Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети — главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»Причина любой войны — вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев .Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.
Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.
Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый — значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один — русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними , именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.
Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа — к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна.
Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки», они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса — о равнодушие и жестокость людей.
Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда . «Я думаю, что все люди — братья, — скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.
Урок литературы в 9 классе
«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»
( серьёзные вопросы книги о детях А.Приставкина «Ночевала тучка золотая…»).
Цели и задачи: — Понять нравственную проблематику книги А.Приставкина «Ночевала…»
— Развивать умение учащихся самостоятельно мыслить, опираясь на личный опыт. Формировать умение доказывать свою точку зрения.
— Воспитывать у учащихся интернациональные чувства, уважение к людям.
— Развивать речь учащихся.
— Расширять кругозор.
— Развивать умения критически осмысливать события истории
Оформление доски:
Национализм- идеология, политика и психология, основанная на разжигании национальной вражды под лозунгом защиты национальных интересов и на идее превосходства одной нации над другой.
Патриотизм—-национализм—-гуманизм
« Национализм может быть огромным, но великим- никогда»
Станислав Ежи Лец
« Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный»
Н.А.Добролюбов
« Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы. Сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов всегда обращается против него самого»
Ф.Энгельс
Ход урока:
Вступительное слово
Мы живём на планете Земля. Мы –это несколько миллиардов человек. В мире около 2 тыс. национальностей, от 3 до 4 тыс.народов. Все мы разные. Даже в таком небольшом коллективе , как наш класс, все ли одной национальности? Навряд ли, даже если по документам все русские, какая кровь смешана в нас- порой и сами не знаем. Лично во мне есть и русская, и украинская, и польская.
Как разобраться, кому повезло больше: тому, кто родился русским, немцем, латышом? Где те критерии, по которым можно определить, какой народ умнее, красивее, лучше? И возможны ли такие критерии?
На доске записаны слова « Плохих народов..» Кто их произнёс?
Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, отчего одни народы презирают, а порой ненавидят другие, к чему это может привести и есть ли выход из данных конфликтов.
Беседа по книге А.Приставкина
Вернёмся к повести А.Приставкина.
Колька и Алхузур- два мальчика, русский и чеченец. Они оказались втянуты в настоящую войну на Кавказе.
— В тот момент, когда они встретились, у обоих случилось несчастье. Что у них произошло?
— Почему Алхузур начал помогать больному Кольке?
— А Колька почему принял чеченского мальчика за убитого Сашку?
— Почему ни Колька, ни Алхузур не озлобились друг на друга, ведь один мог ненавидеть русского, а другой чеченца?
Они не просто сблизились, они решили смешать свою кровь и так стать братьями.
-Вспомним моменты, когда они вели себя как братья( д/з)
Прочитать стр. 214
После этого они обсуждают воюющих взрослых: « Зачем они стреляют? Они же больше, они же умные..»
— Чего не понимали взрослые, но поняли эти мальчишки?
Да, дети смогли понять, что люди не должны убивать друг друга, должны жить дружно. Они это поняли, так как им нечего было делить, они ценили друг друга за человеческие качества, их не интересовало, кто какой национальности. Им были понятны и близки слова, написанные на доске « Плохих народов не бывает, а бывают лишь плохие люди»
Вам было предложено на прошлом уроке подумать над этими словами. Послушаем, что у вас получилось.
(Выборочное чтение творческих работ учащимися)
Обмен личным опытом. Беседа по проблемным вопросам:
— В чём, по- вашему, причина национальных конфликтов (д/з)
Есть такое понятие НАЦИОНАЛИЗМ- на доске записано определение.
— Можно ли приравнивать его к патриотизму? Почему? ( ни в коем случае нельзя патриотизм путать с национализмом. Патриотизм- великое чувство, а национализм, по словам Ежи Леца, может быть огромным, но великим- никогда.)
— Может ли одна нация превосходить другую? Почему? ( д/з)
К сожалению, это понимают и понимали не все. И история знает немало примеров, когда одна нация доказывает своё превосходство, и чаще всего это делается при помощи силы. В прошлом году на кл.часе я рассказывала вам о ХОЛОКОСТЕ. Сейчас ..нам напомнит об этом ( сообщение ученика)
Я хочу, чтобы вы посмотрели небольшой фильм об Освенцеме, концлагере, цель которого- уничтожение евреев, хотя в нём пострадало немало людей и других национальностей.
(Просмотр фильма- 9 минут)
Не верится, что это не смогло научить народы жить в мире, отказаться от взаимной вражды. Совсем недавно, 1,5 года назад, произошло событие, о котором сегодня я не могу не вспомнить.
— Кто догадался?
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ. Цхенвал. 08.08.08. Маленький народ пострадал от другого народа. А.Медведев охарактеризовал это событие, как геноцид, т.е. попытку уничтожить осетинский народ. Так это или нет, но во всяком случае Грузия напала на мирных осетинских жителей. А ведь уже 21 век. Интересно, что большинство грузин не испытывают ненависти к осетинам ( это политика, от которой простые грузины далеки). Я запомнила историю врача- грузинки, которая спасала раненых осетин. Многие оставались просто людьми. ( как Колька и Алхузур)
Раз мы говорим о современности, то нельзя не вспомнить о СКЕНХЕДАХ. Кто это?
( сообщение ученика)
— Насилие- это способ разрешения конфликтов?
(..зачитать слова Добролюбова и Энгельса на доске)
— Как , по –вашему, можно преодолеть межнациональные конфликты?
Да, надо видеть в людях только людей, уважать других. А.Приставкин
Сказал: « Я думаю, что все люди братья»
— Идеям какого писателя близки эти слова?Лев Толстой- великий гуманист.
— Гуманизм и национализм- совместимы ли эти понятия?
Настоящие гуманисты, такие как Л.Толстой борются со злом не с помощью физической силы, а с помощью силы слова. Давайте и мы попробуем сформулировать в 1-2 ёмких фразах призыв, направленный против национализма.(Письменная работа)
Зачитаем, что у вас получилось.
Так давайте же помнить, что все мы живём на одной общей планете и по большому счёту нам нечего делить. Мы- люди, и это главное.
Домашнее задание.: Записать, о чём ещё не сказали на уроке.
Согласны ли вы с высказыванием:
«Не бывает плохих наций – бывают плохие люди»?
итоговое сочинение по проблеме «Дружба и вражда»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Другие сочинения на тему дружбы на нашем сайте
— итоговое сочинение: «Согласны ли вы с высказыванием П. Бови, что «ложные друзья подобно тени, следуют за нами по пятам, пока мы ходим на солнце, и тотчас покидают нас, как только мы вступаем в тень»»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли говорить, плохой человек или хороший, судя только по его национальности? Несомненно, вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа, но мы попробуем поразмышлять над ним, используя опыт героев художественной литературы.
Для каждой нации существуют свои стереотипы. Например, немцы – пунктуальны и педантичны, итальянцы – эмоциональны, жизнерадостны, американцы – ограниченны, материалистичны, большие индивидуалы. Но Ф.-С. Фицджеральд тоже был американцем, при этом его романы, глубокие, заставляющие задуматься о важнейших жизненных ценностях, характеризуют его совсем не как типичного американца. Так, в романе «Великий Гэтсби» писатель развенчивает главную американскую идею – достижение материального благополучия и вершин социальной лестницы любой ценой. Один этот пример доказывает, что человека нельзя судить по его национальности.
Аргументом сказанному может служить отрывок
Автор отмечает, что французские солдаты, охраняющие русских пленных, совсем не проявляют агрессии в отношениях с ними. Напротив, русские и французы находятся почти в дружеских отношениях. Пьера даже уважают за его умение примирять недовольных. Показателен также тот случай, когда Платон Каратаев шьёт французскому солдату рубаху. Получив свою работу, солдат требует у пленного остатки ткани, но Каратаеву очень хочется оставить их себе на обмотки. Француз, не хотевший вначале отдавать остатки, видя огорчение Платона, всё-таки отдаёт ему ткань. Этот поступок умилил Каратаева и заставил его сказать, что вот, мол и враг перед ним, а всё же человек.
Ещё один пример того, что не бывает плохих или хороших наций, а бывают только плохие или хорошие люди, можно найти
солдат, служащий в рядах немецкой армии во время войны 1939-1945 гг. Постепенно Гребер начинает задумываться, каково его отношение к совершающейся трагедии. Мысли героя о несправедливости войны, которую ведёт Германия под предводительством Гитлера, приводят его к тому, что он начинает ощущать острое чувство вины. В конце романа Гребер выпускает из заключения пленных русских партизан, хотя для этого ему приходится убить своего однополчанина – яростного нациста Штейнбреннера.
Мне кажется, что приведённые примеры убедительно доказали
Вы находитесь здесь: Главная » ЕГЭ-2017. Литература. Сочинение . 10 аргументов по теме: «Дружба и вражда»
Предлагаю 10 аргументов по теме: «Дружба и вражда»
- А.С.Пушкин «Дубровский»
- М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени»
- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
- И.С.Тургенев «Отцы и дети»
- Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание»
- И.А.Гончаров « Обломов»
- А.М.Горький «Детство»
- А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
- А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»
Произведения | Аргументы |
А.С.Пушкин «Дубровский» | |
В основе сюжета повести А.С.Пушкина «Дубровский» лежит вражда между давними старыми друзьями — Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским. Они когда-то служили вместе. Дубровский был человеком гордым, решительным, хорошим собеседником. За это его и ценил Троекуров и даже скучал, когда долго не виделся со своим другом. Многое сближало героев: возраст, похожие судьбы — оба рано овдовели и имели по одному ребёнку. Даже соседи часто завидовали их дружеским отношениям. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина» Достаточно было просто извиниться — и конфликт был бы исчерпан. Однако оба помещика оказались упрямыми. Никто не хотел уступать. И началась судебная тяжба, которая длилась долгое время, всё больше отдаляя бывших друзей друг от друга. В итоге — сумасшествие и смерть Дубровского. Как легко дружба переросла в смертельную вражду. Почему так произошло? Скорее всего, и не было настоящей дружбы, была лишь её видимость. Настоящая дружба никогда не разрушится по пустякам. Барская спесь одного, вспыльчивость, нежелание уступить другого — этого хватило, чтобы дружба распалась, словно карточный домик. В основе дружбы лежат более крепкие отношения, стремление к взаимопониманию. А этого между героями не было. |
М.Ю.Лермонтов « Герой нашего времени» |
Тема вражды и дружбы находит своё отражение в романе М.Ю.Лермонтова « Герой нашего времени». Григорий Печорин вообще не верит в настоящую дружбу, он считает, что «…в дружбе один раб другого». Такие рабские отношения он считает неприемлемыми для себя, поэтому у героя нет истинных , настоящих друзей, да и сам он не может дружить. Какое-то время Печорина связывали приятельские отношения с Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Но их отношения дружескими никак не назовёшь. Язвительность, безжалостность, неумение прощать слабости другого — эти качества, свойственные Печорину, никак не могли вызвать дружеских чувств. «Я его понял, и он меня за это не любит, хотя наружно мы в дружеских отношениях», – говорит Печорин. Да и в Грушницком слишком много зависти, тщеславия, даже злобы. Разве такие качества позволят иметь настоящего друга? Автор даже не дал герою имени, подчеркнув тем самым его обыкновенность, даже посредственность. Трагичен итог их взаимоотношений: Печорин убивает на дуэли Грушницкого. Поводом стали ухаживания Печорина за княжной Мэри, к которой испытывал симпатию Грушницкий. Печорин не любил Мэри. Эгоизм Печорина подчёркивают его слова: «Я люблю врагов… Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов, — вот что я называю жизнью.» Герой лишь использовал княжну, чтобы больнее досадить Грушницкому. Этот эпизод показывает, что дружбы никогда не бывает между эгоистичными, нравственно жестокими, бессердечными людьми. В одно мгновение внешне дружеские отношения могут перерасти во вражду. |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» |
Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» поднимает много важных проблем и тем. Есть в ней и тема товарищества. Товарищество и дружба — это два похожих понятия. Однако товарищество включает в себя, кроме взаимопонимания и поддержки, желания быть с другом в трудные и счастливые минуты, ещё и совместную деятельность. Часто это борьба за справедливость, борьба с врагами. Товарищество — более объёмное понятие, включающее в себя дружеские отношения. Главный герой произведения, Тарас Бульба, перед решающим сражением обращается к своим соратникам с речью о товариществе. Он вспоминает всю историю страны, когда ещё в древности нападали на неё враги. В трудные времена люди подали друг другу руки, смогли «породниться родством по душе, а не по крови». Стало формироваться товарищество. «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарище»,- подчёркивает Бульба. Он осуждает тех, кто перенимает «бусурманские» традиции», на первый план ставит богатство, может продать своего. Горька будет жизнь таких людей, считает Тарас. «И проснётся оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело». «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!» Такая речь вдохновила его товарищей, смело пошли они на врага, многие погибли, как и сам Тарас Бульба, его сын Остап, но до конца остались верны товариществу, не выдали своих друзей, бились с врагами до конца. Горька участь тех, кто встал на путь предательства. Позором стало то, что сын Тараса Андрий перешёл на сторону врага. Бульба убивает его, предателя товарищей, Родины, хотя очень тяжело было на душе отца. Произведение Н.В.Гоголя имеет большое воспитательное значение и в наши дни. Оно учит, каким надо быть человеком, какие нравственные ценности сделать приоритетными в своей жизни, как важно уметь дружить и оставаться порядочным человеком в любой ситуации. |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» |
Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими? Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды! Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями. Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим”. Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову .Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится. Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…». Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна) Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.») |
Ф.М.Достоевский « Преступление и наказание» |
В романе Ф.М.Достоевского раскрываются многие актуальные проблемы и темы. Тема дружбы и вражды тоже нашла в ней своё место. На примере героя Дмитрия Разумихина автор показывает, что такое истинная дружба. Это дворянин по происхождению, однако обедневший, так как не смог закончить университет из-за отсутствия средств. Он учился вместе с Раскольниковым. Они стали друзьями. Раскольникова привлекает в Разумихине простота, доброта, открытость, энергичность, активность и целеустремлённость ( Разумихин мечтает начать собственное издательское дело), образованность и начитанность ( знает три европейских языка), «никакие неудачи его никогда не смущали» . Именно к нему герой идёт сразу после убийства. Ему просто необходимо было поговорить с отзывчивым человеком. Внешне он пришёл попросить ему найти уроки для заработка, но на самом деле Раскольникову хотелось просто побыть вместе с ним. В трудную минуту именно Разумихин оказался рядом с товарищем: он за ним ухаживал, пригласил доктора. Он даже пытался отвести подозрение от Раскольникова по поводу убийства, считая, что все его слова — это результат болезни. Широта души, доброта Разумихина распространяется и на приехавших мать и сестру Раскольникова. Он помогает им, заботится о них, а позже влюбляется в Дуню и женится на ней. Мать Раскольникова Пульхерия Ивановна так говорит о нём: «…Какой расторопный и… преданный молодой человек!» После преступления Раскольников понял, что отделил себя от всего мира, весь мир кажется ему враждебным. И лишь преданность Разумихина, доброта матери и сестры и любовь Сони Мармеладовой возрождают в герое лучшие человеческие качества, он снова хочет жить. « Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». |
И.А.Гончаров « Обломов |
Андрей Штольц и Илья Обломов — два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает. Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…» Уже в зрелые годы они продолжают встречаться, обмениваться мыслями, им интересно друг с другом. Они могли поделиться планами, надеждами. Именно Штольц пытался расшевелить Обломова, вернуть его к активной жизни, знакомит его с Ольгой. Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет. Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» .Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться. В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа. |
А.М.Горький «Детство» |
Алексей Пешков — главный герой повести А.М.Горького «Детство» — рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми — дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо — вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи. Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее ( погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению. Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком. Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества. Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей. |
А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая» |
Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети — главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая» Причина любой войны — вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души. Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев .Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах. Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата. Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый — значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один — русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними , именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых. Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа — к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна. Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки», они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса — о равнодушие и жестокость людей. Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда . «Я думаю, что все люди — братья, — скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата. |
А.А.Фадеев «Молодая гвардия» |
Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о тяжёлых военных годах, об оккупации советской территории фашистами. Одним из городов, в котором пытались хозяйничать немцы, был Краснодон. Именно в нём прошло детство юных героев. Здесь они учились в школе, дружили, влюблялись, мечтали о будущем. Но война перечеркнула все планы , осталось главное на тот момент — отстоять свободу и независимость своей Родины. Прекрасны молодогвардейцы, комсомольцы, создавшие подпольную организацию для борьбы с фашистами — «Молодую гвардию». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Сергей Тюленин и другие — всех их объединяла вражда к врагам, посягнувшим на свободу страны. Ненависть, злоба на них помогала ребятам бороться с фашистами. Молодые люди верили в настоящую дружбу, они умели дружить. Так, Ульяна и Валя дружили со школьной скамьи. Сколько они рассказывали тайн друг другу, делились мыслями! «… радость состоит в чувстве доверия, в возможности поделиться.» Молодогвардейцы были отчаянны, храбры, не боялись опасности. Несмотря на то, что шла война, они со свойственным им задором шутили, поддерживали друг друга, любили и дружили. Предательство одного из них — Стахевича- привело к трагедии. Все члены организации были схвачены. Их пытали, а потом жестоко казнили. Цена предательства оказалась так велика. «Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности». В застенках фашистов ребята поддерживали друг друга, старались хоть как-то облегчить страдания друзей. «Дружба! Сколько людей на свете произносят это слово, подразумевая под ним приятную беседу за бутылкой вина и снисхождение к слабостям друг друга! А какое отношение это имеет к дружбе? Нет, мы дрались по всякому поводу, мы совсем не щадили самолюбия друг друга, — да, если мы были не согласны, мы наносили друг другу «ножевые» раны! А дружба наша от этого только крепла, она мужала, она точно наливалась тяжестью…». Дружба ребят прошла проверку на прочность. Они выдержали, выстояли. Народ помнит подвиг молодых героев. На родине молодогвардейцев им установлен памятник, возле которого всегда живые цветы. |
А.Сент-Экзюпери « Маленький принц» |
Сказку «Маленький принц Антуан де Сен-Экзюпери написал в годы Второй мировой войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания , вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти может только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость людей. Многие фразы произведения стали афоризмами. ««Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении». Эти слова можно отнести и к дружбе. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы. Видеть мир глазами ребёнка – это так прекрасно. Ведь дети видят красоту природы, окружающих, понимают ложь и фальшь, замечают всё то, на что взрослые , порой за массой дел и проблем, уже давно перестали обращать внимание. «Все мы родом из детства»,- пишет автор, то есть всё лучшее, что есть в нас,- это оттуда, из нашего далёкого детства. Произведение философское, в нём столько размышлений о смысле жизни, о нравственных понятиях и принципах, о взаимоотношениях между людьми Главному герою – Мальчику — открывается много истин. Одна из низ высказана Лисом, что люди могут быть равнодушны, бессердечны по отношению друг к другу, но могут быть и близки, дороги, нужны. Он понимает, что дружба — это составляющая счастья человека, жизнь «точно солнцем озарится», если что-то будет напоминать о друге. Самого главного нельзя увидеть глазами, нужно чувствовать всей душой, сердцем, тогда раскроется истинная красота таких человеческих отношений, как дружба. «Подлинные чудеса не шумны. И самые важные событияочень просты». « Создать узы»- вот что значит, по словам Лиса, приручить кого-то. «Мы все в ответе за тех, кого приручили». Сколько мудрости в этих словах: надо дорожить теми, кто близок тебе, доверился, надеется на тебя, надо беречь ценные человеческие отношения.(«Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу,»- говорит Лис Мальчику») «Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть»,- к такому выводу приходят читатели, понимая, как высока цена дружбы. «Зорко одно лишь сердце». Сердцем, всей душой нужно воспринимать жизнь, тогда будет надежда на то, что вражда не затмит разум людей, не приведёт к ужасным последствиям. Как же актуально звучало произведение в годы войны, как важно понять его сейчас, в наше довольно неспокойное время! |
Дорогие выпускники, посетители моего сайта! Это последняя статья, которую я предлагаю вам в помощь при подготовке к ЕГЭ.
Хочу отметить, что на ФИПИ даны лишь общие направления тем, а не сами темы. Поэтому на экзамене внимательно вдумайтесь в формулировку тем, используйте данные аргументы творчески, а не просто переписывайте их автоматически . Это лишь помощь вам, главное- правильный подбор аргументов при написании сочинения- предстоит сделать вам самим.
Вы можете пообщаться со мной, записавшись в группу в контакте, задать вопросы. Эти вопросы я обобщу, напишу, по мере необходимости, дополнительные статьи- рекомендации.
Успехов вам. Буду благодарна, если получу на почту отзывы от вас)))
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
- В «Маленьком принце» — замечательной сказке «для детей и Я взрослых» — Антуан де Сент-Экзюпери отражает собственные размышления, сомнения, искания. И главным из них является поиск ответа на единственный вопрос: «Как сохранить человека, не убив в нем…
Сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» удивительна. Она не похожа ни на одну сказку, которых я немало прочитал в детстве. Слушая рассуждения Маленького принца, следя за его путешествиями, приходишь к выводу, что на страницах этой сказки сосредоточена…
Образ Лиса. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает наконец то, что искал. К нему возвращаются…
Цель: совершенствовать письменные речевые умения, а также навыки работы с текстом произведения; развивать ассоциативное мышление и расширять литературный диапазон. Мы взрослых за то презираем, Что скучны и серы их дни. Мы знаем, мы многое знаем…
Маленький принц, путешествуя по планетам, встречается с удивительными существами. Они занимаются странными вещами, не имеющими никакого смысла. Один считает звезды, не помня, как они называются, потом пишет на бумажке их количество, кладет в сейф и считает,…
Сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» знают любят во всем мире. Она покоряет не только своей искренностью, но и возможностью без остатка погрузиться в мир детства. Когда наблюдаешь за путешествиями Маленького принца по разным планетам, слушаешь…
Когда Маленький принц прибыл на Землю он повстречал Лиса. Маленький принц хотел с ним поиграть, но Лис сказал, что сначала его нужно приручить, то есть создать узы. Он объяснил мальчику, что пока они друг другу не нужны. Он лишь один из ста тысяч других лисиц, а принц — лишь мальчик из ста тысяч таких же мальчиков. Но стоит принцу приручить его, то они станут друг для друга единственными на свете.
Для этого, объяснил Лис, Маленькому принцу нужно каждый день в определенное время приходить к нему и понемногу общаться. Так Маленький принц приручил Лиса.
До встречи с Лисом, Маленький принц видел сад полный роз и расстроился. Ведь Роза, растущая на его планете, считала себя неповторимой, а оказалось, что их тысячи только в одном саду. Но, после общения с Лисом, он понял, что его Роза — единственная на свете, потому что она его «приручила».
Цитаты
У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши.
— А на той планете есть охотники?— Нет.— Как интересно! А куры есть?— Нет.— Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.
Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
Очень кратко о книге с непростым иносказательным сюжетом
Жанр сказка-аллегория, притча, иносказательная повесть с элементами фантастики, автобиографический очерк |
Тема, идея книги Одинокий мальчик ищет свое место в чуждом и непонятном взрослом мире. Любовь и дружба помогают ему в этом. |
Главные герои Маленький Принц, летчик, роза, лис. Жители планет: 1-ая — Король, 2-ая — честолюбец, 3-ая — пьяница, 4-ая — деловой человек, 5-ая — фонарщик, 6-ая — географ, 7-ая (Земля) — стрелочник, торговец; змея, цветок о трех лепестках. |
Сюжет Жил-был одинокий взрослый. В детстве он хотел стать художником, но отказался от своей мечты и стал летчиком. Однажды он летел над Сахарой, и его самолет потерпел крушение. В первый вечер он уснул на песке, а утром был разбужен маленьким мальчиком, попросившим его нарисовать барашка. Так летчик познакомился с Маленьким принцем. Из рассказов Маленького принца летчику стало понятным, что тот жил на астероиде размером с дом и его единственным развлечением было смотреть на закат. Мальчик раскрыл летчику свой главный секрет, который вынудил его покинуть дом, — любовь к прекрасной и капризной розе. Разочаровавшись в своей любви, Маленький принц отправился странствовать по соседним планетам, но чувства одиночества и разочарования преследуют его на каждой из них. За время своего путешествия у Маленького принца появляется самый настоящий друг — Лис. Их дружбе посвящена глава XXI книги. Лис раскрывает перед Маленьким принцем секрет любви и дружбы. Маленький принц мечтает вернуться домой, чтобы вновь быть рядом с любимой розой, и однажды его желание осуществляется. Летчик тоже возвращается домой и понимает, насколько судьбоносной и важной была для него встреча с Маленьким принцем. Он больше не одинок. |
А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»
Сказку «Маленький принц Антуан де Сен-Экзюпери написал в годы Второй мировой войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания, вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти может только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость людей.
««Любить — это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».
Эти слова можно отнести и к дружбе. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы.
Видеть мир глазами ребёнка – это так прекрасно. Ведь дети видят красоту природы, окружающих, понимают ложь и фальшь, замечают всё то, на что взрослые, порой за массой дел и проблем, уже давно перестали обращать внимание.
«Все мы родом из детства»,-
Произведение философское, в нём столько размышлений о смысле жизни, о нравственных понятиях и принципах, о взаимоотношениях между людьми
«точно солнцем озарится »,
« Создать узы»-
«Хорошо , если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть
«Зорко одно лишь сердце».
маленький принц тема дружбы и любви. помогите ответить
- Сложнаааа
- Тема дружбы в «Маленьком принце» раскрыта досконально. Маленький принц хотел дружить. Но его чувства соприкасались с реальностью. Он же маленький. Нашел розу — обрел любовь улетев. Что тут можно сказать — коварная штука любовь. Крохотная планета давала простор для мысли. Роза была своенравна и словоблудлива, нахальна и распущенна. Как гламурная женщина в бутике. За стеклом, на черном бархате. Лис. Он сказал, что его нужно приручить… а потом не отпускать. Это больно.
- сложно
- Дружба: между автором и Маленьким принцом, Маленьким принцом и лисом. Тема любви: Маленький принц и роза.
- О дружбе говорит Сент-Экзюпери сразу на первой странице повествования —
в посвящении.В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест.
Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как
она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи.
Феномен сказки Маленький принц в том, что написанная для взрослых она
прочно вошла в круг детского чтения.
Маленький принц искал людей, но оказалось, что и без людей нехорошо, и с
людьми плохо. И то, что делают взрослые, ему совершенно непонятно.
У бессмысленного есть сила, а правдивое и прекрасное кажется слабым.
Все лучшее, что есть в человеке, нежность, отзывчивость, правдивость,
3 стр., 1130 слов
Сочинения | Сочинения 8 класс. Путешествия маленького принца …
… сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери доносит до нас мысль, насколько важно жить так, чтобы приносить пользу другим, не быть эгоистичным, тщеславным, хранить верность в дружбе и любви. … Маленького принца по разным планетам, … Маленького принца, заключена мудрость и человечность. 2 вариант сочинения Сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» … Маленького принца. Так, король смотрит …
искренность, способность дружить делает человека слабым.
Но в таком перевернутом с ног на голову мире Маленький принц столкнулся и с настоящей истиной, которую открыл ему Лис. О том, что люди могут быть не только равнодушными и отчужденными, но и нужными друг другу, и кто-то для кого-то может быть единственным в целом свете, и жизнь человека точно солнцем озарится, если что-то будет напоминать о друге, и это тоже будет счастьем.
Конечно, самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или смотреть в микроскоп. Иначе как можно объяснить любовь Маленького принца к розе, оставшейся в одиночестве на его небольшой планете? К самой обычной розе, каких тысячи в одном только саду на Земле? И способность автора-рассказчика видеть, слышать и понимать то, что доступно слуху, зрению и пониманию только самых маленьких читателей планеты Земля, тоже было бы непросто объяснить, если бы не
эта простая и мудрая истина: зорко одно лишь сердце.
Надежда, предчувствие, интуиция -эти чувства никогда не будут доступны бессердечному человеку. Слепое сердце -это самое страшное зло, которое только можно себе представить: только чудо или чья-то искренняя любовь смогут вернуть ему зрение.
Примеры похожих учебных работ
Сочинения | Сочинения 8 класс. Путешествия маленького принца (по сказке А. де Сент-Экзюпери …
… планет, а «между тем из них только он один… не смешон. Может быть, потому, что он думает не только о себе». Мне кажется, что в сказке «Маленький принц» …
Истории самой крепкой дружбы: Маленький принц/Кайгородова Ольга
… дружба Маленького принца и летчика — это оазис, в котором каждый читатель найдет родник доброты, окунется в теплые чувства, любовь, глубокую привязанность, где научится доверять себе и окружающим. Сочинение …
Мир образов в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
… ложно, ему помогает Маленький принц, пришелец с «планеты детства». Поэтому значение этого образа в произведении особое — он … и способность фантазировать. То, что «Маленький принц» — сказка, мы определяем по имеющимся в повести сказочным признакам: …
Литература 6. Урок развития речи Мини – по сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц»
… Толстой назвал Лескова писателем будущего? → ` Сочинение по произведению «Маленький принц» А. Экзюпери В мире много замечательных книг. Некоторые из … смотреть на закат, передвигая стул немножечко дальше. Сочинение №2 Тема истории изложена в первой паре …
Анализ сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
… Образ Маленького принца. Образ Розы. Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло … Галь в статье «Под звездой Сент-Экса»: «Когда «Маленький принц» печатался у нас впервые, вышел жаркий спор в …
Проблема понимания. Как понять друг друга?
Слова только мешают понимать друг друга.
Ответственность за поступки, как охарактеризовать человека? Что такое человек? По чему можно судить о человеке?
Знаешь… моя роза… я за нее в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У нее только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира…
Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.
Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я еще не умел любить.
Ты живешь в своих поступках, а не в теле. Ты- это твои действия, и нет другого тебя.
Что это ты делаешь?- спросил Маленький принц. — Пью,- мрачно ответил пьяница. — Зачем? — Чтобы забыть. — О чем забыть?- спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу. — Хочу забыть, что мне совестно,- признался пьяница и повесил голову. — Отчего же тебе совестно?- спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге. — Совестно пить!- объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
Неужели, неужели я никогда больше не услышу, как он смеется? Этот смех для меня- точно родник в пустыне. И тут он тоже замолчал, потому что заплакал…
Взгляните на небо. И спросите себя: «Жива ли та роза или ее уже нет? Вдруг барашек ее съел?» И вы увидите: все станет по-другому… И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно!
Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой! И если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми волосами, если он будет звонко смеяться и ничего не ответит на ваши вопросы, вы, уж конечно, догадаетесь, кто он такой. Тогда- очень прошу вас!- не забудьте утешить меня в моей печали, скорей напишите мне, что он вернулся…
Тема: «Дружба и вражда»
- И.А.Гончаров « Обломов»
- А.М.Горький «Детство»
- А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
- А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»
И.А.Гончаров « Обломов
Андрей Штольц и Илья Обломов — два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.
Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»
Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.
Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.
Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» .
Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.
В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.
А.М.Горький «Детство»
Алексей Пешков — главный герой повести А.М.Горького «Детство» — рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь»
здесь стала напоминать ему
«суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением».
Постоянная вражда окружала мальчика в доме.
«Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми».
Отношения и между взрослыми — дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо — вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.
Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.
Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым,
веселым и теплым светом».
Он будто до нее спал,
«спрятанный в темноте»,
а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.
Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.
Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.
А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети — главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»
Причина любой войны — вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.
Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев.Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.
Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.
Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый — значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один — русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.
Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа — к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»,
— скажет воспитательница Регина Петровна.
Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки»
, они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса — о равнодушие и жестокость людей.
Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда. «Я думаю, что все люди
— братья, — скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в мореи люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.
А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о тяжёлых военных годах, об оккупации советской территории фашистами. Одним из городов, в котором пытались хозяйничать немцы, был Краснодон. Именно в нём прошло детство юных героев. Здесь они учились в школе, дружили, влюблялись, мечтали о будущем. Но война перечеркнула все планы, осталось главное на тот момент — отстоять свободу и независимость своей Родины.
А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
Прекрасны молодогвардейцы, комсомольцы, создавшие подпольную организацию для борьбы с фашистами — «Молодую гвардию». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Сергей Тюленин и другие — всех их объединяла вражда к врагам, посягнувшим на свободу страны. Ненависть, злоба на них помогала ребятам бороться с фашистами.
Молодогвардейцы были отчаянны, храбры, не боялись опасности. Несмотря на то, что шла война, они со свойственным им задором шутили, поддерживали друг друга, любили и дружили.
Предательство одного из них — Стахевича- привело к трагедии. Все члены организации были схвачены. Их пытали, а потом жестоко казнили. Цена предательства оказалась так велика.
«Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности
». В застенках фашистов ребята поддерживали друг друга, старались хоть как-то облегчить страдания друзей.
«
Дружба! Сколько людей на свете произносят это слово, подразумевая под ним приятную беседу за бутылкой вина и снисхождение к слабостям друг друга! А какое отношение это имеет к дружбе? Нет, мы дрались по всякому поводу, мы совсем не щадили самолюбия друг друга, — да, если мы были не согласны, мы наносили друг другу «ножевые» раны! А дружба наша от этого только крепла, она мужала, она точно наливалась тяжестью
…». Дружба ребят прошла проверку на прочность. Они выдержали, выстояли. Народ помнит подвиг молодых героев. На родине молодогвардейцев им установлен памятник, возле которого всегда живые цветы.О многом заставляет задуматься роман А.Фадеева, о том, как надо любить Родину, народ, каким необходимо быть человеком, как нужно ценить дружбу, не предавать её, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.
Гениальные фразы Лиса:
Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.
Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
Слова только мешают понимать друг друга.
Не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил…
весь его разговор с Маленьким Принцем.
«Вот тут-то и появился Лис.
- Здравствуй, — сказал он.
- Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
- Я здесь, — послышался голос.
— Под яблоней…
- Кто ты? — спросил Маленький принц. — Какой ты красивый!
- Я — Лис, — сказал Лис.
- Поиграй со мной, — попросил Маленький принц.
— Мне так грустно…
8 стр., 3808 слов
Истории самой крепкой дружбы: Маленький принц/Кайгородова Ольга
… может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он … * «Но, подумав, спросил [Маленький принц]: * — А как это — приручать?.. * — Это давно забытое понятие,- объяснил Лис.- Оно означает привязывать к себе. * — Привязывать? * — Вот именно,- сказал Лис.- Ты для меня …
- Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен.
- Ах, извини, — сказал Маленький принц.
Но, подумав, спросил:
- А как это — приручить?
- Ты не здешний, — заметил Лис. — Что ты здесь ищешь?
- Людей ищу, — сказал Маленький принц. — А как это — приручить?
- У людей есть ружья, и они ходят на охоту.
Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
- Нет, — сказал Маленький принц. — Я ищу друзей. А как это — приручить?
- Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы.
- Узы?
— Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…
- Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц. — Была одна роза… наверно, она меня приручила…
- Очень возможно, — согласился Лис. — На Земле чего только не бывает.
- Это было не на Земле, — сказал Маленький принц.
Лис очень удивился:
- На другой планете?
- Да.
- А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! — вздохнул Лис.
Но потом он вновь заговорил о том же:
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне
скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав
людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…
Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста… приручи меня!
- Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи
готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, — ответил Лис.
— Сперва сядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты
1 стр., 391 слов
Эти взрослые – такие странные люди. по сказке “Маленький принц”
… сказала Принцу слова, которые он запомнил на всю жизнь: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Маленький принц продолжил свое странствие. Он встретил стрелочника, который не мог объяснить, почему люди … и напиться? Встретив Пилота, самолет которого разбился в этой пустыне, Маленький принц рассказал, что его больше всего беспокоит, научил взрослого сильного мужчину никогда не оставлять борьбу за жизнь, …
молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов
почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? — спросил Маленький принц.
- Это тоже нечто давно забытое, — объяснил Лис.
— Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один
час — на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день — четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
- Ты сам виноват, — сказал Маленький принц.
— Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
- Да, конечно, — сказал Лис.
- Но ты будешь плакать!
- Да, конечно.
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, — возразил Лис, — мне хорошо.
Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был
прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
- Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою
розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас
накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы
вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
- Прощай… — сказал он.
- Прощай, — сказал Лис.
— Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
1 стр., 458 слов
Анализ сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»
… героев сказки, Образ Маленького принца. Образ Розы. Прообраз капризной и трогательной Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло — импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленький … с рисунком «Слон в удаве». Сама история о «Маленьком принце» возникла из одного из сюжетов «Планеты людей». Это история случайной посадки самого писателя и его …
- Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
- Потому что я отдавал ей всю душу…
— повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу…
— повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.»
Тема: «Дружба и вражда»
- И.А.Гончаров « Обломов»
- А.М.Горький «Детство»
- А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
- А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»