Конспект урока чтения в 6 классе СКО 8 вида
Тема урока: «Героями не рождаются, героями становятся»
(По рассказу С. Алексеева «Медаль»)
Цели урока:
Образовательные:
1.Формирование читательской компетентности учащихся
2.Совершенствование навыков выразительного чтения
3. Развитие активной и репродуктивной речи учащихся, умения мыслить и анализировать текст
Коррекционно — развивающие:
1.Выработка положительной мотивации к учению, развитие зрительной и слуховой памяти через выполнение специальных коррекционных упражнений.
2.Работать над развитием и коррекцией речи, восприятия, мышления, совершенствованием памяти учащихся
3.Способствовать усвоению вводимых в живую речь новых слов, как со смысловой, так и с орфографической сторон.
4.Способствовать активизации образно-логической, читательской памяти учащихся.
Воспитательные:
1..Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову.
2. Формировать представление о качествах защитника Отечества
3..Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества
4.Показать, как великий человек относился к солдатам, как мог воспитывать в них храбрость, честность.
Оборудование :презентация к уроку
Ход урока
1.Организационный момент.
На доске записана тема урока и слова:
А.В.Суворов К.Шапкин,гренадер,генералисимус
2.Эмоциональный настрой на урок
-Какое у вас настроение?
-Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке.
-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.
-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.
-А теперь подарите свой шарик друг другу.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!(слайд)
Помните,у нас на уроке закон един: все молчат-_говорит один.Прежде,чем ответить на вопрос,сформулируйте ответ ,а потом поднимайте руку.
3. Пробуждение имеющихся знаний ,интереса к получению новой информации
Перед вами на слайде обложки книг. Что это за книги? (слайд1)
-Как вы думаете, что их объединяет?
(Эти книги о мужестве и славных победах русских солдат, автором является Сергей Петрович Алексеев, для которого историческое прошлое нашей Родины стало главной темой творчества).(слайд2)
-А что вы знаете о писателе ,что помните из его биографии?
Напомните мне, пожалуйста, какое произведение Сергея Алексеева вы читали дома?
Возможно,что наш рассказ «Медаль» напечатан в этом сборнике (слайд3)
-Почему книга получила такое название?
-Кому вручают медали?А кто такой герой?А героями рождаются?(Становятся).
А теперь обратите внимание на следующий слайд5
Тему нашего урока я обозначила так : «Героями не рождаются, героями становятся»
-Вам знакомо это выражение?Кто говорил так? Да,это замечательное высказывание принадлежит А.В.Суворову в рассказе «Медаль».
-Дети,а кто такой Суворов?Расскажите,чтовы знаете о нем.?(слайд4)
Правильно, ребята. Это был выдающийся человек. Его ценили не только простые люди,но и царь. Человеком он был простым, не гордым. Очень любил своих солдат и часто называл их своими детьми, а те, в свою очередь, уважали его, как родного отца. Всегда интересовался Александр Васильевич, как расположились рядовые солдаты, хорошо ли накормлены, кого надо лечить, а кого и пожурить.
Объясните,как вы понимаете это выражение: «Героями не рождаются, героями становятся»?
Ребята,сегодня на уроке , работая с текстом ,я думаю ,вы убедительно докажете справедливость слов великого полководца .
4.Физминутка для туловища(слайды)
5. Осмысление содержания.Чтение рассказа С.П. Алексеева «Медаль» с остановками.
.Надеюсь,что вы будете читать выразительно,громко, правильно произносить слова, проговаривая окончания четко.
( Прием «Чтение с остановками»)
МЕДАЛЬ
Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.
Почему солдат Кузьма Шапкин не принял участия в первом бою и просидел в кустах?А как вы понимаете выражение «необстрелянный»?
Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.
Как вы думаете, почему Суворов приметил именно его? (Вероятно Суворов знал, что для Кузьмы Шапкина то был первый бой. )
Как вы считаете, как должен был поступить Суворов?
В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.
Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.
Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.
— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.
-Гренадер,кто он?(слайд)
Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел.
А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.
Как вы думаете, почему Суворов наградил Шапкина медалью?
Почему покраснел гренадер Шапкин?
Как сейчас должен поступить Кузьма Шапкин?
Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды.
—За что получили медаль другие солдаты?
Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.
— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.
А тому и ответить нечего.
-Почему солдат не придумал какую-нибудь интересную историю,за которую мог получить медаль
Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.
Почему молчал Шапкин?Как солдаты относились к нему?
— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.
Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата.
-Найдите выражение, характеризующее душевное состояние Кузьмы.Как вы понимаете его?
Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.
— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!
Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.
«Ну, — думает, — пропадай моя голова».
-О какой черте характера Шапкина свидетельствует его отказ от медали?
-Что ответил Суворов солдату?
Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить
—Почему Суворов хотел испытать солдата?.
-Как вы понимаете фразу:»Героем не рождаются, героем становятся»
Не ошибся Суворов.
—Как Шапкин заслужил право на награду?
В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу.
Он не был героем ,но стал им.
6.Физминутка для глаз(слайд)
7.Беседа по теме урока.
-Ребята,а как вы относитесь к поступку Шапкина?
Учитель:Но Суворов был не только умным полководцем, но и мудрым человеком.Как видели мы в рассказе, он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку,то есть не родился наш Кузьма героем,он в первом бою оробел,струсил,,но мудрый полководец сумел воспитать солдата,помочь ему преодолеть страх и стать героем в следующем бою.И сегодня вы узнали о такой истории.
-Так почему же Суворова называют мудрым?
Мы с вами обсудили рассказ «Медаль».
-Чему учит данный рассказ?.
-А что поняли вы?(не все сразу бывают смелыми в бою,но важно,чтобы кто-то смог помочь преодолеть слабость,страх).
-Так значит героями не рождаются?-: «Героем не рождаются, героем становятся» ?
—Только ли к Шапкину относится данное выражение?А к Суворову?
Вы узнаете еще много таких же интересных историй, связанных с великим русским полководцем Суворовым Александром Васильевичем. ,если прочитаете вот эту книгу .Она есть в нашей школьной библиотеке.(показываю книгу С.Алексеева «Рассказы о подвиге»)
Не стало Суворова, но слава о нём живёт и в наши дни. Свято чтут русские люди память о великом полководце. В Москве есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии . Во время войны был утверждён орден Суворова.
А.В. Суворов написал книгу «Наука побеждать». (слайд)Многие высказывания из этой книги стали пословицами и поговорками,как и то что я выбрала в название темы урока.
8.Работа с афоризмами
Я предлагаю вам поработать с ними.
Попробуйте собрать афоризмы, работая в парах.
Выручай, а, товарища, сам, погибай.
Легко, тяжело, в бою, в ученье.
Не , бить, уменьем, числом, а.
Чтобы, удивить, победить, врага , надо, его.
Героями не рождаются, героями становятся
А теперь проверьте по слайду.
Далее я предлагаю вам подумать и объяснить смысл высказываний.
(о героях)Да,ребята,героями становятся в сражениях.На картинах русского художника Сурикова изображены эпизоды таких сражений(слайд)
9.Рефлексия
Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему? Захотелось ли вам поделиться впечатлениями о прочитанных рассказах с родителями, друзьями? Я предлагаю вам рассказать дома своим близким об этой истории, которая произошла с солдатом Кузьмой Шапкиным и великим русским полководцем Суворовым А.В
А у вас в жизни бывали случаи, когда вы струсили?
— Как вы себя тогда чувствовали?
— Как вы преодолели трусость?
-Чему же научил вас А.В.Суворов в рассказе «Медаль»? (обращаемся к теме )
Ребята ,я очень довольна вашей работой на уроке,вы читали хорошо,высказывали свои мысли,старались говорить правильно,четко И мне хочется всем поставить хорошие и отличные оценки.Спасибо вам за то ,что порадовали меня!Оценки за урок.
10.Домашнее задание (слайд)
Читать по ролям рассказ «Медаль»
Ответить письменно на вопрос:»Какое впечатление и почему произвел на вас рассказ «Медаль»?-
11.Учитель подводит итог урока.
Какое настроение у вас после урока?
Нарисуйте на карточках мордочки.
— Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
— урок понравился и вы довольны своей работой,
— урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
А теперь поднимите карточки :у кого !,у кого улыбка.
12.Заключительное слово учителя
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности,желание рассуждать,делать выводыи высказывать свое мнение. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы .Мне очень хочется,.чтобы заповеди великого Суворова стали для вас законом жизни.А я на память об уроке подарю вам закладки для книг с этими заповедями.Урок окончен!
С. П. Алексеев
Из Рассказов о Суворове и русских солдатах
Медаль
Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник1 струсил и весь день просидел в кустах.
Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.
В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.
Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее всё это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.
— Гренадер2 Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.
Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный, не шелохнётся.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.
— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.
Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел. А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.
Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт3. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.
— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.
А тому и ответить нечего.
Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.
— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.
Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. Не выдержал Шапкин, пошёл к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.
— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад! Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всём признался Суворову.
«Ну, — думает, — пропадай моя голова». Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
— Молодец! — произнёс. — Знаю, братец, без тебя всё знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить. Ступай.
Не ошибся Суворов.
В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу.
_____________
1 В битве при реке Рымник (в 1789 году) русская армия во главе с Суворовым одержала победу над турецкой армией.
2 Гренадёр — солдат из отборных частей пехоты.
3 Штандарт — знамя полка.
Тема урока: «Героями не рождаются, героями становятся»
(По рассказу С. Алексеева «Медаль»)
Цель урока: анализ рассказа и ответ на главный вопрос урока.
Задачи:
Образовательные
1.Совершенствование навыков выразительного чтения.
2.Развитие речи учащихся, умения мыслить и анализировать текст.
Коррекционно — развивающие
1.Выработка положительной мотивации к учению, развитие зрительной и слуховой памяти через выполнение специальных коррекционных упражнений.
2.Работать над развитием и коррекцией речи, восприятия, мышления, совершенствованием памяти учащихся
3.Расширение словаря
Воспитательные
1.Формировать представление о качествах защитника Отечества и достойного гражданина.
2.Вызвать интерес к прочтению других рассказов автора.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой на урок
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!
Помните, у нас на уроке закон един: все молчат — говорит один. Прежде, чем ответить на вопрос, сформулируй ответ, а потом поднимай руку.
3. Подготовка к восприятию.
— Перед вами выставка книг. Что это за книги?
— Как вы думаете, что их объединяет? (Эти книги о мужестве и славных победах русских солдат, автором является Сергей Петрович Алексеев, который написал много рассказов об историческом прошлом, великих людях)
— Какое произведение Сергея Алексеева вы читали дома? (рассказ «Медаль»)
— Что такое медаль?
-Кому вручают медали? (героям)
-Кто такой герой?
Тему нашего урока я обозначила так: «Героями не рождаются, героями становятся»
-Вам знакомо это выражение? Кто говорил так?
Да, это высказывание принадлежит А.В.Суворову в рассказе «Медаль».
-Дети, а кто такой Суворов? Расскажите, что вы знаете о нем? (портрет)
Правильно, ребята. Это был выдающийся человек. Его ценили не только простые люди, но и царь. Человеком он был простым, не гордым. Очень любил своих солдат и часто называл их своими детьми, а те, в свою очередь, уважали его, как родного отца. Всегда интересовался Александр Васильевич, как расположились рядовые солдаты, хорошо ли накормлены, кого надо лечить, а кого и пожурить.
Объясните, как вы понимаете это выражение: «Героями не рождаются, героями становятся»?
Ребята, сегодня на уроке, работая с текстом, мы докажем справедливость слов великого полководца.
4.Физминутка «Солдаты»
5. Чтение детьми рассказа С.П. Алексеева «Медаль» (Приемы «Чтение с остановками», «Опережающий вопрос», «Подтверждающее чтение»)
— Надеюсь, что вы будете читать выразительно, громко, правильно произносить слова, проговаривая окончания.
Медаль.
Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.
-Почему солдат Кузьма Шапкин не принял участия в первом бою и просидел в кустах? А как вы понимаете выражение «необстрелянный»?
Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.
-Как вы думаете, почему Суворов приметил именно его? (Вероятно, Суворов знал, что для Кузьмы Шапкина это был первый бой.)
-Как вы считаете, как должен был поступить Суворов?
В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.
Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.
Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.
— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.
-Кто такой гренадер?
Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел.
А Суворов раз — и медаль ему на рубаху.
-Как вы думаете, почему Суворов наградил Шапкина медалью?
-Почему покраснел гренадер Шапкин?
-Как сейчас должен поступить Кузьма Шапкин?
Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды.
-За что получили медаль другие солдаты?
Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.
— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.
А тому и ответить нечего.
-Почему солдат не придумал какую-нибудь интересную историю, за которую мог получить медаль?
Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.
-Почему молчал Шапкин? Как солдаты относились к нему?
— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.
Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата.
-Найдите выражение, характеризующее душевное состояние Кузьмы. Как вы понимаете его?
Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.
— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!
Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.
«Ну, — думает, — пропадай моя голова».
-О какой черте характера Шапкина свидетельствует его отказ от медали?
-Что ответил Суворов солдату?
Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.
-Почему Суворов хотел испытать солдата?
-Как вы понимаете фразу: «Героем не рождаются, героем становятся»
Не ошибся Суворов.
-Как Шапкин заслужил право на награду?
В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу.
Он не был героем, но стал им.
6.Физминутка для глаз
7.Беседа по теме урока.
-Ребята, а как вы относитесь к поступку Шапкина?
Но Суворов был не только умным полководцем, но и мудрым человеком. Как видели мы в рассказе, он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку, то есть не родился наш Кузьма героем, он в первом бою оробел, струсил, но мудрый полководец сумел воспитать солдата, помочь ему преодолеть страх и стать героем в следующем бою. И сегодня вы узнали о такой истории.
-Так почему же Суворова называют мудрым?
Мы с вами обсудили рассказ «Медаль».
-Чему учит данный рассказ?
-А что поняли вы? (не все сразу бывают смелыми в бою, но важно, чтобы кто-то смог помочь преодолеть слабость, страх).
-Так значит героями не рождаются?
-Только ли к Шапкину относится данное выражение? А к Суворову?
Вы узнаете еще много таких же интересных историй, связанных с великим русским полководцем Суворовым, если прочитаете эту книгу. Она есть в нашей школьной библиотеке. (показать книгу С.Алексеева «Рассказы о подвиге»)
Слава о Суворове живёт и в наши дни. Свято чтут русские люди память о великом полководце. В Москве есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии. Во время войны был утверждён орден Суворова.
Но мало кто знает, что А.В. Суворов написал книгу «Наука побеждать». Многие высказывания из этой книги стали пословицами и поговорками, как и то что я выбрала в название темы урока. (прочитать) Я предлагаю вам поработать с ними.
8.Работа с афоризмами. Работа в парах – собрать афоризмы.
Выручай, а, товарища, сам, погибай.
Легко, тяжело, в бою, в ученье.
Не, бить, уменьем, числом, а.
Чтобы, удивить, победить, врага, надо, его.
Проверим.
Да, героями становятся в сражениях. На картинах русского художника Сурикова изображены эпизоды таких сражений. («Переход Суворова через Альпы»)
9.Рефлексия
-Какое впечатление произвел на вас рассказ? Почему?
-Захотелось ли вам поделиться впечатлениями о прочитанных рассказах с родителями, друзьями?
-А у вас в жизни бывали случаи, когда вы струсили?
-Чему же научил вас А.В.Суворов в рассказе «Медаль»? (обращаемся к теме)
10.Домашнее задание
Читать по ролям рассказ «Медаль»
Тема: «Героями не рождаются, героями становятся» (По рассказу С.Алексеева «Медаль») –I, II гр.; Чтение и составление слогов из букв – IV гр.
Класс: 8 Г
Цель урока: анализ рассказа и ответ на главный вопрос урока — I, II гр.; формирование навыка осознанного слогового чтения — IV гр.
Задачи: Образовательные: Совершенствовать навык выразительного чтения, развивать речь учащихся, умение мыслить и анализировать поступки и внутреннее состояние героев – I, II гр.; повторить изученные буквы; формировать умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок букв в слогах и словах; формировать умения читать слоги с изученными буквами– IV гр.
Коррекционно- развивающие: Развивать концентрацию внимания и логическое мышление через прием «Зашифрованные слова»; «Чтение с остановками», «Собери рассказ, выражение», развивать умение правильно строить предложение при ответе на вопросы; развивать умение выделять главную мысль произведения по наводящим вопросам учителя – I, II гр.; корригировать и развивать связную устную речь, мышление через участие в беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям педагога, отвечать на вопросы — IV гр.
Коррекционно-воспитательные: Вызвать интерес к великому русскому полководцу А.В. Суворову; воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Ход урока
-
Организационный момент.
Психологический настрой.
К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его, надо отгадать загадку.
“Доброе, хорошее на всех глядит
На себя глядеть не велит.” (Солнышко.)
Да. В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет.
Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске.
— Какое солнце больше всего соответствует вашему настроению? Почему так?
— У какого солнца очень хорошее настроение?
Надеюсь, что и вы уйдете с урока с хорошим настроением
Артикуляционная гимнастика:
Прежде чем начнем работать, предлагаю провести разминку для речевого аппарата.
(жужжащее чтение слогов по карточкам) – I, II гр.
Карточка № 1 – Жене «Ромашка»
-
Повторение
— Мы с вами продолжаем изучать рассказы, посвященные истории нашей Родины. Перед вами портреты…/ Суворов, Петр 1, Алексеев/ подписи перепутаны.
— Соединим правильно…
— Кто это? …
— Кто из них сегодня на уроке 3-й лишний?
-Как называется рассказ, который читали дома?
— Медаль это что? // Медаль — награда за заслуги.+ иллюстрация
— Кому вручают медали?
— А кто такой герой?
О герое поговорим позже. А сейчас уточним значение некоторых слов и выражений.
Словарная работа // Жене – карточка № 2 «Найди слог по образцу»
Соедини стрелками …
Гренадер – военнослужащий + иллюстрация
Сторонится – держится в стороне.
Потупил глаза – опустил вниз.
Изгладала совесть – измучила.
Медаль язык придавила – замолчал, стыдно.
Физминутка «Ракетка»
III. Тема урока.
Предлагаю вспомнить начало рассказа «Медаль». Для этого выполним задание на карточках.
-
Работа по карточкам (+ карточки с зашифрованными словами)
Задание: Вычеркните неправильные ответы.
— Главный герой рассказа (Иван Шутов, Кузьма Шапкин)
— В бою солдат (уснул, струсил)
— Награды раздавал (Суворов, Кутузов)
— Он Шапкину медаль вручил (за отвагу, решил проверить)
— Солдаты вечером (варили кашу, перечисляли кому и за что награды)
— Солдаты спросили у Шапкина (за что ему медаль вручили, чему он рад)
в |
а |
п |
р |
е |
о |
в |
у |
с |
к |
а |
и |
т |
о |
ц |
е |
н |
т |
с |
у |
в |
о |
р |
о |
в |
п |
р |
ф |
ы |
а |
п |
р |
ш |
х |
и |
у |
о |
м |
е |
ш |
г |
ш |
л |
р |
с |
т |
а |
н |
а |
ц |
д |
г |
а |
и |
в |
в |
к |
п |
в |
ж |
о |
е |
л |
а |
и |
п |
к |
п |
э |
н |
п |
ц |
г |
п |
о |
и |
р |
х |
р |
и |
у |
у |
г |
г |
н |
о |
й |
е |
о |
й |
-
Кто вручал награду?
-
Что в первом бою солдат Шапкин сделал?
-
Как фамилия солдата?
-
За что Суворов вручал медали солдатам?
Проверка!
-
Чтение детьми отрывка из рассказа «Медаль» / приемы: Чтение со стопами, опережающий вопрос, подтверждающее чтение/
// Жене карточка № 3 «Собери слова»
*** *** (отрывок с. 61)
— Что ответил Шапкин на вопрос товарищей: «Ну, а тебе за что же медаль?»
А тому и ответить нечего.
—Почему солдат не придумал какую-нибудь интересную историю, за которую мог получить медаль.
Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.
-Почему молчал Шапкин?
— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.
— Сколько времени прошло со дня вручения медали?
Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата.
Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову.
— Зачем солдат пошел к Суворову?
Входит в палатку и возвращает медаль.
— Помилуй бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!
Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.
«Ну, — думает, — пропадай моя голова».
— Какой Шапкин, раз отказался от незаслуженной медали?
-Как поступил Суворов?
Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат.
— О чем Суворов просил помнить?
Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.
Не ошибся Суворов.
-Как Шапкин заслужил право на награду?
В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль, и великую славу.
— Героем Шапкин родился или стал?
Он не был героем, но стал им.
*** ***
— Что мы делали?
Физминутка «Солдатик»
Встали, выпрямились, потянулись. Покажите, какие вы солдатики.
Шагаем: левой-правой…
На левой ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую к груди, да смотри не упади
А теперь постой на правой, если ты солдатик бравый
Ногу левую к груди, и смотри не упади
Молодцы!
-
Закрепление.
Женя- карточка № 4 «Найди спрятанные слова».
—Назовите еще раз главных действующих лиц в рассказе.
Работа в парах
А) Давайте о солдате Шапкине составим рассказ (Собери разрезной рассказ. Расположить предложения в правильной последовательности. — (Витя, Виджай)
Б) Подготовить выразительное чтение отрывка к рисунку (с. 61 – от слов «Вечером…до слов …ответить нечего» / Максим, Денис.)
В) Собрать пословицы, объяснить смысл. // Прием «продолжи фразу»// (Алина, Валя)
Проверка!
— О чем данные пословицы?
— Какая пословица подходит к теме урока? (на доске)
Хоровое чтение !!! //Героями не рождаются, героями становятся!///
V. Итоги урока:
— Кто произнес эти слова?
— Стал ли Кузьма Шапкин героем? — Когда? (когда победил в себе страх)
— Чему учит рассказ?
Расшифровать слова + // подсказка цыфры//: (честность, героизм) – на доске !?
(Честности, героизму, храбрости, умению преодолевать страх)
Рефлексия: — Посмотрите на солнышки? -Какое солнышко теперь вам ближе?
Д/з: 1 гр. – пересказ рассказа своими словами.
2 гр. – выраз. чт. отрывка (на выбор)
4 гр. – карточка
- Полный текст
- Глава первая. Всюду известны
- Пакет
- «Бить, а не считать»
- Туртукай
- Суворов стоял в Кинбурне
- Битва Фокшанская
- Великий визирь
- Измаил
- Мишка
- Дерзость
- «Убит под Фокшанами»
- «Где ж это видано…»
- Турецкий штандарт
- Российский солдат
- Первый
- Медаль
- Переход
- Спор
- Палочки
- Суп и каша
- Родительская шинель
- Мосты
- Заманивай
- Впереди и позади
- «Я сам принесу свою голову»
- Говорун
- «Как дела у вас в Париже?»
- Всюду известны
- Слава
- Глава вторая. Привыкай к деятельности неутомимой
- Прошка
- «Пахучка»
- Настоящий солдат
- Сапоги
- Монастырские стены
- По-суворовски
- Госпиталь
- На Сестрорецком заводе
- Ртищев-Умищев
- Враг
- Сторонись!
- Барин
- Невесты
- Коньки
- Бобыль
- Кому как у господ живется
- Школа
- Штык
- Шуба
- Про корм и хвастливых помещиков
- «Пудра — не порох…»
- Суворочка
- Николев
- Глава третья. Последний поход
- Альпийские горы
- Идут солдаты, ведут разговор
- Туча
- Чертов мост
- Генеральский погон
- Рота капитана Смелого
- Новые башмаки
- Сало
- «Вижу!»
- «Разрешите пострадать…»
- Генералам генерал
- Примечания
Медаль
Молодой, необстрелянный солдат Кузьма Шапкин во время боя у реки Рымник струсил и весь день просидел в кустах.
Не знал Шапкин, что Суворов его приметил.
В честь победы над турками в суворовскую армию были присланы ордена и медали. Построили офицеры свои полки и роты. Прибыл к войскам Суворов, стал раздавать награды.
Стоял Шапкин в строю и ждал, чтобы скорее все это кончилось. Совестно было солдату. И вдруг… Шапкин вздрогнул, решил, что ослышался.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — закричал Суворов.
Стоит солдат, словно в землю ногами вкопанный.
— Гренадер Шапкин, ко мне! — повторил Суворов.
— Ступай же, ступай, — подтолкнули Кузьму солдаты.
Вышел Шапкин, потупил глаза, покраснел. А Суворов раз — и медаль ему на рубаху. Вечером солдатам раздали по чарке вина. Расселись солдаты у палаток, стали вспоминать подробности боя, перечислять, за что и кому какие награды. Капелюхе за то, что придумал, как отбить у турок окопы. Жакетке — за турецкий штандарт. Дындину — за то, что один не оробел перед десятком турок и хоть изнемог в ранах, а в плен не дался.
— Ну, а тебе за что же медаль? — спрашивают солдаты у Шапкина.
А тому и ответить нечего.
Носит Шапкин медаль, да покоя себе не находит. Товарищей сторонится. Целыми днями молчит.
— Тебе что же, медаль язык придавила?! — шутят солдаты.
Прошла неделя, и совсем изглодала совесть солдата. Не выдержал Шапкин, пошел к Суворову. Входит в палатку и возвращает медаль.
— Помилуй Бог! — воскликнул Суворов. — Награду назад!
Опустил Шапкин голову низко-низко, к самому полу, и во всем признался Суворову.
“Ну, — думает, — пропадай моя голова”.
Рассмеялся Суворов, обнял солдата.
— Молодец! — произнес. — Знаю, братец, без тебя все знаю. Хотел испытать. Добрый солдат. Добрый солдат. Памятуй: героем не рождаются, героем становятся. Ступай. А медаль, ладно, пусть полежит у меня. Тебе заслужить. Тебе и носить.
Не ошибся Суворов.
В следующем бою Шапкин первым ворвался в турецкую крепость, заслужил и медаль и великую славу.
1.
Презентация
к уроку литературного чтения на
родном русском языке по
теме:«С. П. Алексеев «Медаль»».
2.
МЕДАЛЬ
3.
С.П.Алексеев
4.
С.П.Алексеев
«Медаль»
5.
Словарная работа
Гренадёр
военнослужащий
Окопы
углубление в земле, защищающее
солдат и военную технику от
поражения различными видами
вооружения
Необстрелянный
солдат
не побывавший в боевых действиях,
тот, кто не привык к стрельбе
Сторонится
держится от товарищей в
стороне, избегает
Потупил глаза
опустил вниз
6.
Изглодала
совесть
Покоя себе не
находит
измучила
не может успокоиться,
переживает
Изнемог
потерял силы, ослабел
Помятуй
помни
Медаль язык
придавила
Замолчал, стыдно стало
7.
Каким А.В.Суворов изображен в рассказе?
Добрый
Мудрый
Справедливый
8.
Каким изображен Кузьма Шапкин в начале
рассказа?
Неопытный
Трусливый
9.
Каким изображен Кузьма Шапкин в конце
рассказа?
Смелый
Храбрый
Отважный
10.
Какое человеческое качество
помогло Кузьме Шапкину побороть
свой страх, стать храбрым?
Чему учит данный рассказ?
О чём самом главном хотел сказать
автор?
11.
А как вы думаете, в наши дни есть
место подвигу?
Владимир Старцев
спас двухлетнюю девочку,
выпавшую с балкона
четвертого этажа.
12.
Лида Пономарева спасла двоих
семилетних детей. девочка первой
бросилась в воду и вытащила сначала
мальчика, а затем при помощи
спасательного круга – девочку.
Тимофей Теребунсков, уроженец хутора Старая
Станица Каменского района, когда ему было 17,
во время отдыха с друзьями на природе, спас
ударенную молнию девушку Дарью: он сорок
минут, пока к месту происшествия ехала
скорая, делал ей искусственное дыхание и
массаж сердца, без которых бы она просто не
смогла
бы
выжить.
Он
поощрен
Благодарностью
департамента
по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций Ростовской области.
13.
Мудрые высказывания
Александра Васильевича Суворова
Тяжело в учении, легко в бою.
Героями не рождаются, героями
становятся.
Сам погибай — товарища выручай.
Кто напуган — наполовину побит.
14.
Домашнее задание
На выбор:
1. Подготовить рассказ о
подвигах, которые совершили
в наши дни. ( устно)
15.
Источники:
Портрет Алексеева
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%20%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0
%B2%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BF%D0%B8%D1%8
Солдат русской армии
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B2%D1%8B%D0%B3%D0%BB%D1%8F
%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B0%D1%82%D1%8B%20%D
0%B2%20%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%BE%D
Портрет Суворова https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fscontent-hel3-1.cdninstagram.com%2
Генератор ребусов http://kvestodel.ru/generator-rebusov
Героические поступки https://klikabol.com/2014/12/geroicheskie-postupki-goda.html
https://www.rostov.kp.ru/daily/26901/3946599/
Медаль
https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%20%D0%
B7%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D1%83%20%D0%B8%20%D1%85%D1%80%D0%B0
%D0%B1%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&pos=30&img_url=https%3A%2F%2Fcatalog.f
Мудрые высказывания А.В. Суворова
https://mydrost.mirtesen.ru/blog/43298853039/Mudryie-vyiskazyivaniya-Aleksandra-VasilevichaSuvorova#:~:text=%D0%9C%D1%83%D0%B4%D1%80%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%
Автор: Рядская Евгения Шамильевна
Организация: ГКОУ «С(к)ШИ №9 для детей-сирот» с. Падинского
Населенный пункт: Ставропольский край, Новоселицкий р–н, с. Падинское
Цель. Познакомить с содержанием рассказа.
Задачи. Работать над техникой чтения (прав.,выр., созн.), используя перечитывания, пересказ, обсуждение эпизодов; формировать умение выделять главную мысль, давать характеристику героям. Корригировать мышление, память на основе упражнений для запоминания и на воспроизведение; внимания, устную речь (качество речи).
Воспитывать честность, порядочность, смелость, любовь к Отечеству, уважение к героям войн.
Оборудование: карточки с геометрическими фигурами, с характеристикой героев, раскраски, презентация.
Ход урока.
I.Орг.момент.
-Добрый день, ребята! Сегодня наш урок чтения мы проведем совместно с учителем-логопедом.
1.Эмоциональный настрой на урок.
-Какое у вас настроение?
-Давайте сохраним хорошее настроение на протяжении всего урока.
-Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик: медленный вдох через нос, надуваем щеки, выдох.
-Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко.
-А теперь подарите свой шарик друг другу.
Начинается урок.
Не ленись, не зевай,
Смело руку поднимай,
На вопросы отвечай!(слайд)
Помните, у нас на уроке закон един: все молчат — говорит один.
2. Речевая разминка.
Чистоговорка.
Дифференциация звука Г и Г′ (слайд)
II. Проверка дз- Работа с «перепутанным» планом (слайд)
-С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
-На прошлом уроке познакомились с содержанием рассказа Сергея Алексеева «Медаль»
Расположи пункты плана к рассказу «Медаль» в правильной последовательности.
План.
Вручение наград солдатам.
Шапкин во время боя.
Отказ от медали.
Заслуга.
Проверь себя:
План.
1. Шапкин во время боя.
2. Вручение наград солдатам.
3. Отказ от медали.
4. Заслуга.
— Краткий пересказ по плану.
— Беседа:
— О какой черте характера Шапкина говорит его отказ от медали? (честность)
— Соберите предложение из слов (не, рождаются, героем, становятся, героем) –
— Кто сказал эту фразу? (слайд)
Слово учителя о Суворове (был маленького роста, рос хилым мальчиком, невзрачным, но сам воспитывал в себе силу воли и стал великим русским полководцем. Учеником Суворова был известный русский полководец, военноначальник, выигравший войну с Наполеоном – М.И.Кутузов.) Слайд
Сообщение задач урока:
III. Основная часть.
Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом….
Карточки.
Разгадать название произведения: аьнешкирг
-Правильно, рассказ называется «Гришенька».
Словарная работа:
Офицера для выполнения поручений военного начальника называли адъютантом. (слайд 7)
— Как вы думаете, адъютант служил в штабе (орган управления войсками) или на поле боя?
Первичное восприятие текста.
-Послушайте внимательно текст и назовите главных героев.
Чтение учителем с определёнными заданиями (хлопнуть в ладоши, когда услышим словарное слово) стр.62
— Назовите главных героев.
IV.Физ.минутка
(слайды)
V. Закрепление.
-О чем просил Кутузова старый генерал?
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Чтение цепочкой.
3.Анализ текста.
-О чём просил Кутузова старый генерал?
2. Объяснительное чтение.
— Почему огорчился Кутузов, прочитав послание от своего старого друга.
Беседа по вопросам.
-Опишите молодого офицера Гришеньку. Какое впечатление он произвел на М.И. Кутузова?
-Почему после разговора с Гришенькой М.И. Кутузов повеселел?
-Объясните, о каком сюрпризе говорит Кутузов в письме к своему другу.
-Вспомните о том, как А.В. Суворов воспитывал солдат.
-Что общего вы видите в действиях Суворова и Кутузова? (справедливые, мудрые полководцы). Распределите выражения в две колонки:
он мог создать такую ситуацию, при которой простой солдат из труса превращался в храброго и бравого вояку;
дорожил дружбой;
видел в слабых молодых юнцах настоящих героев;
он смог помочь солдату преодолеть страх и стать героем в следующем бою.
5.Работа с пословицами. Найди лишнюю пословицу (слайд 9)
Смелость города берёт.
Родина – мать, сумей за неё постоять.
Жить – Родине служить.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
— Какая тема объединяет три пословицы?
— Тема любви к Родине, к нашей многострадальной России, которая выжила благодаря таким великим людям, как Суворов и Кутузов, благодаря смелости и отваге простых солдат и офицеров.
VI. Итог урока.
-Кто главный герой рассказа?
-Кому принадлежат фразы?
«Героем не рождаются, героем становятся»
«Надеюсь видеть его в героях…»
Объяснение оценок.
Домашнее задание:
Стр. 63-64 пересказ.
Приложения:
- file0.doc.. 36,5 КБ
- file1.ppt.zip.. 3,9 МБ