Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания в сказках

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Сказка о животных 
«Журавль и цапля». 

Бытовая сказка 
«Солдатская шинель»....

    1 слайд

    Сказка о животных
    «Журавль и цапля».

    Бытовая сказка
    «Солдатская шинель».

    5 класс

  • Работа с понятиямиСказка о животных – это…

Бытовая сказка – это…

Быт – это…...

    2 слайд

    Работа с понятиями
    Сказка о животных – это…

    Бытовая сказка – это…

    Быт – это…

  • Работа с понятиямиСказки о животных – это  сказки, героями которых выступают ...

    3 слайд

    Работа с понятиями
    Сказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами характера. 

    Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

    Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

  • Что мы будем изучать?Сказку о животных «Журавль и цапля» 
и 
бытовую сказку «...

    4 слайд

    Что мы будем изучать?
    Сказку о животных «Журавль и цапля»
    и
    бытовую сказку «Солдатская шинель».

  • Как вы думаете?Проблемные вопросыПочему народ героями своих сказок делал жив...

    5 слайд

    Как вы думаете?
    Проблемные вопросы
    Почему народ героями своих сказок делал животных?

    Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?

  • АктуальностьСказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношен...

    6 слайд

    Актуальность
    Сказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение моральных норм.

    Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.

  • ЦельИзучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки...

    7 слайд

    Цель
    Изучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки о животных для ответа на проблемный вопрос (стр. 38-41).

  • Этапы работы на уроке1.Прочитать сказку о животных «Журавль и цапля». – стр....

    8 слайд

    Этапы работы на уроке
    1.Прочитать сказку о животных «Журавль и цапля». – стр. 38-40.
    Продукт: таблица «Нравственные качества и поступки героев сказки».
    2.Прочитать бытовую сказку «Солдатская шинель». – стр. 40-41.
    Продукт: таблица «Нравственные качества и поступки героев сказки».
    3.Найти общее и различие в бытовой сказке и сказке о животных.
    Продукт: сравнительная таблица.
    4. Сделать вывод.

  • Нравственные качества и поступки героев сказки «Журавль и цапля»Заполнить...

    9 слайд

    Нравственные качества
    и поступки героев сказки «Журавль и цапля»
    Заполнить таблицу

    Работа по тексту сказки – стр. 38-39.
    Вывод:
    Объясните, почему журавль и цапля остались одинокими?
    Какие качества помешали героям быть вместе?
    Как вы понимаете, что такое самолюбие?

  • Нравственные качества и поступки героев сказки «Солдатская шинель»Заполнит...

    10 слайд

    Нравственные качества
    и поступки героев сказки «Солдатская шинель»
    Заполнить таблицу

    Работа по тексту сказки – стр. 40-41.
    Вывод:
    Объясните, почему солдату шинель была и периной, и подушкой,
    и одеялом, а барин не смог на ней спать?
    Какие качества солдата позволяют ему выйти
    Из этой ситуации победителем?
    Какие качества мешают барину сделать шинель своей постелью??

  • Общее и различие волшебной и бытовой сказкиРабота по тексту сказки – стр....

    11 слайд

    Общее и различие
    волшебной и бытовой сказки

    Работа по тексту сказки – стр. 38-41.

  • ВыводПисьменно ответить на проблемные вопросы:

Почему народ героями своих ск...

    12 слайд

    Вывод
    Письменно ответить на проблемные вопросы:

    Почему народ героями своих сказок делал животных?

    Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?

  • Домашняя работаТворческая работа «Моя сказка» (сказка собственного сочинения).

    13 слайд

    Домашняя работа
    Творческая работа «Моя сказка» (сказка собственного сочинения).

  • Об авторе:Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка и литературы,...

    14 слайд

    Об авторе:
    Прохоренко Людмила Викторовна:
    Учитель русского языка и литературы,
    Педагог дополнительного образования,
    Руководитель литературного творческого объединения «Слово»,
    Классный руководитель.
    glyaden_plv@mail.ru
    8 (39 155) 94 1 44

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


10

Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания в сказках

1 ответ:



0



0

Бытовая жизнь — это как обыденные действия обычных людей, эти действия как готовка, игра в карты(в Европе в средневековье), если на Руси, то уход за скотом, прополка земли. Сказки в основном писал народ, и они пытались высмеять свои обыденные действия, чтобы подчеркнуть простоту сказок

Читайте также

В пьессе нам встречается много интересных образов. Каждая из фамилий была говорящая:Клубника(сладкий характер,подстраивающийся под всех),Тяпкин-ляпкин( делать у него все не очень хорошо получается,все тяп-ляп) и др. у своих людей свой характер,все люди не справедливые, главные ценности для них- это деньги,больше им ничего не нужно.

(всех фамилий не помню, скажите о том, что они показывают настоящий хараутер человека и мы можем дать характеристику героям сразу, раскрывайте фамилии по смыслу)

Трудолюбие, честность и верность.

Это основные черты.
Онегин — изменяющийся герой. В начале романа мы видим пресыщенного светской жизнью молодого человека, не лишенного ума. Затем, последовав за героем в деревню, открываем в нем пытливость и нестандартность ума, стремление улучшить хозяйственную жизнь, в то же время нежелание брать на себя ответственность. Смерть Ленского потрясла Онегина и перевернула его душевный настрой. После путешествия в дом Татьяны приходит человек, понимающий, в чем его предназначенье, уже не скучающий, а действующий. К сожалению, Пушкин не мог показать дальнейшее развитие героя по цензурным соображениям, поэтому Онегин так и остался в восприятии современников «лишним человеком».

Купили а кг яблок, груш купили b кг. сколько кг фруктов купили. а+b

     Объясни смысл сочетаний слов:  

Стоять твёрдо на ногах
<span>. 
Быть самостоятельным, не нуждаться в чьей-либо <span>поддержке. Например: Нужно овладевать знаниями и навыками, чтобы в самостоятельной жизни твёрдо стоять на ногах.
</span></span>Потянуло сквозняком.
Прошла резкая струя воздуха.Например: Внизу открыли окна — сразу потянуло сквозняком.
   
Комментарий.
Данные сочетания слов называются фразеологизмами. Фразеологизмы (или фразеологические обороты) — это лексически неделимые устойчивые выражения. Чаще всего они употребляются в переносном значении, потому что потеряли первоначальный смысл или имеют образное значение.

Слайд 1Сказка о животных
«Журавль и цапля».

Бытовая сказка
«Солдатская шинель».

5 класс

Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель».5 класс


Слайд 2Работа с понятиями
Сказка о животных – это…

Бытовая сказка – это…

Быт –

Работа с понятиямиСказка о животных – это…Бытовая сказка – это…Быт – это…


Слайд 3Работа с понятиями
Сказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно

они наделены человеческими качествами и свойствами характера. 

Бытовая сказка – это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь.

Быт – это жизненный уклад, повседневная жизнь.

Работа с понятиямиСказки о животных – это  сказки, героями которых выступают животные. Обычно они наделены человеческими качествами и свойствами


Слайд 4Что мы будем изучать?
Сказку о животных «Журавль и цапля»
и
бытовую

сказку «Солдатская шинель».

Что мы будем изучать?Сказку о животных «Журавль и цапля» и бытовую сказку «Солдатская шинель».


Слайд 5Как вы думаете?
Проблемные вопросы
Почему народ героями своих сказок делал животных?

Почему бытовая

жизнь становится предметом для высмеивания?

Как вы думаете? Проблемные вопросыПочему народ героями своих сказок делал животных?Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?


Слайд 6Актуальность
Сказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение

моральных норм.

Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.

АктуальностьСказки нам показывают поведение, характер человека, взаимоотношение с другими людьми, соблюдение моральных норм. Сказки живут среди нас,


Слайд 7Цель
Изучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки о

животных для ответа на проблемный вопрос (стр. 38-41).

ЦельИзучение нравственных качеств и поступков героев бытовой сказки и сказки о животных для ответа на проблемный вопрос


Слайд 8Этапы работы на уроке
1.Прочитать сказку о животных «Журавль и цапля». –

стр. 38-40.
Продукт: таблица «Нравственные качества и поступки героев сказки».
2.Прочитать бытовую сказку «Солдатская шинель». – стр. 40-41.
Продукт: таблица «Нравственные качества и поступки героев сказки».
3.Найти общее и различие в бытовой сказке и сказке о животных.
Продукт: сравнительная таблица.
4. Сделать вывод.

Этапы работы на уроке1.Прочитать сказку о животных «Журавль и цапля». – стр. 38-40.Продукт: таблица «Нравственные качества и


Слайд 9
Нравственные качества
и поступки героев сказки «Журавль и цапля»
Заполнить таблицу

Работа по

тексту сказки – стр. 38-39.

Вывод:
Объясните, почему журавль и цапля остались одинокими?
Какие качества помешали героям быть вместе?
Как вы понимаете, что такое самолюбие?

Нравственные качества  и поступки героев сказки «Журавль и цапля» Заполнить таблицу  Работа по тексту


Слайд 10
Нравственные качества
и поступки героев сказки «Солдатская шинель»
Заполнить таблицу

Работа по тексту

сказки – стр. 40-41.

Вывод:
Объясните, почему солдату шинель была и периной, и подушкой,
и одеялом, а барин не смог на ней спать?
Какие качества солдата позволяют ему выйти
Из этой ситуации победителем?
Какие качества мешают барину сделать шинель своей постелью??

Нравственные качества  и поступки героев сказки «Солдатская шинель» Заполнить таблицу  Работа по тексту сказки


Слайд 11
Общее и различие
волшебной и бытовой сказки

Работа по тексту сказки –

стр. 38-41.

Общее и различие  волшебной и бытовой сказки Работа по тексту сказки – стр. 38-41.


Слайд 12Вывод
Письменно ответить на проблемные вопросы:

Почему народ героями своих сказок делал животных?

Почему

бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?

ВыводПисьменно ответить на проблемные вопросы:Почему народ героями своих сказок делал животных?Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания?


Слайд 13Домашняя работа
Творческая работа «Моя сказка» (сказка собственного сочинения).

Домашняя работаТворческая работа «Моя сказка» (сказка собственного сочинения).


Слайд 14Об авторе:
Прохоренко Людмила Викторовна:
Учитель русского языка и литературы,
Педагог дополнительного образования,
Руководитель литературного

творческого объединения «Слово»,
Классный руководитель.
glyaden_plv@mail.ru
8 (39 155) 94 1 44

Об авторе:Прохоренко Людмила Викторовна:Учитель русского языка и литературы,Педагог дополнительного образования,Руководитель литературного творческого объединения «Слово»,Классный руководитель.glyaden_plv@mail.ru8 (39 155)


Сказки, в которых
социальные и бытовые отношения стоят
в центре действия получили название
социально-бытовых.
В этом типе сказок хорошо развит комизм
поступков и словесный комизм, что
определяется их сатирическим, ироническим,
юмористическим характером. Темой одной
группы сказок служит социальная
несправедливость, темой другой служат
людские пороки, в них осмеиваются
ленивые, глупые, упрямые.

Бытовая
(сатирическая) сказка

наиболее
близка
к повседнев­ной жизни

и даже не обязательно включает в себя
чудеса.
Одоб­рение или осуждение

всегда подается в ней открыто,
четко вы­ражается оценка:
что безнравственно, что достойно осмеяния
и т.п. Даже когда кажется, что герои
просто валяют дурака, потешают слушателей,
каждое их слово, каждое действие
наполне­ны значительным смыслом,
связаны с важными сторонами жиз­ни
человека.

Постоянными
героями

сатирических сказок выступают «про­стые»
бедные люди
.
Однако они неизменно одерживают верх
над «непростым» — богатым или знатным
человеком. В отличие от ге­роев
волшебной сказки здесь бедняки достигают
торжества
спра­ведливости

без
помощи чудесных помощников

— лишь благодаря уму, ловкости,
находчивости да еще удачным обстоятельствам.

Бытовая
сатирическая сказка веками впитывала
в себя харак­терные
черты жизни народа

и его отношения
к власть предержа­щим
,
в частности к судьям, чиновникам. Все
это, конечно, пере­давалось и маленьким
слушателям, которые проникались здоро­вым
народным юмором сказителя. Сказки такого
рода содержат «витамин
смеха
»,
помогающий простому человеку сохранить
свое достоинство в мире, где правят
мздоимцы-чиновники, неправед­ные
судьи, скупые богачи, высокомерные
вельможи.

В
бытовых сказках появляются порой и
персонажи-животные,
а возможно и появление таких абстрактных
действующих лиц
,
как Правда и Кривда, Горе-Злосчастье.
Главное
здесь не подбор пер­сонажей, а
сатирическое
осуждение людских пороков и недо­статков
.

Порой
в сказку вводится такой специфический
элемент дет­ского фольклора, как
перевертыш.
При этом возникает смещение реального
смысла, побуждающее ребенка к правильной
расста­новке предметов и явлений. В
сказке перевертыш укрупняется, вырастает
до эпизода, составляет уже часть
содержания. Смеше­ние и преувеличение,
гиперболизация явлений дают малышу
воз­можность
и посмеяться, и подумать.

4.ФОЛЬКЛОР
РАЗНЫХ НАРОДОВ

21

4.1.Малые
жанры. Их направленность, педагогическое
значение
.

К малым
жанрам относятся пословицы, поговорки,
загадки, частушки и др.

Рассмотрим
педагогическое значение малых жанров
на примере пословиц, бытующих у разных
народов.

В любой пословице
всегда присутствует «педагогический
момент» — назидательность: под пословицей
понимают меткое образное изречение
назидательного характера, типизирующее
самые различные явления жизни и имеющее
форму законченного предложения.

Пословицы — не
старина, не прошлое, а живой голос народа:
народ сохраняет в своей памяти только
то, что ему необходимо сегодня и
потребуется завтра. Когда в пословице
говорится о прошлом, оно оценивается с
точки зрения настоящего и будущего —
осуждается или одобряется в зависимости
от того, в какой мере прошлое, отраженное
в афоризме, соответствует народным
идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается
всем народом, поэтому выражает коллективное
мнение народа. В ней заключена народная
оценка жизни, наблюдения народного ума.
Удачный афоризм, созданный индивидуальным
умом, не становится народной пословицей,
если он не выражает мнение большинства.

Пословицы прочно
ложатся в память. Их запоминание
облегчается игрой слов, разными
созвучиями, рифмами, ритмикой, порой
весьма искусной. В данном случае поэзия
выступает как форма сохранения и
распространения мудрости, опыта
познавательной деятельности, моделирующей
воспитание и его результат — поведение.

Конечной целью
пословиц всегда было воспитание, они с
древнейших времен выступали как
педагогические средства. С одной стороны,
они содержат педагогическую идею, с
другой — оказывают воспитательное
влияние, несут образовательные функции:
повествуют о средствах, методах
воспитательного влияния, соответствующих
представлениям народа, дают
характерологические оценки личности
— положительные и отрицательные, которые,
определяя так или иначе цели формирования
личности, содержат призыв к воспитанию,
самовоспитанию и перевоспитанию,
осуждают взрослых, пренебрегающих
своими священными обязанностями —
педагогическими и т.д.

В пословицах много
материала практического характера:
житейские советы, пожелания в труде,
приветы и др.

Наиболее
распространенная форма пословиц —
наставления. С педагогической точки
зрения интересны наставления трех
категорий: поучения, наставляющие детей
и молодежь в добрых нравах, в том числе
и правила хорошего тона; поучения,
призывающие взрослых к благопристойному
поведению, и, наконец, наставления
особого рода, содержащие педагогические
советы, констатирующие результаты
воспитания, что является своеобразной
формой обобщения педагогического опыта.
В них содержится огромный
образовательно-воспитательный материал
по вопросам воспитания.

В пословицах
получили отражение педагогические
идеи, касающиеся рождения детей, их
места в жизни народа, целей, средств и
методов воспитания, поощрения и наказания,
содержания обучения, трудового и
нравственного воспитания, наследственности
и наследования детьми черт поведения
родителей, влияния окружающей среды и
общественного мнения и т.д. и т.п.

В пословицах
главное — этическая оценка поведения
человека и народной жизни в целом.
Пословица — выкристаллизовавшееся
веками общественное мнение народа,
нравственная оценка им всех случаев
жизни

В пословицах разных
народов имеются схожие пословицы о
воспитании детей.

Народом определенно
высказываются мысли о начале воспитания:
чем раньше, тем лучше. Воспитание
начинается с момента рождения, причем
оно главнее рождения: «Не тот отец, мать,
кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил
да добру научил».

В народном мнении
наследственность, наследование и
результаты педагогической деятельности
родителей выступают совместно, в
неразрывном единстве: «У доброго батьки
добры и дитятки» (русская), «С хорошего
загона — хорошие снопы, из хорошей семьи
-хорошие дети» (чувашская) и др.

Взаимоотношения
между молодым и старшим поколением у
всех народов определяются примерно
одинаково: «Старшим место уступи, младшим
помощь окажи» (хакаская), «Старшего
слушай, молодого учи» (чувашская.,
якутская., тувинская., татарская.,
киргизская), «Молодой работает, старый
ум дает. Молодой на службу, старый на
совет», «Молодой на битву, а старый на
думу» (русская).

Особенно ценны
для изучения воззрений народа собственно
педагогические наставления. Они вместе
с образовательным материалом, со знаниями
о детях и воспитании составляют основное
ядро народной педагогической мудрости.
Это — своего рода морально-педагогический
кодекс народа.

22

Этот кодекс
тщательно продуман народом в важнейших
деталях: «Детей побоями не учат, добрым
словом учат», «Детей наказывают стыдом,
а не грозою и бичом», «Неразумного учить
— в бездонную кадку воду лить», «Повторение
— мать ученья», «Грамотный человек —
словно солнце, неграмотный — что черна
ночь», «Сырое дерево гни, пока не высохло,
ребенка учи в свое время», «Не учили,
когда поперек лавки ложился; а во всю
вытянулся, так не научишь» и т.д.

У всех народов
трудовое воспитание является главной
задачей педагогики, что получило
отражение и в пословицах. Из комплекса
идей о трудовом воспитании на первом
месте оказываются идеи о воспитательном
значении труда. Только в процессе труда
вырабатываются такие моральные качества,
как чувство человеческого достоинства,
трудолюбие, настойчивость, последовательность,
чувство долга и ответственности за
результат дела: «Без труда не вытащишь
и рыбку из пруда», «Настойчивость и труд
– все перетрут» (русские), : «Хозяин
земли тот, кто ее пашет» (дагестанская),
«Пока спина не взмокнет — поле не вспашешь»
(аварская) и т.д.

Праздность
осуждалась народом как явление в высшей
степени чуждое его образу жизни: «Погибшая
на ногах собака — лучше, чем сдохший лежа
лев» (аварская), «Жизнь, потраченная на
сон, — пропавшая жизнь» (лакская),
«Сегодняшнюю работу не взваливай на
завтрашнего верблюда» (ногайская).

Педагогические
идеи в пословицах представлены в
различных формах. Обобщающая информация
о детях, воспитании, родителях и т.п.
имеет форму советов, предсказаний,
правил и др.

Примеры
иностранных
пословиц и поговорок и их русских
аналогов:

Кто
воду носит, тот и кувшин ломает (турецкая).
Тот не ошибается, кто ничего не делает.

И
короли ошибаются (вьетнамская). На
всякого мудреца довольно простоты.

Везде
хлеб с коркой (литовская). Нет розы без
шипов.

Спешащий
таракан в суп попадет (удмуртская).
Поспешишь – людей насмешишь.

Нечего
ругать кошку, когда сыр съеден
(французская).После драки кулаками не
машут.

Как
постелешь, так и поспишь (гагаузская).
Как аукнется, так и откликнется.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ДОКЛАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Бытовые сказки

Выполнила учитель начальных классов

Татьянина Анна Муратовна

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества, классический образец фольклора. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, утверждают веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Гуманистические идеалы, жизнеутверждающий пафос придают сказкам художественную убедительность и усиливают их эмоциональное воздействие на слушателей.

        Сказок написано и собрано великое множество. Но среди огромного количества сказок обязательно найдется несколько самых-самых любимых. Именно эти любимые сказки мы и проносим через всю жизнь, подсознательно стараясь в чем-то походить на героев сказки или даже мечтая попасть в такую сказку со счастливым концом. Почему мы любим сказки? На этот вопрос каждый человек отвечает по-своему. Сказки любят все: и дети, и взрослые. Да, не стоит удивляться. Взрослые тоже очень любят сказки. Наверное, даже больше, чем детишки. Взрослые так любят сказки, что и сами начинают их придумывать и рассказывать.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Принадлежность к эпическому роду выдвигает такие ее признаки, как повествовательность и сюжетность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, правды над кривдой, жизни над смертью; все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету.

Исторические корни русской сказки теряются в седой древности, каждый исторический этап жизни русского народа отражается в сказке, вносит в неё закономерные изменения. Установить точно, когда именно русская сказка определилась как жанр, когда именно начала жить как сказка, а не верование или предание,- невозможно. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси, однако истоки её теряются в незапамятных временах. Памятники древнерусской литературы сохранили достаточно упоминаний о сказочниках и сказках.  Всё это даёт основание полагать, что в Древней Руси сказка уже выделилась как жанр  из устной прозы, размежевалась с преданием, легендой и мифом.

Сказка — один из жанров фольклора; эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета. Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования. От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и в романтической окраске событий.

У сказок, как и у любых других произведений литературного жанра, также имеется своя классификация, причем даже не одна. Сказки могут делиться на несколько групп, во-первых, по содержанию, во-вторых, по авторству. Кроме того, существует еще и классификация сказок по национальному признаку, которая прозрачна и понятна всем. Например, «русские народные сказки», «немецкие сказки» и т.п. Сказать, какие бывают сказки по авторству, также не так сложно. Всем известно, что есть сказки народные, а есть — авторские, написанные конкретным человеком. Более сложная классификация сказок — по содержанию.

По содержанию литературоведы обычно выделяют 3 вида сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных. Поговорим подробнее о бытовых сказках. Бытовые сказки — это сказки, в которых отражается народный быт и повседневная жизнь, реальная действительность, без всяких чудес, без всякого волшебства.

Как следует из названия, к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт того или иного народа. Однако надо отметить, что в такого рода сказках обычное описание встречается редко, а чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса общества или сословия. Среди бытовых сказок выделяют следующие виды:

  • социально-бытовые («Шемякин суд», «Делёж гуся», «Болтливая старуха»);
  • сатирико-бытовые («Мужик и поп», «Барин и плотник», «Барин и мужик», «Как поп работницу нанимал»);
  • волшебно-бытовые (с элементами из волшебных сказок, яркие примеры тому: «Морозко», «Золушка»).

Вообще, нужно отметить, что классификация эта выведена литературоведами достаточно условно, поскольку далеко не всегда можно однозначно сказать, к какой категории принадлежит та или иная сказка. Многие можно отнести и к социально-бытовым, и к сатирико-бытовым, а, например, во всем известной сказке «Морозко» к этим двум особенностям добавляется еще и известная доля волшебства, поэтому она и бытовая, и сатирическая, и волшебная одновременно. И так обстоит дело со многими сказками.

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть). Бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название. Поскольку эти произведения создаются для детей, то бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема — венчание, свадьба или жизнь после замужества. Сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам.

Бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди, готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить свою родину.

Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Бытовые сказки — это сказки, в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях. Как правило, в бытовых сказках показываются различные способы выхода из затруднительных и сложных жизненных моментов. Бытовые сказки носят социальный характер. В них высмеиваются глупость, жадность и иные отрицательные качества, присущие человеку.

Задача жанра: высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Бытовые сказки делятся на следующие типы:

  • анекдотические
  • сатирические
  • сказки — состязания
  • сказки – насмешки

Общие особенности:

  • в основе — необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений (фантастика практически отсутствует);
  • имеет место чудесное допущение, в основе которого, например, гипербола;
  • герой настолько хитёр, что может перехитрить всех на свете и остаться безнаказанным;
  • вместо волшебства используется смекалка;
  • реализм условен (реальные жизненные конфликты получают необычайное сказочное разрешение);
  • действующие персонажи — антагонисты;
  • положительный герой — иронический удачник;
  • смысловой акцент приходится на развязку;
  • широкое использование диалога;
  • обилие глаголов;
  • герои: обычные люди (поп, солдат, мужик, баба, царь, барин).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы. Бытовая сказка идеализирует активность, самостоятельность, ум, смелость человека в его жизненной борьбе. Для бытовой сказки характерны краткость изложения, разговорная лексика, диалоги. Она не стремится к утроению мотивов и вообще не имеет больших развитых сюжетов. В бытовой сказке не используются красочные эпитеты и поэтические формулы. Художественное обрамление бытовой сказки зачинами и концовками также не является обязательным, многие из них начинаются прямо с завязки и завершаются с последним штрихом самого сюжета.

Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в них настолько реальны, что, читая их, невольно ощущаешь, будто мы сами проживаем их из дня в день. В бытовых сказках есть место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических событий и мифических персонажей, чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций. А еще такие сказки могут многому научить ребенка. Детское сознание, которое проходит первые этапы своего формирования именно благодаря восприятию реалистичных рассказов, намного восприимчивее взрослого. И, несмотря на то, что само понятие сказки существует уже несколько сотен лет, малыши получают свои первые знания в этой жизни, как и много веков назад, именно благодаря им. Самые распространенные русские народные бытовые сказки учат малышей правильно воспринимать жизненные ценности, а также учат верить, любить. Сказки дают понимание того, что добро всегда рядом, а чудеса могут происходить с нами каждый день и в реальном мире. Но зачастую в сюжетах бытовых сказок разных народов встречаются как добрые, так и злые персонажи. Конечно, добро всегда побеждает, несмотря на все превратности судеб героев. И такая закономерность неслучайна. Ведь именно такое восприятие развитие сказочного сюжета помогает ребенку стремиться к лучшему и совершать добрые поступки в реальной жизни. А вот жизненные испытания, которые судьба подкидывает персонажам бытовых сказок, учат малышей смирению и терпению. Но при этом очень важно, чтобы название и сюжет сказки смогли донести до сознания ребенка то, что счастливый конец обязательно наступит, стоит только чуточку постараться. Когда ситуация, в которую попадают персонажи, оказывается безнадежной, обязательно появляется ее решение. Такие чудеса дают малышу не только подсознательное ощущение защищенности, но и стимулируют его любознательность и самостоятельное развитие.

Невозможно переоценить значение бытовых сказок. Так, каждый народ не только нашей большой России, но и всего мира знает, что такое бытовая сказка, и рассказывает ее детям. Каждый народ имеет свои сказки, однако сюжет их часто повторяется. Тем не менее, благодаря им мы можем узнать больше о культуре другого народа и лучше понять его. Это очень важно в такой многонациональной стране, как Россия. Когда дети слушают сказки своего народа в раннем возрасте, они гораздо лучше воспринимают именно их, чем зарубежные произведения. Нет сомнения, что чтение русских народных сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях, они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка — вероятно, и есть самое большое чудо. Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и, главное, расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Список используемой литературы

  1. Веснина, Береника Сказка // Энциклопедия Кругосвет
  2. Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.
  3. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
  4. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-3
  5. Интернет-ресурсы

wedsanaknd814

wedsanaknd814

Вопрос по литературе:

Почему бытовая жизнь становится предметом для высмеивания в сказках

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

whingo765

whingo765

Бытовая жизнь — это как обыденные действия обычных людей, эти действия как готовка, игра в карты(в Европе в средневековье), если на Руси, то уход за скотом, прополка земли. Сказки в основном писал народ, и они пытались высмеять свои обыденные действия, чтобы подчеркнуть простоту сказок

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

  • Почему бывает сложно найти свое призвание сочинение
  • Почему бунин назвал рассказ братья
  • Почему бы я посоветовал прочитать сказку аленький цветочек
  • Почему братья кирсановы не принимают нигилистических идей базарова сочинение
  • Почему бунин поменял название рассказа господин из сан франциско