Вопросы по тексту сказки «Сивка-Бурка»:
- Что целыми днями делал Иванушка?
- Что сеял в поле старик-отец?
- Где провели ночь старший и средний сыновья?
- Какого цвета был Сивка-Бурка?
- Откуда у Сивки-Бурки валил дым?
- Чем поймал коня Иванушка?
- Что обещал Сивка-Бурка Иванушке?
- Зачем ехали на праздник старшие братья?
- В какое ухо влезал Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка в первый раз?
- Чем Иванушка хлестнул братьев?
- Каких грибов принес Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка во второй раз?
- Что сделал Иванушка допрыгнув до царевны?
- Как объяснил Иванушка тряпку на пальце?
- Что обещали тому, кто побрезгует царским пиром?
- Из чего были столы на пиру у царя?
- Чем угощала гостей царевна?
- Как царевна называла царя?
- Как царевна назвала Иванушку?
Ответы на заданные вопросы:
- Валялся на печи
- Пшеницу
- На сеновале.
- Золотой и серебряный
- Из ушей
- Арканом-верёвкой
- Сослужить великую службу
- На других посмотреть
- В правое
- Три венца
- Шелковой плеточкой
- Мухоморов
- Два венца
- Поцеловал и снял перстень
- Напоролся на сучок
- Голову с плеч
- Дубовые
- Медом
- Батюшка
- Суженый, жених
По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
Мы знаем, что сказка является особым жанром литературы, у которого есть свои отличительные черты или признаки. Этих признаков достаточно много, но есть один главный — герои сказки и события в ней описанные всегда вымышленные.
События произведения «Сивка-Бурка» вымышленные, так же как и герои. Не жил никогда Иванушка-дурачок, не ловил он коня Сивку-Бурку, не прыгал на терем к царевне.
Следовательно произведение «Сивка-Бурка» является сказкой.
Какая же это сказка?
Мы знаем, что сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. У каждого вида сказки опять же есть признаки.
Признаки волшебной сказки в произведении «Сивка-Бурка»:
- Зачин. «Было у старика трое сыновей…»
- Волшебные помощники. Конь Сивка-Бурка.
- Волшебные превращения. Иванушка из дурачка становился добрым молодцем и братья его не узнавали.
- Троекратный повтор. Три раза ездил Иван в столицу, три раза прыгал. Троекратным свистом вызывал Сивку-Бурку. Три сына было у старика.
- Борьба добра со злом. Старшие сыновья обзывали Иванушку и не принимали его всерьёз.
- Победа добра. Иванушка становится женихом царевны.
- Концовка.
«Я на том пиру был, мед-пиво пил…»
Вывод: Произведение «Сивка-Бурка» является народной волшебной сказкой.
Задание:
Составить план для пересказа сказки «Сивка-Бурка» для 3 класса.
Выполнение:
Главным героем замечательной народной сказки «Сивка-Бурка» является Иванушка-дурачок, младший сын обычного крестьянина. Конечно, Иванушка не был дурачком, а просто был себе на уме. Он был по-своему хитрый и оборотистый, и сразу видел свою выгоду.
Иванушка поймал коня, который обещал верой-правдой служить ему, и в итоге стал мужем прекрасной царевны. В некоторых вариантах сказки царевну называют Ненаглядной красотой, а в других Еленой Прекрасной, чаще же она не имеет имени.
Для составления плана сказки разделим ее на смысловые части.
В первой части говорится о том, как Иван поймал коня и отпустил.
Во второй Иван в первый раз отправляется в столицу и не допрыгивает три венца.
В третьей Иван во второй раз едет в столицу и снова терпит неудачу.
В четвертой Иван снимает перстень с пальца царевны.
В пятой Иван становится женихом царевны.
Мы разделили сказку на пять смысловых частей, значит и наш план тоже будет содержать пять пунктов. Дадим название каждой смысловой части и получим план.
Пример плана к сказке «Сивка-Бурка»:
- Потоптанное поле
- Дежурство братьев
- Иван ловит коня
- Обещание службы
- Братья не берут Ивана
- Иван и Сивка-Бурка
- Три венца
- Два венца
- Поцелуй и перстень
- Баловство с огнем
- Разоблачение на пиру
- Жених царевны
«Сивка-Бурка» читательский дневник
«Сивка-Бурка» – увлекательная сказка о приключениях Ивана и его верного друга – волшебного коня Сивки-Бурки. Вместе им удалось доказать, что Иван достоин стать суженым прекрасной царевны.
Краткое содержание «Сивка-Бурка» для читательского дневника
ФИО автора: Русская народная сказка
Название: Сивка-Бурка
Число страниц: 24. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Издательство «Речь». 2015 год
Жанр: Сказка
Год написания: Середина XVIII века
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Иван – в семье считался дураком, но на самом деле оказался умным, хитрым и настойчивым юношей.
Старшие братья Ивана – высокомерные, заносчивые, ленивые.
Отец Ивана – старик, простой крестьянин.
Царевна – молодая, красивая царская дочь, мудрая и справедливая.
Сивка-Бурка – волшебный конь, ставший верным товарищем Ивана.
Сюжет
У одного старика было три сына: два умных, а третий, самый младший, был дураком. Однажды кто-то повадился топтать их пшеницу, и старик послал сыновей караулить поле по ночам, чтобы поймать негодника. Старший сын пришёл, но не выдержал караула и заснул. Когда пришла очередь среднего сына, тот поступил точно так же. Младший же сын, Иван-дурак, сел на камень и стал честно сторожить отцовское поле.
Неожиданно на поле появился красивый сильный конь, который принялся топтать пшеницу. Недолго думая, Иван накинул на него аркан и поймал. Конь Сивка-Бурка принялся умолять Ивана отпустить его, обещая оказать ему большую услугу. Подумал Иван и отпустил коня. С тех пор больше никто не топтал пшеницу на отцовском поле.
Тем временем царь бросил клич, что тот станет суженым молодой прекрасной царевны, кто сможет допрыгнуть до её терема и сорвать с её руки перстень. Старшие братья тут же отправились в город попытать счастья, а Ивана с собой не взяли. Но тот не расстроился – отправился он в лес, позвал Сивку-Бурку. Тут же появился волшебный конь. Иван залез ему в одно ухо, из другого уха вылез и стал пригожим молодцом. Отправился он в город, к царскому терему, но совсем немного конь не допрыгнул до прекрасной царевны.
Братья вернулись домой и принялись рассказывать про удалого молодца, а Иван всё лежал на печи да посмеивался. На второй день Иван опять позвал Сивку-Бурку, но и в этот раз не допрыгнул до царевны. И лишь на третий день ретивому коню удалось допрыгнуть – Иван поцеловал царевну и снял с её руки перстень. Когда он вернулся домой, то обмотал руку тряпочкой, чтобы никто не заметил кольцо.
Спустя три дня царь устроил пир, на который поехали и старик с сыновьями. На пиру царевна всех угощала медом, чтобы отыскать своего суженого. Увидев обмотанную руку Ивана, она сняла тряпочку и увидела свой перстень. Царевна признала в Иване того доброго молодца, которому удалось допрыгнуть до её терема. Отмыли Ивана, приодели и стал он настоящим красавцем. Тут и свадьбу сыграли.
План пересказа
- Старик и три его сына.
- Кто-то топчет пшеницу.
- Старшие сыновья в карауле.
- Иван ловит Сивку-Бурку.
- Царский указ.
- Иван снимает перстень с руки царевны.
- Царский пир.
- Свадьба Ивана и царевны.
Главная мысль
Для того чтобы достичь успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться.
Чему учит
Учит не судить о других по внешнему виду, исправно выполнять свою работу, не лениться, не опускать руки в сложных жизненных ситуациях.
Отзыв
Несмотря на то, что все считала Ивана дураком, он смог добиться того, о чём другие даже не мечтали – поймать и приручить волшебного коня, и с его помощью взять в жены прекрасную принцессу.
Пословицы
- Не по виду суди, а по делам гляди.
- Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.
Что понравилось
Понравилось, как Иван настойчиво добивался руки царевны. Он не остановился после первой неудачи и прыгал с Сивкой-Буркой до тех пор, пока не снял с руки царевны перстень.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Урок литературного чтения на тему «СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА СКАЗКИ «СИВКА-БУРКА». ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ»
Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам
Планируемые результаты
Предметные:
научатся делить текст на части, озаглавливать части, подробно
пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план
Метапредметные:
познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками;
регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму оценивания, вырабатывают критерии оценки;
коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Личностные:
проявляют интерес к литературному чтению
Образовательные ресурсы: программа «Чтение и начальное литературное образование»; алгоритм составления плана; иллюстрации В. Васнецова к сказке «Сивка-бурка»; аудиосказка «Сивка-бурка»; таблица уровня усвоения учебного материала (для самооценки)
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)
Формируемые способы деятельности
I. Организация начала урока
– Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку?
Проверяет готовность к уроку.
– А теперь соберемся, эмоционально настроимся на урок. Повторяйте за мной.
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готов-
Владеют навыками психологической
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся.
Всё у нас получится!
ность к уроку: наличие учебника, рабочей тетради, пишущих принадлежностей, остро отточенного простого карандаша, ластика
и эмоциональной настроенности на работу на уроке, организации рабочего места
II. Актуализа-ция опорных знаний
Организует беседу, выявляющую знание текста сказки.
– На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка-бур-ка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы.
– Сколько сыновей было у старика?
– Как звали младшего сына?
– О чем просил старик сыновей?
– Как выполнили просьбу отца сыновья?
– Кем была Елена Прекрасная?
– Чем закончилась сказка?
Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме.
– Три сына.
– Иванушка-дурачок.
– Сторожить пшеничное поле и поймать вора.
– Старший и средний – проспали, младший – выследил воришку.
– Дочь царя.
– Свадьбой
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Выделяют существенную информацию. Сохраняют учебную задачу. Строят речевое высказывание согласно поставленной задаче
III. Постановка учебной
задачи
– Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем заниматься на уроке.
– Мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка» и составим план пересказа текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого выполним проверочную работу
Формулируют учебную задачу
Принимают и сохраняют учебную цель
IV. Работа над составлением плана текста.
Организует работу над составлением плана текста.
– Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку. План помогает излагать мысли последовательно.
Слушают объяснение учителя.
Анализируют, делают выводы. Осознан
– Прочтите алгоритм работы над составлением плана:
• выдели основные части и определи, о чем в них говорится;
• назови каждую часть по её главной мысли;
• запиши название.
Читают алгоритм работы над составлением плана текста.
но и произвольно строят речевое высказывание. Осуществляют анализ с опорой на визуализацию, выделяют главное и второстепенное.
1. Работа над 1-й частью «Встреча с вол-шебным конем».
– Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно разделить текст сказки?
– Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном предложении.
Анализируют совместно с учителем.
Определяют главные части сказки во фронтальном режиме: «Встреча с конем», «Царский указ», «Свадьба». Проговаривают все предложенные варианты.
Выразительно читают. Строят понятные для окружа-
ющих высказывания.
Слушают собеседника. Формулируют свою точку зрения и по-
зицию.
– Назовите границы 1-й части, прочтите слова автора.
Находят в тексте и зачитывают начало и конец части.
– Запишите название 1-й части в тетрадь. Но этого недостаточно, чтобы изложить пересказ по порядку. Надо выделить то главное, о чем говорится в каждой части, и записать в столбик пункты плана. Они помогут излагать мысли по порядку.
Распределяют в нужной последовательности подготовленные заранее опорные таблицы:
1. Крестьянская семья.
2. Вор на пшеничном поле.
3. Неожиданная встреча.
Кроссворд к сказке «Сивка-Бурка»
По вертикали: 1. Имя главного героя сказки.
По горизонтали: 2. Что посеял старик на поле? 3. Что накинул главный герой коню на шею? 4. Какая была первая нить у коня? 6.Что обещал отслужить конь Ивану? 7. Что попросил Иван у братьиных жён? 8. Царская дочь Елена ……… 5. Что снял с пальца у царской дочери Иван? 9. Чем закончилась сказка
2. Работа над
2-й частью «Царский указ».
Предлагает поработать в парах. Организует обсуждение составленного плана 2-й части.
После обсуждения запи-сывают на доске и в тетради составленный план 2-й части:
1. Гонцы царя.
2. Насмешки старших братьев.
3. Помощь Сивки-бурки.
Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Договариваются и приходят к общему мне-нию при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте.
3. Работа над
3-й частью «Свадьба».
Организует прослушивание аудиозаписи 3-й части совместно с просмотром иллюстраций В. Васнецова.
Совместно с учителем составляют план пересказа 3-й части:
1. Перстень царевны.
2. Царский пир.
3. Жених нашелся!
4. Пересказ
Предлагает пересказать по плану 1-ю часть сказки
Пересказывают «по цепочке», опираясь на план, взаимодействуют с учителем
Адекватно
используют
речевые средства для решения коммуникативных
задач
V. Проверка знаний
Организует работу по своему усмотрению, исходя из уровня подготовки учащихся.
Предлагает выполнить задания в рабочей тетради, с. 28–29, с. 31
Выполняют задания в рабочей тетради.
Осуществляют самоконтроль
Принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют и контролируют учебные действия. Осуществляют самоконтроль
Окончание табл.
VI. Домашнее задание
Объясняет суть домашнего задания.
1. Самостоятельный пересказ по составленному плану.
2. Рабочая тетрадь, с. 28 (признаки волшебной сказки)
Слушают, задают уточ-няющие вопросы
Осознают и принимают учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия
Организует работу по формированию самооценки.
– Подведем итоги. Какую учебную задачу решали на уроке? Когда вам это пригодится?
– Оцените, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана:
• научился составлять;
• испытываю трудности;
• не научился.
Оценивает работу класса, поощряет наиболее отличившихся учащихся
Отвечают на вопросы учителя.
– Учились правильно составлять план пересказа текста.
Оценивают свою работу на уроке
Осуществляют самоконтроль учебной деятельности