Почему глаголы называются возвратными лингвистическая сказка

Урок-исследование по русскому языку в 4-м классе с применением ИКТ «Глаголы с возвратным значением»

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.
Тип урока: Урок сообщения новых знаний. 

Цели:

Образовательная:

Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью выяснения понятия «глаголы с возвратным значением», умения различать, и образовывать такие глаголы;

Стимулировать учащихся к творческим действиям по осознанию противоречий, постановке проблемы и поиску её решения.

Развивающая:

  • Создать условия для развития учебно-информационных компетенций, умения работать с интерактивной доской, умения сравнивать, сопоставлять, наблюдать;

Воспитывающая:

  • Создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся через воспитание навыков совместной деятельности, работы в парах, а также овладение приёмами действий в ситуациях общения: взаимоподдержки, взаимовыручки, сплочённости коллектива.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель. Ребята, желаю вам на уроке плодотворной и интересной работы!

(Слайд 1.)  Откройте тетради. Запишите сегодняшнюю дату и вид работы.

2.  Актуализация опорных знаний.

Определение темы урока

Что без меня предметы? Лишь названия.
А я явлюсь – все в действие придет.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растет.

        — Что это ?

 Ученики. Это глаголы.


Учитель. Что вы знаете о глаголе? Какие грамматические  признаки глагола? Слайд № 2
(Дети называют признаки, определяют глагольные орфограммы)

Дальше открывается слайд №3.

встречаем
качает
желать
рисовала
торопит

— Прочитайте глаголы? Какой глагол можно считать лишним? (желать, инфинит.)

— Еще какой глагол можно исключить? (рисовала – пр.в.).

— Что еще можно убрать? (встречаем – мн. ч.)

Остались глаголы качает, торопит. 

— Почему? Что у них общего?(Время, лицо, число, разные спряжения.)

Давайте придумаем с этими глаголами предложение.

         Мягкий ветерок торопит облака и  качает верхушку дерева.

Назовите грамматическую основу. Ветерок торопит и качает.

Глаголы разберите по составу.  Что он торопит?  Что качает? Действие ветра направлено на облака и на верхушку.

Ветер торопит облака, а облака что делают?  Облака торопятся.

Верхушка дерева качается.

Запишем и эти  предложения под первым. Разница в содержании есть?

 Ученики. В первом предложении – действие выполняет ветер, направлено на другой предмет, на облака,  на верхушку.

Во втором предложении – действие возвращается на сам предмет.

Облака торопятся, верхушка качается. Слайд 4

Облака сами себя торопят, а верхушка  сама себя качает.

— А как  различаюся глаголы по составу? Разберите их.

 (У глагола торопятся и качается  появилось -ся) Что это?

Учитель. Как называются такие глаголы? (Ученики вносят различные предложения.)

Слайд 3, прочитайте.

Учитель. Это шуточное объяснение Татьяны Рик, но глаголы с -ся именно так и называются – возвратные. Это новое понятие. Возврат, возвратный, возвращать – то есть вернуть назад, вернуть себе. А на письме к глаголу приклеивается частичка  -ся, и он становится возвратным.

        Что  такое –ся?  Где  она употребляется и как пишется  — это и есть тема нашей работы сегодня.

– Сегодня у нас урок — исследование, а вы – исследователи.

 Любое  исследование проводится по плану. Вспомните этот план. 

(Ответы детей + слайд 5)

3. План исследования

  1. Выбор объекта исследования. (Что будем исследовать)
  2. Цель и задачи исследования. (Для чего?)
  3. Исследование объекта. (Как?)
  4. Результаты исследования. (Что получилось)
  5. Выводы. (Озвучить результаты)

В работе нам поможет карта исследования. Эта карта предполагает  работу в парах. Возьмите карту исследования.

Давайте определим задачи нашей работы.

4. Задачи исследования

  1. Чем является -ся, -сь?
  2. Какое значение придает глаголу?
  3. Место в слове.
  1. Когда пишем -ся, когда  -сь?

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (особенность — постфикс)

Когда  -ся?

когда  -сь?

-ся

-сь

 Суффикс

Суффикс

 Возвратное действие

 Стоит после окончания

Стоит после окончания

После буквы согласного звука

После буквы гласного звука

 5. Ход исследования

1)  -ся влияет на смысл глагола?

Она возвращает действие на сам предмет.

Значит это  значимая часть слова?

Да, она придает ему такой смысл, которого без нее у слова не было, т.е. возвращение действия.

2)  А часть слова, которая образует новые по смыслу слова, наз. суффиксом.  Значит –ся – это суффикс.

 На первый вопрос исследования  «Чем являеся ся,сь» мы отвечаем, что это суффикс.

Учитель. Внимание! Историческая справка.
Суффикс -ся раньше был словом и писался отдельно. Обозначал он «себя». Поэтому глагол и называется возвратным, действие возвращается к себе, направлено на себя.

         Мыться – т.е. мыть себя.
        Одеваться – т.е. одевать себя.
        Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана.

Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет,

 то есть действие возвратное. Запишем и это в карту исследования.

3) Третий вопрос  о месте суффикса в глаголе.  Где он стоит?

Ученики. После окончания. 

Это непривычно, потому что суффикс (прикрепленный) должен следовать  за корнем и предшествовать  окончанию,

 а  окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове.

И снова историческая справка это необычное явление нам может объяснить. Суффиксы –ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний.

Эти суффиксы называются еще постфисками. (Прикрепленный после)

Вывод в учебнике. Стр.78

 — Заглянем в учебник (стр. 78),  что говорится в нем.

«Среди глаголов есть глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на другой предмет, а как бы «возвращается к самому действующему лицу. «Возвращение» действия обозначается суффиксом -ся (-сь).»

 Учитель. Итак, в чем особенность глаголов с возвратным значением? 
Ученики. Действие возвращается к самому действующему лицу.

Учитель. 

А в чем особенность суффиса –ся?

 Он является постфиксом, потому что стоит после  окончания.

Хорошо.  Это надо записать в карту исследования?

Да. Запишите.  Стоит после окончания (постфикс).

Если в глаголе нет окончания, значит стоит после суффикса прошедшего  времени или инфинитивных суффиксов -ть, -ти)

4) Продолжаем наше исследование.  Поработаем с глаголами.

Сейчас  назовите глаголы с возвратным значением.  

Как мы будем поступать?  (На доске записаны слова.) слайд 8

веселит

огорчает

разрушает

строит

поднимала

опускала

грею

охлаждаю

Ученики.

веселится

огорчается

разрушается

строится

поднималась

опускалась

греюсь

охлаждаюсь

Учитель.  Глаголы  разделите на группы. 
Ученики. Глаголы I и II спряжения.
Учитель. А можно ли объединить глаголы парами?
Ученики. Да, слова-антонимы.

А еще как разделить на 2 группы?

Частица ся и сь. Слайд 9

Появилась  -сь. Какое у нее значение?  Она тоже возвращает действие.

Вписываем в карту исследования частицу сь.

        Ее  роль, место,  как и у суффикса –ся.

Почему же тогда  -сь?  

Зачем она понадобилась? Без нее можно обойтись?

Да,  но неудобно, непривычно.

А если так, то когда она занимает место –ся?

        (Дети должны заметить, что после буквы согласного звука пишется -ся, а после  буквы гласного звука   -сь. )

        -А когда в глаголах окончания являют собой буквы гласных  звуков? (1-е лицо наст. и простого буд. врем., женск. и средн. род прошедшего времени )

Значит,  постфикс -сь пишем после буквы гласного звука в глаголах 1-го лица, а также в глаголах женского и среднего рода в прошедшем времени.

        Правы ли мы в своих наблюдениях? Учебник, стр.78.

Запишем  это в карту наблюдения.

        -ся — после буквы согласного звука.

        -сь – после буквы гласного звука.

6. Итоги исследования.

Как вы считаете, мы закончили наше исследование?  слайд 10-11

Что можем сказать о  постфиксах -ся, -сь?

(Употребляются с глаголами, придают им возвратное значение,  стоят после окончания, если окончание глагола на согласный, то употребляется  –ся, а если на гласный,  то  -сь)

Спасибо! Карту исследования положите перед собой. Она нам пригодится в работе.

7.Физкульт минутка 

                         Колыбельная

В тундре стало тихо – тихо.
Ветер к морю убежал…
Задремала мать-зайчиха,
И зайчонок задремал.
Потянулся и зевнул.
Улыбнулся и заснул.
Мальчик тоже лег в кроватку.
Он набегался, устал.
И, как зайчик сладко – сладко
Рядом с дедом задремал.  

                                        Юрий Анко

Поэт в своих стихах использует глаголы с возвратным значением?

При повторном прочтении прохлопайте глаголы с возвратным значением, как вы их определяли?

 Проверка.

 Ученики. Улыбнулся, потянулся,  набегался.

8. Первичное закрепление во внешней речи.

— Выводы мы сделали. Чем надо заняться? (Потренироваться)

1)  Диктовка                

Учитель: А теперь давайте поиграем в волшебников.

Возьмите ученические  ручки – волшебные палочки —  и превратите данные глаголы в возвратные:

Радуешь, удивляешь, возмущаешь, блестишь, пляшешь, смотришь, веселишь, собираешь, шепчешь, бормочешь. (Орфограмма – ешь, -ишь.)

        Проверка выполнения.

При проверке обязательно отмечаем различия в произношении и написании.

        — Как слышим?

        — Как пишем?

        — Что поможет ?

Радуешься, удивляешься, возмущаешься, блестишь, пляшешь, смотришься, веселишься, собираешься, шепчешься, бормочешь.

— Оказывается мы не всемогущие волшебники. Не все глаголы смогли превратить в возвратные. Что же это значит?

        Не все глаголы могут иметь возвратное значение.

В русском языке есть глаголы, которые без суффиксов сь и ся не употребляются. Назовите их. Смеяться, становиться, бояться, появляться, стремиться, нуждаться и пр. А есть глаголы, которые никогда не примут возвратного значения: стою, блестишь, гремит, бормочет, ползешь.

  2)   Работа с учебником.

       Упр. № 341.  Разбор последнего предложения по членам и по частям речи с  характеристикой.  

        Что нужно вставить? сердила__-?  сочили__ -? распрямили __-?

Предложение  «Белые лепестки распрямились на солнце и вздрагивали» разбираем по членам предложения и по частям речи.

Распрямились – что сделали? глагол.

Н.ф. – распрямиться, сов.вид, II спр., возвратный глагол(Это ещё один неизменяемый признак глаголов, который мы теперь будем указывать при морфологическом разборе глагола.)

Пр. вр, мн.ч.

Сказуемое.

        9.  Дифференцированные задания по выбору учащихся (предоставлена возможность выбора задания посильного уровня сложности)

Чтобы не ошибаться, что надо помнить,  какие орфограммы?

 а) Самостоятельно. (Учащиеся выбирают индивидуальную карточку с заданием, которое им понравилось.)

         Применение полученных знаний в новой ситуации.

 б) Самопроверка. ( На доске ответы )

  1. (Зеленый.) Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
    Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

ОТВЕТЫ: запутаешься, развлекаешься, гонится, чистится, посмотришься, портиться,  нарядиться.

  1. (Желтый.) Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
    Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

ОТВЕТЫ: Струится, серебрится, лучится; смеется, печалится, трудиться, торопиться, бояться.

  1. (Красный.) Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
    Ждать у моря погоды, не верить своим глазам, надуть губы, вешать нос, хлопать глазами, сидеть как на иголках.

ОТВЕТЫ: Надеяться, удивляться, обидеться, огорчаться, растеряться, беспокоиться.

10.  Рефлексия.  

Редактирование текста с использованием возвратных глаголов.

Составьте предложения, выбрав подходящий по смыслу глагол.

Посоветуйтесь друг с другом. (На каждой парте индивидуальная карточка со сказкой.)

Работа в парах.

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весеннее солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко золотым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленькие желтые огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремучем лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек.(Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в желтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку надевают.

        (По Н.Толмачёвой).

-Ребята, прочитайте, что у вас получилось. Отлично.

        11.  Итог урока                                                                                                                                                 Учитель:    — Что нового узнали? Возвратные глаголы.

    — Какие глаголы называются возвратными? Почему? 

— Чем занимались на уроке? Что понравилось?

-Мне понравилось, как вы работали. Молодцы. Оценки…

-Домашнее задание: правило на с.185, упр.461.

 12.  Домашнее задание:              

  Правило, стр. 77, упр. № 342,  пословицы с –ся, -сь, карта исследования.

На Бога надейся, а сам не плошай.
Век живи, век учись.
Не давши слово — крепись, а давши — держись.
Где тонко, там и рвется.
Заставь дурака Богу молиться, он и лоб разобьет.
Веселись, да дело разумей

Смеяться, становиться, бояться,

появляться, стремиться, нуждаться и пр.

Стою,

блестишь,

гремит,

бормочет,

ползешь.

Карта исследования по теме «Глаголы с –ся, -сь»

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (постфикс)

Когда  -ся?

Когда  -сь?

Карта исследования по теме «Глаголы с –ся, -сь»

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (постфикс)

Когда  -ся?

Когда  -сь?

Карта исследования по теме «Глаголы с –ся, -сь»

Чем является

-ся, -сь

Смысловая роль

Место суффикса в слове (постфикс)

Когда  -ся?

Когда  -сь?

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весен__  солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко з_л_тым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленьк__ желт__ огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремуч__  лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в ж_лтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку над_вают.

        (По Н.Толмачёвой).

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весен__  солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко з_л_тым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленьк__ желт__ огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремуч__  лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В тр_ве бл_стели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в ж_лтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку над_вают.

        (По Н.Толмачёвой).

Сказка про одуванчики

         (Встало, взошло, поднялось) весен__  солнышко.
(Взмахнуло, встряхнуло) солнышко з_л_тым рукавом.
(Брызнули, покатились, посыпались) солнечные пылинки.
(Засветились, засверкали, заблестели, заискрились) на земле маленьк__ желт__ огоньки – одуванчики.
        Зима (пряталась, скрывалась, таилась) в дремуч__  лесу.
(Выглянула, посмотрела) она. В траве блестели миллионы маленьких солнышек. (Разозлилась, разгневалась, рассвирепела) зима.
(Закрыла, запорошила) она снегом веселые огоньки и (ушла, убежала, скрылась) на севере.
        Так теперь одуванчики сначала в ж_лтом платье (ходят, гуляют, щеголяют), а потом белую пушистую шубку над_вают.

        (По Н.Толмачёвой).

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

1.  Выпишите только те глаголы, которые можно употребить с суффиксом -ся. Запишите их с суффиксом -ся.
        Запутаешь, развлекаешь, гонит, завянет, чистит, ездить, посмотришь, портить, чертить, нарядит.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

2. Замените глаголы синонимами с суффиксом -ся.
Блестит, хохочет, грустить, работать, спешить, трусить.

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках.

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках

3. Заменить фразеологические обороты возвратными глаголам.
        Не верить своим глазам,

        надуть губы,

        вешать нос,

        хлопать глазами,

        сидеть как на иголках

Обновлено: 10.01.2023

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ возвратные глаголы 6.docx

2.Развивающие: развивать устную монологическую речь, умение анализировать ответ одноклассника, развивать умение сравнивать языковые явления на материале возвратных глаголов, развивать умение декодировать информацию ( из таблицы в рассказ, из рассказа в алгоритм), совершенствовать орфографические навыки с опорой на алгоритм.

3.Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку как к учебному предмету путем вовлечения в научную дискуссию, через привлечение дополнительного материала из истории развития языка, воспитывать умение слушать выступающего и корректно высказываться о достоинствах и недостатках ответа, обратить внимание на правила поведения в обществе.

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями и начнём урок русского языка.

Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и активными. А для начала нарисуйте смайл, передающий ваше настроение.

Остальные ребята вместе с учителем работают с текстом, который представлен на экране (слайд1)

Задание: Вставить буквы и определить спряжение у глагола, используя ранее изученный алгоритм.

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Летний дождь переста..т. Ты смотр…шь на небо. Оно голубе..т. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица радуга. Запах полевых цветов заполня…т всю местность. Из-за леса выплыва…т солнце. Дождевые капли тяжело пада..т с листьев и травинок. Каждая из них сверка…т, искр…тся. От земли идет легкий пар. Воздух свеж. Крич…т с ветки птица. Солнце освеща…т высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с темной головкой на крепкой ножке. Вот повезло! Это был гриб боровик.

После разбора текста один ученик повторяет алгоритм рассуждения определения спряжения глагола.

Учащиеся, которые работали с карточками сдают их.

– Прочитайте записанные на доске (Слайд 2) выражения и скажите, что они обозначают.

Читать про себя,

выходить из себя,

– Какое местоимение употребляется во всех этих выражениях?

Смотрим на доску (слайд3).

hello_html_227a6a85.jpg

— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

— Это шуточное объяснение Татьяны Рик, но глаголы с -ся именно так и называются – возвратные. Это новое понятие. Возврат, возвратный, возвращать – то есть вернуть назад, вернуть себе. А на письме к глаголу приклеивается частичка -ся, и он становится возвратным. Что такое –ся? Где она употребляется и как пишется — это и есть тема нашей работы сегодня .

4. Наблюдение и постановка проблемы.

Учитель читает строчки:

Давайте же мыться, плескаться,

купаться, нырять, кувыркаться

— На что они заканчиваются?

— Есть ли лишний среди них? (Нырять.)

— Что общего у всех остальных глаголов?

(Глаголы с суффиксом –ся (-сь) называются возвратными: мыться – что делаю — моюсь, что делаешь – моешься, что делает – моется. Частица – ся, присоединяясь к глаголу, вносит добавочные значения. Суффикс отличается от других суффиксов тем, что он стоит после окончания)

— Ребята. На одном уроке у учеников и учителя произошла дискуссия: а что же такое –ся для глагола?. Давайте посмотрим, как они ответили (просмотр презентации).

— А как думаете вы?

Внимание! Историческая справка.

Мыться – т.е. мыть себя.

Одеваться – т.е. одевать себя.

Умываться – т. е. умывать себя.

Смысловая роль суффикса тоже доказана. Суффикс указывает на то, что действие направлено на сам предмет, то есть действие возвратное.

Это непривычно, потому что суффикс (прикрепленный) должен следовать за корнем и предшествовать окончанию, а окончание указывает, что после него ничего не должно быть в слове. И снова историческая справка это необычное явление нам может объяснить. Суффиксы –ся, -сь исторически пришли в глагол позже их личных или родовых окончаний. Эти суффиксы называются еще постфисками.

1) Образуйте и запишите возвратные глаголы.

Мирить – мириться,

рассердить – рассердиться

обнимать – обниматься

удивлять – удивляться

глядеть – приглядеться,

дружить – подружиться,

2)Заменитесловосочетания глаголами-синонимами, графически покажи, что эти глаголы возвратные.

Участвовать в соревновании (соревноваться), проводить тренировки (тренировать или тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), принять решение (решиться), чувствовать радость (радоваться).

3) Работа по учебнику.

Упр. , переписываем, образуя от выделенных глаголов возвратные и вставляя их вместо точек, делаем по образцу.

Чем является -ся, -сь?(-ся, -сь – это суффиксы)

Какое значение придает глаголу?(Глаголы с -ся, -сь становятся возвратными)

Где стоит в слове? (Суффиксы -ся, -сь стоят послеокончания и называются постфиксами)

Когда пишем -ся, когда -сь?-ся после буквы согласного звука

-сь после буквы гласного звука

— Назовите ключевые слова темы. Что нового узнали, работая на уроке? Чему учились? Как образуется возвратная форма глагола? Каков опознавательный признак возвратных глаголов?

Домашнее задание. Напишите свою лингвистическую сказку, почему глаголы называются возвратными.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на, изучение возвратных глаголов. а также различие возвратных и не возвратных глаголов.

урок представлен в виде урока-путешествия

Сарибаева Мадина Фархатовна

Среднеобразовательная школа № 34

Учитель русского языка и литературы

Города Ангрена Ташкентской области

Русский язык

Тема урока :

25 учащихся

6 класс 25 учащихся

Образовательная: продолжить знакомство в изучении глагола. Дать различие на возвратных и не возвратных глаголах.

Развивающая: развить навыки употребления различных методов при закреплении и изучении темы.

Воспитательная: привить здоровый интерес к соревнованиям среди учащихся.

Тип: урок- путешествие

Метод: словарный диктант, корректоры, фронтальный опрос, аукцион пословиц, головоломка, взаимопроверка

Наглядность: билеты для проезда на паровозах, веселые анимации, презентация о возвратных глаголах, календарь дня, раздаточный материал

орг. Момент. 5 мин

-Знакомьтесь, наши друзья паровозики. Они будут нам по помогать в дороге! Итак, в путь….

Давайте вместе с Вами пробьём дату в наших билетиках, итак сегодня ___________ .

Уточним пункт направления тема нашего сегодняшнего урока

Кстати, на этой станции живу очень любознательные человечки, которые любят все узнавать и вот сегодня им интересно узнать, чем знаменателен этот день. Я думая и Вам хочется пополнить свой календарь событий. Давайте узнаем, чем же знаменателен этот день.

Проверка домашнего задания 7 мин

Будьте внимательны, мы приближаемся к станции вредителей. Здесь живут вредные жители, они любят все портить, переворачивать. Вот они и приготовили нам задания для проверки домашнего задания на выбор. Вы помните в начале урока Вы выбирали жетоны с номерками, так вот перед нами карточки с заданиями

Карточка 1слайд 3

— найдите глаголы в неопределённой форме, выделите у них окончание!

Шорох, желтизна, аромат, обаятельный, стеречь, исчезать, отрасль, таять, чуять, багровый, лиловый, е мог, здесь, лазурный, помощник, уберечь.

Карточка 2 слайд 4

Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите корни и окончания.

Идешь, бежишь, бредешь, ползешь, шагает, плетется, ходим, тащим.

Молодцы вы справились! Ставим галочку в нашем билете и отправляемся в путь

Выставление и комментирование оценок за домашнее задание.

Новая тема. 13 мин

Они всегда задают вопросы вот и сейчас они передали письмо с вопросами с заданием

Учитель читает строчки:

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, корыте, в лохани.

слайд 5 фронтальный опрос

А кто знает, как пишется это слово?

Какие слова встретились неизвестные. А словарь зачем?

— Назовите глаголы. На что они заканчиваются?

Есть ли лишний среди них? Что общего у этих глаголов?

— Какие вопросы у вас возникают? ( Что такое –ся? На что он указывает? Переходные ли глаголы с –ся?)

Бросит? ся, нравит? Ся, удиви? Ся,

— что мы должны написать на месте пропусков?

От чего зависит написание- ться и тся?

Ответы учащихся на данные вопросы

Давайте посмотрим на подсказки, которые нам дали Почемучки.

Слайд 6 таблица

Закрепление 20 мин

Ну вот мы с Вами изучили, как правильно употреблять — ться и –тся.

На этой станции живут самые умные и одарённые человечки, такие же, как и Вы! Они подготовили для Вас самые трудные и интересные вопросы. Вы готовы на них ответить?

Слайд 7 Аукцион пословиц

Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

А) друзья(что делают?) познаются (3-е.л) в беде.

Б) за всё ( что делать?) браться ( неопр. Ф)- ничего не сделать.

Слайд 8 головоломка

Замените словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме 3-го лица

Проявлять стремление стремиться- стремится

Образуйте и запишите возвратные глаголы.

Творческая работа. (П)

а) – Замените словосочетания глаголами­ синонимами, графически покажите, что глаголы возвратные.

Участвовать в соревновании (соревноваться), быть на тренировке (тренироваться), проявлять стремление (стремиться), испытывать волнение (волноваться), допускать ошибки (ошибаться), чувствовать радость (радоваться).

б) – Запишите синонимы к глаголам.

Заглядеться (засмотреться), загореться (зажечься), бороться (сражаться), волноваться (беспокоиться), заинтересоваться (увлечься), вернуться (возвратиться), восхищаться (восторгаться).

Исправьте ошибки в тексте (корректоры) текст распечатан

Взоопарке проживает много звирей. Крошечьные медвежата в своей клетке. Львёнок Сенечка пытаеться укусить свой маму. Обезянка держиться заветку и слатко спит.

Слайд 12 взаимопроверка

В зоопарке проживает много зверей. Крошечные медвежата в своей клетке. Львёнок Сенечка пытается укусить свой маму. Обезьянка держится за ветку и сладко спит.

Молодцы, все Вы хорошо справились. Мы приехали к концу нашего путешествия и теперь давайте вместе с Вами подведем итоги урока.

Подведение итогов урока.

–Что нового узнали, работая на уроке?

Как образуется возвратная форма глагола?

Каков опознавательный признак возвратных глаголов?

— Как бы вы оценили свою работу на уроке?(+!; +; -; ?)

Взаимоценка (на основе алгоритма самооценки).

— Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

— Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Но, к сожалению, вредители решили еще раз навредить нам и задали такое домашнее задание

А) Подобрать и записать пять пословиц с возвратным глаголом.

Грамоте учиться – всегда пригодится. Конь о четырёх ногах, а спотыкается. и т.д.)

На этом уроке мы узнаем, откуда у некоторых глаголов на конце взялся суффикс -ся. Поговорим о глаголах, которые называют возвратными. И узнаем, как возвратность сочетается с переходностью.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Возвратные глаголы»

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

Что такое возвратные глаголы?

Что нужно знать о возвратных глаголах?

Как связаны возвратные глаголы и переходные?

Чтобы разобраться в этих вопросах, нам сначала придётся вернуться к местоимениям. Среди местоимений есть одно, которое называется возвратным. Это местоимение себя.

Оно очень эгоистичное – мы говорили о том, что все действия оно возвращает к себе. То есть, направляет действие на говорящего.

А с действиями у нас как раз связан глагол. И поэтому у них с местоимением себя – долгая история. Ещё давным-давно местоимение себя обнаружило, что ему нравится стоять возле глагола. А глагол был не против – ведь местоимение возвращало ему действия!

Одевать – себя

Учить – себя

Во всех случаях действие направлено на того, кто его производит.

И все было бы отлично, если бы местоимение не решило, что оно стоит от глагола слишком далеко.

Постепенно местоимение начало сокращать дистанцию, а потом и вовсе сливаться с глаголом в одно слово. Но как это звучало!

Одевать себя – разве не нелепо?

Поэтому со временем местоимение сократилось. Возможно, просто сжалилось над глаголом.

И получилось – одеваться, учиться, мыться

У всех этих глаголов на конце стоит бывшее местоимение себя.

И поэтому такие глаголы стали называть возвратными.

Потому что местоимение себя – возвратное!

А что же глагол? Ему ничего не оставалось, как смириться с таким положением вещей.

Итак, сейчас мы называем возвратными глаголами такие глаголы, на конце которых стоит суффикс -ся.

Суффикс -ся при этом ставится после окончаний.

Посмотрим на такие глаголы.

Встречаться, улыбаться, купаться, обижаться, притворяться. У них есть суффикс -ся, и он стоит на самом конце слова.

Если мы поставим глаголы, например, в форму первого лица множественного числа, то сразу же увидим, что все окончания располагаются перед этим суффиксом.

Встречаемся, улыбаемся, купаемся и т. д.

Поэтому -ся учёные также называют постфиксом. Вы ещё встретитесь с этим названием в старших классах.

А теперь поставим наши глаголы в форму единственного числа.

Встречаюсь, улыбаюсь, купаюсь, обижаюсь…

Что это? На месте я вырос мягкий знак.

Получается, теперь у нас суффикс -сь.

Суффикс -ся чередуется с -сь.

На самом деле, это варианты одного и того же суффикса.

Суффикс -ся со временем не только получил вариант, но и изменил своё значение.

Собака злится и бросается.

Кажется, все правильно. Возвратные глаголы обозначают, что собака злит сама себя и сама себя бросает вперёд, когда хочет кого-то укусить.

Нет. Просто теперь возвратные глаголы могут обозначать действия, которые происходят сами собой.

Как здесь легко дышится!

Эта книга легко читается!

Мне нравится рисовать.

Суффикс -ся получил совершенно новое значение.

Кстати, а как мы назовём глаголы, у которых этого суффикса нет? Такие глаголы называются невозвратными.

Иногда мы можем сделать возвратные глаголы невозвратными – достаточно отнять у них суффикс -ся, с помощью которого они образовались. Глаголы встречаться, купаться, обижаться становятся невозвратными.

Но некоторые глаголы могут быть только возвратными. Нет глагола улыбать. И нет глагола притворять. Возвратность – неотъемлемая часть таких глаголов.

А теперь нам нужно вспомнить ещё кое-что. Мы говорили о том, что глаголы могут быть переходными и непереходными.

Вот глагол видеть. Мы легко подставляем к нему вопрос кого? что? Значит, глагол переходный.

Я вижу Петю!

А если мы подставим к этому глаголу суффикс -ся – каким он будет? Видеться – кого? что? Вопросы не подходят.

Получается, что глагол стал непереходным, как только мы сделали его возвратным.

Я вижусь с Петей.

Теперь глагол требует предлога и другого падежа.

И получается, что возвратные глаголы не могут быть переходными.

Ведь суффикс -ся попросту не даёт действию переходить на предмет!

Этот суффикс удерживает действие на месте, замыкая его на сам глагол.

То есть, получается, что все переходные глаголы – невозвратные. Да, так и есть. Рассмотрим несколько таких глаголов.

Взять, мирить, сделать, удивить, готовить. Мы легко можем подставить к ним вопросы кого? что? Это переходные глаголы. Но где же тут возвратность, где же суффикс -ся? Его нет.

Значит, стоит его добавить.

Взяться, мириться, сделаться, удивиться, готовиться… Но постойте, теперь нам не подходят вопросы!

Глаголы стали возвратными, но перестали быть переходными.

В одном глаголе не уживаются две этих категории. Если глагол хочет быть и возвратным, и переходным… что ж, ему придётся выбрать что-то одно. Нельзя получить все сразу.

Так что же получается…

Все переходные глаголы – невозвратные.

Но тогда – все непереходные глаголы – возвратные?

Как раз непереходные глаголы могут быть и возвратными, и невозвратными.

Посмотрим на глаголы краснеть, умереть, сидеть, встретиться, смотреться. От них нельзя поставить вопрос кого? что? То есть они непереходные. Но возвратные – только последние два глагола.

Нужно помнить, что возвратные глаголы – всегда непереходные.

А теперь ещё немного дополнительной информации. Мы уже встречались с возвратными глаголами – и они доставили нам немало трудностей.

Вот, например, в таких фразах, как эта. Потому что мы вечно забываем, как правильно писать -тся и -ться. А ведь в этом правиле речь идёт именно о возвратных глаголах.

Нужно помнить, что мягкий знак пишется в неопределённой форме глагола.

Мы напишем -ться, если ставим к глаголу вопросы, в которых тоже есть мягкий знак – что делать? или что сделать?

И мы не напишем мягкий знак, если его нет в вопросах – что делает? что делают? и так далее.

Нужно правильно ставить вопросы к таким словам.

Я хочу – что делать? – учиться.

Мой друг что делает? – хорошо учится.

Так что же мы должны сегодня запомнить?

Глаголы бывают возвратными и невозвратными.

Возвратными мы считаем глаголы, у которых на конце есть суффикс -ся или –сь. А в невозвратных глаголах такого суффикса нет.

Возвратные глаголы всегда непереходные. А невозвратные могут быть переходными или непереходными – это уже не так важно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тему урока в качестве объяснения можно рассказать в двух предложениях,а вот разработку урока на 45 минут сложнее.Урок представлен по ФГОС.

Тема урока: Возвратные глаголы.

Урок русского языка в 6 классе

Тема урока: Возвратные глаголы.

Деятельностно-содержательные

1.Создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы;

2. Познакомить обучающихся с понятием возвратность- невозвратность глагола;

3.Средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;

4.Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики;

5.Уметь образовывать возвратные глаголы;

6. Формировать у обучающихся способность к самостоятельному построению новых способов действий через анализ языкового текста;

7.Способствовать развитию креативного и образного мышления, обретению умения определять возвратность-невозвратность глаголов в художественном тексте;

8. Формировать интерес к изучению русского языка;

9. Воспитывать интерес к изучению краеведения родного края.

Познавательные УДД:

1.Распознавать возвратные-невозвратные глаголы, группировать глаголы по сходным признакам, устанавливать связь между глагольными признаками , перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

2. Обобщать полученную информацию;

3. Давать оценку своим действиям, оценивать результат работы на уроке;

4. Находить ответы на вопросы , используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УДД:

1.Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий;

2.Формулировать вопрос, проблему, затруднение, с которыми столкнулись уч-ся; оценивать сложившуюся ситуацию.

Коммуникативные УДД:

1.Оформлять свою мысль в устной форме, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

2. Сотрудничать, договариваться о последовательности действий в группе;

3. Учиться слушать мнение других;

4.Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Основные формы учебной деятельности по Госстандарту:парная, групповая, самопроверка, взаимопроверка, использование технологических карточек, проблемный метод обучения.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал, лакуны.

Планируемый результат

1.Проявление творческого отношения к процессу обучения;

2.Проявление эмоционально- ценностного отношения к учебной проблеме.

1. Организационнный момент. Психологический настрой.

-Здравствуйте, дети. Рада вас видеть сегодня на уроке здоровыми, полными сил и энергии, способными преодолевать новые учебные знания.

2. Мотивация учебной деятельности

1.)Проблемный вопрос:

-А кто мне сможет ответить, что такое притча?

( дети отвечают: короткий рассказ поучительного характера)

— Вы внимательно послушайте и подумайте, о чем же она.

2.)Чтение притчи учителем

Шли по лесу старец с учеником. Вдруг видят, а впереди препятствие: бурная река , через которую переброшен мостик. А рядом- корявый ствол старого дерева.

-Учитель,- почтительно обратился к старцу молодой человек,- какой путь мне выбрать: простой или сложный?

Старец важно ответил:

— Когда познаешь ты истину Учения, лишь путь тяжелый принесет плоды….

Юноша тяжело вздохнул и полез по склизкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывал гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту в пропасть. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику.

-Как же так? – возмутился ученик. –А как же учение?

— И лишь достигши мастерства, осознаешь, что легкий путь ведет к истине,-лукаво усмехнулся старик.

( дети высказывают свои мысли на поставленные вопросы)

-Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке каждый из вас, познав учение, достиг мастерства, приобрел новые знания. Это мои личные ожидаемые результаты от урока. А чего ожидает каждый из вас от урока? Выскажите по одному предложению, чего же ожидаете лично вы.

(Дети высказывают свои ожидаемые результаты)

— Спасибо, ребята. Я надеюсь, что ваши ожидания к концу урока обязательно сбудутся .

4.Проблемный вопрос

Какое отношение это видео может иметь к нашему уроку?

Что такое бумеранг?

Как работает это метательное орудие? Опишите действие. Бывает ли такое в человеческих отношениях?

Какая русская пословица иллюстрирует это.

Подберите к пословице выражения-синонимы. Как видим, произведенное действие всегда к нам возвращается. В русском языке есть для обозначения таких глаголов специальный термин – возвратные глаголы.(Что посеешь,то и пожнешь.Как аукнется,так и откликнется).

5.Постановка темы и целей урока

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать,

Вам расколоть его помогут

-Таким образом, давайте с вами попробуем определить цели и задачи урока . Что же мы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ? ( На экране высвечиваются слова ЗНАТЬ и УМЕТЬ). ( Дети определят цели и задачи, учитель дополняет, корректирует).А еще мы должны научиться находить возвратные –невозвратные глаголы в тексте, научиться их группировать по сходным признакам, обобщать полученную информацию, уметь работать в группах, уметь договариваться и слушать мнение других.

6. Актуализация опорных знаний обучающихся

— Ребята, какую же часть речи мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков?

7. Изучение нового материала.

Давайте же мыться, купаться, плескаться,

нырять, кувыркаться в ушате,

в корыте, в лохане, всегда и везде.

-Какие слова вам незнакомы по значению

Лохань-деревянный или металлический сосуд круглой и овальной формы с невысокими краями , предназначенный для хозяйственных нужд.

Ушат-небольшая кадка с ушками.

— Что же общего у этих глаголов? (Дети называют суффиксы –ся,-сь.) А как же нужно писать окончания глаголов –ться, -тся?

— Таким образом, объединяет эти глаголы общий сходный признак-суффиксы –ся, -сь. Называются такие глаголы возвратные. Скажите, а каким же способом образовались данные глаголы? (Дети отвечают суффиксальным и слово подружиться приставочно-суффиксальным).

А вот откуда же взялись эти суффиксы –ся,-сь нам расскажет профессор Архивайкин.

2). Исторический комментарий профессора Архивайкина

Возвратные суффиксы –ся, -сь когда-то были местоимением себя. Например, причесываюсь изначально обозначало причесываю себя. Со временем в ходе языкового исторического процесса словосочетание утратило местоимение себя и образовался возвратный глагол причесываюсь. Возвратные суффиксы –ся, -сь НЕ входят в основу слова, например, закрывает(ся ) и может стоять после окончания.

— Спасибо профессору Архивайкину за комментарий. А теперь, дети, давайте поработаем над изучением нового теоретического материала в группах.

— Какое значение –ся и –сь вносят в значение глагола.

Глаголы 1 группы

( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя.

2 группа (Плеваться, кусаться )- содержат постоянный признак, присущий предметам

3 группа(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга. Это далеко не все значения возвратных глаголов. К остальным мы обратимся позже.

Дети обсуждают в группах и отвечают на вопросы учителя.

( Умываться, обуваться)- действие направлено на себя-возвратное значение

содержат постоянный признак, присущий предметам-постоянное значение

(Мириться, встречаться) – действие направлено друг на друга.-взаимное значение

Я говорю глагол-инфинитив, а вы образовываете от него, если это возможно, возвратный глагол.

— Следовательно, что же мы узнали о возвратных-невозвратных глаголах. Дети систематизируют полученные знания.

Б)Проверим вашу наблюдательность. По классу расклеены таблички. На них зашифрованное послание. Сидя на местах, только поворачивая голову и корпус, прочтите надпись.

Назовите глаголы из пословицы. Какой из них возвратный? Почему? Какое из названных нами значений он имеет? Нужен ли в нем мягкий знак?

8. Закрепление изученного материала

1). Работа с текстом

2. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы:

1 группа –из первой части текста.

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(1 группа)

Монолог непрочитанной книги.

-Ах, как мне скучно жить. Как вспомню, как мне жилось раньше, слезы не глазах выступают. Повстречалась я с хорошей девочкой Таней. Как она обо мне заботилась! На руках меня носила, всегда была со мной, читала меня. Но … подарила меня своей однокласснице Даше.

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(2 группа)

И с тех пор началась моя кошмарная жизнь. Валяюсь, где попало, вся испачкалась, истрепалась. Никто мною не интересуется. А ведь сколько интересного я могла бы рассказать!

Прочитайте отрывок из текста. Найдите в тексте и выпишите возвратные глаголы.(3 группа)

2 группа- из второй части текста

3 группа- из третьей части текста

Кто-то один из группы отвечает.

2)Работа в парах.

Найти возвратные и невозвратные слова. Сделать взаимопроверку.

3)Подобрать к фразеологическим оборотам возвратные глаголы .Работа в группах.

1 группа- совать нос(вмешиваться);надуть губы(обидеться);распустить руки(драться);

2 группа-дать выход чему-нибудь(высказаться);подставить плечо(опереться);работать над собой(заниматься над собой);

3 группа-пробежаться пальцами по чему-нибудь(дотронуться);пахать носом землю(упав,тыкаться лицом в землю);

9.Подведение итогов.Рефлексия.

В начале урока мы поставили перед собой задачи: изучить возвратные глаголы, научиться их правильно писать, объяснять их значение, употреблять в речи. И вот, сделав круг, наш бумеранг вернулся в исходную точку. Что нам удалось?

Должна вам сказать, что закон бумеранга работает и в жизни. Я прочитаю стихотворение, а вы сосчитайте, сколько возвратных глаголов в нем присутствует.

Ответы учащихся 4 раза

Что нового узнали на уроке? Как вы узнали? Каким способом?

— Чему учились на уроке?

— Что было трудным?

— Все смогли безошибочно выполнять задания?

— Значит, какую задачу поставим перед собой на следующий урок?

Оцените себя, друг друга

10. Д/З-п.84,упр.193 или монолог школьной парты,используя возвратные глаголы

Спасибо вам за работу. Работали неплохо. Особенно хорошо работали … . На следующем уроке будем продолжать работу над глаголами с возвратным значением

Читайте также:

      

  • Урок конспект презумпция невиновности
  •   

  • In search of nessie конспект урока 9 класс
  •   

  • Челночный бег с переносом 2 3 предметов конспект мчс
  •   

  • Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка 8 класс конспект урока
  •   

  • Новый европейский порядок конспект урока

Возвратные глаголы – что это такое, чем они отличаются от невозвратных и на какие группы делятся

что такое возвратные глаголы простыми словами

Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом «-ся» или «-сь». Они называются так потому, что «возвращают» действие на того, кто о нем говорит: «Я умываюсь» = умываю себя, «Мы обнимаемся» = обнимаем друг друга.

«Ся» – это сокращенный вариант слова «себя».

Возвратность может быть даже у инфинитива – начальной формы глагола: причесываться, одеваться.

4 значения возвратных глаголов

Собственно возвратное, когда действие возвращается на того, кто о нем говорит: мальчик учится = учит себя, кот чешется = чешет себя, свою шерсть.

Взаимно-возвратное – когда действие относится к нескольким людям: мы обнимаемся, целуемся.

Страдательное. Когда предмет не сам выполняет действие, а с ним кто-то что-то делает. Этот кто-то обычно упоминается через дополнение в творительном падеже: диплом пишется мной = я его пишу, подвал заполняется водой = вода заполняет подвал, малярия переносится комарами = комары переносят малярию.

Свойство, постоянно присущее предмету. Здесь уже значение не совсем «возвратное», например: комары кусаются, козел бодается, вода растекается. Комары кусают не друг друга, козел бодает не себя самого, вода тоже саму себя не растекает. «-Ся» здесь указывает на постоянное свойство живых существ или предметов.

Не переживайте

В школе в любом случае все эти глаголы будут считаться возвратными.

Все возвратные глаголы непереходные

То есть после них не может быть существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Можно сказать «умывать ребенка», но с глаголом «умываться» существительное в такой форме употребить уже невозможно.

Но это не значит, что все невозвратные глаголы – переходные. Например, «зависеть» можно только «от» кого-то (зависеть от соседа), «поехать» – «в» какой-то город (поехать в Сызрань).

Всегда ли у возвратных есть невозвратная пара

Нет. Например, у глагола «драться» нет пары без «-ся», потому что «драть» имеет совсем другое значение – драть в клочья, сдирать что-то.

У глаголов «каяться», «намереваться», «улыбаться» тоже нет пары без «-ся», потому что они без постфикса вообще не употребляются.

Возвратные и невозвратные глаголы

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

  • что делает? сидит;
  • что делал? сидел;
  • что будет делать? сидеть.

Начальная (неопределенная) форма глагола — инфинитив. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные, возвратные и невозвратные.

Вид — это постоянный грамматический признак, который есть у спрягаемых глаголов, инфинитива, деепричастий и причастий. Он показывает, как действие глагола протекает во времени:

  • глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?» и обозначают завершенное и единовременное действие (прочитал, посидел);
  • глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?» и обозначают незавершенное и повторяемое действие (читает, сидит).

Переходность — способность глагола сочетаться с существительными и местоимениями в форме винительного падежа без предлога. Например: читать (что?) книгу.

Непереходные глаголы не способны сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога. Например, от глагола летать мы не можем задать вопрос «кого?» или «что?».

И наконец, еще один важный постоянный признак глагола — возвратность и невозвратность. В этой статье мы разберем вопросы, которые часто возникают у школьников в 5 и 6 классе: что значит возвратный или невозвратный глагол и в чем их различия.

Возвратность глагола

Возвратность — это постоянный признак глагола, который выражает, что действие или состояние возвращается к самому действующему лицу.

Признак возвратности глагола — постфикс -ся или -сь. Если в конце слова есть такой постфикс, то этот глагол называется возвратным: обидеться, одеться, двигаться. Другие глаголы считаются невозвратными: обижать, одевать, двигать.

Как понять, возвратный или невозвратный глагол: нужно найти постфикс, с помощью которого образован глагол. Если постфикс отсутствует, глагол невозвратный.

Для примера разберем по составу слово «задумываться»:

Разбор возвратного глагола по составу

Нашли постфикс -ся — значит, глагол возвратный.

Примеры возвратных и невозвратных глаголов

учить — учу (пятиклассников)

учиться — учусь (правильно писать)

радовать — радую (маму оценками)

радоваться — радуюсь (оценкам)

удивлять — удивляю (друзей)

удивляться — удивляюсь (интересным фактам)

купать — купаю (малыша)

купаться — купаюсь (в реке)

одевать — одеваю (ребенка)

одеваться — одеваюсь (в яркие цвета)

Теперь у нас есть определение и понимание, какие глаголы называются возвратными. Разберемся, какие бывают способы образования у таких глаголов и как на них влияет переходность и непереходность.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные глаголы в русском языке образуются пятью способами:

1. От невозвратных переходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • метать — метаться;
  • радовать — радоваться;
  • смотреть — смотреться.

2. От невозвратных непереходных глаголов с помощью постфикса -ся:

  • грозить — грозиться;
  • стучать — стучаться.

3. От переходных и непереходных глаголов с помощью приставки и постфикса -ся:

  • дышать — отдышаться;
  • думать — задуматься;
  • плакать — расплакаться.

4. От имен существительных и прилагательных с помощью приставки, суффикса и постфикса -ся:

  • нужда — нуждаться;
  • банкрот — обанкротиться.

5. Наконец, существуют непроизводные возвратные глаголы, которые употребляются только в возвратной форме:

  • нравиться (всем);
  • гордиться;
  • трудиться;
  • распоряжаться;
  • оставаться;
  • надеяться;
  • улыбаться;
  • бороться;
  • кланяться;
  • ложиться.

Употребление постфиксов

Возвратный постфикс -ся добавляется после согласных:

  • укрылся;
  • обиделся;
  • отдышаться;
  • занимаешься.

Возвратный постфикс -сь встречается после гласных:

  • обрадовалась;
  • разозлилась;
  • горжусь;
  • спустилась.

Оттенки значения возвратных глаголов

По значению можно выделить восемь групп возвратных глаголов, пять из которых образованы от переходных, и три — от непереходных глаголов.

Образованы от переходных глаголов

1. Собственно возвратные — обозначают действие, которое направлено на себя:

  • мыться — мыть себя;
  • обуваться — обуть себя;
  • раздеваться — раздеть себя.

2. Взаимно-возвратные — обозначают действие, которое реализуют несколько человек по отношению друг к другу:

  • обниматься;
  • встречаться;
  • целоваться.

3. Общевозвратные — указывают на внутреннее состояние или его физическое изменение:

  • веселиться;
  • огорчиться;
  • остановиться.

4. Косвенно-возвратные — обозначают действие, которое реализует человек для себя, в своих интересах:

  • собираться (в путь);
  • прибраться (на кухне);
  • укладываться (спать).

5. Безобъектно-возвратные — обозначают действие, которое принимает роль постоянного свойства:

  • светится (лампа);
  • кусается (собака);
  • колется (еж).

Образованы от непереходных глаголов

1. Глаголы, которые обозначают безличное действие или состояние, происходящее без желания, безо всяких усилий:

  • не спится;
  • нездоровится;
  • неможется.

2. Глаголы, которые обозначают действия, совершаемые в собственных интересах, более интенсивные, чем в невозвратной форме:

  • грозится;
  • плачется;
  • стучится.

3. Глаголы, которые обозначают более слабое проявление какого-либо внешнего признака, чем у глагола в невозвратной форме:

  • краснеется;
  • тлеется;
  • белеется.

Подведем итоги

Что мы узнали о возвратных глаголах:

  • Возвратные глаголы — это глаголы с постфиксом -ся.
  • После гласных -ся превращается в -сь.
  • Все возвратные глаголы непереходные.
  • Постфикс -ся может стоять в глаголе после окончания.

Постфикс -ся входит в основу и сохраняется во всех глагольных формах, поэтому возвратность — это постоянный признак глагола.

Возвратные и невозвратные глаголы в русском языке

Узнаем, чем отли­ча­ют­ся воз­врат­ные и невоз­врат­ные гла­го­лы, какие они име­ют зна­че­ния и грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки в рус­ском языке.

Возвратные гла­го­лы име­ют в сво­ем мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся (-сь) и обо­зна­ча­ют дей­ствия или состо­я­ния отно­си­тель­но само­го себя (оде­ва­юсь) или двух и более субъ­ек­тов (руга­ют­ся).

Что такое возвратность глаголов

Постоянными при­зна­ка­ми гла­го­ла, как само­сто­я­тель­ной части речи, явля­ет­ся грам­ма­ти­че­ские кате­го­рии совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида, пере­ход­но­сти, воз­врат­но­сти и спря­же­ния, например:

  • (что сде­лать?) уви­деть — гла­гол совер­шен­но­го вида, пере­ход­ный (уви­деть кого? что? бабуш­ку, кар­ти­ну), невоз­врат­ный, II спряжения;
  • (что делать?) сме­ять­ся — гла­гол несо­вер­шен­но­го вида, непе­ре­ход­ный, воз­врат­ный, I спряжения.

Глагол «сме­ять­ся» обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое не пере­хо­дит на дру­гое лицо, а выпол­ня­ет­ся самим субъ­ек­том в каче­стве объ­ек­та дей­ствия, то есть дей­ствие пере­но­сит­ся на само­го говорящего.

  • он мучит­ся;
  • город сла­вит­ся ремёслами;
  • спортс­ме­ны будут бороть­ся за медали.

Возвратность глагола

Признак возвратности глагола

Признаком воз­врат­но­сти гла­го­ла явля­ет­ся пост­фикс -ся (-сь) в его мор­фем­ном составе:

НЕВОЗВРАТНЫЕ ВОЗВРАТНЫЕ
учить учить ся — учу сь
радо­вать радо­вать ся — радую сь
удив­лять удив­лять ся — удив­ляю сь
купать купать ся — купаю сь
оде­вать оде­вать ся — оде­ваю сь

Постфикс -ся обыч­но пишет­ся после соглас­ных, например:

  • разу­ве­рить­ся
  • оби­дел­ся
  • отды­шать­ся
  • рас­сте­лешь­ся
  • оде­вал­ся
  • зани­ма­ешь­ся.

Вариант воз­врат­но­го пост­фик­са -сь встре­ча­ет­ся после гласных:

  • обра­до­ва­лась
  • раз­де­ва­лась
  • гор­жусь
  • бори­тесь
  • усме­ха­лась.

Однокоренные гла­го­лы могут быть как воз­врат­ны­ми, так и невоз­врат­ны­ми, например:

  • метать — метаться;
  • радо­вать — радоваться;
  • смот­реть — смотреться;
  • сла­вить — славиться.

Ряд гла­го­лов упо­треб­ля­ет­ся толь­ко в воз­врат­ной форме:

  • нра­вить­ся всем
  • гор­дить­ся
  • тру­дить­ся
  • рас­по­ря­жать­ся
  • оста­вать­ся
  • наде­ять­ся
  • улы­бать­ся
  • бороть­ся
  • кла­нять­ся
  • ложить­ся.

Способы образования возвратных глаголов

Возвратные гла­го­лы обра­зу­ют­ся как от пере­ход­ных, так и непе­ре­ход­ных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, кото­рые обра­зо­ва­ны от осно­вы пере­ход­ных гла­го­лов, делят­ся на пять основ­ных групп:

1. соб­ствен­но воз­врат­ные , обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие, субъ­ект и объ­ект кото­ро­го явля­ют­ся одним и тем же лицом:

  • мыть­ся
  • обу­вать­ся
  • раз­де­вать­ся.

В их мор­фем­ном соста­ве пост­фикс -ся име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию воз­врат­но­го место­име­ния «себя»:

брить­ся — брить себя.

2. Взаимно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое совер­ша­ет­ся дву­мя или несколь­ки­ми лица­ми, каж­дое из кото­рых явля­ет­ся одно­вре­мен­но субъ­ек­том и объ­ек­том действия:

  • обни­мать­ся
  • встре­чать­ся
  • цело­вать­ся.

Постфикс -ся сино­ни­ми­чен сло­во­со­че­та­нию «друг дру­га».

3. Общевозвратные гла­го­лы ука­зы­ва­ют на внут­рен­нее состо­я­ние субъ­ек­та, изме­не­ние его состо­я­ния или поло­же­ния, например:

  • разо­ча­ро­вать­ся
  • сер­дить­ся
  • весе­лить­ся
  • огор­чить­ся
  • оста­но­вить­ся.

Постфикс -ся в мор­фем­ном соста­ве этой груп­пы воз­врат­ных гла­го­лов име­ет зна­че­ние, близ­кое к зна­че­нию место­име­ния «сам»:

обра­до­вать маму — обра­ду­ет­ся сам.

4. Косвенно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, совер­ша­е­мое субъ­ек­том для себя, в сво­их инте­ре­сах, в свою пользу:

  • соби­рать­ся в дорогу;
  • укла­ды­вать­ся спать.

5. Безобъектно-возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствия, высту­па­ю­щие в роли посто­ян­но­го и харак­тер­но­го свой­ства субъекта:

  • свет­ля­чок светится;
  • соба­ка кусается;
  • конь ляга­ет­ся;
  • еж колет­ся.

Возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов

Возвратные гла­го­лы, обра­зо­ван­ные от непе­ре­ход­ных гла­го­лов, делят­ся на три группы:

1. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие дей­ствие или состо­я­ние лица, пере­жи­ва­е­мое им поми­мо его жела­ния, безо вся­ких уси­лий с его сто­ро­ны, например:

  • не лежит­ся
  • не спит­ся
  • нездо­ро­вит­ся
  • немо­жет­ся;

2. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более интен­сив­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые субъ­ек­том в сво­их интересах:

  • гро­зит­ся
  • пла­чет­ся
  • сту­чит­ся.

3. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие более сла­бое про­яв­ле­ние какого-либо внеш­не­го признака:

  • крас­не­ет­ся
  • тле­ет­ся
  • беле­ет­ся
  • чер­не­ет­ся.

Видеоурок «Возвратная форма глагола»

источники:

https://vsvoemdome.ru/obrazovanie/vozvratnye-glagoly

https://skysmart.ru/articles/russian/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly

https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/vozvratnye-i-nevozvratnye-glagoly.html

Возвратные глаголы – что это такое, чем они отличаются от невозвратных и на какие группы делятся

Если есть «-ся» – возвратный.

4 097

что такое возвратные глаголы простыми словами

Возвратные глаголы – это глаголы с постфиксом «-ся» или «-сь». Они называются так потому, что «возвращают» действие на того, кто о нем говорит: «Я умываюсь» = умываю себя, «Мы обнимаемся» = обнимаем друг друга.

«Ся» – это сокращенный вариант слова «себя».

Возвратность может быть даже у инфинитива – начальной формы глагола: причесываться, одеваться.

4 значения возвратных глаголов

Собственно возвратное, когда действие возвращается на того, кто о нем говорит: мальчик учится = учит себя, кот чешется = чешет себя, свою шерсть.

Взаимно-возвратное – когда действие относится к нескольким людям: мы обнимаемся, целуемся.

Страдательное. Когда предмет не сам выполняет действие, а с ним кто-то что-то делает. Этот кто-то обычно упоминается через дополнение в творительном падеже: диплом пишется мной = я его пишу, подвал заполняется водой = вода заполняет подвал, малярия переносится комарами = комары переносят малярию.

Свойство, постоянно присущее предмету. Здесь уже значение не совсем «возвратное», например: комары кусаются, козел бодается, вода растекается. Комары кусают не друг друга, козел бодает не себя самого, вода тоже саму себя не растекает. «-Ся» здесь указывает на постоянное свойство живых существ или предметов.

Не переживайте

В школе в любом случае все эти глаголы будут считаться возвратными.

Все возвратные глаголы непереходные

То есть после них не может быть существительного или местоимения в винительном падеже без предлога. Можно сказать «умывать ребенка», но с глаголом «умываться» существительное в такой форме употребить уже невозможно.

Но это не значит, что все невозвратные глаголы – переходные. Например, «зависеть» можно только «от» кого-то (зависеть от соседа), «поехать» – «в» какой-то город (поехать в Сызрань).

Всегда ли у возвратных есть невозвратная пара

Нет. Например, у глагола «драться» нет пары без «-ся», потому что «драть» имеет совсем другое значение – драть в клочья, сдирать что-то.

У глаголов «каяться», «намереваться», «улыбаться» тоже нет пары без «-ся», потому что они без постфикса вообще не употребляются.

( 9 оценок, среднее 4.89 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

  • Почему васнецов выбрал именно этот эпизод сказки иван царевич на сером волке
  • Почему главные герои рассказа уха без соли не стали мстить бывшему полицаю
  • Почему васнецов выбрал именно этот эпизод сказки иван царевич и серый волк
  • Почему главную героиню рассказа а и солженицына матренин двор родственники считали глупой женщиной
  • Почему всем не нравится мятная сказка