План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского
Алеша и король. «Черная курица». Иллюстрация Э. Е. Беньяминсона |
Волшебная повесть «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского была впервые опубликована в 1829 г. Повесть стала одним из первых художественных произведений для детей, написанных на русском языке.
В этой статье представлен план повести «Черная курица, или Подземные жители»: перечисление основных событий, изложенных в произведении.
Если вам нужен цитатный план повести «Черная курица», мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах». На ее основе можно составить подробный цитатный план произведения.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»
План повести «Черная курица, или Подземные жители» Погорельского
- Описание мальчика Алеши. Его жизнь в пансионе в Петербурге.
- Дружба Алеши с курочкой Чернушкой.
- Алеша отдает кухарке все свои деньги и спасает Чернушку от гибели.
- Приезд директора училищ и торжественный обед.
- Появление говорящей Чернушки. Неудачный поход в подвал и обморок Алеши.
- Чернушка приводит Алешу в подземное королевство. Чернушка — главный министр короля.
- Король дарит Алеше волшебное зернышко и просит хранить секрет о подземных жителях.
- Алеша пользуется зернышком и становится лучшим учеником Петербурга.
- Алеша превращается в непослушного мальчика.
- Учитель просит Алешу выучить 20 страниц. Мальчик не отвечает заданный урок, так как теряет зернышко. Учитель запирает Алешу в комнате.
- Чернушка возвращает Алеше зернышко и просит его исправиться.
- Алеша внезапно раскрывает всем секрет о подземных жителях. Учитель не верит ему и наказывает розгами. В тот же день Алеша окончательно теряет волшебное зернышко.
- Чернушка прощается с Алешей и снова просит исправиться. Мальчик раскаивается и плачет.
- Ночью подземные жители со слезами покидают жилища и уходят в дальние края.
- Алеша болеет. Выздоровев, он снова становится милым и скромным мальчиком.
Это был план повести «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского: перечисление основных событий из произведения.
Если вам нужно составить цитатный план данного произведения, мы советуем использовать «Характеристику Алеши в цитатах»: там можно найти все необходимые цитаты.
Смотрите:
— Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Черная курица»
Произведение А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители» было написано в начале 19 столетия, оно рассказывает о жизни учеников того времени. Дети, живущие в отрыве от своих родителей и семей, воспитывались в строгости в стенах пансионатов. Много времени они посвящали урокам, учились прилежному поведению и уважению к старшим. Главный герой данного рассказа – Алеша, попадает в фантастическую ситуацию. А сам рассказ носит поучительный характер и был написан в качестве назидания для юного племянника автора.
План рассказа
- Жизнь Алеши в пансионе.
- Начало дружбы с черной курицей.
- Знакомство с Подземным городом.
- Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна.
- Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда.
Жизнь Алеши в пансионе
Обычное времяпрепровождение мальчика, успехи в учебе. Одиночество ученика во время каникул. Алеша спасает черную курицу от ножа кухарки. Застолье с важными гостями.
Начало дружбы с черной курицей
Ночное знакомство с Чернушкой и приглашение в Подземный город. Дорога в подземелье, неосмотрительность мальчика. Битва с рыцарями и обморок Алеши.
Знакомство с Подземным городом
Повторное путешествие в мир подземных жителей. Аудиенция к королю подземного мира. Раскрытие тайны Чернушки и его народа. Ячменное зерно – подарок короля, в качестве благодарности за спасение министра. Выезд на охоту совместно с королем Подземного города. Знакомство с непростой судьбой жителей подземелья.
Изменения в жизни Алеши после обретения волшебного зерна
Возвращение Алеши к обычной жизни. Успехи в учебе, несмотря на собственную леность. У Алеши портится характер, теряется заветное зернышко. Изменение отношений с учениками и учителями. Суровое наказание ученика из-за его баловства. Невольное предательство, лишение подарка. Наставительная беседа с Чернушкой. Повторное обретение зернышка, восстановившиеся знания. Зазнайство Алеши, наказание. Под угрозой порки ученик раскрывает тайну подземного народа и черной курицы.
Крушение дружбы с подземным народом, потеря волшебного подарка навсегда
Последняя встреча с Чернушкой, запоздалое раскаяние мальчика. Отъезд жителей Подземного города, наказание министра-Чернушки. Болезнь Алеши. Исправление характера мальчика в дальнейшем.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского
План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского
- Жизнь Алёши в пансионе.
- Курица и кухарка.
- Знакомство с подземным царством.
- Волшебное зёрнышко.
- Успех и наказание Алёши.
- Нарушение слова.
- Прощание с курицей.
- Становление Алёши примерным учеником.
Краткое содержание произведения «Чёрная курица или подземные жители»:
Был в Петербурге мужской пансионат, в котором жил Алёша. Было мальчику 10 лет. Родители давно привезли сына в пансионат и больше не приезжали. Первое время Алёша скучал по дому и родным, а потом пансион стал ему привычен, и с ребятами мальчик подружился. Алёша был умным мальчиком, учился хорошо и все его любили.
Но по выходным было мальчику скучно и одиноко, когда его друзей забирали домой. Занимал в это время себя Алёша чтением книг. Ему нравились истории про рыцарей. Читая их, он представлял себя героем таких приключений.
Помимо чтения, Алёша любил кормить кур, которые жили во дворе пансиона. Ему нравилось наблюдать за их поведением, мальчик знал имена всех птиц. Но особенно нравилась Алёше одна чёрная курочка по имени Чернушка.
На зимние каникулы также все друзья Алёши разъехались, и он играл во дворе с курицами. Мальчик звал к себе птиц, как увидел, что из пансиона вышла кухарка с большим ножом. Она начала ловить Чернушку. Мальчик уговорил женщину не убивать курицу.
Вечером Чернушка сказала Алеше, чтобы он оставался с ней. Ночью мальчик не мог уснуть и вдруг услышал шорох. Под своей кроватью он увидел Чернушку, и курица позвала мальчика за собой. Они прошли через весь дом, и зашли в подземелье. Там Алёша увидел зал, освещенный огнями хрустальной люстры. Чернушка стала большой. И мальчик проснулся. А утром чёрной курицы во дворе не было.
Следующей ночью Чернушка опять повела Алёшу в подземелье. Там мальчик увидел много маленьких людей, которые стояли у трона. А на троне сидел министр, который благодарил мальчика за спасенную жизнь. И Алеша понял, что это Чернушка. И министр сказал мальчику, что исполнит любое его желание. Алеша попросил знать всё, но не учить при этом уроки.
Алеша получил семечко. И пока оно было у мальчика, он мог всегда знать урок. Но за это Алёша должен был хранить в тайне увиденное. Если кто-то узнал бы о подземелье, то его жителям была бы беда. Мальчик дал обещание. Потом ему показали всё подземелье, угощали вкусностями и развлекали.
На уроке Алёшу вызвали отвечать. И мальчик рассказал домашнее задание. Тогда он понял, что семечко работает. С тех пор на каждом уроке Алешу хвалили за изумительные ответы. И мальчик стал гордым, считал себя умнее других.
А однажды Алеша потерял семечко и не смог ответить урок. Чернушка помогла мальчику, вернула семечко, но попросила впредь быть добрым и не важничать. Алёша пообещал, но забыл об этом.
Алеше грозило наказание розгами, и он от испуга выдал тайну подземных жителей. Из-за этого всему подземному царству пришлось покинуть пансионат. Чернушка пришла к Алеше попрощаться и еще раз попросила исправиться. После этого Алёша снова стал послушным и скромным. И начал сам учить уроки.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Чёрная курица, или Подземные жители Погорельского
Популярные сегодня темы
- Сочинение Честный человек. Что значит быть честным человеком
Быть честным человеком — это быть порядочным, надежным и непорочным на протяжении всей жизни. Для человека очень важно быть честным перед самим собой и другими.
- Замысел и история создания романа Преступление и наказание Достоевского
Известный миллионам читателей роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» полон загадок и неразрешенных вопросов, однако на некоторые из них мы можем дать ответ
- План рассказа Фантазеры Носова
Однажды во дворе на лавочке сидели два мальчика Миша и Стасик. Они были друзьями и любили фантазировать. Их фантазии были на разные темы. Например, Миша выдумал: как он может переплыть большую речку и целый океан
- Сочинение Роль Шабашкина в судьбе Дубровского
Шабашкин является явно отрицательным персонажем. В себе он несёт набор максимально неприятных черт характера и представляет собой весьма нелицеприятного человека.
- Характеристика Бабушки Акулины Ивановны и ее образ в повести Детство Горького сочинение
Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа « Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.
План – конспект
урока литературы в 5 классе
«Русская литературная сказка.
Антоний Погорельский.
«Черная курица
или подземные жители»»
Учитель: Гуркина Наталья
Юрьевна
МОУ «Дороховская СОШ»,
пос. Дорохово,
Бежецкий район, Тверская обл.
Тема: Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная
курица или Подземные жители»
Цели урока: расширить читательский
кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные
качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А.
Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста
каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности,
нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует
в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную
задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и однокл. или самост.)
необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию,
представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: вступает в учебный
диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила
речевого поведения
Оборудование: проектор, экран, ноутбук,
книжная выставка (сказка А.Погорельского), семечки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация
1. Какие
сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от
народных? Что сближает литературные сказки с народными?
III Постановка проблемного вопроса:
Сказка, которую вы прочитали дома, может называться фольклорной
сказкой? Почему? (Слайд 1)
(Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть
автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в
произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная
сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки
новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель
высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и
выражения, которые не употребляются в народных сказках.)
IY. Формулировка темы урока:
Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?
(над авторской сказкой)
Y. Работа по теме урока
(слайд 2)
1) Вступительное слово учителя (слайд 3)
Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица,
или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского
— Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что
такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со
словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное
имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо
настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в
честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А.
С. Пушкина и В. А. Жуковского.
(слайд 4,5,6)
Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне
1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в
1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал
замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.
2) Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного,
старинного стиля.
3) Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»
-Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в
Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» ) (Слайд 7-19)
Словарная работа (Слайд 20)
-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша) (слайд 21)
-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в
пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а
родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).
-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький,
миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в
пансионе, но иногда и грустно»). (слайд 22-23)
-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения
сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере
развития действия сказки:
Слова на доске |
Возможные ответы учащихся |
Сочувствие |
Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой. |
Симпатия |
Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается помогать взрослым, украшает свечи. |
Восхищение |
Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который |
Недоумение |
Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки |
Досада |
Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка. |
Растерянность |
Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок |
Сожаление |
Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил, |
Разочарование |
Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» |
Негодование Возмущение |
Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных |
Сострадание |
Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело |
Надежда |
Алеша хочет, может и должен исправиться |
Радость |
Все снова полюбили Алешу |
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске
(сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность,
сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда,
радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития
сюжета сказки.
-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и
Черная курица)
-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть
положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной
курице? (Чернушка — положительный герой, а Алеша и положительный, и
отрицательный, противоречивый).
— Каким был Алеша до получения семечка? (слайд 24)
— Что произошло ночью? (слайд 25)
— Расскажите о пути Алеши с Чернушкой в подземное царство и об
условии, которое ставит Чернушка. (слайд 26)
Алеша получил от короля волшебное зернышко, я тоже хочу дать вам
эти волшебные зернышки, храните их бережно до конца урока.
— Какое желание просит исполнить
Алеша? Приносят
ли ему радость успехи, в достижении которых он не прикладывал усилий? (слайд
27)
-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?
(слайд 28)
Возможные ответы (Он становится
капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его
успехи — это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается
хуже самого последнего ученика).
-Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась,
да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения
зёрнышка, и после получения зёрнышка.
На доске находятся слова, распределите эти слова в два столбика:
Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный
непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый.
До получения зёрнышка |
После получения зёрнышка |
Добрый |
Жестокий |
Ласковый |
Упрямый |
Общительный |
Непослушный |
Скромный |
Самолюбивый |
Застенчивый |
Гордый |
Любознательный |
Дерзкий |
— Он забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом.
Нужен труд, чтобы приготовить пищу, построить дом, получить знания.
Только те знания, которые добыты трудом, остаются крепко в голове, только их
никто не может отнять (слайд 29)
— Почему стал изменяться характер Алеши? Что случилось с Алешей,
когда он потерял волшебное семечко? (слайд 30)
— Нарушил ли Алеша условие, поставленное Чернушкой в начале
сказки? Почему пострадал именно министр Черная курица? (слайд 31)
— Всегда страдает тот, кто любит.
Теперь министр Черная курица закован в цепи, ведь подземные жители поплатились
из-за Алеши, которого привел к ним именно он.
— Упрекает ли,
обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу? (слайд 32- 33)
VI. Рефлексия
Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового
мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?
— Чем заканчивается сказка? (слайд 34)
— В чем мудрость сказки? (слайд 35)
— Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица…» (волшебная
сказка).
-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный
предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)
(слайд 36)
— Какие отрицательные человеческие качества осуждаются? (слайд
37)
— В чем мудрость Черной курицы? (слайд 38)
— Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением,
возвращением к жизни и к себе самому, прежнему.
Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные
зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание
вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям
это может привести.
VII. Домашнее
задание: напишите сочинение-миниатюру «Чему научила меня волшебная повесть
«Черная курица, или Подземные жители».
Приложение — презентация
Использованная литература:
1. Учебник литературы 5 класс под
ред. В.Я. Коровиной
2. А. Погорельский «Черная курица или
Подземные жители»
Интернет ресурсы:
1. http://www.literaturus.ru/2015/11/test-V-durnom-obshhestve-voprosy-otvety.html
План – конспект
урока литературы в 5 классе
«Русская литературная сказка.
Антоний Погорельский.
«Черная курица
или подземные жители»»
Учитель: Мадаева А.Ш.
Тема: Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица или подземные жители»
Цели урока: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и однокл. или самост.) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
-
Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина наизусть.
-
Индивидуальная работа со слабыми учащимися (тестовые задания).
-
Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?
(Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.)
III. Работа по теме урока
1) Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.
Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.
2) Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля.
3) Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»
—Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )
-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)
-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).
-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша — «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).
-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:
Слова на доске |
Возможные ответы учащихся |
Сочувствие |
Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой. |
Симпатия |
Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается помогать взрослым, украшает свечи. |
Восхищение |
Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу — черную курицу; Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней. |
Недоумение |
Алеша — мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку. |
Досада |
Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка. |
Растерянность |
Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок свой, какой бы ему ни задали». |
Сожаление |
Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил, мешал другим детям заниматься |
Разочарование |
Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами. |
Негодование Возмущение |
Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение. |
Сострадание |
Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие |
Надежда |
Алеша хочет, может и должен исправиться |
Радость |
Все снова полюбили Алешу |
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.
-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица…» (волшебная сказка).
-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)
-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и Черная курица)
-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице? (Чернушка- положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).
-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?
Возможные ответы (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи — это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).
-Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.
На доске находятся слова, распределите эти слова в два столбика:
Добрый, ласковый, дерзкий, гордый, общительный, скромный непослушный, застенчивый, упрямый, любознательный, жестокий, самолюбивый.
До получения зёрнышка |
После получения зёрнышка |
Добрый |
Жестокий |
Ласковый |
Упрямый |
Общительный |
Непослушный |
Скромный |
Самолюбивый |
Застенчивый |
Гордый |
Любознательный |
Дерзкий |
IV. Рефлексия
Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.
Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.
Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
— Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему.
Всем нам знакомы слова: « Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).
Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку
Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.
V. Домашнее задание: прочитать сказку; сделать иллюстрации к сказке (по желанию).