- Групповая характеристика героев
- Работа над черновиком сочинения
- Сочинение по рассказу
- И.С. Тургенева «Бежин луг»
Рекомендации
- Готовясь к сочинению, внимательно прочитайте произведение, отметьте в нём важное и интересное.
- Обдумайте тему сочинения, составьте план.
- Соберите рабочие материалы по плану (цитаты из текста, свои рассуждения).
- Напишите основную часть. Будьте последовательны и логичны. Рассуждайте, а не пересказывайте текст.
- Предложения стройте правильно. Чётко и ясно излагайте мысли.
- Продумайте вступление и заключение к сочинению. Если нужно, подберите эпиграф.
- Проверьте цитаты по тексту произведения.
- Черновик внимательно прочитайте, исправьте ошибки.
- Пользуйтесь орфографическим словарём.
- Сочинение пишите чётким, разборчивым, красивым почерком.
Вступление к сочинению
- Герои рассказа
- И.С. Тургенева «Бежин
- луг» — это …
- Феде, старшему из них,
- … лет, а самому
- младшему, Ване, …
- лет.
- Вступление-это начало сочинения, в котором автор называет произведение, обосновывает тему и формулирует основной тезис работы.
- Вступление занимает 1/6 – ¼ часть всей работы.
Основная часть сочинения
- В основной части сочинения раскрывается тема и доказывается основной тезис.
- В групповой характеристике героев нельзя писать о каждом мальчике отдельно.
- Все герои характеризуются по сходным признакам. Например:
- -портрет,
- -одежда,
- -поведение,
- -черты характера и поступки, в которых они раскрываются,
- -отношение автора к героям.
- Все предложения в рассуждении связаны между собой.
- Например:
- Федя — стройный мальчик с … волосами, …глазами и …улыбкой. А у Павлуши волосы…, рот…, лицо… Лицо же Илюши кажется …, волосы … Павлу и Илье по … лет. Десятилетний Костя …роста, лицо у него … У Вани же автор отмечает … головку, …личико, …глаза.
Рассказчик также обратил внимание на одежду детей. У Феди она новенькая, аккуратная, а Павлуша одет…. У Илюши были … лапти, …свитка и … шапочка, Костя одет довольно … По одежде видно, что достаток в крестьянских семьях был разный.
- Рассказчик также обратил внимание на одежду детей. У Феди она новенькая, аккуратная, а Павлуша одет…. У Илюши были … лапти, …свитка и … шапочка, Костя одет довольно … По одежде видно, что достаток в крестьянских семьях был разный.
- Охотника больше всего привлекают рассказы мальчиков о всякой нечистой силе: …, …, …, … Былички-поверья открывают мир, который окружает ребят. С одной стороны, в крестьянской среде царит невежество, поэтому объяснить некоторые природные явления дети не могут. С другой стороны, былички очень поэтичны. Они говорят о том, что деревенские мальчики обладают ярким воображением, умеют интересно рассказывать..
Собственные рассуждения
в сочинении
- Важно отметить, что в каждом из мальчиков автор подмечает что-то хорошее.
- Федя…
- Павлуша…
- Костя…
- Илюша…
- Ваня глубоко поэтичен, любит природу. Он отвлёк
- мальчиков от рассказов о страшном и приковал их
- внимание к красоте звёздного неба. Да, всех
- мальчиков восхищает летняя ночь, все горячо
- любят природу.
Вывод.
- Заключительная часть сочинения, в которой подводится итог сказанному.
- В выводе можно отметить точку зрения автора или высказать собственное отношение к теме, проблеме, героям.
- Вывод составляет ¼- 1/6 часть всей работы и оформляется в одном абзаце.
- Мы можем сделать
- вывод, что в крестьянских
- детях из рассказа «Бежин
- луг» отразились лучшие
- черты русского народа:
- любознательность,
- смелость, поэтичность, (…)
- Иван Сергеевич Тургенев
- относится к своим героям (…) КАК?
ПОМНИТЕ !
- Черновик надо внимательно проверить
- не менее 3 раз:
- Читая, отметить логические неточности и нарушения порядка рассуждений.
- Проследить за речевым оформлением работы. Исправить речевые ошибки (повторы, слова в несвойственных значениях, неудачное употребление слов и др.)
- Проверить грамотность, пользуясь орфографическим словарём и справочником с правилами.
Автор:
учитель русского языка и литературы
Колпакова М.Ю.
МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей
2010 год
Сочинение на тему «Мальчики в рассказе Тургенева Бежин луг»
План сочинения:
- Образы мальчишек, описанные Тургеневым
- Портрет, характер, поведение Феди. Отношение к нему
- Портрет, характер, поведение и истории Павлуши. Отношение к нему
- Портрет, характер, поведение и истории Ильюши. Отношение к нему
- Портрет, характер, поведение и истории Кости. Отношение к нему
- Портрет, характер, поведение Вани. Отношение к нему
1. Образы мальчиков
В произведении «Бежин луг» Тургенев описал пятерых крестьянских мальчишек – Федю, Павла, Ильюшу, Костю и Ваню. Образы этих детей вышли яркими, интересными, живыми.
2. Федя
Портрет Феди
Красивый и ухоженный мальчик с утонченными чертами лица. Он светловолосый, богато одет.
Характер и поведение
Федя чувствует свое превосходство, поскольку он – сын разбогатевших крестьян и старший по возрасту. Федя немногословен, потому что считает необходимым сохранять свое достоинство. Он – заботливый, любознательный, чувствует себя в компании главным.
Роль среди товарищей
Федя и Павлуша — лидеры, но он во многом уступает Павлуше. С товарищами он держит себя немного высокомерно. Федя претендует на лидерство в этой группе, но лидер – Павлуша. Федя находится в этой компании лишь для приятного времяпровождения. Он ведет себя, как взрослый, следит за картошкой, напоминая ребятам о ней.
История, которую рассказывал Федя
Он лишь слушает рассказы других мальчиков и комментирует их.
Отношение автора
Думаю, что к Феде Тургенев относится по-разному. Внешне он производит приятное впечатление – мальчик красив и богато одет. Но, думаю, писателю не нравится его высокомерие.
Мое отношение
Федя родом из богатой крестьянской семьи и ему нет необходимости работать с детских лет. У этого мальчика жизнь легче, чем у его товарищей. Он может выбирать сам, чем заниматься. Наверняка, родители смогут выучить его и обеспечить. Этот ребенок начинает свою жизнь, имея опору. И мне нравится это. Еще Федя умеет заботиться о себе, и о своих друзьях, но мне не приятно его высокомерие. Думаю, что это – результат воспитания.
3. Павлуша
Портрет
Павел неказист, но его разговор, действия и поступки меняют первое внешнее впечатление в лучшую сторону. У него умный взгляд, в голосе звучит сила.
Характер и поведение
Павлуша сильный, смелый, активный, пользуется авторитетом у ребят. Несмотря на опасность: возможное присутствие волков, он не пугается, а действует. Мальчик особо не верит в приметы.
Роль среди товарищей
Я считаю, что Павлуша – лидер этой группы мальчишек. Он пользуется авторитетом, когда есть необходимость, то действует, например, возвращает собак, не побоявшись волков, идет ночью за водой.
История, которую рассказывал Павлуша
Павлуша описывает, как сильно деревенские жители перепугались при виде солнечного затмения. Еще они боятся Тришки, который является в момент конца света, и никакой управы на него не будет.
Отношение автора
Тургеневу очень понравился Павлуша. Автор отметил его силу, открытый и умный взгляд. Я считаю, что писатель выделяет из всех остальных ребят именно этого мальчика.
Мое отношение
Я тоже симпатизирую Павлу, мне интересно и приятно читать обо всем, что он говорит или делает. Такой умный, смелый, сильный человек. Мальчик с легкостью решает вопросы, он – открытый и бесстрашный паренек, и рассказами его не запугать. Он много делает для себя и своих друзей. Очень жаль, что жизнь Павлуши так рано прервалась.
4.Ильюша
Портрет
Одет Ильюша опрятно и, по-крестьянски, красиво. Ему лет двенадцать, он внешне непривлекателен – лицо удлинено, горбатый нос. Он выглядел близоруким, лицо имело выражение тупости и озабоченности.
Характер и поведение
Ильюша – любознательный и суеверный. Он знает множество историй, интересуется, народными преданиями, легендами, приметами. Любит рассказывать их своим друзьям.
Роль среди товарищей
Ильюша – самый активный рассказчик в этой компании. Друзьям интересно с ним.
История, которую рассказывал Ильюша
Ильюша рассказывает о барашке, говорящем: «Бяша, Бяша», которого псарь Ермил нашел на могиле утопленника. Затем он говорит о призраке барина, который ищет разрыв-траву, про бабу Ульяну, увидевшую себя, как покойницу. И еще он знает историю про Лешего — его видел крестьянин, блудивший в лесу. Он знает и про Водяного, из-за которого Акулина, упав в реку, повредилась рассудком. Он рассказывает об утонувшем Васе.
Отношение автора
Я думаю, что писателю не очень приятен Ильюша. Читая его описание, испытываешь напряжение и страх. Он – некрасив, чем-то озабочен. Ильюша постоянно надвигает шапку себе на лоб, как будто боится чего-то и хочет спрятаться. Мальчик одного возраста с Павлушей, но по развитию сильно уступает ему. Тургенев подчеркивает, что и голос у этого мальчика слабый и сиплый. Хотя, он опрятно одет, лапти у него новые.
Мое отношение
Мне не нравится, что автор как-то, слишком негативно описывает мальчика. Конечно, я не видела его, и он действительно может отталкивать людей. Ильюша запоминает истории, делится ими с друзьями. Ему всегда есть, что рассказать – и этим он притягивает меня.
5. Костя
Портрет
Костя производил вид слабого и болезненного ребенка. Ему около десяти лет. У него тонкий голос. Приковывали взгляд его большие глаза, молчаливо рассказывающие о какой-то печальной истории, которую ребенок уже успел пережить.
Характер и поведение
Костя – добрый, отзывчивый мальчик. Он суеверен и боится волков.
История, которую рассказывал Костя
Костя рассказывает про Гаврилу-плотника, который после встречи с русалкой стал мрачнее тучи.
Отношение автора
Тургенев относится к Косте с любопытством. В целом ему мальчик нравится, интересны его задумчивые глаза — большие и блестящие глаза. Думаю, что Тургенев с состраданием относится к этому мальчику, глядя в его глаза.
Мое отношение
Мне. Как и автору, интересна история Кости. Что же пережил этот мальчик? О чем молчат эти большие, полные боли, глаза? К этому ребенку испытываешь сочувствие. Мальчик только начинает жить, а уже знает о чем-то таком тяжелом, чего и словами не выразишь.
6. Ваня
Портрет
Мальчик постоянно находился под рогожкой и спал. У него добрые глаза. Ему лет семь, он – самый маленький.
Характер и поведение
Ваня – тихий, спокойный мальчик. Ваня чуть картавит, немногословен, отказывается от гостинцев в пользу сестры. Дети рассказывают страшилки, а он под их истории спит, лишь изредка встревая в разговор.
Отношение автора
К Ване у автора нейтральное отношение. Мальчик очень слабо проявляет и выражает себя. Он редко говорит, спит под рогожкой.
Мое отношение
Я думаю, что мальчик еще мал, чтобы работать. Ему бы еще спать дома, где рядом его мама и папа. Но ребенку уже приходится сторожить лошадей, поэтому он и здесь. Мне жаль крестьянских детей, у которых не было детства.
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- План рассказа Бежин луг
1. Рассказчик пошел на охоту
2. Главный герой заблудился в лесу
3. Встреча рассказчика с ребятами
4. Описание парней
5. Утро на Беженом лугу
Пересказ
Рассказчик произведения «Бежин луг» является его главным героем. Он пошел на охоту, на улице была чудесная июльская погода. Мужчине повезло, он настрелял большое количество дичи. Уже к вечеру он пошел домой вместе с собакой. Спустя некоторое время он понял, что заблудился и не помнит дорогу домой. Ночь уже близко. Все места кажутся рассказчику незнакомыми.
Мужчина пошел вперед, его ориентиром были звезды. Случайно он очутился на Бежином лугу, недалеко от него была река. Возле холма он увидел горящий костер и собравшихся вокруг него людей. К нему на встречу бежали две собаки они громко лаяли. Возле огня он увидел деревенских ребят. Мальчики пасли табун лошадей, и с ними было две собаки. Мужчина остался с ними на ночь. Рассказчик претворился спящим. Он тайно начал наблюдать за ребятами и слушать их рассказы. Все мальчики были интересными.
Всего мальчиков было пятеро. Самым старшим был четырнадцатилетний парень, его звали Федя. Он был хорошо одет и обладал хорошими манерами. Можно сделать, что он рос не в бедной семье. Скорее всего, он пас лошадей для развлечения. Павлуше на вид было двенадцать лет. Он сильно понравился мужчине. Его внешность была обычной. У Павлуши были черного цвета волосы, нескладная фигура и бледное лицо. Но, в мальчике что-то было интересное. У него был сильный характер и внутренний стержень.
Илюше было около двенадцати лет. У него был нос с горбинкой, и он часто щурился. Он знал многие народные приметы, поверья и страшные истории о нечистой силе. Косте было десять лет, он не сильно был приметным. Младше всех ребят был Ваня, ему было семь лет. Мальчик постоянно спал.
Илюша начал рассказывать страшную историю о том, что слышал домового, когда ночевал на бумажной фабрике. Ему казалось, что ночью там кто-то ходил, постукивал и кашлял. Затем в их комнату распахнулась дверь, но там никого не было. Все дети, которые были там, вместе с Илюшей сильно перепугались.
Затем Костя начал рассказывать свою историю о том, что его знакомый плотник видел русалку. Мужчину звали Гаврила, он собирал орехи в лесу и однажды заблудился. Он решил поспать в лесу и дождаться утра. Ночью он услышал голос, который его звал. Гаврила открыл глаза и увидел рядом с собой русалку, она его звала. После такой встречи мужчина перестал улыбаться, стал задумчивым и грустным.
Потом Илюша стал рассказывать о плотине. Это ужасное место именно там был захоронен утопленник. Однажды псарь Ермила шел ночью и возле могилы утопленника углядел милого барашка. Он решил забрать его себе. Ермила заметил, что у барашка умные глаза, а взгляд похож на человеческий.
Рассказ прервался громким лаем собак. Павлуша прыгнул на коня и поскакал вперед. Он возвратился вместе с собаками и сказал, что, скорее всего псы учуяли волка, но переживать ребятам не стоит. Ребята продолжили разговор, и Илюша стал рассказывать очередную мистическую историю. За такими беседами и прошла вся ночь.
Наутро рассказчик вынужден покинуть ребят. Все мальчики ему очень понравились и запомнились. К сожалению, через некоторое время Павлуша погиб упав с лошади.
Также читают:
Картинка к сочинению План рассказа Бежин луг
Популярные сегодня темы
- Анализ произведения Васильева В списках не значился
Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974-м году. Поводом для её написания послужил один случай. Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале
- Сочинение Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
Главным героем в рассказе Дурак предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто — дурак.
- План рассказа Шмыгимышь (Мария Вайсман) 4 класс
Мальчик Филя с сестрой Верой и мамой идут в музей. Филя взял с собой свою игрушку-мышь, которую зовут Шмыгимышь. В музее мальчик увлечен скульптурами и мышью
- Как озаглавить главы в романе Дубровский ответ
- Сочинение Подарок маме на 8 марта
Совсем-совсем скоро весь мир будет поздравлять всех мам, сестренок, любимых бабушек, педагогов и просто знакомых подруг с прекрасным весенним днем 8 марта!
«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками.
Содержание
- Анализ рассказа Бежин луг
- Рассуждение про Бежин луг
- Сочинение по рассказу Тургенева
- О чем рассказ – сюжет произведения
- Художественное своеобразие Бежина луга
Анализ рассказа Бежин луг
Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.
Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа – реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.
Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.
Герои рассказа – деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.
Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.
Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.
Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.
Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.
Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.
Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.
Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.
Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.
Рассуждение про Бежин луг
В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.
Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.
Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.
В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.
Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.
Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.
Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.
Сочинение по рассказу Тургенева
Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.
Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.
Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.
Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.
А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.
Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.
Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.
Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.
Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.
Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.
Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает.
О чем рассказ – сюжет произведения
Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.
Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.
Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.
А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.
Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.
В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.
Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.
Художественное своеобразие Бежина луга
Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.
Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.
Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.
Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.
Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.
Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.
Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.
Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.
С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.
Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.
В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.
Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования.
Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.
Читайте также: Слово не воробей, вылетит – не поймаешь – сочинение.
Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.
- Сочинения
- Литература
- Тургенев
/
/
Рассказы И. С. Тургенева – это видение мира и его изображение с позиции человека, хорошо осведомленного в вопросах крестьянского быта, традиций, жизни детей простого народа.
В рассказе «Бежин луг» автор выступает участником эпизодов. Как любитель природы он завлекает читателя необыкновенным пейзажем родного края, подчеркивая достопримечательности и подробности, с которыми лично имел дело. Он тонкий наблюдатель и ценитель природы окружающего мира. На этом фоне он встречается и наблюдает на протяжении ночи за крестьянскими мальчишками, возраст которых от 8 до 14 лет. Непроглядная мгла, одинокий костер, пасущееся рядом стадо – все, что окружало ребят на лугу.
Автор уделяет особое внимание условиям, в которых дети крепостной Руси росли. Внешность напоминала о нищенском существовании, а род занятий лишь подчеркивал это. Ведь в таком возрасте они напоминали опытных пастухов, при этом действовали смело и лишь как дети, имеющие склонность фантазировать, воспринимали некоторые вещи пугливо.
В детском восприятии легко создавались образы злодеев. Под куполом ночи, не забывая о том, что нужно самим себе сварить картошку, они проявляли серьезность, ответственность. При этом за счет выдуманных историй, преувеличенных сюжетов дети не теряли своей детской наивности, перенимая часть манер поведения от своих наставников. Подобное времяпровождение ребят демонстрирует нелегкое время, когда дети вынуждены вместо обучения выполнять работу, посильную взрослым.
Благодаря мастерски описанной природе автор увлекает читателя в зону Бежина луга. Автор создает непринужденную обстановку, так как главными героями являются дети с охранявшими их собаками. Беседа под открытым небом на фоне природы родных просторов от заснувших полей до сияющих звезд и Млечного пути – все это дорогие сердцу каждого человека моменты, бесценные, несмотря на время года или суток. При этом писатель подчеркивает неразрывную связь природы и человека, так как благодаря явлениям окружающей действительности многое становится понятным. Несмотря на печальные мысли автора, на которые наталкивает его увиденная картина, рассказ содержит оптимизм героев которые, наслаждаются каждой минутой на природе, не переставая общаться, вспоминая разные истории.
Таким образом, за незатейливым сюжетом рассказа И. С. Тургенева скрываются насущные проблемы той эпохи, когда жестокости помещиков не было границ. Это отражалось на финансовой стороне, образовании и роде занятий крестьян. При этом дети оказывались заложниками подобной несправедливой системы. В таких условиях они набирались мудрости и опыта, характерного для взрослых.
Сочинение 3
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» ведется от имени охотника Петра Петровича. Тот долго ходил по лесу и не успел до темноты попасть домой. Заблудившись, он вышел к Бежину лугу — большой равнине, огибаемой рекой. Там виднелись костры, поэтому рассказчик решил подойти ближе.
Возле огня расположились деревенские мальчишки, которые следили за пасущимся табуном лошадей. Охотник сообщил им, что заблудился, присел к костру. Он немного поговорил с детьми и прилег на кустик, наблюдая за ночной природой. Постепенно он притворился спящим, и разговор мальчиков, прерванный его появлением, возобновился.
Всего ребят было пятеро. Ильюша, имея неприметный внешний вид, оказался самым веселым и разговорчивым. Однако, автор особенно отметил другого мальчика – Павлушу. Тот имел достаточно неказистую внешность и явно не был богат, но в нем чувствовались ум и твердая воля. Пока все разговаривали, он следил за костром и даже привычно бросился спасать лошадей от нападения волка.
Мальчишкам было примерно от восьми до четырнадцати лет, но уже в этом возрасте они самостоятельно работали и многое умели делать: пасли лошадей, работали в полях и на фабрике. Несмотря на тяжелый физический труд, они сохраняли детскую искренность и непосредственность, веру во всякие чудеса.
Слушая загадочные истории ребят, автор проникся их проблемами, тревогами и радостями. Произведение немало говорит о бедах простых людей того времени: необразованности, бедности, жестокости помещиков. Живости повествованию придает упоминание народных поверий о различной нечисти: русалках, леших, призраках.
Некоторые из историй, рассказанных у костра, затрагивают до глубины души. Так, дети вспоминали об утонувшем товарище Васе и его матери, предчувствовавшей гибель сына от воды. Говорили и о местной жительнице Акулине, которая упала в реку, после чего сошла с ума, страшно похудела и пострашнела.
Все описываемые события и разговоры созвучны происходящему в природе. Так, на словах о необъяснимых явлениях внезапно разносятся странные звуки, а собаки начинают лаять на кого-то невидимого в темноте. Природа словно оживает и разговаривает с героями, дополняя их истории.
В рассказе Тургеневу удалось показать великолепные пейзажи и красоту летней ночи. Природа здесь описана гармонично с образами детей и их рассказами. Все это говорит о любви писателя к родной земле и простому народу.
Популярные сочинения
- Мой любимый жанр музыки сочинение
Наша повседневная жизнь постоянно наполнена звуками, та же ноты наполняют нашу повседневную жизнь, когда мы не подозреваем. Впервые годы жизни, мы знакомимся с музыкой, через колыбельную наших родителей - Сочинение-описание по картине Село Хмелевка Ромадина (9 класс)
Исходя из названия, нетрудно догадаться, что на картине Н. Ромадина «Село Хмелевка» изображено именно вышеупомянутое поселение. Тонкие березки с присущими осени желто – красными листьями, деревенские дома, ухоженные огороды. - Философская проблематика произведений Бунина — сочинение
Иван Бунин – русский писатель, который известен нам как лирик. Он очень много размышляет на темы крестьянства, судьбы своего народа, человеческих чувств. Эти темы интересны во все времена
Образец 4
Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» — это погружение читателя в реальный мир деревенского уклада, привычных занятий и детей, и взрослых, встречу наедине с природой в ночи.
Автор становится свидетелем беседы нескольких ребят, которые оказались в диком уголке природы среди кромешной тьмы не по своей воле. Их привела в это место нужда – пасти стадо животных. Пока лошади паслись, мальчики вспоминали разные истории, от которых некоторым становилось страшно. Особое желание ребят вспоминать небылицы о покойниках не отличало их образованностью. Скорее подобные разговоры подчеркивали отсутствие у них школьных знаний. Дети в возрасте от 8 до 14 лет вынуждены были наравне со взрослыми становиться добытчиками, выполняя сложные задания. В таких условиях, конечно, они не могли обучаться грамоте, им оставалось лишь скакать верхом на лошадях в любое время суток, обсуждать то, что считалось интересными новостями в деревне, а именно: кто и когда умер.
Автор намеренно представил сюжет на фоне ночного леса с присутствием костра, чтобы сосредоточиться только на образах мальчишек. В момент раздумий над историями на лице каждого из них были изображены чувства и переживания, отражающие истинное эмоциональное состояние. Внешний вид имел также немаловажное значение, так как большая часть ребят были одеты в старую одежду, порой с чужого плеча.
Несмотря на свой возраст, ребята умело готовили на костре, что говорит о самостоятельности и раннем приобщении к любому виду деятельности. Им свойственны и любопытство, и доброта, и жалость. Например, разговор о больной сестренке Вани показал, что брат отказался ради нее от подарка. Отличались среди общей массы Илюша и Федя, которые были из более обеспеченных семей. Их привело в это место желание не отставать от ровесников.
Таким образом, произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» стало портретной зарисовкой представителей того времени, когда дети вставали на одну ступень со взрослыми, чтобы обеспечить семью. При этом их нередко держали в страхе, так как работа должна была быть закончена. В противном случае применялись наказания. Так автор раскрыл внутренний мир каждого героя, уделив внимание и деталям одежды, и их характерам.
Характеристика героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Их характеристика.
Основные персонажи, они же главные герои рассказа «Бежин луг» ‒ это крестьянские ребята‒пастухи. Характеристику мальчиков можно составить по словам рассказчика.
- Федя. Этому мальчику примерно четырнадцать лет. Одет он не бедно, а значит, он ‒ из состоятельной семьи. Федя пас лошадей скорее ради развлечения, а не для заработка. Не был суеверным и относился к товарищам покровительственно.
- Павлуша. Ему около двенадцати лет. Любознательный, смелый, решительный. Одет бедно.
- Ильюша. Ему двенадцать лет. Особенность его внешности ‒ нос с горбинкой. Одет чисто, аккуратно. Работник бумажной фабрики. Боится всего потустороннего.
- Костя. Этот мальчик лет десяти, с печальным и мечтательным взглядом. Худой, одет бедно. Всего боится.
- Ваня, семилетний мальчик. Большеглазый, кудрявый. Открытый, добрый мальчик, любит природу. Весь рассказ спит.
Федя являлся одним из самых взрослых и мудрых в компании 5 ребят. Федя выглядел старше своих сверстников и выглядел не по своему возрасту. Федя в свои 10 лет выглядел на все 14, как по характеру, так и по внешности. У Феди была богатая семья с хорошим состоянием. Он был всегда опрятно и аккуратно одет, выглядел очень хорошо. Он часто носил рубашку, синий пояс и сапоги. Его повседневная одежда всегда балы небывалой красоты. Все 5 мальчишек из рассказа Тургенева были подвижными, и так сказать любознательными, они всегда старались познать что-то новое и не когда не сидели на месте. Все мальчики выглядели не на свои годы, как по уму, так и по внешности. Но выделялся из всей толпы Федя. Они вместе всегда преодолевали любые трудности, которые стояли на их пути. Всегда справлялись с любой данной для них работой. Автор, хотел нам показать, какие были идеальные мальчишки в то время. Он характеризует можно так сказать тот самый русский народ. Внешне Федя выглядит слегка худым. С узкими плечами и с добрым лицом. У него были светлые волосы, которые ярко подчёркивали его образ. На его лице всегда находится улыбка. Во всех ситуациях, во всём, смотря на него можно сказать, что это как лучик солнца среди чёрного неба. Он всегда был радостным и радовался жизни. Автор нам показывает Федю в эпизоде, когда 5 мальчишек ночью охраняют лошадей. Они развели костёр, сидели во круг него грелись. Так же костёр помогал им освещать местность, чтобы не упустить лошадей. Их там встретил заблудившийся охотник, точнее встретил он Федю. Глядя на Федю автор не передаёт и не включает в его образ высокомерие. Он общается со всеми в ровню. Не возвышает себя. Он общается с крестьянскими ребятами из бедных семей так же как со всеми, не возвышая себя. Он ведёт себя со всеми достойно и подаёт ярки пример лидера. Ребята разговаривают с Федей как с другом, хотя он выглядел старше их, и он был статуснее и всё равно, с ним общались просто как с лучшим другом. Хотя в голосе Феди и в его манере поведения встречались те нотки взрослого человека. Пастухи так же разговаривают с Федей как с другом, ведь он душа компании. Они любят рассказывать друг другу страшные истории, один раз Федя начал разговор про домового. Тем самым ребята все хотят сразу разобраться кто это да, что. Федя – это душа компании, он мог поддержать у костра любой разговор которые начинали ребята! Федя очень добрый и любознательный. Общается со всеми на ровных, себя не возвышает, общается с самым младшим он общается понимающе и ласково.
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Темы и проблемы
- Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
- Отдельной строкой можно выделить тему народных верований, примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
- Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.
Краткое подробное содержание рассказа «Бежин луг» подробно
Рассказ открывается пейзажем ‒ автор описывает красоту летнего июльского неба, солнца. Летним днем рассказчик решил поохотиться, но заблудился в лесу. В потемках охотник понял, что место, где он находится ‒ это Бежин луг.
Рассказчик увидел в темноте мальчишек. Они сидят у костра и следят за табуном лошадей. Охотник попросился остаться с ними на ночлег, чтобы утром найти дорогу обратно.
Когда ребята убедились, что их гость спит, стали разговаривать.
Разговор мальчиков касался суеверий. Ребята делись друг с другом страшными историями и легендами.
Ильюша был очень суеверным, поэтому рассказал очень много историй о потустороннем: историю про домового, который обитал на бумажной фабрике; про говорящего барашка; про барина, который после смерти искал разрыв‒траву; про женщину, которая увидела себя мертвой; про то, как в день солнечного затмения придет Тришка.
Павлуша тоже рассказывает ребятам страшилку о солнечном затмении. Вообще Павел до конца не верит в непознанное, и все рассказанные ему истории пытается объяснить чем-то реальным.
После рассказа Павлуши собаки подняли лай, и Павлуша кинулся туда, где лают собаки, подумав, что волки напали на табун. Рассказчик отметил, что это славный малый, и восхитился, как он без оружия и даже без палки на волков пошел.
Костя верит в сверхъестественное, поэтому тоже рассказывает страшилки ‒ о русалке и водяном.
После рассказа Костей истории о том, как водяной забрал к себе одного мальчика, Павел пошел на реку за водой. Когда он вернулся, то рассказал, будто видел, как утопленный мальчик манил его к себе прямо из реки.
Федя насмешливо относился к страшилкам товарищей, однако рассказал одну, про утопленную барыню, которая выжила, но осталась сумасшедшей на всю жизнь.
Самый маленький пастух, Ваня, не участвовал в беседе, а весь вечер проспал, накрывшись рогожкой.
Проснувшись утром, охотник уходит. Павлуша проснулся перед его уходом, поэтому охотнику удалось попрощаться только с ним.
Рассказчик делится грустной новостью в эпилоге произведения. В том же году, когда рассказчик встречался с ребятами, Павлуша упал с коня и умер.
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
И.С. Тургенева – известный писатель и настоящий патриот России. Одним из самых известных его творений является рассказ «Бежин луг» из цикла «Записки охотника». В этом рассказе он описывает ситуацию, когда охотник ночью заблудился в лесу и уже не знал, что поделать. Ему было холодно, он был голоден и не мог даже сообразить, как подобрать место для ночлега.
Именно в момент, когда ему было настолько плохо, что он был готов сдаться, лечь на траву и ждать чуда, он увидел вдали свет и пошёл в его сторону. Там он увидел мальчиков, которые стерегли лошадей. Они все стояли около большого костра. Ребята приняли охотника как своего и дали ему возможность переночевать вместе с ними около костра, не задавая лишних вопросов. Охотник лёг около костра и до того как уснуть, слушал разные рассказы мальчиков. Они говорили о многом, но в основном сочиняли разного рода истории мистического характера. Мальчики рассказывали их друг другу и искреннее верили в то, что рассказывали другие. Понятное дело, охотник не верил в то, что слышал, так как обладал здоровым рассудком, но в этот момент он начал задумываться о разных вещах. Он начал понимать, какие же дети свободные из-за своего свободного хода мыслей. Они могут говорить что угодно в своём кругу, не боясь абсолютно ничего. Их фантазия безгранична и они представляют себе разные странные картины.
Мальчики были с разных семей: и с очень бедных, и с состоятельных, но их объединяло одно: они были сверстниками, а также им было комфортно и интересно общаться друг с другом. Именно эти обстоятельства принесли охотнику Пётру Петровичу мысль о том, каким чудовищным образом материальное состояние людей разъединяет их. Ведь мальчики не смотрели на то, кто чем богат. Они не обращали внимания на такие пустяковые вещи, а просто радовались жизни. Пётр понимал, что дружба ребят вряд ли будет вечной из-за того, что в тяжелой крестьянской жизни очень непросто поддерживать друзей. Такая жизнь портит людей и не даёт им быть по-настоящему счастливыми. Но ведь на тот момент мальчики чувствовали себя весьма комфортно, и им было очень хорошо и весело вместе.
Этот рассказ показывает нам, насколько мало нужно человеку, что бы быть счастливым, и насколько много лишнего мы себе придумываем. Мы как будто специально ищем различия вместо того, что бы искать то, что нас объединяет. Прочитав этот рассказ, каждый задумывается об этом, и, возможно, кого-то подобное произведение Тургенева изменило в лучшую сторону.
2 вариант
В данном произведении автор показывает живописную картину народных верований, бытовавших в деревне девятнадцатого века через разговор мальчиков, случайным свидетелем которого стал рассказчик.
Повествование ведется от имени дворянина, заблудившегося в ходе охоты и остановившегося переночевать у костра крестьянских мальчишек, стерегущих скот. Рассказ, по большей части состоит из историй о всевозможной нечисти, которые пятеро случайных знакомых охотника в возрасте от семи до двенадцати лет рассказывали друг другу.
Обсуждались две темы. Мальчиков интересовали различные вымышленные существа: домовые, русалки, лешие и водяные, которых они представляли себе таинственными и враждебными человеку. Защитить от них могли, по мнению крестьянских мальчиков, только привычные действия, относящиеся к православию, в частности, нужно было перекреститься. Однако это не всегда и не полностью помогало, что свидетельствует о понимании религии просто как совокупности обрядов и ритуалов. Представление о Тришке — плода народных фантазий на тему Антихриста, имеет мало общего с тем, чему учит Церковь.
Из представлений близких к православию у них был страх наступления конца света. За знак его начала принимали солнечное затмение, хотя они и слышали от своего барина научное объяснение этого природного явления, но не верили ему.
Интересовала собеседников также тема смерти. Мальчики верили, что можно узнать, кто умрет в следующем году.
Однако автор, хотя и не разделял изложенных суеверных воззрений, все же сохранил интригу и рассказал о смерти, наступившей в результате падения с лошади одного из мальчиков – Павлуши, который во время похода к реке за водой услышал голос недавно утонувшего Вани, который звал его. Мальчики решили, что это бы водяной, который звал его и посчитали это очень плохой приметой. Павлуша не утонул, так как Тургенев, конечно же, не желал говорить о правоте любых крестьянских верований, но все же умер. Писатель хотел намекнуть, что в народных представлениях есть доля истины.
Изложению рассказов героев произведения предшествует красочное описание русской природы. Автор, по ходу повествования, показывает и характер взаимоотношений в описываемой среде (например, упоминая, что четырнадцатилетний Федя, как сын богатого крестьянина пользовался определенным авторитетом, признаваемым остальными). Вскользь Тургенев говорит и о занятиях мальчиков, превращая их в живых людей, а не неких абстрактных собеседников. Все это помогает автору создать атмосферу присутствия среди крестьян того времени и соприкоснуться с их внутренним миром.
Сочинение 3
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» ведется от имени охотника Петра Петровича. Тот долго ходил по лесу и не успел до темноты попасть домой. Заблудившись, он вышел к Бежину лугу — большой равнине, огибаемой рекой. Там виднелись костры, поэтому рассказчик решил подойти ближе.
Возле огня расположились деревенские мальчишки, которые следили за пасущимся табуном лошадей. Охотник сообщил им, что заблудился, присел к костру. Он немного поговорил с детьми и прилег на кустик, наблюдая за ночной природой. Постепенно он притворился спящим, и разговор мальчиков, прерванный его появлением, возобновился.
Всего ребят было пятеро. Ильюша, имея неприметный внешний вид, оказался самым веселым и разговорчивым. Однако, автор особенно отметил другого мальчика – Павлушу. Тот имел достаточно неказистую внешность и явно не был богат, но в нем чувствовались ум и твердая воля. Пока все разговаривали, он следил за костром и даже привычно бросился спасать лошадей от нападения волка.
Мальчишкам было примерно от восьми до четырнадцати лет, но уже в этом возрасте они самостоятельно работали и многое умели делать: пасли лошадей, работали в полях и на фабрике. Несмотря на тяжелый физический труд, они сохраняли детскую искренность и непосредственность, веру во всякие чудеса.
Слушая загадочные истории ребят, автор проникся их проблемами, тревогами и радостями. Произведение немало говорит о бедах простых людей того времени: необразованности, бедности, жестокости помещиков. Живости повествованию придает упоминание народных поверий о различной нечисти: русалках, леших, призраках.
Некоторые из историй, рассказанных у костра, затрагивают до глубины души. Так, дети вспоминали об утонувшем товарище Васе и его матери, предчувствовавшей гибель сына от воды. Говорили и о местной жительнице Акулине, которая упала в реку, после чего сошла с ума, страшно похудела и пострашнела.
Все описываемые события и разговоры созвучны происходящему в природе. Так, на словах о необъяснимых явлениях внезапно разносятся странные звуки, а собаки начинают лаять на кого-то невидимого в темноте. Природа словно оживает и разговаривает с героями, дополняя их истории.
В рассказе Тургеневу удалось показать великолепные пейзажи и красоту летней ночи. Природа здесь описана гармонично с образами детей и их рассказами. Все это говорит о любви писателя к родной земле и простому народу.
Образец 4
Произведение Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» — это погружение читателя в реальный мир деревенского уклада, привычных занятий и детей, и взрослых, встречу наедине с природой в ночи.
Автор становится свидетелем беседы нескольких ребят, которые оказались в диком уголке природы среди кромешной тьмы не по своей воле. Их привела в это место нужда – пасти стадо животных. Пока лошади паслись, мальчики вспоминали разные истории, от которых некоторым становилось страшно. Особое желание ребят вспоминать небылицы о покойниках не отличало их образованностью. Скорее подобные разговоры подчеркивали отсутствие у них школьных знаний. Дети в возрасте от 8 до 14 лет вынуждены были наравне со взрослыми становиться добытчиками, выполняя сложные задания. В таких условиях, конечно, они не могли обучаться грамоте, им оставалось лишь скакать верхом на лошадях в любое время суток, обсуждать то, что считалось интересными новостями в деревне, а именно: кто и когда умер.
Автор намеренно представил сюжет на фоне ночного леса с присутствием костра, чтобы сосредоточиться только на образах мальчишек. В момент раздумий над историями на лице каждого из них были изображены чувства и переживания, отражающие истинное эмоциональное состояние. Внешний вид имел также немаловажное значение, так как большая часть ребят были одеты в старую одежду, порой с чужого плеча.
Несмотря на свой возраст, ребята умело готовили на костре, что говорит о самостоятельности и раннем приобщении к любому виду деятельности. Им свойственны и любопытство, и доброта, и жалость. Например, разговор о больной сестренке Вани показал, что брат отказался ради нее от подарка. Отличались среди общей массы Илюша и Федя, которые были из более обеспеченных семей. Их привело в это место желание не отставать от ровесников.
Таким образом, произведение И. С. Тургенева «Бежин луг» стало портретной зарисовкой представителей того времени, когда дети вставали на одну ступень со взрослыми, чтобы обеспечить семью. При этом их нередко держали в страхе, так как работа должна была быть закончена. В противном случае применялись наказания. Так автор раскрыл внутренний мир каждого героя, уделив внимание и деталям одежды, и их характерам.
Картинка к сочинению По рассказу Бежин луг
Предыдущая
СочиненияАнализ романа Толстого Князь Серебряный
Следующая
СочиненияПлан рассказа Ионыч Чехова