1. Эпиграфом к роману «Капитанская дочка» Пушкин сделал известную русскую пословицу — «Береги честь смолоду». Это главная тема всего произведения, напутствие отца сыну и совет автора молодому поколению. Почему это важно? Потому что поддавшись слабости, страху или малодушию легко растерять честь и благородство, а вот вернуть их сложно.
2. Автор создаёт образ Швабрина, чтоб показать путь предательства и бесчестья. Неоднократно он прибегает к уловкам, клевете, лжи, хотя они лишние в мирной жизни.
Зато в трагических событиях захвата крепости мятежниками Швабрин показывает свою натуру ярче — он моментально переходит на сторону тех, кто сильнее.
3. Полная противоположность Швабрина — Петр Гринёв. Ему всего 16 лет, но он понимает, как важно быть человеком чести. Внутреннее благородство не позволяет ему отречься от присяги и перейти на сторону бунтовщиков. Это же чувство помогает ему увидеть во враге Пугачёве не только злодея. Поэтому Пётр оценивает все поступки Пугачёва — и плохие, и хорошие.
Искренность и абсолютная честность Гринёва могла бы стоить ему жизни, но это не меняет его решений. Пётр скорее был готов расстаться с жизнью, чем поступить бесчестно.
4. Поступать по чести и совести стараются и другие герои романа. Капитан Миронов и его супруга погибают, но остаются верными своим принципам. Маша Миронова, впитавшая лучшие качества своих родителей, также старается «беречь честь смолоду». От мятежника Пугачёва никто не ждёт, что он будет вести себя благородно, однако он ведёт себя последовательно. Спасая Машу, он узнаёт, чья она дочь, но отпускает её.
5. Пушкин подчеркивает: даже в сложных ситуациях с угрозой для жизни важно оставаться человеком чести.
Это порождает в человеке внутреннюю уверенность в нравственной правоте, и она передаётся окружающим.
Поэтому Гринёв избежал смерти от рук бандитов, поэтому он в глазах Пугачёва стоял выше предателя Швабрина. По этой же причине осуждённый Гринёв заслужил помилования: в его действиях не было измены, и правда дошла до императрицы. Гринёв показывает читателям пример того, как нужно дорожить честью с юных лет.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Береги честь смолоду по рассказу Капитанская дочка
Главной проблемой романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — проблема сохранения чести. Именно поэтому эпиграфом к своей повести Пушкин выбрал народную поговорку «береги честь смолоду».
Кодекс чести и следование ему в пушкинских произведениях является обязательным качеством положительного героя. У главного героя произведения Петра Гринева эта добродетель возведена в Абсолют, придавая его судьбе трагизма. Кодекс чести выработан не самим Петром, он надиктован обществом и самой природой. Правила, которым он следует, это не просто сословный предрассудок. Согласно пушкинскому мировоззрению, человек, лишенный чести, должен быть немедленно осужден обществом и отвергнут им.
Именно этот кодекс мешает Марии Мироновой и Петру вступить в желанный брак, поскольку дочь капитана не желает выходить замуж за молодого дворянина без родительского благословения. Но и этот Кодекс Чести помогает героям сохранить лицо во время разгулявшегося восстания Емельяна Пугачева.
Полной противоположностью Петру выступает Швабрин. Он, подобно лакмусовая бумажка, показывает, что не так страшен беглый разбойник вроде Пугачева, сколько опасен офицер, лишенный чести и даже в заключении остающийся ничтожно мерзким человеком.
Гриневу из всех бунтовщиков симпатичен только Пугачев, который хотя и бунтовщик, но видно, что вступил на эту дорогу не от хорошей жизни. Только Кодекс Чести не позволяет молодому офицеру перейти на сторону восставших и всячески защищать главный символ произведения – Марию Миронову. Девушка для Швабрина – глупая капитанское дитя, с которой можно делать что пожелаешь, а для Пугачева – несчастная сирота. И только Гриневу Мария предстает дамой сердца, за которую можно отдать жизнь.
Своим произведением Пушкин подчеркивает, что благородные люди всегда будут вознаграждены за свои поступки. Так и Екатерина II не смогла устоять перед рассказом Мироновой о судьбе Петра, когда тому грозило наказание. Перед силой Кодекса Чести не могут устоять ни бунтари, ни даже правители.
Вариант 2
Основная идея произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заложена в простой русской поговорке «Береги честь смолоду», которая и послужила эпиграфом е произведению. В повести автор затрагивает важные жизненные вопросы, а именно: как следует поступить человеку в ситуации морального выбора, на что ему надеяться и от кого ждать поддержки в сложной ситуации. Писатель убежден, что сохранить себя и не потерять человеческое лицо может только тот, кто обладает чувством собственного достоинства.
Отец учит сына, чтобы тот служил верно, исполнял приказы начальников, не прислуживался, но и от обязанностей не уходил, и самое главное, чтобы несмотря ни на что в любой ситуации сохранял честь и достоинство. Всем этим указанием Петр следовал неотступно, оставаясь верным отчизне, императрице и своему долгу перед страной. Даже под страхом смерти Гринев отказывается дать присягу Пугачеву. Тот, в свою очередь, изумляется искренности и храбрости героя, убеждения и поступки которого вызывают в нем настоящее уважение. Пугачев отпускает Гринева «на все четыре стороны».
Тема повести посвящена не просто воинской чести, а чести в широком понимании. Практически все герои повести ею наделены, даже «безжалостный разбойник» Пугачев. Он помогает героям выбраться из разбушевавшейся метели, за что Гринев дарит ему свой тулуп. На тот момент они еще не знали, с кем их столкнула судьба. Пугачев расценивает такой поступок как достойный благородства и уважения. Он вспоминает его, когда спасает жизнь Петру и его дядьке. В другой раз он освобождает из плена Машу Миронову, поскольку считает непозволительным обижать девушку, а тем более сироту.
В противовес Пугачеву писатель ставит совершенно другой образ – Алексея Швабрина. Этот человек начисто лишен чести и самоуважения. С самого начала Швабрин поступает недостойно, когда очерняет имя отвергнувшей его девушки. Затем он переходит на сторону казаков, позабыв о долге и присяге. Далее Швабрин силой пытается добиться согласия Маши Мироновой выйти за него замуж. Девушка согласна принять смерть, нежели стать женой такого ужасного человека как Швабрин.
После ареста Гринева Бесстрашная девушка решается пойти к самой императрице, чтобы добиться освобождения ни в чем не повинного человека.
Судьба щедро одаряет героев повести счастливым воссоединением. Произведение А.С.Пушкина учит тому, что самыми верными помощниками в сложных жизненных ситуациях являются честь и достоинство.
Сочинение «Береги честь смолоду»
Честь – это внутреннее достоинство человека, верность своему слову, преданность, честность. Человек с молодых лет должен быть верен своему долгу, своей чести. Если он утрачивает честь, то её уже трудно вернуть.
В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» центральной является проблема долга и чести. В ней противопоставлены два героя: Гринёв и Швабрин. События, описанные в произведении, происходят в 1773 году во время Пугачёвского бунта. Оба героя служат в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, оба влюблены в капитанскую дочку Марью Ивановну. Но ведут себя офицеры по-разному. Получивший отказ на предложение руки и сердца Швабрин порочит имя девушки, а Гринёв защищает честное имя Маши Мироновой на поединке.
По-разному ведут себя герои и в момент захвата крепости пугачёвцами.
Швабрин сразу же переходит на сторону бунтовщиков, забывая о своей офицерской чести. Гринёв остался верен клятве императрице, помня наказ своего отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».
В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» проблема чести и бесчестия раскрывается на примере двух образов. Один из них – любимый опричник царя Ивана Васильевича – Кирибеевич, который гордится тем, что богат, что есть у него роскошная одежда, острая сабля, боевой конь, но счастья это ему не приносит. На царском пиру Кирибеевич объясняет свою грусть и тоску неразделённой любовью к одной красавице. «Лукавый раб» не признаётся царю в том, что красавица эта в Божьей церкви перевенчана, понимая, что его страсть беззаконна, бесчестна, но не может побороть в себе это чувство. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Тёмным вечером Кирибеевич подкарауливает купеческую жену Алёну Дмитриевну и. признаваясь в любви, начинает целовать и обнимать женщину на глазах у соседей. Узнав о позоре своей жены, о том бесчестье, которое нанёс ему и его семье Кирибеевич, Калашников решает биться за правду с царским опричником до последнего. В кулачном бою Калашников одерживает как нравственную, так и боевую победу над своим врагом. Но купец не хочет признаваться царю, зачем убил Кирибеевича «вольной волею», потому что не хочет бросать тень позора и бесчестия на свою семью.
Мы видим, что один герой поступает бесчестно, поэтому имя его не сохранилось в народной памяти. Другой герой следует закону чести, отстаивает народную правду, противостоит беззаконию царского опричника, и поэтому его имя сохранилось в народной памяти.
Проанализировав произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, мы пришли к выводу, что потерять своё доброе имя и честь легко, а сохранить трудно, поэтому нужно беречь честь смолоду. (379 слов).
Полезный материал по теме:
- Береги честь смолоду Что значит для меня честь?
- Береги честь смолоду
- Сочинение «Береги честь смолоду»
- Известная пословица гласит: «Береги честь смолоду, а платье снову»
- «Берегу честь смолоду»
Сочинение Береги честь смолоду (Капитанская дочка)
Одной из центральных тем, волновавших писателей во все времена, — размышления на тему понятия о чести, являющейся основным нравственным символом человека.
В произведении тематика долга, благородства, чести раскрывается автором на примере главного героя повести Петра Андреевича Гринева.
Петр – представитель семейства старинного рода, получивший достойное образование и соответствующее воспитание. Единственным и верным примером честного и добропорядочного человека для юноши является его отец.
Обладающий богатым жизненным опытом, Андрей Петрович воспитывает сына в строгости, уважению к старшим, стараясь вырастить из него порядочного и достопочтенного члена общества.
Первое проявление достойного поведения Петра Гринева случается в момент его направления к месту службы, когда юноша должен заплатить крупную сумму денег, проигравшись в бильярд. Несмотря на уговоры старого слуги Савельича уклониться от возврата долга, Петр решает поступить по совести и полностью расплачивается с долгами.
Затем Гринев за оказанную услугу благодарит случайного встреченного оборванца, одев его в теплый тулуп, проявив сочувствие и бескорыстие.
В дальнейшем Петру не раз приходится отстаивать свою честь, защищая от нападок корыстного Швабрина свою любимую девушку Машу Миронову. Гринев вызывает оскорбившего возлюбленную Швабрина на дуэль, в которой оказывается проигравшим из-за бесчестного поступка оппонента.
Автором четко прослеживается мысль, что воспитание в человеке нравственных и моральных принципов не зависит от полученного им образования. Швабрин является высокообразованным мужчиной, увлекающимся чтением и искусством, однако живущим низкими и подлыми страстями.
Яркой иллюстрацией темы чести представлены автором события, произошедшие во время пугачевского бунта, когда сам Пугачев проявляет к благородному Гриневу глубокое уважение и прислушивается к его мнению, поскольку не лишен великодушия и чувства благодарности. Стоя на эшафоте в преддверии смертного наказания, предводитель видит Гринева и кивком головы прощается с ним.
Попав в гущу событий народного восстания, Петр оказывается арестованным по доносу, но от смертной казни его спасает возлюбленная, сумевшая убедить императрицу в порядочности и патриотизме русского офицера. В финале произведения влюбленные обретают долгожданное счастье.
Повествуя о судьбе обычного военного, испытавшего немало жизненных трудностей, автор с уверенностью утверждает о великой силе человека чести, о решающем значении поступков каждого гражданина, осознающего понятия о добре и зле.
Итоговое школьное сочинение на тему: «Береги честь смолоду».
Береги платье снову, а честь смолоду. Всем на слуху старинная славянская пословица. Многие ее понимают, но не многие способны следовать столь суровому наказу. Всегда по жизни проще тем людям, кто впоследствии никогда не станет задумываться над прожитой жизнью, над своими недостойными поступками. Но никто не позавидует тому, кто, единожды поступившись честью, сожалеет и мучается из-за совершённого всю жизнь. Однако это все не про героя великого русского поэта Пушкина А.С.: поступая согласно нравственного учения отца — беречь честь смолоду, Гринев не испытывает угрызений совести, вспоминая два года из своей юности.
Утрата чести и достоинства — есть падение нравственных и моральных установок, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли страны, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности. О чести Петр помнил даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться жизнью. Это подтверждает случай с дуэлью. Причем здесь Гринев сражается не за свою честь, а за честь любимой девушки. Простить Швабрина, бесстыдно порочащего Машу Миронову только потому, что она отказала ему, Гринев не мог. Честь дворянина и благородного человека не позволяла молодому человеку сделать этo. Можно возразить, что Швабрин тоже был дворянином. Но в этом •и ответ: быть благородным, поступать по велению совести — удел не только дворян, сословие здесь не имеет значения, здесь важно воспитание, атмосфера, в которой растет человек. Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье. Честь отличает и супругов Мироновых, участников повести. Всю жизнь служившие императрице, не один раз встававшие на защиту крепости, эти люди предпочли честно умереть, чем сдаться противнику.
Повесть имеет концовку классической мелодрамы: “Огорченная ссылкой возлюбленного, в которой видит только свою вину, Маша едет в Петербург рассказать правду императрице. Счастливый случай сводит ее с дамой, приближенной ко двору, которая впоследствии и оказывается самой императрицей. Справедливость восторжествовала: приказ о ссылке Петра Гринева был отменен”.
Конечно, финал не без оттенков иронии, но это не случайно: Александр Сергеевич хотел показать, что благородный человек сохраняет достоинство в любой ситуации, а честь, благородство не останутся незамеченными, неоцененными. Доброе в человеке делает человеку добро — так должно быть и так бывает.
Другое Итоговое сочинение
«Береги честь смолоду» (по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Оборудование урока:
мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация «Пушкин», раздаточный материал: таблица «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина», словарные статьи слова «честь» по толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и по толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.
Опережающие задания:
- Выяснить значение слова «честь».
- Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»
Цели урока:
образовательные:
- обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
- проследить развитие характера Петра Андреевича;
- обучение сравнительной характеристике героев;
- познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
- дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;
развивающие:
- развивать умение учащихся анализировать текст;
— развивать способности к умозаключениям;
- развивать навыки работы со словарями;
воспитывающие:
- воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
- включить учащихся в философский поиск;
— воспитывать любовь к художественным произведениям.
Словарная работа:
Честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.
Ход урока.
Береги честь смолоду.
Пословица.
I. Оргмомент. Объявление темы урока, целей, эпиграфа.
– Здравствуйте, садитесь.
– Сегодня мы с вами проводим урок, тема которого «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва». Откройте тетради по литературе и запишите сегодняшнюю дату и тему. В качестве эпиграфа нашего сегодняшнего урока я взяла пословицу «Береги честь смолоду», ставшей эпиграфом произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».
– На сегодняшнем уроке мы попытаемся обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва, в ходе работы увидеть те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с разными людьми.
II. Вступительное слово учителя.
170 лет назад у А.С. Пушкина возник замысел повести… «Капитанская дочка» А. С. Пушкина закончена 19 октября 1836 года, за три месяца до трагической гибели поэта. Последнее большое произведение, писавшееся три года… Естественно, что нужно отнестись к нему внимательнее, пристальнее всмотреться в его героев, постараться понять его «сверхзадачу», его смысл.
В марте 1833 года, работая над историей пугачевского бунта, Пушкин среди архивных документов находит следственные материалы по делу молодого офицера, взятого в плен Пугачевым и помилованного им. Почти невероятные, но при этом достоверные события превосходили любой художественный вымысел.
Пушкин входит во все подробности судьбы офицера, уже любя его как своего героя.
Написание произведения Пушкин намечает на осень, но еще в начале августа пишет предисловие к нему. Это предисловие будет потом отвергнуто самим автором, и «Капитанская дочка» начнется сразу с первой главы.
Предисловие замечательно уже хотя бы тем, что в нем найдена та неповторимая интонация, которая составляет, быть может, главное обаяние «Капитанской дочки». Повесть о своей жизни отец рассказывает сыну, очевидно, мальчику лет десяти. «Любезный мой друг, Петруша!»- с этих слов начинается рассказ. Не назидательный урок, а домашнее предание.
Итак, в пятницу, 4 августа 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия. Кажется, найдены верные определения действительно прекрасных качеств героев. Но Пушкину вдруг видится, что и отвращение к низкому, и страх причинить несчастье — это следствие каких-то более важных и всеобъемлющих качеств. 5 августа автор возвращается к рукописи и вносит правку: «…сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство».
Предисловие становится благословением для героев, отправляющихся в дальнюю дорогу навстречу неизвестности. Их милые образы еще не легли на бумагу, но они уже поселились в душе. Пройдет еще много месяцев, прежде чем повесть тронется, как весенняя река. И тогда навсегда войдут в наше сердце капитанская дочка голубушка Маша Миронова, пылкий и отчаянный Петр Гринёв, неусыпно заботливый Архип Савельевич, которого поначалу, в черновиках, Пушкин звал Степаном.
И вечно будут виднеться в метельной непогоде огоньки Белогорской крепости, где нас ждут добрые старики Мироновы. Где никто не боится никаких «супостатов», но Иван Игнатьич для порядка чистит чугунную пушку… Окончив работу, старый поручик садится на пригреве, на прошлогоднюю жухлую траву и, улыбаясь, вглядывается в дорогу… «Счастливый путь и дай Бог вам!..»
Короткое предисловие к «Капитанской дочке» стоит того, чтобы о нем вспоминали не только литературоведы: в нем, кроме чисто художественных достоинств и подробностей, необходимых для понимания повести, таится еще что-то очень важное для нас, читателей. Очевидно, это нравственная твердость пушкинского рассказчика, уверенность в различении добра и зла.
III. Обсуждение прочитанного.
− Кто является рассказчиком в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»? (Пётр Андреевич Гринёв.)
− Каким предстаёт рассказчик в самом начале повествования? (Недорослем. Петруша Гринёв бездельничает, лазит на голубятню, с пренебрежением относится к учёбе. Его балует маменька. — Запомните описание этого героя, впоследствии в литературе мы встретим похожего героя в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» — образ Митрофанушки.
Молодой, неопытный и наивный, он страстно хочет повзрослеть, но для этого он часто выбирает не те способы: игра на бильярде, пьянство, дерзость с Савельичем. Но в душе он добр и стыдится плохих поступков, которые совершает по неопытности.)
− Одна из задач нашего сегодняшнего урока – проследить становление характера главного героя. Давайте вспомним, с чего началось взросление героя. Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? Какие события, люди повлияли на судьбу Гринёва. Вследствие чего из Петруши он становится Петром Андреевичем Гринёвым?
− Итак, когда, с какого момента судьба Петруши переменилась? (С того момента, когда отец решил отправить его на военную службу.)
− Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми не только в данной повести, но и в литературе вообще? («Прощай, сын. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». – Тоже можно провести параллель с эпизодом из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отъезд Андрея Болконского на войну.)
− Как вы понимаете слова отца? (Он говорит о долге, чести, благородстве, верности слову.)
− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь? (С игры на бильярде, проигрыша Зурину ста рублей.)
− Почему путники попадают в буран, кто их спасает? (Из-за упрямства Петруши, юношеского максимализма. Спасает вожатый, который указывает дорогу.)
− Как отблагодарил Петруша своего спасителя? (Пожаловал ему заячий тулупчик.)
− Как отнёсся к поступкам Гринёва Савельич? (Был недоволен, возмущён убытком, ворчит и возражает; считал, что Петруша не отдаёт отчёта в своих поступках.)
− Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича? (Неправильно повёл себя с Савельичем, но долг честного человека – отвечать за свои поступки, поэтому правильно поступил, что отдал долг Зурину, пожаловал тулупчик спасителю.)
− Запомните эти вехи становления Петра Гринёва. Чуть позже мы построим схему развития характера главного героя. А лучше понять Петрушу нам поможет другой герой повести. Как вы думаете, какой? (Верно, Алексей Иванович Швабрин.)
− Что вы узнаёте о Швабрине и от кого? (От Василисы Егоровны. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за дуэль. Он стал причиной гибели человека.)
IV. Составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина».
− Чтобы лучше понять характер главного героя, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина, которую будем заполнять в ходе рассуждения. Давайте посмотрим, как поступки одного и другого соотносятся с понятиями чести, мужества и благородства.
− Что мы можем выделить общего у Гринёва и Швабрина? (Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.)
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову.
Разное.
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова |
1) – Давайте начнём с того, что представляет собой эта крепость, такая ли она, какой представлял себе герой? Как проходила служба в крепости? Кто по-настоящему был в ней командиром? Какая атмосфера царила в семье капитана Миронова? В гарнизоне? (Белогорская крепость совсем не походила на крепость в полном смысле этого слова. Скорее всего, это была простая деревушка. Командиром можно назвать Василису Егоровну. В Белогорской крепости царит тёплая семейная атмосфера, солдаты и командиры с теплотой относятся друг к другу, нет официальщины. Вся крепость словно большая семья. Пётр полюбил этих людей, ничего другого себе не желая.)
— Как приняли Петрушу в семействе Мироновых? (Тепло, выказывали заботу.)
– Пушкин с теплотой и нежностью пишет об отношениях этих людей, и здесь проводится одна из самых дорогих Пушкину идей — мысль семейная. Обратите внимание на слова Фёдора Михайловича Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Почему Достоевский так сказал? Потому что в творчестве Пушкина заложены традиции, которые впоследствии получат развитие в русской литературе XIX века. В частности, мысль семейная станет одной из основных мыслей в творчестве Л.Н. Толстого, например, в романе-эпопее «Война и мир» (семьи Болконских, Ростовых).
– Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем? (Алексей Иванович Швабрин. Он единственный из обитателей крепости говорит по-французски, его разговор остёр и занимателен. Он образован, служил в Петербурге в гвардии, переведён в Белогорскую крепость за дуэль.)
− Почему Швабрин, поначалу понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать у него неприятие? (Он плохо отзывается о семействе капитана Миронова, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставил Машу. Все эти люди стали дороги Гринёву, и ему неприятно было слушать о них плохое.)
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
1. Отношение к семье капитана Миронова |
С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй. |
Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету. |
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
2. Поведение на поединке |
2) – Из-за чего возникает дуэль? (Гринёв сочинил стихотворение, посвятив его Маше. Он выносит его на суд Швабрина,искренне считая его свои другом, ожидая похвалы. Но грязные намёки Швабрина взбесили Гринёва. Он вступился за честь девушки, так как ему это велел долг дворянина, рыцаря. Швабрин, пытаясь отвратить Гринёва от Маши, добивается прямо противоположного — Петруша взглянул на Машу по-новому. Разговор с Машей и её признание, что Швабрин сватался за неё, а она отказала, довершил дело — Пётр влюбился.)
− Как ведёт себя Гринёв во время дуэли? (Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.)
− Как поступает Швабрин? (Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.)
− Хочется отметить, что А.С. Пушкин не даёт развёрнутых характеристик своим героям, о характере мы можем судить по их поступкам.
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
2. Поведение на поединке |
Сражается честно, отважно, защищая честь девушки. |
Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича. |
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами |
3)– А теперь давайте посмотрим отрывок из кинофильма «Капитанская дочка». Обратите внимание на то, как ведут себя Гринёв и Швабрин.
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами |
Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку. |
Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу. |
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
4. Отношение к Маше Мироновой |
4) – После ранения Маша ухаживает за Гринёвым, что ещё больше сближает их. Что собирается предпринять Гринёв? (Написать письмо родителям, испросить их благословения на брак с Машей.)
– Какой ответ они получают? (Отказ.)
– Как ведёт себя Маша? Готова ли она бороться за свою любовь? (Нет. Считает, что брак не принесёт им ничего хорошего без родительского благословения. Готова расстаться с Петрушей.)
– Как относится к Маше Швабрин? (Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. С приходом Пугачёва держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.)
– Как ведёт себя Гринёв после подавления бунта на следствии? (Не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.)
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
4. Отношение к Маше Мироновой |
Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство. |
Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву. |
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
5. Поведение с Пугачёвым |
Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. |
Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение. |
5) – Как ведёт себя с Пугачёвым Гринёв? (Гринев отказывается от присяги самозванцу: «Слушай, скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую. Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург».
Благородный Гринев честно признается, что не считает Пугачева царем. А Пугачев – самозванец очень грозно заявил: «Я великий государь… Так ты не веришь, что я был государь Петр Федорович?» Хотя разбойник и сам не верит, по мнению автора, в успех своего предприятия: это подтверждает и калмыцкая сказка об орле: «Лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» До этого он говорит: «Улица моя тесна; воли мне мало… при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Нам кажется, Пушкин с сочувствием относится к Пугачеву, человеку, который обманывает людей, но сам это понимает и еще очень нетерпим к лжецам: «И ты смел меня обманывать! Знаешь ли ты, бездельник, чего ты достоин?» — говорит он Швабрину.)
– Как ведёт себя с Пугачёвым Швабрин? (Это человек, для которого не существует понятий честь и достоинство. Он полон тщеславия, малодушия. Для него нет ничего святого. Оговаривает Гринева: обвиняет его в сотрудничестве с Пугачевым, в предательстве. Сам нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева в Белогорской крепости, к измене Швабрин готовился заранее: сразу же после приступа мы видим его обстриженного в кружок и в казацком кафтане.)
Критерий сравнения |
Гринёв |
Швабрин |
5. Поведение с Пугачёвым |
Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека. |
Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение. |
В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: «С честью пойдёшь по жизни – умрёшь. Против чести пойдёшь – жив будешь». Антигерой Пушкина уже сделал свой выбор. Именно во время Пугачёвского бунта проявились низость чувств, бесчестие, духовный нигилизм Швабрина.
– Какой же вывод мы можем сделать? (Гринёв и Швабрин – антиподы.)
V. Составление схемы взросления главного героя.
− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.
− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).
6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
4) Отказ присягнуть бунтовщику.
3) Поединок за честь девушки.
2) Благодарность за спасение.
1) Уплата долга за проигрыш.
– Итак, мы видим, что характер Гринёва дан в развитии. И снова мы обращаемся к словам Ф.М. Достоевского: «У нас ведь всё от Пушкина». Традиция изображения героя в развитии получила мощнейшее продолжение в русской литературе. Герои Л.Н. Толстого, с которыми мы ещё встретимся, изображены писателем как вечно ищущие свой путь, неуспокоенные. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов. Именно такие стали любимейшими героями читателей. И напротив, желая показать всю низость души кого-либо, Толстой подчёркивал неподвижность, отсутствие духовного развития героя. В этом мы видим продолжение пушкинских традиций.
VI. Понятие чести. Работа со словарями.
− На сегодняшнем уроке мы достаточно часто употребляем слово «честь». Оно в эпиграфе, встречается в нашем разговоре. Как же поначалу понимает слово “честь” юный Петруша Гринёв? Для того чтобы нам в этом разобраться, выясним значение этого слова по словарю С.И. Ожегова и словарю В.И. Даля. (Опережающее задание было дано учащимся заранее. Они выясняли значение слова по словарям.)
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова:
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его принципы. Дело чести, долг чести.
2. Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи, честь мундира.
3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь.
4. Почёт, уважение. Воздать честь.
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля:
1. Внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души, чистая совесть.
2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
3. Высокое звание, чин.
4. Внешнее доказательство отличия, признак превосходства.
5. Оказание почтения, почёта.
– В каких значениях понимает Петруша слово “честь” в начале романа? (В четвёртом значении у Ожегова и во втором, третьем, четвёртом, пятом у Даля.)
− Мы видим, что такое понятие, как честь, Петруша Гринёв воспринимает поверхностно, оно ещё у него не сформировано.
− А в конце повествования? (Пётр Андреевич Гринёв вполне сформировавшаяся личность с устойчивыми понятиями и представлениями о чести, благородстве, мужестве.)
VII. Опрос домашнего задания.
− А что в вашем понимании значит «честь»? (Домашнее задание предыдущего урока. Ответы учащихся.)
VIII. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
− Алексей Иванович Швабрин – полная противоположность Петра Андреевича Гринева. Гринев во имя спасения другого человека солжет, но в остальных случаях, если даже ему невыгодно или даже опасно быть честным, против чести не пойдет. Когда Петруша проиграл сто рублей Зурину, «экономный» Савельич посоветовал Гриневу солгать: «Напиши этому разбойнику, что у нас и денег-то таких не водится». Но Гринев отказывается от такого совета: «Полно врать…» И всегда между честью и обманом выбирает честь и достоинство. Честь свою молодой офицер не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой.
На сегодняшнем уроке мы вместе с персонажами повести А.С. Пушкина приходим к выводу, что самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.
И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.
А.С. Пушкин-прозаик, Пушкин-психолог побуждает нас поразмыслить над такими вопросами, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование, чувство чести и собственного достоинства. Я думаю, что после этого урока вы тоже задумаетесь над этими понятиями. Мне очень хочется верить, что когда вы вырастете, то будете людьми чести, долга, исполненными чувством собственного достоинства.
«Капитанская дочка» учит нас умению вникать в пережитое нами самими, в достоинства собственной судьбы — такой, как она сложилась.
Русский мыслитель В. Розанов говорил: «Любите свою сказку. Сказку своей жизни. Жизнь каждого есть сказка, один раз рассказанная в этом мире».
IX. Домашнее задание.
Подготовить сообщения по группам:
1 группа – «Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».
2 группа – «Отношение автора к народной войне».
3 группа – «Отношение рассказчика к народной войне».
Пример 1
Александр Сергеевич Пушкин для своего произведения «Капитанская дочка» выбрал эпиграф, который является поговоркой «Береги честь смолоду». Он выбрал его неспроста, поскольку в своем романе поднимает тему сохранения чести.
Автор на примере своих героев показывает, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации. Петру Гриневу с детства прививали понятие того, что он всегда должен быть честен и порядочен. Петр получил отличное образование, ему были не чужды нравственные устои, потому что он жил среди людей порядочных. Перед тем, как отправить сына на службу его отец наказал:
“…Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”…
Хотя Петр был молод, он очень хорошо усвоил эти слова и старался поступать так, как учил отец. Когда Гринев проиграл сто рублей, он заставил Савельича отдать долг, хотя тот и был недоволен, но это было делом чести. Петр Гринев в Белгородской крепости знакомится со Швабриным, и хотя тот является дворянином, он относился к простым людям с презрением, оговорил Машу только из-за того, что она ответила ему отказом. А значит никаких моральных качеств, которые должны быть у дворянина у него не было. Петр решил защитить честь девушки и вызвал Швабрина на дуэль, хотя это и было запрещено, но он не мог так просто оставить это дело.
Когда же Пугачев захватил крепость, Алексей Швабрин перешел на его сторону, потому что понял, что он выигрывает. Он решил, что неважно, на чьей ты стороне, плюнул на верность родине и на то, что присягал на верность отчизне и императрице. А вот Гринев ни при каких обстоятельствах не предал бы родину, он предпочел смерть. От виселицы его спасло то, что во время его первой поездки в Оренбургскую область по доброте душевной он пожертвовал Пугачеву свой тулуп, хотя и не знал кто был тот человек. Емельян тоже не лишен чести совсем, он помиловал Гринева в память о добром поступке Петра. Гринев потом также приходит на казнь Пугачева, чтобы выказать благодарность за спасение Маши.
Пушкин хотел в своем произведении показать, что слово честь не пустой звук для многих людей, и нужно стараться быть благородным, тогда удача будет на твоей стороне. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше злобы и подлости.
Пример 2
Стала крылатой цитата из романа Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», которая гласила: «Береги платье снову, а честь смолоду». Что означает это выражение?
Именно такой наказ дает отец Петра Гринева перед тем, как отправить сына служить в Белогорскую крепость. Главный герой старался его свято чтить и соблюдать на протяжении романа. Как бы ни было тяжело, главный герой всегда поступает по совести, делал благородные поступки, старается не запятнать свою честь. Так, Петр Гринев отдает заячий тулуп проводнику, просто потому, что тот легко одет во время зимней стужи. Вроде мелочь, но показывает доброту и благородство человека. Именно из таких мелких деталей и составляется характер личности. Например, мы понимаем низость Швабрина не тогда, когда он перешёл на сторону Пугачёва, а в тот момент, когда оклеветал Машу Миронову в личных целях. Далее Пётр продолжает делать поступки, которые не могут быть не благородными. Он бережёт честь, прежде всего, потому, что он всем говорит правду, никому не врёт. Так Емельян вспомнил главному героя и пригласил присоединиться к войску. Однако Пётр Гринев был искренен с бунтовщиком и ответил, что дал присягу государыне и не может её нарушить, даже если бы и хотел. Именно честность главного героя удивляет и трогает Пугачёва, что будет заметно далее в повествовании еще не раз. Пётр поступает по совести, благородно даже тогда, когда это кажется неправильным действием. С одной стороны, просить у Пугачёва помощи и заступничества в спасении Маши, по сути, может считаться даже предательством. Но с другой, важнее и благородней вытащить из крепости девушку, возлюбленную, находящуюся в беде. Далее Петра снова спасает именно честность в общении с Пугачёвым, так как он даже осмелился спорить и не соглашаться с предводителем бунтовщиков, что поразило Емельяна (эпизод после сказки про калмыцкого орла) и заставило его еще больше уважать юношу.
«Береги честь смолоду!», — принцип, описанный Александром Сергеевичем Пушкиным в романе «Капитанская дочка». По этому правилу старается жить главный герой произведения, несмотря на все трудности на своём пути. Пётр Гринев – благородный, добрый, честный человек. Именно его принцип и привел в итоге главного героя к счастью. Я думаю, есть люди, которые, прочитав этот роман, задумались и начали следовать этому правилу и в реальной жизни.