План сочинения храм покрова на нерли 8 класс

Сочинение-описание картины «Церковь Покрова на Нерли» Кожин С.Л.

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику 8 класса

Подготовьте план, соберите материал из интернета.

Примерный план сочинения:
1. Церковь как источник вдохновения
2. Исторические сведения
3. Описание сюжета
4. Мои впечатления о картине

Жемчужина архитектуры глазами художника

«Церковь Покрова на Нерли» – это храм, похожий на лебедя, который величественно плывет по океану времен. Он вдохновил Кожина на написание символичной картины. Жемчужину русского зодчества сравнивают с поэзией, высеченной в камне.

Церковь была возведена в 12 веке (1165 год) на берегу реки Нерль в Ярославской области, возле городка Боголюбово. Андрей Боголюбский построил этот храм в честь победы над булгарами. Одновременно здание стало памятником-мемориалом в память о погибшем сыне. С 1992 года оно получило статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В центре картины расположена церковь. Вертикальные линии, узкие окна и остроконечный купол визуально «вытягивают» строение. Оно кажется хрупким и легким, как перышко. Светлый фон, теплые и спокойные краски воссоздают умиротворяющую атмосферу.

Стройная красавица расположена на холме, у берега небольшого озера. Оно образовалось из остатков русла реки Нерль. В зеркальной глади воды волшебным образом отображаются линии белых стен храма. Тут, у берега, начинается желтоватая, песочная дорожка. Она символизирует восхождение человека к Богу.

Вокруг царит изумрудная роскошь заливных лугов. Слева от церкви расположено невысокое строение с золотистой крышей. Вероятно, там находится дом служителей или комнаты для паломников. Справа – осторожно спускается к воде небольшая роща. Высокие, темно-зеленые деревья с пышными кронами не заслоняют, а обрамляют церковь. Как красивая рамка – талантливую картину художника.

Все художественные элементы объединяет масштабное, ярко-голубое полотно небосвода. Он излучает спокойствие и внутреннюю гармонию. Пушистые белоснежные облака неспешно плывут за линию горизонта. Вдали виднеется зеленая и фиолетовая полосы лесов. Я думаю, что русская природа – тоже стала главной героиней сюжета. Она прекрасна. Важно только присмотреться в нужный момент.

Природа, характерная для живописных мест России, в сочетании с белокаменной церковью навевает легкую грусть и желание созерцать. Этот храм пролетел сквозь века белокрылой чайкой. Это чудо, подаренное далекими предками современному поколению. Оно напоминает о героических подвигах и восьми веках истории, которые послужат нам и уроком, и напутствием.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Справка о картине и авторе
2. Необычная цветовая палитра
3. Описание переднего и заднего планов
4. Интересные детали
5. Мое впечатление о работе художника

Картина «Церковь Покрова на Нерли» написана нашим современником, художником Кожиным Семеном Леонидовичем в 2005 году. Он создавал этот шедевр на берегу реки Нерль, что в Ярославской области. Именно там, на возвышении стоит красивая старинная церковь, названная в честь великого христианского праздника Покрова.

Это произведение с первого взгляда поражает необычными красками. Здесь много лазури, всех оттенков зеленого и синего цветов. И, несмотря на это, белокаменная церковь, помещенная автором в центр композиции, сразу же привлекает внимание зрителя. Она кажется воздушной, невесомой, как бы, парящей над рекой и берегом. Ее сиреневый купол устремлен ввысь, к ярко-голубому небу, по которому медленно плывут прозрачные облака.

На переднем плане мы видим реку. На ее поверхности заметны волны. Возможно, дует легкий летний ветерок. На противоположном берегу — возвышенность, покрытая пестрым ковром из разнотравья. По ней, от церкви к воде спускается тропинка. К этой тропке причаливают лодки, доставляя служителям все необходимое для их скромного быта. Сюда же подплывают и прихожане.

Перед белоснежным зданием находится светлый забор. Из-за этого кажется, что церковь не соприкасается с землей, а просто парит над ней. Справа и слева от строения растут высокие, пышные деревья. Они дают уставшим путникам тень в жаркие дни знойного лета. И укрывают от непогоды во время дождей.

Чуть поодаль видны зеленоватые крыши бытовых построек. Наверное, там живут работники храма и могут остановиться на ночь-другую люди, приехавшие издалека, чтобы помолиться и попросить о помощи Бога в этом священном месте.

Картина «Церковь Покрова на Нерли» радует глаз и дарит волшебные чувства. В ней все так живо и празднично, что хочется верить в добро и чудеса, которые свершаются там, где есть настоящая вера. Художнику удалось раскрыть любовь к русской природе и передать ее нам.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

  1. Справка об авторе и картине
  2. Сюжет полотна
  3. Передний план
  4. Композиционный центр
  5. Небо. Задний план
  6. Состояние природы
  7. Цветовая палитра
  8. Связь времён
  9. Замысел автора
  10. Моё впечатление

1. Художник Семён Кожин – наш современник, москвич. Его творчество весьма разнообразно. Он автор пейзажей, исторических композиций, жанровых картин, иллюстратор детских книг и график. Кожин с успехом продолжает традиции русских мастеров пейзажа настроения. Именно к таким пейзажам принадлежит его полотно «Церковь Покрова на Нерли». Художник обратился к известной в пейзажной живописи теме. Белокаменный храм запечатлели на своих полотнах многие живописцы, пытаясь передать его красоту и связь времён. Лирический дар Кожина помог ему выделиться среди современных авторов, посвятивших картины этой теме.

2. Сюжет представляет нам православную святыню, созданную древними зодчими 12 века. Белокаменное чудо возвышается над окрестными лугами, крышами, и яркой зеленью кустарников. Холм, на котором стоит церковь, облегает полукругом вода. Это старое русло реки Нерль, заливаемое в половодье.

3. На переднем плане художник изобразил текущую воду, ведущую к храму дорогу и зелёный, залитый вечерним предзакатным солнцем берег. Это символы движения времени и вечной жизни обновляющейся природы. Вот снова ярко зеленеют трава и листва деревьев тёплым летним днём. Это всё живое и земное, на чём стоит многовековой храм.

4. Но в центре композиции расположено устремлённое ввысь здание церкви Покрова на Нерли. Оно одновременно полувоздушное и незыблемое, как вечность. Белоснежные стены просвечены лучами заходящего солнца. Камень оживает в отблесках заката и сияет словно украшенный перламутром. Синий купол и золочёный крест устремлены ввысь.

5. Не случайно задним планом и фоном картины художник сделал бескрайнее небо. Оно – символ совершенства и вечности. Высокая синева неба подчёркивает духовную направленность картины. Храм и небо на полотне объединены. Здание визуально приподнято над землей и окружено только небесной синью и лёгкими белеющими облаками.

6. В природе запечатлён вечерний час и самый разгар лета. Полотно необычайно поэтично. Лёгкая нотка грусти разлита в воздухе, надвигаются сумерки. По сильной ряби на воде можно судить, что стоит ветреная погода. На горизонте синева неба и леса густеет. Возможно, надвигается гроза. Но летние грозы благотворны для природы.

7. Цветовая палитра полотна богата насыщенными цветами. Преобладает холодная гамма. Картину нельзя назвать мрачноватой благодаря нежному и тёплому сиянию храма. Жемчужное свечение стен отгоняет мрак наступающего вечера, о котором говорят множество фиолетовых оттенков в изображении воды, зелени и неба.

8. Современный пейзаж и древность архитектуры подчёркивают связь времён. Нерушимые белокаменные стены символизируют неумирающую веру, её мощь и чистоту. Божественное начало присутствует и в красоте земного мира. Они всегда неразделимы.

9. Кожин своей картиной ещё раз напомнил зрителю о мире вечных ценностей. Множество веков связывает вера всё новые и новые поколения людей. Прекрасное творение человеческих рук и божья красота природы гармонично объединились на полотне, чтобы прославлять торжество и гармонию жизни.

10. Меня восхитило в картине то, как мастер во много раз использованном сюжете сумел найти новое слово, передать особенное настроение. Он подобрал необычную колористическую гамму, которая будит в душе светлые чувства.

Было интересно? Смотри еще:

  • Сочинение-описание картины «Утренний натюрморт» Петров-Водкин К.С.
  • Сочинение-описание картины «Интерьер библиотеки помещичьего дома» Жуковский С.Ю.
  • Сочинение-описание картины «Бабушкин сад» Поленов В.Д.
  • Сочинение-описание картины «Тихая обитель» Левитана И.И.
  • Сочинение-описание картины Февральская лазурь
  • Сочинение-описание картины «Стригунок» Марушкина О.П.
  • Сочинение-описание картины «В сельской школе» Маковский К.Е.

Страна : Россия Село : Боголюбово, Суздальский район Владимирской обл. Основатель : Андрей Боголюбский Дата основания: XII век

Страна : Россия

Село : Боголюбово, Суздальский район Владимирской обл.

Основатель : Андрей Боголюбский

Дата основания: XII век

Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 около село Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.

Храм построен по повелению князя Андрея Боголюбского в 1165 около село Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму в честь праздника Покрова Богоматери и в память о сыне Изяславе, погибшем в бою с волжскими булгарами.

  «Храм посвящается Покрову Богородицы , которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров , защитив город от врагов.  Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая ».  Из книги  Е. И. Осетрова

«Храм посвящается Покрову Богородицы , которая, по старинному поверью, держала в руках плат — покров , защитив город от врагов.  Отмечаемый в пору, когда заканчиваются полевые работы, начинаются свадьбы, Покров был и праздником урожая ».

Из книги  Е. И. Осетрова

«Живая Древняя Русь»

Храм Покрова на Нерли – четырехстолпный , трехапсидный , одноглавый , храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества. Столп -  в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды. Апсида  – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ. Аркатура  – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Храм Покрова на Нерли – четырехстолпный , трехапсидный , одноглавый , храм крестовокупольного типа, построенный из белого камня высочайшего качества.

Столп в архитектуре массивная внутренняя опора (обычно прямоугольная), поддерживающая своды.

Апсида – полукруглый, прямоугольный или граненый выступ.

Аркатура – ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутри помещений. Иногда имеет вид пояса, дополненного колонками на кронштейнах.

Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом . Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы , а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.

Крестово-купольный храм, тип христианского храма, это четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом . Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы , а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами.

« Любуясь Покровом на Нерли, думаешь об истории храма, о веках, что пронеслись над его стенами…»

Худ. Павел Ошеров  Худ. В.В.Шилов

Худ. Павел Ошеров

Худ. В.В.Шилов

Худ. Сергей Панин

Худ. Сергей Панин

Худ. Ирина Тарасова

Худ. Ирина Тарасова

С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

С.В.Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»

С.А.Баулин «Храм Покрова на Нерли»

С.А.Баулин

«Храм Покрова на Нерли»

Как вы могли бы озаглавить текст? «Храм Покрова на Нерли» «Поэма в камне» «Лебедь – храм» «Лебедь белокаменный» «Чудо на Нерли»

Как вы могли бы озаглавить текст?

  • «Храм Покрова на Нерли»
  • «Поэма в камне»
  • «Лебедь – храм»
  • «Лебедь белокаменный»
  • «Чудо на Нерли»

Рабочие материалы белокаменная церковь; храм возвышается, как белоснежный лебедь; лебедь-храм; белопенный храм; холодные своды храма; резное убранство храма; в воде отражается храм, как сказочное видение; благородные пропорции белого храма луговое среднерусское раздолье; архитектура зодчество. памятник архитектуры;

Рабочие материалы

  • белокаменная церковь;
  • храм возвышается, как белоснежный лебедь;
  • лебедь-храм;
  • белопенный храм;
  • холодные своды храма;
  • резное убранство храма;
  • в воде отражается храм, как сказочное видение;
  • благородные пропорции белого храма
  • луговое среднерусское раздолье;
  • архитектура
  • зодчество.
  • памятник архитектуры;

План сочинения Дорога к храму . ( Где находится? Что его окружает? и т.д. ) 2-3 предл . 2. История храма ( Когда создан? Кем? Чему посвящен? ) 1-2 предл. 3. Архитектурные особенности церкви . 2-3 пердл. 4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина . ( Как автор изобразил храм? Время суток. Угол зрения. Цвета. Впечатление от картины: смог или не смог передать красоту храма? и т.д .) 6-8 предл. 5. Моё впечатление о храме (Мысли, родившиеся при его виде? Настроение и т.д.) 1-2 пердл.

План сочинения

  • Дорога к храму . ( Где находится? Что его окружает? и т.д. ) 2-3 предл .

2. История храма ( Когда создан? Кем? Чему посвящен? ) 1-2 предл.

3. Архитектурные особенности церкви . 2-3 пердл.

4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С.В. Герасимова и С.А. Баулина . ( Как автор изобразил храм? Время суток. Угол зрения. Цвета. Впечатление от картины: смог или не смог передать красоту храма? и т.д .) 6-8 предл.

5. Моё впечатление о храме (Мысли, родившиеся при его виде? Настроение и т.д.) 1-2 пердл.

Литрекон, будучи литературным журналом, ценит каждый вид искусства одинаково. Живопись исключением не является. Особенно, если автор -соотечественник. Именно поэтому Литрекон предлагает Вам приобщиться к одному из самых известных шедевров русской живописи. Он написал сочинение-описание по картине Герасимова «На Нерли». Приятного просвещения!

Вариант 1: кратко

(274 слова) Полотно «Церковь Покрова на Нерли» было написано Сергеем Васильевичем Герасимовым, русским художником в середине двадцатого века. Сергей Васильевич большую часть своей жизни рисовал пейзажи. Одной из таких ярких работ является невероятная картина, сочетающая в себе красоту природы и блеск омывающего дождя, «После дождя». А на полотне «Церковь Покрова на Нерли», наряду с замечательными природными видами, художник изобразил церковь.

Церковь Покрова на НерлиСреди необъятных зеленоватых просторов яркой травы контрастно выделяется синева водной глади, с фиолетовыми проблесками. В реке отражаются белые, пушистые, словно из огромной горы снега, облака. Благодаря облакам небо выглядит необыкновенно насыщенным и ярким, в нем заметны не только привычные голубые оттенки, но и смесь розовых, синих. Они очаровывают наблюдателя своей хаотичной беспорядочностью, неповторимыми формами. Огромные раскидистые деревья, словно вековые стражники, добавляют всему пейзажу объема, украшая и охраняя церковь. Они высоки настолько же, насколько и купола здания. Прекрасные природные изваяния составляют гармоничную компанию одинокой церкви, расположившейся на холме вблизи реки Нерль. Но, несмотря на мощь и красоту раскидистых крон и сильных стволов деревьев, в первую очередь, взгляд цепляется именно за Собор, что так удачно расположен в центре полотна. Белокаменные стены, изящные формы, невероятные золотые купола, ставшие такими из-за солнечных бликов и лучей (хотя в реальности они иного цвета). На берегу реки — стоит лишь чуть-чуть вглядеться — видны молодая мать и ребенок, гуляющие и счастливые. Пока девочка собирает цветы, ее мама лишь стоит в стороне и смотрит за ребенком. Столь незначительная, казалось бы, деталь наполняет картину теплотой, неким уютом и добротой. 

Мне сильно понравилась картина Сергея Васильевича. Теплые тона, яркие краски, прекрасная передача архитектурного сооружения – все это дополняет полотно, заставляя невольно восхищаться. Необыкновенное ощущение тишины, ясная теплая погода, мягкая и такая спокойная обстановка представляют собой единый шедевр. 

План сочинения-описания по картине Герасимова «На Нерли»:

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «На Нерли»;
  3. Заключение: мое впечатление о картине Герасимова.

Вариант 2: подробнее

(564 слова) «Церковь Покрова на Нерли» – это полотно, которое было написано русским художником Герасимовым Сергеем Васильевичем. Величественная картина, изображающая белокаменную церковь, создана великим художником в тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году, в годы тяжелого послевоенного времени. И пусть в большей части своих работ отображал различные пейзажи, тут он также остался верен самому себе. Величавая красота родной (для творца) земли всегда изображалась скромно, обрамленная восхищением и любовью. Именно таким полотном предстает и «Церковь Покрова на Нерли». Смотря на этот шедевр мировой живописи, каждый человек невольно, но восхититься представшей картиной. 0238. 0140 0240

В придании говорится о том, что этот белокаменный храм был воздвигнут тоскующим по умершему сыну Андреем Боголюбским. Чтобы всегда помнить о нем, князь воздвиг необычайно красивый и величественный храм прямо на берегу реки. С тех самых пор церковь очаровывает каждого своим блеском. Восхищенный поистине прекрасным архитектурным творением, Сергей Васильевич не смог остаться в стороне и отобразил храм на своем полотне. 

Церковь Покрова на Нерли«Церковь Покрова на Нерли» представляет наблюдателю прекрасный храм, что притаился в устье могучей реки Нерль. На полотне отчетливо видно, что церковь представляет собой молчаливого сторожа, расположившись на небольшом возвышении холма. Храм обращает свою золотую голову в яркое, такое далекое голубое небо с белоснежными кучерявыми облаками, поражающими причудливыми формами. Проявляя все свое мастерство, отточенное многими годами практики, творец точно передает существующий архитектурный шедевр, передавая его отражение и в водной глади реки. Подобная филигранная точность и живость красок приковывают к себе взгляд, не позволяя оторваться от природных изваяний и каменного стражника. Яркие, но теплые оттенки невероятным образом рождают в наблюдателе ощущение спокойствия и эфемерного единства с изображенным на полотне месте.

На переднем плане картины изображены непосредственно храм, река Нерль и раскидистые деревья. Фасад высокого здания украшен декоративными арками. Купол храма и куполообразная крыша изображены в синих и слегка фиолетовых тонах. А под солнечными лучами, с легкой руки автора картины, они переливаются золотыми, розовыми, оранжевыми и красными бликами, представляя собой единую гармоничную смесь. 

Изумрудная зелень, стелящаяся по земле, яркое солнце и его блики на куполах, передают атмосферу летнего жаркого дня. Чарующая синева реки так и манит окунуться в нее, ощутив прохладные капли по всему телу. Нечеткие очертания храма в неспокойной водной глади видны столь же отчетливо, сколь и плывущие по небу облака, словно отраженные в зеркале. Чуть дальше, у самого берега, покоится небольшого размера лодка, словно только что пришвартованная к земле. А еще, чуть внизу, подальше от лодки, видны молодая мама, гуляющая с ребенком. Они изображены почти на втором плане, но оттого представляют собой не менее важную деталь. Запечатленный малыш наклонился, внимательно рассматривая что-то у себя под ногами. 

На заднем плане слева изображен ряд деревьев. И если некоторые из них показаны так, словно они главные защитники церкви, то некоторые растут на узкой полосе земли, отделяющей их от водного пространства. С правой стороны художник изобразил четыре темных силуэта, вышедших из церкви. Вероятнее всего, это прихожане, что зашли в храм исповедаться или помолиться, а теперь с очищенными душами направляются к себе домой. 

Стоит лишь взглянуть на картину, как сразу в голове рождается понимание того, что художник вложил в нее всю свою душу. Тщательно отобранные оттенки, изображающие манящее далекое небо живое и реальное, словно фотография, сделанная на современную камеру. Бледно-розовые пушистые облака, величественный храм, представленный белокаменным защитником. Лирический пейзаж Сергея Васильевича Герасимова, словно литературное произведение в жанре элегии, рождает в душе ощущение умиротворения и спокойствия, будто все проблемы разом испарились. После такого полотна хочется в эту же минуту сорваться и уехать туда, на берег Нерли, чтобы вдоволь насладиться красивой церковью. 

План сочинения-описания по картине Герасимова «На Нерли»:

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание репродукции картины «На Нерли»;
  3. Заключение: мое впечатление о картине Герасимова.

Автор: Екатерина Грачёва

Подготовка к сочинению-описанию картины

С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Цели урока:

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить отбирать и систематизировать материал для написания сочинения

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; 

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе, искусству

Планируемые результаты:

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно — нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, умение использовать изобразительно-выразительные средства языка

Регулятивные: построение плана, а на его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками.

Ход урока.

1. Организационный момент. 

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

У нас с вами сегодня урок развития речи.

Учащиеся записывают дату урока.

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Включаю видеофрагмент.

— Прекрасное может быть запечатлено по-разному. Как вы думаете, как именно?

— О каком памятнике культуры упоминается в видеофрагменте?

— Совершенно верно. Церковь Покрова на реке Нерль возведена Андреем Боголюбским. Легенда гласит, что князь скорбел о смерти любимого сына Изяслава, умершего от полученных в бою ран. В память о сыне в 1166 году он возвел эту церковь, которая поражает своей красотой и великолепием. Этот памятник архитектуры вдохновлял и вдохновляет людей на создание произведений искусства. Многие писатели и поэты восхищались им в своих произведениях

— Послушайте стихотворение поэтессы Элины Кийг: слайд (фото храма)

Древней церкви нежный силуэт
Отразился в зеркале реки,
И струится лучезарный свет
Храма, что воздвигнут на Нерли.

Белый, легкий, устремленный ввысь —
Словно камнем обернулась песня.
Словно лебедь, осеняет мыс
И готов умчаться в поднебесье. 

— Художник Сергей Васильевич Герасимов, как и все люди творческие, обладал утонченной натурой, откликающейся на все удивительное и прекрасное. И, увидев однажды церковь Покрова на реке Нерль, он не мог ее светлый образ не увековечить на полотне. Церковь Покрова на Нерли никого не оставляет равнодушным. Был пленен ею и С. Герасимов. Слайд (картина).

3. Целеполагание

— Как вы думаете, с какой целью мы будем говорить о картине Герасимова?

— Сформулируйте цели нашего урока. (самостоятельно формулируют цели урока)

На уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию по картине.

— В ходе нашей работы вы заполняете «Рабочие листы», которые помогут вам при написании сочинения.

4. Беседа по картине.

— Какой тип речи вы можете использовать для написания сочинения? (Описание)

(в описании тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, что оформляется в виде перечисления их признаков.)

— Какова структура текста описания?

1. Вступление

2. Основная часть (признаки предметов)

3. Вывод (отношение к предмету, явлению)

— Какие элементы композиции мы обычно выделяем, говоря о картине? (Передний план, задний план, центр, фон).

— Попробуйте составить план сочинения. Слайд (Проверка)

1. Вступление.

Художник С. В. Герасимов и его картина «Церковь Покрова на Нерли».

2. Основная часть. Описание картины.

а) центр картины

б) передний план

в) задний план

г) фон картины

3. Заключение.

Мое впечатление от картины.

— Перед вами карточка № 1. (О Герасимове).

 Сергей Васильевич Герасимов родился 26 сентября 1885 года в Можайске. Его отец был кожевником, но с интересом относился к искусству и поощрял стремление к живописи детей. Еще в детстве Сергей Герасимов решил, что обязательно станет художником. Путь к воплощению мечты для него начался на пятнадцатом году жизни, когда он приехал в Москву поступать в Строгановское училище на декоративное отделение.

Герасимов — русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Его полотна украшают крупнейшие музеи и картинные галереи России. Любовь к природе просматривается во многих его картинах. Картина Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» написана с любовью к природе и уважением к народной святыне.

— Подчеркните только те предложения, которые вы можете использовать в первой части вашей работы.

— Вновь обратимся к картине С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли». Как художнику удалось передать красоту, совершенство на холсте? На этот вопрос вы должны будете ответить во второй части вашего сочинения.

-Что мы видим в центральной части картины? (Церковь, белокаменный храм, который сразу притягивает взгляд)

— Как вы думаете, почему художник расположил ее в центре? (Нет никакого сомнения в том, что именно она — композиционный и логический центр картины)

— Где расположена церковь? (Она расположена на небольшом островке, вокруг которого протекает шумная и быстрая река.

Холм, на котором она стоит, – рукотворный. В устье реки были засыпаны огромные валуны, которые стали островком посреди реки. Во время весеннего таяния снега и разлива реки храм величественно стоит, окруженный водой.

— Опишите церковь (Белокаменная, устремленная ввысь, светлая, величавая).

— Какие краски использует художник? Почему изображает храм светлым? (Церковь исполнена в светлых красках, ведь именно белый цвет передает святость и чистоту данного сооружения. Золотые купола ярко отблескивают и переливаются при помощи множества солнечных лучей)

— Сейчас вам предлагается задание по редактированию текста.

Карточка № 2

В центре картины С.В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какие ошибки встречаются в этом тексте? (Повторы)

— Действительно, в данном случае мы столкнулись с ошибкой, которая часть встречается в ваших работах – повтором. Повтор слов, неумение подобрать синоним может испортить даже неплохой текст.

— Как можно избежать повтора слова «церковь»? (подбор синонимов, замена слова местоимением…)

— Отредактируйте текст.

— А теперь проверим, смогли ли вы исправить ошибки. Проверка. Слайд

В центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Храм стоит в окружении деревьев. Купол его, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Художник ставил цель изобразить святыню в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие священного места, где была воздвигнута церковь.

— Какой вывод можно сделать? ( Надо умело использовать синонимические ряды в сочинениях)

— Подчеркните те слова, которые помогут вам при написании сочинения.

— Обратимся к переднему плану картины. Что мы видим?

Перед вами карточка № 3.

Используйте имена существительные и подберите к ним эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите.

Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая,)

Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)

Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)

Приводят свои примеры.

Назовите оценочные эпитеты, которые выражают оценку предмета или явления.

Назовите цветовые эпитеты (выражают цветовую наполненность)

— Ещё одна деталь картины не может не привлечь внимания зрителей. Какая? (Люди на картине).

— Кого мы видим? (Мы видим группу людей на заднем плане, они идут от храма. А на переднем плане изображены мать с маленькой дочерью. Они гуляют по берегу реки, девочка собирает цветы).

— Совершенно очевидно, что всё это предусмотрено замыслом художника. На какие мысли вас это наводит? Зачем изображены здесь люди?

(Герасимов показывает, что красота вечна, она спасала и спасает людей от озлобления, от потери нравственности, вселяет в души любовь, надежду. Вот и мать привела свою дочку полюбоваться храмом)

— Что мы видим на заднем плане? Что изображено рядом с храмом?

Рядом и поодаль изображены деревья и кусты. Но они не заслоняют церковь от нашего взгляда, автор выбрал такой ракурс, при котором храм хорошо виден на фоне голубого неба.)

— Отвлекает ли это внимание от храма? (Нет, наоборот, подчеркивает белизну и чистоту стен)

По небу бегут лёгкие, белые облака, которые, как и церковь, отражаются в реке.

— Расскажите, что является фоном для храма? (Большу́ю часть картины занимает небо.)

Возьмите карточку № 4.

Прочитайте задание.

Составьте словосочетания сущ.+ причастие, используя в качестве главного слова небо и облака

облака — гонимые, идущие, плывущие, странствующие, розовеющие, светлеющие, белеющие

небо — голубеющее, синеющее, светлеющее

Составьте предложение с причастным оборотом.

Облака, медленно плывущие по небу, кажутся воздушными.

Преобразуйте его в сложное предложение.

Облака, которые медленно плывут по небу, кажутся воздушными.

Сравните предложение с причастным оборотом со сложным предложением, которые вы записали.

— Что произошло, когда вы перестроили предложение с причастным оборотом в сложное предложение?

Причастный оборот придаёт динамику тексту (свойства глагола) и образность, яркость описания (свойства прилагательного).

— Совершенно верно. Причастия и причастные обороты в художественном тексте являются средством выразительности, экспрессии.

— Орфографическая работа.

Перед вами карточка № 5 Напишите слитно, раздельно или через дефис.

Ярко? синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый; небесно?голубой; молочно?белый; удивительно?яркий; ослепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.

Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?

Проверка. Слайд

— Подчеркните слова, которыми можно описать оттенки цветов, которые использует художник.

5. Обращение к дополнителным источникам.

— Сейчас предлагаю вам работу в парах.

Вы должны прочитать фрагмент из произведения известного писателя и исследователя русской культуры Евгения Осетрова. У ребят каждого ряда будут свои задания.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

Как бы вы озаглавили текст? («Храм Покрова на Нерли”; “Связь времён на примере древнейшего памятника”.)

Какова тема текста? Мы считаем, что тема и название совпадают.

2 ряд

1.Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем? (Чтобы сделать текст ярче, эмоциональнее, автор использовал эпитеты: “благородные пропорции”, “луговое раздолье”, “духмяные травы”, “неоглядные просторы”; метафоры: “строение вписано”, “душевное спокойствие приходит”)

2. Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли? (Восторга, радости, гордости.)

3 ряд

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

(Мы предлагаем взять слова Б.Чичибанина, т. к. они очень созвучны с текстом Осетрова и подчёркивают основную мысль текста: великие памятники архитектуры создавались с любовью, с верой в то, что они, будут памятью народа. Перед храмом Покрова и тот, и другой авторы испытывали волнение, восхищение, радость, гордость.)

2. Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

Памятники культуры, сама русская природа положительно влияют на человека, прекрасно преображают его, дают ощущение полноты жизни.

— Какие слова из данного фрагмента вы сможете использовать в вашем сочинении? Подчеркните их.

— Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно? (Слайд)

куща (кущ) — (устаревшее) – тенистая роща, лесная заросль

духмяные (травы) — (диалектное) – душистые, ароматные, пахучие, благоухающие

лазоревые (цветы) — то же, что лазурный, голубой, светло-синий, бирюзовый

6. Творческая работа учащихся. Рефлексия.

-Остается не так много времени до конца урока, мы будем выполнять задания по вариантам.

Первый вариант — перед вами карточка. № 6 Отредактируйте текст.

— Отредактируйте предложения:

Покоем и умиротворением веет от картины С.Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности — именно такой предстает Россия на картине С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».

Второй вариантперед вами карточка № 6. Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

— Вставьте в предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.

Сегодня я увидел(а) __________картину «Церковь Покрова на Нерли». Ее красота меня __________. Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!». Когда я смотрю на пейзаж  Герасимова

Подготовка к сочинению-описанию картины С.В. Герасимова
RAR / 70.08 Мб

, в душе просыпаются ________, _______ чувства.

7. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы готовились к сочинению. Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями. Опираясь на собранный материал, напишите сочинение на тему: «Описание картины С.В. Герасимова».

8. Видеофрагмент.

Наш урок закончен. Огромное спасибо за работу.

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

1 ряд

Как бы вы озаглавили текст?

Какова тема текста?

_____________________________________________________________________

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

2 ряд

Какие средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры) использовал автор? Зачем?

Какие чувства испытывает автор перед храмом Покрова на Нерли?

(1) Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2) Там, у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли.

(3) Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4) Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5) Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6) Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7) Всё дышит миром и спокойствием. (8) И вы начинаете верить: на свете есть счастье…

3 ряд

Чьи слова вы взяли бы эпиграфом к тексту Е. Осетрова? Почему?

Можно все заветное покинуть,

Можно все бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть. 

(Константин Бальмонт)

«Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни, зови действенно и других к этой трапезе радости»…(Николай Рерих)

Сформулируйте основную мысль текста (то главное, что хотел сказать автор этим текстом)

По какой ты скроена мерке?

Чем твой облик манит вдали?

Чем ты светишься вечно, церковь

Покрова на реке Нерли?
             Наум Коржавин.

      Становление христианства на Руси влекло за собой строительство храмов и монастырей. Время и люди очень многое разрушили. Но церковь Покрова на Нерли, несмотря на неизбежные потери, является непревзойденным по лаконичной красоте и выразительности памятником древнерусского зодчества. Она возведена более восьми с половиной веков назад, во время расцвета Владимиро-Суздальского княжества. По преданию, церковь была посвящена Богородице, икону которой князь Андрей Боголюбский брал с собой в 1165 году в поход против волжских булгар и поставлена в знак чудесных знамений, которые тогда наблюдались, и в память о сыне. Поход-то закончился победой, но сын князя, Изяслав, умер от полученных в сражении ран. Скорбящий отец для богоугодного дела выбрал красивое место недалеко от своего дворца, и храм был построен, согласно летописи, за год, хотя строителям пришлось возводить фундамент на искусственном холме из булыжников и глины, чтобы избежать подтопления во время разлива Нерли и Клязьмы. В настоящее время церковь носит название, напоминающее о Покрове Пресвятой Богородицы – Ее головном уборе-омофоре, покрывающем и защищающем Русь.

     Архитектуру этой небольшой церкви сухо и скупо описывают, как «храм крестово-купольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, c аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами». Но мастера гениально воплотили идею храма-свечи, подчеркнув искусными приемами устремление ввысь, к небу. На стенах и барабане купола много вертикальных линий: полуколонны, пилястры, узкие окна. Барабан поставлен на постамент. Средние апсиды немного более высокие, чем крайние. Удачно найденные пропорции придают каменному сооружению высоту, стройность, легкость и изящество. А холм, водная гладь и весь окружающий пейзаж создают впечатление невесомости белокаменной церкви и ее парения над землей.

     Неудивительно, что художники пытаются разгадать и передать силой своего таланта очарование храма. В середине прошлого века его писали Сергей Васильевич Герасимов и Сергей Алексеевич Баулин. И картины получились совершенно разными! Причем дело не в планах, ракурсах и красках, а в отражении на полотнах именно восприятия художниками этого уникального объекта, душевного отклика на него.

     Картина С.В.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» – яркое, широкое, пейзажное полотно, в центре которого, но на среднем плане, находится маленькая церковь. Мы видим ее с юго-запада. В глаза сначала бросаются солнечные пятна одуванчиков на изумрудной траве, необычайно синие извивы реки, в которой отражаются розовые блики густых облаков на бирюзовом небе. Затем те же разноцветные мазки мы замечаем и на белокаменных стенах церкви. Она здесь, среди людей, среди их обычных дел и забот, среди домов, лодок, деревьев, детей и животных. Герасимов, чтобы гармоничнее вписать храм в великолепный пейзаж, растворить в нем, даже немного исказил пропорции церкви, показав ее более приземистой, вызывающей своим видом ассоциации с теплом русской печи, дымок от которой мы видим над домом по соседству.

     С.А.Баулин, напротив, в своей картине «Храм Покрова на Нерли» изобразил древнюю церковь крупным планом, уделив внимание ее архитектурным особенностям, строгой красоте отделки, торжественной величественности. Храм показан с северо-запада, его белизна приглушена коричневатыми тонами, он не выделяет себя из пейзажа — его выделяем и разглядываем мы. Храму на полотне отведена главная роль, а пейзаж играет вспомогательную. Мы понимаем, по цвету травы и листвы, что скоро осень. В отступившей от холма темной воде отражается серо-голубое небо. И трудно найти границу между небом и землей, все покрыто дымкой. Можно рассмотреть только золотистую полосу хлебов за храмом, которая освещена пробивающимися сквозь мглу лучами солнца, светлое пятно которого находится над крестом. Краски сдержанные, серо-зелено-коричневая гамма преобладает. Несмотря на некоторую отрешенность, храм не выглядит одиноким и заброшенным. Он не является чужим для этой земли. Храм кажется выросшим из нее, но не вросшим, а стремящимся в вышину.

     Картина С.В. Герасимова наполнена земной жизнью, ее теплом и сочными красками, где храм занимает достойное и привычное место. Она пронизана светом, приятна для глаз и вызывает радостные чувства. Но мне картина С.А. Баулина понравилась больше. Она заставляет думать, разгадывать ее, прислушиваться к себе. В картине при скупости изображения земного чувствуется мощь духовности, которая притягивает. И хочется войти в чуть приоткрытую дверь этого Храма.

Приложение: 1. С.В.Герасимов»Церковь Покрова на Нерли».

2. С.А.Баулин «Храм Покрова на Нерли».

Церковь Покрова на Нерли — удивительное здание, дошедшее до нас из глубины веков, величайший памятник мировой архитектуры. Многие художники изображали на своих полотнах этот храм. Церковь Покрова расположена на берегу реки Нерль, неподалеку от Боголюбова, в очень живописном месте. С одной стороны — величественная река, с другой — красивейшее озеро. Церковь расположена как бы на возвышении, кажется, что золотой купол устремляется в облака. Здание украшено резьбой. Храм с полным правом можно назвать жемчужиной мирового зодчества. История этой церкви очень интересна, насчитывает много веков. Она была построена в 1165 г. в честь завершения похода Андрея Боголюбского в Болгарию, а также в память его погибшего сына, юного Изяслава. Рядом с церковью в те далекие времена находилась пристань, где причаливали корабли иностранных послов и купцов. Так что церковь была своего рода визитной карточкой Владимиро-Суздальской Руси. Приезжие в первую очередь видели удивительно красивый храм, проникались величием российского государства.

Для православных людей церковь Покрова — это настоящая святыня. Можно представить, с каким настроением люди посещают этот храм. Для них это праздник, который вызывает в душе самые светлые чувства и благостное настроение.

Сергей Васильевич Герасимов (1885—1964), талантливейший русский живописец, много внимания уделял пейзажам. Картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» вызывает у зрителя положительные эмоции. В душе каждого человека есть что-то святое. А созерцание величественного храма заставляет задуматься о вечных ценностях. Композиция картины Герасимова такова, что церковь показана не сама по себе, она как бы центр маленькой Вселенной, представленной удивительным русским пейзажем. Красота окружающей природы только подчеркивает изящество и изысканность храма, который является делом рук человеческих.

Сергей Алексеевич Баулин (1904—1976) известный русский художник, его по праву считают мастером архитектурного пейзажа. Живописец на своих полотнах мастерски изображал архитектурные стили различных времен. На картине «Храм Покрова на Нерли» церковь показана крупным планом. Мы можем разглядеть мельчайшие подробности, в частности удивительно красивую резьбу, украшающую здание. Пропорции храма таковы, что он выглядит утонченным, изысканным и каким-то воздушным. Словно он не дело рук земных мастеров, а творение небес. Здание кажется живым и одухотворенным. Сама мысль о том, в какие далекие времена был создан храм, не может не восхищать наших современников. Необыкновенный талант древнерусских мастеров, наших далеких предков, неоспорим. Мы не можем не гордиться этим. И пусть всякий раз при взгляде на Церковь Покрова на Нерли в душе просыпаются чистые, искренние, возвышенные чувства. А картины известных мастеров позволяют нам насладиться созерцанием храма, даже если воочию нам его увидеть не удается.

Вариант 2

Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое.

В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшой зеленый холм, на котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.
В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.и
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. Однако главным отличием, конечно, является субъективное восприятие предмета. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга. Как зрителю мне интереснее видеть одновременно две картины, посвященные одной теме. Это дает возможность сравнить разные точки зрения на один предмет и решить для себя, чья авторская позиция мне ближе. В данном случае мне ближе картина С. А. Баулина

  • План сочинения храм василия блаженного и история его создания
  • Плащик как пишется суффикс
  • План сочинения книга в моей жизни
  • План сочинения характеристики героя
  • Платье в пол как пишется