Перейти к контенту
Антон Чехов — В Москве на Трубной площади:
Краткое содержание
Каждое воскресенье на Трубе рядом с Рождественским монастырем торгуют с возов птицами и животными. Как раки в решете (сравнение), покупатели присматриваются к щеглам по пятаку, к солидному «старику-дрозду», который давно не мечтает о свободе, чижам. «Юнцам и мастеровым» сбагривают завалящий товар. Зато любителей, знатоков уважают. Как «ваше местоимение», учителя из гимназии. Уж он-то знает толк в голубях-турманах.
Берут тут и зайцев с хорьками. Зайца можно спички зажигать выучить. Если бить. «Человек от битья умней бывает, так и тварь». Словом, это уголок Москвы со своей жизнью, где «животных любят и мучают». И прохожим, занятым и добропорядочным, не понять, зачем и какие люди тут собираются.
План «В Москве на Трубной площади» Чехова
- Торг на Трубе.
- Птичий рынок.
- Обман юнцов.
- Уважение любителям.
- Особый мир любви и муки.
Вопросы «В Москве на Трубной площади» Чехова
- Кусочек какого города с любовью описывает автор? (Москва)
- Чем торгуют с возов? (птицами)
- Какова цена щеглов? (пятак)
- На кого похож старый дрозд? (на отставного генерала)
- Кого обманывают продавцы? (юнцов-гимназистов, мастеровых)
- Кто разбирается в птицах? (любители)
- Какими животными здесь торгуют? (ежами, хорьками, кроликами, морскими свинками)
- Что коллекционирует завсегдатай рынка, учитель гимназии? (книги и птиц)
Краткое содержание Антон Чехов — В Москве на Трубной площади на сайте РуСтих Кратко. Пересказ произведения в сокращенном виде подойдет для читательского дневника, написания отзыва в школу или для подготовки к уроку.
Обновлено: 10.01.2023
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.docx
Выбранный для просмотра документ Презентация Microsoft PowerPoint.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
До 1885 г. Чехов и его семья жили в районе Трубной улицы — Сретенки. Совсем недалеко был Соболев переулок — место не самое красивое и чистое.
Рядом находилась Сухаревка — крупнейший московский рынок. На Трубной площади был большой торг птицами и всяческой живностью, так поэтически описанный Чеховым в рассказе.
Жанр произведения
Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах. Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях.
Небольшая площадь близ Рождественского монастыря, которую называют Трубной, или просто Трубой; по воскресеньям на ней бывает торг. Копошатся, как раки в решете, сотни тулупов, бекеш, меховых картузов, цилиндров. Слышно разноголосое пение птиц, напоминающее весну. Если светит солнце и на небе нет облаков, то пение и запах сена чувствуются сильнее, и это воспоминание о весне возбуждает мысль и уносит ее далеко-далеко.
Торг – место торговли, рынок, базар; аукцион.
По одному краю площадки тянется ряд возов. На возах не сено, не капуста, не бобы, а щеглы, чижи, красавки, жаворонки, черные и серые дрозды, синицы, снегири. Всё это прыгает в плохих, самоделковых клетках поглядывает с завистью на свободных воробьев и щебечет Щеглы по пятаку, чижи подороже, остальная же птица имеет самую неопределенную ценность.
— Почем жаворонок?
Продавец и сам не знает, какая цена его жаворонку. Он чешет затылок и запрашивает сколько бог на душу положит — или рубль, или три копейки, смотря по покупателю.
Есть и дорогие птицы. На запачканной жердочке сидит полинялый старик-дрозд с ощипанным хвостом. Он солиден, важен и неподвижен, как отставной генерал. — На свою неволю он давно уже махнул лапкой и на голубое небо давно уже глядит равнодушно. Должно быть, за это свое равнодушие он и почитается рассудительной птицей. Его нельзя продать дешевле как за сорок копеек. Около птиц толкутся, шлепая по грязи, гимназисты, мастеровые, молодые люди в модных пальто, любители в донельзя поношенных шапках, в подсученных, истрепанных, точно мышами изъеденных брюках. Юнцам и мастеровым продают самок за самцов, молодых за старых. Они мало смыслят в птицах. Зато любителя не обманешь. Любитель издали видит и понимает птицу.
— Положительности нет в этой птице, — говорит любитель, засматривая чижу в рот и считая перья в его хвосте. — Он теперь поет, это верно, но что ж из эстого? И я в компании запою. Нет, ты, брат, мне без компании, брат, запой; запой в одиночку, ежели можешь. Ты подай мне того вон, что сидит и молчит! Тихоню подай! Этот молчит, стало быть, себе на уме.
до-нель-зя. 1. разг. до предела возможного, в крайней степени, очень
дрозд
ГИМНАЗИСТ, -а, м. Ученик гимназии.
МАСТЕРОВОЙ, ая, ое (устар.). 1. Относящийся к ремесленникам, мастерам, к рабочим людям
Между возами с птицей попадаются возы и с другого рода живностью. Тут вы видите зайцев, кроликов, ежей, морских свинок, хорьков. Сидит заяц и с горя солому жует. Морские свинки дрожат от холода, а ежи с любопытством посматривают из-под своих колючек на публику.
— Я где-то читал, — говорил чиновник почтового ведомства, в полинялом пальто, ни к кому не обращаясь и любовно поглядывая на зайца, — я читал, что у какого-то ученого кошка, мышь, кобчик и воробей из одной чашки ели.
— Очень это возможно, господин. Потом кошка битая, и у кобчика, небось, весь хвост повыдерган. Никакой учености тут нет, сударь. <>
Кобчик (лат. Falco vespertinus) — вид хищных птиц рода соколов. Союз охраны птиц России объявил 2021 год годом кобчика
В толпе снуют чуйки с петухами и утками под мышкой. Птица всё тощая, голодная. Из клеток высовывают свои некрасивые, облезлые головы цыплята и клюют что-то в грязи. Мальчишки с голубями засматривают вам в лицо и тщатся узнать в вас голубиного любителя.
— Да-с! Говорить вам нечего! — кричит кто-то сердито. — Вы посмотрите, а потом и говорите! Нешто это голубь? Это орел, а не голубь!
<>Около возов с птицей и около ведер с рыбой ходит старец-любитель в меховом картузе, железных очках и калошах, похожих на два броненосца. Это, как его называют здесь, «тип». За душой у него ни копейки, но, несмотря на это, он торгуется, волнуется, пристает к покупателям с советами. За какой-нибудь час он успевает осмотреть всех зайцев, голубей и рыб, осмотреть до тонкостей, определить всем, каждой из этих тварей породу, возраст и цену. Его, как ребенка, интересуют щеглята, карасики и малявки. Заговорите с ним, например, о дроздах, и чудак расскажет вам такое, чего вы не найдете ни в одной книге. Расскажет вам с восхищением, страстно и вдобавок еще и в невежестве упрекнет.
Чу́йка— верхняя мужская одежда в России из тёмного сукна, прямого кроя, иногда воротник разукрашивался бархатом или мехом
Про щеглят и снегирей он готов говорить без конца, выпучив глаза и сильно размахивая руками. Здесь на Трубе его можно встретить только в холодное время, летом же он где-то за Москвой перепелов на дудочку ловит и рыбку удит.
А вот и другой «тип», — очень высокий, очень худой господин в темных очках, бритый, в фуражке с кокардой, похожий на подьячего старого времени. Это любитель; он имеет немалый чин, служит учителем в гимназии, и это известно завсегдатаям Трубы, и они относятся к нему с уважением, встречают его поклонами и даже придумали для него особенный титул: «ваше местоимение». Под Сухаревой он роется в книгах, а на Трубе ищет хороших голубей.
— Пожалуйте! — кричат его голубятники. — Господин учитель, ваше местоимение, обратите ваше внимание на турманов! Ваше местоимение!
— Ваше местоимение! — кричат ему с разных сторон.
— Ваше местоимение! — повторяет где-то на бульваре мальчишка.
Учитель гимназии
турман — порода голубей
ЗАВСЕГДАТАЙ, -я, м. Обычный, постоянный посетитель чего-л.
ПОДЬЯЧИЙ, -его, м. 1. Писец и делопроизводитель приказной канцелярии в Русском государстве 16 — начала 18 в.
А «его местоимение», очевидно, давно уже привыкший к этому своему титулу, серьезный, строгий, берет в обе руки голубя и, подняв его выше головы, начинает рассматривать и при этом хмурится и становится еще более серьезным, как заговорщик.
И Труба, этот небольшой кусочек Москвы, где животных любят так нежно и где их так мучают, живет своей маленькой жизнью, шумит и волнуется, и тем деловым и богомольным людям, которые проходят мимо по бульвару, непонятно, зачем собралась эта толпа людей, эта пестрая смесь шапок, картузов и цилиндров, о чем тут говорят, чем торгуют.
Трубная площадь – это.. а ) место, где торгуют трубами б) площадь, где ходят только чиновники, военные в) место, где по воскресеньям народ собирается на торги г) небольшая площадь у Рождественского монастыря
На возах продают: а) сено б) птиц в) капусту и бобы г) плюшки
Соотнесите названия птиц, которыми торгуют на Трубной площади, с их изображением.
По какой цене можно купить на Трубной площади щегла? а) по пятаку б) сорок копеек в) один рубль г) цена неопределённая
Укажите название птицы, важной, как отставной генерал: а) дрозд б) щегол в) чиж г) снегирь
Соотнесите слово с его значением.
1.Старинная верхняя мужская одежда в виде кафтана, распространённая среди мещан.
2. Голубь особой породы, способный кувыркаться в полёте.
3. Небольшая птица из семейства соколиных.
4. Низший административный чин в России XVII- начала XVIII века.
5. Мужской головной убор.
4. А- снегирь, Б –чиж, В- щегол, Г – голубь, Д – серый дрозд, Е- жаворонок, Ж – синица, З – чёрный дрозд, И – турман, К – красавки.
Формы обучения: парная, фронтальная.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_semyonova_n.v.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель урока: Семёнова Нина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ пос. Шумовский
— пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова;
— выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов;
— развивать умение размышлять над прочитанным текстом, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст;
— развивать культуру речи, читательские умения; навыки сравнительного анализа;
— воспитывать интерес к предмету, нравственные качества личности.
Планируемые образовательные результаты
— знать содержание прочитанного произведения;
— уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: обучающийся осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в различных формах, воспроизводит простые логические действия для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Используемые технологии: ТРКМ, технология смыслового чтения
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы обучения: парная, фронтальная.
Наглядно-демонстрационный материал: портрет А. П. Чехова.
Организационная структура (сценарий) урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин.)
Эмоциональный настрой детей на урок:
2. Актуализация знаний (15 мин.)
А) Знакомство с портретом
Вопросы для обсуждения:
— Давайте подумаем, что можно предположить об этом человеке?
— В какое время жил?
— Чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит)?
Называние имени человека
— Правильно, это портрет А. П. Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга.
— Скажите, а эти произведения короткие или большие по объёму? (Они небольшие).
— А они, по-вашему, серьёзные или смешные? (Они весёлые, смешные, с юмором).
— А вы о Чехове и его коротких юмористических рассказах всё знаете? (Нет).
— А хотите ещё больше узнать? ( Да).
— Какую цель перед собой поставим?
3. Получение новой информации
Б) Работа в группах по составлению рассказа на основе ключевых слов, презентация работы.
Таганрогская классическая гимназия
банкротство отца и переезд в Москву
медицинский факультет Московского университета
общественная деятельность и помощь людям
В) Работа в группе с утверждениями.
Вниманию учеников представлено 5 утверждений об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве, предлагается обсудить утверждения в группах и выразить своё мнение знаками:
Оценка строится на имеющихся предположениях учащихся.
1. Однажды Чехов сказал, что его детство прошло без детства.
2. Когда будущему писателю исполнилось 20 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву.
3. У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гёте, Архип Индейкин и др.
5. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке.
Работа с текстом о писателе с использованием приёма инсерт .
Задание: по ходу чтения необходимо проставлять карандашом на полях следующие значки:
? информация непонятна или недостаточна
Время выполнения − 5 мин.
Талантливый русский писатель Антон Павлович Чехов (1860-1904) — блестящий драматург, академик и врач по профессии. Главным в творчестве Антона Павловича стало то, что многие его произведения стали великой классикой мировой литературы. А его пьесы играют в театрах всего мира.
Родился будущий драматург в городе Таганроге в семье купца Павла Егоровича и Евгении Яковлевны 17 января 1860 года. Антон Павлович был третьим из шестерых детей. Однажды он сказал, что его детство прошло без детства. И это было правдой: каждый день Антон Павлович вместе с братьями вставал в пять утра, чтобы петь в церковном хоре, а вечером после школы помогал отцу в бакалейной лавке. Отец строго следил за учёбой детей, и отчасти поэтому все дети нашли достойное место в жизни: старшие братья Александр и Николай стали известным журналистом и талантливым художником, иллюстратором; младшие братья – Иван и Михаил — замечательным педагогом и юристом, сестра Мария была художницей и педагогом.
Обучался маленький Чехов в Таганрогской классической гимназии, куда он поступил в 1868 году в подготовительный класс. Параллельно учёбе, он увлёкся театром и активно участвовал в домашних постановках спектаклей, проявляя незаурядный актёрский талант.
Когда будущему писателю исполнилось 16 лет, его отца признали банкротом, и семья вынуждена была покинуть родной город и бежать от долгов в Москву. Уехали все, кроме Антона: он остался в Таганроге, чтобы присматривать за арестованным имуществом. Так прожил он последующие три года. Одиночество пошло ему на пользу. Он подтянул учёбу, успешно решал отцовские вопросы и даже подрабатывал репетиторством. Тогда же появились его первые очерки и рассказы. То, что Чехов остался один на один с собой в столь сложном возрасте, когда происходит формирование личности, и, по сути, взвалил на себя обязанности кормильца, действительно, принесло ему великую пользу.
У Антона Павловича Чехова насчитывалось около 50 интересных псевдонимов, которыми он любил подписывать свои рассказы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Врач без пациентов, Вспыльчивый человек, Шиллер Шекспирович Гете, Архип Индейкин и др.
Неожиданно рассказы начинающего писателя начали приносить существенный доход. Но Чехов продолжал заниматься медициной.
Чехов был очень ответственным человеком, причем, во всём. Организация творческого процесса – не исключение. За работу он садился в определённое время, при этом не позволял себе выглядеть неопрятно – всегда в костюме и знаменитой бабочке.
С 1892 по 1899 годы Чехов осуществляет общественную деятельность и помогает людям. Затем из-за туберкулеза Антон Павлович вынужден переехать в Ялту, где его посещают Л. Толстой, А. Куприн, И. Бунин, И. Левитан, М. Горький. В связи с обострившейся болезнью писатель едет в Германию для прохождения лечения, там он умирает 2 июля 1904 года.
После чтения текста обмен мнением в группе
ПРОСЛУШИВАНИЕ РАССКАЗА(13 минут)
— Понравился ли вам рассказ?
— Можно назвать его юмористическим? Почему?
Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.
Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.).
Фельдшер – здесь: помощник лекаря, врача.
Чечунчо́вый (устар.) – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.
Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.
Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви.
Бельмо́ – беловатое пятно на роговице глаза (помутнение) после воспаления или травмы.
Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.
Псалты́рь – часть Библии, книга псалмов (песнопений).
Наме́дни – на днях, совсем недавно.
Литурги́я – христианское церковное богослужение, церковная служба.
Гугни́в, гугни́вый – говорящий, поющий в нос; гнусавый.
Предрассудок – заблуждение, суеверие.
Помещик – в России конца XV – начала XX вв.: дворянин-землевладелец; владеющий поместьем.
Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.
Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.
Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.
Ока́зия – здесь: неожиданность, неудача, беда.
Бу́рса – духовное училище, семинария.
Восвоя́си – домой, к себе.
— Каков сюжет рассказа? (У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в земскую больницу. Фельдшер Курятин не сумел правильно удалить больной зуб.)
— Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? (Доктор уехал жениться).
— А кто такой фельдшер? (помощник лекаря, врача).
— Как фамилия фельдшера? (Курятин). Как зовут его? (Сергей Кузьмич).
— Сколько лет Курятину? (Человек лет сорока).
— Как фамилия дьячка? (Вонмигласов Ефим Михеич).
— Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (Водку с хреном).
— Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (на руке носить ниточку с Афонской горы и полоскать зуб теплым молоком).
— Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ).
— Какая жакетка была у фельдшера Курятина? (чечунчовая). А брюки? (истрепанные триковые).
— Что было на глазу дьячка? (бельмо).
— Что принес Вонмигласов фельдшеру (вынул из красного платочка)? (Просфо́ру).
— На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (карболовым).
Характеристика героев ( работа в парах)
— Найдите в тексте портрет Курятина. Соответствует ли его одежда виду врача? (Толстый человек 40 лет, в поношенной одежде, истрепанных брюках, на лице выражение чувства долга и приятности).
Вывод: Не соответствует внешнему виду врача.
— Как ведет себя фельдшер? Соответствует ли такое поведение поведению врача? (Зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние).
Вывод: Не соответствует виду врача.
— Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.
(А-а-а. мое вам. Сейчас мы его тово. Раз плюнуть. Хирургия – пустяки).
— Как речь Курятина характеризует его?
(Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).
Вывод: Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена).
2 пара: Вонмигласов
— Каков внешний вид служителя церкви?
(Высокий, коренастый старик, правый глаз с бельмом и полузакрытый, на носу бородавка, издали похожая на большую муху).
— Как ведет себя Вонмигласов? Что можно сказать о его поведении? (Крестится на бутыль с карболовым раствором. Доверяет фельдшеру удалить зуб. Глупый).
Вывод: Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.
— Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения.
(Старославянские слова. Просторечные слова).
Вывод: Вонмигласов хочет казаться культурным, на самом же деле — бескультурный, малообразованный человек.
ВОПРОС: Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?
5. Подведение итогов урока
— Определите основную мысль рассказа с помощью русских пословиц. Выберите из предложенных те, которые созвучны смыслу произведения и обоснуйте выбор.
Учащимся предлагаются карточки со следующими пословицами: НА ДОСКЕ
И куёт, и дует, и сам не знает, что будет.
Трусливому каждый шорох — беда.
Из печёного яйца живого цыплёнка высидит.
Каков мастер, такова и работа.
Согнулся дугой, да и стал как другой.
Поклониться — вперёд пригодится.
Не умеешь — не берись.
— Какая из пословиц употреблена в рассказе «Хирургия?
— Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. А ответ спрятан в фамилии.
— Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? На чем основан юмор этого рассказа?
(Можно. Юмор в нём основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков).
— Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову).
— О какой хирургии рассказывает Чехов? (Чехов рассказывает о такой хирургии, которой на самом деле не должно быть. Он высмеивает невежественного фельдшера, который выдает себя за опытного врача).
Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объёмом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Рассказы писателя и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устаревают, не теряют своей свежести и новизны.
— Что вы сегодня узнали нового?
— Возникали ли у вас какие-либо трудности в процессе работы?
— Понравилось ли вам сегодня на занятии?
— Как вы себя оцениваете?
— Как вы считаете, достигнута ли главная цель урока?
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Русский Язык запись закреплена
В тетради:
Третье ноября
Москва в произведениях русских писателей
Ответы на вопросы:
1.
2.
3.
Читайте также:
- Конспект занятия по лепке в средней группе на тему семья матрешек
- Стандарты исо конспект с таблицами
- Рассказ богатый урожай гомзяк конспект занятия
- Психологические особенности зависимого поведения игромания кредитомания конспект
- Можно ли сгибать картон собачка и павлин конспект урока
В 1899 году Антон Чехов написал одно из своих самых знаменитых произведений — «Дама с собачкой». Оно было опубликовано в журнале «Русская мысль» в этом же году. Рассказ повествует о знакомстве и взаимоотношениях двух любящих людей, которые очень боятся общественного осуждения. Чтобы понять замысел произведения «Дама с собачкой», рассмотрим его краткий пересказ. Основные события из текста, составляющие сюжет, помогут читателю быстро разобраться в том, что хотел сказать А.П. Чехов. «Дама с собачкой» в сокращении от Многомудрого Литрекона — это наиболее точное краткое содержание, обогащенное важными деталями из текста. А еще у него есть анализ рассказа по плану.
Глава 1: Знакомство
Однажды, гуляя по набережной, Дмитрий Гуров, главный герой рассказа, встречает женщину. Она была молодой и красивой блондинкой. Героиня гуляла с собачкой — белым шпицем. Отдыхающие даже придумали ей прозвище “дама с собачкой”. Главный герой подумал, что было бы очень хорошо, если бы он познакомился с этой дамой, ведь она была красива и одинока. Знакомство героев произошло в парке в дневное время.
Главным героем произведения является Дмитрий Гуров. Это человек примерно сорока лет с филологический образованием. Известно, что он работает в банке и проживает в Москве. Герой часто уезжал отдыхать в Ялту и другие города, но отдельно от семьи. В Москве остались его ждать супруга, которую он не любил, дочка и два сына. Герой изменял жене давно и часто, хотя считал всех женщин «низшей расой». Однако это вовсе не мешает его любовным приключениям.
Женили его рано, и супружеская жизнь успела ему надоесть. Супруга его была неизящной и недалекой, этим Дмитрий и оправдывал свои измены. Можно сказать, что его внешность и нрав притягивали представительниц прекрасного пола. С мужчинами он общаться не любил, зато с дамами всегда говорил с удовольствием.
Вот и сейчас Гуров легко познакомился с Анной. Он приманил ее собаку и начал разговор. Известно, что женщину зовут Анна Сергеевна Дидериц, и она родом из Петербурга. Однако уже 2 года она живёт в городе С., откуда героиня и приехала на отдых в Ялту. Также читатель узнает, что женщина замужем. Ее мужем является чиновник с немецкой фамилией. Анна несчастна в браке, она не любит своего мужа. Он ее не интересует, ведь героиня даже не помнит место работы своего мужа.
Во время разговора она очень стеснялась, и Гуров понял, что она в такой обстановке впервые. Это лишь подзадорило его. А ведь она годилась ему в дочери…
Глава 2: Курортный роман
Неудивительно, что спустя неделю после знакомства у них завязался роман. Анна нервничала, много говорила, и внезапно Гуров обнял и поцеловал ее, видя, что она уже влюблена. И пара отправилась в номер Анны…
Однако Анну Сергеевну очень угнетает её поступок. Она сразу же поникла и завяла, а Гуров не мог вспомнить, чтобы у него были подобные женщины. Все они укладывались в определенные типажи, а эта вела себя нетипично, и была слишком неопытна. Героиня признаётся Гурову, что она всегда хотела настоящих чувств, а грех ей противен. «Я не мужа обманула, а самое себя» — говорила она. Она вышла замуж из любопытства, не по любви, и теперь тяготилась осознанием обмана, нечистоты. Она винила себя и не находила оправдания. Дмитрий старается всячески поднять дух Анне.
Можно сказать, что отношениям героев протекают размеренно. Гуров преобразился и не отходил от своей возлюбленной. Он был страстным и нежным. Анна боялась, что он ее не уважает и не любит, поэтому часто была беспокойна и печальна. Герои в ожидании приезда мужа героини. Однако он не приезжает. Супруг просит в письме, чтобы Анна сама вернулась. Гуров провожает свою возлюбленную. У Анны нет слёз, а вот вид у нее очень печальный, она не может наглядеться на любовника. Дмитрий расстроен, ему ясно, что он так и не дал Анне счастья, что он невольно обманул ее, такую доверчивую и чистую. И все же он продолжает считать этот адюльтер очередным приключением. Он решает вернуться домой.
Глава 3: Прозрение и разочарование
Гуров довольно легко вытягивается в ритм городской жизни. Вот он уже и читает газеты, ходит по ресторанам, принимает гостей. Дмитрий думал, что забудет об Анне, однако она появляется в его сознании снова и снова. Ее образ преследовал его везде, снился ему, следил за ним, и он помнил все, как будто только вчера был в Ялте. Героя настигла любовь, о которой он не мог никому рассказать. Он обнаружил, что одинок, что живет неинтересной и жалкой жизнью обывателя. Даже приятель не выслушал его историю любви, а лишь посетовал, что «осетрина была с душком». Гурову эти слова показались нечистыми, как и все вокруг. Все дела показались ненужными и мелкими, а он сам себе напоминал арестанта.
В результате, Гуров принимает решение поехать в город С. Там он снимает номер и начинает разыскивать семью Анны. Но он, как влюбленный студент, не решается пойти к ней домой или послать письмо, ведь она замужем, а может, и вовсе забыла о нем. Он мучается от неопределенности. Но герой нашел решение: поехал в местный театр и все же увидел ее. Тогда ему показалось, что нет на свете человека, который был бы ему ближе.
Увидев Дмитрия, героиня испугалась и попросила его уехать, дав обещание, что сама приедет к нему. Она сказала:
Я так страдаю! — продолжала она, не слушая его. — Я всё время думала только о вас, я жила мыслями о вас. И мне хотелось забыть, забыть, но зачем, зачем вы приехали?
Он стал целовать ее, она слабо протестовала.
Глава 4: Настоящая жизнь
Героиня обманывает супруга. Она утверждает, что ездит на консультации в поликлинику, а сама встречается с Дмитрием несколько раз в месяц в Москве. Никто не знает об этом. Гуров теперь знал, что у каждого под покровом тайны есть своя особенная жизнь, и вот она-то и есть настоящая.
В финале произведения писатель рассказывает о встрече Анны и Дмитрия. Героиня начинает плакать, и Дмитрий позволяет своей любимой выплакаться. Герой дотрагивается её плеч, видя отражение в зеркале. Герой увидел морщины и седину. Ему очень жаль за ошибку, которую они вдвоём совершили. Ведь жили с нелюбимым людьми. Только в преклонном возрасте он смог познать радость от великого чувства. Герои надеются, что они смогут начать новую жизнь, полную любви и радости.
Анна Сергеевна и он любили друг друга, как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья; им казалось, что сама судьба предназначила их друг для друга, и было непонятно, для чего он женат, а она замужем.
Автор: Виктория Комарова
Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!
Глава 1
Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей.
Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.
Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве.
Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась.
Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.
Глава 2
Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.
Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.
Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.
Глава 3
С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.
Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.
Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.
Глава 4
Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея. Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.
Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.
Глава 5
Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.
Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.
Глава 6
Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение.
Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным. На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.
Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался.
После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.
Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.
Автор: Виктория Комарова