Почему белые медведи не живут в лесу подготовительная группа рассказ читать

Виталий Николаевич Танасийчук

ЭКОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ

Разные науки изучают природу. Это и ботаника — наука о растениях, и зоология — наука о животных, и многие другие. А есть особая наука, которая исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей их природе и как сами они влияют на эту природу. Наука эта зовётся ЭКОЛОГИЯ. Её название произошло от древнего греческого слова «ойкос», что значит «дом». Ведь природа — это общий дом и для растений, и для животных, и для людей.

Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как её беречь.

О ней и расскажет тебе эта книжка.

Удивительная прогулка

Шёл я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилёг отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка-лимонница над лужайкой кружится. Хорошо!

Вдруг вижу — под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся — а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у неё даже не белая, а чуть желтоватая, только нос чёрный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез — и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом, над берёзами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.

Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зелёное бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь — бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил!

Пошёл я снова по дороге. Вижу — лежит на земле шишка. Я её поднял и в ёлку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чём дело? Да в том, что на ёлке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! — мне в лоб.

…Тут я и проснулся. Лежу на пригорке под сосной, а надо мной на ветке прыгает белка. Наверно, она на меня и шишку уронила.

Лежу я и думаю: а ведь жалко, что нет в наших лесах ни слонов, ни обезьян, ни белых медведей. Да и крокодила на воле было бы интересно увидеть. Только не водятся у нас эти животные. А почему?

Почему белые медведи не живут в лесу?

Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят.

Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберётся к лунке, через которую тюлень под лёд нырнул, и ждёт. Всё вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лёд, медведь его лапой — хлоп! А лапа тяжёлая, когти длинные…

А как у нас прокормиться белому медведю? Да никак. Ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. И белая шуба ему тут ни к чему — в лесу её издали видно.

Ну а могли бы у нас жить слоны? Летом, наверное, хватило бы им веток и травы, но вот зимой в наших краях есть им нечего. Деревья голые, трава под снегом. Да и морозов им не выдержать — ведь шерсти у слонов нет. Они — южные животные и обитают там, где всегда тепло, где круглый год много вкусной, сочной зелени.

То же самое с обезьянами. Их еда — плоды, коренья, молодые листья, улитки, насекомые. Зимой ничего этого в наших лесах не найдёшь, да и шубёнка у мартышек не очень тёплая. От ночной прохлады в африканском лесу она защитит, а от морозов не спасёт. Недаром зимой в зоопарках всегда очень хорошо протапливают обезьянники.

О крокодилах и говорить нечего. Живут они в тёплых реках и озёрах, холодной воды терпеть не могут, льда и в глаза не видали. Не выжить крокодилу у нас.

Хоть и по-разному живут белые медведи, слоны и обезьяны, все они не приспособлены к жизни в наших краях. Значит, животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают? Совершенно верно. Вот и поговорим о тех, кто привычен к нашей природе, нашему климату. И начнём с самых обыкновенных лягушек.

Где зимуют лягушки?

Самое трудное время для наших животных — это зима с её холодами. Как от них спастись? Многие птицы улетают на юг, где морозов не бывает. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки?

Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твёрдыми, как ледышки. Но пригреет весной солнце, растопит лёд, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты. Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.

Этапы работы

Действия педагога

(методы и приёмы)

Мотивация детей к деятельности.

Сегодня мы познакомимся с животными. Послушайте загадку-описание:

Люблю я плавать и плескаться,
Где холодная вода.
В снежных кучах кувыркаться,
Где зима всегда-всегда.
Белый мех и жира слой
Выручат в беде любой.
(Белый медведь)

Совместная работа

с детьми по нахождению средств деятельности.

Читаем рассказ из книги «Экология в картинках». Рассказ называется: «Почему белые медведи не живут в лесу?»

«Почему белые медведи не живут в лесу?

Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят.
Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберётся к лунке, через которую тюлень под лёд нырнул, и ждёт. Всё вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лёд, медведь его лапой — хлоп! А лапа тяжёлая, когти длинные…
А как у нас прокормиться белому медведю? Да никак. Ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. И белая шуба ему тут ни к чему — в лесу её издали видно.»

Теперь посмотрим картины про медведей.

Кто изображен на картинах? Где живут белые медведи? Что есть на севере нашей страны? (Ответы детей, осмотр глобуса, короткий рассказ воспитателя о местах обитания медведей.)

На севере, в Арктике, где только снег и лед, живут белые медведи. Их повадки похожи на повадки бурых медведей: они зимуют в берлоге изо льда и снега, любят купаться и ловить рыбу. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она сначала кормит своим молоком, затем рыбой.

Летом белые медведи кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана. Питаются еще и тюленями.

Что у медведицы в зубах? Кому она несет рыбу? Где она взяла ее? Умеют ли медведи плавать? Что помогает им ловить рыбу? (Ответы детей, пояснение воспитателя о том, что медведи охотятся на тюленей.) Что делает медведица зимой? Где она находится? (В полярную ночь медведица находится в снежной берлоге, где у нее рождаются медвежата). Что делает медведица с медвежатами в летнюю пору? (Кочует по льдинам океана.) Как растут медвежата? Что они делают? Как медведица заботится о них? Какое время года изображено на одной и на другой картине? Что помогает жить медведям в суровых условиях Севера?

Ответы детей. Воспитатель обобщает, уточняет:

Белые медведи приспособлены к жизни в тяжелых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, — она их спасает от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу.

Дети наклеивают изображение медведей на карту, в места их обитания.

Воспитатель снова читает рассказ детям и предлагает им теперь ответить на вопрос: «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Чтение части рассказа, которая посвящена другим экзотическим животным, воспитатель перемежает вопросами: Где живут обезьяны? Слоны? Почему они не живут в наших лесах?

2. Экологическая игра «Кто где живет?»

На ковролине путаница, составленная из плоскостных фигур: бурый медведь на льдине, белый медведь в лесу, заяц сидит на дереве, белка – под водой, рыбы на дереве.

К детям пришел Емеля. Он говорит, что знает, кто такие животные и где они живут. Емеля поселил животных туда, где им хорошо и удобно жить. Посмотрите, что сделал Емеля. Правильно ли? Почему нет? (Воспитатель предлагает разобраться. Дети рассматривают изображения, объясняют ошибки Емели.)

Физкультминутка

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Подведение итога.

Что вы сегодня узнали нового?

Где это вам может пригодиться?

Вам было интересно?

Конспект ООД «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Почему белые медведи не живут в лесу?»Конспект ООД «Познавательное развитие» (экологическое воспитание) в подготовительной группе «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Воспитатель: первой квалификационной категории Кузнецова Наталья Владимировна, МБДОУ «Детский сад №10» Тверская область город Торжок.

Цель: расширять представления детей о белом медведе: его внешнем виде, среде обитания, питании, выращивании потомства.

Задачи:

Образовательные: расширить кругозор детей в части представлений о жизни, местообитании и питании белых медведей, умение подбирать притяжательные прилагательные к имени существительному.

Развивающие: развивать связную речь и умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, экологическое мышление и творческое воображение в процессе познавательной деятельности, уметь выражать свои мысли.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, её живым объектам.

Оборудование: глобус, музыка метели, вьюги, сюжетные картинки, шапочка белого медведя для игры, картинки для дидактической игры «Найди лишнее?»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о природном и животном мире, беседы об экологическом значении Арктики, чтение рассказа из книги «Экология в картинках» о белом медведе, разучивание считалки, просмотр мультфильма «Умка».

Ход:

1. Вводная часть (дети стоят полукругом возле воспитателя)

— Ребята что это? Ответы детей (Глобус)

— Есть 2 полюса. Какие? Ответы детей (Северный и южный)

— Где же находится Северный полюс? Кто может показать.

— Это острова Арктики.

— Ребята, почему белое пятно на глобусе? Ответы детей (Снег, лед).

— Там вечная мерзлота. Хотите отправиться в путешествие. Ответы детей (Да)

Звучит музыка вьюги, метели.

— Давайте сейчас закроем глаза и представим, что мы оказались на Северном полюсе. Дует холодный ветер, воет вьюга, вся земля покрыта снегом.

А сейчас откройте глаза.

— Хотите узнать, кто обитает на Северном полюсе? Отгадайте загадку.

2. Основная часть

Там, где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет.

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый. Ответы детей (Белый медведь)

— Ребята давайте поиграем в игру «Эхо»

Посмотрите на картину, и скажите:

У медведя хвост, какой? – Ответы детей (медвежий)

У медведя ухо, какое? — (медвежье)

У медведя лапа, какая? – (медвежья)

У медведя характер, какой? – (медвежий)

У медведя лакомство, какое? – (медвежье)

У медведя поведение, какое? – (медвежье)

У медведя нрав, какой? – (медвежий)

— Ребята как вы думаете, где обитают белые медведи? Чем они питаются? Умеют ли плавать белые медведи? Впадают ли они в спячку? Ответы детей.

Белый медведь – один из самых крупных наземных животных. Живут они в Арктике. Питаются они тюленями, рыбой, птицами. Всю жизнь он проводит во льдах и в воде. От холода его защищает плотный длинный мех. Детеныши, родившиеся у медведицы похожи на новорожденного котёнка. Пока медвежата не подрастут, медведица не выходит из снежной берлоги. Белые медведи в спячку не впадают. За белым медведем охотятся из-за мяса, жира и меха. Охота поставила этого хищника на грань вымирания. Он занесён в Красную книгу.

-Почему же мокрый медведь не превращается в ледышку? Ответы детей (Медведь стряхивает воду)

— Как вы думаете «Почему же белые медведи не живут в лесу?» (Ответы детей)

(Они плавают, а в лесу плавать негде; питаются рыбой, а в лесу нет рыбы; белый цвет медведя не позволит ему быть в лесу незамеченным летом, осенью, весной).

— Ребята, животные живут в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены.

Динамическая пауза

— Ребята, а я знаю одну интересную игру, и мне бы хотелось вместе с вами поиграть. Во время этой игры нужно слушать слова и ритмично выполнять движения.

Мы шагаем по сугробам.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Мы немного отдохнём,
Снова встанем и пойдём.

— Ребята, а теперь вам нужно сесть на свои места (сначала девочки, а потом мальчики).

Дидактическая игра «Найди лишнее?»

— Ребята возьмите картинку, и внимательно рассмотрите её. Карандашом обведете лишнее.

А теперь давайте посмотрим, что – же у вас получилось? (Ответы детей).

— Ребята прошу вас встать (сначала девочки, а потом мальчики), и подойти ко мне.

— Хотите поиграть в подвижную игру «Белый медведь и тюлени». Ответы детей (Да).

— Подвижная игра «Белый медведь и тюлени».

— Ребята с помощью считалки выберем белого медведя.

Скуку прочь и прочь зевоту
Мы игру затеем тут
Папа ходит на работу, мама ходит в институт.
Где – то гром, а где-то шорох

Где-то звонкий зов трубы.
Рыбы водятся в озёрах,
А в лесу растут грибы.
— Тюлени произносят слова:

Вот медведь лежит лохматый
Чёрный нос уткнувши спрятал
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет не — то спит

Подойдём к нему — разбудим

И посмотрим: «Что – то будет?»

— После этих слов медведь просыпается и ловит тюленей. Медведю нужно поймать, как можно больше тюленей.

3. Заключительная часть.

-Ребята, где обитают белые медведи»? (Ответы детей)

— Чем они питаются? Умеют ли плавать белые медведи? Впадают ли в спячку?

— Почему же белые медведи не живут в лесу? (Ответы детей)

— Наше путешествие подходит к концу. Пора нам возвращаться в детский сад.

Звучит музыка вьюги, метели.

Давайте сейчас закроем глаза и представим, что нам нужно вернуться в наш любимый детский сад.

А сейчас откройте глаза. Продолжением нашей деятельности будет необычное рисование белого медведя с использованием трафарета и ватных палочек.

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

< Предыдущая   Следующая >

«Почему белые медведи не живут в лесу

Задачи:

  1. Обогащать знания детей о белом медведе: внешнем виде, повадках, образе жизни, способах охоты и т.д.
  2. Формировать представления о жизни зверей на Северном полюсе.
  3. Познакомить детей с произведением В Танасийчук «Почему белые медведи не живут в лесу?»
  4. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
  5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.
  6. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

Материал: картинки разных видов медведей,  картинка «Животные Севера», тазики с холодной  водой, пакетики, растительное масло, вазилин.

Ход занятия:

Воспитатель:

Сегодня у нас занятие по экологии.  Что такое Экология?

Экология — это наука о природе.

На занятии мы с вами поговорим об очень огромном, сильном звере. А вот о каком вы узнаете, если отгадаете загадки:

Первую букву отгаданного слова записываем на доске.

М — В теплом тереме девица,

На верху её косица.

Дернешь за косу плутовку —

И увидишь, что?                            (Морковку)

Е — Зимой и летом, одним цветом?             (ель)

Д — Его называют лесным санитаром

И в дерево носом стучит он недаром.

Так лечит деревья пернатый приятель

А ну, отгадайте -ка: Кто это,.           (дятел)

В — Что за странный шалунишка

Пробежал по городу?

Сдернул кепочку с мальчишки,

Вздернул деду бороду.

Залетел стремглав в окошко,

Чуть не сдув с окошка кошку,

Книжку мне перелистал,

Покрутился и пропал?             (ветер)

Е — Нам нужны иголки для шитья,

А ему нужны иголки для житья.      (ежу)

Д — Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает.

И бормочет и поёт

Убаюкивает?                (дождь)

И — Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит

Никому не говорит?          (ива)

Воспитатель:

Какое слово у ас получилось? (МЕДВЕДИ). Значит, сегодня мы будем говорить о медведях.

Рассказ воспитателя:

На нашей планете много видов медведей: Белый, бурый, два чёрных (один живёт в горах Гималаях, другой — в Северной Америке), Южноамериканский очковый медведь и другие.

Сегодня мы с вами поближе познакомимся самым большим, самым сильным и самым выносливым – Белым медведем.

Рассказ о Белом медведе. (или видео)          О белом медведе

 Полярный медведь — северный брат нашего бурого медведя. Он гораздо больше всех других медведей: в высоту достигает 1,5 м, а в длину — до 3 м. Вес полярного медведя может достигать 700 кг. Живет белый медведь на Крайнем Севере, но предел его распространения на Севере до сих пор не изведан. Известно то, что он обитает даже там, где еще не ступала нога человека. Где бы ни проходили путешественники, везде они встречали полярного гиганта. Его можно увидеть на восточном берегу Америки, на островах не только на суше, но и на льдинах. Новая Земля — основное место его обитания, но в Лапландии и Исландии его можно встретить, плывущим на дрейфующей льдине: в более южные страны медведь попадает не по своей воле, а только если его занесет течение.

Полярный медведь отличается от других своих сородичей более удлиненным телом — неуклюжим, но довольно вытянутым; короткими, толстыми, но сильными лапами. На лапах у него широкие ступни, гораздо длиннее, чем у своих сородичей — это удобнее при ходьбе по снегу, а также при плаванье.

     Воспитатель: А давайте вспомним, что едят белые медведи? 

А как медведь ловит рыбу и тюленей?

Воспитатель: — Открою вам секрет, который я узнала из умной книги. Гребет медведь передними лапами, а задними рулит. Еще я узнала из этой книги, что пальцы у медведя соединены между собой плавательной перепонкой. Поэтому медведь хорошо плавает и ныряет.

 Чтобы понять, как это происходит, проведем опыт.

Опыт 1: «Лапы-ласты»

1. Расставить пальцы, опустить руку в воду. Грести рукой. Вода проходит между пальцами.

2. Надеть на руку пакетик, расставить пальчики. Грести рукой. Вода проходит между пальцами? Удобно грести? Похоже это на ласты? В ластах вы быстрее плаваете?

Воспитатель: подводя детей к выводу, спрашивает:

 — Почему же белый медведь быстро плавает? (У белого медведя на лапах перепонки. Его лапы похожи на ласты. Поэтому медведь быстро плавает).

Воспитатель: — А еще я узнала из энциклопедии, что у медведя толстый слой подкожного жира. Жир легкий. Он помогает медведю держаться на воде.

 Сейчас вы сами убедитесь в этом.

Опыт 2: «Жир легкий»

1. Капнуть несколько капель растительного масла (жира) в воду.

Что происходит с жиром? Он тонет? (Жир не тонет. Он легкий).

Воспитатель: — Посмотрите, мишка вышел из воды (картина), отряхнулся. Да он почти сухой. Почему?

Опыт 3: «Чудо шерсть»

1. Опустите руку в воду и выньте ее. Какая она? (мокрая)

2. А теперь вытрите руку и нанесите на неё вазелин. Опустите руку в воду. Выньте руку. Что происходит с капельками? (они стекают). Стряхните руку. Она остается какой? (сухой).

Воспитатель: — Так почему же медведь выходит сухим из воды?

(- Шерсть медведя пропитана жиром. Она не промокает).

 Воспитатель: — Шерсть медведя не промокает, поэтому медведю не холодно, когда он ныряет и плавает. И еще в энциклопедии написано, что его греет толстый слой подкожного жира.

Физкультминутка

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Мы немного отдохнём

(садятся на корточки),

Снова встанем и пойдём

(встают и садятся на стульчики).

(Дети садятся на свои места, воспитатель продолжает рассказ).

Воспитатель:  Времена года не вызывают никаких перемен ни в цвете, ни в густоте меха. Этот зверь способен проплывать в ледяной воде десятки километров. Часто его можно встретить в открытом море, далеко от берега и льдов. Они целыми часами двигаются по воде, проплывая 5кмчас. Он отлично ныряет. При этом глаза у него открыты, а отверстия ноздрей и ушей сжаты. Белый медведь обладает превосходным слухом и зрением. Он чует добычу за несколько километров (5-7) и способен уловить еле заметный запах через толстый слой снега. Страшная сила белого медведя и ловкость движений в воде помогает им легко ловить рыбу, тюленей. Белый медведь может долгое время обходиться без пищи. Но когда есть добыча, он сразу съедает от10 до 25киллограмм и очень быстро накапливает жир. Слой жира достигает толщины в два пальца.

Сейчас наблюдается резкое сокращение численности белых медведей.

Во-первых, из-за охоты на них: многим хочется разместить у себя в комнате их белую, теплую, шелковую шкурку. Но охотятся на белого медведя также ради его мяса и сала: многие путешественники считают мясо белого медведя вкусным, хотя есть поверье, что люди, употребляющие такое мясо, быстро седеют.

Люди ловят медведей капканами, убивают огнестрельным оружием и копьями. Норвежское правительство, дабы защитить этих зверей, разрешило убивать белых медведей только в крайней необходимости, в целях самообороны. Специальные органы занимаются расследованием каждого такого случая. Выясняют, действительно ли медведь напал сам или здесь есть вина человека.

Кормежка медведя или попытка его сфотографировать является провокацией. Запрещено убивать медведя в отместку за нанесенный ущерб.

 Во-вторых, полярный медведь очень чувствителен к экологическим условиям, особенно к такому виду загрязнения, как нефтяные пятна. Ежегодно из-за этой экологической катастрофы погибают сотни полярных медведей. Сейчас на планете осталось не очень много медведей. Охота поставила этого хищника на грань вымирания. В настоящее время принят закон, запрещающий охоту на него. Белые медведи занесены в Красную книгу.

На наземных животных — северных оленей, песцов белый медведь нападает только тогда, когда море не даёт им достаточно пищи. Они едят водоросли, ягоду (брусника, голубика, морошка), мох и яйца птиц на «птичьих базарах». Самцы и молодые самки совсем не впадают в спячку. Беременные же медведицы уходят к зиме на сушу и под скалами или нависшими глыбами льда роют в снегу берлоги. Вскоре снег толстым слоем покрывает его логовище и делают его теплым. Самка залегает в берлогу сильно упитанной. В самое холодное время она рождает от 1до 3 детёнышей и лежит с ним до появления весеннего солнца. В апреле медвежата достигают роста маленькой собаки, но они уже сопровождают мать на охоту, плавают и гоняются за рыбой.

Воспитатель:  Что новое и интересное вы узнали о белом медведе?

(Ожидаемые варианты ответов:

1. Белого медведя не видно на белом снегу.

2. Белая окраска помогает ему прятаться от людей, охотиться на тюленей.

3. Белый медведь охотится на тюленей и ест рыбу.

4. У белого медведя на лапах перепонки. Он быстро плавает.

5. Шерсть белого медведя не намокает. Она покрыта жиром.

6. Подкожный жир помогает медведю держаться на воде.

7. Подкожный жир греет медведя.)

Воспитатель: Почему же белые медведи не живут в лесу?

Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят.

(Чтение произведения «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберется к лунке, через которую тюлень под лед нырнул, и ждет. Все вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лед, медведь его лапой – хлоп! А лапа тяжелая, когти длинные…

А как у нас прокормиться белому медведю?

Да никак. Ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. И белая шуба ему тут ни к чему – в лесу ее издали видно.

Ну а могли бы у нас жить слоны? Летом, наверное, хватило бы им веток и травы, но вот зимой в наших краях им есть нечего. Деревья голые, трава под снегом. Да и морозов им не выдержать – ведь шерсти у слонов нет. Они – южные животные и обитают там, где всегда тепло, где круглый год много вкусной, сочной зелени.

То же самое с обезьянами. Их еда – плоды, коренья, молодые листья, улитки, насекомые. Зимой ничего этого в наших лесах не найдешь, да и шубенка у мартышек не очень теплая. От ночной прохлады в африканском лесу она защитит, а от морозов не спасет. Недаром зимой в зоопарках всегда очень хорошо протапливают обезьянники.

Хоть и по-разному живут белые медведи, слоны и обезьяны, все они не приспособлены к жизни в наших краях.

Воспитатель: Настало время ответить на вопрос: так почему же белые медведи не живут в лесу? (Они плавают, а в лесу плавать негде; питаются рыбой, а в лесу нет рыбы; белый цвет медведя не позволит ему быть в лесу незамеченным летом, осенью, весной).

Значит, животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают?

Итог: Животные живут в тех местах, где они обитают и к чему приспособлены.

На занятии по изобразительной деятельности ребята выполнили работу «Животные Севера».

Используемая литература

1.Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада.»  М.: Новая школа, 1995. 160 с.
2.Танасийчук В.Н. «Экология в картинках «// Либрусек: много книг.

Источник

Конспект интегрированной ООД
по развитию речи с использованием
ТРИЗ-технологии
«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Автор: Ромашкина Румия Фатиховна

Организация: МБОУ «СОШ №18» Дошкольное отделение №19

Населенный пункт: Московская область, г.о.Балашиха

Цель: развивать речь детей, логическое мышление, воображение, используя ТРИЗ технологию.

Задачи:

Образовательные: формировать навык вариативного мышления; умение выделять противоречия в предметах; умение переносить свойства одного объекта на другой. Продолжать совершенствовать все стороны речи, учить детей пользоваться как краткой, так и развернутой формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарищей; упражнять детей в согласовании слов в предложении, правильно строить сложные предложения.

Развивающие: развивать умение классифицировать предметы; находить в каждом противоречии положительные и отрицательные свойства; развивать воображение, умение фантазировать. Способствовать развитию нестандартного мышления; Развивать внимание, логическое мышление, память через дидактические игры: «Отгадай загадку», «Назови одним словом», «Найди ошибку», «Кому это принадлежит?», «Составь предложение по картинке»,

Воспитательные: воспитывать доброту, желание беречь природу.

Предварительная работа: Чтение рассказов В. Танасийчука «Экология в картинках», энциклопедий «От полюса до экватора», «Мы познаем мир». Беседа на тему «Дикие животные севера», просмотр советского мультфильма «Умка».

Материалы и оборудование: слайдовая презентация по теме, ноутбук, проектор, письмо, глобус, карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей, фломастеры, картинки с изображениями взрослых животных, картинки с изображением частей тела животных, сюжетные картинки с животными.

I. Организационный момент:

Воспитатель (с конвертом в руках): Сегодня нам пришло письмо.

Чтение письма:

«Здравствуйте, ребята. Я живу на Севере, здесь очень интересно, все кругом белое, красивое, блестящее, холодное. Я очень хочу подружиться с вами. Слышал у вас там очень весело, вы знаете много игр, вы много занимаетесь. Приезжайте, научите меня всему, а моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого слова по первому звуку. До встречи»

Воспитатель: Ребята, попробуйте составить слово из первых звуков в картинках.

Дети определяют первые звуки в словах по картинкам: утюг, мышь, ключ, арбуз. Получается – «УМКА»

II. Основная часть.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в гости к медвежонку Умке?

Дети: Да. ….

Воспитатель: У меня есть необычный предмет, он может нас перенести в любое место на нашей планете. Что это такое? Ребята, а кто из вас знает, что такое глобус?

Дети: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты.

Воспитатель: Да, в космосе ее можно увидеть как огромный шар голубого цвета. Умка живет на крайнем севере. Там очень холодно, чтобы не замёрзнуть наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Вот теперь мы готовы, давайте все вместе скажем волшебные слова:

«Глобус покрутили, на севере очутились».

Воспитатель: Ребята мы оказались с вами на крайнем севере.

III. Освоение нового материала.

— Где же находится Север? Кто может выйти и показать?
— Правильно. Посмотрите, нет зелёного цвета, значит, нет зелёных лесов. Нет коричневого цвета, значит, нет земли. Зато белого цвета очень много, значит, Север покрыт… Чем?

— Правильно, снегом! И кто же живёт на этом холодном снежном Севере?
Воспитатель выслушивает ответы детей про обитателей Севера (нерпу, морского котика, тюленя, пингвина, полярную сову, северного оленя).
— Молодцы, ребята! Очень интересные рассказы у вас получились. Предлагаю вам поиграть в игру «Составь предложение».

Игра «Составь предложение»

Из данных слов составьте предложения:

На, водятся, Севере, морские, котики.

Холодно, там, зимой, очень.

Люди, оленей, разводят, там, северных.

Песцы, хищники, это.

Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.

Сегодня мы с вами поговорим подробнее об одном из животных Севера, о

белом медведе.

Воспитатель помещает на мольберт иллюстрацию С. Вохринцевой «Белая медведица и медвежонок».

Давайте рассмотрим медведя, который изображен на картинке. Опишите его и расскажите что вы про него знаете?

Ответы детей

Это огромный зверь, самый крупный хищник на нашей планете. У медведя крупная круглая голова. Она расположена выше туловища и соединена с ним мощной короткой шеей. На голове у медведя есть маленькие, полукруглой формы уши. На морде у мишки глаза и нос. Они черненькие как угольки. У медведя большое овальное туловище, четыре лапы, а на лапах когти. Еще у медведя есть короткий хвостик.

Белые медведи отличные пловцы и ныряльщики. Толстый подкожный жировой слой не дает медведю замерзнуть. Питаются медведи рыбой.

Дополнение воспитателя

Медведица роет берлогу в снегу. А посередине зимы у медведицы рождаются медвежата. Они появляются на свет слепыми, глухими и беспомощными. Мама-медведица все время проводит с ними. Она согревает их своим теплом и кормит малышей молоком. Когда медвежата подрастают, мама-медведица катается вместе ними с горки, кувыркается и обучает охоте.

— Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Расскажите какой»

Игра «Расскажите какой» (большой, толстый, неуклюжий, хищный, мохнатый)

• Если у медведя толстые лапы. Он какой? – толстолапый. (скажи одним словом)

• Если у него короткие уши… —

• Если у него длинная шерсть… —

• Если у него короткий хвост…. —

Давайте назовем медвежью семью: папа – медведь, мама- медведица, детеныш – медвежонок.

Воспитатель предлагает детям встать и немного отдохнуть.

Физминутка

Утром белый мишка встал

Носик лапкой почесал.

Посмотрел на лапки,

Поглядел на пятки.

Почесался, постоял

Хвостиком он повилял,

Потоптался, порычал

И по льдинкам побежал.
 

— Ребята, а сейчас я прочитаю вам отрывок из известного вам цикла рассказов В. Танасийчука «Экология в картинках», который называется «Почему белые медведи не живут в лесу?».

В. Танасийчук «Почему белые медведи не живут в лесу?»(из книги «Экология в картинках»)

«Чтобы в этом разобраться, вспомним, где они обитают и что едят. Белый медведь бродит среди полярных льдов, он охотится на тюленей. Подберётся к лунке, через которую тюлень по лёд нырнул, и ждёт. Всё вокруг белое, и медведь белый, вот его и не видно. Вылезет тюлень на лёд, медведь его лапой – хлоп! А лапа тяжёлая, когти длинные…

А как у нас прокормиться белому медведю? Да никак, ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. Да и белая шуба ему тут ни к чему – в лесу её издали видно».

Игра «Давайте поможем». (ТРИЗ – нестандартное решение проблемы).

Воспитатель: Представьте себе, что так и произошло на самом деле. И нам нужно помочь решить эту проблему.

Проблема: Белый медведь попал в наш лес. Ягод, орехов и кореньев он не ест, а тюлени в лесах не водятся. Да и белая шуба ему тут ни к чему – в лесу её издали видно. Что делать?

Дети предлагают различные нестандартные варианты решения проблемы.

Игра «Хорошо-плохо». (ТРИЗ — противоречия).

Воспитатель: Давайте сейчас с вами поговорим, а что хорошего и плохого в особенностях и среде обитания белого медведя.

Предложить параметры для обсуждения:

*холод — «хорошо-плохо».

*медведь белый — «хорошо-плохо».

*большие лапы — «хорошо-плохо».

— Молодцы, ребята! Скажите, пожалуйста, а какой медведь обитает в нашем лесу? Ответы детей (бурый). Предлагаю вам их сравнить.

Составление сравнительного рассказа о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый … .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого … .

Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый … .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый … .

Игра «Придумай необычное животное»

— Ребята, Умка увлекся фотографированием северных животных. Он сделал много снимков и хотел нам их отправить по почте. Большие фотографии не поместились в конверт и он их разрезал на части. Налетел северный ветер и разбросал части фотографий в разные стороны.

Предлагаю вам необычную игру. Составьте из двух частей разных животных одно необычное животное. Придумайте, как его назвать и расскажите, какими необычными особенностями он обладает.

IV. Подведение итогов занятия.

— Мы хорошо провели время на Севере, а теперь пришло время возвращаться.

Что нового вы узнали?

Используемая литература:

  1. С.Н. Николаева «Юный эколог»

Приложения:

  1. file1_4097ba8f-bf62-46d2-8.. 33,8 МБ

Опубликовано: 21.11.2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20

Конспект занятия по образовательной области познавательное развитие

для детей подготовительной к школе группе

Тема: «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Воспитатель: Володкина

Анна Геннадьевна

г. Новороссийск 2016

Тема: «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Дата: октябрь

Группа: подготовительная к школе

Оборудование: иллюстрации «белая медведица и медвежонок», «белые медведи»; книга «Экология в картинках» (рассказ «Почему белые медведи не живут в лесу?») ; глобус, слайды.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели и задачи: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни , (крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдинам Северного Ледовитого океана; у медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой ).

Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, в том числе и на подошвах лап, — она спасает их от мороза; белая маскировочная окраска шерсти делает их незаметными в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную книгу, находится под охраной государства.

Планируемые результаты: уточнить и обогатить знания детей об обитателях Севера. Уточнить и расширить знания об образе жизни, питании, размножении белых медведей.

Вызвать эмоциональное удовлетворение детей.

Мотивация: на утреннем приеме детей воспитатель заводит беседу, интересуясь, чем занимались ребята в выходные дни.

В группе после завтрака:

  • Ребята, а вы чем занимались в выходные дни? (ответы детей)

  • А вы знаете , я смотрела очень интересную телепередачу про Северный полюс. Вот у меня есть такой шар, кто знает что это?(глобус) А кто может показать где находится на глобусе Северный полюс? А почему ты так решил(а)?

  • Ребята, а вы хотите побывать на Северном полюсе? Может мы туда отправимся? А как можно попасть на Северный полюс? Как мы доберемся до Севера? (слайд)

  • Ну вот, мы оказались на Северном полюсе, и кого мы можем здесь встретить? (варианты детей)

  • Сегодня мы познакомимся с одним из обитателей Севера, а догадаться вам кто это поможет загадка: Крупный зверь, белый зверь,

Хищный зверь, сильный зверь.(белый медведь)

  • Совершенно верно это белый медведь.

  • Я хочу познакомить вас с рассказом «Почему белые медведи не живут в лесу?» (чтение рассказа из книги «Экология в картинках»)

  • Физкультминутка: «Кто на Севере живет»

По ледяной пустыне, медведица идет,

За нею медвежата, торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий, повсюду снег и лед,

По полыни холодной, за нерпой морж плывет.

Бегут, спешат олени, им виден путь едва,

Над ними тихо кружит, полярная сова.

А сейчас продолжим наше знакомство с белыми медведями. (показ слайдов) .

Рефлексия

(Выставляется картина белая медведица с медвежонком)

  • Ребята, кто изображен на картине?

  • Где живут белые медведи?

  • Чем питаются белые медведи?

  • Что у медведицы в зубах?

  • Кому она несет рыбу?

  • Где она ее взяла?

  • Умеют ли медведи плавать?

  • Как медведи ловят рыбу, что им помогает?

  • Как растут медвежата, что они делают?

  • Как медведица заботится о них?

  • Что помогает жить медведям в суровых условиях Севера?

Ребята, а вам понравилось наше занятие? Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями с родителями и друзьями, подобрать картинки с изображением обитателей Северного полюса, принести их в группу, и всем вместе составить книгу о Северном полюсе.

  • Почему автор назвал героя рассказа изумруд
  • Почему белоснежка в однажды в сказке располнела
  • Почему автор закончил рассказ трагической развязкой гранатовый браслет
  • Почему белинский назвал роман евгений онегин энциклопедией русской жизни сочинение
  • Похожи ли мои ровесники на молодежь былых времен сочинение война и мир