План сказки снежная королева 5 класс литература

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План сказки Снежная королева Андерсена

План

1. Зеркало, искажающее реальность
2. Снежная королева через дырочку от медной монеты.
3. Измененный Кай или осколки зеркала троллей
4. Кай и поцелуй забвения от Снежной королевы.
5. Герда в саду без роз.
6. Герда во дворце и знакомство с вороном и принцессой.
7. Нападение разбойников и новая подруга.
8. Письмо на сушёной рыбе.
9. Сила искренних слез.
10. Возвращение домой.

Краткий пересказ сказки

На Земле раньше жили тролли и однажды они смастерили волшебное зеркало, в котором все отражалось в дурном свете. И главного тролля это развлекало, его помощники бегали по свету с этим зеркалом. В какой-то момент они решили увидеть весь свет разом и стали поднимать зеркало все выше и выше. И в конце концов зеркало не выдержало и лопнуло, а его осколки стали падать на землю и попадать людям в глаза и сердца. Кому осколок попадёт в глаз, станет видеть только безобразное, а кому в сердце, то станет холодным и не испытывающим эмоций.

В одном городе жили двое детей, они жили рядом, в соседних домах. Их звали Кай и Герда. Они любили друг друга, как то полагается близким друзьям. Часто играли вместе и сидели под розами, что выращивали их семьи.

В холодную зимнюю пору, когда не было возможности играть на улице, Кай и Герда слушали рассказы от бабушки Герды. Один  из таких рассказов был о снежной королеве. Позже вечером Кай сидел у себя дома и нагревал медные монеты, чтобы рассмотреть, что творилось на улице, одна из снежинок превратилась в снежную королеву. Это испугало Кая и он отошёл от окна.

Следующим летом, когда Кай читал книгу под розами, ему в глаз и сердце попали осколки зеркала. С этого момента Кай больше не видел прелесть цветов и доброту в людях, да и сам он изменился. Ему стало все противно и доставляло удовольствие передразнивать других.

Однажды Кай пошёл играть с более взрослыми ребятами в санки. И в какой-то момент игры Кай привязал свои санки к саням Снежной королевы, которая позже пересадила его к себе и поцеловала в лоб. После этого он забыл обо всем.

После исчезновения Кая Герда до конца не верила, что он погиб. Поэтому Герда отправилась на поиски своего названного брата. Сначала она пошла к реке, но та не забирала его. Дальше река отправила Герду к старушке ведьме, у который был  прекрасный сад. Старушке так понравилась Герда, что та захотела оставить девочку у себя, потому наложила чары и убрала из сада розы. Эти цветы могли напомнить о доме и поисках Кая. Спустя некоторое время она гуляла по саду и расплакалась от того, что здесь не хватает каких-то цветов. Ее слезы упали  на место, где росли раньше розы. И цветы выросли вновь, они поведали девочек, что Кая нет в земле, а это значит, что он жив.

Вскоре Герда встретила чёрного ворона, у которого была невеста из дворца.  От неё он узнал, что принцесса выходит замуж за мальчика, по описанию очень похожего на Кая. Чуть позже Герда попадает во дворец, с помощью ворона и его невесты. Герда знакомится с принцессой и узнает, что замуж принцесса выходит не за Кая. После этого Герда рассказывает свою историю и получает в подарок карету, одежду и слуг.

Во время путешествия на Герду нападают разбойники и убивают кучера и слуг. Герду не убили, потому что  ею заинтересовалась дочка атаманши и решила оставить у себя, в качестве зверинца. Чуть позже маленькая разбойница выслушала историю Герды и отправила ее по наставлениям голубей, которые рассказали, что видели Кая в санях у Снежной королевы, в Лапландию на олене.

Северный олень отвёз девочку к старой лапландке, та отправила их к своей знакомой финке, живущей рядом с царством Снежной королевы и написала ей письмо на сушеной рыбе. Финка рассказала о том, что Кай не станет прежним, пока Герда не растопит лёд в его сердце своими силами и она также не в силах сделать девочку сильнее, чем она есть сейчас. Ведь та преодолела пол света, чтобы отыскать своего друга и прошла через множество испытаний.

Дальше олень помог добраться до границы царства Снежной королевы, но потом Герда пошла одна. Ей повезло, что королева уехала по делам. Герда нашла Кая, он складывал слова из кубиков льда, и это ему казалось самым важным занятием. Героиня бросилась к своему названному брату, обняла его и начала плакать, эти эмоции смогли растопить лёд в сердце Кая. И после мальчик также расплакался, тогда и выпал второй осколок зеркала троллей.

По дороге домой ребята встретили всех, повстречавшихся на пути знакомых Герды, у финки и лапландки они отогрелись, а маленькая разбойница уже выросла и рассказала, что тот ворон умер. А Кай и Герда поехали дальше, они вернулись домой и поняли, насколько они выросли, но в душе остались детьми.

Также читают:

Картинка к сочинению План сказки Снежная королева Андерсена

План сказки Снежная королева Андерсена

Популярные сегодня темы

  • Жестокие нравы темного царства в Грозе Островского сочинение

    Одним из удивительных и содержательных произведений русской литературы является пьеса А.Н. Островского «Гроза».

  • Анализ сказки Кот в сапогах Перро

    Сказка Кот в сапогах написана французским писателем Шарлем Перро в XVII веке. Действие начинается с раздела имущества в семье мельника

  • Сочинение на тему город Чебоксары

    Чебоксары – это прекрасный город, в котором мне довелось родиться. Поэтому я считаю его любимым и родным местом, в нем много прекрасных достопримечательностей и мест, которые я люблю.

  • Сочинение Взаимоотношения в семье

    Семья – очень важная часть в жизни каждого человека. Именно дома можно поделиться своими проблемами, получить поддержку.

  • История создания рассказа Крыжовник Чехова

    В 1898 году великий писатель создал рассказ «Крыжовник». В данном сборнике стоит упомянуть такие рассказы: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


5

План к рассказу » Снежная Королева»

2 ответа:



0



0

1) Кай и Герда друзья

2) Появление снежной королевы

3) Осколок зеркала попал в глаз Каю

4) Снежная королева превратила доброе сердце Кая в льдинку

5) Кай в королевстве снежной королевы

6) Герда идёт на спасение Кая

7) Герда преодолевает моного трудностей

8) Спасение Кая Гердой



0



0

«Снежная королева» Г.Х. Андерсен план

1.Зеркало и его осколки.

2.Кай видет в окне снежную королеву.

3.Превращение Кая…

4.Кай в санях у снежной королевы.

5.В волшебном саду старушки калдуньи.

6.Герда в королевстве принцесы.

7.Герда маленькой разбойницы.

8.В чертогах снежной королевы.

«Снежная королева» план к сказке

1) Кай и Герда лучшие друзья

2) Приезд снежной королевы

3) Осколок зеркала попал в глаз Каю

4) Снежная королева превратила доброе сердце Кая в льдинку

5) Кай в королевстве снежной королевы

6) Герда идёт на спасение Кая

7) Герда преодолевает моного трудностей

8) Спасение Кая Гердой

Читайте также

Они защищали роду и боролись за нашу с вами жизнь. Они жертвавали собой только ради того чтобы мы с вами жили свободно. мимо них проходили пули и ножи, но они всё равно шли за победой. если бы они не победили то нас с вами бы сейчас бы не было, не было бы ваших бабушек и твоей родной момой. Спасибо деду за победу!

<span>Антуан Сент-Экзюпери был летчиком и его самолет потерпел аварию в пустыне.</span>

Басню «лебедь рак и щука» написал Крылов

В конце 19-го века великий русский писатель Л. Н. Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», в котором он частично пересказал историю о том, как сам попал в плен к татарам во времена своей службы на Кавказе.

Один из главных героев рассказа – офицер Жилин, происходящий из бедных дворян. Его пожилая мать попросила навестить ее, и для этого он покинул гарнизон, отправившись вместе с обозом.

По дороге героя захватили в плен татары. Это произошло из-за того, что его товарищ по фамилии Костылин бросил его, ускакав вместе с ружьем. Жилина отвезли в аул, заковали в колодки и закрыли в сарае. Утром он был продан Абдулу. Хозяин наказал дочери Дине дать пленнику хлеба и воды, так они с девочкой и познакомились. Несмотря на то, что инородец настораживал Дину, он одновременно вызывал у нее интерес. Спустя какое-то время они подружились. Жилин развлекал девочку, вылепливая из глины для нее кукол, а она тайком приносила ему вкусную еду (лепешки и мясо). В плену он все же встретился с Костылиным, его тоже поймали и продали тому же хозяину.

С течением времени герой ужился с татарами, всячески помогал им, а Абдул запирал его в сарае только на ночь. Но он все равно оставался пленником и мечтал сбежать. Для этого он долго копал подкоп. И в одну из ночей Жилин вместе с Костылиным соверши попытку побега, но, к сожалению, неудачную. Их поймали и привезли обратно в аул. Там беглецов вновь заковали и бросили в яму. Но на помощь Жилину снова пришла дочь хозяина. Она помогла ему бежать, не заботясь при этом о собственной судьбе.  Герою приходится преодолеть большое расстояние с колодками на ногах, но он выбирается.

Рассказ оказался очень интересным и поучительным. Он написан просто, без прикрас. Думаю, автор хотел сказать, что никогда нельзя опускать рук. Из любой ситуации можно найти выход, если достаточно сильно этого захотеть и приложить усилия.

<span>Известен интерес Пушкина к петровским временам и вообще к историческому прошлому России. Полтавскую же битву он считал одним «из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага…». Так писал поэт в предисловии к первому изданию своей поэмы. В ней Пушкин запечатлел великий исторический момент и судьбе России, поэтически воссоздал картину Полтавского сражения. И сколько бы времени ни прошло с тех пор, читатель, открывая пушкинские страницы, вновь переносится в далекое прошлое, мысленно видит теснимые русскими войсками полки шведов, испытывает торжество победы. Пушкин выступает здесь и как поэт, и как историк, в начале анализа полезно вспомнить его историческую оценку этого сражения (она приводится в рассказе о Пушкине).</span>

Аннотация

Автор использует творческий подход к подбору и презентации материалов для уроков. В разработках уроков представлены разные типы уроков, приемы формы и методы работы.

В разделе « Литературные сказки» автор опирается на законы инновации, которые помогают ученикам постигать проблемно- теоретический материал. Когнитивные методы ( сравнительные таблицы, аналитические вопросы) предполагают использование смыслового видения каждым учеником данных заданий. В конце каждой темы этого раздела задания построены так, что школьники освоят азы нормотворчества, рецензирования, рефлексии, научатся давать самооценку.

РАЗДЕЛ «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ»

Урок 18

Тема. Краткие сведения о датском писателе – сказочнике Хансе Кристиане Андерсене, его детстве и творчестве. «Снежная королева». Композиция сказки, главные герои.

Цель: познакомить со страной , в которой жил Андерсен; показать мир, в котором вырос будущий писатель; представить страну сказок Андерсена ученикам; познакомить с композицией сказки « Снежная королева», главными героями.

Оборудование: учебник « Литература», портрет Андерсена работы художника К. Йенсена, иллюстрации к сказке художников В.Педерсена, Э. Дюлака, В. Ерко, А. Баррет, А. Лебедева, карта Европы.

Тип урока: урок-портрет.

Словарь: Дания, Европа, город Копенгаген, Оле- Лукойе (в переводе означает: «Оле. Закрой Глазки!»), тролли, литературные герои, Кай, Герда.

Эпиграф:

В цветущей Дании, где свет увидел я,

Берет мой мир свое начало;

На датском языке там песни мне певала,

Шептала сказки мне родимая моя…

Х.К.Андерсен.

Ход урока

I. Актуализация знаний:

1. Слово учителя:

Ребята, сегодня мы начинаем изучать творчество великого писателя- сказочника Ханса Кристиана Андерсена

— Что вы читали о нем? (данные вопросы можно дать опережающим домашним заданием)

— Какие произведения сказочника читали?

— Что вам из прочитанного понравилось больше всего?

2. Словарная работа.

— На доске записаны слова, которые нам сегодня пригодятся на уроке.( Далее работа со словарем .Это было тоже опережающее домашнее задание. Выяснить значение каждого слова, используя текст сказки).

II. Работа над темой урока:

(обращение к портрету писателя, датам жизни, рассказ учителя по плану )

План.

1.Известные сказки Андерсена.

2. Годы учебы.

3. Путешествие по Европе( показать на карте).

4. Встреча с известными писателями (на доске написать фамилии: В.Гюго, А. Дюма, Бальзак, Гейне, Диккенс, портреты можно показать все сразу на мультимедийном экране)

5. Музыка в жизни писателя ( на доске написать фамилии и продемонстрировать портреты Вагнера, Шумана, Мендельсона, Листа, Россини)

6. 1835 год- первый сборник « Сказки, рассказанные детям»

7. Волшебное и реальное в сказках Андерсена.

8. Тема любви — центральная в его творчестве.

9. Житейская мудрость его сказок.

10. Памятники писателю и его героям (учебник стр.90- скульпторы Собю,1880год и Эриксен,1913год).

11. 1894 год- первое собрание сочинений на русском языке.

III. Работа над текстом сказки

1. Слово учителя:

Мы открываем учебник и начинаем знакомиться с удивительной сказкой Андерсена « Снежная королева».

— Из скольких глав состоит сказка?

— Почему каждая глава – это отдельная сказка?

— Что объединяет все семь сказок?

— Эта сказка – путешествие и необыкновенные приключения главных героев. Давайте вместе с ними совершим это путешествие.( Далее чтение сказки, у ребят должно быть целостное впечатление от текста).

IV. Рефлексия

— Сегодня для меня стало открытием то, что…

— Из всех героев сказки мне больше всего понравился…

— Секрет победы Герды в том, что…

V. Домашнее задание

1. Дочитать сказку (выбрать понравившийся отрывок и выразительно его прочитать).

2. Составить рассказ о писателе.

Урок 19

Тема. Торжество всепобеждающей силы любви, дружбы и верности в сказке Андерсена «Снежная королева»

Цель: закрепить знание содержания сказки Андерсена; помочь ребятам осознать суть произведения, т.е. искренность человеческих отношений и их превосходство над богатством Снежной королевы; раскрыть особенности построения сказки; выяснить роль антитезы как основы построения сюжета; развивать навыки анализа художественного текста; воспитывать вечные духовные ценности: верность, сочувствие, умение прийти на помощь.

Оборудование: учебник « Литература» портрет писателя, иллюстрации к сказке, рисунки учащихся к сказке, плакат с названием частей сказки, х/ф « Снежная королева» ( реж.Г. Казанский, СССР, 1967 год) Cловарь: Оле-Лукойе, эльфы, антитеза, тролль.

Тип урока: урок-практикум.

Эпиграф:

В прекрасной сказке « Снежная королева» огромная сила

любви и светлых человеческих чувств, мужеств и

стойкости показана особенно ярко.

Т. Сильмон.

Ход урока

I . Ознакомление с темой урока, его целями и задачами.

1. Слово учителя:

На фоне мелодии К. Сен- Санса « Лебедь» учитель читает стихотворение:

Тихо за окнами ночь плывет,

В сказки нас Андерсен позовет,

Оле- Лукойе откроет дверь,

Сказкам, друг, ты верь теперь.

Герда и Кай будут вновь дружить,

Эльфы над каждым цветочком кружить,

В вальсе закружат опять цветы

Мир добра, любви, красоты.

Сказки Андерсена — целая страна, в которой мы выросли. Мы возвращаемся сюда, чтобы среди бурь и рутины взрослой жизни не утратить хрупкое чувство веры в чудо, чтобы почерпнуть силы и мужество у героев Андерсена, чтобы еще раз убедиться, что жизнь прекрасна.

II. Работа над темой урока.

1.Актуализация опорных знаний, закрепление изученного.

— Повторение полученных сведений о творчестве Андерсена и об изучаемой сказке. ( учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания)

— Кто такой Андерсен? Каковы особенности его сказок? В чем, на ваш взгляд, секрет популярности его сказок?

— Кто из героев его сказок вам нравится больше всего и почему? Есть ли они на рисунках ребят?

— На встречу с любимым писателем всегда идут с цветами. Какой цветок вы бы подарили Андерсену? Почему? ( роза- эмблема его творчества, он старался пробудить прекрасное в душах людей)

2. Анализ особенностей построения сказки.

Работа в « тройках», учащиеся отвечают на вопросы и выполняют задания.

— Как построена сказка? Можно ли назвать ее построение характерным для сказки?

— Сказочный мир «Снежной королевы» построен на основе антитезы (на доске записано: антитеза- это резкое противопоставление разных жизненных явлений, образов, понятий, чувств, мыслей, характеров)

— Что противопоставляется в сказке? ( небо- тролль, роза- снежинка, Герда- Снежная королева, слеза – льдинка)

— Подберите антитезу к чувствам, изображенным в сказке « Снежная королева» Любовь- …; дружба- …; верность- …

3. Осознание сути сказки.

Интервью с главными героями (для интервью с Гердой).

— Расскажите о себе.

— Зачем вам нужно было искать Кая, ведь он так себя плохо вел в последнее время?

— Поделитесь своими впечатлениями о путешествии.

Интервью с Каем.

— Расскажите историю своей сказочной жизни.

— Неужели вам не было страшно во время встречи со Снежной королевой?

— Что вы чувствовали, когда таяло ваше сердце?

— Сможете ли вы отблагодарить Герду за ваше освобождение из ледяного плена?

Ответьте на вопросы и составьте таблицу на тему: «Конфликт сказки «Снежная королева»

— Что поддерживало Герду во время поисков Кая, давало ей силы преодолеть трудности?

— В сказке Андерсен возвышает любовь, верность, пылкое сердце маленькой героини, но сказка называется « Снежная королева». Почему?

— Можно ли утверждать, что автор создал образы добра и зла ?

Добро —— Герда——роза, любовь

Равнодушие ——— Кай

Зло —— Снежная королева——— власть, льды

IV. Подведение итогов урока

Рефлексия

— Мне интересно было узнать…

— Герда-это воплощение силы…

— Верность и дружба побеждают , потому что

V. Домашнее задание

Подготовьте устное сообщение на тему: «О ком можно сказать, что у него «горячее сердце», а о ком — «ледяное сердце»? (пользуйся цитатным материалом).

Урок 20

Тема. Внешняя и внутренняя красота главных героев сказки Андерсена «Снежная королева»

Цель: закрепить знание содержания сказки; помочь учащимся осознать , что искренность человеческих отношений превосходят богатства Снежной королевы; развивать образное мышление, навыки анализа художественного текста, выразительного чтения; воспитывать вечные духовные ценности: верность, сочувствие, умение прийти на помощь другу.

Оборудование: портрет писателя, учебник ,рисунки к сказкам, х /ф «Снежная королева» ( реж. Г. Казанский, СССР, 1967 год).

Тип урока: урок применения знаний.

Словарь: шпинат, мансарда, миля, вензель, гвардия, камердинер, фрекен, vita (из лат. — жизнь), муфта, форейтор, вертел, Лапландия, чертог, ворвань, шкипер, дюжина.

Эпиграф:

Зорко одно лишь сердце. Самого главного

глазами не увидишь

Антуан де Сент Экзюпери

Ход урока

I. Ознакомление с целями и задачами урока (учитель объявляет тему урока, его цели)

1. Слово учителя:

(чтение эпиграфа)

Сегодня мы с вами поговорим о добром, любящем и огромном сердце маленькой Герды, о взаимоотношениях людей, о том, на что способен любящий человек. Запомните, что только доброе, верное, любящее сердце способно понять и простить.

II. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний, закрепление изученного материала..

Учащиеся отвечают на вопросы.

— Кто из героев сказки Андерсена вам больше всего понравился и почему?

— Почему об Андерсене можно сказать, что его « сердце, полное сказок»?

2. Проверка домашнего задания (устное сообщение на заданную тему)

Вывод по проверке домашнего задания: (на этот вопрос отвечает каждый ученик, делающий устное сообщение по теме домашнего задания)

— Как писатель относится к своим героям?

3. Закрепление изученного материала.

Учитель. Человека , который хорошо читает, рассказывает, всегда приятно слушать. Умение выразительно читать, декламировать и пересказывать необходимы каждому. Сегодня на уроке мы должны эти умения показать, а может, и чему- то научиться. Проведем конкурс. Кто лучше перескажет сказку, ее эпизодов на тему: « В чем заключается внешняя и внутренняя красота главных героев» (план к ответу)

— Главные герои , их отношения в начале сказки.

— Портреты.

Поступки, характеры.( Как меняется Кай? Почему не изменилась Герда ? )

— Другие герои, как они относятся к Каю, не зная его, к Герде? Почему о некоторых из них можно сказать, что , помогая Герде, они тоже становятся красивыми внешне и внутренне?

— Как к героям сказки относится автор?

— Почему Герда победила Снежную королеву? Какие качества человеческого разума она противопоставила ей?

Внутренняя рефлексия

— Внешне красива только …

— Внутренняя красота человека заключается в …

5. Учитель.

— Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть фрагмент художественного фильма « Снежная королева». После просмотра фрагмента ответьте на следующие вопросы:

— К кому из героев сказки можно отнести следующие слова: » Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож?» .

— Кто в сказке воплощает добро и справедливость? Можно ли сказать, что они внутренне красивые люди?

— В конце сказки Кай и Герда , входя в низенькую дверь, заметили, что выросли. Только ли ростом стали они больше или Андерсен хотел еще что- то сказать о своих героях?

III Рефлексия

— К сегодняшнему уроку я бы нарисовал…

— В сказке внешне красивы…

— Внешняя и внутренняя красота только у…

IV Домашнее задание:

1. Подготовьте пересказ первой и седьмой сказок.

2. Ответьте на вопрос: «В чем заключается победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью? (используй цитаты).

3. Подготовить инсценировку отдельных сцен из сказки (индивидуальное задание).

Урок 21

Тема. Победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью.

Цель: развивать умение мыслить логически, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать творческие способности, фантазию, воображение, память; развивать умение работать в группах; воспитывать сознание ответственности за свои поступки, мысль о могуществе добра, любви, верности, силы дружбы.

Оборудование: учебник, схемы-таблицы, карточки- задания, иллюстрации к сказке.

Тип урока: нестандартный.

Ход урока

I.Актуализация опорных знаний.

— В чем заключается победа настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью?

( проверка домашнего задания: полные ответы с использованием цитатного материала).

II. Слово учителя:

Сегодня мы поговорим о том, почему настоящая доброта и искренность всегда побеждают над злом и жестокостью. Проанализируем сказку, поговорим о поступках главных героев и попытаемся понять, почему они поступают так, а не иначе. При совершении того или иного поступка у человека есть право выбора?

III. Работа над темой урока:

1.Театр в классе (просмотр подготовленных инсценировок).

2.Работа над проблемным заданием (учащиеся заранее разделены на группы, каждая группа получает предметы, которые могут быть и в картинках).

— Что эти предметы значат?

— Какую роль в сказке они играют?

— Как они повлияли на ход событий в сказке?

(предметы могут быть такие: осколок зеркала, роза, кусочек льда, расческа, муфта, вяленая треска). Далее — обсуждение ответов в группах , каждая группа предоставляет свой ответ.

3 .Задание теоретическое каждой группе:

— Дать определение следующим понятиям: сострадание, благородство, самоотверженность. Найти в сказке текст, которым можно подтвердить эти понятия.

— В поступках героев как они проявляются?

IV. Эвристическая беседа.

Нам предстоит ответить на вопросы:

— Как маленькая девочка с большим сердцем преодолевает все преграды и добивается счастья, что ей дает силу?

Тезис для беседы: «Добро всегда побеждает зло».

— Всегда ли этот тезис верен? (ответы учащихся и общий вывод).

Вывод:

Счастье Герды и других героев сказки в том, что каждый из них стремится сделать добро, а Герда — очень самоотверженная девочка, она готова пожертвовать всем ради счастья другого. Это и будет победой настоящей доброты и искренности над злом и жестокостью.

Схема на доске (можно дать на экран)

ЧЕЛОВЕК —-ВЫБОР

ДОБРО ПОБЕЖДАЕТ зло — ДОБРО

ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ зла — ТРЕБУЕТ ДЕЙСТВИЯ

СЧАСТЬЕ В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА.

IV. Итоговая работа по схеме.

Задание:

Подбери к каждой строчке схемы маленькое, но точное определение и запиши его.

1. Добро побеждает зло.

2. Любовь сильнее смерти.

3. Выбор между добром и злом делает сам человек.

4. Добро побуждает к действию, слова так и останутся словами.

5. Добро нужно делать своими руками.

V. Инверсия.

Задание классу:

1.Составь рисунок- схему на тему: «Чему меня научила сказка Андерсена « Снежная королева», в основе работы должен быть один из тезисов.

2. Проверка работы, выставление оценок.

VI.Домашнее задание

Попробуйте и вы дома в обычных вещах увидеть сказку. Почему и в вашей сказке будет добро и зло, но победит доброта и искренность? (письменно, сочинение- миниатюра).

Урок № 22

Тема. Авторская оценка героев произведения.

Цель: помочь учащимся осознать суть произведения с точки зрения автора; раскрыть особенности построения сказки, научиться объяснять, в чем они заключаются; повторить и закрепить ранее полученные знания; воспитывать вечные духовные ценности: верность, сочувствие, умение прийти на помощь.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказке, выставка книг Андерсена, рисунки учащихся к сказке.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности

1. Ученик:

Случайно на ноже карманном

Найти пылинку дальних стран,

И мир опять предстанет странным,

Окутанным в цветной туман.

Слово учителя:

— Мы постоянно постигаем мир. И в этом мире нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал отцу вопрос: «Что такое сказка?» Тот ему отвечал: « Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся».

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с волшебным, мудрым и справедливым миром сказки Андерсена « Снежная королева», но осознавать этот мир мы будем с точки зрения автора.

II. Проверка домашнего задания:

-Ребята читают сочинения- миниатюры о простых вещах, увиденных дома.

— Почему в них есть добро и зло, но побеждает доброта и искренность?

— Назовите главных героев своей сказки. Как вы к ним относитесь?

III. Работа над темой урока:

Мы много говорили о главных героях, но мало- о самом писателе и его видении характеров и поступков своих героев. Чтобы поговорить об этом, весь класс разделится на три команды. Каждая команда получает вопросы, обдумывает их и готовит интересные ответы, подтвержденные текстом сказки.

1.Задание первой команде:

— Поработайте с первой сказкой. Какое зло приносили людям осколки зеркала?

— Выразительно прочитайте отрывок из сказки, подтверждающий это.

— Что произошло с Каем после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз?

— Как вы думаете, встревожен ли его судьбой сам автор?

— Подтвердите это текстом сказки.

2. Задание второй команде.

-Поработайте с третьей сказкой. Почему автор сравнивает лицо Герды с розой?

— Выразительно прочитайте отрывок из сказки, подтверждающий это.

— Как автор относится к своей героине?

— Какое участие в развитии действия принимает природа?

— Почему автор заинтересован таким участием природы в жизни Герды?

3. Задание третьей команде:

— Поработайте с пятой сказкой. При новой встречей с героями маленькая разбойница говорит Каю: «Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света?» Почему автор вложил эти слова в уста маленькой разбойницы?

-Выразительно прочитай отрывок из сказки, подтверждающий это.

— Поработайте с шестой сказкой. В чем автор увидел силу Герды?

— Подтвердите это текстом сказки.

-Выразительно прочитайте концовку сказки от слов « Кай и Герда вышли рука об руку из ледяных чертогов…». Какие чувства пробуждает у вас этот отрывок? Какие чувства в эти слова вкладывает автор?

IV. Учитель подводит итоги работы, выставляет оценки.

V Рефлексия

— Мнение автора совпадает…

— Мне интересно сегодня было узнать на уроке…

— Я обязательно расскажу о том , что…

VI. Домашнее задание:

1 Авторская оценка характеров героев сказки.

2.Составить рассказ о герое, который вам больше всего понравился.

Урок № 23

Тема. Путешествие по сказке Андерсена.

Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся; развитие умения работать в группах, творчески мыслить.

Оборудование: портрет Андерсена, выставка книг писателя, карточки- задания, рисунки учащихся к сказке, песня И Николаева « Маленькая страна»,

Тип урока: игра- путешествие.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

— Нет в мире человека, которому не было бы известно имя датского писателя- сказочника Андерсена. Мир сказок покоряет своей добротой и поэтичностью. К. Паустовский писал, передавая детские впечатления от знакомством с этим чудесным миром: «Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летали над морем и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья».

II. Работа над темой урока

Сегодня нас ожидает сказочное путешествие в волшебную страну , придуманную Андерсеном. В игре участвуют две команды ( весь класс разделен на две команды, каждая придумывает себе сказочное название). Звучит песня И. Николаева.

Конкурс № 1 «Пропуск»

Учитель. Чтобы войти в сказку, нужно получить пропуск. Какое слово должен был сложить Кай по заданию Снежной королевы? Из карточек, которые лежат у вас, составьте это слово. Это и будет вашим пропуском.

Конкурс №2 « Реклама»

Учитель. Сказку вы знаете и любите. Но ни одно дело не обходится без рекламы. Каждая команда должна представить рекламу сказки «Снежная королева»

Конкурс № 3 «Викторина»

Учитель. Каждой команде по очереди задается вопрос. Если команда не отвечает, на вопрос может ответить команда соперников.

  1. Какие сказки начинаются так:

— В Китае, как ты знаешь, сам император и все его подданные — китайцы.

— Ну, начнем! Дойдя до конца истории, мы будем знать больше, чем теперь.

— Шел солдат по дороге: раз- два! раз- два! Ранец за спиной, сабля на боку.

2. В какой сказке происходят события:

— в старом дупле ?

— в каморке на чердаке?

— на птичьем дворе?

3. Сказочное истолкование у Андерсена получают природные явления. Пусть каждая команда опишет долгий зимний вечер, когда бабушка рассказывает детям необыкновенные истории.

Конкурс №4 «Цветочная поляна»

Задание: собери букет из сказочных цветов. Найди в сказке описание цветника женщины, умевшей колдовать. Каких цветов не было в саду? Нарисуйте цветочную поляну (задание может быть опережающим). И мы приглашаем вас в картинную галерею.

Конкурс № 5 « Картинная галерея»

Учитель. От каждой команды приглашается один участник, который определит, к какому эпизоду сказки сделан рисунок, подобрать к 1-2 рисункам текст из сказки.

Конкурс № 6 «С мира по нотке»

Учитель. Кто из героев сказки мог бы спеть следующие песни (звучит музыка)

1 .Ты появишься у двери

В чем-то белом, без причуд,

В чем-то впрямь из тех материй,

Из которых хлопья шьют.

2. Примчись, лесной олень,

По моему хотенью,

Умчи меня, олень,

В свою страну оленью…

3. И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, эх три белых коня:

Декабрь, Январь и Февраль.

Конкурс № 7 «Театр одной сказки»

Учитель. А теперь мы увидим, как оживет сказка.

( каждая команда представляет сцену из сказки)

III. Итоги урока

Учитель. Наше путешествие по сказочной стране подошло к концу. Оно показало, что вы хорошо знаете сказку и можете, как Герда, справиться с любыми преградами. (Подведение итогов урока и объявление результатов). Хочется надеяться, что, прочитав эту сказку, вы станете добрее и мудрее.

IV. Домашнее задание:

  1. Подготовка к уроку развития речи. Выразительное чтение седьмой сказки и пересказ близко к тексту.

Урок № 24

Тема. Развитие речи. Обучение письменному изложению текста (фрагмента) с творческим заданием (от имени одного из персонажей).

Цель: формировать умение давать полный связный ответ по прочитанному тексту, четко формулировать свою мысль; отрабатывать умение работать с текстом: определять тему, основную мысль, озаглавить текст; формировать умение найти слова — повторы и местоимения, которые связывают предложения в тексте, использовать их в своем пересказе; обучать пересказу текста, после прочтения которого нужно высказать свое мнение и передать события от имени одного из героев.

Оборудование: учебник «Литература» авторы Е.Е.Бондарева, Г.В.Биткивская, иллюстрации к седьмой сказке «Что было в чертогах Снежной королевы и что случилось потом».

Тип урока: комбинированный.

Словарь: вольная, ничуть, ледяные буквы, чертоги, олениха, свирепые ветры, финка, Лапландия, герой литературного произведения, персонаж.

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя:

Сегодня урок развития речи. Вы должны научиться излагать текст письменно, то есть писать изложение, но при этом нужно высказать свое мнение от имени понравившегося вам героя (далее учитель рассказывает, какие поставлены цели перед ребятами).

2.Работа над текстом изложения:

а) чтение текста (отрывок из седьмой сказки ) стр. 116- 117.от слов «Герда поцеловала Кая» и до слов « …и поехала их провожать».

б) озаглавьте текст, определите тему и основную мысль текста;

в) найдите в тексте слова-повторы, которые скрепляют предложения, местоимения, помогающие пересказать текст, с их помощью перескажите текст;

г) составьте план.

План

1.Герда нашла Кая.

2.Кай не боится Снежной королевы.

3.Мальчтк свободен.

4.Возвращение домой.

5.Встреча с друзьями.

От имени какого героя ты будешь пересказывать текст?

(далее пересказ текста от имени выбранного героя).

3. Пишут изложение.

4. Можно использовать при пересказе текста следующие синонимические ряды:

– Видеть, замечать, различать.

– Говорить, сообщать, высказывать.

– Думать, размышлять, раздумывать.

– Заглядеться, засмотреться, залюбоваться.

– Бояться, страшиться, пугаться, робеть.

– Радоваться, ликовать, торжествовать.

5. В конце урока можно, чтобы несколько человек прочли свои работы.

II. Домашнее задание.

1. Читать сказку С. Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями»

  • План сказки емеля для пересказа
  • План сочинения по произведению станционный смотритель
  • План сказки случай с русалками
  • План сказки дубровский по главам
  • План сочинения по произведению отцы и дети