По каким признакам белую уточку можно отнести к волшебным сказкам


3

По каким признакам сказку «Белая уточка» можно отнести к волшебным сказкам?

По каким признакам «Белую уточку» можно отнести к волшебным сказкам?

«Белая уточка» русская народная сказка.

8 ответов:



6



0

С текстом сказки «Белая уточка» можно ознакомиться здесь.

У волшебной сказки есть ряд признаков, безошибочно отличающих её от других видов:

  • в ней всегда происходят магические превращения (в козлёночка, лягушку, волка);
  • волшебство происходит благодаря магическим предметам или заклинаниям;
  • происходят поиски заколдованного человека (царевны-лягушки, например);
  • действие происходит между двумя поколениями (родителями и детьми);
  • часто присутствует магический помощник (щука в «По щучьему велению»).

В «Белой уточке» помощника нет, зато имеется вредитель — ведьма. Именно она произносит магические слова, превращающие княгиню в уточку.

Умеет пользоваться заклинаниями и князь:

v6Tri1oz6slpeXak4NAW6yMgTDW7ug09.png

Затем появляются и предметы — пузырьки с говорящей и живящей водой, которой оживили загубленных детишек. Последний сеанс магии — казнь ведьмы:

P6iog1OK1pCsYMKS5vb6gFuoENkexrCq.png

Поисков в сказке предостаточно: сначала ведьма ищет детей, потом сама уточка-княгиня, а затем — князь желает изловить уточку.

Разные поколения также представлены: князь с княгиней и их сыновья.

Все необходимые компоненты волшебной сказки присутствуют, хотя остаётся загадкой: какова судьба сынка-заморыша, дважды спасавшего братьев от смерти? Похоже, о нём просто позабыл кто-то из сказителей — вот и пошло повествование дальше по эстафете с незавершённым сюжетным ходом.



4



0

Сказку «Белая уточка» можно сразу отнести к волшебным, как только прочитаем эти строки:

nRM67ZYG8slUf8MxISKKP2cW6ZPzw66J.png

Налицо факт волшебного превращения. Совершила его над княгиней ведьма, а это тоже волшебное и сказочное существо.

Уточка-княгиня также стала волшебной, ведь снесла она яички, а вылупились из них обыкновенные ребята, люди.

Итак, налицо волшебные превращения и волшебные существа — непременные атрибуты волшебной сказки.

И в финале ведьму убивают самым жестоким образом — привязали к лошади и она развалилась на части.



2



0

Признаки волшебной сказки в сказке «Белая уточка»:

Волшебные существа — ведьма, которая превращает княгиню в белую уточку. Сама же с легкостью превращается в княгиню, ведьма умеет превращаться в разных людей, это один из атрибутов волшебной сказки.

Волшебные предметы — в сказке это пузырек с живой и говорящей водой, при помощи воды удалось оживить детишек.

Торжество справедливости, в конце сказки мы видим, что добро побеждает зло — это тоже один из признаков волшебной сказки. Ведьму убивают, причем делают это очень жестоким образом, ее привязывают к лошади и в итоге ведьма разваливается на части, в конце ее тело поклевали птицы.



2



0

Русско народная сказка «Белая уточка».

Сказка придумана народом из века в века.

Главные герои сказки: Княжна (она же Белая уточка); Князь; Ведьма; Сыновья княжны.

У сказки очень правдивая главная мысль, и очень поучительный вывод «то есть, чему учит сказка».

Главная мысль.

Никогда не доверяйте тем, кого впервые видите.

Чему учит сказка.

Сказка учит не доверять незнакомым, и учит не разговаривать с ними. Также, учит осторожности, и осмотрительности с такими людьми.

Теперь о главном — по каким признакам можно отнести сказку к волшебным.

Признаки волшебства:

1 Это волшебные превращения в сказке.

2 Волшебные существа, которые присутствуют в сказке.



2



0

Чтобы определить, является сказка волшебной или нет, можно обратить внимание на некоторые признаки волшебных сказок.

В волшебных сказках есть различные волшебные превращения.

Также осуществляются магические действия и произносятся заклинания, есть и волшебные существа.

И самый главный признак волшебной сказки это то, что добро в них побеждает над злом.

В сказке «Белая уточка» все признаки волшебства имеются.

Княжна с помощью волшебного предмета превращается в уточку.

А превращает её ведьма, который является волшебным существом.

Сама же ведьма превращается в княжну.

Есть в сказке и живая и мёртвая вода, с помощью которой оживили детей.

В сказке добро побеждает над злом.



1



0

Наличие в повествовании волшебных существ, волшебных предметов и волшебных превращений делает сказку волшебной. В сказке «Белая уточка» имеется волшебное существо — коварная и безжалостная ведьма, которая обладала способностью превращаться в других людей. В нашем случае она превратилась в княжну, причем так достоверно выглядела, что князь ничего не заподозрил.

Ведьма в сказке совершает волшебные действия — превращает доверчивую княжну в белую уточку. Она знает заклинания и ловко совершает превращение. Знает технику волшебных действий и князь, который сумел обратить уточку в свою жену.

Имеются в сказке и волшебные предметы, такие как пузырьки с живою и говорящею водой. С помощью этих жидкостей удалось оживить убитых ведьмой детей.

Не забываем, что в волшебных сказках должна торжествовать справедливость. В сказке о белой уточке мы видим победу добра над злом, что говорит еще раз о том, что сказка волшебная.



1



0

Признаков довольно много:

Волшебные персонажи (существа) например ведьма.

Волшебные превращения, та самая ведьма превратили княгиню в уточку, если точней, то в белую уточку.

И она же превратилась в княгиню (речь о превращениях ведьмы).



1



0

1) Данная сказка демонстрирует собой магическую трансформацию человека в животное, например в козлёночка и это уже элемент волшебства.

2) В этой сказке, демонстрируется сила волшебных заговоров и предметов, которые демонстрируются как действующие.

3) В этой сказке, есть такой персонаж как царевна-лягушка, которая является заколдованным, а это элемент волшебства.

4) Простому человеку и главному герою одновременно, в данной сказке, помогает магический помощник, например такой как заклинание белой уточки.

Читайте также

Произведение «У Лукоморья дуб зелёный» написано А.С.Пушкиным, к поэме «Руслан и Людмила».

Так вот этот кот учёный, который ходил на лево, ни позировал и не песнь заводил, а сказку говорил.

Песнь заводил, только когда на право шел.

Если вы имеете в виду «маленького принца» из повести А.-С.-Экзюпэри, то он, насколько мне помнится, «любовался закатом солнца». Насчёт интересных фактов, могу сказать, что при этом явлении Солнце выглядит необычно-красным, и что при этом явлении на него можно смотреть невооружёнными глазами.

Сказка «Финист ясный сокол» рассказывает о молодой работящей девушке Марьюшке, которая в поисках своего любимого прошла темные леса и износила три пары железных башмаков. В этой сказке можно найти несколько интересных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Первый: Зависть людская самое страшное зло, которое можно представить, и что самое страшное, зависти подвержены даже самые близкие люди. Вылечить зависть невозможно и следует по мере возможности избегать общения с такими людьми.

Второй: Если любишь по настоящему, то никакие преграды тебя не остановят и ни какие трудности с пути не собьют. Точно также и про мечту можно сказать, если не сдаваться, а пытаться ее добиться, то и мечта сбудется.

Третий: Это очень интересное наблюдение, которое я даже боюсь комментировать, и потому лучше просто приведу слова из сказки:

hCRmVhsYRqO1Gvy9RPvL3dGXjDmdOQrg.png

Настоящая взрослая этическая проблема поднята в этой детской сказке и пусть каждый понимает ее в силу своих убеждений и воспитания. По сути же Марьюшка просто увела Финиста из семьи.

Все мы с детства знаем и любим, по крайней мере большинство, сказки а точнее сказы русского-советского писателя Павла Петровича Бажова. Он написал за свою жизнь 56 сказок, по ним издано много книг, снято фильмов и конечно мультфильмов. Но вот какая сказка самая короткая, это конечно интересный вопрос. Один из претендентов сказка «Тараканье мыло», про мастера Афоню по прозвищу Хрусталек, который немца оконфузил. Размер этой сказки 82 строчки формата А4. Но нашлась еще короче сказка и она была бы победитель этого вопроса, если бы не некоторое недоразумение. Называется этот поучительный сказ «Веселухин ложок», про братьев Мосоловых, всего 31 строчка.

Веселухин ложок

Но выяснилось — издатель просто укоротил сказку, только непонятно зачем, весь смысл сказки оказался потерян. Так что победило «Тараканье мыло».

Сказка «Поэт и заходящее солнце была придумала Борисом Сергуненковым для того, чтобы показать, что нас манит именно неизвестность. Если бы поэт действительно увидел, что происходит в том месте, где садится солнце, он вероятно бы разочаровался и больше не стал бы любоваться закатом.

Поэтому мне представляется возможным такой финал это истории:

Однажды поэт так сильно захотел увидеть место захода солнца, что превратился в птицу и полетел туда. Он приблизился к горизонту и увидел край земли, за который закатывалось солнце. Поэт подлетел поближе и вдруг понял, что на самом деле солнце скатывается в специальный желоб и там работают механизмы, которые принимают солнце и очищают и заправляют его, чтобы запустить утром с другой стороны.

Поэт был разочарован и решил больше никогда не любоваться солнцем, а любоваться звездами.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 85. 

УКМ «Перспектива»

1. Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки, как:

Присказка: долго ли, коротко ли.

Троекратные повторы: три сына было у уточки-княжны, три раза ведьма подходила к дверям. Три части тела оторвалось у ведьмы — ноги, руки, голова.

Чудесные превращения: княжна превратилась в уточку, княжна вновь превратилась в человека.

Невероятные, фантастические события: превращение княжны в уточку, князь не распознал ведьму, уточка обратно стала княжной, мёртвые дети ожили.

Сказочные помощники: сорока, которая принесла два пузырька, с живой и говорящей водой.

2. Обсудите с родителями, почему прекрасной княжне пришлось перенести много испытаний. Какой наказ дал князь своей жене, покидая дом? Выполнила ли она его? Почему? Прочитайте, как она уговаривала, оправдывала себя, поддавшись на уговоры ведьмы.

Князь наказал княжне не покидать терем, не слушать худых речей. Но княжна не послушала его. 

Она слушала уговоры ведьмы и соглашалась с ней. Она утешала себя, что пройти по саду и искупаться — не беда.

Однако именно это привело к беде. Ведьма превратила княжну в уточку. Случилось это потому, что княжна не послушалась князя и доверилась незнакомому человеку.

3. Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого получилось?

Уточка говорила детям не ходить на лужок. Но дети не послушались матери. Ведьма убила двух сыновей.

4. В чём смысл сказки? Выберите ответ.

Выбираем ответ: сказка о непослушании.

5. Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с соответствующим эпизодом сказки. 

На иллюстрации уточка плачет над телами убитых сыновей.

Соотнесём её с эпизодом, когда уточка прилетела на княжеский двор и стала вопить человеческим голосом над телами детей.

6. Дайте название иллюстрации. Подберите слова для её описания. Какие цвета и оттенки использовал художник? Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.

Название иллюстрации: Плач уточки над сыновьями.

Слова для описания: княжеский двор, белы, как платочки, лежали братцы рядышком, крылышки распустила, материнским голосом завопила.

Художник использовал тёмные, мрачные цвета и оттенки, чтобы подчеркнуть материнское горе. Это синие и багровые облака, затянувшие небо, тёмно-зелёная трава, коричневые деревянные постройки, тёмная одежда князя.

Горе передают и поникшие цветы.

На иллюстрации уточка изображена такой же, как в сказке. Только про слёзы уточки в сказке ничего не говорится.

7. Перескажите сказку от лица прекрасной княжны. Начните так:

Пересказ сказки «Белая уточка» от лица прекрасной княжны для 3 класса

Уехал князь в долгий путь, наказав не покидать мне высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушать.

Но однажды пришла женщина, простая, сердечная, да стала меня уговаривать по саду пройтись, голову освежить.

Подумала я, что беды в том не будет, и пошла по саду.

А женщина дальше меня уговаривает. Говорит, что день жаркий, водица студёная, самое время искупаться.

И подумала, что и в этом беды не будет, скинула сарафан и в воду прыгнула. А женщина ведьмой оказалась. Ударила она меня по спине, и превратилась я в белую уточку.

Снесла я яичек и вывела трёх деток, двух — хороших, а третьего — заморыша. Любила я деток очень сильно, выкормила, вырастила, стали он на берег выскакивать. 

И предупреждала я их не ходить на лужок, но не послушались детки. Ушли на лужок, а там их ведьма подловила.

Зачуяло моё сердце, что беда с сыновьями случилась. Полетела я на княжеский двор, да там их и увидела. Лежат мои родненькие рядышком, белые, как платочки, холодные, как лёд. Неживые.

Стала я плакать и метаться, во весь голос вопить, о ведьме злой всем рассказывать.

И услышал слова мои князь, муж мой. Произнёс слова волшебные и стала я вновь девушкой. А потом и сыновей оживили с помощью воды живой и говорящей. А как очнулись сыновья, тут и ведьме конец пришёл. Привязали её к хвосту конскому, да по чисту полю развеяли.

  • По каким признакам белую уточку можна отнести к волшебным сказкам

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    4 секунды назад

    ПЖ ПОМОГИТЕ УМОЛЯЮ..Найти объём фигуры .

  • himiya
    Химия

    2 минуты назад

    Химия, расставьте коэффициенты

  • kazak-tili
    Қазақ тiлi

    2 минуты назад

    2. Үнді қатарын табыңыз: А) у,й,н.р Б) й.к.л.м Ә) М,Н,Ғ,3 (3. Буынға кате бөлінген сөзді табыңыз: Ә) жұ-мыс-шы А) дау-ыл-паз Б) бо-яу-шы В) Г.Ж.Д.Б В) би-ік-тік​

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    Під час підкидання грального кубика можна отрима- ти один із шести результатів: 1, 2, 3, 4, 5 або 6 очок. Визначте ймовірності таких подій: а. При підкиданні грального кубика випаде 1. 6. При підкиданні грального кубика випаде парне чис- ло очок. в. При підкиданні грального кубика випаде непарне ЧИСЛО ОЧок. г. При підкиданні грального кубика випаде число менше 5.​

  • matematika
    Математика

    2 минуты назад

    -62x-67 = 42x-123 помогите пожалуйста дам 5 баллов​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

понедельник, 9 апреля 2021 г.

“Белая уточка”

Русская народная сказка “Белая уточка”

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки “Белая уточка” и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.

План пересказа сказки “Белая уточка”

  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки “Белая уточка” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.

Главная мысль сказки “Белая уточка”

Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка “Белая уточка”

Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.

Пословицы к сказке “Белая уточка”

Меж дверей пальца не клади. Осторожная нога оступается редко. Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Белая уточка”

Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать. Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась. А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась. Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку. А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял. А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели. Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит. Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма – опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли. А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена. Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело. А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке “Белая уточка”

  1. Волшебные превращения – княжна в уточку
  2. Волшебные существа – ведьма
  3. Победа добра над злом

Рисунки и иллюстрации к сказке “Белая уточка”

Белая уточка (русская народная сказка)

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а

водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

— Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

— Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

— Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

— Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

— Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

— Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

“Что же это все один голос?”- подумала ведьма, отворила потихоньку дверь, видит: оба брата спят крепким сном, тотчас обвела их мертвой рукой — и они померли.

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Я нуждой вас выхаживала, Я слезой вас выпаивала, Темну ночь недосыпала, Сладок кус недоедала!

— Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

— Кря, кря, мои деточки! Кря, кря, голубяточки! Погубила вас ведьма старая, Ведьма старая, змея лютая, Змея лютая, подколодная; Отняла у нас отца родного, Отца родного — моего мужа, Потопила нас в быстрой реченьке, Обратила нас в белых уточек, А сама живет-величается!

“Эге!” — подумал князь и закричал:

— Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:

— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

БИОГРАФИИ

CКАЗКИ

АУДИОСКАЗКИ

Вернуться на Главную

Ваша оценка
[Количество голосов: 0 Средняя оценка: 0]

Сказка Белая уточка

Поделиться в соц. сетях

русская народная сказка

Сказка «Белая уточка» краткое содержание:

Сказка «Белая уточка» о том, как встретил князь молодую красавицу княжну и женился на ней. Но пришлось ему отправляться в дальние страны, и сказал он княжне никому не верить и с дурными людьми не общаться. Долго сидела княжна в тереме, никуда не выходила, но вот пришла добрая женщина и уговорила ее прогуляться в саду. Потом уговорила искупаться, и только княжна бросилась в воду, как добрая женщина обернулась ведьмой и превратила княжну в белую уточку.

А сама ведьма превратилась в княжну и встретила князя, который не заподозрил подмены. Уточка тем временем родила двух мальчиков красавцев и третьего заморыша. Пошли мальчики играть в княжий двор. Догадалась ведьма, чьи это дети. Тогда решила она их убить. Накормила и уложила спать. И все время проверяла, спят ли они. Заморыш отвечал, что не спят, но ведьма махнула мертвой рукой и они померли.

Положили их во дворе, и прилетела уточка и стала над телами плакать, рассказывая как все было на самом деле. Услышал это князь и велел поймать уточку. Только никому она не давалась, а ему сама села на плечи. Превратилась уточка в княжну. Принесли живой воды и ожили мальчики, а ведьму к хвосту привязали и убили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

Эта сказка о противостоянии добра и зла, которую нужно читать детям всех возрастов. Сказка учит любить и заботиться о своих родных в любые трудные минуты жизни. Она показывает, что добро всегда побеждает зло.

Сказка Белая уточка читать:

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

— Что, — говорит, — ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: “По саду походить не беда”,— и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

— Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

— Нет, нет, не хочу! — А там подумала: “Ведь искупаться — не беда!”

Популярные сегодня пересказы

  • Мальчик и рысь — краткое содержание рассказа Сетон-Томпсона
    Жанровая направленность произведения представляет собой рассказ о животных. Повествование начинается с описания старой ивы, которая оказывается сломанной
  • Праздник, который всегда с тобой — краткое содержание романа Хемингуэя
    Книга американского писателя рассказывает про его ранние годы творчества в Париже. Именно тогда он писал Фиесту.. свою первую книгу, которая принесла популярность, именно тогда Эрнест познакомился со многими творческими
  • Помпадуры и помпадурши — краткое содержание книги Салтыков-Щедрин
    В городе стали очень часто меняться начальники, ранее от них не требовалось наличие каких-либо специальных знаний и умений, благодаря чему на этот пост мог попасть любой. А сейчас же главным требованием к начальникам было понимание их дела
  • Переполох — краткое содержание рассказа Чехова
    Гувернантка Машенька Павлецкая возвращается с прогулки и застает всех в доме в необычайно взволнованном состоянии. Хозяин, переходя из комнаты в комнату, с чувством стыда говорит о том, что ему стыдно

Пересказ

Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная, заговорила с простой и радушной женщиной. Пригласила она княжну в сад прогуляться, подышать свежим воздухом, вышла княжна. Предложила женщина в ключевой чистой воде искупаться, княжна, не заподозрив ничего, скинула сарафан и залезла в воду. А женщина оказалась ведьмой, ударила ее по спине и превратилась та в белую уточку.

Вдруг ведьма обратилась в княжну, а на пороге уже ожидал ее князь. Не признал он ведьму в облике своей жены.

А белая уточка снесла яички, вылупились из них деточки. Трое их было, двое пригожие, а другой заморышка. Растила их уточка одна, да приговаривала далеко не заходить. Не послушались утята, пришли на княжий двор, а там ведьма, в обличии княжны, узнала в них детей уточки. Обманом их заманила к себе, накормила и спать уложила, а сама ждала пока они уснут крепким сном. Приказала она для них приготовить котлы, да заточить ножи. Два пригожих брата уснули, а заморышка все видит все слышит. А злодейка каждую ночь приходит к ним и спрашивает, за дверью, спят ли они. Отвечал ей заморышка несколько ночей своим голосом. Заподозрила она не ладное, что слышит она один и тот же голос. Не выдержала она, зашла ночью и увидела, что оба брата спят крепким сном, обвела она их рукой и померли они в один миг.

На утро уточка зовет своих деток, но ответа не получает. Поняла она, что беда случилась, полетела на княжий двор. Увидела она на земле лежат братцы рядышком. Закричала она человеческим голосом над детьми своими, крыльями бьется. Услышал князь ее, говорит жене-ведьме, что уточка приговаривает. Не бывалое чудо говорит. Приказала ведьма прогнать утку со двора, а та не дается, обратно к деткам летит да приговаривает. Приказал на сей раз князь поймать ему уточку. Бросились все, а она прямо в руки князю, да и упала. Взял он ее и сказал заговор. И обратилась она в девушку молодую, в которой признал он жену свою.

Послал князь ворона за живительной водицей, оживил деток своих и жили они долго и счастливо, одной семьей. А ведьму наказали они. Растянули ее лошади по полю. Кости ее размело ветром и не осталось от нее ни следа.

Русская народная сказка «Белая уточка»

Жанр: волшебная народная сказка

Главные герои сказки «Белая уточка» и их характеристика

  1. Княжна, она же Белая уточка. красивая, но доверчивая, не послушалась князя и попала в беду.
  2. Князь, молодой, горячий, не смог разглядеть в ведьме чужую женщину
  3. Ведьма, коварная, злая, жестокая, безжалостная.
  4. Сыновья княжны, молодые, непослушные, проказники.

План пересказа сказки «Белая уточка»

  1. Свадьба князя и отъезд
  2. Женщина-обольстительница
  3. Превращение в уточку
  4. Князь ничего не подозревает
  5. Три сына
  6. Коварный замысел ведьмы
  7. Смерть братьев
  8. Плач уточки
  9. Превращение уточки в княжну
  10. Оживление братьев
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Белая уточка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Князь женится на молодой красавице и отправляется в поход
  2. Женщина завлекает княжну в сад, потом в пруд, и превращает ее в уточку
  3. Ведьма выдает себя за княжну
  4. Подрастают три сына и ведьма убивает их
  5. Уточка плачет над сыновьями и князь превращает ее обратно в свою жену
  6. Ведьму привязывают к хвосту и она погибает.

Главная мысль сказки «Белая уточка»

Нельзя доверять тем, кого видишь первый раз в жизни

Чему учит сказка «Белая уточка»

Эта сказка учит не доверять незнакомым людям, учит не разговаривать с незнакомцами, не слушать их предложений и не принимать подарки, учить осторожности и осмотрительности.

Пословицы к сказке «Белая уточка»

Меж дверей пальца не клади.
Осторожная нога оступается редко.
Зло пропадает, а добро побеждает.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Белая уточка»

Жил молодой князь и женился он на красивой девушке. Пришло время князю ехать в дальние края и оставил он молодую жену, наказав строго ни с кем не разговаривать и никого не слушать.
Сидит княжна одна в тереме. а тут к ней женщина приходит, добрая и обходительная. Позвала она княжну в сад гулять, та и согласилась.
А в саду пруд был, вот предложила женщина княжне искупаться, а та недолго думая в воду бросилась.
Ударила ведьма ее по спине и превратилась княжна в белую уточку.
А ведьма переоделась в ее сарафан, накрасилась и стала князя ждать. Князь приехал, ведьму за свою жену принял.
А Белая уточка снесла три яичка и родилось три сына, два нормальных. а третий заморыш. Выросли детки, стали по лужку гулять, да на княжеский двор забрели.
Ведьма их признала и решила погубить. Пригласила в терем, уложила спать, а сама огонь развела, да ножи точит.
Пошла проверить, как спят братья, а заморыш и отвечает, что не спят они. Второй раз пришла ведьма — опять тот же голос отвечает. Открыла ведьма двери, видит спят оба брата. Рукой она повела, братья и умерли.
А Уточка прилетела на княжеский двор, сыновей обнимает кричит человеческим голосом, про ведьму рассказывает. Услышал то князь, велел поймать уточка. А Уточка только к ему в руки дается. Приказал князь стать за спиной березке, а перед лицом девице, и встала перед ним его жена.
Послали тогда сороку за живой и мертвой водой. Оживили детей и стали жить весело.
А ведьму к хвосту привязали, да в поле пустили. Там ее разорвало на кусочки, а кости ветер разрушил.

Признаки волшебной сказки в сказке «Белая уточка»

  1. Волшебные превращения — княжна в уточку
  2. Волшебные существа — ведьма
  3. Победа добра над злом

Рисунки и иллюстрации к сказке «Белая уточка»

Один князь женился на прекрасной княжне. Не успел он на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее ласковых речей наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век, обнявшись, не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить. Князь уехал, а она заперлась в своем покое и никуда не выходит, ни с кем не видится.

Много ли, мало ли времени проходит, скоро и князю надо бы воротиться. Все тоскует княгиня, как вдруг пришла к ней женщина, с виду такая простая и ласковая. А была это злая ведьма, и задумала она погубить молодую княгиню.

Стала она ее уговаривать:

Что ты все скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала, голову освежила.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела выходить, наконец подумала, что по саду походить не велика беда, и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

Что, — говорит ведьма, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студенная -так и плещет. Не искупаться ли нам?

Нет, нет, не хочу! — говорит княгиня, а потом и подумала: «Ведь искупаться не беда, от этого ничего не будет» — скинула сарафанчик да и прыгнула в воду.

Только она окунулась, ведьма и ударила ее по спине. «Плыви ты, говорит, белой уточкой!» И поплыла княгиня белой уточкой.

Ведьма тотчас обернулась княгинею, нарядилась в ее платье, надела княжеские уборы и села поджидать князя. Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, и из тех яичек народились мальчики, два крепких, здоровеньких, а третий не удался — хил да слаб, совсем заморышек. Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики сбирать, кафтаники сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Ох, не ходите туда, дети! — говорила мать.

Дети не слушали. Нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше-дальше, и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила, напоила и спать уложила, а сама велела разложить костры, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули — а заморышка, чтоб не застудить, велела им мать в пазушке носить — заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

Спите вы, детки, или нет? Заморышек отвечает:

    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

«Не спят» — думает ведьма. А у нее была припасена рука мертвеца, если обвести ею спящих, то станет их сон непробудным. Вот ушла она, походила-походила да и опять под дверь:

Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

    Мы спим — не спим, думу думаем,
    Что хотят нас всех порезати,
    Огни кладут калиновые,
    Котлы высят кипучие,
    Ножи точат булатные!

«Что же это все один голос?» — подумала ведьма, отворила потихоньку дверь и видит, что оба брата спят крепким сном. Она обвела их мертвой рукой — они и померли. Поутру белая уточка зовет деток — детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе белы, как платочки, холодны, как пласточки, лежали братцы рядышком. Бросилась она к ним, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Я нуждой вас выхаживала,
    Я слезой вас выпаивала,
    Темну ночь не досыпала,
    Сладок кус не доедала!

Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает!

Это тебе так чудится! Велите утку со двора прогнать! Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

    Кря-кря, мои деточки!
    Кря-кря, голубяточки!
    Погубила вас ведьма старая,
    Ведьма старая, змея лютая,
    Змея лютая, подколодная.
    Отняла у вас отца родного,
    Отца родного — моего мужа,
    Потопила нас в быстрой реченьке,
    Обратила нас в белых уточек,
    А сама живет — величается!

«Эге!» — подумал князь и закричал:

Поймайте мне белую уточку!

Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается. Выбежал князь сам, она к нему на руки пала.

Взял он уточку за крылышко, а ведьма оборотила ее веретеном. Князь догадался, переломил веретено надвое, один конец бросил перед собой, а другой позадь себя и говорит:

Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню. Обняла она его и все ему рассказала.

Стали князь с княгиней думать да гадать, как оживить деток. Поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящей водой -они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили. И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к конским хвостам и размыкали ее кони по чистому полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли, где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти.

Художник И.Я.Билибин

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аннинская СОШ с УИОП»

Конспект урока

литературного чтения

в 3 классе

«Русская народная сказка «Белая уточка»

Составитель Муратова О.В.

учитель начальных классов

пгт Анна, 2015

Цель:
Создание условий для развития критического мышления через анализ русской народной сказки «Белая уточка».

Задачи:

Образовательные
:
познакомиться с русской народной сказкой «Белая уточка» и проанализировать её; актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие:
формировать познавательные универсальные учебные действия в ходе работы с текстом;

Воспитательные:
воспитывать интерес к устному народному творчеству; пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность; мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся; воспитывать сочувствие и сопереживание по отношению к близким людям.

Планируемые результаты:

Предметные:
развитие смыслового чтения через анализ русской народной сказки «Белая уточка»;

Метапредметные:

Регулятивные:

Осознание значимости чтения для личного развития;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

Познавательные:

Использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Личностные:

Формирование уважительного отношения к иному мнению;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Самооценка своей деятельности на уроке;

Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления нового материала

Технологии:

Методика
«Основы смыслового чтения и работа с текстом»

Технология критического мышления

Технология деятельностного метода обучения

Материально-технические средства:
компьютер, проектор, экран, учебник по литературному чтению Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий «Литературное чтение»; диск – электронное приложение к учебнику; карточка с задачами урока; портрет А.Н. Афанасьева.

Методические пособия:
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 400 с. – (В помощь школьному учителю); толковый словарь В.Даля; э
тимологический русскоязычный словарь Фасмера

(интернет ресурс http://www.slovopedia.com)

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Этапы урока

ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов

Деятельность обучающихся

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание положительного настроя на работу

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, в сказку нас веди,

Башмачок хрустальный, помоги в пути!

Мальчик Чипполино, мишка Винни-Пух –

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарям нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло.

Кому хочется сегодня на уроке познакомиться с новой сказкой?

Ну, тогда в путь!

Восприятие мотивов обучения, настрой на работу с литературным произведением.

Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Р: позитивный настрой на работу.

2.Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Прочитайте с доски предложение: «В какой семье любовь да совет, в той и горя нет».

Что можете сказать о прочитанном? (это пословица)

Как вы понимаете данную пословицу?

Как вы думаете, какое отношение она имеет к сегоднешнему уроку? (высказывание предположений)

Откройте учебник на 81 стр. прочитайте название сказки, а на стр. 83 рассмотрите иллюстрацию. Выскажите свои предположения, о чём пойдёт речь в этой сказке? (высказывание предположений)

Итак, сегодня мы знакомимся с РНС «Белая уточка». Как обычно мы знакомимся со сказками?

Поставим задачи на сегодняшний урок.

КАРТОЧКА НА ДОСКУ:

Познакомимся со сказкой.

Обсудим её.

Попытаемся понять её основную мысль.

Чтение с доски предложения, ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений

Р: формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

П: активное использование речевых средств для решения познавательных задач.

К: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.

3. Знакомство со сказкой и первичное впечатление от сказки.

Цель: первичное знакомство со сказкой и впечатление от неё.

Давайте прослушаем сказку в исполнении артиста и проверим свои предположения.

ПРОСЛУШИВАНИЕ ДИСКА с произведением с одновременным слежением по тексту.

Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вы испытывали, слушая сказку? (радость, тревогу, огорчение, …)

Понравилась ли вам сказка?

Слушание и слежение по тексту за диктором.

Озвучивание впечатлений после первичного прочтения сказки, обмен мнениями с одноклассниками.

Р: овладение логическими действиями анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

К: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

4. Словарная работа.

Цель: толкование непонятных слов, расширение словарного запаса детей

Смысл каких слов и выражений был непонятен вам?

РАБОТА ПО ПАРАМ:

Соедините слова с их толкованием по карточкам:

ЗАПОВЕДОВАЛ (…заповедовал не покидать высока терема…) – завещал, наказывал

НЕ ВАТАЖИТЬСЯ («…с дурными людьми не ватажиться…) – не собираться толпой, стаей, ватагой, гурьбой; не знаться, не общаться, не водиться, не связываться; не знакомиться, не дружиться. (толковый словарь В.Даля)

РАЗМЫКАТЬ тоску – рассеять, забыть, развеять.

НАМАЛЕВАЛАСЬ – накрасилась.

РАБОТА В ПАРАХ: объяснение непонятных слов через соотнесение с их толкованием

РАБОТА ПО ГРУППАМ:

Сейчас мы обсудим по группам, как вы поняли смысл сказки? Времени даётся на работу в группе – 3 минуты.

Озвучивание мнений от группы.

Давайте обсудим сказку и определим, кто из вас был ближе к истине.

С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте.

Какой вывод можно сделать? (Сказка учит тому, что нельзя доверяться чужим людям. В мире кроме добра есть и зло.)

Какой матерью была княгиня? Легко ли ей жилось? Найдите и зачитайте из текста строки, подтверждающие вашу точку зрения.

(Заботливая, трудолюбивая, любящая. Жилось тяжело, в нужде)

Вы уже знаете, что никто лучше матери не позаботится о вас. О чём беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки.

Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого вышло?

В народе говорят: «Дети – радость, детки и горе». Как вы понимаете такое высказывание? (Когда дети себя ведут послушно – это для родителей радость. С непослушными детьми всегда что-то случается плохое)

РАБОТА ПО ГРУППАМ: участие в диалоге по определению смысла сказки.

Выборочное чтение.

Физкультминутка

Цель: снятие физиологического утомления и напряжения

Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.

Молодцы, дружно и послушно выполнили зарядку.

Коллективное выполнение динамической паузы под руководством 1 ученика

Снятие физиологического утомления и напряжения

5. Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов по содержанию.

Цель: разбор текста по содержанию с эмоциональной оценкой её смысла.

Вернёмся к сказке.

Как себя в сложной ситуации ведёт младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым)

Почему его тогда называют Заморышем, если он такой хороший? (Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачок», «заморыш», чтобы уберечь от дурного завистливого взгляда и злых сил. Заморыш – особый ребёнок).

Сердце матери чует беду. Почуяла её и уточка-мать, полетела на княжий двор и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (жалобно запела, запричитала)

Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте выразительно.

Сравните, какой изображена уточка в сказке и на иллюстрации. (белая, красивая, горюющая)

Какие цвета и оттенки использовал художник? (белые, светлые, яркие)

Кто помог уточке в горе? (князь)

С помощью чего были разрушены колдовские чары? Что стало с детьми? Зачитайте отрывок.

Что стало с источником зла – ведьмой? Зачитайте отрывок.

Какие слова непонятны были вам?

МЫКАЛИ по полю – бродили, мотались.

куст КОЛОДА – кустарник (Этимологический русскоязычный словарь Фасмера)

Семья воссоединилась, злые силы побеждены. Как бы вы сейчас ответили на вопрос: в чём смысл сказки? Добро победило зло?

Сказка о непослушании
? (сначала княжна ослушалась мужа, потом сыновья ослушались мать)

Ответы на вопросы учителя, высказывание своих предположений.

Характеристика героев сказки, их поступков и последствий.

Поисковое чтение

Выборочное чтение

Толкование слов

П: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание сказки, участвовать в её обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Л: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

К: излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Р: овладение логическими действиями анализа, обобщения; установление аналогий и причинно-следственных связей; построение рассуждений;

6. Подведение итогов

Цель: соотнести поставленные задачи с достигнутым результатом.

К какому виду сказок относится данная сказка? (волшебная)

Какие признаки волшебной сказки присутствуют? (чудесные превращения, троекратные повторы, присказки, сказочные помощники, невероятные события)

Назовите положительных и отрицательных героев сказки. (запись на доске: княгиня, князь, сыновья — ведьма)

Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, чем плохих. Поэтому добро всегда побеждает зло.

Обратимся к нашим задачам в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Ответы на воросы учителя, высказывание собственных точек зрения.

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Л: развитие оптимистического взгляда на жизнь;

7. Рефлексия

Цель: оценить свою деятельность на уроке.

В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Какой урок для себя вы вынесли, познакомившись с этой сказкой?

Что нового для себя сегодня узнали?

Самооценка учебной деятельности на уроке

Р: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Л: самооценка своей деятельности на уроке;

8. Знакомство с А.Н. Афанасьевым.

Цель: знакомство с собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом в русскую культуру.

Как вы думаете, откуда к нам пришла эта сказка?

Оказывается много лет назад в нашей области жил один человек, который, собирал сказки, записанные другими писателями, и выпустил 3 тома сборника «Народные русские сказки». Звали его Александр Николаевич Афанасьев. Сам Александр Николаевич всего сказок 10 сам записал, а всего в его сборнике было около 640 сказок, собранных другими учёными. Например, В.И. Даль передал ему 150 сказок.

Сборник «Народные русские сказки» — одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

Афанасьев отобрал из своего сборника 88 сказок специально для детей. Они неоднократно издавались у нас в стране и за рубежом.

Знакомство с собирателем сказок А.Н. Афанасьевым.

П: знакомство с воронежским учёным и собирателем русских народных сказок А.Н. Афанасьевым, его вкладом у русскую культуру.

9. Домашнее задание.

Прочитайте дома сказку родным, обменяйтесь с ними впечатлениями. Нарисуйте иллюстрации к понравившемуся отрывку.

Принятие домашнего задания

Л: развитие навыков сотрудничества со взрослыми

Один князь женился на прекрасной княжне и не успел еще на нее наглядеться, не успел с нею наговориться, не успел ее наслушаться, а уж надо было им расставаться, надо было ему ехать в дальний путь, покидать жену на чужих руках. Что делать! Говорят, век обнявшись не просидеть.

Много плакала княгиня, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться. Княгиня обещала все исполнить.

Князь уехал, она заперлась в своем покое и не выходит.

Долго ли, коротко ли, пришла к ней женщина, казалось — такая простая, сердечная!

Что,- говорит,- ты скучаешь? Хоть бы на божий свет поглядела, хоть бы по саду прошлась, тоску размыкала.

Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: по саду походить не беда,- и пошла.

В саду разливалась ключевая хрустальная вода.

Что,- говорит женщина,- день такой жаркий, солнце палит, а водица студеная так и плещет, не искупаться ли нам здесь?

Нет, нет, не хочу!- А там подумала: ведь искупаться не беда!

Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине.

Плыви ты,- говорит,- белою уточкой!

И поплыла княгиня белою уточкой.

Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя.

Только щенок вякнул, колокольчик звякнул, она уж бежит навстречу, бросилась к князю, целует, милует. Он обрадовался, сам руки протянул и не распознал ее.

А белая уточка нанесла яичек, вывела деточек: двух хороших, а третьего — заморышка; и деточки ее вышли — ребяточки.

Она их вырастила, стали они по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчики сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.

Ох, не ходите туда, дети!- говорила мать.

Дети не слушали; нынче поиграют на травке, завтра побегают по муравке, дальше, дальше — и забрались на княжий двор.

Ведьма чутьем их узнала, зубами заскрипела. Вот она позвала деточек, накормила-напоила и спать уложила, а там велела разложить огня, навесить котлы, наточить ножи.

Легли два братца и заснули; а заморышка, чтоб не застудить, приказала им мать в пазушке носить,- заморышек-то и не спит, все слышит, все видит.

Ночью пришла ведьма под дверь и спрашивает:

Спите вы, детки, иль нет? Заморышек отвечает:

Не спят!

Ведьма ушла, походила-походила, опять под дверь.

Спите, детки, или нет? Заморышек опять говорит то же:

Мы спим — не спим, думу думаем, что хотят нас всех порезати: огни кладут калиновые, котлы высят кипучие, ножи точат булатные!

Поутру белая уточка зовет деток: детки не идут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор.

На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.

Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!

Жена, слышишь, небывалое? Утка приговаривает.

Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!

Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у нас отца родного,
Отца родного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет-величается!

“Эге!” — подумал князь и закричал:

Поймайте мне белую уточку! Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала. Взял он ее за крылышко и говорит:

Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!

Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.

Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.

И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать.

А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!

Главные герои русской народной сказки «Белая уточка» — князь и княгиня. Княгиня вскоре после свадьбы вынуждена была остаться одна в тереме, потому что князь уехал в далекие края. По совету мужа она никуда не выходила. Но пришла однажды женщина и стала уговаривать княгиню выйти на прогулку.

Поддавшись на уговоры, княгиня покинула терем и пошла с этой женщиной гулять по саду. В саду женщина предложила княгине искупаться, но как только та поплыла, женщина, которая оказалась колдуньей, превратила княгиню в белую уточку. А сама колдунья приняла облик княгини и стала ждать возвращения князя.

Князь по возвращении не заметил подмены. А у белой уточки со временем появились детки, да не утята, а ребята. Дети уточки часто выходили играть на берег, и однажды забрались на княжеский двор.

Там их узнала колдунья и решила извести. Она заманила детей в дом и уложила спать. А когда дети уснули, обвела их мертвой рукой, и они стали неживые.

Утром мать-уточка стала искать своих деток, и нашла их на княжеском дворе бездыханными. Она стала плакать и причитать. Это увидел князь и стал он удивляться, что утка человеческим голосом плачет. Он велел поймать уточку и затем произнес волшебные слова. Уточка превратилась обратно в молодую княгиню и князь ее сразу узнал.

Тотчас же отправили сороку за живой и мертвой водой. Деток княгини оживили, и у князя стала большая дружная семья. А ведьму к лошадиному хвосту привязали, да пустили в поле. И памяти о ней не осталось.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Белая уточка» заключается в том, что следует быть осторожным и внимательным при общении с незнакомыми людьми. Молодая княгиня начала общаться с незнакомой женщиной, а та оказалась ведьмой – она сделала княгиню уточкой и заняла ее место.

Сказка учит прислушиваться к советам близких людей. Князь советовал княгине не выходить из терема, но она не послушала его и попала в беду.

В сказке «Белая уточка» мне понравился князь. Он сразу почувствовал неладное, увидев уточку. Князь сумел превратить уточку обратно в княгиню и оживил ее детей.

Какие пословицы подходят к сказке «Белая уточка»?

Жена без мужа — что дом без крыши.
Доверяй, да проверяй.
Добро побеждает зло.
Все хорошо, что хорошо кончается.

  • По каким поступкам можно судить о доброте и отзывчивости человека сочинение
  • По зимнему часть речи как пишется
  • Под бочек или под бочок как правильно пишется
  • Поговорить с глазу на глаз как пишется
  • Поговорить неочем как пишется