Читательский дневник по рассказу «Ещё мама» Андрея Платонова
Автор: Платонов, Андрей Платонович
Название произведения: «Ещё мама»
Число страниц: 8
Жанр: рассказ
Главные герои: Артём, Мама, Апполинария Николаевна.
Второстепенные герои: дети в школе.
Характеристика главных героев:
Артём Федотов — трусливый и боязливый мальчик.
Заботливый и впечатлительный.
Переживает за своих близких.
Евдокия Алексеевна — мама мальчика.
Добрая и простая.
Очень любит своего сына.
Аполлинария Николаевна — учительница.
Добрая, отзывчивая и заботливая.
Полюбила мальчишку и стала ему второй мамой.
Характеристика второстепенных героев:
Школьники — умные и весёлые ребята.
Краткое содержание рассказа «Ещё мама»
Артём не хотел идти в школу, но мать сказала ему, что он должен учиться.
Она вывела мальчика на дорогу и пожелала узнать много нового.
Артём нехотя пошёл в школу, оглядываясь на маму.
Его укусил гусь и напугала собака.
Но мальчик добрался до школы.
Там было много ребят, которые казались Артёму умными.
Учительница на руках занесла его в школу и посадила на колени.
Но дети стали смеяться над Артёмом, и он сел за парту.
Но мальчик не слушал учительницу, думая о маме и доме.
После уроков учительница привела мальчика к себе и стала показывать буквы.
Артём научился писать слова мама и Родина.
На следующий день мальчик с радостью пошёл в школу.
План рассказа:
- Позиция Артёма.
- Пора в школу.
- Переживания.
- По пути в школу.
- Желание бежать.
- Забота учительницы.
- Первые слова.
- Новое утро.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль рассказа «Ещё мама»
Главная мысль рассказа в том, что школьный учитель для ребёнка является второй мамой.
Основная идея рассказа в том, что Родина мать всём людям, и что её нужно любить.
Чему учит рассказ
Рассказ учит нас любить свою Родину.
Учит не бояться трудностей и преодолевать их.
Учит пользе знаний.
Краткий отзыв о рассказе «Ещё мама» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что моя первая учительница тоже является для меня мамой.
Она любила всех нас и помогала справляться с учёбой.
Я с благодарностью помню её заботу и любовь.
Это очень правильный и полезный рассказ.
Автору удалось показать, как маленький мальчик переборол свой страх перед школой благодаря любви учительницы.
Он понял, что не только учительница будет ему второй мамой, а вся наша страна.
Ведь все мы дети своей Родины.
Мне очень понравился маленький Артём.
Очень тронула его искренняя забота о матери, страх, что она может умереть, а дом сгореть.
Но ещё больше мне понравилось, что в конце рассказа Артём стал так же волноваться об учительнице.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что для нас значит первая учительница.
И никогда не забывать о том, как много она для нас сделала.
Пословицы к рассказу:
- Родина любимая, мать родимая.
- Родная сторона мать, а чужая мачеха.
- При солнышке светло, при матери добро.
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Словарь неизвестных слов:
- Плетень — ограда;
- Оробеть — испугаться, струсить;
- Осерчать — рассердиться.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
– А я, когда вырасту, я в школу ходить не буду! – сказал Артём своей матери, Евдокии Алексеевне.
– Правда, мама?– Правда, правда, – ответила мать.
– Чего тебе ходить!
Ещё читательские дневники по произведениям Андрея Платонова:
- «Цветок на земле»
- «Юшка»
- Краткая биография Андрея Платонова и презентация
Библиотека произведений автора пополняется
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
2
Платонов «Еще мама»: краткое содержание,главные герои,какова главная мысль?
10 ответов:
15
0
В рассказе «Еще мама», все начинается с того, что мальчик по имени Артем не хочет идти первый раз в школу и оставлять свою маму. По дороге в школу мама говорит, что там будет еще одна мама и это учительница. Артем с этим не согласен.
После прощания Артем пошел один и мама смотрела ему в след. По дороге на Артема нападает гусак и мальчик получает небольшую рану. На школьном дворе ребята постарше хвастались своими знаниями и Артему было очень обидно, что он ничего не знает.
Настал момент и учительница позвала всех к себе, но Артем не пошел. Тогда учительница подошла сама и спросила в чем дело. Мальчик сказал, что хочет к маме, ведь дома может что-нибудь случиться. Учительница сказала, что она теперь тоже будет его мамой.
Артем все уроки ничего не слушал и смотрел в окно. Тогда учительница привела его к себе домой и подлечила рану. Там же Артем смог выучить несколько букв. Потом она написала на доске слово мама и Артем согласился, что теперь у него две мамы. А потом учительница добавила, что вся Родина это общая мама.
Главных героев можно выделить только двоих.
Первый герой это мальчик Артем, который не хотел уходить от мамы.
Вторая героиня это его учительница.
Этим рассказом автор хотел сказать, что в мире много людей, которые будут помогать тебе как родному. Нельзя стоять на месте и ограничивать себя маленьким миром. Автор хочет показать детям, что в большом мире бояться нечего. Главное быть смелее и понимать, что нужно скорее становиться самостоятельным.
7
0
Малыш Артем отправляется в школу. Ему страшно, ведь сегодня он в первый раз оставил свою маму и шел до школы один, и, надо сказать, — не без приключений, по дороге его ущипнул злой гусь. Учительница и ребята в классе нравятся Артему, но он скучает по маме.
После урока учительница позвала Артема в кабинет, она решила поговорить с ним. Узнав, что тревожит и беспокоит мальчика, учительница постаралась его утешить. Она сказала, что, кроме мамы, вокруг него есть много людей, которые любят его и могут о нем позаботиться. Ведь вся наша бескрайняя родина — мама.
**
Главная мысль рассказа — человек не должен ограничивать себя только кругом семьи, вокруг него много хороших и преданных людей, ведь все мы — жители одной великой страны, нашей мамы.
5
0
Главные герои рассказа Платонова «Еще мама»:
- Артем Федотов — семилетний мальчик, который только пошел в школу. Он очень любит свою родную маму и боится идти учиться.
- Евдокия Алексеевна — мама Артема, которая так же любит своего сына как и он ее;
- Аполлинария Николаевна — первая учительница Артема, которая по-доброму относилась к своему ученику.
Краткое содержание рассказа «Еще мама» для читательского дневника:
1) Когда Артему Федотову исполнилось семь лет его любимая и заботливая мама повела его учиться в школу;
2) Она провела его по дороге, но не до конца и мальчик должен был дальше идти одни;
3) На пути к школе с ним происходят разные переключения;
4) Когда Артем пришел в школу, то понял, что мало знает и захотел вернуться домой;
5) Учительница Аполлинария Николаевна помогла Артему освоиться в школе;
6) Она сказала, что теперь она тоже является его мамой и еще мама это вся родина.
Главная мысль рассказа Платонова «Еще мама»:
Произведение говорит нам о том, что не только родные люди могут быть для человека опорой, но и те, кто не является ему близкими родственниками. Так же о том, что не нужно бояться узнавать что-то новое и страшиться перемен в жизни.
4
0
Краткое содержание:
Мальчик по имени Артём к своей маме был сильно привязан и постоянно ей твердил, что не пойдёт школу! Но когда пришло время и пришлось ему идти учиться в школу, он пообещал маме, что быстро вернётся домой. На уроках в школе он всё время отвлекался, через окно вглядывался по направлению своего дома. На пути в школу его ущипнул гусь и учительница сделала ему перевязку. Эта учительница была очень добра с ним и ласкова, она убедила Артёма, что очень расстроится, когда узнает, что сын её зря ходит в школу, поэтому с тех пор мальчик решил для себя хорошо учиться. Когда на улицы громко замычал бык и Артём испугался, то учительница его прижала к себе и погладила по голове. Тогда Артём понял, что его учительница Апполинария Николаевна тоже для него мама и она подтвердила это, сказав, что теперь у него много мам, вся Родина!
Главные герои:
Мальчик Артём, его мама, учительница Апполинария Николаевна, старик.
Главная мысль:
Родина и родная земля для человека точно так же дорога и горячо любима, как родная мама!
<hr />
3
0
Рассказ Андрея Платонова «Еще мама» включает на восьми страницах следующее содержание. Он повествует про Артема, — мальчика семи лет, которому настала пора пойти в школу.
Мама главного героя выводит того на улицу и отправляет учиться, указав направление к школе. Ребенка по пути сопровождают приключения, — щипает гусь, встречается рычащая собака, жук стукается, прямиком в щеку!
Добравшись до школы, знакомится с учениками, которые Артему кажутся умнее его, даже хочется вернуться обрано. Когда учительница встречает мальчика, то доводит до класса, усаживает на колени, потом Артем уже находится за своей партой. Сосредоточиться на занятиях не получается, так как из головы не выходит, что может «сгореть дом».
Еще в этот день учительница водит ребенка сделать перевязку, потом разучивают вместе буквы, как пишется слово «мама». Когда из-за окна слышится мычание быка, то Артем волнуется, а учительница прижимает поближе, поглаживая по волосам. Так ребеное понимает, что у него на свете есть «еще мама». Она не позволит никому причинить вред Артему и говорит, что еще есть мама — Родина, так что мама на свете не единственная — это основная мысль небольшого рассказа.
Из персонажей — мама Артема Федотова — Евдокия Алексеевна, он сам и Апполинария Николаевна, — учительница.
2
0
Главные герои рассказа Платонова «Еще мама»:
- Артем Федотов, мальчик, который в первый раз пошел в школу. Он очень любит свою маму и скучает без нее, все время беспокоился, как там мама. Но узнал, что оказывается у него может быть и вторая и третья мама.
- Апполинария Николаевна, учительница Артема, добрая и заботливая, стала для мальчика второй мамой
- Евдокия Алексеевна, мама Артема, очень любит своего сына.
<hr />
Краткое содержание рассказа:
Мальчик Артем отправляется один в школу и трогательно прощается со своей мамой. Ему страшно, но он мужественный мальчик и идет в школу. По дороге с ним случаются мелкие происшествия — его кусает гусак, на него лает собака Жучка, в него врезается жук.
Возле школы сидят ребята и ведут умные разговоры. Учительница заводит Артема в школу и садит на колени. После уроков учительница ведет Артема к себе домой и учит его писать слово мама. Она защищает Артема от быка и объясняет ему, что сейчас она ему мама.
<hr />
Главная мысль рассказа в том, что каждый ребенок, каждый человек является членом огромной семьи, всех живущих в родной стране. И что его Родина — это и есть его мама, которая также будет о нем заботится и также любить его.
2
0
Главная мысль заключается в том, что человек в мире не один, и за маленьким человеком есть кому побеспокоиться. Мать — это превыше всего, но рано или поздно она отпускает свое чадо плыть дальше по течению, зная, что кроме нее есть другие мамы, зная, что вся Родина и есть мать.
Главные герои — мама Евдокия Алексеевна, ее сын Артем, учительница Апполинария Николаевна.
Рассказ начинается с того, что мальчик говорит маме, что никогда не пойдет в школу, ибо мама заскучает по нему. Проходит лето, и мама, вопреки своим недавним словам, ведет сына в школу. Сын до самой школы добирается сам, по пути его щиплет гусак, пугает собака и жук. Артем торопится. Наконец он видит ребят, свою учительницу. У Артема идет голова кругом, и Апполинария Николаевна берет его на руки. Мальчик настолько испуган, что не дает спустить себя с рук, и некоторое время сидит во время урока на ногах учительницы. Ребята пристыжают его, а он отвечает, что является раненым.
После урока, который Артем не слушал, учительница не отпускает его, а ведет к себе в комнату с целью обработать рану. Затем она предлагает ему выслушать урок снова, Артем соглашается. В окне появляется бык, сильно пугает мальчика, учительница уверяет, что прогонит его. Также она уверяет его в том, что в школе — она ему мама, а точнее, еще мама. И вообще, вся Родина ему тоже приходится матерью.
Артем к учебе привык, и на все последующие занятия торопился, дабы Апполинария Николаевна не расстраивалась.
2
0
В рассказе Платонова «Еще мама» повествуется о семилетнем Артеме Федотове, который собирался первый раз в школу. Ему не хотелось расставаться с мамой, он боялся, что она без него будет скучать, а то и вовсе помрет. Артем является главным героем повествования, впрочем, как и его мама, Евдокия Алексеевна. Женщине тоже не хотелось расставаться с сыном, но она взяла его за руку и повела в школу.
Когда Артем с мамой дошли до места, откуда уже была видна новая рубленная школа, мама велела сыну идти к ней самому. Она сказала, чтобы мальчик слушался учительницу, и она будет ему такая же родная, как мама. Артем продолжил путь в одиночестве и вскоре на него набросился гусак, который защемил ему кожу на ноге. После этого мальчик увидел животное, напоминающее волка, и очень испугался. Но через мгновение он узнал в нем собаку Жучку.
Артем дошел до школы и во дворе увидел ребят, они показались ему очень умными. Дети говорили о каком-то жирном шрифте и о хоботковых насекомых, о которых мальчик пока еще ничего не знал. На пороге школы стояла учительница Аполлинария Николаевна, и она тоже является главной героиней повествования.
Учительница позвала первоклассников в класс, но Артем забоялся и не пошел, пришлось женщине самой подойти к мальчику. Он признался ей, что хочет домой к маме, на что Аполлинария Николаевна ответила ему, что в школе она ему будет мамой. Учительница занесла Артема в класс на руках, но он побоялся сесть за парту, поэтому остался сидеть у неё на коленях. Позже он пересел за парту, но урок не слушал, поскольку думал о маме и о возможном пожаре в доме.
После уроков Артем хотел было побежать домой, но учительница его остановила и повела в свою комнату, которая была расположена в школе. Она обработала ему рану, а после этого предложила мальчику немного поучиться, поскольку урок он не слушал.
В классе Аполлинария Николаевна показала ему как пишется слово «мама» и Артем долго выводил буквы в тетради. Она пояснила мальчику, что сейчас она для него является мамой. А когда в окно заглянул бык, перепугавший Артема, учительница заверила его, что в обиду его не даст. Артем спросил у учительницы, есть ли еще у него мамы, и Аполлинария Николаевна ответила, что есть у него много мам, и вся Родина ему мама.
На следующий день Артем рано утром стал собираться в школу, к учительнице, и мама благословила своего сына.
Главная мысль рассказа состоит в том, что ребенок должен понимать, что кроме родной мамы, найдется еще множество людей, которые будут его любить. А самая главная мама для мальчика и всех людей — это Родина-мать.
2
0
Рассказ Ивана Платонова «Еще мама».
Иван Платонов (1899-1951) — русский советский писатель, публицист, поэт, киносценарист, журналист.
Краткое содержание рассказа.
Автор рассказывает о маленьком мальчике Артеме, который живет в деревне. Артем не хотел учиться в деревенской школе, так как любил маму, и не хотел с ней расставаться. Но, мама все таки отвела Артема в школу, и сказала, что учительница будет ему второй мамой, или как «мама».
Главные герои рассказа:
1 Герой рассказа Артем (Маленький мальчик 7 лет).
2 Мама Артема (Женщина, которая очень сильно любит своего сына).
Главная мысль рассказа.
Главная мысль рассказа заключается в заботе о своих детях, и о любви к ним.
2
0
Краткое содержание рассказа «Ещё мама»:
Артём переживает, что мама будет скучать по нему, поэтому решает не идти в школу. Когда мальчику исполнилось семь лет, мама, крепко взяв за руку сына, повела его в школу.
Мама немного провела сына, а после сказала, чтобы тот учился ходить самостоятельно. Дальше по дороге в школу Артём встречает гуся, который его ущипнул, затем собаку Жучку, которая поначалу его не узнала и в конце — жука, врезавшегося ему в щёку.
Увидев во дворе школы уже умных учеников, Артём оробел и захотел домой. Прозвенел звонок, вышла Аполлинария Николаевна и взяв на руки испуганного Артёма, занесла его в школу. На уроках мальчик думал лишь об одном, не случилось бы дома какой беды в его отсутствие.
После уроков учительница перевязала ущипленную гусем ногу мальчику. Затем она учила его писать слова и, в первую очередь, слово «мама».
Проходящий мимо бык заглянул в окно, мальчик испугался, Аполлинария Николаевна пожалела и успокоила его. Мальчик понял, что у него теперь есть ещё одна мама.
Назавтра Артём опять собрался в школу, сказав маме, что учительница добрая, и что она уже соскучилась.
Главные герои:
Федотов Артём — мальчик семи лет отроду, который любит свою маму и поэтому всё время боится, что она будет скучать по нём.
Евдокия Николаевна — Артёмкина мама. Она любит сына, поэтому поступает решительно, уча сына самостоятельности и уверенности.
Аполлинария Николаевна — учительница, женщина любит своих учеников, поэтому стремится для них стать второй мамой.
Главная мысль:
Доброта, женская мудрость и материнская любовь способны вселить в маленького мальчика уверенность, смелость и тягу к знаниям.
Читайте также
Андрей Платонов свой рассказ посвятил тяжелым деревенским будням, где семилетний ребенок Климов Митя, хотел быстрее вырасти и помогать своей матери, чтобы она от работы не уставала.
Конечно ребенку быстро вырасти не удалось, но он узнав от матери, что окаменевшая от жары земля не дает утренней росе проникать к корням ржи, решил рыхлить около колосков землю.
Ребенок считал, что таким образом он в состоянии помочь получить хороший урожай.
Действительно, на следующий день те колоски, вокруг которых земля была разрыхлена Митей, были намного лучше. Увидев этот результат работы мальчика, его учительница привела с собой других школьников, которые начали тоже рыхлить землю вокруг колосков.
Наверно сложно определиться с главной мыслью, которую автор вложил в свой рассказ, но если проанализировать, то можно сказать, что здесь в первую очередь – желание помочь семье используя для этого свой ум в решении возникшей проблемы.
Этот рассказ учит нас быть не равнодушным и заботливым к своим близким, уметь понимать весь тяжелый труд, который нужен для получения хорошего результата, ну и конечно это любовь к самому труду, своей земле. НЕ нужно забывать и о необходимости взаимовыручки в трудном деле.
В рассказе «Разноцветная бабочка», речь идет о безграничной материнской любви. В детстве мальчик Тимоша убежал в горы за бабочкой. Так увлекся, что упал в пропасть. Решил он копать путь домой. Шли годы, мальчик становился юношей, а потом уже и стариком. Мать все ждала и верила. Наконец Тимоше удалось выбраться, он был слеп и не видел очертания матери. Тогда мать отдала ему всю любовь и силу, а сама умерла. Тимоша же снова стал ребенком.
Сказка учит нас любви к родителям. Никогда не забывайте своих родителей, даже если они совсем далеко или уже мертвы. Сказка учит нас тому, что за беспечность всегда приходится выплачивать большую цену. В данном случае Тимоша поплатился жизнью матери.
Главная мысль заключается в том, что материнская любовь это безграничный простор, который может творить чудеса.
Здесь можно прочитать краткое содержание сказки.
Андрей Платонов в сказке «Солдат и царица» рассказывает о злой и сварливой царице, о весёлом солдате, о дураке, который сам себе на уме, о пьянице сапожнике и его жене доброй и порядочной, но с властным характером.
Сказка очень поучительная, побывав в «чужой шкуре» учишься понимать, как живут бедные и всего лишённые люди, так же можно посмотреть на себя со стороны и сделать выводы.
К сказке подойдут пословицы:
- Доброму человеку весь мир — свой дом, злому, порочному — и своя хата чужая.
- Зла коса на камень не наскочит.
- Чужая шкура не болит.
- Делая зло на добро не надейся.
- Зло побеждай добром.
- Зло пропадает, а добро не умрет.
- Дурака учить — что мертвого лечить.
- Дурак стыда не знает.
- Дураку хоть кол на голове теши, он все свое несет.
- Ай, да молодец, даром, что дурак!
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- И смех наводит на грех.
Сказка «Умная внучка» является литературной обработкой известного народного сюжета, который нашел свое отражение в сказках «Мудрая дева» или «Дочь-семилетка». Андрей Платонов сделал из красивой народной сказки историю с политическим подтекстом, чем на мой взгляд исказил истинный смысл истории.
Речь в сказке идет об умной девочке, Дуне, которая смогла решить сложные царские загадки и восстановить справедливость в споре двух соседей о праве на родившегося жеребенка.
Но если в народной версии царь отдает должное уму девочки и когда та вырастает, делает своей супругой, то в версии Платонова Дуня угрожает царю скорым судом, что является выражением личной политической позиции писателя.
В качестве главной мысли сказки часто дается вывод о том, что царский суд, суд богачей, всегда неправедный и пристрастный. Но лично мне видится здесь совсем иная главная мысль:
Ум и находчивость открывают перед человеком любые двери.
Можно сформулировать главную мысль и таким образом:
Не богатством должны устанавливаться законы, а справедливостью.
Андрей Платонов — поэт, прозаик, драматург, публицист. Практически все эти виды словесного творчества заговорили в нем одновременно.
Стихи поражают какой-то невероятной гладкостью, опытностью, умелостью, подражательностью и в дурном, и в хорошем смысле этого слова. Платонов здесь — продолжатель традиций классического русского стихосложения.
Это тем более удивительно, что проза Платонова совершенно другая. Она оригинальна, ни на кого и ни на что не похожа. Он пишет своим языком.
Платонов-публицист — ультрареволюционер. Он верит в то, что революция — это не просто политический переворот, смена экономической формации (такими мелкими категориями он не мыслит). Революция — это переворот космический, геологический, который откроет людям принципиально новые горизонты. Отсюда — мечты Платонова о полетах в космос, завоевании Вселенной. И не случайно ранняя проза Платонова относится к фантастике.
Неукротимая ярость, смелость письма отличают Платонова в среде его собратьев.
Платонов в силу особенностей своего таланта так и не смог примкнуть ни к одному литературному направлению. И тактическая ошибка писателя состояла в том, что он хотел воспевать революцию в одиночестве, а государство этого не прощало.
Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 143.
1. О ком этот рассказ? Что тебе в нём понравилось? Как ты понимаешь заглавие произведения?
Этот рассказ о мальчике Артёме. Ему исполнилось семь лет и он в первый раз пошёл в школу.
Мне понравилось в рассказе описание беспокойства мальчика о своей маме. Понравилось, что он пытался быть самостоятельным и не подвести маму. Понравилась добрая и ласковая учительница, которая стала Артёму второй мамой.
Об этом говорит и заглавие рассказа. Ведь учительница для детей становится второй мамой, ещё мамой. Она также заботится о детях, как родная мать, и старается вырастить из них настоящих людей.
2. Расскажи, как Артём собирался в школу. Почему он не хотел туда идти?
Артём боялся идти в школу в первый раз и даже хотел сбежать от мамы. Чтобы оправдать свой страх, мальчик делал вид, что боится за маму. За то, что она будет без него скучать.
Мальчика страшило неизвестное, ведь он никогда не был в школе. И ему было страшно остаться без мамы, ведь до этого он всегда и всюду ходил с ней.
3. Что ты можешь сказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму?
Отношения мамы и сына строились на любви и взаимном уважении, на ласке.
Мама очень любила сына, не хотела его отпускать, но понимала, что мальчику нужно учиться.
Артём тоже сильно любил маму и не хотел от неё уходить. Только с ней он чувствовал себя в безопасности. К тому же, он думал, что и маме с ним безопасно.
А мама сказала Артёму идти учиться и слушаться учительницу, которая станет ему вместо неё, второй мамой.
4. Что приключилось с Артёмом по дороге в школу?
Артём шёл в школу грустный, одинокий, он плакал. На него напал гусак и больно ущипнул за ногу. Артёма испугала собака, в которой он не сразу признал Жучку. Во дворе школы мальчик увидел незнакомых, но умных ребят, и оробел.
5. Расскажи, как Артём появился в классе. Что его беспокоило?
В класс Артёма занесла на руках учительница. Она хотела посадить мальчика за парту, но Артём вцепился в неё и остался сидеть на коленях.
Это вызвало смех в классе, и Артём пересел за парту, переборов свой страх.
Весь урок мальчик смотрел в окно и думал о маме. Он боялся, что мама без него умерла, а дом сгорел.
6. Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик?
На уроке Артём не научился ничему. Он не слушал учительницу.
Но когда учительница привела мальчика к себе и пристыдила его, Артём стал учить буквы.
Он написал сперва слово «мама», а потом слово «Родина».
7. Как автор относится к Артёму? Объясни.
Автор относится к герою с легким юмором и большой любовью. Он описал все приключения и страхи мальчика, но сделал это так, что читателю было смешно. При этом он не писал об Артёме плохо. Он закончил рассказ словами о том, что мальчик на второй день сам собрался и побежал в школу.
И теперь Артём беспокоился не только о том, что мама станет скучать без него. Он волновался и о том, что учительница без него соскучится. И этот поступок автор описал с гордостью за героя.
8. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, чтобы ты ответил?
Я бы записала в рабочую тетрадь следующее:
Главная мысль рассказа «Ещё мама»
Первая учительница — это вторая мама, которая любит учеников, как родных детей.
Рассказ Андрея Платонова «Еще мама» повествует о первых годах ребенка в школе. Сложность принятия своего взросления для молодого поколения помогает смягчить первая учительница. Ее любовь и забота способна растопить лед в сердце самого непослушного ребенка.
Повествование начинается с разговора сына с матерью о том, что мальчик не будет ходить в школу. Он не хочет покидать свою маму, поэтому женщина спокойно соглашается с его аргументами.
С наступлением осени Артем все-таки отправляется учиться. Мама провожает его, но половину дороги мальчику придется пройти самостоятельно. Жизненный урок для Артема уже начался. Преодолевая ряд препятствий на своем пути, мальчик добирается до школы. Ему не хочется учиться, но он не желает огорчать маму, которая верит в него, а потому превозмогает все трудности. Во дворе школы он видит других учеников, которые были умнее Артема, потому что говорили на непонятном ему языке.
После звонка, учительница Аполлинария Николаевна позвала всех детей в класс, один только Артем отказывался идти. Тогда женщина взяла мальчика на руки. Почувствовав знакомый запах матери, исходящий от учительницы, он немного успокоился. На уроках Артем был не собран: сначала он сидел на коленях у Аполлинарии Николаевны, боясь садиться за парту; потом рассеянно смотрел в окно, не слушая урок. Выяснилось, что мальчик думает о матери, боится , что его дом горит. Артем уверен, что без него мама пропадет, и должен быть там, с ней.
Учительница успокаивает мальчика и после звонка отводит его к себе в комнаты, чтобы осмотреть ногу, за которую ущипнул гусь по дороге в школу. Говоря, что его мама очень расстроится, когда выяснится, что Артем ничему не научился, они возвращаются в класс и изучают грамматику. Выписывая слова «мама» и «Родина», мальчик замечает в окне большого быка. Аполлинария Николаевна развеивает его страхи, обещая защищать Артема. Учительница говорит, что она его еще мама. Мальчик выясняет, что вся Родина — еще мама, и с этими мыслями возвращается домой. На следующее утро Артем самостоятельно собрался и рано ушел в школу под предлогом, что учительница по нему скучает.
Читателю представлены несколько персонажей, которые задают тон всему произведению. Мы видим маму, которая не хочет отпускать ребенка, но необходимость обучения заставляет ее не оборачиваться по дороге в школу. Перед нами встает образ сильной женщины, которая воспитывает ребенка и занимается хозяйством. Артем любит свою маму и не хочет бросать ее. Мальчик плачет по дороге в школу и хочет вернуться, но ответственность перед матерью не позволяет ему так поступить. Аполлинария Николаевна — добрая учительница, которая заменила Артему мать, убедив его в необходимости учебы.
Смысл рассказа — донести до читателя простую истину: у каждого человека есть «еще мама». На протяжении всей жизни мы встречаем еще маму: в школе, в высших учебных заведениях, на работе. Это люди, которые о нас заботятся, воспитывают, учат. Первая учительница всегда заботится о своих учениках, что мы видим в образе Аполлинарии Николаевны. Добрая, заботливая, терпеливая — она смогла не только успокоить Артема, но и донести до него свои мысли.
Платонов показывает всю важность в жизни человека первой учительницы. Она всегда найдет правильный подход к конкретному субъекту, защитит от опасности. В рассказе мы ясно видим, как женщина отважно защищала мальчика от быка. Она выяснила у пастуха, что его стадо делает на школьном дворе, и не пострадают ли от этого дети. Самым важным для нее было обеспечить безопасность учеников, не думая о себе. Именно так поступают мамы, поэтому учительница и называет себя еще мамой, потому что смело защищать детей способны только эти отважные женщины.
- Сочинения
- По литературе
- Платонов
- Анализ произведения Еще мама
Анализ рассказа Еще мама Платонова
История написания
Точная дата создания рассказа неизвестна. Приблизительно он был написан автором в 1936 году. Первая его публикация состоялась в сборнике «Избранные рассказы» спустя 22 года. Также он вошёл в антологии русских писателей «Лучшие рассказы для детей», «Мой учитель» и другие.
Рассказ является трагическим предупреждением жизненного пути несовершеннолетнего сына писателя — Платона, которого арестовали в 1938 году и отправили в лагеря. Да и сам автор в детстве пережил много горя: нищенствовал, испытал голод, терял близких, работал с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям. Но любовь к своей матери А. Платонов пронёс через годы своей жизни. Поэтому произведение имеет автобиографическую основу.
Жанр
Реализм — литературный стиль, к которому относится этот рассказ. Принадлежит к рассказам о детях (небольшой объём, ограниченное количество персонажей, одна сюжетная линия).
Тема и сюжет
Повествование ведётся о жизни простого деревенского парнишки Артёма Федотова, которого мама впервые отводит в школу.
Эпизоды указывают на важный и ответственный период в жизни ребёнка. Артём не желает учиться, не понимает, что нужно делать в школе. Он также боится расставаться с мамой. Мальчуган очень привязан к ней и привык, что она всегда с ним рядом, заботиться, защищает, оберегает его. Мама рассказывает сыну о том, что учительница очень добрая. Дорогой в школу мальчик знакомится с окружающим миром: встречает гусака, собаку и жука. Увидев учительницу, Артём понимает, что она такая же, как мама. Утром на другой день он с непреодолимым желанием и радостью спешит в школу.
Главные герои
Артём — главный герой рассказа. Мальчик — ответственный, добрый, хотя и совсем маленький (7 лет). Смышлёный, внимательный, доверчивый. Сумел преодолеть свои страхи перед неизведанным миром и перестал беспокоиться за маму. Артём повзрослел и осознал, что есть ещё учительница, а также мамой называют Родину. В рассказе важная роль отведена двум женщинам — матери Евдокии Алексеевне и учительнице Аполлинарии Николаевне. Они добрые, заботливые, любят мальчика, с пониманием и добротой относятся к нему.
Композиция рассказа
Рассказ имеет кольцевую структуру. Повествование ведётся так, что эпизод прощания мамы с мальчиком описывается в начале и в конце. Отличие есть лишь в эмоциональном фоне описываемых событий.
В начале автор показывает более яркие эмоции, так как матери нелегко отпускать сына впервые одного, а мальчик не хочет расставаться с ней.
Экспозицией произведения является разговор Артёма с мамой о школе, его нежелание учиться и большой страх и за себя, и за маму. Он боится, что она без него будет очень скучать и его никто не сможет защитить.
Завязка рассказа — путь ребёнка в школу. Мать успокаивает Артёма, что всё будет хорошо и он со всем справится. Сначала она ведёт его за руку в школу, а потом отпускает и велит идти самому. По дороге он преодолевает первые жизненные трудности. Гусак ущипнул его за штанину, он увидел большую собаку, приняв её за волка, и огромный жук упал ему на плечо.
Кульминацией произведения является эпизод спасения от быка. Артём испугался сильного животного, которое заглянуло в окно класса. Но учительница успокоила его, сказав, что она, как мама, сможет его защитить. Артём очень удивился, услышав, что у него много матерей. А также Родина — мама для всех.
Разговор с матушкой, которая понимает, что сын повзрослел и уже радостный собирается в школу — это развязка произведения.
Идея рассказа
Не бояться трудностей, уметь их преодолевать, помогать своим родителям, а также гордиться Родиной — мамой для каждого человека.
Вариант 2
Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности, каким он вырастет человеком, какое у него сформируется мировоззрение и будет ли он полезен для своего общества. Поэтому важно, чтобы на этом этапе маленького человека окружали добрые, заботливые и понимающие люди.
Такой переломный момент в жизни ребёнка автор Андрей Платонов описал в своём рассказе «Ещё мама». Главный герой семилетний мальчик Артём, который не хочет идти в школу. Но причина не в том, что он не хочет учиться, а в том, что он не знает, что это такое и для чего важно учиться. Ведь мальчик с мамой живёт в деревне, где школы не было, её построили только летом. Артём очень сильно любит свою маму, ведь до этого возраста он всё время был с ней рядом, она о нём заботилась, оберегала, защищала. Она для него на данный момент есть самый главный, дорогой и единственный человек в жизни. Только рядом с ней он чувствует себя комфортно и под защитой. И вдруг эта связь между матерью и сыном на какое-то время разрывается, так как Артёму нужно идти в школу. Для мальчика это не понятно, он не желает это принимать, поэтому хочет отказаться от учёбы в школе.
Больше всего Артёма волнует не то, как он сам будет в школе, а то, как же будет без него мама. До этого момента ребёнок был вместе с матерью ежедневно и даже ежечасно. Мальчик по-детски уверен, что это он помогал во всём маме. А сейчас он уйдёт в школу и мама останется одна. Осознание одиночества матери для Артёма является самым страшным и самым тревожным. Он боится, что мама будет скучать, а ещё страшнее, что она может умереть, а его не будет рядом. Конечно, у мальчика присутствует страх и за себя самого, так как защитить и помочь ему, по его мнению, может только мама. Но со спокойствием и добротой в голосе, внушая ребёнку уверенность, мать убеждает ребенка, что всё будет хорошо и он со всем справится.
В реальной жизни это подтвердилось поступками учительницы, когда Артём пришёл в школу. Эта женщина, благодаря своей жизненной мудрости и педагогическому мастерству, смогла пробудить у мальчика интерес не только к учёбе, но и успокоить все его волнения по поводу одиночества мамы. А самое главное учительница смогла убедить ребёнка в том, что его никто не сможет обидеть, так как в школе для него она является мамой, и всегда ему поможет в трудную минуту. Но, а если он будет где-то далеко-далеко, мамой для него будет вся Родина. В итоге мальчик понял, что где бы он не был, с ним всегда рядом будет мама. Благодаря этому у Артёма пропал весь страх и тревожность и он с огромным желанием бежал в школу на следующий день, так как его там ждала добрая учительница, которая на время становилась ему мамой.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что благодаря таким людям, которые со всей душой заботятся о детях, из маленького человечка вырастет полноценная, уверенная и развитая личность без злобы и агрессии к окружающему миру. Ведь подрастающее поколение – это наше будущее. Что ребёнок получит в детстве, то он отдаст в социум во взрослой жизни.
Анализ 3
Рассказ А.П.Платонова «Еще мама» является произведением, повествующим о ситуациях, происходящих в жизни мальчика по имени Артем, проживающего в деревне.
Все события связаны с новым жизненным этапом ребенка. Когда мальчику исполнилось 7 лет, мама отдала его учиться в школу. Писатель подробно знакомит читателя с проблемами, которые появляются у Артема – ученика.
Идя в школу, мальчик знакомится с миром, окружающим его повсюду. Артем встретился с гусаком, жуком, собакой. К мальчику постепенно приходит осознание того, что нельзя быть слишком доверчивым. Необходимо быть внимательным и осторожным. Мальчик с опасением наблюдает за толпой мальчишек около школы. Артему все чуждо и неприятно, в тоже время заманчиво интересно. Однажды мальчик попытался сбежать с уроков, но его попытка бегства не увенчалась успехом. После учебного дня мальчик возвращается домой как будто повзрослевшим.
Повествование в рассказе «Еще мама» построено таким образом, что сцена расставания с мамой описывается в начале и в конце произведения. Различается эмоциональная окраска описываемого действия. В начале произведения писатель показывает более яркие эмоции героев. Маме нелегко отпускать ребенка впервые одного, а мальчику не хочется расставаться с мамой, которую он очень любит.
Основное внимание в рассказе «Еще мама» Платонов заострил именно на эмоциях героев. Их много и каждая из них наполнена горячим чувством взаимной любви между матерью и сыном, а также заинтересованностью Артема в изучении природы и окружающей среды.
Наглядным примером того, что маму в школе заменяет учитель, является теплое отношение учительницы к Артему. Она поддерживает его, сопереживает ему. На таких взаимоотношениях и основывается будущее каждого ребенка.
В своем рассказе автор точно раскрывает детскую психологию, такую ранимую и в тоже время открытую для новых впечатлений. Мальчику необходима помощь взрослых, ведь он находится на пороге новых личных открытий. Перед ним целый мир – интересный и разный. Ребенку тяжело отличить плохое от хорошего, он учится этому, наблюдая за животными и людьми. Впечатления мальчика переменчивы, а выводы не всегда осмысленны. Вот здесь и приходит на помощь учитель. Она направляет Артема.
В произведении «Еще мама» Платонов хотел показать, что любому человеку нужно заботиться о детях. Каждый ребенок должен быть уверен в том, что в этом мире существуют и другие люди, кроме матери, способные защитить и поддержать его в любую минуту.
Анализ произведения Еще мама
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по картине Левитана Березовая роща 7 класс (описание)
На картине изображена берёзовая роща в солнечный летний день. Солнце пробивается сквозь листву деревьев и ложится на траву мозаичным ковром. Где лучи попадают на траву
- Сочинение по картине Утро весны Кудревича (описание)
Владимир Кудревич — это белорусский художник-пейажист, его картины показывают всю красоту родной природы в разные времена года.
- Сочинение Неуверенность в себе 15.3 ОГЭ 9 класс рассуждение
Каждый хоть раз в жизни испытывал чувство страха, возникающее вместе с необходимостью принять какое-либо решение. Это и есть неуверенность в себе. С появлением страха перед неизвестностью мы стремимся защитить себя
- Цитаты героев из Мастера и Маргариты Булгакова
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — гениален по содержанию и смысловой нагрузке. Каждый персонаж внесен в произведение не просто так, любая его реплика несет скрытую или явную истину.
- Главные герои романа Герой нашего времени Лермонтова
В произведении Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» присутствует несколько главных героев, которые достойны более подробного рассмотрения. Каждый из них обладает особыми чертами характера, которые влияют на их жизненный путь и развитие личности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение— средняя общеобразовательная школа №15
имени М.В.Гордеева г.Орла.
Урок
по литературному чтению
во 3 «Б» классе
Андрей Платонович Платонов «Ещё мама».
Нравственный смысл рассказа.
Учитель: Сокиркина Елена Николаевна
2016-2017 уч.год
Андрей Платонович Платонов «Ещё мама». Нравственный смысл рассказа.
Цель: осознание детьми нравственного смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?
Задачи:
1. Образовательные:
- активизировать познавательный процесс, развитие основных навыков чтения: правильности, выразительности;
- способствовать более вдумчивому восприятию текста, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства языка;
- совершенствование устной речи;
- уточнение и обогащение словаря.
2. Развивающие:
- развитие памяти, воображения, мышления, творческих способностей;
- развитие четкой дикции;
- развитие зрительного восприятия.
3. Воспитательные: развитие внимательного, бережного отношения к родителям, уважительного отношения к учителям.
Орг.момент
. Создание психологической обстановки. Слайд №1 — звучит музыка
— Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все хорошо, настроение хорошее.) Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
-Сядьте удобно, расслабьтесь, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете тепло, словно тёплая мамина ладонь гладит ваши волосы. Скажите себе: «Мне тепло и спокойно».
- Артикуляционная разминка.
-На улице чудесное время года -весна. Вдохните запах весенней свежести. Представьте, что на вашу ладонь упала первая капля дождя, сдуйте её.
Слайд 2. Прочитайте строки на экране: …Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года….
Прочитать : 1- Про себя, 2- Шёпотом, 3- Громко, 4- Выразительно.
- Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика состоит она из разных кусочков впечатлений.
- Разгадайте, какое имя спряталось в шифрограмме:
Слайд вздаглтновьдьчцриычемвйы
пислмваисетывощднбдзотмвб
- Вспомните, как называется произведение этого автора, с которым мы познакомились на прошлом уроке….
- Какую цель мы себе поставим? (Продолжим обсуждение рассказа).
Слайд (тема урока)
- Да, продолжим анализировать рассказ и обратим внимание на его нравственный смысл.
Слайд Андрей Платонов
- Давайте вспомним, что мы узнали об авторе этого произведения, об Андрее Платоновиче Платонове. Слайд (портрет писателя, годы жизни)
Доклад учащегося.
- Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в Воронеже. Был старшим сыном в семье .
А.Платонов в детстве познал много горя. В малолетстве ему пришлось нищенствовать, испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Так как был старшим сыном в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс Андрей Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.
Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.
Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”
Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».
Проверка д/з.
- Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению . Я думаю, что можно назвать ваши рисунки «Остановись, мгновенье…».
- Кого и как вы изобразили на своих рисунках?
- Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки.
- Посмотрите, какое интересное название у произведения … «Ещё мама».
- Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама… МАМОЧКА МАМУЛЯ МАМЕНЬКА МАТУШКА
Работа по теме урока. Анализ произведения.
- К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)
- Почему вы так решили? Докажите. (все события следуют одно за другим, есть сюжет)
- Согласны ли вы с утверждением, что школа- это второй дом? Почему?
- Я снова предлагаю вам вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного рассказа. Откройте учебник.
- Как звали главного героя этого рассказа?
- Хотел ли мальчик идти в школу?
- Что же произдшло, когда Артёму исполнилось семь лет?
- Давайте прочитаем по учебнику, по ролям где об этом говорится. (с.137-138).
- Так почему же Артём не хотел идти в школу? (Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт»).
- О чём мальчик просил маму перед уходом? (А ты не плачь по мне, ты не бойся и не умри смотри, а меня дожидайся!)
- Слайд «…жалобный и внимательный взгляд ребёнка означал его постоянный страх; он словно говорил: мама, живи всегда со мной, не умирай никогда»
- Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет т ебе в школе мамой).
- Почему Артём не хотел соглашаться со словами матери? (Он не мог представить чужую женщину в роли матери).
— Сейчас поработаем в в группах. Составить синквейн-описание мамы.
Слайд Мама – её имя.
2 прилагательных — её описание
3 глагола- её действия
Фраза по тексту из 3-4 слов.
Выразить отношение к маме Артёма одним словом.
Синквейн.
Мама – Евдокия Алексеевна.
Заботливая, добрая.
Провожает, беспокоится, радуется.
— Ну, иди, иди, Артёмушка! Учительницу там слушайся, она вместо меня будет!
Родная.
Ассоциации
- Какое слово произноси человек в самые трудные для него минуты? (Мама)
- Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? (тепло, уют, забота, дом, семейный очаг, любовь, нежность, доброта, …)
- Какое желание возникло у Артёма и матери, когда он пошёл далее один? (Им обоим хотелось вернуться домой).
- Почему они не вернулись? (Они оба понимали, что надо идти учиться).
- С какой целью автор описывает путь от дома до школы? (Показать, какие испытания выпали на долю Артёма).
- Как вы думаете, он никогда не ходил по этой улице? Тогда почему же ему всё кажется чужим и враждебным? (Ходил и много раз, но только не один, а с мамой, а теперь идёт один, и ему видится всё чужим, опасным и страшным).
- Представьте, что вы режисёры и снимаете кино, какими качествами должен обладать главный герой? Подберите эпитеты (прилагательные), чтобы описать характер Артёма. В кабинете есть карточки- подсказки (развешаны на стенах) СМЕЛЫЙ, ДОБРЫЙ, ВОСПИТАННЫЙ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ. (на стенах останутся карточки: высокий, зелёный, широкий, злой, жадный).
Динамическая пауза.
- Я предлагаю вам немножко отдохнуть. Лягте на руку и послушайте, кто и кому может исполнять эту песню?
Слайд. Анна Герман «Колыбельная»
- Мамин голос. Он живёт в тебе, такой знакомый и родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым.
- Кто ещё для ребёнка является близким человеком? (…. родители…+ учитель в школе)
Работа над содержанием.
- Как учительница встретила Артёма в школе?
- Прочитайте, как автор описывает нам учительницу. (с.140)
- Какой художественный приём использует автор? ( сравнение «как маленькая»)
- Почему Артём почувствовал в ней близког человека? (от неё пахло тёплым хлебом и сухой травой, как от матери).
- Почему Артём не слушал учительницу? (Он думал о матери)
- А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? ( Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу).
— А сейчас рассмотрим иллюстрацию на стр. 141 (учебник «Литературное чтение»).
Обратимся к изображению главных героев на стр. 141, чтобы точнее передать характер действующих лиц, их настроение, соотнести этот эпизод с описанием в произведении. Иллюстрация помогает увидеть сцену и по позе, выражению лиц героев судить о их переживаниях.
— Кого и как изобразил художник?
— Способствует ли рисунок тому, чтобы точнее передать характеры героев?
Ученик: Да, способствует лучшему пониманию характеров героев (добрая, отзывчивая учительница и любознательный ученик. У учительнице добрые глаза, она улыбается. Аккуратная, опрятная. Артём испугался, а учительница его успокаивает, утешает).
- Какими качествами должна обладать учительница, чтобы её считали мамой? Давайте дадим характеристику учительницы, какой она была?
ДОБРАЯ, УМНАЯ, ЗАБОТЛИВАЯ, ТРУДОЛЮБИВАЯ.ПЕРЕЖИВАЮЩАЯ, ВНИМАТЕЛЬНАЯ, ДУШЕВНАЯ.
- Понравилась учительница Артёму? (Да. Он нашёл в ней опору. Мальчик понял, что у него теперь две мамы: одна дома, а другая в школе).
Сюжетный треугольник.
- У вас на столах лежат конверты с иллюстрацией к произведению. По картинкам нужно выстроить сюжетную линию.
- Какой рисунок оказался лишним? Проверка по слайду.
- Наш урок подходит к концу. Мне хотелось бы, чтобы вы дали оценку нашей совместной работе. Давайте вспомним, с помощью каких слов мы это делаем. Слайд рефлексия.
- А мне бы хотелось поблагодарить вас всех за работу, вы все молодцы! Особенно хотелось отметить…….. Вы получаете 5.
- У вас на столах лежат карточки, на которых записано домашнее задание. Задание предлагаю разноуровневое Слайд д.з. : на красной карточке —Придумайте продолжение рассказа , на синей -Перескажите понравившийся эпизод рассказа.
— На этом наш урок закончен. Спасибо! Слайд.
__________________________________________________________________________
- Рассказ в учебнике напечатан в сокращении. Послушайте часть рассказа, не вошедшую в учебник.
Слайд
… И Артём увидел в окне чёрную голову быка. Бык глянул на Артёма одним кровавым глазом и пошёл к школе.
-Мама!- закричал Артём.
Учительница схватила мальчика и прижала его к своей груди.
-Не бойся! -сказала она.- Не бойся, маленький мой. Я тебя не дам ему, он тебя не тронет.
-У-у-у! -прогудел бык.
Артём обхватил руками шею Аполлинарии Николаевны, а она положила ему свою руку на голову.
-Я прогоню быка.
Артём не поверил.
-Да. А ты не мама!
-Мама!.. Сейчас я тебе мама!
-Ты ещё мама?Там мама, а ты ещё, ты тут.
-Я ещё. Я тебе ещё мама!…
Почему Артём не поверил, что учительница может отогнать быка? (Считал, что это может сделать только мама).
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ произведения Платонова Еще мама
Анализ произведения Платонова Еще мама
Небольшой по объему рассказ А. П. Платонова «Еще мама» — это описание событий, связанных с новым, сложным, но интересным этапом в жизни мальчика по имени Артем. По достижении 7 лет он поступает в школу. Автор постепенно вводит читателя в круг тех проблем, которые возникают у ученика по пути в школу.
По дороге в школу Артем познает мир. Он встречает гусака, жука, собаку и начинает понимать, что нужно быть внимательным и не всегда доверчивым. Артема настораживает толпа мальчишек возле школы с непонятными разговорами. Ему кажется все чужим и неприятным. Но попытка сбежать заканчивается неудачно. Проведя день в школе, он с радостью, заметно повзрослевший возвращается домой.
Композиция рассказа кольцевая – расставание с мамой в начале произведения и в конце отличаются лишь эмоциями. Более яркие переживания автор описывает в начале, так как в первый раз матери тяжело отпускать сына одного.
В центре внимания рассказа сосредоточена череда переживаний героев. Но все они проникнуты искренней любовью матери и сына, мальчика к природе и окружающему миру. Трогательные отношения учителя к Артему, которого она успокаивает на руках, поддерживает его и уделяет внимание после уроков – это пример того, что в стенах школы учитель заменяет ученикам мать. Герои трепетно переживают друг за друга. Между ними просматриваются те человеческие отношения, на которых строится будущее детей.
Автор тонко изображает психологию ребенка, который на пути к новому миру нуждается в помощи взрослых. Его впечатления изменчивы, он только учится различать добро и зло на примере отношений животных и людей.
Особое место в рассказе Платонов уделяет место образам двух женщин — матери и учительнице Артема. Автор наделяет их положительными, сходными чертами: отсутствием равнодушия, заботой, внимательностью и добротой. Именно поэтому мальчик с доверием относится к наставникам.
Несмотря на то, что Аполлинарию Николаевну он встретил в чужом, непривычном мире, именно она стала ему близким человеком, так как научила смотреть на себя со стороны и уметь анализировать свои поступки. Мальчик понял, что нельзя обманывать маму, а нужно радовать ее своими достижениями в науке.
Таким образом, главным героем А. П. Платонова не случайно становится ребенок. Его глазами автора раскрывает тему взаимоотношений матери и детей, отношения к труду и учебе, взгляд на познание мира через природу. Через запахи, скупой внешний облик героев, повадки и действия животных мальчик автор приобщает читателя к понятию Родина.
Вариант 2
В рассказе А. Платонова «Еще мама» автор рассказывает читателю про мальчика Артема, живущего в деревне вместе со своей мамой. Главному герою нужно начать ходить в школу, но он очень сильно любит свою маму и не хочет с ней расставаться. Но мама, будучи умной женщиной, все же отправляет сына получать знания, уговаривая его тем, что учительница будет ему как мать.
Первое время Артем всего боится, и даже не сидит за партой, предпочитая сидеть на руках у учительницы. Но вскоре все же перебарывает себя и садится за парту. На уроках мальчик совершенно не слушает учительницу, все его мысли заняты тревогой о маме. Учительница желает узнать, что случилось с его учеником, на что Артем, со всей своей детской непосредственностью, отвечает, что боится, как бы в его доме не начался пожар. Учительница, входит в положение своего ученика, и успокаивает Артема.
Однажды, после того, как уроки закончились, и все дети разбежались по своим домам, учительница оставляет Артема и начинает учить его писать слово «мама». Артем очень старается, ведь это слово ему ближе всего на свете. И вскоре у него все получается, и даже более того, ему начинает нравиться писать, и он просить учительницу научить его и другим буквами.
Потом, внезапно, в окно класса заглядывает огромный бык. Артем сильно пугается сильного животного, но учительница старается его успокоить, говоря о том, что в случае чего, она уж точно сумеет его защитить. Но Артем не согласен, на его взгляд, только мама сумеет ему помочь и никто другой.
Учительница возражает мальчику. Она говорит, что является Артему второй мамой, на что юный герой удивляется, как же так, дома у него одна мама, а в школе вторая? На что учительница отвечает согласием, она тоже является мальчику матерью. Артем удивляется ее словам и спрашивает учительницу, а может быть, у него есть еще мамы? На что учительница отвечает, что у него матерей много, и в том числе, сама Родина.
Наступает следующий день, и Артем с самого раннего утра собирается отправиться на учебу, чему мама сильно удивляется. Артем отвечает ей, что в школе его ждет учительница, по которой он сильно соскучился и желает ее наконец увидеть. Мама понимает, что сын, наконец, перестал бояться, и желает Артему хорошей учебы.
В чем же состоит главная идея произведения? Речь ведется о том, что каждое развитое государство обязано воспитывать и заботиться о детях своей страны. В таком государстве дети должны быть уверены, что, кроме матери, существуют еще и другие люди, которые переживают за них, и которых можно назвать еще одними мамами.
А. Платонов говорит нам о том, что каждому из нас, каждому человеку в стране, необходимо заботиться о детях, и неважно свои это дети или чужие. Рано или поздно эти дети вырастут, заменят нас и станут полноправными членами общества, и уже они станут управлять страной и вести ее в светлое будущее.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Платонова Еще мама
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Нет уз святее товарищества (по повести Тарас Бульба)
Дружба является одной из самых необходимых и важных вещей в нашем мире. Любой человек, вне зависимости от личности, желает найти друга, на которого можно положиться в любой беде.
- Образ и характеристика Критика Латунского в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
О. Латунский – один из антигероев романа «Мастер и Маргарита», второстепенный персонаж, не получивший подробного портрета внешности или внутренних качеств. При этом Латунский сыграл важную роль в жизни
- Сочинение по картине Серова Портрет М.К. Олив
На данном полотне художник изобразил Мари Константиновна Олив. Данная дама известная в широких кругах населения меценатка. Она была родственницей Мамонтова. Мари Константиновна приходилась ему двоюродной племянницей.
- План рассказа Голубая чашка Гайдара 3 класс
Рассказ «Голубая чашка» Гайдара – это биографическое описание о лете, котором проверить Гайдар на даче. Само произведение излучает свет и доброту. Читая рассказ ты находишься как бы в атмосфере великого спокойствия
- Характеристика и образ Руслана в поэме Пушкина Руслан и Людмила сочинение
Руслан – это великий богатырь всея Руси со всеми присущими чертами характера. Он и сильный, и умный, и выносливый, и изобретательный, и порядочный