Покровркий собор, «что на рву», или храм Василия Блаженного, — это выдающийся памятник русской архитектуры. Он был построен в середине XVI века гениальными русскими зодчими Бармой и Постником по царскому указу Ивана Грозного, который решил воздвигнуть этот собор в память взятия Казани и Астрахани. В ярких красках храма и его величественной архитектуре отразилась идея победного торжества в знак объединения земель великого русского государства. Интересна архитектура собора: в центре его — главная столпообразная церковь, завершенная шатром с маленькой главкой; ее окружают правильным восьмиугольником церкви, различные по величине и форме, с характерными для русской архитектуры куполами в виде луковиц. Эти церкви объединены общим основанием и обходной галереей. Первоначально храм называли собором Покрова «на рву» по названию центральной церкви. В конце XVI века на территории храма был похоронен Василий Блаженный, известный в Москве «Божий человек». Над местом его погребения к собору был пристроен придел Василия Блаженного, а за собором с тех пор закрепилось его второе название — храм Василия Блаженного. Храм стоит на овальной каменной террасе, которую окружает железная кованая решетка. По распоряжению В. И. Ленина в 1918 году было решено приступить к реставрации собора, а в 1923 году собор был превращен в архитектурно-художественный музей. Позднее, после Великой Отечественной войны, в соборе были возобновлены реставрационные работы. Теперь храму возвращен его первоначальный вид. Ныне храм является филиалом Государственного Исторического музея. Это один из популярнейших музеев нашей страны. Войдем внутрь собора. Прежде всего мы попадаем в самую маленькую церковь, построенную над могилой Василия Блаженного. А по крутой белокаменной лестнице можно подняться в главную церковь Покрова. Ее окружает галерея, которая соединяет все башни-церкви. Здесь очень интересны фрески. Это подлинная роспись XVII века в виде переплетающихся стеблей и не повторяющихся по рисунку и колориту фантастических цветов и растений
Сочинение — описание «Храм Василия блаженного» 8 класс
Цели урока:обучающая – научить пользоваться определенной группой слов, научить точно и правдиво описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к памятникам архитектуры;развивающая – развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации.Ход урока
I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
Наша страна – чрезвычайно красива и знаменита на весь мир своими архитектурными памятниками. Один из них расположен в центре Москвы на Красной площади. Столица наша до сегодняшнего дня сохранила свой неповторимый русский стиль, свое лицо. Мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Невозможно представить Красную площадь без собора Василия Блаженного. Его затейливые многокрасочные купола и шатры известны всем: и тем, кто бывал в Москве, и тем, кто никогда в ней не был. Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла “зрелости и классического совершенства”.
2. Словарная работа.
- Вспомните, что такое архитектура (искусство проектировать и возводить здания и сооружения)
- Какими синонимами можно заменить это слово? (зодчество)
- Почему архитектуру иногда называют застывшей музыкой?
- Каким синонимом можно заменить слово архитектор? (зодчий)
- Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (В Москве на Красной площади.)
- Какое он произвел на вас впечатление, когда вы впервые увидели этот храм? (Ответы учащихся.)
- Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение по телевизору. Действительно, храм очень красив и неповторим.
- Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Василия Блаженного – памятник русской старины”.
- Чем это храм отличается от других, виденных вами?
- Почему его называют восьмым чудом света?
- Как он называется и почему?
- Чем он привлекает людей?
- Что в нём необычного?
3. История создания
Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной Московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери в лето 1469 от Рождества Христова в ближнем подмосковном селе Елох, где гораздо позднее построили Елоховский собор. Мальчик, названный Василием, родился в крестьянской семье. Был он с детства смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий подрос, отец отправил его в Москву и отдал в обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много лет. Мастер пообещал сделать всё за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток. Как только воин ушел, Василий тяжело вздохнул, а потом, грустно улыбнувшись, сказал: «Пропадут деньги его понапрасну «.Мастер рассердился и ответил: «Здесь, Васятка, напрасно денег не берут».Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в ответ, печально поглядел на хозяина.
На следующий день оба они узнали, что заказчик их внезапно умер. И еще несколько раз, к немалому изумлению знавших его, отрок оказывался пророком и ясновидцем. Невмоготу стало ему сидеть в тесной комнатушке над кожей и дратвой, и однажды, поклонившись хозяину, ушел Василий в старой поскони и босиком на паперть церкви Святой Троицы, что cтояла над кремлевским рвом, рядом с Фроловским мостом. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя смиренную личину юродства, но отнюдь не юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом. В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий — человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку — мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка. Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл tмертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: «Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.
Слава блаженного изо дня в день росла, и москвичи глядели на него со страхом и благоговением. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда было Василию уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящимся и безутешно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге. (Ныне это улица Воздвиженка.) Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе. На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, «буря велика, и потече огонь яко же молния». Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе. Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у
Троицкой церкви, что на Рву. А в 1555 году над могилой Василия
Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани,
названный Покровским собором, что на Рву. Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвич стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и называется собором Покрова Богоматери.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.
► Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
► Существует несколько версий о создателях собора.
► По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев и Барма.
► По другой версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества.
► Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
► Назван он в честь блаженного Василия, который похоронен в приделе храма
4. План сочинения.
- Храм Василия Блаженного и история его создания
- Когда и в честь чего построен
- Легендарные зодчие Барма и Постник
- Название храма в честь Василия Блаженного
- Покровский собор — украшение Красной площади
- Необычная композиция — комплекс из девяти храмов
- Основной храм — храм Покрова Богородицы — шатровая церковь, венчанная луковичным куполом
- Разноцветье куполов
- Сложность и декоративность орнамента
- Крытая галерея и сводчатые переходы
- Ажурное крыльцо
- Покровский собор в Москве — восьмое чудо света
— Наше знакомство с храмом Василия Блаженного подходит к концу. Памятники – это наша история и наша память, и мне кажется, что пока мы помним об истории страны, мы продолжаем ее жизнь.
V. Написание сочинения.
Напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему “Собор Васили Блаженного – памятник русской старины” по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы, учитывая стилистические особенности научно-популярного стиля речи.
метки: Легенда, Сочинение, Описание, Часть, Блаженый, Троицкий, Постройка, Стоить
В школе нам частенько задавали сочинения на различные темы. Например, в 8 классе — сочинение-описание памятника архитектуры. Направлений здесь может быть огромное количество. Одно из таких — сочинение-описание памятника Василия Блаженного».
Как писать вступление?
Во вступлении к сочинению-описанию памятника архитектуры нужно обозначить основные положения сочинения: его главную тему и основную мысль, например о том, как прекрасен собор Василия Блаженого. Уместно и вполне гармонично в сочинении-описании памятника архитектуры будет смотреться цитатное вступление или небольшая историческая справка.
Как писать основную часть?
Основная часть — это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки. При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым. От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.
Как писать заключение?
Заключение к сочинению-описанию памятника архитектуры — это своеобразное обобщение всего сказанного в основной части. Здесь можно снова обратиться к началу работы, к основной ее мысли, и сделать небольшой вывод.
Итак, у нас намечен план, то есть структура сочинения-описания памятника архитектуры. Храм Василия Блаженного поистине достоин внимания! Переходим к созданию работы.
Великое русское наследие
Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков. Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.
Но в первую очередь стоит отметить такие величественные сооружения как храмы, соборы, кремли и другие постройки, что дышат русским духом, наполняют нашу культуру и объединяют в себе ее особености.
Одно из таких творений — Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор в честь взятия города Казани.
8 стр., 3998 слов
Описание памятника архитектуры 8 класс по русскому языку
… памятника архитектуры в 8 классе о любом историческом здании, архитектурной постройке, уникальном сооружении. Правильно составленный план значительно упрощает работу, помогает вычленить основные идеи и обрисовать проблемы. «Описание памятника культуры» − сочинение … сочинения-описания памятника архитектуры. Собор Василия Блаженного привлекает вниимание школьников ярким декором, они охотно пишут о …
Место для его постройки выбрали не простое: храм стоит в самом сердце русской столицы — на Красной площади. По преданию, увидев готовый храм небывалой красоты, Иван Грозный приказал выколоть глаза зодчему, создававшему его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще.
Удивительный храм в самом сердце России
На Красной площади невоможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное.
Храм Василия Блаженого — из 8 церквей, объединенных общим фундаментом и галереей. Он привлекает внимание необычной расцветкой. Здесь вы найдете и красный кирпич, и белые крашеные стены, и зеленые, и голубые, и желтые узоры, и роспись, и позолоту. Он выглядит богато и величественно.
Все 10 его куполов не повторяют друг друга, они рельефны и пестро раскрашены. Здание украшено искусной резьбой, росписью и позолотой. Переливающиеся на солнце и радующие глаз изразцы, иконы и причудливые колонны — это лишь малая часть.
В основании храма лежит четырехугольник, но примечательно то, что в нем не наблюдается симметрии. Все его церкви уникальны и не похожи друг на друга, что придает ему еще большую необычность и великолепие. Четыре из них — малые церкви — расположены по бокам, еще четыре — побольше — находятся ближе к центру. В самом центре возвышается величественная Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и обращаешь взгляд вверх. Кроме главного купола церковь увенчана еще и маленькой «главкой». Несмотря на то, что само сооружение достаточно масштабно, оно не выглядит громоздким и тяжелым, а напротив, кажется легким и воздушным, ведь все архитектурные линии здесь стремятся ввысь, к небу, а светлые и чистые тона усиливают эффект.
Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри?
Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес.
В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле. Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры.
А вот и началось богослужение… Тихие и напевные голоса уносятся ввысь, под купола собора. Здесь всегда особая атмосфера — возвышенная, таинственная, душевная. Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью.
Храм Василия Блаженного — великий памятник русского зодчества
обязательно нужно посетить. Это не только один из величайших храмов православной веры, но и весомая часть культурного наследия России. Такие места пропитаны духом истории, мощью русского народа. Они говорят о великолепии и уникальности нашей культуры. Не зря Троицкий Собор давно уже стал одним из символов великой России и достоянием русского народа.
9 стр., 4166 слов
Шедевры классицизма в архитектуре россии
… в России долго не мог утвердиться. Например, еще в середине XIX в. русская критика, ниспровергая стиль Классицизма в архитектуре, … барокко» — архитектуру «русского узорочья» конца XVII в., «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» … храме Иль Джезу в Риме (1568-1584), построенном по проекту Дж. Виньолы. Этом, быть может, первом типовом проекте в истории архитектуры, …
Мы предложили один из вариантов сочинения-описания памятника архитектуры. Собор Василия Блаженного привлекает вниимание школьников ярким декором, они охотно пишут о нем на экзаменах.
По предложенной схеме можно выстроить сочинение-описание памятника архитектуры в 8 классе о любом историческом здании, архитектурной постройке, уникальном сооружении. Правильно составленный план значительно упрощает работу, помогает вычленить основные идеи и обрисовать проблемы.
Наша статья дает лишь один из многочисленных примеров сочинения-описания памятника архитектуры. Троицкий Собор, Спас-на-Крови, Исаакиевский собор — вариантов и тем может быть огромное количество, и все они будут чем-то схожи и различны между собой.
Категория: Русский язык.
Сочинение – описание «Храм Василия Блаженного» 8 класс
Цели урока:
обучающая – научить пользоваться определенной группой слов, научить точно и правдиво описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
воспитывающая – воспитывать самостоятельность, творческую активность, интерес к памятникам архитектуры;
развивающая – развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
Оборудование: мультимедийный проектор, иллюстрации.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя и беседа с учащимися.
Наша страна – чрезвычайно красива и знаменита на весь мир своими архитектурными памятниками. Один из них расположен в центре Москвы на Красной площади. Столица наша до сегодняшнего дня сохранила свой неповторимый русский стиль, свое лицо. Мы будем говорить об одном из самых величественных, удивительно красивых и всемирно известных соборов – храме Василия Блаженного. Невозможно представить Красную площадь без собора Василия Блаженного. Его затейливые многокрасочные купола и шатры известны всем: и тем, кто бывал в Москве, и тем, кто никогда в ней не был. Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что в нем русская архитектура достигла «зрелости и классического совершенства».
2. Словарная работа.
- Вспомните, что такое архитектура (искусство проектировать и возводить здания и сооружения)
- Какими синонимами можно заменить это слово? (зодчество)
- Почему архитектуру иногда называют застывшей музыкой?
- Каким синонимом можно заменить слово архитектор? (зодчий)
- Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (В Москве на Красной площади. )
- Какое он произвел на вас впечатление, когда вы впервые увидели этот храм? (Ответы учащихся. )
- Мы выяснили, что храм Василия Блаженного видели почти все, когда бывали в Москве, а кто не был, знают его, потому что не раз видели его изображение по телевизору. Действительно, храм очень красив и неповторим.
- Наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания о храме Василия Блаженного, научиться описывать его, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Василия Блаженного – памятник русской старины».
- Чем это храм отличается от других, виденных вами?
- Почему его называют восьмым чудом света?
- Как он называется и почему?
- Чем он привлекает людей?
- Что в нём необычного?
3. История создания
Его родителей звали Иаков и Анна. Согласно старинной Московской легенде, Анна родила Василия на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери в лето 1469 от Рождества Христова в ближнем подмосковном селе Елох, где гораздо позднее построили Елоховский собор. Мальчик, названный Василием, родился в крестьянской семье. Был он с детства смышлен, трудолюбив и набожен. Когда Василий подрос, отец отправил его в Москву и отдал в обучение к сапожнику. Однажды к мастеру заехал молодой и красивый воин. Он попросил сделать ему сапоги из лучшей кожи, такие, чтоб носились много лет. Мастер пообещал сделать всё за две недели, и заказчик дал ему хороший задаток. Как только воин ушел, Василий тяжело вздохнул, а потом, грустно улыбнувшись, сказал: «Пропадут деньги его понапрасну «. Мастер рассердился и ответил: «Здесь, Васятка, напрасно денег не берут». Василий еще раз вздохнул и, ничего не сказав в ответ, печально поглядел на хозяина.
На следующий день оба они узнали, что заказчик их внезапно умер. И еще несколько раз, к немалому изумлению знавших его, отрок оказывался пророком и ясновидцем. Невмоготу стало ему сидеть в тесной комнатушке над кожей и дратвой, и однажды, поклонившись хозяину, ушел Василий в старой поскони и босиком на паперть церкви Святой Троицы, что cтояла над кремлевским рвом, рядом с Фроловским мостом. Здесь вскоре обрел он славу юродивого Христа ради, то есть блаженного человека, принявшего на себя смиренную личину юродства, но отнюдь не юрода-безумца, а, напротив, мудреца. Юродивых исстари почитали на Руси, считая Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, не боявшихся говорить правду в глаза кому угодно, истязавшими себя голодом и холодом. В лютый мороз и под палящим солнцем он ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что св. Василий – человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Василий был ясновидцем и на торгу бесстрашно обличал нечестных торговцев, подливавших в молоко воду, а в муку – мел. Он не боялся ни бояр, ни самого грозного царя Ивана Васильевича, а они, напротив, боялись нищего пророка. Однажды Блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. Однажды воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий точно покрыл tмертвого своею шубою, но, видя обман, сказал при этом: «Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся». Обманщик действительно умер.
Слава блаженного изо дня в день росла, и москвичи глядели на него со страхом и благоговением. Он необычайно возвысился в глазах народа в июне 1547 года, когда было Василию уже 78 лет. 20 июня его увидели горячо молящимся и безутешно плачущим возле церкви Вознесенского монастыря, что стоял на Остроге. (Ныне это улица Воздвиженка. ) Необычайно долгой была молитва Василия и чрезвычайно глубоким казалось всем его горе. На следующий день в Вознесенском монастыре вспыхнул пожар и одновременно началась, как сообщал летописец, «буря велика, и потече огонь яко же молния». Это был самый грандиозный из всех пожаров, какие когда-либо случались в городе. Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и смотрел, как превращалась в пепел его столица. Через десять часов Москва выгорела дотла – не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».
Вскоре после пожара Василий заболел и 2 августа 1551 года скончался. Сам Иван Грозный нес его гроб и повелел похоронить блаженного у
Троицкой церкви, что на Рву. А в 1555 году над могилой Василия
Блаженного начали строить новый храм в честь покорения Казани,
названный Покровским собором, что на Рву. Через шесть лет собор был построен, но через 30 лет москвич стали называть его храмом Василия Блаженного, потому что в 1588 году к собору был пристроен придел Василия Блаженного, который и дал новое имя собору, ставшее общепризнанным, хотя официально храм и называется собором Покрова Богоматери.
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь.
► Покровский собор был построен в 1555-60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
► Существует несколько версий о создателях собора.
► По одной из версий, архитектором был известный псковский мастер Постник Яковлев и Барма.
► По другой версии, собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, отсюда и столь неповторимый стиль, сочетающий в себе традиции как русского зодчества, так и европейского зодчества.
► Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
► Назван он в честь блаженного Василия, который похоронен в приделе храма
4. План сочинения.
- Храм Василия Блаженного и история его создания
- Когда и в честь чего построен
- Легендарные зодчие Барма и Постник
- Название храма в честь Василия Блаженного
- Покровский собор – украшение Красной площади
- Необычная композиция – комплекс из девяти храмов
- Основной храм – храм Покрова Богородицы – шатровая церковь, венчанная луковичным куполом
- Разноцветье куполов
- Сложность и декоративность орнамента
- Крытая галерея и сводчатые переходы
- Ажурное крыльцо
- Покровский собор в Москве – восьмое чудо света
– Наше знакомство с храмом Василия Блаженного подходит к концу. Памятники – это наша история и наша память, и мне кажется, что пока мы помним об истории страны, мы продолжаем ее жизнь.
V. Написание сочинения.
Напишите сочинение-описание с элементами повествования на тему «Собор Васили Блаженного – памятник русской старины» по составленному плану, используя собранные в ходе урока материалы, учитывая стилистические особенности научно-популярного стиля речи.
Н. В. Митякина, Московская область, г. Подольск,
Метки: Русский язык
Как писать основную часть?
Основная часть — это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки. При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым. От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.
Храм Василия Блаженного – великий памятник русского зодчества
Собор Василия Блаженного обязательно нужно посетить. Это не только один из величайших храмов православной веры, но и весомая часть культурного наследия России. Такие места пропитаны духом истории, мощью русского народа. Они говорят о великолепии и уникальности нашей культуры. Не зря Троицкий Собор давно уже стал одним из символов великой России и достоянием русского народа.
Мы предложили один из вариантов сочинения-описания памятника архитектуры. Собор Василия Блаженного привлекает вниимание школьников ярким декором, они охотно пишут о нем на экзаменах. По предложенной схеме можно выстроить сочинение-описание памятника архитектуры в 8 классе о любом историческом здании, архитектурной постройке, уникальном сооружении. Правильно составленный план значительно упрощает работу, помогает вычленить основные идеи и обрисовать проблемы. Наша статья дает лишь один из многочисленных примеров сочинения-описания памятника архитектуры. Троицкий Собор, Спас-на-Крови, Исаакиевский собор – вариантов и тем может быть огромное количество, и все они будут чем-то схожи и различны между собой. Внимание, только СЕГОДНЯ!
Великое русское наследие
Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков. Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы.
Но в первую очередь стоит отметить такие величественные сооружения как храмы, соборы, кремли и другие постройки, что дышат русским духом, наполняют нашу культуру и объединяют в себе ее особености.
Одно из таких творений — Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор в честь взятия города Казани.
Место для его постройки выбрали не простое: храм стоит в самом сердце русской столицы — на Красной площади. По преданию, увидев готовый храм небывалой красоты, Иван Грозный приказал выколоть глаза зодчему, создававшему его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще.
Сочинения
Сейчас передо мной фотография красивейшего храма, что находится в нашей стране, в Москве на Красной площади. И если честно, то даже глядя на фото, чувствуется величие святыни, видится красота, и веет от нее праздником. А что тут говорить, когда находишься совсем рядом с этим храмом! Смотришь и не веришь глазам, неужели можно было построить такую красоту. А ведь построили и это храм Василия Блаженного.
Сегодня я напишу сочинение-описание Храма, где расскажу немного об истории, познакомлю с мифами и легендами, с предположениями, что связаны со святыней Василия Блаженного.
Храм Василия Блаженного
Итак, сочинение Храм Василия Блаженного за 8 класс я начну с истории появления этого замечательного архитектурного шедевра. И вот, следуя за историей, мы переносимся во времена правления царя Грозного. В то время, в пятидесятых годах шестнадцатого века, царю удалось взять Казанское ханство. По случаю данного события, согласно указу царя, и был возведен собор Святой Троицы, на месте которого позже возвели храм. Он получил свое название в честь Покрова Богородицы. В него, спустя время, перенесены мощи Василия Блаженного, которого Грозный чтил. Говорят, даже царь побаивался этого святого ясновидца. Как раз захоронение юродивого в стенах храма и дало второе название собору, о котором я пишу сочинение. Есть среди люда легенда о том, что сам юродивый собирал деньги на святыню, оставляя их на площади. По легенде, монеты были неприкосновенны, передал же деньги на строительство святыни Блаженный царю перед самой своей смертью.
Что собой представляет храм Блаженного? Если внимательно рассматривать святыню, то вы поймете, что состоит он из восьми отдельных святынь, которые имеют общий фундамент. Церкви украшены куполами и не похожи друг на друга. Купола по своему дизайну напоминают луковицы. Их украшают карнизы, кокошники, а также ниши с окнами. Эти восемь церквей окружают главную центральную церковь, что украшена шатром. Все церкви носят отдельные названия, так, например, церковь по центру названа на честь Покрова Божьей Матери, она и дала общее название всему храму.
В соборе Блаженного расположено 9 иконостасов. Также здесь расположилось большое количество старинных икон, что относятся к 16-19 вв. Все стены украшают фрески, завораживают портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь. На этот храм-праздник приезжают посмотреть туристы разных стран. Этой красотой любуются москвичи и приезжие из других городов страны.
Если говорить о мастерах, что возводили храм, то здесь нет точной информации. По некоторым данным мастеров было двое: Постник и Барма, по другим данным Барма и Постник это одно лицо. По легенде, царь выколол глаза мастерам, чтобы невозможно было больше воссоздать такую, а то и лучше, красоту, хотя, куда еще может быть лучше. Собор Василия Блаженного просто идеален, неотразим и очень сложно подобрать слова, достойные этого величественного храма. Уж лучше просто приехать на Красную площадь и любоваться им в реальной жизни.
О церкви
О церкви
Храмы, монастыри и церкви несут в себе особенную энергетику, неповторимую ауру. Эти «намоленные», святые места всегда нам дороги.
В чём же проблема данного текста?
Герой, уже немолодой человек, оказывается там, где он в далёкой юности был счастлив. Но теперь он едва узнаёт знакомые окрестности, и причина тому — жалкий вид полуразрушенной маленькой шатровой церкви, которая когда-то так органично вписывалась в старый московский переулок.
В качестве комментария можно привести следующее дополнение. В далёкие годы (двадцать лет назад) он увидел и воспринял не только одну церковь. Она в его сознании соединилась с некоторыми памятными, самыми счастливыми моментами жизни. И теперь всё было разрушено: нет церкви, а дорогие сердцу впечатления омрачены горечью невосполнимой потери.
Какова же позиция автора, известного русского писателя А.И. Солженицына? Храмы, разрушенные по чьей-то злой воле, не только портят, уродуют вид местности. Сам факт надругательства над святынями убивает в душах людей те светлые настроения, которые помогали им, верующим не одного поколения, жить в привычной среде, ощущая поддержку Всевышнего. Случается, что небрежное отношение к ещё не разрушенным шедеврам храмового зодчества наносит нашей культуре непоправимый вред.
Я согласна с мнением автора и подтверждаю правоту его позиции следующим примером из рассказа В.Шукшина «Мастер». Местный столяр, деревенский парень Сёмка Рысь талантлив. Именно он увидел красоту маленькой заброшенной церкви, по строенной даже не на виду, а в стороне от больших дорог, где-то под косогором. Проникнув через только ему известный лаз внутрь церкви, Сёмка понимает, насколько она прекрасна, несмотря на заброшенность и запустение. Как жаль, что красота замысла архитектора, соразмерность и стройность форм, высокое искусство строителей никак не оценены современниками и земляками Сёмки — жителями окружающих сёл и деревень. Забвенье такого шедевра — факт несправедливый и обидный, как считает сельский парень, и начинает стучаться в двери начальников, от которых зависит дальнейшая судьба церкви. Но горячие порывы молодого человека не оценены, замысел восстановить это чудо никем не понят. И разочарованный неудачей, Сёмка остаётся ни с чем. Городской архитектор (он состоит при аппарате власти) утверждает, что церковь не уникальна. Зачем же тратить деньги на её восстановление? Но даже если храм не единственный в своём роде, он всё равно остаётся прекрасным.
И второе доказательство правоты автора. Марина Цветаева в «Стихах о Москве» прославляет «сорок сороков» московских церквей с их колоколами. Они изображены как символ Божественного покровительства древнему городу.
Ведь храмы на Руси — часть духовного наследия русского народа.
Сочинение на тему мой храм
«Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.» Притч. 20:11 Накануне Светлого Праздника ученики Воскресной школы рассуждали, почему они посещают Храм и Воскресную школу, что такое вера и почему они любят Пасху. По благословлению Настоятеля храма о.Андрея мы предлагаем и всем вам ознакомиться с сочинениями юных прихожан.
ХРИСТИАНСТВО
Христианство для меня- это вера в Бога, который был распят на кресте за наши грехи- и мы до сих пор помним об этом и чтим это. Христианство- это не только булки на Пасху и просто хождение в храм… Стоя в храме, молясь, своими поступками мы проявляем своё отношение к Всевышнему. Ведь от отношения к Богу зависит наше будущее—будет оно светлое , доброе, лучистое –с Богом или же будет скучное, беспросветное, беспросветное и беспросветное…И кажется, что мир движется по кругу и ничего не меняется—это жизнь без Бога. Я хожу в храм, потому что там хорошие люди, добрые, отзывчивые, там уютно, как дома, и там получаешь полезные знания. Пасха—это когда Христос воскрес! Это было большое чудо, это было удивительное событие. Его никто не ждал. И вот –оно свершилось! Но некоторые приходят в храм в самом конце службы, чтобы просто освятить свои пасхи, а ведь праздник заключается не в этом! Главное, что Христос победил смерть- воскрес, а не умер, как другие. Поэтому на Пасху мы радостно говорим друг другу : « Христос Воскресе!» и отвечаем : « Воистину Воскресе!» Сыс Ксения. 11 лет
ПОЧЕМУ Я ХОЖУ В ЦЕРКОВЬ
В церковь меня привела бабушка, когда мне было 5 лет. Сейчас мне 13- и я научилась молиться и любить Бога. Нужно ходить в храм, чтобы помолиться за своих близких людей. Холить на исповедь, чтобы очистить душу от грехов и нехороших мыслей. Но самое главное—это верить в Бога и любить Его всем сердцем. Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу. Чем сильнее любовь ко Христу, тем больше любви к ближнему. Заходя в храм, я словно оказываюсь в другом мире—мире доброты и любви. В церкви сразу забываютя все проблемы, печали, а воскресные службы и пение хора наполняют мою душу теплом, добротой и любовью. Люди, которые не ходят в храм и не верят в Бога- не войдут в царствие небесное, но если они одумаются и раскаются в грехах, то Господь простит их. Наш батюшка часто говорит, что в храм нужно приходить на службу молиться, а не только для того, чтобы освятить куличи и вербы. Храм- это то место, где присутствует Сам Бог. Поэтому в храме мы должны молиться и благодарить Бога за все. Жарикова Ирина 13 лет
ВЕРА.
Когда человек полностью отдает себя Богу, то и Бог полностью отдает себя человеку. Я верю в любовь, дружбу, счастье, но поговорить хочу о духовной вере… Моя вера начиналась с детства. В те безмятежные годы у меня постоянно что-то случалось и я обращалась мысленно к Богу, прося о помощи. Был такой случай— мой отец запил. Я видела страдали близкие. Но Бог милостив- моими молитвами отец избавился от зависимости. Мои родители никогда не обращались к Богу—они воспитывались в духе атеизма, когда внушается мысль, что Бога нет, а человек сам хозяин своей судьбы. В то время не разрешали ходить в храмы, крестить детей, но многие тайно это делали, постоянно молясь. Во все века есть вера в Бога, и не смотря на то. что происходит, люди тянутся к Богу, понимая, что мы неотделимы от Него. Хотя мои родители и не верующие, но мне кажется, что они тоже думают о Боге хоть иногда. Я же с детства всегда хотела попасть в храм, меня манили купола, сверкающие на солнце. Но родители одну меня не отпускали, а со мной ходить- у них не было времени. Мне постоянно что-то мешало… Но в лагере я познакомилась с девочкой Таней, мы стали лучшими подругами. Я рассказала ей, что хожу в храм. Таня тоже ходила, но пропускает службы И мы пошли вдвоем. Никогда этого не забуду… Был праздник, дети показывали спектакль—и я увидела чистоту и доброту в их глазах. Я почувствовала, что Бог меня оберегает, почувствовала Его взгляд. В церковной школе я получила ответы на все вопросы—о жизни и о Боге. Мне рассказали о смысле бытия, о милости Всевышнего, о жизни и смерти, о добре и зле. Каждый день своего существования, все свои помыслы и дела я связываю с Господом. Станкевич Анна. 15 лет
ПОЧЕМУ Я ХОЖУ В ХРАМ.
Я начала ходить в Храм. Когда мне было 3 года. Меня водила мама, так как я очень часто болела. Где-то в 8 лет меня записали в Воскресную школу. Я там узнаю очень много интересного, мы с учителями читаем Библию. Когда наступают праздники, например Рождество Христово, Пасха – мы ставим спектакли, поем песни, рассказываем стихи. Когда я хожу в Храм, я достигаю высокого духовного развития. Мы с мамой ходим туда уже много лет. И каждый год мы ходим на Всенощную службу—на Рождество Христово и Пасху. Многие наши родственники и друзья тоже ходят в Храм, ведь Храм является важной частью нашей жизни. Мы должны много времени проводить с Богом. Вместе с мамой мы посещаем различные монастыри, храмы, которые находятся за пределами нашего города, а, по возможности, и за пределами Беларуси. С мамой я посетила Свято- Елисаветинский монастырь. Я почувствовала себя приближенной к Богу, душа ощутила духовное спокойствие. На какое-то мгновение мне показалось, что этот монастырь является для меня роднее дома. Вера в Бога является неотъемлемой частью жизни человека. Русакова Валерия. 12 лет
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА
В школе воскресной нас учат терпенью, доброте, любви . смиренью! Быть хорошими, не злиться, Богу от души молиться! Всегда быть щедрым и хорошим, и быть на Ангелов похожим! Людей ценить и уважать, и никого не обижать! В школе нашей—уважают, никого не обижают. Учат там: любви, молиться, на людей вообще не злиться. Быть послушными всегда. Делать добрые дела! Лысковец Анастасия. 11 лет
ЧТО ДЛЯ МЕНЯ ВЕРА.
Что для меня вера? Для меня вера – это вера во единого Бога. Это не просто слова « Я верую в Бога»– это слова с сердцем и душой. Эти слова нужны , чтобы разрешить поселиться Ему в твоем сердце. Чтобы Бог поселился в твоем сердце и помогал тебе—надо молиться. Ведь молитва—это разговор с Богом, а если ты молишься просто . чтоб от тебя отстали, то получается, что ты разговариваешь с Богом, а Он не понимает тебя . А если молишься искренно, то Он понимает и помогает. Еще надо ходить на исповедь. Душа –это как мусорка и ее надо иногда очищать с помощью исповеди. Надо часто причащаться, и тогда душа станет чистой. На причастие надо идти с чистой совестью. И поступки должны быть чисты Надо стараться говорить поменьше плохих слов, а , если возможно, и вообще не говорить. Никого не обижать, не ссориться ни с кем, ведь Сам Бог сказал относиться к людям так, как хотите, чтобы относились к вам. Все это для меня вера в Бога! Захлебаев Антон. 10 лет
Я ЛЮБЛЮ ПАСХУ !
Из всех праздников я больше всего люблю Пасху! Обожаю запах свежеиспеченных куличей в доме и вид красных расписных яиц в корзинке. Для меня очень долго тянется Страстная неделя, но в субботу мы с мамой всегда ходим на Всенощную службу. Очень запоминается и сильно впечатляет Крестный ход вокруг храма с зажженными свечами или лампадками в руках. Я эту службу потом вспоминаю весь год. Поистине—какая важная и торжественная служба! Как радостно и легко становится на душе, даже не хочется дожиться спать! Я хожу в воскресную школу в нашем храме и мне очень нравиться участвовать в праздниках. В этот замечательный праздник всегда с нетерпением жду своих крестных в гости. Пасха—это светлый, добрый и « вкусный» праздник !!! Карбанович Анастасия. 11 лет
О ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
Я хожу в воскресную школу, поточу что меня там учат вести себя правильно , не грубить взрослым и уважать их. Мне очень нравится слушать и изучать что-то о Боге. Всего пару лет я не знал, что есть Библия, а сейчас знаю каждую главу из этой книги. Благодаря воскресной школе я начал читать книги о Боге. У меня все стало получаться в жизни, ведь мне помогает вера в Бога. В воскресной школе я узнал о причастии, исповеди и проповеди. Мне нравится ходить в Воскресную школу. Барановский Даниил. 13 лет
Тема урока : «Подготовка к сочинению – описанию (с элементами повествования) Храма Василия Блаженного»
Оборудование и материалы :
фотоизображение собора, план собора,
таблица архитектурных украшений
Цели:
-познакомить с историей создания собора;
-дать представление о значении собора в истории русского народа -дать знания о специальной (архитектурной) лексике
-учить создавать текст по предложенному плану
-воспитывать гордость, патриотические чувства.
Ход урока :
Вступительное слово учителя:
Сегодня на уроке мы будем готовиться к описанию памятника древнерусской архитектуры. Мы будем говорить об одном из самых величественных, красивых и всемирно известных соборов — Покровском соборе, есть другое его название — храм Василия Блаженного. Это одно из семи чудес света. Об этом храме известный искусствовед Михаил Владимирович Алпатов писал, что « в нем русская архитектура достигла зрелости и классического совершенства».
• Знаете ли вы, где расположен храм Василия Блаженного? (Храм Василия Блаженного расположен в Москве на Красной площади.)
• Кто из вас бывал на Красной площади и видел этот храм? (Учащиеся говорят о том, кто и когда видел храм.)
• Какое впечатление произвел на вас этот храм, когда вы впервые увидели его?
У каждого из вас на столе лежит фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? Что же вам мешает описать храм, изображение которого — перед вашими глазами? (не хватает слов. Для того чтобы описать его, необходимо знание архитектурных элементов, деталей собора.)
-
Уч: Тема сегодняшнего урока:
Подготовка к сочинению-описанию собора Василия Блаженного.
-
Цели нашего урока:
побольше узнать о соборе, познакомиться со специальными словами, которые помогут нам в его описании.
-
Уч: Собор не только радует нас своей красотой, но и напоминает о славе предков, о боевых победах, о древних зодчих, умевших создать удивительную красоту, о великом труде людей, которые возвели храм в самом сердце нашей Родины.
-
Знакомство с историей.
Уч: А теперь представим, что вы на Красной Площади с младшим братом, который увидел храм первый раз. Что вы можете рассказать о нем ? Почему затрудняемся в его описании? (Не хватает фактов: где, когда был построен).
«Историки»:
«В середине 16 века были сложные отношения с Казанским царством. Московские князья не раз предпринимали походы на Казань. В 1552 году наконец овладели Казанью. В ознаменование победы на площади у Кремля был построен Покровский собор, названный так в честь праздника Покрова.
Царь Иван Грозный пригласил русских мастеров Барму и Постника и «повеле им здати церкви каменны заветныя восемь престолов».
Уч: Есть ли у вас вопросы к историкам?
(Да, почему собор называется другим именем)
«Иван Грозный был жестокосердым. Никто не осмеливался ему перечить, за исключением одного –это юродивый Василий—по старинному—Блаженный.
Сын Ивана Грозного Федор после смерти Василия Блаженного велел похоронить его в храме. А над его могилой построили 10-ю главку. Так со временем Покровский Собор стали называть именем Василия Блаженного».
-
Уч: Теперь мы знаем, когда строился храм, почему так называется. Можем ли теперь описать?
(не хватает слов, архитектурных терминов)
Гоголь как-то сказал: «Архитектура—это каменная летопись мира». А прочитать мы ее сможем с помощью человека, который учит нас и рисовать, и читать эту каменную летопись.
«Насколько велик и ценен опыт построения собора, говорит легенда, по которой царь, чтобы не смогли построить еще подобное произведение, велел ослепить зодчих—Барму и Постника.
Какова же архитектура этого шедевра, на какие детали делится храм?
Центральная башня—самая большая и высокая. Форма ее—шатер. Увенчана куполом, который напоминает луковицу. Полукруглые украшения—кокошники. Почему так названы? Похожи на праздничные головные украшения русских женщин. 3 убывающие яруса—членение объема.
Окна—узкие, щелевидные—бойницы (вести бой).
Башни по сторонам света—столпообразные, многоярусные. Купола венчают кресты.
Диагональные башни—самые маленькие.
Окаймляет храм гульбище, или галерея. Ее окаймляют детали: арки, которые образуют своды.
Особых слов восхищения заслуживают порталы—входы, которые состоят из колонн, вверху шатер, все они соединяются лестницами.
И 10-я церковь—престол с мощами Василия Блаженного».
-
Уч: Писатель Волков сказал, что «собор Василия Блаженного как прекрасный цветок».
Давайте вместе опишем лепестки этого цветка.
План сочинения «Собор Василия Блаженного—памятник русской старины:
-
Храм Василия Блаженного—часть русской истории.
-
Чудо русской архитектуры.
-
Композиция.
-
Центральная башня.
-
Башни по сторонам света и диагональные.
-
Галерея и порталы.
-
Словарная работа:
Зодчие — строители, архитекторы
Храм — собор, церковь
Возводить (здание) — сооружать, воздвигать, строить
четверик и восьмерик…
-
Итоги, вывод:
Собор Василия Блаженного—не только образец красоты и величия, но и часть истории народа русского. В жизни разного рода случаи бывают: будь то вопросы младшего брата или встреча с людьми из других стран. Теперь мы наверняка сможем и рассказать о несравненном чуде архитектуры, и сами почувствуем сопричастность к великой истории Земли Русской.
Покровский собор был построен в 1555-60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.
Собирание рабочих материалов
• Неповторимый памятник родной русской старины — собор Василия Блаженного — цветет, по словам А. Волкова, «как прекрасный цветок, как песня, запечатленная в камне». Давайте вместе рассмотрим собор. Мы выяснили, что центральная башня собора — Покровская. Что ее отличает от остальных башен? (Она не только самая большая, но и самая высокая.)
• Что напоминает ее форма? (Ее форма напоминает шатер.)
• Чем увенчана церковь? (Церковь увенчана куполом.)
Какова форма купола, что она напоминает? (Форма купола напоминает луковицу.)
• Башня выглядит необычно, красиво благодаря расписным полукруглым украшениям. Вы уже знаете, что эти украшения называются кокошниками.
Как вы думаете, почему они так названы? (Эти украшения называются кокошниками, так как они по форме напоминают женский головной убор — кокошник.)
• В этой башне три яруса. Уточните по словарю, что такое ярус? (Ярус — это убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.) Найдите ярусы башни на фотографии собора.
• А что представляют собой окна? (Окна узкие, щелевидные.)
• Как назывались на Руси такие окна? (Окна назывались бойницами.)
• Почему эти окна так назывались?
(Окна раньше служили не только для того, чтобы пропускать свет в помещение, но при необходимости из них можно было вести бой и наблюдать за врагом.) Верно, но в храмах эти узкие вытянутые окна выполняли еще одну важную функцию — они служили для украшения собора. Посмотрите, как «вписались» бойницы в общую композицию собора, как они гармоничны и естественны на башнях. Рассмотрим четыре башни по сторонам света. Какова их форма? (Башни столпообразные, многоярусные.)
• Какие элементы использовались для их украшения? (Различной формы кокошники, бойницы, украшенные треугольными стрелами.)
• Итак, мы с вами, во-первых, рассмотре-ли ряд слов терминологического характера, которые необходимы, чтобы описать памятник древнерусского зодчества; во-вторых, определили, что сочинение мы будем писать в художественном стиле с элементами научного, где употребление этих слов традиционно; в-третьих, выяснили, что при написании сочинения можно пользоваться «высокими словами, необходимыми для описания памятника древнерусской архитектуры; в сочинении будут уместны также эпитеты, сравнения, другие средства художественной выразительности.