План сочинения фонвизин недоросль

Дата :

ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП

Х О Д У Р О К А

1 Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?

2 Беседа с учащимися по теме урока.

Вспомогательная таблица для учащихся.

П р о б л е м а

Отношение к ней автора

П р и м е р ы

Проблема влияния крепостного права на людей

( Как крепостное право влияет на людей?)

Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться.

1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5)

2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым?

3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи?

Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? )

Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный…

1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум?

2 Примеры необразованных людей

( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана?

Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? )

Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей.

1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться?

2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя?

3 Как Простакова относится к людям?

( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? )

4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )?

3 Беседа о правилах написания сочинения.

  1. Составление плана сочинения.

1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?

2 Как автор относится к данной проблеме?

3 Какие доказательства этого можно привести из текста?

  1. Речевые клише :

1 пункт : Автор поднимает проблему…

Одной из проблем, поднятых автором, является…

Автор задается вопросом….

Автор заставляет нас задуматься о том…

2 пункт : Автор считает…

Автор полагает…

Автор хочет донести до читателя мысль…

3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.

Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий

эпизод ( сцена )…

Эту мысль можно доказать на примере…

4 Подведение итогов урока.

5 Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)

1.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ
ПО КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА
«НЕДОРОСЛЬ»

2.

“ВСЁ В ЭТОЙ КОМЕДИИ КАЖЕТСЯ
ЧУДОВИЩНОЙ КАРИКАТУРОЙ НА ВСЁ
РУССКОЕ. А МЕЖДУ ТЕМ НЕТ НИЧЕГО В
НЕЙ КАРИКАТУРНОГО: ВСЁ ВЗЯТО ЖИВЬЁМ
С ПРИРОДЫ…”
Н.В.ГОГОЛЬ

3.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

4.

КОГО И ПОЧЕМУ ВЫ СЧИТАЕТЕ ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ
КОМЕДИИ?

5.

• 1 ГРУППА: ОТНОШЕНИЯ
ПРОСТАКОВОЙ С СЫНОМ
• 2 ГРУППА: ОТНОШЕНИЯ
ПРОСТАКОВОЙ С МУЖЕМ
• 3 ГРУППА: ОТНОШЕНИЯ
ПРОСТАКОВОЙ С БРАТОМ
Стародум. Это к кому я попался?
Скотинин. Это я, сестрин брат.
Стародум (увидя ещё двух, с
нетерпением). А это кто ещё?
Простаков (обнимая). Я женин
муж.
Митрофан (ловя руку). А я
матушкин сынок.

6.

ОТНОШЕНИЕ ПРОСТАКОВОЙ К
ОБРАЗОВАНИЮ

7.

РАБОТА НАД ПЛАНОМ
• ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:
1.ПОЧЕМУ КОМЕДИЮ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»,
ОБЛИЧАЮЩУЮ КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,
НАЗЫВАЮТ «КОМЕДИЕЙ ВОСПИТАНИЯ»?
2.ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО
НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?
3. КАК НАКАЗАНА ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА В ФИНАЛЕ КОМЕДИИ
«НЕДОРОСЛЬ»?

8.

ПЛАН
1.ВСТУПЛЕНИЕ
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
• А)
• Б)
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЛАН
СОЧИНЕНИЯРАССУЖДЕНИЯ
• ФОРМУЛИРОВКА ТЕЗИСА,
СВЯЗАННОГО С ТЕМОЙ И
ПРОБЛЕМОЙ СОЧИНЕНИЯ
• ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
АРГУМЕНТАМИ ИЗ ТЕКСТА
• ВЫВОД, ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
ТЕЗИСА

9.

ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?( ОБРАЗ
МИТРОФАНУШКИ В КОМЕДИИ)
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ.
1.ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕМА ВОСПИТАНИЯ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ В КОМЕДИИ ФОНВИЗИНА.
МИТРОФАНУШКА, НЕДОРОСЛЬ — «ЗЛОНРАВИЯ ДОСТОЙНЫЕ ПЛОДЫ».
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ОТРАЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ В ЗАГЛАВИИ.
А)МИТРОФАН- «МАТУШКИН СЫН».
Б)ГРУБОЕ, БЕССЕРДЕЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ.
В)ЛЬСТИВОСТЬ, ПРИТВОРСТВО НЕДОРОСЛЯ.
Г)ЖЕСТОКОСТЬ, ГРУБОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С УЧИТЕЛЯМИ И СЛУГАМИ.
Д) НЕВЕЖЕСТВО, ГЛУПОСТЬ МИТРОФАНУШКИ.
Е)НАРИЦАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИМЕНИ МИТРОФАНУШКИ.
3.ВЫВОД. ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?(

10.

РЕФЛЕКСИЯ
•КАКАЯ ТЕМА МНЕ БЛИЖЕ
И ПОЧЕМУ?

11.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ :
1.ПОЧЕМУ КОМЕДИЮ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»,
ОБЛИЧАЮЩУЮ КРЕПОСТНИЧЕСКУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,
НАЗЫВАЮТ «КОМЕДИЕЙ ВОСПИТАНИЯ»?
2.ПОЧЕМУ ИМЯ ФОНВИЗИНСКОГО МИТРОФАНУШКИ СТАЛО
НАРИЦАТЕЛЬНЫМ?
3. КАК НАКАЗАНА ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА В ФИНАЛЕ КОМЕДИИ
«НЕДОРОСЛЬ»?

Сочинение по комедии Д.И .Фонвизина «Недоросль» ( 2 ч.)

Цель урока : развивать навык написания сочинений на литературную тему, развитие связной речи.

Актуализация темы.

Сочинение на литературную тему предполагает такую схему: высказывается мысль, приводится её подтверждение текстом (цитирование, обращение к эпизодам, деталям и т. д.), делается логическое обобщение-вывод.

Аннотирование тем сочинений.

1.Уроки комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

2.Какие афоризмы Стародума мне понравились и почему.

3. «Вот злонравия достойные плоды» ( Образ Митрофанушки в комедии)

3. Работа в группах.

Учащиеся обсуждают круг вопросов по выбранной теме, составляют примерный план сочинения, подбирают цитаты из текста.

Каждая группа представляет свой план работы над темой, две другие группы редактируют, делают замечания, вносят свои предложения.

Взаимооценивание: чьё же понимание темы, проникновение в неё глубже, удачнее, креативнее?

К первой теме. Тема воспитания и образования молодых дворян глубоко волновала драматурга, мечтавшего о новом поколении образованных , просвещённых русских людей.

Актуальность комедии. Уроки комедии: «воспитание», которое даёт Простакова своему сыну убивает в нём человеческую душу, а роль воспитания в семье велика. Погоня за «модой» в образовании без осознания его необходимости бесполезна. Фонвизин показал, как отвратительно угнетение людей, как это развращает «хозяев жизни». Вера в справедливый закон жизни: зло наказано, добродетель вознаграждена.

Примерный план к третьей теме.

Тема воспитания – одна из основных в комедии Фонвизина.

Митрофанушка, недоросль- «злонравия достойные плоды».

1.Отражение проблемы воспитания в заглавии.

2. Митрофан- «матушкин сын».

3.Грубое, бессердечное отношение к родителям.

4. Льстивость, притворство недоросля.

5.Жестокость, грубость в обращении с учителями и слугами.

6. Невежество, глупость Митрофанушки.

3. Нарицательный характер имени Митрофанушки.

Написание черновиков, редактирование, переписывание.

Домашнее задание : прочитать повесть Н.М. Карамзина « Бедная Лиза»

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/199082-podgotovka-k-sochineniju-po-komedii-di-fonviz

  • План сочинения троекуров и дубровский старший
  • Платонов летом сочинение 5 класс
  • План сочинение вид из окна
  • План сочинения трагизм образа базарова
  • Платонов еще мама основная мысль рассказа