План выборочного пересказа 3 класс литературное чтение сочинение

Страница 16 из 52

Ответы к странице 49

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Вспомните, что мы называем юмористическим рассказом.

 Юмористическим рассказом мы называем небольшое произведение, в котором повествуется об одном или нескольких незадачливых героях, попадающих в комические ситуации.  Главной целью такого рассказа является описание различных человеческих недостатков, обращение на них внимания читателей. Описываются всегда герои и их действия в смешных ситуациях. 

2.  К какому жанру относятся рассказы из раздела «Жизнь дана на добрые дела»? Обоснуйте своё мнение.

 Рассказы из раздела «Жизнь дана на добрые дела» относятся к жанру поучительных. В них говорится о разных непростых жизненных ситуациях, в которых оказывались герои рассказов. Поступки героев помогают читателям решить, как стать лучше умнее, добрее.

3. Вспомните, для чего составляется план. План нужен для того, чтобы:
• не забыть содержание текста; • научиться пересказывать, не пропуская событий рассказа; • лучше понять текст. Дополните.

 План нужен для того, чтобы:
— не забыть содержание текста;
— научиться пересказывать, не пропуская событий рассказа;
— лучше понять текст.
— сделать вывод о поведении героя рассказа, когда он оказывается в трудной или неприятной ситуации.

4.  Как вы понимаете, что такое подробный пересказ? Выберите слова, близкие по смыслу (синонимы): • пересказ части произведения; • детальный  пересказ; • выделение основной мысли; • пересказ, близкий к тексту; • пересказ без отступлений от событий.

 Подробный пересказ это:
— пересказ – близкий к тексту;
— пересказ без отступления от событий;
— детальный пересказ.

5.  Составьте план выборочного пересказа. Запишите ответ в тетрадь.

 План выборочного пересказа:
1. Объявление выступления «Пионерского Сатирикона».
2. Ребята справляются с волнением во время подготовки к выступлению.
3. Ошибка Мишки в начале выступления.
4. Выступление Мишки с повторением первого куплета три раза.
5. Хохот в зрительном зале.

6.  Как вы понимаете смысл высказывания «Жизнь дана на добрые дела»? Как можно было иначе назвать этот раздел?

 Смысл высказывания «Жизнь дана на добрые дела» состоит в том, что нужно стремиться совершать добрые и полезные поступки. Не причинять зла другим людям, животным, природе. Помогать слабым и тем, кто нуждается в нашей помощи. Быть бескорыстным, не ожидать похвалы либо награды за помощь или участие. По- другому раздел «Жизнь дана на добрые дела» можно назвать «Доброму добрая память».

7.  Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом. Почему они живут в народной памяти многие века?

Доброму человеку весь мир свой дом. Доброе дело на века. Лихо помнится, а добро век не забудется. Своё добро сею, вею, чужое — жну, пожинаю. Взял, да не сказал, всё равно что украл. Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

 Пословицы о добрых делах живут в народной памяти многие века, потому что народная молва передавала из уст в уста сказания, предания и былины о славных богатырях, справедливых правителях, смелых путешественниках. Все герои народных повествований были добры и бескорыстны. Помогали бедным и угнетенным. Народ очень ценил эти качества, так как жилось бедным людям тяжко. Сделанное кем бы то ни было доброе дело запоминалось, о нем говорили, человека, его сделавшего, прославляли в народных песнях. Не зря поговорка говорит- «Доброе дело на века».

ПАМЯТКА

«Как научитьcя пересказывать текст»

  ПОДРОБНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Не торопясь, не отвлекаясь, внимательно прочитай вслух весь текст.

2. Если в тексте есть незнакомые слова, узнай их значение.

3. Подумай и определи идею, то есть главную мысль текста.

4. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

5. Вырази идею в одном предложении.

6. Выдели в тексте ключевые слова (они раскрывают главную мысль произведения).

7. Раздели текст на части, озаглавь их.

8. Прочитай названия частей и проверь, на сколько точно они передают содержание текста (не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода).

9. Составь план пересказа.

10. Пользуясь планом, перескажи произведение.

11. В пересказе используй отрывки из разных частей текста (соединяй их с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», конце концов», «наконец» и т.д.)  

 ВЫБОРОЧНЫЙ ПЕРЕСКАЗ

1. Внимательно прочитай текст, выясни значение непонятных слов.

2. Вдумайся в тему выборочного пересказа, определи его границы.

3. Внимательно перечитай текст, выбери то, что относится к теме, сделай необходимые пометы и выписки.

4. Определи основную мысль пересказа.

5. Определи, какой стиль (художественный, научный, публицистический..) и тип речи (описание, повествование, рассуждение) ты будешь использовать.

6. Составь план отобранного текста.

7. Продумай, как связать смысловые части выборочного пересказа. 

   КРАТКИЙ (СЖАТЫЙ) ПЕРЕСКАЗ

1. Прочитай текст, определи его тему и главную мысль, отметь изобразительно-выразительные средства.

2. Выдели в тексте все его части.

3. Определи, какие части можно исключить, объединить. Почему?

4. Составь план сжатого пересказа.

5. В каждой части выдели главное.

6. Отметь то, что можно объединить.

7. Подумай, как связать части между собой.

8. Изложи сжато каждую часть. 

ТВОРЧЕСКИЙ  ПЕРЕСКАЗ

1.  С изменением лица рассказчика 

2. Пересказ от лица одного из персонажей. Войти в роль героя рассказа, т.е. «перевоплотиться», понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами.

3. Творческое дополнение текста. Такие  дополнения, в которых «проектируется» судьба любимых героев.

4. Словесное рисование. Обычно рисуются словесные картины к эпизодам. Вариантом словесного рисования может быть воображаемая экранизация (стоп-кадр)

5. Инсценирование текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.

Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).

Подробный пересказ.

Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.

Частичный (выборочный) пересказ.

Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.

Памятка

  1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).
  2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
  3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).
  4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитывая отмеченные отрывки.
  5. Определяю, какие чувства вызывает у меня этот персонаж (это событие).
  6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).
  7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
  8. Рассказываю, пользуясь своими пометами или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ.

Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.

Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:

  1. с изменением последовательности событий;
  2. с дополнением содержания текста (это может быть включение описания места действия, портрета героя, событий, выходящих за рамки текста – предшествовавших сюжету или продолжающих его).

Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.

Краткий пересказ

Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:

  1. Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что – второстепенным.
  2. Составлю рассказ, опираясь на главное.
  3. Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ еще раз.
  4. Кратко перескажу

Или:

  1. Прочитаю текст, определяя его тему (о чем говорится?).
  2. Составлю рассказ, опираясь на эту мысль и 2–4 поясняющих ее предложения.
  3. Пользуясь текстом, повторю краткий пересказ.
  4. Проверю краткость и последовательность пересказа.

Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:

Составлю план.

  1. По первому пункту плана и первой части текста выделю важные мысли (два-три предложения).
  2. То же сделаю по другим частям.
  3. Пользуясь планом, кратко перескажу текст.
  4. Проверю, достаточно ли кратким и последовательным получился пересказ.

Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.

  • Питер пэн тест однажды в сказке
  • План вопросы к сказке ашик кериб
  • Питер пэн ожп фанфики фикбук однажды в сказке
  • План вопросов по сказке золотая рыбка
  • Питер пэн однажды в сказке цитаты