Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Словно зеркало русской стихии,
Отслужив назначенье свое,
Отразил он всю душу России!
И погиб, отражая её…
(Н. Рубцов)
Добро и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше
В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок. Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи — царицы. Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок, которые остались без матери.
Новая жена царя была «высока, стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива». Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица, черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти, что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.
Но Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила.А царица умерла от тоски и злости.
В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея.
Цель:
1) познавательная (углубить знания учащихся по
УНТ, закрепить понятия структурные элементы
сказки, виды сказок, тема, “идея”, “герой”,
сравнительная характеристика);
2) обучающая (комплексный анализ текста;
сопоставительная характеристика литературных
персонажей; уметь правильно определить идею
сказки и ее воспитательное значение; обучение
путем инновационных технологий; учиться
развивать речь; совершенствовать навыки работы с
текстом);
3) развивающая (развитие воображения, мышления и
речи, креативные способности учащихся;
совершенствовать слуховую, зрительную зоркость,
память).
Задача: воспитательная (уметь
отличать хорошее от плохого, стремление к
самосовершенствованию, толерантному отношению к
людям.
Наглядности: портрет поэта; эскизы учащихся,
эпиграф к уроку; Пушкин в детстве, няня и поэт;
иллюстрации к сказке; компьютерная
интерактивная доска; портрет В.Даля, словарь
В.Даля.
Метапредметная связь: русский язык,
татарский язык, живопись.
Ход урока
I. Организационный момент.
- приветствие
- посещаемость учащихся
- цель урока
II. Вступительное слово учителя.
Эпиграф.
Если сказка настоящая, в ней прекрасно
сочетаются
действительная жизнь и та, к которой мы
стремимся.
Учитель: Волшебная страна сказок
Пушкина. Где она?
Слайд №1 (иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина и
рисунки учащихся к сказкам)
Учитель: Откуда она, эта загадочная
страна?
Слайд №2 (няня и Пушкин)
III. Выразительное чтение четверостишия 1-м
учеником:
Всё было мудро предназначено
Судьбой — и сказки, и былины.
Его сама Россия нянчила
крепостной Арины.
2-й ученик:
— С малых лет няня полюбила Сашу. Благодаря ей он
окунулся в мир волшебных народных сказок. Став
поэтом, Пушкин написал свои сказки, которыми мы
зачитываемся и сегодня.
Учитель: Все мы, люди, родом из детства. Через
сказки мы учимся постигать жизнь, понимать, что
такое хорошо, а что плохо. Пушкин создавал сказки
уже в зрелом возрасте.
IV. Повторение о сказке.
— Чём отличается литературная сказка от
народной?
— Какие виды сказок вы знаете?
— Как бы вы определили “Сказку о мёртвой
царевне и о семи богатырях”?
— Как обычно начинаются сказки? (Жили-были…)
— В чём необычность “Сказки о мёртвой царевне…”?(Написана
стихами)
— Почему грустит царица? Найти в тексте и
зачитать этот эпизод.
— Назвать слова, которые вышли из современного
русского языка. Объяснить их значение.
— Какой эпитет подобрал автор к слову заря? (Белая)
— Перевести на татарский язык.
— Бывают ли зори белыми? А какого цвета заря?
(ответы)
— Вывод учителя: Для молодой царицы даже зори
выцвели, так долго ждёт она возвращения любимого
мужа. В этих строчках мы видим характер русской
женщины. Рождается дочь, и царица умирает. Через
некоторое время царь женится на другой.
V. Работа с интерактивной доской
(параллельно работа с текстом).
Слайд №3 (Царица — 2-ая жена царя)
— Как вы определили, что это царевна? (Одежда,
корона, трон)
Учитель: Найти в тексте и зачитать о ней (дети
зачитывают).
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла…
Учитель: Соответствуют ли эти строчки
портрету? (на интерактивной доске)
— Да (ответы учащихся).
Учитель: Можем ли мы по 2-м строчкам
узнать всё о ней? (Нет).
Учитель: Это только видимая внешняя
красота. Обратите внимание на то, как начинается
3-ья строка (с союза но). Это противительный союз.
Зачитать 3-ю и 4-ю строки.
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Учитель: 3-я и 4-я строки характеризуют,
какая царица была на самом деле. Это характер
человека.
— Называет ли автор хотя бы одно положительное
качество? (Нет)
Учитель: Если сравнить с 1-ой женой
царя, то не в пользу 2-ой жены окажется это
сравнение.
Слайд №4 (Царица с зеркальцем)
— С кем она была лишь ласкова? (С зеркальцем).
— Какое свойство имело зеркальце? (Умело
говорить)
— Найти и зачитать эти строки.
Дети зачитывают и говорят, что 2-я царица любила
только саму себя и целыми днями (в отличие от 1-й
царицы, любившей и ждавшей своего мужа)
любовалась только собой.
Учитель: Эта черта её — эгоизм,
самолюбие.
— Перевести на татарский язык.
— Эти строки тоже говорят не в пользу 2-ой царицы.
— Кто был лучше?
— Первая жена царя.
VI. Литература и другие виды искусства.
Слайд №5 (Портрет художника В.М.Конашевича)
Учитель: Сказки А.С. Пушкина с давних
времен привлекали внимание многих художников.
Среди интересных и талантливых иллюстраторов —
Владимир Михайлович Конашевич.
Одной из лучших работ являются иллюстрации к
“Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях”.
Сегодня мы с вами будем работать по его
иллюстрациям.
Слайд №6 (Портрет молодой царевны). Зрительное
восприятие учащихся
VII. Работа с текстом.
— Кто противопоставлен злой мачехе? (Молодая
царевна)
— Найти в тексте и зачитать.
Но царевна молодая
Тихомолком расцветая
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого…
— Это внешние или внутренние качества? (Ответы
учащихся)
— Подобрать синоним к прилагательному кроткий
(Ответы учащихся).
— О чём узнала мачеха от зеркальца? (Подросла,
похорошела молодая царевна).
— Как она на это отреагировала? Зачитать в
тексте.
Как царица отпрыгнет
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!…
— Действия царицы характеризуют её с хорошей
или плохой стороны? (С плохой).
Учитель: Глаголы, которые подобрал к
ней автор, характеризуют её с отрицательной
стороны.
— Красиво себя она ведёт? (Нет)
Учитель: Нужно всегда следить за тем,
как вы себя ведёте.
Учитель: Обратите внимание на речь
(зачитать):
Ах ты, мерзкое стекло…
Учитель: Почему зеркальце стало
мерзким стеклом?
— Мерзким стеклом называет после того, как
узнаёт, что есть моложе и красивее её.
Учитель: Зеркало отнимает у неё
последнюю иллюзию. Красота исчезает.
— Зачитать следующие строки
Я в ней дурь-то успокою..
Учитель: Можно ли по речи определить,
что мачеха — воспитанный культурный человек?
— Нет. Она грубая.
Учитель: По речи можно определить, что
за человек. Речь мачехи – грубая. Перед нами —
грубая гневная баба. — Следите за своей речью,
если хотите в глазах окружающих выглядеть
культурным человеком. Снова это сопоставление не
в её пользу.
Учитель: Как вы понимаете выражение
“чёрной зависти полна”?
Злая мачеха завидует красоте молодой царевны.
- Кого и для чего она позвала к себе? (Чернавку)
- Почему Чернавка написано с большой буквы?
(Это имя девушки) - Для чего она была нужна в доме? (Чтобы выполнять
работу в доме)
Слайд №7 (Портрет В. Даля)
Учитель: В словаре В. Даля сенная
девушка — это служанка.
— Что приказала сделать мачеха служанке?
— Отвести царицу в лес и оставить её на съедение
волкам.
Слайд №8 (Иллюстрация “Царевна и Чернавка в
лесу”)
Учитель: Подтвердите словами из
текста, что у Пушкина в тексте есть и природа.
Ученик: Вот Чернавка в лес пошла
Учитель: И чувства?
Ученик:
Что царевна догадалась,
И до смерти испугалась.
Учитель: И разговор?
Ученик:
И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица…
Учитель: И действия?
Ученик:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала…
Учитель: Почему служанка отпустила
царевну?
Ученик: Она служила её матери, любила
молодую царевну.
Слова из текста: “А как буду я царицей…”
— Она обещала отблагодарить её.
Учитель: Божьи заповеди запрещают
убивать человека. Значит, служанка была
религиозна.
Учитель: Какую черту характера
проявила Чернавка?
Ученик: Была доброй. Совершила хороший
поступок.
Учитель: Она проявила милосердие.
Какие поступки в жизни нужно совершать?
Ученик: Хорошие.
Учитель: Выполнила ли Чернавка
“чёрное” поручение мачехи?
Ученик: Нет.
Учитель: Как вы понимаете выражение
“Бог с тобой”? (Ответы учащихся)
Учитель: Это не только прощальное
пожелание, чтобы Бог оберегал молодую царевну, но
и просьба простить её саму.
Слайд №9 (иллюстрация “Царевна возле терема
богатырей”)
VIII. Работа с текстом. Беседа по вопросам.
Фронтальный опрос учащихся.
Учитель: Возле чего оказалась молодая
царевна? (Возле терема богатырей)
— Кто её первый встретил? (Пёс)
— Почему он виляет хвостом? (Обрадовался. Почуял,
что это добрая девушка, хороший человек.
— Почему царевна решила, что здесь живут добрые
люди? (Не заперты двери у гостеприимных людей)
— Что сделала царевна в первую очередь?
(Прибралась в доме)
— Как называется такая черта в человеке?
(Трудолюбие)
Учитель: Царевна не только внешне
красива, но у неё хорошие внутренние качества.
Прибралась, как простая крестьянская девушка, а
не вела себя как капризная царевна. Перечислим её
хорошие качества.( Красивая, добрая,
трудолюбивая, скромная)
Учитель: Это положительная героиня в
отличие от кого? (От мачехи)
Учитель: Мачеха — это отрицательная
героиня.
Слайд №10 (“Встреча царевны с богатырями”)
Учитель: Чему удивились богатыри? ( Всё в доме
прибрано)
— Как встретила их царевна?(Честь хозяевам
отдала (поклонилась, поздоровалась первая с
ними).
Учитель: Это признак уважения к
старшим.
— Как нужно относиться к старшим? (Уважать)
Учитель: Как вела она себя за столом? ( Скромно)
Учитель: Это одна из хороших черт
положительного героя
Учитель: Как проводили свои дни
богатыри? (Всё в доме было сделано их руками)
Учитель: Как вы понимаете эпитет
“золотые руки”?
Ученик: Человек, который может
выполнять любую работу.
Учитель: В прямом или переносном
значении употребляется эпитет? — Бывают руки
золотые, из золота? ( Нет. В переносном).
Учитель: Ещё чем занимались братья?(
Ходили на охоту уток пострелять)
— Родную землю защищали. Значит, воины.
— Полюбили ли братья молодую царевну? (Да)
— Что они предложили ей? (Выйти замуж за одного
их них)
Учитель: Выражение “Аль товар не по
купцам?” — это сцена сватовства.
— Что ответила им царевна? (Не согласилась)
— Почему? (У неё был жених королевич Елисей. Они
любили друг друга)
— На кого похожа царевна? (На свою маму. Она тоже
верно ждала царя)
Слайд №11 (Рисунки учащихся “Королевич
Елисей”)
Учитель: О чем узнала мачеха? 9Что
молодая царевна жива)
Учитель: Мачеха решила наказать
Чернавку рогаткой.
IX. Работа с Толковым словарем. Лексическая
работа.
— Успокоилась ли мачеха? (Нет)
— Что она решила? (Сама пойти и убить молодую
царевну)
— Какое дело она задумала: плохое или хорошее?
(Плохое)
X. Работа с интерактивной доской.
Слайд №12 (Иллюстрация “Царевна и нищая
черница”)
Учитель: Обратите внимание, что
существительное черница написано с
маленькой буквы, на одежду.- Действительно ли это
была черница (люди, которые служат Богу)? (Нет, под
одеждой скрывалась злая мачеха, она не та, за кого
себя выдает.
— Как встретил пёс черницу? (Стал громко лаять,
словно не хотел пускать её в дом)
— Значит, пёс почувствовал плохого человека.
Зачитать, как он встретил молодую царевну.
— На этот раз он хотел спасти царевну.
Учитель: Этот эпизод является самым
напряжённым -это кульминация.-Почему царевна
встретила черницу приветливо? (Она подумала, что
люди, которые служат Богу, не могут совершить зло.
Она протянула ей хлеб)
— Что бросила черница? (Яблоко)
— Какое оно? Назвать в тексте имена
прилагательные (Наливное, молодое, золотое,
свежее, душистое, спелое.)
Учитель: Обратите внимание на обилие
гласной О. Но какое оно было? (Отравленное)
Учитель: Обратите внимание на слово будто
(стр.54). Значит, автор хочет сказать нам, что
яблоко принесёт несчастье героине.
Учитель: Обратите внимание на то, как
ушла черница. Найти в тексте и зачитать.
Поклонилась и пропала.
Учитель: Пропала, как нечистая сила.
Этот приём называется сравнение. Её сравнивают с
нечистой силой. Перевести на татарский язык.
— Куда упала царевна? (Под образа (икону))
— Икона- это символ надежды, веры, спасения.
Автор надеется на её спасение.
— Как пёс встретил братьев? (Начал грозно выть
Народная примета — не к добру)
— Что он сделал? (Проглотил яблоко и издох)
— Почему гибель царевны братья назвали
“жертвой злобе” (Она оказалась жертвой злой
мачехи)
XI. Работа с интерактивной доской
Слайд №13 (Елисей отправляется на поиски
любимой)
— Все ли понимают его горе? (Нет. Одни смеются,
другие отворачиваются)
Учитель: Люди бывают разные. Чёрствые
люди- это люди безразличные к чужому горю. И
только природа пытается помочь ему.
— К кому обратился за помощью Елисей в первый
раз? (К Солнцу)
Слайд №14 (“Елисей обращается к Солнцу”)
Учитель: Как он называет Солнце?
Ученики: Свет наш, солнышко, Свет ты
мой.
Учитель: Помогло солнышко? (Нет. Оно
посоветовало обратиться к Месяцу)
Учитель: Подобрать синоним (Луна)
Учитель: Когда мы называем месяц, а
когда луна?Луна (полная в конце), месяц — в начале
месяца.
Учитель: С мольбой погнался Елисей к
месяцу. Как он обращается к месяцу?
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок…
— Помог месяц? (Нет, он посоветовал обратиться за
помощью к ветру)
— Как называет Елисей ветер? (Могучим)
— Он не просит, он взывает. Обратите внимание,
как переживает Елисей. Подсказал ли ветер, где
находится его любимая? (Да).
— С какого раза Елисею помогли? (С третьего).
— На Руси число 3 имело магическое свойство, т.е.
волшебное.
— Где он посоветовал искать царевну? (В горе, в
глубокой норе).
— Обратите внимание на то, что природа
очеловечена. Она переживает, помогает подобно
человеку. Это литературный прием —
олицетворение.
— Каким образом Елисей спасает царевну?
Слайд №15 (рисунок ученика “Царевна
просыпается”)
— Елисей ударился всей силой, и гроб разбился.
Царевна ожила. Как в сказке.
— Что произошло со злой мачехой? (Она умерла)
— Обратите внимание на выражение “взяла и
умерла”. От чего она умерла?
(От зависти, от злости).
— Каким не нужно быть? (Как мачеха).
Учитель: Золотое правило нравственности звучит
так: “Не поступай с людьми так, как бы ты не хотел,
чтобы поступали с тобой”. Запомните эти слова.
— Любит ли мачеха кого-нибудь? (Только себя).
— Кого любит первая царица? (Царя)
— Любят ли Елисей и молодая царевна друг друга?
(Да)
Учитель: Любовь — это и есть добро,
которое победило зло.
— Как вы думаете, сопоставив три семейные пары,
назвать семьями? (Можно первую и третью).
— Какой должна быть крепкая семья? (Ученики
перечисляют).
-Можно ли это произведение назвать сказкой? (Да).
— Как закончилась сказка? (Как и полагается в
сказке: добро победило зло)
XII. Работа в тетради. (Ученики записывают
элементы сказки)
XIII. Вывод урока
XIV. Задание на дом.
1-я группа (слабые). Заполнить таблицу,
подобрать прилагательные
Первая царица | Злая мачеха | Молодая царевна |
2-я группа. Написать мини-сочинение на
тему “Какие качества ценил А.С. Пушкин”?
XV. Комментирование оценок.
Пример сочинения 1
Как известно, сказки любят за то, что в них добро всегда побеждает зло. Эта тема является главной и в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» великого русского поэта А. Пушкина.
Олицетворением зла в этом произведении предстает мачеха, которая специально делала много зла юной царевне. Она все время пыталась уничтожить бедную девушку. Чего мачеха только не придумывала: и в лес отправила, чтобы ее волки съели, и яблоко дала отравленное.
Но злая ведьма не учла того, что любовь королевича Елисея оказалась сильнее любых злых чар. Кроме того, королевич оставался верным царевне, а любовь и верность — это очень мощная сила, которую разрушить не под силу злым чарам.
Человеческая доброта семи богатырях, их порядочность в отношении к царевне, любовь, для которой нет преград, — это та мощная сила, которая способна победить зло. И это не сказочные чудеса, а реальность, в которую верит каждый читатель.
Так литературная сказка воплощает вековую мечту народа о том, что правда и добро всегда побеждают зло. И человечество испокон веков верит в добрую силу, а сказки это наши древние друзья, которые учат добру.
Пример сочинения 2
Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Добро
и зло являются главным моральным понятием в жизни. Добром считают
нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и
поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно
исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать –
вот главная задача морального поведения человека.
Русские
народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь
еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между
добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут
разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и
добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие
и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто
оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто
несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро,
наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и
больше
В течение своей жизни А. С. Пушкин написал много сказок.
Вот уже двести лет они волнуют нас красотой поэтического языка,
утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и
человечности.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи —
царицы.
Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже
пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок,
которые остались без матери.
Новая жена царя была «высока,
стройна, бела, … но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Особенно гордилась мачеха своей красотой. Когда царевна подросла, она
затмила мачеху. Царевна была не только хороша собой внешне, «белолица,
черноброва», но и в отличие от царицы очень добра. «Черной зависти
полна», царица решила сжить со света свою юную соперницу. Она приказала
служанке «весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую под сосной
оставить там на съедение волкам». Но служанка пожалела девушку. А семь
богатырей приютили ее у себя, пока мачеха не дозналась от говорящего
зеркальца о том, что царевна жива. В ней было столько злобы и зависти,
что она не поленилась сама пойти в лес и отравить свою падчерицу.
Но
Пушкин не дает восторжествовать злобе и несправедливости. На поиски
царевны отправляется ее жених, королевич Елисей. Много пришлось
постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать
пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и
преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна
ожила.А царица умерла от тоски и злости.
В своей сказке Пушкин не
только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и
заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать
счастью царевны и королевича Елисея.
Пример сочинения 3
Однажды Александр Сергеевич Пушкин воскликнул: «Что за прелесть русские сказки! Каждая есть поэма». Он с детства полюбил их. Множество старинных сказочных сюжетов рассказала ему любимая няня Арина Родионовна. Наверно, одним из них был тот, который поэт использовал в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях». И у него действительно получилась прекрасная поэма!
]В этой сказке, как во множестве других, происходит борьба сил добра и зла. Добрых героев в сказке немало. Это и сама царевна, и семеро богатырей, и королевич Елисей. И даже собачка, которая пыталась спасти царевну от отравленного яблока.
А зло воплощено в образе жестокой и завистливой царицы, ставшей мачехой главной героини. Ей захотелось остаться единственной красавицей на свете. Чёрная зависть грызла её оттого, что зеркальце не соглашалось признать её первенство, пока царевна была жива. И я думаю, что зависть является причиной многих преступлений в жизни. Мачеха добилась своей цели путём преступления.
Но любящая душа королевича Елисея сумела побороть зло. Он не захотел смириться с потерей любимой, решил отыскать её во что бы то ни стало. Он ездил по свету, обращался за помощью к солнцу, к месяцу. Но только ветер, который «всюду веет на просторе», помог королевичу в его поисках. И оказалось, что царевна не умерла, а только заснула долгим сном. А может быть, сила любви жениха воскресила царевну. Точно мы этого не знаем. Да это и не так важно. Таким концом своей сказки А. С. Пушкин показывает, что в итоге добро всегда побеждает, а любовь сильнее самой смерти.
Победа добра над злом в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 5-й класс
Цель:
1) познавательная (углубить знания учащихся по УНТ, закрепить понятия структурные элементы сказки, “герой”, сравнительная характеристика);
2) обучающая (комплексный анализ текста; сопоставительная характеристика литературных персонажей; уметь правильно определить идею сказки и ее воспитательное значение; обучение путем инновационных технологий; учиться развивать речь; совершенствовать навыки работы с текстом);
3) развивающая (развитие воображения, мышления и речи, креативные способности учащихся; совершенствовать слуховую, зрительную зоркость, память).
Задача: воспитательная (уметь отличать хорошее от плохого, стремление к самосовершенствованию, толерантному отношению к людям).
Наглядности: портрет поэта; Пушкин в детстве, няня и поэт; иллюстрации к сказке; компьютерная интерактивная доска; портрет В.Даля, словарь В.Даля.
Метапредметная связь: русский язык, живопись.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие
— Дети, к нам сегодня в гости пришли педагоги из других школ
(Дети поворачиваются к гостям.)
Поприветствуем их, подарим свои улыбки и хорошее настроение.
Молодцы, ребята. (Дети садятся на свои места.)
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости снова
Захотели к нам прийти!
2. Вступительная беседа.
Ребята, давайте обратим внимание на доску.
Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске:
зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы?
Это сказка.
Молодцы! Теперь, пожалуйста, ответьте на вопрос:
«Из каких сказок взяты следующие строки?»
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-
Говорит одна девица…»
«Сказка о Царе Салтане…»
«Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Старик отправился к морю
(Почернело синее море).
Стал он кликать золотую рыбку…»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Идёт Балда покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется…»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…»
«Сказка о Царе Салтане…»
— Кто же написал эти произведения? (А.С.Пушкин)
СЛАЙД 1
-На прошлом уроке мы с вами знакомились с биографией А.С.Пушкина, давайте вспомним основные моменты.
У. Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин?
Д. 6 июня 1799 г., в Москве.
У. Как звали няню поэта?
Д. Арина Родионовна.
У. Где учился А. С. Пушкин?
Д. В Царскосельском лицее.
У. С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?
Д. В. А. Жуковским.
У. Какие стихи Пушкина вы помните наизусть?
Д. Туча. Няня. Осень.
Хорошо. Ребята, вы уже, наверно, догадались к творчеству какого писателя мы с вами сегодня обратимся и произведение какого жанра будем изучать.
(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
У: Сегодняшний урок мы посвятим «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться в мир сказки. Нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Мы с Вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих.
СЛАЙД 2
Откроем наши тетради и запишем тему урока
«Добро и зло в произведении А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
— Но прежде чем приступить к анализу сказки, мне бы хотелось проверить насколько вы знаете содержание.
СЛАЙД 3-4 кроссворд
Молодцы! Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях
Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
СЛАЙД 5
• Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
• Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела!
(Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных.
(Ученики называют положительных героев, затем отрицательных).
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
4. Физкультминутка. СЛАЙД 6
Вы, наверное, устали?
НУ, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся, (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем.
3.1 Анализ сказки
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки.
Кто эти героини?
(Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу.
Нам встретилось новое понятие
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого.
Внесите его в свои тетради.
Посмотрите, пожалуйста, на героинь сказки и противопоставьте их друг другу, т.е. укажите различия между ними.
(Ученики отвечают: Царица-мать – положительный, светлый герой, она олицетворяет нежное материнское начало; Царица-мачеха – отрицательный, тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы.
Описание царицы). СЛАЙД 7
Двигаемся вперёд. Расскажете, что происходит дальше? Как разворачиваются события?
(Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей).
Кого мы встречаем на своём пути?
Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны.
(Ученики находят любое описание царевны. Если оно не совпадает с представленным на слайде – похвалить ребят за их «находки» и показать свою).
Обратите внимание, как автор описывает Царевну:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела»
Мы узнаём, что царица-мачеха решила погубить царевну.
Ребята, а почему она решила это сделать?
(Ученики отвечают: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее”, чем она).
Игровое задание
СЛАЙД 9
-10
Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ученики отвечают: Ненависть, зависть)
А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?
(Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями.
И куда же мы попадаем? Что мы видим?
(Ученики отвечают: Мы оказываемся в лесу. Сюда попадает Царевна по приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну).
Чтобы дальше проследить за жизнью наших героев и двинуться ко дворцу нам необходимо ответить на несколько вопросов
1. Куда забрела царевна, блуждая по лесу?
2. Кто проживал в тереме?
3. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?
4. Как звали собачку в сказке? Как ведет себя Соколко?
(Ученики отвечаю: Да. Соколко пытается противостоять злобному замыслу, который Чернавка пытается исполнить).
Можем ли мы сказать что добро борется со злом?
Действительно, ребята, мы пронаблюдали с Вами картину борьбы двух противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути.
Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла?
(Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро).
В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну.
Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты.
А теперь охарактеризуйте каждую из них.
(Ученики приводят свои примеры)
Задание сопоставить качества
Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё-таки губит царевну.Значит, в нашей сказке зло победило?
(Ученики отвечаю: Нет).
Кто же тогда решил восстановить добро?
(Ученики отвечаю: Королевич Елисей).
Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны?
(Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер).
А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере и что он делаетдля того, чтобы спасти царевну?
(Ученики отвечаю: В пещере между столбов висит хрустальный гроб, в котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает).
Итак, наш урок подходит к концу. Мы являлись с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны.
СЛАЙД 13
5. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
СЛАЙД 14
У. Понравилась ли вам сказка?
Д. Да.
У. Какие чувства вы испытывали при чтении сказки? Почему?
Д. Чувства страха, грусти.
У. В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?
Д. Смешно, когда царица злилась на зеркало. Страшно то, что злая царица хочет погубить царевну.
У. С каким настроением уходим с урока?
Д. Прекрасным, радостным, весёлым.
6. Домашнее задание
СЛАЙД 15
Обновлено: 10.01.2023
Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.
В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.
Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.
Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.
Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.
Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.
Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.
Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.
Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.
Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.
Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.
Вариант 3
Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.
Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.
Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.
Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.
Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.
Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!
Сочинение по сказке
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.
Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.
Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.
Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.
Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.
Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.
Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.
Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.
Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.
Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.
Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.
У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.
Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.
Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.
На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.
В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.
А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.
Жестокость
Однако у героев, о которых пишет Пушкин, есть не только благородство и добродетель, но и жестокость, и несправедливость.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока: р.р.
Цель: развивать представления учащихся о добре; воспитывать стремление совершать добрые дела
Планируемые результаты :
– предметные –научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения;
– метапредметные – уметь определять идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации;
– личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях.
Оргмомент. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.
Проверка д.з.
Актуализации учебного действия.
Работа над текстом, подготовка к сочинению
Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.
— Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Изучение нового материала
Беседа по вопросам.
— Отчего умерла злая царица?
— Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?
Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.
Самостоятельная работа
– подготовить описание царевны
Систематизация и обобщение изученного материала.
Вывод : Королевич Елисей, пустившись на поиски своей любимой, сумел отыскать ее даже под землей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила. Сила любви победила смерть, и мы верим, что молодые будут счастливы всю жизнь.
В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости , но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея. И царица умерла от тоски и злости.
Злая, завистливая, коварная мачеха-царица получила по заслугам за свои козни. Пословицы и поговорки
– Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Давай познакомимся с некоторыми из них, объясним их смысл.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого жалуют.
Добрые вести прибавят чести.
Твоя красота в твоей доброте.
· Добрым словом и камень растопишь.
Правила доброты.
1. Будь приветлив, вежлив.
2. Будь внимателен к людям.
3. Делай добрые дела.
4. Не отвечай злом на зло.
5. Прощай другим их ошибки.
6. Жалей других, а не себя.
7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.
Рефлексия учебной деятельности .
– Давайте будем жить и следовать нашим правилам доброты, и тогда каждый человек будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека.
— Давайте каждый новый день своей жизни начинать с улыбки и не стесняться улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице и всем прохожим.
Сказка о мертвой царевне Пушкина написана по народным мотивам. Эту сказку он слышал, когда был маленький от своей няни Арины Родионовны. А когда он вырос, то положил эту сказку на стихотворный лад.
В сказке говориться о борьбе добра и зла. Ещё в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви. Добро изображено в виде молодой царевны, которая потеряла свою маму, когда была маленькая, а зло в образе её мачехи.
Мачеха была красивой молодой женщиной, но имела отвратительный характер.
Она высокомерная и самолюбивая дама. Она была красавицей, в том, что она самая красивая, постоянно говорило волшебное зеркальце. Но шло время, падчерица подрастала, с каждым днем становится все красивее.
Помимо красоты она обладала покладистым характером, была доброй и милой девушкой. У неё появляется жених королевич Елисей. Они любили друг другу и готовились к свадьбе, но их планы рухнули.
Когда мачеха в очередной раз обратилась к зеркалу с вопросом для подтверждения своей красоты, получила неприятный ответ, оказалось что её падчерица красивее её.
Мачеха была в ярости и решила устранить соперницу. Она отправляет молодую царевну в лес, что бы её растерзали хищники. Но планам её не суждено было сбыться. Служанка пожалела её, и оставила в лесу, не связав и не убив. Девушка долго ходила по лесу, и в конце концов вышла к дому. В нем жили семь богатырей, её они приняли, как свою сестру. Девушке хорошо у них в доме, только скучает по своему жениху.
Но царица узнала от зеркала, что царевна жива и, что живет она в лесу у богатырей. Мачеха решила сама убить девушку. Она переодевается в старуху, берет отравленное яблоко и идет в дом богатырей. Когда они встречаются с девушкой, та угощает её этим яблоком, откусив кусочек, девушка падает замертво. Когда братья вернулись домой, обнаружили тело девушки. Они не смогли её похоронить в землю, поэтому положили её в хрустальный гроб и поставили его в пещере.
Жених девушки не может принять исчезновение своей любимой, ищет её по всему миру. В итоге он находит её в хрустальном гробу в пещере, мертвой. Он не верит в то, что его любимая мертва, открывает крышку, касается её хладных губ. Происходит чудо, царевна оживает. Молодые счастливы, возвращаются в дом царевны.
Царица не может этого пережить и падает замертво. Королевич Елисей со своей любимой играют свадьбу. Все счастливы.
Пушкин этим произведением хочет показать, что главная красота человека – душа.
2 вариант
Сказка повествует о борьбе двух героинь между собой. Первая олицетворяет добро, вторая – зло.
Но вскоре братья поняли, что любят её по – настоящему, не только как сестру и попросили её сделать выбор, ведь не могла она стать женой им всем, надо было выбрать кого-то одного, а остальным оставаться просто, как прежде, сестрой.
Здесь мужеству царевны остаётся только позавидовать. Во – первых она просит прощения у братьев за свой отказ стать женой кого-то из них и признается, что имеет жениха, королевича Елисея, которого всей душой любит и не в силах разлюбить, даже если им не суждено с ним больше встретится никогда. Ведь злая мачеха никогда не допустит её возвращения во дворец.
Вторая героиня тоже красавица, но душа у нее черствая, а сердце злое. Спровадив юную царевну в лес, она не испытывала ни капли угрызения совести, напротив лишь злорадствовала и надеялась, что таким образом избавилась от ненавистной соперницы. Зависть не давала покоя мачехе, не хотела она видеть рядом кого – то красивее себя. И все это несмотря на то, что молодая царица не сделала ей абсолютно ничего плохого, наоборот старалась во всем ей угождать и прислуживала, как служанка. Не успокоившись, царица пытается убить царевну второй раз, с помощью отравленного яблока и успешно…но, Елисей оживляет девушку своим поцелуем. Как известно, добро всегда побеждает зло. Эта сказка учит нас тому, что всякое зло будет уничтожено, рано или поздно. Внешняя красота не всегда подразумевает красоту внутреннюю. Вот и злая, жестокая, своенравная и жадная царица получила того, что заслуживала. Умерла, увидев юную соперницу живой и невредимой.
А главные герои играют свадьбу, и по традиции Пушкина гуляют на пиру.
Вариант 3
Читать сказки — значит отдыхать душой. Добро и зло, предательство и верность идут рядом, но всегда побеждает доброта.
Сказка небольшая по объему и читается легко и не принужденно. Она нравится и взрослым, и детям. Для детей это просто рассказ о женихе и невесте, а взрослые понимают, что здесь не только сказочная любовь, а более сложные отношения людей и природы.
Во все времена жили люди, которые хотели быть лучше всех и шли к своей цели, несмотря ни на что. Так получилось и с прекрасной царевной кроткой и юной. Царица не смогла принять себя такой, какой стала. Ей хотелось быть молодой и красивой, но возраст берет свое. И тогда злая мачеха решила избавиться от своей падчерицы. Избавляться от детей в то время было достаточно просто, но тот, кто пошел исполнять указание, оказался достаточно добрым и не смог погубить царевну. Благодаря чернавке, которая хоть и завела в лес, но в последний момент сжалилась и отпустила, девушка оказалась у братьев в лесу. Интересен и тот факт, что царевну братья не обидели и не выгнали из дома. Своим кротким нравом она понравилась им. Это о многом говорит.
Царица не смогла успокоиться и, взявшись за дело сама, отравила царевну, успокоившись, вернулась домой. Она никак не ожидала, что доброта победит и не смогла этого перенести. Злоба и ненависть не украшает и не здоровья не добавляет.
Александр Сергеевич дальше показывает, что жених поехал за своей невестой и ему помогают не только люди, но и природа, ветер, месяц, солнышко оживают. Они разговаривают, и каждый старается помочь.
Сказка заканчивается тем, что царевна с женихом возвращаются домой. В этот момент от злости и безысходности умирает царица. Молодые женятся, все счастливы и только, наверное, отец царевны, оставшись опять один, будет грустить. Но самое главное, то, что добро победило!
Сочинение по сказке
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях — это история о добре и зле, о тщеславии и зависти, о верности и любви.
Проходит время. Царь забывает о своём горе. Женится на другой. Новая царица была красивой и самолюбивой. Всё время крутилась перед волшебным зеркальцем. Зеркало подтверждало или опровергало её красоту.
Пока дочь царя была маленькой, царица не испытывала не зависти не злости на неё. Она была всех милее, румянее и белее. Но как только царевна выросла, она тут же затмила царицу своей красотой. Ведь она была моложе. А красота и молодость две неразлучные сестры.
Кроме красоты царевна обладала добротой и скромностью.
Царица, услышав от зеркальца, что первенство по красоте ей больше не принадлежит, очень сильно разозлилась. Она решила, во что бы то ни стало избавиться от падчерицы-соперницы. Она приказала чернавке,- служанке,- связать и отвести в тёмный лес царевну. Связанная она не смогла бы никуда убежать. Её съели бы дикие звери.
Однако чернавка не смогла до конца выполнить приказ. Она оставила царевну в лесу. Но не связала её. В доказательство гибели царевны, чернавка принесла мачехе сердце дикого зверя.
Тем временем, царевна набредает на терем. Прибирает его и укладывается спать. Вернувшись, хозяева удивились чистоте. Стали ласково просить гостя, чтобы он показался. Предлагали. старому человеку — быть отцом. старой женщине- быть матерью. Молодому человеку — быть братом. А девушке — сестрой. Царевна вышла. С тех пор семь богатырей, а именно они были хозяевами терема, и царевна стали жить вместе.
Этим сказка не заканчивается. Злая мачеха ещё не знала, что падчерица осталась жива. Она долго не подходила к зеркалу. Была на него обижена. Но злость улеглась. И царица решила узнать она ли первая красавица на свете. Зеркало рассказало о том, что царица красива, но в лесу у богатырей живёт та, что всё же милее и красивее.
Ещё пуще царица рассердилась. Узнала у чернавки об обмане. И решила сама извести ненавистную царевну. Для этого она появилась перед теремом в обличие бедной старушки. Царевна угостила псевдо бедняжку хлебом. А та в ответ угостила её отравленным яблоком. Царевна и старушка вели разговор на расстоянии друг от друга. А гостинцами перебрасывались. Поскольку приблизиться друг к другу они не могли. Им мешал пёсик богатырей. Он почувствовал в бедной старушке опасность. Хотел уберечь царевну. Лаял. Когда старушка ушла, продолжал лаять и прыгать, пытаясь помешать царевне съесть яблоко.
Но царевна всё же откусила кусочек. И упала без памяти.
Позже вернулись с охоты богатыри. И пёсик на их глазах проглотил яблоко. И тут же умер. Поняли богатыри, что кто-то погубил их сестрицу.
Богатыри хотели похоронить царевну, но она была так свежа и прекрасна, будто не умерла, а просто уснула. Поэтому для неё соорудили хрустальный гробик и повесили на цепях в горе.
У царевны был жених. Когда царевна пропала, он стал её искать. Прошёл много путей и дорог. Совсем отчаялся. Решил обратиться к силам природы. Он спрашивал у солнышка, у месяца, у ветра. Только ветер смог ответить где невеста.
Елисей, так звали жениха, рыдая, помчался к этой горе. Разбил хрустальный гроб. И от этого царевна проснулась.
Они вернулись в царство. А царица от досады, злости и горя умерла.
На мой взгляд, царица могла бы вести себя по-другому. Ведь она была и так красива. Конечно, после того как царевна выросла она оказалась на втором месте. Ну и что. Ведь её красота совсем не ушла. Внешняя красота важно. Но ещё важнее качества души. Поэтому царевна, когда достигнет возраста мачехи, всё равно будет красивой. Ведь она обладает прекрасными качествами характера. Чего люди не смогут не заметить.
В сказке, как уже отмечалось, кроме добра и зла, зависти и тщеславия, были затронуты любовь и верность. Любовь Елисея и царевны смогла всё преодолеть. Верность возлюбленных сохранила их друг для друга. Ведь богатыри предлагали ей стать кому-нибудь из них женой. Но царевна объяснила, что она уже невеста.
А Елисей верно и преданно искал свою любимую. Такая любовь и преданность жениха стоит уважения.
Также читают:
Картинка к сочинению По Сказке о мертвой царевне
Популярные сегодня темы
Свое свободное время я привыкла проводить за своим хобби, но не всегда получается весь день посвятить этому. Выходной день у меня один – это воскресение.
Любовь. Как же много смысла кроется в одном слове. Любовь не просто чувство, любовь – это нечто более глубокое и серьезное. Она приносит и радость, и боль, и счастье, и печаль. В любви сокрыто многое.
Сказка рассказывает о борьбе добра со злом. В образе добра представлена молодая царевна. Девушка рано потеряла мать, воспитывается в семье отца и мачехи.
Зло олицетворяет собой жена царя. Это молодая, на редкость привлекательная женщина, но с очень плохим характером. Она высокомерная, строптивая и очень самолюбивая особа. В своём государстве царица — первая красавица. Это всё время подтверждает её волшебное зеркальце, в которое женщина постоянно любуется собой.
Между тем, падчерица подрастает и становится день ото дня всё краше. К тому же, в отличие от мачехи, у неё добрый и покладистый характер. Для такой славной девушки находится и жених соответствующий — королевич Елисей. Влюблённые готовятся к свадьбе, но их планы нарушает царица.
При очередном вопросе к зеркальцу о подтверждении своей красоты, царица получает неожиданно неприятный для неё ответ, что царевна красивее её. Разъярённая мачеха принимает решение устранить неугодную ей соперницу. Она отправляет падчерицу в лес на растерзание хищникам. Служанка, сопровождающая царевну, пожалев её, оставляет в лесу несвязанной, тем самым сохраняет девушке жизнь. Поплутав в лесу, царевна находит себе приют в тереме богатырей, которые принимают её в свою семью, как сестру. Девушке прекрасно живётся в лесу. Днём братья уходят на охоту, а царевна остаётся хозяйкой в доме. Они прекрасно ладят между собой.
Между тем Королевич Елисей, не может смириться с пропажей невесты, ищет её по всему свету и находит в горах мёртвой. В отчаянии он разбивает гроб, и царевна оживает. Влюблённые счастливы и возвращаются в царство.
Коварная царица не может пережить возвращения царевны и от злости и зависти умирает. Королевич Елисей с царевной играют свадьбу. Всё заканчивается хорошо.
Таким образом, Пушкин даёт нам понять, что главная красота в человеке – его духовные качества.
Вариант 2
Произведение рассказывает читателю о борьбе двух героинь-женщин, добро борется со злом. Также в сказке рассказывается о тщеславии, завести и любви.
В сказке рассказывается об одной положительной героине, доброй и красивой девушке, которая случайно оказывается в густом лесу. В этом лесу она наткнулась на терем, в котором проживают братья-богатыри. У девушки очень доброе и открытое сердце, а по происхождению она является царевной. Молодые люди решили приютить девушку у себя в доме и полюбили ее. Девушка, несмотря на то, что она царевна, не пугалась никакой работы по дому, она готовила. Убиралась, стирала вещи. Относятся братья к ней тепло и ласково, также, как и девушка к ним.
В один день богатыри поняли, что полюбил царевну, как женщину, а не как сестру и попросили ее выбрать одного из них, а для других она будет оставаться сестрой, как и прежде. Царевна же на это попросила прощение и сказала, что не будет делать выбор, так как у нее уже имеется жених. Царевна очень любит своего жениха королевича Елисея и будет всегда любить, даже если они никогда больше не увидятся.
В произведении речь идет и о второй героине-отрицательном персонаже. Героиня также обладает красотой, но она очень злая, коварная и бессердечная. Царица всегда крутилась возле зеркала и любовалась своей красотой, зеркало же в ответ подтверждала ее слова, но до тех пор пока не выросла царевна, которая и была всех красивее на свете.
В произведении злая царица то и спровадила красавицу царевну в лес, она надеялась на то, что девушка больше никогда не вернется из этого леса и ее съедят дикие звери. Мачеха завидовала девушке, ведь та была моложе и красивее ее. Царевна своей молодостью и внешностью затмила завистливую мачеху. Хотя сама девушка никогда не приносила ей зла и вреда, а даже наоборот. Царица-мачеха так и не смогла смириться с царевной и ее красотой и пытается ее убить еще раз. Царица пришла в терем к красавице в облике бедной старушки и дала девушке яблоко, которое было содержало яд. На этой раз ей удалось это, и царевна умирает. Но возлюбленный девушки Елисей, оживил царевну, поцеловав ее. Любовь и верность Елисей и царевны помогли им все преодолеть.
В данной сказке, как и во всех, добро победило зло. И учит читателя тому, что всякое зло будет наказано и уничтожено. В конце сказки злая царица умерла, когда увидела, что молодая и красивая падчерица все же жива. Она умерла от своей досады, злобы. Злая мачеха получила по заслугам за свою злость и зависть.
развивать представления учащихся о добре; воспитывать стремление совершать добрые дела
Читайте также:
- Защита отечества долг или священная обязанность сочинение
- Сочинение по кубановедению 5 класс
- Музыка в произведениях русских писателей сочинение
- Путешествие гарри поттера сочинение
- Сочинение язык как орудие