По своему жанру руслан и людмила шуточная и ироническая поэма сказка

Романтизм любви и неизбежность рока

Конечно, именно любовь играет в романе главную роль. Вокруг этого замечательного чувства строится весь сюжет произведения. Но А. С. Пушкин смог показать саму суть и многогранность любви. Не секрет, что она пробуждает в человеке огромные силы, является опорой для многих великих свершений. Но всегда ли? И все ли люди правильно осознают этот мощный дар?

Поэт показывает, как любовь вскрывает все уголки человеческой души. У истинных героев она пробуждает дополнительные силы и устремления к борьбе со злом, а низменные натуры под её влиянием вынашивают коварные планы. Сразу появляется вопрос: «А любовь ли этому причиной?». Конечно, нет. Поэт говорит о Руслане:

Но, страстью пылкой утомлённый… щипля ус от нетерпенья, считает каждые мгновенья.

Чародей похищает Людмилу

Чего больше в мыслях у витязя: страсти или любви? Он, как и его неудачные соперники, которые на пиру не едят и не пьют, а только «в душе несчастные таят любви и ненависти яд».

Ещё одна «неразлучимая парочка», на которую А. С. Пушкин указывает внимательному читателю, — ненависть и любовь. Поэт как бы предлагает задуматься вместе с молчаливыми витязями над тем, есть ли в душе у человека любовь, когда его обуревает ненависть, или нет, могут ли эти противоположные чувства ужиться вместе.

Известно, что истинность любви проверяется именно поступками. Подтверждая это, поэт кратко и ярко обрисовывает действия и чувства героев в минуты постигшего горя:

  1. Царь Владимир: «На зятя гневом распалясь».
  2. Витязи-соперники: «Мы рады весь изъездить мир».
  3. Жених: «Руслан уныньем как убит».
  4. Черномор: «Он только немощный мучитель прелестной пленницы своей».
  5. Старик Финн: «Решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь».
  6. Людмила: «…в волнах решилась утонуть, однако в воды не прыгнула и дале продолжала путь».

Любовь — это уникальное чувство, не поддающееся никакой грубой силе, будь она материальная, духовная или колдовская. Это дар, получаемый не за вздохи или лживые дифирамбы. Истинную любовь не интересуют сверкающие каменья. Даже отважный витязь с кровью на мече может услышать: «Герой, я не люблю тебя!».

Делая разбор стихотворения, следует выделить ещё одну важную тему — неизбежность роковых свершений. Злобному колдуну Черномору открылась тайна:

Колдун Черномор

Сей меч, известен будет нам, что нас он обоих погубит.

Но все его действия, направленные на нейтрализацию угрозы, только стимулируют её осуществление. Колдун «умён как бес и зол ужасно», поэтому легко обводит вокруг пальца своего брата-великана и даже собственноручно исполняет первую часть жуткого предсказания. Но он такая же марионетка в руках рока: добыв заветный меч, он только приблизил ножницы богини Атропос к нити своей судьбы.

Почти так же печальна судьба Финна, который ещё в молодости услышал «Пастух, я не люблю тебя!» и не понял, что ключевое слово здесь не «пастух». Его молодые чувства не позволили заметить истинную душу красавицы.

Своеобразие жанра

Роман «Руслан и Людмила» вышел из-под пера А. С. Пушкина в пору его молодости. Но уже тогда поэт имел свой уникальный стиль, основанный на любви к народным сказаниям, былинам и песням. Воспитанный добрейшей нянюшкой Ариной Родионовной, молодой гений перенял её самобытность, развил это качество в своей душе, а затем талантливо, беззаветно и щедро поделился им со своими читателями.

В поэме-сказке повествование сосредоточено на том, как происходит становление истинных чувств главного героя Руслана. По ходу развития событий читатель видит, как упорно он стремится к похищенной невесте. Его почти ничто не может остановить. Только коварные замыслы колдуньи оказываются сильнее его воли. Но «зло не вечно» и вероломство Наины побеждается мужеством Финна. Таким образом, анализ поэмы «Руслан и Людмила» показывает, что это произведение эпическое и имеет характерные особенности:

Князь Владимир-Солнце

  1. Повествование ведётся в форме рассказа с использованием просторечных выражений, основывается на идее самобытного народного творчества. Автор представляет свою поэму читателю как «преданья старины глубокой».
  2. Иронические и самокритичные замечания придают элемент несерьёзного отношения к рассказчику. Но такой приём рассчитан на недалёких людей, видящих в чтении сказок досужее развлечение. Глубокомысленный человек сразу найдёт ценное зерно и выявит суть в повествовании о героических «делах давно минувших дней».
  3. Сказочность произведения также можно взять под сомнение. Из истории известно, что князь Владимир-Солнце был реальной личностью. Но в то же время поэт рассказывает о событиях, наполненных чародейством. Невольно напрашивается заключение, что во время правления князя Владимира магия была чем-то обыденным. Это интуитивное предположение является ещё одной причиной популярности поэмы: её с удовольствием читают как юные ценители сказок, так и повзрослевшие юноши и девушки. Не обходят вниманием этот роман и люди старшего поколения. Его сюжет, герои и необычные события преподносятся поэтом как что-то реально существовавшее, что пробуждает ощущение причастности к неведомому и великому.

Жанр «Руслана и Людмилы»

По своему жанру «Руслан и Людмила» принадлежит к тем поэмам и романам конца XVIII и начала ХІX века, в которых ясно сказалось тяготение к творчеству в «национальном» духе. Для его полного осуществления нужно было только проникнуться духом народа, нации. К этому Пушкин пришёл гораздо позднее, в период жизни в селе Михайловском. Теперь же он стоял так же далеко от понимания народа, как его предшественники в этом смысле Чулков, Попов, Карамзин и др. Поэтому все его первые «национальные произведения» отразили на себе влияния ложноклассицизма, сентиментализма и волшебно-рыцарских романов. Истинная же русская «народность» здесь выразилась ещё очень слабо. Тем не менее, в тяготении к народному, в интересе к родному творчеству содержался великий смысл.

У Лукоморья дуб зелёный. Отрывок из пролога к «Руслану и Людмиле», где налицо близость поэмы к мотивам русских сказок

Пушкин был неправ, называя содержание своей поэмы «делами давно минувших дней», «преданьями старины глубокой». Определяя свое произведение так, он стоял на обычной точке зрения, которая не только в народных былинах, но и в романах Чулкова видела поэтические воспоминания о действительных фактах русского прошлого.

По жанру «Руслан и Людмила» тесно примыкает к поэмам Ариосто, Боярдо, к романам-пародиям Виланда («Оберон») и пр., лишь с тем отличием, что в русские подражания вставлены имена русских богатырей, имена, взятые из былин, а иногда и вымышленные.

Как все волшебно-рыцарские романы и поэмы («Амадисы», «Пальмерины», «Большой Морганте», «Неистовый Роланд»), так и романы Чулкова и Попова построены на шаблонных схемах: рыцари разыскивают красавиц, похищенных чародеем, или каким-нибудь насильником. Для освобождения красавицы нужно преодолеть ряд трудностей, испытаний, надо вооружиться особыми «талисманами», «волшебными мечами», «копьями» и пр. Подвиг, конечно, удается; чародей оказывается побежденным, и благодарная красавица награждает своею любовью избавителя-рыцаря. Здесь присутствуют и добрые чародеи, помогающие герою советом, или делом, и волшебные замки, с очарованными красавицами, и соблазны, и ужасы…

Картина художника Н. Ге на сюжет «Руслана и Людмилы» Пушкина

Структура произведения

В прологе, сразу после стихотворного посвящения своего произведения юным девицам, А. С. Пушкин знакомит читателя с Лукоморьем. Все фразы и слова, описывающие этот чудесный край, наполнены глубокими смыслами, которые раскрываются только пытливому уму.

Вся поэма разбита на шесть частей (песен), каждая из которых начинается со вступления. Поэт включает в них элементы иронии над собой, однако не забывает и о назиданиях девицам и добрым молодцам.

Основные черты и характеры героев

Образы персонажей сюжета многогранны. Главные герои и представители класса князей — Руслан и Людмила. Анализ произведения А. С. Пушкина позволяет сделать вывод, что эти два собирательных образа имеют лучшие черты правителей тех времён:

Богатырь Руслан

  1. Богатырь Руслан, спасая свою возлюбленную, проявляет волю, характер, силу и мужество. Ему чужды надменность, кичливость и коварство. Он не отягощён гордыней и с благодарностью принимает помощь Финна. Руслан не презирает побежденных врагов и отдаёт последнюю дань поверженной голове, показав ей безбородого карлика. У него белокурые волосы, символизирующие благородство души и чистоту замыслов.
  2. Людмила — это женственность и красота. Ей, как и любой девушке, необходима помощь рыцаря, который пойдёт на всё ради спасения невесты. У героини тонкий стан, золотистые кудри, но при этом она способна проявить волю и силу духа. В образе Людмилы показан портрет идеальной невесты, беззаветно преданной своему жениху.

Руслан — это символ русских богатырей, а Людмила иногда беспечна и легкомысленна, что типично для барышень пушкинского времени. Многие другие персонажи вобрали в себя все возможные отрицательные человеческие черты:

  1. Злодей Черномор необычайно хитер, коварен и способен на подлости, что ярко отражается в его внешности: старый, невысокий, с длинной чёрной бородой. Колдун Черномор — самый могущественный враг Руслана.
  2. Витязи, соперники Руслана, даже не стоят отдельного внимания. Их краткая характеристика такова: они коварны, хитры и себялюбивы. Похотливость, трусость и гордыня — силы, которые движут их поступками.
  3. Князь Владимир-Солнце — персонаж довольно скользкий. Это прославленный официальными историками правитель, но А. С. Пушкин ничем его не выделяет. Наоборот, складывается впечатление, что киевский князь — это гневливый любитель пиров и застолий. Даже во время опасности он не предпринимает решительных действий, а плачет и страдает из-за утраты дочери.

Александр Пушкин «Руслан и Людмила»

Поэмы Пушкина в целом можно, наверное, выделить в отдельное поэтическое явление, так же как последовавшие за ними поэмы Лермонтова или, скажем, «большие стихотворения» И. Бродского. Поэмы весьма разнятся по объему, стихотворному размеру, глубине художественных образов, не говоря уже о сюжете. Здесь и монументальная историческая «Полтава», и шутливый «Домик в Коломне», и философский «Медный всадник». Но все они представляются элементами единого творческого замысла, и всех их объединяет неповторимая и выразительная легкость, блеск пушкинского стиха. В. Вересаев сравнивая как-то вскользь стихи русских поэтов заметил, что любое стихотворение Пушкина можно легко опознать, потому что оно кажется созданным мгновенно – автор словно бы не работал над ним, не трудился. Г. Гессе писал о Пушкине: «Его язык, неисчерпаемо музыкальный для каждого, владеющего русским, едва ли намного труднее для перевода, чем язык Гоголя или Достоевского, однако ценность и волшебство пушкинского творчества, обоснованы русским языком более глубоко и прочно, чем у любого другого русского автора».

Всё это в полной мере касается «Руслана и Людмилы», заключающей в себе одновременно былинный, сказочный, элегический, и даже шутливо-эротический стили. Впрочем, последний был существенно сглажен самим Пушкиным во втором издании поэмы. А вот присутствующий в ней подтекст литературной борьбы против «реакционного романтизма», по-видимому, мало интересен нашим современникам. Трудно выразить читательский восторг, возникающий с каждым новым прочтением (прослушиванием) этой необыкновенной вещи. Удивительный эффект создает органическое соединение в поэме исторических и сказочных реалий. Здесь одновременно существуют и основатель русского государства князь Владимир (пусть и в поэтическом образе) и гротескный злой волшебник Черномор, и вполне исторически возможный набег печенегов на Киев и живая голова великана. Кстати говоря, само имя «Черномор» содержит в себе мнемонический намёк на сплав реальности и сказки. Ведь волшебники живут только в сказках, а Черное море, как известно, вполне реально. Хотя, конечно, более вероятно, что Черномором могли назвать злого человека, способного заморить других до смерти.

Конечно, в «Руслане и Людмиле» отсутствует подлинный драматизм, свойственный реалистическим произведениям Пушкина. Но не будем забывать, что это всё-таки сказка, насыщенная драматическими и даже трагическими описаниями, полная роскошного вымысла и фантастических картин. Одна из выразительнейших сцен поэмы – приезд Руслана на поле минувшей битвы. Сумрак, печаль, запустение этого скорбного места переданы с восхитительным мастерством. Да, поэма написана живым русским языком, хотя в ней часто встречаются слова чисто поэтического лексикона – «витязь», «град», «глава». Но иногда можно встретить и гораздо менее привычные нам «брашна» и «стогны» — слова (славянизмы), весьма характерные уже для «Илиады» в переводе Н. Гнедича той же литературной эпохи. Такие мелкие детали («штришки») искусно подчеркивают, на мой взгляд, древность, эпическую торжественность описываемых (даже сказочных!) событий. В. Набоков высказывал мнение, что в «Руслане и Людмиле» гораздо больше западноевропейских и скандинавских, чем собственно русских корней. Но мне всё-таки кажется, что именно строка из посвящения к поэме «Там русской дух… там Русью пахнет!» во многом определяет неугасимый читательский интерес к этому шедевру русской литературы.

Сюжет романа

Красавицу Людмилу прямо из рук жениха похищает злой колдун Черномор. На её поиски бросается сам Руслан и трое его соперников. Вскоре их пути расходятся. Богатырь встречается в пещере с отшельником Финном, который рассказывает, кто похитил Людмилу, где она находится и как её вызволить. Там же Руслан узнаёт о судьбе Финна и получает предостережение беречься козней Наины.

Людмила, попав в чудесный сад колдуна, не знает ни в чём отказа, но сколько Черномор ни пытался умилостивить её, попытки его были тщетны.

Руслан ловкостью и силой побеждает живую голову великана — то, что осталось от брата колдуна, и овладевает заветным оружием — мечом для стрижки магических бород, с помощью которого «пленяет» Черномора.

Руслан ловкостью и силой побеждает колдуна

На обратном пути героя со спящей Людмилой на руках встречает предательство. Но с помощью Финна добро торжествует, ведь победа достаётся тому, кто имеет терпение и сможет сыграть последний аккорд.

На протяжении всего романа наблюдается противостояние различных сил. С одной стороны — это мощь богатырей, величие духа, девичья красота, преданность и любовь. С другой — колдовство, отсутствие воли, безобразие, коварство и ненависть.

Эпическая поэма «Руслан и Людмила»

Понятно, что в единоборстве с высшей магией богатырская сила проигрывает. Для этого нужна помощь, которую оказывает отшельник. Но и здесь наблюдается конфликт: в противовес «доброй» магии Финна появляется «злая» в лице Наины. Действуя коварством, она приносит временную победу недостойному третьему витязю, но настоящий триумф приходит только к истинному герою.

Эпическая поэма «Руслан и Людмила» является произведением, оригинальность и музыкальность которого не имеют аналогов в литературе. Этот могучий дар великого поэта, сохранившего предания русского народа, и в наши дни помогает учить и воспитывать сильных духом людей.

Жанр поэмы «Руслан и Людмила»

По своему жанру «Руслан и Людмила» — шуточная и ироническая поэма-сказка. Шуточные поэмы писали и до Пушкина, и в большом количестве. Достаточно вспомнить- хотя бы «Душеньку» Богдановича или поэмы В. И. Майкова «Елисей» и др. Более близким предшественником Пушкина — и по времени, и по существу — был Жуковский, поэма которого «Двенадцать спящих дев» прямо соотносится с «Русланом и Людмилой».

Ироническое начало в «Руслане и Людмиле» было свойством не стилистическим только, но и композиционно-конструктивным. Авторская ирония в поэме и разрушала, и еще более созидала. Она помогала Пушкину творить неведомый еще читателю художественный мир, созидать новую, истинно оригинальную художественную форму.

Поэма-сказка Пушкина основана на свободной поэтике. В этом мире поэтической свободы Пушкин чувствует себя, как никто другой из его предшественников и современников, «власть имеющим». «Руслан и Людмила»,— писал Кюхельбекер,— поэма, в которой, при всех ее недостатках, более творческого воображения, нежели во всей остальной современной русской словесности».

Герои поэмы носят имена, происхождение которых следует искать в разных источниках. Одни восходят к «Истории государства Российского» Карамзина (Рогдай, Фарлаф), другие — к русской народной сказке, третьи — к былинам и проч. Пушкин свободно пользуется источниками, свободно смешивает жанры, поэтически свободно мыслит. В истоках его поэмы одновременно и сказочное, и не менее того — современное сознание. И не просто современное, но еще и поэтически-дерзновенное. Это придает поэме особенную живость, особенную новизну и обаяние.

Сюжет поэмы — типично сказочный. Похищение невесты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец — все это похоже на сказку. Повествование в поэме движется характерно сказочными приемами, но по ходу его, внутри сюжета, происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор — немощным стариком, волшебницы — более чем легкомысленными девицами, сказочная ужасная голова морщится, зевает и чихает; пораженная копией, она сравнивается с ошиканным современным актером и т. д. Авторская ирония, которая, как мы уже говорили, не только разрушает строгие жанровые каноны, но и творит новые, оказывается сюжетным и структурным нервом пушкинской свободной поэмы.

Поэма не только иронична в своей основе, но в ней заметен сильный элемент пародийности. Одно, впрочем, связано с другим. Людмила, например, одновременно и сказочная героиня, и современная, живая, во плоти и крови, девушка-женщина. Она и героиня, и прелестная, остроумная пародия на героиню. То же в большей или меньшей степени — не другими героями. Пушкин весело смеется над своими героями, над читателем, над самим собой. Его ирония распространяется даже на замысел поэмы, у него шутка, всегда готовая на устах, иронически и шутливо он обыгрывает самый сюжет поэмы:

  • Я каждый день, восстав от сна,
  • Благодарю сердечно бога
  • За то, что в наши времена
  • Волшебников не так уж много.
  • К тому же — честь и слава им!
  • Женитьбы наши безопасны…
  • Их замыслы не так ужасны
  • Мужьям, девицам молодым

Все это производит впечатление яркой неожиданности, за всем этим видна творческая сила, творческие возможности свободного поэтического сознания, видны разум, и прихоть, и всемогущество поэта-творца. За этим — поэтическая шалость, дерзость и поэтическая, живо впечатляющая новизна. Поэтическая шалость и поэтическая шутка Пушкина — вовсе не безделка. Для него это всегда путь к поэтической свободе и к художественным открытиям. «Руслан и Людмила», заметил Томашевский, «была поэмой, обращенной не к прошлому, а к будущему». Она намечала пути дальнейшего движения пушкинского гения. В ней вырабатывались те формы, которыми, усовершенствовав их и преобразив, Пушкин воспользуется в зрелых своих созданиях. В частности — в «Евгении Онегине». Пушкин недаром в самом начале «Евгения Онегина» напоминает читателям о «Руслане и Людмиле»:

  • Друзья Людмилы и Руслана!
  • С героем моего романа
  • Без предисловий, сей же час
  • Позвольте познакомить вас…

Несомненно, что между первой пушкинской поэмой и его романом в стихах есть глубокая внутренняя преемственность, которую и сам Пушкин осознавал. Она заключается, прежде всего в самих принципах художестве иного создания. Процесс одновременного разрушения и создания жанра, характерный для «Руслана и Людмилы», происходит и в «Евгении Онегине». В «Евгении Онегине» Пушкин разрушает традиционные формы романа (он пишет не просто роман, а роман в стихах — «дьявольская разница!») и создает новые. Новое и в «Евгении Онегине» создается путем иронического преодоления омертвелых форм и создания па этой основе живых, живо воздействующих.

«Руслан и Людмила» подготавливала будущий пушкинский роман в стихах и характером повествования. Уже в поэме Пушкин создает основанный па ритме четырехстопного ямба непринужденный, легкий, разговорно-поэтический язык, который будет так характерен для «Евгения Онегина». В поэме же — а затем и в романе — широко используется Пушкиным возможность вне-фабульных авторских отступлений. Таким отступлением, например, открывается третья песня поэмы «Руслан и Людмила»:

  • Напрасно вы в тени таились
  • Дли мирных, счастливых друзей,
  • Стихи мои! Вы не сокрылись
  • От гневных зависти очей.
  • У»; бледный, критик, ей в услугу,
  • Вопрос мне сделал роковой:
  • Зачем Русланову подругу,
  • Как бы на смех ее супругу,
  • Зову и девой и княжной?
  • Ты видишь, добрый мой читатель,
  • Тут злобы черную печать!
  • Скажи, Зоил, скажи, предатель,
  • Ну как и что мне отвечать?

Здесь и тон (иронический), и характер речи, и обращения попеременно то к критику, то к читателю, и все другие приемы предвещают некоторые «лирические отступления» «Евгения Онегина». Поэма «Руслан и Людмила» для Пушкина многое важное открыла, с нее многое началось. Поэма не стоит особняком на пушкинском поэтическом пути. Она тесно связана с последующими пушкинскими достижениями. И, может быть, именно в этом главное ее значение для русской литературы. Число прямых подражаний ей было невелико, имена подражателей малоизвестны: Л. Л. Шишков — автор поэмы «Ратмир и Светлана», М. П. Загорский — автор рыцарской повести «Илья Муромец». Названные произведения, были малоудачны, и никаких откликов, кроме эпиграмм, они не вызвали. «Руслан и Людмила» Пушкина непосредственно не создала традиции в русской поэзии. Но она имела важные последствия для творчества Пушкина и уже тем самым — для русской литературы.

Краткий пересказ

Автор статьи

Ольга Викторовна Литвиненко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

«Руслан и Людмила» как ироническая поэма

Жанр иронического романа пережил расцвет во второй половине 18 века. С упадком классицизма жанр угасает, так как у писателей интерес к жанру героической комедии, главному элементу бурлеска, исчезает. Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» примыкает к иронической поэме. Здесь богатырская поэма с сюжетом о рыцарских подвигах во имя возлюбленной превратилась в шутливое произведение с волшебной фабулой.

Первая четверть 19 века, время написания поэмы «Руслан и Людмила», отличается разнообразием стилей и методов в литературе. В этот период продолжают творить и защищать свои литературные позиции представители классицизма, сентиментализм заявил о своих правах и уже пришел к упадку. Начинает развиваться предромантизм, потом романтизм. И такая множественность литературных направлений и течений нашла отражение в творчестве А.С. Пушкина.

Обращении к ироикомической поэме не противоречило художественным и идейным поискам предромантизма и романтизма. Романтики, по наблюдениям исследователей, интересовались античным материалом, использовали его в своих целях. В то же время они поставили вопрос о народности, национальном своеобразии литературы, ее связи с народно-поэтической традицией.

Фольклорные мотивы в поэме

В поэме «Руслан и Людмила» угадываются характерные для русского сказочного эпоса мотивы и приемы. Однако само построение произведения соотносится с фольклорной традицией. Исследователь Т.В. Зуева отмечает, что поэт сохраняет последовательное, однолинейное построение сюжета и его развитие вокруг конфликта. По мнению исследователя, А.С. Пушкин применяет контаминацию как фольклорный прием.

Сюжет «Руслана и Людмилы» строится по принципам сказочного жанра. Поэма начинается с мотива похищения невесты. Это ставит героя произведения перед необходимостью отправиться в путь. Так появляется мотив поиска невесты, и, как и положено в сказках, на происки невесты – Людмилы – отправляются три героя. В поэме Пушкина присутствует троичность, характерная для русской сказки: три витязя, три девы, прислуживающие Людмиле, три попытки Финна завоевать Наину и т.д.

«Жанровое своеобразие поэмы «Руслан и Людмила»» 👇

Распределение героев поэмы происходит по принципу даритель-вредитель, истинный герой – ложный герой, настоящий герой – антагонист:

  • Руслан – герой настоящий, ему уготована победа;
  • Фарлаф – герой ложный, ведомый злыми силами;
  • Финн выступает в качестве дарителя;
  • Наина – вредитель;
  • Черномор является антагонистом, от которого исходит зло, побежденным настоящим героем.

Заключительные эпизоды поэмы связан с возвращением главного героя в Киев. Они заставляют вспомнить народную волшебную сказку – во сне героя подло убивает ложный герой, и лишь вмешательство волшебного помощника или дарителя спасает ситуацию.

В волшебной сказке, как правило, исследователи отмечают элемент чудесного, проявляющийся в различных превращениях, чудесных предметах, чудесных помощниках. В поэме «Руслан и Людмила» встречаются многочисленные традиционные для русского фольклора чудеса. Например, шапка-невидимка, меч-кладенец, борода Черномора, превращение Наины в змея, живая и мертвая вода и т.д.

Рассматривая вопрос о связях поэмы А.С. Пушкина с фольклором следует обратить внимание на интересный факт, на который указывал В.И. Кулешов. С точки зрения исследователя, А.С. Пушкину удалось сделать то, что не смог сделать В.А. Жуковский – создать русскую национальную поэму.

А.С. Пушкин конструирует сюжет своей поэмы из былинных реалий и фантастических мотивов. Поэт выявляет из фольклора наиболее развитые формы эпоса и вводит их элементы в поэму. Так, волшебная сказка оказала влияние на сюжетные контуры и систему образов. А былина, являясь жанром с национально-исторической основой, соединила сказочную фантастику и русскую историю. К примеру, бесовская, слепая, стихийная сила – Черномор – в ночи похищает Людмилу и уносит ее за тридевять земель. Отныне он враг былинному герою Руслану. У Руслана появляются добрые помощники. Герой в честном поединке добывает меч-кладенец, живая вода воскрешает Руслана и т.д. Это все образует сказочные сюжетные сцепления.

Руслан – это былинный Еруслан Лазаревич, о котором поэт мог слышать от няни. А Людмила – из баллады В.А. Жуковского, у Владимира Святого, исторической личности, не было дочери с таким именем. Фарлаф – это или летописный герой Фарлов, Фрелав, или шекспировский Фальстаф.

Исторические элементы в поэме

Вместе с этим поэт старается в общей форме соблюдать исторический колорит. Так, действие поэмы начинается в «гриднице».

Замечание 1

Гридница – это помещение при княжеском дворе, где проходили пиры, играли свадьбы, жили дружинники.

Согласно русским традициям, молодых называют «князем» и «княгиней».

Руслан обрушивается на осадивших Киев врагов. Врагами же являются не условно-эпические былинные татары, а реальные противники Руси в эпоху Владимира Святого- печенеги.

Мифопоэтический мир поэмы «Руслан и Людмила»

В поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин создает удивительный мифопоэтический мир. В тексте 2-3 раза упоминаются античные боги, однако на образную систему произведения и художественную структуру это не влияет. Античные небожители, «Дельфиры», «Лиды», «Дориды» воспринимаются только в качестве небольшой дани общим местам, принятым в поэзии того времени.

Но в поэме Пушкина редки и образы из славянской мифологии. Два раза упоминается божество влюбленных Лель.

Замечание 2

Как известно предисловие «У лукоморья дуб зеленый…» было написано позже, уже зрелым поэтом, который посмотрел на свое раннее произведение глазами мастера и придал ему окончательную завершенность.

Мифопоэтическое пространство поэмы в себя включает Киев, чудесную страну Черномора с признаками восточного колорита, хазарский каганат, который представлен ханом Ратмиром, пещеру «природного финна», замок двенадцати дев, скромную рыбацкую лачугу.

Замечание 3

Киев в поэме представлен не исторический, а архетипический, как центр единого мощного государства, которым правит мудрый правитель.

Еще один мифологический архетип – дорога, путешествия. Для мифологической системы характерным является путь «туда и обратно», который и проходит герой поэмы.

Естественными в рамках мифопоэтического хронотопа являются и хтонические создания – коварный карлик, Черномор, «безвестная сила», которая похищает красавиц, великан.

Несмотря на то, что поэма «Руслан и Людмила» объединила в себе особенности многих жанров, сводить ее к пародированию, заимствованиям, мифопоэтической образности нельзя. Ее художественная структуру и стиль гораздо сложнее. Поэме присущи такие особенности:

  • Мотивированная обоснованность действия;
  • Свободная манера повествования;
  • Яркие характеристики персонажей.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Суть: о чем поэма?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы
  • 6 Проблемы
  • 7 Основная идея
  • 8 Чему учит?
  • 9 Художественные особенности 
  • 10 Критика

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

Александр
Сергеевич Пушкин занимает особое место
в культуре России. Он создал художественные
ценности мирового уровня, стал символом
русской литературы.

Каждое
новое поколение, каждая эпоха утверждают
своё понимание поэта, видя в нём
современника, думая о символическом
Пушкине. Пушкина изучают, о нём спорят,
его боготворят и отвергают. Он давно
уже вышел за переделы литературы,
сделавшись фактом русского общественного
сознания.

Творчество
Пушкина – это стремительное движение,
развитие, тесно связанное с его судьбой,
с общественно-идеологической и
литературной жизнью России в первой
трети 19 века. Пушкина не имеет двух
биографий — биографии обычной, житейской
и биографии писательской. Он являет
собой пример единства человека и поэта.
Жизнь и поэзия сливались у него в единое
целое. Факты жизни становились фактами
творчества.

Постижение
народного характера и свойств народного
вымысла Пушкин осуществил и в жанре
литературной сказки, созданной на основе
народной. В 1830-40 годах им были написаны
« Сказка о царе и работнике его Балде»,
« Сказка о царе Салтане», « Сказка о
рыбаке и рыбке», « Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»

Пушкинские
сказки – воплощение народного духа.
Народ и его мироотношение перестали
восприниматься Пушкиным как нечто
экзотическое. Логика сказки для него –
логика фантастического, гиперболического,
чудесного. Пушкин глубоко постиг основные
признаки народной поэзии: бесхитростность
мудрости, простодушие, устойчивость
традиционных нравственных понятий.
Поэт не копировал «наружные формы
старинной русской народности», не
имитировал их, а вводил компоненты
сказки в свою литературную систему,
изменяя их содержательное наполнение
и функции. «Закон» натуральной сказки
– действие. Главное в ней – движение
сюжета, порядок развёртки событий.
Действия и события не изображаются, — о
них сообщается. Эмоции героев, события
их внутренней жизни не раскрываются, —
в народной сказке нет места изображению
подробностей, полутонов. Вместо условного
сказочного действия Пушкин изображает
реальное и делает его зримым. Движения
души передаются через физические
действия, которые указывают на конкретные
характеры. Сказка у Пушкина превращается
из народной в литературно-психологическую,
в литературно-бытовую, в литературно-философскую.
Наконец, в пушкинскую сказку входит
автор, народная сказка, конечно, не знает
автора:. Автор становиться связующим
звеном между сказкой фольклорной и
сказкой литературной. Именно присутствие
автора – отличительный признак
литературной сказки. Пушкин привносит
в сказку авторский лиризм, то есть ,
делая его действующим лицом, даёт
возможность проявлять свои движения
души. Как только появляются мнения
автора, появляются и иные жанры, например,
элегия.

При
этом, образцом для новой сказки может
стать и уже обработанная, литературная
версия.

Превращение
народной сказки в литературную привело
к принятию нового синтеза как
первоначального варианта.

Первой
пушкинской сказкой следует считать
поэму-сказку « Руслан и Людмила» (
1817-1820). Первая поэма Пушкина была поистине
новаторским произведением. В основе
сюжета — любовь главных героев, которые
на пути к счастью встречают множество
препятствий. Приключения героев, их
встречи со злыми и добрыми волшебниками
придают поэме сказочный колорит. Но в
поэму входит и героическая история. В
последней, шестой, песни Руслан борется
за независимость родины с
захватчиками-печенегами. Это патриотическое
чувство сближает Руслана с былинными
героями. Вместе с тем пушкинские герои
ещё весьма условны: Людмила более походит
на современницу поэта, нежели на степенную
древнерусскую красавицу, Руслан же не
всегда выглядит былинным богатырём,
напоминая то героя баллады, то
средневекового рыцаря, то романтического
героя, совершающего подвиг во славу
возлюбленной.

В
любовных приключениях героев в полной
мере запечатлелась жизнерадостность
Пушкина, его вера в победу справедливости,
добра и красоты.

Поэма
включает в себя разные жанры: волшебную
сказку с её характерным сюжетом, основные
слагаемые которого – утрата, поиски,
обретение; рыцарский эпос, былинный
эпос, баллада и лирические жанры –
элегия и дружеское послание. Все эти
жанры втянуты в литературную игру
Пушкина, который то подделывается под
известные литературные формы, то
пародирует их.

Текст
« Руслана и Людмилы» держится на иронии,
но она только усиливает впечатление о
литературной жизнестойкости многих
жанров. Пушкин не даёт предпочтение ни
одному из них. Он ведёт беседу с читателем
и, развивая сюжет, попутно вводит в него
признаки тех жанров, которые наиболее
для него свойственны. Жанр волшебной
сказки требует, чтобы у Руслана были
не только антагонисты, препятствующие
ему найти Людмилу, но и помощники. Сны
Людмилы возвращают нас к балладе. Само
имя её напоминает героиню одноимённой
баллады Жуковского. Новаторство
заключается в образе автора. Современник
читателей, а не героев, автор разъясняет
ход событий, иронически толкует их,
делиться своими мыслями. Благодаря
образу автора история и современность
сливаются воедино.

Современники
по разному оценили поэму, но, быть может,
самым дорогим для Пушкина был отзыв
Жуковского, подарившего Пушкину свой
портрет с надписью « Победителю ученику
от побеждённого учителя».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • По свидетельству современников отличался большой набожностью и знанием церковных сочинений князь
  • По светлому как пишется
  • По статейно как пишется
  • По самое не хочу как пишется
  • По старшинству как пишется правило

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии