ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Характеристика главных героев.
(учебник, с. 25-32; рабочая тетрадь, с. 25–26)
Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро» и «зло» |
Метапредметные: познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения |
Личностные: выражают собственные чувства задач при работе с художественным произведением |
Образовательные ресурсы: выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки |
Структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организационный момент |
— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело. — Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет. |
Показывают готовность |
Владеют навыками психологической подготовки к уроку |
II. Проверка домашнего задания |
— Какую пословицу вы нашли в сказке? — Как вы её понимаете? |
Читают записи в тетради |
Владеют навыками самостоятельной работы |
III. Сообщение темы и цели |
– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок |
Внимательно слушают |
Принимают учебную задачу |
IV. Изучение нового материала. 1. Актуализация опорных знаний. |
– Отгадайте название сказки: Конь ретивый, долгогривый, Скачет полем, скачет нивой. Был он другом у Ивана И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.) – Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем? – Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.) |
Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
2. Целевая установка. |
– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?». |
Внимательно слушают. |
|
3. Вступительное слово учителя. |
– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. Первичное чтение сказки 5. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Понравилась вам сказка? – Какие чувства вы испытали, слушая её? – Кто из героев сказки вам понравился больше всего? – Каков Иванушка? – А каковы его братья? – Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»? – За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках? |
Читает хорошо подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. |
Осуществляют логические действия. |
6. Словарная работа. |
– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов? Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый). Кликать – звать. Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда. Добрая пшеница – хороший урожай. Иззяб – замерз. Гаркни – громко крикни. Побрезгать – испытать отвращение. Потчует – угощает. |
Определяют совместно |
Владеют навыками работы со справочной литературой. |
7. Работа с ил-люстрациями и репродукцией картины к сказке |
– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок в сказке. – Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова? – Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать? |
Отвечают на вопросы. |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Зачем она придумана? – Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.) – Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос. Физкультминутка |
Выполняют движения физкультминутки согласно тексту |
Выполняют физкультминутку |
|
V. Продолжение работы над темой. 1. Работа над со-держанием первой части сказки. 2. Выборочное чтение. |
– Найдите и прочитайте отрывки в тексте. а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.) б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.) в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался? г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.) |
Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3. Чтение по ролям. |
– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 26). Какую вы себе представили картину, читая эту часть? |
Читают текст по учебнику. Отвечают на вопросы. |
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится). |
4. Беседа по содержанию прочитанного. |
– Как начинается сказка? (Жил-был.) – Сколько сыновей было у старика? (Три.) – Число три – что это за число? (Волшебное.) – Почему именно пшеницу посеял старик? (Пшеница – самое дорогое, что было – Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.) – Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? (Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.) На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев. – Что нового узнаем о нем? (Лгун, обманщик.) – Что узнаем о среднем сыне? (Такой же.) |
5. Знакомство |
– Что мы узнаем о герое Иване? (Предусмотрительный, смелый.) – Почему действие происходит в полночь? (В полночь случается волшебство.) – Конь обычный или нет? (Необычный.) – Что необычного? (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Разве конь не слышал, что в поле кто-то есть? – Что дальше должно происходить, как вы думаете? (Высказывают предположения.) – Как конь разговаривает с Иваном? (Знает его по имени.) – Какую службу обещает сослужить? (Великую.) – О чем думает Иван, взяв обещание с коня? (Найти его потом, если конь не сдержит слово.) – Как Иван мог найти коня? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».) – Заучим наизусть эти слова. – Почему братья спрашивают у Ивана? – А мог он соврать или не говорить? (Да, мог.) – О каком качестве Ивана это говорит? (Честный.) – Иван рассказал, как поймать коня? (Нет.) – Почему? (Потому что конь был волшебный, разговаривал с ним, а братья ему не поверили бы.) – Каким качеством еще обладают братья? (Жадные, хитрые.) – Сдержал ли конь слово? Перестал ли топтать пшеницу? (Да, все, кто дают слово, должны держать его.) – Прочитаем диалог Ивана с конем. – Прочитаем диалог Ивана с братьями по возвращении домой. – Познакомимся с героями сказки. Прочитайте исходную ситуацию и найдите, как сказитель характеризует старших братьев. – А что сказитель говорит о младшем? – Почему главный герой в сказках часто Иван-дурак? Поразмышляйте, о чем говорит этот эпитет – «дурак»? |
Зачитывают отрывок. Отвечают на вопросы. |
на поставленные учителем вопросы. Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
1 |
2 |
3 |
4 |
– Иван на самом деле дурак или сказитель говорит о чем-то другом? – Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все. – Что же отличает его от братьев? Какой он? (Далекий от быта, простой, бесхитростный, спокойный, смелый.) – А есть ли в этой сказке помощник? Кто он? (Сивка-бурка.) – Прочитайте эпизод о том, как Иван-дурак получил помощника. – Кто заметил, какую сказку эта ситуация напоминает? («Хаврошечка».) – Как описывает сказитель Сивку-бурку? – Представьте, что мы придумываем мультфильм по этой сказке. Каким бы вы изобразили Сивку-бурку? Как он скачет? – Откуда же взялся такой конь? – Попал ли во время испытания Иван-дурак в тридесятое царство? Каким образом? – Какое еще испытание ожидает героев сказки? Прочитайте про себя и подчеркните, как скачут на своих конях старшие братья, а как скачет Иван-дурак. – Как сказитель описывает выступление братьев – ярко, красочно или просто? Почему? – На чьей стороне сказитель? Почему? – Кто симпатичен вам? – Как заканчивается сказка? Получает ли герой заслуженную награду? Почему? – Какой урок преподносит нам сказка? А если на минутку представить, что нет |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Делают выводы Зачитывают отрывок. Зачитывают отрывок Зачитывают отрывок. Делают выводы и обобщения |
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||
Вывод. Получается, сказка, с одной стороны, говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны, для этого, оказывается, еще необходимо чудо. Аналогично организует и проводит работу над содержанием 2-й и 3-й части |
Делают выводы и обобщения |
|||||||||||||||
VI. Тест |
ТЕСТ Обведи букву правильного ответа.
|
|||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Назовите героев сказки «Сивка-бурка». – Давайте вспомним описание коня. (Она шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым валит, из ноздрей пламя пышет.) – Как мог позвать коня Иван? (Произнести слова «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной как лист перед травой».) – Вспомните ещё раз сказку. Какова ее основная мысль? (Не бросай слов на ветер.) – С каким настроением вы уходите с урока? |
Осуществляют самоанализ учебной деятельности |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию |
|||||||||||||
VIII. Домашнее задание |
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Сильным учащимся: дочитать сказку до конца и разделить на части. Слабым учащимся: прочитать 1-ю часть сказки. |
Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы |
Принимают |
Как составить план к сказке «Сивка-бурка» для 3 класса? |
|
Просмотров: 48358 | Добавил: (09.11.2019) (Изменено: 09.11.2019) |
Всего ответов: 4 |
|
Обсуждение вопроса:Всего ответов: 4 Порядок вывода комментариев:
Люсси План по сказке: 1) Старик и трое сыновей. 2) Задание отца. 3) Ловля вора. 4) Договор с Сивкой-буркой. 5) Сборы к невесте. 6) Преображение Ивана. 7) Добыча перстня. Царский пир. 9) Знакомство с отцом царевны. 10) Иван дурак стал Иваном царевичем.
Тамми 1. Старик и его сыновья.
0 Ален_Делон 1) В поле с пшеницей завелся вор. 2) Караул братьев (или Как старшие братья уходили вора ловить, да всю ночь просыпали); 3) Иван-дурачок и Сивка-бурка, парень жалеет коня и отпускает его (или Иван-дурачок ловит коня, но тот просит отпустить его); 4) В доме смеются над рассказом Ивана; 5) Иван-дурачок едет смотреть на Елену Прекрасную, не доскакивает до нее на Сивке-бурке три полена; 6) Иван-дурачок едет снова к Елене Прекрасной, не доскакивает два полена, получает от нее перстень; 7) Иван-дурачок снова собирается к Елене Прекрасной и прячется за печкой. Елена Прекрасная узнала в Иване-дурачке своего жениха
0 Pilat 1) Завещание отца. 2) Три ночи на могиле. 3) Сивка-Бурка и поцелуй царевны. 4) Печать царевны. 5) Весёлым пирком да за свадебку. |
|
Урок 10. Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка
достижений
(учебник,
с. 40–45, рабочая тетрадь, с. 25–26)
Тип |
||
Педагогические |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся пересказывать, |
Метапредметные: познавательные: регулятивные: коммуникативные: |
Личностные: проявляют |
Образовательные ресурсы: программа |
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые |
Формируемые способы деятельности |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
I. |
– Проверяет – |
Психологически |
Владеют |
|
Мы Мы Мы Мы Всё |
ность |
и |
||
II. |
Организует – – – – – – – |
Отвечают – – – – – – |
Умеют |
|
III. задачи |
– – |
Формулируют |
Принимают |
|
IV. |
Организует – |
Слушают |
Анализируют, |
|
– • • • |
Читают |
но |
||
1. |
– – |
Анализируют Определяют |
Выразительно ющих Слушают зицию. |
|
– |
Находят |
|||
– |
Распределяют 1. 2. 3. |
|||
2. 2-й |
Предлагает |
После 1. 2. 3. |
Осуществляют |
|
3. 3-й |
Организует |
Совместно 1. 2. 3. |
||
4. |
Предлагает |
Пересказывают |
Адекватно используют речевые задач |
|
V. |
Организует Предлагает |
Выполняют Осуществляют |
Принимают |
|
VI. |
Объясняет 1. 2. |
Слушают, |
Осознают |
|
VII. |
Организует – – • • • Оценивает |
Отвечают – Оценивают |
Осуществляют |
|
3 класс. Литературное чтение.
Урок 14. Тема. Составление плана сказки «Сивка-Бурка». Проверка и оценка достижений ( с. 40–45)
Тип урока: решение частных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для обучения учащихся делению текста на части, озаглавливанию частей, подробному пересказу с опорой на составленный план; способствовать развитию творческого воображения; содействовать воспитанию потребности в чтении книг, любви к устному народному творчеству, русским народным сказкам |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся делить текст на части, озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план |
Метапредметные: познавательные: перечитывают текст с разными задачами (поиск нужных частей текста, определение основной мысли и озаглавливание каждой части текста), работают с маркированными в тексте сказки строками; регулятивные: самостоятельно формулируют учебную задачу, составляют план работы по решению учебной задачи урока, выбирают форму оценивания, вырабатывают критерии оценки; коммуникативные: владеют навыками конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми |
Личностные: проявляют интерес к литературному чтению |
Ход урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
I. Организация начала урока |
Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся. Всё у нас получится! |
Психологически и эмоционально настраиваются на урок. |
II. Актуализация опорных знаний |
– На предыдущем уроке вы познакомились с русской народной сказкой «Сивка-бурка». Если вы внимательно читали сказку, то сможете ответить на вопросы. – Сколько сыновей было у старика? – Как звали младшего сына? – О чем просил старик сыновей? – Как выполнили просьбу отца сыновья? – Кем была Елена Прекрасная? – Чем закончилась сказка? |
Отвечают на вопросы учителя – Три сына. Иванушка-дурачок. – Сторожить пшеничное поле и поймать вора. – Старший и средний – проспали, младший – выследил воришку. – Дочь царя. – Свадьбой |
III. Постановка учебной задачи |
– Прочтите название темы урока. Попытайтесь сформулировать то, чем мы будем заниматься на уроке. – Мы продолжим работу над сказкой «Сивка-бурка» и составим план пересказа текста, затем, опираясь на составленный план, будем пересказывать. А после этого выполним проверочную работу |
Формулируют учебную задачу |
IV. Работа над составлением плана текста. |
Организует работу над составлением плана текста. – Напомню, что план – это названия частей текста, расположенные по порядку. – Прочтите алгоритм работы над составлением плана: • выдели основные части и определи, о чем в них говорится; • назови каждую часть по её главной мысли; • запиши название. |
Слушают объяснение учителя. Читают алгоритм работы над составлением плана текста. |
1. Работа над |
– Назовите основные события, происходящие в сказке. На сколько частей можно разделить текст сказки? – Правильно, их три, и ваша задача – озаглавить их, выразить главное в одном предложении. |
Анализируют совместно с учителем. Определяют главные части сказки во фронтальном режиме: «Встреча с конем», «Царский указ», «Свадьба». |
– Назовите границы 1-й части, прочтите слова автора |
Находят начало и конец части. |
|
– Запишите название 1-й части в тетрадь. Но этого недостаточно, чтобы изложить пересказ по порядку. Надо выделить то главное, о чем говорится в каждой части, и записать в столбик пункты плана. Они помогут излагать мысли по порядку. |
Распределяют в нужной последовательности:1. Крестьянская семья. 2. Вор на пшеничном поле. 3. Неожиданная встреча. |
|
2. Работа над 2-й частью «Царский указ». |
Предлагает поработать в парах. Организует обсуждение составленного плана 2-й части. |
Записывают план 2-й части: 1. Гонцы царя. 2. Насмешки старших братьев. 3. Помощь Сивки-бурки. |
3. Работа над 3-й частью «Свадьба». |
Организует прослушивание аудиозаписи 3-й части совместно с просмотром иллюстраций В. Васнецова. |
Составляют план пересказа 3 части: 1. Перстень царевны. 2. Царский пир. 3. Жених нашелся! |
4. Пересказ |
Предлагает пересказать по плану 1-ю часть сказки |
Пересказывают «по цепочке» |
V. Проверка знаний |
Выполнить задания. Тестирование |
Осуществляют самоконтроль |
VI. Домашнее задание |
Объясняет суть домашнего задания. Самостоятельный пересказ по составленному плану. |
Слушают, задают уточняющие вопросы |
VII. Итог урока. Рефлексия |
– Подведем итоги. Какую учебную задачу решали на уроке? Когда вам это пригодится? Оцените, на каком уровне вы находитесь, выполняя действия при составлении плана: • научился составлять; • испытываю трудности; • не научился. |
Отвечают на вопросы учителя. – Учились правильно составлять план пересказа текста. Оценивают свою работу на уроке |
mptestere440
Вопрос по литературе:
Составьте план по сказке Сивка-бурка, 3 класс
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 2
juseacex44
«Сивка-бурка» — русская народная сказка.
План:
- Три сына,завещание отца.
- Три ночи на могиле,совет отца .
- Клич царя,терем ,да Несравненная Красота.
- Сивка-бурка и испытания царя.
- Поцелуй царевны и возвращение домой.
- Пир у царя и печать царевны.
- Превращение Ивана и веселым пирком да за свадебку.
Ответ-привет
План по сказке Сивка-бурка»
- Старик и трое сыновей.
- Задание отца.
- Ловля вора.
- Договор с Сивкой-буркой.
- Сборы к невесте.
- Преображение Ивана
- Добыча перстня.
- Царский пир.
- Знакомство с отцом царевны.
- Иван дурак стал Иваном царевичем.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.