Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Даль «Что значит досуг», как составить план с сказке?
Владимир Даль «Что значит досуг» план
Какой план можно составить к сказке?
План для пересказа как написать?
1 ответ:
3
0
Полезную сказку написал Владимир Иванович Даль. Но в этой сказке очень трудные незнакомые современным детям слова. Давайте составим план к этой сказке, чтобы легче было пересказывать ее на уроке.
1). Георгий Храбрый дал задания животным:
- медведю колоды срубом сложить,
- волку — землянку вырыть,
- лисе — пух собрать на три подушки,
- кошке — связать три чулочка,
- корове — шерсти напрясть,
- журавлю — зубочистки сделать,
- козлу — бритву направить,
- гусю — три глиняных горшка сделать,
- птице-бабе — рыбы наловить,
- пчеле соты построить и меда принести и так далее.
2). Никто из животных с заданиями не справился: медведь сруб не сложил, волк землянку не вырыл, лиса пух не нащипала, кошка за мышами бегала и чулки не связала, баба-птица рыбу в свой зоб сложила, воробей с соседом дрался, корова всё жевала, дятел дров не принес, тетерка глины не намесила, в общем никто не справился с работой.
3). Только одна пчела внимание не рассеивала, а делала свое дело — соты слепила, меду принесла.
Читайте также
Сын обрусевшего датчанина, родился на Украине в Луганске (тогда это был поселок), является писателем, этнографом и лексикографом, собирателем фольклора, военным врачом. Больше всего известен как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», в который вошли как русские, так украинские и белорусские слова с пометкой диалектные. На составление словаря ушло 53 года.
Даль Владимир Иванович, 10.11.1801-22.09.1872гг, этнограф, лексикограф, прозаик. Отец Владимира Даля — принявший русское подданство датчанин, врач. Мать -обрусевшая немка, дочь известной переводчицы М.Фрейтаг. В.Даль благодаря родителям получил прекрасное разностороннее домашнее образование. Сын немки и датчанина — составитель и автор «Толкового словаря живого великорусского языка» — поразительный факт.
Под псевдонимом Казак Луганский написал в 1832г сказки с удивительным названием:
Сатирически направленные сказки пришлись не по нраву цензуре из-за «насмешек над правительством» автор был арестован, а сборник был запрещён и изъят из продажи. В.Даля скоро выпустили благодаря его заслугам в польской кампании, но история с запретом сказок сделала его известным и стала поводом знакомства с А.С.Пушкиным.
Возможно, я ошибаюсь, но я слышала, что таких девушек называли «самоходка» или «самокрутка». Если бы было количество букв, было бы проще. Ведь русский язык богат, а в те времена тоже отличался огромным количеством слов, причем в разных регионах они могли быть разными.
Не «играют» только с тем,от чего умирают.
На этот вопрос не существует единого и четкого ответа. каждый человек может сделать собственный вывод о причинах, которые побудили Владимира Даля заняться составлением своего словаря. Ведь эта работа стала главной целью жизни этого незаурядного во всех отношениях человека. составлению четырех томов своего словаря Даль посвятил 53 года своей жизни. По преданию он начал составлять словарь в 17 лет и ни разу не изменял своей мечте, выискивая новые слова для словаря везде, где оказывался волей службы или судьбы.
Мне лично кажется, что Даль мечтал составить единый словарь великого русского языка, в котором каждый мог найти бы любое слово. Он был влюблен в русский язык и не хотел, чтобы что-то из него потерялось. И он оказался прав, мы и сейчас часто пользуемся именно словарем Даля, как самым авторитетным источником среди существующих.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План сказки «Что значит досуг»
Святой Георгий Храбрый, защитник животных, дал им всем на день по заданию. Но медведь умаялся, не умея таскать колоды как надо. Серый волк землянку так и не вырыл, заскучал без добычи. Лисичка-сестричка кур съела, а про перья на подушки и думать забыла. Кошка вместо вязанья отвлекалась на мышей. Козел не бритвы острил, а целый день прохлаждался, еще и вину свалил на другого козла, что тот мешал. Коровушка тоже все ела да жевала, прясть было некогда.
Журавль день по сторонам глядел, зубочисток не наделал. Гусь оправдался, что тетерев не глину топтал, а просто землю. Вот он горшков и не слепил. Баба-птица поймала всего несколько рыбок, устала. Дятел зря деревья долбил, а валежника не собрал. Воробушек солому таскал, но себе в гнездо, и только. Зато пчела и мед собрала, и соты построила, и раньше всех с делами управилась. И не жаловалась на «недосуг» (что некогда было или ей мешали).
Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля
Сюжет
У святого покровителя животных Георгия Храброго нашлось дело до вечера для всех. Но медведь, волк, лиса, кошка, козел, корова, журавль, гусь, тетерев, баба-птица, дятел и воробей ничего не сделали, потому что отвлекались, не знали, как надо за дело взяться, ели, и жаловались, что им кто-то мешал. Одна пчела все успела, мед собрала, и не валила вину на «недосуг» (что кто-то или что-то ей мешали).
Отзыв
Сказка о трудолюбии и лени, честности и вранье. Героям было «недосуг» (не до этого, нашлись дела поинтересней) выполнять задания своего покровителя. Одни нашли причины отлынивать от работы (козел с коровой), другие не умели взяться за дело правильно (медведь, дятел). К каждому делу нужна смекалка.
Пчелка доказала, что задание было выполнимым и нетрудным. Она честно, с умом и удовольствием трудилась, и все получилось. Сказка учит трудиться, не сдаваться, быть настойчивым, находчивым, прилежным, правдивым, терпеливым, не терять время зря, не лениться, винить себя, а не других.
План сказки «Что значит досуг»
- Георгий Храбрый – начальник над животными.
- Работа на день для зверей, птиц, насекомых.
- Лень, хитрость, бестолковость животных.
- Пчела справилась с заданием.
- Все получится, если постараться!
Жанр: сказка о животных
Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:
«Привередница»
Главные герои сказки «Что значит досуг» и их характеристика
- Георгий Храбрый. Повелитель зверей. Неумелый начальник.
- Звери. Действовали сообразно своим наклонностям.
- Пчела. Работящая и терпеливая.
План пересказа сказки «Что значит досуг»
- Задания зверям.
- Медведь и сруб.
- Волк и ямы.
- Лиса и перья.
- Кошка и мыши.
- Прочие звери.
- Пчела.
Кратчайшее содержание сказки «Что значит досуг» для читательского дневника в 6 предложений
- Георгий дал зверям задания на день.
- Медведь не смог собрать сруб.
- Волк рыл много ям, но землянку не вырыл.
- Лиса съела птицу, а кошка гоняла мышей.
- Всякий зверь занимался тем, что умел и любил.
- Только пчела натаскала мёд и сделала соты.
Главная мысль сказки «Что значит досуг»
Чтобы был результат, нужен толковый руководитель.
Чему учит сказка «Что значит досуг»
Сказка учит думать головой, прежде чем раздавать другим задания. Учит правильному планированию работ. Учит тому, что только настойчивость может принести хороший результат.
Отзыв на сказку «Что значит досуг»
Мне понравилась эта сказка, в которой рассказывается о том, что плохое руководство никогда не добьётся нужного результата. Георгий не стал учитывать возможности и склонности зверей, он надавал им заданий, и не стал контролировать сам процесс. В итоге только пчела, которой поручили именно её дело, справилась хорошо, натаскала мёда. А те звери, кому дали непонятные задания ничего не сделали. Этот случай должен послужить Георгию серьёзным уроком.
Пословицы к сказке «Что значит досуг»
Хочешь, чтобы работа была выполнена хорошо — сделай её сам.
Терпенье и труд всё перетрут.
Дурная голова ногам покоя не даёт.
Первый в совете, первый в ответе.
Где пастух дурак, там и собаки дуры.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Что значит досуг»
Раз как-то Георгий Храбрый, повелитель зверей и птиц, решил своих слуг работой озадачить.
Каждому дал он задание по силам и возможностям.
Медведь должен был сруб сложить, волк землянку вырыть, лиса пуху набрать для подушек и так далее.
Вечером пошёл Георгий проверять, как работа движется.
Медведь весь день таскал брёвна, а как сложить сруб не знал.
Волк много раз начинал рыть яму, но поняв, что в земле нет спрятанного куска мяса или кости, переходил на другое место.
Лиса поддалась жадности и поела всю птицу, а пух на ветер пустила.
Кошка вместо чулка за мышами гонялась, а козёл на чужой огород за капустой убежал.
Корова весь день жвачку жевала, журавль на часах стоял, гусь постоянно мылся, чтобы не быть грязным.
И только пчела не говорила, что ей недосуг было, а весь день летала между цветами, мёд собирала, да соты строила.
Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка
«Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки
Тип урока – комбинированный.
Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.
Задачи:
— обеспечить в ходе урока повторение
основных понятий народной и литературной сказки;
— пополнить знания учащихся о творчестве
В. Даля;
— развивать навыки выразительного чтения;
— воспитывать любовь к чтению, желание
читать сказки;
Ожидаемые результаты урока:
1. Личностные:
— стремление к речевому
самосовершенствованию;
— формирование и развитие
учебно-познавательного интереса обучающихся к учебному материалу.
2. Метапредметные :
— адекватное и критическое
оценивание обучающимися самих себя и одноклассников в учебной
деятельности;
3. Предметные:
— знание особенностей сказки В. Даля;
Материалы к уроку: учебник,
распечатки текстов, тетради.
Оборудование урока: текст. портрет
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Объявление темы и цели урока.
3.Актуализация опорных знаний урока
-проверка д.з.
-анализ прочитанной сказки
4.изучение новой темы
-слово учителя
После 53 лет этнографической и
лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного
творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
— Что вам известно об истории первого
слова, записанного В. Далем?
(История создания словаря берет свое
начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему
слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)
Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов,
которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и
профессиональные термины.
5. Каким именем подписывался Даль? (Казак
Луганский)
Владимир Иванович Даль родился 10 (22)
ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в
высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой,
знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил
прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский
Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.
-поступил на медицинский факультет
В 1827 году в журнале «Славянин» были
опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в
«Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».
С началом русско-турецкой войны Далю
пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович
отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым,
оперировал в условиях полевых госпиталей.
В 1832 году были опубликованы «Русские
сказки. Пяток первый».
В 1833 Писатель много путешествовал по
Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его
произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля
стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович
путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине
Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,
В 1859 году Даль подал в отставку и
поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь
живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.
В 1862 году вышла вторая знаковая книга
этнографа – «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4
октября) 1872 года в Москве.
Интересные факты
Даль всей душой полюбил живописные родные
места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой
перстень-талисман с изумрудом.
За свою биографию Владимир Даль написал
более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники
«Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.
— Давайте выстроим цепочку появления
литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку
появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор
обработал – стала литературная).
— Как вы думаете, В.И. Даль занимался
только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или
невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим
Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно
обработанными.
—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др.
относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного
детского фольклора.
—Сказки эти вошли в сборник «Первая
первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.
Вот сегодня мы и понаблюдаем, как
использовал Даль эти слова в своих произведениях.
— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы
читали в начальной школе.
( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля»,
«Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )
— Чем запомнились эти сказки?
Учитель:
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка
почувствовать жалость к одиноким старикам,
Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля»,
«Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг
другу.
-Особенностью сказок Даля является большое
количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков,
народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.
(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в
кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)
Физминутка
-чтение сказки
5. Анализ сказки «Что значит досуг?»
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль? (Мысль о труде в
центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему
относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)
Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них —
использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
—Заполняют колонку «Характеристика
героя»
2. Михайло Потапыч, медведь
«.. работал до поту лица, так что в оба
кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя
ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»
3.Серый волк
«местах в пяти начинал землянку рыть, да
как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место
перейдет»
4. Лисичка-сестричка
«…надушила кур…, да не стало у нее досуга
щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
5. Кошечка «…и принималась за урок,
чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»
6. Козел «…бритвы не успел выправить; на
водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
«- Товарищ не дал работать, все приставал
да лоб подставлял пободаться»
7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за
отрубями к посудомойке — и день прошел».
8. Журавль «…пять десятин пашни
перемерял, … — так работать некогда было»
9. Гусь «…принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового
часу»
10. Пчела «Одна пчела только управилась
давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась
на недосуг»
Вывод:
— Как помогают читателю ключевые слова в
сказке в характеристике героя?
есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе,
назвать черту его характера.
С помощью каких изобразительных средств мы
понимаем отношение автора к своему герою?
5. Рефлексия.
— Чем обогатились мы за этот урок?
научились сравнивать сказки: авторскую и
народную;
учились пересказывать;
7. Домашнее задание ,письменный ответ на
вопросы:
1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.
2. За что я люблю сказки В. Даля?
Сказка
Что значит досуг Отсутствие
свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех
сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, —
Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по
работе.
Медведю
велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;
волку велел
земляночку вырыть да нары поставить;
лисе
приказал пуху нащипать на три подушки;
кошке-домоседке
— три чулка связать да клубка не затерять;
козлу-бородачу
велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди,
говорит, шерсти;
журавлю
приказал настрогать зубочисток да серников наделать;
гуся
лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру
слепить;
а тетерку
заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;
дятлу —
дворец нарубить;
воробью —
припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да
натаскать меду. Ну, пришел урочный час, и Георгий
Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло
Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай
утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли
колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя
становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их
укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как
причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и
покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки
на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца
добиралась, а пух да перья пускала на ветер. Кошечка
наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась
за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на
смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми,
шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять
выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли:
беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу
попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать,
поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с
лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил
чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал
да лоб подставлял пободаться. Коровушка жвачку жевала,
еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за
отрубями к судомойке — и день прошел. Журавль всё на
часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего
нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так
работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит,
глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что
ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и
не стало делового часу. А тетерев всё время и мял и топтал,
да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою
кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на
песочек отдыхать. Дятел надолбил носом дырок и ямочек
много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах
стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да
чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и
чуб надрал, и головушку разломило. Одна пчела только
управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала,
поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху —
да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Тема: В.И. Даль. Сказка «Что значит
досуг?». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в
сказке. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя
и авторское отношение.
Тип урока –
комбинированный.
Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.
Задачи:
— обеспечить в ходе урока повторение
основных понятий народной и литературной сказки;
— пополнить знания учащихся о творчестве
В. Даля;
— развивать навыки выразительного чтения;
— воспитывать любовь к чтению, желание
читать сказки;
Ожидаемые результаты урока:
1. Личностные: стремление к речевому
самосовершенствованию; формирование и развитие учебно-познавательного интереса
обучающихся к учебному материалу.
2. Метапредметные : адекватное и критическое оценивание
обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;
3. Предметные: знание особенностей сказки В. Даля;
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Объявление темы и цели урока.
3.Актуализация опорных знаний урока
-проверка д.з.
-анализ прочитанной сказки
4.изучение новой темы
-слово учителя
После 53 лет этнографической и
лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного
творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
— Что вам известно об истории первого
слова, записанного В. Далем?
(История создания словаря берет свое
начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему
слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)
Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов,
которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и
профессиональные термины.
5. Каким именем подписывался Даль? (Казак
Луганский)
Владимир Иванович Даль родился 10 (22)
ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в
высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой,
знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил
прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский
Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.
-поступил на медицинский факультет
В 1827 году в журнале «Славянин» были
опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в
«Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».
С началом русско-турецкой войны Далю
пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович
отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым,
оперировал в условиях полевых госпиталей.
В 1832 году были опубликованы «Русские
сказки. Пяток первый».
В 1833 Писатель много путешествовал по
Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его
произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля
стало знакомство с Александром
Пушкиным. Вместе с поэтом
Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль
присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,
В 1859 году Даль подал в отставку и
поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь
живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.
В 1862 году вышла вторая знаковая книга
этнографа – «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4
октября) 1872 года в Москве.
Интересные факты
Даль всей душой полюбил живописные родные
места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой
перстень-талисман с изумрудом.
За свою биографию Владимир Даль написал
более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники
«Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.
— Давайте выстроим цепочку появления
литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку
появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор
обработал – стала литературная).
— Как вы думаете, В.И. Даль занимался
только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или
невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть
у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.
—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др.
относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного
детского фольклора.
—Сказки эти вошли в сборник «Первая
первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.
Вот сегодня мы и понаблюдаем, как
использовал Даль эти слова в своих произведениях.
— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы
читали в начальной школе.
( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля»,
«Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )
— Чем запомнились эти сказки?
Учитель:
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка
почувствовать жалость к одиноким старикам,
Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля»,
«Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг
другу.
-Особенностью сказок Даля является большое
количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков,
народных речевых оборотов. Приведите
примеры пословиц из сказок В. Даля.
(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в
кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)
Физминутка
-чтение сказки
5. Анализ сказки «Что значит досуг?»
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль? (Мысль о труде в
центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему
относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)
Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них —
использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
—Заполняют колонку «Характеристика
героя»
2. Михайло Потапыч, медведь
«.. работал до поту лица, так что в оба
кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя
ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»
3.Серый волк
«местах в пяти начинал землянку рыть, да
как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место
перейдет»
4. Лисичка-сестричка
«…надушила кур…, да не стало у нее
досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
5. Кошечка «…и принималась за урок,
чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»
6. Козел «…бритвы не успел выправить; на
водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
«- Товарищ не дал работать, все приставал
да лоб подставлял пободаться»
7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за
отрубями к посудомойке — и день прошел».
8. Журавль «…пять десятин пашни
перемерял, … — так работать некогда было»
9. Гусь «…принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового
часу»
10. Пчела «Одна пчела только управилась
давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась
на недосуг»
Вывод:
— Как помогают читателю ключевые слова в
сказке в характеристике героя?
есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе,
назвать черту его характера.
С помощью каких изобразительных средств мы
понимаем отношение автора к своему герою?
5. Рефлексия.
— Чем обогатились мы за этот урок?
научились сравнивать сказки: авторскую и
народную;
учились пересказывать;
7. Домашнее задание ,письменный ответ на
вопросы:
1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.
2. За что я люблю сказки В. Даля?
Скачано с www.znanio.ru