Почему бунин поменял название рассказа господин из сан франциско

План урока:

Введение

Краткое содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Философская и социальная проблематика «Господина из Сан-Франциско»

Образ господина

Символика произведения

Главная мысль рассказа

Приводится краткое содержание (брифли) рассказа «Господин из Сан-Франциско», определена главная идея, раскрываются социально-философская проблематика, символика и метафоры, дается характеристика персонажей, формулируется вывод, определяющий нравственные уроки данного произведения.

При необходимости устного краткого пересказа «Господина из Сан-Франциско» можно придерживаться следующего плана:

1. Замысел господина
2. Предполагаемый маршрут путешествия
3. Описание корабля
4. Один день пассажиров первого класса
5. Чем занимался господин в Неаполе
6. Приезд на Капри
7. Внезапная кончина героя
8. Возвращение в Америку

История создания рассказа «Господин из Сан-Франциско» Стоит обратить внимание на год написания рассказа – 1915, в историческом контексте это время первой мировой войны, которая упоминается лишь в одной детали, говорящей об отношении к этой трагедии сытого буржуазного мира. 

Герой безразлично прочитал несколько строк о затянувшемся балканском конфликте, хотел перевернуть газету, и вдруг эти «строчки вспыхнули» перед его глазами, знаменуя предсмертную агонию. Смерть оказалась не где-то далеко, на войне, а за собственной спиной. Мысль о возможной гибели на войне или без нее своеобразно раскрыта автором «Господина из Сан-Франциско».

Первоначальное название «Смерть на Капри» Бунин заменил, позже убрал и эпиграф, заимствованный из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий», посчитав их слишком явными подсказками к пониманию смысла произведения.

Почему рассказ называется «Господин из Сан-Франциско»? Смысл названия определило слово, обозначающее господствующий статус героя, лишенного имени, а значит, не выделяющегося среди себе подобных. В незатейливом сюжете, описывающем несчастный случай, внезапно прервавший благополучную жизнь преуспевающего американца, раскрыта глубокая философская тема смысла жизни. В изложении использована кольцевая композиция. Действие начинается и заканчивается на корабле, уплывающего в Европу и возвращающегося в Америку. А место действия и название корабля «Атлантида» Бунин выбрал, напоминая о трагедии «Титаника» в 1912 г. в Атлантическом океане и легендарном острове, погребенном в океане.

Бунин сам много путешествовал по Европе с 1910 по 1913 г., полгода жил на Капри, описание острова и путевые впечатления отражены в повествовании.

Краткое содержание рассказа «Господин из Сан-Франциско»

Господин из Сан-Франциско задумал развлекательное путешествие с семьей в Старый свет. Абсолютно уверенный, что заслужил покой, решил после 58 лет начать жить ради удовольствия. Никогда раньше он не позволял себе отдыха, умножая свое состояние, используя наемных китайцев. По опыту людей его круга, знавших толк в наслаждении жизнью, решил начать круиз с Европы, Индии, Египта. Маршрут им предполагался обширный. По плану два зимних месяца решил провести на юге Италии, на карнавал уехать в Ниццу и Монте-Карло повращаться в элитном обществе. В начале весны поехать во Флоренцию, на страстной неделе – в Рим на мессы, потом Венеция, Париж, Севилья, Англия, Афины, Константинополь и по завершении пути — Япония.

Гигантский корабль «Атлантида» напоминал комфортабельный отель с барами, ресторанами, банями. Времяпрепровождение пассажиров было упорядоченным: утром пили кофе или какао, принимали водные процедуры, занимались гимнастикой и, одевшись, собирались к завтраку. После прогуливались по палубам, дыша свежим морским воздухом, или забавлялись в какие-нибудь игры, чтобы возбудить аппетит для следующего завтрака, более плотного. Затем следовал двухчасовой отдых на палубе в камышовых креслах. Туристы, укутавшись пледами, любовались пенистыми волнами. Посвежевших и отдохнувших пассажиров угощали чаем, к вечеру сиреной оповещали о начале главного события уходящего дня. Вечерами все этажи корабля были ярко освещены. Огромное количество слуг работало на кухнях, винных складах, посудомойках. И все отдыхающие забывали про ревущий за бортом океан, веря власти над стихией огромного, грузного рыжего капитана.

В сияющем зале, заполняемого дамами в открытых платьях и господами в смокингах и фраках, играл прекрасный оркестр. Вышколенные лакеи, солидные метрдотели услужливо выполняли все пожелания публики. Среди этого великолепия сидит за изысканно сервированным столом господин из Сан-Франциско. Это сухощавый, низенький, но крепкого телосложения лысеющий человек. Его супруга крупная и богато одетая. Дочь, высокого роста и тонкая, с тщательно уложенной прической, в наряде откровенном, но невинном.

После роскошного банкета начинались танцы, мужчины в баре курили сигары, пили дорогие напитки. И никто не вспоминал бушующий океан и вьюгу за бортом. Только вахтенные в непогоду и стужу несли службу, в трюмах раздетые по пояс от жары, дыша зловонными парами, матросы
бросали уголь в топки. А в ярко освещенном танцевальном зале играла музыка, беззаботно танцевали танго и вальс. Среди изящной толпы был «великий» богач, популярный писатель, известная светская красавица и постоянно танцующая влюбленная пара, за трогательными отношениями которой все с интересом наблюдали, не догадываясь, что их наняли изображать «настоящую» любовь за неплохие деньги.

Тема любви в рассказе не затрагивается, потому что ее нет. Чувства танцоров фальшивы, дочь господина очарована не странным принцем, а его знатным происхождением. Жизнь на корабле для пассажиров была беззаботной, но однообразной. Лишь по одному дню из жизни высшего общества в рассказе «Господин из Сан-Франциско», можно судить о всех остальных днях, потому что они похожи один на другой.

Вскоре на борту появился принц какой-то азиатской страны, маленького роста, с широким лицом и узкими глазами, который привлек к себе всеобщее внимание, в том числе и дочери господина. Хотя он был некрасив и странен, сердце девушки взволнованно трепетало в присутствии царской особы.

Господин в пути не скупился и потому рассчитывал на заботу обслуживающих его людей. По прибытии в Неаполь жизнь продолжалась по установленному регламенту: завтрак, экскурсии на автомобиле по улочкам, посещение скучных музеев и холодных храмов с могильными плитами, потом еще один завтрак на горе Сан-Мартино в обществе людей высшего сорта, после в отеле обед с обильной едой и винами. К ночи прислуга разносила грелки страдающим от несварения постояльцам.

Погода омрачала отдых. Солнце после полудня сменялось моросящим дождем. Все казалось грязным, достопримечательности однообразными, уличные толпы раздражали. Господин и его жена начали ссориться, у дочери
было состояние переменчивое: то восторженное, то болезненное. Семья господина из Сан-Франциско решила уехать на Капри и остановиться в Соренто, побывать на развалинах дворца императора Тиверия и послушать
абруццких волынщиков. Добравшись на пароходике до острова, страдая в
плавании от морской болезни, семейство поселилось в лучшем номере дорогого отеля. Увиденное по пути окончательно разочаровало, мечты потерпели крах, жестокая реальность разрушала планы. Италия, красотами которой они приехали наслаждаться, предстала перед ними жалкими домишками, суетливыми и шумными итальянцами. Окончательно портила настроение дождливая, ветреная погода и штормившее море.

В отеле их встретил сам хозяин, и господину показалось, что этот человек ему приснился накануне. Не веря в мистику, но немного удивленный, рассказал об этом жене и дочери. Им выделили лучшую горничную и расторопного слугу Луиджи. Сообщив метрдотелю о желании обедать, мистер стал тщательно готовиться к вечернему пиршеству. Завершая свой вечерний туалет, с трудом застегнул ворот белоснежной рубашки, бормоча непроизвольно: «Это ужасно». 

Облачившись, как к венцу, зашел в читальню, ожидая жену и дочь. Он пролистал бегло заголовки статей в газетах и внезапно в припадке рухнул на пол. Невольный свидетель немец ринулся звать на помощь. Наблюдавшим сцену смерти господина из Сан-Франциско постояльцам вечер был испорчен. Лакеи торопливо унесли бьющееся в судорогах тело в самый паршивый номер, где господин скончался. Хозяин, пытаясь скрыть неприятное происшествие, не позволил перенести умершего в его апартаменты и предложил вместо гроба длинный ящик из-под воды.

Рано утром тело в ящике вывезли из гостиницы и отправили на пароходике в Неаполь. На острове жизнь потекла по-прежнему. Туристы еще спали, простолюдины на рынке уже работали. Беззаботный лодочник Лоренцо радовался утру, два абруццких горца, любуясь природой родной Италии, пели хвалы Деве Марии. Тело старика опять попадает на пароход «Атлантиду», только домой он возвращается в трюме. А на верхних палубах по-прежнему течет беспечная и радостная жизнь, невзирая на вьюгу и шторм. И никто не помнил, как звали господина, от чего он умер. За уплывающим кораблем следит со скалистого Гибралтара Дьявол. 

Философская и социальная проблематика «Господина из Сан-Франциско»

Часто жанр рассказа определяют как притчу, потому что в нем затронуты истинные ценности человеческого бытия, о которых забывает человек, посвятивший свое существование самому для него главному — зарабатыванию капитала, думая, что деньги могут обеспечить ему уверенность в завтрашнем дне и счастливую жизнь. Бунин анализируя проблемы общественного устройства, приводит достаточно веские аргументы того, что материальная составляющая человеческого существования хоть и необходимая часть, но далеко не главная. 

Планы «хозяина жизни» нарушаются тем, что не покупается. Стихия природы портит дорогостоящее путешествие, а перед внезапной смертью и вовсе все равны, независимо от состояния банковского счета. Пренебрежение и поверхностное отношение господ к христианским ценностям подчеркнуто в деталях. Маршрут героя запланирован по церковному календарю: Рождество в Италии, Пасха в Риме. Но это лишь дань традициям культурного и дорогого отдыха, а не вере. Скучны мрачные храмы, неинтересны бесконечные распятия Христа каких-то знаменитостей в музеях. Господам забавна стрельба по белым голубям. Неслучайно умер господин на Капри, где сизапланировал паломничество к руинам дворцов легендарного жестокого императора Тиберия, в чье правление был распят Иисус. Социальная проблематика связана с прославлением
достижений технического прогресса в ущерб духовному совершенствованию личности. Бродячим абруццким волынщикам хочется петь хвалы Богородице от радости, которую они испытывают, идя по дороге и видя красоту своей прекрасной и солнечной страны. Им не дано путешествовать на дорогих лайнерах и жить в шикарных отелях, но они свободны и счастливы. 

Анализ произведения «Господин из Сан-Франциско» помогает понять, что порожденная человеком цивилизация порабощает его, обезличивает и лишает свободы, независимо от социального статуса. Богатые пассажиры первого класса каждый день, как заведенные, выполняют один и тот же ритуал, основными действами в котором являются возбуждение аппетита, принятие пищи, решение проблем с пищеварением. Но и вынужденные за гроши вкалывать люди тоже превращаются в рабов для обслуживания своих господ, как матросы в трюме или китайцы, работавшие на хозяина.

Образ господина

Описывая портрет главного героя, Бунин подчеркивает неестественность облика в ярких эпитетах: золотые коронки, серебряные усы, кожа оттенка слоновой кости, остатки волос жемчужного цвета. Внешность господина демонстрирует его состоятельность и высокую себестоимость.

В характеристике господина из Сан-Франциско стоит отметить его работоспособность и упорство в достижении своих целей. Но, как большинство людей мира капитала, он обезличен и бездуховен. Господин лишен имени, биографии и характера. Есть только ухоженное и богато одетое тело. Известно, что он сколотил состояние благодаря дешевому наемному труду и решил уйти на покой, мечтая наслаждаться комфортной и сытой жизнью. Жизненные ценности для него предпочтительнее в денежном эквиваленте. 

На авторский вопрос, что думал и чувствовал господин в свой последний день, следует банальный ответ – он хотел есть. Чувствуя недомогание после качки, измученный тщательным одеванием к обеду, интуитивно он определяет свое состояние словом «ужасно». Жестокость судьбы в рассказе проявляется в том, что герой внезапно умирает тогда, когда он многого достиг. Так мало говорится о его жизни, которую можно выразить тремя словами: работал – заработал – умер. Для описания сцены его смерти потребовалось гораздо больше слов. Он начинает меняться только перед кончиной. Смерть возвращает ему человеческий облик: черты лица стали светлеть и утончаться.

Символика произведения

Интересны художественные особенности при описании образов людей, природы или корабля как символов. Часто Бунин использует антитезу, которая подчеркивает противоречия и используется в метафорах и эпитетах: одетая с невинной откровенностью дочь, грешно-скромная партнерша танцора.

В описании корабля символично моделируется человеческое общество. Верхние палубы корабля, предназначенные для праздной элиты, прожигающей жизнь в плотских удовольствиях, напоминают земной рай. В самом низу, в трюме, как в преисподней, среди котлов и топок, работают изнуренные пеклом печей люди. 

Судьба господина из Сан-Франциско символизирует духовное вымирание буржуазного мира. Не случайно название корабля напоминает об исчезнувшей цивилизации. Общество, в котором финансовые интересы выше духовных, обречено. 

Образ капитана представлен как могущественный языческий идол, в которого верят пассажиры, и корабль кажется им надежным оплотом, но перед океаном он ничтожен. Для дьявола, наблюдающего за самоуничтожением людей, уплывающий корабль превращается в точку на горизонте и исчезает на фоне океана.

Образ дьявола в «Господине из Сан-Франциско» интересен тем, что он не злой искуситель, а всего лишь бесстрастный наблюдатель того, что творят с собой люди.

Образ океана противопоставлен миру людей. Он страшен, неподвластен никому, кроме Бога, и способен поглотить людей в свою бездну, но о нем стараются не думать. Природа в рассказе одушевлена. 

Второстепенные герои из «Господина из Сан-Франциско» Эти персонажи не имеют прямого отношения к действию рассказа. Но эпизоды, описывающие их, значительны для понимания основной мысли. В отличие от главного героя некоторым даны имена. В этих персонажах чувствуется живое начало.

Описание лодочника Лоренцо привносит небольшой, но выразительный штрих. Он знаменитость в Италии, потому что не раз позировал живописцам, обладая колоритной внешностью. У красивого старика величественные повадки, он не стыдится своих лохмотьев. Лоренцо счастлив, что у него купили за гроши выловленных омаров, и теперь мог целый день ничего не делать. Ему вполне хватает для счастья насущного хлеба.

Абруццким горцам, спускающимся по скалистой дороге, казалось, что весь остров лежит у их ног. Все их богатство – волынка и деревянная дудочка. Их безыскусные песни противопоставлены музыке оркестра на пароходе своей
радостью и искренностью. 

Вскользь упоминаются Кармелла и Джузеппе, известные исполнители тарантеллы, страстного танца. И вспоминаются фальшиво-мучительные танцы якобы влюбленной парочки. 

Образ Луиджи в «Господине из Сан-Франциско» помогает понять истинное отношение лакеев к господам. Проворный и любезный коридорный на побегушках у семьи господина кривляется и смешит горничных у двери мертвого старика, презрительно издеваясь над толстосумом. 

Главная мысль рассказа

Главную мысль «Господина из Сан-Франциско» нельзя свести лишь к тому, что богатство ничтожно перед смертью. Претензии человеческой цивилизации на господство над миром иллюзорны. Корабль, как символ ее могущества, созданный «гордыней Нового Человека со старым сердцем», противопоставлен жизненной стихии. Чувствуется авторская ирония в написании с большой буквы нарицательных слов в этой цитате из рассказа. 

Можно сделать вывод по рассказу «Господин из Сан-Франциско». Произведение, созданное более ста лет назад, не утратило своей актуальности. Технический прогресс делает жизнь комфортней, но отдаляет от духовности. Общество потребления по-прежнему превращает нового человека в безличного обывателя со старым сердцем, который, веря в мнимую силу денег, тратит свою жизнь на обогащение и забывает о простых и вечных ценностях.

На обложке: Иллюстрация О. Г. Верейского.  

Рассказ «Господин из Сан-Франциско», смысл названия которого объясняется в этой статье, одно из самых известных произведений Ивана Бунина. Это своеобразная притча, в которой рассказывается о бессмысленности богатства и славы перед неотвратимостью смерти. Ключевая идея произведения — осмысление человеком сущности своего бытия, осознание того, насколько хрупка жизнь, насколько она ничтожна, если в ней отсутствуют красота и подлинность.

Смысл названия

господин из сан франциско смысл названия

Рассказ «Господин из Сан-Франциско», смысл названия которого раскрыт в этой статье, впервые увидел свет в 1915 году.

Главная особенность этого произведения заключается в том, что автор не дал имени главному герою. Даже в заглавии он именуется просто господином из Сан-Франциско. Смысл названия произведения в этом и заключается.

Этот господин был представителем фальшивого, скучного и однообразного так называемого высшего общества. Автор презирал подобных людей, круг общения, к которому они себя относили, за бездушие и веру во вседозволенность за счет денег, ненастоящие отношения, любовь по расчету. Из-за всего этого Бунин даже не стал давать имя своему герою, подчеркнув это в заглавии. Таков смысл названия «Господина из Сан-Франциско».

Сюжет рассказа

бунин господин из сан франциско

Ни разу не назвав в рассказе главного героя по имени, автор подчеркивает свое отношение к нему, отмечая, что его имени никто не запомнил ни на Капри, ни в Неаполе, где он останавливался. Вместе со своей семьей (женой и дочерью) он отправляется в Старый Свет. Бунин в «Господине из Сан-Франциско» пишет, что герои целых два года намеревались лишь развлекаться и переезжать с места на место. Господин много работал последние несколько лет, теперь может себе позволить такой отдых.

Семейство плывет на огромном корабле — «Атлантиде». Он больше похож на фешенебельный отель, на котором есть все, что необходимо для комфортного путешествия.

Жизнь на пароходе в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» течет очень размеренно. Пассажиры с утра пьют шоколад, затем идут принимать ванны, делают гимнастику, степенно гуляют по палубам, заполненными такими же довольными жизнью людьми. Все это для того, чтобы нагулять аппетит. Только после моциона на свежем воздухе отправляются на первый завтрак.

После приема пищи читают свежую прессу в ожидании второго завтрака. Затем два часа посвящают отдыху. Для этого на палубах установлены удобные камышовые кресла, на которых можно удобно развалиться, укрывшись пледом. Здесь и проводят время до обеда путешественники, любуясь безоблачным небом.

Днем небольшой перекус — чай с печеньем. Вечером обед. Для отдыхающих на «Атлантиде» это, можно сказать, главная цель существования.

В огромном зале, в котором богачи проводят каждый вечер, играет оркестр. А за стенами в это время шумит океан. Но о нем эти мужчины в смокингах и женщины в декольтированных вечерних платьях даже не вспоминают. Каждый вечер после обеда в зале начинаются танцы.

Степенные мужчины отправляются к барной стойке, где пьют ликеры и коктейли. Прислуживают им негры в обязательных красных камзолах.

Старушка Европа

господин из сан франциско анализ

Первая большая остановка парохода происходит в Неаполе. В этом городе семья господина из Сан-Франциско размещается в фешенебельном отеле. Но их распорядок дня от этого практически не меняется. Ранним утром завтрак, днем культурная программа — посещение музеев и храмов. Потом второй завтрак, полуденный чай, а затем приготовление к вечернему обеду. Обильный обед — своеобразная вишенка на торте каждого дня.

Портит впечатление только погода в Неаполе. Герои «Господина из Сан-Франциско» приезжают в декабре. В это время года тут постоянные ненастья — сильный ветер, временами проливной дождь, под ногами грязь. Поэтому семейство решает переехать на остров Капри. Все вокруг их уверяют, что на нем они будут словно в раю. Семью будет окружать только солнце, тепло и цветущие лимоны.

Американцы на Капри

господин из сан франциско герои

Герои «Господина из Сан-Франциско» перебираются на остров. Плывут они на небольшом пароходике. По дороге страдают от морской болезни, так как судно сильно болтает на волнах.

Но вот они на берегу. Фуникулер их доставляет в миниатюрный городок, расположенный на вершине горы. Они селятся в отеле, в котором их встречает радушный персонал. И сразу начинают готовиться к обеду.

Главный герой одевается раньше своих близких и в одиночестве идет в уютную читальню отеля, где знакомится со свежей прессой. Он начинает читать, но вдруг строчки начинают прыгать перед ним. Господин, извиваясь всем телом, сползает на пол. Оказавшийся поблизости постоялец зовет на помощь, все тревожатся. Владелец отеля стремится успокоить гостей, но все напрасно. Вечер уже испорчен.

Смерть

господин из сан франциско проблемы

Господина из Сан-Франциско кладут в самый дешевый и маленький номер. Его жена и дочь в ужасе стоят рядом. Происходит то, чего они больше всего боялись — он умирает.

Супруга главного героя хочет перенести тело в свои апартаменты. Но хозяин против. Он слишком ценит эти номера и боится, что гости начнут избегать останавливаться у него, если узнают, что здесь был труп. Ведь Капри — небольшой остров, и об этом станет известно сразу всем. Достать гроб тоже проблематично, удается найти только длинный ящик, в котором раньше стояли бутылки с содовой водой.

Обратный путь

Семья господина из Сан-Франциско отправляется в обратный путь. На той же «Атлантиде», на которой они приплыли сюда, отправляются домой.

Но теперь мертвого везут в гробу, который скрыт от окружающих в трюме. А на палубах в это время продолжается обычная размеренная жизнь. Все завтракают, готовятся к ежевечернему обеду и все так же любуются океаном за окном.

Анализ рассказа

господин из сан франциско тема

Анализ «Господина из Сан-Франциско» следует начать с того, чтобы определиться с замыслом рассказа. Он раскрывается, когда семейство оказывается на Капри. Тут-то и становится понятен философский план Бунина.

После смерти главного героя происходит парадоксальная вещь. Его относят в самый грязный и отвратительный номер, который только был в гостинице, а тело отправляют на пароход в ящике из-под бутылок, чтобы о трагедии узнало как можно меньше постояльцев.

В этом основная тема «Господина из Сан-Франциско». После смерти богатство, слава и почет становятся совершенно неважными. Так автор наглядно демонстрирует сущность человеческого бытия. Деньги и уважение, которые были так важны при жизни, становятся абсолютно бесполезными после смерти.

Бунин к тому же применяет символическую контрастность, описывая представителей буржуа и бедных людей. В анализе «Господина из Сан-Франциско» стоит отметить, что образы простых людей у автора живые, настоящие и привлекательные. А вот богачей он описывает с нескрываемым пренебрежением.

Проблема «Господина из Сан-Франциско» заключается еще и в том, что роскошь и деньги нисколько не защищают человека от реальной жизни. Люди, которые заботятся только о своем кошельке, по Бунину, обречены на нравственную низость.

Смысл названия рассказа «Господин из Сан-Франциско»

На чтение 3 мин Опубликовано 06.02.2022
Обновлено 06.02.2022

В работе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина основным действующим лицом является не какой-то конкретный человек. Герой произведения — собирательный образ. В своей работе автор делает акцент на людях, которые весь свой жизненный путь готовы посвятить работе. Они забывают об отдыхе, ведь у них на первый план выходят материальные ценности. И чем больше, тем лучше. Все в жизни они измеряют деньгами. Таким был и Господин из Сан-Франциско. Почему у персонажа отсутствовали нравственные ценности и высокие жизненные идеалы? А главное, зачем Иван Бунин рассказал о таких людях в своем произведении? Попробуем отыскать глубокий смысл в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско».

У пожилого мужчины в жизни была только одна цель. Заработать как можно больше денег. Это стало его наваждением, смыслом существования. Он работал, не покладая рук. Только обогащение не принесло ему радости и счастья. Когда персонаж понял, что богат, он скончался. Мужчина так и не смог насладиться своей жизни. Напрашивается логичный вопрос: а куда он торопился, куда бежал?

Нельзя сказать, что писатель серьезно относится к своему герою. Автор описывает его образ с иронией, сарказмом. Кажется, Господин из Сан-Франциско достиг своей цели. Только он не учел, что жизнь не стоит на месте. У смерти были совсем другие планы. На что он потратил свою жизнь? Оглядываясь назад, мужчина заметил, насколько безликим и неинтересным было его существование. Только назад уже ничего не вернешь.

Смысл заглавия произведения «Господин из Сан-Франциско» заключается в том, что такие люди, как персонаж, — не редкость. Им даже не нужно показывать своего лица, называть своего имени. Их объединяет одно — огромное желание обогатиться. Автор считает, что у таких персонажей нет души, им не ведомы простые человеческие радости.

Герой рассказа был окружен лицемерными, лживыми людьми, которые пытались ему угодить любыми способами. Персонажа по-настоящему никто не уважал, ведь он был частью общества, где духовные ценности не имели никакого значения. И Господином его называли не по тому, что у героя был какой-то титул или определенный статус. Все просто. Господином он стал благодаря деньгам, которые он платил служащим. Нельзя сказать, что к его мнению прислушивались.

Когда он умер, никто из присутствовавших на корабле не стал горевать по этому поводу. Всем было все равно. Его судьба была безразлична обществу. Грустный финал жизни. Но знал ли изначально Господин из Сан-Франциско что его жизнь сложится именно так?

Ни имени, ни достижений, ни приятных воспоминаний. Именно так можно охарактеризовать жизненный путь персонажа, который был наполнен противоречиями и презрением. Главный герой не уважал окружающих людей. Это было его ошибкой. Он открыто указывал им на их недостатки. Персонажу были чужды искренние эмоции и настоящие чувства. Он не хотел показаться слабым, поэтому ему приходилось играть. Он спрятал свое лицо за маской. Никого из людей он не мог назвать своим другом, ведь он был уверен, что все интересуются лишь деньгами.

В конце жизни у главного героя были все материальные блага, о которых он когда-то мог только мечтать. Но и они не принесли ему желаемого счастья. У персонажа так и не получилось стать духовно развитым человеком. Его внутренний мир был скудным, неинтересным. Герой любыми путями хотел попасть в высшее общество. Автор презирает персонажа, для которого фальшивая любовь по расчету является нормой, для которого бездушие ценится больше, чем богатый внутренний мир. Поэтому и герой рассказа без имени.

Смысл названия и
проблематика рассказа  И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
(урок подготовки к сочинению)

1 этап.  Анализ темы.

— осмысление каждого слова темы

смысл –
значение, сущность, суть, внутреннее содержание, глубина.

название –
заголовок, заглавие, наименование, тема, идея.

проблематика – совокупность проблем,  круг вопросов.

произведение – рассказ, новелла, повествование.

Бунин –
замечательный русский писатель начала ХХ века, автор, писатель.

— выделение ключевых слов

Смысл названия

проблематика

И.А.Бунин

«Господин из Сан-Франциско»

— формулирование темы другими словами

s  Значение
заглавия и круг вопросов рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

s  Глубина
наименования и совокупность проблем рассказ И.А.Бунина «Господин из
Сан-Франциско».

2 этап.  Поиск задачи, заключенной в теме.

       
В чем смысл названия и какова проблематика рассказа
И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

       
Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин
из Сан-Франциско»?

       
Поучителен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из
Сан-Франциско»?

       
Состоятельна ли человеческая претензия на
господство?

3 этап.  Формулирование тезиса.

           В названии рассказа И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско» полно обобщено его содержание. И «господин»,
и члены его семьи остаются безымянными, в то время как
второстепенные персонажи – Лоренцо, Луиджи – наделены собственными
именами
.  Стихии живой жизни Бунин противопоставляет продажность
буржуазии, враждебность к естественной жизни, отсутствие сострадания.
В рассказе в непримиримом конфликте сталкиваются трудолюбие и праздность,
порядочность и развращенность, искренность и лживость. Проблемы, к
которым обращается автор в своем рассказе,  —  это «вечные темы»
литературы.

4 этап.  Структурирование
сочинения.

Ø  Выделение
ключевых слов.

Ø  Объединение
ключевых понятий в смысловые «гнезда».

—  И.А.Бунин, «Господин из Сан-Франциско», конфликт.

— Господин и его семья, безымянные, безликость; не жизнь, а
существование, делячество, продажность, праздная жизнь, отношение к природе,
естественной жизни, распад человеческих связей, отсутствие сострадания,
враждебность к естественной жизни, праздность, развращенность, лживость.

— Второстепенные персонажи: Лоренцо, Луиджи, собственные
имена, стихия живой, естественной жизни, индивидуальность, неповторимость
личности, трудолюбие, порядочность, искренность.

— «Вечные темы» литературы: пристальное внимание к природе,
«внутреннему» ходу человеческой жизни.

Ø   Установление
внутренних связей между «гнездами» ключевых слов.

Ø   Определение
оптимального количества частей сочинения.    

           И.А.Бунин                                      I

â   

                 «Господин из Сан-Франциско»

â   

            Господин и его семья                   II

â   

            не имеют имени

â   

            причины в образе жизни

â   

Трагедия 

â       

            Собственные имена людей, живущих естественной
жизнью

â      

           Проблемы

â                                         III

           «Вечные темы» литературы

Ø   Выстраивание
структурных элементов сочинения в логическом порядке.

5 этап.  Вступление к сочинению.

ü  Определить
ключевые слова темы.

Смысл – это субъективное
значение, отношение человека (автора) к тому, о чем он говорит, рассуждает.

Название – главная мысль,
вынесенная автором в заглавие.

Проблематика – это то, что
волнует писателя, вопросы, над которыми заставляет задуматься.

Бунин – блистательный
представитель прозы ХХ века.

ü  Построить
суждение, отражающее связи между ключевыми
понятиями.                               И.А.Бунин — блистательный
представитель прозы ХХ века. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско»
писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что человек – это не
центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно
человеку. В основе повествования – история безымянного господина.

ü  Построить
суждение о теме сочинения, включающее ее формулирование другими словами.

Значение заглавия и круг вопросов рассказа И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско».

ü  Сформулировать
задачу, которую тема ставит перед пишущим.

Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из
Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою, как живут герои произведения,
какими нравственными качествами писатель наделяет их?

ü  Построить
суждение, показывающее связь вступления с главной частью сочинения.

Ответ на этот вопрос попробуем найти, поняв, чем живут
герои рассказа.

ü  Соединить
эти суждения.

 И.А.Бунин — блистательный представитель прозы ХХ века.
Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть
трагизм жизни. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель рассуждает
о месте человека в мире и считает, что человек – это не центр Вселенной, а
песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно человеку. В основе
повествования – история безымянного господина. Почему И.А.Бунин назвал свой
рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою? Возможно,
ответы на эти вопросы мы найдем, поняв, как и чем живут герои рассказа, какими
нравственными качествами писатель наделяет их?

6 этап. Проектирование главной части.

I.       
И.А.Бунин — блистательный представитель прозы ХХ
века.

II.    
Проблематика и смысл названия рассказа И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско».

1.     
Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека
буржуазной цивилизации.

2.     
Отсутствие духовности.

3.     
Неприятие Буниным враждебности высшего общества к
природе, к естественной жизни.

4.     
Мир естественных людей.

5.     
Распад человеческих связей, отсутствие сострадания
– самое страшное для Бунина.

III.             
Обращение Бунина к «вечным темам» литературы.

7 этап.  Написание сочинения.

    И.А.Бунин — блистательный
представитель прозы ХХ века. Для его творчества характерен интерес к
обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни. В своем рассказе «Господин
из Сан-Франциско» писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что
человек – это не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не
подвластно человеку. В основе повествования – история безымянного господина.
Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал
имени своему герою? Возможно, ответы на эти вопросы мы найдем, поняв, как и чем
живут герои рассказа, какими нравственными качествами писатель наделяет их.

Господин из Сан-Франциско –
олицетворение человека буржуазной цивилизации. Герой назван просто
«господином», потому что именно в этом его суть. Сам он считает себя господином
и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради
развлечения»» поехать с семьей «в Старый Свет на целых два года», может
пользоваться всеми благами, гарантируемые его статусом, верит «в заботливость
всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая
его малейшее желание», может презрительно бросать «оборванцам» сквозь зубы:
«Прочь!» Господин из Сан-Франциско ценен окружающим не как человек, а как
господин. Пока он богат, полон сил, хозяин отеля «вежливо и изысканно»
кланяется его семье, а метрдотель дает понять, что «нет и не может быть
сомнения в правоте желаний господина».

Описывая внешность господина,
И.А.Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его
неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая
голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего
духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства: «…он
почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец…» Желание осуществилось,
но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско
постоянно сопровождает авторская ирония. Человеческое начинает проявляться в
господине только при смерти: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, —
его больше не было, — а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его
стали утончаться, светлеть…». А автор именует своего героя теперь «умерший»,
«покойный», «мертвый». Резко меняется и отношение к нему окружающих: труп
должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб
предоставить не могут – только ящик из-под содовой, прислуга, которая трепетала
перед живым господином, издевательски смеется над мертвым, хозяин отеля говорит
с его женой «уже без всякой любезности», а покойного помещает в самый дешевый
номер, твердо заявив о необходимости срочного вывоза тела. Отношение господина
к людям переносятся на него самого. В конце рассказа автор говорит, что тело
«мертвого старика из Сан-Франциско возвращается «домой, в могилу, на берега
Нового Света» в черном трюме: могущество «господина» оказывается  призрачным.

Писатель не дает имени не только
главному герою. Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества,
членом которого так хотел стать господин из Сан-Франциско: «Был среди этой
блестящей толпы некий великий богач,… был знаменитый испанский писатель, была
всесветная красавица, была изящная влюбленная пара…»  Их жизнь однообразна и
пуста: «вставали рано,…пили кофе, шоколад, какао,…садились в ванны, делали
гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты
и шли к первому завтраку…» В этом обезличенность, безындивидуальность тех, кто
считает себя хозяевами жизни. Это искусственный рай, ведь даже «изящная
влюбленная пара» лишь изображала влюбленность: она была «нанята Ллойдом  играть
в любовь за хорошие деньги». Жизнь на пароходе иллюзорна. Он «громадный», но
вокруг него – «водяная пустыня» океана и «облачное небо». А в «подводной утробе
парохода», подобной «мрачным и знойным недрам преисподней», работали голые по пояс
люди, «багровые по пламени», «облитые едким, грязным потом».  Социальный разрыв
между богатыми и бедными – ничто по сравнению с той пропастью, которая отделяет
человека от природы и естественную жизнь от небытия. И, конечно, Бунин не
принимает враждебность высшего общества к природе, к естественной жизни.

В противоположность «искусственной»
жизни Бунин показывает мир естественных людей. Один из них – Лоренцо – «высокий
старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина 
из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя,
в отличие от  заглавного героя. И Лоренцо, и абруццкие горцы олицетворяют
естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с
природой: «Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная,
простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у
их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над
морем к востоку, под ослепительным солнцем…» Волынка из козьего меха и
деревянная цевница горцев противопоставлены» прекрасному оркестру» парохода.
Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру, «непорочной
заступнице всех страждущих в этом  злом и прекрасном мире, и рожденному от
чрева ее в пещере Вифлеемской…» Это и есть истинные ценности жизни, в отличие
от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».

Таким образом, в  рассказе постепенно
нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и
бездуховной цивилизации.  Писатель  самым страшным считает  распад человеческих
связей, отсутствие сострадания. А именно это мы и видим в рассказе «Господин из
Сан-Франциско». Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей
человека является человеческая память. Живописный бедняк, старик  Лоренцо,
останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из
Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть. И,
следовательно, название рассказа выбрано не случайно. В нем – толчок к
пониманию смысла, значения рассказа, который заставляет задуматься о вечных
проблемах жизни, смерти, любви, красоте.

           В названии рассказа
И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» полно обобщено его содержание. И
«господин», и члены его семьи остаются безымянными, в то время как
второстепенные персонажи – Лоренцо, Луиджи – наделены собственными именами. 
Стихии живой жизни Бунин противопоставляет продажность буржуазии, враждебность
к естественной жизни, отсутствие сострадания. В рассказе в непримиримом
конфликте сталкиваются трудолюбие и праздность, порядочность и развращенность,
искренность и лживость. Проблемы, к которым обращается автор в своем рассказе, 
—  это «вечные темы» литературы.

Иван Алексеевич Бунин за свою жизнь много путешествовал по Европе. Увиденное часто становилось декорациями или темами для его произведений, давало толчок к написанию. Например, история создания «Господина из Сан-Франциско» тесно связана с произошедшим в итальянской гостинице случаем (внезапной смертью путешественника), а также с названием книги «Смерть в Венеции».

Оглавление:

  • Создание новеллы
  • Краткое содержание
  • Оценка современников

Иван Алексеевич Бунин за свою жизнь много путешествовал по Европе. Увиденное часто становилось декорациями или темами для его произведений, давало толчок к написанию. Например, история создания «Господина из Сан-Франциско» тесно связана с произошедшим в итальянской гостинице случаем (внезапной смертью путешественника), а также с названием книги «Смерть в Венеции».

История создания господин из сан франциско бунин

Создание новеллы

Произведение было написано в сентябре 1915 года. По жанру это рассказ, но некоторые считают его новеллой. Существует несколько историй создания книги. Википедия приводит две версии:

История создания господин из сан франциско

  1. По словам жены Веры Муромцевой, жены Бунина, замысел новеллы возник у него во время путешествия на пароходе по Италии. Однажды среди пассажиров возник спор о социальной справедливости. Писатель предложил представить их корабль в разрезе: на верхних палубах пьют вино и веселятся, на нижних — тяжело работают. Какая здесь справедливость?
  2. Сам Бунин писал, что в 1915 г. во время прогулки в Москве по Кузнецкому мосту он увидел в витрине магазина книгу Томаса Манна «Смерть в Венеции». В сентябре того же года писатель вспомнил об этом названии в связи со смертью американца, приехавшего на Капри и внезапно умершего в гостинице, где на тот момент жил Бунин. Оба случая сплелись и легли в основу рассказа, хотя книгу «Смерть в Венеции» Иван Алексеевич прочитал уже после написания своего произведения и, по его словам, счел ее неприятной.

Приехав в гости к сестре в Орловскую губернию в начале осени, Бунин вспомнил о книге и инциденте. В его голове мгновенно возник замысел, он сел работать. Повесть была написана за 4 дня, автор сочинял ее неторопливо и спокойно. «Смерть на Капри» — первоначальное название — писатель быстро исправил на «Господина из Сан-Франциско»: по его словам, он это сделал сразу после написания первой строки. Как отмечал Иван Алексеевич, всю историю, кроме смерти незнакомого ему американца в отеле после обеда, он выдумал с нуля.

Господин из сан франциско

Некоторые исследователи творчества литератора отмечают, что, скорее всего, работа шла более напряженно, чем писал в дневнике Бунин. Сохранилось большое количество черновиков, в которых текст много раз исправлялся. Иван Алексеевич хотел сделать новеллу точной, лаконичной, краткой, даже «сухой», минимизировать количество эпитетов. Он старался, чтобы в рассказе не было прямых назиданий — читатель должен был понять их сам.

Тема неравенства людей в жизни и их равенство перед смертью сильно волновала Бунина: он часто прерывался, чтобы пострелять голубей, а при написании финала даже заплакал.

Краткое содержание

Началась история в Сан-Франциско. Имя героя в рассказе не упоминается, хотя другие имена, например, Ллойд, который не появился вообще, присутствуют. Чтобы понять, почему писатель никак не назвал главного персонажа, нужно поискать ответ в самом тексте: имени господина не запомнили ни в Неаполе, ни на Капри.

Главный герой много и упорно работал ради своей мечты — возможности путешествовать по Европе. Накопив достаточно денег, вместе с женой и дочерью он может позволить себе на 2 года расслабиться и побывать в Старом свете. Первая остановка на их пути — Италия, затем следуют города Ницца и Монте-Карло.

История создания господин из сан франциско

В конце осени корабль, названый «Атлантида» и больше похожий на огромный отель со всеми удобствами, отправляется в плавание через океан. Жизнь на судне безмятежна, дни текут по одному плану: гости рано просыпаются, пьют кофе, гуляют по палубе для возбуждения аппетита. После этого следует первый завтрак, за ним — чтение газет и ожидание второго завтрака. Далее отдых, чай, а вечером главное событие дня — обед.

После приезда в Неаполь путешественники останавливаются в шикарном отеле. Их жизнь вновь подчинена единому порядку: завтрак, посещение музеев, второй завтрак, чай, приготовление к обеду и сам обед.

Декабрь выдался ненастным, и семья решает отправиться на теплый и солнечный остров Капри. Маленький пароход с трудом доставляет путников, страдающих от морской болезни, на остров. Там они поднимаются на вершину горы в отель, где им уже готовят обед. Господин в ожидании одевающихся супруги и дочери располагается в читальне, но стоит ему открыть газету, как он сползает с кресла в приступе.

Господин из сан франциско автор

Умирающего переносят в самый плохой номер, где в присутствии семьи и прислуги наступает его смерть. Вдова просит перенести тело в их комнату, но хозяин отеля отказывает: пойдут неприятные слухи, постояльцы не захотят останавливаться у него. Гробов на острове нет, поэтому тело кладут в вытянутый деревянный ящик из-под бутылок содовой.

Начинается путешествие господина на родину в США. Та же «Атлантида» везет его обратно, но уже в трюме, в то время как на верхней палубе продолжается веселье по установленному порядку: ранний подъем — кофе — прогулки по палубе и т. д.

По мнению Бунина, главная тема новеллы заключается в ничтожности богатства и накоплений перед смертью. Человеческая жизнь очень хрупкая, она легко может прерваться в любой момент, а ее тратят не на поиск красоты и счастья в реальности, а откладывают на потом ради денег и будущего фальшивого блеска.

Оценка современников

Произведение было опубликовано в 1915 году в журнале «Современник». Оно собрало много положительных оценок и подробных обзоров. Некоторые из них кратко приводит Вики:

Писательница Колтоновская

  1. Критик Дерман писал, что после смерти Чехова в течение 10 лет этот рассказ стал наиболее сильным и значимым произведением в России. Автор нарисовал образ громадного зла — греха, в котором протекает жизнь современного человека. Также Дерман отмечает, что в произведении использованы приемы Толстого, например, испытание смертью.
  2. Писательница Колтоновская назвала Бунина самым крупным представителем литературы, хотя до этого находила в его работах много минусов.
  3. Журнал «Русское богатство» отмечал, что противоположность между блеском культуры и ничтожностью перед лицом смерти описана захватывающе, но не исчерпана до конца.

Менее восторженно отреагировал Измайлов, посчитавший, что история смотрелась бы лучше в виде зарисовки, а не растянутого рассказа.

«Господин из Сан-Франциско» — одна из самых знаменитых новелл Бунина. Она была тепло принята его современниками и не потеряла актуальности до наших дней. В ее основу легло неприятное происшествие в гостинице Италии, однако практически все произведение (кроме финала — смерти богатого американца в гостинице) выдумано писателем.

Серебряный век русской литературы всегда ассоциируется у большинства людей именно с поэзией. Однако нельзя не заметить, что начало двадцатого века подарило нам великое множество очень талантливых прозаиков.

Одним из таких талантов стал Иван Бунин. Его короткие рассказы по-настоящему западают в душу читателя, поднимают перед нами важные философские вопросы. Одним из самых ярких прозаических произведений Бунина является рассказ «Господин из Сан-Франциско», разбор которого подготовил Многомудрый Литрекон.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия и финала
  • 5 Суть
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Художественные детали
  • 12 Критика

История создания

Творческая история рассказа «Господин из Сан-Франциско» началась в экзотическом краю — на острове Капри. В основу произведения легли воспоминания Бунина о его отдыхе. В отеле, где он тогда жил, умер некий состоятельный американец. Этот случай чётко отпечатался в памяти писателя, ведь одна маленькая трагедия не изменила праздничного настроения отдыхающих.

Современникам были известны интересные факты о написании рассказа «Господин из Сан-Франциско». Уже в 1915 году Бунин написал в своём дневнике о том, как он увидел в витрине московского книжного магазина повесть Томаса Манна «Смерть в Венеции». Именно тогда он и решил написать свой рассказ, в основе которого и легло то происшествие на Капри. Вот так одно незначительное обстоятельство вдохновило автора воплотить свой давний замысел рассказа в явь.

«я почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри, в гостиницу „Квисисана“, где мы жили в тот год, и тотчас решил написать „Смерть на Капри“, что и сделал в четыре дня — не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней и тишине в усадьбе… Заглавие „Смерть на Капри“ я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: „Господин из Сан-Франциско…“ И Сан-Франциско, и всё прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в „Квисисане“) я выдумал…

Направление и жанр

Этот рассказ можно отнести к литературному направлению реализма. Писатель стремится к достоверному изображению действительности. Его персонажи типичны и достоверны. Присутствуют названия реальных мест. В то же время модернизм, господствующий в культуре того времени, отразился на прозе Бунина. Так, в его рассказе много образов-символов, которые открывают метафорическое значение текста.

Жанр «Господина из Сан-Франциско» — рассказ. Это краткое прозаическое произведение с малым количеством действующих лиц и одной сюжетной линией. Отсутствует какая-либо конкретика, читатель понимает, что ситуация, описанная в рассказе, могла произойти с кем и когда угодно.

Композиция и конфликт

Идейно композиция произведения делится на две части: прибытие американского богача в отель и возвращение в США его бездыханного тела. Такое построение сюжета призвано подчеркнуть основную идею рассказа, показать контраст между тем, кем является человек при жизни, и кем (или чем) он становится после смерти.

В основе главного конфликта произведения «Господин из Сан-Франциско» лежит противостояние между мирскими вещами, такими как богатства, удовольствия и развлечения, и вечным началом, представленным в рассказе самой смертью.

Смысл названия и финала

В названии рассказа Бунин не стал ни придумывать изящную формулу, являющуюся отражением потаённых смыслов, ни обозначать основную мысль. Избегая какой-либо конкретики как в повествовании, так и в названии, Бунин в очередной подчеркнул будничность и незначительность жизни своего героя, занятого лишь мирскими делами.

Перед нами не человек, а набор клише и стереотипов об обитателе американского среднего класса. Он — господин, то есть хозяин жизни, богатый человек, деньгам которого поклоняются и завидуют другие люди. Но как иронично звучит слово «господин» применительно к трупу! Значит, человек не может быть господином чего бы то ни было, ведь жизнь и смерть ему неподвластны, он не постиг их природу. Титул героя — издевка автора над самодовольными богачами, которые думают, что владеют миром, хотя не могут предугадать даже своей судьбы. 

Почему умер господин из Сан-Франциско? А потому, что ему отмерен определенный срок, и высшие силы не приняли в расчет его планов на жизнь. Все время герой откладывал исполнение своих заветных желаний на потом, и вот когда он нашел для них время, судьба посмеялась над ним и обнулила счетчик.

Суть

Некий богатый американец отправляется вместе с дочерью и женой в Европу, где планирует провести два года, предаваясь отдыху и развлечениям. Поначалу приятное путешествие оказывается испорчено отвратительной погодой. Господин из Сан-Франциско вместе с семьёй отправляется на Капри, где за чтением газеты его внезапно настигает смерть.

В тот же день у жены почившего требуют немедленно убрать тело мужа из отеля. Из-за отсутствия горба покойного положили в ящик для содовой воды и ночью увезли в порт. Рассказ заканчивается на том, как тело господина из Сан-Франциско, убранное в тёмный корабельный трюм, возвращается в Америку.

Более подробное краткое содержание произведения Вы найдете тут.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Господин из Сан-Франциско» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

герои рассказа «господин из сан-франциско» характеристика
господин из сан-франциско пятидесятивосьмилетний богач из сша. будучи предпринимателем, эксплуатировал труд китайских эмигрантов. несмотря на свой огромный заработок и достаток, считает, что всю жизнь он не жил, а только существовал, откладывая на потом заветные мечты и увлечения. на своё путешествие смотрит как на начало новой жизни, в которой он сможетнасладиться плодами своей работы. самоуверен. снисходительно-высокомерен. самовлюблён.
жена господина из сан-франциско крупная, широкая женщина со спокойным характером. Одевается соответственно возрасту. Автор говорит о ней, как о человеке, которого нельзя назвать впечатлительным. Упоминалось, что господин и госпожа ругались, но не сказано, кто зачинщик и насколько всё серьёзно. А ещё сказано, что один раз госпожа повышает тон, когда получает отказ от хозяина отеля перенести тело её покойного мужа в их апартаменты. Но затем смиряется и не предпринимает решительных шагов, чтобы изменить ситуацию.
дочь господина из сан-франциско симпатичная, но в остальном ничем не примечательная девушка.
пассажиры лайнера сливки высшего общества европы и америки. высоко титулованные особы, богачи и прочие влиятельные персоны. в большинстве своём, пустые и ничтожные люди, которых не волнует ничего, кроме самих себя.

Темы

Тематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» многообразна, несмотря на малый объем произведения.

  1. Жизненные ценности — основная тема произведения. Главный герой ставил на первое место в своей жизни деньги и успех, в то время как семья, родина, творчество, мир в целом остались «за бортом» его корабля. Когда он решил наверстать упущенное, было поздно, и в итоге вся его жизнь прошла напрасно, и погоня за материальными благами так и не завершилась триумфом.
  2. Семья – Бунин с явной неприязнью описывает семью богатого американца. Семейные отношения между господином из Сан-Франциско и его близкими держатся, как правило, на финансовом аспекте. До тех пор, пока всё вокруг идёт идеально, их можно принять за хороших людей, но как только в путешествие вмешивается неприятность, на поверхность тут же всплывают семейные дрязги и взаимное отчуждение. Бунин показывает, что в обществе, одержимом деньгами, нет места настоящим семейным ценностям.
  3. Счастье – господин из Сан-Франциско всю свою жизнь считал, что настоящее счастье заключается в деньгах и возможности тратить их в своё удовольствие. Именно такой подход к жизни и осуждает Бунин, показывая пустоту и ничтожность существования, завязанного только на деньгах.
  4. Мечта – писатель вырисовывает нам портрет насквозь прогнившего человека, в душе которого не осталось ничего высокого. Всё, о чём может мечтать пожилой американец, так это о том, чтобы в своё удовольствие нежится в европейских отелях. Очень важно, по мнению Бунина, уметь мечтать о высоком, а не только лишь о мирских радостях.
  5. Любовь – в потребительском обществе, изображённом в рассказе, не места настоящей любви. Всё в нём насквозь поддельно и лживо. За масками радушия и услужливости скрываются зависть и равнодушие.
  6. Судьба – Бунин очень иронично обходится со своим героем. Показывая вначале живого и уважаемого всеми богача на круизном лайнере, в финале на том же самом лайнере всеми забытый мёртвый старик плывёт обратно тем же маршрутом, каким и приехал. Горькая ирония призвана показать всю тщетность бытия, которое не значит ничего перед роком.

Проблемы

Проблематика рассказа «Господин из Сан-Франциско» весьма насыщенна:

  • Равнодушие – основная проблема, затронутая в рассказе. Бунин обрисовал отчуждение в обществе, которое он видел вокруг себя. Люди не хотят вникать в проблемы окружающих, они не хотят сталкиваться с настоящим горем. Они равнодушны к чужому несчастью и хотят поскорее избавиться от любых проявлений нестабильности и печали. Так, после смерти господина, когда он уже не мог дать чаевых, персонал, другие гости, да и его семья, не проявили никакого сожаления и уважения к покойнику.
  • Эгоизм – почти каждый персонаж в рассказе думает только о себе. Как сам господин из Сан-Франциско, так и люди вокруг него, ни разу не задумались над судьбой или чувствами другого человека. Все заботятся только лишь о себе.
  • Жизнь и смерть – Бунин превосходно отобразил, что как бы ни был богат и влиятелен человек при жизни, умерев, он становится всего лишь трупом, и его прошлое уже ни на что не влияет. Смерть уравнивает людей, она неподкупна. Поэтому власть человека эфемерна.
  • Бездуховность – атмосфера морального упадка и разложения так и сочится сквозь строчки рассказа. Равнодушие, эгоизм, жестокость и жадность со стороны кажутся невыносимыми и ужасными. Недаром автор назвал судно, на которым плыл господин, Атлантидой. Оно является символом буржуазного общества, обреченного на крах.
  • Жестокость – вопреки показушной вальяжности и радушию, общество, изображённое Буниным, до невозможности жестоко. Оно живёт одним холодным расчётом, измеряет человека только по деньгам и беззастенчиво выбрасывает, когда деньги заканчиваются.
  • Общество – главным злодеем рассказа выступает капиталистическое общество, законы которого обезличивают людей и убивают их души.
  • Социальные проблемы – в рассказе поднимаются такие проблемы, как и социальное неравенство. На примере бедных итальянцев и эксплуатируемых господином их Сан-Франциско китайцев Бунин показывает нам, что в капиталистическом обществе достаток меньшинства достигается потом и кровью большинства.

Основная идея

Смысл рассказа «Господин из Сан-Франциско» заключается в разоблачении лживого капиталистического общества. Он открывает нам его бесчеловечную жесткость и глубокую порочность, скрываемые за показным лоском и внешней доброжелательностью.

В то же время Бунин поднимает и философские вопросы, рассуждая о тщетности и скоротечности бытия и мрачном величии смерти, которая в конце концов уровняет всех людей между собой и посмеется над каждым достижением. Главная мысль рассказа «Господин из Сан-Франциско» — это необходимость смирения человеческой гордыни. Мы — не господа своей судьбы, поэтому нужно уметь наслаждаться каждым мгновением, отпущенным нам свыше, ведь в любой момент нить жизни может оборваться навсегда, а наши планы — так и остаться планами. Такова авторская позиция.

Чему учит?

Судьба господина из Сан-Франциско учит нас не быть равнодушными ко всему паразитами. Рассказ Бунина демонстрирует нам, каким станет мир, в котором не останется места духовности и искренности, вытесненных жадностью и эгоизмом. Его вывод прост: на первом месте в человеческой иерархии должны быть не деньги, а вечные моральные ценности. Подневольный, но дешевый труд китайцев не сделал господина счастливее, а вот если бы он помог всем этим людям устроиться в жизни, то наверняка испытал бы больше положительных эмоций и не ощущал бы пустоты бытия. 

Нравственные уроки в рассказе «Господин из Сан-Франциско» — это, в первую очередь, необходимость не цепляться за материальные ценности, не ставить во главу угла наживные богатства, а ценить в себе человеческую душу. Ведь после смерти душа — это всё, что остаётся у человека, а память о ней — все, что останется на земле. Таковая мораль Бунина.

Художественные детали

Рассказ довольно богат различными деталями, которые дополняют повествование и подчёркивают основную идею. Особенно интересна концепция мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»:

  • В первой части рассказа нам в глаза бросаются различные предметы роскоши: золотые очки, серебряные цепочки и прочие роскошные вещи, которые в очередной раз подчёркивают то, как этот мир завязан на материальных ценностях.
  • Во второй половине рассказа все эти красивые побрякушки мгновенно исчезают. Остаётся лишь темнота, телега, везущая импровизированный гроб в порт, и сырой трюм. Закончилась пустая ничтожная жизнь и началась таинственная Вечность.

Выразителем этой Вечности становится спокойное и тихое море, которое равнодушно несёт господина из Сан-Франциско сначала в Европу, а потом обратно в Америку. Образ океана отражает саму жизнь героя: он плыл по течению, наслаждался комфортом и обеспеченностью, но именно это течение привело его к смерти на острове Капри. Так и не успев отдохнуть и пожить для себя, он умер, принеся свою жертву на алтарь успеха. Течение жизни неумолимо: если мы сами не поворачиваемся вспять, прилагая усилия, чтобы изменить направление, оно выносит нас совсем не туда, где бы мы хотели оказаться. Само же течение инертно и безучастно.

Также интересны символы в рассказе «Господин из Сан-Франциско»:

  • Название корабля «Атлантида» указывает на скорый крах капиталистического мира, помешанного на деньгах и погрязшего в пороках.
  • Ящик из-под содовой — яркая деталь, указывающая на сущность самого господина. Он, как продукт своей эпохи, весьма символично погребен в отходах этой самой эпохи потребления. Его выкинули на обочину жизни, как мусор, когда он сослужил свою службу и больше не мог платить по счетам. 

Критика

Несмотря на шедшую в те времена войну, рассказ Бунина не только не затерялся на её фоне, но и привлёк внимание многих великих писателей и критиков. Успех был общепризнанным:

«…повесть «Господин из Сан-Франциско» при первом своем появлении… была единодушно отмечена критикой как новое крупное «достижение» талантивого художника и вообще одно из самых выдающихся произведений современной литературы.» (А. Гизетти, «Ежемесячный Журнал», 1917 г., №1) 

Один из самых известных писателей эпохи, Максим Горький в личном письме безраздельно восхищался Буниным, отдельно отметив трепет, который он испытывал, читая «Господина из Сан-Франциско».

Критик Абрам Дерман в журнале «Русская мысль» от 1916 года писал: «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок, если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу „Господин из Сан-Франциско“… В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства… С какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла, — образ греха, в котором протекает жизнь современного городского человека со старым сердцем, и читатель чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою…»

Еще один рецензент из журнала «Русское богатство» от 1917 года тоже похвалил работу Бунина, но отметил, что его замысел слишком узок, и все произведение можно выразить в одной строке:

«Рассказ хорош, но он страдает недостатками своих достоинств, как говорят французы. Противоположение между поверхностным блеском современной нашей культуры и её ничтожеством перед лицом смерти выражено в рассказе с захватывающей силой, но оно исчерпывает его до дна…

Английский Писатель Томас Манн, который отчасти и вдохновил Бунина на написание рассказа, считал, что рассказ может быть поставлен в один ряд с творениями таких великих писателей, как Толстой и Пушкин. Но не только Томас Манн заметил рассказ русского коллеги по перу. Во Франции прозу Бунина тоже знали и принимали восторженно:

«Господин Бунин… прибавил еще одно имя, мало известное во Франции, к …самым большим русским писателям.» (рецензия во французском журнале «Ревю де л’эпок» («Обозрение эпохи»), 1921 г.)

Даже спустя несколько десятилетий творчество Бунина было высоко оценено критиками. В советское время ему, как политическому эмигранту, уделялось мало внимания, но во время Перестройки бунинская проза пережила еще один период признания и популярности в широких массах. 

Он не терпел многословия, освобождался от излишних эпитетов, создавал свою прозу плотной, сжатой, что позволило в свое время Чехову сравнить ее с слишком «густым бульоном»… И совершенно не выносил словесных штампов. Когда в «Господине из Сан-Франциско» он написал: «Декабрь «выдался» не совсем удачный», то словечко выдался иронически взял в кавычки, так как позаимствовал его из чуждого ему лексикона: из лексикона богатых и безликих господ, которые действуют в его рассказе. Слух на фальшь, серость языка был у него острейшим. (А. А. Саакянц, статья-послесловие и комментарии к «Собранию сочинений Бунина в шести томах», том 4, 1988 г.)

Автор: Михаил Щепин

  • Почему автор назвал свое произведение рассказом а переводчик повестью шиллер
  • Почему братья гримм писали страшные сказки
  • Почему автор назвал рассказ бедная лиза
  • Почему бойцы баржи сказали что название не подходит пароходу в рассказе рейс ласточки
  • Почему автор назвал произведение бедная лиза сочинение