Как составить план к сказке «Сивка-бурка» для 3 класса? |
|
Просмотров: 48358 | Добавил: (09.11.2019) (Изменено: 09.11.2019) |
Всего ответов: 4 |
|
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 4 Порядок вывода комментариев:
Люсси План по сказке: 1) Старик и трое сыновей. 2) Задание отца. 3) Ловля вора. 4) Договор с Сивкой-буркой. 5) Сборы к невесте. 6) Преображение Ивана. 7) Добыча перстня. Царский пир. 9) Знакомство с отцом царевны. 10) Иван дурак стал Иваном царевичем.
Тамми 1. Старик и его сыновья.
0 Ален_Делон 1) В поле с пшеницей завелся вор. 2) Караул братьев (или Как старшие братья уходили вора ловить, да всю ночь просыпали); 3) Иван-дурачок и Сивка-бурка, парень жалеет коня и отпускает его (или Иван-дурачок ловит коня, но тот просит отпустить его); 4) В доме смеются над рассказом Ивана; 5) Иван-дурачок едет смотреть на Елену Прекрасную, не доскакивает до нее на Сивке-бурке три полена; 6) Иван-дурачок едет снова к Елене Прекрасной, не доскакивает два полена, получает от нее перстень; 7) Иван-дурачок снова собирается к Елене Прекрасной и прячется за печкой. Елена Прекрасная узнала в Иване-дурачке своего жениха
0 Pilat 1) Завещание отца. 2) Три ночи на могиле. 3) Сивка-Бурка и поцелуй царевны. 4) Печать царевны. 5) Весёлым пирком да за свадебку. |
|
Вопросы по тексту сказки «Сивка-Бурка»:
- Что целыми днями делал Иванушка?
- Что сеял в поле старик-отец?
- Где провели ночь старший и средний сыновья?
- Какого цвета был Сивка-Бурка?
- Откуда у Сивки-Бурки валил дым?
- Чем поймал коня Иванушка?
- Что обещал Сивка-Бурка Иванушке?
- Зачем ехали на праздник старшие братья?
- В какое ухо влезал Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка в первый раз?
- Чем Иванушка хлестнул братьев?
- Каких грибов принес Иванушка?
- Сколько не допрыгнул Иванушка во второй раз?
- Что сделал Иванушка допрыгнув до царевны?
- Как объяснил Иванушка тряпку на пальце?
- Что обещали тому, кто побрезгует царским пиром?
- Из чего были столы на пиру у царя?
- Чем угощала гостей царевна?
- Как царевна называла царя?
- Как царевна назвала Иванушку?
Ответы на заданные вопросы:
- Валялся на печи
- Пшеницу
- На сеновале.
- Золотой и серебряный
- Из ушей
- Арканом-верёвкой
- Сослужить великую службу
- На других посмотреть
- В правое
- Три венца
- Шелковой плеточкой
- Мухоморов
- Два венца
- Поцеловал и снял перстень
- Напоролся на сучок
- Голову с плеч
- Дубовые
- Медом
- Батюшка
- Суженый, жених
По каким признакам можно определить, что это произведение — сказка?
Мы знаем, что сказка является особым жанром литературы, у которого есть свои отличительные черты или признаки. Этих признаков достаточно много, но есть один главный — герои сказки и события в ней описанные всегда вымышленные.
События произведения «Сивка-Бурка» вымышленные, так же как и герои. Не жил никогда Иванушка-дурачок, не ловил он коня Сивку-Бурку, не прыгал на терем к царевне.
Следовательно произведение «Сивка-Бурка» является сказкой.
Какая же это сказка?
Мы знаем, что сказки бывают волшебными, бытовыми, о животных. У каждого вида сказки опять же есть признаки.
Признаки волшебной сказки в произведении «Сивка-Бурка»:
- Зачин. «Было у старика трое сыновей…»
- Волшебные помощники. Конь Сивка-Бурка.
- Волшебные превращения. Иванушка из дурачка становился добрым молодцем и братья его не узнавали.
- Троекратный повтор. Три раза ездил Иван в столицу, три раза прыгал. Троекратным свистом вызывал Сивку-Бурку. Три сына было у старика.
- Борьба добра со злом. Старшие сыновья обзывали Иванушку и не принимали его всерьёз.
- Победа добра. Иванушка становится женихом царевны.
- Концовка.
«Я на том пиру был, мед-пиво пил…»
Вывод: Произведение «Сивка-Бурка» является народной волшебной сказкой.
Задание:
Составить план для пересказа сказки «Сивка-Бурка» для 3 класса.
Выполнение:
Главным героем замечательной народной сказки «Сивка-Бурка» является Иванушка-дурачок, младший сын обычного крестьянина. Конечно, Иванушка не был дурачком, а просто был себе на уме. Он был по-своему хитрый и оборотистый, и сразу видел свою выгоду.
Иванушка поймал коня, который обещал верой-правдой служить ему, и в итоге стал мужем прекрасной царевны. В некоторых вариантах сказки царевну называют Ненаглядной красотой, а в других Еленой Прекрасной, чаще же она не имеет имени.
Для составления плана сказки разделим ее на смысловые части.
В первой части говорится о том, как Иван поймал коня и отпустил.
Во второй Иван в первый раз отправляется в столицу и не допрыгивает три венца.
В третьей Иван во второй раз едет в столицу и снова терпит неудачу.
В четвертой Иван снимает перстень с пальца царевны.
В пятой Иван становится женихом царевны.
Мы разделили сказку на пять смысловых частей, значит и наш план тоже будет содержать пять пунктов. Дадим название каждой смысловой части и получим план.
Пример плана к сказке «Сивка-Бурка»:
- Потоптанное поле
- Дежурство братьев
- Иван ловит коня
- Обещание службы
- Братья не берут Ивана
- Иван и Сивка-Бурка
- Три венца
- Два венца
- Поцелуй и перстень
- Баловство с огнем
- Разоблачение на пиру
- Жених царевны
Урок 10. Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка
достижений
(учебник,
с. 40–45, рабочая тетрадь, с. 25–26)
Тип |
||
Педагогические |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся пересказывать, |
Метапредметные: познавательные: регулятивные: коммуникативные: |
Личностные: проявляют |
Образовательные ресурсы: программа |
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые |
Формируемые способы деятельности |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
I. |
– Проверяет – |
Психологически |
Владеют |
|
Мы Мы Мы Мы Всё |
ность |
и |
||
II. |
Организует – – – – – – – |
Отвечают – – – – – – |
Умеют |
|
III. задачи |
– – |
Формулируют |
Принимают |
|
IV. |
Организует – |
Слушают |
Анализируют, |
|
– • • • |
Читают |
но |
||
1. |
– – |
Анализируют Определяют |
Выразительно ющих Слушают зицию. |
|
– |
Находят |
|||
– |
Распределяют 1. 2. 3. |
|||
2. 2-й |
Предлагает |
После 1. 2. 3. |
Осуществляют |
|
3. 3-й |
Организует |
Совместно 1. 2. 3. |
||
4. |
Предлагает |
Пересказывают |
Адекватно используют речевые задач |
|
V. |
Организует Предлагает |
Выполняют Осуществляют |
Принимают |
|
VI. |
Объясняет 1. 2. |
Слушают, |
Осознают |
|
VII. |
Организует – – • • • Оценивает |
Отвечают – Оценивают |
Осуществляют |
|
3 класс. Литературное чтение.
Урок 14. Тема. Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений ( с. 40–45)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся делить текст на части, озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план |
Метапредметные: познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками; регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму оценивания, вырабатывают критерии оценки; коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми |
Личностные: проявляют интерес к литературному чтению |
Ход урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
I. Организация начала урока |
Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся. Всё у нас получится! |
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. |
II. Актуализация опорных знаний |
– На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка-бурка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы. – Сколько сыновей было у старика? – Как звали младшего сына? – О чем просил старик сыновей? – Как выполнили просьбу отца сыновья? – Кем была Елена Прекрасная? – Чем закончилась сказка? |
Отвечают на вопросы учителя – Три сына. Иванушка-дурачок. – Сторожить пшеничное поле и поймать вора. – Старший и средний – проспали, младший – выследил воришку. – Дочь царя. – Свадьбой |
III. Постановка учебной задачи |
– Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем заниматься на уроке. – Мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка» и составим план пересказа текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого выполним проверочную работу |
Формулируют учебную задачу |
IV. Работа над составлением плана текста. |
Организует работу над составлением плана текста. – Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку. – Прочтите алгоритм работы над составлением плана: • выдели основные части и определи, о чем в них говорится; • назови каждую часть по её главной мысли; • запиши название. |
Слушают объяснение учителя. Читают алгоритм работы над составлением плана текста. |
1. Работа над |
– Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно разделить текст сказки? – Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном предложении. |
Анализируют совместно с учителем. Определяют главные части сказки во фронтальном режиме: «Встреча с конем», «Царский указ», «Свадьба». |
– Назовите границы 1-й части, прочтите слова автора |
Находят начало и конец части. |
|
– Запишите название 1-й части в тетрадь. Но этого недостаточно, чтобы изложить пересказ по порядку. Надо выделить то главное, о чем говорится в каждой части, и записать в столбик пункты плана. Они помогут излагать мысли по порядку. |
Распределяют в нужной последовательности:1. Крестьянская семья. 2. Вор на пшеничном поле. 3. Неожиданная встреча. |
|
2. Работа над 2-й частью «Царский указ». |
Предлагает поработать в парах. Организует обсуждение составленного плана 2-й части. |
Записывают план 2-й части: 1. Гонцы царя. 2. Насмешки старших братьев. 3. Помощь Сивки-бурки. |
3. Работа над 3-й частью «Свадьба». |
Организует прослушивание аудиозаписи 3-й части совместно с просмотром иллюстраций В. Васнецова. |
Составляют план пересказа 3 части: 1. Перстень царевны. 2. Царский пир. 3. Жених нашелся! |
4. Пересказ |
Предлагает пересказать по плану 1-ю часть сказки |
Пересказывают «по цепочке» |
V. Проверка знаний |
Выполнить задания. Тестирование |
Осуществляют самоконтроль |
VI. Домашнее задание |
Объясняет суть домашнего задания. Самостоятельный пересказ по составленному плану. |
Слушают, задают уточняющие вопросы |
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Подведем итоги. Какую учебную задачу решали на уроке? Когда вам это пригодится? Оцените, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана: • научился составлять; • испытываю трудности; • не научился. |
Отвечают на вопросы учителя. – Учились правильно составлять план пересказа текста. Оценивают свою работу на уроке |