Почему екатерина 2 назвала радищева бунтовщиком хуже пугачева сочинение

На чтение 9 мин Просмотров 1.1к. Опубликовано 14 сентября, 2021

Сочинение.
Почему Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева»

«Бунтовщик хуже Пугачева» — так сказала Екатерина II, прочитав книгу А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». На первый взгляд это явное преувеличение. Мощная Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева потрясла феодальную Россию, перепугала императрицу и помещиков и была разгромлена с большим трудом. Но чем мог быть опасен Александр Радищев? Сын пензенского помещика, Радищев учился в Пажеском корпусе, был послан в Лейпцигский университет, по возвращении служил в армии, затем чиновником Петербургской таможни. За его спиной не было ни революционной организации, ни армии восставших, и расправиться с ним не составляло большого труда. Все это так. Но крестьянская война была лишь стихийным протестом доведенных до отчаяния крестьян, пытавшихся посадить на трон своего, «доброго» царя. Предшественники Радищева — русские просветители — критиковали помещичий произвол и крепостные порядки, но не требовали уничтожения крепостного права и надеялись, что императрица осуществит их проекты и предложения.
В своей книге Радищев заклеймил крепостное право. Он писал, что крепостной крестьянин «заклепан в узы» и «в законе мертв», что его заставляют «шесть раз в неделю ходить на барщину», истязают его «розгами, плетьми, батожьем или кошками», сдают в рекруты, ссылают на каторгу, бесчестят его дочерей и оставляют ему «только то, чего отнять не могут, — воздух. Да, один воздух». Но Радищев не остановился на критике крепостного права. Он потребовал «совершенного уничтожения рабства», настаивал на том, чтобы земля была отобрана у помещиков и отдана «делателю ее» — крестьянину. Он открыто сказал, что царь заботится не о благе народа, а об интересах «великих отчинников», что церковь освящает этот ненавистный строй.
В 1773 г., в том году, когда началась крестьянская война, Радищев в одном из своих сочинений первым заявил: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Развивая эту мысль в «Письме другу, жительствующему в Тобольске», он писал: «Нет и до окончания мира примера, может быть, не будет, чтобы царь упустил добровольно что-либо из своей власти», а в «Беседе о том, что есть сын отечества» утверждал, что «притеснители, злодеи человечества», те, кто «терзает ближних своих», кто проливает «потоки слез и реки крови», не имеют права называться патриотами. «Истинный сын отечества» лишь тот, кто борется за свободу народа и установление «народоправления».
Но как бы ни были важны и новы положения и выводы первых произведений Радищева, его место в истории определяется «Путешествием из Петербурга в Москву». Свою книгу он построил в форме путевых очерков. Но это меньше всего рассказ о дорожных впечатлениях. Его книга — цельное произведение, каждая из глав которого показывает одну из сторон крепостного строя и воспринимается как обвинительный акт самодержавию и крепостничеству.
Славна, но трагична судьба «Путешествия», напечатанного Радищевым в собственной типографии. Он успел продать до ареста всего три-четыре десятка экземпляров, а остальные пришлось сжечь. Проданные экземпляры разыскивали и уничтожали. Их хранение царские власти считали преступлением. В печати о книге было запрещено упоминать. Но книга продолжала жить и сражаться. Ее рукописные списки ходили по стране, и с ними были знакомы все поколения русских революционеров. В России книга была издана лишь после революции 1905 г. Но еще в 1858 г. Герцен напечатал ее в Лондоне и в предисловии к ней писал: Радищев «едет по большой дороге, он сочувствует страданиям масс, он говорит с ямщиками, дворовыми, с рекрутами, и во всяком слове его мы находим с ненавистью к насилию — громкий протест против крепостного состояния…».
Проедем же вместе с Радищевым по его большой дороге, задумаемся над тем, какое место занимает каждая из глав в его замысле.
Эпиграф: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». За устарелыми и не совсем понятными словами эпиграфа встает страшное ненавистное чудище самодержавия и крепостничества.
Предисловие начинается словами, которые запомнятся каждому, кто хотя бы раз открыл эту книгу: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвленна стала». Именно страдания народа позвали автора на подвиг.
София, Тосна — первые главы книги и первая встреча автора с народом, с его песнями, полными «скорби душевной» и мягкости.
Любань. Зайцева. С потрясающей силой показано положение крестьян и произвол помещиков. Крестьянин шесть дней в неделю работает на барщине, а его жена и дети и в воскресенье собирают барину ягоды и грибы. Для работы на себя у крестьянина остается лишь воскресенье, но из того, что он заработает, немало пойдет на уплату податей. Человека превратили в раба, в рабочий скот. И со страниц книги звучит угроза: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение».
Дворянин, прославившийся на службе лишь казнокрадством и взяточничеством, «почитает крестьян скотами», грабит и истязает их. Он жесток, подл и развратен. Не лучше и его сыновья. За гнусное надругательство над невестой крепостного крестьяне убили помещика и его сыновей.
И Радищев пишет: «Крестьяне, убившие зверского асессора, в законе обвинения не имеют. Сердце мое их оправдает».
Чудово. Завидово. Клин. Произвол властей не отличается от произвола помещиков. Жаловаться на них бесполезно. Всесильный екатерининский вельможа — живое воплощение «обмана, вероломства, предательства, блуда, отравления, татьства, грабежа, убийства».
Русскому дворянству Радищев противопоставил слепого и нищего старика — солдата-инвалида, который мужественно сражался за Родину и постоянно «помнит о человечестве».
Спасская полесть. Истина и справедливость давно покинули царский двор. Здесь царят дикий произвол, беззаконие, лесть и казнокрадство. Царь — «убийца, первейший разбойник, первейший предатель, первейший нарушитель общия тишины, враг лютейший» народа. Роскошные одежды его «замараны кровию и смочены слезами» бесправных подданных.
Подберёзье. Крестцы. В школах крепостной России «схоластика… невежество, рабство, инквизиция». Преподавание не ведется на «языке народном», на «языке российском», а это закрывает народу доступ в школу. Из «ста дворянчиков, поступающих в службу, 98 оказываются повесами,.. вертопрахами, распутниками, щеголями». Школа же должна воспитывать «истинных сынов отечества», которые будут отстаивать интересы народа и не испугаются «ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти».
Зайцева. Валдай. Едрово. Разврат, цинизм, уродливые отношения в семьях — вот что отличает моральный облик крепостников. Радищев противопоставляет крепостникам крестьянскую девушку Анюту, ее мать и жениха, любуясь и гордясь их духовной чистотой и красотой.
Хотилов. Вышний Волочек. Выдропуск. «Сохраненный нерушимо даже до сего дня зверский обычай порабощать подобного себе человека» ведет страну к гибели, утверждает Радищев. Все, чем пользуются крепостники, «омыто потом, слезами и кровию крестьян». Они неминуемо восстанут и разрушат страну, сохраняющую рабство. Грозя помещикам восстанием крестьян, Радищев приводит здесь «Проект в будущем», который постепенно уменьшает власть и права дворян и завершается «совершенным уничтожением рабства». Радищев мечтает о таком времени, но мало надеется на то, что царь и помещики осуществят этот проект. Радищев призывает обрушить на них «человеколюбивое мщение» и «сжечь их имения».
Медное. Городня. Пешки. Крепостная деревня с нищенскими избами. Тряпье вместо одежды, жалкая пища. Крестьянин «заклепан в узы» и превращен в «вола в ярме». Произвол и беззаконие при сдаче в рекруты. Трагедия крепостных художников, актеров, учителей, судьба которых зависит от прихоти помещика. Отвратительное порождение крепостничества — продажа крестьян в розницу. «Свободы не от советов великих отчинников ожидать должно, но от самой тяжести порабощения», — восклицает Радищев.
Прочтя эту главу, Екатерина II со страхом и ненавистью заметила, что автор «надежду полагает на бунт от мужиков».
Тверь и ода «Вольность». Гимн революции, которая сметет самодержавие и установит республику. Как величайший праздник Радищев рисует время, когда «возникнет рать повсюду бранна», когда ликующие «склепанны народы» «на плаху возведут царя», смоют позор рабства и на земле воцарится вольность — «источник всех великих дел».
Черная грязь. Слово о Ломоносове. Велик и богат творческими силами народ русский. Он, и «заключенный в смрадной темнице» крепостничества, выдвигает таких великих мужей, как Ломоносов. А сколько Ломоносовых выйдет из народа, когда народ станет свободным!
Москва! Москва! Путешествие из Петербурга в Москву окончено. Радищев нарисовал страшную картину крепостной России и всем содержанием книги доказал, что выход один — народная революция. Нужны не подачки от царя и помещиков, а уничтожение крепостничества, не надежды на «доброго царя», а уничтожение самодержавия и установление республики.
Книга была написана вскоре после Крестьянской войны под предводительством Пугачева и победы революции в Америке, а напечатана тогда, когда рухнула Бастилия и началась Великая французская буржуазная революция, — все это определяло силу воздействия ее на читателей.
Поэтому и был Радищев для Екатерины II «бунтовщиком хуже Пугачева», поэтому она со страхом и злобой писала, что «французская революция его решила определить в России себе первым подвизателем».
Страшна и трагична судьба Радищева: арест, допросы, пытки, смертный приговор и долгие месяцы тюремного каземата в ожидании казни, ссылка в далекий Илим на верную смерть. Лицемерно 4 помилованный» Павлом I, Радищев заперт в маленькую калужскую деревушку и полностью изолирован от общества. Александр I возвращает его в Петербург и привлекает к составлению нового свода законов. Снова оживают мечты, что, может быть, хоть что-то удастся сделать для улучшения положения народа. И снова гнусный обман: когда Радищев попытался в своих проектах реализовать самые скромные предложения, ему открыто пригрозили тюрьмой и Сибирью.
Всю жизнь он боролся, мечтал, искал пути ликвидации ненавистного самодержавия и крепостничества.
Репрессии, угрозы сыплются на него одна за другой. Его замучили, затравили, привели к духовной трагедии. Но, умирая, он бросил в лицо своим мучителям: «Потомство за меня отомстит».

novstudent.ru | 22.10.2012

Почему Радищев — бунтовщик, хуже Пугачёва

Начало освободительного движения в России исследователи связывают с именем А.Н. Радищева, писателя и революционного мыслителя, который стал предшественником декабристов. Просветительские идеи Радищева были настолько смелыми, что императрица Екатерина Вторая причислила его к отъявленным бунтовщикам.

Екатерина Вторая считала Радищева опасным бунтовщиком

Целью своей жизни Александр Николаевич Радищев выбрал активный протест против крепостнических порядков, царивших в России XVIII века, и борьбу с самодержавием. В своих трудах он довел идеи французского Просвещения до логического завершения, провозгласив идею о том, что угнетенный народ имеет право отвечать насилием на насилие со стороны угнетателей. Эти мысли были созвучны целям, которые преследовал Емельян Пугачев, возглавивший крестьянскую войну в России.

Радищев происходил из семьи помещика. Вдумчивый юноша с детства наблюдал за тяжелой жизнью крепостных, размышлял о свободе и справедливости. Во время обучения в Лейпцигском университете будущий революционер получил солидное юридическое образование и познакомился с идеями французского Просвещения. Воззрения просветителей укрепили в Радищеве ненависть ко всем формам угнетения.

В философской оде «Вольность», созданной в начале 80-х годов XVIII века, Радищев открыто высказал мысль о необходимости насильственной революции. Здесь он ярко описал бедствия, которые несет представителям народа монархический режим, и сделал вывод о том, что справиться с социальными неурядицами может лишь закономерное народное восстание. Ода «Вольность» стала своеобразным гимном свободе и революции.

Чуть позже была написана знаменитая книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Она стала гневным обличением крепостнических и самодержавных порядков, царивших в России. Произведение содержало в себе призыв к уничтожению феодальных отношений, который по тем временам был поистине революционным. Описанные автором представления о победоносной революции крестьян были, конечно, утопичными и содержали массу противоречий. Например, источник крестьянской свободы Радищев видел в частной собственности на землю и орудия труда.

Безусловно, Радищев не мог не подозревать, к каким последствиям приведет опубликование его произведений. Но он с большим мужеством пошел на этот шаг. Как и следовало ожидать, Радищев немедленно оказался в опале. Более того, его произведениями заинтересовалась сама Екатерина Вторая. Ее гневное заключение гласило: «Он бунтовщик хуже Пугачева».

Петербургская уголовная палата вынесла вердикт о казни Радищева, а Сенат утвердил это решение. Но Екатерина, которая старалась поддерживать свой имидж просвещенной царствующей особы, милостиво заменила смертную казнь ссылкой. Радищев в итоге был выслан в одну из самых отдаленных сибирских местностей, в Илимский острог. Но и здесь он не прекратил своей дерзкой литературной деятельности.

После смерти Екатерины Второй император Павел вернул Радищева из Сибири. Ему даже была предложена должность в комиссии по составлению законов. Радищев с рвением принялся за эту работу, надеясь добиться отмены крепостничества путем реформ, но скоро понял, что обманулся в своих ожиданиях. Считая все свои действия тщетными, в 1802 году революционер покончил с собой, написав незадолго до смерти, что за него отомстят потомки.

Видео по теме


Почему Екатерина II, прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, назвала его бунтовщиком  хуже Пугачева?

  Я считаю, что Екатерина II назвала Радищева бунтовщиком хуже Пугачева, потому что Пугачев был обычным бунтовщиком, который покусился только на престол. Ему многое удалось, на доже если бы бунт удался, с приходом Пугачева к власти вряд ли бы что-то изменилось. Одни чиновники сменились бы другими, но злодейства по отношению к крестьянам остались бы те же. И все это прекрасно понимали. Радищев же в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» открывает глаза людям на истинное положение вещей в государстве. Он показывает, что государство погрязло в бесчинствах, жестоком отношении к крестьянам, отсутствии патриотизма. Так в  «Городня» барыня распорядилась судьбой живого человека, не думая о его чувствах. В случае его отказа она предлагает ему виселицу или рекрутский набор. То есть губит его будущую жизнь полностью. Или непосильные труды, возлагаемые на крестьян, что им приходилось работать, как в главе «Любань» Также большинство крестьян относились к своим помещикам, как к
родным людям. Несмотря на все их ужасные поступки, крестьяне любили их, верили
им, они не умели жить без наставлений. Но помещики, к сожалению, так совсем не
думали, для них ничего не стоили продать крестьян, даже тех, кому они обязаны
жизнью. В главе «Медное» барин без угрызений совести выставляет на продажу своих
крестьян, которые всю жизнь были с ним. У дворянина должны быть высокие
моральные принципы, но Радищев показывает, что в 18 веке их не осталось.  Екатерине 2 безумно не понравилось то, что
Радищев покусился на крепостное право. После прочтения данного произведения становится
понятно, что из сложившийся ситуации есть только один выход. Отмена крепостного
права.  Время правления Екатерины
называется «Золотой век дворянства». Она прекрасно понимала положения в стране,
но знала, что если хочет править долго, крепостное право нельзя отменять. В оде
«Вольность» Радищев прямо заявляет, что во всем виновата Екатерина II.


                       Злодей, злодеев всех лютейший!

                       Превзыде зло твою главу.

                       Преступник, изо всех
первейший!

                       Предстань, на суд тебя
зову!

Жизнь Радищева и его произведение
послужило толчком для других. Люди стали реально смотреть на вещи и
предпринимать какие-то действия. Конечно, крепостное право отменят только через
век, но я думаю в этом есть большая заслуга такого смелого человека как
Радищев.

#литература

Авторы:

Изд-во:Русское Слово 2020

Вид УМК:учебник

Серия:история России

Смотреть правильно оформленное решениe и ответ на задание Стр. 187 по истории 8 класс автор(ы) Захаров, Пчелов

Страница 187 | еуроки — ответы на пятёрку

Вопросы в конце параграфа

1. Как вы объясните то, что Екатерина II содействовала изданию первых российских журналов, в том числе сатирических? Что заставило её изменить своё отношение к подобным журналам?

Екатерина II, будучи сторонницей «просвещённого абсолютизма», считала, что благодаря изданию в России журналов, в т.ч. и сатирических, на образованных людей повлияет критика нездоровых пороков (зависти, лени, жадности), и тем самым способствует человеческому самосовершенствованию и искоренению данных явлений. Такой подход императрицы полностью соответствовало идеям европейского Просвещения

2. Дайте оценку значения публицистической и издательской деятельности Н.И. Новикова.

Значение публицистической и издательской деятельности Н. Новикова состоит в том, что он одним из первых в России начал активно освещать тяжёлое положение крепостных крестьян и отношения к ним помещиков. Критика крепостнических порядков способствовала началу журнальной полемики (с самой Екатериной ІІ), но в итоге привела к тому, что Н. Новиков был подвергнут репрессиям и сослан в Сибирь.

3. Какой характер носило обсуждение вопроса о положении крепостных крестьян в России во второй половине XVIII в.?

Обсуждение вопроса о положении крепостных крестьян в России во второй половине XVIII века скорее носило характер критики недостатков крепостнической системы (в первую очередь, всевластия помещиков). Н. Новиков, Г. Коробьин и А. Поленов, при всех своих прогрессивных взглядах, не пошли на радикальный шаг и не выступали за полную и безоговорочную отмену крепостного права и наделения крестьян землёй. На такой шаг пошел лишь А. Радищев в своём сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву».

4. Почему Екатерина II назвала А.Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва»? Какое место заняла книга «Путешествие из Петербурга в Москву» в истории русской общественной мысли?

Екатерина II назвала А.Н. Радищева «бунтовщиком хуже Пугачёва», поскольку он выступал не только против крепостнических порядков (с ними боролись и сами восставшие), но и против самодержавия, что для того времени было вообще немыслимым. Ведь даже Емельян Пугачёв ничего не имел против такой формы правления, стремясь лишь занять престол под именем «чудом спасшегося» Петра III. Поэтому и неудивительно, что такая книга, как «Путешествие из Петербурга в Москву» заняла центральное место в истории русской общественной мысли второй половины XVIII века. Именно в ней излагались те идеи европейского Просвещения, на которые не отважились другие прогрессивные деятели России.

Топовые ГДЗ по другим предметам

  • Почему евгения онегина можно назвать лишним человеком сочинение
  • Почему дубровского называют благородным разбойником сочинение 6 класс
  • Почему дубровского называли благородным разбойником сочинение 6 класс
  • Почему дубровского можно считать благородным разбойником сочинение
  • Почему дубровского можно назвать благородным разбойником сочинение рассуждение