текст.
У охотника я увидел пёсика.
Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…
От этого пёсика, говорит, есть щенки.
Идите и поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие – только что научились ходить.
«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.
— А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует? Щенок начал искать. Других щенков всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой этого лижет – уговаривает не сердиться.
И вот последний стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».
Назвал его Томкой. И стал растить помощника. (По Е. Чарушину )
По Е. Чарушину
Подчеркни номер правильного ответа.
1. Определи жанр произведения:
1.Сказка 2. Рассказ 3. Повесть
2. От чьего имени идёт повествование?
1. От имени автора 2. От имени охотника 3. От имени щенят
3. Сколько было щенков у охотника?
1. Пять щенков 2. Три щенка 3. Четыре щенка
4. На каком щенке остановил выбор автор?
1. На щенке, который рычал и дрался 2. На щенке, который ел да спал 3. На щенке, который грыз деревяшку
5. Что делают маленькие щенята, когда у них чешутся зубки?
1. Что-нибудь грызут 2. Чистят щёткой 3. Крепко спят
6. Кого хотел вырастить из щенка новый хозяин?
1. Охранника 2. Помощника 3. Злую собаку
Запиши ответ в строчку.
7. Восстанови последовательность пунктов плана.
1. Щенок выбран 2. Щенок будет расти помощником 3. Приглашение охотника 4. Какие все щенята разные.
…………………………………………………………………………………………………………………………………….
8. Какое имя дал щенку новый хозяин?
………………………………………………………………………………………………………………………………………
9. Согласно содержанию текста закончи предложение
Ленивый щенок тот, который …………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
Злой щенок тот, который ………………………………………………………………………………………….
и со всеми ……………………………………………………………………………………………………………………
10. Выпиши из текста побудительное предложение
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
11. Используя текст произведения, восстанови предложение.
И вот он стал ………………………………………………………, …………………………………………………. и ………………………
………………………………………………………………… к тому месту, куда я её ……………………………………. .
12. Дай полный ответ (3-4 предложения) на вопрос.
Понравился тебе данный текст и чем?
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………………………………..
Восстанови последовательность событий в тексте. Расставь цифры в нужном порядке.
Правильная последовательность событий рассказа «Томка испугался»
1. Я взял его с собой на охоту.
2. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется.
3. Только никого поймать не может.
4. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка — с кошку ростом кажется.
Понравился тебе герой или нет? Опиши Томку.
Герой рассказа Чарушина «Томка испугался» мне очень симпатичен. Томка ещё маленький щенок, наивный, пугливый, любит играть и очень любопытный.
Задай сам вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:
Кто гонялся за стрекозами, бабочками и ловил кузнечиков на лугу?
Кто разбудил уставшего щенка Томку?
Почему вначале корова показалась щенку маленькой?
Почему при приближении к корове она стала увеличиваться в размерах?
Почему Томка испугался коровы?
Перескажи текст подробно. Сначала подчеркни в тексте слова, которые ты будешь использовать, опиши события, которые происходили. Определи основную мысль. Составь план.
Подробный пересказ текста Чарушина «Томка испугался» для 2 класса
Когда Томка был ещё маленьким щеночком, автор взял его с собой на охоту.
Томка бегал по лугу, пытался догнать стрекоз и бабочек и так устал от догонялок, что уснул.
Хозяин не будил Томку, так как видел, что щенок устал.
Через полчаса прилетел шмель и разбудил своим жужжанием Томку.
Томка спросонья не сообразил кто его и разбудил.
Повернувшись щенок увидел корову и решил что это она его разбудила.
Корова показалась Томке маленькой издалека, и он побежал к ней.
По мере того как Томка подбегал к корове, корова становилась всё больше и больше.
Размеры коровы всё больше пугали Томку.
А когда щенок подбежал к ней, вдруг корова шевельнулась.
Вот тогда Томка окончательно испугался и побежал во весь дух от неё.
Щенок так испугался коровы, что больше никогда к ней близко не подходил.
План пересказа текста Чарушина «Томка испугался»
1) Томка первый раз на охоте
2) Щенок устал догонять бабочек и стрекоз и уснул под кочкой.
3) Шмель разбудил щенка.
4) Сонный Томка увидел корову и подумал, что она его разбудила.
5) Томка решил загрызть корову и побежал к ней.
6) При приближении к корове она стала увеличиваться в размерах.
7) Корова зашевелилась и очень испугала Томку.
Щенок от испуга убежал от коровы и никогда больше не подходил к коровам.
Главная мысль рассказа Чарушина «Томка испугался»
Всё не так, как кажется с первого взгляда.
Подсказка:
- Краткая биография Евгения Чарушина для презентации
_______
Урок литературного чтения
2 класс
Евгений Чарушин «Томка»
Цели: обобщение начальных представлений о сюжете (элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка), введение самого понятия «сюжет»
Задачи: 1. основная задача — учить понимать текст.
2. познакомить учащихся с произведениями Е.Чарушина.
Сегодня мы продолжим нашу исследовательскую работу. Мы будем путешествовать по какой стране? (литературной). Будем путешествовать и вооружаться знаниями.
У вас открыты книги на стр.42-43.
Внимательно посмотрите и скажите с чем мы будем сегодня работать?
проза
рассказ
иллюстрации
Какой же рассказ мы будем читать? Заглавие назовите (заголовок «Томка». Кто его написал? (автор — писатель Е.Чарушин)
Познакомьтесь: Е.И.Чарушин.
Дети, кто знаком с рассказами Е.Чарушина, а кому из вас родители уже читали рассказы Е.И.Чарушина. Вижу, что мало кто из вас знаком с его творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас еще все впереди. Вы научились читать и теперь сами сможете их прочесть. А сегодня мои помощники подготовили для вас небольшой обзор произведений Е.И.Чарушина.
Пожалуйста, ребята.
Дети, покажите книги Е.И.Чарушина, назовите их, скажите, о ком рассказ и зачитайте отрывок особенно интересный.
Ну, что захотелось вам прочитать эти рассказы?
- О ком пишет писатель? (о природе, о животных)
- Что о писателе можете рассказать?
- Каким человеком был Е.И.Чарушин? (наблюдательным,
любил природу)
Рассказ учителя об авторе.
Е.И.Чарушин настоящий мастер детской книги. Он очень любил природу. Маленьким мальчиком он ходил с мамой в лес, приносил оттуда различные интересные растения, украшал ими сад. В доме было много птиц и зверей. Одни из них жили постоянно, других лечили и выпускали, но общение с животным миром не прекращалось никогда.
А может из вас кто-то знает только писателем был Е.И.Чарушин?
Он был еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Е.И.Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40-50 годы 20 века.
Куда ставим флажок на ленте времени? Кто поставит флажок? (дети определяют место флажка на ленте времени).
А теперь настало время предложить вам познакомиться с рассказом.
- о ком будет рассказ?
- Кого можно назвать Томкой? (собаку, кошку, корову, попугая,
козу)
Давайте проверим! Послушай рассказ.
Вопросы после первичного чтения:
- понравился вам Томка?
- А все ли слова вам понятны? А мне не понятно!
загрызать -укусить, ухватить зубами;
посласъ корова — ела, щипала травку на лугу (хором с доски)
- кто главный герой рассказа? (Томка)
- почему? (о нем говорится в рассказе)
прочитайте самостоятельно жужжащим чтением рассказ. Пожужжите, а я послушаю.
- так о чем рассказ? (о щенке)
- вы так думаете?
Внимательно просмотрите текст рассказа и найдите слова, доказывающие, что это щенок.
(загрызать, хвост кверху, нюхает)
- Хорошо, доказали вы, что это щенок. А я вот думаю, может
быть это взрослая собака? Возразите мне и определите точно. - Иллюстрации показывают, что это щенок? Ну, теперь
согласна с вами. - Как вы думаете, кто эти иллюстрации рисовал? Он сам
Е.Чарушин рисовал - Рассмотрим иллюстрации повнимательнее
- Да, ребята, это действительно, щенок, охотничий щенок, и у
писателя есть целая книга о нем
Давайте поработаем. Будем исследовать текст и иллюстрации на стр.43, находим связь.
Найдите в рассказе предложения, которые соответствуют каждой иллюстрации. Сколько их? (9 предложений — 6 рисунков)
1,2 предл. — 1 рис.
3 предл. — 2 рис.
4-5 предл. — 3 рис.
6-7 предл. — 4 рис.
8 предл. — 5 рис.
- Подходят эти иллюстрации к нашему рассказу?
- А теперь попробуем прочитать так, чтобы было слышно где
Томка герой, храбрец, а где трусишка, (выразительно читают)
(герой) — Томка увидел корову и побежал к ней. А корова … Бежит
Томка.
(Выразительно читаем, покажем голосом его настроение)
(удирает) — Тут Томка …
Он близко …
В это время … И побежал …
— Дети, как вы считаете, этот рассказ героический или юмористический? (Томка смешной, никогда не видел корову. Он не знает, что когда приближаемся к предмету, то он увеличивается)
Вспомним трех сестриц:
завязка |
кульминация |
||
развязка |
— еще раз внимательно посмотрите на рисунки и определите, какие из них соответствующие нашим литературным сестрицам. Какая?
1 сестрица
завязка
А что такое завязка?
Какие рисунки соответствуют завязке? 1,2
2 сестрица
кульминация
Что это? (самый напряженный момент, что же будет) Какой рисунок? 6
развязка
6 рисунок
а знаете, как называется литературный отец этих сестриц?
Так повторим
— прочитайте предложение, соответствуют
Докажите предл. из текста
Читают: 1-2 предл.
8 предл., 9 предл.
Доказали мы?
— а теперь давайте сравним «котенка Гава» Г.Остера и «Томку».
Где рассказ, а где «сказка»? Докажите.
(«Томка» — это рассказ. Это может быть на самом деле, «котенок Гав» — сказка, вымысел. Такого быть не может. Потому что животные разговаривают).
А кто знает , как о щенке мог бы написать ученый? Подсказка: поросенок — детеныш свиньи, щенок — детеныш собаки
- а как бы написал ты? (я написал бы какого он размера и
обязательно какого цвета его шерсть) - а как называется цвет шерсти собаки? (окрас)
- у Томки какой он, как вы думаете? (рыжий с черными
пятнами)
А еще можно сказать что этот щенок относится к породе охотничьих собак.
Послушайте, вот что сказано о собаках в словаре (показываю словарь). Это сообщение подготовил нам (Дима) (показывает словарь).
Собака — домашнее животное семейства псовых. Служебные собаки. Комнатные собаки. Дворовая собака. Охотничья собака.
Физ.минута. Здесь коротко говорится о том, что означает слово
собака. А вы поищите еще сведения о собаке.
А сейчас каждый из вас Томка — щенок, шаловливый и
любопытный, маленький.
Нам нужна мудрая корова.
- Как живешь? — Как берешь?
- Как идешь? — А даешь?
- А бежишь? — Как малыш?
- Ночью спишь? — А грозишь.
Прочитай, подумай, предложи задания.
Слова: трусливый, осторожный, смелый, крупная, решительный,
любопытный, небольшая, огромная
(на группы) Что ты подметил? женский род , мужской род
Куда бы в текст по смыслу подошли эти слова? Обсуди в парах давайте попробуем вставить слова.
малюсенькая — 2пр. А корова паслась небольшая — подбежал поближе
крупна, огромная —тут Томка …
смелый, решительный любопытный — бежит Томка…
осторожный — он близко не подошел
трусливый — в это время шевельнулась.
Самостоятельная работа
У вас на партах карточки. Прочитайте, посоветуйтесь в парах, обменяйтесь мнениями, подчеркните те слова, которые подойдут к нашему герою. А кто главный герой в рассказе? (Томка). Работаем. Проверяем. Какие слова выделили.
- Скажите, а как чувствует себя Томка, столкнувшись с
коровой?
- Испугался, обиделся.
- А на кого же он обиделся?
- На всех, на мир, он еще глупый. Потому что маленький.
- Вам его жалко?
- Жалко, даже страшно было.
— А мне нет — он глупый и ничего не понимает.
Посмотрите на рисованные модели.
- Что они отражают, показывают? (настроение
- Выбери модель, показывающую настроение нашего героя в
момент встречи с коровой. Нарисуй рядом со словом страх.
- Что это? Догадайся, (герой испугался)
СТРАХ
— а теперь выбери модель и нарисуй в нижнем правом углу
карточки. Покажи свое настроение в данный момент.
Итог урока:
- Что понравилось на уроке?
- Что узнал нового?
- Кто захотел прочитать рассказы Е.Чарушина?
А теперь крепко потрите свои ладоши так, чтобы жарко стало. Быстро передайте тепло своему соседу, соедините ладошки с ладошками соседа, покажите соседу свое настроение. На этом мы и заканчиваем наше путешествие в литературную страну.