Тема 1.
Согласны ли вы с мнением критика Д.И. Писарева: «Умереть так, как умер Базаров, — всё равно что сделать великий подвиг»? (Анализ эпизода из 27 главы романа Тургенева «Отцы и дети»)
I. Вступление. Что такое смерть? Какой она бывает? Может ли человек лгать перед смертью? Смерть Базарова – важный момент в понимании сущности героя.
II. Основная часть.
1. Умирающий Базаров – человек, переживший глубокий духовный и мировоззренческий кризис.
1.Взгляды и убеждения Базарова в начале романа.
2.Испытание любовью как начало духовного и мировоззренческого кризиса героя.
3.Второй круг духовных странствий Базарова – это путь к его трагическому одиночеству.
4.Второй приезд к родителям. Изменения, произошедшие с Евгением.
5.Было ли случайным заражение Базарова? Каковы причины этой досадной оплошности?
6.Как ведёт себя Евгений перед смертью? (изменилось ли его отношение к родителям? кого он хочет видеть и почему?)
2. Сцена смерти Базарова – одно из самых сильных и трогательных мест романа.
1.Приезд Одинцовой.
2.Разговор Анны Сергеевны и умирающего Базарова:
а) признание Базарова в любви к Одинцовой;
б) желание «умереть прилично»;
в) проникнутые любовью слова о родителях;
г) размышления о своей нужности России («Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?);
д) поэтичное прощание с любимой женщиной («…Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»).
3. Почему автор решил, что главный герой его романа – Базаров – должен умереть? («Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» Д.И. Писарев)
III. Заключение.
«Новый» Базаров, которого мы увидели в сцене смерти, — это человек, достойный любви и глубокого уважения. (- что нового мы увидели в Базарове? — почему он достоин уважения?)
Возвращаясь к высказыванию Д.И. Писарева…
Тема 2.
Что временное, а что вечное в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
I. Вступление.
Идет уже второе столетие чтения романа Тургенева «Отцы и дети». В чем причина этой популярности? В вечных проблемах, которые волнуют не одно поколение. Актуальные вопросы: дружба, любовь, человеческие взаимоотношения, смысл жизни.
II. Основная часть.
1) Какие вечные темы раскрываются в романе?
1. Дружба (Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров) — Что привлекало Аркадия в Базарове?- Как относится к дружбе Базаров?
2. Отцы и дети ( Аркадий и Николай Петрович, Евгений Базаров и Василий Иванович Базаров)
— Как Николай Петрович пытается понять сына?- Как относятся родители Базарова к сыну?- Как относится Базаров к родителям?
3. Сложность человеческих взаимоотношений. ( Базаров и Павел Петрович Кирсанов)
— Что является предметом спора Павла Петровича и Базарова? а) аристократизм; б) искусство; в) наука; г) общественный строй; д) русский народ; е) пути переустройства мира; ж) природа.
4. Любовь. На страницах романа «Отцы и дети» можно встретить несколько разных типов любви:
1) Любовь братьев Кирсановых к Фенечке
2) Любовная история Павла Петровича к княгине Р.
3) Отношения Аркадия и Кати.
4) Наиболее яркая история любви случится в романе у Евгения Базарова.
5. Смысл жизни (Ради чего человек должен жить?)
2) Что оказывается временным?
1) Нигилизм как противоречащее самой жизни, природе учение;
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – «ничто») – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
2) ненужные идейные споры;
3) Почему роман не заканчивается смертью Базарова? В чём смысл эпилога?
III. Заключение.
Возвращение к тезисам вступления и ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения.
Таким образом, можно сделать вывод:
Раздаточный материал.
Рабочий лист ученика. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Тема: Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.
План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
2.1. О чём говорит портрет героя?
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ
2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
1. Клише для вступления (примеры).
Важно! Во вступлении мы формулируем проблему или тему: тот вопрос, который будем раскрывать или — что является предметом нашего рассуждения.
Пишем в конце вступления. Например: «базаров — «новый герой» или трагическая личность? Кто же он?
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?
Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.
Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.
Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб — признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде — один из принципов ……. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к………
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего».
Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких ….., не склоняется……
Наука и познание мира опытным путем.
Вывод:
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.
Тезис:
Тургенев проводит своего героя через испытание любовью…. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Закоренелый нигилист…….отрицает любые романтические чувства…влюбляется.
Вывод: Базаров оказывается способен…..
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.
Тезис:
Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с……..
………касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …….. по отношению к……. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа…….. Базаров считает….. Герои спорят о роли………дворянство. Об отношении…….. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.
Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.
Вывод: Трагичность положения героя в том,,,,,,,
2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек……….ещё никто не спасовал….. отрицает (отрицающий) романтизм……. доверяет своим идеям……. мысль об ошибке……. уныние. Будет наказан: врачебные занятия….. роковыми…….медицина……..он почитал……… не сможет…….. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова……
2. 6. Автор и его герой.
Тезис: Автор считал…… время Базарова не пришло…….возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.
Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной
сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не
достиг своей цели».(И.С.Тургенев)
Вывод:
Заключение:
3. «Вечно живой образ».
Вариант 1.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Вариант 2.
. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/397394-rabochij-list-podgotovka-k-sochineniju-po-rom
Раздаточный материал.
Рабочий лист ученика. Подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Тема: Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
Задание.
Ознакомьтесь с планом. Напишите сочинение-рассуждение, используя данные клише. Запишите свои рассуждения на месте пропусков.
План.
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
2.1. О чём говорит портрет героя?
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис героя.
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ
2. 5. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
2. 6 Автор и его герой.
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
1. Клише для вступления (примеры).
Важно! Во вступлении мы формулируем проблему или тему: тот вопрос, который будем раскрывать или — что является предметом нашего рассуждения.
Пишем в конце вступления. Например: «базаров — «новый герой» или трагическая личность? Кто же он?
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
2. Основная часть.
2.1. О чем говорит портрет героя?
Важно!Соблюдать принцип написания сочинения-рассуждения! Тезис — доказательство.
Тезис — утверждение.
Доказательства: примеры из текста, свои размышления по заданному тезису.
Тезис: Одним из способов характеристики персонажа является внешность героя.
Доказательства:
Детали портрета Б: высокий лоб — признак ума, узкие губы (надменность, высокомерие). Одежда.
Является представителем демократов-разночинцев. Демократическая манера одеваться и вести себя. Длинный черный балахон с кистями, свободные штаны из грубой ткани и простая рубаха. Не гонится за тенденциями моды, более того, презирает элегантность Вывод: Простота в одежде — один из принципов ……. чью позицию занял герой, так он чувствует себя ближе к………
2.2. Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
Тезис: Базаров придерживался одного из наиболее популярных учений того времени — нигилизма, что в переводе с латыни означает «ничего».
Доказательства: Нигилизм — это (определение). Герой не признает никаких ….., не склоняется……
Наука и познание мира опытным путем.
Вывод:
2.3. Испытание любовью — мировоззренческий кризис Базарова.
Тезис:
Тургенев проводит своего героя через испытание любовью…. мировоззренческий кризис.
Доказательства: Испытание героя любовью является классическим для жанра романа, не стал исключение и роман «Отцы и дети». Закоренелый нигилист…….отрицает любые романтические чувства…влюбляется.
Вывод: Базаров оказывается способен…..
2. 4. Базаров и Аркадий. Базаров и Павел Петрович. Базаров и родители. Базаров и народ.
Тезис:
Характер героя раскрывается во взаимоотношениях с другими персонажами романа.
Доказательства: На внешнем уровне конфликт представлен спорами Базарова с……..
………касаются разных сторон человеческой жизни. Наиболее непримиримым Базаров …….. по отношению к……. Второе, о чем ведут диалог герои — это природа. Для таких, как Николай Петрович и Павел Петрович, природа…….. Базаров считает….. Герои спорят о роли………дворянство. Об отношении…….. народ.
Базаров и родители, Аркадий, народ.
Дружба с Аркадием. Аркадий Кирсанов является одним из самых преданных сторонников Базарова. Однако сразу же заметно, насколько они различны.
Вывод: Трагичность положения героя в том,,,,,,,
2. 6. Смерть героя. Почему Тургенев приводит Базарова к смерти?
Тезис: Убеждения героя, которые он последовательно воплощает в жизнь, не могут не отразиться на его судьбе.
Доказательства: …..сильный и властный человек……….ещё никто не спасовал….. отрицает (отрицающий) романтизм……. доверяет своим идеям……. мысль об ошибке……. уныние. Будет наказан: врачебные занятия….. роковыми…….медицина……..он почитал……… не сможет…….. Вывод: Роман заставляет нас видеть в смерти Базарова……
2. 6. Автор и его герой.
Тезис: Автор считал…… время Базарова не пришло…….возможно никогда не придёт. Отношение неоднозначно.
Доказательства: «Если читатель не полюбит Базарова со всею его грубостью, безжалостной
сухостью и резкостью – если он его не полюбит, повторяю я – я виноват и не
достиг своей цели».(И.С.Тургенев)
Вывод:
Заключение:
3. «Вечно живой образ».
Вариант 1.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Вариант 2.
. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Как раскрыть тему «Отцы и дети»
Обращаясь к размышлениям над темами данного направления, прежде всего вспомните все произведения, где показаны отношения «отцов» и «детей». Проблема эта многоплановая.
Возможно, тема будет сформулирована так, чтобы заставить вас рассуждать о семейных ценностях. Тогда вы должны вспомнить произведения, в которых отцы и дети – это кровные родственники. Рассматривать в этом случае придётся психологические и нравственные основы семейных взаимоотношений, роль семейных традиций, разногласия и преемственность между поколениями внутри семьи.
Пояснения по направлению «Отцы и дети» от ФИПИ
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Формулировка проблемы
Возможный вариант формулировки – это темы, предполагающие рассмотреть конфликт между нравами представителей разных поколений вообще, независимо от родственных связей. В этом случае значительное внимание следует уделить взглядам людей, обусловленным принадлежностью к разным эпохам, формированием в разных социальных условиях.
Говоря о споре поколений, можно иметь в виду идеологический конфликт, т.е. столкновение идеологий людей, имеющих разные политические взгляды. Антагонисты данного конфликта могут быть ровесниками, но их идейные принципы могут отражать идеологию определённых социальных слоёв.
Отношения между поколениями — это не только конфликт, но и преемственность, желание передать собственную систему ценностей, окружить себя близкими людьми. Всегда ли это получается?
Как можно раскрывать тему «Отцы и дети»
Отцы и дети как вечная тема (проблема) в литературе и жизни. Здесь можно рассмотреть тему «отцы и дети» в рамках культурного, исторического аспекта, как вечную проблему. Конфликт поколений, его неизбежность, борьба старого и нового. Причины конфликта, пути решения.
-
Взаимоотношения «отцов» и «детей» (какие они бывают, какими они могут быть). Отношения в семье. Роль родителей (отца, матери, дедушки, бабушки и т.д.) в жизни человека, в становлении его характера, в его развитии. Влияние взрослых на будущее ребенка, влияние детей на родителей. Детство/Зрелость. Воспитание подрастающего поколения. Преемственность поколений.
-
Сиротство (духовное, физическое). Покровители, благодетели.
-
Зачинатели и последователи в науке, искусстве, культуре, истории и т.д.
Реальные темы 2015 года (Спор поколений: вместе и врозь»):
-
Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
-
Почему так важно сохранять связь между поколениями?
-
Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
-
«Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
-
Роль родительского наставления в жизни человека.
Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
-
В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
-
Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
-
Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
-
Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
-
Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
-
Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
-
Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
-
Является ли вечным спор поколений?
-
Всегда ли ценны заветы отцов?
-
«Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
-
В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
-
Трудно ли быть взрослым?
-
Какую роль в становлении личности может играть семья?
-
Рождается ли истина в споре поколений?
-
«Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
-
Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
-
Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
-
Почему «отцы и дети» – вечная тема?
-
Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
-
Что значит быть взрослым?
-
Важно ли человеку получить родительское напутствие?
-
В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
-
Родители и дети: спор или диалог?
-
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
Возможные темы сочинений:
-
Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
-
Спор поколений — вечный или временный?
-
Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
-
Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
-
Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
-
В чем заключается конфликт между поколениями?
-
Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
-
Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
-
Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
-
Почему конфликт отцов и детей вечен?
-
Что такое преемственность поколений?
-
Почему отцы всегда поучают детей?
-
Почему разные поколения не понимают друг друга?
-
Почему нужно уважать старших?
-
К чему ведет конфликт отцов и детей?
-
Как помирить отцов и детей?
-
Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
-
Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
-
Смысл названия романа «Отцы и дети»
-
Дети и детство в русской литературе
-
Современные проблемы детей
-
Любовь и дети
-
Роль семьи в жизни человека
-
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
-
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
-
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
-
«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
-
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
-
«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
-
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
Так или иначе эта тема присутствует почти во всех произведениях, изученных вами в школе. Но ярче всего конфликт «отцов и детей» отразился, конечно, в одноимённом романе И. С. Тургенева, в котором он является основным, сюжетообразующим, а также в пьесе «Гроза» А. Н. Островского и повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя. Хорошо представлена эта тема и в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.
В менее выраженной форме и более узкой трактовке мы обнаружим её в повестях «Дубровский» и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, стихотворении «Дума» М. Ю. Лермонтова, пьесе «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, повести «Прощание с Матёрой» В. Г. Распутина и др.
Список литературы:
-
«Гроза», А.Н. Островский
-
«Война и мир», Л.Н. Толстой
-
«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский
-
«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов
-
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
-
«Тёмные аллеи», И.А. Бунин
-
«Обломов», И.А. Гончаров
-
«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин
-
«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
-
«Вишневый сад», А.П. Чехов
-
«В дурном обществе», В.Г. Короленко
-
«Детство», А.М. Горький
-
«Расплата», В. Тендряков
-
«Завтра была война», Б. Васильев
-
«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин
-
«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов
-
«Горе от ума», А.С. Грибоедов
-
«Отцы и дети», И.С. Тургенев
Сборник афоризмов и цитат по направлению итогового сочинения 2018/2019 «Отцы и дети».
-
«Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
-
«Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
-
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
-
«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
-
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С.Пушкин).
-
«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
-
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
-
Большинство из нас становятся родителями, ещё не перестав быть детьми. Миньон Маклофлин
-
Брак — это многолетний героический труд отца и матери, поднимающих на ноги своих детей. Джордж Бернард Шоу
-
Вот уж кому не следовало бы иметь детей, так это родителям. Сэмюэл Батлер
-
Когда ребёнок подрос, для родителей самое время научиться стоять на собственных ногах. Фрэнсис Хоуп
-
Даже дьявол у себя в аду хотел бы иметь вежливых и послушных ангелочков. Владислав Гжегорчик
-
Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними. Элеанора Рузвельт
-
Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям! Джордж Бернард Шоу
-
Если вы хотите научить своих детей воровать, заставьте их подольше выпрашивать все, что вы им даете. Генри Уилер Шоу
-
Если ребёнок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку — уж не помирать ли он собрался. Ралф Эмерсон
-
Когда дети ставили отца в тупик, он отправлял их в угол. Валерий Миронов
-
Когда до моих родителей наконец дошло, что меня похитили, они не медлили ни минуты и сразу же сдали внаем мою комнату. Вуди Аллен
-
Когда имеешь дело с пятилетним ребёнком, главная опасность заключается в том, что очень скоро сама начинаешь говорить как пятилетняя. Джин Керр
-
Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. Марк Твен.
-
Когда, наконец, понимаешь, что твой отец обычно был прав, у тебя самого уже подрастает сын, убежденный, что его отец обычно бывает не прав. Лоренс Питер.
-
Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители. Веслав Брудзиньский.
-
Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало — своих родителей. Альфред Конар.
-
Ни один ребёнок не может опозорить родителей так, как родитель — ребенка. Ян Курчаб.
-
Никогда не отмечай сходства детей с их отцом: это может вызвать неприятное изумление. Станислав Ежи Лец.
-
Отцов не должно быть ни видно, ни слышно. Только на этой основе можно построить прочную семью. Оскар Уайльд.
-
Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает любовь к сыну; сын питает любовь к памяти отца. Неизвестный англичанин (XVIII в.).
-
Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую — дети. Кларенс Дарроу.
-
Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. Василий Ключевский.
Тезисы по направлению «Отцы и дети»
-
Непонимание между поколениями возникает из-за разницы мировоззрений
-
Советы родителей очень много значат для детей
-
По отношению человека к родителям можно судить о его нравственных качествах
-
Не заботиться о своих родителях – значит предать их
-
Не всегда родители несут добро своим детям
-
Многие готовы пожертвовать самым дорогим ради того, чтобы их дети были счастливы
-
Правильные отношения между детьми и родителями строятся на любви, заботе, поддержке
-
Иногда по-настоящему близким человеком становится не тот, кто родил, а тот, кто воспитал
Банк аргументов по проблеме ОТЦЫ И ДЕТИ:
И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом. Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
Своих сыновей Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью. Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но, Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство. Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
А пьесе отображены взаимоотношения крупного чиновника Фамусова и его дочери Софьи. Основными ценностями для помещика являются чин и деньги, поэтому для Софьи он присмотрел в мужья богатого полковника Скалозуба. Но его помыслы не совпадают с желаниями дочери, которая проявляет симпатию к секретарю отца Молчанину, не имеющему чинов и званий. Конфликт возникает на почве стремления отца навязать дочери свои взгляды на жизнь, без учета ее интересов.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила. Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер. Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.
К. Г. Паустовский. «Телеграмма»
Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье. Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо. Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.
С. А. Есенин. «Письмо матери»
В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом. И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Не смотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
Мотивом убийства для Родиона Раскольникова стала любовь к семье. Чтобы избежать нежеланной свадьбы сестры Дуни с надворным советником Лужиным ради улучшения благосостояния, бедный студент решается убить старуху-процентщицу и избавить мать и сестру от мук нищеты.
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность. Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.
А. Н. Островский. «Гроза»
Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену. Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.
А. Алексин «Раздел имущества»
В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и входила девочку. Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества. В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы. Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.
М. Ю. Лермонтов «Мцыри»
Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе. Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.
М. Цветаева «Бабушке»
Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
Пагубное влияние порочных родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.
И. А. Гончаров «Обломов»
В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов жил в точности, как его родители: неспешно, однообразно. Он был ленив и боялся перемен, из-за чего даже потерял свою возлюбленную. Абсолютная противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц. Он был воспитан в трудолюбивой, образованной семье предпринимателей, поэтому и вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества.
А. П. Чехов «Вишневый сад»
Проблема взаимоотношений поколений в пьесе показана в ином ракурсе, когда дети берут на себя роль родителей. Родной и приемной дочерям Раневской Любови Андреевны самим приходится разбираться с обанкротившимся семейным имением и думать о своем будущем после продажи дома и сада за долги. В то время как наивная Раневская до последнего не верит в то, что поместье отберут, а в итоге лишается всего.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Пантелей Мелехов, отец Григория, Петра и Дуняши Мелеховых, держит детей в строгости. Узнав о связи старшего сына с замужней женщиной, насильно женил его на Наталье Коршуновой. Но семейная жизнь не сложилась, и Григорий ушел на войну вместе с Петром, который оставил в отцовском доме жену Дарью. Девушка вскоре осквернила имя семьи, за что была выпорота свекром Пантелеем. Но после революции власть отца ослабевает, и дети перестают подчинятся его казачьим законам.
Б. Васильев «Завтра была война»
В центре произведения повзрослевшие школьники-комсомольцы. Искра Полякова – активистка класса, воспитывается в строгости властной матерью-комиссаром. Она резка со всеми, даже с матерью. Вика Люберецкая – девочка из интеллигентной, зажиточной семьи инженера, живет с отцом, который относится к ней с нежностью и делает всякие послабления. Искра недолюбливает одноклассницу, но, когда с Викой случается беда, – первая оказывает ей поддержку. Сама же Люберецкая не может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид.
Тема, заявленная уже в названии романа Тургенева «Отцы и дети» – это столкновение взглядов разных поколений. Она актуальна во все времена, но особенно обостряется в те моменты, когда в обществе происходят острые социально-экономические и политические перемены. Поколения оказываются на стыке двух исторических эпох, отличающихся идеологий, разного культурного контекста. В романе проблема «отцов и детей» показана через конфликт Базарова со старшим поколением, а также через отношения в семействе Кирсановых.
Больше всего разногласий между «отцами и детьми» возникает, когда Базаров озвучивает свои прогрессивные идеи отцу и дяде Аркадия Кирсанова. И хотя напрямую Базаров никого не задевает, но его отрицание всего старого болезненно отзывается в сердце старших Кирсановых. Им кажется, что нигилизм покушается на них самих. Услышав мнение Базарова о том, что «их песенка спета», Николай Петрович и его брат Павел чувствуют, что их обесценили. Их молодость уже прошла, и они живут в том периоде жизни, когда происходит переосмысление всего, чего человек достиг. Критика со стороны Базарова усиливает их собственные переживания, ведь они сами не уверены в том, что правильно жили.
Между родителями Базарова и Евгением нет острого конфликта, потому что он смягчается семейными узами. Отец и мать так сильно любят своего «Енюшу», что рады уже одному его присутствию. Они не спорят, не прекословят, сглаживают недопонимание, лишь бы сын оставался рядом подольше. Евгений терпит их чрезмерную любовь и заботу, даже старается быть мягче. Родители же растворяются в сыне и связывают с ними огромные надежды, они не живут для себя. Когда Евгений умирает, жизнь стариков теряет смысл.
Конфликт Аркадия с его отцом и дядей разрешается, когда молодой человек выходит из-под влияния Базарова. Аркадий похож на отца, поэтому повторяет его жизненный сценарий и легко выбирает те же ценности – семейно-родовые отношения, дом и хозяйство, любовь как высший смысл жизни. Поэтому Базаров одинок в противостоянии поколений.
- Сочинения
- Литература
- Тургенев
/
/
Основная тематика произведения заключается в конфликте двух разных поколений, старшего и молодого, являющемся извечной мировой проблемой. Конфликт развивается в повествовании в одном семействе, в котором молодое поколение характеризуется наличием собственных ценностей и принципов, не желая существовать под влиянием старшего поколения.
Основными персонажами произведения являются представители молодого поколения в лице Базарова и Кирсанова, а также отец последнего в качестве представителя старшего поколения.
Базаров представляется в образе нескладного человека, имеющего высокий рост, худое лицо с широким сократовским лбом, заостренным хищным носом, круглыми зелеными глазами, рыжими бакенбардами и тонкими губами.
Герой, представленный в образе Евгения Базарова, является мрачным, отстраненным от мира человеком, ведущим свою собственную борьбу, придерживаясь нигилистических взглядов. Он является трудолюбивым, умным, независимым человеком, характеризуясь как сильная личность, которой чужды аристократические принципы и какое-либо подчинение. Базаров является выпускником медицинского факультета местного университета.
Аркадий Кирсанов же представляется в качестве положительного героя, педанта, старающегося иметь опрятный безупречный вид, являющегося истинным аристократом, не стремящимся к труду.
Молодые люди придерживаются различных принципов в отношении старшего поколения, хотя и являются друзьями, поэтому Аркадий встает на сторону отца., поддерживая его точку зрения.
Старшее поколение представляется в лице отца Аркадия, Николая Петровича Кирсанова, являющегося дворянином, проживающим в собственной усадьбе, и его брата Павла, офицера в отставке, для которого офицерский долг и честь – превыше всего. Они являются полной противоположностью Базарову, с которым и происходит конфликт поколений, проиллюстрированный также темой безответной любви главного героя, обусловившей трагический финал произведения, поскольку Базаров в отсутствие взаимных чувств ощущает депрессию, приводящую его к гибели.
Тема конфликта века нынешнего и века минувшего демонстрируется автором посредством споров и столкновений главных героев, которым присущ крайний максимализм собственных убеждений, отличающийся только стремлением одного к аристократизму, а другого – к натурализму.
Рассуждение 2
Книга «Отцы и дети» является самым выдающимся творением известного писателя И.С. Тургенева. Произведение является настоящей душераздирающей историей о жизни народа. Писатель показал жизнь и проблемы простого народа. Проблемы, описанные в творении, не теряют своей актуальности.
В романе автор написал о событиях, происходивших в 1859 год. Именно в указанном году народ России испытывал экономический крах. Кроме кризиса поэт затронул проблему крепостного права. В романе автор хотел показать вражду в сословиях. Например, Николай Кирсанов не умел господствовать над простыми крестьянами как Кирсанов старший. Крепостные совершенно не уважали его и не приветствовали соответствующим образом. Раньше крестьяне не возражали помещикам. Причиной ухудшения общественной обстановки стало начало восстания людей «третьего сословия». Ярким образцом является Базаров. Герой родился в семье простого лекаря. Павел Кирсанов считал его «простолюдином». В хозяйском имении Евгений ведет себя развязно и возражает старшему поколению и ведет себя вызывающе.
В романе автор показал разногласия между молодым и старшим поколением. Главным показателем такого конфликта является Павел Петрович. Кирсанов старший придерживается старого консервативного суждения и смотрит на вещи с объективной стороны. Базаров относится к молодому поколению, который придерживается своих принципов. Он не признает устоявшиеся принципы и авторитетов того периода. Евгений занимается научными исследованиями и продвижением философии нигилизма. Его философия сильно раздражала Павла Кирсанова. После первого знакомства Кирсанов начал испытывать к Евгению сильную неприязнь, а потом ненависть. Героя раздражало все, даже жизненные взгляды Базарова. Тем самым, автор желал показать, что страна еще не готова к разрешению противоречий в обществе. Писатель считал, что будущее зависит от молодого поколения.
Кроме экономической и общественной, автор затронул тему любви. В любви нет идеологических споров. В чувствах невозможно ничего предугадать. Базаров считал любовь приземленным и примитивным явлением. Герой не смог контролировать чувства к Одинцовой. Теория Базарова рушится, когда он понимает, что влюблен в Одинцову. Его мимолетный роман длится некоторое время. Тем самым, автор описал Базарова как ловкого, умного и хитрого человека, который был сосредоточен на своих принципах. Аркадий является противоположностью Базарова. Несмотря на свои принципы, Аркадий смог открыть душу любви.
Композиция и жанр романа
Уже само название книги «Отцы и дети» демонстрирует то, что её основу составляет противостояние. В романе противопоставлено всё: герои, их споры и конфликты, размышления и диалоги.
Композиция романа представляет собой кольцевую моноцентрическую. В центре повествования находится один герой — молодой доктор Евгений Васильевич Базаров, а все остальные направлены на раскрытие его образа и характера. Значимость героя также обуславливается тем, что из 28 глав он отсутствует лишь в двух.
Тургеневские «Отцы и дети» — социально-психологический роман. Социальным его делают происходящие в 1861 году реформы России. Герои замечают, что существующее в стране крепостное право значительно тормозит ее развитие. Описываемые чувства и переживания героев делают роман психологическим. Особенность заключается в том, что писатель позволяет нам самим додумать, какие чувства испытывает персонаж в той или иной ситуации.
Произведение Тургенева затрагивает много тем для рассуждения. Сочинение на тему «Отцы и дети» будет полезно ученикам 10 классов при подготовке к урокам русской литературы. Поэма запомнится читателю разнообразием героев, необычным сюжетом и техникой изложения.
Сочинение 2
Всё произведение основывается на проблемах во взаимоотношениях молодого и взрослого поколения. Данный вопрос с каждым годом становится всё более серьёзным. Молодое поколение не хочет жить так, как диктуют взрослые. Молодёжь хочет познать всё самостоятельно, а не действовать под руководством старших. Молодёжь имеет собственные ценности, понимание жизни и принципы.
Старшее поколение привыкло указывать молодёжи как правильно жить. Взрослые упорно не хотят замечать, что дети давно выросли и у них имеется собственное мнение. Это вечное противостояние. Такое было и раньше. Но в современном мире всё уходит ещё дальше. Молодёжь, мало того, что не слушает старших, но и высмеивает их мнение и ни во что не ставит. Такое понятие, как уважение уходит.
Зачастую конфликты происходят на бытовой почве. Но всё осложняется, когда они происходят на уровне социальных и политических взглядов. В произведении примером этому служит молодого Базарова с дворянином Кирсановым. Они не являются родственниками, но находятся в разных возрастных категориях. Базаров является представителем молодого поколения, а Кирсанов – старшего. В этом случае мы наблюдаем борьбу дворянства и интеллигенции, построенной на демократии.
Вопрос непонимания между поколениями не ограничивается семьей или родственниками, данная проблема распространяется на всех. Старшее поколение консервативно. Оно придерживается старых уставов. В отличие от юного поколения, которое открыто для всего нового и желает двигаться вперёд, к новым свершениям и открытиям. Не стоит забывать, что молодежь имеет право жить так, как считает нужным, потому что это их жизнь.
Споры наших оппонентов основываются на политике, науке, искусстве и нравственных ценностях. Базаров отрицает чувства во всех проявлениях, в свою очередь, он сосредоточен на науке. Абсолютно не видит смысла в творчестве и искусстве. Кирсанов же не понимает, чем искусство заслужило такое отношение к себе, и вступает в спор с Евгением.
Всегда нужно помнить, что молодое поколение имеет право познавать мир самостоятельно, путём собственных ошибок и проб. Старшее поколение забыло, что тоже было юным. И тоже имело свои амбиции и понимания.
Другие темы: ← По рассказу Муму↑ ТургеневНужен ли России Базаров? →
`
Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)
Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели: 1.Выработка навыков работы над сочинением.
Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.Развитие литературно-творческих способностей учащихся.Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.Формирование личностного подхода к проблеме.Развитие речи учащихся.Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Работа по новой теме. «Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя. Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например,
План.
Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.Базаров – «новый» герой или трагическая личность?«И весь портрет его вызывал неприятие…».Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.Испытание любовью.Одинок ли Базаров?Автор и его герой.3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с карточками.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради.
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
г) работа с высказываниями. Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
д) Каждая группа получает карточки с текстом, в опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материал.
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
е) работа над заключительной частью сочинения. Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
Комментирование оценок.Домашнее задание. Написать сочинение по роману, используя материалы урока.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Селедка Петрова-Водкина
Картины Петрова – Водкина никогда не отличались разнообразием деталей. Однако, несмотря на это, они достаточно выразительны и способны притягивать взгляд с самого первого мимолетного просмотра. - Моя младшая сестра — сочинение
С детства я любила играть в куклы и завидовала тем, у кого были сестрички или братики. Конечно, зачем какие-то игрушки, когда есть настоящий маленький человечек. Я настолько сильно хотела сестру - Женщина на войне — сочинение
Сегодняшняя реальность такова, что представить себе все возможные и невозможные ужасы военных лет не так уж и просто. Война-это самое ужасное, страшное и нежелательное событие, которое может произойти на уровне государства
Основные проблемы
В романе «Отцы и дети» описываются сразу несколько важных проблем, которые остаются актуальны независимо от времени.
Остановимся на них подробнее.
Взаимоотношения между поколениями
Проблема отношений между старшим и молодым поколением является центральной для книги. Судьба каждого героя связана с вопросами: для чего я живу? Насколько я полезен? В чем смысл всего происходящего?
Представители разных поколений по-разному отвечают на этот вопрос. Для прогрессивной молодежи характерная активная деятельность и поиск истины, в то время как старшее поколение – это созерцатели, привыкшие к труду крепостных и праздному образу жизни. Особенно ярко эти качества проявляются в персонаже Павла Петровича.
В этом расхождении есть еще и третья сторона – нигилизм. Он отрицает все, что было построено и определено обществом ранее, но при этом не предлагает чего-то нового. Именно поэтому в конце жизни Базаров понимает бессмысленность своих убеждений: за тридцать с лишним лет он так ничего не получил и не добился в своем нигилизме, да и умер весь бесславно. Его жизнь прошла никем особо не замеченной.
Личный выбор каждого человека
Также остро в романе стоит проблема нравственного выбора: где истина? И. С. Тургенев считал, что люди не должны отрицать своего прошлого и истории, ведь так не получится построить счастливое будущее. Кстати, культура отрицания особенно актуальна в 2020-ых годах, когда во всем мире идет борьба за равноправие и толерантность. Но если люди будут скрываться от собственной истории, то они никогда не смогут учиться на своих ошибках.
Каждый персонаж романа сам выбирал свой путь. Павел Петрович крепко держался за старые традиции, Аркадий пытался найти для себя что-то новое и соответствующее его убеждениям, Николай Петрович просто пытался научиться жить в стремительно изменяющемся мире. Базаров же выбрал ничего не ценить, и, соответственно, ничего не иметь в этой жизни (тут мы говорим, конечно, о духовных приобретениях).
Все заканчивается вполне ожидаемо: каждый получает то, к чему он стремился.
Трагедия «лишнего» человека
В своем романе Тургенев дал понять, что пусть история Базарова и была трагичной, у этого персонажа было высокое предназначение. Если бы он не только отрицал все существующее, но и предлагал новое, то он стал бы одним из первооткрывателей, толкающих прогресс вперед.
Например, Евгений мог бы стать успешным исследователем и врачом. Но в конечном итоге он превратился в «лишнего» человека, которые прошел через судьбы других персонажей, но нигде не имел настоящей ценности. Даже после смерти его хоронят не так, как он бы сам этого хотел. В этом и состоит основная трагедия этого персонажа.
Новая русская интеллигенция
В 1850-ых годах в России появился «новая» интеллигенция. Подрастающее поколение столкнулось с тем, что научный и технический прогресс плохо уживался с устаревшими общественными устоями. Все более острой становилась социальная несправедливость: в то время, как ремесленники вынуждены много трудиться ради куска хлеба, дворяне ведут праздный образ жизни, наживают богатство и просто наблюдают за тем, как работают крестьяне.
Если раньше такое положение вещей ни у кого не вызывало вопросов, то теперь мир нуждается в изменениях. Смелость начать их берут на себя как раз представители «новой» интеллигенции.
Вечные ценности
Вечными духовными ценностями для человека считаются любовь, дружба, семья, отношение к искусству, гармония с природой. И если представители старого дворянства всецело отдаются этим ценностям (чем же им еще заниматься, если не нужно работать с утра до вечера?), то молодое прогрессивное поколение ставит эти ценности под сомнения. Такие люди, как Базаров, отрицают духовное богатство… Но возникает вместе с тем и вопрос: для чего же тогда они живут?
И. С. Тургенев дает понять в своем романе, что нигилизм и праздное времяпровождение – это две противоположных крайности. Истина же находится, как обычно, посередине. Современный человек должен приносить пользу обществу и стремиться к большему, но не забывать о своих настоящих духовных ценностях.
СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
План
1.Вступление.
Заглавия литературных произведений.
2. Основная часть.
2.1 Два поколения героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».
2.2 Особенности конфликта романа.
2.3. «Отцы» В романе.
2.4 Евгений Базаров.
2.5 Конфликт идей и семейная драма.
3. Заключение.
Преемственность поколений. Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы.
Тургенев
Писатели по-разному озаглавливают свои литературные произведения, вынося в название имя главного героя или идею книги. Так, по имени героя названы романы «Обломов» И. А. Гончарова, «Рудин» И. С. Тургенева, роман в стихах «Евгений Онегин: А. С. Пушкина. Иногда автор выносит в заглавие фразу, отражающую идею произведения. Это может быть пословица (Островский «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»), риторический вопрос (Чернышевский « Что делать?»), емкое слово или выражение, содержащее характеристику героя (Островский «Бесприданница», Лермонтов «Герой нашего времени»}.
Название романа Тургенева «Отцы и дети» передаёт идею произведения. В нём заключен основной конфликт произведения, который имеет две составляющие — семейную и идейную. Писатель делит героев романа на две группы: «отцы», старшее поколение, живущее идеалами прошлого, и «дети», молодёжь, устремлённая в будущее. Эти две группы героев и противопоставлены друг другу. «Отцы» в романе — братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович. Мягкий и добродушный Николай Петрович безмятежно живёт в деревне, наслаждаясь тихим семейным счастьем. Он любит поэзию и играет на виолончели, что в глазах Евгения Базарова, друга его сына, выглядит смешно. Однако Николай Петрович мил и симпатичен, а его сын Аркадий, находящийся под влиянием друга, всё же не разделяет насмешек Базарова и очень рад возвращению домой. Павел Петрович совсем не похож на брата. Этот бывший светский лев, военный, блиставший на балах, теперь живёт с братом в деревне, вспоминая прошлое. Но он по-прежнему щёголь и франт. Даже живя в деревне, Павел Петрович выглядит изящно, одет со вкусом. Молодое поколение, «дети», представлены в романе, в первую очередь, Евгением Базаровым, приехавшим вместе с другом Аркадием в деревню. Базаров — нигилист по убеждениям. Он верит только в то, что полезно, отрицая всё остальное, в том числе поэзию, искусство, любовь, веру. «Рафаэль гроша медного не стоит», — говорит Базаров. Он презирает современную аристократию, которая только бросает слова на ветер.
Наиболее ярко идейный конфликт проявляется в спорах Павла Петровича с Базаровым. Нигилизм, бывший тогда в моде в России, сталкивается с традиционным мировосприятием. Современная Тургеневу критика увидела в этих спорах столкновение либералов (братья Кирсановы) и революционеров-демократов (Базаров). И хотя в этих словесных дебатах победа приписывалась Базарову, его превосходство спорно. Павел Петрович тоже прав, обращаясь к ценностям, выработанным поколениями людей. Внимательный читатель заметит, что и спорщики очень похожи. Они яростно защищают
свою точку зрения, оперируют одинаковыми фразами. Оба горды, самоуверенны, высокомерны.
Семейная драма оказывается намного глубже и важнее, чем конфликт идей. Она заключается в вечном противостоянии двух поколений — «отцов» И «детей». Старшие всегда более опытны и осторожны. Они живут идеалами своей молодости, пытаясь при вить их юному поколению. Поэтому Павел Петрович так настойчиво защищает свои принципы. А «дети», молодежь, всегда стремится к новому, прогрессивному, осуждая косность « отцов». К счастью, противостояние «отцов» И «детей» временно. И Тургенев не разделяет их, а соединяет союзом «и» в заглавии произведения. Именно престарелые родители позаботились об умирающем Базарове. Аркадий женился и переехал жить в деревню, подобно отцу. Сам Базаров оказался не таким жестокосердным и бездушным, испытав чувство любви. « Дети» неизбежно следуют за « отцами», повторяя путь своих родителей.
Сочинения
Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Подготовительные вопросы к сочинению
- Кто является основными участниками конфликта в романе?
- Каковы внешние различия между Базаровым и П. П. Кирсановым?
- Какие черты характера их объединяют, и что разделяет?
- В чем трагедия Базарова и Кирсановых?
- Является ли Базаров «героем своего времени»?
- Как относится автор к своему герою?
Ответы
- И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе «Отцы и дети». Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
- Подробное описание внешности героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь «изящный и породистый» облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розовыми ногтями» обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа», которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более , что автор настойчиво противопоставляет «плебейские манеры» Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.
- Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов — две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника «сатанинской гордостью». Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему масимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, «говорит красиво». Он не понимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата.
- В тихом «дворянском гнезде» Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит» и т.д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства — это чепуха, «романтизм». Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры. Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой «романтизм», трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают ему достойно встретить смерть.
Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения. Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся. Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга, и их деятельность оказывается парализованной.
- Действительность начала 60-х годов давала Тургеневу обильный материал для создания «героя своего времени», образа «нового человека», разночинца, демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала «Современник». Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа «Отцы и дети» Тургенев называет трех прототипов своего будущего героя — Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.
- Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов нигилистов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе главного героя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот «подавляет все остальные лица романа». Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешь Базарова как победителя, который торжествует над «отцами». Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровенно нелепых утверждений, типа «Рафаэль гроша медного не стоит». По выражению Писарева, «Базаров завирается», то есть отрицает вещи, которые не знает или не понимает, — поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Его развитие грешит односторонностью. Базаров признает только естественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненные явления, например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности. (Желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация , в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами. Он одержим страстью к красивой, умной, холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и по мировоззрению. Сильное впечатление, произведенное Анной Сергеевной Одинцовой, Евгений пытается уничтожить циничными замечаниями о ней. Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма и остается с ним до самой его смерти.) Искусство он отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова, как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.