Почему герой рассказа фотография на которой меня нет до сих пор хранит старую школьную фотографию

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.

выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти, а также будем учиться мыслить критически и постараемся взглянуть на события рассказа с разных точек зрения.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

II. Реализация домашнего задания. Актуализация знаний.

Проверим ваше внимательное домашнее чтение и первичное понимание произведения.

Приём «Шесть шляп»

Задания группам: (Групповая работа по карточкам-заданиям)

Белая шляпа (белый стол).

(Мыслим цифрами, фактами, событиями. Без эмоций, без собственного оценивания.)

      — Какие черты недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев? Назовите время и место действия. Найдите приметы, по которым можно определить время событий в рассказе.

— Можно ли говорить, что незримо в рассказе присутствуют события ВОВ? Вывод: мы видим, что Астафьев словно восстанавливает черты прошлого, которые ему очень дороги как память о детстве, школе, одноклассниках, родном селе. 1932-33 гг. Сибирь. Овсянка.

Черная шляпа (черный стол).

(Негативная, мрачная, отрицательная шляпа.)

Какие события, поступки героя вы можете назвать отрицательными? Почему Саньки и главного героя Вити нет на этой фотографии? Как характеризует мальчиков их поведение?

– Почему так произошло?

– Какой отрицательный опыт появился у героя рассказа? Вывод: отсутствие героя на фотографии – это наказание за плохое поведение. (Обида – не лучший советчик в деле). Мальчик понял, что каждый должен отвечать за свои поступки.

Желтая шляпа (желтый стол).

(Желтая шляпа самая радостная, позитивная, жизнеутверждающая).

— Какие положительные, хорошие события в рассказе вы можете отметить? Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик? Вывод: эта фотография является для него нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее. Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

Красная шляпа (красный стол).

(Это эмоциональная шляпа. В красной шляпе вы отдаете себя во власть эмоций, чувств, впечатлений.)

-Какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки героев в сценах: «Приезд фотографа», «Лечение мальчика», «Случай со змеей»?

Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию? Вывод: человеческая забота – это характерно для деревенских жителей, они волнуются, переживают, где поселить фотографа. Бабушка Катерина Петровна способна на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора. Всеобщее уважение к учителям. Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен.

Зеленая шляпа (зеленый стол).

(Зеленая шляпа – творческая.)

-Рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». А какой мог бы быть сюжет у рассказа под заголовком «Фотография, на которой я есть»? Какова бы была его главная мысль?

Учитель: А к синей шляпе мы обратимся в финале урока, так как Синяя шляпа — это философская, обобщающая шляпа.

III. Введение в тему урока.

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой

Земля полным — полна,

И близких всех душа не позабудет… (Н. Рубцов)

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

IV. Работа с текстом.

Проблемный анализ произведения

  1. Расскажите, что представляли из себя учитель начальной школы Овсянки.

  2. Почему рассказчик не забыл лица учителя до сих пор?

  3. Почему учителей в деревне любили? Что можно поставить в заслугу учителю? Вспомните, в какую школу они приехали и как постепенно меняется школа. Какие признаки любви к учителям мы видим в рассказе? Как относились дети к своему учителю?

  4. Проанализируем эпизод со змеей. Как характеризует его этот эпизод? Как показывает писатель самоотверженность учителей, их преданность к своему делу?

  5. Как вы понимаете фразу: «Они растворились в памяти народа»? Строки из завершающей части рассказа: «Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».

  6. Какие черты учителя из рассказа Астафьева, жившего и работавшего почти 70 лет назад, вы бы хотели видеть и видите в своих учителях (делятся мнениями).

  7. Огромное место во всем произведении Астафьева отведено бабушке, Екатерине Петровне. После гибели мамы мальчика все заботы о нем легли на плечи бабушки. Ей, хранительнице семьи, защитнице детства, бьет поклон автор. «Бабушка, бабушка! Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям… Непосильная эта работа…. Согревает меня лишь надежда, что люди, которым я рассказал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя и будет твоя жизнь беспредельна и вечна, как сама человеческая доброта».

Беседа:

  • Как вы понимаете эти слова?

  • Почему он желает ей вечной жизни?

Приём двойной дневник: самостоятельная работа в парах

Черты характера

Цитаты

Комментарий

заботливость, стойкость, терпение

мудрость, жизненный опыт

искренняя вера

чувство меры, стремление к красоте, любовь ко всему живому

  • Выпишите из текста диалектные и искажённые общеупотребительные слова, характерные для речи героини. О чём свидетельствует эта деталь? Почему писатель воспроизводит её речь точно? (Он хочет, чтобы читатель увидел живого человека, простого, эмоционального и доброго)

Вывод: Те, кто жил рядом с мальчиком, принимал участие в становлении его характера, были хорошими людьми и они воспитали его крепким. Это помогло ему не сломаться, стать хорошим человеком.

IV. Итог урока.

Синяя шляпа (синий стол).

(Это философская, обобщающая шляпа.)

— Вернемся к заглавию рассказа. Как вы понимаете смысл названия рассказа? (Нет меня, но там есть мои сверстники, учителя, школа, приметы нашей жизни в те далекие годы – поэтому она так важна, бесценна для героя произведения.)

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

— В чем, по-вашему, нравственный смысл рассказа?

рассказ заканчивается словами: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа. Настенная его история…» Почему? (Деревенская фотография – летопись народа). Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл фотографии: “И близких всех душа не позабудет…” (см. эпиграф к уроку).

V. Домашнее задание.

Подготовить письменный ответ на вопрос: «Почему рассказчику так дорога старая фотография»?

«Память прикасается к тебе…» (по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

Автор: Тюрина Марина Алексеевна

Организация: МБОУ Токарёвская СОШ №2

Населенный пункт: Тамбовская область, р.п. Токарёвка

Цель урока:

формирование потребности читать внимательно и вдумчиво художественную литературу.

Задачи урока

  • Дидактическая задача: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации.
  • Образовательная задача: провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы, способствовать формированию потребности читать внимательно, вдумчиво художественную литературу.
  • Воспитательная задача: способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.

Методические приемы:

  • рассказ учителя;
  • выразительное чтение;
  • беседа по вопросам;
  • элементы анализа текста.

1.Оргмомент

2. Этап актуализации знаний

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

  • Что поэт считает важным?

Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

  • Значит, о чем мы будем говорить?

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

Слово учителя.

Ребята, ведь у каждого из вас есть фотографии,которые дороги вам.. На них самые близкие для вас люди.

Фотографии, пожалуй, можно считать запечатлёнными мгновениями жизни. Особое место занимают снимки школьной поры. Эта добрая традиция живёт, наверное, в каждой школе – фотографироваться всем классом вместе с учителем на фоне школьного здания. Вот их сколько! Выпускники нашей школы разных лет… (на классной доске ). Спустя годы, глядя на старенькие фотографии, мы с интересом разглядываем лица и наряды школьников, кажущиеся нам несовременными, немного забавными.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

По-моему, литература — одна из таких школьных дисциплин, которая заставляет нас задуматься о том, что мы не должны быть “Иванами, не помнящими родства”, что слово “память” должно быть священно. Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

И сегодня на уроке у нас разговор пойдет о памяти, о памяти исторической, о памяти человеческой в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

3. Индивидуальное сообщение об Астафьеве
В.П.Астафьев . Писатель. Личность. Человек. Гражданин.

Он умер /по временным меркам сравнительно недавно/ в ноябре 2001 года и похоронен в родном селе Овсянка. Давайте совершим туда заочную экскурсию

4. Заочная экскурсия в деревню Овсянка.

Глав­ные герои рас­ска­за «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет» – это про­стой маль­чик из та­ёж­ной де­рев­ни Вик­тор По­ты­ли­цын и его ба­буш­ка. Ка­за­лось бы, это кон­крет­ные люди, ре­аль­ные судь­бы. Но за судь­ба­ми этих кон­крет­ных людей скры­ва­ет­ся судь­ба це­ло­го по­ко­ле­ния.

Очень мно­гие люди, когда про­чи­та­ли ав­то­био­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «По­след­ний по­клон», пи­са­ли Аста­фье­ву: «Вы пы­та­лись на­пи­сать о себе и своей ба­буш­ке, а на самом деле опи­са­ли всех нас».

Рас­сказ «Фо­то­гра­фия, на ко­то­рой меня нет», ка­за­лось бы, по­вест­ву­ет о про­стом слу­чае, про­изо­шед­шем с де­ре­вен­ским маль­чиш­кой, но вы­хо­дит на глав­ную тему – тему па­мя­ти, че­ло­ве­че­ской и ис­то­ри­че­ской.

6. Работа со словом «Память»

В толковом словаре Ожегова мы находим следующее определение слова «память»

Память – это:

1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.

2.Воспоминание о ком – чём-нибудь.

3.То, что связано с умершим (воспоминания о нём).

А вот как говорит о памяти сам В.П.Астафьев: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…»

Давайте сегодня попробуем выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына.

Вернёмся вместе с Астафьевым в 30-е годы, перечитывая рассказ и обращая внимание на детали, штрихи этой жизни.

7. Беседа с элементами комментированного чтения

Каков сюжет рассказа?

В какое время и где происходят события в рассказе?

— Что мы узнаём из рассказа Астафьева о жизни сибирской деревни в 30-е годы?

Какие детали указывают на бедность жителей деревни

Почему вся деревня решает где поселить фотографа на ночь?

Почему Витька и Санька ведут себя плохо? Расскажите или прочитайте

— Расскажите, какой оказалась «расплата» за отчаянный поступок?

— Почему Саньки и главного героя не оказалось на фотографии?

Даль­ше мы, читатели, встре­ча­ем людей, к ко­то­рым герой мальчик ис­пы­ты­ва­ет ду­шев­ную при­вя­зан­ность. В первую оче­редь это его ба­буш­ка, ко­то­рая со­про­вож­да­ет всё его дет­ство, ко­то­рая взяла внука на вос­пи­та­ние после смер­ти ма­те­ри.

Какой вы представляете себе бабушку?

-Какие ассоциации возникают у вас вообще со словом «бабушка»?

— А теперь наши ассоциации соотнесем с художественным образом бабушки Катерины Петровны. Какой Астафьев изобразил свою героиню?(с.284 от слов «Так я и знала»,с.285 от слов «Бабушка уже не колотила меня…»

Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).

Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Всё очень дорого, это воспоминания детства. Даёт возможность читателю услышать живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).

Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

— Какие ещё воспоминания Виктора связаны с бабушкой?

— лечение: натирала больные ноги, поила отварами, парила в бане;

— окна в доме, стр. 226 от “Деревенское окно…” до “Бабушкины окна…”;

— цветы в доме, стр. 228 от “После того как загорались…” до конца абзаца;

— отношение бабушки к людям: к учителю (приняла шапку, пальто; поставила самовар; всё, что было в доме – на стол).

Учитель.

-Хорошая бабушка у Витьки?

Екатерина Петровна — хранительница семьи, защитница детства, ей бьёт земной поклон автор книги. Она была самым дорогим для него человеком.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

-Почему писатель говорит о чувстве вины?

Именно бабушке отведено в рассказе особое место

-Какие ключевые слова мы можем записать, обобщая образ бабушки, Катерины Петровны?

Вывод: автору дорого в ней всё. Она научила внука жить по совести.

Вспомним, с какой целью приезжает фотограф в деревню?

-Кто был инициатором этого события?

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

И снова автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

-Как относились деревенские жители к учителям?

В какой школе они начинали работать? Зачитайте.

Как учил их преподаватель, когда к весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались?

А давайте вспомним эпизод со змеей. С какой целью Астафьев приводит эту историю?

Почему главный герой запомнил своего учителя?

Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе. Память сохранила даже внешность умного , интеллигентного человека, чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.

Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдали себя учительской работе.
Учителя заботились не только о школе, но и о жителях деревни, учитель уважает и ученика, который заболел и пропустил важное событие.

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню, а ведь они – городские жители, молоды, у них маленький ребенок, нет условий, но они не сдаются.

«В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

Какие ключевые слова мы запишем, говоря об учителе ?

Вывод: Бабушка Катерина Петровна, учителя Евгений Николаевич и Евгения Николаевна – это люди, которые растворились в памяти Вити Потылицына.

Живя рядом с такими личностями, каким должен вырасти, по вашему мнению, Витя?

— Каким предстаёт перед читателями лирический герой В. Астафьева?

–Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?

–Какие чувства он испытывает, рассматривая фотографию?

Вывод: Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее.

Этот небольшой листок бумаги был дорог главному герою, как память о своем родном крае, школе, одноклассниках – о своей малой родине…
«та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю по ней… Смешная фотография. Но никогда я не смеюсь над деревенскими фотографиями. Не могу смеяться. Деревенская фотография – это своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

Пожелтевшая школьная фотография дорога автору. Это время его детства, пусть нелёгкого, но такого важного в его жизни. В этом прошлом была его бабушка, его учителя, друзья, многие из которых полегли в войну. Это всё то, что безвозвратно ушло в прошлое и живо только в его воспоминаниях. Он рассматривает и другие фотографии, видит на них родные лица, иногда улыбается наивности людей, «снявшихся на карточку», но никогда не смеётся над ними, потому что «деревенская фотография – своебычная летопись народа, настенная его история». А история заслуживает внимания и уважения, но не отрицания и осмеяния. А наш герой научился быть внимательным и уважительным.

-Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня?

А что эта память дает нам?

-Обратитесь к тем ключевым словам, которые мы записали. Прочитайте их.

Все перечисленные слова составляют тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей.

В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

8. Рефлексия.

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке и попробуем составить синквейн на тему «ПАМЯТЬ». Синквейн (от англ. «путь мысли»)

Правила написания синквейна:

9. Творческая работа учащихся . /Учащиеся пишут синквейны и зачитывают их/

Домашнее задание

Вернувшись сегодня из школы, найдите дома и возьмите, по­ли­стай­те фо­то­аль­бо­мы своей семьи. Посмотрите, какие со­бы­тия изоб­ра­же­ны на ваших се­мей­ных фо­то­гра­фи­ях? Какую ис­то­рию может по­ве­дать ста­рая фо­то­гра­фия? Если вам неиз­вест­на ис­то­рия ваших се­мей­ных фо­то­гра­фий, об­ра­ти­тесь к маме, папе, род­ствен­ни­кам, чтобы они вам рас­ска­за­ли эту историю, по­то­му что фо­то­гра­фия – это наша па­мять.

12. Итог урока

Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое, и чтобы этот момент остался в нашей памяти, я хочу предложить нам всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши дети, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и вы, может быть, через много лет переживёте то прикосновение к прошлому, памяти, которое испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок «Фотография, на которой я есть».

Список используемой литературы

    1. Г.А. Голикова. Урок по рассказу В.П. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”. Литература в школе, 2005, 5.
    2. Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.
    3. Конспект урока литературы в 8 классе учителя русского языка и литературы МБОУ лицей №87 им. Л. И. Новиковой г. Нижнего Новгорода Сафроновой Е.Н.

Приложения:

  1. file0.doc.. 63,5 КБ

Опубликовано: 21.11.2019
  • Сочинения
  • По литературе
  • Астафьев
  • Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Анализ рассказа Астафьева Фотография, на которой меня нет

Произведение является составной частью автобиографического сборника «Далекая и близкая сказка», описывающего детские воспоминания автора  о родных местах, людях, проживающих там.

Жанровая направленность произведения представляется автобиографическим рассказом, написанным в направлении реализма.

Основной темой рассказа является изображение преемственности семейных традиций, патриотизма и любви к родной земле, к ее историческому прошлому.

Композиционная структура рассказа имеет отличительную особенность, заключающуюся в наличии двух авторов. Повествование в произведении начинается первоначально от лица маленького мальчика, а в финале рассказчик представляется взрослым человеком.

Основная сюжетная линия раскрывается посредством описания приезда в деревню городского фотографа в довоенный период и встречи с сельскими жителями.

Главным героем рассказа является Витя, представленный в образе маленького мальчика, живущего с дедушкой и бабушкой, отличающийся шаловливостью и непоседливостью. В один из дней Витя, накатавшись на горке со своим другом Санькой, заболевает и не принимает участие в фотосъемке всего класса, о чем очень сильно переживает.

Второстепенными персонажами рассказа являются Санька, друг главного героя, представленный в образе настоящего приятеля, верного и преданного, готового на самоотверженный поступок, отказываясь от участия в фотосъемке, поддерживая больного товарища, бабушка, изображенная доброй старой женщиной, любящей своего единственного внука, а также учитель Евгений Николаевич, являющийся уважаемым в деревне человеком, любящий свою профессию, отличающийся интеллигентностью, образованностью, вежливостью, дружелюбием. Именно от учителя Витя получает памятную фотографию, на которой он сам отсутствует, что является примером доброты и сопереживания.

Характерной особенностью произведения является раскрытие автором проблематики человеческих взаимоотношений, касающихся не только главного персонажа, но и всех деревенских жителей. Описывая поступок Саньки, отказавшегося ради друга от участия в фотосъемке, рассказ учит читателей умению отказа ради дружбы от важного и знаменательного события. Кроме того, изображая отношение бабушки к внуку, писатель демонстрирует положительные человеческие черты в качестве доброты, сострадания, заботы о ближнем.

2 вариант

Современные люди привыкли к своим изображениям, запечатленным в разные моменты их жизни. Их разнообразию давно никто не удивляется. Особой значимости они не имеют. Совсем иначе к снимкам относились в довоенной России. Они делались редко, порой оставались единственным воспоминанием. История одной фотографии – так кратко можно передать сюжет произведения.

Астафьев в очередной раз обращается к своему детству, вспоминает историю, надолго оставшуюся в его памяти. Недаром приезд фотографа в деревню, где живет рассказчик, называет важным событием. Школьные уроки были прерваны, а гостя устроили жить к самому грамотному человеку. Снимки должны получиться хорошие.

Школьники гадают: кто из них будет красоваться на почетных местах снимка? Фотография должна всех объединить.

Санька с Витькой не были прилежными учениками, поэтому на видные места не рассчитывали. Они не обсуждали, какой будет фотография, просто занимались привычными делами. Подрались, ушли на гору, где до одури катались на санках.

Особое место в рассказе снова отведено Екатерине Ивановне, мудрой, терпеливой бабушке рассказчика. Она пытается вылечить внука, у которого после катания сильно разболелись ноги. Приговаривает, причитает. Речь героини напевная. Кажется, что она ругает внука. Но это звучит ласково, совсем не обидно.

Образы учителей не оставляют читателя равнодушным. Это они позаботились о приезде фотографа. Добрых, чутких, глубоко порядочных и образованных, педагогов уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Деревенские жители помогали им. Бабы приносили продукты, присматривали за ребенком, давали жизненные советы.

Евгений Николаевич приходит домой к своему ученику, приносит фотографию, на которой нет изображения мальчика. В этом поступке ярко видно уважение к ребенку, сочувствие, стремление помочь. Учитель и учительница навсегда остались в памяти мальчика.

Саньки тоже не было на фотографии. Он поддержал Витю, отказался фотографироваться без друга. В мелочах проявляется настоящая дружба.

Картины деревенской жизни, суровой природы, сибирский говор сельских жителей делают повествование душевным, наполненным особенной нравственной красотой.

Рассказ учит сохранять память, уважительно относиться к учителям, любить малую родину.

Вариант 3

Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.

С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить.  А бабушка, Катерина Петровна,  после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.

Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Популярные сегодня темы

  • Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение

    Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.

  • Обобщающий смысл образа Хлестакова, его актуальность в наши дни

    Центральным образом данной замечательной комедии явился персонаж по фамилии Хлестаков, который был раскрыт автором очень ярко, удачно и реалистично. В его образе раскрывается вся суть петербургского чиновничества в те времена

  • План главы Фаталист романа Герой нашего времени Лермонтова

    Печорин находится две недели в казачьей станице, офицеры привыкли вечерами собираться и играть в карты. Однажды вечером, они начинают разговор о том, что у каждого есть судьба, которая написана на небесах.

  • Анализ главы Любани (Путешествие из петербурга в Москву Радищева)

    Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву

  • План рассказа Жизнь и воротник Тэффи

    Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор

  • Почему возникают конфликты между родителями и детьми сочинение рассуждение
  • Почему герой рассказа темные аллеи несчастлив
  • Почему важно сохранять памятники культуры созданные нашими предками сочинение
  • Почему герой рассказа после бала оставил службу
  • Почему возникают конфликты в семье сочинение