Гончаров в своем романе «Обломов» мастерски обрисовал ту застойную среду, которая приводит главного героя к бесцельному и бесцветному существованию. Он дал ему название «обломовщины», отталкиваясь от названия поместья, в котором рос Обломов. Именно в Обломовке герой впервые получает жизненные установки, которые сделают его неспособным к активной деятельности.
Для понимания явления обломовщины автор ввел в роман обширную главу «Сон Обломова», в которой подробно рассказано, как воспитывался и рос герой. Обломовщина – это целый образ жизни и мышления, захватывающий людей всех сословий. Это основа существования помещичьего мира.
А главная его цель – ничего не менять, сохранять раз и навсегда заведенный порядок, не тревожиться и не суетиться. Все труды в Обломовке были направлены на то, чтобы люди были сыты и довольны, все хозяйство крутится вокруг еды. Щедрый богатый стол становится для жителей Обломовки главной ценностью и мерилом хорошей жизни.
Ради спокойствия и безопасности к Илье приставлены нянюшки и многочисленные слуги. Они и оденут, и накормят, и все-все сделают за маленького барина, и оградят от любых потрясений.
Они так хорошо справляются с воспитанием мальчика, что Илюша быстро теряет природную любознательность, инициативность и желание что-либо делать. Такое воспитание отравляет ребенка и приучает к лени тела и души.
Став взрослым, Обломов в основном чувствует скуку, лень и усталость от малейших усилий. Но главное – он не выносит любых «прикосновений жизни» и трудностей.
Почему обломовщина опасна? Она засасывает человека, как болото. На примере Обломова автор показывает, что она не дает человеку опыта достижения целей и умения справляться со сложными ситуациями. Лень отравляет человека настолько, что даже собственное существование становится ему безразлично.
Обломов пытался с этим бороться в момент влюбленности и попытки изменить свою жизнь к лучшему, но быстро сдался, не выдержав груза ответственности. Герой понимал, что его погубила обломовщина, но не смог ей противостоять.
Обломов и «обломовщина»
Введение
Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.
У нас появилась новая характеристика Обломова.
Обломовка и «обломовщина»
Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод».
Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.
Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.
Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.
Детство Обломова в Обломовке
В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.
Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.
Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова
В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.
Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».
Заключение
Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.
Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Полина Ёж
18/19
-
Андрей Надежин
19/19
-
Чупанова Патимат
15/19
-
Римма Шахбазян
16/19
-
Вера Матросова
19/19
-
Дарима Намдакова
18/19
-
Елена Ермакова
14/19
-
Ева Шестакова
12/19
-
Аля Бесталанная
19/19
-
Валентина Пожидаева
18/19
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Что такое обломовщина
Гончаров создал в своём произведении такого уникального персонажа, чья фамилия даже стала нарицательной. Им является Илья Ильич Обломов. Этот человек полон противоречий, и своё какое-либо однозначное мнение высказать о нём практически невозможно. Аналогично от его фамилии образовалось слово «Обломовщина». Давайте попытаемся разобраться в смысле этого понятия и выделить его положительные и отрицательные черты.
Стоит начать с положительных черт данного нарицательного слова и персонажа как такового. В первую очередь, этой важной чертой является духовность. Такие люди, как Обломов, не лишены моральных принципов, а даже, напротив, их душа очень богата и добра. Они чаще думают и фантазируют, любят проецировать различные события и явления, которых не будет никогда, у себя в разуме, но при этом они никогда не созидают сами.
Отрицательными качествами явления «Обломовщины» являются нерешительность в сложных жизненных ситуациях, вечная апатия и непрекращающаяся лень. Это понятие, конечно, подразумевает то, что нужно как-то менять свою жизнь, но для этого не предпринимается никаких шагов и действий. Ничто не может сдвинуться с мёртвой точки. Нет никакого продвижения в каких-либо важных делах.
Однако самого Обломова смогла сдвинуть с места только любовь к одной девушке, имя которой Ольга Ильинская. Именно она, как никто другой, пыталась всячески вытащить Илью из зоны комфорта, зажечь в нём любовь к жизни. Первое время у неё это получалось, но они всё оттягивали со свадьбой. Тут сыграли свою роль и отрицательные качества Ильи Ильича. После их расставания он совсем перестал проявлять всякую активность. Вскоре Илья полюбил Агафью Пшеницыну и жил с ней счастливо, поскольку эти отношения напоминали ему об Обломовке. Выборгская сторона окончательно затушила тот самый огонёк в его душе. Отныне в его жизни наступила «Зима», всё вернулось на круги своя.
В заключение хочется отметить то, что понятие «Обломовщина» имеет очень важные первостепенные качества, которые ценит почти каждый человек-это доброта и мечтательность. Но принять лень и нерешительность невозможно, поскольку всё это, как известно, тормозит поток жизненной энергии и силы.
Как бы то ни было «Обломовщина» могла своим краем коснуться и вашей жизни. Главное, вовремя распознать и остановить её, и как можно скорее начать действовать.
Сочинение 2
Иван Александрович Гончаров в своем романе поднимает очень значимую тему для всех. Главным героем романа, в честь которого он назван, Илья Ильич Обломов. Он помещик, довольно молод. Обломов живёт за счёт крепостных крестьян, а они в свою очередь привыкли к такому распорядку жизни, позабыв о свободной жизни. Родители главного героя с детства избаловали своего сына. В более сознательном возрасте он не способен на простые вещи, он уже не может сам поесть, одеться и лечь спать.
В связи с разбалованостью главного героя, он стал бесполезен для общества и прекрасно это понимает. Всему чему его научили родители, это было умение поспать и поесть, больше он ни к чему не была приспособлен. С детства его приучали, что самое главное в жизни сон и еда. С переездом в другой город от родителей, Обломов не сменил свой образ жизни, он по прежнему продолжает спать и есть целыми днями.
С детства Обломов не научился находится в обществе и общаться с людьми, поэтому в более сознательном возрасте он никуда не выходит. Он привык к крепостным крестьянам, они всегда все делали за него на его родине. Не изменяя своим привычкам, Обломов завел себе слугу, Захара. Слуга, подобно хозяеву ленив. Его новая жизнь ничем не отличается от прошлой.
В связи с этим Обломов не взрослеет и остаётся таким же ребенком. Родители не привили ему такие качества, как: трудолюбие, ответственность, самостоятельность. Сам Обломов прекрасно понимает, что он не приспособлен к жизни, его постоянно и все обманывают, но с этим главный герой ничего поделать не может. Он страдает от своей бесхарактерности.
Обломов осознает, что так жить нельзя и нужно что-то менять, виной всему этому является Обломовщина. У него таков образ жизни не по причине болезней или плохого самочувствия, а потому что он не знает другой жизни. Он живёт в грязной квартире, где везде разбросаны грязные, нестиранные вещи. Захар так же ленив, его устраивает что можно ничего не делать, только ухаживать за Обломовым.
Обломовщина это место где царит лень и безделье. Люди, живущие в Обломовщине, живут в свое удовольствие и так же, как Обломов нуждаются только в еде и сне. К сожалению, Обломов поздно осознал, что Обломовщина портит людей и их судьбы. Он остался один без родителей и знаний о взрослой жизни.
В мире не мало таких людей, как Обломов. Сам Обломов об этом упоминает. Гончаров раскрывает проблему Обломова. Но несмотря на тот ужас где обитал Обломов, он был счастлив.
Другие темы: ← Характеристика Судьбинского в романе Обломов↑ ГончаровСон Обломова →
`
Что такое обломовщина?
Обломовщина – нарицательное слово, которым характеризуется личностный застой, отсутствие развития, наличие апатии, лени, прокрастинации.
Это слово в романе впервые употребил Андрей Штольц, друг главного героя, характеризуя его образ жизни. Также критик Александр Николаевич Добролюбов посвятил этому роману статью «Что такое обломовщина?», где рассуждал об истоках этого явления. По его мнению «обломовщина» существовала в русской культуре из-за уклада жизни общества в период до реформ Александра II.
Популярные сочинения
- Анализ произведения Смерть чиновника Чехова
Чехов А.П. мастер юмористических рассказов. По объему они не большие, но очень интересные и поучительные. Он высмеивает бюрократизм и людей, которые являются жертвами системы. - Сочинение-описание по картине Парк в Павловске Шишкина 7 класс
Каждый представитель живописи, пейзажист делает попытку через воплощение на полотне показать собственное видение явлений, выразить свои мысли и состояние благодаря гамме цветов, своеобразных подходов к изображению. - Сочинения по картинам Решетникова
Творчество Федора Павловича Решетникова отличается многогранностью и своеобразностью. Художник помимо картин создавал карикатуры и скульптуры с юмористическим характером.
“Обломовщина” в современном мире
В настоящее время подобное явление нередко встречается среди представителей власти и зажиточных людей. К сожалению, они считают, что им негоже заниматься многими делами. Конечно, они имеют возможность нанять рабочих, но ведь нельзя забывать о том, что каждый из нас должен заниматься делом и быть полезным для своего окружения и общества в целом.
Само отношение к деятельности при “обломовщине” негативное, потому что никто не хочет выполнять какие-либо дела. Жизнь людей, которых поразила “обломовщина” течет сама по себе. Они не хотят менять ее в лучшую сторону, а также они не желают даже знать о том, что все может быть по-другому. Им легче доверить все занятия и обязанности кому-то другому. Такое общество порождает ленивых и безответственных людей.
Что такое обломовщина добролюбов статья краткий конспект?
Вопросы Тезисы Штольц как «противоядие Обломову» Гончаров вывел противоядие Обломову — Штольца. Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества. Сам автор сознавал это, говоря о нашем обществе: “Вот, глаза очнулись от дремоты, послышались бойкие, широкие шаги, живые голоса… Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!” Должно явиться их много, в этом нет сомнения; но теперь пока для них нет почвы. Оттого-то из романа Гончарова мы и видим только, что Штольц — человек деятельный, все о чем-то хлопочет, бегает, приобретает, говорит, что жить – значит трудиться. Он мигом устроил Обломовку для Ильи Ильича. Как? Он мигом уничтожил фальшивый вексель Ильи Ильича. И мы не понимаем, как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье… Не надо забывать, что под ним болото, что вблизи находится старая Обломовка, что нужно еще расчищать лес, чтобы выйти на большую дорогу и убежать от обломовщины. Мы можем сказать только то, что не он тот человек, который сумеет, на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово: “Вперед!”. «В Ольге можно видеть намёк на новую русскую жизнь» Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал. Она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас . В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину… Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование… Долго и упорно, любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, чтобы он был так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все: пренебрегает даже условными приличиями, едет к нему одна, никому не сказавшись, и не боится, подобно ему, потери своей репутации. Но она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не правда. Он говорит, что боится ее несчастия, если она со временем поймет, что ошибалась в нем, разлюбит его и полюбит другого. Она спрашивает в ответ на это: “Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь”. Эта простота и ясность мышления заключает в себе задатки новой жизни. Как воля Ольги послушна ее сердцу! Она продолжает свои отношения и любовь к Обломову, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки, до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности. Тогда она прямо объявляет ему, что ошиблась в нем, и уже не может решиться соединить с ним свою судьбу. Своим поступком она уничтожает его, как ни один из обломовцев не был уничтожаем женщиной. Она просто и кротко сказала ему: “Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты спрячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!” И она оставляет Обломова, и она стремится к своему чему-то, хотя еще и не знает его хорошенько. Наконец, она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее. Она постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произвести над нею суд беспощадный… Характер Обломова Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе. Родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине и затем несколько раз встречаем их повторение в лучших наших литературных произведениях. Дело в том, что это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников. Но с течением времени тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение. В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; “у него есть Захар и еще триста Захаров”, по выражению автора. Преимущество своего положения Илья Ильич объясняет Захару таким образом: «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан неясно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». И Обломов говорит совершенную правду. История его воспитания служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать, и сделать есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает. Ну, скажите, пожалуйста, чего же бы вы хотели от человека, выросшего вот в каких условиях: Внутренние силы “никнут и увядают” по необходимости. Удовлетворенные капризы развивают бесхарактерность. Обломов не привык делать что-нибудь, следовательно не может хорошенько определить, что он может сделать и чего нет. Его желания являются только в форме: “А хорошо бы, если бы вот это сделалось”; но как это может сделаться,– он не знает. Оттого он любит помечтать и ужасно боится того момента, когда мечтания придут в соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось…От природы он человек, как и все. В ребячестве ему хотелось побегать и поиграть в снежки с ребятишками, и в ближайший березняк пробраться через канал, плетни и ямы. Но — к несчастью или к счастью — Илья Ильич родился помещиком средней руки, получал дохода не более десяти тысяч рублей на ассигнации и вследствие того мог распоряжаться судьбами мира только в своих мечтаниях. Зато в мечтах своих он и любил предаваться воинственным и героическим стремлениям. “Он любил иногда вообразить себя каким-нибудь непобедимым полководцем. А то он вообразит, что он великий мыслитель или художник, что за ним гоняется толпа, и все поклоняются ему… Ясно, что Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории… Обломов как барин не хочет и не умеет работать и не понимает своих настоящих отношений ко всему окружающему. Он действительно не знает и не умеет ничего, действительно не в состоянии приняться ни за какое путное дело. Он и вообще жизни не умел осмыслить для себя. В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, “как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание…” Точно так относился к жизни и Илья Ильич. Обломов не мог осмыслить своей жизни и потому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать. Служил он и не мог понять, зачем это бумаги пишутся; не понявши же, ничего лучше не нашел, как выйти в отставку и ничего не писать. Выезжал он в общество и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят; не объяснивши, он бросил все свои знакомства и стал по целым дням лежать у себя на диване. Сходился он с женщинами, но подумал: однако чего же от них ожидать? Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку, с полным сознательным презрением к “муравьиной работе людей”, убивающихся и суетящихся бог весть из-за чего… Обломовщина – это … В романе сказалось новое слово нашего общественного развития. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим… знамение времени. Лень и апатия Обломова есть создание воспитания и окружающих обстоятельств. Главное здесь не Обломов, а обломовщина. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим. Здесь-то он и подает нам повод к сравнению с прежними типами лучших наших писателей. Давно уже замечено, что все герои русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым. В самом деле, раскройте, например, “Онегина”, “Героя нашего времени” — в каждом из них вы найдете черты, почти буквально сходные с чертами Обломова. Онегин, как Обломов, оставляет общество, затем, что его «измены утомить успели, друзья и дружба надоели». И Онегин дома заперся, Зевая, за перо взялся, Хотел писать, но труд упорный Ему был тошен; ничего Не вышло из пера его… Все наши герои, кроме Онегина и Печорина, служат, и для всех их служба — ненужное и не имеющее смысла бремя; и все они оканчивают благородной и ранней отставкой. Обломову не понравилось, что с начальником все говорят “не своим голосом, а каким-то другим, тоненьким и гадким”; — он не захотел этим голосом объясняться с начальником по тому поводу, что “отправил нужную бумагу вместо Астрахани в Архангельск”, и подал в отставку… Везде все одна и та же обломовщина… В домашней жизни обломовцы тоже очень похожи друг на друга: Прогулки, чтенье, сон глубокий, Лесная тень, журчанье струй, Обед довольно прихотливый, Бутылка светлого вина, Уединенье, тишина, — Вот жизнь Онегина святая… То же самое рисуется у Ильи Ильича в идеале домашней жизни. Вообще обломовцы склонны к идиллическому, бездейственному счастью, которое «ничего от них не требует». И Печорин полагает, что счастье-то, может быть, заключается в покое и сладком отдыхе. Он вечно недоволен своей борьбой, и сам же беспрестанно высказывает, что все свои дрянные дебоширства затевает потому только, что ничего лучшего не находит делать… Та же обломовщина… Отношения к людям и в особенности к женщинам тоже имеют у всех обломовцев некоторые общие черты. Людей они вообще презирают с их мелким трудом, с их узкими понятиями и близорукими стремлениями. Печорин топчет всех ногами. Даже Онегин пишет: Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей. Обломов даже весьма категорически выражает Штольцу сознание своего превосходства над всеми людьми. “Жизнь, говорит, в обществе? Хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!” В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же, как и вообще в жизни. Они не прочь пококетничать с женщиной; не прочь они и поработить себе женскую душу. Но только чуть дело дойдет до чего-нибудь серьезного, чуть они начнут подозревать, что пред ним действительно не игрушка, а женщина, которая может и от них потребовать уважения к своим правам, — они немедленно обращаются в постыднейшее бегство. Трусость у всех этих господ непомерная: Онегин, который так “рано умел тревожить сердца кокеток записных”, который женщин “искал без упоенья, а оставлял без сожаленья”,— Онегин струсил перед Татьяной, дважды струсил, — и в то время, когда принимал от нее урок, в тогда, как сам ей давал его. Таким же оказывается и Печорин, специалист по части женского сердца, признающийся, что, кроме женщин, он ничего в свете не любил, что для них он готов пожертвовать всем на свете. И он признается, что, во-первых, “не любят женщин с характером: их ли это дело!” — во-вторых, что он никогда не может жениться. “Как бы страстно я ни любил женщину, — говорит он, — но если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, — прости, любовь. Мое сердце превращается в камень, и ничто не разогреет его снова. Свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? Что мне в ней? куда я себя готовлю? чего я жду от будущего? Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие”. А в сущности, это больше ничего, как обломовщина. А Илья Ильич, подобно Печорину, хочет непременно обладать женщиной, хочет вынудить у нее доказательство любви. Он, видите ли, не надеялся сначала, что Ольга пойдет за него замуж, и с робостью предложил ей быть его женой. Он начал пытать ее, столько ли она его любит, чтобы быть в состоянии сделаться его любовницей! И ему стало досадно, когда она сказала, что никогда не пойдет по этому пути. А все-таки он струсил под конец до того, что даже на глаза Ольге боялся показаться, прикидывался больным, давал понять Ольге, что она его может компрометировать. И все отчего? Оттого, что она от него потребовала решимости, дела, того, что не входило в его привычки. Женитьба сама по себе не страшила его так, как страшила Печорина. Но Ольга захотела, чтоб он пред женитьбой устроил дела по имению; это уж была бы жертва, и он, конечно, этой жертвы не совершил, а явился настоящим Обломовым. А сам между тем очень требователен. Он сделал с Ольгой такую штуку, какая и Печорину впору была бы. Ему вообразилось, что он не довольно хорош собою и вообще не довольно привлекателен для того, чтобы Ольга могла сильно полюбить его. Он начинает страдать, не спит ночь, наконец вооружается энергией и строчит к Ольге длинное послание, в котором повторяет известную, тертую и перетертую вещь, говоренную и Онегиным Татьяне, Печориным княжне Мери: “Я, дескать, не так создан, чтобы вы могли быть со мною счастливы; придет время, вы полюбите другого, более достойного”. Илья Ильич, разумеется, не выдержал себя на высоте уничижения перед Ольгой: он бросился подсмотреть, какое впечатление произведет на нее письмо, увидел, что она плачет, и не мог удержаться, чтобы не предстать пред ней в сию критическую минуту. А она доказала ему, каким он пошлым и жалким эгоистом явился в этом письме, написанном “из заботы об ее счастье”. Тут уже он окончательно спасовал, как делают, впрочем, все обломовцы, встречая женщину, которая выше их по характеру и по развитию. Итак, у них всех одна общая черта — бесплодное стремление к деятельности, сознание, что из них многое могло бы выйти, но не выйдет ничего… В этом они поразительно сходятся. “Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, — лучший цвет жизни”. Это — Печорин… Илья Ильич тоже “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало. Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором». Обломов тоже мечтал в молодости “служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых источников…” А бездельничает он ничуть не больше, чем все остальные братья-обломовцы; только он откровеннее, — не старается прикрыть своего безделья разговорами в обществах. Но отчего же такая разница впечатлений, производимых на нас Обломовым и героями, о которых мы вспоминали выше? Во-первых, — у Обломова темперамент слишком вялый; и поэтому для осуществления своих замыслов и для отпора враждебных обстоятельств употребляет еще несколько менее попыток, нежели сангвинический Онегин или желчный Печорин. В сущности же они все равно несостоятельны пред силою враждебных обстоятельств, все равно погружаются в ничтожество, когда им предстоит настоящая, серьезная деятельность. В чем обстоятельства Обломова открывали ему благоприятное поле деятельности? У него было именье, которое мог он устроить; был друг, вызывавший его на практическую деятельность; была женщина, которая превосходила его энергией характера и ясностью взгляда и которая нежно полюбила его… А дружба? Что они все делают с своими друзьями? Онегин убил Ленского; Печорин только все пикируется с Вернером. Что же они? Соединились ли друг с другом для одного общего дела? Ничего не было… Все рассыпалось прахом, все кончилось той же обломовщиной… О любви нечего и говорить. Каждый из обломовцев встречал женщину выше себя, и каждый постыдно бежал от ее любви или добивался того, чтоб она сама прогнала его… Чем это объяснить, как не давлением на них гнусной обломовщины? Посмотрите теперь, как изменилась точка зрения на образованных и хорошо рассуждающих лежебоков, которых прежде принимали за настоящих общественных деятелей. Вот перед вами молодой человек, очень красивый, ловкий, образованный. Он выезжает в большой свет и имеет там успех; он ездит в театры, балы и маскарады; он отлично одевается ; читает книжки… Он выше окружающего его светского общества настолько, что дошел до сознания его пустоты; он может даже оставить свет и переехать в деревню; но только и там скучает, не зная, какое найти себе дело… От нечего делать он ссорится с другом своим и по легкомыслию убивает его на дуэли… Через несколько лет опять возвращается в свет и влюбляется в женщину, любовь которой сам прежде отверг, потому что для нее нужно было бы ему отказаться от своей бродяжнической свободы… Вы узнаете в этом человеке Онегина. Но всмотритесь хорошенько; это — Обломов. Перед вами другой человек, с более страстной душой, с более широким самолюбием. Он не хлопочет о туалете и наряде: он светский человек и без этого. Ему не нужно подбирать слова и блистать мишурным знанием: и без этого язык у него как бритва. Он действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет овладеть сердцем женщины не на краткое мгновенье, а надолго. Все, что встречается ему на его дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье: он не знает, куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависит ни слава, ни счастье; военные опасности тоже ему скоро наскучили, потому что он не видел в них смысла и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему. Но что же это за порывы? куда влекут они? отчего он не отдается им всей силой души своей? Оттого, что он сам их не понимает и не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу; и вот он проводит свою жизнь в том, что острит над глупцами, тревожит сердца неопытных барышень, вмешивается в чужие сердечные дела, напрашивается на ссоры, выказывает отвагу в пустяках, дерется без надобности… Вы припоминаете, что это история Печорина. Всмотритесь, пожалуйста, получше: вы и тут увидите того же Обломова… Все у них внешнее, ничто не имеет корня в их натуре. Они, пожалуй, и делают что-то такое, когда принуждает внешняя необходимость, так как Обломов ездил в гости, куда тащил его Штольц, читал то, что Ольга заставляла его читать. Но душа их не лежит к делу. Они только говорят о высших стремлениях, о сознании нравственного долга, о проникновении общими интересами, а на поверку выходит, что все это – слова. Самое искреннее, задушевное их стремление есть стремление к покою, к халату… Эти люди и лгут беспрестанно. Они читают полезные книги для того, чтобы знать, что пишется; пишут благородные статьи затем, чтобы любоваться логическим построением своей речи; говорят смелые вещи, чтобы прислушиваться к благозвучию своих фраз и возбуждать ими похвалы слушателей. Но какая цель всего этого читанья, писанья, говоренья, они или вовсе не хотят знать, или не слишком об этом беспокоятся.Теперь им слово найдено. Слово это «обломовщина». Если я вижу помещика, толкующего о правах человечества и о необходимости развития личности, я уже с первых слов знаю, что это Обломов.Если встречаю чиновника, жалующегося на запутанность и обременительность делопроизводства, он Обломов.На всех их лежит печать обломовщины. Кто же наконец сдвинет их с места этим всемогущим словом “вперед!”До сих пор нет ответа на этот вопрос ни в обществе, ни в литературе. Гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, решился похоронить обломовщину и сказать ей похвальное надгробное слово. “Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век”, — говорит он устами Штольца, и говорит неправду. В каждом из нас сидит значительная часть Обломова. Одно в Обломове хорошо действительно: то, что он не усиливался надувать других, а уж так и являлся в натуре — лежебоком. Но, помилуйте, в чем же на него можно положиться? Разве в том, где ничего делать не нужно? Тут он действительно отличится так, как никто. Но ничего-то не делать и без него можно. Он не поклонится идолу зла! Да ведь почему это? Потому, что ему лень встать с дивана. А стащите его, поставьте на колени перед этим идолом: он не в силах будет встать. Не подкупишь его ничем. Да на что его подкупать-то? На то, чтобы с места сдвинулся? Ну, это действительно трудно. Грязь к нему не пристанет! Да пока лежит один, так еще ничего; а как придет Тарантьев, Затерный, Иван Матвеич — брр! какая отвратительная гадость начинается около Обломова. Его объедают, опивают, спаивают, берут с него фальшивый вексель (от которого Штольц несколько бесцеремонно, по русским обычаям, без суда и следствия избавляет его), разоряют его именем мужиков, дерут с него немилосердные деньги ни за что ни про что. Он все это терпит безмолвно и потому, разумеется, не издает ни одного фальшивого звука. Нет, нельзя так льстить живым, а мы еще живы, мы еще по-прежнему Обломовы. Обломовщина никогда не оставляла нас и не оставила даже теперь — в настоящее время, когда 8 и пр. Кто из наших литераторов, публицистов, людей образованных, общественных деятелей, кто не согласится, что, должно быть, его-то именно и имел, в виду Гончаров, когда писал об Илье Ильиче следующие строки: Ему доступны были наслаждения высоких помыслов: он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания, и тоску, и стремления куда-то вдаль, туда, вероятно в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц. Сладкие слэзы потекут по щекам его. Случается и то, что он исполнится презрения к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу, и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем, — задвигаются мускулы его, напрягутся жилы, намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается кругом… Вот, вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от какого высокого усилия! но, смотришь, промелькнет утро, день уж клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе, голова отрезвляется от дум, кровь медленнее пробирается по жилам. Обломов тихо, задумчиво переворачивается на спину и, устремив печальный взгляд в окно к небу, с грустью провожает глазами солнце, великолепно садящееся за чей-то четырехэтажный дом. И сколько, сколько раз он провожал так солнечный закат!.. . Обломов менее раздражает свежего, молодого, деятельного человека, нежели Печорин, но все-таки он противен в своей ничтожности. Особенности романа История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью. Лень и апатия Обломова — единственная пружина действия во всей его истории. Художественная манера И.А. Гончарова В этом уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его — заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. Гончаров является перед нами прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни.
Спасет ли “обломовщину” любовь?
В рассказе Гончаров говорилось о том, что однажды Обломов встретил Ольгу Ильинскую. Она сначала побудила его к каким-то действиям, но со временем Илья Ильич стал по-прежнему ленив. Конечно, это не смогло не огорчать Ольгу, и однажды они расстались. Она не смогла создать вокруг Обломова привычную ему атмосферу. Но однажды Илья Ильич встретил Агафью Матвеевну, которая создала для него удобные и комфортные условия. Конечно же, Обломов остался у нее, потому что так комфортно. Гончаров подчеркивает то, что все началось с “обломовщины”, и ей же и закончилось. К сожалению, в жизни главного героя ничего не изменилось.
Те люди, которые стали похожи на Обломова в наше время, должны понять, что это не приведет к хорошему. Поэтому, стоит задуматься о том, что жизнь быстротечно проходит, и необходимо менять ее в лучшую сторону как можно быстрее. Недаром “обломовщину” Добролюбов назвал “знамением времени”, ведь она встречается всегда.
Если говорить кратко, то “обломовщина” – это отсутствие развития у общества, а также ленивые люди, которые не хотят ничего делать. Вряд ли такое общество сможет стать полезным своей стране. Если вы заметили у себя подобные черты, то старайтесь как можно быстрее избавиться от них, и вы заметите, как жизнь станет лучше. И всегда помните о том, что “под лежачий камень вода не течет”.
Кто породил “обломовщину”?
Гончаров рассказывает нам о том, почему Илья Ильич стал именно таким. На самом деле, его родители всегда ограждали Илюшку от дел, и тем самым вырастили из него лентяя. В рассказе говорится о том, что неумение надевать чулки приводит к неумению жить”. Тяжело с этим не согласится.
Поэтому, когда родители ограждают своих чад от ответственности и обязанностей, они могут навредить его развитию. Ведь из-за такого воспитания ребенок не может:
- принимать решения самостоятельно;
- помогать пользу;
- взваливать на себя решение проблем;
- быть настойчивым и уверенным в себе.
Вся Россия — Обломовка
Название деревни — Обломовка — критик предельно обобщает. По-своему видит в контексте гончаровского романа Николай Александрович Добролюбов, что такое обломовщина. Краткое содержание его статьи дает четкое представление о России как о совокупности тысяч и тысяч деревень Обломовок. Конечно, не в прямом смысле, а фигурально. Огромными ресурсами бездарно владеют дворяне, являющиеся зачастую людьми-паразитами, по своей сущности — рантье, глубоко презирающими своих соотечественников, не стремящимися сделать ничего конструктивного для общества. В результате общество теряет динамику, становится пассивным, погружается в кризис.
Проблема нового человека
Нужна перезагрузка, надо чтобы во власти и в промышленности появились новые люди. Гончаров создал поэтому образ активного и творческого Андрея Штольца. «Впрочем, их на текущее время нет!» — говорит в своей статье Добролюбов «Что такое обломовщина?» Краткое содержание, а точней изложение последующих его мыслей – это потенциальная неспособность «Штольцев» стать «умом и сердцем» России. Неприемлемым для людей, выполняющих столь важную миссию, является рефлекс «склонять голову» перед обстоятельствами, когда им кажется что эти обстоятельства сильнее. «Общественный прогресс требует большей динамики, чем ею обладает Штольц!» — считает Добролюбов.
Что такое обломовщина? Краткое содержание статьи, где впервые прозвучал этот вопрос, указывает на то, что в самом романе Гончарова содержится и противоядие от этой болезни общества. Образ Ольги Ильиной, женщины, открытой для всего нового, не боящейся никаких вызовов времени, не желающей во исполнение своих устремлений ждать, а, наоборот, самой активно менять окружающую реальность. «Не Штольца, а Ольгу Ильину можно по-лермонтовски назвать «героем нашего времени»!» — считает Добролюбов.
Развёрнутые планы сочинений по роману И. А. Гончарова «Обломов»
Тема «Художественные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов»
-
Роман «Обломов» — одно из самых выдающихся произведений предреформенных лет.
Роман появился в печати в начале 1859 года, был сразу замечен критикой. В нём были затронуты актуальные для того времени социальные проблемы: разоблачение крепостничества, осуждение дворянской бездеятельности, оправдание деловитости и рационального отношения к жизни.
-
Художественные особенности романа «Обломов»
-
Социально – любовный характер конфликта.
Роман читается с интересом. Это не идейный роман; в нём социальные проблемы поставлены на бытовом материале. В основе произведения – социально – любовный конфликт. Это взаимоотношения между Ольгой Ильинской и Ильёй Обломовым, Ольгой и Штольцем, Обломовым и Агафьей Тимофеевной Пшеницыной. За этими отношениями скрывается социальный подтекст.
-
Простота и естественность сюжета.
Автор не изощряется и не придумывает замысловатые сюжетные линии, ходы; не подбирает эпизоды, не работающие на заявленные темы и проблемы. Простота, строгость, ясность и естественность сюжета способствует тому, что читатель сразу улавливает авторские идеи, размышляет о главном в произведении. Сюжет подчинён тематике, проблематике произведения.
-
Композиция романа отличается медлительностью и неторопливостью развития действия и повествования в нём.
Особое, причём значительное место в романе занимают эпизоды, которые играют роль экспозиции действующих лиц. Экспозиции Обломова и Штольца занимают 3/8 текста произведения. Обе любовные истории заканчиваются к 4 главе последней части, и следующие 7 глав посвящены изображению жизни Обломова у Пшеницыной и описанию семейного благополучия Штольцев.
-
Наличие двух сюжетных линий в композиции: роман Обломова и роман Штольца, связанные образом Ольги Ильинской.
Две сюжетные линии даны через роман Обломова с Ольгой и роман Штольца с Ольгой. Любовные отношения героев лишены гражданского пафоса. Они складываются медленно, исподволь вызревают в повседневном обмене мнений, впечатлений, иногда переходящем в споры. Поэтому с ними связано много эпизодов, подробностей, деталей, монологов. Особенно это касается сцен сближения Ольги с Обломовым.
-
Контрастность образов (Обломов – Штольц, Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына, Захар – Анисья).
Приём контраста является основным в композиционном отношении. Можно выделить несколько пар контрастных образов. Характеристика пар. Смысловая обусловленность контраста.
-
Мастерство типизации образов (через портрет, детали, пейзаж).
В романе даны типические образы, то есть образы, наделённые такими чертами характера, которые наиболее ярко выражены и распространены среди определённого круга людей. При создании таких персонажей автор использует определённую долю вымысла и обобщения, но в основе образов – существующая реальность. Типизация представлена через портретные характеристики, детали, пейзажные зарисовки, отбор эпизодов и систему образов. Большое место занимают портретно – бытовые характеристики действующих лиц (это своеобразная черта творческой манеры И. А. Гончарова). Они обычно даются в экспозициях и предысториях героев. А потом отчасти повторяются. Портреты выявляют психологию героев, их внутренний мир. В них включается изображение манер, привычек героев, окружающих их вещей. В результате портретный облик героя оказывается не столько отражением его идейных и нравственных позиций, сколько воплощением определённого социального уклада, в котором сформировался характер героя. Портретно — бытовая характеристика одного образа (по выбору).
-
Роль диалогов в романе.
Гораздо большее значение, чем портретно – бытовые характеристики, имеют в романе диалоги, раскрывающие образ мыслей героев. Большинство сцен в произведении строится по диалогическому принципу. Все другие приёмы изображения (описания действий, обстановки действия, портреты, характеристики внутреннего состояния героев) лишь направляют и дополняют ход диалога. Темы диалогов тесно связывают и хроникальные, и конфликтные эпизоды романа. Диалог – основное средство развития действия в произведении. Особенность творческой манеры И. А. Гончарова: диалоги почти лишены психологизма. Герои говорят о своём образе жизни, принципах, идеалах, но мало и скупо – о своих переживаниях и душевном состоянии. Диалоги более мыслительны, нежели эмоциональны.
-
Богатство использования языковых художественных средств и приёмов (пословицы, поговорки, индивидуализация речи персонажей, эпитеты, сравнения, монологи).
В подборе приёмов словесной изобразительности И. А. Гончаров проявляет свою объективность, стремится занять позицию стороннего наблюдателя. Он говорит только о том, что можно заметить в наружности, в манерах, характере, если смотреть на героев со стороны. И взяв такой тон повествования, автор применяет соответствующие словесные обороты и принципы построения фразы. Этим он развивает приёмы реалистического стиля Н. В. Гоголя, но без их резкой комической экспрессии. Речь героев романа обыденна, колоритна и проста по строю. Особой удачей Гончарова являются словесные «лейтмотивы». Они органично входят в диалоги. Многозначительное выражение или слово становится смысловым центром диалога, к нему затем неоднократно возвращаются герои.
-
Моя оценка мастерства И. А. Гончарова (по роману «Обломов»).
Развёрнутый план сочинения на тему «Обломов как социально – психологический тип» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
-
Основной вопрос, занимавший И. А. Гончарова в 40 – 50 – х годах IX века.
Гончарова интересовала возможность перехода привилегированных слоёв русского общества от старого, патриархального уклада к новой, предпринимательской деятельности, в развитии которой писатель основу процветания страны. В жизни отдельной личности залогом такого перехода он считал склад мышления, определённый порядок повседневной деятельности. В 1848 году в фельетоне Гончаров назвал этот склад деятельности «уменьем жить».
-
Обломов как социально — психологический тип.
-
«Уменье или неуменье жить» — вот принцип, по которому автор оценивал изображаемые характеры.
-
Дворянская лень и романтическое прекраснодушие Обломова.
Эти качества характера Ильи Ильича Обломова И. А. Гончаров считал особенно вопиющими проявлениями «неуменья жить». В образе Штольца, наоборот, сконцентрированы цельность, деловитость, практицизм. Это два социально – психологических типа, два антипода в романе.
-
Барская избалованность, бездеятельность, бессилие ума и воли – основные качества характера Обломова.
В понимании характера ленивого и мечтательного помещика проявились антикрепостнические убеждения И. А. Гончарова. Обломов отошёл от всякой деятельности и не способен к ней вернуться. У него вялый, флегматический темперамент. Он не только не желает заниматься чем–нибудь, но даже не хочет встать с дивана, одеться и выйти на прогулку или посетить общественное место. Символичен образ халата: он олицетворяет лень и барскую избалованность героя.
-
Крайняя степень инертности Обломова – результат паразитической, патриархально – помещичьей жизни.
Для раскрытия этой зависимости Гончаров создаёт «предысторию» своего героя (сон Обломова). В ней автор подчёркивает крайнюю степень инертности всего хозяйственно – бытового уклада дворянской усадьбы: повсюду царят беспросветная лень и сонная одурь. Обломовка – это родина Ильи Ильича, «благословенный уголок земли», в котором сформировался характер героя.
-
Отношения Обломова с его крепостным дядькой Захаром – символическое воплощение полного застоя и упадка усадебной жизни.
Слуга – подобие своего барина: такой же ленивый, инфантильный, неопрятный.
-
Житейская «философия « Обломова.
При всей своей физической и умственной неспособности жить Обломов отличается удивительной душевной безмятежностью. Он убеждён в нормальности и законности своей жизни. У героя своя житейская «философия», согласно которой состояние «отдыха и покоя» является «поэтическим идеалом жизни». И к этому идеалу следует стремиться при любых условиях.
-
Попытка идеализации некоторых нравственных сторон жизни Обломова.
Доброта, радушие, искренность, открытость, чистота и ранимость души Обломова выигрывают на фоне карьеризма, стяжательства, цинизма, нравственной испорченности представителей столичного чиновничье – дворянского общества (на примере гостей Обломова: Судьбинского, Волкова и других).
-
Основной вопрос романа – дальнейшая судьба Обломова и Обломовки. Здесь обнаруживаются две различные и исключающие друг друга перспективы:
-
Обломов может попасть под покровительство ловкого, грубого пройдохи и афериста Тарантьева, так как не может постоять за себя в трудных условиях буржуазного развития помещичьей России;
-
Покровительство добропорядочного предпринимателя Штольца.
Именно Штольц призван в романе спасти Обломовку для её законного наследника – сына Обломова, спасти от инертности, лени, хищнических поползновений аферистов и мошенников.
-
Автор вводит Обломова в любовный конфликт, чтобы испытать героя самой жизнью. Обломов полюбил Ольгу; но когда он почувствовал, что должен стать деятельным человеком и устраивать свои имущественные дела, считаться с мнением окружающих, готовиться к браку, то здесь и выявилось, что на самом деле стоит его «золотое, верное и честное сердце». Оказалось, что инертность Обломова сильнее любви. Причина такого поведения Обломова и его душевного состояния – «обломовщина». Это не название недостатка, который можно преодолеть, это имя зла, сгубившего человека.
-
Символическое значение финала основного конфликта романа. Обломов, расставшись с Ольгой, поселяется в домике мещанки Пшеницыной, живёт под тёмной властью Тарантьева и Мухоярова. Он ушёл из-под влияния Штольца, возвратился к своим прежним привычкам: к халату, дивану, тапочкам… Он становится дворянином в мещанстве, жертвой изворотливых и грубых мещан. Но от них его спасает Штольц. Но изменить характер Обломова Штольц не в силах. Илье Ильичу уютно и комфортно в доме Агафьи Тимофеевны – он как будто вернулся в своё детство, в Обломовку. Под властью любящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физическое угасание Обломова.
-
Обломов в оценке критики и автора романа:
-
критики с консервативно – реформистскими взглядами (Дружинин) старались выдвинуть на первый план черты характера Обломова, которые оправдывал в нём сам автор, и затушевать основное – критическую направленность романа. Дружинин называл Обломова «добрым, милым и светлым существом», а его инертность – свойством «целого народа».
-
Демократическая критика (Н. А. Добролюбов) указывала на «нравственное рабство» Обломова. Добролюбов увидел в «типе Обломова» «знамение времени» и сделал этот тип орудием борьбы демократии против либерализма, на словах обличавшего строй русской жизни, а на деле примирявшегося с ним.
-
И. А. Гончаров в своём романе на образе Обломова показал полное внутреннее вырождение старого русского барства и обречённость крепостнических отношений, сформировавших Обломова и «обломовщину».
Развёрнутый план сочинения на тему «Пути, которые не выбирал Обломов» (по роману И. А. Гончарова «Обломов»).
-
Исключительная злободневность романа «Обломов».
Роман был написан в 1859 году и привлёк внимание критики поставленными в нём проблемами. Русская революционная демократия в лице Н. А. Добролюбова оценила роман как нечто «более, нежели просто удачное создание сильного таланта». Она увидела в нём «произведение русской жизни, знамение времени». Так была оценена исключительная злободневность произведения. В чём же секрет романа? Видимо, в том, что Гончаров, как гениальный художник, сумел раскрыть типично национальное, близкое всем нам явление, которое стало символом, именем нарицательным. Это явление – «обломовщина».
-
Пути, которые не выбирал Обломов.
-
Кто он – Илья Ильич Обломов? И что есть «обломовщина»?
Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, — вот судьба главного героя и многих других персонажей романа. И за пределами романа читатель видел великое множество обломовых. Трагизм романа Гончарова именно в обычности происходящих событий. Добрый, неглупый человек, Обломов лежит на диване в удобном домашнем халате, а жизнь уходит безвозвратно. Ольга Ильинская, полюбившая Обломова и тщетно пытавшаяся спасти его, спрашивает: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». На что герой отвечает: «Есть… Обломовщина». Царство крепостнической России – вот истоки обломовской апатии, бездеятельности, страха перед жизнью. Привычка получать всё даром, не прикладывая к этому труда, — основа всех поступков и решений Обломова.
-
Представим себе, что Ольге Ильинской удаётся изменить Обломова.
Любовь их соединяет в браке. Любовь и семейная жизнь преображает героя. Он становится вдруг деятельным и энергичным. Понимая, что крепостной труд не принесёт ему больших выгод, Обломов освобождает своих крестьян из-под крепостнической зависимости. Он выписывает из-за границы новейшую технику, нанимает сезонных рабочих и начинает вести своё хозяйство по-новому. За короткий срок ему удаётся разбогатеть. Жена – его помощник, соратник, друг.
-
Другой вариант развития сюжета: Обломов «пробуждается» ото сна сам.
Он понимает, что бездарно растрачивает свои силы, душу, способности. Обломов видит бедность своих крестьян. Преодолев «обломовщину» в себе, он примыкает к революционерам – демократам, ратующим за революционный путь развития России. Ведь многие современники Обломова, сформировавшиеся в таких же условиях, преодолевают их пагубное влияние и поднимаются до высшей цели – служения народу, Родине.
-
Третий вариант развития сюжета: наконец-то Штольцу удалось «разбудить» Обломова.
Илья Ильич Обломов уезжает со своим другом и спасителем за границу, активно включается в жизнь, которая ранее проходила мимо него. Обломов много читает; посещает выставки, деловые приёмы; начинает заниматься практической деятельностью, обсуждать новшества в науке, политике. Затем возвращается в Россию и преображает своё имение. Успехи дают ему право думать о будущем России, о путях её преобразования, переустройства.
-
Изменить сюжет романа И. А. Гончарова невозможно.
Это произведение было написано очевидцем тех событий, причём политически и идеологически не ангажированным. Роман объективно отражал то время, в котором жил автор. А это было время накануне отмены крепостного права в России. Время ожидания перемен. В России готовилась реформа, которая должна была круто изменить ход событий. А пока тысячи помещиков полагают, что крепостное право будет существовать вечно. Роман Гончарова сохранил своё обаяние как произведение беспощадной авторской откровенности. Гончаров осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену активной жизни расплывчатой мечтательностью.
- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов
Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов сочинение
Широко известным произведением И.А. Гончарова является «Обломов». В данном романе показывается тот настрой человека, который способен разрушить жизнь. На этом примере необходимо учиться и делать выводы. Таким образом, можно сказать, что творение «Обломов» считается поучительным, помогающим взять себя в руки и не допустить того, что произошло с главным героем.
Главный герой романа – Илья Обломов. Его описывают как человека ленивого, ничего уже не желающего в этой жизни, обессиленного, без силы волы, без цели, без всего подобного. Отсюда и название – «обломовщина», которое значит то, что это безысходность, лень и апатия, засасывающая всё глубже и глубже, из которой уже невозможно выйти, выбраться.
Однажды у Обломова появился шанс всё исправить, взять себя в руки. Но и тут герой сдался, поддался своей лени и привычного апатичному образу жизни. Не пожелал побороться даже ради любви, которую он испытал впервые. И сильные чувства не смогли его растопить, заставить слезть с любимого дивана. Видимо он-то и оказался всех любимей, желанней и нужнее. Это, безусловно, печально.
Всё ему нравилось у себя дома: и домашний халат, и домашний диван, и в целом домашние стены. Но он не понимал, либо действительно уже ничего не хотел предпринимать, не делал усилия над собой. Просто на просто сдался. И всё. В этом и заключается весь трагизм романа Гончарова.
Идеальное состояние для главного героя романа – это покой. Он был совсем еще молодой, казалось бы, полный сил и надежд, планов и желаний, а в итоге – ничего, ничего он не хотел. Только дом, только диван и умиротворенность.
Гончаров в данном произведении показал образ барина, какие были на Руси. Именно такого, в котором присутствует лень, расслабленность и вседозволенность. Он любил себя, это чистой воды ленивец, отказавшийся от нормальной жизни, принятой в обществе. Вся жизнь его – это сплошное постоянство, на диване, дома. Он не любил гостей. Даже повстречав красивую девушку, которую вскоре полюбил, не смог побороть себя, начать ухаживать и налаживать свою жизнь.
События, произошедшие в романе Гончарова «Обломов», есть ни что иное как реальная ситуация, которая встречается и в нашей жизни. И по сей день можно наблюдать эту самую, так называемую «обломовщину». Это понятие глубоко внедрилось в оборот употребления в настоящем времени. Именно таким словом охарактеризовав, все смогут понять, данную ситуацию, потому как «обломовщина», — это безнадежная лень. Иными словами, Обломов – человек, равнодушный к окружающему миру, живет только дома, и в этом только видит интерес, если можно так вообще сказать.
Вариант 2
Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» писатель написал в конце 19 века. В своем произведении, автор очень ярко выразил свое негодование и возмущение жизнью многих людей из высших слоев общества.
Люди, не обремененные нуждой и необходимостью зарабатывать себе на хлеб, зачастую пребывали в состоянии апатии и уныния.
Главный герой Илья Ильич Обломов — это утрированный образ пресытившегося жизнью помещика. Он, имея незаурядный ум, фантазию и творческие идеи, прозябает, лежа на диване. Илья Обломов погрузился в кокон комфорта и состояние, кажущееся немыслимым читателю, полностью устраивало мужчину. Его друзья, оставшиеся со времен юности, пытались вытащить его из рутины, развлечь, вдохнуть новую жизнь, но ни одна попытка не увенчалась успехом. Полнейшее обнищание и запустение его родного имения «Обломовка», выселение из квартиры за неуплату долга, ничто не способно было расшевелить Обломова, пробудить в нем интерес и заставить совершать какие-либо действия. Герой умирает, не сделав ничего хорошего и ничего плохого. Только начавшие пробиваться ростки духовной и умственной деятельности, так и завяли в тернии беспросветной лени и бесконечного сна. Его жизнь была пустой и бессмысленной. Но, как ни странно, Обломов оставил после себя потомство в лице сына, но из-за своей скорой смерти воспитывали его чужие люди.
Мне кажется, что Гончаров не случайно выбрал имя своему герою. Поначалу Илья Обломов ассоциировался у меня с Ильей Муромцем, который, по легенде, лежал до тридцати лет. До самого конца произведения я верила, что с главным героем произойдет чудо и он «проснется».
Почему же Иван Александрович не сделал положительную концовку своему роману?
Актуальность темы романа «Обломов» не утеряна и по сей день. Автор утрированным образом Обломова заставляет каждого из нас внимательно задуматься о своей жизни. «Над кем смеетесь, смейтесь над собой!» — слова Гоголя здесь как нельзя более уместны. «Обломов» в той или иной степени живет в каждом человеке и от нашего характера, который закаляется силой воли, принуждением своего спящего «Я», словно дамасская сталь, превращается в безупречное оружие под ударами тяжелого молота умелого кузнеца.
Как часто современный человек проводит выходные, «отдыхая» перед включенным телевизором или монитором компьютера несколько часов подряд? А вместо «мягкого персидского халата» выбирают домашней одеждой вытянутые штаны и футболку? Многие стали забывать про активный отдых, походы в парки и скверы, рыбалку, семейные вечера… Быт заключается в «работа-дом-работа», не имея ни цели, ни конца. Очень легко погрязнуть в этом состоянии, и очень сложно из него вылезти. Разве это не «обломовщина»? Да и дела наши и сферы деятельности стали в целом бессмысленны, происходит имитация очень важных дел, которые в итоге не приносят пользы для человека в частности и для природы и общества в целом. Лишь крохотная часть из нас смогли подчинить своего внутреннего «Обломова» и иметь цель жизни на планете Земля.
Сочинение Обломов и обломовщина
В романе «Обломов» Иван Александрович Гончаров затрагивает множество тем, которые остаются актуальными и в наше время. Однако отдельно мне бы хотелось выделить понятие так называемой обломовщины, слова, уже успевшего стать поистине нарицательным.
Главный герой романа Гончарова, Илья Ильич Обломов, является человеком очень любопытным. Он не любит работать, не стремится к саморазвитию и познанию мира, вся его реальность сосредоточена в мире грёз и фантазий об идеальной жизни в деревне Обломовке, месте, которое он любил с самого детства. Герой не хочет примиряться с жестокостью жизни, поэтому просто изолируется от неё, проводя все свои дни на любимом диване, признавая компанию лишь верного слуги Захара и лучшего друга, Андрея Штольца.
Именно Штольц впервые упоминает термин «обломовщина» по отношению к Илье Ильичу, стремясь показать, что Обломов находится в постоянном состоянии апатии и личностного застоя по причине банальной невозможности и нежелания духовно обогащаться, развиваться, да даже продвигаться по той же карьерной лестнице. Вся жизнь Ильи Обломова – это бездействие, эскапизм и инфантильность.
Однако невозможно не заметить то, что по сути своей Обломов хороший, даже очень хороший. Он добрый, преданный, мягкосердечный, не склонный к подлости и предательству. Его беда в том, что он так и не сумел повзрослеть и принять реальность такой, какой она является фактически, а не в мире его мыслей и мечтаний.
На мой взгляд, в своём романе «Обломов» Иван Гончаров стремился показать, к чему приводит жизнь в бездействии. Действительно, даже будучи очень хорошим человеком, Илья Ильич Обломов так и не смог найти истинное счастье в непосредственной реальности. Вся его жизнь заключалась в мире фантазий, а в действительности он был просто неудачником, чей образ жизни заключался в одном лишь слове – в обломовщине. Я полагаю, что это беда очень многих людей, и данное понятие знакомо каждому из нас, главное – уметь вовремя из него выйти и возвратиться к размеренной жизни, не давая лени и апатии захватить разум и усыпить силу воли, ведь сила человека в непрерывном саморазвитии и самореализации, но никак не в прожигании собственных лет впустую.
Также читают:
Картинка к сочинению Обломов и обломовщина в романе Гончарова Обломов
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Описание Зимы
Каждый этап в природе значителен и уникален. Все с нетерпением ожидают зимних праздников. В сердце детей и взрослых чувствуется ощущение сказочного превращения. С трепетом встречается первый снег, после тёмных, дождливых, ненастных дней.
- Обломов и Манилов сравнительная характеристика сочинение
Манилов и Обломов — герои произведений разных авторов, но во многом схожи. Они оба – помещики, которые не занимаются хозяйственными делами, не ведут книгу приходов. Оба довели свои имения до запустения.
- План рассказа Васюткино озеро Астафьева
В самом начале рассказа описывается то, что Васютке необходимо подготовится к новому учебному году. Он очень сожалеет, что кончилось лето. Погода не благоприятная для рыбалки. Рыбаки ремонтируют снасти
- Сочинение на тему Азия
Даже жителям России культура востока кажется волшебной и непонятной. Несмотря на то, что наша страна лежит в двух частях света Европе и Азии, все равно всё что связано с азиатской стороной всегда непонятно.
- Смысл жизни в пьесе Горького На дне сочинение
Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни. Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение
На чтение 7 мин. Опубликовано 13.11.2020
Произведение И. А. Гончарова «Обломов» вышло в свет в 1859 году. Автор затронул множество социальных вопросов, некоторые из них актуальны до сих пор. Основная общественная проблема того периода — нежелание дворянства принимать новые правила и меняться. Обломов и обломовщина в романе Гончарова играют важную роль, которая заключается в том, чтобы показать неидеальный мир и проблемы разных слоев населения.
Содержание
- Анализ произведения
- Происхождение термина
- Обстановка в Обломовке
- Примеры сочинений
- Первый вариант
- Другой образец
Анализ произведения
Главный герой в произведении не хотел менять свою жизнь, медленно деградировал. Автор показал явление, которое породило этого персонажа, — обломовщину.
Происхождение термина
Гончаров впервые ввел новое понятие для русской литературы — обломовщина — в романе «Обломов». Этим термином он обозначил особую социальную тенденцию, характерную для русского народа. Слово «обломовщина» означало безволие, апатию, лень и чрезмерную мечтательность, когда иллюзии полностью заменяют реальность, что приводит к деградации личности.
Корни этого понятия пошли от имени главного героя — Облома Ильи Ильича и названия деревни, где он вырос. Обломовка была средоточием всего того, что привело к медленному угасанию главного героя как личности.
Изображение Ильи Ильича и обломовщины отражает постепенное изменение человека, в ходе чего у него возникают неестественные ценности и желания. В его представлении формируется ложный смысл жизни, что приводит к страху перед реальным миром.
Обстановка в Обломовке
Главный герой родился и провел свое детство в далекой, можно сказать оторванной от реального мира и центра России деревне — Обломовке. Она находилась в спокойной местности, с умеренным климатом без сильных дождей, ветров, а также бушующего моря. Деревня располагалась на холмах, ее характеризует следующая цитата: «сулило покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
В Обломовке все шло своим чередом, по привычному укладу, не меняясь долгие годы. В таких условиях выросли Илья Ильич и обломовцы. Они были ограждены даже природой от всяких невзгод, неприятностей и переживаний.
Народ в деревне жил от обряда к обряду, а именно в такой последовательности:
- рождение;
- свадьба;
- похороны.
Умиротворяющая обстановка усмиряла их нрав. Это приводило к тому, что люди становились тихими, спокойными, безобидными и равнодушными ко всему. В деревне не происходило ничего, а самым страшным преступлением была кража овощей и круп.
Однажды жители обнаружили труп человека из соседней деревни, но сразу решили забыть об этом, ведь жизнь других общин их не касалась, соответственно покойник — не их забота. Когда им пришло письмо с описанием рецепта пива, обломовцы не хотели его открывать, так как боялись недобрых вестей, которые нарушат их привычный уклад.
Жителей нельзя было назвать трудолюбивыми и усердными, они считали трудовую деятельность повинностью, пытались сделать все быстро, чтобы поскорее освободиться от дела, ну или переложить его на плечи другого.
Примеры сочинений
Ознакомление с понятием «обломовщина» и образом жизни жителей деревни Обломовка поможет написать сочинение «Что такое обломовщина». В нем необходимо соблюдать композицию, которая состоит из вступления, основной и заключительной частей.
Первый вариант
Автор затронул важную проблему, характерную для общества XIX века. Дворянский класс застрял в пороках крепостного права, вел праздную жизнь. На примере главного героя произведения «Обломов» Гончаров описал кризис личности, который возник из-за отсутствия мотивации.
Обломов не желал что-либо делать. Большую часть времени пребывал в мечтах и грезах. Он представлял, как изменит жизнь крестьян, какие новшества внесет в жизнь деревни. А также Илья Ильич создал мысленный идеал будущей жены. Вот почему имя главного героя стало нарицательным, что означало нежелание что-либо делать.
Жители Обломовки не искали смысла жизни. Они вели беззаботный образ существования, ленились, имели пустые мечты. Такая жизнь постепенно вела их медленной деградации. Обломов хотел бы измениться, но усилий для этого не прикладывает. Он не совершает никаких поступков, поэтому ничего и не меняется. За него все делает его слуга Захар, такой же ленивый и апатичный. Обломовцы доживают свой век, не терпят перемен. Вот что такое обломовщина.
Илью Ильича пытались изменить, но без его самостоятельного осознанного решения это было невозможно. Об Обломове заботились два человека, которые были полной его противоположностью, ими были следующие лица:
- лучший друг Андрей Штольц, который самым первым произносит понятие «обломовщина» к Илье Ильичу;
- возлюбленная Ольга Ильинская.
Можно сказать, Обломов и жители Обломовки различались тем, что Илья хотя бы попытался что-то сделать, пусть ничего и не вышло. После неудачной попытки он вернулся к прежнему бездельному существованию.
В сочинении хочу сделать такой вывод, что жителей Обломовки настиг кризис, так как они не понимали смысла своего бытия, ни к чему не стремились, кроме праздности и беззаботности, это и погубило их. Обломовщина — это проблема не одного человека, а знамение времени, которое имеет свои признаки, утопия.
В наши дни фантазии о лучшей жизни тоже актуальны. Люди мечтают, но большинство ничего не предпринимает, чтобы измениться. В лучшем случае многие только ставят цели, но достигают их лишь единицы.
Другой образец
Илья Ильич Обломов большую часть своей жизни пролежал на диване, мечтая о том, как он изменится. Это ленивый и безвольный человек. У него нет смысла жизни, что делает его лишним в обществе. Такие люди не могут принять новые общественные правила и устои. Праздный и спокойный образ жизни — вот что для них важно. Обломовцы не понимают, что достижение этой цели приведет их к деградации, ведь это ложный путь.
В доме у Обломова царит хаос и беспорядок. Его ничто не способно вдохновить. Главный герой носит старый и засаленный халат, можно сказать, что в доме он сам является деталью.
В своем сочинении на тему «Что такое обломовщина в „Обломове“» хочу дать определение этому понятию: это социальное явление, характерное для неряшливых людей, которые предаются лени, ведут отрешенный образ жизни, заменяют реальность мечтами. Можно сказать, что это тип опасный и «ядовитый» жизнедеятельности, который разрушает личность, духовный мир, способен сгубить человека.
На примере главного героя и жителей деревни автор показал, что это понятие характерно не только одной личности, но и целому социальному классу. Гончаров писал свою книгу в сложные времена. В обществе происходили изменения, часть людей принимали новшества, а остальные не могли приспособиться, к ним относятся обломовцы. Они сопротивлялись переменам, держались за старые взгляды, соблюдали свои обычаи и обряды, отчего и отрицали важность образования и труда.
На основании своего рассуждения, думаю, из-за того, что Обломов вырос среди таких людей, он не смог измениться, когда встретил Ольгу Ильинскую. В тот момент Илья Ильич уже сформировался как личность, поэтому ему было не под силу переменить себя. Семья передала ему свои ценности, которых он и держался. Ольга хотела сделать его живым и активным, но ей так и не удалось избавить мужчину от равнодушия к жизни. Девушка осуждала Обломова за пассивность, лень, неряшливость и отсутствие желания бороться за свое будущее.
Если кратко, то в итоге Илья выбрал в жены полную противоположность Ильинской, причиной стало его желание вести спокойную жизнь. После переезда на Выборгскую сторону он обрел то, к чему стремился.
Считаю, что понятие «обломовщина» — ведущая тема в романе, актуальная и сегодня. В современном мире многие люди также считают работу повинностью, с радостью ждут наступления пятницы, когда можно будет не работать.
Они мечтают, планируют, но так ничего и не делают. Большинство имитирует бурную деятельность, но если разобраться, конкретных изменений не происходит.