План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    28 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    28 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    28 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    28 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

план рассказа о куликовской битве

план куликовской битвы 4 класс окружающий мир

план по окружающему миру куликовская битва

<hr />

Составь план рассказа о Куликовской битве, как сделать?

Как составить план о Куликовской битве?

8 ответов:



8



0

Куликовская битва происходила между русскими воинами, которые пришли на место боя, Куликово поле, из Москвы, и войском хана Мамая. Куликово поле находилось на берегу реки Дона, а так же притока Непрядвы.

Приведу пример плана:

hvoRnPGiQzDRFZc8ihigejQdnzYqvt.png

План Куликовский битвы можно составить довольно просто. Приведу пример плана.

  • Русь до Куликовской битвы.
  • Князь Дмитрий Иванович.
  • Сражение на Куликовом поле.
  • Наступление Тахтамыша.
  • Результаты сражения.



5



0

Начать рассказ, я думаю, надо с краткого объяснения — по каким причинам произошла битва, что стало предпосылками для ее возникновения.

<hr />

Далее необходимо описать участников битвы, место ее проведения и расположение войск.

<hr />

Затем должно быть описание основных моментов битвы.

<hr />

Обязательно надо рассказать об итогах сражения

<hr />

В конце рассказа следует упомянуть о значении Куликовской битвы в истории Руси.

<hr />

Соответственно, план рассказа о Куликовской битве будет выглядеть следующим образом:

  1. Причины возникновения конфликта, приведшие к битве.
  2. Дата и место проведения Куликовской битвы.
  3. Участники битвы и их войска.
  4. Ход битвы.
  5. Итоги битвы.
  6. Значение Куликовской битвы в истории.

<hr />



5



0

Составим план Куликовской битвы по которому можно будет составить рассказ либо написать сочинение.

  1. Причины по которым началась Куликовская битва.
  2. В каком году произошла Куликовская битва?
  3. Участники Куликовской битвы (в этом пункте нужно указать, что битва шла между русским войском и Золотой Ордой).
  4. Как происходила битва?
  5. Какая стратегия была у каждого войска?
  6. Исход битвы.

Как мы знаем в этой битве поражение потерпело войско Золотой Орды, хотя изначально шансов на победу у них было больше, чем у русского войско. Однако, отвага, смекалка и храбрость Дмитрия Донского обеспечила русскому войску такую желанную победу.



5



0

План для рассказа о Куликовской битвы составить несложно, я могу предложить такой план:

  1. Предыстория. Причины и предпосылки Куликовской битвы.
  2. Участники битвы. Соотношение и развертывание сил.
  3. Ход битвы. Дата битвы. Поединок между татарином Челубея и Александром Пересветом.
  4. Исход битвы, основные результаты.
  5. Значение Куликовской битвы, основные выводы.

Когда будете по этому плану писать рассказ о битве, особое внимание стоит уделить значению этой битвы.

На проекте Большой вопрос есть вопрос о том, как можно написать рассказ «Куликовская битва». Есть вопрос о том, как написать рассказ о Куликовской битвы от имени русского воина.



3



0

Важное для России событие — Куликовская битва, состоялось на Куликовом поле ( территория Тульской области ) 8 сентября 1830 года.

Битва проходила между русским войском, возлавляемым московским князем Дмитрием Донским, и войском Золотой Орды под предводительством монгольского хана Мамая. Поводом стал отказ князя от выплаты дани.

Русское войско состояло в основном из воинов Владимирского и Смоленского княжеств, примерная численность составляла около десяти тысяч человек. Войско Мамая было более многочисленным, в нем было много наемников, в том числе с литовских, русских и осетинских земель.

Сражение развернулось возле устья Дона и Непрявды.

Дмитрий Донской расположил свои силы таким образом:

За передовым отрядом шла пехота, а по краям ( левому и правому ) были выставлены конные полки. Решающую роль в исходе кровопролитного сраженя сыграл засадный полк, спрятанный в лесу. Когда победы казалось бы была на стороне ордынцев, полк появился из леса и обеспечил викторию

войску Дмитрия Донского.

Сражение на Куликовом поле нельзя назвать решающим, татаро-монгольское иго просуществовало после нее еще много лет. Но эта битва показала, что Золотая Орда все же уязвима и ее можно победить.



2



0

План рассказа о Куликовской битве:

  1. Причины и предпосылки, в результате которых произошла Куликовская битва.
  2. Участники битвы (состав участников, вооружение, полководцы).
  3. Расположение противоборствующих войск (преимущества, недостатки).
  4. Ход битвы и её итог.
  5. Значение Куликовской битвы.



2



0

Куликовская битва состоялась в 1380 году между русским войском под предводительством князя Дмитрия и татаро-монгольским под предводительством Мамая.

Место битвы расположилось между рекой Дон и притоком реки Непрядвы.

Расстановку сил и ход боя можно посмотреть на схеме.

План боя можно составить, основываясь на исторические события того времени.

  1. Причина возникновения противостояния русского войска и татаро-монгольского.
  2. Время и место проведения боя.
  3. Расположение русского войска, передовые части, резерв в дубовой роще.
  4. Расположение войска хана Мамая.
  5. Первое наступление.
  6. В бой вступает резерв войска Дмитрия.
  7. Войско Мамая отступает.
  8. Героизм русских солдат.
  9. Значение Куликовской битвы.



1



0

Предлагаю два плана: первый более узкий, не предполагающий развернутых ответов, второй более широкий.

Итак, первый план.

  1. Где и когда происходила Куликовская битва.
  2. Кто принимал участие в битве.
  3. Причина разногласий русских и татаро-монголов.
  4. Ход битвы.
  5. Чем закончилось сражение.

Второй план.

1) Как жила Русь до Куликовской битвы, предпосылки сражения.

2) План, расположение войск.

3) Ход битвы.

4) Поединок Челубея и Пересвета.

5) Исход битвы и ее значение для Руси.

Читайте также

Арктика это полярная и ледяная часть нашей планеты, в которую входят:

29kGNLm6BZbgTngFe1ni3hN9pEQyy1.png

Большая часть этой территории постоянно покрыта огромным и толстым слоем льда и снега, такая мрачная и холодная пустыня.

Но на самом деле это не так в Арктике очень разный климат, он может существенно отличатся:

Если говорить о флоре и фауне, то в таком климате на этой территории , практически нет деревьев, а прорастают в основном злаки, осока, лишайник, карликовые ивы и березы.

Животный мир представлен довольно широко и разнообразно:

Но главная проблема Арктики в ее хрупкости, если что-то в арктической экосистеме будет разрушено, то исправить будет практически не возможно, охрана данной территории должна быть основным приоритетом.

О животных, занесенных в Красную книгу, можно прочесть 1.здесь, 2. здесь и 3. здесь.

На первом ресурсе сообщается о флоридской пуме, мануле, красном волке. Подробно описано о местах обитания этих редких животных, внешнем виде, особенностях питания и добыче пищи. Названы причины исчезновения этих видов животных.

По второй ссылке вы пройдете на экологический портал. Здесь много интересной информации о редких животных нашей страны, занесенных в Красную книгу и находящихся под защитой государства. Материал настолько интересен, что читается, как приключение в животный мир гор, лесов, тайги, тундры, степей и морских просторов.

На третьем сайте рассказывается о других животных из Красной книги. Сайт не менее интересный и захватывающий.

Здесь вы можете прочесть сообщение о росомахе. Интересном хищном животном, обитающем в нашей стране и в других регионах мира.

Доклад сообщение о Бельгии для 3 класса можно оставить так:

Бельгия — это европейская стана, что расположилась на северо-западе. Ее столица — Брюссель. Правильнее называть эту страну — Королевство Бельгия.

Это довольно дождливая страна с мягкой зимой и летом. Небо часто затянуто облаками, а снег иногда и вовсе не выпадает в зимние месяцы.

Вот еще информация об этой стране:

Сообщение о Бельгии

Несмотря на то, что Бельгия действительно у многих ассоциируется с шоколадом, эта страна славиться еще текстилем и металлопродукцией. В этой стране находится крупнейшие центра по торговле алмазами.

Примечательно, что более 95% населения страны — это городские жители. Здесь очень любят велоспорт и футбол, в этой стране проводятся крупные мировые соревнования по велоспорту.

Бельгия славится свой фламандской живописью. В свое время именно в этой стране создавал свои шедевры Рубенс.

WdjkQEbnFUEAdX7ZIary3NRpiUNfhlD.png

Сообщение о Бельгии 3 класс

  1. Река Колорадо протекает по западной части Северной Америки.
  2. Колорадо берет начало в Скалистых горах, на высоте более 3000 метров. Впадает в Калифорнийский залив Тихого океана.
  3. Река сначала течет в юго-западном направлении, затем — в южном.
  4. Поскольку Колорадо протекает по гористой местности, с характкрными для Скалистых гор ландшафтами, река известна глубокими каньонами. Также горы определяют извилистость реки.
  5. Питание реки в осном снежное, за счет таяния снегов в горах. Также дополняют питание реки дожди и подземные воды.
  6. Воды реки используются для нужд населения, промышленности и сельского хозяйства. Воды настолько усиленно используются человеком, что даже не доходят до истока, расходуясь. Наиболее полноволна река весной и в начале лета, когда тают снега в горах.

На мой взгляд, план зависит от того, большой город или маленький, но если в среднем то, возможно, следующим образом:

  1. Название и как оно менялось, год появления сведений о городе.
  2. Расположение. В каком регионе страны. На какой реке. Население.
  3. История города, в том числе в истории страны.
  4. Экономика города. Основные предприятия и организации. Основные занятия населения.
  5. Достопримечательност­<wbr />и. Музеи. Стадионы.
  6. Театры, кино, рестораны, катки, бассейны, спортклубы и другие развлечения.
  7. Интересные здания, сооружения, парки, сады, надережные.
  8. Развлечения для детей и юношества: дома творчества, музыкальные школы, кружки, секции.

1) Найдите на карте (с. 73) место битвы. Проследите по карте передвижение русских и ордынских войск.

Битва произошла на Куликовом поле, на берегу Дона и его притока Непрядвы. Русские войска направлялись к месту битвы прямиком от Москвы.

Войска хана Мамая двигались из-за Волги, с юга.

Обсудим!

1. Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?

Поддержка святого подвижника была очень важна для московского князя, поскольку говорила о том, что на стороне русских Бог. Эта поддержка поднимала дух войска и вообще русского народа, который верил, что на его стороне высшие силы.

2. Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?

Перед началом сражения произошёл поединок монаха Пересвета и монгольского богатыря Челубея. Оба воина погибли. Из литературы я помню поединок Ильи Муромца и нахвальщика. Смысл богатырских поединков в том, чтобы показать противнику силу своих воинов и их решимость победить.

Проверь себя

1. Расскажи, как проходила битва.

Это сражение началось рано утром 8 сентября 1380 года. Русские полки выстроились на берегах рек Дон и Непрядва, напротив расположились монгольские рати.

Битва началась с поединка Пересвета и Челубея. Могучие воины сшиблись и пронзили друг друга копьями. Потом татары пошли вперёд и прорвали передовые полки русских. Но в решительный момент битвы на татар с тыла ударил засадный полк и посеял среди них панику. Татары бросились убегать и были полностью разбиты.

2. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

Эта победа показала, что Золотая Орда не является непобедимой силой, она подняла дух народа, позволила ему задуматься о полном освобождении от ига. Она сплотила многие русские княжества и просто народ вокруг Москвы, поспособствовав объединению Руси.

3. Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому.

Дмитрий Донской — один из величайших полководцев своего времени. Он сумел объединить русское войско и выбрал очень удачное место для битвы. Полководец правильно расположил свои войска и сумел нанести внезапный удар из засады. Победа Дмитрия Донского позволила Руси освободиться от владычества Орды.

Задания для домашней работы

1. По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.

План рассказа:

  1. Подготовка рати
  2. Визит князя к святому Сергию
  3. Выбор места битвы
  4. Поединок богатырей
  5. Атака татар
  6. Удар засадного полка
  7. Бегство татар
  8. Смятение Мамая.

Рассказ о Куликовской битве для 4 класса

Летом 1380 года на Руси узнали о походе хана Мамая. Князь московский Дмитрий Иванович сразу разослал гонцов в разные концы русской земли, созывая рать. Откликнулись многие.

А Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь и стал просить Сергия Радонежского благословить его на битву с монголами. Отец Сергий не только дал своё благословение, но и отправил в поход вместе с князем двоих монахов, богатырей Пересвета и Ослябю.

Для места решающей битвы было выбрано поле между реками Дон и Непрядва, которое называли Куликовым. Русская рать расположилась на берегу и стала ожидать врага.

Первыми в бой вступили богатыри Пересвет и Челубей. Их поединок стал началом битвы. Пересвет пронзил Челубея копьем. Но и монгольский воин пронзил копьём Пересвета. Это стало кульминацией сражения. После этого началась сама битва.

Татары атаковали передовые полки русской рати, стоящие на равнине. Всё смешалось. Князь Дмитрий Иванович бился как простой воин. Постепенно татарские конники стали прорывать построение русских, грозя зайти им в тыл. Но в решительный момент на татар набросились свежие русские силы — засадный конный полк.

Татары растерялись, не понимая, откуда взялись новые русские воины. Они решили, что против них встали мёртвые, и бежали. Мамай в смятении смотрел как гибнет и рассеивается его непобедимое прежде войско.

2. Нарисуй один из эпизодов битвы. Можно изготовить макет битвы.

Для рисунка лучше всего выбрать поединок Пересвета и Челубея.

Битва Пересвета и Челубея

Поединок Пересвета и Челубея

Макет Куликовской битвы, можно сделать из подручных средств

Макет Куликовской битвы

Макет битвы, схема.

На следующем уроке

Вспомни, как Русь попала в зависимость к Золотой Орде. Как выглядела Москва при Иване Калите?

Русь попала в зависимость от Золотой Орды в середине 13 века. Тогда Русь была разделена на отдельные мелкие княжества. Это была главная причина, по которой она не могла противостоять натиску кочевников — монголов.

При Иване Калите Москва была окружена дубовыми крепостными стенами. Город был застроен деревянными зданиями, только церкви в нём были каменными.

Урок 
литературного чтения в 4 Д классе.

УМК
«Перспектива»»

Учитель:
Кирсанова Н.Н.

Тема: Куликовская битва.

Тип урока: урок изучения и
первичного закрепления знаний.

Цель: познакомить с
произведением «Куликовская битва», с Дмитрием Донским как исторической
личностью; учить понимать исторические произведения о Родине.

Задачи:

Образовательные:

 пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу,
актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

Развивающие:

помочь учащимся самостоятельно изучить некоторый материал;

Воспитательные:

 помочь активно воспринимать изучаемый материал, прививать
любовь к истории
Родины;

УУД

Личностные:

осознание смысла учения,
важность изучаемого материала;

умение находить ответ на
вопрос.

Регулятивные:


формирование
умения выполнять свои действия  по образцу (правилу);


формирование 
умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Познавательные:


формирование
умения строить доказательства, развитие мышления и внимания;


развитие
 умения анализировать и обобщать полученные знания.

Коммуникативные:

• формирование умения работать у
доски;

• развитие умения высказывать 
свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение:
учебник
«Литературное чтение», 4кл., 1 ч., Л.Ф. Климанова., Л.А. Виноградская. Москва
«Просвещение» 2014г., творческая тетрадь.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация
к учебной деятельности

Ребята,
сегодня мы отправимся в путешествие  вглубь веков. Путешествие длится
целый урок. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на активизацию урока.

2.Актуализация
и пробные учебные действия

Ребята,
обратите внимание на доску. На ней надпись: «2018 год – год Российской
истории».

Почему
именно 2018 год?

Я вам
немного подскажу. (Вывешиваю на доску дату 862)

Число
862 вам о чем-нибудь горит?

В 862 году Русь стала
государством под управлением князя Рюрика.

Подумайте, и ответьте
на вопрос.

Сколько лет прошло
между этими двумя датами?

Эту дату мы отмечаем в
этом году.

Замечательно!

Нет.

1156
лет.

3.Выявление
места и причины затруднения

Чтобы
отмечать эту дату истории, историю нужно изучать. (Открывается крыло
доски – за ним: даты, имена, события, напечатанные на бумаге одного цвета, но
расположенные в хаотичном порядке).

Перелистаем страницы истории. Но я вижу, что страницы перепутались. Составьте
из них хронологическую цепочку.  

862 год
– Рюрик – Новгород
1240 год – Александр Невский – Нева – шведы
1242 год – Чудское озеро – крестоносцы
1238 год  – Батый – татаро-монгольское нашествие

(События
будут расставлены в хаотичном порядке)

Какое
имя мы пропустили? 
Как вы думаете, какое имя будет следующим? 
Хорошо!

Какая же
родственная связь была между Александром Невским, Иваном Калитой и Дмитрием
Донским?

Замечательно!
Обратите внимание, что эти люди не имели фамилии, но мы их знаем по
прозвищам, которые получены ими заслуженно.

Выходит один ученик и пытается составить
хронологическую цепочку, если же у него это не получается, помогает весь
класс коллективно.

Иван Калита.

Дмитрий Донской.

Александр Невский – дед Ивана Калиты, Иван Калита  –
дед Дмитрия Донского.

4.Построение
проекта выхода из затруднения

Ребята, так какую же цель мы сегодня поставим
перед собой?

Замечательно!

А еще?

Молодцы!

Посмотрите, на слайд. (На слайде выведены
портреты Дмитрия Донского в княжеской и военной одежде).

Откуда мы раньше могли слышать это имя? Откуда
мы можем получить информацию о нем?

Да, совершенно верно!


Познакомиться с Дмитрием Донским, как с исторической личностью.

Познакомиться
с произведением «Куликовская битва»

Ответы
детей.

Из
интернета, фильма, песни, энциклопедии, от учителя.

5.Реализация
построенного проекта

Начнем с учебника. Откроем стр. № 70 и
прочитаем один важный факт.

Замечательно!

Вы внимательно читали, поэтому сможете ответить
на несколько вопросов.

1) Когда же русское и татарское войско сошлось?

2) Почему Дмитрий был назван Донским?

3) С кем неразрывно связано имя Дмитрия
Донского?

Молодцы!

Дети
открывают учебники.

1)
8 сентября 1380 г.

2)
За победу в сражении на Куликовском поле, за Доном.

3)
С именем великого русского святого Сергия Радонежского.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи

А теперь, обратим внимание на стр. № 71 и начнем знакомство
с произведением «Куликовская битва»

Начнем читать по цепочке. (Далее я останавливаю последнего
читающего ученика и продолжаю читать сама.

Ребята, что вы узнали из прочитанного? Давайте с вами
проведем викторину.

За правильные ответы я буду давать звёздочки.

1) Почему Мамай захотел разорить Светлую Русь?

2) Какое войско он набрал? Какие были у него воины?

3) К кому Дмитрий Иванович поехал посоветоваться, как ему
быть?

4) Что предсказал Сергий Радонежский Дмитрию Донскому?

5) Наше войско вышло из Москвы, добралось до Коломны и
двинулось на…

6) Кого дал Сергий Радонежский в помощь Дмитрию Донскому?

7) Кем они был изначально, прежде чем укрыться в монастырь?

8) Как их звали?

9) До куда донесся шум боя?

10) Какой народ возвращался с Куликова поля?

Молодцы! Внимательно читали и слушали произведение! А
теперь, пришло время немного отдохнуть.

Встаем.

Физкультминутка ( на экране)

Садимся.

Дети читают.

Ответы детей.

1)
Потому что, царь Золотой Орды решил, что ему мало дани.

2)
Неисчислимое войско, воины были монгольские, кавказские, татарские,
итальянские.

3)
К старцу.

4)
Победу.

5)
На Дон.

6)
Двух монахов.

7)
Воинами.

8)
Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

9)
До дубравы.

10)
Русский народ.

Дети
встают.

7.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону

Пришло
время поработать самостоятельно

поразмышляйте,
пофантазируйте и нарисуйте сюжет победы великого русского народа на
Куликовском поле.

Рисуют.

8.Включение
в систему знаний и повторений

Представим,
наши работы в виде выставки. (Каждый ученик выходит и прикрепляет магнитом
свой рисунок на доску).

Ребята,
вы такие молодцы!

Выходят к доске.

9.Рефлексия
учебной деятельности на уроке

Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Вы все очень хорошо сегодня потрудились.

Какая же тема нашего урока?

Ребята, мы достигли поставленной цели?

Замечательно!

В чем заслуга Дмитрия Донского?

У вас на столах лежат листочки для того, чтобы вы оценили
свою работу на уроке.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0247/00030f86-9cfc14c1/hello_html_mfad71c4.gif

Домашнее задание: Пересказ произведения
«Куликовская битва»

Выставление оценок.

Урок
окончен.

Дмитрий
Донской. Куликовская битва.

Да.

Он
одержал победу над царем Золотой Орды.

Мотивационный

Постановка Учебной задачи

Основной период

закрепление знаний и способов действий.

Физминутка

Контроль и самопроверка

Подведение итога занятия

Рефлексия

Домашнее задание

5 мин

10 мин

2 мин

8 мин

5 мин

6мин

5 мин

2 мин

1 мин

Ребята, на доске записан ребус:

                ч=к м=в

кулич + Омск + АЯ + битва

— Что зашифровано в этом ребусе?                           — (Куликовская битва).

— Это тема нашего урока.

— Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать?

— Какие цели поставим? (когда произошла битва, планы сторон, каков итог урока,  значение и последствия для страны).

— Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?

Мы с вами знаем, что на Руси происходят значительные изменения – стремление к объединению русских земель.

Какое княжество стоит во главе этого процесса? – (Московское).

Во многом возвышение Москвы зависело от великого князя. Большую роль в возвышении Москвы сыграл князь Дмитрий Иванович.

-При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами.   Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из-за сушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной.

-Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, перестал платить   дань .

Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя?

-Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам.

-Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

  Ребята, посмотрите на стр.70 учебника рисунок «Вооружение русского воина»

— Задание: рассмотреть рисунок и составить небольшой рассказ.

( выбор опорных слов: доспехи, кольчуга, шлем с забралом, кольчужная сетка, панцирь, меч, копье, боевые топоры, ножи, булава).

— Какими качествами должны были обладать русские воины?

— На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

-Ребята, подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?

-Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулсябольшой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.

Войско Мамая было разгромлено, победа русских – полной. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь совершались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях.

—  К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?   (Погибло много воинов.)

— Ребята,  прочитайте  текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72 учебника.

— Найдите  на карте место Куликовской битвы. 

Расскажите  по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.

– Что нового узнали на уроке?

– Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва?

– О чём заставил задуматься этот урок?

— Оцените свою работу на уроке. Кто сегодня гордится собой?

— У кого сегодня получилось то, что не получалось раньше?

— Кто был самым активным, самым любознательным?

— Ребята, найдите  сведения о Дмитрии Донском и  подготовьте сообщение.

Озвучивает тему и цель и урока.

Задает детям вопросы.

Задает вопросы.

Рассказывает о истории России.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы

Слушают легенду.

Задает вопросы.

Знакомит детей с картой.

Акцентирует внимание на конечных результатах урока

Задает домашнее задание

Отгадывают кроссворд

Формулируют  тему и цель урока.

Ответы на вопросы

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Слушают  рассказ учителя

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Записывают домашнее задание

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П:узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

Извлечение необходимой информации из текста (П).

К: уметь обмениваться мнениями; слушать  другого – ученика;

Умение сравнивать, высказывать своё мнение.

П: Умение сравнивать, высказывать своё мнение.

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

П: умение делать выводы

Осознание и произвольное построение речевых высказываний (П

  • План рассказа кукушка ненецкая сказка
  • План рассказа кубок 5 класс жуковский
  • План рассказа крепкий мужик
  • План рассказа красный цветок
  • План рассказа котенок л н толстой литература 2 класс