Почему говорят что в сказках заключается народная мудрость

Сказка – источник мудрости!

Что же такое мудрость? Я считаю, что мудрость – это народный опыт, собранный многими поколениями. Еще в древности, когда не было письма, появились сказки. И мы до сей поры говорим, что в сказках заключена народная мудрость: представления о добре и зле, о чести и бесчестии, о жадности и простоте — то есть представления о тех человеческих качествах, которые есть в каждом из нас. Неслучайно каждая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Кому из нас в детстве родители не читали сказки?! Чита сказки, они учили нас уму-разуму, то есть передавали свой жизненный опыт, свою мудрость. И я, слушая эти сказки, поняла, каким должен быть человек, как надо вести себя с друзьями, что такое ложь и правда, доброта души, всепрощение, отвага. На образах героинь Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной я училась быть женственной, простой и честной, доброй, училась любить людей. Я считаю, что эти героини являются прообразом русских женщин. Тихие, скромные, спокойные, они всегда были для нас идеалом, сохраняли верность своим любимым, своей родине. Вспомним сказки «Аленький цветочек», «Финист –  Ясный Сокол», «Царевна-Лягушка». Несмотря на то, что это волшебные сказки и в них много вымысла, я считаю, что всё, что сейчас происходит в реальной жизни, очень часто похоже на сказку.

Есть и другие сказки – сказки о животных. Они учат нас тому, как вести себя среди людей. Человек не должен быть жадным, хитрым, злым, трусливым и жестоким. Вот почему каждое животное в этих сказках наделяется своим характером. Заяц – вечный трусишка, лиса – хитрая и наглая, Волк – жестокий и коварный, а медведь – сильный и грубый. И даже в этих сказках всегда побеждает добро, дружба и взаимопомощь. Вспомним сказки «Теремок», «Золотой Петушок». Что помогло выжить этим героям? Любовь друг к другу и взаимовыручка. В сказках всегда прославляют добро и мудрость, поэтому сказки воспитывают, делают людей лучше.

Я хотела бы ещё рассказать о бытовых сказках. Мне нравится сказка «Мудрая Дева». Вспомните, как девушка вышла из всех затруднительных положений и как с достоинством выполнила она все задания. Царь говорит: «Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка». Девочка-семилетка была находчива.  Она сбросила с себя всю одежду, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец. Эта сказка учит тому, что прежде чем что-то предпринять, надо хорошо всё обдумать.

Нашим поэтам и писателям так нравились народные сказки, что они даже стали их первыми учителями. «Что за прелесть эти сказки – каждая есть поэма!» — восклицал А.С. Пушкин. Он не только вырос на русских народных сказках, рассказанных Ариной Родионовной,  но и сам писал великолепные

сказки. Разве не несут в себе мудрость «Сказка о Мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом Петушке» и др..

Сказки также писали М.Ю. Лермонтов, Ю.К. Олеша, К.Г. Паустовский, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак. Мне нравится «Сказка о потерянном времени» Е.Л. Шварца. Вот уж действительно сказка не только для детей, но для взрослых.   Как много времени мы тратим напрасно! Это время бежит молниеносно, а мы растрачиваем себя на всякую ерунду, забывая о главном. А что же главное? Главное — это уметь делать добрые дела. Именно это вовремя поняла девочка Женя из сказки «Цветик-Семицветик» В.П. Катаева. Свой последний лепесток она потратила на то, чтобы спасти больного мальчика. Она хотела, чтобы он бегал, играл и радовался жизни, как она сама.

Воспитание человека начинается с первых дней жизни. К сожалению, маленьким детям не дано понимать взрослых книг, поэтому всю мудрость черпают они из сказок, из добрых русских сказок!

Чему учат русские народные сказки детей: мораль и многослойный смысл

Содержание статьи

  • Какой смысл русских народных сказок?
  • Поучительный смысл
  • Скрытый смысл
  • Чему учат русские народные сказки?
  • Какая главная мысль и мораль?
  • Суть
  • Характеристики героев
  • Вопросы и ответы о русских народных сказках
  • Какую награду цари обещают сказочным героям?
  • Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?
  • Сколько человек тянуло репку?
  • В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?
  • Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?
  • Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?
  • Вопросы со звездочкой
  • Назови приметы русских народных сказок
  • Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк
  • Назови традиционную концовку русской народной сказки
  • Назови сказки, где Иван главный герой

В 21 веке детям не всегда понятен смысл русских народных сказок, чему они учит. В первую очередь они знакомят с родной культурой. Русские народные сказки отражают представления русского народа о добре и зле, отношениях между людьми. В них описаны уникальные волшебные существа, герои. Они учат детей настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками, знакомят с основами морали и человеческими ценностями.

Змей Горыныч

Какой смысл русских народных сказок?

Сказка развивает благородство души, чуткость к чужому несчастью и страданию. Через нее дошкольник познает мир.

Народные сказки уникальны тем, что передавались из уст в уста многие поколения. В них заложена мудрость предков, ценности, которые существуют на родной земле веками.

Русские народные сказки всегда поучительны. В них много смысла, иногда явного, иногда глубокого, скрытого. Чтобы понять его, нужно проанализировать главные события, поступки и характер главных героев.

Поучительный смысл

Для русской народной сказки характерен выразительный язык, динамичность сюжета, яркое противопоставление добра и зла. Она вызывает особый интерес у дошкольников, которые имеют сильную тягу ко всему сказочному и волшебному.

Сопереживая сказочным героям, ребенок усваивает урок. Примеры поучительных смыслов в русских народных сказках:

  • За плохие поступки рано или поздно придется ответить. Сказочные злодеи лживые, жестокие и трусливые. Они обижают тех, кто слабее, и поначалу радуются. Но история всегда заканчивается наказанием.
  • Сила – не главное. Даже могучие богатыри, способные одной рукой выкорчевать дуб и отрубить голову Змея, побеждают не грубой силой, а сообразительностью и смекалкой. Умом может победить и трусливый Заяц, и маленький мальчик Жихарка.
  • В сложной ситуации нужно заручиться помощью. В волшебных сказках главный герой для решения непосильной задачи находит помощников. Каким бы славным и умным он ни был, а справиться в одиночку сложно. Важно уметь находить друзей, помогать друг другу.

Кощей бессмертный

Скрытый смысл

Не все, но многие русские народные сказки помимо поучительного имеют другой, более глубокий смысл. Дети не могут его осознать, однако он откладывается на подсознании.

Сказочные образы, персонажи, названия, имена неслучайны. Сродни матрешке, глубокий смысл прячется под уровнями более простых смысловых наслоений. Вместе они представляют окно в мир основ жизни и устройства мироздания.

Скрытый смысл может указывать на цикличность бытия, служить природным календарем, хранилищем истории и мудрости предков, направлять на путь духовных исканий и роста личности.

Для примера разберем скрытый смысл русских сказок, которые известны всем:

  • «Репка». Репку сажает дед – самый мудрый член семьи. Оттого она вырастает такая большая. Тянут ее вместе, иначе будут без урожая. Бабка – хранительница очага, внучка – продолжение семейства, Жучка – охрана, кошка – уют. Мышка, хоть и маленькая, тоже вносит свою лепту. Вся семья старается ради общего дела.Сказка репка
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Брат и сестра не могут быть счастливы по отдельности, когда другой несчастен. В сказке скрыт смысл жертвенности ради сохранения родного человека – народная мудрость о семейном счастье.Сестрица Аленушка и братец Иванушка
  • «Курочка Ряба». Эта сказка, пожалуй, самая неоднозначная в русском фольклоре. Многие пытаются разгадать ее скрытый смысл. Существует десятки разных версий. Одна из них заключается в том, что золотое яйцо – символ солнца, простое яйцо – луны, а мышь – вечера. Таким образом дед и баба пытаются скоротать день, а когда солнце заходит, сокрушаются. Но на смену солнцу на небе восходит луна.Курочка Ряба

Чему учат русские народные сказки?

Правдивы слова А. С. Пушкина «Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок». Чему учат русские народные сказки:

  • Любить свою семью, строить семейные отношения. Примеры сказок: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Мороз Иванович», «Репка», «Крылатый, мохнатый да масленый». Задача детей в семье уважать родителей, слушаться, помогать им и любить. У каждого члена семьи есть свои обязанности, которые нужно выполнять.
  • Ценить друзей, помогать друг другу. Примеры народных сказок о дружбе: «Лиса и журавль», «Как собака друга искала», «Петушок золотой гребешок», «Петушок и бобовое зернышко». Произведения подсказывают, кого можно считать настоящим другом, как важно приходить друзьям на помощь, и что означает дружба.
  • Быть находчивым в сложных ситуациях. Примеры: «Бычок – смоляной бочок», «Заяц хвастун», «Жихарка», «Мужик и медведь». Сказки учат сообразительности, не опускать руки, а использовать смекалку, если попал в беду.
  • Бороться с жадностью, ленью, глупостью и другими пороками. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» показывает, что бывает, если насмехаться над другими и думать только о себе. «Лиса и дрозд» осуждает вымогательства и капризы лисы, а «Лиса и заяц» – наглость, недальновидность и коварство.
  • Воспитывать в себе лучшие качества. Например, сказка «По щучьему веленью» учит ответственности за свои слова, трудолюбию и ловкости. «Никита Кожемяка» показывает пример сильного, но мудрого и справедливого мужа, готового защищать своих сограждан. Сказка «Садко» вдохновляет развивать таланты, «Марья Моревна» напоминает, как важно хранить данное слово, учит добру, бескорыстности, мудрости, умению ждать.

Жар-птица

Какая главная мысль и мораль?

Русские народные сказки используются не столько для развлечения, сколько для поучения. В каждой из них своя мораль и главная мысль:

  • Добро всегда побеждает зло («Илья-Муромец и Соловей-Разбойник»).
  • Легко хвалится, легко и свалиться. («Колобок»).
  • Будь трудолюбивым и терпеливым, тогда жизнь наградит. («Морозко»).
  • Как аукнется, так и откликнется. («Лиса и журавль»).
  • Счастье не в красоте и богатстве. («Царевна-лягушка»).

Если внимательно проанализировать сказки разных народов, можно заметить в русских народных сказках одну общую главную мысль:

«Самое важное – это жизнь рода и общества, а не одного человека».

Иванушка-дурачок

Такой вывод напрашивается из поведения героев. Они часто отклоняются от основной задачи и помогают окружающим. Добродушие и жалостливость – национальная черта русского народа. Также можно заметить, что герои отправляются в путешествие не ради получения профессии или богатства, как это происходит в зарубежных сказках. Они ищут себя, проходят через испытания, и судьба сама их награждает.

Суть

Русские народные сказки бывают бытовыми, волшебными, о животных. Каждый вид имеет свои особенности и суть. Русская народная сказка примечательна своим разнообразием и колоритом.

  • В бытовой сказке в основе лежит конфликт между людьми. В ней отсутствует фантастика, но присутствует сказочное разрешение. Смысловой акцент имеет развязка.
  • В волшебной сказке неизменно присутствует царская семья, старшее поколение и младшее, обычные люди и вымышленные существа. Младшие участники преодолевают препятствия посредством волшебных предметов (скатерть-самобранка, волшебный клубок, молодильные яблоки) и помощников. В ней описываются чудеса и невиданные создания, столкновение с волшебной силой.
  • Сказки о животных иносказательные, отличаются быстродействием и ясностью оценки героев. Животные олицетворяют хитрость (Лиса), злость (Волк), трусость (Заяц). Суть раскрывается в диалогах.

Баба-яга

Характеристики героев

В русских народных сказках герои четко разделены на положительных и отрицательных персонажей. Первые простодушны, добры и смекалисты, вторые – корыстны, глупы и часто капризны. Главными героями выступают как обычные люди, так и звери. Волшебным персонажам часто отводится роль злодеев, но именно они больше всего запоминаются.

Характеристики героев:

  • Баба-яга. Самый неординарный персонаж: то гостеприимная хозяйка и мудрый советчик, то злобная старуха, поедающая детей. Баба-Яга хитрая, уродливая, с горбом на спине и длинным носом. Имеет костяную ногу, живет в лесу в избушке на курьих ножках. Летает в ступе и на метле. Может управлять лесными зверьми.Сказочные герои Баба-яга
  • Кощей. Злой колдун, владыка подземного царства. Он состоятельный, владеет диковинными предметами, животными и птицами. Считается бессмертным. Крадет прекрасных девиц. Кощею служит Змей Горыныч.Сказочные герои кощей
  • Змей Горыныч. Огнедышащий дракон с несколькими головами. Служит силам зла и навевает страх на жителей. Сильный противник. Умеет отращивать головы взамен срубленных.Сказочные герои Змей Горыныч
  • Иванушка-дурачок. Самый популярный персонаж. Простой крестьянский парень, как правило, самый младший сын в семье. Над ним потешаются и не воспринимают всерьез. Иван-дурак мечтательный, бесхитростный и очень удачливый. Он проходит все испытания и становится царевичем.Сказочные герои Иванушка-дурачок
  • Иван-Царевич. Имеет благородное происхождение, но так же, как Иванушка-дурачок, недооценивается семьей. Обладает живым умом, сообразительностью, добрым сердцем. Помогает другим и заручается поддержкой сказочных существ. Проходит самые сложные испытания. В конце сказок Иван-Царевич получает всеобщую любовь, признание и славу.Сказочные герои Иван-Царевич
  • Жар-птица. Олицетворение благополучия, счастья, огня и света. Внешне похожа на павлина, но с пылающими, как огонь, перьями. Завораживает людей своим видом. Пуглива и предпочитает держаться подальше от людей, но герой находит способ заманить птицу.Сказочные герои Жар-птица
  • Лиса – хитрая плутовка, которая пытается обмануть добрых сказочных героев.Сказочные герои лиса
  • Заяц – беззащитный персонаж, который тем не менее находит в себе смелость противостоять злу и выходить победителем из сложных ситуаций.Сказочные герои заяц
  • Волк – злой и глупый антигерой.Сказочные герои волк
  • Медведь – грубый, но добрый здоровяк, защитник слабых, хозяин леса.Сказочные герои волк

Второстепенными персонажами в русских сказках служат так называемые помощники героя: яблоня, мышка, лягушка.

Вопросы и ответы о русских народных сказках

Чтобы сказки научили детей чему-то хорошему, важно вызывать к ним интерес: читать и обсуждать прочитанное, разыгрывать сценки по ролям, проводить викторины. Можно задавать вопросы.

Какую награду цари обещают сказочным героям?

Царство или полцарства, царевну-дочь.

Как зовут хозяйку болот и сестру Бабы-яги?

Кикимора.

Сколько человек тянуло репку?

Три: дед, бабка и внучка.

В какой русской народной сказке делили корешки и вершки?

«Мужик и медведь».

Сказочные герои Мужик и медведь

Как зовут царя, который жил так давно, что в это уже никто не верит?

Горох.

Какие два дерева чаще всего встречаются в русских народных сказках?

Дуб и яблоня.

Вопросы со звездочкой

Начиная с 4 класса дети учатся проводить анализ литературных произведений. Чтобы понять в чем смысл русских народных сказок, и чем они отличаются, следует обратить внимание на закономерности.

Назови приметы русских народных сказок

Присказка, зачин, концовка, постоянные эпитеты и повторы.

Иван-Царевич

Какие постоянные эпитеты встречаются в сказках со словами девица, молодец, море, волк

Красна девица, добрый молодец, синее море, серый волк.

Назови традиционную концовку русской народной сказки

«Стали они жить поживать и добра наживать».

Назови сказки, где Иван главный герой

«Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Два Ивана солдатских сына», «Иван-царевич и серый волк», «Хрустальная гора».

Иванушка-дурачок

Сказка бывает авторской и народной. Народные сказки обладают особым духом. Многие из них связаны между собой общими событиями или одинаковыми героями. В русских народных сказках часто употребляются одни и те же обороты, обращения и фразы. После прочтения возникает ощущение целостности фольклора.

Ольга Шумская

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

Поделитесь записью в социальных сетях!

Сочинение на тему: Народная мудрость. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику

Мы подготовили для Вас несколько сочинений по теме — Народная мудрость. Используйте наши примеры для написания своего сочинения по литературе.

Сочинение 1

Произведения устного народного творчества — легенды, предания, былины, а также пословицы и поговорки уникальны. Они — кладезь народной мудрости. Многим из этих произведений несколько веков и даже больше. По этим произведениям можно изучать, как жили наши предки, что считали правильным, а что неправильным, что ценили, чем восхищались.

Например, в пословицах и поговорках отражены все основные моральные ценности народа. В них порицали лень и поощряли трудолюбие. В них осуждали скупость, жадность, глупость и одобряли доброту, щедрость, сообразительность. В пословицах и поговорках — концентрированная мудрость народа. Многим из них сотни лет, но с ними и сейчас не поспоришь, например: «Ученье свет, а неученье — тьма», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Готовь сани летом, а телегу зимой…

В старинных преданиях, передававшихся вначале из уст в уста, отражались реальные исторические события. Однако, преломляясь через восприятие народа, они обрастали подробностями и деталями, которые роднят их со сказками и легендами. В героях преданий с трудом можно узнать исторические личности: со временем они превратились в фольклорных персонажей.

Такие произведения устного народного творчества как былины многие сотни лет воспитывали в людях патриотизм, стремление защищать родную землю во что бы то ни стало. На былинах выросли сотни поколений русских людей — и вырастет еще больше.

Устное народное творчество никогда не устареет, потому что в нем — душа народа. Глубока и многогранна народная мудрость, создавшая их. А мудрость народа устареть не может.

Сочинение 2

Как многие из нас знают фольклор это не только стихи или рассказы. В этом есть своя изюминка, здесь театральные представления и так далее. Все эмоции очень ясно передаться, эмоциями, жестами и даже интонацией голоса.

Путь нашего народа был очень длинным. Фольклор накапливался в истории нашего народа. Именно он отличается от всех видов творчества своим разнообразием, и богатым наследием. Здесь мы можем найти очень много сказок, пословиц и поговорок, песен, и так далее, и этот список далеко не полный. Кроме всех этих разновидностей жанров, которые, по сути, могут присутствовать в любом творчестве.

Народный фольклор имеет свои уникальные и творческие жанры. Это, конечно же, загадки и пословицы. Они присуще не только для нашего народа, но и для любой точки мира. В любом городе можно услышать какую-то особенную местную поговорку. Таких много, и даже некоторые люди любят коллекционировать эти жемчужины народного жанра.

Но существует и фольклор присущий только определенной стране. Это очень любопытная тенденция. Так, допустим, русским принадлежит большее количество частушек. Первая частушка написана на этой земле, и этот жанр целиком и полностью принадлежит русскому народу. А вот украинскому народу принадлежат думы. Это очень интересные произведения, которые нравятся разным народам.

Такую значимость фольклор имеет благодаря тому, что в нем отображаются различные народные традиции. Это очень важно унаследовать, ведь каждый хочет знать, что было до него. Все это передается из поколения в поколение, и каждый народ это свято бережет.

Хранить фольклор своих предков очень важно, важно его знать и уважать. Сочинение на тему народная мудрость в произведениях устного творчества русского фольклора.

Сочинение 3

Устное народное творчество богатство каждого народа. Русский народ имеет очень много памятников народного творчества. Каждый памятник уникален и своеобразен. В этих произведениях сохранились все важные поверья народа. Это богатство дает возможность последующим поколениям узнать больше интересной информации о себе самом и своем народе.

В устных народных памятниках сконцентрирована вся мудрость народа. Каждая строка этих произведений полна здравого смысла и поучительной морали. Каждое изречение из этих памятников является мудрым наставлением для всего народа. И по сей день в памятниках устного народного творчество можно встретить множество ответов на самые разные вопросы, волнующие разум каждого человека.В памятниках можно встретить огромное количество пословиц и поговорок. Это короткие предложения навсегда останутся в памяти народа и будут передаваться из поколения в поколение. В них так много повседневной простой жизненной правды и поучения, что по ним можно в любой ситуации ориентироваться и быть уверенным в правдивости выбора.

В пословицах и поговорках народная мудрость достигает своей кульминации. Это не только мудрое изречение одного из вельмож, это продукт народного мышления. В них отражен многовековой опыт всего народа.Задачей каждого представителя русской нации должно быть чтение и ознакомление с памятниками народного творчества. Только они могут помочь осознать какой нацией является русский народ. Каждый должен знать какие поверья и обряды имели наши предки. Если хорошо быть знакомым с памятниками, то можно заметить, что в современном мире мышление нашего народа не изменилось. Мы имеем очень много общенародных черт характера, которые веками передавались от поколения в поколение.

Наше богатство наши памятники устного народного творчество. Именно они держат нашу связь с нашими предками крепкой и вечной.

Истоки происхождения

Как известно, у художественных произведений, относимых к устному народному творчеству, единого автора нет. Его автор – народ, передающий из поколения в поколение разные знания. Что самое интересное, так это то, что сюда относятся и музыка, и театрализованные действа, и так называемые крылатые фразы, и поговорки, и пословицы, и загадки, и песни, и былины, и сказки. Очень часто народная мудрость в произведениях устного народного творчества связывается с понятием фольклора. Что это такое, мы сейчас рассмотрим подробнее.

Все сочинения

Русская волшебная сказка хранит в себе мудрость народа и знания древних Жрецов – её создателей. Каждая сказка имеет сразу несколько глубинных смыслов. Каждый из них – отдельная большая тема, но все они взаимосвязаны. Первый, хорошо нам известный смысл – нравственный. Добро сильнее зла. Для древних наших Предков это было главным законом жизни. Это – духовное содержание сказки.

Второй смысл сказки заключён в отражении годового круга природных явлений. Трудам академика Б. А. Рыбакова мы обязаны выяснением сходства русской сказки с древнегреческими мифами о Деметре и Персефоне. Сравним также: Иван-царевич и Царевна-лягушка с одной стороны и Орфей и Эвридика – с другой; Кощей и Аид, Василиса и Персефона. Как героиня рухкой сказки попадает в царство Кощея, Эвридика попадает в подземное царство Аида. И как Иван-царевич идёт выручать свою невесту, так и Орфей отправляется на поиски Эвридики.

Семантический смысл Славянских сказок

В русских сказках также, как в греческом мифе об Орфее, очень важное место отводится умению главного героя играть на музыкальных инструментах. Например, когда он заставляет похитителя своей невесты (часто это Морской царь, что близко по смыслу к подземно-подводному миру) плясать до упаду, после чего тот возвращает герою похищенную девушку. Но Греки, в отличие от Славян, с почтением и страхом относятся к Аиду. Тем более они не мыслят о победе над Аидом. Орфей, как известно, возвращается домой ни с чем, а Эвридика остаётся в царстве смерти.

Совсем другое окончание подобной сказки у Славян. Они верят без сомнения, что Добро и Любовь побеждают саму смерть. Поэтому Иван царевич спасает свою Царевну-лягушку, Руган -Людмилу, Королевич Елисей воскрешает мёртвую царевну. Так заканчиваются сказки и других славянских народов, равно как и близкие по содержанию и смыслу сказки народов Прибалтики.

Много общего в рухких сказках находим мы с греческим мифом о похищении Аидом Персефоны (Богини Природы, дочери Деметры – Богини Земли). Полгода живёт Персефона в мрачном подземном царстве Аида, другие полгода – на прекрасной Земле, под Солнцем. И когда возвращается она на Землю, тогда наступает весна, расцветают цветы и виноградники, восходят хлеба. Возвращает Персефону на Землю из мрачного царства Аида, по одним мифам, мать (она надевает на себя нищенские лохмотья и ходит, скитаясь, отказываясь растить хлеба и виноград так что люди начинают голодать, тогда Зевс уступает просьбам Деметры и каждую весну велит Аиду отпускать на землю Персефону). По другим же мифам спасает Персефону из царства смерти Бог зимнего (умирающего и воскресающего во время зимнего солнцеворота) Солнца-Дионис.

Семантический смысл Славянских сказок

Эта же тема замечательно отражена в сказке «О мёртвой царевне», пересказанной в стихах А. С. Пушкиным. Здесь царевна – это Природа, семь богатырей – семь холодных месяцев, когда Природа вынуждена жить в разлуке со своим женихом, королевичем Елисеем – Солнцем. Злая мачеха, которая убивает царевну – это зима. А хрустальный гроб-ледяной и снежный покров, которым покрыта Земля и реки зимой. Солнце весной ударяет своим лучом о ледяной покров, хрустальный гроб разрушается и Природа воскресает. Так Елисей оживляет свою невесту и выводит её из подземного грота. Эготже мотив мы находим и в былине о Святогоре (былина «Святогор и тяга земная»).

Следующий смысл, обнаруживаемый в сказке – просветительский. В древности каждый юноша проходил школу обучения военному искусству. Опытные сородичи обучали его стрельбе из лука, метанию копья, приёмам борьбы. Старики передавали ему знание военной науки, хитростей противника, умение маскироваться, выживать в Природе. Прежде чем пройти обряд посвящения в мужчины, молодой человек проходил различные испытания. Это и отражено, как показал В. Я. Пропп, в большинстве русских волшебных сказок.

Старейшая женщина Рода (вошедшая в сказку в образе сначала доброй, а потом украшающей Бабы Яги) открывала юноше древнюю мудрость. Он посвящался в Духовное Знание, в том числе о посмертном существовании. Ибо вера в посмертную жизнь была повсеместной и понимание того, что происходит с человеком после смерти (ведь воины всегда должны были быть готовы к этому), было необходимым и первостепенно важным. По представлениям Славян душа после смерти попадает в мир Предков, в царство Праматери Лосихи, Медведицы или Турицы (в зависимости оттого, какое животное было тотемным покровителем данного Рода). Вследствие этого очень важной была нравственная сторона посвящения, ибо Предки наши почитали Мать-Природу. Животных они считали её детьми и своими далёкими Предками. Верили, что души животных тоже уходят на Небеса. Если наступала неудача в охоте считали, что Великая Мать Медведица слишком много приносила им своих детей в жертву, и пора им принести дары ей, накладывали на себя пост.

Было и женское посвящение, такое же древнее, как и мужское («Финисг-Ясный Сокол», «Василиса Прекрасная»). В сказках часто присутствуют животные, которым герой сохраняет жизнь и которые впоследствии помогают ему («волшебные помощники» по В. Я. Проппу). Это животные-помощники: Медведь, Бык, Собака, Волк, Орёл, Ворон, Селезень, Щука. Животные сыном которых в той или иной сказке является главный герой: Иван Быкович, Иван Медведкин, Иван Сучич, Иван Коровий сын (Б. А. Рыбаков «Язычество древних славян». М., 1994).

Посвятительский смысл сказки неразрывно связан с ещё более древним Ведическим смыслом. Сказка – это Славянская Веда. Точнее, та часть Вед, которая осталась в славянских землях, несмотря на христианизацию, в ходе которой, как известно, проходила борьба с Волхвами и их учением. До принятия христианства на Руси и в других славянских землях Древнее Ведическое Знание существовало в двух взаимодополняющих друг друга направлениях. Условно назовём их: мужская традиция и женская традиция.

Хранителями мужского знания были Жрецы, Ведуны, Волхвы, которые передавали молодёжи воинские искусства (в Индии «Дханур-веда» – «Военная Веда»), хитрости противника, а также повадки животных знание основ лечения (в Индии «Аюрведа»), сказы и гимны, знания о происхождении и устройстве Мироздания (в Индии «Ригведа»). Эти Ведические Знания были принесены в Индию во время похода Ариев. Отголосок этого события мы находим в былине «Поход Добрыни Никитича в Индию». В Индии эти Знания довольно хорошо сохранились вплоть до наших дней. В славянских же землях они подлежали уничтожению представителями христианства (которые, в основном, имели поверхностное представление о сути Славянского Ведения).

Другая половина Древней Ведической Мудрости Славян сохранилась в женской традиции, и она не попала в Индию, так как передвижение Арийских племён совершалось со значительным преобладанием мужчин. Эта женская ветвь очень хорошо сохранилась в России, несмотря на жестокие гонения, обрушившиеся на неё. Сохранилась она потому, что в отличие от мужской, не имела отношения к государственной политике, будучи домашней и общинной. Хранительницами этой традиции были не только Жрицы, Ведуньи и Волхвини, но каждая женщина в своём доме, в своей семье сохраняла Родовые Знания своих прабабушек. Славянская женщина, как и весь деревенский мир, ходила по воскресеньям в христианскую церковь» но дома, ни священник, никто другой не мог запретить ей вышивать узоры, в которых отражено представление наших Предков о Мироздании, носить в праздники древнюю одежду-наряд изображающий собой микрокосм, петь песни Ладе и Леле и праздновать старинные праздники на берегах рек и озёр, в рощах и на горах лечить себя и своих родных заговорами и травами.

Сказки, былины, песни представляют значительную часть Славянской Веды. Конечно, сказки и былины передавались не только по женской линии, их рассказывали и дедушки своим внукам и внучкам. Во многих сказках, а особенно в наследованных ими былинах прослеживается именно мужская традиция. Но всё-таки в большей мере Древнее Ведическое Знание сохранялось именно женщинами и стариками (в отличие от Вед, попавших в Индию), потому что передавалось тайком и более детям, чем юношам и молодым людям.

Рассмотрим былину и обрядовую песню, отражающие в своём содержании знание о рождении Мира. Это былина о Дунае Ивановиче. Напомним её краткое изложение. Дунай Иванович добывает невесту князю Владимиру, а сам женится на её сестре-богатырше. На пиру у князя Владимира, будучи во хмелю, Дунай Иванович расхвастался, что очень метко стреляет из лука. На что жена его – богатырша, которая была с ним на пиру, заметила, что она-то стреляет куда лучше его.

Дунай Иванович стал биться с ней об заклад: выедуг они в чистое поле, положат себе на голову серебряное кольцо, и кто из них попадёт в кольцо, тот и лучше стреляет. Так и сделали. Выехали в чистое поле, положил Дунай себе на голову «колечко серебряно», прицелилась Настасья-королевична и попала стрелою в кольцо. Кладёт тогда Дунай своей жене на голову серебряное колечко, отходит и начинает целиться. Тут жена ему и говорит. «Дунай Иванович, ты сейчас во хмелю, не попадёшь ты в колечко, а попадёшь ты в моё ретивое сердце, а под сердцем бьётся у меня дитя твоё. Подожди, когда оно на свет родится, тогда поедем в поле тогда и стреляй». Оскорбительными показались для мужа такие слова жены. Как это могла усомниться она в его меткости? Выпустил Дунай калёную стрелу из тугого лука, и попал милой своей прямо в сердце. Полилась кровь ручьём из белой груди. И вонзил тогда Дунай Иванович свой меч – оборот себе в грудь. И слились два ручья в одну большую реку Дунай.

Семантический смысл Славянских сказок

Так в былине рождается река, а река для древнего Славянина была целым Миром, целым Мирозданием – Рекой Жизни. И рождается она от принёсшей себя в жертву ради неё супружеской четы, но не простых людей, а богатырей.

Богатырь в сказке зачастую является иносказательным обозначением героя или Божества. Сюжет принесения себя в жертву ради сотворения Мира находим мы и в Индии, где таковым Богом-героем оказывается Пуруша, «гигант из тумана». Так представляли себе наши Предки рождение Мира, Жизни, Космоса. Мир родился от Божества, которое заключает в себе мужское и женское начала. Но Божество, и умирая, остается бессмертным, – оно продолжает жить, а точнее воскресает в рождённом Им мире: в растениях реках деревьях птицах рыбах зверях насекомых камнях радуге облаках дожде, и, наконец, в людях – Его потомках. И люди, постоянно совершенствуясь, пройдя много человеческих жизней, становятся Богами, и от них рождаются новые Миры, новые Вселенные. Ну, а если жили неправедно, то становились после смерти неприкаянными или начинали новый длинный эволюционный путь от простой песчинки. Поэтому на всю Природу наши Предки смотрели как на тело Божества. Отсюда и почитание рощ лесов, гор, Солнца, Небес озёр и многих животных. Смерть древними воспринималась не как конец жизни и нечто безысходное, но как переход из одного состояния в другое как трудное испытание, связанное с болью, страхом, неизвестностью, способствующее духовному росту человека, как очищение и обновление. Люди вынуждены проходить это испытание. Божество же, по верованиям Славян и других народов, добровольно принимает смерть и воскресает. Этот мотив отчётливо виден и в египетских сказаниях об Осирисе в греческих мифах о Дионисе в легендах, о Фениксе, который сам себя сжигает, чтобы воскреснуть из пепла.

Бытовые подробности, которыми богато украшена сказочная былина о Дунае Ивановиче вновь показывают многослойность этого жанра, многоплановость его понимания. В этом смысле былина напоминает притчу, в которой очень хорошо показано, к чему может привести гордость, неуступчивость мужа и жены по отношению друг к другу.

Близка по смыслу к этой былине песня «Растеклась, разлилась речка быстрая». При этом в силе остаётся положение, что в древних песнях также как в старинных сказках речь идёт не столько о простых людях сколько, о Предках – героях и Божествах. Также и река с её берегами, камнями, рыбой – это Река Жизни, Мироздание, Космос, который рождается из тела утонувшей (принёсшей себя в жертву) девушки – Богини Девы. Её грудь становится берегом, волосы – травой на берегу, её глаза становятся белыми камушками, кровь – речною водою, слёзы – ключевою водой, а её белое тело – белой рыбицей.

Обрядовые Русские песни, равно как и сохранившиеся песни южных и западных Славян, мифы и гимны других представителей индоевропейской семьи, очень тесно связаны со сказками и сказами, отражающими некоторые черты первичного сознания Протославян.

В русской сказке «Медное, Серебряное и Золотое царства» царство возникает из яйца. Ветер в сказке «О мёртвой царевне и семи богатырях» обладает божественным свойством всеведения. Прямую связь с Русской сказкой «О мёртвой царевне» мы находим в Упанишадах, где душа человека, отправляясь в иной мир, проходит сквозь Месяц, Солнце и Ветер (Упанишады, Бр. V, 10).

Остановимся ещё на близости Славянской словесной традиции к другим родственным ей культурам. Мифы Древней Греции и индийские Веды помогают нам лучше понять нашу собственную, во многом ещё неразгаданную культуру. А. С. Фамицин и Б. А. Рыбаков в своих трудах показывают схожесть древнегреческих мифов с Русскими былинами и сказками. Никакие позднейшие произведения не могут сравниться по своей глубине с этими прекрасными памятниками народной мудрости.

Рассмотрим мифы о трёх сыновьях Зевса: об Аполлоне Аресе и Дионисе. Три Бога, столь не похожие, даже противоположные во многом друг другу, и, тем не менее, представляющие определённое единство. Аполлон – прекрасный Бог Солнца, Света, покровитель муз, путников и мореходов, покровитель пчёл, стад и диких животных (даже волки считались животными Аполлону и греки не смели убивать их). Аполлон – врачеватель, целитель. В то же время он карает непослушных и посылает на них свои стрелы. Родился Аполлон от Зевса и Богини Ла-тоны (Лето) и уже в детском возрасте победил змея Пифона, и тем самым спас свою мать, а также сестру Артемиду. Схожий сюжет присутствует в Русских сказках православных апокрифах и древних индийских мифах о Кришне и Варуне.

Другой сын Зевса от Геры – Арес (у римлян Марс). Грозный и гордый юноша – таким изображали его греки. Имя его созвучно Славянскому Яриле. Но при этом Арес – это яростный Бог битвы. «Арес!» – кричали амазонки перед боем, наводя ужас на своих противников. Это Бог свирепой и жестокой битвы, в отличие от Афины -Богини воинской науки.

Совсем непохож на него третий сын Зевса, рождённый дважды, рождённый в огне Дионис. Прекрасный стройный и нежный юноша, держащий в руках виноградную гроздь, -таким изображён он в греческой скульптуре. Дионис – Бог хлебных злаков, зелёных всходов, живительного сока деревьев, вина, виноградных лоз. Бог-целитель, утешитель страждущих. Напиток, приготавливаемый из виноградного сока – лёгкое сухое вино, – дающий человеку здоровье и радость, называли кровью Диониса, потому что, когда человек выпивает этот искристый напиток, и начинает играть он в его жилах испытывает человек то радостное и умиротворенное состояние, свойственное Богам, как, будто в его жилах течёт кровь Богов.

Ещё один смысл сказки – её связь с йогой. В этом отношении интересна сказка «Иван Без-таланный». В ней, в заключительной части, прямо говорится о предназначении волшебных вещей: зеркала, книги и платья. «В платье заветном прелесть была, в книге – мудрость, а в зеркальце – вся видимость мира». И далее говорится о главном даре для дочери, смысл которого не раскрывается, но становится понятен из самой сказки. Близка по смыслу и сказка «Финисг – Ясный Сокол», хотя по сюжету она, на первый взгляд, прямо противоположна первой. Девица в поисках улетевшего Финиста проходит трудный и долгий путь: изломала три посоха чугунных; истоптала три пары сапог железных три хлеба каменных изглодала, пока пришла к Бабе-Яге, которая дала ей волшебные вещи: золотое блюдечко и серебряное яблочко, серебряное пяличко с золотой иголочкой, хрустальный молоточек и бриллиантовые гвоздики. И все эти волшебные вещи девица отдала, чтобы вернуть Финиста Ясна Сокола.

Что же это были за волшебные вещи? Золотое блюдечко с серебряным яблочком – это дар, способность понимать, видеть мир, постигать суть вещей и причины явлений и событий. Это соответствует йогической способности ясновидения. Хрустальный молоточек и бриллиантовые гвоздики – это музыкальный инструмент. Владение музыкальным инструментом обозначает власть над людьми (вспомним, что во многих сказках главный герой с помощью музыкальных инструментов заставляет плясать царя и всю его свиту) и даже над стихиями Природы (в других сказках и былине «Садко» главный герой игрою на гуслях заставляет плясать самого Морского царя). Сходный сюжет мы находим и в мифе об Орфее. Ткачество и вышивание ковров и полотенец главной героиней в сказках и мифах (Афина, Царевна-лягушка), а также прядение нити судьбы Мойрами у греков и Макошью у Славян отражает, как правило, создание Богиней узора Мироздания (вспомним, что на ковре обычно изображаются все леса, моря, все звери, птицы, рыбы, города и страны, люди и царский дворец). Можно говорить о том, что пяльца и игла связаны со способностью творчества и преобразования, как явного мира, тела человека, так и его тонких тел, его судьбы. Вышитые рубахи, по древним верованиям, способствуют сохранению здоровья и жизни человека, а пояс связан с его судьбой. Даёт все эти дары героине Баба Яга, так как она у древних Протославян передавала Духовные Знания, как самая старая женщина Рода.

Семантический смысл Славянских сказок

Йога – это совершенствование человека духовное душевное и телесное. Человек раскрывает огромные психофизические возможности. Но главная цель высшей йоги – приобщение к Всевышнему, слияние с Ним.

Весьма вероятно, что ступени посвящений проводились в согласии с зодиакальным календарём. В пользу этого говорит то, что часть Русских волшебных сказок приурочена к народным годовым праздникам, связь которых со звёздным небом и с положением Солнца на нём безусловна.

Касаясь темы посвящений, следует заметить, что сказки сохранили воспоминание о древнем женском посвящении. Такова, например, сказка «Василиса Прекрасная». Когда угасает в доме огонь мачехины дочки посылают Василису к Бабе Яге за огнём. Пойти к Бабе Яге-это значит, отправиться на Тот Свет, соприкоснуться с миром смерти («йага» – «жертва», санскрит). Девушке и в земных делах и в этом трудном путешествии, откуда мало кто возвращался, помогает куколка, которую дала ей мать перед смертью. Эта кукла – материнское благословение (обязательная часть приданого в старину) была не игрушкой, но особой одухотворённой вещью у древних Славян и олицетворяла собой покровительство Предков по материнской линии.

Деревянные куклы – «панки» до сих пор сохранились в Архангельской области. Такие куклы стояли в древности в красном углу, там же где висели вышитые полотенца с изображением Рожаниц и им в особые дни праздников и поминовений приносились жертвы в виде кутьи, каши, хлеба, яиц, обрядовой пищи. В этой сказке отражена вера в то, что счастье девушки и женское счастье зависят, в первую очередь от покровительства матери и от стремления жить в ладу с окружающим миром: она кормит кота и собаку у Бабы Яги, просит чернавку избавить её от огненной печи, и та соглашается, подвязывает берёзку лентой, и берёзка выпускает её (вариант сказки в изложении И. В. Карнауховой). В подвязывании берёзки лентой отражён обряд Зеленых Святок-украшение берёз лентами и завивание берёз. Это ныне отмечаемые христианами Семик и Троица, одни из самых больших праздников в году, связанные с почитанием Предков и весенне-летним возрождением жизни. «Кто веночков не вьёт – того матка умрёт», – поётся в одной из песен этого праздника. Венок даёт долголетие матери. Венок, брошенный в воду, обозначает связь молодых друг с другом и с Небесами.

Вторая часть этой сказки посвящена тем событиям, когда девушка, вернувшись от Бабы Яги, то есть как бы с того света, прядёт, ткёт и вышивает прекрасную рубашку жениху, после чего выходит замуж за царевича. В этой части отражено представление древних о том, что одной из важнейших основ прочности семейной жизни является приданое невесты, еда входят одежда для неё, одежда (рубаха и пояса) для будущего мужа, подарки родным жениха в виде рубах полотенец, поясов. Это приданое должно было быть сделано руками самой девушки. Девушки делали его, начиная с детского возраста и до замужества, то есть всю свою юность и молодость. А молодость у человека одна, и поэтому союз с тем, кому девушка отдавала труд всей своей жизни, она берегла. Само собой разумеется, что приданое имело большое значение для благосостояния семьи, так как в замужестве у женщин появлялось много новых забот, и у неё не оставалось времени на изготовление одежды в таком количестве.

Создание будущей невестой приданого означало сотворение микрокосма, а узорные полотенца и рубахи несли в себе космогоническую образность.

Мужское и женское посвящения, несмотря на все их различия, способствовали сохранению Родового Устоя семьи и общины, как главных ячеек общества.

Бесконечный мир сказки даёт нам отражение многих важнейших событий прошлого. Сказка «Дмитрий-царевич и Удал-добрый молодец» отражает представления Праславян о Божестве. И вновь мы в этой сказке сталкиваемся с проявлениями йоги.

Семантический смысл Славянских сказок

Удал-добрый молодец спасает Ивана царевича от шестиглавого змея. Волгишебный помощник Удал-до6рый молодец – это образ победы духовного начала в человеке над его низменными инстинктами.

Проявления основных законов йоги можно видеть и в предании о Вещем Олеге, по своему содержанию напоминающему былину и сказку. Конь здесь условно обозначает те начала в человеке, которые помогали выживать на Земле до поры до времени (конь в бою – олицетворение ярости в битве). Но на определённом уровне своего развития человек должен суметь победить обуздать низменные инстинкты (этому соответствует объезжание дикого коня во многих сказках) или вовсе отказаться от части из них (как в предании о Вещем Олеге). И если человек возвращается к преобладанию низших телесных желаний над высшими, то это и будет той змеёй, которая погубит его самого.

На вышеприведённом примере хорошо видна взаимопроникаемость разных смысловых уровней, присущих былине сказке обрядовой песне. Олег княжил в Новгороде, затем в Киеве завоёвывал Царьград, а умер в Старой Ладоге ще ныне показывают его надмогильный курган. Подобным же образом, приход в Индию древних предков Славян отражён в былине о походе Добрыни в Индию. Ещё более древние события, связанные с Палестиной и Малой Азией (свидетельства присутствия там Протославян), мы находим в сказках о Тархе Тараховиче на Сиян-горе о Подсолнечном Царстве и других.

Современному человеку, воспитанному и образованному в понятиях и представлениях современной науки, трудно представить себе, что ещё недавно наши Предки имели совсем другую картину мира и другое мировоззрение и, что ещё более существенно, имели всеобщую связь с Природой и Мирозданием. Сказки, былины, обрядовые песни помогают осознать эту связь. Ключевым при этом оказывается образ Богатыря (Доброго Молодца). Образ Богатыря в сказках и былинах очень часто обозначает Солнце. Таков королевич Елисей, разбивающий хрустальный гроб своей невесты, Свягогор-богатырь разрубающий мечом кору, которой покрыта его будущая невеста. Всё это образы весеннего Солнца, разрубающего лучами ледяную кору, покрывающую Землю.

Возможно, что и двенадцать подвигов Геракла отражают движение Солнца по зодиакальному кругу. При этом победа над Гидрой может рассматриваться как победа Солнца над холодом, тьмой, сыростью, а очищение авгиевых конюшен – как очистительная сила Солнца. Само имя Геракл содержит очевидный корень «Яр». Солярными являются образы Егория Храброго, побеждающего змея, богатыря Еруслана Лазоревича, греческого героя Персея, Бога Аполлона. Такое стремление к Светилу не случайно. Само оно – загадка даже для современной науки.

Для большей полноты представления рассмотрим ещё некоторые казачьи песни. В казачестве сохранилась именно мужская традиция пения, а также – определённые обряды, существовавшие видимо, ещё в княжеских дружинах древней Руси. Это, например, принесение пряди волос родной реке перед походом на брань. Это и обращение к реке по возвращении с поля брани: «Здравствуй Дон, ты наш Донец здравствуй, родный наш отец», – поётся в походной казачьей песне. В одной Белорусской песне говорится о молодом парне, уходящем в армию, и обращающемся к своей невесте с просьбой отнести его волосы в Дунай, что та и выполняет: «Завернула жёлты кудри, в Дунай-речку отнесла». Здесь явный след пребывания Славян на Дунае возможно, во времена Святослава Хороброго, или даже в более древние времена, когда Славяне во множестве жили по Дунаю. Насколько древними являются эти обычаи, а также насколько они присущи родственным Славянам народам, можно судить по текстам знаменитой «Илиады», где герой Ахилл, перед уходом на войну, приносит прядь волос родной реке.

Несомненен и обрядовый характер многих песен, условно называемых сейчас рекрутскими. Возьмём песню «Как во нашем полюшке». В буквальном смысле в ней поётся о том, что часто случалось с людьми, вставшими на защиту своего Отечества. Но она имеет и обрядовый смысл. Солдат, а в древних образах этих песен – добрый молодец богатырь – это Солнце, которое уходит зимой в чужую, далёкую страну, и там гаснет, умирает (так воспринимали зимнее солнцестояние люди, жившие на севере, особенно за полярным кругом, где Солнце действительно не поднималось больше над горизонтом). Но люди верили, что Солнце обязательно воскреснет, нужно этого ждать как ждут воина с войны, и это ожидание помогает ему вернуться живым. Такое же ожидание помогает и Солнцу пройти точку умирания, зимний солнцеворот.

Однако, этим смысл волшебной сказки оказывается далеко не исчерпанным.

Михаил Борисович Новиков

  • Почему говорят дорогу осилит идущий сочинение примеры
  • Почему говорят дорогу осилит идущий сочинение на дне
  • Почему говорят дорогу осилит идущий сочинение 11 класс
  • Почему говорят дорогу осилит идущий итоговое сочинение обломов
  • Почему говорят дорогу осилит идущий итоговое сочинение вступление