План рассказа марья моревна

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Марья Моревна»
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План сказки «Марья Моревна»

Умерли родители у Ивана-царевича и трех его сестер. Мужем Марьи-царевны стал молодец-сокол, Ольги-царевны – молодец-орел, Анны-царевны – молодец-ворон. Соскучился Иван по сестрицам, пошел в гости. Видит: «лежит в поле рать-сила побитая». Одолела ее королевна-красавица Марья Моревна. Полюбили друг друга царевич и королевна.

Уходя на войну, Марья запретила Ивану заглядывать в чулан. А он не утерпел, увидел там Кощея Бессмертного в цепях, еще и попить ему 3 ведра воды подал. Окреп Кощей, цепи порвал, подхватил Марью Моревну с дороги и унес к себе. Поплакал Иван, да пошел любимую искать. По пути гостил у сестер с мужьями, оставил им на память по ложке, вилке, табакерку из серебра.

Дважды увозил Иван Марью Моревну, и каждый раз Кощей на волшебном коне ее отнимал, но царевича прощал, помнил добро. А на третий раз убил и в бочку косточки бросил. Увидали сокол, орел и ворон, что серебро почернело, полетели на выручку. От мертвой и живой воды тело Ивана срослось, он ожил.

Пошел Иван к бабе-яге добывать богатырского коня не хуже, чем у Кощея. Марья Моревна тайком ему платок Кощея отдала. Платок этот поставил мост через огненную реку, за которой жила яга. В дороге голодный Иван пожалел, не стал есть цыпленка птицы, меда пчелы, львенка львицы. Обещали они ему потом пригодиться. Так и вышло. Три дня пас Иван коней яги. Они мигом разбегались, но птицы, звери и пчелы гнали их домой.

Не доверяя бабе-яге, Иван тайком ушел от нее с конем. Погналась она следом, да свалилась в огонь с моста через реку. В третий раз увез Иван Марью от злодея. Погнался тот, да конь у царевича лучше, чем у него. Поддал тот конь Кощею в лоб, а Иван добил врага палицей, и пепел его развеял. После чего, погостив у сестер, стал жить-поживать со своей ненаглядной женой.

Читательский дневник по сказке «Марья Моревна»

Сюжет

Осиротели Иван-царевич и его сестры. Выдал он Марью за молодца-сокола, Ольгу за молодца-орла, Анну за молодца-ворона. Шел Иван к ним в гости, полюбил прекрасную королевну богатырку Марью Моревну. Не послушался жены, ушедшей на войну, открыл чулан, дал воды Кощею Бессмертному. Тот похитил Марью Моревну. Трижды Иван пытался увезти жену, на третий раз Кощей его убил. Зятья оживили его мертвой и живой водой. Добыл Иван волшебного коня у бабы-яги. А помогли ему птицы, звери и пчелы, которых он пожалел в дороге, не стал есть их детенышей и мед. Нагнал мужа с женой Кощей, но конь его свалил, а Иван убил. И с тех пор все счастливо жили.

Отзыв

Сказка о том, что добро всегда вознаграждается. В этой сказке Иван-царевич не самый великий воин, зато послушен воле родителей, добр к сестрам и их мужьям, жалеет даже ослабевшего злодея Кощея, упорно ищет свою любимую Марью, щадит детенышей, карает Кощея. Сказка учит быть благодарным, великодушным, любящим, верным, милосердным, слушать добрые советы, признавать и исправлять свои ошибки, быть настойчивым, бесстрашным, приобретать друзей, приходить друг другу на выручку.

План сказки «Марья Моревна»

  1. Сиротство царевича с сестрами.
  2. Свадьба Марьи с соколом.
  3. Свадьба Ольги с орлом.
  4. Свадьба Анны с вороном.
  5. Любовь Ивана и Марьи Моревны.
  6. Жалость Ивана к Кощею.
  7. Похищение Марьи Моревны Кощеем.
  8. Бегство Ивана с женой.
  9. Смерть Ивана от лап Кощея.
  10. Зятья оживляют Ивана.
  11. Жалость Ивана к животным.
  12. Служба у бабы-яги за коня.
  13. Побег Ивана с женой.
  14. Смерть Кощея и счастье молодых.

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Помогите с русским

  • fizika
    Физика

    28 минут назад

    Задача по Физики

  • himiya
    Химия

    28 минут назад

    100 балів і краща відповідьДам переклад українською мовою, відповідь також може бути ​

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    28 минут назад

    Кто может помочь ,за ранеее благодарю

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    28 минут назад

    2..Найти в тексте глагол в неопределенной форме. аложите на ожог чистую, мягкую, ворсистую повязку, например, марлевую, смоченную в холодной воде. До мере высыхания повязки можно поливать ее холодной водой. Если больше ничего нет, подойдет бактерицидный пластырь, он предохранит ожог от инфекции.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Ответ:

В сказке  “Марья Моревна”  Иван-царевич выдает своих сестер замуж, Марья-царевна стала жить с соколом, Ольга-царевна стала жить с орлом, Анна-царевна стала жить с вороном. Прошло время, решил царевич к сестрам съездить. В дороге встретился он с ратью, которую побила Марья Моревна. Увидал он потом Марью Моревну, женился, стал жить в ее государстве. Когда собралась королевна на войну, то не велела в чулан заходить. Иван не смог вытерпеть, заглянул в чулан, увидел там Кощея, напоил его водой. Кощей улетел и унес к себе его жену. Отправился Иван в дорогу за  Марьей  Моревной.  Дошел он до дворца сокола и сестры своей, Марьи-царевны, оставил им свою ложку. Пошел он дальше, увидел дворец орла и сестры Ольги-царевны. Оставил у них вилку. Дальше пошел и увидел дворец ворона и Анны-царевны, оставил у них табакерку. Долго шел и нашел Марью Моревну, уехали они из владений Кощея. Кощей настиг Ивана-царевича, простил его. Кощей забрал Марью Моревну к себе. Царевич снова дошел до владений Кощея, поехали они с Марьей Моревной. Опять Кощей настиг Ивана, отобрал Марью Моревну. Иван еще раз забрал Марью Моревну, Кощей настиг Ивана-царевича, порубил, положил в бочку, забросил в море. У родственников Ивана-царевича почернели серебряные вещи. Сложили они все куски от тела Ивана-царевича, живую и мертвую воду стали лить, ожил Иван-царевич. Марья Моревна спросила Кощея, где он взял себе коня. Иван пошел за таким конем. Пришел к бабе-яге, стал пасти кобылиц. Ему помогали пасти заморская птица, львица, пчелка. Пчелка посоветовала ему взять нехорошего жеребенка. Иван-царевич выкормил жеребенка, стал он хорошим конем. Ускакали Иван с Марьей Моревной. Когда догнал Кощей Ивана, то конь Ивана побил Кощея копытом, добил Иван-царевич Кощея, спалил его на костре. Стал Иван жить вместе с Марьей Моревной.  

План

1. Замужество сестер Ивана-царевича

2. Женитьба на Марье Моревне

3. Кощей крадет Марью Моревну

4. Встреча царевича со своими родственниками

5. Царевич забирает у Кощея Марью Моревну

6. Второй раз забирает царевич Марью Моревну

7. Третий раз забирает царевич Марью Моревну, смерть царевича

8. Спасение царевича родственниками

9. Путешествие Иван-царевича к бабе-яге

10.  Царевич добывает себе коня

11. Победа над Кощеем Бессмертным

Читательский дневник по русской народной сказке «Марья Моревна»

Автор: народ.

Название: «Марья Моревна».

Число страниц: 22.

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, три сестры — Марья, Ольга и Анна, Сокол, Ворон, Орёл, Марья Моревна, Кощей Бессмертный, Баба-Яга.

Характеристика главных героев:

Иван — добрый и отзывчивый. Упрямо добивался своей цели.

Смекалистый и ловкий.

Спас свою возлюбленную из заточения Кощея.

Марья Моревна — сильная и воинственная.

Смелая и отважная. Добрая.

Доверилась Ивану и не пожалела.

Сокол, Ворон и Орёл — статные и сильные молодцы.

Выручили царевича в трудную минуту.

Гостеприимные.

Марья, Ольга, Анна — сёстры Ивана.

Он их удачно выдал замуж.

Кощей Бессмертный — хитрый и коварный.

Обманом освободился из заточения.

Умеет сдерживать слово. Наивный.

Думал, что его никто не победит.

Баба Яга — хитрая обманщица.

Хотела обвести вокруг пальца Ивана, но сама попалась на свои уловки.

Краткое содержание сказки «Марья Моревна»

После смерти родителей Иван удачно выдал сестёр замуж и поехал искать себе невесту.

Он встретил Марью Моревну, могучую воительницу и полюбилась она ему.

Но Иван неосторожно освободил Кощея, и тот похитил Марью.

Отправился богатырь выручать супругу, но трижды ловил его Кощей, а на последний раз изрубил на части.

Но зятья оживили Ивана и направили его к бабе-Яге.

С помощью зверей Иван сумел уследить за кобылицами и похитил паршивого жеребёнка.

Баба-Яга погналась за ними, но погибла, упав в огненную реку.

А Иван с могучим конём победили Кощея и освободили Марью.

План сказки:

  1. Замужество сестёр.
  2. Знакомство с Марьей.
  3. Освобождение Кощея.
  4. Дары зятьёв.
  5. Смерть царевича.
  6. Оживление царевича.
  7. Лесные звери.
  8. Служба у Бабы-Яги.
  9. Смерть Бабы-Яги.
  10. Битва с Кощеем.

Основная мысль сказки «Марья Моревна»

Главная мысль сказки заключается в том, что когда любишь человека искренне, то готов горы ради него свернуть.

Основной идеей сказки является то, что добро всё равно побеждает зло.

Чему учит сказка

Сказка учит не сдаваться и не опускать руки, а всё равно идти к своей цели.

Учит быть добрыми, искренними, отзывчивыми, не обманывать и не бросать близких в трудную минуту.

Краткий отзыв о сказке «Марья Моревна» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что неприятности часто случаются из-за обычного любопытства.

Так, Иван случайно освободил Кощея, а тот украл его жену.

Это интересная и поучительная волшебная сказка.

В неё говориться о великой любви, для которой не существует никаких препятствий.

Мне понравился Иван, добрый, отзывчивый, но вместе с тем мужественный и настойчивый.

И мне понравилась Марья, умная и сильная, умеющая за себя постоять.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что нужно уметь отличать действительно нуждающихся в помощи, от тех, кто чужой добротой злоупотребляет.

Пословицы к сказке

  • Реже видишь — больше любишь.
  • Жить в разлуке — жить в муке.
  • Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.
  • Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое.
  • Каждое дело любовью освещается.

Словарь неизвестных слов

  • Рать — небольшое войско.
  • Шурин — муж родной сестры.
  • Табакерка — коробка для табака.

Отрывок или эпизод, поразивший больше всего:

Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали, как надобно.

Ворон брызнул мёртвою водою — тело срослось, соединилося; сокол брызнул живою водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:

— Ах, как я долго спал!

— Ещё бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Баба Яга»
  • «Белая уточка»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Волшебная водица»
  • «Волшебная дудочка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Два мороза»
  • «Елена Премудрая»
  • «Зимовье»
  • «Иван — крестьянский сын и Чудо Юдо»
  • «Иван Быкович»
  • «Иванушка-дурачок»
  • «Иван-царевич и Серый Волк»
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Русская народная сказка «Марья Моревна»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Марья Моревна» и их характеристики

  1. Иван-царевич. Добрый и славный, но слабохарактерный. Очень сильно любил Марью Моревну и любовь сделала его сильным и решительным.
  2. Марья Моревна. Царевна-воительница. Сильная и смелая.
  3. Кощей Бессмертный. Злой и коварный.
  4. Баба-яга. Вредная и обманщица.
  5. Зятья Ивана-царевича — орел, сокол и ворон. Красавцы, добрые и умные.
  6. Сестры Ивана-царевича — Марья, Ольга и Анна, просто красивые.

План пересказа сказки «Марья Моревна»

  1. Иван-царевич и его сестры
  2. Сватовство орла, сокола и ворона.
  3. Иван едет проведать сестер
  4. Марья Моревна
  5. Иван освобождает Кощея.
  6. В гостях у зятьев
  7. Три подарка
  8. Три попытки украсть Марью Моревну
  9. Оживление Ивана
  10. В путь к бабе-яге
  11. Заморская птица, пчелиная матка и львица
  12. Баба-яга и ее кобылицы
  13. Похищение паршивого жеребенка
  14. Смерть бабы-яги
  15. Смерть Кощея
  16. Счастливый конец

Кратчайшее содержание сказки «Марья Моревна» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Выдал Иван-царевич своих трех сестер за добрых молодцев, как ему наказывали родители.
  2. Поехал проведать сестер и встретил Марью, Моревну, полюбился ей и женился.
  3. Иван Царевич случайно выпускает Кощея и трижды пытается вернуть Марью Моревну
  4. Зятья оживляют Ивана-царевича и он отправляется к бабе-яге.
  5. Ивану помогают заморские птицы, львица и пчелы сохранить кобылиц, и он ворует паршивого жеребенка.
  6. Иван убегает от бабы-яги, убивает Кощея и счастливо живет с Марьей Моревной.

Главная мысль сказки «Марья Моревна»
За неумеренное любопытство иногда приходится платить очень высокую цену.

Чему учит сказка «Марья Моревна»
Эта сказка учит слушать родителей, но жениться по любви. Учит уважать чужие тайны, не быть любопытным, когда это не требуется. Учит помогать родственникам, учит находить друзей. Учит тому, что из любой ситуации есть выход, главное не отступать. Учит тому, что добро обязательно победит.

Отзыв на сказку «Марья Моревна»
Сказка эта мне показалось очень интересной и необычной. Хотя Иван-царевич не совсем тот герой, которого мне хотелось бы видеть. Он часто оказывается слабым, но его настойчивость в достижении цели восхищает. Все равно ему следовало меньше плакать, а больше действовать. Но сказка заканчивается хорошо и это правильно. Ведь злодеи все равно должны понести заслуженное наказание.

Пословицы к сказке «Марья Моревна»
Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.
Умным и смелым трудности не страшны.
На друга надейся, и сам не забудь его выручить.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Марья Моревна»
Жил Иван-царевич и были у него три сестры-царевны — Марья, Ольга и Анна. Родители Ивана наказали ему перед смертью не держать сестер, а сразу замуж выдать.
Вот случилась гроза, влетел в терем сокол, ударился об пол, добрым молодцем стал. Посватался за Марью-царевну, Иван-царевич согласился.
Через год, снова гроза, влетает орел, превращается в доброго молодца и за Ольгу сватается. Отдал Иван среднюю сестру.
Еще год проходит, снова гроза. Влетает ворон, в доброго молодца превращается, Анну-царевну забирает.
Прошел год, скучно стало Ивану-царевичу, пошел он сестер проведать. Видит в поле рать побитая, видимо-невидимо. Стал Иван-царевич кликать, есть ли кто живой, да кто войско то побил.
Ответил ему кто-то — Марья Моревна войско побила.
Едет Иван дальше, видит шатры белые. Встречает его Марья Моревна, в гости зовет. Ночевал Иван-царевич две ночи и женился на Марье Моревне.
Долго ли коротко, собралась Марья Моревна на войну, да Ивану-царевичу наказывает хозяйство вести, но в чулан не заглядывать. И Иван-царевич взял и заглянул. А там Кощей Бессмертный, попить просит.
Сжалился над ним Иван-царевич, дал напиться. А Кощей три ведра воды выпил, цепи порвал, Марью Моревну нагнал и унес к себе.
Заплакал Иван-царевич, на поиски отправился. Через три дня до дворца доходит, а там сокол сидит, в доброго молодца превращается. Погостил Иван царевич три дня у старшей сестры, дальше пошел. А сокол ему в дорогу серебряную ложечку дал.
Через три дня дошел Иван-царевич до дворца Орла и сестры Ольги. Погостил у них, дал ему орел серебряную вилку.
Добрался Иван-царевич и до ворона и сестры Анны. Погостил у их, дал ему ворон серебряную табакерку.
Через три дня добрался Иван-царевич до Марьи Моревны. Повез ее домой.
Кощей вернулся, видит нет Марьи Моревны, коня спрашивает, можно ли догнать Ивана-царевича. Конь говорит, что легко.
Догнал Кощей Ивана, простил на первый раз, Марью Моревну опять забрал.

Второй раз увез Иван Марью Моревну. И снова догоняет его Кощей, и Марью Моревну забирает.
Ну а в третий раз догнал Кощей Ивана-царевича, да на куски его разрубил. Куски те в бочку сложил, засмолил и в море бросил.
В это время серебро у зятьев почернело. Поняли, что беда случилась. Орел бочку достал, сокол живой воды принес, а ворон — мертвой. Оживили они Ивана-царевича.
Марья Моревна стала выяснять у Кощея, где тот коня такого достал. А Кощей рассказал о бабе-яге, у которой он три дня коней пас, а за то баба-яга дала ему жеребенка. А чтобы через реку огненную переправиться, платок нужен особый.
Украла Марья Моревна платок, Ивану передала, про бабу-ягу рассказала.
Пошел Иван-царевич к бабе-яге. Видит птица заморская с птенчиками. Хотел одного птенца съесть, но обещала птица заморская ему помочь.
Дальше идет Иван, видит улей, хотел меду поесть, да матка его отговорила, помочь обещала.
Дальше встречает Иван-царевич львицу со львенком и хотел львенка съесть. Но отговорила его львица, тоже помочь обещала.
Пришел Иван-царевич к бабе-яге, нанялся кобылиц сторожить. Только выгнал их в поле, разбежались кобылицы. Налетели птицы заморские, загнали кобылиц домой.
Баба-яга наказывает кобылицам по лесам рассыпаться. Рассыпались кобылицы по лесам, но набежали лютые звери, всех домой загнали.
Баба-яга советует кобылицам в море спрятаться. Спрятались кобылицы в море, но пчелы налетели, их домой согнали. И говорит пчела Ивану, чтобы украл он ночью паршивого жеребенка.
Украл Иван жеребенка, доехал до огненной реки, махнул платком — мост широкий появился. Переехал Иван, махнул платком — мост узкий остался. Погналась баба-яга за Иваном, на мост заехала, он обломился и она погибла.
Вырастил Иван коня, вернулся за Марьей-Моревной. Увез Иван-царевич Марью Моревну, а Кощей в погоню бросился. Еле-еле догнал Ивана, а конь Иванов копытом ему голову размозжил. Да Иван палицей Кощей доконал. Потом сжег и пепел по ветру развеял.
Проведал Иван-царевич зятьев с сестрами, да домой с Марьей Моревной возвратился.

Признаки волшебной сказки в сказке «Марья Моревна»

  1. Сказочные существа: Кощей, баба-яга
  2. Сказочные превращения: зятья превращались в птиц, Ивана оживили.
  3. Троекратные повторы: три дня, три раза, три ночи
  4. Подвиг главного героя
  5. Победа добра над злом.

/*Волшебная сказка «Марья Моревна»: герои, сюжет, язык

Предварительная подготовка к уроку

Ученикам предлагается внимательно прочитать предварительную статью в учебнике «Русские народные сказки»,!!! Есть тема , предваряющая работу с текстом сказки: «Сказка как популярный жанр народного творчества».  Дети должны быть теоретически подготовлены учителем к работе над текстом сказки. Домашнее задание для 5 класса слишком большое. а потом внимательно ознакомиться с самой сказкой «Марья Моревна». Школьники должны четко знать, что такое сказка, какие бывают сказки, значение слов «присказка», «зачин», «бахарь», «концовка», что такое прием троекратного повторения. Учителю нужно подготовить больших бумажных кукол, изображающих героев изучаемого произведения.

Цели:

1) ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Марья Моревна»;

2) воспитать интерес к сказке, вообще к тексту;

3) развивать внимательность при чтении текста, умение анализировать произведение, выразительно читать текст и комментировать его. !!! Меняем местами цели

Оборудование: бумажные куклы, изображающие Ивана-царевича, Марью Моревну, трех различных девушек в русских народных костюмах, орла, сокола, ворона, Кощея Бессмертного и Бабы Яги; учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Вид урока: урок-путешествие в сказку.

Ход урока

I. Повторение изученного

Учитель: Сегодня мы обратимся к одному из интереснейших жанров русского фольклора – к сказке. Вы уже знакомились с ними на уроках чтения в начальной школе, но сейчас вы уже знаете гораздо больше о сказках, чем раньше. Дома вы прочитали вступительную статью «Русские народные сказки» и замечательную сказку «Марья Моревна».

— Так кто же нам скажет, что такое сказка? (Короткая история фантастического характера).

— Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).

— Какие персонажи вам часто встречались в разных сказках? (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Баба Яга и т. д.).

— Кого в старину называли бахарем? (Рассказчика сказок).

— Для чего в сказке используется присказка? (Присказка вводит слушателя в атмосферу сказки).

— О чем обычно говорится в зачине сказки? (О героях, событиях и месте действия сказки).

— Как в недавно прочитанной вами сказке («Марья Моревна») используется прием троекратного повторения? (У Ивана-царевича три сестры, три раза они выходят в сад погулять, потом трижды повторяется гром во дворце, раздвоение потолка и явление женихов Марьи, Ольги и Анны; три ведра воды подал Иван Кощею в чулане; три предмета оставил Иван своим троим шуринам; три раза Иван сбегал от Кощея с Марьей Моревной, три дня Баба Яга посылала Ивана пасти своих кобылиц).

II. Работа над новым материалом

Учитель: А теперь мы постепенно переходим  к изучению сказки «Марья Моревна». Посмотрите на доску. На боковой доске в ряд прикреплены бумажные персонажи сказки, а на центральной доске написаны имена:

Ольга — Кощей Бессмертный

Марья Моревна — Ясный сокол

Баба Яга — Иван-царевич

Анна — Орел

Марья – Ворон

Вызванному к доске ученику нужно правильно распределить этих персонажей по парам, а потом к их именам прикрепить соответствующих бумажных кукол.

(Персонажей правильно будет распределить так: Ольга – Орел; Марья Моревна – Иван-царевич; Баба Яга – Кощей Бессмертный; Анна – Ворон; Марья – Ясный сокол).

Учитель: Какой у этой сказки зачин? (Ученик зачитывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич…».).

— Что наказали Ивану-царевичу отец с матерью перед смертью? (Они сказали сыну, чтобы он выдавал сестер замуж за первого, кто за них будет свататься).

— Чем руководствовался Иван, выдавая сестер замуж? (Ответ примерно такой: «Если ты люб ей (Марье-царевне, Ольге-царевне или Анне-царевне), то пусть она идет за тебя, я с сестрицы воли не снимаю»).

— Как произошло знакомство Ивана-царевича с Марьей Моревной? (На поле брани, у белого шатра).

— Что необычного вы увидели в начальных отношениях Ивана с Марьей Моревной? (Жена идет на войну, а муж остается дома; по логике вещей все должно быть наоборот).

— Куда Марья Моревна запретила заглядывать Ивану-царевичу? (В чулан).

— Как вы думаете, какое чувство подхлестнуло Ивана-царевича все-таки заглянуть в запретный чулан? (Любопытство).

— Сколько цепей было на Кощее в чулане? (Двенадцать цепей).

— Сколько лет сидел Кощей взаперти? (Десять лет).

— Как вы думаете, почему Иван согласился и дал Кощею напиться воды? (Иван пожалел его).

— Кого называют шурином? (Брата жены).

— Какой столовый предмет Иван-царевич оставил соколу? (Серебряную ложку).

— Какую вещь Иван оставил орлу? (Серебряную вилку).

— Что подарил Иван на память о себе ворону? (Серебряную табакерку).

— Что конь посоветовал Кощею в первый побег Ивана-царевича? (Ученик зачитывает: «Можно пшеницы насеять…» до «…и то поспеем!»).

— Какой выход предложил конь своему хозяину-злодею во второй раз? (Ученик читает: «Можно ячменю насеять…» до конца абзаца).

— Как вы помните, перед каждой попыткой побега Марья Моревна предостерегала мужа. Как Иван объяснял свою решимость все равно забрать жену у Кощея? (В первый раз: «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Во второй раз: «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу»).

— Как добры молодцы узнали, что Иван в беде? (Серебро почернело).

— Каким образом зятья спасли шурина? (Ученик находит в тексте и зачитывает со слов «Орел бросился на сине море…» до «Пойдем теперь к нам в гости»).

— Какие черты характера помогли Марье Моревне разгадать тайну могущества Кощея? (Хитрость и изобретательность).

— Какой волшебный предмет Марья Моревна забрала у Кощея и дала Ивану-царевичу? (Волшебный платок для того, чтобы через огненную реку перебираться).

— Какие животные и насекомые повстречались Ивану по пути к Бабе Яге? (Сначала заморская птица с птенцами, потом пчелиный рой, затем львица с детенышем).

— Сколько шестов было вокруг дома Бабы Яги? (Двенадцать).

— Как животные и насекомые помогли Ивану-царевичу справиться с заданием Бабы Яги? (И птицы, и пчелы, и львы загоняли кобылиц домой к Бабе Яге).

— Назовите точное время, когда Иван-царевич украл у Бабы Яги паршивого жеребенка. (Ровно в полночь).

— Как Иван-царевич в конце концов расквитался с Кощеем Бессмертным? (Ученик зачитывает со слов «Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича…» до «…пепел его пустил по ветру»).

— Какова концовка сказки «Марья Моревна»? (Ученик зачитывает: «…и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»).

— Если вы внимательно читали сказку, то, наверное, заметили, что в тексте встречаются старинные слова. Приведите примеры таких слов и объясните их значения. (Ученики находят старинные слова и выражения: «Не унимать»  значит «не останавливать»; «ворочаться» — «возвращаться»; «глазами вскинуть» — «осмотреться»; «не чаять» — «не думать»).

III. Подведение итогов

На уроке мы работали над сказкой «Марья Моревна», отвечали на вопросы по тексту; повторили ранее изученный материал; проверили, насколько вы  внимательно прочитали произведение.

IV. Анализ и оценка итогов работы

V. Домашнее задание

Прочитать любую другую русскую народную сказку на выбор, пересказать ее и нарисовать к ней иллюстрацию.

  • План рассказа мальчики чехова 4 класс кратко
  • План рассказа мальчики чехова 4 класс 7 частей
  • План рассказа мальчики чехов четвертый класс
  • План рассказа мальчики автор чехов
  • План рассказа мальчик у христа на елке