Главный конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» – соперничество между Чацким и секретарем Молчалиным. Первый приехал из-за границы ради Софьи и чувств к ней, второй стал нынешним другом сердца. Но это нельзя назвать любовным треугольником, потому что Мочалин не заинтересован в Софье, он соперник поневоле. Совсем скоро девушка узнает, что Молчалин встречается с ней ночами не потому, что он влюблен в нее.
А потому, что хозяевам нужно угождать.
Почему столь неравное противостояние? Разве Молчалин может сравниться с Чацким и быть лучше его?
Почти сразу Чацкий сталкивается с холодностью Софьи, которая не похожа на зажатость после долгой разлуки. Проницательное сердце Чацкого чувствует: Софья не любит его, потому что влюблена в другого. Молодой человек острит и шутит в адрес всех знакомых, пока случайно не задевает Молчалина. Через несколько попыток Чацкого словесно уколоть Молчалина, Софья внезапно проговаривается. Она хвалит кроткий нрав, услужливость, мягкость секретаря, и у нее не получается остаться равнодушной.
В Чацком вскипают раздражение и ревность. Он не понимает, как могла умная, чувствительная, утонченная девушка выбрать бессловесного глуповатого подхалима Молчалина? Самое обидное для Чацкого – то, что девушка не замечает, как ничтожны и мелки интересы Молчалина. Она влюблена в придуманный образ, это позволяет ей примириться со своим странным выбором, сделанным от обиды и скуки. Казалось бы, Молчалин настолько ничтожен, что Чацкий мог бы легко победить его и завоевать сердце Софьи. Но это противостояние намного глубже.
Молчалин олицетворяет собой тот консервативный неповоротливый мир, в котором привыкла жить Софья. Он такой же представитель фамусовского общества, как и все остальные, как и сама девушка. Выбор Молчалина Софьей как бы подчеркивает: она соглашается на условия общества, не будет стремиться к чему-то другому. Чацкий не смог вытянуть ее из удушливой атмосферы фамусовского общества, на нее уже повлияло окружение.
Молчалин и Чацкий – соперники не только в личных отношениях, они идейные антагонисты, ярко подчеркивающие контраст старого и нового.
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Чацкий и Молчалин – соперники в борьбе за сердце Софьи
Одной из главных особенностей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова является наличие в ней двух конфликтов: любовного и социального. Обе сюжетные линии тесно связаны между собой, а также их объединяют некоторые герои. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» являются как соперниками в борьбе за сердце Софьи, дочери Фамусова, так и противоборствующими сторонами по многим общественным вопросам.
Главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий возвращается в дом Фамусова после трехлетнего пребывания за границей. Он оставил здесь свою возлюбленную Софью и теперь едет к ней с серьезными намерениями, влюбленный и полный надежд. Но во время отсутствия Чацкого Софья стала по-другому смотреть на их юношеский роман и теперь называет его ребячеством. Ее сердце занято Молчалиным, скромным и немногословным секретарем ее отца, который живет в их доме.
Трагедия Чацкого начинается с того, что он не понимает, почему Софья охладела к нему, и пытается найти причину этого. Вторым ударом для главного героя становится то, что ему предпочли Молчалина, о котором Чацкий язвительно говорил: «Ума в нем только мало». Характеристика Молчалина и Чацкого поможет разобраться, почему Софья делает такой выбор.
Почему Софья отдает предпочтение Молчалину, а не Чацкому?
Софья Фамусова, хотя и не относится к рьяным защитникам «века минувшего», все же дочь своего отца. Идеалы дворянского общества прививались ей с детства. Хоть она и не похожа на консервативных дворян своего круга, многие принципы их жизни она впитала с воспитанием отца.
Когда в первом действии комедии между Софьей и Лизой заходит разговор о Чацком. Становится понятно, что для нее их любовь осталась лишь детским воспоминанием. Из достоинств Чацкого она выделяет только его способность всех пересмеять, но ведь «делить со всяким можно смех». Этими словами она как бы снимает с себя ответственность за то, что теперь ведет любовную игру с Молчалиным.
Какими же предстают перед читателем в комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин?
Сама Софья характеризует Чацкого так: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» Но девушка не может понять и поверить, как может влюбленный человек покинуть свою возлюбленную на три года ради непонятных целей: «Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
Прибыв в Москву, Чацкий вызывает гнев Софьи не только тем, что ставит под угрозу ее счастье с Молчалиным. Он еще начинает разговор с Софьей с нападок на ее родных и близких: «Ну что ваш батюшка? Всё Английского клоба старинный, верный член до гроба? Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»
Сам же Чацкий не понимает, почему его слова задевают Софью. Он не находит в них ничего дурного. Оправдывается герой тем, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Но больше всего Софью уязвляют слова Чацкого о Молчалине. Она в нем видит персонажа из романов, которыми зачитывается. В ее воображении он наделен чертами романтического героя. Чацкий же сразу раскусил Молчалина и его роль в фамусовском обществе. Молчалин «услужлив, скромненький», а значит, «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
Почему ни один из героев в финале комедии не будет с Софьей?
В одном из эпизодов комедии «Горе от ума» Чацкий и Молчалин сталкиваются в словесном поединке, и перед читателем постепенно начинает открываться истинное лицо Молчалина, который оказывается не таким простым, каким кажется на первый взгляд.
Молчалин, как и все ненавистные Чацкому представители «века минувшего», стремится любой ценой заполучить высокий чин и положение в обществе. Так как пока он всего этого не имеет, ему «надобно зависеть от других». Чацкому это непонятно: «Зачем же надобно?» Но Молчалин, похоже, имеет четкий жизненный план. Он старается всячески услужить гостям Фамусова, хвалит шерстку собаки Хлестовой, что выглядит нелепо и унизительно. Он живет по принципу: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Даже своими небольшими успехами по службе Молчалин очень гордится и хвалится ими перед Чацким: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин даже смеет выражать сочувствие Чацкому из-за того, что тот не служит. Он рекомендует Чацкому наладить отношения с Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче». Она может посодействовать в получении очередного чина или награды, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Именно так привыкли зарабатывать положение в обществе люди фамусовского круга. Таков и Молчалин.
Сторонникам «века минувшего» не понять стремления Чацкого служить «делу, а не лицам». Если Молчалин использует бал в качестве возможности найти каналы для продвижения по служебной лестнице, то Чацкий предпочитает разделять время для веселья и для дела: «Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа».
Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» совершенно не похожи. Чацкий обладает свежим, деятельным умом. Он смел и в любви, и в защите своих взглядов. Молчалин же неспешен и осторожен как в обществе, так и в чувствах. В отношениях с Софьей он постоянно задумывается о том, как отреагирует свет на их связь, если она вдруг откроется, ведь «злые языки страшнее пистолета». Удивительно, что такие разные герои могли вызвать любовь к себе у одной и той же женщины.
Эта загадка раскроется в финале пьесы. Молчалин добивается расположения Софьи обманом. Под маской молчаливого и скромного человека скрывается двуличный герой, который принимает вид любовника только «в угоду дочери такого человека». В нем нет любви к Софье и нет серьезных намерений по отношению к ней, в отличие от Чацкого.
Однако и Чацкий, проведя один день в обществе московских дворян, понимает, что его взгляды навсегда разошлись со взглядами фамусовского общества. И Софья для него теперь – часть, детище того мира, куда ему нет входа. Он рекомендует ей помириться с Молчалиным, которого она разоблачила. Ведь этот герой полностью соответствует идеалу мужа, принятому в свете: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».
Выводы
Чацкий и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума» – совершенно разные по натуре и по ценностным ориентирам герои. Если общество отвергает Чацкого и принимает Молчалина, значит, оно характеризует себя в соответствии этому герою. Московские дворяне хотят, чтобы перед ними преклонялись, выслуживались, завоевывали их расположение. У них в почете чинопоклонничество и карьеризм. Этим идеалам как нельзя лучше соответствует Молчалин. Чацкий же в этом обществе «страстных к чинам» людей лишний.
Характеристика образов Молчалина и Чацкого, противопоставление этих персонажей могут быть использованы учениками 9 классов в своих сочинениях на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Лия Рябова
15/15
-
Даня Яскин
10/15
-
Варвара Перфильева
15/15
-
Асхаб Тамаев
10/15
-
Манэбу Юичиро
15/15
-
Иван Таныгин
15/15
-
Елена Сергеевна
12/15
-
Рина Тангриев
14/15
-
Ольга Богданова
14/15
-
Диана Ильицкая
9/15
Тема: Горе от ума
Чацкий и Молчалин (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План)
- Историческая эпоха, отраженная в комедии. (Общественный подъем после войны 1812 года. Ожидание перемен. Разделение общества на реформаторов и консерваторов. Чацкий и Молчалин — представители «века нынешнего» и «века минувшего».)
- Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций.
- Общие черты. (Оба молоды, умны, образованны, вхожи в общество Фамусова, по-особому относятся к Софье.)
- Различия.
- Положение в обществе (с точки зрения каждого). (Чацкий — блестящий юноша-дворянин, отличается независимостью взглядов; вернулся из-за границы. «Славно пишет, переводит». Для Молчалина Чацкий — неудачник (в любви, в жизни: «не дались чины, по службе неуспех»). Молчалин — в глазах Чацкого — «жалчайшее созданье», скромный угодливый секретарь хозяина, «от старичков не ступит за порог». С другой стороны, за несколько лет Молчалин сделал неплохую карьеру (чин асессора, награды), завязал нужные связи и приобрел полезные знакомства).
- Цель жизни и пути достижения цели. (Чацкий стремится честно служить Родине («служба делу, а не лицам»). Молчалин стремится «дойти до степеней известных» при помощи мести, угодничества: «мнения чужие только святы».)
- Отношения с окружающими. (Благородство и порядочность Чацкого, искренность в проявлении чувств к Софье; способность Молчалина к предательству и подлости, который играет в любовь «по должности».) Материал с сайта //iEssay.ru
- Создание А. Грибоедовым типических характеров. (Образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки пьесы, Чацкий — тип борца за новое, свободу для всех, уважение к человеческой личности. (И. Гончаров: «Чацкий незаменим при смене одного века другим… каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». Молчалин — тип приспосабливающегося, неразборчивого в средствах человека. М. Е. Салтыков-Щедрин: «Молчалины блаженствуют на свете, переживают века». Их противостояние носит идейно-политический характер, оно отражает два мировоззрения в общественно-политической жизни России 20-х годов XIX века.)
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» показан конфликт главного
героя с обществом. Чацкий пугает консервативных москвичей
своими прогрессивными взглядами. Конфликт в пьесе нельзя свести
только к проблеме «отцов» и «детей», потому что к московскому обществу
принадлежат и ровесники Чацкого, например Молчалин. Этот
конфликт носит социальный характер, хотя, конечно, новые взгляды
поддерживала, в основном, молодежь, а существующий порядок —
старики. Любовная интрига играет в комедии второстепенную роль,
она усиливает социальный конфликт, так как любимая девушка Чацкого
принадлежит к враждебному лагерю и не разделяет мировоззрение
главного героя.
В драматическом произведении отсутствует описание внешности героев,
но можно попытаться вообразить, как выглядят Чацкий и Молчалин.
Чацкий ведет активный образ жизни. Он появляется в доме Софьи,
только что вернувшись из заграничного путешествия. Герой должен быть
одет модно, по-европейски. Чацкий стремительно двигается и говорит,
поэтому в его одежде и прическе наблюдается некоторый беспорядок.
Чацкий может быть некрасив, но на лице у него непременно появляется
живое, остроумное, энергичное выражение. Молчалин, напротив, «уступчив,
скромен, тих», он постоянно общается со знатными стариками,
поэтому наряд его максимально консервативен, прическа подчеркнуто
аккуратна. Герой должен обладать приятными чертами лица — ведь
Софья полюбила его, обманувшись внешним видом.
Общественное положение Чацкого и Молчалина значительно
различается. Чацкий — дворянин, помещик, он послужил в а рмии и в
каком-то государственном департаменте, был даже близок к правительству.
К моменту действия пьесы Чацкий оставил службу по идейным
соображениям и вернулся из заграничного путешествия. Несмотря
на расстроенные дела в имении, он запросто вхож в светское
общество и мог бы при желании возобновить карьеру. Молчалин
находится на более низкой социальной ступени. Он не дворянин
по происхождению, но чин асессора дает ему право на личное
дворянство. Благодаря образованности и умению угодить, Молчалин
приглянулся знатному москвичу Фамусову, который помог ему
переехать из Твери в Москву и устроил личным секретарем. Молчалин
занимает среднее положение между слугами и хозяевами, но
целеустремленно стремиться пробится в светское общество, сделать
служебную карьеру.
Характеры героев прямо противоположны. Чацкий держится открыто,
он не сдерживает ради выгоды ни острого ума, ни пылкого сердца.
Еще до появления героя мы узнаем, что он «чувствителен, и весел,
и остер». Прямо с порогаЧацкий начинает страстный монолог о том,
как он торопился увидеть Софью и как он восхищен ее красотой.
Чацкий не может поверить, что Софья не разделяет его презрения к
консервативному московскому обществу, и всей силой своего остроумия
обрушивается на него. И уж тем более не укладывается в голове
у Чацкого, что Софья могла полюбить самого ничтожного представителя
этого общества — Молчалина. Избранник Софьи хитер и двуличен,
но она понимает это только в финале. Молчалин умеет притворяться,
и Софья видит только его скромность, робость, услужливость,
не понимая, что все это — маска карьериста. Не только неопытная
барышня, но и старшие представители общества благоволят к Мол-
чалину: «дружбу всех он в доме приобрел», «от старичков не ступит
за порог». Со служанкой Лизой Молчалин меняется, сбрасывает маску
тихони, признается в том, что обманывает барышню.
Чацкий не скрывает своих взглядов. Он яростно критикует пошляков,
льстецов и ретроградов, выступает против злоупотреблений
крепостного права и других пороков общественного устройства. Он оставил
службу, потому что не желает «прислуживаться». Молчалину
этого не понять. В сцене разговора двух героев Молчалин советует
Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, влиятельной светской даме,
в поисках покровительства. Чацкий называет столпов московского
общества «вздорными» и «бестолковыми». Он хочет служить «делу,
а не лицам». Молчалин, наоборот, строит свою карьеру на личных
связях. Он скрывает свое истинное отношение к людям, потому что
пока еще не занял прочного положения в обществе. Однако при его
стараниях Молчалин, по замечанию Чацкого, «дойдет до степеней
известных, ведь нынче любят бессловесных».
В финале оба героя терпят неудачу: они отвергнуты Софьей, Чацкий
объявлен сумасшедшим, Молчалин может лишиться места. Неудача
не сближает их, поскольку ее причины у героев разные и их
ждет разное будущее. Молчалин пострадал только потому, что вдруг
потерял привычную осторожность и открылся Лизе. Он, несомненно,
сумеет вновь сплести вокруг себя паутину лжи и продолжит карьерный
рост. Чацкий отвергнут не только Софьей, но и всем обществом,
потому что его взгляды подрывают социальные устои. Он никогда
не смирится, не будет подлаживаться под общество, а попытается
изменить существующий порядок. Вероятнее всего, Чацкий окажется
среди декабристов.