Побудительное предложение в рассказе чарушина томка

текст.
У охотника я увидел пёсика.
Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…
От этого пёсика, говорит, есть щенки.
Идите и поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие – только что научились ходить.
«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.
— А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует? Щенок начал искать. Других щенков всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой этого лижет – уговаривает не сердиться.
И вот последний стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».
Назвал его Томкой. И стал растить помощника. (По Е. Чарушину )
По Е. Чарушину

Подчеркни номер правильного ответа.
1. Определи жанр произведения:
1.Сказка 2. Рассказ 3. Повесть
2. От чьего имени идёт повествование?
1. От имени автора 2. От имени охотника 3. От имени щенят
3. Сколько было щенков у охотника?
1. Пять щенков 2. Три щенка 3. Четыре щенка
4. На каком щенке остановил выбор автор?
1. На щенке, который рычал и дрался 2. На щенке, который ел да спал 3. На щенке, который грыз деревяшку
5. Что делают маленькие щенята, когда у них чешутся зубки?
1. Что-нибудь грызут 2. Чистят щёткой 3. Крепко спят
6. Кого хотел вырастить из щенка новый хозяин?
1. Охранника 2. Помощника 3. Злую собаку
Запиши ответ в строчку.
7. Восстанови последовательность пунктов плана.
1. Щенок выбран 2. Щенок будет расти помощником 3. Приглашение охотника 4. Какие все щенята разные.
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
8. Какое имя дал щенку новый хозяин?
………………………………………………………………………………………………………………………………………
9. Согласно содержанию текста закончи предложение
Ленивый щенок тот, который …………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
Злой щенок тот, который ………………………………………………………………………………………….
и со всеми ……………………………………………………………………………………………………………………
10. Выпиши из текста побудительное предложение
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
11. Используя текст произведения, восстанови предложение.
И вот он стал ………………………………………………………, …………………………………………………. и ………………………
………………………………………………………………… к тому месту, куда я её ……………………………………. .
12. Дай полный ответ (3-4 предложения) на вопрос.
Понравился тебе данный текст и чем?
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..

Восстанови последовательность событий в тексте. Расставь цифры в нужном порядке.

Правильная последовательность событий рассказа «Томка испугался»

1. Я взял его с собой на охоту.

2. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется.

3. Только никого поймать не может.

4. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка — с кошку ростом кажется.

Понравился тебе герой или нет? Опиши Томку.

Герой рассказа Чарушина «Томка испугался» мне очень симпатичен. Томка ещё маленький щенок, наивный, пугливый, любит играть и очень любопытный.

Задай сам вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:

Кто гонялся за стрекозами, бабочками и ловил кузнечиков на лугу?

Кто разбудил уставшего щенка Томку?

Почему вначале корова показалась щенку маленькой?

Почему при приближении к корове она стала увеличиваться в размерах?

Почему Томка испугался коровы?

Перескажи текст подробно. Сначала подчеркни в тексте слова, которые ты будешь использовать, опиши события, которые происходили. Определи основную мысль. Составь план.

Подробный пересказ текста Чарушина «Томка испугался» для 2 класса

Когда Томка был ещё маленьким щеночком, автор взял его с собой на охоту.

Томка бегал по лугу, пытался догнать стрекоз и бабочек и так устал от догонялок, что уснул.

Хозяин не будил Томку, так как видел, что щенок устал.

Через полчаса прилетел шмель и разбудил своим жужжанием Томку.

Томка спросонья не сообразил кто его и разбудил.

Повернувшись щенок увидел корову и решил что это она его разбудила.

Корова показалась Томке маленькой издалека, и он побежал к ней.

По мере того как Томка подбегал к корове, корова становилась всё больше и больше.

Размеры коровы всё больше пугали Томку.

А когда щенок подбежал к ней, вдруг корова шевельнулась.

Вот тогда Томка окончательно испугался и побежал во весь дух от неё.

Щенок так испугался коровы, что больше никогда к ней близко не подходил.

План пересказа текста Чарушина «Томка испугался»

1) Томка первый раз на охоте

2) Щенок устал догонять бабочек и стрекоз и уснул под кочкой.

3) Шмель разбудил щенка.

4) Сонный Томка увидел корову и подумал, что она его разбудила.

5) Томка решил загрызть корову и побежал к ней.

6) При приближении к корове она стала увеличиваться в размерах.

7) Корова зашевелилась и очень испугала Томку.

8) Щенок от испуга убежал от коровы и никогда больше не подходил к коровам.

Главная мысль рассказа Чарушина «Томка испугался»

Всё не так, как кажется с первого взгляда.

Подсказка:

  • Краткая биография Евгения Чарушина для презентации

_______

Урок литературного чтения

2 класс

Евгений Чарушин «Томка»

Цели: обобщение начальных представлений о сюжете (элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка), введение самого понятия «сюжет»

Задачи: 1. основная задача — учить понимать текст.

2. познакомить учащихся с произведениями Е.Чарушина.

Сегодня мы продолжим нашу исследовательскую работу. Мы будем путешествовать по какой стране? (литературной). Будем путешествовать и вооружаться знаниями.

У вас открыты книги на стр.42-43.

Внимательно  посмотрите  и  скажите  с  чем  мы  будем  сегодня работать?

проза

рассказ

иллюстрации

Какой же рассказ мы будем читать? Заглавие назовите (заголовок «Томка». Кто его написал? (автор — писатель Е.Чарушин)

Познакомьтесь: Е.И.Чарушин.

Дети, кто знаком с рассказами Е.Чарушина, а кому из вас родители уже читали рассказы Е.И.Чарушина. Вижу, что мало кто из вас знаком с его творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас еще все впереди. Вы научились читать и теперь сами сможете их прочесть. А сегодня мои помощники подготовили для вас небольшой обзор произведений Е.И.Чарушина.

Пожалуйста, ребята.

Дети, покажите книги Е.И.Чарушина, назовите их, скажите, о ком рассказ и зачитайте отрывок особенно интересный.

Ну, что захотелось вам прочитать эти рассказы?

  • О ком пишет писатель? (о природе, о животных)
  • Что о писателе можете рассказать?
  • Каким   человеком    был   Е.И.Чарушин?    (наблюдательным,
    любил природу)

Рассказ учителя об авторе.

Е.И.Чарушин настоящий мастер детской книги. Он очень любил природу. Маленьким мальчиком он ходил с мамой в лес, приносил оттуда различные интересные растения, украшал ими сад. В доме было много птиц и зверей. Одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали, но общение с животным миром не прекращалось никогда.

А может из вас кто-то знает только писателем был Е.И.Чарушин?

Он был еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Е.И.Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40-50 годы 20 века.

Куда ставим флажок на ленте времени? Кто поставит флажок? (дети определяют место флажка на ленте времени).

А теперь настало время предложить вам познакомиться с рассказом.

  • о ком будет рассказ?
  • Кого можно назвать Томкой? (собаку, кошку, корову, попугая,
    козу)

Давайте проверим! Послушай рассказ.

Вопросы после первичного чтения:

  • понравился вам Томка?
  • А все ли слова вам понятны? А мне не понятно!

загрызать -укусить, ухватить зубами;

посласъ корова ела, щипала травку на лугу (хором с доски)

  • кто главный герой рассказа? (Томка)
  • почему? (о нем говорится в рассказе)

прочитайте     самостоятельно     жужжащим     чтением     рассказ. Пожужжите, а я послушаю.

  • так о чем рассказ? (о щенке)
  • вы так думаете?

Внимательно   просмотрите   текст   рассказа   и   найдите   слова, доказывающие, что это щенок.

(загрызать, хвост кверху, нюхает)

  • Хорошо, доказали вы, что это щенок. А я вот думаю, может
    быть это взрослая собака? Возразите мне и определите точно.
  • Иллюстрации   показывают,   что   это   щенок?   Ну,   теперь
    согласна с вами.
  • Как  вы  думаете,  кто  эти  иллюстрации  рисовал?  Он  сам
    Е.Чарушин рисовал
  • Рассмотрим иллюстрации повнимательнее
  • Да, ребята, это действительно, щенок, охотничий  щенок, и у
    писателя есть целая книга о нем

Давайте поработаем. Будем исследовать текст и иллюстрации на стр.43, находим связь.

Найдите в рассказе предложения, которые соответствуют каждой иллюстрации. Сколько их? (9 предложений — 6 рисунков)

1,2 предл. — 1 рис.

   3 предл. — 2 рис.

4-5 предл. — 3 рис.

6-7 предл. — 4 рис.

    8 предл. — 5 рис.

  • Подходят эти иллюстрации к нашему рассказу?
  • А теперь попробуем прочитать так, чтобы было слышно где
    Томка
    герой, храбрец, а где трусишка, (выразительно читают)

(герой) Томка увидел корову и побежал к ней. А корова … Бежит

Томка.

(Выразительно читаем, покажем голосом его настроение)

(удирает) Тут Томка …

Он близко …

В это время … И побежал …

— Дети, как вы считаете, этот рассказ героический или юмористический? (Томка смешной, никогда не видел корову. Он не знает, что когда приближаемся к предмету, то он увеличивается)

Вспомним трех сестриц:

завязка

кульминация

развязка

— еще раз внимательно посмотрите на рисунки и определите, какие из них соответствующие нашим литературным сестрицам. Какая?

1 сестрица

завязка

А что такое завязка?

Какие рисунки соответствуют завязке? 1,2

2 сестрица

кульминация

Что это? (самый напряженный момент, что же будет) Какой рисунок? 6

развязка

6 рисунок

а знаете, как называется литературный отец этих сестриц?

Так повторим

—   прочитайте предложение, соответствуют

Докажите предл. из текста

Читают: 1-2 предл.

8 предл., 9 предл.

Доказали мы?

—        а теперь давайте сравним «котенка Гава» Г.Остера и «Томку».
Где рассказ, а где «сказка»? Докажите.

(«Томка» — это рассказ. Это может быть на самом деле, «котенок Гав» — сказка, вымысел. Такого быть не может. Потому что животные разговаривают).

А кто знает , как о щенке мог бы написать ученый? Подсказка: поросенок детеныш свиньи, щенок детеныш собаки

  • а как бы написал ты? (я написал бы какого он размера и
    обязательно какого цвета его шерсть)
  • а как называется цвет шерсти собаки? (окрас)
  • у  Томки  какой  он,  как  вы  думаете?  (рыжий  с  черными
    пятнами)

А еще можно сказать что этот щенок относится к породе охотничьих собак.

Послушайте, вот что сказано о собаках в словаре (показываю словарь). Это сообщение подготовил нам (Дима) (показывает словарь).

Собака — домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая собака. Охотничья собака.

Физ.минута. Здесь коротко говорится о том, что означает слово

собака. А вы поищите еще сведения о собаке.

А   сейчас   каждый   из   вас   Томка   —   щенок,   шаловливый   и

любопытный, маленький.

Нам нужна мудрая корова.

  • Как живешь? — Как берешь?
  • Как идешь? — А даешь?
  • А бежишь? — Как малыш?
  • Ночью спишь? — А грозишь.

Прочитай, подумай, предложи задания.

Слова: трусливый, осторожный, смелый, крупная, решительный,

любопытный, небольшая, огромная

(на группы) Что ты подметил? женский род , мужской род

Куда бы в текст по смыслу подошли эти слова? Обсуди в парах давайте попробуем вставить слова.

малюсенькая 2пр. А корова паслась небольшая подбежал поближе

крупна, огромная —тут Томка …

смелый, решительный любопытный — бежит Томка…

осторожный — он близко не подошел

трусливый — в это время шевельнулась.

Самостоятельная работа

У вас на партах карточки. Прочитайте, посоветуйтесь в парах, обменяйтесь мнениями, подчеркните те слова, которые подойдут к нашему герою. А кто главный герой в рассказе? (Томка). Работаем. Проверяем. Какие слова выделили.

  • Скажите,   а   как   чувствует   себя   Томка,   столкнувшись   с
    коровой?
  • Испугался, обиделся.
  • А на кого же он обиделся?
  • На всех, на мир, он еще глупый. Потому что маленький.
  • Вам его жалко?
  • Жалко, даже страшно было.

—        А мне нет — он глупый и ничего не понимает.

Посмотрите на рисованные модели.

  • Что они отражают, показывают? (настроение
  • Выбери модель, показывающую настроение нашего героя в
    момент встречи с коровой. Нарисуй рядом со словом
    страх.
  • Что это? Догадайся, (герой испугался)

СТРАХ

—        а теперь выбери модель и нарисуй в нижнем правом углу
карточки. Покажи свое настроение в данный момент.

Итог урока:

  • Что понравилось на уроке?
  • Что узнал нового?
  • Кто захотел прочитать рассказы Е.Чарушина?

А теперь крепко потрите свои ладоши так, чтобы жарко стало. Быстро передайте тепло своему соседу, соедините ладошки с ладошками соседа, покажите соседу свое настроение. На этом мы и заканчиваем наше путешествие в литературную страну.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Не пропустите также:

  • Побудет дома как пишется слово правильно
  • Повести белкина все рассказы список
  • Побудем или побудим как пишется
  • Повести белкина александр сергеевич пушкин краткий рассказ
  • Побреюсь или поброюсь как правильно пишется

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии