По щучьему велению чему учит эта сказка

Чему учит сказка «По щучьему велению» про Емелю

На чтение 4 мин Опубликовано 25.12.2021
Обновлено 25.12.2021

Сказка начинается с того, что живёт с тремя сыновьями: два умных, а третий Емеля дурачок. Лежит Емеля весь день на печи и ничего его не интересует. Старшие братья живут, как и все: работают, женятся. Как и положено в обществе. Они зажаты в рамках, боятся глупо выглядеть, и мало восприимчивы к чувствам. Емеля же спит днями напролёт и никому не мешает. Наш лодырь лежит на печи в тёмном углу и ничего его не волнует. Печь – матушка встречается почти в каждой русской сказке. Она согревает Емелю и заботится. Покоясь на печи он не несёт никакой ответственности. В данном случае печь показывает незрелость и неразвитость, детскую инфантилизм Емели. Поэтому он на ней и спит.

В сказке можно уловить зависимые отношения с матерью. Жизнь происходит по привычке, можно спать сколько угодно. Может быть, он и спал бы до старости, случается так, что братья отправляются на базар. В их отсутствие за главных в доме остаются жёны. Они просят его сходить к реке за водой. Они пытаются его раскачать и отправить хотя бы за водой. Происходит это действие в зимнее время, река покрыта льдом. Наш персонаж берёт с собой лом и начинает прорубать лёд. Вдруг увидел Емеля в проруби щуку, поймав её, он решает сварить из щуки уху. Но его планам было не суждено осуществиться. Рыба заговорила с ним и пообещала исполнение желаний, если он отпустит её. Он соглашается, первое желание — чтобы вёдра сами домой пошли, второе – чтобы топор сам дровишек нарубил. А потом и вовсе осмелев – просит царскую дочь в невесты.

И ведь у него сбывается и эта мечта! Спустя время Емеля оказывается в бочке посреди реки вместе с царевной. Он проверяет, правда ли щука может исполнять различные немыслимые желания. Но желания исполняются: вёдра сами направляются в сторону дома, дрова рубятся и сами складываются. По возвращению домой он снова ложится на печь и всё обдумывает.

Спустя время бабы упрашивают лежебоку скатать в лес по дрова. Он нехотя собирается, садится на сани. Лошадь он не запрягает, в управлении санями ему способствует щука. Покалечив множество людей, он понимает тяжкие для него последствия. И приказывает топору сделать дубину, чтобы отбиваться от разъярённой толпы. Тумаки и удары получают все, кто смеет приблизиться к Емеле. Царь узнает про хаос в толпе, и решает выяснить, кто утроил этот разгром и беспорядок с помощью волшебства. Ему становится интересно кто такой смутьян – Емельян? Царь приказывает генералу доставить Емельяна. Он грубит нашему лежебоке и уходит ни с чем.

Разговор заканчивается не продуктивно. В жизни часто так бывает, когда действуешь грубо. К людям нужно искать подход, особенно к таким, как наш главный персонаж. Емелю всё – таки доставляют к царю, и в него влюбляется царевна. Царь приказывает усадить их в бочку и выкинуть в водоём. Волны принесли бочку на восхитительный, живописный остров и Емельян строит там замок с помощью щуки. И просит щуку сделать его умным и красивым. Затем мирится с властным и влиятельным царём. Емеля с царевной женятся, все счастливы.

Сказка «По щучьему велению» учит нас добру и снисхождению. Емеля хоть и был ленив, но всё равно помогал своим невесткам. Над щукой он тоже сжалился и отпустил её, можно сказать подарил ей жизнь. За это он получил вознаграждение. Судьба всегда вознаградит добром за хорошие дела. За вежливость, внимательность и человечность Емеля был вознаграждён таким даром, как исполнение желаний. Когда в жизни случаются чудеса главное их не упустить, а оценить. Сказка учит нас быть внимательными и если удача случается, то ловить её и не упускать. Так крупно везёт не каждому и очень редко. Емеля знал, чего он хочет от жизни и не сворачивал с намеченного пути. Ничего не испугался и знал себе цену. Чтобы достичь больших высот, нужно быть уверенным, предприимчивым, изобретательным и сообразительным. Расторопный, хваткий и проворный своего не упустит.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


10

Чему учит сказка «По щучьему веленью»?

12 ответов:



6



0

Детская сказка о Емле учит всему самому доброму и хорошему. Хотя Емеля был не слишком работящим и не любил слезать с печи, зато добр душой и внимателен. Он пожалел щуку и отпустил ее обратно в воду, за что был вознагражден. Хорошие поступки всегда находят отклик и благодарность, добро возвращается сторицей. Это была не простая щука, которую вылавливают, чтобы приготовить еду, а волшебная и говорящая, которую жаль отправить на сковороду, такую чудесную и необыкновенную. За внимательность и щедрость души Емля получает возможность осуществления многих желаний. На самом деле, в жизни приходится самостоятельно трудиться, чтобы себя обеспечить. Но если в жизни происходит чудо, то надо его увидеть, заметить и ценить. Детские сказки учат многому детей, чтобы они стали в жизни внимательнее и более чуткими.



3



0

Успеху. Минимум движений, максимум результат. Какими упражнениями развить способности. Медитацией. Психологическими упражнениями. И поймать свою «щуку»- то бишь интуицию в том числе. Первое упражнение я провел, держа в руке косу, ручную. Думаю, а почему бы нет? Вспомнив, как Емеля вёдрам своим сказал-» а ну ведра, ступайте сами». И я сказал-«а ну коса, коси сама». При этом представляя, что коса у меня волшебная, сама двигается, я за нее только держусь.И скосил несколько большую площадь чем обычно за раз. И при этом не устал. И тут я понял Емелину мудрость. С головы надо убрать проблемы, которые мешают успеху. Не знаю, применимы ли Емелины методы для бизнеса, однако для физического дела вполне подходят. Особенно в ритмичных работах. С лопатой, ручной пилой.

В дальнейшем я встретил аналогичные упражнения у Хасай Алиева, того самого, который советских космонавтов тренировал. Только у него упражнения касаются лишь тела. Например мысленно поднять руку. Без участия мышц.

Сейчас смотрю учебный документальный фильм в шесть серий, ведет Радуга, тоже похожие упражнения.Например надо крутануть тонкое тело вокруг своей оси, физическое тело при этом остается на месте. Хотя у него эти упражнения для обучения выхода в астрал, научившись отрывать тонкое тело от физического, однако полагаю, и в хозяйстве пригодится.

Я же сразу начал с Емелиных упражнений, без подготовки. То есть не с тела, а сразу с внешних предметов.Со временем всё больше понимаю, насколько глубока мудрость русских сказок.



3



0

Сказка «По щучьему велению» актуальна и в наше время. Нынешнее подрастающее поколение(по крайней мере, многие) пребывает в мечтах, как красиво они будут жить и сколько всего будут иметь. А всё это произойдёт, потому что появится на небе счастливая звезда и всё решится в их пользу.

Не многие понимают, что для того нужно много учится, много трудится, развиваться и совершенствоваться. А ещё нужно ценить и принимать благодарно каждую помощь, совет и прочее участие других в твоей жизни. А неблагодарность и гордыня ни к чему хорошему никогда не приводит. Ведь то, что легко достаётся, так же легко и теряется.

Была в моей жизни история, когда один человек помог в жизни другому. При этом отдал, всё что имел. А этот «благодарный», когда встал на ноги, даже руки не подал своему благодетелю. Его жизнь потом плохо сложилась, остался на старости лет ни с чем. Не знаю, осознал ли свои ошибки. Кажется, нет. Думает, что невезучий и судьба с ним поступила несправедливо.



2



0

Сказка «По щучьему велению», на мой взгляд, полна позитива и доброты. Емеля, поймав щуку, не принес ее домой на сковородку, а, пожалев рыбу, говорящую человеческим голосом, отпустил ее в воду, за что был награжден сторицей. Добро порождает доброту — вот лейтмотив, который проходит через всю сказку. А все чудесные превращения, чудесные вещи, которые выполняли за Емелю всякую работу и помогали ему во всем — это народная мечта о счастье, о жизни, более легкой и комфортной, чем работа в поле с зари до зари. Эта сказка — мечта о лучшей доле.



1



0

Только мечтать. К сожалению, я в ней не вижу ничего полезного. Лежит Емеля на печи, а ему и то и се… по щучьему велению. Нет в ней полезного смысла. Мне гораздо больше нравятся сказки, где воспитывается труд, а не лоботрясничество.



1



0

Емеля же был добрым, не так ли? Отзывчивым он тоже был, несомненно… Вот и «подфартило» ему, что называется, несмотря на всю его леность! По-моему, мораль сказки такова.



1



0

Эта сказка учит прежде всего тому, что лень великий двигатель прогресса и обычно ленивые люди способны выдумать такие вещи, чтобы максимально облегчить свою жизнь, которые трудолюбивым и не снились. Вот возьмем Емелю, что он делает прежде всего создает ведра-самоходы, то есть роботов, придумывает печь-самокатку, то есть прообраз паровоза или даже автомобиля, ведь первые автомобили также имели паровые двигатели. То есть если человек не столько ленив, сколько обладает развитым воображением и фантазией — толк из него выйдет.

Далее учит эта сказка тому, что долг платежом красен и если уж тебя кто-то выручил один раз, ты тоже должен ему помочь в трудную минуту. Иначе говоря любое твое доброе дело должно обернуться добром и для тебя.

Ну а третий урок этой сказки, что имея могущественных покровителей можно не бояться даже царя. Не самый этичный вывод, но признаемся, что не будь у Емели благодарности щуки, не видать ему Марьи -царевны.



1



0

Любая сказка несет именно урок и читается для того,чтобы были сделаны выводы и извлечены из нее жизненные догмы.И в это сказке явно сказано о том,что добрый человек всегда обретет блага и любовь других людей,и в том ,что зло всегда будет побеждено только добром.

И еще тут такая мораль,что если тебе было сделано доброе дело от кого то,то нужно оплатить все такой же монетой,т.е обязательно ответить на добро,чтобы был всегда взаимный обмен с Мирозданием.

И еще там мораль такая,что судить нужно человека,не согласно его одежке и внешнего вида,а ценить его согласно его души и увидеть все прекрасное,что скрыто в ней.

фото



1



0

Все русские сказки полны тайного смысла, который скрыт от простого читателя «за семью печатями». Дурак на самом деле не является дураком, это нечто вроде маски, скрывающей настоящую сущность героя.

Так Емеля выглядит лентяем, лежащем на печи. Но с другой стороны, он сам поймал щуку в проруби. Шел он-то за водой, но после того, как набрал воды, загляделся на воду и увидел щуку. Не поленился же он поймать ее!

Зачем он смотрел на воду? Вода как зеркало, он взглянул в себя. На печи он чего лежал? Наверно размышлял.

Не дураком же все же он оказался. И в конце концов женился-то на царевне.

Стоит смотреть не на внешнее и видимое, а глубже. Судим по плодам.



1



0

Кто-нибудь обратил внимание на умелый и тонкий шантаж Емели?

Без шантажа:

  • щука не предложила бы желания
  • Емеля не поехал бы во дворец (в отшантажированных обновках между прочим)
  • в конце концов, не стал бы новым царем

А невестки? «Емеля сделай то, сделай это, а то без подарков останешься.»

Это об идее шантажа в целом по сказке

Сказка даёт неплохой экскурс в азы шантажа, что несомненно является конкурентным преимуществом в жизни.

Я говорю не про криминальный аспект шантажа, а скорее умении договариваться.

И ещё один момент, которым сказка пропитана — Емеля знал чего хочет.

А по жизни знать чего ты хочешь — это уже пол победы.



0



0

Тому, что нужно надеяться и мечтать. Нужно верить, что повезет, притягивать к себе позитивные события. Немножко от фильма Секрет, скорее всего, все эти года Емеля лежал на печи, жевал калачи да и представлял себе как скоро у него все изменится. Визуализировал. И не допускал мысли, что не получится.



0



0

Мое мнение — Емеля по жизни халявщик. он как те, кто поверил МММ — хочет ни за что получить себе выгоду.

Да, он мечтатель. Но хорошо сидеть на теплой печи и мечтать о чем-то прекрасном. Братья надрываются, а он мечтает о несбыточном. И оно сбывается. И удача сама идет ему в руки.

Не знаю, стоит ли сегодня воспитывать на такой сказке — все придет само собой, ты только ничего не предпринимай сам.

Читайте также

КОНЕЧНО же актуальны. Сказки развивают у ребёнка фантазию и кругозор. Мне очень нравилось когда в детстве мама читала мне сказки, я ещё помню, что нам в садике перед сон часом тоже сказки всегда читали, поэтому я считаю, что без сказок никак в детском возрасте не обойтись

«Счастье сейчас — и всегда», «Сказки Эльфики» Ирины Семиной

После многих хороших отзывов решил почитать. Пишет она простыми словами, не витиевато.

Есть более интересные сказки, есть те, что второй раз точно не почитал бы. Местами весело, иногда что-то хочется применить в жизни, сравниваешь, анализируешь. Но в целом, по-моему, весьма посредственно. Может быть, я просто избалован хорошей литературой, трудами по психологии итд. :) ?

Ну как же никто не назвал, странно же это и удивительно … китайскую анимацию вспоминают какую-то … Ослик Иа-Иа, конечно … вспомните серию Винни-Пуха (только — нашего, а не диснеевского), так и называется — «День рождения ослика», когда потерял хвост. И горшок пустой ему, бедненькому, подарили, и шарик лопнул. И вот, он непрерывно там рассуждает, что всё идёт плохо и очень плохо, а будет — ещё значительно хуже, и смиренно так рассуждает, не планируя что-либо для исправления ситуации предпринимать. Переживает, что про день рождения никтоне вспомнил — а сам никого же не пригласил. ( Смотреть на всё это, честно говоря, страшненько, слушать — тоже)

У царя Шахрияра был визирь.

Шахерезада была рождена от брака визиря и умной матери.

Эта умная женщина научила свою дочь 4-м правилам общения с мужчинами.

Первое правило: Играть всегда по правилам, что предлагает ей мужчина, но

быть очень мягкой и пластичной в разговоре, и сделать так чтобы,

игра обернулась в пользу женщины.

Второе правило: Увлекать мужчину своей игрой. Пока мужчина в процессе игры с женщиной, он увлечён ею. Ибо мужчина хочет продолжения игры и всегда увлечён той женщиной, которая ему интересна.

Правило третье: Когда мужчина приходит в гневе и чем -нибудь разозлён, то

светить ему ярче небесного солнышка, чтобы гнев мужчины растворился и растаял.

Мягкость души и сердца женщины владеют мужчиной в большей степени, чем обратный гнев и агрессия. Нужно быть нежной, мужчинам не нужна сильная женщина. Нужно проявлять себя так, чтобы он чувствовал себя сильным , но спокойным.

Правило четвёртое: Если мужчина уходит куда-то, то отпускай его с верой, с доверием.

Отпускать его так, словно он уходит в другую комнату,

Не переживать, что он найдёт лучшую и другую. Помнить, что женщин, которая умеет играть с мужчиной, очень мало. Ибо мужчин удерживает лишь ЗАГАДКА. Не раскрываться до конца, быть таинственной, интересной, загадочной и верить в себя , в свои силы, независимо от возраста.

И еще о царе Шахрияре и Шахерезаде.

Когад царю изменила его собственная жена, то он стал приводить в дом на одну ночь девственниц и убивать их. Шахерезада узнала про это и попросила свою сестру познакомить его с ней.

Она смогла рассказывать ему сказки всю ночь, но к утру сказку обрывала на самом интересном месте. Поэтому царь не убил Шахерезаду, ибо хотел знать продолжение сказки.

Шахерезада своей мудростью спасла других девушек, которых мог бы убить царь Шахрияр.

Шахерезада смогла 1001 ночь рассказывать сказки Шахрияру. Успев за это время родить ему трёх сыновей.

А сказки она искала в библиотеке царя и в жизни. И потом она была хорошей сказочницей и

выполняла заветы своей матери.

Статья тут

В детстве моей самой любимой сказкой была «Крошечка-Хаврошечка». Так получилось ,но ростом я и в правду не вышла. А вот самостоятельностью и трудолюбием как раз наоборот. Вот только коровушки не наблюдаю пока.Все сама-сама…

Откуда пошла сказка

Сюжет сказки об удачливом молодце и волшебной рыбе, исполняющей любые желания, встречается во многих народах и странах.

Наиболее ранние варианты до нас дошли в итальянском изложении сказки про Перуанто или Пьетро дурака (XVI–XVII вв).

Русская сказка впервые опубликована в сборнике П. Тимофеева «Сказки русские» в 1787 году, а в дальнейшем распространялась в виде лубков и переиздавалась многими собирателями сказок: А. Афанасьевым, В. Далем, И. Буниным, А. Толстым.

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского. 

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

Бо’льшая часть народных сказок, следуя обычному эпическому приему, начинается тем, что у отца было три сына: два – умные, а третий – дурень . Старшие братья называются умными в том значении, какое придается этому слову на базаре житейской суеты, где всякий думает только о своих личных интересах, а младший – глупым в смысле отсутствия в нем этой практической мудрости: он простодушен, незлоблив, сострадателен к чужим бедствиям до забвения собственной безопасности и всяких выгод. Согласно с этим слова хитрый и злой в областных говорах значит: ловкий, искусный, умный, острый. Народная сказка, однако, всегда на стороне нравственной правды, и по ее твердому убеждению выигрыш постоянно должен оставаться за простодушием, незлобием и сострадательностию меньшого брата. Очевидно, что эпическая поэзия истинно разумным признает одно добро, а зло хотя и слывет таковым между людьми, но вводит своих поклонников в безвыходные ошибки и нередко подвергает их неизбежной гибели: следовательно, оно-то и есть истинно неразумное. 

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина. 

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости. 

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Невестки отвечали:

— Милостивый государь наш, дурак любит — ежели станешь просить неотступно о чём, он откажет раз и другой, а в третий уже не откажет и сделает; не любит он того, кто с ним грубо поступает.

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего. Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы.

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном.  Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.  

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Дурак взошёл с принцессою во дворец и увидел, что в покоях весьма богатое было убранство и множество людей, как лакеев, так и всяких разносчиков, которые ожидали от дурака повеления. Дурак, видя, что все люди как люди, а он один был нехорош и глуп, захотел сделаться получше и для того говорил:

— По щучьему веленью, а по моему прошенью кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умён!

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой. 

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду. 

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста».  Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
(Св. Евангелие от Матфея 6:26)

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.
(Св. Евангелие от Матфея 6:34)

Выводы

Таким образом, «Сказка про Емелю-дурака» или «По щучьему велению» несёт в себе важные воспитательные и нравственные смыслы, которые, на первый взгляд, не видны, а по рефлексии сюжета сказка больше напоминает анекдотический рассказ, однако при более вдумчивом прочтении можно увидеть очень важные поучительные моменты, на которые стоит обратить внимание ребёнка.   

Прочтений: 2 452

Анализ сказки «По щучьему велению» поможет подготовиться к уроку и узнать главную мысль.

Анализ «По щучьему велению»

«По щучьему веленью» – русская народная сказка. Главному герою Емеле посчастливилось поймать говорящую щуку. С ее помощью он исполнял все свои желания: ведра сами несут воду, сани едут сами без лошади, печь сама везёт главного героя во дворец к царю. Сюжет имеет глубокий смысл.

Емеля – это младший сын в семье, дурачок, которому все прощается и сходит с рук. Он ленив и безразличен ко всему, что происходит вокруг. Но когда его что – то заинтересует – он с охотой берется за дело. Он не поленился и поймал щуку, да еще руками – это ведь совсем непросто! Значит, он еще и силен и ловок. Но он еще и добрый – оставил пленницу в живых. А благодаря тому, что теперь все его желания выполнялись, он многого достиг и даже завоевал царевну.

Герои сказки «По щучьему велению»

  • Емеля — главный герой сказки
  • Марья – царевна
  • Братья Емели
  • Воевода
  • Щува — сказочный персонаж

Главная мысль сказки «По щучьему велению» — нужно быть добрым. Нельзя судить о людях по внешнему виду, в итоге Емеля оказался совсем не дураком и помогла ему во всём щука. Емеля и щука становятся друзьями.

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что “гостинцев тебе не привезут”.

Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его “человечьим голосом”. “Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь”. Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки – сварить из

Нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности – отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: “По щучьему веленью, по моему хотенью”, с помощью которой он может выполнять все свои желания.

С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за “помятых” и “подавленных” пешеходов.

Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера – “его найти и привезти во дворец”.

Емеля расправляется и с офицером: “дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес”.

“Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу”. Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: “царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги”. Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.

Царь устраивает разбор ДТП: “Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил”. На что Емеля находит убедительный аргумент: “А зачем они под сани лезли”. После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.

Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.

Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос – “построить какую ни на есть избушку”. Емеле лениво. Но потом он все-таки создает “каменный дворец с золотой крышей” и приличествующий ему ландшафт: “кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют”.

Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. “Я – тот самый Емеля. Захочу – все твое царство пожгу и разорю” – отвечает хозяин.

Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

(Пока оценок нет)

Сочинения по темам:

  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Однажды царь позвал…
  2. В одном селе живет крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — «и так,…

На вопрос краткий пересказ сказки по щучьему веленью заданный автором Елена баичева
лучший ответ это Краткое содержание.
1.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
2.Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что «гостинцев тебе не привезут» .
3.Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его «человечьим голосом»: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь» . Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки – сварить из нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности – отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: «По щучьему веленью, по моему хотенью», с помощью которой он может выполнять все свои желания.
4. С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за «помятых» и «подавленных» пешеходов.
5.Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера – «его найти и привезти во дворец» . Емеля расправляется и с офицером: «дубинка выскочила — и давай колотить офицера, насилу он ноги унес» .
6.«Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу» . Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: «царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги» . Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.
7. Царь устраивает разбор ДТП: «Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил» . На что Емеля находит убедительный аргумент: «А зачем они под сани лезли» ? После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.
8. Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.
9. Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос – «построить какую ни на есть избушку» . Емеле лениво. Но потом он все-таки создает «каменный дворец с золотой крышей» и приличествующий ему ландшафт: «кругом — зеленый сад: цветы цветут и птицы поют» .
10.Далее он по требованию влюбленной в него царевны становится «добрым молодцем, писаным красавцем» .
11.Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. «Я — тот самый Емеля. Захочу — все твое царство пожгу и разорю» — отвечает хозяин.
12. Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

краткий пересказ сказки по щучьему веленью

  1. тут вирус
  2. Русская мечта
  3. колобок повесился
  4. Краткое содержание.
    1.Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

    2.Братья уезжают на ярмарку, а невестки посылают Емелю за водой. Добиться этого от лентяя удается, только пригрозив, что гостинцев тебе не привезут.

    3.Емеля идет к проруби и, изловчившись, вылавливает щуку. Щука просит его человечьим голосом: Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. Емеля отпускать щуку не хочет, предполагая, что лучшее употребление щуки сварить из нее уху. Однако щуке удается уговорить дурачка, продемонстрировав ему свои возможности отправив ведра домой самоходом. Расставаясь, щука сообщает Емеле волшебную фразу: “По щучьему веленью, по моему хотенью”, с помощью которой он может выполнять все свои желания.

    4. С помощью этого заклинания Емеля колет дрова, едет в лес на санях без лошади, передавив по дороге кучу народу, рубит деревья в лесу и расправляется на обратном пути с людьми, хотевшими наказать его за помятых и подавленных пешеходов.

    5.Царь, услышав о Емелиных проделках, посылает к нему офицера его найти и привезти во дворец. Емеля расправляется и с офицером: дубинка выскочила – и давай колотить офицера, насилу он ноги унес.

    6.Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу. Хитрый вельможа уговорил Емелю приехать к царю, посулив ему угощение во дворце и подарки: царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги. Прямо на печи Емеля отправляется в царский дворец.

    7. Царь устраивает разбор ДТП: Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил. На что Емеля находит убедительный аргумент: А зачем они под сани лезли? После чего уезжает из дворца домой, мимоходом, с помощью волшебной фразы, влюбив в себя царскую дочку.

    8. Марья-царевна требует от отца, чтобы он выдал ее замуж за Емелю. Царь опять посылает за Емелей вельможу. Напоив Емелю в стельку, вельможа привозит его во дворец. По приказу царя Емелю вместе с Марьей-царевной засунули в бочку, засмолили и бросили в море.

    9. Проснувшись, Емеля заставляет ветры выкатить бочку на песок. Марья-царевна просит как-нибудь решить жилищный вопрос построить какую ни на есть избушку. Емеле лениво. Но потом он все-таки создает каменный дворец с золотой крышей и приличествующий ему ландшафт: кругом – зеленый сад: цветы цветут и птицы поют.

    11.Царь, поехавший на охоту, натыкается на дворец Емели. Емеля приглашает его внутрь и приглашает на пир. Царь, не узнав Емелю в новом облике, пытается выяснить, кто он такой. Я – тот самый Емеля. Захочу – все твое царство пожгу и разорю – отвечает хозяин.

    12. Испуганный до смерти царь отдает ему дочку и царство.

  5. Поймал случайно Емеля щуку, выслушал е, отпустил и продолжил свою печную жизнь.
  6. до чего докатились.

В русской народной сказке «По щучьему велению» рассказывается о простом парне из крестьянской семьи по имени Емеля. В семье своей Емеля считался человеком недалеким, да и к физическому труду у него тяги особой не было. Больше всего любил Емеля на печи полежать. Больших трудов стоило уговорить Емелю что-то сделать по дому. Дело делать он соглашался, только если гостинец ему пообещают.

Как-то раз удалось поднять Емелю с печи и отправить его на речку за водой. Дело зимой было. Взял Емеля ведра и топор и пошел к реке. На реке он не только прорубь вырубил и воды набрал, но и сумел голыми руками щуку поймать. Щука оказалась не простой, а волшебной. Сказала она Емеле заветные слова, которые любое желание выполняют. Емеля тут же загадал, чтобы ведра с водой сами домой пошли.

Потом волшебные слова помогли дров наколоть. А когда дрова закончились, Емеля на одних только санях, без лошадей, съездил в лес. В лесу топор сам дрова нарубил, дрова сами в сани сложились и Емеля домой вернулся.

Про необычные дела Емели узнал сам царь. Приказал он Емелю к нему во дворец доставить. Емеля и тут смекалку проявил. С помощью волшебных слов отправился он к царю прямо лежа на печи. Во дворце Емеле царевна понравилась, и он опять слова волшебные использовал, чтобы царскую дочь в себя влюбить. Царю такой кандидат в женихи не понравился. Емелю обманом усыпили и вместе с царевной в бочке по морю отправили.

Когда проснулся Емеля в бочке, то не растерялся, а попросил волны и ветер его на берег выбросить, да освободить из бочки. По просьбе царевны Емеля загадал построить на том берегу богатый дворец, да и сам красавцем сделался.

Мимо дворца как-то царь проезжал. Емеля его в гости пригласил и царь увидел, каким тот стал богатым и сильным. Испугался царь, попросил у Емели прощения и отдал Емеле царство, и свою дочь за него замуж выдал.

Таково краткое содержание сказки «По щучьему велению».

Герой сказки, простой крестьянский сын Емеля, оказался не таким уж и глупым человеком. Став обладателем волшебных слов, он проявил недюжинную фантазию, придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд.

В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки, многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам.

Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он его получил. А обо всём судим, как говорится, по конечному результату.

Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила щука.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • По щучьему велению сюжет сказки
  • По щучьему велению старая сказка
  • По щучьему велению сказка читать полностью с картинками по слогам
  • По щучьему велению сказка читать полностью оригинал
  • По щучьему велению сказка читать афанасьев

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии