Почему ершов назвал сказку конек горбунок 4 класс

Сказка Ершова «Конек Горбунок» смело может называться русской народной. В ней есть все элементы, присущие именно народной сказке, плюс автор использует народный язык.

Начинается сказка, как и положено с зачина:

qXQhb39xsejg9SuYtnb4bjEhQxqPRH4.png

Есть в ней сказочные герои, волшебные персонажи: Конек Горбунок, Рыба-кит, Жар-птица, Месяц-Месяцович

Имеются в сказке троекратные повторы: три брата у старика, три коня подарила кобылица Ивану, три путешествия сделал Иван, три раза нырял в чаны.

Нетрудно найти в сказке и присказку:

Q5KqJmO9kcxEsminOaGweFZbisMlHDkf.png

В сказке автор использует много устаревших слов: Недалече, Соглядать, Пенять, Малахай. Определения этих слов следует искать в словаре русского языка.

Два старших брата в сказке ленивые, трусливые и жадные, а вот Иван совсем другой. Он живой, веселый, редко унывает, а если и кручинится, то не на долго. Иван добрый и отзывчивый, да и в отваге ему не откажешь — как легко он говорит с Рыбой-Кит и с Месяцем Месяцовичом.

План пресказа от лица Ивана:

  1. Поимка кобылицы
  2. Конек-Горбунок
  3. Братья воруют коней
  4. Находка пера жар-птицы
  5. Служба царю
  6. Поимка жар-птицы
  7. Поимка царь-девицы
  8. Путешествие за перстнем
  9. Становление царем.

Пересказ от лица Ивана.

Жили мы с братьями и отцом весело не тужили. тут кто-то топтать пшеницу начал. Братья ходили — никого не поймали. Пошел я караулить. Глянь — кобылица. Оседлал я ее и погоняла она меня, но я высидел. И подарила она мне двух красивых коней и маленького горбунка, которого сказала беречь пуще всех.

Украли братья моих коней, осерчал я на них, но они все объяснили и простил я братьев. В поле заметил огонек, съездил, а там перо жар-птицы, ну я не будь дурак никому про него не рассказал.

Кони наши царь купил, а мне пришлось к нему на службу пойти. Вот только как-то узнал старикашка про перышко знатное и отправил меня за жар-птицей.

Спасибо Горбунку, выручил дорогой, подсказал как поймать это чудо.

Но царю все мало. Отправил меня за царь-девицей. Поймали мы с Горбунком и это чудо, хотя красоты в ней совсем не было.

И снова задание — перстень утерянный найти. Поехали мы с Горбунком к братьям царь-девицы. По дороге кита видели, что в землю врос. Побывали у Месяца, тот и подсказал как кита освободить. Только переехали мы кита, сказал я ему что делать и кит в благодарность обязал своих подданных найти на дне моря перстень.

Привезли перстень,и жениться царь захотел. Только девица требовала, чтобы он омолодился сперва. Надо было в трех чанах искупаться, а один так с кипятком. Но Горбунок подул на воду и я вышел из нее ну чистый красавец.

Царь то увидал, бросился следом и сварился.

А меня царем сделали, да на царь-девице женили. Теперь только откормить ее осталось, чтобы не такой худой была.

Своё произведение Ершов называет русской сказкой ,потому что как и в русских сказках есть сказочные герои,добро побеждает зло,главный герой проходит испытания,есть присказка,зачин,мораль,сказочные слова ,выражения и герои,счастливая концовка.
Присказка:
«Начинается сказка сказываться.
За горами, за лесами,
За широкими морями
,Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.»
Вторая присказка;
Скоро сказка сказывается,
А не скоро дело делается.
Третья присказка:
Доселева Макар 
огороды копал,
А нынече Макар
 в воеводы попал.
Как у наших у ворот,
Муха песенку поет.
Зачин:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Второй зачин:
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
Третий зачин:
Это присказка велася,
Вот и сказка началася.
Сказочный герои:Конёк-Горбунок,Жар-птица,кони златогривые,прекрасная царь-девица,Чудо-юдо Рыба-кит,муха-песни пела, Месяц Месяцович,царь морской,говорящие рыбы,
Троекратные повторы:В сказке три части,три присказки и три зачина,три сына,три службы для царя,трижды перекрестился,три котла,три дня в дороге,три ночи караулят,в тексте много повторов начальных слов,например:
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?

Вопросы:

-Сколько частей в сказке Ершова?-Три части.
-Сколько было братьев?-Три брата.
-Как звали старшего и среднего из братьев Ивана?-Данило старший,Гаврило-средний.
-Что обещала кобылица Ивану,за свободу?-Двух златогривых коней и Конька-горбунка,друга для Ивана.
-На что Иван обменял коней царю?-На два-пять шапок серебра,десять шапок серебра.
-Кем стал Иван на службе у царя.-Конюхом.
-Кто такой спальник?-Спальник-прежний конюших начальник.
-Что Иван заворачивал в три тряпицы и прятал?-Царский клад-перо Жар-птицы.
-Сколь Жар-птиц прилетело в стае?-С десятков с пять.(50)
-Кого приказал найти царь Ивану?-Жар-птицу и Царь-девицу.
-Сколько дней ехал Иван к океану?-Едут целую седмицу; в день осьмой,-через лес.Восемь дней.
-Сколько лет страдала Рыба-кит?-Десять.
-Кто отдыхает в тереме Царь-девицы?-По ночам здесь Солнце спит,А полуденной порою,Месяц входит для покою.
-Кто они для Царь -Девицы?-Месяц-отец,Солнце-мать.
-Сколько лет Царь-девице?-пятнадцать только лет.
-Что в трёх котлах,где предстоит искупаться Ивану?-В одном молоко-кипяток,в другом-студёная вода,в третьем-варённая  вода.
-Что случилось в царём?-Сварился в котле.
-Что стало с Иваном?-Он стал царём и мужем Царь-девицы.


Урок по сказке П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

Цели:

  1. расширить знания об авторе, о сказке;
  2. выяснить, почему сказку “Конек-горбунок” по праву можно называть русской народной сказкой”;
  3. сделать вывод, чему учит эта сказка.

Оборудование:  

  1. портрет писателя, кроссворды, составленные детьми, выставка книг П. П. Ершова “Конек-горбунок”.

1. Вступительное слово учителя.

Сообщение темы и цели урока.                                                                                                  Сегодня на урок внеклассного чтения мы пригласили гостей и нам необходимо познакомить их с темой урока. Для этого мы оформим обложку произведения, над которым будем работать. ( Оформление обложки.)                                                             Показ выполненных работ. (Объявление темы урока.) На доске портрет автора и название сказки. Дайте характеристику сказке П.П.Ершова.

Проведем мы урок с целью выяснить для себя, почему сказку “Конек-горбунок” называют русской народной, хотя у ней есть автор Петр Павлович Ершов?  Чему научила нас сказка “Конек-горбунок”?

В подготовке к уроку все должны были прочитать сказку, и класс был разделен на группы. Прошу поприветствовать друг друга: литературоведы, переводчики, знатоки, историки.

Итак, первое слово литературоведам. Они нам расскажут о замечательном человеке, учителе по профессии, авторе сказки “Конек-горбунок”.

2. Выступает группа литературоведов с докладами из жизни писателя и о создании сказки “Конек-горбунок”.

Обобщение по выступлению литературоведов.

Учитель:  Читая сказку, мы понимаем, что она написана  не вчера и не сегодня. Почему?

Дух русского народа был передан словами, употребляемыми в то время на Руси. Группе переводчиков было дано задание найти толкование некоторых старинных русских слов и перевести на современный русский язык. Слово нашим переводчикам.

3. Группа переводчиков знакомит ребят с толкованием некоторых устаревших русских слов, встретившихся в сказке. (слова-лубки, малахай, яхонт, седмица, спальник, бабка, зело, каурка, басурман, суседко, немощь, шайтан, содом, ендова…)

4. Экспресс —  опрос поможет определить, насколько вы были внимательны при чтении сказки.

— Из скольких частей состоит сказка?

—  Как начинается каждая часть?

— Чем заканчивается сказка?

— Назовите отчество Ивана.

— Как звали братьев Ивана?

—  Сколько лет было царю?

— Сколько кораблей проглотил кит?

— С кем дрался Ерш?

— Сколько лет Царь-девице?

— Сколько сказок было в книге, которую читал царский слуга?

—  Сколько лет рыба- кит не мог получить прощение?

5.  Что сказку П.П.Ершова «Конек — горбунок» делает похожей на русскую народную сказку? ( Использование старинных русских слов, имена героев, слова « царь, царевна», использование числа 3, добро побеждает зло, наличие зачина и концовки).  Посчитайте, сколько раз число 3 повторяется в сказке.  (18 раз). (Самостоятельная работа по группам.)                                                                                        Ответы ребят.                                                                                                                           Почему троекратное повторение  используется в русских народных произведениях и в произведениях русских писателей и поэтов?  Ответ на этот вопрос изучили и подготовили ребята из группы историков.                                                                                                                                      

6. Продолжите строчки сказки ( подготовленная группа ребят).                                                                    

Не на небе — на земле
жил старик в одном селе…(продолжайте)

Кто же главный герой сказки?

 А теперь приступим к характеристике главного героя, который так полюбился и детям, и взрослым (добрый, честный, бескорыстный, умный, смекалистый, веселый, жизнерадостный,  верный в дружбе, добросовестный, скромный).

— Вот карточки с отрывками из сказки. Прочитайте и напишите характерные качества Ивана.

Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал,
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу…( добросовестный)

“Эхе-хе! Так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь какая саранча!”
И, минуту улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И садится на хребёт —
Только задом наперёд…( ловкий, сообразительный)

Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)

А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”( честный, скромный)

Волны моря заклубились,
Корабли из глаз сокрылись.
Чудо-юдо Рыба-кит
Громким голосом кричит,
Рот широкий отворяя,
Плёсом волны разбивая:
Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?
Всё достать для вас готов! —
Нет, кит-рыба, нам в награду
Ничего того не надо, —
Говорит ему Иван, —
Лучше перстень нам достань, —
Перстень, знаешь, Царь-девицы,
Нашей будущей царицы. ( бескорыстный)

Вот он к братьям приезжает
И на спрос их отвечает:
Как туда я доскакал,
Пень горелый увидал;
Уж над ним я бился, бился,
Так что чуть не надсадился;
Раздувал его я с час,
Нет ведь, чёрт возьми, угас!
Братья целу ночь не спали,
Над Иваном хохотали;
А Иван под воз присел,
Вплоть до утра прохрапел. ( смекалистый)

Иван заплакал
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.

Что, Иванушка, невесел?
Что головушку повесил? —
Говорит ему конёк. —
Аль, мой милый, занемог?
Аль попался к лиходею?
Пал Иван коньку на шею,
Обнимал и целовал.
Ох, беда, конёк! — сказал. ( доброе отношение)

Так и этак мы решили,
Наконец вот так вершили,
Чтоб продать твоих коньков
Хоть за тысячу рублёв.
А в спасибо, молвить к слову,
Привезти тебе обнову —
Красну шапку с позвонком
Да сапожки с каблучком.
Да к тому ж старик неможет,
Работать уже не может,
А ведь надо ж мыкать век, —
Сам ты умный человек! —
Ну, коль этак, так ступайте, —
Говорит Иван, — продайте
Златогривых два коня,
Да возьмите ж и меня.
Братья больно покосились,
Да нельзя же! согласились. (добрый)

Вот такой положительный герой, собирательный образ простодушного паренька из России, смог преодолеть многое, и за это был награжден по заслугам. Рядом с ним был верный друг, удивительное создание — Конек-горбунок. Какова же награда была Ивану, какие испытания преодолел он, чтобы стать царем?

7. Работа знатоков. Группа ребят составила кроссворд по сказке П.П.Ершова.            

8. Выступление групп с подготовленными отрывками из сказки.

9. Чему учит всех эта сказка?

Высказывания учеников.

  1. Эта сказка учит многому. Во-первых тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Я считаю, что все в этой сказке правильно…
  2. Сказка П.Ершова “Конек-горбунок” учит нас доброте, честности и справедливости. В сказке говорится о том, что простодушное терпение увенчается великим возмездием на земле. А необузданные желания губят человека…

10. Обобщение: Петр Павлович Ершов написал всего одну сказку, зато какую! Пушкин после прочтения “Конька…” сказал, что этот род сочинительства он может оставить”, потому что есть продолжатель русских народных литературных традиций. Прошло более 170 лет с момента первой публикации сказки, а она остается любимой и всеми читаемой.

11. Итог урока

“Конек-горбунок” — первый российский рисованный полнометражный мультфильм. Он вышел в 1947 году. Режиссером-постановщиком был замечательный российский мультипликатор Иван Петрович Иванов-Вано. Он был одним из энтузиастов отечественного анимационного кино, и начал снимать мультфильмы еще в 1925 году.

  • Почему екатерина ивановна не приняла предложение старцева в рассказе ионыч
  • Почему екатерина 2 назвала радищева бунтовщиком хуже пугачева сочинение
  • Почему его разочаровал приезд директора сказка черная курица или подземные жители
  • Почему евгения онегина можно назвать лишним человеком сочинение
  • Почему дубровского называют благородным разбойником сочинение 6 класс