Предмет: родная литература (русская)
Класс: 6 Дата: 17.09
Тема урока: Р.р. Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.
Задачи:
обучающие: углубление представления о волшебной сказке, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя;
развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;
воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.
Сценарий урока
Мотивационный этап
Приветствует. Мотивирует к обучению.
Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку.
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Организует повторение пройденного.
Постановка проблемных вопросов:
— Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская сказка героического содержания?
— Чем путь Ивана — крестьянского сына отличается от пути Ивана-царевича?
Выполняют предложенные задания.
Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.
Выявление места и причины затруднения
Организует обсуждение результатов предыдущего этапа
1) Беседа
— Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?
Обдумывают ответы на вопросы.
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Организует беседу по постановке целей урока
1. Совместное целеполагание.
- Актуализировать…
- Формировать…
- Совершенствовать…
- Воспитывать…
2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).
Участвуют в полилоге, выполняют задания.
Практическая деятельность по реализации построенного проекта
Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.
1. Аналитическая работа с текстом сказки:
- пересказ первой части сказки;
- чтение по ролям трёх поединков Ивана и 12-голового змея;
- комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).
Физкультминутка
Выполняют задания.
Выполняют физкультминутку
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.
1) Вступительная беседа:
— — С чего начинают развиваться события сказки? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).
— Сколько раз ходили братья в город?
= Расскажите о каждом этом случае.
— А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка)
— Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись? (мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).
— Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).
— А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили)
= Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному герою.
— Куда водил братьев старичок?
- Выборочный пересказ: расскажите, что произошло с братом, поехавшим влево.
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задания, отвечают на вопросы.
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой
Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.
1) Исследовательская работа по теме «Герои волшебной сказки» (работа в парах с последующим обсуждением)
Вопросы и задания:
= Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).
— Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?
— Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).
— О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?
(сильные (эпизод укрощения коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).
— Но более всего проявились качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и такой прием позволяет проследить за каждым).
— Значит, тот путь, который выбирает каждый из них, характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто первый заговорил там, на перекрестке, и что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей). Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)
— Вот мы с вами говорим – Иван совершает поступки. А что такое «поступок»?
— Кто в сказке «Два Ивана — солдатских сына» совершает подлость, а не поступки?
— А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими противниками, дружески с друг другом)
— Можно ли по речи героев сказать, какие они?
— Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является постоянным для любой сказки).
Выполняют задания.
Этап включения в систему знаний и повторения
Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.
1) Аналитические задания:
— Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?
= Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.
Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.
Этап рефлексии
Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:
1) Прием «Свободный микрофон»
— Почему Иван – своеобразный богатырь, а значит это волшебная богатырская сказка героического содержания?
Задает д/з прочитать «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.
Максим Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон.
<span>Литераторов и читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в ее развитии, брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших 90-м годам XIX столетия, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки. </span>
<span>Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чуд-ра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического; жанра рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли. </span>
<span>В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорят: «„.стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». Ему противостоит мир романтических героев — опять же красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности характера романтической личности. Романтический герой и другие люди — как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, традиционная тема: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьков-ские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством. </span>
<span>Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория, люди ищут путь к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками («Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства»). Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает. быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. </span><span>
</span>
Русский фольклор
Волшебная сказка
Русские писатели о народной сказке
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
- Живите, государи мои, люди русские, в ладу со своей старой сказкой! Горе тому, у кого её не будет под старость.
Н.С. Лесков
Вспомним персонажей волшебных сказок
Я красив, силён, могуч, Я грознее грозных туч, Я умнее всех, нет слов: Много у меня голов!
Вспомним персонажей волшебных сказок
Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашки, узор вышивала, Лебедью белою в танце плыла… Кто мастерица эта была?
Вспомним персонажей волшебных сказок
При честном при всём народе Едет печка по дороге. Кто на печке той сидит? Что нам сказка говорит? И в какой же это сказке Печка едет, как салазки?
Вспомним персонажей волшебных сказок
Выход в этой сказке есть, Коль к корове в ухо влезть!
Вспомним персонажей волшебных сказок
Я богатый, всемогущий, Очень стройный, Страшно злющий, Смерти вовсе не боюсь. Угадайте, как зовусь?
Вспомним персонажей волшебных сказок
Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнём, И светло вокруг, как днём.
Вспомним персонажей волшебных сказок
Через тридевять земель, Через тридевять морей, Через горы и леса Вас домчат за полчаса.
Вспомним персонажей волшебных сказок
Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех досыта, Что сама собой она Вкусных кушаний полна.
Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына» и определите их правильную последовательность
Б
В
А
Какие эпизоды иллюстрировал художник?
Соотнесите сюжетные ходы с содержанием сказки «Два Ивана – солдатских сына»
Сюжетный ход
Сюжет сказки
Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.
Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.
Свадьба.
Встреча с помощником.
Задача, стоящая перед героем.
Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.
Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.
Появление сверхсильного противника. Беда.
Борьба со сверхсильным противником. Победа.
Пир. Счастливый конец.
Самопроверка
Сюжетный ход
Сюжет сказки
Встреча с помощником. Даритель испытывает героя. Волшебные дары.
Седой старичок. Дары: богатырские кони, сабли богатырские.
Отъезд или уход из дома. Волшебный предмет. Дорога.
По благословлению матери братья отправляются в путь. Распутье. Завет. Платочек. Разные дороги.
Свадьба.
Свадьба одного Ивана; он становится царевичем.
Встреча с помощником.
Задача, стоящая перед героем.
Бедная старушка с худой квартиркой
Освободить город от змеев.
Появление сверхсильного противника. Борьба с ним. Победа.
Появление трёх змеев. Троекратная победа.
Ложный герой. Узнавание истинного героя. Ложный герой наказан.
Водовоз наказан.
Появление сверхсильного противника. Беда.
Красная девица- страшная львица проглатывает царевича.
Борьба со сверхсильным противником. Победа.
Борьба Ивана – солдатского сына со страшной львицей.
Пир. Счастливый конец.
Свадебный пир. Счастливый конец.
Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?
Рассмотрите иллюстрацию к сказке палехского художника А. Куркина. Какие эпизоды из сказки нашли в ней отражение?
Персонажи сказки «Два Ивана – солдатских сына». Установите соответствие.
Функция героя в сказке
Персонажи сказки
1. Главный герой (герои)
А) Двенадцатиголовые змеи, девица-львица
2. Ложный герой
Б) Наставление матери
3. Сверхсильный противник (противники)
В) Два Ивана – солдатских сына
4. Помощники — люди
Г) Водовоз
5. Помощники-животные
Д) Заговорённые платки
6. Помощники – слова «заветные»
Е) Седой старичок, бедная старушка
7. Помощники — предметы
Ж) Богатырские кони
Сказочные формулы, использованные в сказке «Два Ивана – солдатских сына»
- В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…
- Идут путём-дорогою…
- Еду – не свищу, а наеду – не спущу…
- Близко ли, далёко ли…
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…
- Такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать…
- Век бы тебе спать, если бы не я…
- Стал с ней поживать в любви и согласии…
Установите соответствие
Слово
Постоянный эпитет
1. Дороженька
А) буйный
2. Девица
Б) борзый
3. Море
В) чистое
4. Молодец
Г) дремучий
5. Ветер
Д) чёрные
6. Тучи
Е) столбовая
7. Конь
Ж) добрые
8. Лес
З) к расная
9. Поле
И) синее
Выражение нравственного идеала
в русской народной сказке «Два Ивана – солдатских сына»
Как росли два Ивана? Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал братьев? Какие качества братья проявили уже в детстве?
О каких качествах братьев мы узнаём из эпизодов торга при покупке коней и сабель, а также из эпизодов встречи с седым старичком?
Зачем сказка разводит братьев по двум дорогам? Кто из братьев первым заговорил на перепутье и что предложил? Почему одного из братьев хочется назвать старшим, хотя в сказке нет такого определения?
Поступок. Всякое дельное дело или действие человека.
Из словаря В.И. Даля
Поступок героя — основной способ характеристики персонажа
Между собой
С матушкой
С седым старичком
Со змеем
Речь главных героев
Между собой
- Долго ли нас колотить да щипать будут?.. Давай-ка расправимся с ними по-своему.
- Ах, братец, что же это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
- Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст – царём сделаешься!
- Век бы тебе спать, если б не я!
С матушкой
- Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег? Коли остались, дай нам: мы пойдём в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
- Хорошо, родимая!
- Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.
С седым старичком
- Прости нас, дедушка, что прошли и не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
- Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!
С противником — змеем
- Врёшь, проклятый змей! Не проглотишь – подавишься!
Между собой
С матушкой
С седым старичком
Со змеем
Речь главных героев
Грозно
Дружески
Уважительно
Прямая оценка героев
- … пошли мальчики в рост…
- … стукнуло ребяткам десять лет…
- Никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать…
- … говорит один брат другому …
- … выросли два Ивана – солдатские дети …
- … все не под стать им, добрым молодцам …
- один брат … другой брат …
- Иван — царевич … Иван – солдатский сын
О чём «намекает» сказка? Какой урок преподаёт?
- В образах Иванов – солдатских сыновей народ подчёркивает своё представление об идеальном русском герое: …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. .
- АВТОР шаблона — Вержуцкая Елена Олеговна
- ДОЛЖНОСТЬ — педагог дополнительного образования
- МЕСТО РАБОТЫ — МОБУ ДОД Центр дополнительного образования для детей «Ступени» г.Сочи, творческое объединение «Ума палата»
Использованные источники
- Заготовки программы CorelDRAW.Graphics.Suite.X 5 SP2 (фон слайда )
ВЕО
ВЕО
Жанр: народная волшебная сказка
Читайте краткое содержание других сказок про Ивана и змея:
«Доброе слово»
«Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»
Главные герои сказки «Два Ивана солдатских сына» и их характеристика
- Иван, который направо пошел. Добрый молодец, богатырь, слабее брата. Любитель охоты. Неосторожный, самонадеянный.
- Иван, который пошел налево. Богатырь, сильно могучий, любит спать, после рубки голов. Верный брат, суровый, но справедливый, милосердный.
План пересказа сказки «Два Ивана солдатских сына»
- Два младенца
- Два ученика
- Пятьдесят рублей
- Поклон старику
- Добрые кони
- Добрые сабли
- Камень на дороге
- Как Иван царем стал
- Змей и царевна
- Коварный водовоз
- Второй змей
- Третий змей и платок
- Как второй Иван царем стал
- Девица-лев
- Иван спешит на помощь
- Милосердие
- Расплата за милосердие
Кратчайшее содержание сказки «Два Ивана солдатских сына» для читательского дневника в 6 предложений
- Выросли у солдатки два сына-богатыря, и отправились свет смотреть.
- Один поехал направо и понравился царю, да на царевне женился.
- Второй поехал налево и трех змеев по очереди убил.
- Разоблачил Иван козни водовоза и тоже на царской дочери женился.
- Девица-лев проглотила первого Ивана, но второй приехал и спас брата.
- Девица-лев отомстила братьям, убив их, когда те давали милостыню.
Главная мысль сказки «Два Ивана солдатских сына»
Никогда не щади врага, он тебя не пощадит.
Чему учит сказка «Два Ивана солдатских сына»
Сказка учит жить по совести, быть вежливыми и не давать себя в обиду. Учит помогать друзьям, и не щадить врагов. Учит смелости, отваге, мужеству. Учит спешить на помощь нуждающимся. Учит добиваться справедливости.
Отзыв на сказку «Два Ивана солдатских сына»
Мне понравились приключения двух сыновей одного солдата. Жаль только, что все кончилось так печально, и в зените славы и успеха Иваны были убиты. Но в этом виноваты не они, и не проявленное ими милосердие, в этом виновато коварство девушки-львицы. Ей оставили жизнь, а она забыла про благодарность. Она настоящая злодейка. А милосердие Иванов лишь делает им честь. У них сильные руки и добрые сердца, а это значит они настоящие богатыри.
Пословицы к сказке «Два Ивана солдатских сына»
Вежливость любые двери открывает.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Кто раньше встает, тому бог дает.
Нет больше милосердия, чем в сердце царевом.
Хороший враг — мертвый враг.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Два Ивана солдатских сына»
Призвали мужика в армию, оставил он жене 50 рублей для ребенка будущего и ушел. А жена двойню родила и обоих сыновей Иванами назвала.
Как подросли Иваны, пошли в школу и учиться стали лучше всех боярских сыновей. А те стали Иванов бить. Но не долго Иваны терпели, сами бояр побили.
Совсем выросли Иваны, дала им мать 50 рублей и пошли Иваны на торг коней покупать. Да только нет там хороших коней, все посредственность. Лишь два коня хорошими показались братьям, но не по их деньгам.
А на обратном пути поклонились братья старичку, а тот их к горе отвел и из пещеры коней богатырских вывел.
В другой раз поехали Иваны к кузнецам, сабельки заказывать. Да только не брался никто сабли по триста пудов делать. Опять выручил Иванов старик. Вынес из пещеры нужные сабли.
Простились Иваны с матерью и в путь отправились. Доехали до камня подорожного, а на том надпись — кто направо пойдет царем станет, кто налево пойдет — помрет.
Разделились братья.
Тот Иван, что направо пошел, доехал до города царского и полюбился своей удалью местному владыке. И тот женил его на красавице принцессе.
А тот Иван, что налево пошел, добрался до города в траур погруженного. И узнал, что змей двенадцатиголовый требует принцессу на съедение. И девушку уже к скале у моря приковали.
Пришел Иван к морю, разрубил цепи, стал змея ждать. А как явился тот, отрубил ему все головы и спать лег.
Принцесса домой побежала, а по дороге ее водовоз встретил и запугал. Сказала принцесса, что ее водовоз спас, а царь водовоза полковником сделал.
Проснулся Иван и видит, что к скале средняя дочь царя прикована. Новый змей объявился, страшнее первого. И вновь приходится Ивану саблю брать и змею головы рубить.
Устал богатырь после боя, снова заснул. А водовоз и среднюю принцессу запугал, объявила та его своим спасителем, и сделал царь водовоза генералом.
Просыпается Иван и видит третью принцессу к скале прикованную. Еще один змей летит. Снова саблю берет богатырь, но этот бой дольше всего длился и раскалилась сабля в руках Ивана. Царевна ему платок свой мокрый кинула, и остудил Иван саблю, а змея убил. И спать лег.
Запугал водовоз младшую дочь и решил царь за водовоза ее выдать. Но пришел на свадьбу проспавшийся Иван и показал свой платочек. Тут водовозу голову срубили, и Ивана на младшей царевне женили.
А в это время первый Иван на охоту отправился. Оленя упустил, уточек подстрелил, богатый дом нашел. А там — девица, про коня волшебного спрашивает. А Иван говорит, что нынче на простом приехал. Девица успокоилась и раздулась во льва. А потом Ивана проглотила.
Второй Иван видит, что платок домашний кровью умылся, и понимает, что с братом беда. Он скачет в царство первого Ивана и узнает, что брат сгинул на охоте. Второй Иван идет по следам брата и разоблачает девушку-льва. Той приходится выплюнуть останки первого Ивана.
Но нашлись у второго Ивана склянки с живой и мертвой водой, и оживил он брата.
Хотели братья девицу-льва убить, но пожалели и отпустили.
А через некоторое время погибли оба. Коварная девица нашла способ их сожрать, когда те милостыню подавали.