Приложение к ООП НОО МОБУ Каранская СОШ
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Каранская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждено» Руководитель ШМО Заместитель директора Директор школы _____Р.Ф.Рамазанова ______ ______А.Ф.Мансуров
Протокол № ____ ______________ . Приказ от______№_____
от _________
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«В мире сказок»
1класс
срок реализации: 1 год
духовно-нравственное направление
Составлена на основании ООП НОО МОБУ Каранская СОШ МР Буздякский район РБ от 30.08.2019
Составитель: Рамазанова Р.Ф..
учитель начальных классов
1. Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
2.Содержание курса.
1 класс
- Вводное занятие. Путешествие в сказку. Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»
- Русская народная сказка «заюшкина избушка». Беседа по содержанию сказки. Обсуждение вопроса: доверие — хорошо или плохо. Создание иллюстраций к сказке.
- Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и пересказ сказки. Беседа-диалог о сказочных животных.
- Сказка «Маша и медведь». Работа с текстом, чтение по ролям, анализ содержания, инсценирование сказки. Беседа о поучительной значимости сказки.
- Сказка «Бобовое зернышко». Беседа о послушании. Сочинение собственной сказки. Прослушивание и оценка сказок одноклассников.
- Сказка «Лиса и волк». Чтение сказки по ролям, просмотр мультика, Беседа о дружбе.
- Братья Грим «Заяц и еж». Беседа о взаимоотношениях главных героев сказок, создание иллюстраций. Инсценирование сказки.
- Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок».
- Знакомство со сказкой, коллективное сочинение собственной сказки
- Е. Пермяк «Две пословицы», «Толковая муха». Знакомство со сказками, чтение по ролям, сравнительный анализ содержания.
- Русская народная сказка «Три медведя»
- Просмотр сказки, чтение по ролям, пересказывать, создавать иллюстрацию.
- Дж.Харрис «Смоляное чучело». Знакомство со сказкой, чтение по ролям, инсценирование, пересказ.
- Итоговое занятие. Викторина по прочитанным сказкам.
2 класс
1.Русская народная сказка «Три медведя». Знакомимся со сказкой, чтение по ролям, иллюстрирование, пересказ, инсценировка.
2.Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Работа с текстом, чтение по ролям, изготовление настольных декораций к сказке, составление вопросов к тексту, пересказ, нсценировка.
3.Е.Пермяк «Березовая роща». Изучение сказки, работа с текстом, пересказ, иллюстрирование.
4.С Воронин «Лесик – разноголосик». Чтение сказки по ролям, пересказ, составление вопросов к тексту.
5.К.Чуковский «Айболит», «Телефон», «Тараканище». Работа с текстами, чтение по ролям, отрывок учить наизусть.
6.Е.Пермяк «Самоходные лапотки», «Волшебные краски».
Изучение текстов, чтение по ролям, иллюстрирование, пересказ, составление кроссворда.
7.В.Берестов «Как найти дорожку». Изучение сказки, отгадывание ребуса, работа с текстом по ролям, сочинение сказки.
8.А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывки из произведения). Работа с текстом по ролям, инсценировка, игра, составление вопросов к тексту.
9.Русская народная сказка «Царевна – лягушка».
Изучение текста сказки, чтение по ролям, групповое иллюстрирование, пересказ, сочинение собственной сказки.
3 класс
1.Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Чтение сказки по ролям, составление вопросов
2.Е.Пермяк «Некрасивая елка». Чтение текста по ролям, инсценировка, пересказ.
3.Е.Пермяк «Быль – небыль про железную гору». Работа с текстом, чтение по ролям, игра, инсценировка.
4.Ш.Перро «Золушка». Чтение сказки по ролям, инсценировка, сочинение собственной сказки.
5.Бирмская сказка «Отчего Цикада потеряла свои рожки».
Чтение сказки по ролям, изготовление настольных декораций к сказке.
6.Братья Гримм «Храбрый портной». Чтение сказки по ролям сочинение собственной сказки, пересказ, игра.
7.В.Одоевский «Мороз Иванович». Чтение сказки по ролям, инсценировка, составление плана сказки.
8. Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду».
Чтение сказки по ролям, пересказ, иллюстрирование, составление кроссворда.
9. Г.Андерсен «Дюймовочка». Чтение сказки по ролям, инсценировка сказки, игра.
10.Э.Фарджон «Седьмая принцесса». Чтение сказки по ролям, пересказ, иллюстрирование.
11.Итоговое занятие, викторина, отвечать на вопросы.
4 класс
1.Е. Пермяк «Белая бабочка». Чтение по ролям, пересказ, ответы на вопросы.
2.Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» Чтение по ролям, составление подробного плана сказки. Пересказ, иллюстрирование, сочинение сказки про Алису.
3.В.Котаев «Цветик- семицветик». Пересказ, чтение по ролям, сочинение собственной сказки.
4.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». Чтение по ролям, составление кроссворда к сказке, игра.
5.Р. Киплинг «Маугли». Пересказ, иллюстрирование, чтение по ролям, групповое сочинение сказок о Маугли.
6.Г.Х. Андерсен « Снежная королева». Чтение по ролям, коллективное сочинение продолжения сказки, составление ребуса.
7. С. Маршак «12 месяцев (отрывки)». Чтение по ролям, пересказ, иллюстрирование.
8.А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке». Пересказ, иллюстрирование. Чтение по ролям, групповое сочинение собственных сказок о золотой рыбке.
9.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» Чтение по ролям, пересказ, иллюстрирование, игра.
10. Итоговое занятие. Викторина
Формы проведения занятии
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Устный журнал, театрализация.
- Лепка из пластилина.
- Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышекй:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, сказок.
- анализ и просмотр текста сказок;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
3.Тематическое планирование.
1 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Вводное занятие. Путешествие в сказку. |
|
2.Русская народная сказка «Заюшкина избушка». |
2 |
3.Сказка «Кот, петух и лиса». |
2 |
4.Сказка «Маша и медведь». |
4 |
5.Сказка «Бобовое зернышко». |
4 |
6.Сказка «Лиса и волк». |
3 |
7.Братья Грим «Заяц и еж». |
3 |
8.Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок» |
4 |
9. Е.Пермяк «Две пословицы», «Толковая муха» |
4 |
10.Рус.нар.сказ «Три медведя» |
4 |
11.Дж.Харрис «Смоляное чучело» |
1 |
12.Итоговое занятие |
1 |
Итого |
32 |
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
№ |
тема |
кол-во часов |
дата |
примеча-ние |
1 |
Вводное занятие. Путешествие в сказку. |
1 |
05.09 |
|
2 |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». |
1 |
12.09 |
|
3 |
Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка». |
1 |
19.09 |
|
4 |
Сказка «Кот, петух и лиса». |
1 |
26.09 |
|
5 |
Сюжет сказки «Кот, петух и лиса». |
1 |
03.10 |
|
6 |
Знакомство со сказкой «Маша и медведь». |
1 |
10.10 |
|
7 |
Анализ содержания сказки «Маша и медведь». |
1 |
17.10 |
|
8 |
Сюжет сказки «Маша и медведь». |
1 |
24.10 |
|
9 |
Инсценирование сказки «Маша и медведь». |
1 |
07.11 |
|
10 |
Сказка «Бобовое зернышко». |
1 |
14.11 |
|
11 |
Сюжет сказки «Бобовое зернышко». |
1 |
21.11 |
|
12 |
Коллективное сочинение сказки про зернышко. |
1 |
28.11 |
|
13 |
Иллюстрирование сказки «Бобовое зернышко». |
1 |
05.12 |
|
14 |
Сказка «Лиса и волк». |
1 |
12.12 |
|
15 |
Сюжет сказки «Лиса и волк». |
1 |
19.12 |
|
16 |
Инсценировка сказки «Лиса и волк». |
1 |
26.12 |
|
17 |
Знакомство со сказкой «Заяц и еж» |
1 |
16.01 |
|
18 |
Братья Грим «Заяц и еж». |
1 |
23.01 |
|
19 |
Иллюстрирование сказки «Заяц и еж» |
1 |
30.01 |
|
20 |
Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок» |
1 |
06.02 |
|
21 |
Анализ содержания сказки «Бычок смоляной бочок» |
1 |
13.02 |
|
22 |
Сочинение собственной сказки про бычка. |
1 |
27.02 |
|
23 |
Иллюстрирование собственной сказки |
1 |
05.03 |
|
24 |
Е. Пермяк «Две пословицы» |
1 |
12.03 |
|
25 |
Е. Пермяк «Толковая муха» |
1 |
19.03 |
|
26 |
Сравнение сказок «Толковая муха», «Две пословицы». |
1 |
02.04 |
|
27 |
Иллюстрирование сказок Е. Пермяка. |
1 |
09.04 |
|
28 |
Русская народная сказка «Три медведя». |
1 |
16.04 |
|
29 |
Сюжет сказки «Три медведя». |
1 |
23.04 |
|
30 |
Сочинение собственной сказки про медведей. |
1 |
30.04 |
|
31 |
Иллюстрирование сказок. |
1 |
07.05 |
|
32 |
Дж.Харрис «Смоляное чучело» |
1 |
14.05 |
|
33 |
Итоговое занятие «В мире сказок» |
1 |
21.05 |
2 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Рус.нар.сказка «Три медведя». |
4 |
2.Рус.нар.сказ. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
4 |
3.Е.Пермяк «Березовая роща» |
3 |
4.С Воронин «Лесик – разноголосик» |
4 |
5.К.Чуковский «Айболит», «Телефон», «Тараканище» |
4 |
6.Е.Пермяк «Самоходные лапотки», «Волшебные краски» |
4 |
7.В.Берестов «Как найти дорожку» |
3 |
8.А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывки из произведения) |
4 |
9.Рус.нар.сказка «Царевна – лягушка» |
4 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование. 2 класс
№ |
ТЕМА |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
1 |
Русская народная сказка «Три медведя». |
1 |
||
2 |
Сюжет сказки «Три богатыря» |
1 |
||
3 |
Инсценировка сказки «Три богатыря». |
1 |
||
4 |
Иллюстрирование Сказки «Три богатыря». |
1 |
||
5 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
1 |
||
6 |
Анализ содержания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
||
7 |
Инсценировка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
||
8 |
Изготовление настольных декораций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
||
9 |
Е.Пермяк «Березовая роща» |
1 |
||
10 |
Анализ содержания сказки «Березовая роща» |
1 |
||
11 |
Иллюстрирование сказки Е.Пермяк «Березовая роща» |
1 |
||
12 |
С Воронин «Лесик – разноголосик» |
1 |
||
13 |
С Воронин «Лесик – разноголосик» |
1 |
||
14 |
Анализ содержание сказки С Воронина «Лесик – разноголосик». |
1 |
||
15 |
Особенности сюжета сказки «Лесик – разноголосик». |
1 |
||
16 |
К.Чуковский «Айболит». |
1 |
||
17 |
К.Чуковский «Телефон». |
1 |
||
18 |
К.Чуковский «Тараканище». |
1 |
||
19 |
Чтение понравившегося произведения К.Чуковского наизусть. |
1 |
||
20 |
Е. Пермяк «Самоходные лапотки». |
1 |
||
21 |
Е.Пермяк «Волшебные краски» |
1 |
||
22 |
Сопоставление сказок Е. Пермяка. |
1 |
||
23 |
Иллюстрирование сказок Е. Пермяка. |
1 |
||
24 |
В.Берестов «Как найти дорожку» |
1 |
||
25 |
Сюжет сказки «Как найти дорожку» |
1 |
||
26 |
Сочинение собственной сказки «Как найти дорожку» |
1 |
||
27 |
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывки из произведения) |
1 |
||
28 |
Сюжет сказки «Малыш и Карлсон». |
1 |
||
29 |
Инсценировка сказки «Малыш и Карлсон». |
1 |
||
30 |
Викторина по сказке «Малыш и Карлсон». |
1 |
||
31 |
Русская народная сказка «Царевна – лягушка» |
1 |
||
32 |
Сюжет сказки «Царевна – лягушка» |
1 |
||
33 |
Иллюстрирование сказки «Царевна – лягушка» |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие. Сочинение собственной сказки про «Царевну – лягушку». |
1 |
||
Итого |
34 |
3 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Рус.нар. сказка «Гуси – лебеди» |
2 |
2.Е.Пермяк «Некрасивая елка» |
3 |
3.Е.Пермяк «Быль – небыль про железную гору» |
3 |
4.Ш.Перро «Золушка» |
4 |
5.Бирмская сказка «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
4 |
6.Братья Гримм «Храбрый портной» |
3 |
7. В.Одоевский «Мороз Иванович» |
4 |
8. Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
3 |
9. Г.Андерсен «Дюймовочка» |
4 |
10.Э.Фарджон «Седьмая принцесса» |
3 |
11. Итоговое занятие |
1 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование. 3 класс
№ |
ТЕМА |
кол-во часов |
дата |
примечание |
1 |
Русская народная сказка «Гуси – лебеди» |
1 |
||
2 |
Анализ содержания сказки «Гуси – лебеди» |
1 |
||
3 |
Е.Пермяк «Некрасивая елка» |
1 |
||
4 |
Сюжет сказки «Некрасивая елка» |
1 |
||
5 |
Инсценировка сказки «Некрасивая елка» |
1 |
||
6 |
Е.Пермяк «Быль – небыль про железную гору» |
1 |
||
7 |
Викторина по содержанию сказки «Быль – небыль про железную гору» |
1 |
||
8 |
Иллюстрирование сказки «Быль – небыль про железную гору» |
1 |
||
9 |
Ш.Перро «Золушка» |
1 |
||
10 |
Анализ содержания сказки «Золушка». |
1 |
||
11 |
Сочинение собственной сказки про Золушку. |
1 |
||
12 |
Инсценировка сказки «Золушка» |
1 |
||
13 |
Знакомство с бирмской сказкой «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
1 |
||
14 |
Анализ содержания сказки «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
1 |
||
15 |
Изготовление настольных декораций к сказке «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
1 |
||
16 |
Выставка и презентация своих декораций. |
1 |
||
17 |
Братья Гримм «Храбрый портной». |
1 |
||
18 |
Анализ содержания сказки «Храбрый портной». |
1 |
||
19 |
Сочинение сказки о храбрости. |
1 |
||
20 |
Знакомство со сказкой В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
21 |
Анализ содержания сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
22 |
Инсценирование отрывка из сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
23 |
Составление подробного плана сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
24 |
Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
1 |
||
25 |
Сюжет сказки «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
1 |
||
26 |
Иллюстрирование сказки «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
1 |
||
27 |
Знакомство со сказкой Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
28 |
Анализ содержания сказки Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
29 |
Инсценирование сказки Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
30 |
Викторина по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
31 |
Э.Фарджон «Седьмая принцесса» |
1 |
||
32 |
Анализ содержания сказки «Седьмая принцесса» |
1 |
||
33 |
Иллюстрирование сказки «Седьмая принцесса» |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие. Конкурс «Знаток сказок». |
1 |
||
Итого |
34 |
4 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Е. Пермяк «Белая бабочка» |
2 |
2.Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
4 |
3.В.Котаев «Цветик- семицветик» |
4 |
4.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса» |
4 |
5.Р. Киплинг «Маугли» |
4 |
6.Г.Х. Андерсен « Снежная королева» |
4 |
7. С. Маршак «12 месяцев ( отрывки)» |
4 |
8.А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» |
4 |
9.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» |
3 |
10. Итоговое занятие. |
1 |
Итого |
34 |
Календарно тематическое планирование. 4 класс
№ |
ТЕМА |
кол-во часов |
дата |
примечание |
1 |
Е. Пермяк «Белая бабочка» |
1 |
||
2 |
Анализ содержания сказки «Белая бабочка». |
1 |
||
3 |
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». |
1 |
||
4 |
Анализ сказки «Алиса в стране чудес». |
1 |
||
5 |
Иллюстрирование сказки «Алиса в стране чудес». |
1 |
||
6 |
Сочинение продолжения сказки «Алиса в стране чудес» |
1 |
||
7 |
В.Котаев «Цветик- семицветик» |
1 |
||
8 |
Анализ содержания сказки «Цветик — семицветик» |
1 |
||
9 |
Сочинение собственной сказки «Цветик -семицветик» |
1 |
||
10 |
Викторина по сказке «Цветик -семицветик» |
1 |
||
11 |
Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
12 |
Анализ содержания сказки «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
13 |
Групповое составление кроссвордов по сказке «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
14 |
Викторина по сказке «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
15 |
Р. Киплинг «Маугли» |
1 |
||
16 |
Сюжет сказки «Маугли» |
1 |
||
17 |
Иллюстрирование сказки «Маугли» |
1 |
||
18 |
Групповое сочинение сказок о Маугли |
1 |
||
19 |
Г.Х. Андерсен « Снежная королева» |
1 |
||
20 |
Анализ содержания сказки « Снежная королева» |
1 |
||
21 |
Коллективное сочинение продолжения сказки « Снежная королева» |
1 |
||
22 |
Конкурс на самое интересное продолжение сказки « Снежная королева» |
1 |
||
23 |
С. Маршак «12 месяцев (отрывки)» |
1 |
||
24 |
Сюжет сказки «12 месяцев (отрывки)» |
1 |
||
25 |
Составление вопросов к тексту сказки «12 месяцев ( отрывки)» |
1 |
||
26 |
Иллюстрирование сказки «12 месяцев (отрывки)» |
1 |
||
27 |
А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» |
1 |
||
28 |
Анализ сюжета «Сказки о золотой рыбке» |
1 |
||
29 |
Иллюстрирование «Сказки о золотой рыбке» |
1 |
||
30 |
Групповое сочинение собственных сказок о золотой рыбке |
1 |
||
31 |
Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» |
1 |
||
32 |
Анализ содержания сказки «Приключение Незнайки и его друзей» |
1 |
||
33 |
Иллюстрирование сказки «Приключение Незнайки и его друзей» |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие. Конкурс «Знаток сказок» |
1 |
||
Итого |
34 |
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п |
Содержание |
Класс |
Автор |
Издательство |
Год издания |
|
1 |
«Внеурочная деятельность школьников.» |
1-4 |
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов |
М.: Просвещение |
2010 |
|
2 |
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование |
1-4 |
В.А. Горский |
М.: Просвещение |
2011 |
|
3 |
Чтение с увлечением . По дорогам сказок.(с электронным носителем) |
1 |
М.В.Буряк |
М. Планета |
2016 |
|
4 |
Рабочая тетрадь. |
1 |
М. Планета |
2016 |
1. Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- составлять устный рассказ по картинке;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
2.Содержание курса.
1 класс
- Вводное занятие. Путешествие в сказку. Знакомство с выставкой народных сказок и иллюстрациями к ним. Беседа-диалог: «Твоя любимая сказка. Чем она тебе нравится?»
- Русская народная сказка «заюшкина избушка». Беседа по содержанию сказки. Обсуждение вопроса: доверие — хорошо или плохо. Создание иллюстраций к сказке.
- Сказка «Кот, петух и лиса». Чтение и пересказ сказки. Беседа-диалог о сказочных животных.
- Сказка «Маша и медведь». Работа с текстом, чтение по ролям, анализ содержания, инсценирование сказки. Беседа о поучительной значимости сказки.
- Сказка «Бобовое зернышко». Беседа о послушании. Сочинение собственной сказки. Прослушивание и оценка сказок одноклассников.
- Сказка «Лиса и волк». Чтение сказки по ролям, просмотр мультика, Беседа о дружбе.
- Братья Грим «Заяц и еж». Беседа о взаимоотношениях главных героев сказок, создание иллюстраций. Инсценирование сказки.
- Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок».
- Знакомство со сказкой, коллективное сочинение собственной сказки
- Е. Пермяк «Две пословицы», «Толковая муха». Знакомство со сказками, чтение по ролям, сравнительный анализ содержания.
- Русская народная сказка «Три медведя»
- Просмотр сказки, чтение по ролям, пересказывать, создавать иллюстрацию.
- Дж.Харрис «Смоляное чучело». Знакомство со сказкой, чтение по ролям, инсценирование, пересказ.
- Итоговое занятие. Викторина по прочитанным сказкам.
2 класс
1.Русская народная сказка «Три медведя». Знакомимся со сказкой, чтение по ролям, иллюстрирование, пересказ, инсценировка.
2.Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Работа с текстом, чтение по ролям, изготовление настольных декораций к сказке, составление вопросов к тексту, пересказ, нсценировка.
3.Е.Пермяк «Березовая роща». Изучение сказки, работа с текстом, пересказ, иллюстрирование.
4.С Воронин «Лесик – разноголосик». Чтение сказки по ролям, пересказ, составление вопросов к тексту.
5.К.Чуковский «Айболит», «Телефон», «Тараканище». Работа с текстами, чтение по ролям, отрывок учить наизусть.
6.Е.Пермяк «Самоходные лапотки», «Волшебные краски».
Изучение текстов, чтение по ролям, иллюстрирование, пересказ, составление кроссворда.
7.В.Берестов «Как найти дорожку». Изучение сказки, отгадывание ребуса, работа с текстом по ролям, сочинение сказки.
8.А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывки из произведения). Работа с текстом по ролям, инсценировка, игра, составление вопросов к тексту.
9.Русская народная сказка «Царевна – лягушка».
Изучение текста сказки, чтение по ролям, групповое иллюстрирование, пересказ, сочинение собственной сказки.
3 класс
1.Русская народная сказка «Гуси – лебеди». Чтение сказки по ролям, составление вопросов
2.Е.Пермяк «Некрасивая елка». Чтение текста по ролям, инсценировка, пересказ.
3.Е.Пермяк «Быль – небыль про железную гору». Работа с текстом, чтение по ролям, игра, инсценировка.
4.Ш.Перро «Золушка». Чтение сказки по ролям, инсценировка, сочинение собственной сказки.
5.Бирмская сказка «Отчего Цикада потеряла свои рожки».
Чтение сказки по ролям, изготовление настольных декораций к сказке.
6.Братья Гримм «Храбрый портной». Чтение сказки по ролям сочинение собственной сказки, пересказ, игра.
7.В.Одоевский «Мороз Иванович». Чтение сказки по ролям, инсценировка, составление плана сказки.
8. Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду».
Чтение сказки по ролям, пересказ, иллюстрирование, составление кроссворда.
9. Г.Андерсен «Дюймовочка». Чтение сказки по ролям, инсценировка сказки, игра.
10.Э.Фарджон «Седьмая принцесса». Чтение сказки по ролям, пересказ, иллюстрирование.
11.Итоговое занятие, викторина, отвечать на вопросы.
4 класс
1.Е. Пермяк «Белая бабочка». Чтение по ролям, пересказ, ответы на вопросы.
2.Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» Чтение по ролям, составление подробного плана сказки. Пересказ, иллюстрирование, сочинение сказки про Алису.
3.В.Котаев «Цветик- семицветик». Пересказ, чтение по ролям, сочинение собственной сказки.
4.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса». Чтение по ролям, составление кроссворда к сказке, игра.
5.Р. Киплинг «Маугли». Пересказ, иллюстрирование, чтение по ролям, групповое сочинение сказок о Маугли.
6.Г.Х. Андерсен « Снежная королева». Чтение по ролям, коллективное сочинение продолжения сказки, составление ребуса.
7. С. Маршак «12 месяцев (отрывки)». Чтение по ролям, пересказ, иллюстрирование.
8.А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке». Пересказ, иллюстрирование. Чтение по ролям, групповое сочинение собственных сказок о золотой рыбке.
9.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» Чтение по ролям, пересказ, иллюстрирование, игра.
10. Итоговое занятие. Викторина
3.Тематическое планирование.
1 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Вводное занятие. Путешествие в сказку. |
|
2.Русская народная сказка «Заюшкина избушка». |
2 |
3.Сказка «Кот, петух и лиса». |
2 |
4.Сказка «Маша и медведь». |
4 |
5.Сказка «Бобовое зернышко». |
4 |
6.Сказка «Лиса и волк». |
3 |
7.Братья Грим «Заяц и еж». |
3 |
8.Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок» |
4 |
9. Е.Пермяк «Две пословицы», «Толковая муха» |
4 |
10.Рус.нар.сказ «Три медведя» |
4 |
11.Дж.Харрис «Смоляное чучело» |
1 |
12.Итоговое занятие |
1 |
Итого |
32 |
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
№ |
тема |
кол-во часов |
дата |
примеча-ние |
1 |
Вводное занятие. Путешествие в сказку. |
1 |
||
2 |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка». |
1 |
||
3 |
Иллюстрирование сказки «Заюшкина избушка». |
1 |
||
4 |
Сказка «Кот, петух и лиса». |
1 |
||
5 |
Сюжет сказки «Кот, петух и лиса». |
1 |
||
6 |
Знакомство со сказкой «Маша и медведь». |
1 |
||
7 |
Анализ содержания сказки «Маша и медведь». |
1 |
||
8 |
Сюжет сказки «Маша и медведь». |
1 |
||
9 |
Инсценирование сказки «Маша и медведь». |
1 |
||
10 |
Сказка «Бобовое зернышко». |
1 |
||
11 |
Сюжет сказки «Бобовое зернышко». |
1 |
||
12 |
Коллективное сочинение сказки про зернышко. |
1 |
||
13 |
Иллюстрирование сказки «Бобовое зернышко». |
1 |
||
14 |
Сказка «Лиса и волк». |
1 |
||
15 |
Сюжет сказки «Лиса и волк». |
1 |
||
16 |
Инсценировка сказки «Лиса и волк». |
1 |
||
17 |
Знакомство со сказкой «Заяц и еж» |
1 |
||
18 |
Братья Грим «Заяц и еж». |
1 |
||
19 |
Иллюстрирование сказки «Заяц и еж» |
1 |
||
20 |
Русская народная сказка «Бычок смоляной бочок» |
1 |
||
21 |
Анализ содержания сказки «Бычок смоляной бочок» |
1 |
||
22 |
Сочинение собственной сказки про бычка. |
1 |
||
23 |
Иллюстрирование собственной сказки |
1 |
||
24 |
Е. Пермяк «Две пословицы» |
1 |
||
25 |
Е. Пермяк «Толковая муха» |
1 |
||
26 |
Сравнение сказок «Толковая муха», «Две пословицы». |
1 |
||
27 |
Иллюстрирование сказок Е. Пермяка. |
1 |
||
28 |
Русская народная сказка «Три медведя». |
1 |
||
29 |
Сюжет сказки «Три медведя». |
1 |
||
30 |
Сочинение собственной сказки про медведей. |
1 |
||
31 |
Иллюстрирование сказок. |
1 |
||
32 |
Дж.Харрис «Смоляное чучело» |
1 |
||
33 |
Итоговое занятие «В мире сказок» |
1 |
2 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Рус.нар.сказка «Три медведя». |
4 |
2.Рус.нар.сказ. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
4 |
3.Е.Пермяк «Березовая роща» |
3 |
4.С Воронин «Лесик – разноголосик» |
4 |
5.К.Чуковский «Айболит», «Телефон», «Тараканище» |
4 |
6.Е.Пермяк «Самоходные лапотки», «Волшебные краски» |
4 |
7.В.Берестов «Как найти дорожку» |
3 |
8.А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывки из произведения) |
4 |
9.Рус.нар.сказка «Царевна – лягушка» |
4 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование. 2 класс
№ |
ТЕМА |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
1 |
Русская народная сказка «Три медведя». |
1 |
||
2 |
Сюжет сказки «Три богатыря» |
1 |
||
3 |
Инсценировка сказки «Три богатыря». |
1 |
||
4 |
Иллюстрирование Сказки «Три богатыря». |
1 |
||
5 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». |
1 |
||
6 |
Анализ содержания сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
||
7 |
Инсценировка сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
||
8 |
Изготовление настольных декораций к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
||
9 |
Е.Пермяк «Березовая роща» |
1 |
||
10 |
Анализ содержания сказки «Березовая роща» |
1 |
||
11 |
Иллюстрирование сказки Е.Пермяк «Березовая роща» |
1 |
||
12 |
С Воронин «Лесик – разноголосик» |
1 |
||
13 |
С Воронин «Лесик – разноголосик» |
1 |
||
14 |
Анализ содержание сказки С Воронина «Лесик – разноголосик». |
1 |
||
15 |
Особенности сюжета сказки «Лесик – разноголосик». |
1 |
||
16 |
К.Чуковский «Айболит». |
1 |
||
17 |
К.Чуковский «Телефон». |
1 |
||
18 |
К.Чуковский «Тараканище». |
1 |
||
19 |
Чтение понравившегося произведения К.Чуковского наизусть. |
1 |
||
20 |
Е. Пермяк «Самоходные лапотки». |
1 |
||
21 |
Е.Пермяк «Волшебные краски» |
1 |
||
22 |
Сопоставление сказок Е. Пермяка. |
1 |
||
23 |
Иллюстрирование сказок Е. Пермяка. |
1 |
||
24 |
В.Берестов «Как найти дорожку» |
1 |
||
25 |
Сюжет сказки «Как найти дорожку» |
1 |
||
26 |
Сочинение собственной сказки «Как найти дорожку» |
1 |
||
27 |
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывки из произведения) |
1 |
||
28 |
Сюжет сказки «Малыш и Карлсон». |
1 |
||
29 |
Инсценировка сказки «Малыш и Карлсон». |
1 |
||
30 |
Викторина по сказке «Малыш и Карлсон». |
1 |
||
31 |
Русская народная сказка «Царевна – лягушка» |
1 |
||
32 |
Сюжет сказки «Царевна – лягушка» |
1 |
||
33 |
Иллюстрирование сказки «Царевна – лягушка» |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие. Сочинение собственной сказки про «Царевну – лягушку». |
1 |
||
Итого |
34 |
3 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Рус.нар. сказка «Гуси – лебеди» |
2 |
2.Е.Пермяк «Некрасивая елка» |
3 |
3.Е.Пермяк «Быль – небыль про железную гору» |
3 |
4.Ш.Перро «Золушка» |
4 |
5.Бирмская сказка «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
4 |
6.Братья Гримм «Храбрый портной» |
3 |
7. В.Одоевский «Мороз Иванович» |
4 |
8. Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
3 |
9. Г.Андерсен «Дюймовочка» |
4 |
10.Э.Фарджон «Седьмая принцесса» |
3 |
11. Итоговое занятие |
1 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование. 3 класс
№ |
ТЕМА |
кол-во часов |
дата |
примечание |
1 |
Русская народная сказка «Гуси – лебеди» |
1 |
||
2 |
Анализ содержания сказки «Гуси – лебеди» |
1 |
||
3 |
Е.Пермяк «Некрасивая елка» |
1 |
||
4 |
Сюжет сказки «Некрасивая елка» |
1 |
||
5 |
Инсценировка сказки «Некрасивая елка» |
1 |
||
6 |
Е.Пермяк «Быль – небыль про железную гору» |
1 |
||
7 |
Викторина по содержанию сказки «Быль – небыль про железную гору» |
1 |
||
8 |
Иллюстрирование сказки «Быль – небыль про железную гору» |
1 |
||
9 |
Ш.Перро «Золушка» |
1 |
||
10 |
Анализ содержания сказки «Золушка». |
1 |
||
11 |
Сочинение собственной сказки про Золушку. |
1 |
||
12 |
Инсценировка сказки «Золушка» |
1 |
||
13 |
Знакомство с бирмской сказкой «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
1 |
||
14 |
Анализ содержания сказки «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
1 |
||
15 |
Изготовление настольных декораций к сказке «Отчего Цикада потеряла свои рожки» |
1 |
||
16 |
Выставка и презентация своих декораций. |
1 |
||
17 |
Братья Гримм «Храбрый портной». |
1 |
||
18 |
Анализ содержания сказки «Храбрый портной». |
1 |
||
19 |
Сочинение сказки о храбрости. |
1 |
||
20 |
Знакомство со сказкой В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
21 |
Анализ содержания сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
22 |
Инсценирование отрывка из сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
23 |
Составление подробного плана сказки В.Одоевского «Мороз Иванович» |
1 |
||
24 |
Л.Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
1 |
||
25 |
Сюжет сказки «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
1 |
||
26 |
Иллюстрирование сказки «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду» |
1 |
||
27 |
Знакомство со сказкой Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
28 |
Анализ содержания сказки Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
29 |
Инсценирование сказки Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
30 |
Викторина по сказке Г.Андерсена «Дюймовочка» |
1 |
||
31 |
Э.Фарджон «Седьмая принцесса» |
1 |
||
32 |
Анализ содержания сказки «Седьмая принцесса» |
1 |
||
33 |
Иллюстрирование сказки «Седьмая принцесса» |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие. Конкурс «Знаток сказок». |
1 |
||
Итого |
34 |
4 класс
ТЕМА |
Кол-во часов |
1.Е. Пермяк «Белая бабочка» |
2 |
2.Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес» |
4 |
3.В.Котаев «Цветик- семицветик» |
4 |
4.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса» |
4 |
5.Р. Киплинг «Маугли» |
4 |
6.Г.Х. Андерсен « Снежная королева» |
4 |
7. С. Маршак «12 месяцев ( отрывки)» |
4 |
8.А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» |
4 |
9.Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» |
3 |
10. Итоговое занятие. |
1 |
Итого |
34 |
Календарно тематическое планирование. 4 класс
№ |
ТЕМА |
кол-во часов |
дата |
примечание |
1 |
Е. Пермяк «Белая бабочка» |
1 |
||
2 |
Анализ содержания сказки «Белая бабочка». |
1 |
||
3 |
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». |
1 |
||
4 |
Анализ сказки «Алиса в стране чудес». |
1 |
||
5 |
Иллюстрирование сказки «Алиса в стране чудес». |
1 |
||
6 |
Сочинение продолжения сказки «Алиса в стране чудес» |
1 |
||
7 |
В.Котаев «Цветик- семицветик» |
1 |
||
8 |
Анализ содержания сказки «Цветик — семицветик» |
1 |
||
9 |
Сочинение собственной сказки «Цветик -семицветик» |
1 |
||
10 |
Викторина по сказке «Цветик -семицветик» |
1 |
||
11 |
Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
12 |
Анализ содержания сказки «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
13 |
Групповое составление кроссвордов по сказке «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
14 |
Викторина по сказке «Бобик в гостях у Барбоса» |
1 |
||
15 |
Р. Киплинг «Маугли» |
1 |
||
16 |
Сюжет сказки «Маугли» |
1 |
||
17 |
Иллюстрирование сказки «Маугли» |
1 |
||
18 |
Групповое сочинение сказок о Маугли |
1 |
||
19 |
Г.Х. Андерсен « Снежная королева» |
1 |
||
20 |
Анализ содержания сказки « Снежная королева» |
1 |
||
21 |
Коллективное сочинение продолжения сказки « Снежная королева» |
1 |
||
22 |
Конкурс на самое интересное продолжение сказки « Снежная королева» |
1 |
||
23 |
С. Маршак «12 месяцев (отрывки)» |
1 |
||
24 |
Сюжет сказки «12 месяцев (отрывки)» |
1 |
||
25 |
Составление вопросов к тексту сказки «12 месяцев ( отрывки)» |
1 |
||
26 |
Иллюстрирование сказки «12 месяцев (отрывки)» |
1 |
||
27 |
А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» |
1 |
||
28 |
Анализ сюжета «Сказки о золотой рыбке» |
1 |
||
29 |
Иллюстрирование «Сказки о золотой рыбке» |
1 |
||
30 |
Групповое сочинение собственных сказок о золотой рыбке |
1 |
||
31 |
Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» |
1 |
||
32 |
Анализ содержания сказки «Приключение Незнайки и его друзей» |
1 |
||
33 |
Иллюстрирование сказки «Приключение Незнайки и его друзей» |
1 |
||
34 |
Итоговое занятие. Конкурс «Знаток сказок» |
1 |
||
Итого |
34 |
Учебно-методическое обеспечение
№ п/п |
Содержание |
Класс |
Автор |
Издательство |
Год издания |
|
1 |
«Внеурочная деятельность школьников.» |
1-4 |
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов |
М.: Просвещение |
2010 |
|
2 |
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование |
1-4 |
В.А. Горский |
М.: Просвещение |
2011 |
|
3 |
Чтение с увлечением . По дорогам сказок.(с электронным носителем) |
1 |
М.В.Буряк |
М. Планета |
2016 |
|
4 |
Рабочая тетрадь. |
1 |
М. Планета |
2016 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ЗЕМБИНСКИЙ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДЕТСКИЙ САД — СРЕДНЯЯ ШКОЛА
БОРИСОВСКОГО РАЙОНА»
План-конспект факультативного занятия
«Путешествие в мир сказки», 4 класс
учитель начальных классов первой категории Карпович Елена
Михайловна
Зембин 2016
</<font face=»Times New Roman, serif»>Тема:
Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
Цели:
-
продолжение знакомства с произведением Х.К.
Андерсена «Дикие лебеди»; -
совершенствование представления и понятия о
жанре сказка (народная, литературная и их специфика); -
анализ под руководством учителя не только
идейного, но и художественного своеобразия сказки; -
работа над осознанием причинно-следственных
связей в развитии сюжета; -
расширение и обогащение словарного запаса
учащихся; -
воспитание интереса к факультативу и таких
качеств характера как трудолюбие и доброжелательное отношение к
окружающим.
Оборудование: текст сказки, толковые словари,
цв. карандаши, листочки, линейка, иллюстрации к сказке, портрет
автора, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло,
утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), одноименный м/ф,
интерактивная доска, выставка книг Х.К. Андерсена, костюм
Звездочета.
Ход урока
Организационный момент
— Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами
пожелаем себе удачи и хорошей работы.
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.
— Итак, за работу!
Актуализация изученного материала
— Любите ли вы читать сказки?
— На какие группы можно поделить сказки?
(Народные и литературные — авторские).
— А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
— Вспомните, с какими сказками мы познакомились в этом году, но не
просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они
относятся? (П.П. Ершов. «Конек-Горбунок» — литературная, волшебная;
В.М. Гаршин. «Лягушка путешественница»- литературная, о животных)
— Молодцы.
— Над каким произведением мы работаем сейчас? (сказка»Дикие
лебеди»).
— А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
(Открыть одну часть доски: на ней находится
портрет Х.К. Андерсена, название сказки).
— Сегодня мы с вами продолжим знакомство с
данным произведением, будем работать над техникой и
выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным
текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
— Сейчас вы проверите свои знания об авторе. У
вас на партах лежат бланки с тестами. Выпишите на линеечку внизу
номера ответов на вопросы (Приложение 1).
— Какое получили число? (Пятизначное —
31.322).
— Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс
остался без отца и стал зарабатывать на жизнь. (В 11 лет).
— Молодцы.
— Давайте вспомним краткое содержание прочитанного, а ученик (по
выбору учителя) в это время расставит иллюстрации к сказке в
хронологическом порядке (Приложение 2).
Вторичное чтение произведения, анализ
произведения
— Найдите и прочитайте абзац, в котором
говорится о семье короля (с. 119, 1-й абзац).
— Какими представляет автор принцев и Элизу?
— Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
— Что следует дальше? (Завязка — начало событий).
— Перескажите.
— С каких слов начинается развитие событий? (с. 121, 2-я часть,
чтение 3-го абзаца).
— А теперь расскажите о блуждании Элизы по
лесу.
— Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? Найдите и
прочитайте (с. 122, 1-2-й абзацы).
— А как вы думаете, это было случайностью?
Почему?
— Что сделала наша героиня?
— Кто из братьев поведал сестре о своей
печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека?
(Монолог).
— А вот как это выглядит в экранизации одноименного
мультипликационного фильма
Просмотр эпизода мультфильма (рассказ братьев о своей жизни в
другой стране).
Беседа по содержанию.
— Обратите внимание на речь братьев, что
заметили? (Рассказ ведут несколько братьев — диалог).
— Какие чувства испытывают братья, произнося
свою речь?
— Молодцы, очень хорошо.
— А теперь проверим работу и дадим краткое описание данного эпизода
(работа по картинному плану)
Словарная работа.
Раздается стук в дверь.
— Войдите. Ой, ребята, кто это? (Звездочет).
Звездочет: Здравствуйте, ребята! Да, я
действительно звездочет. Вижу удивление на ваших лицах. Я попал к
вам не случайно, меня отправила сюда моя сестра Фата-Моргана. А вы
знаете, кто она? (Дети отвечают).
Звездочет: Правильно. Что она сделала для Элизы?
Вот и я вам помогу лучше понять содержание сказки и дать
лексическое значение устаревших слов (картинки расположены по
классу)
Хижина (с. 861)
Епископ (с. 187)
Минуло (с. 357)
Холст (с. 867)
Утес (с. 842)
Шествие (с. 895)
Чары (с. 877)
Покои (с. 550)
Грифель (с. 145, 144)
— С некоторыми словами вы уже знакомы, давайте
их вспомним. (1-й столбик слов).
— А как узнать лексическое значение новых слов?
(Обратиться к толковому словарю).
— Кто мне в этом поможет? (Работают со
словарями).
— Ну спасибо, молодцы! Вы такие удальцы. До новых встреч.
Физкультминутка
Пожалуйста, зажмурьте глазки, досчитайте до 5-ти
и представьте себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
Л лопатки вместе сводим.
Вправо — влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
Работа с текстом
— Ребята, как называется момент наивысшего
напряжения в произведении? (Кульминация).
— Давайте выразительно, соблюдая все знаки
препинания и интонацию, перечитаем этот момент. (Выразительное
чтение — с. 128-132).
— Посмотрите внимательно на картинный план, дополните его
иллюстрациями, соответствующими кульминации (Приложение 3)
— Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея
Фата-Моргана).
— Сколько раз они приходила на помощь?
— А сейчас мы посмотрим на помощника сестры в экранизации данной
сказки.
Просмотр эпизода мультфильма. (На утесе ворон(а)
рассказывает как можно расколдовать принцев).
-
Почему использован именно этот сказочный
персонаж? -
У нас остались еще иллюстрации, скажите, к
какой части они относятся? (Развязка). -
А что это такое? (приложение 4)
— Хоть мы и не дочитали сказку, я уверена, вы
уже можете сказать, чем она закончилась?
— Картинный план полный?
— Сюжет завершен?
Моделирование обложки
— У вас имеются модели обложки. Оформите их,
пожалуйста.
— Работать будем на обратной стороне обложки. Я называю вам героя,
а вы запишите, какие человеческие качества приходят вам на ум,
услышав это имя:
1-й ряд — Элиза (добрая, трудолюбивая, отважная,
невинная).
2-й ряд — Королева (злая, коварная, завистливая, алчная).
3-й ряд — Фата-Моргана (сердечная, добрая, бескорыстная).
(Заслушивание ответов).
— На этом наша работа с данным произведением еще
не закончена, мы продолжим на следующем уроке.
Подведение итогов
— Мы поработали сегодня очень плодотворно
— Обратите внимание вот на эту книжную выставку.
Как вы думаете, для чего она вам представлена?
— Да, действительно у Андерсена много интересных
произведений и желающие могут найти их в нашей школьной библиотеке.
Рефлексия
— Какое настроение было на занятии?
— Что нового или необычного вы узнали?
— Какой вид работы понравился больше всех?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В какой стране жил великий сказочник?
-
Швеция;
-
Германия;
-
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?
-
В 4 года;
-
В 7 лет;
-
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан?
-
В лицее;
-
В пансионе;
-
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена?
-
«Гадкий утенок»;
-
«Золотой гусь»;
-
«Снежная королева».
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля?
-
Международным женским днем;
-
Международным днем детской книги;
-
Днем Святого Валентина.
Ответ: (31322)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ГУО «Запольская детский сад – базовая школа»
Витебского района
План-конспект факультативного занятия
«Путешествие в мир сказки»
3 класс
учитель начальных классов
Вязьмёнова Наталья Петровна
Заполье 2019год
Дата: 25.01.2019г.
Класс: 3
Предмет: факультативное занятие «Путешествие в мир сказки»
Тема: Не всё то — золото, что блестит.
Ш.Перро «Золушка»
Цель: предполагается, что к концу занятия учащиеся будут знать содержание сказки и уметь анализировать прочитанное.
Задачи:
-
создать условия для углубленного знакомства с произведением Ш. Перро;
-
содействовать формированию навыков выразительного чтения и развитию памяти, речи, мышления учащихся;
-
создать условия для пробуждения интереса к чтению книг.
Оборудование:
-
компьютер
-
мультимедийный проектор;
-
мультимедийный экран;
-
портрет Ш. Перро;
-
книжно-иллюстративная выставка;
-
книги Шарля Перро;
-
толковый словарь русского языка.
Ход занятия
-
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
— Сегодня, ребята, у нас необычное занятие: на нём присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Фрагмент песни «Сказки гуляют по свету»
-
Актуализация знаний
— Ребята, о чём эта песня? (О сказке)
Сказка — один из любимых жанров в фольклоре и литературе.
Создавая сказки, люди мечтали о светлой жизни, где правит справедливость, где добро побеждает зло. Каждую сказку всегда наполняют чудеса
— Любите ли вы читать сказки?
— На какие группы можно поделить сказки? Давайте попробуем составить кластер.
КЛАСТЕР
— Мы с вами знаем уже много сказок. Давайте вспомним некоторые из них. Для этого ответим на вопросы:
-
Какой герой сказки очень любил обувь, особенно сапоги?
-
(Кот в сапогах)
-
Назовите сказку, в которой принцесса уснула на 100 лет?
-
(Спящая красавица)
-
Девочка, которой бабушка на день рождение подарила шапочку?
-
(Красная шапочка)
-
Какая девушка на балу потеряла туфельку?
-
(Золушка)
-
А кто догадался, что объединяет эти сказки? Кто автор?
(Портрет Ш. Перро) на доске
-
Постановка темы и цели урока
— У нас уже было занятие, посвящённое этому сказочнику в день его рождения. К сегодняшнему занятию вам известны некоторые его сказки. Поэтому мы немного вспомним биографию Ш. Перро, обобщим наши знания по его сказкам. Будем учиться думать, рассуждать, дискутировать, оценивать поступки героев сказки Шарля Перро.
-
Сейчас вы проверите свои знания об авторе. У вас на партах лежат бланки с тестами. Выпишите на линеечку внизу номера ответов на вопросы (Приложение 1).
— Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, сколько сказок написал Ш. Перро. (11 сказок).
Биография Ш. Перро. (Приложение 2 слайд 7,8)
Давайте знакомую сказку откроем.
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с хорошим героем
Вновь повстречаться, сильней подружиться.
Наше занятие мы посвятим одной очень знакомой всем сказке Ш.Перро «Золушка». А начинается она так:
« Жил – был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У неё было 2 дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером.
У мужа тоже была дочка добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. Девушка была так хороша, что мачехины дочки казались ещё хуже, чем всегда. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную работу в доме. Она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты своей мачехи и обеих барышень – сестриц. Вечером, окончив работу, она забиралась в угол возле камина и сидела там, на ящике с золой. Поэтому все в доме прозвали её Золушкой».
4. Работа с эпизодом сказки «Золушка на балу». Словарная работа.
– Какие герои встретились вам в начале сказки? (Отец Золушки, Золушка, мачеха и её дочери).
— Что означает слово «мачеха»?
— Мачеха — это положительный или отрицательный герой этой сказки?
— А кого мы ещё можем назвать отрицательными героями? (Сёстры)
Сёстры ненавидели Золушку, постоянно смеялись над ней и делали пакости.
— А Золушка – это, какой герой? (положительный)
— Почему добрую красивую девушку назвали странным именем «Золушка»? (Потому что она, окончив работу, забиралась в уголок возле камина и сидела там, на ящике с золой)
Характеристика Золушки.
— У вас на партах лежат карточки, на которых записаны отрывки из сказки «Золушка». Ваша задача ответить на вопросы и тем самым определить, какие черты характера присущи Золушке? (Работа в парах)
(Учащиеся читают отрывки и определяют, какая черта характера присуща Золушке).
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень — своих сестёр.
— Из этого отрывка мы видим, какой была Золушка? Трудолюбивая
Сёстры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у неё, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво.
Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.
— А из этого отрывка, какой мы можем сделать вывод? Золушка имела хороший вкус
— Ребята, а почему Золушка сразу не смогла поехать на бал? (мачеха дала ей слишком много работы, и у нее не было ни платья, ни кареты)
Чтение стихотворения ученицей.
Г аснет в печке огонёк,
Всё одна я да одна.
Догорает мой денёк,
Ночь угрюма и темна.
Если б фея вдруг пришла
Так, как в сказке говорят,
Чтобы сбросить я могла
Свой испачканный наряд.
И в карете золотой
Понеслась бы к замку я,
Где давно уж ждёт меня
Королевич молодой.
Где веселья свет и смех,
Зала чудная в цветах,
Где была бы лучше всех
Я в хрустальных башмачках.
– Куда мечтала попасть Золушка? (попасть на бал)
– Золушка смогла попасть на бал?
– Кто помог ей? (крестная фея)
– Какое чудо для этого сотворила фея? (Она превратила тыкву в карету, мышей в лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи)
Словарная работа. (Приложение 2 слайд 14, 15,16)
Лакей – слуга в господском доме.
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями
– Какое условие должна была выполнить Золушка? (Она должна была вернуться до полуночи)
Физминутка
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем – и снова в путь.
Танцевальные упражнения под музыку песни “Добрый жук” Шишкова С.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь.
– Ребята, а вы бы хотели побывать на балу и посмотреть на Золушку?
– Закройте глаза, сделайте глубокий вдох – выдох.
Шорох платьев, люстр сиянье,
Кавалеров обаянье.
Светом блещет яркий зал:
Приглашает всех на бал.
Смотрите и слушайте.
5. Видеофрагмент из мультфильма «Золушка на балу»
6. Чтение концовки сказки
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом)
7. Картинный план. — Давайте вспомним краткое содержание сказки, расставим иллюстрации в хронологическом порядке (Приложение 3).
8. Рефлексия. Подведение итогов.
– С каким литературным жанром мы сегодня работали на уроке? (со сказкой)
– Какая это сказка? (волшебная)
– Кто написал эту сказку? (Ш. Перро)
– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)
– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)
Правила «жизни» (Приложение 2 слайд17)
-
Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
-
Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
-
Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.
-
Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.
-
Дорожи дружбой.
-
Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.) Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго.
А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наше занятие. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте чаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь.
Спасибо за работу.
Приложение 1
В какой стране жил великий сказочник?
-
Швеция;
-
Дания;
-
Франция.
В каком возрасте Шарль был отправлен в колледж?
-
В 8 года;
-
В 7 лет;
-
В 9 лет.
Сколько братьев у Ш. Перро?
-
7;
-
3;
-
5.
Какое произведение не принадлежит перу Ш. Перро?
-
“Золушка ”;
-
“Спящая красавица ”;
-
“Снежная королева”.
День рождения Ш. Перро?
-
12 января;
-
12 сентября;
-
2 февраля.
Ответ: (31331)
Приложение 2 — презентация
слайд 8 слайд 9
слайд 15 слайд 16
слайд 17 слайд 18
Приложение 3
Внеклассное мероприятие
«Путешествие в страну сказок» для учащихся 4 класса
Цель:
1. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге; способствовать развитию речи, памяти.
2. Организовать досуг детей, способствовать укреплению детского коллектива, прививать умение слушать и слышать друг друга.
3. Воспитывать нетерпимость к человеческим порокам – жадности, лжи, трусости.
4. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту, воспитывать любовь к сказкам.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в страну сказок».
Ход мероприятия
Ведущий
Звонко прозвенел звонок,
Сразу рты все на замок.
Говорим, когда вас спросят
Или выступить попросят.
Ведущий
Сегодня мы с вами отправляемся в необычное и удивительное путешествие, в котором очень важно соблюдать дисциплину и порядок.
Поэтому каждая экскурсионная группа сейчас выберет капитана, который будет отвечать на все поставленные вопросы.
Ведущий
А теперь в путь. Осталось узнать, в какую страну мы с вами отправляемся.
Посмотрите по сторонам, найдите все буквы, напишите их на листок и составьте слово, напрямую связанное с нашей страной.
Ведущий
Мы отправляемся в путешествие в страну, где больше всего чудес, в страну сказок. Закройте свои глазки. Представьте себе огромные ворота, закрытые на железные замки.
Крибле, крабле, бам, барас,
Пропустите двери нас.
Отрываем глаза, путь свободен.
Ведущий
А вот и хозяйка чудесной страны — сказочница.
Сказочница
Рада приветствовать вас в необычной стране. А знаете ли вы, что сказки появились очень давно, когда ещё не было письменности. Поэтому они передавались от одного человека к другому из уст в уста. Прошло много времени прежде, чем сказки стали записывать на бумагу и печатать книги.
Ведущий
Сказки отличаются от других произведений. У них есть зачин, волшебные герои, троекратный повтор, концовка.
Ведущий
Поэтому в толковом словаре Ожегова мы можем прочитать следующее определение сказки.
Сказочница
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Ведущий
В настоящее время сказок придумано очень много. У вас на листочках написаны названия нескольких из них. Разделите сказки на группы, в зависимости от того, кто их сочинил, дайте название группе.
Словацкая сказка «У солнышка в гостях»
Украинская сказка «Колосок»
Русская народная сказка «Смоляной бычок»
Казахская сказка «Медведь и комар»
П.П. Бажов «Серебряное Копытце»
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Ведущий
В зависимости от автора сказки бывают народные (так как их сочинил неизвестный сказочник) и авторские или литературные (которые написали писатели).
Ведущий
Народные сказки – это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях.
Давайте вспомним самые популярные народные сказки. (Презентация)
«Волк и лиса»
«Гуси – лебеди»
«Царевна лягушка»
«Репка»
«Маша и медведь»
«Кот, петух и лиса»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Лиса и журавль»
«Колобок»
«Волк и семеро козлят»
«По щучьему велению»
«Теремок»
Ведущий
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Допишите второе имя.
Ведущий
Авторские сказки тоже очень интересные. Известных сказочников в мире не так много, поэтому вы должны их хорошо знать.
Внимательно рассматривайте портрет, а имя и фамилию сказочника записывайте на листок.
(Александр Сергеевич Пушкин
Ганс Христиан Андерсен
Эдуард Николаевич Успенский
Корней Иванович Чуковский
Шарль Перро
Самуил Яковлевич Маршак).
Ведущий
А теперь вспомним, какие произведения написали эти сказочники.
Соедините автора и название сказки.
Шарль Перро |
«Красная Шапочка» |
Шарль Перро |
«Кот в сапогах» |
Корней Иванович Чуковский |
«Федорино горе» |
Корней Иванович Чуковский |
«Краденое солнце» |
Ганс Христиан Андерсен |
«Стойкий оловянный солдатик» |
Ганс Христиан Андерсен |
«Снежная королева» |
Эдуард Николаевич Успенский |
«Крокодил Гена и его друзья» |
Эдуард Николаевич Успенский |
«Дядя Фёдор, пёс и кот» |
Александр Сергеевич Пушкин |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
Александр Сергеевич Пушкин |
«Сказка о золотом петушке» |
Самуил Яковлевич Маршак |
«Кошкин дом» |
Самуил Яковлевич Маршак |
«Двенадцать месяцев» |
Сказочница
Одну из авторских сказок мы сейчас посмотрим. К. Чуковский «Федорино горе».
(Просмотр мультфильма)
Ведущий
Каждая сказка обязательно чему-то учат. Что поучительного вы увидели в этой сказке?
Ведущий
Все сказки можно разделить на группы, в зависимости от содержания.
Сказочница
Посмотрите сказку «Каша из топора».
Поставьте на листе цифру 1. Напишите вид сказки, которую вы посмотрели. (Бытовая)
Ведущий
В бытовых сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка простых людей.
Ведущий
Допишите на листе в столбик цифры 2, 3, 4. Запишите, какие ещё виды сказок вы знаете (волшебная, о животных, богатырская)
Ведущий
Посмотрите, сколько в мире придумано различных сказок. А для чего нужны нам сказки?
Ученик
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
Ученица
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Ученик
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Ученица
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Ведущий
Ещё А.С.Пушкин говорил: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сказочница
В сказке всё вымысел, но каждая сказка учит доброму и хорошему.
Ведущий
А ещё сказки развивают наблюдательность, сообразительность и внимание.
Разгадайте кроссворд «По дорогам сказок» и проверим ваши интеллектуальные способности.
Ведущий
А теперь я предлагаю всем вместе нарисовать картинку к хорошо всем известной сказке. Но рисунок у нас будет необычный. Мы составим его из пазлов. Они сами образуют картинку, если вы правильно ответите на загадки. Презентация «Угадай-ка!
Слайд №1, №2 (Титульный слайд презентации «Угадай-ка»», слайд с обращением к ребятам)
«Зиму всю лиса старалась,
Перестраивала дом.
Украшала, прибиралась,
Хорошо ей было в нем.
Но пришла весна, от дома
Не осталось и следа.
Все лисичкины хоромы
Смыла талая вода.» (Зайкина избушка»)
Слайд №3 (Слайд с изображением 1 пазла)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. («Гадкий утёнок»)
Слайд №4 (Слайд с изображением двух пазлов)
В этой книжке – именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. («Муха-Цокотуха»).
Слайд №5 (слайд с изображением 3 пазлов)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостиком тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется… («Три поросёнка»).
Слайд №6 (Слайд с изображением 4 пазлов)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём…
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»).
Слайд №7 (Слайд с изображением 5 слайдов)
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.
Слайд №8, №9 (целиком: иллюстрация к сказке «Теремок»)
Ведущий
Вы читайте сказки, дети!
Научитесь их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.