет добра и красоты, но неумело).

? Обратите внимание на язык героя, на синтаксис его речи. Как проявляется в этом плане писательская манера Шукшина?

(Он употребляет разговорные фразы, применяет яркие образы — «Что мы тебе — машины? Тогда иди заведи меня — я заглох. Но сзади подходи осторожней — лягаюсь». Часто в речи Семки автор ставит многоточия. Словами Семка не успевает выразить все то, что скапливается у него в мыслях, особенно когда волнуется).

? Признаки какого жарна в связи с особенностями речи героя можно найти в тексте?                                                                                                                 (Шукшин мастерски использует форму сказа, точно воспроизводит разговорную речь. И это создает доверительную интонацию: складывается впечатление, что говорит человек одного с героями круга).

Но вот внимание героя привлекла к себе талицкая церковь. Чем? Она показалась Семке необыкновенно красивой – той подлинной красотой, бесполезной и неброской, над которой невластно время.

? Как автор описывает церковь?

Выразительное чтение отрывка:

… «Каменная, небольшая, она открывалась взору вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили её на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом. Ещё с детства помнил Семка, что если идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте, у косогора, вздрогнешь, — внезапно увидишь церковь, белую, изящную, легкую, среди тяжелой зелени тополей.

В Чебровке тоже была церковь, но явно позднего времени, большая, с высокой колокольней… казалось бы, — две церкви, одна большая, на возвышении, другая спряталась где-то под косогором, — какая должна выиграть, если сравнить? Выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась внезапно… Её как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шёл к ней, она являлась вся, сразу».

                                                           ***

Рассмотрим несколько фотографий с изображением церквей (Покрова на Нерли, Иоанна Предтечи и т.д.)

? Какая из церквей кажется вам больше похожей на Талицкую?

   В самом рассказе говорится, что она похожа на церковь покрова на Нерли, почти её копия, выполненная в XVΙΙ веке.

 ? В какую из церквей, на ваш взгляд, должен пойти истинно                                                                                                                                   верующий человек с точки зрения героя В.М. Шукшина?

(Истинная вера живет в сердце, для нее не нужны роскошные атрибуты, выставления напоказ, тому, кто искренне хочет стать ближе к Богу, Бог явится. «Спрятанная» церковь дает самое главное — общение с Богом. И это общение не праздное, а идущее из глубины души).

? А о чем же думал Семка, глядя на церковь?

Выразительное чтение отрывка:  

«Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – молчит… Кому на радость? Давно уже истлели в земле строители её, давно стала прахом та умная голова, что задумала её такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим дорогам или вовсе – на людскую городскую площадь – там заметят. Этого заботило что-то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа».

? Как это отрывок характеризует Семку?

(Семка как и этот «неведомый мастер» не стремится показать себя. Он живет так, как просит его душа.)

? Какие слова из рассказа можно сделать девизом жизни Семки Рыся, да и вообще любого человека, (по Шукшину), живущего, неся в душе красоту? В чем их смысл?

(Слова «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…». Это очень важное нравственное качество, позволяющее верить в добро, творить чудо не потому, что это может тебя возвеличить, вознести в глазах других людей, а потому, что когда душа твоя полна красотой, христианской любовью к миру, она открывается навстречу миру, пытаясь выразить себя в чем-то прекрасном).

? С героем какого другого произведения можно сравнить Семку? Что позволяет нам это сделать?

(С Левшой Лескова. Это тоже герой, в рабочем, крестьянском теле которого скрывается истинный, бескорыстный патриотизм, любовь к Родине, вера в человека, врожденное мастерство, знание своего дела, наивность, старание пробиться к сердцу правительства).

IV. Сообщение ученика:

Древнерусская архитектура обладает сакральным смыслом.

    Наиболее древняя из известных черт христианской русской архитектуры – многоглавие храмов. Русские храмы венчаются небольшими, слегка вытянутыми вверх куполами, поставленными на постамент – «шею».

    Верх храма «есть Глава, прообразовательно изображающая главенство Господне над христианским обществом».

   Но есть и другая символика: «наша «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству». Русская глава с заостренным кверху «языком» подобает пламени над лампадой. Глава приобретает форму «луковицы» — символа свечи горящей.

                                                  *****

Слово учителя.

Древнерусский зодчий не борется с природой, он лепит из природного материала нечто очень рукотворное. Оттого и неровность стен, нет симметричности окон, правильных  арок, прямых линий. Зодчий работает «на глазок».

? Кто такой «зодчий»? Как появилось это слово?

   Создать, зодчий, здание – однокоренные слова. Оказывается «зод» — это глина, потому первоначально горшечник(гончар) или строитель назывались «здарь», «зодец», «здатель», так как работали с этим материалом.

V. Выполнение индивидуальных заданий, предложенных учителем на карточках:

1. Из рассказа «Крепкий мужик» выпишите трансформированные автором языковые фразеологизмы. Определите их значение.

(Ответ: запас карман не трет — запас карман не тянет,

             дурацкое дело не хитрое — дурное дело не хитрое,

             прижать хвост — прищемить хвост).

          2. Придумайте значение имен, обоснуйте свой выбор.         

                         А) Сёмка Рысь

                             Игорь Александрович

                        Б) Максим

                            Васька Духанин

                       В) Николай Шурыгин

                           Михайло Беляков

Как влияет на персонаж изменение его имени?

(Семен – «слышащий Бога», имеет отношение к началу всего: от «семя».

 Игорь – «воинственный», Александр – «защитник», т.е. воинственный защитник.

 Максим – «величайший».

 Василий – «царский, царственный».

 Николай – «народ победитель».

 Михайло – «кто как Бог».

Трансформация имени приводит к тому, что меняется его значение, и меняется роль, которую выполняет в связи с именем персонаж).  

 3. Составьте ряд антонимов, антонимичных словосочетаний, антонимичных фразеологизмов, характеризующих, с одной стороны, Семена Рыся, а с другой, — Николая Шурыгина.

           4. Что объединяет рассказы «Мастер», «Крепкий мужик» и «Верую»? Обратите внимание при ответе на тему, идею, образы рассказов.

(Связь сюжетно-тематическая: человек и церковь, человек и вера, человек и душа. Идейная связь: влияние церкви, Бога, веры  на душу и жизнь человека. Образная: образ церкви. В «Мастере» и «Крепком мужике» спор разгорается вокруг церкви 17 века. В начале «Мастера» Семка «весело лается с бригадиром» — именно колхозный бригадир стал героем «Крепкого мужика». Идея реставрировать церковь приходит в голову Семке в воскресенье, в этот же день недели совершает задуманное Шурыгин. Семка Рысь не смог восстановить, а Шурыгин, перешагнув через общие чувства, разрушил символ национальной духовности. В рассказе «Верую» показаны переживания, поиски человека, оказавшегося без веры, без церкви в своем сердце).

Во время перерыва предлагаем желающим поучаствовать в викторине по произведениям В.М.Шукшина.

(см. приложение)

VI. Фронтальная беседа.

? Какой фразеологизм неоднократно встречается в рассказе «Верую»? Каково его значение? Для чего писатель использует этот прием?

(Душа болит. Героя гложет непонятное щемящее чувство, это тоска. Так можно сказать о состоянии человека, оставшегося без веры. Душа тоскует, требуя, чтобы человек обратился к Богу и тем самым обрел для себя верную платформу).

? Прочитайте отрывок из рассказа «Мастер»:

« — У тебя же руки золотые! Ты бы мог знаешь как жить! Ты бы как сыр в масле катался, кабы не пил-то!

            — А я не хочу как сыр в масле. Склизко».

          Какой из признаков фразеологизма лег в основу данного диалога? Почему именно слово «склизко» употребляет герой рассказа?

(Производность значения, метафоричность. Это фразеологическое единство, которое строится на переосмыслении реальной действительности. Слово «склизко» оценочное, присутствует эмоциональная оценка, негативная окраска).

? Каковы причины поступка бригадира Шурыгина?

(Желание совершить поступок, который запомнится народу. Существует параллель с Геростратом, разрушившим храм Артемиды в Эфесе).

? В чем схожи герои трех рассматриваемых произведений?

(Они одиноки, но каждый приходит к этому одиночеству своим путем и каждый по-особому это одиночество переживает).

? Почему во время слома церкви слышался хруст бревен, несмотря на то, что ревели три трактора?

Почему Шукшин именно слово поклонился, описывая последние мгновения церкви? Какие значения у этого слова?

(Поклониться – 1)сделать поклон, поприветствовать при встрече. 2)принести в дар. 3)обращаться с просьбой, униженно просить о чем-н.).

VII. Своеобразное развитие темы веры, к которой В.М.Шукшин обратился в рассказах «Мастер», «Крепкий мужик», мы видим в произведении «Верую».

Предложим вам подготовленную инсценировку отрывка из рассказа «Верую».

» — Молись! — Поп встал. — Повторяй за мной…

 — Пошел ты!..

 Поп легко одной рукой поднял за шкирку Максима, поставил рядом с собой.

 — Повторяй за мной: верую!

 — Верую! — сказал Максим.

 — Громче! Торжественно: ве-рую! Вместе: ве-ру-ю-у!

 — Верую! — заблажили вместе. Дальше поп один привычной скороговоркой зачастил:

 — В авиацию, в механизацию сельского хозяйства, в научную революцию-у! В космос и невесомость! Ибо это объективно-о! Вместе! За мной!..

Вместе заорали:

 — Ве-ру-ю-у!

 — Верую, что скоро все соберутся в большие вонючие города! Верую, что задохнутся там и побегут опять в чисто поле!.. Верую!

 — Верую-у!

…Когда Илюха Лапшин продрал глаза, он увидел: громадина поп мощно кидал по горнице могучее тело свое, бросался с маху вприсядку и орал, и нахлопывал себя по бокам и по груди:

            Эх, верую, верую!

            Ту-ды, ту-ды, ту-ды — раз!

            Верую, верую!

            М-па, м-па, м-па — два!

            Верую, верую!..

А вокруг попа, подбоченясь, мелко работал Максим Яриков и бабьим голосом громко вторил:

            У-тя, у-тя, у-тя — три!

            Верую, верую!

            Е-тя, е-тя — все четыре!

 — За мной! — восклицал поп.

            Верую! Верую!

Максим пристраивался в затылок к попу, они, приплясывая, молча совершали круг по избе, потом поп опять бросался вприсядку, как в прорубь, распахивал руки… Половицы гнулись.

            Эх, верую, верую!

            Ты-на, ты-на, ты-на — пять!

            Все оглобельки — на ять!

            Верую! Верую!

            А где шесть, там и шерсть!

            Верую! Верую!»  

? Как вы думаете, зачем мы включили эту сценку?

(Максим тоскует. Чтобы хоть как-то облегчить эту тоску, он идет к попу. Но вместо молитв и проповедей поп (символ церкви как соединения) предлагает выпить и устраивает бесшабашную пляску. Песня, которую сопровождает пляска, – всегда то, что рвется из самой глубины души. В этой пляске явно прослеживаются моменты соборности, единения людей друг с другом. А главная функция собора по В.М.Шукшину – собрать в одно целое душу человека).

Вывод: Проблема веры у В.М.Шукшина очень значима. Вера как собор души проходит через многие его произведения. Василий Макарович пытается, прежде всего, уловить и изобразить всплеск растревоженной души, «пляску тоски».

VIII. Заключительное слово учителя:

В.М.Шукшин любил сравнивать жизнь с песней. О человеке он говорит: «Прожил, как песню пропел». И уточнял: «Пропел ее превосходно» или наоборот: «Скверно пропел».

О самом Шукшине можно сказать: он не допел свою песню до конца, оборвалась она, когда захватила миллионы слушателей…

Домашнее задание: Рассказ «Крепкий мужик» имеет открытый финал. Это позволяет додумать дальнейшее развитие образа Николая Шурыгина . Напишите продолжение рассказа в манере В.М.Шукшина.

Приложение

Викторина.

  1. Что означает слово полати, употребленное в следующем тексте?

«Больше всего в родной избе я любил полати. Не печку даже (хотя печку тоже очень любил), а полати…» (Слово о «малой родине»)  

(Ответ: Полати – настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком между печью и противоположной ей стеной).

  1. Как можно истолковать слово обыватель, употребленное в следующем тексте?

«Как нужны они, мощные, мудрые, добрые, озабоченные судьбой народа,  – Пушкин, Толстой, Гоголь, Достоевский, Чехов. Стоит только забыть их, обыватель тут как тут… Это еще будет «то» искусство» (Монолог на лестнице)

(Ответ: Обыватель – человек, лишенный общественного кругозора, с косными, мещанскими взглядами, живущий мелкими, личными интересами).

  1. К какой категории устаревших слов (архаизмы, историзмы) относятся выделенные в тексте слова?

«Не вина этих слов, что употребляют их слишком часто, иногда попусту, всуе». (Завидую тебе)

(Ответ: архаизм, имеет синоним напрасно)

«… это бывшая церковь, которую построил в начале века какой-то шальной купец…». (Вопросы самому себе)

(Ответ: историзм, синонима не имеет).

  1. Какие слова в следующих текстах можно отнести к просторечным? Определите их значение.

«Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил». (Вопросы самому себе)

(Ответ: Сморозить – прост. Сказать что-либо глупое, нелепое, вздорное).

«Не мог же я не радоваться, когда все в зале радовались, что человек в трудную для себя минуту не соврал, не словчил за счет другого». (Вопросы самому себе)

(Ответ: Словчить – прост. Суметь достигнуть чего-л., действуя ловко, не совсем благородным способом).

«Дайте ему отвести душу – вырезать узоры на карнизе, расписать ставни, посадить под окном березу, «присобачить» на крышу какую-нибудь штуку, что все ахнут. А он будет доволен». (Монолог на лестнице)

(Ответ: Присобачить – груб. прост. Прикрепить, приделать что-л. к чему-л.).

  1. Имеются ли в следующих текстах книжные фразеологизмы (с точки зрения стилистической окраски)?

«… купец срубил церковь на скорую руку, тяп-ляп». ( Вопросы самому себе)

«Может, не мудрствуя лукаво, взять да и рассказать про себя…»

 «Хорошо сказано: близок локоть, да не укусишь». «Мы ломаем голову, какой он такой, интеллигентный человек?». «Что же вы в открытую дверь ломитесь!». (Монолог на лестнице)

(Ответ: не мудрствуя лукаво)

  1. Персонажи каких профессий и занимаемых должностей встречаются в произведениях В.М.Шукшина?
  • Сочинения
  • По литературе
  • Шукшин
  • Анализ рассказа Крепкий мужик

Анализ рассказа Крепкий мужик Шукшина

Как известно, в Советском Союзе церкви не пользовались особенным почтением. Люди в существенной части отстранились от религиозных воззрений, но прежний дух все-таки имел некоторое значение, церкви могли быть объединяющим элементом.

Рассказ Крепкий мужик говорит о бригадире колхоза, который занимается сносом церкви. Для того чтобы получить новые кирпичи на свинарник, он решает разрушить прежнее здание, которое числилось как складское. Конечно, подобное поведение не вызывает ни в ком одобрения, но сам Шурыгин (бригадир) считает себя человеком, который поступает верно, он не слушает людей и тешит себя мыслью о собственном величии и приобретенной популярности.

В каком-то смысле ситуация имеет двоякое значение и Шурыгина тоже возможно понять, да и чрезмерный консерватизм жителей деревни, тоже создает определенные сомнения. Тем не менее, держатся жители этой деревни не столько за старые устои, сколько за символ, за определенное миропонимание. Церковь, быть может, и не пользуется популярностью, но сохраняет целостность деревни, является символом, который всем по нраву.

Поэтому, когда бригадир все-таки решает сносить церковь, он получает существенное порицание людей. Проблема заключается совсем не в здании как таковом, но в разрушении устоев и разрушении совершенно необдуманном. Шукшин описывает именно такой необдуманный поступок, который ведет к утрате чего-то ценного.

Образ главного героя представляет собой разрушительную силу русского человека, который может быть одержим какой-то идеей. Именно с этой идеей и сносили храмы в период революции и уничтожали друг друга люди, которые ранее в этих храмах рядом молились. Вероятно, в каком-то смысле Шукшин как знаток русского характера, описывает именно ситуацию, когда деструктивная идея овладевает русским человеком и он идет на поводу у приобретенной концепции, считая себя вершителем верного дела.

Такое предположение подтверждается заключительной частью рассказа, где Шурыгин описывается как любитель быстрой езды. В этом есть намек на известную поговорку. Соответственно, есть намек и на описание типичного русского характера, который длительно запрягает, быстро едет, но часто едет не туда.

Вариант 2

В своем творении «Крепкий мужик» автор показал главного героя как человека, утратившего связь с духовным миром. В одном из абзацев описана деградация жителей захудалой деревни. Главной завязкой рассказа является предложение Коли Шурыгина – бригадира колхоза «Гигант». Шурыгин предложил главе колхоза снести на кирпичи старую церковь и построить вместо нее складское помещение. Глава дает свое согласие. Все дальнейшие действия в рассказе происходят в один день. В воскресный день Коля привел 3 трактористов, несмотря на бунт сельчан.

Основной персонаж Шурыгин Николай показал себя с отрицательной стороны и описывается в повествовании как «крепкий мужик». Для читателя «крепкий мужик» представляется как сильный и русский мужчина. «Крепость» Коли основывается на исторической памяти важного героя как Василий Духанин.  Василий в свое время стал влиятельным человеком.

В коротком рассказе автор поместил почти все население деревни. Жена бригадира Кланька, его больная мать, приемщик Михайло и продавщица из местного магазина – все они ненавидели Колю Шурыгина. Кроме Коли главная роль принадлежит учителю. Молодой школьный учитель готов отдать жизнь ради спасения старой церкви.

В рассказе автор описал судьбу русского народа, основанную на истории становления, с того момента, как была возведена церковь. Коля оправдывался перед матушкой тем, что в церковь давно никто не ходил и ее не замечал. При разговоре с больной матерью, Коля понял, что народ надеется только на милость царя. Несмотря на жалобы жителей и учителя, церковь уже была разрушена до основания.

В своем рассказе Шукшин сохранил просторечие, простоту и разговорность. В произведении церковь олицетворяется с домом и спокойствием, которых не хватает каждому человеку. Церковь давала людям силы. Она хранила в себе традиций и прошлое русского народа. Автор взял за основу главную деталь в виде кирпичей. Кирпичи являются основой всей церкви. При разрушении церковь не рассыпалась, а разрушалась на отдельные куски.

Шурыгин покушался не только на церковь, но и на людские традиции и вероисповедание жителей. Поэтому Коля испытывал одиночество в работе и в родном доме. Продавщица отказывается продавать Коле выпивку и еду. Упадок церкви считается кульминационным моментом всего повествования. В рассказе церковь погибала мучительно и быстро. После прочтения творения у читателей остается ненависть к главному герою Шурыгину за отсутствие жалости, души и разума.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Крепкий мужик

Анализ рассказа Крепкий мужик

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Какой поступок можно назвать благородным? (6 класс)

    Современный мир настолько сильно изменился, что многие даже и не знают о том, что такое благородство, и какой поступок можно назвать благородным?

  • Левитан

    Левитан один из немногих живописцев, где природа в его произведениях показана с особой полнотой. Его мощь состоит в том, что он заставляет всматриваться в красоты лесов, лугов, пристально наблюдать и запоминать.

  • Сочинение Облако в штанах Маяковского

    Поэма эта очень интересна и по форме, и по содержанию. Само название очень ярко, внутри себя контрастно. Как облако можно в штаны нарядить?

  • План рассказа Прыжок Толстого 3 класс

    Корабль возвращался после плавания вокруг света. На палубе было много людей, потому что погода была хорошая. Среди людей на корабле была обезьяна. Она забавляла и смешила народ

  • Анализ пьесы На дне Горького

    Горький написал пьесу о жизни опустившихся людей с целью показать свое понимание способа, который люди должны использовать, противостоя жесткому давлению обстоятельств.

  • План рассказа красный цветок
  • План рассказа котенок л н толстой литература 2 класс
  • План рассказа конь с розовой гривой астафьев
  • План рассказа кому на руси жить хорошо
  • План рассказа колючка яковлева