Мордовская народная сказка «Врозь плохо, вместе хорошо» («Пахарь, кузнец и плотник»)
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Врозь плохо, вместе хорошо» и их характеристика
- Пахарь. Сеял хлеб, кормил свою семью и семьи братьев.
- Кузнец. Ковал, делал косы, топоры и прочее.
- Плотник. Рубил дома.
План пересказа сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»
- Три брата-мастера
- Река высыхает
- Свара женщин
- Ссора братьев
- Угрозы
- Голодный плотник
- Пожар
- Сломанный топор
- Сбор дождя
- Строительство плотины.
Кратчайшее содержание сказки «Врозь плохо, вместе хорошо» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили три брата, три мастера
- Поссорились они из-за воды, разругались.
- Плотник голодает, липу жует, кузнец голодает, терпит.
- Пожар уничтожает дома, новые строить нечем
- Кузнец, а следом и братья собирают воду для полива
- Строительство плотины и мир.
Главная мысль сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»
Все люди в мире должны жить в мире, иначе всем будет плохо.
Чему учит сказка «Врозь плохо, вместе хорошо»
Эта сказка учит уважать и ценить труд другого. Учит жить дружно со своими соседями, со своими родственниками. Учит помогать друг другу. Учит трудиться на общее благо. Учит мужчин не встревать в женские разборки.
Отзыв на сказку «Врозь плохо, вместе хорошо»
Это сказка-притча, которая показывает, что ссора всегда плоха. Что в любом конфликте победителей не бывает. Страдают все и всем становится плохо. Мне понравилось, что герои сказки это поняли, пусть и не сразу, и научились действовать сообща, для общей пользы.
Пословицы к сказке «Врозь плохо, вместе хорошо»
Что есть — вместе, чего нет — пополам.
Вместе и горе легче переносится.
В тесноте, да не в обиде.
В тесноте люди песни поют, а на просторе волки воют.
В кулаке все пальцы равны.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»
Жили в давние времена три брата. Кузнец, пахарь и плотник. И у каждого была своя семья.
А лето в тот год вышло засушливое, река обмелела, вода за ночь скапливалась в ямках, а утром, кто первый скотину напоит и сам напьется, тот и прав.
И женщины постоянно ругались из-за воды. Мужчины сперва посмеивались, а потом тоже ругаться начали. Слово за слово и рассорились совсем. Пахарь отказался братьям хлеб давать, Кузнец отказался им инструмент делать, Плотник отказался дома чинить и рубить.
И вот первым начал голодать Плотник. Пошел в лес, нашел липовую гнилушку. Принес домой, жена ее месить начала. Стали Плотник с семьей худыми.
Кузнец тоже голодал, но крепился.
И вот случился пожар и все три дома сгорели. Отказался Плотник братьям дома чинить, топор взял, хотел себе сруб срубить. А топор сломался.
И вот пошел дождь. Кузнец встал под струи и шапку подставил. Братья его спрашивают, чем он занимается. А Кузнец отвечает, что дождь ловит, чтобы поле полить, чтобы рожь растить.
И все три брата встали под дождь с шапками.
А потом кто-то предложил на речку пойти и запруду сделать. Чтобы пруд был, и воды всегда было в достатке. Пруд сделали — мельницу поставили, рыбу запустили. Пахарь хлеб посеял, Кузнец инструмент изготовил, Плотник дома срубил. Живут счастливо.
Вот и получилось, что врозь братьям было плохо, а вместе хорошо.
Конспект урока
по литературному чтению
2 класс по УМК Планета знаний
Дата:
Учитель: Шайхутдинова А.М.
Тема: Врозь – плохо, вместе – хорошо. Мордовская народная сказка.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
-
продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины.
Развивающие:
-
расширить знания обучающихся о профессиях;
-
развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;
-
обогащать словарный запас;
-
развивать умения анализировать поступки героев;
-
показать взаимосвязь между действиями главных героев.
Воспитательные:
-
воспитывать уважение своим родным, человеку труда, умению дружить.
Этап урока
Содержание
Деятельность
педагога
Деятельность детей, планируемые результаты личностные – Л, познавательные – П, регулятивные – Р, коммуникативные – К,
предметные – ПР
1
2
3
4
Организационный момент
Общая готовность детей к уроку.
Проверка готовности.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь друг другу. Повернитесь ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
Реакция на учителя, гостей
I этап
до чтения
1. Появление темы урока.
2. Антиципация чтения (предугадывание предстоящего чтения)
3. Появление целей урока.
Проведение словарной работы.
Скороговорка:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
— Какое число повторялось в скороговорке?
_Вам это число что-нибудь не напоминает? СЛАЙД
— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
— Кто автор? СЛАЙД
-Что вы о ней запомнили?
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним народным творчеством.
— Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.
Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.
А ненецкая сказка так и называется «Три сына».
-А мы про кого будем сегодня сказку читать?
Правильно, про трёх сыновей.
-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:
ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?
слайды
-Эти предметы сегодня нужны?
-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.
Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.
К – умение слушать и оценивать ответ товарища.
Выставление отметки -кружки
Красный – 5
Зелёный — 4
ПР – рассматривание портрета писателя
П – умение определять по общим признакам объект
РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение содержании текста.
Объяснение непонятных слов.
Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
П этап во время чтения
1. Первичное чтение.
2. Проверка усвоения содержания.
3. Динамическая пауза.
4. Перечитывание текста.
Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).
-Понравилось вам эта сказка?
-Какие чувства вы испытывали при чтении?
-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)
-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)
-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)
-Как сильно повздорили братья?
-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)
-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)
-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)
-Кто же предложил пруд прудить?
-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)
-Они поняли, что вместе жить хорошо?
Докажите, что вместе лучше? (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)
— Какими словами закончилась сказка?
(Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)
-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?
— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.
-Как вы думаете, какую работу с текстом мы должны выполнить?
— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.
— Кому бы вы рассказали сказку?
— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.
1 часть. «Жили три брата»
— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо)
2 часть. «Однажды братья сильно поругались».
— Что они наговорили друг другу?
( зачитать, чтение по ролям)
— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).
-Долго или они смогли жить друг без друга?
3 часть. «Лето было засушливое»
— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)
— Смогли братья один справиться с бедой?
4 часть. «Дождик пошел»
-Что дождик принес старикам? (Радость)
-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)
— Что поняли Старики?
5 часть. «Хорошо жить вместе».
— Почему хорошо жить вместе?
-Когда у них всё получилось?
-В мире все профессии важны?
-Они могут обходиться друг без друга?
-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».
Кто заметил, чем необычен наш план?
(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)
Это цитатный план.
Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.
Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.
П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.
— Почему прогноз оказался неточным?
Л – эмоциональное переживание
П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.
Л К – умение сотрудничать в парах
К – управление поведение партнёра, взаимодействие
П – моделирование, работа со схемой
Рефлексия
Оценка
Домашнее задание
-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.
Итак, внимание на доску.
Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:
А) волшебная;
В) бытовая;
С) о животных.
Вопрос 2
Профессии стариков
А)рыбак, охотник, пахарь;
Б)пахарь, кузнец, рыбак;
С)пахарь, кузнец, плотник.
Вопрос 3
Старики ссорились:
А)Из-за воды;
Б)из-за земли;
С)из-за рыбы.
Вопрос 4
Врозь им жилось:
А)голодно;
Б)холодно;
С)плохо.
Вопрос 5
Семьи начали жить:
А)дружно;
Б)плохо;
С)врозь,
— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?
(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Какое настроение у вас после урока?
— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.
— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?
По выбору
— Подготовиться к чтению сказки по ролям.
-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)
П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.
Л — оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
Этап урока
Содержание
Деятельность
педагога
Деятельность детей, планируемые результаты личностные – Л, познавательные – П, регулятивные – Р, коммуникативные – К,
предметные – ПР
Организационный момент
Общая готовность детей к уроку.
Проверка готовности.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь друг другу. Повернитесь ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
Реакция на учителя, гостей
I этап
до чтения
1. Появление темы урока.
2. Антиципация чтения (предугадывание предстоящего чтения)
3. Появление целей урока.
Проведение словарной работы.
Скороговорка:
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
— Какое число повторялось в скороговорке?
_Вам это число что-нибудь не напоминает? СЛАЙД
— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
— Кто автор? СЛАЙД
-Что вы о ней запомнили?
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним народным творчеством.
— Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Вам я не зря предложила скороговорку с числом три.
Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:
Однажды хан позвал к себе сына одних бедных стариков. У них было три сына.
А ненецкая сказка так и называется «Три сына».
-А мы про кого будем сегодня сказку читать?
Правильно, про трёх сыновей.
-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:
ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?
слайды
-Эти предметы сегодня нужны?
-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня.
Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата.
К – умение слушать и оценивать ответ товарища.
Выставление отметки -кружки
Красный – 5
Зелёный — 4
ПР – рассматривание портрета писателя
П – умение определять по общим признакам объект
РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение содержании текста.
Объяснение непонятных слов.
Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
П этап во время чтения
1. Первичное чтение.
2. Проверка усвоения содержания.
3. Динамическая пауза.
4. Перечитывание текста.
Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).
-Понравилось вам эта сказка?
-Какие чувства вы испытывали при чтении?
-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)
-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)
-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)
-Как сильно повздорили братья?
-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)
-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)
-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)
-Кто же предложил пруд прудить?
-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)
-Они поняли, что вместе жить хорошо?
Докажите, что вместе лучше? (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)
— Какими словами закончилась сказка?
(Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)
-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?
— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст.
-Как вы думаете, какую работу с текстом мы должны выполнить?
— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.
— Кому бы вы рассказали сказку?
— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.
1 часть. «Жили три брата»
— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо)
2 часть. «Однажды братья сильно поругались».
— Что они наговорили друг другу?
( зачитать, чтение по ролям)
— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).
-Долго или они смогли жить друг без друга?
3 часть. «Лето было засушливое»
— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)
— Смогли братья один справиться с бедой?
4 часть. «Дождик пошел»
-Что дождик принес старикам? (Радость)
-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)
— Что поняли Старики?
5 часть. «Хорошо жить вместе».
— Почему хорошо жить вместе?
-Когда у них всё получилось?
-В мире все профессии важны?
-Они могут обходиться друг без друга?
-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».
Кто заметил, чем необычен наш план?
(каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста)
Это цитатный план.
Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.
Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.
П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия.
— Почему прогноз оказался неточным?
Л – эмоциональное переживание
П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте.
Л К – умение сотрудничать в парах
К – управление поведение партнёра, взаимодействие
П – моделирование, работа со схемой
Рефлексия
Оценка
Домашнее задание
-Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа.
Итак, внимание на доску.
Вопрос 1:
Сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо» — это сказка:
А) волшебная;
В) бытовая;
С) о животных.
Вопрос 2
Профессии стариков
А)рыбак, охотник, пахарь;
Б)пахарь, кузнец, рыбак;
С)пахарь, кузнец, плотник.
Вопрос 3
Старики ссорились:
А)Из-за воды;
Б)из-за земли;
С)из-за рыбы.
Вопрос 4
Врозь им жилось:
А)голодно;
Б)холодно;
С)плохо.
Вопрос 5
Семьи начали жить:
А)дружно;
Б)плохо;
С)врозь,
— Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки?
(что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится))
— Как вы оцениваете свою работу на уроке?
— Какое настроение у вас после урока?
— Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.
— А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?
По выбору
— Подготовиться к чтению сказки по ролям.
-А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)
П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.
Л — оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
5
Сказка ВРОЗЬ -ПЛОХО, ВМЕСТЕ ХОРОШО надо писать план
1 ответ:
0
0
1) Жили 3 брата
2) Однажды братья сильно поругались
3) Лето было засушливое
4) Дождик пошел
5) Хорошо жить вместе
Читайте также
Злой чародей украл Людмилу, а Руслан как богатырь пошел ее спасать. В битве с черномором он литал на его бороде семь дней и семь ночей,но в итоге отрезал злаполучную бороду и все жили долго и счастливо.
1. Все происходит в поместье.
2.<span>Антон Антонович Сквозник.
Я устал.</span>
1)Рождение Белоснежки у королевской четы.
2)Смерть матери и появление мачехи-красавицы.
3)Волшебное зеркало и ревность мачехи.
4)В лес,на погибель и встреча с гномами.
5)Неугомонная мачеха и отравленное яблоко.
6)Горе гномов и вечный сон Белоснежки.
7)Чудо любви и пробуждение принцем.
8)Свадьба с принцем и смерть мачехи от зависти.
Такое ? или нет ?
Маттео Фальконе был не прав! Он мог отказаться от сына предателя, но убивать у него не было морального права. Не прав он был! Кто мы такие, чтобы оправдывать убийство?!
Это стихотворение было написано в 1911 году в Царском Селе о Пушкине-лицеисте. В нём всего восемь строк, но и из них образ юного поэта выступает необыкновенно живо. Как удачно выбрано слово «лелеем» ! Не «слышим», не «помним», а именно лелеем, то есть любовно бережем в своей памяти. Аллеи, озеро, сосны — живые приметы Царскосельского парка. Глубокое раздумье Пушкина выражено двумя малыми деталями: он отбросил от себя недочитанную книгу, и она рядом с лицейской треуголкой лежит на земле. Следует добавить, что строка «Еле слышный шелест шагов» подбором самих звуков прекрасно передаёт шелест — возможно, от осенней опавшей листвы. Вообще, вспоминая об Ахматовой, перед нами неуклонно возникает образ Пушкина. Гений Пушкина, его гуманистическая философия, открытия, сделанные в области русского стиха, оказали огромное влияние на литературу девятнадцатого века, вошедший в историю, как «золотой век» русской поэзии. Но и лучшие поэты «серебряного века» сформировались под влиянием его Музы, все они были внимательнейшими читателями Пушкина, многие внесли свою лепту в исследование его поэзии. В жизни и поэзии Ахматовой Пушкин, чьи стихи она называла золотыми, занимал особое место. По словам близко знавшей поэтессу Эммы Герштейн (литературоведа) , в этом стихотворении отразились особенности восприятия Пушкина Анной Андреевной: сочетание конкретного ощущения его личности («здесь лежала его треуголка») и всеобщего поклонения национальному гению («и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов»). У Пушкина училась Ахматова краткости, простоте и подлинности поэтического слова, и всё, что с ним связано, дорого поэтессе. Не даром это стихотворение написано в моём сборнике первым, ведь именно с произведений Пушкина и питались начальные ручейки её гениального творческого потока.
Конспект
Учителя начальных классов
Хайровой Эльвиры Фяритовны
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема Мордовская народная сказка «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Цель: знакомство учащихся с мордовской народной сказкой «Врозь-
плохо, вместе- хорошо»
Задачи:
-
Образовательные:
-
Познакомить с творчеством мордовского народа
-
Познакомить со сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
-
Развивающие:
-
Развивать мышление, речь, внимание, память
-
Умение доказывать свою точку зрения.
-
Воспитательные:
-
Воспитывать интерес к литературному чтению, к фольклору
разных народов
Формируемые УУД:
-Познавательные: анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда, находить возможности и способы их улучшения,
формулировать тему урока, искать и выделять необходимую информацию.
-Регулятивные: понимать учебную цель; организовывать
самостоятельную деятельность.
— Коммуникативные: общаться и взаимодействовать со сверстниками
на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
План урока:
-
Организационный момент
-
Приветствие
-
Проверка готовности к уроку
-
Психологический настрой
-
Словарная разминка
-
Актуализация знаний
-
Работа над фразой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
-
Открытие новых знаний
-
Рассказ о фольклоре мордовского народа
-
Физкультминутка
-
Первичное чтение произведения
-
Вторичное чтение произведения
-
Чтение произведения по частям
-
Работа с иллюстрацией
-
Информация о домашнем задании
-
Рефлексия
Организационный
Придумано кем- то мудро и просто
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Сегодня урок литературного чтения проведу я, Эльвира Фяритовна.
Желаю вам хорошего настроения на весь день и успехов в учебной
деятельности.
Встали, поприветствовали учителя.
2
-
Словарная разминка
Посмотрите на доску. Прочитайте первое слово.
Что значит это слово? Найдите значение слова в словаре, который
находится в конце вашего учебника, прочитайте.
Прочитайте второе слово. Что значит это слово?
Найдите значение слова в словаре и прочитайте.
Прочитайте следующее слово? Что значит это слово? Найдите
значение в словаре и прочитайте.
Прочитайте последнее слово. Что оно значит? Найдите значение
слова в словаре и прочитайте.
Плотник- рабочий, который строит деревянные здания,
изготавливает мебель.
Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для
мелкого рыхления, вспахивания почвы.
Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают,
чтобы поднять уровень воды.
Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым
молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие.
8
-
Актуализация знаний
Посмотрите на доску. Прочитайте предложение.
Как вы понимаете данную фразу?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Врозь- плохо, вместе- хорошо.
Если делать работу, жить вместе, то все получится; если врозь-
ничего хорошего не выйдет.
На уроке речь пойдет о том, чтобы жить в мире и согласии. А если
этого не делать, то жить на свете будет очень трудно.
3
-
Открытие новых знаний
Сегодня мы познакомимся с мордовской народной сказкой «Врозь-
плохо, вместе- хорошо!»
Что значит народная?
Устное народное творчество по- другому называется фольклором.
Фольклор мордовского народа богат, красив, необычаен. Устное
народное творчество данного народа тесно связано с трудом человека.
Особое место у них занимала сказка. В ней они раскрывали
особенности жизни: что хорошо, а что плохо; что имеет большое
значение в жизни.
С чем связано устное народное творчество мордовского народа?
Какой жанр занимал особое место в фольклоре?
Что народ в ней раскрывал?
Сказка придумана народом, людьми.
Связанно с трудовыми процессами человека, людей.
Особое место занимала сказка.
Раскрывал особенности жизни.
5
-
Физкультминутка
Проведем физкультминутку- загадку.
Вырос шарик у дорожки
На зеленой хрупкой ножке.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Какой шарик спрятался в загадке?
Одуванчик
2
-
Первичное чтение произведения
Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно следите по
учебнику. В любой момент я могу остановиться и попросить продолжить
чтение кого-то из вас.
После прочтения сказки, вы ответите на вопрос: почему сказка
носит название «Врозь- плохо, вместе- хорошо»?
А вы согласны с тем, что жить без согласия плохо, а в согласии-
хорошо? Почему?
8
-
Вторичное чтение произведения
Прочитаем сказку еще раз.
1 часть чтения: чем в жизни занимались три брата?
Посмотрите на иллюстрацию (страница 67). Найдите предложение,
которое подходит к данной картинке.
2 часть чтения: из- за чего братья поссорились?
3 часть чтения: что произошло в жизни каждого брата, после того
как они поссорились?
Посмотрите на иллюстрацию, расположенная на странице 69. Что
изображено на иллюстрации?
Найдите в сказке предложение или предложения, которые подходят к
этой картинке.
4 часть чтения: что помогло братьям помириться?
Один хлеб сеял, другой был плотник, третий- кузнец.
За ночь вода набиралась в ямке.
Братья поссорились из- за того, что каждый из них хотел набрать
воды из ямы, а ее было мало.
Каждый из них не хотел разговаривать друг с другом. У них
закончился хлеб, сгорели дома. Плотник не мог построить дом, потому
что сломался его топор, пахарь- посеять хлеб, так как телега
сгорела, соха сломалась. К кузнецу никто не приходил заказывать
работу.
Плотник взял свой обгорелый топор, начал строить новый дом.
Ударил топором по суковатому бревну- сломался топор.
Помириться братьям помог дождь, совместная идея построить пруд.
10
-
Информация о домашнем задании
Откройте дневники, запишите домашнее задание: страница 67- 70,
пересказ.
1
-
Рефлексия
Со сказкой какого народа вы познакомились на уроке?
Как называется сказка?
Чему она учит?
За урок отметку «5» получают…
Мордовского народа
Врозь- плохо, вместе- хорошо.
1
daior233
Вопрос по литературе:
Сказка ВРОЗЬ -ПЛОХО, ВМЕСТЕ ХОРОШО надо писать план упр5
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!
Ответы и объяснения 1
coueldroyi726
1) Жили 3 брата
2) Однажды братья сильно поругались
3) Лето было засушливое
4) Дождик пошел
5) Хорошо жить вместе
Знаете ответ? Поделитесь им!
Гость ?
Как написать хороший ответ?
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
правильный ответ; - Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
побуждал на дополнительные вопросы к нему; - Писать без грамматических, орфографических и
пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
- Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
уникальные и личные объяснения; - Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
знаю» и так далее; - Использовать мат — это неуважительно по отношению к
пользователям; - Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Урок литературного чтения. 2бкласс
Тема урока: Врозь – плохо, вместе – хорошо.(Мордовская народная сказка).
Цель урока: создать условия для формирования умений, обеспечивающих способность быть читателем. Задачи урока: формировать умение работать с текстом: определять отношение персонажей друг к другу и собственное отношение к ним; с помощью словаря объяснять значение слов, встречающихся в тексте. Развивать речь, умение работать в парах.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 2 класс» Э.Кац, карточки –схемы для индивидуальной работы, 2 презентации к уроку ( «Мордовия», для работы с текстом), словарь Ожегова.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока: I.Организация урока. II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. -Какой раздел литературного чтения мы читаем? (cказки) —Дайте определение сказки. Что такое сказка?
— Какие бывают сказки?
— Что значит народные сказки?
— Правильно, чему учимся у сказок?
( Уму разуму, трудолюбию, старанию, дружбе. добру, справедливости.)
-Раз говорим о сказках, то какая тема урока? Определите. — Постановка учебной задачи на уроке.
III. Проверка домашнего задания.
1 уч: Индивидуальная работа ( Схема краткого пересказа этой сказки)
Все: — 1)- Какую сказку прочитали? («Три дочери» Татарская нар сказка)
2) — Назовите героев сказки. (Мать, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, белочка)
3) — Кто главный положительный герой? Расскажи о ней.
( Выборочное чтение подтверждения.) — Какая она была?
4)- Расскажите про старшую, среднюю дочь. Какие они были?
( выборочное чтение подтверждения)
— О чём они мечтали?
— Как сложилась их жизнь?
5) — Над чем заставила задуматься сказка? ( маму надо любить, жалеть, ценить и уважать)
— Какая основная мысль сказки? ( За добро добром платят. Уважение к матери, забота о ней. Мама – самый важный человек в нашей жизни.
И в своей семье надо по- доброму относится к маме, помогать ей.
6) Проверка индивидуальной работы. Оцените работу товарища.
IV. Физкультминутка
VI. Работа с новым произведением
Откройте учебник на с 67. Прочитайте заглавие сказки, с которой познакомимся на уроке. По этой сказке будем работать 2 урока.
1)-Прежде, чем читать сказку, поговорим о Мордовии. ( презентация )
( внимание: орфограммы в словах)
2)- Словарная работа. ( работа со словарём) + словарь Ожегова
Плотник
Кузнец, наковальня
Запруда
Борона
3)-Чтение сказки «цепочкой»
4)Работа по содержанию. Первичное закрепление.
— Понравилась ли сказка? Что особенно понравилось?
— Как понимаете 2 последние предложения? Хорошо жить вместе – это как?
— Как вы думаете, братья хорошими были мастерами, умелыми?
Обоснуйте свой ответ.
— Что умел делать каждый брат: кузнец, плотник, пахарь?
( с 70)
VII. Работа в парах ( вопросы написаны на доске)
— Почему же они так плохо жили?
— Что помогло им помириться?
Проверка работы в парах.
— Почему же они так плохо жили?
— Что произошло в жизни каждого брата, после того как они поссорились?
( выборочное чтение)
— Что помогло им помириться?
6) — Как же нужно было жить братьям?
— Какая основная мысль этой сказки?
7. Какая из этих пословиц более подходит к этой сказке:
— «Чтение – лучшее учение»
— «Доброе братство – лучшее богатство»
— «Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь».
VIII. Задание на дом: читать сказку, разделить на части, озаглавить их.
IX. Рефлексия. Оценки за урок.
— Как называется сказка, с которой мы сегодня работали на уроке
— Оцените свою работу на уроке. Легко ли вам было? Какие сложности были при выполнении задания?
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/328508-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-vo-2-kl