План рассказа мальчик у христа на елке

  • Сочинения
  • По литературе
  • Достоевский
  • План рассказа Мальчик у Христа на елке

План рассказа Мальчик у Христа на елке Достоевского

  1. Жизнь детей, которые просят милостыню на улице.
  2. Смерть мамы мальчика.
  3. Мальчик идет на улицу, ищет еду.
  4. Праздничный город.
  5. Смерть мальчика.
  6. Мальчик на елке у Христа.

Краткое содержание

Действие рассказа происходит в канун Рождественских праздников. В лютый мороз шестилетний мальчик просит милостыню на улице. Вечером он возвращается в сырой и грязный подвал, где пьяные люди отбирают у него собранные копейки и посылают за водкой в ближайший кабак. Если он принес мало денег, его могут и побить.

Утром мальчик проснулся и подошел к своей матери, которая лежала на грязной подстилке. Оказалось, что мать умерла. Не сумев разбудить мертвую мать, ребенок выходит из страшного подвала и отправляется бродить по предпраздничным улицам города. В окнах богатых домов он видит красиво наряженные елки, вкусную еду на столах. Мальчик замерз. Он холода у него болят пальцы на руках и ногах. Ребенок пробует зайти в один из домов, но его прогоняют. Устав, он зашел в какую-то подворотню, лег и заснул, замерзший и голодный.

Мальчик умирает и воскресает уже на небесах. Он попал на Рождественский праздник к Христу. Он видит елку, она украшена красивыми игрушками. Вокруг поют и танцуют такие же ребятишки, как он. Все веселы и счастливы. Он встречает свою маму, ласковую и радостную. Все рады ему, обнимают, зовут с собой. Дети объясняют мальчику, что каждый год Христос устраивает такой праздник для несчастных ребят, которые не знали радости на Земле. Кто-то из них замерз на улице, кто-то умер от голода. Все они теперь стали ангелами. Христос благословляет несчастных детей и их настрадавшихся матерей. Матери стоят в сторонке и плачут, а дети подлетают к ним и вытирают их слезы. Дети говорят, что он, наконец-то, счастливы и просят матерей не плакать.

Утром в подворотне дворник находит тело маленького замерзшего мальчика.

В рассказе показана жизнь маленького мальчика, попавшего в тяжелую ситуацию. Пьющие, опустившиеся соседи по подвалу и люди, которых он встречает на улицах города, абсолютно равнодушны к его судьбе. Автор хочет призвать людей к милосердию. Он показывает, как грехи взрослых ведут к страданиям и гибели невинных детей.

Также читают:

Картинка к сочинению План рассказа Мальчик у Христа на елке

План рассказа Мальчик у Христа на елке

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Пантелея Прокофьевича Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Для того что бы провести анализ произведения «Тихий Дон» проведем анализ образа, главного героя произведения Мелехова Пантелея Прокофьевича. Его отношение к семье и обществу. Является ярким персонажем.

  • План рассказа В прекрасном и яростном мире Платонова

    К лучшему машинисту депо, Александру Васильевичу Мальцеву, определили помощника для работы на скором курьерском поезде.

  • Сочинение Анализ по повести Быкова Обелиск

    Повесть В. Быкова «Обелиск» — очень тяжёлое произведение о войне, которое, однако, не оставит равнодушным никого. И, несмотря на его «тяжесть», его хочется перечитывать время от времени

  • Анализ произведения Собака Тургенева

    Это философское произведение, в котором рассматривается тема поведения человека перед лицом необъяснимых явлений. Компания, собравшаяся для вечернего разговора, состоит из людей здравомыслящих

  • Сочинение Уфа — мой любимый город

    Если бы кто-нибудь задал мне вопрос, какой город является моим любимым, то, безусловно, я ответил бы, что это Уфа.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      karsonwerner103

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    28 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    28 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    28 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    28 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

На чтение 8 мин. Опубликовано 11.04.2020

В 1876 году знаменитый русский писатель Фёдор Достоевский написал трогательный святочный рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Краткое содержание позволяет в сокращении узнать историю неожиданно осиротевшего нищего ребёнка, который видел невероятные рождественские картинки, но всё это было его предсмертными грёзами. Утром люди нашли его окоченевшее тело. Произведение затрагивает тему детских страданий в суровом и несправедливом мире взрослых.

Содержание

  1. История написания
  2. Краткое содержание
  3. План для пересказа
  4. Образ главного героя
  5. Жанр и композиция
  6. Проблемы, основная мысль и идея

История написания

Достоевский приступил к написанию рассказа 30 декабря 1875 года. Незадолго до этого он пережил события, вдохновившие его на создание произведения:

  • 26 декабря 1875 года — ёлка и детский бал в Петербургском клубе художников, где писатель побывал со своей дочерью Любой;
  • 27 декабря — посещение вместе с А. Ф. Кони колонии для малолетних преступников, возглавляемой писателем П. А. Ровинским;
  • в эти же предновогодние дни произошло несколько случайных встреч на улицах Петербурга с нищим мальчиком, просившим милостыню.

Все эти случаи произвели настолько сильное впечатление на автора, что легли в основу его святочного рассказа. Он был опубликован вместе с другими материалами о «русских теперешних детях» в выпуске «Дневника писателя» за январь. На страницах издания Достоевский намеревался рассказать читателям «кое-что о детях вообще, о детях с отцами и о сиротах, о детях на ёлках и без ёлок, о малолетних преступниках».

Эта история принадлежала к числу любимых произведений автора. Он не раз публично читал её на многих литературных вечерах.

Краткое содержание

Рассказчик упоминает, как перед Рождеством несколько раз встречал нищего мальчика не старше семи лет. Он ходил «с ручкой» (этот термин означает просить милостыню). У детей, подобных ему, безрадостная судьба: их высылает набирать монет какая-нибудь шайка халатников или пьяниц, живущих в грязном подвале. Там же пьянствуют и их несчастные битые жёны, рядом плачут их голодные маленькие дети.

 рассказ достоевского мальчик у христа на елке

Когда такие бродяжки подрастают, их сбывают на фабрику, но всё заработанное они вновь должны приносить халатникам, которые это пропивают. Такие дети рано становятся преступниками и воришками.

Рассказчик сам сочиняет одну историю про несчастного ребёнка, но ему кажется, что подобный случай мог произойти на самом деле. В ужасный мороз мальчик лет шести просыпается в холодном подвале. Ему очень хочется есть, он пытается разбудить свою маму, но она, недавно захворавшая и лежащая на тонкой подстилке, умерла. Мальчик ещё не понимает, что такое смерть. Его удивляет недвижимое и холодное лицо матери.

Затем ребёнок выходит на улицу. Он видит яркие огни, людей, кареты, но его беспокоит только одно — сильный голод. Мимо проходит блюститель порядка, но отворачивается, не желая видеть нищету.

Мальчик останавливается у окна, за которым видит красивую ёлку, играющих детей, танцующую девочку. В другом окне виднеются четыре богатые барыни, которые угощают пирогами любого, кто войдёт. Мальчик тоже решается зайти, но одна барыня суёт ему копеечку и выгоняет. Но он теряет монетку, поскольку её не могут удержать замёрзшие пальчики. В третьем окне он видит красивых куколок, совсем как живых. Но тут какой-то большой мальчишка бьёт его по голове и отбирает картуз, после чего ему приходится убегать.

Рассказ мальчик у христа на елке

Ребёнок прячется за дровами на одном из дворов, скорчившись и спрятав ручки за пазуху. Вдруг ему становится хорошо и тепло.

Он слышит голос мамы, поющей ему песенку, а потом кто-то зовёт его на ёлку. Он видит красивую ель и добрых мальчиков и девочек, которые кружатся вокруг него. Они говорят, что это «Христова ёлка» для всех детей, которые могли замёрзнуть или умереть иначе. Тут же стоят и их грешные матери, плачущие и глядящие на них. Мальчик видит здесь свою маму и испытывает счастье.

В реальности же он умирает, замёрзнув во дворе. Утром дворники находят его трупик, разыскивают и его мёртвую мать, с которой он, возможно, действительно увиделся на небесах.

План для пересказа

Автор делит свой текст на две части. В первой рассказывается про нищего мальчика «с ручкой», вторая посвящена непосредственно истории о ребёнке, попавшем на ёлку к Христу. Можно также разделить произведение на несколько частей, составив план для пересказа:

 у христа на елке краткое содержание

  1. Мальчик «с ручкой».
  2. Холодный подвал.
  3. На улицу.
  4. Шумный и яркий город.
  5. Равнодушие прохожих.
  6. Праздник у детей за окном.
  7. Четыре барыни.
  8. Необычные куколки.
  9. Побег от злого мальчишки.
  10. Пристанище во дворе за дровами.
  11. Христова ёлка.
  12. Финал.

Устный пересказ помогает лучше понять смысл произведения.

Образ главного героя

Главный герой произведения — мальчик лет шести. Он был одет в какой-то халатик и картуз. Как и многие дети, он привязан к своей маме и любит её. В рассказе упоминается, что его мать вместе с ним приехала сюда из какого-то маленького города и вскоре захворала.

Мальчик у христа на елке достоевский

Мальчик искренний, наивный, впечатлительный, непосредственный и весёлый: он тоже хочет веселиться и танцевать вместе с детьми за оконным стеклом, смеётся при виде куколок, но вспоминает о том, как заледенели его пальцы, как он хочет есть.

Невозможность утолить базовые потребности мешает ему наслаждаться духовными красотами. Лишь у Христа на ёлке, когда ему становится тепло и хорошо, он может в полной мере отдаться радости.

В рассказе не упоминается имя героя. Его безликость намекает на масштаб проблем, затронутых в произведении, и говорит, что таких нищих детей, мёрзнущих на улице, на свете может быть очень много.

Автор рисует его потрет с использованием большого количества слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «пальчики», «ручки», «ножки» «картузик», «куколки». Благодаря этому приёму читатель ещё больше проникается симпатией к маленькому герою, видит его светлую натуру и беззащитность, погружается в мир детского восприятия, испытывает к нему сочувствие. Рассказчик тоже сопереживает персонажу на протяжении всей истории.

Жанр и композиция

Жанр святочного произведения характерен для русской литературы. Рассказ «У Христа на ёлке» сюжетно перекликается с такими образцами этого жанра, как баллада немецкого поэта Фридриха Рюккерта «Ёлка сироты» и знаменитая сказка Х. К. Андерсена «Девочка со спичками».

Основными признаками рождественского рассказа являются:

Мальчик у христа на елке кратко

  • описание чудесного события, изменившего жизнь героя к лучшему;
  • присутствие среди героев маленького ребёнка как символа новорождённого Иисуса;
  • время действия — Рождество или Святки;
  • счастливый финал.

Практически все условия были соблюдены, кроме одного: у этой истории нет счастливого финала. Хоть герой и становится свидетелем чуда, побывав на Христовой ёлке, в реальности он умирает, как и его несчастная мать. Являясь преимущественно «взрослым» писателем, Достоевский не привык приукрашивать действительность. Тема нищего и обездоленного ребёнка, несущего свой крест в жестоком взрослом мире, прослеживается в его творчестве в произведениях «Бедные люди» и «Ёлка и свадьба». Он не отступает от неё в течение всей жизни.

Впрочем, в какой-то мере для самого мальчика конец действительно счастливый: он избавился от мучений и невзгод, холода и голода, был счастлив и увидел на небесах свою маму. Возможно, если бы он не умер, впоследствии его ожидала бы судьба малолетнего преступника.

Мальчик у христа на елке краткое содержание

Композиционно рассказ полностью построен на контрастах. Холодный и сырой подвал с мёртвой женщиной сменяется на городские улицы с красками огней, богатство и красота которых поражают детское воображение. Но очень скоро мальчик понимает, что от всего этого он отделён прочным стеклом. Куклы в витринах более живые, чем проходящие мимо люди с чёрствой душой.

Затем вновь контраст: ёлка у Христа, где мальчик чувствует себя своим, рядом такие же дети, Христос добр и отзывчив, а мать улыбается.

В этом произведении бедность противопоставляется богатству, а человеческое равнодушие и холодность — детской искренности и доброте.

Проблемы, основная мысль и идея

Произведение затрагивает проблемы бедности, социального неравенства, вопросы человеческого равнодушия и чёрствости. Пока все люди радовались празднованию Рождества, маленький мальчик страдал от голода и холода, не получая и крупицы тепла и сочувствия. В его трагической гибели в какой-то мере виноваты все персонажи: и блюститель порядка, отвернувшийся от него, и барыни, выгнавшие его из своего дома, и большой мальчишка, грубо отнявший у него картуз. Никто не замечал его горя либо не хотел замечать, нарочно закрывая глаза на недостатки этого мира в лице нищих.

В читательский дневник можно записать главную мысль: необходимо быть милосердным и сострадательным, внимательным к близким и даже к простым прохожим.

Мальчик у христа на елке краткое

Незначительная доброта способна спасти жизнь. К примеру, если бы барыня позволила мальчику немного погреться в тёплом доме и угостила его пирожком, ему стало бы намного лучше. Но она всего лишь дала ему копейку, да и то не из жалости, а лишь бы он ушёл поскорее, чтобы не портил идеальную картину её дома своим видом.

Кроме того, идея произведения заключается в демонстрации несправедливости жестокого мира. Ни в чём не повинные дети часто становятся заложниками ситуации и жертвами грехов своих родителей, бросающих их на произвол судьбы.

Автор пишет во вступлении к рассказу: хоть он и сочинил эту историю, ему мерещится, что где-то это на самом деле случилось.

Он предоставляет читателю аргументы, что подобные истории — это не выдумка, а грустная реальность, в которую придётся поверить, чтобы, возможно, постараться как-то изменить её.

Урок в 6 классе «Пойдем со мной на елку, мальчик».(Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»)

Урок – диалог с текстом.

Учитель – Белякова Т.М.

ЦЕЛЬ УРОКА:

1. Вызвать интерес к творчеству Ф.М Достоевского.

2. Познакомиться с историей жанра святочного рассказа, отражающим пласт культуры; увидеть причины возникновения этого жанра;

3.познакомить с методами наблюдения над стилем;

4. отработать семантическое содержание слов

Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых их затаенных страданиях, обманутых ожиданиях проходит сквозь все творчество писателя, начиная с ранних рассказов и повестей. Детская тема интересовала Достоевского настолько, что он «поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях… и… о теперешних их отцах в теперешнем взаимном их отношении. Формула детства у Достоевского скорбная.

         В дневниковом святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке» нашли отражение горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им проходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф., 19, 14).

        «Дневник писателя» — главная часть религиозного и философско-публицистического творчества Достоевского. Но в него вошли и собственно художественные призведения, к коим относится и рассматриваемый нами рассказ. Отбор «детского» материала для январского выпуска дневника за 1876 год (как узнаем о том из первых же его страниц) определило увиденное и услышанное в те морозные дни на улицах Петербурга и его окраине. Понять глубинную суть рассказа невозможно без уяснения его жанрового своеобразия и композиционного места в писательском дневнике.

Задание к уроку: 1) прочитать рассказ, 2) составить словарь, 3) составить план сюжета рассказа, 4) вспомнить композиционные части рассказа.

                                           Словарь

Романист — писатель романов.

Нары – дощатый широкий помост для спанья, не вдоль стен, как на лавке, а поперёк; задняя широкая лавка.

Захворать – стать больным, простудиться.

Блюститель – человек, который охраняет что-нибудь, наблюдает за чем-нибудь. Подворотня – проём или проход под воротами.

Смрад – вонь , отвратительный запах, вонючий дым.

Ревматизм – воспалительное заболевание суставов.

ХОД УРОКА:

УЧИТЕЛЬ: Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор взрослых и нелегких произведений для чтения. Но в каждом мы встречаем детей. Он жил во второй половине девятнадцатого века и писал правдивые рассказы о нелегком времени, в котором жил Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.  Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего разговора.
Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках, заостряя внимание на проблеме будущего таких детей.

        Тема детства в рассказе «Мальчик у Христа на елке», как и во многих произведениях Достоевского, оказывается ключевой. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства», — запишет Достоевский в «Дневнике». Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? «Униженные и оскорбленные, трагически одинокие, бесприютные и невинно страдающие, рожденные «на мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от холода и голода, просящие милостыню…но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родныедети» Бога. И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого исвятого мировосприятия?

Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.

УЧИТЕЛЬ: Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия – страна православная. Что происходит в эти дни? (колядки, приметы). Чего ждут люди в эти дни? (чуда, добра). Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот жанр и прижился  у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу, которая всегда носит нравоучительный характер.

 Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Запишем определение.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

Попробуйте сформулировать сами признаки рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие автора-рассказчика, главный герой – ребенок, мотив чудесного.

Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно». Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

*А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?

Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.

УЧИТЕЛЬ: Дома вы должны были проследить последовательность событий , происходящих в рассказе и составить план. Давайте проверим его и сопоставим с композицией рассказа. Обратите внимание, у вас на столе лежит листок, в правой части план рассказа, а левую мы заполним вместе)

1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.(экспозиция)

2.Мальчик в городе.(завязка)

3.Чудо за большим стеклом.

4.Смело отворил дверь и вошел.

5.Копеечка выкатилась и зазвенела.

6.Куколки в окне.

7.Обидели.

8.Чужой двор.

9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.(кульминация)

10.»Христова ёлка».

11.Маленький трупик.(развязка)

* Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?

Композиция — это построение литературного произведения. Композиционные части рассказа —экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.

Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение».

УЧИТЕЛЬ:

*Кто же является главным героем рассказа? Чьими глазами мы видим происходящее? (всезнающий автор) 

*Каким видим его мы, а каким автор?

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).

Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». 

*Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере. Почему автор употребляет существительное среднего рода? Существо? Кстати, как его зовут? Обратите внимание, как автор говорит о его одежде(халатик)?Почему он употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс?

* Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?

Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.

И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события

*. Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно). Почему огня не зажигали? (автор обращает внимание на чувство одиночества героя)

*Какие слова часто повторяются???? Какие чувства у вас вызывают картины этого ужасного подвала?

Чувство брезгливости, безысходности, тупика.

*Что противопоставляется в рассказе мертвящему ужасу подвала?

(город, улица, шикарная зала за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик- открытое пространство). Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»). А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

* Какие художественные выразительные средства использует автор?(эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы). 

*Обратите внимание на разнообразие красок, используемых автором  (золотые, блестящие, красные, серебряные) О чем говорят нам эти цвета?

(о богатстве и роскоши чужого счастья. Люди здесь живут по-другому. Ему это недоступно. Мальчик теперь понимает, что бывает мир другой, и возвращаться в свой унылый подвал ему не хочется). Достоевский рисует образ дурной бесконечности. Столкнулись две реальности. И то и другое существует на самом деле. 

*Зачем автор сталкивает эти реальности?

Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?

Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.

*Почему герой в отчаянии?

Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа.

«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.

«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.

УЧИТЕЛЬ: Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.

* Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?

Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку.

*Что бы вы сделали на его месте?

У него возникает естественное желание войти внутрь. Он не понимает, что в мире богатых нет места бедным. Он любой ценой хочет попасть в новый мир. И вместо чуда он получает копеечку.

.*Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела». Почему именно копеечка, а не копейка?

Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?

Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы.

Эта копеечка ему была не нужна.

УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.

УЧИТЕЛЬ: Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».

*Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?

«Вспомнил, заплакал, побежал».

*Куда побежал герой?

О чем вспомнил мальчик?

 (свой старый дом в деревне, где всегда тепло и есть еда). 

*Зачем автор приводит эти воспоминания?

(снова для контраста с этой видимой роскошью и благополучием большого города). Возникает образ Рая. 

*А почему они ушли из своей деревни?

 (после отмены крепостного права крестьяне были вынуждены уходить в город, они стали ненужными. Земля перестала кормить крестьян, земельные наделы стали слишком маленькими. И для многих отмена крепостного права стала настоящей трагедией. Достоевский говорит о последствиях этого процесса. А сколько таких мальчиков бродило по стране???

*Как мальчик оказался в подворотне?

( мальчика обидел хулиган местной городской шпаны, муки его усиливаются). Этому хулигану тоже живется не сладко, и не он в этом виноват. Несправедливость одна порождает другую несправедливость.

Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.

*Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский переводит повествование в другую плоскость.

*Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?

Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Но нет громких резких звуков. Все спокойно и гармонично. Свет настоящий, не бьющий по глазам. Дети не играют, не едят и не пьют, но у них тоже праздник. Они кружатся и летают, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…

*Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?

Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь .

Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.

УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей. Эта тема звучит в стихотворении Н.А. Некрасова «Плач детей».(читает один ученик, у всех остальных учеников стихотворение лежит на парте)

УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ заканчивается смертью героя? Финал рассказа никак не назовешь счастливым.

А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.

«Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».

УЧИТЕЛЬ: Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание…  Достоевский надеется, что сердца людей очистятся от равнодушия и злобы. Труд человека должен состоять именно в очищении душ силой веры.

        Для каждого христианина Рождество должно стать праздником жизни. Ведь нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха, и всем дарит Он радость жизни вечной… Чуткий психолог Ф.М. Достоевский проникновенно это чувствовал: за несколько лет до написания рассказа он потерял своего первенца – двухмесячную Сонечку, а после – в 1878 году – трехлетнего Алешеньку…

        Страдания родителей отзывались сердечной вселенской болью… Но он верил во всемилосердие Божие и высшую справедливость, верил в вечную жизнь ив то, что из грешного приземленного мира беспорочные души скорбящих детишек попадают в мир иной, с трану отрады и утешения, и живут там новой жизнью …Осознавал Достоевсий и то, что «все за всех виноваты», а значит, страдания детей закономерны – за порочность и виновность отцов и матерей… Это также требуется принять на веру. Мы сознаем судьбу страдания ребенка и даже смерть его в категориях земного бытия, в вечности все это должно восприниматься качественно иначе.

        По фтлософии любви Достоевского, целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребена», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, — и не принять этого спасения…» Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь – на земле быть ангелами, славящими Христа.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.

Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

О каких вечных ценностях напоминает нам автор? Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности. О необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).

УЧИТЕЛЬ: У вас на столах лежат зеленые листочки в виде ладошек. Давайте сегодня мы постараемся мысленно протянуть руку помощи нуждающимся и напишем на этих ладошках те слова, которые необходимы миру, чтобы чудо стало явью. И из этих ладошек составим рождественскую елку

Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.

С праздником Рождества!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В качестве домашнего задания я предлагаю вам сделать своими руками открытку для своих родных и близких и пожелать им того, в чем прежде всего нуждаются. А потом мы устроим выставку рождественских открыток.

Список литературы:

1. Дьяконов А. И. Типы высшей Богословской школы в Древней Церкви III–VI вв. / Ученые записки. 2. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 30. – Л.: Наука, 1988.
3.  Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы). Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 1992. – С.20.
4.  Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. – М.: Просвещение, 1985.

  • План рассказа маленькие человечки
  • План рассказа макар чудра
  • План рассказа магазин ненаглядных пособий отрывок 4 класс
  • План рассказа лягушка путешественница 3 класс
  • План рассказа лошадиная фамилия