Составить план сказки «Дремучий медведь» Паустовского по
План по рассказу «Дремучий медведь» Паустовский
Краткий план
- Мальчик пасет телят.
- Знакомится с животными и растениями.
- Медведь хочет съесть телят.
- Медведь переплывает реку.
- Звери вступаются за мальчика.
- Медведя прогоняют.
Подробный план
1) Знакомство с семьей Пети.
2) Петя пасет телят.
3) Петя никогда не обижает, как другие мальчишки, растения, птиц, шмелей, пчел, бобров, рыб, а любуется ими и дружит с ними.
4) Голодный дремучий медведь сильно проголодался и решил съесть теленка.
5) Он был настроен решительно и даже хотел придавить лапой пастушка.
6) Медведь плывет на другой берег реки, к телятам и Пете.
7) Петя от страха заплакал, но все равно спасал телят, бил медведя кнутом.
На помощь Пете пришли дятел, ива, ежевика, шмели и пчелы, окунь, ерш, бобры.
9) Медведь убежал на свой берег, потеряв хвост.
10) Он залег спать в берлогу и поклялся больше не плавать за телятами.
План сказки «Дремучий медведь» Паустовский
- Петю воспитывает бабушка;
- Петя пасет телят;
- Мальчик дружит со всеми обитателями леса;
- Дремучий Медведь хочет напасть на стадо;
- Все обитатели леса мешают медведю плыть через реку к стаду;
- Медведь отступил.
«Дремучий медведь»: краткое содержание, читается за 2 минуты.
Петя остался без родителей, поэтому он жил с бабкой Анисьей. Когда он чуть-чуть подрос, стал летом подрабатывать — пасти колхозных телят. Петя любил уйти с телятами в лес или на речку и наблюдать за животными и растениями. Мальчик никогда никого не обижал природу, ему нравилось наблюдать, как дятел долбил дерево, как бобры возились возле своих домов, как вороны переговаривались друг с другом…
А в глухом лесу жил старый медведь. Лето в тот год было засушливое, еды в лесу мало и решил медведь теленочком полакомиться.
Переплыл реку и направился к стаду. Но все живое — трава, деревья, пчелы, шмели, птицы все набросились на медведя. Чтобы спастись, медведь бросился обратно в реку, но даже рыбы накинулись на него и давай его щипать и колоть шипами. Когда медведь уже думал, что спасся, бобры повалили на него сваленное дерево.
Еле-еле выбравшись на берег удрал медведь в лес и залег в берлогу. Так в этой берлоге и оставался до осени, а потом и всю зиму провел.
Бабка Анисья, выслушав, что произошло с ее внуком, напомнила ему известную пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Петя-маленький сирота, живет с бабкой Анисьей. Его отец Петя-большой погиб на войне, мать тоже умерла. С рожком, подарком старого пастуха Семена-чаевника, Петя пас у реки Высокой колхозных телят. Звери и птицы его полюбили. Если другие деревенские мальчишки били палкой кусты ежевики, разоряли гнезда, бросали в бобров камни, травили рыбу, то добрый Петя только любовался да удивлялся смышлености зверей.
Не знал Петю только старый отощавший медведь за рекой по прозвищу Дремучий. Зато видел телят и облизывался. Петю он не боялся, и хотел придушить, если что. Поплыл медведь по реке, а животные уже чуют беду. Петя вышел к зверю с кнутом, да только разъярил его. И тогда мальчик попросил помощи у своих друзей: птиц, зверей, деревьев. Ежевика тут же вцепилась Дремучему в лапы, ива отхлестала по бокам, напали и дятел со шмелями.
Бултыхнулся медведь обратно в речку. И схватил его там «стопудовый окунь», поволок на дно. Взмолился медведь о пощаде, но не тут-то было! Оборвав хвост, с шипом ерша Шипояда в боку, поплыл зверь назад. И попал под ольху, нарочно сваленную бобрами. Вылез медведь на тот берег – и наутек. Птицы и звери проводили его хохотом. И залег Дремучий раньше времени в берлогу спать.
Благодарный Петя поклонился деревьям, рыбам, зверям. Бабка Анисья, узнав обо всем, посмеялась над незадачливым медведем. А потом сказала внуку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились».
Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского
Сюжет
Пастушок сирота мальчик Петя живет с бабкой Анисьей: отец его погиб на фронте, мать умерла. Он пасет телят у Высокой реки. Птицы, звери, рыбы и деревья дружат с добрым мальчиком. И спасают его и телят от лап старого Дремучего медведя. Загоняют его обратно в реку, а окунь отрывает ему хвост. Медведь улепетывает в берлогу, а Петя говорит друзьям спасибо за помощь. Бабка Анисья хвалит мальчика за дружбу с природой.
Отзыв
Главная мысль сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Петя был добр ко всему живому, подружился со зверями и птицами. И друзья заступились за него в минуту опасности, за добро отплатили добром. Богатство – в дружбе. Тема отношения человека с природой, тема войны, сиротства, труда, доброты. Сказка учит любить и знать природу, беречь ее, не обижать тех, кто слабее, учит видеть красоту в окружающем мире, дружить, трудиться, помогать друг другу.
План рассказа «Дремучий медведь»
- Петя-маленький – сирота.
- Жизнь мальчика у доброй бабки Анисьи.
- Петя – пастушок телят.
- Красота родной природы.
- Дружба мальчика со зверями и птицами.
- Нападение Дремучего медведя.
- Друзья приходят Пете на помощь.
- Бегство медведя без хвоста.
- Дружба – настоящее богатство в жизни.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 План рассказа «Дремучий медведь»
Петя-маленький сирота, живет с бабкой Анисьей. Его отец Петя-большой погиб на войне, мать тоже умерла. С рожком, подарком старого пастуха Семена-чаевника, Петя пас у реки Высокой колхозных телят. Звери и птицы его полюбили. Если другие деревенские мальчишки били палкой кусты ежевики, разоряли гнезда, бросали в бобров камни, травили рыбу, то добрый Петя только любовался да удивлялся смышлености зверей.
Не знал Петю только старый отощавший медведь за рекой по прозвищу Дремучий. Зато видел телят и облизывался. Петю он не боялся, и хотел придушить, если что. Поплыл медведь по реке, а животные уже чуют беду. Петя вышел к зверю с кнутом, да только разъярил его. И тогда мальчик попросил помощи у своих друзей: птиц, зверей, деревьев. Ежевика тут же вцепилась Дремучему в лапы, ива отхлестала по бокам, напали и дятел со шмелями.
Бултыхнулся медведь обратно в речку. И схватил его там «стопудовый окунь», поволок на дно. Взмолился медведь о пощаде, но не тут-то было! Оборвав хвост, с шипом ерша Шипояда в боку, поплыл зверь назад. И попал под ольху, нарочно сваленную бобрами. Вылез медведь на тот берег – и наутек. Птицы и звери проводили его хохотом. И залег Дремучий раньше времени в берлогу спать.
Благодарный Петя поклонился деревьям, рыбам, зверям. Бабка Анисья, узнав обо всем, посмеялась над незадачливым медведем. А потом сказала внуку: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились».
Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Паустовского
Сюжет
Пастушок сирота мальчик Петя живет с бабкой Анисьей: отец его погиб на фронте, мать умерла. Он пасет телят у Высокой реки. Птицы, звери, рыбы и деревья дружат с добрым мальчиком. И спасают его и телят от лап старого Дремучего медведя. Загоняют его обратно в реку, а окунь отрывает ему хвост. Медведь улепетывает в берлогу, а Петя говорит друзьям спасибо за помощь. Бабка Анисья хвалит мальчика за дружбу с природой.
Отзыв
Главная мысль сказки: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Петя был добр ко всему живому, подружился со зверями и птицами. И друзья заступились за него в минуту опасности, за добро отплатили добром. Богатство – в дружбе. Тема отношения человека с природой, тема войны, сиротства, труда, доброты. Сказка учит любить и знать природу, беречь ее, не обижать тех, кто слабее, учит видеть красоту в окружающем мире, дружить, трудиться, помогать друг другу.
План рассказа «Дремучий медведь»
- Петя-маленький – сирота.
- Жизнь мальчика у доброй бабки Анисьи.
- Петя – пастушок телят.
- Красота родной природы.
- Дружба мальчика со зверями и птицами.
- Нападение Дремучего медведя.
- Друзья приходят Пете на помощь.
- Бегство медведя без хвоста.
- Дружба – настоящее богатство в жизни.
Читательский дневник по сказке «Дремучий медведь» Константина Паустовского
Автор: Константин Георгиевич Паустовский.
Название: «Дремучий медведь».
Число страниц: 36.
Жанр: сказка.
Главные герои: Петя, Медведь, звери, рыбы и птицы.
Второстепенные герои: Анисья.
Характеристика главных героев:
Петя — пастушок. Добрый и весёлый.
Медведь — старый, злой.
Животные — дружные, смелые, решительные.
Характеристика второстепенных героев:
Анисья — старая бабка.
Краткое содержание сказки «Дремучий медведь»
Пастушок Петя водил телят к речке. На другом берегу жил медведь, который давно мечтал отведать телятины.
Он решил переплыть реку. Ворона подняла тревогу, а глупые телята смотрели, как плывёт медведь.
Петя пытался отогнать медведя кнутом, но тот не испугался.
Тогда медведя схватила ежевика, и отхлестала ива. Медведь вырвался, но огромный окунь утащил его в омут и откусил хвост. Ёрш ударил колючкой в бок. Бобры уронили осину. Пчёлы слепили медведя.
Тот не выдержал и вернулся на свой берег.
Он съел гриб и завалился спать в берлогу.
План сказки:
- Весёлый пастушок.
- Мечты о телятах.
- Ива и ежевика.
- Окунь и ёрш.
- Бобры.
- Насекомые.
- Девки с бидоном.
- Сон в берлоге.
- Смех Анисьи.
Основная мысль произведения «Дремучий медведь»
Главная мысль сказки в том, что все вместе любую беду отведут.
Основная идея произведения в том, что действовать лучше всем вместе.
Чему учит сказка
Учит дружбе и взаимовыручке.
Учит смелости и решительности.
Учит давать отпор любому врагу.
Краткий отзыв по сказке «Дремучий медведь» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что не физическая сила важна, а согласованные действия.
Только так можно победить врага, который сильнее.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось показать, как сплочённый коллектив может решить даже самую трудную задачу.
Мне понравились животные, которые защищали доброго мальчика и его телят. Но мне было очень жаль медведя, старого и голодного, который не виноват, что родился хищником.
Я всем советую прочитать эту сказку и стараться решать проблемы дружным коллективом.
Пословицы к произведению:
- На чужой каравай рот не разевай.
- Всякая помощь хороша вовремя.
- Вместе хорошо и недруга бить.
- В одиночку слабы, вместе — сильны.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Словарь неизвестных слов
- Дремучий — старый, необразованный, дикий.
- Скликать — созывать.
- Натуга — усилие.
- Крутояр — высокий берег, обрыв.
- Осокорь — чёрный тополь.
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Ползёт, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил в омут.
— Братцы! — заорал медведь, пуская пузыри. — Смилуйтесь! Отпустите! Слово даю… до смерти сюда не приду! И пастуха не обижу!
Ещё читательские дневники по произведениям К. Паустовского:
- «Похождения жука-носорога»
- «Заячьи лапы»
- «Стальное колечко»
- «Барсучий нос»
- «Растрёпанный воробей»
- «Тёплый хлеб»
- «Корзина с еловыми шишками»
Библиотека произведений автора пополняется.
Полезные ссылки:
- Википедия про писателя
- Краткая биография Константина Паустовского для презентации
________
0
Паустовский «Дремучий медведь» чему учит, какая пословица подходит, план?
«Дремучий медведь» Паустовский чему учит?
Чему учит сказка «Дремучий медведь» Паустовский
Паустовский «Дремучий медведь» план
Какая пословица подходит к сказке Паустовского «Дремучий медведь»
1 ответ:
5
0
Замечательная сказка Константина Паустовского! Предлагаю для пересказа такой план:
1). Знакомство с семьей Пети-маленького.
2). Петя пасет телят.
3). Петя никогда не обижает, как другие мальчишки, растения, птиц, шмелей, пчел, бобров, рыб, а любуется ими и дружит с ними.
4). Дремучий медведь сильно проголодался и решил съесть теленка.
5). Он был настроен решительно и даже хотел придавить лапой пастушка.
6). Медведь поплыл на другой берег реки, к телятам и Пете.
7). Петя от страха заплакал, но все равно спасал телят, бил медведя кнутом.
8). На помощь Пете пришли дятел, ива, ежевика, шмели и пчелы, окунь, ерш, бобры.
9). Дремучий медведь еле выбрался на свой берег, потеряв хвост.
10). Он залег спать в берлогу и поклялся больше не плавать за телятами.
**
Эта сказка учит, что нужно беречь природу, и она в трудный момент поможет человеку. Доброта всегда вернется добром. Петя был добр, умел со всеми дружить — вот и ему все помогли.
Пословицы:
Читайте также
Напишем два варианта краткого содержания рассказа Паустовского «Теплый хлеб».
Первое, которое можно прочитать за несколько минут:
В деревне Бережки остается раненый конь, который живет у мельника Панкрата. Коня все жалеют и не обижают, когда он просит у кого-нибудь кусок хлеба.
Но здесь живет и мальчик Филька, которого в народе зовут «Ну тебя», неразговорчивый и вечно угрюмый. Однажды зимой, когда стояла теплая погода, Филька разозлился на коня, и вместо того, чтобы дать тому хлеба, швырнул горбушку далеко в снег. Конь от обиды заплакал и случилось странное — погода сразу изменилась. Подул холодный ветер и так приморозило, что замерз пруд у мельницы, а значит деревне грозил голод.
Бабушка рассказала Фильке, что когда-то был такой же страшный мороз и деревня вымерла. Тогда одноногому солдату злой человек не дал хлеба и солдат проклял деревню.
Филька решает, что это он виноват в холодах и идет к Панкрату. Он винится перед мельником и тот советует ему что-то придумать. Филька решает созвать ребят и раздолбить лед.
Все вместе ребята и взрослые ломают лед, а в это время наступает тепло.
Филька мирится с конем, отдает ему свежий, только испеченный хлеб.
<hr />
Теперь краткое содержание в 6 предложений для читательского дневника:
- Раненый конь остается в деревне
- Филька обижает коня, бросив хлеб в снег
- Страшные морозы обрушиваются на деревню
- Бабушка рассказывает о проклятье солдата-инвалида
- Филька винится перед Панкратом и вместе с ребятами долбит лед.
- Филька мирится с конем.
Литературное чтение 4 класс.
Тест к рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» с ответами по вариантам:
Вариант 1/2.
- Кто автор рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Константин Паустовский)/ Какой жанр произведения «Корзина с еловыми шишками»? (рассказ)
- Какая тема произведения «Корзина с еловыми шишками? (о природе)/»Корзина с еловыми шишками» — это проза или поэзия? (проза)
- Как зовут главную героиню произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Дагни Педерсон)/ Как зовут главного героя произведения «Корзина с еловыми шишками»? (Эдвард Григ)
- Где происходит действие произведения? (Норвегия, город Берген и его окрестности)/ Какой город упоминается в произведении (Берген, Норвегия)
- Какое время года было, когда Дагни и Григ встретились в лесу? (осень)/ Какое время года было, когда Григ писал музыку? (зима)
- Кто был любимым слушателем для Грига? (сверчок, Золушка, матросы, прачка, снег)/ Как долго Григ писал музыку для Дагни? (более месяца)
- Какая главная мысль произведения «Корзина с еловыми шишками»? (жизнь прекрасна)/Чему учит произведение «Корзина с еловыми шишками»? (любить жизнь, чувствовать музыку)
Рассказ-сказка К.Паустовского «Теплый хлеб» был написан в 1954 году.
В первую очередь поражает стиль написания рассказа, он сказочно-былинный, протяжный. Характеры главных героев рассказа «Теплый хлеб» Фильки и Панкрата написаны крупными мазками. Красивое описание природы, морозной зимы, заснеженного леса. Рассказ «Теплый хлеб» очень трогательный и поучительный: Мальчик Филька обидел раненого коня, жившего в деревне, не дал хлеба и ударил его. На деревню напала стужа, люди могли умереть с голоду. Филька чувствовал, что природа гневается на него за грубый поступок и решает исправить свою вину — он с ребятами раскалывает лед на речке, чтобы запустить скованную льдом мельницу. Мороз спадает, мельница заработала, люди смогли напечь хлеба. Сказка заканчивается, Филька приносит теплый хлеб с солью коню, они мирится. К рассказу «Теплый хлеб» подходят пословицы: как аукнется, так и откликнется, что посеешь, то и пожнешь.
Девочка Варя, героиня рассказа Паустовского «Стальное колечко», хотела посмотреть на другие страны, как и все дети её возраста. Но первым делом она использовала силу волшебного кольца для того, чтобы дедушку вылечить. Поэтому она одела кольцо на средний пальчик и дед Кузьма, действительно, выздоровел. Правда, старик считал, что это целительный весенний воздух избавил его от недуга. Но Варюша благодарила за выздоровление дедушки колечко.
Вечером девочка надела колечко на безымянный пальчик, и это обернулось для неё огромной радостью. Утром следующего дня она встретилась с весной, от чего Варюша почувствовала себя счастливой.
Теперь можно было бы отправиться в чужие края, посмотреть как люди живут в других местах планеты. Но Варя не торопится, ведь вокруг неё красота такая, какую нигде не сыщешь. Вот она и не одела колечко на указательный палец и осталась в родном Моховом.
Варюша уверена, что истинный рай здесь, а свет повидать она всегда успеет:
В рассказе Паустовского «Стальное колечко» девчушка Варя поделилась махоркой с бойцами, поскольку она была доброй и щедрой. Солдаты оценили доброе сердце девочки и подарили ей бесценный подарок — колечко волшебное. А нам подойдут такие пословица о доброте и щедрости:
Варюша теряет волшебное кольцо, а затем долго его ищет, но не может найти. Она расстраивается и прекращает поиски. Но твердо решает отыскать колечко с приходом весны. Приведем пословицу о слезах и о том, что нужно принимать решение, а не расстраиваться:
Девочка весной находит колечко и мечтает излечить дедушку с его помощью. Вот пословица о том, что нельзя никогда терять надежду:
И дедушка выздоравливает! Варюша счастлива и может отправляться в путешествие в другие страны. Но она не спешит использовать силу волшебного кольца, поскольку любит свой родной край.
Привожу пословицы о любви к родной сторонке:
Жанр: литературная сказка о животных
Главные герои сказки «Дремучий медведь» и их характеристика
- Петя. Маленький мальчик. Тихий, спокойный, добрый, задумчивый. Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами.
- Дремучий медведь. Голодный и злой, старый.
- Анисья. Бабушка Пети. Добрая и веселая старушка.
План пересказа сказки «Дремучий медведь»
- Петя идет в пастушки
- Чудесная природа у Высокой речки
- Петя, звери, птицы и деревья
- Мечты Дремучего медведя.
- Медведь плывет на другой берег
- Поднятая тревога
- Ежевика вступает в бой
- Ивы, шмели и дятел.
- Отступление медведя
- Окунь
- Удар ерша
- Оторванный хвост
- Грозные бобры
- Девушки в лесу
- Бегство медведя
- Смех Анисьи.
Кратчайшее содержание сказки «Дремучий медведь» для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Петя пас телят, и очень любил природу, всех птиц, зверей, рыбу, травы, насекомых.
- Медведь позарился на телят и поплыл на другой берег.
- Ежевика схватила медведя, ива стала его хлестать, птицы вырывать шерсть, шмели и пчелы жалить, дятел долбить по голове.
- Бросился медведь в реку, окунь потащил его в омут, а ерш уколол шипом.
- Бобры уронили на медведя ольху, а девушки напугали звоном пустых бидонов.
- Уполз медведь в берлогу, а Петя поблагодарил своих друзей-помощников.
Главная мысль сказки «Дремучий медведь»
Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.
Чему учит сказка «Дремучий медведь»
Сказка учит любить природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров.
Отзыв на сказку «Дремучий медведь»
Очень хорошая сказка, в которой мальчик Петя был другом природе, а природа стала другом мальчику. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь.
Пословицы к сказке «Дремучий медведь»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Всякая помощь хороша вовремя.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Доброе дело без награды не останется.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дремучий медведь»
Жил с бабкой Анисьей внучок Петя. Его отец погиб на войне, а мать умерла, когда мальчику было два года. Мальчик рос тихим и задумчивым, а когда чуть подрос бабка определила его пасти колхозных телят.
Петя гонял телят на Высокую речку и трубил в рожок. А места были очень красивые. Все берега были в ивах и зарослях ежевики, в речке водились бобры, за которыми Петя любил осторожно наблюдать.
В листве деревьев шумели птицы, стучал дятел, а пониже среди цветов летали шмели и стрекозы.
Звери и птицы постепенно привыкли к Пете, и даже полюбили его, потому что мальчик не озоровал. Они приветствовали мальчика и радовались ему.
А на другом берегу реки жил медведь по кличке Дремучий. Он был стар, но заглядывался на телят и несколько раз подходил к реке, но не переплывал ее, не хотел мочить шкуру. Но с каждым днем медведь все сильнее сердился, потому что был голодным, и все уговаривал себя переплыть реку. Наконец медведь решился, вошел в воду и поплыл.
Первой заметила медведя ворона, она закричала караул и все звери всполошились. Петя вскочил и увидел в реке медведя. А глупые телята подошли к берегу и смотрели, как плывет медведь.
Петя попытался отпугнуть медведя кнутом, но тот только покосился на него злым глазом и полез на берег. Петя решил, что помощи ждать не откуда. Но тут ежевика вцепилась в медведя колючками и не пускала его. Ива стала хлестать медведя веткой, дятел сел медведю на голову и давай стучать, шмели залетели ему в нос, пчелы жалят медведя, птицы шкуру ему по волоску выдергивают.
Бросился медведь обратно в речку, а там его уже поджидал стопудовый окунь. Схватил медведя и потащил в омут. Кричит медведь, умоляет отпустить его, обещает больше не переплывать на этот берег и телят с пастушком не обижать.
Но не верит ему окунь, тащит медведя на глубину. А тут еще ерш-забияка разогнался, да со всего маху свой шип медведю вонзил. Рванулся медведь, оставил свой хвост в зубах окуня, поплыл к своему берегу, радуется, что дешево отделался.
А там его уже бобры дожидаются. Подгрызли ольху и ровнехонько на спину медведю уронили. Прижала ольха медведя ко дну, но тот все равно вывернулся, доплыл до своего берега и бегом к лесу. А позади улюлюканье, смех, крики.
И как на беду, в лесу в то время девушки за грибами ходили. Увидели медведя, как звякнули бидонами, а медведь упал на землю и лежит неподвижно.
Девушки убежали, а медведь съел какой-то гриб, пополз в свою берлогу, и залег спать на всю зиму.
Поклонился низко Петя деревьям, птицам и зверям, и громко сказал «Спасибо». Но никто ему не ответил, снова тихо стало на Высокой речке.
А когда Петя рассказал про это бабке Анисье, та долго смеялась, слушая, как окунь оторвал медведю хвост, и сказала, что правду люди говорят, что не надо иметь сто рублей, надо иметь сто друзей.
Тема: К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»
Цель: знакомство
с творчеством Паустовского, анализ литературного произведения с точки зрения
построения композиции, развитие речи, учимся чувствовать и понимать язык
художественного произведения, воспитываем бережное, уважительное отношение к
природе.
Тип урока: педагогическая мастерская
Оборудование:
иллюстрация дерева, листья, презентация
Ход урока
I
Орг. момент .
II Индукция
– создание эмоционально настроя, включение чувств ученика, личного отношения к
предмету обсуждения.
1.Закройте
глаза. Над нами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая
вдыхает все ароматы полной грудью. Вдруг, что-то легкое коснулось щеки. Прикосновение
такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от
удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение
солнечного лучика, но и
отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот
деревьев, сверкающих снежинок. Откройте свои глаза.
Постановка
проблемы : как нужно строить отношения с природной?
Какими качествами должен обладать человек .Сегодня мы вырастим дерево жизни.
(слайд)
2.
Возьмите листочки и напишите на листочках качества человека, которые вы
считаете главными для того, чтобы любить природу.
III.
О писателе — Константине Георгиевиче Паустовском
1. короткие
выступления учащихся ( 4 человека)
2. Портрет
писателя (слайд) и его высказывание:
«Нет
хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь , как трава от осенней
росы».
—
объясните, как вы понимаете такое высказывание писателя?
3.
Выставка книг писателя, его дом, беседка (слайды)
IV.
Социоконструкция – работа по построению нужных элементов.
1. Словарная
работа (слайд) крутояр, осокорь, шпенёк.
2. Построение
композиции художественного произведения.
— вспомним, что
такое композиция? Из каких частей состоит? (слайд)
3.
Экспозиция – коллективная работа.
4. Завязка
«Дружеские отношения» работа в группе
5. Развитие
« Встреча с медведем» работа в группе.
6.
Кульминация « Помощь» работа в группе.
7. Развязка
– коллективная работа.
V.
Социолизация – выступление учеников
и работа в группах.
1. экспозиция (слайды) Петя
–маленький, бабка Анисья, телята и река Высокая.
— почему Петя жил с бабкой Анисьей, где
были его родители? (ответы детей)
— как бабка звала Петю? (дичок), почему?
— какие были телята?
— река Высокая, какая она была?
2. завязка – работает группа
«Редакторы», выборочное чтение.
Читают отрывки из текста, которые
доказывают, как Петя установил дружеские отношения с природой. Составление
словесного портрета Пети – маленького. (слайд)
3. развитие
— работает группа «Актеры»
— любила природа медведя? докажите
отрывком из текста ( читают текст)
— прочитать слова медведя, как роль в
театре (злость, сомнение, недоумение)
— вывод: какой же был медведь? (слайды),
составление его словесного портрета.
4. кульминация – работает группа
«Редакторы», выборочное чтение.
Читают отрывки из текста и доказывают, как
природа помогла Пете –маленькому. (слайды)
5. что такое олицетворение? (ответы
детей), использовал ли автор этот прием в свое рассказе?
6. развязка – «спасибо вам!» (слайд)
7. пословицы о дружбе
— что сказала бабка Анисья? как вы
понимаете эту пословицу?
— а какая пословица подходит ещё,
подумайте? (Один за всех и все за одного.)
VI.
Разрыв – внутреннее осознание неполноты
своего прежнего знания.
Наши
сердца раскрываются с детства, как листва деревьев.
Так, давайте украсим наше дерево листочками, на которых вы написали качества
человека, любящего природу, украсим дерево и узнаем, как же надо понимать
природу и строить с ней отношения?(украшают)
— Какое
дерево получилось?
— Наше
дерево очень яркое, солнечное, веселое, радостное.
— Значит,
и человек должен быть светлым, теплым.
VII.
Итог урока
— понравился ли
вам урок? Что для себя вы усвоили?
Домашнее
задание Написать сочинение о том, кто из вашей
семьи учит вас понимать и любить природу?
Оценки
за урок.