Почему басня похожа на рассказ

Мы попадаем в таинственный мир литературы в самом раннем детстве. Сначала мамы и бабушки читают нам сказки, учат с нами стихотворения и басни. Уже в начальной школе дети знакомятся с такими жанрами литературы как сказка, рассказ и басня. С возрастом мы узнаем, что такое новеллы, повести, романы и приобретаем себе друзей, которые сопровождают нас всю жизнь – это любимые книги.

Литература – уникальный синтез науки и искусства, который, в первую очередь, имеет огромное воспитательное значение, а также дает эстетическое наслаждение.

Но чтобы хорошо разбираться в литературных произведениях, нужно знать, что в ней существуют направления, разновидности и жанры, которые необходимо знать каждому образованному человеку. Например, чтобы точно ответить на вопрос: чем отличается басня от рассказа, нужно знать, что такое басня и что такое рассказ и их специфические особенности.

Содержание

  1. Определение басни
  2. Определение рассказа
  3. Сравнение басни и рассказа
  4. Отличия басни и рассказа

Определение басни

Басня – это прозаическое или поэтическое короткое произведение художественной литературы, для которого характерно использование аллегории, нравоучительная мораль и ясный и краткий вывод.

Басня

Иллюстрация к басне Ивана Крылова «Лисица и виноград».

Говоря о басне, мы всегда вспоминаем таких великих баснописцев как Эзоп, Лафонтен, Иван Андреевич Крылов. Нужно сказать, что многие басни получили вторую жизнь в поэзии. Поскольку И.А. Крылов перелагал на стихи прозаические произведения Лафонтена, а сам французский философ и писатель использовал как произведения Эзопа, греческого философа, жившего в 5 веке до н.э., так и притчи Леонардо да Винчи, гениального художника и инженера эпохи Возрождения.

И в наше время многие люди любят басни за их краткость, живость, благозвучный язык и острую сатиру.

Определение рассказа

Рассказ – небольшое по объему эпическое произведение художественной литературы, он имеет точно выверенный сюжет, построенный в виде эпизода из реальной жизни главного героя или автора-рассказчика. При подробном анализе рассказа мы может сделать выводы о характере героя, мотивации его поступков и жизненных целях.

Рассказ

Пример рассказа из детской книги.

Непревзойденными мастерами рассказа являются А.П. Чехов, С.Цвейг, Ивлин Во, Л.Пиранделло, О.Генри и многие-многие другие.

Сравнение басни и рассказа

Ответить на вопрос: чем басня отличается от рассказа, можно довольно легко. В рассказе все подчинено сюжету и фабуле, то есть построено по четким причинно-следственным связям. Автор этого художественного произведения моет использовать любые изобразительно – выразительные средства, а также использует скрытую информацию для более глубокого осмысления произведения.

Довольно часто автор использует описания природы для более точной передачи эмоционального состояния героя, ил описания интерьера для лучшего раскрытия его характера и привычек.

Чаще в рассказе поверстается о реальных событиях, которые могли произойти или даже произошли в действительности. Это, конечно, если говорить о направлении в литературе- реализм. Бывают и фантастические, и мистические, и исторические рассказы, которые строятся полностью на авторском домысле, но и в них раскрывается характер главного героя, попавшего в необычные обстоятельства, требующие от него нетрадиционных решений.

Рассказ, несомненно, может содержать в себе некоторые элементы сатиры, иносказания и аллегории, но не это является главным для произведений данного жанра. Все эти особенности используются только как стилистические особенности.

Рассказы русских писателей

Если говорить о композиции басни и рассказа, то и в них имеются существенные различия. Басня состоит, в большинстве случаев, из одной большой основной части, а мораль сообщаемая автором может быть как в начале, так и в конце.

Рассказ же можно четко разделить на все составляющие текста- повествования: завязка, развитие действие, острая кульминация и развязка. Даже если автор дает открытую концовку, и читатели должны сами домыслить, что же произойдет в дальнейшем с главным героем, все равно все составляющие выдержаны.

Рассказ вовсе не всегда дает какой-о нравоучительный вывод, а басня – всегда. Познакомившись с басней, читатель делает для себя нужный автору вывод.

Рассказ же направлен на то, чтобы вызывать у читателя необходимые эмоции: сопереживание, восхищение, возмущение, понимание. Мы сочувствуем главным героям, соглашаемся или протестуем против их решения. Он могут стать идеалом для подражания.

Отличия басни и рассказа

Основное отличие басни от рассказа заключается в том, что в басне используются вымышленные, фантастические ли сказочные ситуации. Часто на месте главных героев выступают животные или насекомые, которые наделены чисто человеческими качествами. И обычно каждый читающий басню может легко понять ее мораль и сделать выводы.

Это произведение очень короткое и точное, оно имеет конкретное место действия и время. Отличие рассказа от басни заключается еще и в том, что в ней высмеиваются человеческие пороки или недостатки, а порой и пороки целого общества.

Многие выражения из басен И.А. Крылова тали афоризмами и мы, не зам умываясь, говорим: «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться» или ставшее давно нарицательным выражение: «Ты все пела, это дело, так пойди же попляши».

Басня Крылова

Одна из басен Крылова – «Волк и журавль».

Прием аллегории или, как его еще называют, Эзопов язык позволяет автору  свободно изобличать пороки, присущие даже власть имеющим людям. Главное изобразительно-выразительное средство, которое использует автор басни- это олицетворение, т.е. наделение человеческими чертами представителей мира природы.

Основной отличительной чертой басни является наличие в начале или конце произведения нравоучительного вывода.

Басни, написанные два и три века тому назад, до сих пор не потеряли своей актуальности. Но в наше время к этому жанру прибегают очень мало, ведь написать рассказ гораздо проще, нежели басню. Такое под силу лишь мастерам литературного жанра, обладающим острым взглядом, отменным чувством юмора, выверенной гражданской позицией и отточенным чувством стиля.

Рассказ запоминается читателю как история, происходившая с главным героем. Первое, что приходит в голову при воспоминании о творчестве Эзопа, Лафонтена или Крылова, — «Мораль сей басни такова…» Почему так по-разному воспринимаются рассказ и басня?

Содержание статьи

  • Определение
  • Сравнение
  • Выводы TheDifference.ru

Определение

Басня – жанровая разновидность произведений художественной литературы, для которых характерны стихотворная организация текста, нравоучительность содержания, сатирический стиль изложения, использование иносказания в качестве приема художественного изображения и наличие назидательного вывода.

Рассказ – небольшое по объему авторское произведение эпического жанра, написанное в прозе. Имеет четко обозначенный сюжет, который развивается как эпизод из жизни главного героя, раскрывающий его характер, образ мыслей или мотивацию поступков.

к содержанию ↑

Сравнение

В басне вымышленные события не выходят за рамки конкретного места и времени. Они изображаются как сказочно-фантастическая или бытовая ситуация, в которой проявляются человеческие слабости, недостатки и пороки.

Прием аллегории, широко используемый в баснях, позволяет автору в иносказательной форме изобличать явления, заслуживающие осуждения и порицания, а также поднимать вопросы нравственного и морально-этического плана.

Главное средство художественной выразительности в басне – острая сатира. Персонажами могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы, благодаря приему олицетворения наделенные человеческими качествами.

Важным композиционным элементом басни является мораль – короткое высказывание, в котором заключается нравоучительный совет или вывод. Мораль чаще всего входит в заключительную часть басни, хотя иногда может предшествовать повествованию, определяя его тему и сатирическую направленность.

В рассказе повествуется о событиях, близких к реальным. Они происходят с героем при особых, исключительных обстоятельствах, в которых проявляются его личные позитивные или негативные качества.

Повествование в рассказе подчинено причинно-следственной связи: оно объединяет отдельные фрагменты художественного текста в единое целое.

Рассказ может содержать элементы сатиры, аллегорические образы и иносказания, однако их использование служит стилистической выразительности, а не является жанровым признаком для этого вида прозы.

Текст басни создается преимущественно в стихотворной форме.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Содержание басни имеет нравоучительный характер. Основой содержания рассказа является повествование о каких-либо событиях из жизни героя.
  2. Басня содержит поучение в виде краткого вывода – морали. В структуру рассказа мораль как художественный элемент не входит.
  3. В баснях используются олицетворения, метафоры, аллегория и другие виды иносказаний. В рассказе их использование имеет фрагментарный характер.
  4. Басни часто создаются в стихотворной форме.

Басни и сказки имеют немало общих особенностей: вымышленные миры, разнообразные персонажи, волшебство, интересные истории и поучительные моменты. Но при более глубоком изучении становится очевидно, что это два самостоятельных жанра художественной литературы.

Что такое басня?

Басня является небольшим нравоучительным рассказом, который представлен в виде стихотворной или прозаической формы. В основном в конце басни (изредка в начале), содержится мораль или поучительный вывод. Повествование несет в себе скрытый смысл, а персонажами там могут быть растения, вещи и животные. Басня высмеивает человеческую глупость, плохое поведение, пороки.

Считается, что родина басни – Древняя Греция, где самым известным баснописцем был Эзоп, живший в 6-5 веках до н.э. Прежде чем обрести статус литературного жанра, басня прошла несколько стадий: притчи, популярной и даже научной литературы.

Определение басни

Определение басни

В Европу этот жанр проник в эпоху Возрождения и это, большей частью, заслуга греческого языка, который быстро распространялся. А вот в русской литературе басни появились примерно в 15-16 веках. Русские писатели того времени переводили известных зарубежных баснописцев или же подражали им.

Настоящим мастером этого дела стал Иван Андреевич Крылов. Своим умением писать басни Крылов превзошел всех русских и многих зарубежных писателей. Поэтому его творчество множество раз переводилось на другие языки.

Интересный факт: Крылов написал первую басню в 37 лет. А в общей сложности Иван Андреевич представил миру больше двухсот произведений.

Животные басни – истории, в которых звери ведут себя как люди. Например, сова обладает мудростью, а лиса ассоциируется с хитростью, гусь глуп, змея коварна, а лев – пример храбрости и мужественности.

Что такое сказка? Виды и жанры

Сказка является одним из фольклорных либо литературных жанров. Это произведение эпическое или прозаическое, в котором присутствует бытовой, героический либо волшебный сюжет. Характерной чертой сказки является отсутствие историчности, а сюжет – вымышленный.

Фольклорная сказка – эпический жанр устного и письменного народного творчества. Это повествование о каких-то вымышленных событиях из фольклора различных народностей. Также не стоит путать сказочный фольклор с повествованием, которое позиционирует себя как «достоверное» произведение (легенда, духовные стихи, былины, мифы, предания и т.д.).

Литературная сказка относится также к эпическому жанру. Ориентирована на вымысел, который связан с народной сказкой, однако у нее должен быть автор. Литературная сказка может быть похожей на фольклорную или относиться к дидактической литературе, где в качестве основы берутся не фольклорные сюжеты.

Определение сказки

Определение сказки

Выделяют несколько жанровых сказок:

  • волшебная;
  • анекдотическая;
  • о животных;
  • небылица;
  • новеллистическая.

Волшебные сказки отличаются сложной композицией. В них присутствуют завязка сюжета, его развитие, кульминационный момент и развязка. Сюжет построен, как правило, на преодолении каких-то неудач или потерь главными героями не без помощи чудес и волшебства.

Сказка анекдотического жанра практически ничем не отличается от обыкновенного анекдота. При этом повествование в ней происходит более развернуто.

Интересный факт: известный персонаж сказок барон Мюнхгаузен был реальным человеком, который любил «приукрасить» свои приключения.

Животный эпос или сказка о животных – это произведение, в котором главные действующие лица – разные предметы, звери, растения, природные явления и т.д. При этом животные могут выступать главными или второстепенными героями. Существует несколько авторских классификаций таких сказок. Большинство русских сказок о животных предназначается детской аудитории.

Басня как жанр

Басня как жанр

В сказках-небылицах сюжет обычно является бессмысленным и комичным. Такие произведения зачастую бывают небольшого объема и в виде ритмизованной прозы. Выступают особым фольклорным жанром.

Социально-бытовая новеллистическая сказка по структуре больше всего похожа на волшебную. Отличается же она большей реалистичностью. Героями выступают обычные люди, а действия происходят в настоящем мире без волшебства.

Разница между басней и сказкой

Отличия между баснями и сказками:

  1. Содержание. Басня представляет собой небольшой поучительный рассказ. Обычно он состоит из двух частей – это само событие и краткая, выразительная концовка либо начало. Какого-либо ярко выраженного нравоучения в сказке нет. Содержание последней заключается в событиях, которые переживает главный герой, и где добро в конце повествования торжествует.
  2. Тип произведения. Басня чаще всего представляет собой сатирическое произведение, а сказка – повествование.
  3. Средства художественной выразительности. Основным средством художественной выразительности в басне является аллегория, а в сказке – эпитеты и метафоры.
  4. Персонажи. Действующими лицами в басне являются животные (чаще всего), а в сказке – волшебные существа, люди и звери.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Чем басня отличается от рассказа. Разница между басней и рассказом

Рассказ запоминается читателю как история, происходившая с главным героем. Первое, что приходит в голову при воспоминании о творчестве Эзопа, Лафонтена или Крылова, — «Мораль сей басни такова…» Почему так по-разному воспринимаются рассказ и басня?


Определение

Басня
– жанровая разновидность произведений художественной литературы, для которых характерны стихотворная организация текста, нравоучительность содержания, сатирический стиль изложения, использование иносказания в качестве приема художественного изображения и наличие назидательного вывода.

Рассказ
– небольшое по объему авторское произведение эпического жанра, написанное в прозе. Имеет четко обозначенный сюжет, который развивается как эпизод из жизни главного героя, раскрывающий его характер, образ мыслей или мотивацию поступков.

Сравнение

В басне вымышленные события не выходят за рамки конкретного места и времени. Они изображаются как сказочно-фантастическая или бытовая ситуация, в которой проявляются человеческие слабости, недостатки и пороки.

Прием аллегории, широко используемый в баснях, позволяет автору в иносказательной форме изобличать явления, заслуживающие осуждения и порицания, а также поднимать вопросы нравственного и морально-этического плана.

Главное средство художественной выразительности в басне – острая сатира. Персонажами могут быть люди, животные и даже неодушевленные предметы, благодаря приему олицетворения наделенные человеческими качествами.

Важным композиционным элементом басни является мораль – короткое высказывание, в котором заключается нравоучительный совет или вывод. Мораль чаще всего входит в заключительную часть басни, хотя иногда может предшествовать повествованию, определяя его тему и сатирическую направленность.

В рассказе повествуется о событиях, близких к реальным. Они происходят с героем при особых, исключительных обстоятельствах, в которых проявляются его личные позитивные или негативные качества.

Повествование в рассказе подчинено причинно-следственной связи: оно объединяет отдельные фрагменты художественного текста в единое целое.

Рассказ может содержать элементы сатиры, аллегорические образы и иносказания, однако их использование служит стилистической выразительности, а не является жанровым признаком для этого вида прозы.

Текст басни создается преимущественно в стихотворной форме.

Выводы сайт

  1. Содержание басни имеет нравоучительный характер. Основой содержания рассказа является повествование о каких-либо событиях из жизни героя.
  2. Басня содержит поучение в виде краткого вывода – морали. В структуру рассказа мораль как художественный элемент не входит.
  3. В баснях используются олицетворения, метафоры, аллегория и другие виды иносказаний. В рассказе их использование имеет фрагментарный характер.
  4. Басни часто создаются в стихотворной форме.
  • Басня, как правило, носит нравоучительный характер. В конце или в начале басни обязательна мораль.
  1. В какое время жил Иван Андреевич Крылов, наш великий баснописец?
  • Крылов родился в 18 веке (1769 год), а умер в 19 веке (1844 год).
  1. А известны ли в мировой литературе баснописцы до Крылова?
  • В 6 веке до Р.Х. в Древней Греции жил баснописец Эзоп. Он был рабом. Басни свои писал в прозе. Их у него было более 400.
  1. А сколько басен написал Крылов?
  • Примерно 200. Причем 80 из них – переводы басен Эзопа.
  1. Теперь вспомним некоторые факты из биографии Крылова.

Кем был его отец?

  • Отец Крылова – армейский офицер; служил помощником коменданта Яицкой крепости. Во время пугачевского восстания едва не погиб: Пугачев грозился схватить его и повесить.
  1. А как же матери удалось спасти малолетнего Ивана Андреевича?
  • Чтобы спрятать мальчика, мать посадила его в корчагу (большой глиняный кувшин); так он и ехал до ближайшего города – Оренбурга.
  1. Скажите, а какие произведения писал Крылов в самом начале своей литературной деятельности?
  • В начале своей литературной деятельности Крылов писал драматически произведения.
  1. Какой гонорар получил тридцатилетний автор за свою первую пьесу?
  • За свою первую комическую оперу «Кофейница» Крылова получил стопку книг на 60 руб.
  1. В течение многих лет Крылов писал пьесы и издавал сатирические журналы.

Что было главной особенностью всех его произведений?

  • Отличительная черта литературной деятельности Крылова – изображение недостатков современного русского общества.
  1. Конечно, злословие Ивана Андреевича вызвало неудовольствие властей, и императрица строго наказала дерзкого писателя. В чем заключалось это наказание?
  • Императрица предложила Крылову на пять лет за счет правительства уехать попутешествовать за границу. Но он отказался.
  1. Только в 1809 году Крылов выпускает первое отдельное издание своих басен, и этой книжечкой завоевывает себе видное и почетное место в русской литературе.

Сколько басен было в этой книжечке?

  • В издании 1809 г. было 23 басни Крылова, а всего им создано более 200 басен.
  1. Крылов не очень верил, что при помощи его басен можно исправить недостатки людей. А если это так, то зачем же он их писал? Какую задачу ставил перед собой?
  • Задача Крылова при создании басен –

КАЗНИТЬ ЗЛО БЕЗЖАЛОСТНЫМ СМЕХОМ.

2 раунд.

Вспомните название басен (4 слайда) и героев.

Раз
гадайте кроссворд
.

  • По горизонтали
  1. Вещуньина с похвал вскружилась
  2. На ту беду лиса
    бежала.
  3. … , мне странно это:

Да работала ль ты лето?

  1. Однажды Лебедь, Рак да

Везти с поклажей воз взялись.

  1. Ай,
    ! знать она сильна,

Что лает на слона!

  1. Хоть видит
    ,

Да зуб неймёт.

  • По вертикали
  1. Ягнёнок в жаркий день зашёл к
    напиться.
  2. Да только
    и ныне там.
  3. Да того ль,
    , было.
  4. Оглянуться не успела,

Как
катит в глаза.

  1. И сели на … под липки, —

Пленять своим искусством свет.

  1. Все про … лишь мне налгали,

А проку на волос нет в них.

  1. Тут … являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал.

Следующий конкурс поможет нам определить,

кто же
лучший знаток

басен Крылова.

Прошу вас продолжить отрывки из басен.

«Ты всё пела? это дело:

Так поди же, попляши»

Волк и ягнёнок

«Ай Моська! знать, она сильна

Что лает на слона!»

Стрекоза и муравей

У сильного всегда бессильный виноват

Лиса и виноград

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь.

Лебедь, рак и щука

Хоть видит око,

Да зуб неймёт

Слон и моська

Да только воз и ныне там

Кот и повар

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Квартет

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит петуха?

За то, что хвалит он кукушку.

Ларчик

А Васька слушает да ест.

Кукушка и петух

А ларчик просто открывался

Зеркало и обезьяна

4 раунд

Синквейн

1 строчка

Одно существительное

(Кто? Что?)
2 строчка

Два прилагательных

(Какой? Какая? Какое?)
3 строчка

Три глагола

Отличить басню от сказки порой бывает непросто, поскольку необычность происходящего и персонажи этих небольших по объему вымышленных историй имеют много общего. Занимательное содержание и нравоучительный подтекст сближает эти жанры настолько, что их принципиальные различия оказываются очевидными только при детальном анализе содержания и формы.

Басня
относится к малым эпическим жанрам, сложившимся как часть мифотворчества в период расцвета античной культуры. Заимствованные из мифов аллегорические образы приобрели в басне новый смысл. Они стали иносказательной формой изображения человеческих достоинств и пороков, проявляющихся в поступках, отношениях, житейских ситуациях.

Басня представляет собой короткий рассказ дидактического характера, в котором персонажи становятся предметом сатирического изображения, поскольку действуют вопреки правилам общепринятой морали. Оценка их действиям дается в краткой афористичной концовке басни как вывод обобщающего характера или в начале рассказа как нравоучение, требующее сатирической иллюстрации.

Сказка
имеет не менее древнюю историю. Считается, что изначально сказочное повествование имело не только развлекательный характер, но, прежде всего, служило предупреждением или поучением, в котором на примере сказочных героев демонстрировались последствия поведения, нарушающего родовое табу или языческий ритуал. Сказка, как и басня, могла иметь нравоучительную концовку в форме пословицы, поговорки или присказки.

При всем сходстве, басня и сказка имеют отличительные жанровые особенности. В басне выделяют событийную часть и собственно нравоучение, составляющие ее композиционное целое. Сюжет сказки не имеет такого деления – он развивается как цепь событий, в результате которых герой, заручившись поддержкой добрых сил, справляется с невыполнимой задачей и получает награду.

Большинство персонажей басен заимствованы из мифов и представлены образами животных, наделенных аллегорическими чертами человеческого характера: волк отличается алчностью и жестокостью, лиса – хитростью и корыстолюбием, сова – мудростью, медведь – грубостью, лев – благородством. В сказках о животных эти качества имеют не аллегорическое, а символическое значение, а сами персонажи действуют не в одной конкретной ситуации, проявляющей эту символику, а на протяжении всего повествования, многократно подтверждая ассоциативную связь образа с ролью, которая отведена ему в сказочном сюжете.

Басня – сатирическое произведение, чаще всего написанное в стихотворной форме. Сказка – традиционно прозаический жанр. Приемы сатиры в ней используются эпизодически и не являются доминантой, за исключением сатирических сказок.

Басня «Лебедь, рак и щука» И. Крылов

Сказка строится с многократными повторами, использованием устойчивых речевых оборотов, постоянных эпитетов, сравнений и метафор. Повествование басни отличается сжатостью, динамизмом развития сюжета, имеет ограниченный выбор средств художественной выразительности.

Выводы сайт

  1. Басня – короткий нравоучительный рассказ, состоящий из двух равнозначимых частей: описания события и афористичной концовки или начала. Сказка не имеет явно выраженной нравоучительной установки. Ее содержание подробно передает события, в результате которых герой побеждает зло и получает награду.
  2. В отличие от сказки как преимущественно повествовательного жанра, басня является сатирическим произведением.
  3. В сказке основными средствами художественной выразительности являются метафора и постоянные эпитеты, в басне – аллегория.
  4. Персонажи сказок чаще всего люди и мифические существа, реже – звери. В баснях действующие лица, как правило, — животные.

У каждого из нас детство ассоциируется с волшебством. И, конечно же, все мы помним такие любимые сказки, которые нам рассказывали перед сном. В школе мы смогли познакомиться с очень похожим на них литературным жанром — басней. Выясним, чем басня отличается от сказки, и в чем их схожесть.

Что такое басня

Как известно, басня является малым в котором зачастую главные роли играют животные, но иногда это могут быть люди или даже предметы. Авторы басен известны нам со школьной скамьи: Крылов, Дмитриев, Лафонтен. Зародил этот жанр писатель Древней Греции Эзоп, который использовал колкие высказывания в адрес правительства, назвав их баснями.

Многие любят басни за их живость, актуальность во все времена. Но некоторые считают этот не задумываясь о различиях. И все-таки, чем отличается басня от сказки?

Такие разные жанры

Басня и сказка действительно во многом схожи, но если углубиться, можно найти и немало различий.

Вспомните: лисичка в баснях изображает хитрого человека, медведь — сильного, осел — недалекого, глупого. Но действительно ли в баснях говорится о жизни животных? Нет, здесь идет речь о людях. При помощи сатиры автор высмеивает людские недостатки, животные здесь лишь средство их изображения.

Наличие морали — это следующее, чем басня отличается от сказки. Мораль — своеобразный итог басни. Зачастую она выносится за черточку после самого текста, но также может быть скрыта в нем. Из морали читатели получают совет или нравоучительное высказывание автора. В сказках же этого вывода нет, мы плавно подходим к логическому концу. Мораль заставляет нас задуматься над поступками людей, взглянуть на ситуацию под другим углом.

Стихотворная форма басен — это третье, чем басня отличается от сказки. Мы, конечно, знаем и сказки, к примеру, Пушкина, написанные в форме стихотворений. Но все же русские народные сказки передавались из уст в уста в прозе. Басня же авторский жанр. Использование стихотворной формы придает ей особый колорит.

Басня и рассказ

Чем отличается басня от сказки, мы уже выяснили. Теперь стоит задаться другим вопросом: есть ли сходство и различие басен и рассказов?

Рассказ — небольшого объема. Он имеет конкретно построенный сюжет, композицию, систему образов. Обычно в нем повествуются реальные события, которые происходили или вполне могли бы произойти в настоящей жизни.

В басне же обычно происходят фантастические действия. Животные, изображающие людей — первое тому доказательство.

В рассказе вступление идет к основной части, плавно переходя к финалу. Басня имеет короткое предварение, но большую основную часть. В ней — вся суть произведения.

Рассказ не всегда ставит перед собой нравоучительную задачу, в басне же это обязательно. Дидактичность — вот чем отличается басня от сказки и рассказа. Прочитав любую из басен, читатель обязательно вынесет что-то для себя.

Комичность — очередной отличительный признак басни от рассказа. Далеко не всегда рассказы написаны с юмором. Очень часто их задачей является вызывать эмоции у читателя, научиться сопереживать главным героям. А в баснях всегда есть сатира. Мы удивляемся нелепым поступкам героев, их жадности или глупости.

Каждый из героев басен наделен актуальными и по сей день недостатками. Поэтому этот жанр до сих пор изучается в школе, хотя его пик в нашей стране пришелся на 18-й — 19-й век. Но сегодня басни пишут мало. Гораздо проще написать рассказ, чем басню. Для этого надо обладать мастерством и быть знатоком человеческого поведения.

Итог

Малые очень схожи между собой. Все они воспитывают в читателе эмпатию, прививают эстетику и учат, как себя вести в различных ситуациях. Басня среди них занимает особое место. В ней мы видим себя как бы со стороны, являясь свидетелем событий. Оказывается, так нелепо могут выглядеть люди, когда скупы или глупы! Мораль подведет итог не только басне, но и даст совет читателю, как стоит или не стоит себя вести. Чем отличается басня от сказки о животных? Тем, что животные, изображаемые в ней, на самом деле являются людьми. И здесь волшебство сказки пропадает: мы не радуемся за счастливый конец, а смеемся над порочными героями.

Басни читать и слушать любят как дети, так и взрослые. Тексты басен старинны. Появились они очень давно. В Древней Греции, например, были известны басни Эзопа в прозе. Самыми видными и нашумевшими баснями нового времени стали басни Лафонтена. В русской же поэзии проявили себя много авторов-баснописцев, но самыми известными стали басни Крылова, Толстого и Михалкова.

Что же такое басня и чем она отличается от сказки или стихотворения? Основное отличие басни от других литературных жанров – это нравоучительный и чаще даже сатирический характер написания. Хотя главными героями басен являются животные или даже предметы, всё равно рассказ ведется про людей, и высмеиваются их пороки. Ну и конечно неотъемлемой частью басни является её мораль. Чаще ярко выраженная, написанная в конце басни, а иногда завуалированная, но в любом случае понятная.

Что касается происхождения басен, то выделяют всего две концепции. Первая из них – немецкая, а вторая – американская. Немецкая говорит о том, что из мифов рождались сказки про животных, из которых в свою очередь стали отдельно выделяться детские басни, основой которых являлся текст, а уже мораль шла как необычное для сказки дополнение. Американская школа считает, что мораль басни – это основа, а вот сам текст басни для детей – это дополнение, которого могло бы и не существовать.

Сохранившиеся до настоящего времени басни, за редким исключением, главными героями представляют зверей. Например, лиса или волк, ведут себя как люди и разговаривают как люди. При этом каждому животному приписывается один или несколько человеческих пороков, которые и осуждаются. Привычная хитрость лисы, мудрость совы, коварство змеи и другие достоинства или пороки. Часто четко прослеживаются характерные черты людей.

Басни для детей хороши также тем, что они совсем небольшого размера, читаются быстро вне зависимости от того, в стихах они или прозе, поэтому и воспринимаются лучше. Вы не успеете потерять нить, а смысл воспримите налету, часто даже детям сразу понятна мораль и все выводы. За один раз можно прочитать не одну детскую басню, а сразу несколько, но и усердствовать также не стоит – потеряется интерес ребенка и пропадет смысл чтения.

Иногда встречаются уникальные басни для детей, которые всегда на слуху, и герои которых настолько характерные персонажи, что зачастую их имена используют как нарицательные. В этом разделе мы собираем басни лучших авторов, тех, которые действительно привнесли что-то новое в этот жанр и являются признанными баснописцами мировой литературы.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Чем басня отличается от рассказа?

Чем басня отличается от рассказа?

2 ответа:



2



0

Басня — то не просто рассказ, а рассказ нравоучительный. В басне обязательно рассматривается какой-либо порок и почти обязательно присутствует мораль. Кроме того, басня всегда аллегорична. В ней, в отличие от фельетона, где, в общем, тоже обличаются разные пороки и недостатки, никогда не действуют реальные люди, но лишь аллегорические персонажи. Хрестоматийный пример — басня «Волк на псарне», где на самом деле речь о вполне конкретных людях и событиях: нападение Наполеона на Россию и его поражение.

И, разумеется, объём текста. Рассказ может быть и в два-три десятка страниц (для примера можно вспомнить «Легенды Невского проспекта»), а вот басня — это строчки, а не страницы.



0



1

Рассказ запоминается читателю как история, происходившая с главным героем. Первое, что приходит в голову при воспоминании о творчестве Эзопа, Лафонтена или Крылова, – «Мораль сей басни такова…» Почему так по-разному воспринимаются рассказ и басня?

Читайте также

Обычно сочинение на такую тему загадывают ученикам зимой. Именно зимой его легко написать, потому что мы часто в это время наблюдаем снегопады. Просто смотри на снегопад и описывай свои чувства и эмоции.

Вот несколько предложений к сочинению:

Снегопад — удивительное явление. С неба падают снежинки или снежные хлопья. Белым ковром укрываются поля, дороги, города и села. Все превращается в белоснежную сказку. Обычно снег падает тихо, легко кружась в воздухе. Иногда снегопад бывает с ветром, бурей. Такой снегопад называют метелью, вьюгой.

Я очень люблю зиму, снегопад и зимние прогулки в лес.

«Рыбка мелка да сладка уха» — это русская народная пословица, смысловой нагрузкой которой является тот факт, что в своей жизни нужно дорожить и самым малым.

Говоря уже о написании рассказа на данную тему, можно воспользоваться следующим планом:

  1. Выбор персонажей (героев рассказа) — ими могут стать любые лица (Вася, Петя, Антон и так далее);
  2. Разработка сюжета. Ориентируясь на название рассказа, мы можем донести смысл данной пословицы непосредственно через рыбалку. Например (краткое содержание рассказа): «Вася и Петя пошли на рыбалку. Ловили они рыбу долго, измучились, наловили самой мелкой. Уже стемнело, и им пришлось остаться на ночлег. Захотелось кушать, и они сварили наловленную ими рыбу. Рыба была маленькой, но, несмотря на это, очень вкусной. Они изначально были расстроены своим уловом мелкой рыбы, но, когда ее сварили и съели, обрадовались, что она у них есть, что им досталась именно она. И в завершении можно написать, что их отдых прошел замечательно».

В основу рассказа можно положить и любой другой сюжет, главное чтобы читателю была доступен смысл данной пословицы через рассказ.

Ярко можно проследить идею пословицы посредством соперничества двух персонажей. Например: «Витя и Вася пошли собирать грибы. Витя собирал все без разбора, когда Вася проверял каждый собранный им гриб. Так и получилось, что Вите пришлось выкинуть больше половины грибов, так как они оказались поганками или червивыми. А Вася принес в дом, хоть и половину корзины, но все грибы были свежими и не было ни одного червяка. Как говориться, поспешишь, людей насмешишь.»

  1. Написание рассказа: введение — содержание — завершение с изложением вывода.

В рассказе Виктора Астафьева история о том, как деревенские дети пошли в лес с учителем и по дороге они наткнулись на гнездо глухарки, которая высиживала яйца. Дети согнали птицу с гнезда, но когда увидели, что глухарка выщипала себе по на животе пух чтобы лучше греть кладку, то не стали трогать яйца. Один мальчик сравнил птицу со своей мамой, которая отдаёт все до капельки своим детям.

Вопросы такие:

  1. Где происходит действие рассказа?
  2. Почему автор назвал рассказ «Капалуха»?
  3. Что увидели дети под кочкой?
  4. Как повела себя капалуха?
  5. Почему дети пожалели птицу?
  6. С кем они ее сравнили?
  7. Чему учит рассказ?
  8. Как бы ты поступил, найдя гнездо птицы?

Очень многие сказки легко связать с этой пословицей, которая говорит о том, что от чужого добра не бывает счастья. Это например история про Спящую красавицу, часто упоминаемое «Морозко» или «Мороз Иванович», это тот же «Золотой ключик», в котором Карабас Барабас явно пытался завладеть чужим имуществом, а потерял свой кукольный театр.

Еще больше примеров можно привести из истории мировой литературы. Например, мне сразу вспомнился прекрасный роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо», в котором завистники оклеветали молодого моряка, а тот в итоге страшно всем отомстил. Или вот «Золотой теленок», в котором Остап захотел чужих денег, а остался без ничего.

Краткое содержание рассказа «Турчаночка» для читательского дневника

Рассказ Немировича-Данченко повествует о том, как маленькая девочка спасла своего отца. События происходят после сражения, когда русские офицеры и казаки возвращаются с поля боя по домам и встречают на своем пути маленькую турецкую девочку, сидевшую возле «убитого» турка. Жалость и сострадание, наполнившие казаков при виде девочки, не позволяют оставить тело мужчины и убитого горем ребенка, они принимают решение отнести тело турка в деревню, а девочку отдать на попечение сестер милосердия. Когда казаки и их «груз» оказывается возле лазарета, они обнаруживают, что мужчина — отец девочки, дышит. Казаки спешат передать мужчину в больницу. Спустя некоторое время турок оправляется от ран, полученных в бою.

Выводы:

  • Этот рассказ заставил меня задуматься о такой непростой теме, как милосердие к раненным. В войне много смелости и отваги, но и для человечности остается место.
  • Безграничная любовь, забота и вера, показанные на примере, этой маленькой турчаночки, творят чудеса…

<hr />

Главными героями рассказа можно назвать малышку, которая не отходила ни на шаг от отца (Турчаночка) и казаков, которые приняли нелегкое для себя решение нести тело мужчины в деревню, т.к. поле было усеяно убитыми и раненными, и многие солдаты остались там навсегда.

<hr />

А для составления плана, чтобы было сподручнее пересказывать рассказ на уроке, можно набросать примерно такие тезисы по сюжету:

  • Сражение окончено, солдаты возвращаются домой
  • Встреча: казаки и турчаночка
  • Решение: перенести тело турка в деревню
  • В деревне: отец ребенка жив
  • Выздоровление

Изучение басен на уроках литературы в 6-м
классе

Я иду на урок

Лидия ХАРИНА


Лидия Владимировна ХАРИНА (1955) — учитель
русского языка и литературы школы № 12 г. Воркуты.

Изучение басен на уроках литературы в
6-м классе

По программе под редакцией
А.Г. Кутузова

Уроки 1–2

Цель. Формирование теоретических знаний о
басне и практическое применение знаний в
процессе интерпретации басен Эзопа и
И.А. Крылова.

Оборудование. Тексты басен Эзопа и Крылова,
опорные конспекты по теме «Басни» (ОК) у каждого
учащегося, инструкции с вопросами по анализу
басен (одна на группу), прихватки из лоскутков,
рисунки А.Лаптева к басням И.Крылова.

I. Открытие темы

— Посмотрите на эти чудесные прихватки,
выполненные в лоскутной технике. В доме умелой
хозяйки накапливаются лоскуты (квадраты,
полоски, треугольники), из которых мастерят
великолепные и оригинальные вещи. Получается
настоящая лоскутная мозаика. Такая “мозаика из
многогранников” называется “английский
пэчворк” (от англ. patch — заплатка, work —
работа, дело). Этой старинной техникой выполняют
и маленькие прихватки, и большие одеяла.

Одеяло из лоскутков. Зачем оно на уроке?

— Отгадайте, что это за произведение.
(Задание из рабочей тетради для 5-го класса. Альбеткова Р.
Литературные игры-1. М.: Изд-во гимназии «Открытый
мир», 1995. С. 16–17.)

Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осёл, Козёл
Да косолапый Мишка
Везти с поклажей воз взялись.
Достали нот, баса, альта, две скрипки —
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова,
И у кого что силы стало,
В ушах у гостя затрещало —
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли
                                          
у них раздоры

И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум
                                    
их прилететь.

“Изрядно, — говорит, —
                                      
сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно”.

Такое “произведение” называется центон.
Так называлось у древних римлян одеяло из
цветных лоскутов. Желая выразить своё уважение к
какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли
из его строк стихотворения, которые называли
центонами. Позже это стало литературной игрой.
Ведь забавно соединить вместе строчки из разных
стихотворений!

Зубастой Щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
“Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок”.
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.

— Из строк какого автора составлены наши два
центона?

— Назовите произведения, из которых они
взяты.

II. Актуализация знаний учащихся

— Вспомните, что такое басня, каковы её
особенности.

III. Работа с ОК «Басня»

Анализ теории о жанре басни по ОК (см. рис. 1).

— Что нового вы узнали о басне?

— Расскажите о басне, используя ОК и приводя
примеры из центона.

IV. Сообщения учащихся

1. Работа в паре: рассказать друг другу о
басне.

2. Вступительное слово об Эзопе и о Крылове (сообщения,
подготовленные учениками)
.

Эзоп

Древнегреческий мудрец, легендарная личность.
О нём рассказывали, что он был уродливым
рабом-фригийцем (из Малой Азии), служившим
простоватому философу Ксанфу, много раз
посрамлял его книжную учёность своей
сметливостью и здравым смыслом, за услуги
государству был освобождён, соперничал со
знаменитыми семью мудрецами тогдашней Греции, а
погиб жертвой клеветы дельфийских жрецов,
обиженных его обличениями. Эзопу приписывалось
“изобретение” почти всех ходивших в народе
басенных сюжетов.

Крылов

И.А. Крылов (1769–1844) родился в Москве в семье
бедного дворянина, оставившего после своей
смерти в наследство солдатский сундучок с
книгами. В детстве жизнь сложилась так, что ему не
пришлось даже учиться в школе. Но стремление к
образованию было огромным: он самоучкой овладел
языками, математикой и стал высокообразованным
для своего времени человеком. Рано начал служить
в казённом учреждении, познакомился с судейским
произволом, взяточничеством, крючкотворством.

С 1805 года Крылов входит в большую литературу
как создатель русской классической басни.

По свидетельству современника, уже в детстве он
“посещал народные сборища, торговые площади,
качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою
толпою, прислушиваясь с жадностью к речам
простолюдинов”.

Народность крыловской басни — органическая и
истинная, словно сама старая Русь с её обычаями,
нравами, характерами оживает в созданиях
Крылова. Даже те басни, сюжеты которых он
позаимствовал у французского писателя
Лафонтена, силой его могучего таланта стали
неподражаемо русскими. Гоголь писал о Крылове,
что “всюду у него Русь и пахнет Русью” и что
басни его — “книга мудрости самого народа”.

За Крыловым прочно утвердилась репутация
чудака и ленивца. Чрезмерная невозмутимость и
инертность предстанет в ином свете, когда
узнаешь, что 14 декабря 1825 года, в день восстания
декабристов, в самый разгар событий, писатель
находился на Сенатской площади. Известно также,
что, изучив главные европейские языки, Крылов, по
словам Пушкина, “пятидесяти лет выучился
древнему греческому” и затем читал в
подлинниках греческих классиков.

Во многих баснях своё “простодушие” Крылов,
когда это было необходимо, очень умно
использовал.

Под масками львов, орлов, медведей современники
легко угадывали неправедных судей, лукавых и
льстивых царедворцев, именитых сановников.
Неслучайно так ополчился на басню персонаж
грибоедовской комедии «Горе от ума» Загорецкий
— плут, подхалим и политический доносчик.

…А если б, между нами,
Был ценсором назначен я,
На басни бы налёг; ох! басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а всё-таки цари.

V. Работа в группах по анализу
басен Эзопа и Крылова

(5 групп по 6 человек. Группы формируются
произвольно, только в 4–5-й группах отобраны
школьники, обладающие более явными
филологическими способностями, так как
интерпретация басен «Ворона и Лисица» и
«Квартет» требует более высокого уровня
аналитических навыков. Каждой группе выдаётся
инструкция по анализу указанной басни.)

Группа 1. Басни Эзопа

«Ворон и лисица»

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве. Лисица
увидела, и захотелось ей заполучить это мясо.
Стала она перед вороном и принялась его
расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы
получше других стать царём над птицами, да и стал
бы, конечно, будь
у него ещё и голос. Ворону и захотелось показать
ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и
закаркал громким голосом. А лисица подбежала,
ухватила мясо и говорит: “Эх, ворон, кабы у тебя
ещё и ум был в голове, ничего бы тебе больше не
требовалось, чтобы царствовать”.

Басня уместна против человека неразумного.

— Выразительно прочитайте басню.

— Чем эта басня похожа на рассказ?

— Что роднит басню со сказкой?

— Почему последнее предложение написано с
новой строки?

— Какой рисунок вы бы нарисовали к басне
Эзопа?

«Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со
свисающими гроздьями и хотела до них добраться,
да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:
“Они ещё зелёные!”

Так и у людей: иные не могут добиться успеха по
причине того, что сил нет, а винят в этом
обстоятельства.

— Прочитайте выразительно басню.

— На какие части делится басня?

— Как называется вторая часть басни Эзопа?

— В чём герои басни похожи на героев сказки?

— Какой рисунок вы бы нарисовали к басне
Эзопа?

Группа 2. Басни Крылова

«Свинья под дубом»

— Выразительно прочитайте басню.

— Рассмотрите в басне все её элементы.

— Что или кого подразумевает баснописец под
персонажами басни — Дубом, желудями, Свиньёй,
Вороном? (В случае затруднения воспользуйтесь
статьёй «Аллегория» — см. учебник, с. 356).

— Что хотел сказать Крылов этой басней?

— Какие строки наиболее соответствуют
рисунку А.Лаптева к этой басне?

Группа 3. Басни Крылова

«Лебедь, Щука и Рак»

— Прочитайте выразительно басню.

— Какова композиция басни?

— Что вы можете сказать о героях басни
Крылова?

— Какими природными качествами персонажей
воспользовался автор? Можно ли было их впрячь в
один воз?

— Что значит “из кожи лезут вон”? А толку
нет? Почему? (Обратите внимание на глаголы: лебедь
“рвётся”, рак “пятится”, щука “тянет”.)

— Какая часть басни предлагает раскрыть её
аллегорический смысл?

— Рассмотрите рисунок А.Лаптева. Какие
строчки из басни можно использовать в качестве
подписи под рисунком художника?

Группа 4. Басни Крылова

«Ворона и Лисица»

— Прочитайте басню выразительно.

— Сравните басни Эзопа и Крылова. Почему у
Эзопа — Ворон, а у Крылова — Ворона? (Ворон —
птица мудрая и вещая; Ворона — глупа, но автор в
шутку назвал её вещуньей, то есть
предсказательницей.)
Отчего же она не сумела
“предсказать” судьбу сыра?

— Образ Лисы у Эзопа не является ярким
характером, она хитра — и всё. Крылов обогащает
этот образ. Найдите обороты, которыми автор
характеризует Лису.

— Найдите поучительную часть (мораль).
Сравните поучительные части у Эзопа и Крылова.
Одинаков ли смысл басен Эзопа и Крылова? Какое
человеческое качество осмеяно в басне Крылова?

— Почему басня Крылова длиннее, чем басня
Эзопа?

— Рассмотрите рисунок А.Лаптева. Такими ли
вы представляли героев басни Крылова?

Группа 5. Басни Крылова

«Квартет»

— Прочитайте басню выразительно.

— Что смешного в этой басне с самого начала? (Состав:
ни один из зверей не обладает музыкальными
способностями.)
Как это обыграл автор? Что
значит: “дерут, а толку нет”?

— Что вы можете сказать о характерах
персонажей басни?

— Почему первой кричит Мартышка? Опишите её
характер.

— Чем смешон Осёл? Какой он нашёл секрет?
Прав ли Осёл?

— Почему главную мысль басни высказал
Соловей? Найдите её. Только ли к музыке относится
этот вывод?

— Каким вам представляется рассказчик?

— Здесь нет морали (поучительной части). А
как вы сами определите смысл этой басни? О чём
она?

Творческое задание (не для всех, по желанию).
Попробуйте сочинить мораль басни в стихах.

— Рассмотрите рисунок А.Лаптева. Какой
момент басни запечатлел художник? Соответствует
ли изображённое на рисунке вашему видению
характеров героев басни Крылова?

VI. Подготовка к исполнению басен
по ролям

1. Чтение отрывка из воспоминаний актёра
Игоря Ильинского.

Игорь Ильинский, известный актёр, многолетний
исполнитель Крылова, считает, что “чрезмерная
нагрузка басен ядом и желчью, так сказать,
бичующая манера чтения воздействует на
слушателей меньше, чем мудрая, философски
добродушная, неотразимо спокойная интонация…
Верным Крылову надо быть и в сочетании звериного
и человечьего. Часто можно увлечься показом и
изображением животных, и уйдёт человеческая
психология, а вместе с ней подчас и философский
смысл басни. И наоборот, если показывать и
изображать только людей, да ещё не очень ярких, не
похожих на действующих в басне зверей, в свою
очередь уйдёт или, во всяком случае, поблекнет
всё неповторимое своеобразие крыловской басни”.

— Что такое “бичующая манера чтения”?

— Как вы представляете себе “философски
добродушную интонацию”?

2. Распределение ролей в группах.

3. Чтение басен по ролям.

VII. Обобщающая беседа по басням

— Что такое басня? Когда она возникла?

— Каких баснописцев вы знаете?

— Почему басня — эпический жанр?

— Из каких частей состоит басня?

— Что такое аллегория?

— Что общего у басни со сказкой, пословицей,
анекдотом?

— Какие слова из басен Крылова стали
крылатыми выражениями?

VIII. Почему басням суждена долгая
жизнь?

Басни обладают чудодейственной силой, так как
заключают в себе мудрые, незыблемые истины,
почерпнутые художником из “моря житейского”.
Именно поэтому басни обретают необычайную
сюжетную гибкость и являются каждый раз со
свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи,
обретая второе рождение. Басни по-прежнему
актуальны. Написанные замечательным русским
языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так
и просятся быть произнесёнными вслух.

Прошло уже два века, как басни Крылова
полюбились русскому сердцу, и, надо сказать, пока
он никем не превзойдён. Можно, конечно, назвать
иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова
(А.К. Толстой и братья Жемчужниковы),
революционные басни Демьяна Бедного — и всё.
Советский поэт Сергей Михалков возродил
басенный жанр, нашёл свой интересный стиль
современной басни.

И всё же дедушка Крылов по-прежнему
безраздельно царствует в басенном жанре.

IX. Домашнее задание

1. Подготовить связный рассказ о басне по ОК.

2. Выучить наизусть одну из басен И.Крылова
(по выбору).

Уроки 3–4. Творческий практикум по
теме «Басни»

Цель. Стимулирование познавательной
активности, самостоятельной творческой
деятельности учащихся.

I. Повторение теории по ОК «Басня»

  • Взаимопроверка ОК.
  • Взаимооценка ОК.

II. Отработка основополагающих
понятий жанра басни

Эзопов язык — вынужденное иносказание,
художественная речь, насыщенная недомолвками и
ироническими намёками. От легендарного образа
поэта VI века до н.э. Эзопа — создателя жанра
басни. Раб по происхождению, Эзоп, чтобы говорить
правду о современниках, вынужден был, по
преданию, прибегать к аллегорическим образам
животных, птиц. В дальнейшем эзопов язык нашёл
широкое применение в сатире (например, у
Салтыкова-Щедрина).

Аллегория (от греч. allos — иной и agorae —
говорю) — изображение отвлечённого понятия или
явления через конкретный образ (сердце —
аллегория любви). Так, в баснях под видом животных
аллегорически изображаются определённые лица
или социальные явления.

(Привести примеры из басен, выученных дома.)

III. Работа с дифференцированными
карточками по теме «Басня»

(Карточки составлены на основе текстов из
книги: «Классическая басня» / Сост.
М.Л. Гаспаров, И.Ю. Подгаецкая // Из серии
«Однотомники классической литературы». М.:
Московский рабочий, 1981.)

Учащиеся по своему выбору работали
индивидуально или в парах. Одни сочиняли мораль к
имеющейся басне, другие придумывали сюжет к
данной морали, третьи вводили в указанную басню
диалог. Кто-то сочинял свою басню по аналогии с
известной.

IV. Домашнее задание. Закончить
творческую работу.

Дидактический материал (карточки) по теме
«Басни»

1

Прочтите басню русского поэта XVIII века
И.И. Хемницера и сочините к ней мораль.

Обоз

Шёл некогда обоз;
А в том обозе был престрашный воз,
Что перед прочими казался он возами,
Какими кажутся слоны пред комарами.
Не возик и не воз, возище то валит.
Но чем сей барин-воз набит?
Пузырями.

2

Прочтите притчу современной аварской поэтессы
Фазу Алиевой. Подумайте, какой обобщающий смысл
кроется в притче, и допишите мораль-поучение,
сохраняя стиль и ритм произведения Фазу Алиевой.
Придумайте название.

Привыкший к поклоненью и услугам,
Однажды слиток золотой изрёк:
“Ты кланяться мне должен, чёрный уголь!”
Но золоту ответил уголёк:
“Не зазнавайся, золото, не надо.
Ты — мёртвое без плавки и литья.
Чтоб сделать вещь или отлить награду,
Ещё тебя расплавить должен я”.

3

Прочитайте басню древнеримского баснописца
Федра и сочините по сюжету свою поэтическую
басню.

Лиса и маска

Лиса, увидев маску трагедийную,
“Что за лицо, а мозгу нет!” — воскликнула.
Говорю для тех, кому и славу, и почести
Дала судьба, не дав рассудка здравого.

4

Прочитайте прозаическую басню
древнегреческого баснописца Эзопа и по её сюжету
сочините свою поэтическую басню.

Львица и Лисица

Лиса попрекала Львицу зато, что та рожает
только одного детёныша. Львица ответила:
“Одного, но льва!”

Басня показывает, что ценно не количество, а
достоинство.

5

Прочитайте басню И.И. Дмитриева (1760–1837) —
достойного соперника И.Крылова в сочинительстве
басен. Отметьте особенности “светски-изящного”
литературного стиля, образцом которого
считались басни И.Дмитриева.

Допишите мораль в этом стиле.

Три льва

Его величество, Лев сильный, царь зверей,
           Скончался.
Народ советовать собрался,
Кого б из трёх его детей
Признать наследником короны.
“Меня! — сын старший говорил. —
Я сделаю народ наперсником Беллоны”.
“А я обогащу“, — середний подхватил.
“А я б его любил”, —
Сказал меньшой с невинным взором.
И тут же наречён владыкой всем собором.

(Беллона (рим. миф.) — богиня войны. Наперсник
— любимец, пользующийся особым доверием. Собор
(в старину) — собрание, съезд.)

6

Прочитайте басню византийского писателя (9 в.)
Игнатия Диакона и сочините по данному сюжету
свою поэтическую басню.

Звездочёт

Однажды звездочёт, следя за звёздами,
В колодец провалился.
И сказал ему прохожий,
Услыхав его стенания:
“Паря умом, что ж не смотрел под ноги?”

7

Прочитайте стихотворение Фазу Алиевой. На его
основании сочините басню (введите диалог либо
реплики губ, напишите мораль, придумайте
название).

Руки, управляющие миром,
Руки, раздвигающие горы,
Руки, возводящие квартиры,
Руки, создающие моторы, —
Любо вы работаете, да!
Почему же так крикливы губы,
Не трудившиеся никогда?

8

Прочитайте басню польского поэта-сатирика
Игнация Красицкого.

Вол и муравьи

Смеялся глупый вол над муравьями,
Но был такими пристыжён словами:
— Не всякий труд хорош,
завидуй нашей доле:
Ты трудишься, как раб, а мы
по доброй воле!

Сочините стихотворную мораль к басне
И.Красицкого.

9

Прочитайте басню великого русского поэта XVIII
века А.П. Сумарокова. По аналогии с ней
сочините свою басню (в стихах!). Воспользуйтесь
моралью басни Сумарокова.

Коловратность

Собака кошку съела,
Собаку съел медведь,
Медведя зевом лев принудил умереть,
Сразити льва рука охотничья умела,
Охотника ужалила змея,
Змею загрызла кошка.
                         Сия
Вкруг-около дорожка.
А мысль моя:
И видно нам неоднократно,
Что всё на свете коловратно.

10

Прочитайте басню немецкого писателя и
теоретика литературы Лессинга.

Обезьяна и лиса

— Назови-ка мне такого мудрого зверя,
которому я не сумела бы подражать, — хвасталась
обезьяна лисе. Но лиса ей ответила:

— А ты назови мне такого ничтожного зверя,
которому пришло бы в голову подражать тебе.

Писатели моей нации!.. Нужно ли мне выражаться
ещё яснее?

Сочините мораль к басне Лессинга (можно в
стихах).

11

Прочитайте басню древнеримского баснописца
Федра и по её сюжету сочините свою поэтическую
басню.

Две сумы

Взвалил Юпитер на людей по две сумы:
Свои пороки — за спиной у каждого,
А чужих пороков груз подвешен спереди.
Вот мы и не видим погрешений собственных,
Зато чужим — всегда мы судьи строгие.

12

Прочитайте прозаическую басню
древнегреческого баснописца Эзопа и по её сюжету
сочините свою поэтическую басню.

Дровосеки и Дуб

Дровосеки рубили дуб; сделав из него клинья, они
раскалывали ими ствол. Промолвил дуб: “Не так
кляну я топор, который меня рубит, как эти клинья,
которые от меня же и рождены!”

О том, что обида от близких людей тяжелее, чем от
чужих!

13

Прочитайте притчу Фазу Алиевой. Чем она похожа
на басню? Переделайте притчу в басню (введите
реплики берёзы либо диалог, конкретизируйте
мораль-поучение, придумайте название).
Используйте стиль, ритмический рисунок поэтессы.

Возросшая у леса на краю,
Хвалясь, берёза всем другим кричала,
Что от неё весь лес берёт начало,
И верила в ту похвальбу свою.
Наверное, она ещё не знала:
Не будет лесу никогда конца.
Сруби её совсем — он просто станет
С другого начинаться деревца.

14

Прочитайте прозаическую басню баснописца
античности Бабрия и сочините свою поэтическую
басню.

Раненый орёл

Острее жалит боль, когда её причиняет
кто-нибудь из близких. Орёл сидел на скале,
высматривая зайцев, чтобы броситься на них. Один
охотник выстрелил в него из лука, и острие стрелы
вонзилось ему в тело, а другой конец, с оперением,
торчал перед глазами. И орёл, увидев его, сказал:
“Вдвойне мне больно оттого, что умираю от своих
же перьев”.

15

Прочитайте прозаическую басню американского
журналиста, классика “чёрного юмора” Амброза
Бирса и на её основе напишите свою, стихотворную.
Сочините мораль.

Две лягушки

Две лягушки в животе у змеи обсуждали перемену
своих обстоятельств. “Не очень-то нам повезло”,
— сказала одна. “Почему? — возразила другая. —
Не спеши с выводами: у нас есть защита от
непогоды, помещение и пища”. “Помещение — это
верно, — отвечала первая, — но где пища?” “Ты
старая ворчунья, — сказала оптимистка. — Мы и
есть пища!”

16

Прочитайте стихотворение Фазу Алиевой. На его
основе сочините басню (введите реплики ворона,
напишите мораль-поучение, используя стиль и ритм
стихотворения Ф.Алиевой). Придумайте название.

Питая зависть к соловьям певучим,
Решился ворон поселиться к ним,
Чтобы у них учиться петь получше,
Чтоб стало больше соловьём одним.
Но не добился ворон своего,
Не оправдалась сладкая надежда:
Уж очень быстро выдали его
Кровавый клюв и чёрная одежда.

17

Прочитайте стихотворение Фазу Алиевой. На его
основе сочините басню (введите диалог, на основе
второго четверостишия напишите мораль-поучение,
придумайте название). Используйте в работе стиль
и ритмический рисунок стихотворения Ф.Алиевой.

Под самым небом, на скале крутой,
Где дышат ветром царственные птицы,
Сосна — в себя влюблённая — гордится
Достигнутою ею высотой.
Ах, бедная сосна, забыла ты,
Что не сама до облаков достала,
А на плечах той самой высоты,
Что до тебя накапливали скалы!

18

Прочитайте басню византийского писателя
Игнатия Диакона и сопоставьте с басней Эзопа
«Ворон и Лисица». Что общего в баснях? Что их
различает?

Ворон и Лисица

Ел ворон сыр; лиса хитрить пустилася:
“Будь голос у тебя — ты стал великим бы!”
Закаркал глупый, сыр из клюва выронив;
А та: “Есть голос у тебя, да мозгу нет”.

19

Прочитайте басню известного в своё время
русского драматурга Ф.Ф. Иванова (1777–1816).
Проанализируйте композицию басни, сформулируйте
её мораль.

Плющ и дикая роза

Взобравшись по стене плющ очень высоко,
Стал бариться, и, видя под собою
        В равнине далеко,
        Над тихою рекою,
Кусточек диких роз, хохочет великан.
“Смотри! — кричит. — Удел какой нам разный дан!”
И низостью кусток бесстыдно упрекает.
Кусток с насмешкой отвечает:
“Недолго счесться нам.
Что высоко ты влез, о том уж я ни слова:
Угодно то судьбам;
Но я и рос, и поднимался сам;
Ты — ползал бы весь век без помощи другого”.

20

Прочитайте притчу поэтессы Фазу Алиевой.
Подумайте, какой обобщающий смысл кроется в
притче, и допишите мораль-поучение, сохраняя
стиль и ритм произведения. Придумайте название.

21

Прочитайте басню французского баснописца Жана
де Лафонтена. Сравните эту басню с баснями Эзопа
и И.А. Крылова, найдите общее и различное.

Лисица и виноград

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
           (Разное
говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться.
И сказал: “Он зелен —
Пусть им кормится всякий сброд!”
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

22

Прочитайте басню французского поэта Понса Дени
Экушара Лебрена (1729–1807). Сочините к ней мораль.

Средство возвыситься

Дуб стоял на высокой круче
Горы Иды, царицы ближних гор;
Орёл сидел на вершине дуба —
В олимпийских высях его дворец.
И вдруг он видит в один прекрасный день
Матушку улитку, гордую высотой.
“Что я вижу? — вопрошает царская птица. —
Негодная бескрылая тварь,
Как сюда ты попала?” —
А та в ответ: “Доползла”.

23

Прочитайте басню русского поэта XVIII века
И.И. Хемницера «Стрекоза» и сравните её с
басней И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

— Что общего в баснях?

— Что их различает?

Стрекоза

Всё лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: “Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придёт, я, право, обещаю
Тебе всё вдвое заплатить”.
“Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?” — ей муравей на это. —
“Так, виновата в том; да что уж, не взыщи:
Я запастися всё хотела,
Да лето целое пропела”. —
“Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи”.
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.

Басни, сочинённые шестиклассниками

Звездочёт

Однажды звездочёт, следя за небом звёздным,
Идя по улице, в колодец провалился
И застонал, виня свою судьбу:
“Ох, бедный, бедный я, несчастный!
Упал в колодец я ужасный!
Ах, люди, помогите мне!
Как жду я помощи извне!”
Прохожий, мимо торопясь,
услышал те стенанья
И произнёс такие вот слова:
— На яму ты не обратил вниманья,
И где ж была твоя-то голова?
Паря умом, шагая по дороге,
Ты вовсе не смотрел себе под ноги.

* * *

Сей басни, вероятно, вот финал:
Когда достигнешь ты чего-нибудь большого,
То не забудь, с чего ты начинал!
(Наташа Гурова)

Лисица и львица

Лиса бранила Львицу
За то, что у неё одно дитя.
“Хоть я рожаю одного,
Зато рожаю Льва”, —
Ей Львица отвечала.
На те слова Лиса замолкла
И в лес стыдливо убежала.
Мораль сей басни такова:
Ценны для жизни не слова,
Не их количество —
Важны нам всем дела
И их достоинства.
(Дима Бурондасов)

Коловратность

Хитрая кошка мышку съела,
Собака кошку проглотила,
Собакой отобедал серый волк.
Недолго жил тот кровожадный волк:
Вскоре убил его большой питон.
Питона раздавил тяжёлый слон,
Но умер тут и он:
Его убила мышь…
И тут настала тишь…
Да, видно нам неоднократно,
Что всё на свете коловратно.

(Дима Каньшин, Сергей Никифоров)

Лиса и маска

Затейница Судьба
Порою так несправедлива:
Даст славу и удачу,
Но не даст ума.
Однажды старая и умная Лиса
Зашла в театр на актёров посмотреть.
Глядит: там маска трагедийная лежит.
“Красивая, а глупая, — Лисица говорит. —
Судьба дала ум мне, но обделила
Талантом и богатством —
Ей же подарила и славу, и удачу,
Но не дала рассудка и ума.
Ах, как Судьба глупа!” —
С досадою воскликнула Лиса…

(Саша Лобанов)

Хвастливая берёза

Возросшая у леса на краю,
Хвалясь, берёза всем другим кричала:
— Я очень точно знаю, что с меня
Весь этот лес берёт своё начало.
Пока расти здесь буду я,
Не будет лесу никогда конца!
И невдомёк хвастливой той берёзе:
Сруби её совсем — лес просто станет
С другого начинаться деревца.
Так и с другими же бывает:
Считают главными себя,
Когда на самом деле ими не бывают.

(Наташа Гурова, Ваня Баранов)

Дровосеки и дуб

Рубили дровосеки дуб,
И вскоре, сделав из дубочка клинья,
Они раскалывали ими ствол.
Промолвил бедный дуб:
“Не так кляну я ваш топор,
Который меня рубит,
Как ваши клинья,
Что моим трудом и рождены”.
Не так обида и плоха от незнакомцев,
Как тяжела обида от родных
.
(Андрей Гарипов)

Золотой слиток и чёрный уголь

Привыкший к поклоненью и услугам,
Однажды слиток золотой изрёк:
“Ты кланяться мне должен, чёрный уголь!”
Но золоту ответил уголёк:
“Не зазнавайся, золото, не надо.
Ты — мёртвое без плавки и литья.
Чтоб сделать вещь или отлить награду,
Ещё тебя расплавить должен я”.

* * *

Надменный, гордый,
Но без помощи чужой
Что может сделать
Слиток золотой?

(Мораль сочинила Рита Васина)

  • Почему басне суждена долгая жизнь 5 класс сочинение
  • Похождения жука носорога автор сказки
  • Почему базаровы нужны россии сочинение по литературе 10 класс с цитатами
  • Похождение жука носорога жанр сказки
  • Почему базаровы нужны россии сочинение кратко