1. Родился Петр Гринев в семье Симбирскрго помещика.Рос ,где все было пропитано помещечьим бытом,проникнутым провинциальным простонародным духом .Петр развлекается,не хочет учиться,как Митрофанушка у Фонвизина.Он,т.е.Петр сам себя «недорослем» называет.Но он добр,честен,благороден уже с детства.В семье Петра чувствуется взаимоуважение,любовь,поэтому и Петруша вырос таким.Лучшие черты ,его чутье проявляются у него во время
жизненных испытаний,из которых он выходил победителем. «Дядькой» Петра был стремянной Савельич, который его очень любил и проводил с ним много времени не только в детстве,но и в юности. Еще огромное влияние на Петра оказывал его отец. И Петр был в него-человеком чести,благородства. Петр хотел быть военным и отец отправляет его на службу не в Петербург,как хотел сам Петр,а в Белогорскую крепость,под Оренбург
2. По дороге в крепость, остановясь на ночлег в Симбирске,Гринев проиграл в трактире новому знакомому ротмистру Зурину сто рублей,которые тот с Петра спросил утром,на другой день Здесь Гринев повел себя,как мальчик,который первый раз почувствовал волю.Он впервые показал свой характер, заставив своего Савельича выдать деньги Зурину, за что его очень ругал Савельич.
3. По приезду в Белогорскую крепость Петр знакомится с комендантом крепости,правильным и верным императрице Екатерине -П мужчиной,его женой,их дочерью Машей,со Швабриным, мерзким и подлым человеком,предателем.,который в разговорах с ним выставлял Машу настоящей дурочкой. Позже Гринев понял,что ложью он ограждал от других людей Машу, потому что сам ее любил безответной любовью.Со Швабриным у Гринева происходили стычки,к остальным Петр относился по-хорошему,с уважением.
4. А вот Машу Миронову Петр полюбил всем сердцем ,отстаивал ее,вызвав Швабрина на дуэль,в результате которой Петр ранен ,а Швабрин показал свое гнилое нутро.Маша ухаживала за ним все время,пока он болел.Петр решил жениться на ней,оценив ее чистоту,всю прелесть ее души. Маша тоже его полюбила,но без благословления родителей Петра не хотела выходить за него,считая что хорошего в жизни ничего не будет,если его отец. не хочет видеть ее своей невесткой
.5.Доброта Гринева показана -при встрече,самой первой встрече Гринева с Пугачевым, в буран,во время поездки Петра в крепость,когда,пожалев мужика,которому было холодно,он дарит заячий тулуп,по доброму он относится ко всем людям. Он искренен,он отказывается служить Пугачеву,не хочет нарушать присягу.Вообще образ Гринева Петра мне очень нравится.
Тема «Формирование характера Петра Гринева под влиянием «благих потрясений»
Цель урока:
- обобщение, систематизация знаний учащихся, касающихся образа Петра Гринёва (проследить историю взросления главного героя);
- развитие устной речи учащихся;
- воспитание нравственных и моральных качеств на примере главного героя романа.
Оборудование: иллюстрации С.Герасимова и Бенуа к роману
- таблички для словарной работы;
- толковый словарь Ожегова.
- ПК и презентация к уроку
Эпиграф: «Береги честь смолоду».
Ход урока.
- Сообщение темы и цели урока, запись эпиграфа.
- Вступительное слово учителя.
(Слайд № 1 презентаци
Мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день приходилась очередная и при этом торжественная 25-летняя годовщина открытия Лицея, на котором присутствовал в последний раз Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, угадывая в них сокровенный смысл. В этом отношении «Капитанская дочка» — удивительное произведение, завещание потомкам. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной.
На страницах романа мы встречаем такие имена, как Екатерина II, Пугачёв, Петр III … Государственные лица и Человек.
— Что важней для Пушкина?
(Человек. А государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно – Человек.)
— Какие человеческие ценности и черты русского национального характера рисует Пушкин в повести? (Слайд № 2 презентации)
Долг Ум
Честь Сметливость
Благородство Доброта
Неспособность на предательство.
Вывод: таким образом, перед нами предстаёт образ русского человека 18 века и те черты характера, к которым мы должны стремиться.
А сегодня на уроке у нас пойдёт разговор о герое повести, которому присущи перечисленные нами черты характера. Но он не родился таким. Эти благородные качества он приобрёл под влиянием жизненных обстоятельств, в которые попадал. Итак, мы будем говорить сегодня на уроке об истории взросления души Петра Гринёва.
Я просила вас дома выбрать соответствующий материал, составить план, отражающий этапы формирования главного героя.
Учащиеся зачитывают планы, составленные дома.
Прошу обратить внимание на план, записанный на доске. (Слайд № 3)
- Детство и юность, среда, воспитавшая героя и т. д ).
2 .Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
3.Отношение к окружающим в период мирной жизни в Белогорской крепости
4.История любви к Маше.
5.История отношений с Пугачевым (характер развивается и определяются взгляды на жизнь).
6.Основные черты героя, типичность образа.
- Работа над образом Петра Гринёва.
Учитель: Вглядитесь в юного Петра Гринёва. Каков он? ( Выступление детей).
— Кто оказал на него большое влияние? (Отец).
(Нельзя сказать, что он полностью усвоил взгляды отца, но очень многое запало ему в душу. Он перенял его крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность.)
— Какие уроки он даёт сыну и нам бы не плохо их перенять?
1. Его единственный сын с шестнадцати лет должен поступить на службу.
2. «Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху».
3. «… и помни пословицу: Береги платье снову , а честь смолоду». Эта пословица стала эпиграфом романа, а значит это главная мысль произведения. Понятие чести – самое главное в произведении.
4. Доброе отношение к крепостному слуге. Даже тогда, когда Гринёв ссорится с Савельичем , то потом горько раскаивается.
— Какие слова можно считать девизом семьи Гринёвых?
Вывод: Так прожил свою жизнь Андрей Петрович, этого ждёт и от сына.
(Слайд № 4 презентации)
Но понятие чести у отца и сына разное, так как их мировоззрение формировалось в разных условиях. Если для отца это честь дворянина, офицера, верность государю при любых условиях, для него честь и служба – понятие неразделимые, то Гринёв – сын, не отказываясь от всего этого, расширил понятие чести до общечеловеческого, гуманного и гражданского понимания. Для Пушкина 18 век – век чести.
— Ну, а каков же он, юный Петруша Гринёв, такой же, как его умудрённый опытом отец?
(Нет! Учился кое-как, трудиться не хотелось, зато мечты о службе в Семёновском гвардейском полку сладко кружили ему голову. И если бы не мудрое решение отца, неизвестно, кем бы стал впоследствии Гринёв)
— Приведите примеры, подтверждающие, что начало самостоятельной жизни Петра Гринёва – это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, но в то же время становление его внутреннего мира.
(Первый удар нанёс ему отец, как говорили уже, он поехал служить не в Петербург, а в забытую Богом крепость.
В трактире он встречается с Зуриным, напивается и проигрывает 100 рублей. Мечты о весёлой и беззаботной жизни сменились стыдом: «Мне было стыдно». Зурин нечестно выиграл деньги, но не отдать их Петр не мог, это могло запятнать честь).
— Как и почему Пётр Гринёв попал в буран? Пересказ текста.
( Пётр ещё молод, но он хочет стать взрослым, хочет сам принимать решение).
— А чем взрослый отличается от ребёнка?
(Взрослый тот, кто берёт на себя ответственные решения, кто способен брать ответственность за других, кто способен предугадать последствия своих действий).
— Решение ехать вперёд – это решение взрослого человека? ( Ответы детей).
А вожатый? Что вы можете сказать о нем и о его поведении?
(Вожатый же, вывезший путников из бурана – человек, способный ответить за других, взять на себя решение, связанное с жизнью других людей. Это не просто взрослый человек, это лидер, потому что ему верят, за ним идут).
— Петрушино представление о чести заставляет его совершить ещё один поступок. Какой?(Рассказ о «барском подарке» Гринева).
Автор показывает два отношения к человеку. Для Савельича вожатый собака, пьяница «оголелый»,а для Гринева – брат.
В благородстве Гринёва и жалость, и милосердие , и уважение к человеку, к его человеческому достоинству.
— Что такое милосердие? (Работа со словарем Ожегова ). Милосердны ли вы?
— А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?
Подарив странному своему спасителю заячий тулупчик, Пётр благодарит его, как положено честному человеку. Знал бы он, какую службу сослужит ему этот тулупчик.
— Попробуйте пересказать сон Петруши и объяснить его.
(Жизнь Петра переменится. Теперь не только родители будут его покровителями, но и странный мужик).
— Расскажите о жизни Петра в крепости. (Слайд № 5)
(Петр в людях видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы – люди самые почтенные. Иван Кузьмич – человек честный и добрый. Он влюбляется в Машу, девушку честную и благоразумную. Но здесь он встречается и со злом, которое он связывает с бесстыдной ложью Швабрина. Но Петруша его оправдывает, в клевете Швабрина он видит обиду, досаду оскорблённого, отвергнутого человека).
Глава «Поединок».Расскажите об отношениях Петра Гринева к Маше Мироновой.
(В чувствах к Маше раскрываются лучшие качества его характера: иксренность, прямота, верность в любви).
— Почему родители не дали согласие на брак с Машей, почему они так категоричны?
Давая Маше письмо, Гринёв признаёт: «Всё кончено». И Маша согласна: «Покоримся воле Божьей». Но тут не любовь, а другая объективная сила вторгается в судьбы героев.
Работа с текстом. Зачитать отрывок «Неожиданные происшествия…)
— Что это за неожиданные происшествия? гл. «Пугачёвщина».
(Все понимали, что крепость не выстоит, судьба каждого известна.)
— О чём думает в такие минуты человек?
( О прожитом, о том, что совершил в жизни. А если человеку всего 17? Жизнь должна оборваться в самом начале, на взлёте. Кто не пожалеет себя в эту минуту?)
— А о чём думает Пётр Гринёв? Работа с текстом.
(Слайд № 6 )
Зачитать от слов: «Участь Маши…». Думать в самую страшную минуту не о себе, а о любимой – показатель серьёзности чувств.
История взросления души подошла к кульминации.
— Какие события происходили в 7 главе?
(Здесь вновь решается проблема чести. События 7 главы перевернет жизнь одних, лишит жизнь других, представит в другом свете третьих).
Пересказ текста. Гринёв хотел разделить участь товарищей, но судьба распорядилась иначе.
— Означает ли чудесное спасение Гринёва его бесчестие?
(Нет, он не присягал самозванцу, а значит, никого не предал)
Пугачев пожалел мальчишку, подарившего ему когда-то заячий тулупчик. Человеческая честь требует вернуть долг.
Как Гринёв, отблагодарив вожатого, отнёсся к нему гуманно и честно, так и Пугачёв взамен тулупа дарит ему жизнь.
— Почему противоречивые мысли одолевают Гринёва? (Слайд № 7)
(Гринёв остановился на распутье – все дороги опасны, всякий путь грозит смертью или ему, или его близким. Как офицер, он должен явиться туда, где его служба могла ещё быть полезна Отечеству, т.е. в Оренбург – ближнюю военную часть. Но как человек, он не может оставить лежащую в беспамятстве Марию Ивановну.
Впервые два понятия о долге вступили в противоречие в душе героя. Какое решение принять? Любое будет неверным, достойного выхода Петра Андреевича не видит.
Да и положение его в мятежной слободе двойственно: помилованный дворянин и офицер сидит за одним столом с мятежником, беседует с убийцей своих товарищей).
— Почему Гринёв, говоря с Пугачёвым, не боится его ?
(Он независим. Говорит правду «Моя искренность поразила Пугачёва». Ему от него ничего не надо, он не ищет покровителя. Гринев абсолютно свободен, это и выделяетего его из толпы завистников, окружающих самозванца).
И Пугачёв милостив к нему по той же причине.
Но Пётр Андреевич вынужден оставить Белгородскую крепость и продолжить службу в Оренбурге.
Рассказ о письме Марии Ивановны к Гриневу. (Слайд №
Вновь герой на распутье. Он не смеет покидать расположение части, но сможет ли уважать себя мужчина, не откликнувшийся на просьбу любимой?
Перечитать эпиграф к главе 11. (Слайд № 9)
Объясните, кто скрывается под маской льва? Почему лев?
(Лев — царь зверей, гроза, непредсказуем).
— Гринёв, оказавшийся в вертепе, играет с огнём. Почему?
А Пугачёву выгодно с ним ссориться? (Вспомните песню о Степане Разине. Как поступил другой крестьянский вожак, когда казаки стали роптать?)
Анализ главы «Сирота». (Слайд № 10)
(В главе «Сирота» конфликт между Гриневым и Швабриным доходит до высшей точки развития . Кульминацией является открытие Швабриным происхождения Маши. Швабрин играет ва-банк, жертвуя Марией Ивановной: «Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова…». Оба героя любят Машу. В любви Гринёва не приходится сомневаться, все его бесстрашные и рискованные поступки совершены ради неё. Любовь превратила его из безответственного проказника в настоящего мужчину, благородного, взрослого человека.
Но любит ли Машу Швабрин? Наверное, да. Только это совсем другая любовь. Она подняла в натуре Алексея Ивановича всё тайное, глубоко спрятанное, неприглядное. Это любовь во имя себя самого. Девушка, послужившая когда-то причиной ссоры двух молодых людей, становится мерилом чести и благородства героев, обнажает их души, развивает то, что заложено в них. Может быть, поэтому повесть названа в честь этого персонажа).
— Что помогло Гринёву в очередной раз избежать смерти?
(Конфликт вновь разрешается с помощью «ласкового льва». Развязка почти сказочная. Но жизнь Маши и Петра Гринева в какой-то момент висела на волоске. И вновь искренность Гринёва поразила Пугачёва .Его логичные доводы обескураживают разозлившегося хищника).
— Казалось бы, достаточно испытаний. Но известно, что добро мертво без боли. И самое главное испытание еще впереди. Что это за испытание?
— Виноват ли, по вашему мнению, Гринев? Я жду от вас собственного мнения.
Виноват ли? Как всё не просто в романе, так не прост и ответ.
(По закону, да, виноват: самовольно покинул крепость … но это только по закону, так сказать, со стороны. Но мы-то видели, слышали, знаем, что эти обстоятельства не связаны с потерей чести героя).
— Почему он не произнёс имя Маши Мироновой? (Слайд № 11)
Опять противоречия между я законом и человечностью.
— Почему спасение приходит не из органов правосудия, а от Екатерины?(Мария Ивановна не оспаривает приговор, а просит милости. Свою историю Маша рассказывает не императрице, а милой даме, случайно встреченной в Царскосельском саду. Дама поняла её как женщина женщину, как человека.)
И закон может отступить, когда в силу вступает гуманность и милосердие. Екатерина не оправдала, а именно помиловала Гринёва.
По пушкинскому замыслу, этому герою повести оказали милость два государя – настоящий и мнимый, которые являются непримиримыми врагами друг другу. Перед честностью и человечностью отступает даже беспощадный и слепой закон.
- Итог. Итак, ребята, мы закончили работу, рассмотрели историю взросления главного героя. Вы чувствовали правду Гринёва, переживали, взрослели вместе с ним. Может быть, это ещё и потому, что смотрели на все события его глазами. И если «Капитанская дочка» — история взросления души, то кто лучше самого персонажа это расскажет. Напоследок, оглядываясь назад, вернёмся к первой странице романа, к его истоку, к эпиграфу.
— Оправдан ли он, выполнил ли Петруша наказ отца?
(Да, ему пришлось через многое пройти, но он не запятнал, не уронил свою честь). (Слайд № 10)
Хочется в заключение привести слова, не включённые Пушкиным в окончательную редакцию романа, – обращение пишущего записки Гринёва в старости к своему внуку: «Ты увидишь, что завлечённый пылкостью моих страстей во многие заблужденья, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и, слава Богу, дожил до старости, заслужив и почтение моих близких, и добрых знакомых. То же пророчу и тебе … если сохранишь в сердце своём два прекрасных качества … доброту и благородство..»
- Домашнее задание:
- предложите свою тему сочинения по образу Гринёва и составьте сложный план;
- соберите по всему роману материал о Маше Мироновой.
- Поурочный балл.
В русской литературе много произведений, посвященных воспитанию личности человека, определению его моральных качеств, становлению характера через прохождение испытаний. Одним из таких произведений является роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И на протяжении всего произведения происходит становление личности одного из ее главных героев — Петра Андреевича Гринева. По окончании изучения «Капитанской дочки» в 8 классе обучающиеся пишут сочинения на тему «Становление личности Петра Гринева».
План сочинения по теме
Для написания качественного сочинения, будь оно классным или домашним, необходим план. Удобно использовать развернутый план, так как в нем прописываются основные микротемы, мысли, идеи, которые необходимо раскрыть в сочинении «Становление личности Петра». Сочинение должно включать в себя вступление, основную часть и заключение.
Первый пример плана
I. Кто такой Петр Андреевич Гринев.
II. Воспитание Петра, его воспитатели:
- Савельич.
- Француз Бопре.
III. Первые шаги Петра в самостоятельной жизни:
- Легкомыслие.
- Самонадеянность.
- Справедливость.
- Доброта.
IV. Гринев в Белогорской крепости (до прихода Пугачева):
- Времяпрепровождение.
- Отношение к окружающим.
V. Петр Андреевич в свете тяжелых жизненных испытаний:
- Мужество.
- Честность.
- Верность долгу.
- Твердость.
VI. Герой и близкие ему люди:
- Привязанность Петруши к Савельичу.
- Сила любви к Маше Мироновой.
- Отношение к Пугачеву (двойственность).
VII. Общая оценка личности Петра Гринева.
Такой подробный план поможет написать сочинение с опорой на текст произведения или подготовить презентацию по роману, уместно использовать цитаты и не пропустить ни одного события, которое явилось причиной изменения личности героя. Описание качеств личности героя определяет становление его характера, а соответственно, читатель четко прослеживает путь духовного роста Петра, видит все изменения поведения человека, оказавшегося в ситуации нравственного выбора.
Сочинение по другому замыслу
Возможен и такой вариант работы:
- «Береги честь смолоду…» (основная мысль произведения).
- «Я жил недорослем…» (детские годы Петруши, его окружение, обучение).
- «Служи верно, кому присягнешь…» (нахождение героя в Белогорской крепости).
- «Счастье воскресило меня!..» (поединок со Швабриным, любовь к Маше Мироновой).
- «Долг наш — защищать крепость» (предательство Швабрина, приступ крепости, мужество Гринева).
- «Я офицер и дворянин…» (спасение Маши Мироновой, верность долгу перед Отчизной).
Этот цитатный план раскроет в сочинении на тему «Духовное становление Петра Гринева» все стороны жизни Петра Андреевича. Каждый пункт напоминает о событиях, происходящих с главным героем, и определяет те качества характера, что проявились в этих обстоятельствах. Притом цитата уже включена в текст сочинения.
Вариант готовой работы
Петр Андреевич Гринев — главный герой произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Все события романа разворачиваются вокруг этого молодого человека. Автор постепенно открывает читателю образ героя, знакомит с новыми чертами его характера и приводит к финалу, где читатель наблюдает «нового» героя — сильного духом, мужественного, честного. Замысел А. Пушкина — показать становление личности молодого человека, испытавшего немалые жизненные трудности. Все это нужно отразить в сочинении «Петр Гринев: становление личности».
Уже в эпиграфе автор преподносит читателю основную мысль произведения — «Береги платье снову, а честь смолоду». В этих строках кроется вся суть повести. Герой проходит путь от капризного, не вполне понимающего смысл жизни молодого человека до ответственного мужчины, способного взять на себя заботу о возлюбленной. Этому духовному росту Петра способствуют события, случившиеся с ним в Белогорской крепости.
Петруша — человек состоятельный, из приличной семьи. Его родители выходцы из дворянства, отец — премьер-майор в отставке. Петруша еще не родился, а был уж зачислен в Семеновский полк сержантом. Родители обеспечили сыну беззаботное детство, Петруша не нуждался ни в чем. К нему был приставлен стремянной Архип Савельев, попросту Савельич. Он научил его тому, что знал сам. Савельич добр к своему воспитаннику и очень предан ему. Также родители пригласили для обучения Петруши француза Бопре. Тот дал Петруше мало толку в обучении, зато научил его драться на шпагах и «кое-как читать по-французски».
В нравственных понятиях юноши царит путаница. Верхом благополучия он считает службу в гвардейском полку, а величайшим счастьем для него является веселая жизнь в Петербурге. С этими убеждениями молодой человек и отправляется в новую жизнь — служить под началом старинного друга его отца в город Оренбург. Отношение героя к этому событию было нерадостным, ведь все его надежды о легкой жизни были разрушены. Но исполнение воли отца было для Петруши проявлением уважения к родительскому решению.
Самонадеянность нашего героя проявилась уже в первом приключении, случившимся с ним по пути в назначенное место. Попав в трактир, Петруша проиграл большую сумму и наутро вынужден был оплатить долг. Желание поскорее «покинуть» ребяческий возраст и обрести свободу овладело им настолько, что он даже накричал на Савельича, который был приставлен к нему для пригляда. Правда, через некоторое время он жалел бедного старика и, испытывая чувство стыда за свое поведение, попросил у него прощения.
Петру Андреевичу присущи и справедливость, и доброта. При всем недовольном ворчании Савельича Петр отдал вожатому, выведшего их из метели, свой заячий тулуп. Он считал, что нужно отблагодарить за услугу, которую ему оказали, независимо от того, кто ее оказал. Такой широкий жест со стороны своего господина не оценил Савельич, но позже именно этот случай окажется решающим в жизни Петра.
Приехав в Белогорскую крепость, Петр знакомится с его обитателями. Семья коменданта Миронова пришлась ему по душе, особенно нежно герой наш относится к дочери Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны — Маше Мироновой.
Полное безделье не овладевало Петрушей, он занимался литературой и даже написал песенку, которая впоследствии стала началом раздора между Швабриным и Петром Гриневым. Поединок, на который спровоцировал Гринева Швабрин, не принес Петру ничего, кроме разочарования и боли. Но мысль, с которой он решился на этот безумный поступок, все же достойна похвалы. Мысль эта — защита чести невинной девушки, в которую Гринев был влюблен.
События, случившиеся в Белогорской крепости, привели нашего героя к размышлениям о совести, чести и мужестве, о преданности своему Отечеству, о защите своих близких и любимых людей. «Неожиданные происшествия… дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», — говорит сам герой. И читатель понимает, что именно с этого момента и начинается духовное становление личности Петра Гринева.
Именно тогда и начинает герой понимать свое предназначение, именно тогда он чувствует силы и уверенность в себе. Решение Гринева о том, что Белогорскую крепость нужно непременно защищать, не вызывает у него сомнения ни на минуту. Все, кто там находится, становятся ему дороги, и он принимает на себя заботу о близких.
Трепетное отношение к Савельичу говорит о привязанности Гринева ко всему отеческому, к родному дому, к матушке и батюшке. Все, что делал «этот добрый старик», Гринев понимал и принимал. Он знал, что все заискивания и поклонства Савельича перед Пугачевым были лишь для того, что ему, Петру Гриневу, ничего не угрожало, чтобы он, Петр Гринев, был жив и здоров. Савельич лишь пытался уберечь своего Петрушу от смерти, иногда даже ценой собственной жизни, и Гринев это ценил.
Много испытаний пришлось вынести Петру в Белогорской крепости. Выдержал Гринев и предательство Швабрина, справился с последствиями, которые тот ему оставил. Несмотря ни на что, вернулся в Белогорскую крепость, чтобы спасти любимую Машу, вырвать ее из рук злодейских выходок лицемерного Швабрина. Гринев чувствовал, что любовь к Марье Мироновой важнее всего, что его окружало. Отец Гринева не дал благословения на брак с Машей, но это не остановило Петра. Он любил по-настоящему и не знал никаких преград для этой любви.
Страх Гринева перед грозным разбойником Емельяном Пугачевым сменяется неожиданной смелостью. Он понимает, что пощады не будет ни для кого, и принимает решение идти до конца. Честность, которую наш герой проявляет при встрече с Пугачевым, поражает. Ведь он мог быть повешенным в любой момент. Но именно эта искренность юноши и покоряет: «Быть по-твоему!», говорит Пугачев и отпускает Гринева с Машей Мироновой на все четыре стороны.
Радует в Гриневе и его преданность своему государству. Ни под какими предлогами не присягнул он мятежнику Пугачеву, а наоборот, сказал ему, что никогда служить разбойнику не будет, даже если придется и умереть за это.
Петр Андреевич Гринев прошел путь развития личности от неопытного мальчишки до отважного мужа своего Отечества. Путь становления, путь душевного роста, путь осмысления собственной жизни, путь осознания своих достоинств и сил, путь любви, путь достойного человека. Автор показал читателю героя в развитии, нарисовал его сложный жизненный путь, рассказал о становлении личности через прохождение испытаний. И читатель увидел, что герой с достоинством прошел этот путь.
В русской литературе много произведений, посвященных воспитанию личности человека, определению его моральных качеств, становлению характера через прохождение испытаний. Одним из таких произведений является роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». И на протяжении всего произведения происходит становление личности одного из ее главных героев — Петра Андреевича Гринева. По окончании изучения «Капитанской дочки» в 8 классе обучающиеся пишут сочинения на тему «Становление личности Петра Гринева».
План сочинения по теме
Для написания качественного сочинения, будь оно классным или домашним, необходим план. Удобно использовать развернутый план, так как в нем прописываются основные микротемы, мысли, идеи, которые необходимо раскрыть в сочинении «Становление личности Петра». Сочинение должно включать в себя вступление, основную часть и заключение.
Первый пример плана
I. Кто такой Петр Андреевич Гринев.
II. Воспитание Петра, его воспитатели:
- Савельич.
- Француз Бопре.
III. Первые шаги Петра в самостоятельной жизни:
- Легкомыслие.
- Самонадеянность.
- Справедливость.
- Доброта.
IV. Гринев в Белогорской крепости (до прихода Пугачева):
- Времяпрепровождение.
- Отношение к окружающим.
V. Петр Андреевич в свете тяжелых жизненных испытаний:
- Мужество.
- Честность.
- Верность долгу.
- Твердость.
VI. Герой и близкие ему люди:
- Привязанность Петруши к Савельичу.
- Сила любви к Маше Мироновой.
- Отношение к Пугачеву (двойственность).
VII. Общая оценка личности Петра Гринева.
Такой подробный план поможет написать сочинение с опорой на текст произведения или подготовить презентацию по роману, уместно использовать цитаты и не пропустить ни одного события, которое явилось причиной изменения личности героя. Описание качеств личности героя определяет становление его характера, а соответственно, читатель четко прослеживает путь духовного роста Петра, видит все изменения поведения человека, оказавшегося в ситуации нравственного выбора.
Сочинение по другому замыслу
Возможен и такой вариант работы:
- «Береги честь смолоду…» (основная мысль произведения).
- «Я жил недорослем…» (детские годы Петруши, его окружение, обучение).
- «Служи верно, кому присягнешь…» (нахождение героя в Белогорской крепости).
- «Счастье воскресило меня!..» (поединок со Швабриным, любовь к Маше Мироновой).
- «Долг наш — защищать крепость» (предательство Швабрина, приступ крепости, мужество Гринева).
- «Я офицер и дворянин…» (спасение Маши Мироновой, верность долгу перед Отчизной).
Этот цитатный план раскроет в сочинении на тему «Духовное становление Петра Гринева» все стороны жизни Петра Андреевича. Каждый пункт напоминает о событиях, происходящих с главным героем, и определяет те качества характера, что проявились в этих обстоятельствах. Притом цитата уже включена в текст сочинения.
Вариант готовой работы
Петр Андреевич Гринев — главный герой произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Все события романа разворачиваются вокруг этого молодого человека. Автор постепенно открывает читателю образ героя, знакомит с новыми чертами его характера и приводит к финалу, где читатель наблюдает «нового» героя — сильного духом, мужественного, честного. Замысел А. Пушкина — показать становление личности молодого человека, испытавшего немалые жизненные трудности. Все это нужно отразить в сочинении «Петр Гринев: становление личности».
Уже в эпиграфе автор преподносит читателю основную мысль произведения — «Береги платье снову, а честь смолоду». В этих строках кроется вся суть повести. Герой проходит путь от капризного, не вполне понимающего смысл жизни молодого человека до ответственного мужчины, способного взять на себя заботу о возлюбленной. Этому духовному росту Петра способствуют события, случившиеся с ним в Белогорской крепости.
Петруша — человек состоятельный, из приличной семьи. Его родители выходцы из дворянства, отец — премьер-майор в отставке. Петруша еще не родился, а был уж зачислен в Семеновский полк сержантом. Родители обеспечили сыну беззаботное детство, Петруша не нуждался ни в чем. К нему был приставлен стремянной Архип Савельев, попросту Савельич. Он научил его тому, что знал сам. Савельич добр к своему воспитаннику и очень предан ему. Также родители пригласили для обучения Петруши француза Бопре. Тот дал Петруше мало толку в обучении, зато научил его драться на шпагах и «кое-как читать по-французски».
В нравственных понятиях юноши царит путаница. Верхом благополучия он считает службу в гвардейском полку, а величайшим счастьем для него является веселая жизнь в Петербурге. С этими убеждениями молодой человек и отправляется в новую жизнь — служить под началом старинного друга его отца в город Оренбург. Отношение героя к этому событию было нерадостным, ведь все его надежды о легкой жизни были разрушены. Но исполнение воли отца было для Петруши проявлением уважения к родительскому решению.
Самонадеянность нашего героя проявилась уже в первом приключении, случившимся с ним по пути в назначенное место. Попав в трактир, Петруша проиграл большую сумму и наутро вынужден был оплатить долг. Желание поскорее «покинуть» ребяческий возраст и обрести свободу овладело им настолько, что он даже накричал на Савельича, который был приставлен к нему для пригляда. Правда, через некоторое время он жалел бедного старика и, испытывая чувство стыда за свое поведение, попросил у него прощения.
Петру Андреевичу присущи и справедливость, и доброта. При всем недовольном ворчании Савельича Петр отдал вожатому, выведшего их из метели, свой заячий тулуп. Он считал, что нужно отблагодарить за услугу, которую ему оказали, независимо от того, кто ее оказал. Такой широкий жест со стороны своего господина не оценил Савельич, но позже именно этот случай окажется решающим в жизни Петра.
Приехав в Белогорскую крепость, Петр знакомится с его обитателями. Семья коменданта Миронова пришлась ему по душе, особенно нежно герой наш относится к дочери Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны — Маше Мироновой.
Полное безделье не овладевало Петрушей, он занимался литературой и даже написал песенку, которая впоследствии стала началом раздора между Швабриным и Петром Гриневым. Поединок, на который спровоцировал Гринева Швабрин, не принес Петру ничего, кроме разочарования и боли. Но мысль, с которой он решился на этот безумный поступок, все же достойна похвалы. Мысль эта — защита чести невинной девушки, в которую Гринев был влюблен.
События, случившиеся в Белогорской крепости, привели нашего героя к размышлениям о совести, чести и мужестве, о преданности своему Отечеству, о защите своих близких и любимых людей. «Неожиданные происшествия… дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение», — говорит сам герой. И читатель понимает, что именно с этого момента и начинается духовное становление личности Петра Гринева.
Именно тогда и начинает герой понимать свое предназначение, именно тогда он чувствует силы и уверенность в себе. Решение Гринева о том, что Белогорскую крепость нужно непременно защищать, не вызывает у него сомнения ни на минуту. Все, кто там находится, становятся ему дороги, и он принимает на себя заботу о близких.
Трепетное отношение к Савельичу говорит о привязанности Гринева ко всему отеческому, к родному дому, к матушке и батюшке. Все, что делал «этот добрый старик», Гринев понимал и принимал. Он знал, что все заискивания и поклонства Савельича перед Пугачевым были лишь для того, что ему, Петру Гриневу, ничего не угрожало, чтобы он, Петр Гринев, был жив и здоров. Савельич лишь пытался уберечь своего Петрушу от смерти, иногда даже ценой собственной жизни, и Гринев это ценил.
Много испытаний пришлось вынести Петру в Белогорской крепости. Выдержал Гринев и предательство Швабрина, справился с последствиями, которые тот ему оставил. Несмотря ни на что, вернулся в Белогорскую крепость, чтобы спасти любимую Машу, вырвать ее из рук злодейских выходок лицемерного Швабрина. Гринев чувствовал, что любовь к Марье Мироновой важнее всего, что его окружало. Отец Гринева не дал благословения на брак с Машей, но это не остановило Петра. Он любил по-настоящему и не знал никаких преград для этой любви.
Страх Гринева перед грозным разбойником Емельяном Пугачевым сменяется неожиданной смелостью. Он понимает, что пощады не будет ни для кого, и принимает решение идти до конца. Честность, которую наш герой проявляет при встрече с Пугачевым, поражает. Ведь он мог быть повешенным в любой момент. Но именно эта искренность юноши и покоряет: «Быть по-твоему!», говорит Пугачев и отпускает Гринева с Машей Мироновой на все четыре стороны.
Радует в Гриневе и его преданность своему государству. Ни под какими предлогами не присягнул он мятежнику Пугачеву, а наоборот, сказал ему, что никогда служить разбойнику не будет, даже если придется и умереть за это.
Петр Андреевич Гринев прошел путь развития личности от неопытного мальчишки до отважного мужа своего Отечества. Путь становления, путь душевного роста, путь осмысления собственной жизни, путь осознания своих достоинств и сил, путь любви, путь достойного человека. Автор показал читателю героя в развитии, нарисовал его сложный жизненный путь, рассказал о становлении личности через прохождение испытаний. И читатель увидел, что герой с достоинством прошел этот путь.
Становление личности Петра Гринева
Сочинение «Становление личности Петра Гринева» предполагает рассмотрение истории жизни главного героя повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» по следующему плану: детство, подростковый период, а также период службы, который раскрывает все положительные черты Петра Гринева.
Детство
Петр Гринев родился в семье отставного премьер-майора Андрея Петровича и бедной дворянки Авдотьи Васильевны. Детство героя прошло в Симбирской губернии. Отец Петра, человек с твердым и строгим характером, особое внимание уделял воспитанию сына. Еще до рождения главного героя он был записан в Семеновский полк. С пяти лет образованием Петра Гринева занимался Савельич.
Подростковый возраст
В двенадцать лет Гринев выучил грамоту и умел «здраво судить о свойствах борзого кобеля». В этом возрасте Петр стал упражняться с французом Бопре, который особо не занимался образованием Гринева. Каждый из них был занят своим делом. Гринев подтверждает, что его воспитание кончилось тогда, когда его отец выгнал француза-бездельника из дома.
Когда Петру было шестнадцать лет, Андрей Петрович решил, что сыну пора отправиться на службу. Гринев-младший ждал своей службы в Петербурге, стремился начать свою веселую и разгульную жизнь. Однако отец Петра отправляет его на службу в Оренбург.
Служба
Именно в шестнадцать лет, когда Петр Гринев отправляется служить, жизнь главного героя кардинально меняется. На мировоззрение Гринева оказывает огромное влияние отцовский наказ: «Береги платье снову, а честь смолоду».
А. С. Пушкин описывает, как Петр Гринев из недоросля, гонявшего до шестнадцати лет голубей, превращается в благородного и честолюбивого мужчину. Писатель демонстрирует развитие образа центрального персонажа. Причем процесс формирования личности Петра Гринева проходил постепенно: по дороге на службу Гринев проигрывается Зурину, что говорит о беспутстве героя. По дороге Петр совершает и милосердный поступок: отдает провожатому в знак благодарности заячий тулуп.
Уже в Белогорской крепости Петр начинает вести себя в соответствии с честью. Герой защищает Машу Миронову от клеветы Швабрина. Петр Гринев не способен предать Родину, как это делает Швабрин. Когда возлюбленная главного героя оказывается в плену у Швабрина, Гринев способствует ее освобождению. Оказавшись под арестом, Петр не выдает имя Маши Мироновой, чтобы она не оказалась ввязана в беззаконие. Главный герой романа «Капитанская дочка» ведет себя как благородный мужчина, готовый постоять за себя и своих близких.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Становление личности Петра Гринева», рассмотрит детские и подростковые годы центрального персонажа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», а также период его службы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Амина Абдулина
13/17
-
Пётр Новожилов
14/17
-
Татьяна Щинова
13/17
-
Гульназ Зарипова
17/17
-
Kirill Panyukov
15/17
-
Лариса Туманова
17/17
-
Кирилл Пуртов
16/17
-
Матвей Дубинский
13/17
-
Санечка Снимаешь
15/17
-
Zebiniso Ziyodullayeva
13/17
Пример сочинения 1
Петр Гринев – главный герой романа и рассказчик своей жизни. Таким образом, по моему мнению, Пушкин хотел детально показать, как происходит становление личности человека. Сам Петр сообщает, что своими мемуарами он хочет показать, как надо поступать, чтобы в любых ситуациях быть человеком.
Родители главного героя — дворяне с небольшим состоянием. Еще до своего рождения, Петр был зачислен в Семеновский полк. И к шестнадцати годам жизни его отец решил, что сыну пора на службу. Петр обрадовался этому, ведь думал, что служба – это свобода. Но отец хотел отправить сына на дальний гарнизон. И вскоре изнеженный и ветреный молодой человек отправляется на службу. По пути он знакомится с мужичком, который помогает укрыться от метели, а в благодарность Петр дарит ему заячий тулуп.
Наконец Гринев добирается до Белогорской крепости. Тут Петр встречает Машу Миронову и знакомится с Алексеем Швабриным. Петр намеревается взять в жены Машу, но его родители не дают своего благословения. Кажется, что мечты влюбленных разрушены, ведь Маша не хочет брака без позволения родителей Петра. Однако в Белогорской крепости случаются события, которые круто меняют жизнь героев, — крепость захватили мятежники Пугачева.
Пугачев хочет, чтобы жители крепости поклялись ему в верности. Но никто не пошел на это и их жестоко убили. Только Швабрин перешел на сторону врага. Главный герой же был готов к смерти, но Пугачев оказывается тем, кому он отдал заячий тулуп. Петр не перешел на сторону бунтовщиков, чем и поразил Пугачева, который отпустил Петра. Но герою вновь предстоит встретиться со злодеем, когда Гриневу придется вызволять любимую из плена Швабрина. И снова открытость Петра повлияет на Пугачева – он освободит Машу и Петра.
Даже попав по несправедливому донесению в тюрьму, герой не теряет достоинства. Он готов принять наказание. Но благодаря Маше, обратившейся к императрице, Петра милуют.
Следует отметить, что Петр Гринев преодолел много испытаний и стал достойным человеком. Пройдя через трудности, герой усвоил важный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, можно одержать верх над любыми трудностями.
Пример сочинения 2
Петр Андреевич Гринев — главный герой романа А.С.Пушкина “Капитанская дочка», от лица которого ведется повествование. В течение всего романа происходит процесс становления личности Гринева.
Петр с детства был окружен любовью и заботой со стороны всех членов семьи. Его отец был военным, поэтому Гринева сразу призвали на службу в Семеновский полк. Однако, несмотря на строгость своего отца, мальчик жил “недорослем». Также ему с детства прививали искренность, добросердечность и уважение к
другим людям. Воспитывал Петрушу Савельич, который и занимался его образованием.
В шестнадцать лет отец Гринева решает отправить его на службу в Оренбург, где и начинается взрослая жизнь молодого Петра.
По дороге в Оренбург они остановились на ночлег в Симбирске, где наш главный герой проиграл деньги в трактире. И он приказывает Савельичу отдать деньги, хотя тот ругал Гринева за это. Позднее Петр показал способность признавать свои ошибки, когда извинился перед Савельичем. Попав в сильную бурю, юноша со слугой встречают одного вожатого, который помог им добраться до ближайшей гостиницы и не потеряться во время бурана. Взамен за помощь Гринев подарил ему заячий тулуп, показывая свое милосердие и щедрость по отношению к вожатому. Также, почувствовав уход и любовь со стороны своего слуги Савельича, Петр начинает ценить его.
Прибыв в Белгородскую крепость, Петр Гринев встречается с семьей Миронова. В его семье юноша видит доброту и душевность, которые он считает ценными качествами. В отношении со Швабриным наш главный герой испытывает неприятные чувства злобы и отвращения.
Одним из ключевых моментов развития личности Гринева становится его любовь к Маше Мироновой. Ради любви Петр совершает безумные поступки, чувствуя ответственность и причастность к жизни другого человека.
В отношении с Пугачевым юноша проявляет честь, храбрость и решительность. Также, смотря на плохое положение Пугачева, Гриневу становится его жалко, что показывает в нем человечность по отношению к другим.
Во время всего произведения мы наблюдали за развитием личности главного героя. Из избалованного ребенка, каким был Петр Гринев, он перерос в настоящего мужчину, который способен постоять и за себя, и за своих близких.
Пример сочинения 3
Эпиграф к роману А. С. Пушкина «Береги честь смолоду» готовит читателя к тому, что речь пойдет о молодом герое, которому жизнь готовит серьезные испытания. Так и есть. Произведение рассказывает о первых самостоятельных шагах главного персонажа Петра Гринева.
Петруша до шестнадцати лет жил в родительском имении. Его учил и воспитывал дядька Савельич. Потом ему наняли французского учителя, как было принято у дворян того времени. Мосье Бопре надолго не задержался, так как ничему не учил Петрушу и был не воздержан в отношении вина и слабого пола. Так и рос Петр недорослем, играя с дворовыми мальчишками.
Когда герою минуло шестнадцать лет, отец решил, что пора ему идти на военную службу. В полк он был записан еще до рождения. Гринев уезжает из отчего дома на службу в армию. Прощаясь с ним, отец дает ему наказ: служи верно, за лаской начальства не гоняйся, «на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся». Отец просит сына помнить пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду».
Становление личности Гринева проходит в несколько этапов. Первый эпизод случается в Симбирске вскоре после отъезда из дома. Петруша в трактире познакомился с ротмистром Зуриным, который сразу взялся готовить юношу к воинской службе. Для начала он напоил его вином, затем обыграл в биллиард. День они закончили у Аринушки. В полночь, когда Гринев едва держался на ногах, Зурин доставил его в трактир. Проспавшись, Гринев испытывает угрызения совести. Этот случай стал ему уроком на всю жизнь. Он больше не пил вина и не играл на деньги.
Приехав в Белогорскую крепость, герой обнаружил там добрых, отзывчивых людей. Он был принят семьей коменданта Миронова как родной. Между Петром и дочерью коменданта Машей сразу возникла симпатия, которая со временем перешла в серьезное чувство. Первому испытанию оно подверглось, когда Швабрин, сослуживец Гринева, оскорбил Машу. Петр вызвал офицера на дуэль, не побоявшись, что может быть убит. Отец ему говорил беречь честь, поэтому Гринев не мог поступить иначе.
Следующим этапом становления личности Гринева стало взятие крепости пугачевцами. Ему пришлось делать чуть ли не главный выбор в своей жизни. Присягнуть Пугачеву и сохранить жизнь, или лишиться жизни и сохранить верность уже данной присяге. Гринев выбрал второе, он не мог стать предателем. Так воспитал его отец, сын не хотел его подвести. Спас Петрушу Савельич, который чувствовал ответственность за его жизнь. Для него легче было потерять собственную, чем не уберечь Петрушу, которого он воспитывал с детских лет как своего ребенка.
Разговор с Пугачевым подчеркивает, что Гринев из недоросля, гоняющего голубей, превратился во взрослого человека, который знает цену словам, поступкам. Когда самозванец спросил, будет ли Гринев ему служить, признает ли его государем, Гринев смутился, но лгать не стал. Он видел, что Пугачев не глуп и сразу разгадает обман. Молодой человек ответил, что присягал императрице, поэтому служить другому человеку, кем бы он ни был, не может. Он напомнил Пугачеву, как тот относится к предателям. Пугачев проявил благородство и оценил честность Гринева.
Заслуживает внимания фрагмент, в котором рассказывается о спасении Маши из крепости, захваченной врагом. С одной стороны этот поступок героя можно назвать безрассудным. Но разве может идти речь о рассудке, когда дело касается жизни любимого человека? Дальнейшее поведение героя показывает его мужество, верность долгу, преданность любви.
Отдельно нужно остановиться на его взаимоотношениях с Пугачевым. Гринев ведет себя с ним на равных. Общаясь с предводителем крестьянского восстания, он забывает о сословных различиях. Я думаю, что герой осуждает Пугачева за посягательство на власть монарха. В то же время Гринев уважает его за его ум, любовь к свободе, умение вести за собой людей, за смелость. Наверное, признавая его величие, он идет на казнь Пугачева.
Говоря о становлении личности Петра, нужно упомянуть и том факте, что он, оказавшись под судом, не пытался оправдать своих поступков спасением Маши Мироновой. Он, вообще, не упоминал ее имени, не хотел, чтобы она оказалась замешана в эту историю. Это говорит о его благородстве и мужестве.
Этот факт знаменует завершение формирования личности героя. Он стал взрослым человеком, умеющим принимать решения и отвечать за свои поступки. Характер Петра Гринева прошел закалку с сложных условиях, но именно это позволило ему стать настоящим человеком.
Пример сочинения 4
Петр Гринев является главным героем произведения «Капитанская дочка». А.С. Пушкин ставит Гринева в трудные жизненные ситуации, в результате которых рождается настоящий человек чести.
Петр Гринев растет в небогатой дворянской семье, не сталкиваясь с трудностями, его воспитывают Савельич и учитель Бопре. Однако основательного образования Гринев так и не получает. Когда герою исполняется 16 лет, он отправляется на службу в Белогорскую крепость, в которой, как хочет отец, сын сможет познать настоящую службу, а не разгульную жизнь как в Петербурге. Первое испытание, с которым сталкивается Гринев, происходит по пути на службу. Поддавшись азарту, он проигрывает все деньги Зурину в карты и требует у Савельича отдать их, говоря при этом: «Я твой господин, а ты мой слуга». Впоследствии Гринев осознает то, что совершил. Он искренне раскаивается и просит прощения у Савельича. Гринев получает очень важный урок – умение признавать свою вину. Также, попав в буран, он дарит проводнику в благодарность заячий тулуп. Гринев извлекает еще одно качество – быть милосердным.
Находясь уже на службе, Петр Гринев знакомится со Швабриным, его полной противоположностью, и с Мироновыми. Вскоре Гринев проходит испытание любовью. В отношениях с Машей Мироновой он проявляет свои лучшие качества – честность, самоотверженность и бескорыстие. Гринев готов даже пожертвовать собой ради любви. Он вызывает на дуэль Швабрина, который оклеветал Машу и унизил ее. Петр Гринев рискует своей жизнью, чтобы защитить честное имя своей любимой.
Следующее, но не менее важное испытание – захват крепости Пугачевым. Гринев встает перед выбором: присягнуть самозванцу или лишиться головы. Не боясь смерти, Гринев отказывается дать присягу Пугачеву, тем самым сохраняя свою честь. Он остается верен своему долгу. Однако самозванец узнает его, ведь это Петр Гринев подарил ему заячий тулуп в ту злосчастную бурю. Пугачев не оставляет это без внимания и отпускает его.
Последним трудным испытанием становится тюрьма, куда Гринев попадает по доносу. Он сохраняет свое достоинство и принимает свою участь. Никакие обстоятельства не способны превратить его в подлого человека. Благодаря силе духа Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра Гринева освобождают и снимают с него все обвинения.
Петр Гринев проходит настоящий жизненный путь, раскрывая в себе свои лучшие качества. Он учится самоотверженности, доброте, умению любить, а самое главное – сохранению чести. Ведь не зря в самом начале повести дан эпиграф в виде русской пословицы: «Береги честь смолоду».
Поддавшись азарту, он проигрывает все деньги Зурину в карты и требует у Савельича отдать их, говоря при этом: «Я твой господин, а ты мой слуга». Впоследствии Гринев осознает то, что совершил. Он искренне раскаивается и просит прощения у Савельича. Гринев получает очень важный урок – умение признавать свою вину. Также, попав в буран, он дарит проводнику в благодарность заячий тулуп. Гринев извлекает еще одно качество – быть милосердным.
Находясь уже на службе, Петр Гринев знакомится со Швабриным, его полной противоположностью, и с Мироновыми. Вскоре Гринев проходит испытание любовью. В отношениях с Машей Мироновой он проявляет свои лучшие качества – честность, самоотверженность и бескорыстие. Гринев готов даже пожертвовать собой ради любви. Он вызывает на дуэль Швабрина, который оклеветал Машу и унизил ее. Петр Гринев рискует своей жизнью, чтобы защитить честное имя своей любимой.
Следующее, но не менее важное испытание – захват крепости Пугачевым. Гринев встает перед выбором: присягнуть самозванцу или лишиться головы. Не боясь смерти, Гринев отказывается дать присягу Пугачеву, тем самым сохраняя свою честь. Он остается верен своему долгу. Однако самозванец узнает его, ведь это Петр Гринев подарил ему заячий тулуп в ту злосчастную бурю. Пугачев не оставляет это без внимания и отпускает его.
Последним трудным испытанием становится тюрьма, куда Гринев попадает по доносу. Он сохраняет свое достоинство и принимает свою участь. Никакие обстоятельства не способны превратить его в подлого человека. Благодаря силе духа Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра Гринева освобождают и снимают с него все обвинения.
Петр Гринев проходит настоящий жизненный путь, раскрывая в себе свои лучшие качества. Он учится самоотверженности, доброте, умению любить, а самое главное – сохранению чести. Ведь не зря в самом начале повести дан эпиграф в виде русской пословицы: «Береги честь смолоду».
На, держи!
Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Пример этому — все тот же Петруша Гринев, из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, о котором я собираюсь рассказать. Вырасти бесчестным ему было, по-моему, практически невозможно. С детства мальчика окружали люди, честь для которых была превыше всего. Отправляя сына служить отечеству, старший Гринев на прощание сказал ему: “Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.
И Петр берег. По дороге к месту службы он по наивности проигрался человеку, с которым едва свел знакомство. Никакие уговоры Савельича броситься победителю в ноги не заставили Гринева сделать это: коль проигрался — нужно отдавать. Честь свою Петр Гринев не запятнал даже в тех случаях, когда за нее легко можно было поплатиться головой. Первый случай — это дуэль. Петр не мог просто так оставить без ответа бесстыдный наговор Швабрина на Машу Миронову. Защитить ее от сплетен отвергнутого и из-за этого разгневанного воздыхателя, было для Гринева делом чести. Что касается Швабрина, то он в повести — полная противоположность Гриневу, человек, для которого понятия “честь и благородство” вовсе не существуют. Во время поединка Швабрин не гнушается воспользоваться двусмысленностью ситуации для нанесения бесчестного удара. Ничего не стоит этому глубоко безнравственному человеку присягнуть другому государю, в то время как Гринев и тут благороден. А ведь Швабрин — образованный человек, он не был “недорослем”, каким был тот же Гринев. Этим фактом Пушкин подчеркивает, что благородство и образованность — две разные вещи. Более того — огромное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой человек воспитывался.
Второй случай, в котором наиболее ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость чувств других — приход в Белогорскую крепость Пугачева. Предпочтя благородную смерть позорному помилованию, погибли капитан Миронов и его жена, малообразованные, наивные и, на первый взгляд, недалекие люди. Их примеру готов был последовать и Гринев, но случай спас его от смерти. И причиной этому — тоже благородство Петра, проявившего в отношении “вожатого”, который помог когда-то им выбраться из пурги. К счастью, человек этот оказался не кем иным, как самим Пугачевым. Руководитель народного восстания предлагает Гриневу пойти к нему в услужение, но Петр, хорошо осознавая, что своим отказом может разгневать Пугачева, все же отклоняет его предложение. Отклоняет опять же — из чувства благородства: он присягнул служить императрице.
Выслушав доводы молодого дворянина, Пугачев не разгневался, более того — проникся к нему симпатией и даже помог в освобождении Маши Мироновой. И все это, на мой взгляд, не из-за заячьего тулупчика, а благодаря благородству и высокой нравственности Гринева, так поразившими народного бунтаря.
Благородные чувства Гринева проявились и в эпизоде его ареста. Петр не хочет впутывать в эту историю свою возлюбленную, поэтому и не называет ее имени. Но Маша сама отправляется в Петербург искать заступничества и находит. Ей помогает сама императрица. История с Пугачевым для влюбленных заканчивается хорошо, они счастливы. Такой оптимистичный финал, на мой взгляд, автор придумал потому, что хотел подчеркнуть — на благородство чаще всего отвечают благородством. А может быть и потому, что Пушкину просто очень хотелось, чтобы это было именно так.
Что касается Гринева, то он до конца своей жизни остался человеком чести. Став Гриневым-мемуаристом, этот человек правдиво и без искажений передал бумаге не только свои встречи с предводителем восстания, но и свои мысли относительно его. Он рассказал о Пугачеве всю правду, несмотря на то, что она противоречила той, что сложилась в официальном мнении о народном бунтаре.