Сделайте пожалуйста план, к рассказу Дикие лебеди, Ганс Христиан Андерсен, заранее спасибо
-
- 0
-
-
- 0
-
1.Жизнь в королевской семьи.
2.Женитьба отца.
3.Ужасная мачеха.
4.Жизнь Элизы в крестьянской семье.
5.Возвращение Элизы домой.
6.Заговор на трех жабах.
7.Безсильные чары.
8.Уход Элизы из дворца.
9.Сон Элизы в лесу.
10.Разговор со старушкой.
11.Встреча с братьями.
12.Сон о том что заклятье можно снять.
13.Встреча с королем страны.
14.Хотят сжечь Элизу.
15.Выясняется вся правда.
16. Превращение лебедей в принцев.
-
Комментариев (0)
-
- 0
-
1.Жизнь семьи короля
2.Новая мать.
3.Пакость Элизе
4.Элиза осталась одна
5.Встреча с лебедями
6.Рубашки и Элиза
7.Востановление семьи
-
Комментариев (0)
Ваш ответ
Тонконогова Лариса Геннадьевна, Чурнусова Лада
Александровна
МОУ «Лицей №1 города Волжского Волгоградской области»
Учителя начальных классов
Урок по литературному чтению. 4 класс
Тема:
«Творчество
Г.-Х. Андерсена. Сказка «Дикие лебеди».
Цели:
1.Работать
над содержанием сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди», способствовать лучшему
пониманию темы и идеи произведения, разобрать основные проблемные вопросы
сказки, вовлекая детей в дискуссию, совершенствовать навыки и умения
рассуждать, аргументировать свои выводы, точно и ярко формулировать свои мысли.
2.Развивать
творческие способности учащихся, логическое мышление, умение наблюдать над
особенностями литературного описания, совершенствовать культуру речи, развивать
художественный вкус.
3.Воспитывать
чувство добра, любви, долга по отношению к своим близким.
Методы
и приёмы: комментирование, анализ содержания,
выразительное чтение и драматизация
произведения.
Широко привлекаются практические действия: изобразительная (моделирование
обложки и её оформление), письмо (составление синквейна), различные формы
устной речи (описание героев, пересказ по картинному плану) и использование
средств ТСО
Тип
урока: открытие
новых знаний и способов действий
Планируемые
результаты (предметные): работают со сказкой: анализируют сюжет,
главную мысль, язык, точку зрения автора. Отбирают в тексте материал для
характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям).
Работают с книгами- справочниками (значение слов, имён). Пользуются памятками
при выполнении заданий.
Личностные
результаты: бережно
относятся к материальным и духовным ценностям.
Универсальные
учебные действия (метапредметные): познавательные: сравнивают,
осуществляют анализ, синтез, обобщают, классифицируют, отвечают на вопросы,
подтверждают свой ответ из текста, используют разные виды чтения для решения
учебных задач; регулятивные: знают с какими учебными задачами могут справиться
самостоятельно; коммуникативные: слушают вопросы по содержанию произведения,
объяснения учителя и ответы одноклассников, активно используют речевые средства
для решения коммуникативных и познавательных задач.
Оборудование: учебник, презентация,
рабочая тетрадь, карточки для групп, модели обложки, алгоритм написания
синквейна:
1.
Герой
2.
Какой? (прил. – 2 слова)
3.
Что делает? (глагол – 3 слова)
4.
Предложение или пословица, выражающая отношение к герою (4-5
слов)
5.
Кто он?
Ход
урока:
-2 апреля 1805 — 4 августа 1875.
Разница между датами — 70 лет. Столько прожил великий сказочник Г.-Х.Андерсен.
Его детство прошло в бедности и нужде. В возрасте 11 лет ему пришлось работать
ради пропитания, т.к. у него умер отец. В 14 лет Андерсен решил повидать мир и
отправился в Копенгаген. Как он говорил: «Чтобы стать знаменитым!». Андерсен
чувствовал, что для успеха ему не хватает знаний, необходимо было получить
образование. Так в 17 ему пришлось сесть за парту рядом с мальчиками 12-13 лет.
Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и
университет. Г.-Христиан был актером, учился пению, балету, пытался писать
стихи и пьесы. И всё-таки, главное, чем славен Андерсен, – это сказки. Сказки
датского писателя стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов
всей Земли. Всего
Андерсен написал 170 сказок. Все истории очень разные, иногда очень грустные,
иногда смешные. Но при этом все истории остаются лиричными, поэтичными,
напевными и с лукавинкой. Имя Х.-К. Андерсена стало символом всего
настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за
лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Христиана
Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и
художникам.
Звучит
медленная спокойная музыка. Учитель читает выразительно, эмоционально конец
сказки: «Белые лебеди спустились с неба! Она невиновна!…»
-Вы,
конечно же, догадались, откуда этот отрывок. Как называется произведение?
—Дикий
— неприрученный, неодомашненный. Лебедь — символ чистоты, мужества,
любви.
-Почему
Г.Х.Андерсен так озаглавил это произведение?
-Сформулируйте
тему урока.
(Познавательные общеучебные, коммуникативные)
-Определите
цель урока.
(Регулятивные целеполагания, коммуникативные)
Практическая
деятельность
(Познавательные, регулятивные, коммуникативные)
-У
вас имеются модели обложки. Оформите их пожалуйста.
-Сверьте
с образцом.
-Вспомним
краткое содержание сказки. Работаете в парах.
-Подпишите
номер главы под каждым заголовком.
Крах |
Фата-Моргана |
Тайна |
Встреча |
Жизнь |
Перелёт |
Спасение |
-Кто
желает кратко пересказать сказку?
-Чем
вас поразило произведение? Чем удивило?
-Что
не понравилось и почему?
«Не бойся сказки, бойся лжи. А
сказка? Сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи,
На свете добрых больше станет».
Валентин Берестов
-Представьте
себе, что наш класс превратился в творческую мастерскую, в которой собрались
умные, талантливые, творческие люди: художники, композиторы и журналисты.
-Сегодня
вам предоставляется такая возможность попробовать себя в их роли.
Художники.
1. Найти в тексте сказки описания
природы-пейзажи.
2. «Нарисовать» словами эти картины,
передавая их характер и настроение.
-От вас потребуется большое воображение, фантазия. Всё, что вы
будете «рисовать», вы должны мысленно себе представить, а затем «показать» нам
пейзажи в цвете, передавая характер и настроение. Ведь природа, как человек,
бывает в разном расположении духа, её только надо тонко чувствовать. Вот это
вам и предстоит.
1. Непогода. («Приближалась чёрная туча …») с.163
2. В лесу. («Когда Элиза проснулась…») с.158 до 3 главы
3. Море. («Долго шла Элиза, и вдруг…» с.159, «Лишь на самой
середине моря…» с.160)
Композиторы.
1.«Сочинить» музыку к наиболее
понравившимся эпизодам сказки.
2.Передать её настроение и характер,
используя слова:
Медленная – быстрая
Грустная –весёлая
Тихая — громкая
Спокойная — тревожная
-Вам необходимо «написать» прекрасную музыку к сказке с
помощью слов. А потом передать словами так, чтобы её (музыку) смогли «услышать»
все присутствующие, опираясь при этом на текст сказки, подтверждая цитатами из
текста произведения.
-Какие инструменты вы услышали?
-Какого, по вашему мнению, цвета музыка?
Третья творческая группа – журналисты.
Для них своё творческое задание.
-Вы должны выбрать одного журналиста и
несколько героев сказки, составить ряд вопросов, самых разных и интересных к
персонажам и самим постараться ответить на них, показать интервью.
Какие вопросы его интересуют? Какие проблемы
тревожат?
Например:
1.Почему вы выгнали детей из родного
дома? (Вопрос злой мачехе)
2.Как вам жилось в замке без детей? (Вопрос
королю-отцу)
3.Что помогло вам перенести все
испытания и трудности? (Вопрос Элизе)
-Вам
даётся время на подготовку и обдумывание своих заданий.
Затем
поочерёдно художники, композиторы и журналисты выносят на суд зрителей свои
словесные работы.
Зарядка
для глаз «Лебеди»
-Наша
творческая мастерская продолжает свою работу. И незаметно наш класс
превращается в мыслительный, проблемный центр.
-Каждая
группа получает проблемные вопросы по сказке. По каждому из них ребята должны
высказать своё мнение, доказать свою правоту, рассуждая, приводя цитаты из
текста. Очень важно, чтобы каждый имел свою точку зрения.
1.Как
вы думаете, любил ли молодой король Элизу? Почему же он согласился её сжечь?
Как бы вы поступили на его месте?
Какие
события говорят о том, что Элиза невинна? (с.172 это каждое полено…)
2.Как
вы считаете, любил ли король-отец своих детей? Почему же он позволил выгнать их
из дома? Как бы вы поступили на его месте?
Составьте
синквейн о короле.
Король.
Богатый, доверчивый.
Правит, любит, подчиняется.
По детски наивный мужчина.
Отец.
3.Смогли
бы вы, будь на месте Элизы, преодолеть все трудности и испытания, выпавшие на
её долю?
Составьте
синквейн об Элизе.
Элиза.
Добрая, отважная.
Спасает, любит, трудится.
По детски наивный мужчина.
Сестра.
Вопрос учителя после ответа группы:
-Как вы думаете, есть ли сейчас в нашей жизни такие персонажи, как
Элиза? Где вы о них слышали? Где вы с ними встречались?
-Испытания
Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не
изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается
её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.
-Спасибо
за ваши мысли и высказывания. Кого-то вы смогли переубедить, кто-то остался при
своём мнении. Самое главное, что каждый из вас задумался, а это уже хорошо.
Индивидуальная
работа Р.т. с.71 №8
-Заполните
таблицу «Положительные и отрицательные герои сказки»
–
Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно
трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)
–
Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено
добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
-И
в сказке, и в жизни между мирами Добра и Зла идёт постоянная борьба, противопоставление
друг другу.
-Какого
персонажа вы отнесёте к миру зла?
-А
к миру добра?
-Составим
сравнительную характеристику двух миров, опираясь на персонажей сказки: Элизу
и мачеху.
МИР
ДОБРА
МИР ЗЛА
ЭЛИЗА
МАЧЕХА
ЛЮБОВЬ
НЕНАВИСТЬ
НЕЖНОСТЬ
ЖЕСТОКОСТЬ
ЛАСКА
ХИТРОСТЬ
КРАСОТА
ЭГОИЗМ
ПРЕДАННОСТЬ
РАВНОДУШИЕ
ОТЗЫВЧИВОСТЬ
КОРЫСТЬ
-Как
вы думаете, чего в сказке больше?
-Задумайтесь,
какие черты характера есть в вас?
-В
сказках Добро всегда побеждает. Всегда ли так бывает в жизни?
-Почему
в жизни часто происходит наоборот?
Рефлексия
(Регулятивные саморегуляции, коммуникативные)
—
Продолжите фразу «Сегодня на уроке я…», используя выражения:
—
узнал, заинтересовался…
—
научился, смог…
—
могу похвалить себя и своих товарищей за …
Дз
на выбор
(Познавательные, регулятивные, коммуникативные)
1)
Составить тест по сказке
2)
Написать отзыв о прочитанном по плану
3)
Придумать продолжение сказки
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 40.
УКМ «Перспектива»
Ганс-Христиан Андерсен «Дикие лебеди»
1. Найдите в библиотеке и прочитайте до конца сказку «Дикие лебеди».
Дальше случилось следующее:
Братья перенесли Элизу через море и она встретила фею Моргану. Фея рассказала девушке, как спасти братьев. Элиза стала вязать рубашки из крапивы, встретила короля и вышла за него замуж. Но так как девушка молчала, её обвинили в колдовстве и хотели сжечь. Но Элиза успела довязать рубашки и братья спасли её.
Краткое содержание сказки «Дикие лебеди» можно прочитать, перейдя по ссылке.
2. О чём и о ком рассказывается в ней?
Эта сказка о принцах, превращённых злой мачехой в лебедей, и их сестре Элизе, которая проявила огромное мужество и выдержку, чтобы расколдовать братьев.
3. В чём основной смысл, мудрость сказки?
Главная мысль сказки в том, что ради своей семьи, своих любимых, человек может совершить любой подвиг. Ведь семья — главная ценность любого человека.
4. Что вам больше всего понравилось? Чему вас научила эта волшебная история?
Больше всего мне понравилось то, что Элиза не просто нашла братьев, но и сумела их расколдовать.
Эта сказка научила меня ценить семью, научила стойкости и упорству, мужеству и настойчивости, бесстрашию и самоотверженности.
5. Напишите отзыв в творческой тетради, используя план.
Отзыв на сказку «Дикие лебеди» по плану учебника для 4 класса
Недавно я прочитала сказку датского писателя Ганса-Христиана Андерсена «Дикие лебеди». Она мне очень понравилась и мне захотелось поделиться своими впечатлениями.
В этой сказке рассказывается о молодой и очень красивой девушке Элизе, которая была принцессой. Но её жизнь была далеко не сказочной. Злая мачеха превратила братьев Элизы в лебедей, и хотела сделать Элизу уродливой.
Девушке пришлось бежать и она долго искала братьев. А найдя, решила расколдовать их. Для этого ей нужно было связать рубашки из крапивы.
Элиза показала себя очень доброй, но мужественной девушкой, способной на самоотверженность ради любимых братьев.
Главная мысль этой сказки в том, что ради любимых человек способен на подвиг. Ведь любовь делает нас сильными.
Мне особенно запомнилось поведение Элизы на костре. Она знала, что сейчас умрёт, но торопливо довязывала рубашку. Она не думала о себе, она мечтала расколдовать братьев.
Эта сказка произвела на меня очень сильное впечатление и заставила задуматься о том, достаточно ли я люблю своих родителей, своего брата, и на что я способна ради своих близких.
Тема урока: «Дикие лебеди»
Программа «Школа 21 века»
Цель урока: Знакомство со сказкой Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”.
Развивать образное мышление, речь, критическое мышление.
Воспитывать бережное отношение к времени.
Тип урока: исследовательская работа над сказкой.
Оборудование: ноутбук, портрет писателя, карточки, аудиозапись
Ход урока
I. Организационный этап.
Литературное чтение –прекрасный урок.
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ!
Вы учите их- они учат вас!
—Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит вас прекрасными чувствами.
II. Активация мыслительной деятельности. (Работа в группах)
Соедините половинки пословиц, прочитайте и объясните смысл выбранной одной пословицы.
Добрые умирают, а дела их живут.
Добрый человек всегда правдой живет.
Доброе слово слаще мёда.
— Что объединяет эти пословицы? (О добре)
—
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Прочитайте название нашего урока.
— В сказках всегда говорится о добре и зле.
— Что такое сказки? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии.)
— Ребята, а зачем нужны сказки? (Они учат нас отличать добро от зла, хорошее от плохого, смекалку от глупости)
— Какие недостатки людей осуждаются в сказках? (Лень, жадность, скупость, безделие, трусость, глупость, жестокость)
-Какие положительные человеческие качества высоко оцениваются в сказках? (Трудолюбие, честность, добрый нрав, сострадание, любовь к ближнему)
IV. Введение в тему урока.
Биография Ханса Кристиана Андерсена. Слайд.
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился в датском городе Оденсе в 1805 году. Он рос в бедной семье и посещал благотворительную школу. Андерсену учеба давалась нелегко, так как он много и тяжело работал.
После окончания школы Андерсен некоторое время играл в театре.
В 14 лет переехал в Копенгаген за славой.
Успех пришел к Андерсену в 1835 году, когда вышли в свет его первые сказки. Написал за свою жизнь около 160 сказок.
Известными сказками Андерсена являются: «Русалочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе» и многие другие.
Умер 4 августа 1875 года в возрасте 70 лет в Копенгагене. На момент своей смерти писатель уже получил международное признание.
Никогда не был женат и не имел детей.
Андерсен написал 3381 произведение, его работы переведены на примерно 125 языков.
ФИЗМИНУТКА
V. Работа по содержанию
План произведения
(В каждом пункте подчеркнуть орфограмму)
- Счастливое детство
- Жизнь Элизы
- Встреча с братьями
- Братья забирают Элизу в прекрасную, но чужую страну
- Фата-Моргана.(дом чтение)
- Тайна Элизы. (дом чтение)
- Братья спасены.(дом чтение)
-Как вы считаете, любил ли король-отец своих детей? Почему же он позволил выгнать их из дома? (провокационный вопрос)
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)
Лебеди – символ чистоты, мужества, любви.
– Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)
VII. Домашнее задание Дочитать произведение, заполнить таблицу.
VIII. Итог урока.
-Составим сравнительную характеристику двух миров, опираясь на персонажей сказки: Элизу и мачеху.
Учащиеся выходят к доске и распределяют карточки.
МИР ДОБРА ЭЛИЗА |
МИР ЗЛА МАЧЕХА |
ЛЮБОВЬ НЕЖНОСТЬ ЛАСКА КРАСОТА ПРЕДАННОСТЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ |
НЕНАВИСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ ХИТРОСТЬ ЭГОИЗМ РАВНОДУШИЕ КОРЫСТЬ |
IX. Рефлексия. -Оцените свою работу на уроке
Оценивание учащихся.
Блиц -опрос
Сколько было братьев у Элизы? Ответ: Одиннадцать.
На ком женился отец Элизы? Ответ: На злой королеве.
Кто помог Элизе найти братьев, превращенных в лебедей? Ответ: Старушка с корзинкой ягод.
Когда братья превращались в лебедей, а когда становились людьми? Ответ: Весь день они были в виде лебедей, а людьми становились после захода солнца.
Каким образом Элиза смогла улететь со своими братьями? Ответ: Братья с Элизой сплели сетку, посадили её туда и, превратившись в лебедей, полетели через море, схватив сетку клювами.
Чему так заволновалась Элиза во время полёта? Ответ: Тому, что солнце уже садится, а утёса ещё не видно…
Как Элиза узнала о том, как можно снять чары с братьев? Ответ: Она стала молиться богу и ей приснилось, что ей об этом рассказывает фея.
Что необходимо было сделать девушке, чтобы спасти братьев от чар? Ответ: Нарвать жутко жгучей крапивы, сделать из них нити, сшить одиннадцать рубашек-панцирей и набросить их на лебедей.
Каким было главное условие, которое должна была исполнить Элиза, чтобы снять заклятие с братьев? Ответ: Не молвить ни слова, иначе её братья погибнут.
Что помогало Элизе исцеляться от жгучих волдырей на руках? Ответ: Слёзы её братьев.
Кто увез Элизу из леса? Ответ: Король гористой страны, в которой она находилась.
Почему король всё-таки поверил епископу, что Элиза якобы и в самом деле ведьма? Ответ: Потому что он видел, как она ходила на кладбище.
Что не дало толпе разорвать Элизину работу? Ответ: Лебеди.
От чего в воздухе появилось благоухание? Ответ: От того, что старший брат Элизы рассказал о её невинности.