План рассказа в москве на трубной площади чехов

Перейти к контенту

Антон Чехов — В Москве на Трубной площади:
Краткое содержание

Каждое воскресенье на Трубе рядом с Рождественским монастырем торгуют с возов птицами и животными. Как раки в решете (сравнение), покупатели присматриваются к щеглам по пятаку, к солидному «старику-дрозду», который давно не мечтает о свободе, чижам. «Юнцам и мастеровым» сбагривают завалящий товар. Зато любителей, знатоков уважают. Как «ваше местоимение», учителя из гимназии. Уж он-то знает толк в голубях-турманах.

Берут тут и зайцев с хорьками. Зайца можно спички зажигать выучить. Если бить. «Человек от битья умней бывает, так и тварь». Словом, это уголок Москвы со своей жизнью, где «животных любят и мучают». И прохожим, занятым и добропорядочным, не понять, зачем и какие люди тут собираются.

План «В Москве на Трубной площади» Чехова

  1. Торг на Трубе.
  2. Птичий рынок.
  3. Обман юнцов.
  4. Уважение любителям.
  5. Особый мир любви и муки.

Вопросы «В Москве на Трубной площади» Чехова

  1. Кусочек какого города с любовью описывает автор? (Москва)
  2. Чем торгуют с возов? (птицами)
  3. Какова цена щеглов? (пятак)
  4. На кого похож старый дрозд? (на отставного генерала)
  5. Кого обманывают продавцы? (юнцов-гимназистов, мастеровых)
  6. Кто разбирается в птицах? (любители)
  7. Какими животными здесь торгуют? (ежами, хорьками, кроликами, морскими свинками)
  8. Что коллекционирует завсегдатай рынка, учитель гимназии? (книги и птиц)

Краткое содержание Антон Чехов — В Москве на Трубной площади на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.

Обновлено: 10.01.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx

Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

До 1885 г. Чехов и его семья жили в районе Трубной улицы — Сретенки. Совсем недалеко был Соболев переулок — место не самое красивое и чистое.
Рядом находилась Сухаревка — крупнейший московский рынок. На Трубной площади был большой торг птицами и всяческой живностью, так поэтически описанный Чеховым в рассказе.

Жанр произведения
Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах. Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях.

Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко.
Торг – место торговли, рынок, базар; аукцион.

По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность.
— Почем жаворонок?
Продавец и сам не знает, какая цена его жаворонку. Он чешет затылок и запрашивает сколько бог на душу положит — или рубль, или три копейки, смотря по покупателю.

Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с ощипанным хвостом. Он солиден, важен и неподвижен, как отставной генерал. — На свою неволю он давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. Должно быть, за это свое равнодушие он и почитается рассудительной птицей. Его нельзя продать дешевле как за сорок копеек. Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в подсученных, истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых. Они мало смыслят в птицах. Зато любителя не обманешь. Любитель издали видит и понимает птицу.
— Положительности нет в этой птице, — говорит любитель, засматривая чижу в рот и считая перья в его хвосте. — Он теперь поет, это верно, но что ж из эстого? И я в компании запою. Нет, ты, брат, мне без компании, брат, запой; запой в одиночку, ежели можешь. Ты подай мне того вон, что сидит и молчит! Тихоню подай! Этот молчит, стало быть, себе на уме.
до-нель-зя. 1. разг. до предела возможного, в крайней степени, очень
дрозд
ГИМНАЗИСТ, -а, м. Ученик гимназии.
МАСТЕРОВОЙ, ая, ое (устар.). 1. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям

Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.
— Я где-то читал, — говорил чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто, ни к кому не обращаясь и любовно поглядывая на зайца, — я читал, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чашки ели.
— Очень это возможно, господин. Потом кошка битая, и у кобчика, небось, весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. <>
Кобчик (лат. Falco vespertinus) — вид хищных птиц рода соколов. Союз охраны птиц России объявил 2021 год годом кобчика

В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная. Из клеток высовывают свои некрасивые, облезлые головы цыплята и клюют что-то в грязи. Мальчишки с голубями засматривают вам в лицо и тщатся узнать в вас голубиного любителя.
— Да-с! Говорить вам нечего! — кричит кто-то сердито. — Вы посмотрите, а потом и говорите! Нешто это голубь? Это орел, а не голубь!
<>Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, «тип». За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет.

Чу́йка— верхняя мужская одежда в России из тёмного сукна, прямого кроя, иногда воротник разукрашивался бархатом или мехом
Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.

А вот и другой «тип», — очень высокий, очень худой господин в темных очках, бритый, в фуражке с кокардой, похожий на подьячего старого времени. Это любитель; он имеет немалый чин, служит учителем в гимназии, и это известно завсегдатаям Трубы, и они относятся к нему с уважением, встречают его поклонами и даже придумали для него особенный титул: «ваше местоимение». Под Сухаревой он роется в книгах, а на Трубе ищет хороших голубей.
— Пожалуйте! — кричат его голубятники. — Господин учитель, ваше местоимение, обратите ваше внимание на турманов! Ваше местоимение!
— Ваше местоимение! — кричат ему с разных сторон.
— Ваше местоимение! — повторяет где-то на бульваре мальчишка.
Учитель гимназии
турман — порода голубей
ЗАВСЕГДАТАЙ, -я, м. Обычный, постоянный посетитель чего-л.
ПОДЬЯЧИЙ, -его, м. 1. Писец и делопроизводитель приказной канцелярии в Русском государстве 16 — начала 18 в.

А «его местоимение», очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьезный, строгий, берет в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится и становится еще более серьезным, как заговорщик.
И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют.

Трубная площадь – это.. а ) место, где торгуют трубами б) площадь, где ходят только чиновники, военные в) место, где по воскресеньям народ собирается на торги г) небольшая площадь у Рождественского монастыря

На возах продают: а) сено б) птиц в) капусту и бобы г) плюшки

Соотнесите названия птиц, которыми торгуют на Трубной площади, с их изображением.

t1636163715aa.jpg

t1636163715ab.jpg

t1636163715ac.jpg

t1636163715ad.jpg

t1636163715ae.jpg

t1636163715af.jpg

t1636163715ag.jpg

t1636163715ah.jpg

t1636163715ai.jpg

t1636163715aj.jpg

По какой цене можно купить на Трубной площади щегла? а) по пятаку б) сорок копеек в) один рубль г) цена неопределённая

Укажите название птицы, важной, как отставной генерал: а) дрозд б) щегол в) чиж г) снегирь

Соотнесите слово с его значением.

1.Старинная верхняя мужская одежда в виде кафтана, распространённая среди мещан.

2. Голубь особой породы, способный кувыркаться в полёте.

3. Небольшая птица из семейства соколиных.

4. Низший административный чин в России XVII- начала XVIII века.

5. Мужской головной убор.

4. А- снегирь, Б –чиж, В- щегол, Г – голубь, Д – серый дрозд, Е- жаворонок, Ж – синица, З – чёрный дрозд, И – турман, К – красавки.

Формы обучения: парная, фронтальная.

Вложение Размер
konspekt_uroka_semyonova_n.v.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель урока: Семёнова Нина Владимировна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ пос. Шумовский

— пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова;

— выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов;

— развивать умение размышлять над прочитанным текстом, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;

— развивать культуру речи, читательские умения; навыки сравнительного анализа;

— воспитывать интерес к предмету, нравственные качества личности.

Планируемые образовательные результаты

— знать содержание прочитанного произведения;

— уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: обучающийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах, воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтения

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы обучения: парная, фронтальная.

Наглядно-демонстрационный материал: портрет А. П. Чехова.

Организационная структура (сценарий) урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)

Эмоциональный настрой детей на урок:

2. Актуализация знаний (15 мин.)

А) Знакомство с портретом

Вопросы для обсуждения:

— Давайте подумаем, что можно предположить об этом человеке?

— В какое время жил?

— Чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)?

Называние имени человека

— Правильно, это портрет А. П. Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга.

— Скажите, а эти произведения короткие или большие по объёму? (Они небольшие).

— А они, по-вашему, серьёзные или смешные? (Они весёлые, смешные, с юмором).

— А вы о Чехове и его коротких юмористических рассказах всё знаете? (Нет).

— А хотите ещё больше узнать? ( Да).

— Какую цель перед собой поставим?

3. Получение новой информации

Б) Работа в группах по составлению рассказа на основе ключевых слов, презентация работы.

Таганрогская классическая гимназия

банкротство отца и переезд в Москву

медицинский факультет Московского университета

общественная деятельность и помощь людям

В) Работа в группе с утверждениями.

Вниманию учеников представлено 5 утверждений об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве, предлагается обсудить утверждения в группах и выразить своё мнение знаками:

Оценка строится на имеющихся предположениях учащихся.

1. Однажды Чехов сказал, что его детство прошло без детства.

2. Когда будущему писателю исполнилось 20 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву.

3. У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гёте, Архип Индейкин и др.

5. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке.

Работа с текстом о писателе с использованием приёма инсерт .

Задание: по ходу чтения необходимо проставлять карандашом на полях следующие значки:

? информация непонятна или недостаточна

Время выполнения − 5 мин.

Талантливый русский писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904) — блестящий драматург, академик и врач по профессии. Главным в творчестве Антона Павловича стало то, что многие его произведения стали великой классикой мировой литературы. А его пьесы играют в театрах всего мира.

Родился будущий драматург в городе Таганроге в семье купца Павла Егоровича и Евгении Яковлевны 17 января 1860 года. Антон Павлович был третьим из шестерых детей. Однажды он сказал, что его детство прошло без детства. И это было правдой: каждый день Антон Павлович вместе с братьями вставал в пять утра, чтобы петь в церковном хоре, а вечером после школы помогал отцу в бакалейной лавке. Отец строго следил за учёбой детей, и отчасти поэтому все дети нашли достойное место в жизни: старшие братья Александр и Николай стали известным журналистом и талантливым художником, иллюстратором; младшие братья – Иван и Михаил — замечательным педагогом и юристом, сестра Мария была художницей и педагогом.

Обучался маленький Чехов в Таганрогской классической гимназии, куда он поступил в 1868 году в подготовительный класс. Параллельно учёбе, он увлёкся театром и активно участвовал в домашних постановках спектаклей, проявляя незаурядный актёрский талант.

Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. Уехали все, кроме Антона: он остался в Таганроге, чтобы присматривать за арестованным имуществом. Так прожил он последующие три года. Одиночество пошло ему на пользу. Он подтянул учёбу, успешно решал отцовские вопросы и даже подрабатывал репетиторством. Тогда же появились его первые очерки и рассказы. То, что Чехов остался один на один с собой в столь сложном возрасте, когда происходит формирование личности, и, по сути, взвалил на себя обязанности кормильца, действительно, принесло ему великую пользу.

У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин и др.

Неожиданно рассказы начинающего писателя начали приносить существенный доход. Но Чехов продолжал заниматься медициной.

Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке.

С 1892 по 1899 годы Чехов осуществляет общественную деятельность и помогает людям. Затем из-за туберкулеза Антон Павлович вынужден переехать в Ялту, где его посещают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький. В связи с обострившейся болезнью писатель едет в Германию для прохождения лечения, там он умирает 2 июля 1904 года.

После чтения текста обмен мнением в группе

ПРОСЛУШИВАНИЕ РАССКАЗА(13 минут)

— Понравился ли вам рассказ?

— Можно назвать его юмористическим? Почему?

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.).

Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.

Чечунчо́вый (устар.) – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви.

Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).

Наме́дни – на днях, совсем недавно.

Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.

Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.

Предрассудок – заблуждение, суеверие.

Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

Восвоя́си – домой, к себе.

— Каков сюжет рассказа? (У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в земскую больницу. Фельдшер Курятин не сумел правильно удалить больной зуб.)

— Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? (Доктор уехал жениться).

— А кто такой фельдшер? (помощник лекаря, врача).

— Как фамилия фельдшера? (Курятин). Как зовут его? (Сергей Кузьмич).

— Сколько лет Курятину? (Человек лет сорока).

— Как фамилия дьячка? (Вонмигласов Ефим Михеич).

— Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (Водку с хреном).

— Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (на руке носить ниточку с Афонской горы и полоскать зуб теплым молоком).

— Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ).

— Какая жакетка была у фельдшера Курятина? (чечунчовая). А брюки? (истрепанные триковые).

— Что было на глазу дьячка? (бельмо).

— Что принес Вонмигласов фельдшеру (вынул из красного платочка)? (Просфо́ру).

— На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (карболовым).

Характеристика героев ( работа в парах)

— Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача? (Толстый человек 40 лет, в поношенной одежде, истрепанных брюках, на лице выражение чувства долга и приятности).

Вывод: Не соответствует внешнему виду врача.

— Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача? (Зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).

Вывод: Не соответствует виду врача.

— Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

(А-а-а. мое вам. Сейчас мы его тово. Раз плюнуть. Хирургия – пустяки).

— Как речь Курятина характеризует его?

(Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).

Вывод: Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена).

2 пара: Вонмигласов

— Каков внешний вид служителя церкви?

(Высокий, коренастый старик, правый глаз с бельмом и полузакрытый, на носу бородавка, издали похожая на большую муху).

— Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении? (Крестится на бутыль с карболовым раствором. Доверяет фельдшеру удалить зуб. Глупый).

Вывод: Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.

— Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.

(Старославянские слова. Просторечные слова).

Вывод: Вонмигласов хочет казаться культурным, на самом же деле — бескультурный, малообразованный человек.

ВОПРОС: Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

5. Подведение итогов урока

— Определите основную мысль рассказа с помощью русских пословиц. Выберите из предложенных те, которые созвучны смыслу произведения и обоснуйте выбор.

Учащимся предлагаются карточки со следующими пословицами: НА ДОСКЕ

И куёт, и дует, и сам не знает, что будет.

Трусливому каждый шорох — беда.

Из печёного яйца живого цыплёнка высидит.

Каков мастер, такова и работа.

Согнулся дугой, да и стал как другой.

Поклониться — вперёд пригодится.

Не умеешь — не берись.

— Какая из пословиц употреблена в рассказе «Хирургия?

— Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан в фамилии.

— Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? На чем основан юмор этого рассказа?

(Можно. Юмор в нём основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков).

— Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову).

— О какой хирургии рассказывает Чехов? (Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача).

Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объёмом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Рассказы писателя и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устаревают, не теряют своей свежести и новизны.

— Что вы сегодня узнали нового?

— Возникали ли у вас какие-либо трудности в процессе работы?

— Понравилось ли вам сегодня на занятии?

— Как вы себя оцениваете?

— Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Русский Язык

Русский Язык

Русский Язык запись закреплена

В тетради:
Третье ноября
Москва в произведениях русских писателей
Ответы на вопросы:
1.
2.
3.

Читайте также:

      

  • Конспект занятия по лепке в средней группе на тему семья матрешек
  •   

  • Стандарты исо конспект с таблицами
  •   

  • Рассказ богатый урожай гомзяк конспект занятия
  •   

  • Психологические особенности зависимого поведения игромания кредитомания конспект
  •   

  • Можно ли сгибать картон собачка и павлин конспект урока

В 1899 году Антон Чехов написал одно из своих самых знаменитых произведений — «Дама с собачкой». Оно было опубликовано в журнале «Русская мысль» в этом же году. Рассказ повествует о знакомстве и взаимоотношениях двух любящих людей, которые очень боятся общественного осуждения. Чтобы понять замысел произведения «Дама с собачкой», рассмотрим его краткий пересказ. Основные события из текста, составляющие сюжет, помогут читателю быстро разобраться в том, что хотел сказать А.П. Чехов. «Дама с собачкой» в сокращении от Многомудрого Литрекона — это наиболее точное краткое содержание, обогащенное важными деталями из текста. А еще у него есть анализ рассказа по плану.

Глава 1: Знакомство

Однажды, гуляя по набережной, Дмитрий Гуров, главный герой рассказа, встречает женщину. Она была молодой и красивой блондинкой. Героиня  гуляла с собачкой — белым шпицем. Отдыхающие даже придумали ей прозвище “дама с собачкой”. Главный герой подумал, что было бы очень хорошо, если бы он познакомился с этой дамой, ведь она была красива и одинока. Знакомство героев произошло в парке в дневное время. 

Главным героем произведения является Дмитрий Гуров. Это человек примерно сорока лет с филологический образованием. Известно, что он работает в банке и проживает в Москве. Герой часто уезжал отдыхать в Ялту и другие города, но отдельно от семьи. В Москве остались его ждать супруга, которую он не любил, дочка и два сына. Герой изменял жене давно и часто, хотя считал всех женщин «низшей расой».  Однако это вовсе не мешает его любовным приключениям. 

Женили его рано, и супружеская жизнь успела ему надоесть. Супруга его была неизящной и недалекой, этим Дмитрий и оправдывал свои измены. Можно сказать, что его внешность и нрав притягивали представительниц прекрасного пола. С мужчинами он общаться не любил, зато с дамами всегда говорил с удовольствием.

Вот и сейчас Гуров легко познакомился с Анной. Он приманил ее собаку и начал разговор. Известно, что женщину зовут Анна Сергеевна Дидериц, и она родом из Петербурга. Однако уже 2 года она живёт в городе С., откуда героиня и приехала на отдых в Ялту. Также читатель узнает, что женщина замужем. Ее мужем является чиновник с немецкой фамилией. Анна несчастна в браке, она не любит своего мужа. Он ее не интересует, ведь героиня даже не помнит место работы своего мужа. 

Во время разговора она очень стеснялась, и Гуров понял, что она в такой обстановке впервые. Это лишь подзадорило его. А ведь она годилась ему в дочери…

Глава 2: Курортный роман

Неудивительно, что спустя неделю после знакомства у них завязался роман. Анна нервничала, много говорила, и внезапно Гуров обнял и поцеловал ее, видя, что она уже влюблена. И пара отправилась в номер Анны…

Однако Анну Сергеевну очень угнетает её поступок. Она сразу же поникла и завяла, а Гуров не мог вспомнить, чтобы у него были подобные женщины. Все они укладывались в определенные типажи, а эта вела себя нетипично, и была слишком неопытна. Героиня признаётся Гурову, что она всегда хотела настоящих чувств, а грех ей противен. «Я не мужа обманула, а самое себя» — говорила она. Она вышла замуж из любопытства, не по любви, и теперь тяготилась осознанием обмана, нечистоты. Она винила себя и не находила оправдания. Дмитрий старается всячески поднять дух Анне. 

Можно сказать, что отношениям героев протекают размеренно. Гуров преобразился и не отходил от своей возлюбленной. Он был страстным и нежным. Анна боялась, что он ее не уважает и не любит, поэтому часто была беспокойна и печальна. Герои в ожидании приезда мужа героини. Однако он не приезжает. Супруг просит в письме, чтобы Анна сама вернулась. Гуров провожает свою возлюбленную. У Анны нет слёз, а вот вид у нее очень печальный, она не может наглядеться на любовника. Дмитрий расстроен, ему ясно, что он так и не дал Анне счастья, что он невольно обманул ее, такую доверчивую и чистую. И все же он продолжает считать этот адюльтер очередным приключением. Он решает вернуться домой. 

Глава 3: Прозрение и разочарование

Гуров довольно легко вытягивается в ритм городской жизни. Вот он уже и читает газеты, ходит по ресторанам, принимает гостей. Дмитрий думал, что забудет об Анне, однако она появляется в его сознании снова и снова. Ее образ преследовал его везде, снился ему, следил за ним, и он помнил все, как будто только вчера был в Ялте. Героя настигла любовь, о которой он не мог никому рассказать. Он обнаружил, что одинок, что живет неинтересной и жалкой жизнью обывателя. Даже приятель не выслушал его историю любви, а лишь посетовал, что «осетрина была с душком». Гурову эти слова показались нечистыми, как и все вокруг. Все дела показались ненужными и мелкими, а он сам себе напоминал арестанта.

В результате, Гуров принимает решение поехать в город С. Там он снимает номер и начинает разыскивать семью Анны. Но он, как влюбленный студент, не решается пойти к ней домой или послать письмо, ведь она замужем, а может, и вовсе забыла о нем. Он мучается от неопределенности. Но герой нашел решение: поехал в местный театр и все же увидел ее. Тогда ему показалось, что нет на свете человека, который был бы ему ближе.

Увидев Дмитрия, героиня испугалась и попросила его уехать, дав обещание,  что сама приедет к нему. Она сказала:

Я так страдаю! — продолжала она, не слушая его. — Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?

Он стал целовать ее, она слабо протестовала.

Глава 4: Настоящая жизнь

Героиня обманывает супруга. Она утверждает, что ездит на консультации в поликлинику, а сама встречается с Дмитрием несколько раз в месяц в Москве. Никто не знает об этом. Гуров теперь знал, что у каждого под покровом тайны есть своя особенная жизнь, и вот она-то и есть настоящая.

В финале произведения писатель рассказывает о встрече Анны и Дмитрия. Героиня начинает плакать, и Дмитрий позволяет своей любимой выплакаться. Герой дотрагивается её плеч, видя отражение в зеркале. Герой увидел морщины и седину. Ему очень жаль за ошибку, которую они вдвоём совершили. Ведь жили с нелюбимым людьми. Только в преклонном возрасте он смог познать радость от великого чувства. Герои надеются, что они смогут начать новую жизнь, полную любви и радости. 

Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем.

Автор: Виктория Комарова

Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!

Глава 1

Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей. 

Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.

Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве. 

Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась. 

Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.

Глава 2

Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.

Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.

Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.

Глава 3

С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.

Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.

Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.

Глава 4

Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея.  Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.

Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.

Глава 5

Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.

Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.

Глава 6

Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение. 

Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным.  На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.

Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался. 

После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.

Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.

Автор: Виктория Комарова

  • План рассказа в дурном обществе план
  • План рассказа ермолай и мельничиха
  • План по рассказу светлана 6 класс
  • План рассказа белый гусь
  • План рассказа евгений онегин